Чувство вины

Аюрведа-радио - 31 January 2007
Почему возникает чувство вины? О чем нам говорит чувство вины? Важность позитивного намерения. Изменение поведения или пересмотр ценностей. Кто не испытывает чувство вины? Значение совести. Поиск эффективного способа действия.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:47:52 | качество: mp3 64kB/s 21 Mb | прослушано: 31 | скачано: 136 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер! Интернет-радио продолжает свою работу. Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович, и я продолжаю лекции по психологии. Мы продолжаем тему нересурсных эмоций, тех эмоций, которые так или иначе либо мешают нам, либо сигнализируют о каком-то неблагополучии в нашей жизни. И сегодня мы будем говорить о чувстве вины, о вине как таковой.

00:00:39 Наверняка не было ни одного человека, кто бы не испытывал чувство вины, и каждый может вспомнить то состояние, не совсем приятное состояние, которое его сопровождает. Какие же условия возникновения этого чувства вины? Почему оно возникает? Что хорошего оно нам несет и в чем нас ограничивает?

00:01:20 Чувство вины возникает в том случае, если наши действия по той или иной причине не совпадают с нашими внутренними критериями, с важными значимыми вещами в нашей жизни. Мы можем, допустим, любить своего ребенка, но как реакцию на его шалость мы можем испытать чувство гнева и применить физическое насилие, против которого вы всегда высказываетесь. Но в этот момент вы это сделали, и после чувства гнева приходит чувство вины, потому что вы нарушили свой собственный значимый критерий.

00:02:17 Вы сделали такое действие, которое нарушило ваши собственные стандарты, по которым вы живете и которые для вас важны, те стандарты, которые вы отсылаете внешнему миру и хотите, чтобы он соответствовал этим стандартам. И вот вы сами нарушаете свои же собственные стандарты, критерии, то, что вам важно. Вы являетесь тем субъектом, который разрушает, скажем так, благополучие вашего мира, и поэтому это самое чувство гнева направляете на себя, и получается чувство вины. Вы считаете, что вы поступили неправильно, причем это понятие «правильно-неправильно» находится именно у вас внутри. Этот критерий мог прийти извне, естественно, мог быть врожденным, но так или иначе вы его нарушили.

00:03:40 Допустим, вы приходите домой, и к вам приходит ваш сосед, или звонит друг, а вы, чувствуя усталость, не хотите поддерживать разговор с этим человеком, который пришел к вам домой или который звонит вам по телефону, и обманываете его, сославшись на то, что необходимо сделать какую-то работу и он вас в данный момент отвлекает. Человек уходит или вешает трубку, и вы хотите продолжить свой отдых, но в этот момент ваш отдых нарушается чувством вины, что вы обманули человека.

00:04:32 Почему это происходит? Есть ли в принципе люди, которые не испытывают вину? При каких условиях можно жить, не испытывая вину? И вообще, зачем нам нужна эта самая вина?

00:04:51 Как вы уже поняли из определения чувства вины, это чувство показывает нам, сигнализирует, что в какой-то момент вы переступили свои собственные рамки, вы сами нарушили свои собственные законы, важные критерии и вы же сами себя наказываете, испытывая чувство вины. Чувство вины – это обратная связь, что вы поступили неправильно в соответствии со своим пониманием вещей. Если чувство обиды – это когда ты считаешь, что другой человек поступил неправильно, близкий человек по отношению к твоим пониманиям, как он должен, то в случае вины мы понимаем, что мы сами нарушили эти стандарты.

00:05:42 Поэтому вина показывает нам, что в какой-то момент мы не были совсем внимательны к тому, как мы выбираем те или иные поступки, те или иные действия. Может быть, мы были слишком импульсивны. В случае, когда мы наказывали ребенка, применяя физическую силу, мы забыли в какой-то момент о такой важной вещи, как непричинение вреда или ахимса, или ненасилие по отношению к другому живому существу. Нас перекрыло чувство несправедливости по отношению к этому же живому существу, в данном случае к ребенку, и оно вытеснило понимание того, что не должно быть насилия. Получается, один важный критерий, в данном случае справедливость, – то есть мы видим, что ребенок совершил какой-то проступок, за который мы считаем, он должен поплатиться, – и при этом желание наказания блокируют осознование всех остальных важных вещей в нашей жизни.

00:06:58 Один критерий становится важнее всех остальных, и при этом мы достигаем или удовлетворяем этот критерий такими способами, которые вредят всем остальным критериям или части из них. Мы восстанавливаем справедливость, наказываем ребенка, но при этом делаем это таким способом, что от этого страдаем мы же, мы сами себя потом виним в том, что мы сделали это не самым лучшим способом, каким могли. Мы получаем чувство вины как сигнал к тому, что мы не были внимательны в первую очередь к самим себе, к своей системе ценностей.

00:07:40 Что такое система ценностей? Это некая иерархия важных вещей в нашей жизни, на которые мы опираемся, то, что является основой нашего мировоззрения, миропонимания. Это некие столпы или система координат, относительно которой мы считаем, что это можно назвать хорошо, это можно назвать плохо, то, что закладывается в детстве и в принципе в течение жизни меняется очень медленно и достаточно минимально. Это как врожденная конституция человека или пракрити в аюрведе, которая может измениться только в момент смерти или момент, близкий к смерти, приближенный к ней. То же самое с нашими ценностями.

00:08:34 Наша система ценностей, повторюсь, это некая иерархия, которая, однако же, существует не как стабильная система. То есть для нас самое главное это, допустим, мир во всём мире, и это самая большая ценность, но в какой-то момент мы можем пренебречь этой ценностью ради собственного выживания. Получается, что наша собственная жизнь находится выше этой ценности мира во всём мире. Происходит некое динамическое изменение или проявление этих критериев в процессе жизни человеческой.

00:09:22 И вот эффективность, удовлетворенность жизнью или счастье человека в социальном плане, в межличностных отношениях зависит как раз от того внимания, от той гибкости, как мы выбираем своё поведение в соответствии со своими ценностями. Если мы, с одной стороны, хотим ездить на автомобиле, а с другой стороны, мы беспокоимся об окружающей среде настолько, что не позволяем себе купить автомобиль, потому что он использует неэкологичное топливо, то, с одной стороны, мы будем все время мечтать об этом автомобиле, с другой стороны – не позволять себе купить его или, купив его, будем мучиться оттого, что нарушаем озоновый слой или загрязняем окружающую среду.

00:10:22 Это называется конфликт критериев или ценностей. Одна ценность удобства в передвижении, комфорта, статуса социального вступает в конфликт с отношением к окружающей среде. Или как в случае с воспитанием детей любовь к ребенку и справедливость могут вступить в конфликт, если мы не можем выбрать такой способ удовлетворения обоих этих критериев, который удовлетворяет их сразу. Одно поведение воплощает в себя оба этих конфликта.

Важность позитивного намерения

00:11:03 Если вы слушали лекции доктора Торсунова о воспитании детей, семейной жизни, то там говорится, что наказывать детей необходимо с целью дать им обратную связь, не с целью вымести на них свой гнев, недовольство, а именно дать им обратную связь, потому что от этого зависит их адаптация в будущем. Лучше сделать это на ранних стадиях, чтобы маленький человек уже в раннем возрасте понял, что вот здесь он может кому-то навредить или нарушить чьи-то чужие критерии, например, когда мы учим человека быть щедрым, добрым, помогать другим.

00:11:47 Если мы видим, что маленький человек этого не делает, мы должны дать ему обратную связь, и при этом наши намерения должны быть добрыми. Наши желания и наше отношение к нему любви в сочетании с обратной связью справедливости к этому ребенку может вылиться в том числе в физическое наказание, но умонастроение того человека, кто наказывает, должно быть максимально добрым. Допустим, это классический вариант, когда детей хлопают по мягкому месту, в крайнем случае это порка, конечно, что не совсем приветствуется, но самое главное именно то умонастроение, с которым это делается.

00:12:32 Если разум человека, который делает это, затмил гнев, может быть даже ненависть какая-то или недовольство, даже неудовлетворение, кроме этого он не испытывает любви к этому человеку, то, во-первых, ребенок или любой другой человек… Это даже во взаимоотношениях духовного учителя и ученика, или мастер восточного единоборства, который наказывает своего ученика, и ученик принимает это. То же самое ребенок. Если родитель будет делать это из чувства любви, сохраняя это чувство любви, у ребенка не будет просыпаться сопротивление и чувство несправедливости.

00:13:21 А если же это будет происходить, то есть родитель будет делать это из чувства гнева, ярости, и в этот момент другой важный критерий как любовь к другому человеку будет страдать, тогда он после этого будет испытывать чувство вины. И вина в этом случае будет показывать, что этот человек не учел какое-то ещё очень важное своё качество, критерий, отношение к миру, которое для него важно, допустим, любовь к своему ребенку, или вообще мирное отношение к живым существам. Он видит, что он совершил насилие, и это насилие не вписывается в его понимание себя как хорошего человека, и он испытывает чувство вины из-за того, что он сам свои критерии нарушил.

00:14:23 И поэтому в этом случае какой человек не будет испытывать чувство вины или будет испытывать его максимально редко? Который в каждый отдельно взятый момент времени делает тот или иной поступок, осознает, как этот поступок связан со всеми остальными важным для него вещами.

00:14:48 Допустим, вы мужчина, вы работаете, у вас есть жена, дети, и они требуют внимание. И вы, заботясь о них, идете на работу, берете сверхурочные, работаете допоздна, в выходные, вы это делаете для того, чтобы помогать им, чтобы давать им материальное обеспечение. Но при этом вы не даете им эмоциональной поддержки, эмоционально не общаетесь с ними. Отсюда вы, сами того не ведая, нарушаете свой же критерий заботы об этих людях, и потом вы можете испытывать чувство вины, если ваша половина раньше не будет испытывать чувство гнева. Потому что вы удовлетворяете её важный критерий, это поддержка материальной стороны ваших отношений, но при этом эмоциональная сторона будет страдать. Она будет обижаться на вас, возможно, гневаться, а вы будете испытывать чувство вины, и возможен тоже обратный гнев, потому что вы будете видеть неуважение в ней к вашему желанию содержать семью именно с материальной точки зрения.

00:16:08 Выход из таких ситуаций заключается в анализе того, что вы делаете такого, то есть когда вы чувствуете вину, вам надо остановиться и спросить самого себя, что же вы делаете такого, что нарушает ваши собственные значимые вещи, ценности и критерии. Именно ради этого существует вина. Вина не будет возникать лишь в том случае, если вы всегда будете поступать от всего себя, осознавая все свои критерии, что для вас важно в этот момент, и какие отдаленные последствия будут у вашего действия, и что они тоже будут удовлетворять вам.

Изменение поведения или пересмотр ценностей

00:16:49 Вина как любая негативная или нересурсная эмоция – это просто обратная связь, то же самое как неудача, даже и как удача, это просто обратная связь, чтобы вы сами откорректировали своё поведение. То есть мы в процессе жизни учимся такому поведению, которое бы максимально воплощало наше целостное понимание, наше существо, наше Я в действии, поведении. И тот человек не испытывает чувство вины, который живёт и каждый свой шаг делает от всего самого себя.

00:17:28 В принципе, святой человек не испытывает чувство вины, потому что в каждый отдельный момент он осознает, зачем он делает то или иное действие. Отсутствие внутреннего конфликта – это один из признаков святости или счастливого человека. Еще одно определение чувства вины – это когда ваши действия входят в конфликт с вашими ценностями, ваши собственные действия.

00:18:03 Допустим, в случае гнева действия другого человека входят в конфликт с вашими ценностями, то есть другой человек может не знать о существовании у вас этих критериев, но вы можете дать ему обратную связь. То же самое происходит с чувством вины, когда вы сами нарушаете свои критерии, и вы сами себе даете обратную связь в виде чувства вины, что вы сделали не совсем что-то хорошее и в следующий раз вам надо поступить немножко по-другому.

00:18:31 И чаще всего вина мотивирует человека максимум на извинения, если это взаимоотношения с другим человеком. Чаще всего что мы хотим сделать, когда испытываем чувство вины? Мы хотим, чтобы с нас эту вину сняли, это называется извиниться, выйти из вины, мы хотим, чтобы другой человек снял с нас эту вину. С какой стати? Понятно наше желание облегчить эмоциональное состояние, убрать это нересурсное отрицательное состояние, чтобы он отпустил нам грехи.

00:19:20 В чем смысл того же искупления, исповеди? Мы признаемся в том, что мы сами нарушили какие-то важные критерии. Допустим, мы нарушили какие-то заповеди. Постулируется, что эти заповеди существует и в самом человеке, кто, собственно, идет каяться. Если он кого-то убил, то он верил в то, что убивать нельзя, вредно для будущей жизни. Он принял внешние изначальные критерии, которые пришли в виде заповеди, закона Божия, он принял это внутрь, и теперь это его критерии. И когда он поступает так, он нарушает свои собственные, уже получается, критерии, хотя они провозглашаются церковью. Как мы выбираем ту или иную религию? Мы смотрим, какие критерии есть там, какие критерии есть у нас, и где есть больше всего совпадений.

00:20:24 Сама идея исповеди, я так думаю, многие люди так именно это понимают: мы как бы обнуляем наш негативный счет в банке наших согрешений и благих дел. Хотя сама идея – это как раз изменить своё поведение в будущем. Если мы поступали так, так, так и это привело к нарушению той или иной заповеди, значит, нам надо не просто периодически ходить и исповедоваться, чтобы сбрасывать накопившийся грех, как мы думаем, а так изменить своё поведение, чтобы то, что нас раньше заставляло грешить или нарушать какие-то критерии важные… То есть то же самое можно сказать по отношению к себе. Мы когда чувствуем вину? Когда мы грешим по отношению к себе. Тоже можно так сказать.

00:21:19 Смысл вины или исповеди в том, чтобы мы в следующий раз уже поступили совершенно по-другому. Не просто взяли и ограничили себя в этом действии, просто запретили себе делать то, что раньше вменялось нам как грех, а понять, зачем мы это делаем, какое действие приводит нас к совершению какого-то поступка, за который мы виним себя, или это считается грехом, и мы это считаем грехом и тоже виним себя. Надо понять, что же мы хотим, делая это. Саму идею греха можно рассмотреть как желание удовлетворить какую-то очень важную ценность внутри нас, важный критерий, но таким способом, который не приемлем в том или ином обществе, в каких-то взаимоотношениях, в той или иной религии.

00:22:23 И важно понять, что же мы хотим, когда мы убиваем, к примеру? Это довольно жесткий момент. Допустим, когда мы крадем, что мы хотим? У каждого, естественно, будет своё описание внутреннего позитивного намерения этого поведения. Предположим, что человек просто беспокоиться за то, что его жизнь будет благополучной. Его поведение достаточно позитивное, он хочет свою жизнь прожить благополучно, но при этом достигает этого благополучия таким способом, что он не является, так сказать, экологичным, то есть он нарушает спокойствие и счастье других людей, крадя у них ту или иную вещь.

00:23:19 Суть вины не в том, чтобы мы просто поставили крест на этом – не буду больше красть, – вот он держится, держится, держится, потом он заходит в магазин, продавщица отворачивается, и он раз что-то схватил на автомате, ничто не смог с собой поделать, – а понять, каким другим путем мы можем удовлетворить это внутреннее беспокойство, которое проявлялось раньше в том или ином неэффективном или греховном поведении, или в том поведении, за которое я испытывал чувство вины.

00:23:57 Допустим, я наказал ребенка. На самом деле что я хотел? Чтобы была справедливость, чтобы этот ребенок в будущей своей жизни мог вести себя справедливо по отношению к себе и к другим людям. Моя цель – это воспитание, воспитать в нём хорошие качества личности. Это совершенно другое понимание, нежели просто я хотел его отшлепать. Если я буду исходить именно из этого понимания, что я хотел научить ребенка чему-то важному, я смогу изучить разные подходы, способы обучения маленького человека тем или иным навыкам общения, зарабатывания денег.

00:24:40 Допустим, того же ребенка застукали за кражей денег. Можно его наказать очень сурово, и он будет просто бояться и не делать это из страха. Страх не самая лучшая эмоция для сохранения открытого отношения к миру и к самому себе в принципе. Когда мы испытываем страх, мы ограничиваем какую-то часть своей активности, ожидая наказания за её воплощение. Страх не лучшая воспитательная эмоция, которая может давать хорошие результаты. Хотя в некоторых случаях страх необходим, допустим, страх физического увечья, когда ребенку показывают, что те или иные действия могут быть не всегда приятными для тебя.

00:25:40 Один интересный был психотерапевт, гипнотерапевт, Милтон Эриксон. Из его записей создали новое направление в гипнозе, эриксоновский гипноз. У него было много детей, и он очень интересно вел себя с ними: он никогда им не запрещал ничего пробовать. Когда ребенок подходил к нему и спрашивал: «А что это?» – он просто говорил: «А ты попробуй». И допустим, он возился в саду, и у него были удобрения какие-нибудь в виде горошин, россыпи, маленький ребенок подходил и спрашивал: «А что это?» Милтон Эриксон говорил: «А ты попробуй». Ребенок брал это удобрение, пробовал, естественно, ему это не нравилось, и он это выплевывал, и у него откладывалось внутри, что на любое «а ты попробуй» не всегда надо соглашаться.

00:26:38 Он выбрал не тот способ запрета или насилия, когда мы что-то запрещаем ребенку и от этого запретный плод может быть ещё слаще. Он абсолютно, может, не нужен ребенку, но именно факт преодоления, реализации своей воли. Особенно в определенном возрасте около трех-четырех лет, как раз возникает такой период, когда дети должны воплощать свою волю в действии, то есть они говорят «я сам», «не надо», они делают все наоборот. Если просто запрещать или воспитывать в человеке страх, это не приведет к успеху, и может в конечном счете усилить желание ребенка сделать то или иное действие, и в конце концов сам взрослый будет испытывать чувство вины из-за того, что он выбрал агрессивный способ запрета в воспитании.

00:27:49 Когда вы чувствуете вину, у вас есть несколько вариантов поведения. Первый, самый простой – долгое время испытывать негативное чувство, достаточно фрустрирующее и ограничивающее вашу активность, и не вынести из этого никакого урока, и в следующий раз поступать также, и каждый раз испытывать это чувство вины, ругать себя, не делать что-то, и наоборот, делать что-то и испытывать чувство вины.

00:28:28 Есть другой вариант – понять, что вы нарушаете, какую значимую ценность, какой критерий вы нарушаете, понять, как можно поступить в следующий раз по-другому, то есть что делаете вы, чего вы хотите, когда делаете это. Случай с ребенком мы разобрали. Или, допустим, когда мы отказываем своим знакомым в общении из-за того, что мы хотим отдохнуть, и при этом мы раньше их обманывали, говоря, что нам надо много-много дел сделать, при этом мы набираемся смелости и говорим: Вася, или Петя, извини, пожалуйста, я очень сильно устал, давай с тобой встретимся тогда-то и тогда-то. И при этом мы сохраняем взаимоотношения с этим человеком, внутри мы чувствуем, что поступили правильно, и сохраняем важный критерий отдыха для себя, воплощаем его.

00:29:32 Следующий вариант, даже не вариант, а то, что необходимо делать в любом случае – это исследовать, до сих пор ли важен этот самый критерий, из-за которого мы испытываем чувство вины? Системы ценностей, хотя они и описываются как некие стабильные системы, на то они и системы ценностей, они и должны быть так или иначе стабильными, но бывают такие случаи, обычно это связано с какими-то жизненными потрясениями, когда система ценностей меняется, либо когда достаточно сильно меняется мир вокруг нас, а мы остаемся со своими же старыми системами ценностей.

00:30:19 Один из примеров – это переход от социалистического строя жизни к, условно назовем, капиталистическому строю, который существует у нас, и смена ценностей. Если раньше были важны, и они пропагандировались, ценности взаимопомощи, общие цели, то с приходом так называемого капитализма в принципе ценностей никаких не заявлялось, и это вызывало очень большие проблемы у тех людей, которые опирались на то, что было раньше. И наоборот, те люди, у которых не было тех ценностей или система ценностей которых была более гибка, смогли адаптироваться к новым условиям жизни больше. Они смогли, грубо говоря, взять столько, сколько могли унести, и совершенно, как я думаю, некоторые их них чувство вины наверняка и не испытывали. Их действия не нарушали их собственных систем ценностей.

00:31:38 Но, как раньше я говорил, святой человек тоже чувство вины не испытывает. Отличие поведений святого человека и людей, которые обманывают других людей, их ещё могут назвать бессовестными людьми – совесть. Это как раз то место, где эти системы ценностей находятся, это понимание, как правильно, что такое хорошо, что такое плохо, или разум человека. Это очень близкие понятия, хотя в ведической психологии совесть – это аспект Бога, когда в нас говорит совесть, это говорится, что именно частичка Бога в нас говорит, даже сам Бог в такой форме, как Параматма или Сверхдуша, находящаяся в сердце каждого. Когда говорят «Бог в сердце», подразумевается совесть.

00:32:38 Как раз когда мы нарушаем ценности, которые в нашей совести заключены, мы чувствуем вину. Возможно не чувствовать вину ещё в одном случае, когда мы абсолютно не слышим свою совесть, когда мы абсолютно оторваны от нее, когда мы настолько как бы закидали ту комнату, где находится у нас совесть, заколотили двери и заклеили обоими так, что мы уже не знаем, где же это дверь была. И такая жизнь, когда человек становится бессовестным, который не испытывает чувство вины, она превращается не совсем в настоящую жизнь, то есть человек не живёт полноценной жизнью.

00:33:28 Я сейчас не говорю, что мы должны все испытывать чувство вины, а я как раз хочу разделить это состояние, когда человек не чувствует вину, потому что он живёт по своим принципам и полностью осознает, что ему надо, и противопоставляю ему того человека, который ограничил какую-то достаточно большую часть себя, где эти принципы как раз заключены. Он выделил какой-то один главный критерий, допустим, материальное благосостояние и поставил его во главу угла, и всю свою активность он организует и сморит через призму благосостояния, то есть все остальное для него что-то неважное, несущественное. И тогда, естественно, он не будет испытывать чувство вины, когда он будет делать те или иные вещи, которые будут увеличивать его благосостояние, например, за счет других людей.

00:34:32 Одним из результатов такой жизни будет, первое, что люди вокруг него будут страдать, дети этого человека, возможно, переняв его же политику, отношение к жизни, мировоззрение, будут такими же. И возможно, в конце жизни, когда так или иначе большинство людей уже начинают задумываться об итоге своей жизни, он может понять, что он что-то упустил, потому что искренности в отношениях у этого человека будет немного. Потому что, когда мы отгораживаемся от совести своей, именно совесть – то, что объединяет нас с другими людьми.

00:35:13 Как может нас объединять в дружбу стремление заработать денег? Как может соединить группу людей желание наживы? Насколько крепкими будут такие узы? Я думаю, если главным критерием в каком-то обществе является количество денег или материальных средств, то это общество не будет прочным, это общество всегда можно подкупить, разложить, так или иначе, нет каких-то ценностей, которые находятся за пределами материи.

00:35:57 Жизнь нам часто подбрасывает такие ситуации, когда мы проходим через некое испытание, как мы поступим, то есть сохраним ли мы верность критериям, которые являются вечными, непреходящими, критериям справедливости, добрых взаимоотношений, бескорыстия и всего того, о чем говорят большинство религий. Или же мы пойдем на поводу у времени и, пренебрегая тем, что было всегда, прогнемся под этот изменчивый мир, допустим, возьмем и отнимем у этого мира много денег, и где-то в глубине души, возможно, люди начнут испытывать вину именно за это. Вина в этот момент и будет давать или совесть, знаете, как совесть заела, совесть залита алкоголем.

00:37:06 Человек совершает какой-то поступок, и потом вроде как все хорошо, у него все есть, но что-то не так, какой-то тонкий элемент в его внутреннем мире уже давно от него отвернулся. Он может даже не заметить, как без него он уже не видит жизнь во всех красках, он уже не видит в людях друзей, он видит соперников. Такая точка зрения может очень сильно изменить жизнь и не в лучшую сторону.

00:37:43 Вина как раз – это то чувство, от которого не надо убегать, а надо проанализировать. Чувство вины или совесть – это, может быть, разные вещи, но они часто перекликаются. Чувство вины – это то, что сигнализирует нам о том, что мы сделали что-то не так, как мы хотели до этого. Мы уменьшили свои стандарты и сказали: ну ладно, сегодня я, пожалуй, это сделаю, хотя вроде и не надо, но так все получается, что не знаю, все против меня, надо же уже мне как-то победить, а у меня все не получается, а давай попробую вот так.

00:38:34 В принципе, поиск нового способа действия – это один из способов обнаружить эффективное действие. Что такое эффективное действие? Это когда мы действуем и при этом воплощаем в жизнь все свои критерии. Вина просто говорит, что ты выбрал не совсем хороший критерий, не совсем хорошее действие, ты что-то упустил, что-то не наработал, ищи дальше. Вина должна нас воодушевить на поиск в будущем совершенно другого поведения, которое сохранило бы то важное, что нам важно, чтобы мы не нарушали свои собственные правила, те правила, которые у нас внутри нашего сердца записаны.

00:39:21 Как же мы в следующий раз должны поступить, если эта ситуация повторится? Как я должен буду поступить, чтобы при этом я чувствовал, что я и для себя сделал всё, что я хочу, и другому человеку не навредил? Или я так поступил, я отказался от какого-то внешнего искушения… Что такое искушение? Очень хорошее слово. Искушение – это когда нам говорят резко сменить свою систему ценностей. Это когда нам говорят: давай один разок ты сделаешь не так, как ты делал обычно, один раз – ничего страшного, давай ты это сделаешь. Ты можешь сделать раз, можешь сделать два, и потом тебе придется либо остановиться, потому что чувство совести или вины будут тебе говорить, что ты делаешь что-то не так, либо тебе придется заглушить совесть.

00:40:24 Люди, которые совершают преступления раз за разом, либо их критерии абсолютно не совпадают с критериями общества, либо их совесть настолько заглушена, что они уже не являются полноценными людьми в том варианте, в котором они существуют. Поэтому искушение – это когда мы подменяем то, что для нас действительно важно и будет важно всегда, на какую-то сиюминутную прихоть. Сделать какое-то действие не совсем хорошее, может быть, даже об этом никто не узнает, но при этом достигнуть каких-то важных вещей, материальных вещей, статуса, подкупить избирателей или обмануть…

00:41:22 У меня был случай, из своей практики расскажу. Еще когда я был студентом, я разбил одну вещь, которая принадлежала мне, и сдал её в ремонт. И посчитали, что это был брак в производстве, мне вернули за это деньги, и я этому не воспрепятствовал, потому что на тот момент я считал, что это очень здорово обмануть людей, магазин, даже неизвестно кого. Ну магазин, что они заметят это? Я был очень доволен, но потом мне пришлось много вещей потерять, сломать, это связано с того же рода вещами, это была техника.

00:42:06 И сейчас, если мне предложат, я уже не соглашусь, потому что для меня важно уже другое, для меня некая справедливость – это уже важно, несмотря на то что пусть это не будет так выгодно сейчас, я не то что потеряю, не обрету денег или материальных богатств, или власти, но это состояние справедливости, какой-то более важный критерий во мне останется, потому что, вспоминая то, что я сделал тогда, я именно чувствую вину, потому что сейчас я бы поступил совершенно по-другому, я бы уже не обманывал и поступил честно.

00:42:45 Честность – это как раз и следствие вины, вина показывает, где мы совершили бесчестие, где мы взяли и подкрутили гайки у чести, сделали её удобной, вот она не проходила, мы раз-раз подтесали, вот это уже нормальная честь. И чувство вины дает нам понимать, что нам надо быть повнимательнее к своим действиям. И когда вы в следующий раз будете что-то подобное испытывать, остановитесь на секунду и подумайте, что же вы такого сделали не так и как же вы будете делать это в следующий раз.

00:43:28 И притом что вы должны помнить, допустим, если взять эту ситуацию с той вещью, которую я возвратил назад в магазин. Допустим, я хотел материального благополучия, так или иначе, это деньги, я смог купить другую какую-то вещь, и для меня был важный критерий материальное благополучие, и при этом был другой важный критерий, из-за которого я испытывал чувство вины, это справедливость и честность.

00:44:01 Как я должен в следующий раз поступить, чтобы я удовлетворил и честность, и материальное благополучие? Грубо говоря, я должен пойти и честно трудиться, зарабатывать деньги. По такому же принципу и надо поступать, когда мы испытываем чувство вины. Чувство вины показывает нам, что мы сделали что-то не так, мы хотели чего-то хорошего для себя, например, материального благополучия, но сделали это так, что это нарушило какую-то очень важную ценность, оно нарушило ценность нашей честности, и мы уже считаем, что этот поступок был нечестного человека, и нам от этого плохо. В следующий раз я должен буду так поступить, чтобы я и благополучие своё материальное поднял, и сохранил понимание честности.

00:44:48 В этом и смысл анализа всех нересурсных эмоций, тех эмоций, которые нам нравятся или не нравятся. Любая эмоция – это не что иное, как обратная связь, некий индикатор, некая шкала, которая показывает в какую сторону отклонилась стрелка нашего благосостояния эмоционального. И чаще всего это очень важная информация, которую важно принять во внимание и как-то среагировать на нее. Потому что есть такие ситуации, когда люди даже не могут понять, какую эмоцию они испытывают, и не могут описать эмоциональное состояние свое. Учитесь это делать, учитесь описывать свои эмоции словами, это позволит вам анализировать их и видеть процессы зарождения.

00:45:50 Если вы что-то можете разобрать по частям, вы также сможете собрать что-то другое из этих частей. Таким образом вы можете изменять свои эмоции. И на следующих лекциях мы будем говорить о трансформации эмоций, после того как закончим ещё несколько тем по нересурсным эмоциям, будем рассказывать, как менять эмоции, как делать те эмоции, которые нам нужны.

00:46:37 Итак, сегодня мы говорили, продолжая тему нересурсных эмоций, о чувстве вины. Я подведу итог, повторю, что чувство вины – это сигнал о том, что мы сами нарушили какие-то важные ценности своими собственными поступками. И это сигнал, который должен нас вдохновить на изменение поведения в следующий раз, когда подобная ситуация может возникнуть. И наше поведение должно удовлетворять все критерии, которые у нас присутствуют внутри. Как минимум их два. Когда возникает чувство вины, эти два критерия конфликтуют. Допустим, конфликт критерия материального благополучия и критерия честности. Как поступать в следующий раз, чтобы мы были честны и при этом наше материальное благополучие повышалось? Итак, я вам всем желаю всего хорошего, будьте счастливы, всех благ. До свидания.

транскрибирование: Мария Артемьева | п.Шушинское | Россия | 18 March 2022