Йога Питх

Gaudiobooks - 11 January 2023
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:24:46 | качество: mp3 192kB/s 34 Mb | исходный материал: --- Рупа-виласа дас - 09. Йога Питх.mp3
последняя редакция текста: 2025-11-04 11:55:14 UTC
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:12 В 1887 году в возрасте сорока девяти лет Бхактивинода Тхакур начал подумывать об отставке. Он пишет в автобиографии: "Головные боли полностью прошли, и я продолжал усердно изучать духовную литературу. Общение с преданными избавило меня от мирских привязанностей. Мне приходили такие мысли: "Я прожил жизнь напрасно, так и не развив привязанности к служению Радхе и Кришне. Теперь, когда пришло время выйти в отставку, я поселюсь где-нибудь в рощах Вриндавана на берегу Ямуны и буду до конца своих дней совершать там бхаджан со своим другом Бхактибхрингой".

00:01:10 Поговорив с Бхактибхрингой, Тхакур по поручению правительства отправился в Таракешвар. В первую же ночь после приезда туда Тхакур увидел необычный сон. Во сне Господь Чайтанья сказал ему: "Ты обязательно попадешь во Вриндаван, но сначала тебе предстоит сделать кое-что в Навадвипе". Вернувшись из Тара-кешвара, Бхактивинод рассказал о своем сне Бхактибхринге, и тот посоветовал ему добиться назначения в Навадвипу. Тхакур обратился с этой просьбой к своему начальству, но оно посчитало невозможным перевести его в другое место. Тхакура охватила духовная тревога.

00:02:09 Ему предложили пост первого помощника главного комиссара Ассама, а потом должность в министерстве штата Типерра, но он отказался, хотя оба места сулили большой престиж и высокое жалованье. Тхакур подал прошение об отставке, но оно было отклонено. Наконец, он решил сменить помощника мирового судьи Кришнанагара, предложив ему свой пост в Шрирампуре, и тот согласился. Прошение о переводе было направлено в правительство, и перевод был одобрен. Узнав об этом, Тхакур возликовал, но неожиданно его одолела болезнь.

00:03:01 Он вспоминает: "В хорошем расположении духа я вернулся домой, но потом у меня вдруг начался сильный жар, который долго не проходил. Мистер Торнби отговаривал меня от поездки, но я решил, что поеду в Кришнанагар живым или мертвым... Путешествие было нелегким, однако при мысли о том, что я скоро увижу Навадвипу, я переставал обращать внимание на неудобства. На следующий день после приезда в Кришнанагар я встретился со сборщиком налогов мистером Хопкинсом. Учитывая состояние моего здоровья, он поручил мне заведовать казной и рассматривать исковые требования на небольшие суммы. Каждый день, выпив стакан молока, я собирался с силами и шел в суд. В конце дня я падал в постель, как убитый.

00:04:02 Доктор Россель, осмотрев меня, сказал: "Вы довели себя до полного изнеможения. Вам следует немедленно изменить режим питания и начать лечиться, иначе вы скоро умрете". До этого в течение сорока пяти дней я питался одним молоком. Доктор Россель прописал мне хинин и щадящую диету. Следуя его рекомендациям, к Рождеству я почувствовал себя немного лучше. Во время рождественских каникул мы с женой отправились на поезде в Навадвипу.

00:04:46 Когда по приезде я окинул взглядом окрестности, волоски на теле у меня встали дыбом. Мы переправились через Гангу и остановились на постоялом дворе. Там я распорядился приготовить обед и предложить его Господу Чайтанье. Получив даршан Господа, я впервые за долгое время попробовал рис, дал с зеленым джекфрутом, тушеные овощи с банановой мукой и другие блюда. Никогда в жизни я не ел ничего вкуснее".

00:05:27 С тех пор Бхактивинод Тхакур стал каждую субботу приезжать в Навадвипу и искать место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. К сожалению, местные жители ничего не знали о находящихся в тех краях святых местах, либо вообще не проявляли к ним никакого интереса. Большинство из них считало, что место рождения Шри Чайтаньи находится в самой Навадвипе, но у Тхакура имелись сомнения на этот счет. Другие уверяли, что место это было утеряно, после того как Ганга изменила русло. Неудовлетворенный результатами своих исследований, Бхактивинод продолжал поиски.

00:06:21 Однажды вечером он вместе с Камалой Прасадом и знакомым клерком отдыхал на плоской крыше постоялого двора в Навадвипе. Небо затянули тучи. Стояла непроглядная тьма. То, что произошло потом, Тхакур описывает следующим образом: "На другом берегу Ганги к северу от нас я вдруг увидел огромное здание, залитое светом. Я спросил Камалу, не померещилось ли мне, и он подтвердил, что видит то же самое. Клерк же уверял нас, что ничего не видит. Меня поразило это. Поднявшись утром на ту же самую крышу, я стал осматривать место, где было видение. Там росла высокая пальма. Я выяснил, что это место, которое называется Баллалдигхи, расположено неподалеку от развалин крепости царя Лакшманы Сены".

00:07:34 От местных жителей Бхактивинод Тхакур узнал, что неподалеку от Баллалдигхи находится большой пруд, выкопанный в двенадцатом веке отцом Лакшманы Сены, царем Баллалом Се-ной, в честь которого это место и получило свое название. Кроме пруда там больше не было ничего примечательного. В следующую субботу Тхакур отправился в Баллалдигхи, где ночью его глазам вновь предстало необычное видение. Весь следующий день Тхакур ходил по окрестностям и беседовал с местными старожилами. Они уверяли его, что Шри Чайтанья Махапрабху родился именно здесь. Точное место явления Гауранги, по их словам, находилось на большом холме, поросшем деревцами туласи.

00:08:32 Чтобы убедиться в правильности своих предположений, Бхактивинод Тхакур изучил древние рукописи "Чайтанья-бхагаваты", "Бхакти-ратнакары", "Навадвипа-парикрама-паддхати", а также старинные карты. На одной из карт второй половины восемнадцатого века Тхакур обнаружил название "Шри Майяпур" на том самом месте, которое позднее стали называть Баллалдигхи. Работая с картами и расспрашивая местное население, он узнал много интересного. Например, он выяснил, что город Навадвипа на западном берегу Ганги насчитывал к тому времени не более ста лет. В Навадвипе Тхакур встречал тех, кто еще помнил, как в юности они переехали в новый город из Баллалдигхи. А некоторые старожилы по привычке продолжали называть Баллалдигхи Майяпуром.

00:09:37 Кроме того, Тхакур прочитал, что Шри Чайтанья явился на восточном берегу Ганги, а поэтому современная Навадвипа не может быть местом Его явления. Наконец, в "Бхакти-ратнакаре" он нашел стих, который окончательно рассеял его сомнения:
навадвипа мадхье майяпура номе стхан
ятхайя джанмилен гаурачандра бхагаван
"В центре Навадвипы есть место, называемое Майяпуром. Там родился Верховный Господь Гаурачандра".

00:10:21 Так, подобно Рупе и Санатане Госвами, которые нашли забытые места игр Шри Кришны во Вриндаване, Бхактивинод Тхакур обнаружил забытое место явления Гауранги в Навадвипе. Это выдающееся открытие, сделанное в начале 1888 года, стало эпохальным событием в истории Гаудия-вайшнавизма, поскольку точное место явления Шри Чайтаньи Махапрабху до этого не было известно. Некоторое время спустя, желая еще раз удостовериться в том, что Гауранга родился именно в Баллалдигхи, Бхактивинод Тхакур пригласил туда Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи. Бабаджи, которому в то время было более ста двадцати лет, настолько ослаб, что не мог самостоятельно ходить, поэтому один из учеников носил его на спине в корзине.

00:11:25 Глаза у Бабаджи не открывались, если ему требовалось посмотреть куда-то, он поднимал веки руками. Оказавшись на месте, которое обнаружил Бхактивинод Тхакур, Бабаджи вдруг выпрыгнул из корзины и стал в экстазе кричать: эйто нимай-джанма-бхуми, эйто нимай-джанма-бхуми – "Воистину, Нимай родился здесь!" Таким образом, достоверность сделанного Тхакуром открытия подтвердилась как с исторической, так и с духовной точки зрения. Оно положило начало дальнейшим исследованиям, в результате которых были обнаружены многие другие места, связанные со Шри Чайтаньей.

00:12:26 Бхактивинод Тхакур описал их в книге "Шри Навадвипа-дхама-махатмья", которая была издана в 1890 году. Джаганнатха даса Бабаджи и Бхактивинод Тхакур ненадолго остались в Баллалдигхи, чтобы совершить обряд поклонения Господу Чайтанье. Вернувшись в Кулию, Бабаджи попросил пристроить к его хижине веранду, где он мог бы принимать посетителей. Тхакур незамедлительно исполнил просьбу своего шикша гуру, чем доставил ему большое удовольствие.
Отставка. Развитие проповеди

00:13:24 Летом 1893 года главный секретарь правительства Бенгалии сэр Генри Коттон попросил Бхактивинода Тхакура вернуться на службу. Тхакур хотел поехать в Кришнанагар, но вместо этого его послали в Сасарам, где часто происходили столкновения между индусами и мусульманами. Бхактивинод Тхакур вспоминает: "Долгие годы индусы и мусульмане жили мирно в Сасараме, пока между ними не возникли серьезные разногласия из-за убийства коров. Со временем эта неприязнь переросла в открытую вражду, и почти ни дня не проходило без столкновений. Однажды некий санньяси-вайшнав приобрел под храм небольшой участок земли напротив здания суда.

00:14:21 Поскольку мусульмане были категорически против постройки храма, санньяси обратился за помощью ко мне. Я решил встретиться и поговорить с мусульманами, но саннъяси не стал дожидаться наших переговоров и начал работу. Выбрав день, когда я был в отъезде, мусульмане пришли на место будущего храма, вооруженные палками и саблями. Кроме того, они послали в правительство телеграмму о том, что с молчаливого согласия чиновников-индусов вайшнавы строят храм на могиле мусульманина. Это была не единственная жалоба. Мне как индусу было трудно работать в Сасараме, и я предпринимал много попыток уехать оттуда. В конце концов, начальство пошло мне навстречу и пообещало перевести в другое место, как только представится возможность". Тем временем, в одной из окрестных деревень произошло еще одно происшествие.

00:15:22 "Один брахман из Койята, вернувшись домой из паломничества в Джаганнатха-Пури, обнаружил, что у него украли быка. Решив, что его съели мясники-мусульмане, брахман потребовал от них объяснений. Мусульмане ответили: "Подумаешь, бык! В базарный день мы на глазах у всех заколем пять коров, и ни один индус не посмеет нам помешать!" Разгневанный брахман рассказал об этом всем своим знакомым и написал жалобы нескольким влиятельным людям. В базарный день почти четыре тысячи окрестных индусов, вооруженных камнями и саблями, окружили дом одного из мясников, но ему удалось бежать. Индусы подняли шум, но, не обнаружив мясника, разошлись. Во второй половине дня толпа мусульман, вооруженных винтовками и саблями, напала на индусов и ранила несколько человек.

00:16:23 После того, как пострадавших доставили в больницу, на место происшествия прибыли полицейские, однако они ничего не стали предпринимать. Беспорядки устроили мусульмане, но поскольку спровоцировали конфликт не они, а индусы, их и признали виновными. Выслушав показания сторон, я осудил нескольких индусов и мусульман на два года тюрьмы. Последние попытались обжаловать мое решение в верховном суде, однако оно осталось в силе".

00:17:08 Наконец, сэр Генри Коттон перевел Бхактивинода Тхакура в Калькутту. Бремя лежащих на Тхакуре обязанностей несколько уменьшилось, и он снова стал подумывать об отставке. В октябре 1894 года в возрасте пятидесяти шести лет Тхакур, несмотря на уговоры чиновников и родных, подал в отставку. Он придавал проповеди Святого Имени Господа большую важность и считал государственную службу помехой своей миссии. Удалившись от дел, Тхакур переехал в Сурабхи-кунджу в Годру-мадвипе, чтобы полностью посвятить себя проповеди, повторению святого имени и литературному творчеству. Он пересмотрел многие из написанных ранее произведений, совершенствуя и дорабатывая их. Мирские обязанности больше не отвлекали его.

00:18:10 Шестого декабря 1894 года газета "Амрита Базар Патрика" поместила заметку о том, как Шрила Бхактивинод Тхакур по поручению Общества по восстановлению и развитию старой Навадвипы собирал пожертвования на храм Господа Чайтаньи в Майяпуре. В этой заметке говорится: "Кедаранатха Датта, помощник мирового судьи, недавно вышедший в отставку, является одним из наиболее активных членов Общества. Уполномоченный своим комитетом собирать пожертвования в Калькутте и других местах, он готов ходить от дома к дому, прося каждого индуса подать хотя бы рупию на эту благородную цель. Если Кедаранатха Датта не откажется от своего намерения ходить по домам с сумой в руке, то мы уверены, что каждый уважающий себя индус, которого почтит своим посещением такой благочестивый преданный, обязательно внесет свою лепту, какой бы скромной она ни была, в фонд храма Гауры-Вишнуприи".

00:19:22 И действительно, преследуя свою благородную цель, Бхактивинод Тхакур посетил многие дома. Он шел даже к тем, к кому раньше никогда бы не обратился. Его усилия не пропали даром, и вскоре было собрано достаточно средств для возведения храма в Майяпуре. При рытье котлована рабочие обнаружили Божество Адхокшаджи (Вишну). Обратившись к писаниям Гаудия-вайшнавов, Тхакур обнаружил, что этому Божеству поклонялся сам Джаганнатха Мишра, отец Шри Чайтаньи Махапрабху! Так истинность открытого Тхакуром места рождения Шри Чайтаньи получила еще одно подтверждение, на этот раз археологическое.

00:20:23 21 марта 1895 года в Гаура Пурниму, день явления Гауранги, Бхактивинод Тхакур пышно отпраздновал открытие нового храма, в котором установили Божества Шри Чайтаньи и Его супруги Шримати Вишнуприи Дэви. Бхактивинод Тхакур вспоминает: "Несметные толпы людей стекались отовсюду, чтобы увидеть грандиозную церемонию установления Божеств. Повсюду разносились звуки киртана, и гости купались на волнах блаженства. Некоторых жителей нынешней Навадвипы очень раздражало то, что обнаружено подлинное местоположение старого города. Они распускали сплетни о почитателях Шри Чайтаньи и осыпали их бранью.

00:21:22 Но разве злые языки могут остановить того, кто посвятил лотосным стопам Шри Чайтаньи свою жизнь? Вопреки всей завистникам и недоброжелателям мы воздвигли храм и начали поклоняться там Махапрабху". С тех пор место рождения Гауранги получило официальное признание и его подлинность и важность стали очевидными для всех. Многие пандиты из Навадвипы, выслушав исчерпывающие доказательства Бхактивинода Тхакура, наконец, согласились с его точкой зрения. Стараниями Тхакура день явления Шри Чайтаньи вскоре стал самым важным праздником в календаре Гаудия-вайшнавов.

00:22:16 В июле 1896 года по приглашению царя Вирачандры Девы, известного своей преданностью Господу Вишну, Бхактивинода Тхакур на четыре дня оправился с проповедью Святого Имени в горный район Трипуру. Лекции Тхакура, основанные на глубоком философском анализе и изобилующие цитатами из ведических писаний, повергли в изумление придворных пандитов и других просвещенных людей. Многие из них тогда впервые осознали духовную природу Святого Имени Господа и чистого преданного служения.

00:23:00 Вернувшись из Трипуры, Бхактивинод Тхакур объехал многие деревни в пригороде Калькутты и Кумара Хатгы, проповедуя учение Шри Чайтаньи. Со времени выхода Тхакура в отставку в его жизни произошел еще один, третий по счету, всплеск проповеди, литературной и издательской деятельности. В 1894 году Тхакур опубликовал "Таттва-муктавали" Мадхвачарьи и несколько комментариев к "Шри Ишопанишад".

00:23:38 В 1895 году увидели свет следующие произведения: комментарий Бхактивинода Тхакура к "Чайтанья-чаритамрите", отредактированный Тхакуром труд неизвестного автора под названием "Хари-бхакти-калпа-латика", шестнадцать очерков о вайшнавизме, принадлежащих перу Валлабхачарьи, стихотворение из "Стававали" Рагхунатхи даса Госвами, перевод "Манах-сантошани" Прадьюмны Мишры, "Мукунда-мала-стотра" царя Кулашекхары Альвара, "Шри Лакшми-чарита" Гунараджи Хана, четыре нама-стотры из "Нарада-панчаратры" и "Шриман Махапрабхор Ашта-калия-лила-смарана-мангала-стотра"-стихотворение неизвестного автора, описывающее восемь разных занятий Шри Чайтаньи, чередующихся в течение суток в Верховной Обители Нитья Навадвипе.

тайминг: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 04 November 2025