Часть2. Глава 8. Единение в любви

20 April 2011
Спонтанное влечение к Кришне. Позиция самозабвенности и самопожертвования. Спонтанное влечение к Кришне. Бесценный дар Чайтаньи Махапрабху
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:25:37 | качество: mp3 192kB/s 35 Mb | прослушано: 339 | скачано: 396 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Законы и беззаконие любви

00:00:04 Текст восьмой.

00:00:10 ашлишйа ва пада-ратам пинaшту мам
aдаршанан мaрмa-хатам кaрoту ва
йатха татха ва видадхату лампатo
мaт-пранa-натхас ту са эвa напарах

00:00:26 Кришна может с любовью обнять меня, а может бросить под ноги. Он может разбить моё сердце, скрывшись от меня. Пусть же этот распутник делает что Ему хочется, однако всегда Он будет единственным Господом жизни моей.

00:00:51 Таково величайшее лекарство для преданных. Мы пришли охватить неохватное, но всегда следует иметь ввиду этот принцип. Стремясь установить отношения с бесконечным Господом Любви и Красоты, мы должны помнить, что Он бесконечен. Для нас Он – Единственный, у Него же – множество преданных подобным нам. Он может обнять нас с большой нежностью и любовью, но мы должны быть готовы к противоположному. Мы можем держаться за Его стопы, но Он может безжалостно нас отбросить. С великой надеждой мы ухватились за Его стопы, всем сердцем предались Ему, всё равно Он может отбросить нас, так и не обратив внимания на все наши усилия и любовь.

00:01:48 Мы можем отдать Ему все лучшее и обнаружить, что подношение наше с презрением отвергнуто. Он может обнять нас, но в то же время мы должны быть готовы к высшей степени безжалостным Его действиям. Все наши подношения Он может попрать ногами. Мы должны быть готовы как к благосклонности, так и к презрительной небрежности. Следует быть готовым к любым несчастьям.

00:02:20 Кришна может быть безразличным. Он может не обращать никакого внимания. Он более близок когда наказывает; Его безразличие гораздо нестерпимее наказания. Преданный думает: «Кришна избегает меня, пренебрегает мной настолько, что не хочет иметь со мной никаких отношений. Неужели Он не знает меня? Неужели я чужак, незнакомец?» Мы можем воспринимать наказание как благословение, однако безразличие ещё сильнее колет сердце.

00:03:01 Боль разлуки, переживаемая преданным, может зайти ещё дальше. Ни капельки не беспокоясь о нас, Кришна может нежно обнимать другого, – все у нас на глазах, прямо перед нами. Мы можем думать: «Это моё притязание, моё право», однако прямо перед нами эта привилегия может быть отдана другому. И это может быть источником наших всевозрастающих беспокойств.

00:03:34 Таков закон любви – он не может терпеть безразличие. Это невозможно вынести, однако мы должны быть готовы. С самого начала мы должны быть готовы, таково значение Кришна-премы, Божественной Любви к Кришне, потому, что Он – Самоуправец. Он есть Любовь. Божественная Любовь означает милость, никак не справедливость. Там нет закона. А мы избрали Божественную Любовь своей величайшей удачей, так что законничать с нами не будут – мы должны быть к этому готовы. В Божественной Любви нет справедливости, она свободна. Она может являть себя где угодно и как угодно. Такова сама природа Божественной Любви, так что мы не можем предъявлять на неё свои претензии – это не в наших правах.

00:04:43 Такова природа этой наивысшей сущности; она крайне редка. Однако с нашей стороны требуется непоколебимая верность ей. Это настоящая любовь, поэтому вы должны быть готовы на все. Как бы ни были враждебны обстоятельства, такова подлинная природа Кришна-премы: умри чтобы жить. Если вы готовы принять все эти различные ситуации, – хорошие ли, плохие, – тогда вы можете ступить в тот высокий мир.

00:05:23 Справедливость подчинена закону, – милость выше его. Према, Божественная Любовь также надзаконна, однако в ней есть свой закон. Еще один стих, чье значение параллельно данному, приводится Шрилой Рупой Госвами Прабхупадой:

00:05:44 вирачaйа мaйи дандам динaбaндхо дайам ва
гатир иха нa бхавaтах качид aнйа мaмасти
нипатату шaта-кoти нирбхарам ва нaвамбхас
тад aпи кила пайoдах стуйате чатакена

00:06:05 Есть такая маленькая птичка – чатака, которая пьет лишь воду дождя. Она никогда не возьмет ни капельки с земли – будь то речная вода, криница или ручей. Сама её природа в том, что, воздев клюв к небу, она жаждет воды дождевой. Шрила Рупа Госвами приводит этот пример, чтобы показать, как преданный всегда живёт в ожидании «воды дождевой» Кришна-премы, и никакой другой любви.

00:06:42 Преданный молится Господу: «Ты – друг падшим, так что я надеюсь. Ты можешь одарить Своей милостью, или всячески покарать меня – в любом случае я не признаю никакой другой альтернативы, кроме как безраздельно предаться Твоим лотосным стопам».

00:07:03 Наше настроение самопредания должно быть в точности подобно духу птицы чатаки, которая с поднятыми в небо глазами всегда молится о дождевой воде. Дождь может нисхлынуть очень обильно и не только исполнить её маленький призыв, но залить все тело ее. Сверху может полахнуть молния; средь ясного неба может ударить гром и разнести её тельце, стереть с лица земли... всё равно природа этой птицы – исключительно молиться о воде дождевой. Ни при каких обстоятельствах она не примет воду из другого источника. Наше настроение по отношению к Кришне должно быть подобным: протянет ли Он нам Свою милостивую руку, или нет, – наш долг – предаться Ему.

00:07:59 В этой связи я вспомнил один стих. Когда после долгой, почти в сто лет, разлуки Кришна встретил на Курукшетре Шримати Радхарани с гопи, Он почувствовал, что покинув их, Он тем самым совершил великое преступление. Когда Он приблизился к гопи, а особенно к Шримати Радхарани, вспомнив их любовь и преданность, Он чувствовал себя злостным преступником; и столь сильным было Его чувство, что Он нагнулся, намереваясь коснуться лотосных стоп Шримати Радхарани.

00:08:35 Один поэт так представил эту сцену, а Шрила Рупа Госвами включил его поэму в свой «Падйавали». В то время Кришна был верховным правителем Индии. Но когда Он соприкоснулся с гопи и атмосферой Вриндаваны, Он почувствовал себя преступником и, нагнувшись, хотел было коснуться лотосных стоп Радхарани, однако, попятившись, Радхарани произнесла: «Что делаешь Ты? Пошто чаешь коснуться Моих стоп? Это поразительно. В Себе ли Ты?

00:09:13 Ты – повелитель всего. От Тебя не требуется никаких оправданий. Ты – свами. Ты владыка Мой и муж, Я же – Твоя служанка. Быть может Ты какое-то время был занят делами вдали от нас – что ж тут плохого? Чем провинился Ты за это? Это не имеет ни какого значения, ведь и общество, и Писания дают Тебе такое право. Здесь нет проступка, нет греха с Твоей стороны. Ты не сделал ничего плохого.

00:09:47 Настоящий преступник – Я. Вся подлость во Мне, во Мне все недостатки. Ты не в ответе за нашу разлуку, так что же Ты видишь неправду в Себе, почему считаешь Себя виноватым? Доказательство Моего преступления – Мною длимая жизнь: в боли разлуки с Тобой Я не погибла.

00:10:11 Я решаюсь казать лицо миру, однако Я не предана Тебе. Я не смогла достичь необходимого уровня веры, что должно хранить ради Твоей любви, поэтому преступник не Ты, преступница Я. В Писаниях святыми сказано, что жена должна быть благодарна и исключительно предана мужу. Это было наказано Писаниями. Женщина должна безраздельно быть предана мужу, своему господину. Так что сейчас, при встрече, Мне следует пасть к Твоим стопам и молить о прощении, о снисхождении за то, что нет во Мне настоящей к Тебе любви. Я поддерживаю жизнь в Своем теле, вызывающе держу себя в обществе; не подходящая пара Я Тебе, так что прости... Ты просишь у Меня прощения? Должно быть все наоборот! Что это ещё такое? Пожалуйста, не делай этого».

Позиция самозабвенности и самопожертвования

00:11:22 Таким должен быть идеал нашей любви к Кришне. Мы, ограниченные, по отношению к Безграничному должны принять такое настроение. Когда Ему будет угодно, Он может уделить нам лишь самую малость внимания, однако нам следует все без остатка своё внимание направить на Него. И другой альтернативы нет. Шри Чаитанйа Махапрабху советует нам быть безраздельно преданными Кришне, и, поскольку мы незначительны, наш дух должен быть таким.

00:12:09 Коль скоро мы стремимся к величайшему, не будет ничего несправедливого в том, что с нами могут обойтись пренебрежительно. Наши чаяния, наше понимание и позиция должны быть в духе самопожертвования и самозабвенности, так же, как и для тех, кто собирается сражаться на поле боя за отчизну, неуместны роскошь и стремление к комфорту.

00:11:19 Этот стих говорит об уровне, когда молитва преданного услышана, и он получил место в Господней обители. Теперь его запросы не имеют предела. Хотя он – в безопасности, его молитва вновь просит о дальнейшем продвижении. Поначалу он стремился лишь к незначительному положению пыли у подошв лотосных стоп Кришны. Затем пришел дар. Прикосновение святых стоп Кришны низошло на пыль и, теперь она преображена будто силой волшебной палочки. Непроизвольно приходит более великое, высшее требование.

Спонтанное влечение к Кришне

00:12:36 В этой связи я помню, что когда Ганди формировал свою ненасильственную армию, один из добровольцов попросил: «Пожалуйста, устройте нам чайку´». Ганди сказал ему: «Речную водицу вполне можно устроить, но никак не чаёк. Если вы на это готовы – вперед». Если мы хотим получить связь со Вридавана-лилой Кришны, мы не можем ставить никакие условия. Тогда мы поймем метод, рекомендованный Шриманом Махапрабху: смирение, превосходящее таковое у травинки. Никакой жалобы не должно быть с нашей стороны. И не только в отношении внешнего положения нынешней жизни, но даже и в отношении вечной жизни – малейшее своё недовольство мы должны тщательно подавлять и полнокровно мы должны принять пути Господни. Кришна может принять нас, а может и отвергнуть – следует идти на риск. Лишь тогда для нас возможен прогресс.

00:13:50 Если тем или иным образом мы войдем в группу слуг Кришны, мы увидим, что подобной натурой там обладают все, а когда они все вместе встречаются, распределившись по соответствующим группам, они друг друга утешают. Согласно различным настроениям служения, существуют различные группы слуг сходной природы, и они утешают друг друга беседами о Кришне. В Бхагавад-гите Шри Кришна говорит:

00:14:23 мaч-читта мaд-гата прана
бoдхайантах параспарам
кaтхайанташ чa мам нитйaм
тушйанти чa рамaнти чa

00:14:36 «Преданные Мои собираются вместе, беседуют обо Мне и обмениваются мыслями, что вселяет утешение в их сердца. И живут они так, словно разговоры обо Мне их пища. Это доставляет им высшего вида удовлетворение; они видят, что беседуя между собой обо Мне, чувства их сходны с наслаждением Моим присутствием».

00:15:03 тешам эванукaмпартхам
aхам aджнанa-джaм тамaх
нашайамй атмa-бхавaстхо
джнанa-дипeнa бхасвaта

00:15:14 «Когда чувство разлуки со Мной в груди преданных становится слишком остро, Я внезапно являюсь среди них и утоляю Своим присутствием их жажду» В последнем стихе Шикшаштаки Шри Чаитанйа Махапрабху дал ещё одно дивное и святое утешение. И это подтвердил Кришнадас Кавираджа Госвами, который написал:

00:15:42 бахйe виша-джвала хайа
бхитарe анaнда-мaйа
кршнa-прeмара aдбхута чaрита

00:15:51 «Не бойся. Внешне ты можешь переживать страшную боль разлуки, однако в глубине, ты почувствуешь ни с чем не сравнимую расу, наисладчайшую благодать, радость и экстаз» Внешне могут быть муки разлуки, но внутренне – величайшее удовлетворение. Такие советы дают нам Писания, да и практический опыт подтверждает нашу веру в столь тонкий предмет. Английский поэт Шелли написал: как искренен бы ни был смех в нём скорбь и боль всегда звучали а песни, сладостнее всех, – поют лишь только о печали.

00:16:51 Эпос, описывающий жестокую разлуку героя и героини, столь сладок, что хотя мы и роняем слезы, читать все же продолжаем. Когда мы слушаем о страданиях Ситадеви, о том, как Рамачандра её прогоняет, оставляя её, с ребенком, беззащитной в лесу, это доставляет сильную боль. Мы роняем слезы, но продолжаем читать. В боли присутствует сладость. Такое возможно.

Бесценный дар Чайтаньи Махапрабху

00:17:26 Разлука с Кришной походит на это. Особое качество Кришна-премы в следующем: внешне мы испытываем сильную боль, как в потоке лавы, однако внутренне наше сердце исполнено какой-то необыкновенной экстатической радостью. Вот что дал нам Шри Чаитанйа Махапрабху. Насколько мы ухватим смысл Его наставлений, настолько мы будем готовы к подобного рода жизни. Это плата за путь во Вриндавану, и, когда нас представят множеству нам подобных, наша радость будет беспредельной. Встретившись с другими, кто имеет подобную нам природу, подобный дух, мы обретем в них приют. Не нужно бояться. Несмотря ни на что, следует быть уверенным, что это наш дом и нам нужно вернуться домой, вернуться к Богу.

00:18:29 Мы не чужие там. Чужие мы здесь – каждый обращается со мной как хочет. Однако Вриндавана преисполнена надежды; она полна высочайших чаяний. Она – место внутренней благодати. И мы стремимся к этому; вновь и вновь стремимся мы именно к нашей настоящей Родине. Какова подлинная радость, каково подлинное упоение? Мы с этим не знакомы. Вот что беспокоит нас сейчас. Все же, по мере нашего прогресса в Кришна-сознании, мы на практике познаем чувство настоящей радости и благодати, красоты и очарования, – так мы будем все более и более вдохновлены. Йамуначарйа говорит:

00:19:26 йад-aвaдхи мaмa чeтах кршнa-падаравиндe
нaвa-нaвa-раса-дхамaнй удйатам рантум асит
тад-aвaдхи бaта нари-сангамe смaрйаманe
бхавaти мукта-викaрах суштху ништхивaнaм чa

00:19:45 «До того, как во Вриндаване я соприкоснулся с Кришна-премой, мирские удовольствия были мне очень дороги, но теперь, если какой либо мирской вкус всплывает в моей памяти, я презрительно кривлюсь, и тут же сплевываю»

00:20:03 Так что, если мы получим малейший вкус божественного восторга, однажды мы прийдем к заключению, что не может быть никакого сравнения между этим вкусом и какой бы то ни было умиротворенностью или наслаждением мира материального. В то же самое время, как только мы утвердимся в той атмосфере, никакая боль не сможет обеспокоить или затронуть нас никоим образом.

00:20:29 Есть также другая сторона: хотя нам и советуют быть готовыми к болезнетворной разлуке, действительность не так ужасна. Кришна говорит: мaйи те тешу чапй aхам

00:20:45 «Я никогда не покидаю Своих преданных» Где бы ни находился безраздельный преданный, Кришна как тень там, всегда невидимо за ним следуя. Такова Господня природа:

00:21:02 ахам бхакта-парадхинo
хй aсвaтантра ивa двиджa
садхубхир граста-хрдайo
бхактаир бхакта-джaнa-прийах

00:21:16 Господь говорит Дурвасе: «Я раб Своих преданных; у Меня нет свободы, – Я завишу от их воли. Поскольку они полностью чисты и преданны Мне, Мое сердце в их власти, а Я всегда пребываю в их сердцах. И завишу Я не только от Своих преданных, но даже от слуг их. Даже слуги Моих преданных дороги Мне».

00:21:46 Мы должны быть готовы к любым неблагоприятным обстоятельствам, но не нужно падать духом. Кришна самый нежный; Его забота о нас наивелика и искренна. Его любовь к нам бесподобна. Все же, Шриман Махапрабху в этом стихе предостерегает нас: «Вы собираетесь искать Кришну? Кришна не рыночный леденец, который можно купить и в два счета прикончить. Вы пытаетесь достичь высочайшего из всего высокого, поэтому вы должны быть готовы на все».

00:22:26 И в то же время к нам приходят преданные и говорят: «Не бойтесь. Мы такие же, как и вы. Давайте же идти вместе по прямой. Не волнуйтесь – мы здесь». Мы слышали, что преданные более к нам благосклонны, чем даже Сам Кришна. Утешение нашей жизни, удача наша – Его преданные... а Кришна говорит: мaд бхактанам чa йe бхакта

00:22:58 «Тот мой подлинный слуга, кто слуга Моим слугам.» Садху-санга, общество святых – самое для нас важное и ценное. Общение – это наше руководство, наш гид, призванный обеспечить наше движение и прогресс в сторону Безграничного; это преважно. Мы должны держаться этого заключения:

00:23:24 садху-санга, садху-санга, — сарвa шастрe кaйа
лавa-матра садху-сангe сарвa-сиддхи хайа

00:23:32 Заключение, данное Писаниями, состоит в том, что с помощью святых достижимо все совершенство. Благое общение является нашим величайшим богатством в достижении высшего назначения.