Лекция 6

Индия - 01 января 2008
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:56:11 | качество: mp3 32kB/s 12 Mb | прослушано: 135 | скачано: 301 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ванчха калпата рубхьяш ча крипа синдхубья эва ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха. Джай шри кришна чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривасади гаура-бхакта вринда. Харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе. Мукам кароти вачалом пангум лангаяте гирим ят крипа там ахам ванде шри гурум дина тарана. Сегодня у нас завершающий вечер во Вриндаване. Духовная энергия должна рассеивать невежество. Это задача, которую мы перед собой ставим – рассеять невежество своего сознания. Как определяется невежество?

00:01:14 Невежество определяется как – принимать материальные наслаждения за счастье. Когда мы принимаем эти наслаждения за нечто настоящее, за нечто серьезное. Но в действительности это невежество, т.к. материальные наслаждения имеют начало и конец. Они приходят и уходят, и отчего появляется невежество? Очень интересная природа. Невежество появляется от ложного миропонимания. Мы неправильно осознаем себя в мире, неправильно воспринимаем сам мир. От этого ложного миропонимания появляется ложное эго.

00:02:08 Ложное эго особый элемент сознания. Буквально ложное эго – это концепция «я горжусь собой». Мне есть чем гордиться, я что-то из себя представляю. Ложная гордость. От ложного миропонимания появляется ложное самоотождествление, ложная гордость, и человек пытается подойти к духовной жизни, но вместо духовной жизни находит эзотерические варианты, которые самозакончены сами в себе. Каждый духовный элемент ставит своей целью продвинуть человека дальше. Развить его дальше, развить его выше, перевести его на следующую ступень. Когда элемент закончен сам в себе, это является тупиком, тупиковая ветка. Если мы возьмем ту же хатха-йогу, то она дает возможность развить человека дальше.

00:03:11 Хатха-йога закончена сама в себе. Хатха-йога ради хатха-йоги – это обыкновенная физкультура, обыкновенный тупик, никакого смысла нет. Смотрите, сколько йогов жило на этой Земле. Великие йоги, известны их имена. Идеально выполняли свои асаны. Они питались идеальной пищей. Кто из них остался жив? Никто, ни один йог не остался жив. Все йоги умерли. Сама йога – это тупиковая ветвь. Йога ведет выше куда-то. Чем бы человек не занимался – это тупиковая ветвь. Он не может заниматься этим ради этого. Это должно быть частью системы, частью развития, частью чего-то серьезного, многоступенчатого. Что такое элемент ложного эго, которое мешает нам увидеть святые места? Мы не можем увидеть святые места, поэтому для нас создаются такие места, MVT – такое место, которое создано специально для нас.

00:04:16 Здесь все подмели, полили водой, посадили траву, причесали все растения, беседку поставили. Это имитация духовного мира. И нам это понятно. Мы понимаем: «Вот это как надо!». Но это имитация для нас. Это сымитирован Вриндаван, который мы должны были бы увидеть. В действительности это оплаченная декорация. Но она нас устраивает. В таких декорациях нам уютнее. Нам это понятно, что вот такой должен быть Вриндаван. но он такой и есть на самом деле. Он такой и есть, только беседка из драгоценных камней, земля выложена камнем Чинтамани, каждая травинка рада поддержать стопы по ней идущих. Все деревья цветущие и плодоносящие. Таков Вриндаван. Мы не можем увидеть. Ложное эго, как я уже говорил, оно мешает нам видеть что-то. Ложное эго – это не важно, кто я, главное, чтобы я был самым-самым.

00:05:32 Ложное эго требует быть самым-самым. Т.е. не получается быть самым умным, ну хотя бы буду самым тупым. Все равно. Главное, быть самым-самым. Т.е., если не могу быть самым святым, буду самым падшим. Хоть в чем-то быть самым-самым. Поэтому придумали моду, чтобы хоть в чем-то отличаться. Главное, чтобы быть самым-самым. Человек придумывает себе ложную концепцию ложного эго, и когда спрашивают: «А вы чем занимаетесь?». И человек начинает своё ложное эго рассказывать. «А я вот самый-самый вот в этом направлении, и в этом мне равных нет». И это ложное эго, я хожу самый-самый, но в действительности ничего не вижу. Вижу только себя. Ложное эго – это вектор на себя. Вижу только себя, вовне ничего не могу увидеть. Я не вижу даже своих родных близких, я их не воспринимаю. Они начинают мне мешать. Они меня не ценят, не понимают, пойду к другим людям. В стране меня не ценят, поеду в другую страну.

00:06:43 Еще что-то. Человек пытается поддерживать статус-кво. «Самый-самый». Его эго заставляет его поддерживать эту ложную концепцию. Все это приводит к крайностям. Крайности на духовном языке называются фанатизмом. Фанатизм – это псевдорелигиозность. Псевдорелигиозность на основе ложного эго, ложной концепции. Человек принимает религию, но не положение слуги Бога. Мы видим, человек думает: «Вот эту религию приму, потом вот эту. В некоторых традициях люди семью создают и меняют религию, ещё что-то.

00:07:34 Как партию, политическую партию. Но человек не принимает истинное положение слуги Бога. Принять религию, не приняв положение слуги Бога, это как вступить в брак, не собираясь хранить верность. Или стать студентом, не собираясь учиться. Внешний фетиш, внешняя сторона духовного процесса. А внутри ничего. Принята только внешняя сторона: так буду одеваться, так причесываться. Но внутри ничего не происходит. Религия – это любовь к Богу, особое состояние души. Любовь. Сейчас так много говорится о любви: то люблю, се люблю.

00:08:36 Там люблю. «Бог есть любовь. Бог есть Бог. все есть любовь. Надо всех любить». Так много говорится об этом, но никто не может объяснить, что это такое. Понятно, что всех надо любить, а что это значит? Сейчас пойду всех любить, что это значит? «Ты куда пошел?». «Я пошел всех любить». Даже страшно. «Можно вам полюбить?». «Не надо». Как-то так страшно это звучит. Любовь, описывается в трактатах, начинается с желания исполнять свой долг.

00:09:17 Это значит следовать правилам и предписания, данными Богом. Исполнение долга – значит следовать правилам и предписаниям. Любовь - это буквально спонтанное желание следовать правилам и предписаниям. Спонтанное желание следовать правилам и предписаниям. Например, будильник. Что такое будильник? Очень интересное явление. Будильник – это признак отсутствия любви к работе. Человек не хочет просыпаться на работу. Нет никакой нужды просыпаться на работу. Нет никакого желания, никакого мотива. Поэтому нужен будильник. Будильник – это имитатор любви к работе. Очень интересно. Если любовь есть – проспать невозможно. Как может мать проспать время кормления ребенка или ещё что-то? Если любовь есть, как она может? Не может проспать. Если есть спонтанность, как можно проспать?

00:10:27 Проспать невозможно. Если вы любите, разве можно на неё проспать. Или просто хотя бы вам нравится какая-то деятельность, её невозможно проспать. У меня есть опыт: за последние лет 5 я ни разу не проспал лекцию. Все остальное просыпал, а вот лекцию ни разу не проспал, и у меня нет будильника. Опоздал только один раз и то, из-за того, что часы в Москве перевели. Я приехал на час позже. В Москве никто этого не заметил. Если действительно что-то нравится, даже вопросов нет о будильнике. Если хочется есть, зачем нужен будильник, чтобы встать поесть?

00:11:16 Не нужен будильник, чтобы лечь спать. Заведу будильник, чтобы лечь спать. Нет. Захотел спать – пошел! Захотел есть – пошел. Все естественно. Но правилам мы не хотим следовать естественно. Нам необходимо напряжение. Нет любви. Нет любви к Богу, нет желания следовать правилам Бога. И приходится вводить ограничения. Нам нужно повторять правила вновь и вновь. Чтобы мы запомнили. Нужно постоянно повторять простые истины: я не это тело. Это основное, первое правило, с которого начинается духовная жизнь: я душа, я не тело. Это нужно как будильник слышать помногу раз в день. Потому что забывается. Я опять опускаюсь на телесную платформу. Кажется, что слова звучат, но, а что делать дальше? «Я не это тело», а что дальше делать, как теперь с этим жить? Поэтому 500 лет назад пришел Господь Чайтанья. Для того. Чтобы объяснить эту концепцию: я не это тело, отличие души от тела. Он очень хорошо её показал на Своем примере.

00:12:59 Дал очень простую концепцию. Он объяснил, что понимать, что я не это тело, понимать, что я – душа, это значит постоянно повторять святое Имя Бога. Желание души – повторять Имя Бога. Это её естественная вибрация. Душа вибрирует Именами Бога. Желание тела совсем другие. Они перечисляются в трактатах. Мы их не будем перечислять, чтобы не осквернять святое место. Душа естественно хочет повторять святое Имя Бога.

00:13:42 Поэтому, когда мы действительно помним, что мы - душа, а не тело, тогда душа естественно повторяет святые Имена. Вибрирует. В хатха-йоге говорится, что каждый вдох и выдох – это мантра. На вдохе со, на выдохе хам. Сохам. Я – душа. Естественное повторение. Когда мы дышим, мы уже повторяем мантру. Просто мы не слышим эту мантру. Также душа, у нее естественная вибрация Именами Бога.

00:14:22 И когда мы это понимаем действительно, что мы - душа, а не тело, мы начинаем всем телом вибрировать и произносить святые Имена. Когда мы забываем, все это уходит. Господь Чайтанья дал это понимание. Что это жизнь для души, что душа жива, когда идет это повторение святых Имен. Она оживает, тогда приходит понимание отличия. Все просто. Мы видим, какое простое объяснение. Иногда кажется, что все сложно. Но духовный путь простой. Обычно путь сложный, если его придумали. Придумать путь сложно. Все придуманные пути очень сложные. Но наш извращенный разум так устроен, что если нам рассказывают что-то очень сложное, то нам это кажется очень действенным. Если нам говорят, что надо повторять мантру, стоя на голове, обязательно с закрытыми глазами, выпив перед этим 3 стакана воды, вот тогда мантра будет действовать.

00:15:35 У нас сразу появляется уважение: вот это мантра! На голове надо повторять! 3 стакана воды надо выпить! И повернуться именно на северо-запад лицом. Тогда, да. Но все это эзотерический фэн-шуй. В действительности должно быть естественное повторение мантры. Это должно быть дыханием. Дыханием души, дыханием сознания. Духовная жизнь проста. Она осложняется только нашим эго.

00:16:30 Мы думаем: я сам решу, как надо. Я сам догадаюсь, как нужно. Не надо ничего объяснять. Эго говорит: почему меня учат все время? Эго не дает слушать, эго закрывает уши. Если посмотреть на эго, то оно постоянно затыкает уши. Но духовная жизнь проста. Когда мы слушаем постоянно святых Именах, то душа просыпается и начинает естественно вибрировать святыми Именами. И мы вдруг замечаем, что действительно в сердце что-то происходит. Что мешает этому процессу? Мешают материальные желания и наши материальные привязанности.

00:17:54 Привязанности заставляют нас совершать грех, совершать насилие, почему мы вообще совершаем насилие? Мы готовы убить одного ради другого. Вегетарианство – некоторая основа для развития любви, потому что мы начинаем любить всех. И мы уже не готовы убивать одного ради другого. Это вдруг становится непонятным. Материализм – это когда мы готовы всех ради одного. А духовность – это когда мы понимаем, что в сердце каждого есть душа и как-то странно убивать одного ради другого. Это не очень понятно. Всех жалко.

00:18:50 Всех жалко. Сознание возвышается, подымается. Если мы готовы одного убить ради другого – это уровень животного. Человек не готов убивать одного ради другого. Он хочет найти компромисс. Зачем сразу убивать? Может поговорить? Иначе все это доходит до сумасшествия. Раньше было разрешено носить оружие. Даже в Индии все носили оружие, холодное. К чему все это привело? Деградация усилилась, и все просто постоянно друг друга убивали.

00:19:35 Обидел – убил, надо что-то взять – убил. Постоянно эти дуэли, ещё что-то. насколько все это стало глупым, что запретили носить оружие. В Индии запретили. Остались только сикхи. Только сикхам оставили оружие, потому что они без него жить не могут, такие индийские самураи. У них оружие – это душа и жизнь, поэтому они сразу себе харакири делают. Им разрешили, и они такие, очень суровые. Им разрешили под строгим правилом. Они такие строгие, все воины усатые. Когда на лекцию приходит сикх, так интересно: приходит, перед собой меч втыкает. Садится, слушает: «ну и что вы тут рассказываете?». Сразу страшно лекцию читать.

00:20:35 Ходят, путешествуют, можно увидеть. В этом принцип. Пришел Господь Чайтанья и дал это понимание отличия души от тела. Это простое понимание, понимание духовной жизни. Ничего не мешает, кроме собственного эгоизма. «Я сам с усам, я сам знаю, как надо». И это останавливает наше развитие. Не дает нам прогрессировать. Парочку вопросиков можно задать.
[Вопрос] не разборчиво.
[Рузов В.О. ] это называется рупануга.

00:21:27 Рупануга. Это Рупа Госвами, мы все – рупануги, последователи Рупы. Это Госвами Вриндавана, все наши ачарьи последователи, называется парампара. Каждый идет след вслед. Материальный мир – это мир с подвохом. Тут все таит подвох. Сейчас ещё не жарко, но когда становится жарко, скорпионы приходят. В нашей комнате жил скорпион. Змеи приползают, и буквально надо идти стопа в стопу по тропинке. Чуть-чуть в сторону отходите, наступаете на скорпиона или на змею. Восток в этом плане очень поучителен. В горах мы однажды заблудились, вроде бы вышли, вроде бы видно куда идти. Идем, идем, не на ту тропинку свернули, и уже солнце садится.

00:22:21 И уже я понимаю, что будем ночевать с волками и дикими зверями. Это как-то это грустновато стало. Сама система учит тому, что необходимо идти за кем-то. Эта концепция называется шикша и дикша. Эта концепция последовательности делится на две категории. Шикша – это мы принимаем кого-то как наставника, и он дает нам наставления. А дикша - это мы принимаем обязательные отношения, как обет. Как родственные отношения. Если шикша-отношеня могут меняться. И фактически, чем разумнее человек, тем он более способен принимать шикша-наставления. Дикша же никогда не меняется. Дикша-учитель принимается один раз, а шикша-учителя могут меняться. Что мы должны понимать? Что не может один учитель про все давать наставления.

00:23:33 Каждый в чем-то своем квалифицирован. Нет универсальных учителей. У каждого есть свои границы. Обязанность духовного учителя давать наставления по духовной жизни. Он может быть ещё в чем-то специалист, он может про это рассказывать. Но это не его специализация. Дикша – это духовный учитель, он дает только духовные наставления. А шикша-учителей может быть много: учитель музыки, например, учитель йоги, учитель санскрита. Духовные наставления также могут давать шикша-учителя. В любом случае мы никогда не можем идти сами, мы всегда идем за кем-то. Это и есть духовный путь, когда я иду за кем-то. Когда я иду сам – это деградация.

00:24:22 Все просто устроено. Тропинка уже протоптана, проверена, все по парампаре передается. Сам никогда не догадаешься. Например, как мы говорили в парикраме, что мы прибыли в самое святое место, в этом святом месте есть самое святое озеро. В этом самом святом озере есть святая вода, но эту святую воду ни в коем случае нельзя пить. Потому что вы тут же умрете. Сам никогда не догадаешься. Люди, которые сами приезжают, они тут же ныряют, выпивают полстакана воды от радости и тут же едут в больницу соседнюю сдавать кровь на все виды анализов. А в чем парампара? Парампара – это сказали, и ты – живой. И все как надо. В шикше есть дружелюбные отношения. Наставнику не жалко давать наставления.

00:25:31 Жалко всегда за наставлениями следовать. Как правило, нет проблемы в наставлениях. Они сыпятся, сколько хотите… желающих помочь, когда кто-то прошел какой-то грустный путь, мы тут достаточно много всего испытали, то мне хочется этим поделиться, чтобы никто другой это не проходил, потому что сразу совсем другие ощущения и реализации, эмоции. Другое впечатление. Люди делятся, им не жалко. Нет проблемы с наставлениями. Есть проблема с принятием наставлений. Нам кажется, что это меня не касается, я сам пойду. Это с кем-то там произошло, а со мной… когда с кем-то что-то произошло, люди всегда сваливают на статистику. «По статистике со мной это не может случиться». Это с кем угодно может случиться, но не со мной. Человек до конца не верит. Он думает, его статистика защитит. Статистика не имеет защитной функции. Думает: «Ну и что, что все в Ганге тонут, а я то что? Я то ни разу не тонул! У меня есть опыт. Я за 40 лет ни разу не утонул.

00:26:48 Вот оно доказательство. Я за 40 лет ни разу не утонул. Я то что?». Поэтому он заходит и сразу тонет. Моментально.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] в Маяпуре? Кришнадас? Был на Кули-меле. Каждый год преданные идут сами купаться. И потом их тут кремируют. Каждый год. Это эго. «Я сам, я найду своё место для купания, я отойду немножко в сторону». Обычно место для принятия омовения называется гхат.

00:27:40 Это не гад, это гхат. Это хорошее место. Там все время много людей, все толкутся, все тут же стираются. У западных людей эго, нам нужно пустое место. Я вам сейчас тайну одну расскажу. Когда все вместе купаются, вот там, где пустое место – это туалет. Туда все отходы, чтобы потом прийти на пляж и принять омовение. Поэтому, если вы видите пустое место на берегу реки, это обычно туалет. Западные преданные думают: «Вот мы нашли пустое место, они расстилаются, раздеваются и все ходят вокруг и удивляются: «Какие странные люди!».

00:28:21 В туалете принимают омовение. Тут много хитростей, нужно знать. Наше эго нас самих толкает на такие вещи, поэтому вот все люди купаются в этом место, тут и купайся. Тут все уже отработано, расчищено. Люди все рядышком. Поэтому безопасно. Нужно быть крайне аккуратным. Жизнь очень дорога, нужно беречь жизнь. Тем более уже в каком-то духовном понимании – это большая редкость. Сколько потребовалось лет, чтобы прийти к какому-то духовному пониманию. Это очень дорогая вещь. Тут осталось то дожить несколько лет. Надо дожить спокойно. Кто знает…
[Вопрос] не разборчиво

00:29:43 [Рузов В.О.] есть разные типы омовения. Вы можете принять омовение в уме. Можете подойти к какому-то озеру, к реке и принять омовение. Вы можете капнуть три капли на голову. Это тоже омовение. Можно зайти и совершить церемониальное омовение. Когда вы заходите по пояс и три раза с головой приседаете. Церемониальное омовение. В зависимости от ситуации. Само по себе действо принимается в соответствии с ситуацией.

00:30:29 Нужно оценить эту ситуацию, насколько она подходит, и совершить подходящий вид омовения. Много тонкостей. Обычно все просто. Правила таковы в святом месте, что мужчины ходят мужчинами, женщины – с женщинами. Мужчины никогда не ходят с женщинами. Это могут быть только муж и жена, и их все должны знать, что они муж и жена. Например, если вас не знают, что вы муж и жена, лучше не ходить вместе. Женщины вместе принимают омовение, понятно, кто, что делает, мужчины тоже вместе принимают омовение. На некотором расстоянии друг от друга это проходит. Та же самая система. Нужно смотреть, как делают другие. Если не понятно, нужно спросить.

00:31:20 Когда вы делаете полное омовение, нужно закрывать нос. Можно ещё уши. В этом году я лечился целый год. У меня пропал слух. Я не слышал несколько месяцев. Меня еле вылечили. Мы только одного специалиста нашли в Москве. Не было больше специалистов. Только сейчас я пришел в себя, вот опять приехал. Что-нибудь новое найти.
[Вопрос] а что было?
Рузов В.О.] грязная вода и грибок. Слизистая оболочка, сразу грибок. Интересно, что когда я вылечился, мне сразу же позвонили люди с разных стран мира и эту проблему описывать. Удивительно! Из Лос-Анжелеса, оттуда, отсюда. Я стал всем рассказывать, как я только что вылечился. Что у меня была такая же проблема, и что делал. Всем помог.

00:32:30 Господь посылает страждущие души. Как только ты получил какой-то опыт. На самом деле преданные приезжают сюда, мне рассказывали потом, эту систему объясняли, там был специалист по этим всем вещам. Говорил, что человек приезжает, уезжает потом к себе думает, что у него простуда просто длится. А на самом деле заводится грибок, и он везде. И все время насморк, и нужно выводить грибок. Секретарь у меня тоже болел почти 10 лет. Нужно быть крайне аккуратным, потому что реальность материального мира требует чрезвычайной серьезности, последовательности. Никаких экспериментов не нужно ставить над этим миром. Все эксперименты над этим миром заканчиваются печально. Нужно как проверено, как отработано по этой схеме. Говорят – хорошая гостиница, в другой можно чесотку подхватить. Здесь чесотки не будет. Сам принцип.

00:33:50 На ближайшие 7 дней у вас будет гуру. Жена к нам вернулась. Закончила своё обучение. Теперь можете у нее все спрашивать, все женские вопросы спрашивайте у нее. Я не отвечаю на женские вопросы. Я мужчина. Мне это не интересно. Вот она вам все расскажет. Есть некоторый этикет. У мужчин нужно спрашивать бесполые вопросы. Женщина расскажет все тонкости. Она тут живет постоянно, 6 месяцев в году. Поэтому все расскажет, все хитрости. Что-то еще?

00:34:50 [Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] в теле много чего происходит. Годы становления в духовной жизни тело проходит разные стадии пробуждения.

00:35:41 Его то одним боком потрясет, то другим боком потрясет. Где-то что-то легко получается, где-то что-то с усилием. Все гармонизирует регулярное повторение святого Имени. Когда святое Имя повторяется, тело входит в правильную вибрацию, в правильную гармонию, и все налаживается. В определённый момент идет правильная вибрация. Все естественно, нормально, необходима вот эта гармония. Эта гармония наступает, и все процессы успокаиваются. Какое-то время уходит на какие-то искусственное повторение, необходимо усилия какие-то приложить. 16 кругов – не шутка. 2 часа. В святом месте я рекомендую 64 круга читать. Я читаю здесь 64 круга. Это единственная возможность почитать мантру, потому что западный мир – это мир, где нужно работать. Где нужно ехать на метро и человек с четками вызывает большие подозрения. Все спрашивают: «У вас там змея или что?».

00:36:50 Все равно это подозрительно, все думают, что там пистолет. Только здесь можно быть… тут все свои. Бриджабаси. Даже если вы поедете в Ришикеш, там уже не все будут свои, там посмотрят с удивлением на четки. Там уже немножко другая атмосфера, но здесь удивительное место, можно абсолютно открыто, радостно, тут хоть кричите, все будут только довольны! Здесь люди очень отзывчивы, им очень нравится воспевание святых Имен. Один христианский священник, он вдохновился, что кришнаиты проповедуют в России, и он решил проповедовать христианство в Индии. Он приехал сюда, Библией всем по голове стучал. Крестом всех пугал. Ничего не получилось, тут не понимают, когда их пугают.

00:37:42 Тут люди другие. И он применил разум, он подумал: если кришнаиты приезжают в Россию и ходят с караталами, поют святые Имена, надо мне тоже взять караталы и петь святые Имена Иисуса Христа. Он в Калькутте взял караталы и стал петь христианские молитвы. Через 15 минут собралась толпа, стала петь вместе с ним, и он пошел водить харинамы. И тут стали церкви его открываться. Народ тут отзывчивый. Им все равно, какие Имена поют. Они понимают, что у каждого свой Бог, понимают, у кого-то такой, у кого-то сякой. Попробуй тут разберись. Все к этому смиренно относятся.

00:38:36 У каждого своя сампрадайя. Тут не принято об этом спрашивать, потому что каждый следует своей сампрадайе и не принято переубеждать, потому что если человек принял традицию, он принял гуру. И невозможно переубеждать при живом гуру, это оскорбление, это то же, что сказать: «Ты уверен, что это твой папа? Ты, наверное, приемный сын. Ты на него не похож». Это не культурно. Представьте, вам говорят, что вы не похожи на своих родителей. Вы бы подумали на эту тему. Также не красиво подходить и говорить: «Ты же русский, какой ты кришнаит?». Нельзя переубеждать, это оскорбительно. Человек уже принял гуру, принял отца родного, он уже принял традицию, поэтому тут не переубеждают.

00:39:24 Тут предлагают: «У вас уже есть папа? Не хотите ещё одного?». Мы сегодня были на Радха-кунде, мы её очень быстро прошли. Я вообще хотел её проехать. Было ещё не очень жарко, мы прошли. Радха-кунда и Шьяма-кунда – это центр по перетягиванию в свою традицию. Там сидят профессионалы, и они смотрят и выискивают неубежденных личностей. Кто ещё не до конца убедился, тут же его за шкирку в свой ашрам, к своему гуру. Тут же дают посвящение, сразу же. Без разговоров, тут же, не нужно мантру читать, быть вегетарианцем «А потом. Нормально». Тут же проведут посвящение, ягью, на месте. Такой тут сетевой маркетинг присутствует. Несмотря на самый центр святости, Радха-кунда и шьяма-кунда,там всех перепосвящают, такой сетевой маркетинг. Как у нас переподписывают. Там действуют очень хитро, говорят: «А пойдемте, ягью посмотрим?», вы приходите на ягью, cмотрите, все же на хинди, и потом говорят: «Встаньте». Вам вдруг надевают гирлянду, дают четки, говорят: «Теперь вас зовут Шьяма-кунда деви даси.

00:40:53 Вот ваш гуру. Поздравляем, вы в нашей сампрадайе».
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] что делать? Идти каяться. Говорить, что я тут куда-то зашел, меня посвятили, отсветите меня назад. На самом деле это не считается за посвящение. Невозможно обманом куда-то посвятить. У мусульман есть такая традиция, они берут свою освященную воду, и когда какой-нибудь брахман их достает, священник ходит их пугает адом, то они берут эту воду и поливают его этой водой. Это считается, что он посвящен в мусульмане.

00:41:45 Ты наш теперь уже. Все. И его, причем, уже классические индусы не считают брахманом. Не бойтесь. Принцип – должна быть шикша. Шикша – это личность, которая разбирается в процессе, которой можно доверять, с этой личностью можно в чем-то разобраться. Понять, как и что происходит. Как я говорил, Индия – это не место для смотрения. Индия – это место для слушания. Тут можно спокойно поговорить, тут соответствующая атмосфера. Тут нас не арестуют.

00:42:37 В других странах больше 10 не собираться. А здесь, пожалуйста, хоть сколько собирайтесь. Никакой проблемы и соответствующая атмосфера. Святая земля. Все это очень благоприятно. Самое главное – слушать. Потому что глаза не видят. Это выражение: смотришь в книгу, видишь фигу – про нас. Хотя бы такие вот моменты должны в памяти оставаться. Вот эта благость, разговоры о святом Имени, благостная атмосфера, звуки Вриндавана. В этом есть часть настоящего. Это уже много. Часть настоящего есть.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] есть такое слово саттвас. Это жаргон. Саттва с тамасом. Обычно, когда есть такие подозрения – это тамас.

00:44:25 Так все чисто-чисто, только спать хочется! Знаете, вымылся, открыл книгу, зажег благовония, зажег свечку, сел читать книгу и уснул. В чистом саттвасе. Спели бхаджан, сели в святом месте, в самое хорошее время, настроились слушать и уснули. Похоже на саттву, хорошо спится в саттве, особая легкость сна, замечали? Это особая традиция: преданные привыкают, они встают рано утром, помоются и ложатся спать. Так хорошо спится. В действительности это тамас. Гуны быстро меняются. Поэтому надо себя поддерживать.
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] почему нельзя? Можно! Но это не благость.

00:45:34 [Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] это говорит о том, что просто человек не пошел на улицу мантру читать. Это он просто схитрил и решил сидя почитать. Говорится в Ведах: если ты сел – ты уснул. Сидя мантру нельзя читать. Надо стоя. Причем, не просто стоя, нужно ходить. Это наша традиция. Вот именно ходить – это самая высшая энергия. Потому что в этом случае вы сохраняете благость. Вы не засыпаете.

00:46:28 А стоя спите ещё как! Лошади, знаете, как спят?! Засыпает человек. Стоя. Его выключают, он читает, потом включается через 10 минут. У нас такие «стоечеты». Отработано стоя без проблем. Еще если к чему-нибудь прикоснуться! Даже когда человек ходит, он столбы находит иногда. У нас это называлось – «войти в алтарь». Обычно в храмовой комнате читают мантру и ходят. Обычно не разрешают читать у алтаря, потому что человек засыпает и входит прямо в алтарь.

00:47:19 Вошел в алтарь. Обычно ещё в храмовых комнатах есть столбы. Храмовые комнаты большие, в них столбы, чтобы крышу поддерживать. И вот время от времени раздается колокольный звон. Кто-то на круг входит!
[Вопрос] не разборчиво
[Рузов В.О.] это у них йога. В Харе Кришна мантре нет никаких энергий. Она никакого отношения к энергиям не имеет. Это совмещение разных желаний человека. Ему нравится это совмещать, он совмещает. Ему мантру читать скучно, он ещё что-то придумывает. Энергии, например. В йоге много рекомендаций. Но в действительности в повторении мантру только одна рекомендация – это концентрироваться на звуке. Ни ноги, ни руки, ни положение почек-печени, ни чакры - ничего не интересует.

00:48:23 Ничего не имеет значения. Только одна рекомендация – это внимательное повторение святого Имени. Все остальное вторично. Все остальное – для красоты. Можно хоть стоя на голове, не важно. Это уже вторичные… в действительности, главные обязанности – это духовные обязанности: помнить о Боге и не забывать Его. Все остальное – для начала. Вначале человек скучно просто мантру повторять, он не чувствует вкуса и нужно что-то для разнообразия. Какие-то отвлекающие факторы. В йоге все полезно. Она такая хитрая. В йоге говорится, что нужно постоянно кланяться старшим.

00:49:16 Когда человек кланяется, то все его энергии в теле гармонизируются и Кундалини проходит от самой нижней чакры до самой верхней, и он выздоравливает. И человеку просто так кланяться не хочется, зачем просто так кланяться все время, а так он йогу совершает. Очень полезно, йога. Да, какое-то время нам нужны какие-то дополнительные факторы для развлечения. На время.
[Вопрос] не разборчиво.
[Рузов В.О.] да никто тут в позе лотоса не сидит. Ни одного человека нет. У них просто стульев нет такого, это просто придумали. И них дом и нет мебели. И они как родились, сидя, так сидя и живут. Никто тут йогой не занимается, ни один человек. Тут вообще йогой не занимаются. Тут йогой занимаются, только чтобы поехать на запад и деньги зарабатывать. Тут все такое, рассчитанное на запад. Сами индусы йогой не занимаются.

00:50:23 Это фетиш. Это как у нас балалайки делают, шапки-ушанки. Это все придумали. Никакого отношения не имеет вообще к духовной жизни. В любой позе можете повторять Харе Кришна мантру. Никакого отношения это не имеет к Харе Кришна мантре. Абсолютно. Никакого вообще, и к здоровью. Никак. Все материальное никак не связано с духовным развитием. И современная йога тоже материальна. Просто физкультура. Как я уже рассказывал, все йоги скоропостижно скончались. Идеально сидя в позе лотоса. И даже стоя в вертикальной позе лотоса. Все они умерли. Большинство из них отправилось вообще не понятно куда.

00:51:37 Точно не в духовный мир. Хатха-йога не приводит к Богу. Хатха-йога спокойно приводит в ад. Хатха-йога ради хатха-йоги приводит в ад. Обыкновенная гимнастика, ничем не отличается. Есть индийская гимнастика, есть китайская. Какая разница? Там шары гоняют, а здесь кундалини. Тайцзыцуань. Просто, какая разница, что по телу гонять? Можно еду гонять! Нет. Мы говорили, что все это может способствовать.

00:52:13 Способствовать, облегчать, но это не является причиной духовного развития. Это не является стимулом для духовного развития. Это не является условием духовного развития. Это может быть, и может и не быть. Не обязательно. Это вторичные вещи.
[Вопрос] не разборчиво.
[Рузов В.О.] позу должен врач назначать. Для человека есть всего 2-3 позы, которые он может делать сам. Это шавасана. Он может делать сам и позу ученика он может делать сам. Все остальные позы несут в себе достаточно серьезные изменения, они должны быть все назначены врачом. Так написано в основных трактатах по йоге. Поза ученика – сели на колени и сидите. Все остальные позы – назначаемые. Если они выполняются без назначения, они, как правило, гробят позвоночник. Как правило, позвоночник потом не восстанавливается. Все позы рассчитаны на какое-то воздействие на позвоночник. Если делаются не под наблюдением врача, самый главный орган – позвоночник – гробится. И он уже не восстанавливается потом.

00:53:37 позвоночник уже не восстановить. Поэтому основные позу даже дети делают: шавасану и позу ученика. А остальные под наблюдением врача. Берется реальный человек, который все это знает. У нас большинство поз придумано. Т.е. всего есть 8 миллионов 400 тысяч поз, из низ 86 даны для людей, из этих 86 8 можно делать, из этих 8 2 безопасные, все остальные лечебные. У нас это принесла как фетиш на запад. Книги распечатали. Диски понаделали. А в действительности никто ничего не понимает. Поэтому обычно гробят позвоночник. Все секреты знают только профессионалы, например, про скручивающие позы знают только профессионалы все секреты.

00:54:27 Насколько это опасно, потому что если ваш позвоночник не разрабатывался всю жизнь и вы делаете скручивающую позу, то рвутся все сухожилия, все на свете и больше не восстанавливаются. Т.е. позвоночник можно угробить за одно хорошее занятие. У меня был один специалист, он сам до этого дошел, он был боксер, я, когда его спрашивал, делать мне или нет, я тоже раньше спортом занимался, он мне говорил: «Делай что угодно, но только не вот эти движения, только не на скрутку. Особенно не дай Бог с утяжелением». И потом, когда через 10 лет я стал изучать йогу, я опять это прочитал и оказалось – действительно. На западе все гробят свой позвоночник, просто не знают, что оздоровительные позы только на сгибание и разгибание. Все остальные позы лечебные, очень сильное воздействие, поэтому есть одна гимнастика «Сурья-намаскар», её достаточно.

00:55:26 Она в себя включает все позы на сгибание-разгибание. И ни одной позы на скручивание. Уже даже змея – это поза на скручивание, уже столько нужно условий соблюсти. Там нужно час к ней готовиться. Пол дня не есть. Там столько всего, чтобы просто голову назад повернуть и свою пятку увидеть. Уже если вы это сделали не так, происходит нарушение. Потом это старость, бедная и несчастная. Потом в старости это вылазит, и вы уже не можете не спать, ни чего другого. Спина постоянно болит. Все нарушено.

00:56:07 Время наше вышло, об этом мы поговорим в Ришикеш. Очень благоприятное место для разговоров о йоге.

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 08 мая 2013