Борьба

Gaudiobooks - 11 January 2023
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:32:24 | качество: mp3 192kB/s 44 Mb | исходный материал: --- Рупа-виласа дас - 07. борьба.mp3
последняя редакция текста: 2025-11-04 11:46:08 UTC
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 Пока Бхактивинод Тхакур исполнял свои обязанности в Пури, ему поручили прекратить беспорядки, чинимые одним йогом-мистиком по имени Бишикишена. Бишикишена принадлежал к тайной секте атибари, которую основал некий Джаганнатха дас. В свое время по совету Шри Чайтаньи Махапрабху он стал учеником Харидаса Тхакура, но потом сошел с пути чистой преданности и стал имперсоналистом. Махапрабху прогнал Джаганнатху даса, и с тех пор его стали называть атибари, отверженным.

00:00:47 Тхакур пишет о секте атибари таким образом: "У этой группы много вымышленных писаний, предсказывающих, что Шри Чайтанья скоро явится снова. Среди членов группы есть мошенники, выдающие себя за Махапрабху, Брахму, Баладеву и Кришну. Один из них, нечестивец Бишикишена, обладавший мистическими силами, слыл воплощением Самого Маха-Вишну". В "писаниях" атибари говорилось, что вскоре произойдет сражение, в котором Маха-Вишну явит Свой четырехрукий лик. Сам же йог Бишикишена заявлял, что он Господь Маха-Вишну, низошедший на землю, чтобы убить всех европейцев и таким образом избавить Индию от колониального ига.

00:01:45 Кроме того, чтобы произвести впечатление на публику, Бишикишена творил разные чудеса. Например, йог садился перед костром и наклонялся в огонь. Когда он распрямлялся, все видели, что на лице не было ожогов. Он мог читать чужие мысли, одним прикосновением излечивал больных и изрыгал языки пламени. Тем, кто никогда не слышал о йогических методах, с помощью которых можно развить подобные способности, все эта деяния Бишикишены казались необыкновенными и даже божественными. Однако такой знаток учения йоги, как Бхактивинод Тхакур, понимал, что мистические силы приобретены Бишикишеной с помощью аскез и не имеют ничего общего с духовностью.

00:02:42 В Индии и поныне можно встретить обманщиков, которые подвергают себя аскезам только для того, чтобы обрести мистические силы и потом наживаться на простодушных людях. Нередко наивные последователи таких нечестивцев буквально боготворят их. У Бишикишены было два сообщника, выдавших себя за гуна-аватар Брахму и Шиву. В джунглях недалеко от Бхуванешвара йог построил себе храм. Деньги на это он получил с помощью угроз у одного из орисских царей. Бишикишена объявил, что собирается устроить танец раса и продемонстрировать свое единовластие над всеми женщинами, и некоторые простые люди, боясь прогневать йога, послали к нему своих жен и дочерей.

00:03:41 Но после того, как Бишикишена обесчестил несколько знатных женщин из города Брингарпур, их мужья и городские власти подняли протест и обратились с жалобой в правительство. Комиссаром национального британско-индийского правительства в Ориссе в то время был мистер Равеншоу. Выслушав жалобы жителей Брингарпура, он передал дело для расследования Бхактивиноде Тхакуру. Ситуация была очень опасной, так как Бишикишена имел много сторонников и мог начать восстание. Взяв с собой начальника полиции и несколько констеблей, Тхакур отправился в джунгли на встречу с Бишикишеной. На исходе дня он вышел к жилищу йога. Бишикишена сидел на возвышении, вокруг него расположилось много людей.

00:04:43 Среди них были и те, кто пришел излечиться от болезней. Они прославляли Бишикишену как воплощение самого Бога. Увидев Бхактивинода Тхакура, йог поднялся и сказал: "Мне известно, что ты родом из Бенгалии и служишь мировым судьей. Что привело тебя сюда в столь поздний час?". Бхактивинод Тхакур:"Я пришел специально для встречи с тобой". Бишикишена сказал: "Хорошо. Тогда, пожалуйста, сядь и послушай меня. Я – Маха-Вишну, возлежащий в молочном океане. Я явился на землю, чтобы убить всех европейцев, включая британского короля. Я говорю об этом всем и каждому".

00:05:46 С этими словами йог протянул Бхактивиноду Тхакуру пальмовый лист, на котором то же самое было написано в стихах. Прибегнув к помощи мистических сил, йог угадал намерения Тхакура и предупредил его, чтобы тот не чинил ему препятствий. Бишикишена также дал понять, что знает о спрятавшихся за деревьями полицейских. Все это не произвело на Тхакура никакого впечатления. Он сказал: "Если ты действительно Маха-Вишну, почему ты живешь в джунглях, а не в Пури, где пребывает Господь Джаганнатха?" Йог надменно ответил: "В Пури нет Бога. Верховный Господь-это я! Так называемый Бог, Джаганнатха – всего лишь деревянный идол.

00:06:47 Что же касается Чайтаньи Махапрабху, то Он был моим возлюбленным слугой. Очень скоро я передам бразды правления Индией индусам. Мне известно, что ты опытный судья и очень богобоязненный человек. Когда наша страна снова обретет независимость, я назначу тебя на очень высокий пост в правительстве. Ты станешь губернатором Ориссы!" На это Бхактивинод Тхакур очень сурово возразил: "Живое существо не может стать Богом. Равана, Хираньякашипу, Шишупала, Дантавакра и многие другие гордецы, подобно тебе осмелившиеся бросить вызов Богу, расстались с жизнью".

00:07:45 Тогда йог, чтобы удивить Тхакура, у него на глазах исцелил множество людей, страдавших неизлечимыми болезнями. У одного была незаживающая рана от дротика. Бишикишена погрузил больного в транс, создал из ничего горстку пепла и помазал им рану. Рана сразу же затянулась, боль прошла, и человек снова был здоров. Но Бхактивинод Тхакур стоял на своем. Он понимал, что Бишикишена-богохульник, который злоупотребляет полученными свыше силами для расширения собственного могущества. Оставив несколько человек следить за йогом, Бхактивинод Тхакур вернулся в Шарадайпур, где заночевал в палатке. Бишикишену необходимо было арестовать, но для этого сначала требовалось провести дополнительное расследование.

00:08:48 Весь следующий день Тхакур ездил по окрестным деревням и собирал показания местных жителей. В одних деревнях йога хвалили. В других возмущались его связями с замужними женщинами и боялись, что этот позор повторится и в их деревне.
В конце концов, Бхактивинод Тхакур составил ордер на арест Бишикишены. Поскольку подчиненные боялись выполнить приказ, он лично отправился арестовывать йога, взяв с собой начальника полиции, двух инспекторов, более сотни вооруженных полицейских. Отряд прибыл к жилищу Бишикишены рано утром. Йога, который сидел перед жертвенным огнем, окружало более тысячи последователей, возносивших ему молитвы.

00:09:43 Тхакур приказал полицейским окружить толпу. Увидев красные тюрбаны и штыки полицейских, люди бросились врассыпную. Вскоре по окрестным деревням распространилась весть о том, что правительство послало целый взвод, чтобы арестовать Самого Бога! Бишикишена спокойно наблюдал за происходящим. Бхактивинод Тхакур подошел к нему. Некоторое время они молча смотрели друг на друга. Потом с показной невозмутимостью йог спросил: "Что происходит?" Тхакур ответил "Ты арестован; Губернатор приказал доставить тебя в Пури".

00:10:42 Йог немедленно возразил: "Что возомнил о себе этот губернатор? Я-Верховный Господь и владыка всех миров. Никто не властен надо мной. Посмотрим, кто заставит меня покинуть это место!" Бхактивинод Тхакур был непреклонен: "Если ты не подчинишься, мне придется применить силу". "Не приближайся ко мне!"-закричал взбешенный йог. С этими словами он затряс головой, и из его спутанных волос, подобно огненным змеям, посыпались языки пламени. Глаза йога налились кровью и начали изрыгать снопы искр. При виде этого полицейских охватил благоговейный ужас, и они отступили.

00:11:37 Бхактивинод Тхакур объявил: "Бишикишена, ты можешь демонстрировать свои мистические силы сколько угодно, и я обязательно припомню тебе это. Ты нанес оскорбление лотосным стопам Верховного Господа. Ты – ничтожное живое существо – провозглашаешь себя Богом и тем самым возводишь на Него хулу. Кроме того, ты – мятежник. Поэтому сейчас тебя отвезут в Пури и будут судить". Йог вскричал: "Я не двинусь с места! Мое могущество по-прежнему велико, так что убирайся отсюда!". Бхактивинод Тхакур отправил четырех констеблей в ближайшую деревню за повозкой.

00:12:30 Пока они не вернулись, он пытался проповедовать разъяренному йогу: "Перестань обманывать себя и признай свое несовершенство. Твои мистические силы – ничто в сравнении с могуществом Верховного Господа и величием Его преданных. Постарайся понять свою ошибку". Но йог лишь прошипел, как змея, на которую наступили ногой: "Ты еще не знаешь меня. Если пламя моего гнева разгорится, оно сожжет дотла всю вселенную. Но поскольку я очень сострадателен, я пока держу свой гнев". В ответ Бхактивинод Тхакур лишь рассмеялся: "Хорошо, поедем в Пури. Там ты дашь волю своему гневу".

00:13:29 В это время подали повозку. Видя, что у него нет другого выхода, йог взобрался на повозку и объявил: "Верховный Господь всегда исполняет желания Своих преданных слуг. Я еду в Пури только потому, что ты, о Бхактивинод Тхакур, обещал доставить меня туда". По дороге Тхакур начал составлять протокол. Как только он взял перо, йог, сидевший сзади, начал творить разные чудеса. Бхактивинод Тхакур заметил это, но не подал вида. В Пури Бишикишену поместили до суда в одиночную камеру, круглосуточно охраняемую сотней полицейских. Йог отказался от воды и пищи и совсем не спал.

00:14:29 Бхактивинод Тхакур неоднократно просил его поесть и давал ему ценные духовные наставления, но тот остался глух к ним. Пока шло следствие, жители Ориссы на собранные ими пожертвования наняли Бишикишене адвоката. Дело слушалось в окружном суде Пури восемнадцать дней. Все это время толпа последователей и сторонников Бишикишены численностью около тысячи человек находилась возле здания суда и выкрикивала требования отпустить йога на свободу. После четырех дней разбирательства был объявлен перерыв. Когда на шестой день слушание дела возобновилось, Бишикишена стал угрожать Тхакуру: "Немедленно прекрати судебный процесс, иначе ты лишишься всего, что у тебя есть. Ты еще не знаешь, какая участь постигла твою семью!"

00:15:37 Вернувшись домой, Бхактивинод Тхакур обнаружил, что вторая дочь, семилетняя Кадамбини, тяжело заболела. У нее начался сильный жар, и она часто теряла сознание. Жена Тхакура, Шримати Бхагавати-деви, которая очень боялась за жизнь девочки, умоляла мужа освободить Бишикишену. Бхактивинод Тхакур ответил ей: "Пусть мы все умрем, но этому нечестивцу воздается сполна!". Он знал, что Господь защитит его от чар йога. Лечить Кадамбини пригласили сразу несколько врачей. Уже на следующее утро она была здорова и играла во дворе.

00:16:27 На семнадцатый день во время перерыва в заседаниях суда йог поднялся и крикнул Тхакуру: "Неужели ты забыл о несчастье, которое недавно обрушилось на твой дом? Ты так и не образумился! Когда же ты, наконец, поймешь, что я-Верховный Господь? Последний день суда станет последним днем твоей жизни. Тот, кто выказал неуважение аватаре, будет наказан. Сама смерть вынесет тебе приговор!". Вернувшись поздно вечером домой, Бхактивинод Тхакур стал снимать судейскую одежду и вдруг почувствовал острую боль в правой стороне груди. Ночью боль усилилась. Тхакура это не испугало, однако он не был уверен, что в таком состоянии сможет прийти в суд и написать приговор.

00:17:38 На утро ему так и не стало лучше. Наконец, около десяти утра боль немного стихла, и Бхактивинод Тхакур был готов вынести окончательное решение по делу Бишикишены. Поскольку Тхакур не мог идти, он отправился в суд на паланкине. В этот день многочисленные последователи йога, вновь собравшиеся у здания суда, подняли оглушительный шум. Несмотря на это, заседание продолжалось как обычно. В конце Бхактивинод Тхакур зачитал приговор: "Бишикишена обвиняется в политическом заговоре против национального британско-индийского правительства и правительства штата Орисса. Он приговаривается к восемнадцати месяцам лишения свободы и исправительных работ в тюрьме строгого режима".

00:18:45 Услышав приговор, толпа на улице начала скандировать: "Позор! Позор!" Когда Бишикишену уводили из здания суда, судебный врач мистер Уолтерс подбежал к нему сзади с большими ножницами и срезал его длинные спутанные волосы. Мистер Уолтерс знал, что йоги обычно накапливают мистические силы в волосах. Лишившись волос, Бишикишена утратил все свои колдовские чары. Он упал на пол и из зала суда его вынесли на носилках. В автобиографии Бхактивинод Тхакур пишет: "Когда Бишикишене обстригли волосы, его сторонники поняли, что он обманщик, и отказались от него".

00:19:46 Боль, все это время мучала Тхакура, сразу же прошла, и он с чувством выполненного долга вернулся домой. После ареста Бишикишены Тхакур взял под стражу самозванных Брахму и Шиву, которые сознались, что йог угрозами заставил их играть эти роли. Бишикишена провел три месяца в тюрьме Пури, после чего его перевели в центральную тюрьму города Мединипур. В 1873 году в тюрьме он отравился. Уместно вспомнить, что в свое время Дурваса Муни решил преподать урок чистому преданному Махарадже Амбарише, но вместо этого сам понес наказание. Подобная попытка была предпринята в отношении Бхактивинода Тхакура, однако милостью Господа он остался цел и невредим и одержал над своим противником победу.

00:20:57 После завершения процесса над Бишикишеной Бхактивинод Тхакур написал письмо редактору выходящей в Катаке газеты "Прогресс", в котором рассказал о злодеяниях секты атибари и подверг уничтожающей критике самозванцев, объявляющих себя Богом. Это письмо, опубликованное в журнале "Гармонист" за ноябрь 1928 года, представляет большой интерес, поэтому мы приводим его текст полностью. "Уважаемый господин! В Ориссе есть группа людей, которых называют атибари. Они выдают себя за вайшнавов, хотя в действительности не имеют с ними ничего общего. Основал эту секту некий Джаганнатха дас, который жил в то время, когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел из Надии в Пури проповедовать истинные ценности вайшнавизма.

00:21:58 Джаганнатха дас был блестящим знатоком санскрита. Он перевел в стихотворной форме на ория "Шримад Бхагаватам", а также "Бхагавад-гиту", самую поучительную книгу в индийской литературе. Его переводы, однако, грешат вольностью и содержат информацию, которой нет в оригинале. Тем не менее, жители Ориссы, особенно те, которые в общественной иерархии стоят ниже брахманов, читают эти книги с большим интересом. Как житель Калькутты, вы, по-видимому, не раз видели ориев, декламирующих на улице упомянутые переводы. Хотя "Шримад Бхагаватам" в переводе Джаганнатхи даса читают почти все ории, среди них есть особая категория людей, называющих себя атибари, они считают его своим духовным наставником. Большинство из них – выходцы из низших каст.

00:22:55 Секта атибари – это религиозная, политическая группировка. Ее члены напоминают мусульманских фанатиков-ваххабитов. Верования атибари довольно причудливы. По их словам, они поклоняются Единому Великому Богу, не имеющему облика. Судя по всему, им ничего не известно о Верховной Личности Бога. Кроме того, они не верят, что душа человеческая, обретя спасение, продолжает существовать отдельно от Господа. Подобных взглядов придерживался Шанкарачарья, великий комментатор "Веданты" и проповедник адвайтавады. В то же время атибари считают высшим проявлением Бога Господа Джаганнатху в Пури. Атибари не признают шастры, но принимают некоторые отдельные заповеди из них. Они считают себя самыми религиозными людьми на свете и убеждены, что Абсолютная Истина известна только им, но никак не брахмоитам, которых они ставят в один ряд с христианами.

00:24:01 Атибари якобы получают откровения от Бога и иногда разговаривают с Ним, подобно средневековым католикам. Вот почему почти каждый атибари считает себя пророком и пишет свою книгу откровений. Обратитесь к любому из них, и вы узнаете, в каком году и при каких обстоятельствах наступит конец света! В действительности, все их откровения вызваны влиянием марихуаны и опиума. Некоторые атибари занимаются йогой и совершают аскезы, чтобы обрести мистические силы, однако большинство членов секты живет в семье и не привыкло к лишениям. Нередко атибари ведут себя очень самоуверенно и говорят загадочным языком. Как правило, ими становятся те ории, которые достаточно разумны, но не получили должного образования.

00:25:00 Во всей Ориссе атибари насчитывается более пятнадцати тысяч. Из достоверных источников известно, что у них, как и у масонов, существует своего рода братство, основанное на взаимопонимании и симпатии. Атибари поддерживают связь друг с другом с помощью таинственных символов и знаков, так что сектанты в Баласоре нередко осведомлены о том, что происходит у их собратьев в Пури, хотя эти города удалены друг от друга на расстояние восьми дней пути. Этих фанатиков, если не принимать во внимание политическую окраску их деятельности, можно также сравнить с бенгальскими сектантами баулами. Главная цель атибари-устроить в провинции переворот. Для этого они распространяют ложные слухи, выдавая их за откровения.

00:25:57 Как правило, в них говорится о воплощении Бога, которое свергнет существующую власть. Таинственными словами они призывают ждать прихода аватары. Эти заявления атибари вызваны не только воздействием марихуаны, но и желанием насладиться богатством и женами легковерных глупцов, далеких от света знания. Такие люди считают атибари посланниками небес, которые явились, чтобы спасти души грешников и при необходимости даровать им материальные блага. Некоторые приходят к атибари, чтобы получить избавление от хронических болезней, а женщины, как правило, хотят обрести домашний уют и родить от них ребенка. Суды над атибари в Пури и Кхурде пролили свет на злодеяния этих самозванцев.

00:26:56 В ходе судебного разбирательства по делу одного из них выяснилось, что он выдавал себя за воплощение Баларамы и собирался устроить антиправительственный переворот в Ориссе, избранной обители Бога. Благодаря такой пропаганде он снискал большую популярность и обесчестил нескольких женщин из знатных семей. Ему поклонялись как Богу, и он всегда был окружен тысячами слуг, подобно царю. Этот "Баларама" писал свои откровения, и число его фанатичных последователей росло, пока помощник мирового судьи мистер Тейлор не посадил его в тюрьму. Другой самозванец жил в маленькой деревне неподалеку от Бхуванешвара. Его тоже считали воплощением Маха-Вишну, и он утверждал, что остатки его трапезы так же священны, как махапрасад Господа Джаганнатхи.

00:27:54 Женщины из окрестных деревень ходили поклоняться ему глубокой ночью. Наконец несколько возмущенных брахманов из Бхуванешвара пришли к нему и спросили, на каком основании он ведет себя подобным образом. Мошенник ответил, что власти британского правительства скоро придет конец, и правителем Ориссы станет некий Дулбехара из Кхурды. Затем этот нечестивец пригрозил, что если кто-то попытается воспрепятствовать ему, то навлечет на себя его божественный гнев. Брахманы испугались до смерти, но один из них все-таки сообщил обо всем властям. Благодаря помощнику мирового судьи Кедаранатхе Датте, которому поручили вести это дело, преступник предстал перед судом и понес заслуженное наказание.

00:28:53 После этого в разных частях Ориссы объявилось много других самозванцев, но, узнав об участи двух предыдущих "воплощений", они испугались и затихли. Воистину, эти атибари достойны всяческого порицания! Мы советуем редакции разоблачать этих нечестивцев и пытаться направить их на путь истинный. Если члены редакции действительно считают себя патриотами, они должны избавить нашу Родину от атибари и аллуков. Орисса не возродится до тех пор, пока безнравственные и порочные атибари не станут добропорядочными гражданами".

00:29:47 В дневнике Ланиты Прасада есть упоминание о покушении на жизнь Бхактивиноды Тхакура, которое предпринял царь Джаганатха Пури. В 1874 году царь незаконно присвоил восемнадцать тысяч рупий, принадлежавших храму. Узнав об этом, Тхакур обязал царя пятьдесят два раза в день предлагать Господу Джаганнатхе найведью (пищу, приготовленную на огне). Казна царя вскоре истощилась, и он решил расправиться с Тхакуром. Шрила Бхактивинод Тхакур занимал ответственный пост (к тому времени он был мировым судьей с обязанностью осуществлять надзор за храмом Господа Джаганнатхи) и пользовался всеобщим уважением, поэтому царь не рискнул совершить на него нападение. Вместо этого он устроил во внутренних покоях дворца тайное жертвоприношение, во время которого пятьдесят пандитов произносили мантры, рассчитывая убить Тхакура своей мистической силой.

00:30:58 Хотя все это происходило в строжайшей тайне, осведомители ежедневно докладывали Бхактивиноде Тхакуру о действиях царя. По прошествии тридцати дней, когда последняя капля топленого масла была принесена в жертву огню, Тхакур должен был умереть. Но вместо этого у царя скончался единственный сын, в котором он души не чаял. В автобиографии Бхактивинод Тхакур не упоминает об этом происшествии прямо. Он пишет: "Царь и другие, кто был связан с храмом, творили множество беззаконий. Поскольку я пытался воспрепятствовать этому, царь и его свита невзлюбили меня. Однако они никак не смогли навредить мне, так как меня защищал Сам Господь Джаганнатха".

тайминг: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 04 November 2025