Часть1. Глава 4. Безумный Нимаи Пандид

20 April 2011
Молитвы Адвайта Ачарьи. Явление Шри Чайтаньи Махапрабху. Анти-проповедь Адвайты Ачарьи. Божественное безумие Махапрабху.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:33:24 | качество: mp3 192kB/s 46 Mb | прослушано: 528 | скачано: 474 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Молитвы Адвайта Ачарьи

00:00:14 Ко времени пришествия Шри Чаитанйи Махапрабху, Бенгалия довольно сильно отступила от Кришна-сознания. Люди деградировали настолько, что проводили своё время в бездумной трате денег на никчемнейшие зрелища. Отступив от поклонения Верховному Господу Кришне, они стали поклоняться змеебогу Вишахари или же владычице демонов, Кали. Лишь очень редко можно было услышать Имя Кришны из их уст. Лишь очень немногие индусы, омываясь в Ганге, воспевали святые Имена Говинды, Хари или Кришны. В те дни Навадвипа-дхама, – место явления Шри Чаитанйи Махапрабху, – была во власти мусульманских правителей. У руля стоял Кази, и религиозные чувства индусов сдерживала жесткая рука исламских властей.

00:01:29 Адваита Ачарйа был великим ученым, а среди последователей Шри Чаитанйи Махапрабху являлся самым старшим. Родился он в Наваграме Шри Хатты, в восточной провинции Бенгалии, жил в Шантипуре. Онтологически говоря, Шри Адваита Ачарйа является аватарой Маха-Вишну, который, посредством Своей иллюзорной энергии, создает материальный космос. Адваита Ачарйа был именно тем, кто очень просил Шри Чаитанйу низойти в этот мир как йугаватара, ради благополучия всех душ. Адваита стал поклоняться Господу водой Ганги и листьями Туласи; призывая Его милость, молился: «О Господь, пожалуйста, приди и освободи этих людей; пришла пора освобождать их, распространяя сладкое Имя Кришны. Прийди, мой Господь – они так бедны!» Так, ходатайствуя о падших душах, Адваита Ачарйа привлекал Шри Чаитанйу.

00:02:52 И, когда Верховный Господь уже намеревался явиться, в сердце Адваиты возникло радостное чувство: «Мои молитвы услышаны – Господь грядет!» В конце концов он обнаружил, что Шри Чаитанйа Махапрабху, Верховная Личность Бога, лично явился в доме Шри Джаганнатхи Мишры и Шачидеви как новорожденное дитя Нимаи Вишвамбхара. Тогда, по случаю радостного дня богонисшествия, Адваита Ачарйа отправился выразить должное почтение ребёнку и Его родителям.

Явление Шри Чайтаньи Махапрабху

00:03:36 Когда мальчик немного подрос, Шри Адваита Прабху пришел склониться пред Его стопами, пасть в ноги Нимаю. Шачидеви, нимаева мать, содрогнулась: «Что ты делаешь? Ты уже старый пандит, знаток Вед. Выказав такое почтение моему маленькому сыночку, ты погубишь Его будущее! Что ты делаешь?» Говорится, что когда бы Адваита Ачарйа не преклонил свою голову перед Божеством, если оно было поддельным, то есть если Господь не присутствовал в нем, статуя тут же разлеталась на куски. Однако сейчас, когда Адваита приник головой к стопам мальчика, Нимаи поставил ему на неё Свою стопу. Присутствующие были поражены: «Какой же духовной силой обладает мальчуган? – изумлялись они. – Адваита, – величайший ученый преданный и старейшина, – склонил перед Ним свою голову, а тот невозмутимо наступил на нее! Что это за дитя такое?»

00:04:52 Иногда Нимаи накрывался попоной и, замаскировавшись так, проникал в соседский банановый сад. Ударом головы Он ломал деревья. Соседи, выскочив из дому, думали: «Должно быть бык забрел в наш сад и творит разрушение». В этих Играх Господь поучал преданных: «Я ломаю все ваши банановые деревья, которые используются в каких-то других целях, нежели служение Мне. В высшем смысле, вы – Мои вечные спутники, поэтому, по Своей прихоти, Я могу поступать с вашей собственностью так, как мне заблагорассудится». Иногда Он выхватывал фрукты прямо из рук Шридхары Пандита, говоря:
– О, дай-ка Мне этот банан. Я не смогу заплатить тебе за него.
– Почему ты так поступаешь? – отвечал Шридхара Пандит, – Ты – брахмана, я не могу отказать Тебе. Но Тебе не следует так поступать. Я очень беден. Если Ты заберешь у меня все самое лучшее, как же я жить буду? Так Нимаи проводил Свои Игры похищения фруктов.

00:06:08 По мере того, как Нимаи подростал, Он выказывал все большее и большее почтение Адваите Ачарйе. Но Адваита этого терпеть не мог. Однажды он сказал:
– Мне известно, что Ты не обыкновенный человек. Ты – надъестественная трансцендентальная Личность, Личность высшего плана. Все же, согласно мирским представлениям, Ты младше меня, и из-за этого Ты так почтителен, но я не могу этого терпеть... это выше моих сил. Однако, что Адваита мог поделать? При каждой их встрече, Нимаи выражал ему надлежащее почтение и, в конце концов, Адваита Прабху придумал способ прекратить все это.
– Посмотрим-ка, на что Ты способен!

Анти-проповедь Адвайты Ачарьи

00:07:02 Покинув Навадвипу, он пришел в Шантипур и начал проповедь анти-бхакти. Вскоре Нимаи услышал, что после многих лет практики преданности, Адваита Ачарйа проповедует противные ей идеи. Адваита говорил, что джнана, – знание, – выше, чем преданность. «Преданность делает Господа очень далеким, – объяснял он, – а знание помогает приблизить Его». Обладая знанием, человек думает: «Я хочу постичь Тебя, о Господь». Школа преданности же говорит: «Господь – адхокшаджа, Он Надмирен; чувствами Его не воспринять»! Поэтому Преданность только отдаляет Бога. «Лишь Его сладостная воля может связать нас», – говорит бхакта. Но, согласно учению знания, высший авторитет пребывает внутри нас самих, в нашем сердце. Очевидно, что школа бхакти второстепенна.

00:08:06 Так Адваита Ачарйа начал свою проповедь. Когда Нимаи Пандит услышал об этом, взяв с Собой Нитйананду, Он отправился к Адваите, намереваясь его наказать. Они попрыгали в Гангу и вплавь добрались до Шантипура. Отыскав Адваиту, Нимаи набросился на него:
– Ты что творишь, Ачарйа?! Зачем же ты просил Меня низойти в этот мир? С водой Ганги и листьями Туласи ты молился о Моем явлении, а теперь ты делаешь Меня посмешищем? Ты ораторствуешь против преданности, против Меня? В чем дело? Нимаи Пандит начал отчитывать Адваиту. Затем посыпались пощечины. Пожилая супруга Адваиты Ачарйи громко рыдала: «Что же вы делаете?! Пощадите старика!»

00:09:01 Нитйананда Прабху улыбался; немного в стороне, тщетно силясь понять что происходит, стоял недоумевающий Тхакур Харидас. Адваита Ачарйа же, исполнившись великой радости, молвил:
– Теперь я Тебя проучил – наконец-то Ты пришел меня наказать! Ты проиграл; я одолел Тебя! – Адваита начал танцевать. – Сегодня я победил Тебя, мой Господь! Ты наказал-таки меня! Куда же делось Твое формальное почтение? Так веселясь, Адваита Ачарйа предложил Махапрабху Его излюбленнейшее блюдо – шак.

00:09:48 Господь был настолько милостив к Адваите Прабху, что, хотя тот и был старым ученым и ачарйей, в наказание получил серию пощечин. Никак нельзя наказывать или оскорблять того, кого мы почитаем, – это возможно лишь по отношению к близкому другу. Неуважение и порицание возможны лишь при большой близости. Чистые преданные хотят быть наказанными. «Накажи нас», – молят они, однако наказание Высшей Власти не так-то дёшево. Много лет спустя, незадолго до того, как Шри Чаитанйа Махапрабху явил Свои заключительные лилы божественного транса, Адваита Ачарйа Прабху написал несколько таинственных поэтических строк и через Джагадананду послал их Господу:

00:10:43баулакe кaхиха — лoкa хаила баула
баулакe кaхиха — хате на викайа чаула
баулакe кaхиха — кайe нахикa аула
баулакe кaхиха — иха кaхийачхe баула

00:11:00 Скажи нашему Прабху, Кто ведет Себя как безумец, что весь мир обезумел, и рис, некогда такой дорогой, ныне обесценел. И люди, от любви к Богу став полубезумными, презирают этот мир и все, чем когда-то дорожили; скажи Ему: «Так говорит другой безумец». Прочитав эту таинственную поэму, Шри Чаитанйа Махапрабху стал очень серьезным. Присутствовавший тогда Сварупа Дамодара, спросил:
– Что написано здесь?
– Я не знаю, что точно, – ответил Махапрабху, – но Адваита Ачарйа – великий жрец, а некоторые жрецы привыкли считать, что сначала мы пригласим Божество, попросим Его остаться на время поклонения, а затем скажем Ему пока. Похоже Адваита думает, что пришло время прощаться с Божеством. Я не знаю подлинного значения, однако, похоже смысл таков.

00:12:33 Сварупа Дамодара взял поэму, прочитал её, и его лицо стало очень задумчивым. «Ох-хо, Адваита Прабху говорит, что цель пришествия Махапрабху достигнута и Ему больше нет необходимости проповедовать святое Имя Кришны, как Богонисшествие нынешнего века. Дело аватары завершено; Ему пора идти».

Божественное безумие Махапрабху

00:13:01 После этого случая, Махапрабху оставался на Земле ещё двенадцать лет, но жил уже не так, как ранее. Его умонастроение полностью изменилось. С того дня Его охватило сильное чувство разлуки с Кришной, чувство Радхарани. Им овладело божественное безумие, а Его связь с обществом практически прекратилась. В то время Ему прислуживали Сварупа Дамодара и Рамананда Рай. Он не поддерживал больше никаких отношений с внешним миром; в груди Его все горело огнем, огнем разлуки. Он погрузился в поиск Шри Кришны, – так Шримати Радхарани искала Кришну, когда Он покинул Вриндавану. В этом настроении божественного беспамятства, двенадцать лет Он провел в закрытой комнате арендованного Каши Мишрой дома. Бывало, что среди ночи, бессознательно преодолев оградительную стену, Махапрабху бросался бежать на встречу с Господом Джаганнатхой. Обнаружив, что из Его комнаты больше не доносится звук имени Кришны, Сварупа Дамодара и другие преданные начинали Его искать: «Махапрабху там нет; где же Он?» Иногда они находили Его лежащим близ главного входа в храм Джаганнатхи; с раскинутыми руками и ногами, Он напоминал черепаху, вытянувшую из панциря свои конечности. От Него исходил сладчайший аромат; вокруг Него собрались коровы и нюхали Его тело. Пребывая в таком бессознательном состоянии, внутренне Махапрабху переживал Блаженноигрие Радхи и Говинды в кругу гопи на Говардхане, а Сварупа Дамодара вместе с другими преданными, воспевая святое Имя Кришны, изо всех сил пытался привести Его в чувство.

00:15:23 Когда Махапрабху очнулся, Он был недоволен: «Что вы наделали? Там Я наслаждался наисчастливейшими переживаниями, но, подняв шум, вы стащили Меня сюда». Но что произвело шум? Воспевание Харе Кришна. А кто пел Имя Кришны? Сварупа Дамодара и другие подобные ему. Глубина переживаний Шри Чаитанйи Махапрабху в трансе была настолько велика, что Он воспринял воспевание Харе Кришна как шум. Так что мы можем воспевать святое Имя Кришны, а это может быть просто шумом. Хотя, с другой стороны, можно видеть, что кришна-нам настолько безмерноценен, что Его предпочитают даже непосредственному участию в кришна-лиле. Однако указание, пришедшее к нам от ачарий, духовных наставников в нашей линии, таково, что своё собственное воспевание нам следует считать всего-навсего шумом.

00:16:38 Как-то раз, Шри Чаитанйа Махапрабху бродил по берегу океана. Одна девушка пылко воспевала славу Господа Джаганнатхи и Махапрабху побежал прямо на этот звук. Он бежал сквозь заросли ужаснейших колючек, но Говинда, Его слуга, каким-то образом все же остановил Его. Когда Махапрабху понял, что произошло, Он сказал: »О, так это девушка поет? Говинда спас Мою жизнь». Порой Его внезапно охватывало чувство, что в Ямуне Кришна играет с гопи. В этом настроении, крича «Кришна!», Он бросался в океан. Сознание покидало Его; волны играли Его телом. Обнаружив Его исчезновение, преданные приходили в беспокойство: «Где же Махапрабху?»

00:17:39 Во главе со Сварупой Дамодарой начинались поиски. Однажды, проискав всю ночь, преданные так и не смогли Его найти. Под утро, они вдруг увидели бегущего сломя голову рыбака, который, в полубезумии, кричал: «Кришна! Кришна! Кришна!»
– В чем дело? – спросил его Сварупа Дамодара.
– По ночам я обычно рыбу ловлю, – ответил рыбак, – но сегодня ночью, вытащив сеть, я поймал нечто очень тяжелое. Когда я тянул, я думал что поймал большую рыбу, но вытянув сеть на берег, я увидел большую человеческую фигуру; пытаясь освободить тело из сетей, я коснулся Его и, тут же, что-то случилось с моим рассудком.
– Должно быть ты увидел нашего Шри Чаитанйу Махапрабху? – спросил Сварупа Дамодара.
– Нет, – ответил рыбак, – я когда-то видел Шри Чаитанйу, Он такой красивый... нет, нет, это не Он. Это кто-то другой.
– Как бы то ни было, покажи нам где Он.

00:18:59 Они пошли и увидели длинную фигуру Господа; бесчувственный, Он лежал на песке, суставы Его были вывихнуты. Сварупа Дамодара, вместе с остальными преданными, стал петь Ему на ухо святое Имя Кришны до тех пор, пока тот не очнулся. Прийдя в сознание, Махапрабху начал описывать лилу Кришны, увиденную Им в трансе. Таким образом, после того, как Адваита Ачарйа послал Ему Свою поэму, последние двенадцать лет Шри Чаитанйа Махапрабху жил погруженный в острое чувство разлуки, которое питала к Кришне Шримати Радхарани. Эта великая степень божественного чувства была явлена Шри Чаитанйей Махапрабху в Его последние дни на Земле.

00:19:58 Однако, даже когда Он ещё жил в Навадвипе как великоученый юноша Нимаи Пндит, после того, как Он вернулся из Гайи и стал проявлять признаки преданности Кришне, все стали считать Его сумасшедшим. Нормальномыслящие люди того времени говорили: «Нимаи Пандит был хорошим, воспитанным парнем, но, вернувшись из Гайи, Он полностью изменился и сейчас делает так много нежелательного. Он хочет проповедовать множество новых идей. Что же это такое? Он совсем потерял рассудок. Он не обращает внимания ни на какие правила и предписания, общественные порядки и даже на древние Писания – только «Кришна, Кришна, Кришна». Раньше Он был нормальным, но в последнее время от Его нормальности не осталось и следа. Да, Он, конечно, чрезвычайно умен. Когда Он преподавал, Ему не было дела до учености даже величайших пандитов. С легкостью Он одолел наиученейшего Кешаву Кашмири; побеждал Он также и многих других. Однако сейчас мы потеряли Его. Теперь Он совсем другой. Ему нет дела до Брахманов, – писаний, которым следуем мы. У Него появилось другое мнение, и сейчас Он пропагандирует это. Его невозможно понять». Соседи жаловались Шачидеви, матери Господа: «Шачидеви, в чем дело? Раньше Нимаи не был таким; теперь же Ему нет никакого дела до нас. У Него нет привязанности даже к жене. В кого Он превратился?»

00:21:26 Ты – дочь почтенного человека, – полюбуйся же на своё несчастье!.. Ах, ты спрашиваешь что делать? Факты таковы, Шачи: твой единственный сын, который был таким выдающимся юношей, сошел с ума. Тебе следует позаботиться о надлежащим для Него лечении». Тогда Шачидеви пригласила кавираджа, – доктора.

00:22:17 Доктор приготовил все необходимое, чтобы соорудить небольшой кирпичный резервуар, который нужно было наполнить маслом Вишну, считавшимся замечательным охлаждающим. Нимая Пандита попросили в нём искупаться. Он послушался и залез в приготовленную ванну, но внезапно начал смеяться и устроил в ней игрища. Безумно хохоча, Он нырял и плескался в масле. В это время пришел Шривас Тхакур.
– Как Нимаи Пандит? – спросил он.
– Смотри же, как несчастна я! – воскликнула Шачидеви. – Нимаи мой совсем помешался. Я пригласила доктора и он устроил должное лечение. Тут она показала ему играющего в ванне Нимая.
– Что это? – спросил Шривас.
– Это посоветовали мне соседи, – ответила Шачи.
– Вы такая воспитанная женщина, а не знаете, как вести себя с другими. Того, чем обладает ваш Нимаи – я страстно жажду! Мальчик ваш имеет кришна-прему, а я хотел бы получить хоть каплю ее. Если только нам будет позволено прожить ещё хотя бы несколько дней, мы непременно станем свидетелями множества удивительных Игр Кришны.

00:23:52 Затем, на некоторое время Нимаи упокоился. Он сказал Шривасу:
– Уж если и ты скажешь что Я спятил, Я покончу с Собой бросившись в Гангу. Хоть ты понял, кто Я. Это Мое утешение, Шривас. Если бы ты сказал людям, что Я – сумасшедший, Мне стало бы ясно: здесь нет никого, кто мог бы принять то, что Я принес и, поэтому, без малейших колебаний, Мне должно утопиться. До Своего паломничества в Гайу, Нимаи был большим ученым. Когда же Он, насыщенный преданностью, вернулся из неё, как и прежде Он стал преподавать грамматику, но теперь все Его объяснения были связанны с Кришной. Интерпретируя корни санскритских слов, Он показывал их взаимосвязь с Кришной. Он говорил, что звук – это всего лишь вибрация, а вибрация есть энергия Кришны. И именно энергия Кришны делает что-либо чистым, приводит всё в движение. Если эта энергия уходит – всё мертвеет и исчезает. Таким образом, Нимаи хотел объяснять все согласно с Кришной.

00:25:22 Его ученики были сильно обеспокоены. «Что такое! – думали они. Мы пришли к Нимаи Пандиту изучать санскрит, но теперь наши академические запросы не будут удовлетворены. Все же, уровень знаний, который мы получили от Него, ни у кого другого мы не смогли бы получить, так что нам нельзя Его оставлять. Но как изменить манеру Его преподавания?» Они направились к прежнему учителю Нимая, Гангадасу Пандиту, который был Ему наставником в детстве.
– Всем вам выпала большая удача быть учениками Нимая Пандита, – сказал Гангадас, – Он замечательный преподаватель. Какова же ваша жалоба?
– Нам очень нравилось заниматься под руководством Нимая Пандита, – ответили ученики, – но, с тех пор как Он вернулся из Гайи, Он стал объяснять всё совершенно по-другому. Он учит санскриту лишь в связи со святым Именем Кришны. Он понимает очень серьезную философию, однако это не соответствует нашим намерениям изучить грамматику. То, что Он говорит поистине ценно, но как это продвинет наше обучение? Пожалуйста, попроси Его измениться. Ты – Его учитель, и Он тебя очень уважает. Только ты можешь повлиять на Него.
– Хорошо, – сказал Гангадас. – Попросите Его завтра прийти ко Мне. Ученики направились к Нимаю и сказали Ему: «Твой прежний учитель звал Тебя. Он хочет Тебя видеть».
– Хорошо, – ответил Нимаи, – Я непременно схожу к нему.

00:27:17 В этот же день, немного позднее, Он пришел к Гангадасу Пандиту и предложил ему Свои почтительные поклоны. Гангадас сказал: «Ну, как Ты, мальчик мой? Я рад слышать, что Ты посетил Гайу и выполнил там религиозные обязанности по отношению к предкам. Все это очень хорошо, но сейчас Твои ученики жалуются на Тебя. В чем дело? Это правда, что Ты не заботишься об их надлежащим обучении? Почему Тебя не волнует их образование как раньше? Они ценят Твое руководство, однако, после возвращения из Гайи, Твой стиль преподавания совершенно изменился. Перестань вести Себя так. Обучай их должным образом. От людей я слышал, что Ты стал преданным. Но неужели отец Твой не был преданным? А деды? Конечно, Ты же стал преданным высшего класса. Но попридержи коней. То, что Ты говоришь о преданности, кажется излишним, какая же это грамматика? Или Ты считаешь, что Своими новыми истолкованиями Ты глубже объяснишь предмет? Уж не думаешь ли Ты, что твои учителя и учителя Твоих учителей были идиотами? Что скажешь? – Нимаи молчал. – Хорошо. Не бери на Себя слишком много. Будь спокойным, следуй линии Твоих наставников и обучай ребят должным образом, чтобы в будущем нам больше не пришлось выслушивать жалобы на Тебя. Ученики Твои не хотят идти ни в какую другую школу. Они очень любят Тебя, так что учи их хорошо.

00:29:12 Затем Нимаи взял пыль со стоп Своего учителя и сказал:
– Да, да, Я буду стараться следовать вашим указаниям. Силой пыли ваших стоп, со Мной никто не может тягаться в учености. Не беспокойтесь. Я буду обучать их как надо. Несколькими днями позже, в забытьи, Нимаи стал воспевать имена гопи. К Нему подошло несколько больших ученых, занимавших видное положение в обществе.
– Нимаи Пандит! – сказали они Ему. – Ты был такой великий ученый, пандит; теперь Ты стал преданным. Но дело не в этом. Почему Ты воспеваешь имена гопи? Повторяй Имя Кришны. Согласно Писаниям, это принесет Тебе определённое благо. А Ты повторяешь «гопи, гопи». Какое благо Ты получишь от этого? Ты не в своем уме.
– Да кто этот Кришна? – огрызнулся Нимаи. – Почему Я должен Ему поклоняться? Он охотник за женщинами и разбойник! Тут Нимаи схватил палку и прогнал их прочь.

00:30:37 Позднее они обсуждали: «Нимаи Пандит совсем спятил. Мы хотели дать Ему хороший совет, а Он схватился за палку, чтобы убить нас! Но мы не дети простолюдинов – наше положение в обществе очень высоко, у нас есть семейное достоинство. Мы ещё покажем Ему!» Они устроили заговор, намереваясь преподать Нимаю урок, задав хорошую взбучку.

00:31:19 В это время, Нимаи внезапно начал восклицать: «Я принял все возможные меры, чтобы спасти эти несчастные души, однако Я вижу, что они творят лишь больший грех, оскорбляя Меня и чиня заговоры о расплате. Зачем Я пришел? Что сможет освободить их? Я должен взять на Себя роль саннйаси. А иначе они будут продолжать думать, что Я один из них, простой домохозяин. Но, если Я стану саннйаси, проповедником, быть может тогда в них проснется некоторое почтение. “Все мы домохозяева, – скажут они, – Он же стал саннйаси. Его следует почитать” . Тогда, уважительное отношение ко Мне принесет им определённое благо. В противном случае, если они будут считать Меня обыкновенным человеком, они пойдут в ад. Дабы вызвать в них некоторое почтение, для их же блага, Я должен принять роль саннйаси...» Нитйананде Прабху и нескольким другим Махапрабху открыл: «В последний день первого месяца этого года, Я приму саннйасу».