Управление гневом

Аюрведа-радио - 14 февраля 2007
О чем говорит нам гнев? Выбор реакции: реактивный или проактивный. Развитие внутри себя наблюдения за собой. Причины гнева. Управление желаниями. Способы предотвращения гнева. Дыхание – ключ для изменения эмоционального состояния.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:39:13 | качество: mp3 64kB/s 17 Mb | прослушано: 43 | скачано: 54 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер! Интернет-радио продолжает свою работу, меня зовут Мошкин Юрий Владимирович, и мы продолжаем лекции по психологии. Мы продолжаем тему нересурсных эмоций, и сегодняшняя тема – это тема гнева. Мы обсудим такую эмоцию, как гнев.

00:00:28 Всех я поздравляю, пользуясь случаем, с днем влюбленных и желаю всем с каждым днем ощущать все больше любви к себе, окружающим людям и окружающему миру. Нередко гнев мешает нам чувствовать любовь, потому что именно за любовью мы в этот мир и приходим. Но вместо того, чтобы просто подавлять негативные эмоции, которые у нас появляются, – будь то гнев, обида, разочарование или что-то другое – полезно понять, о чем они нам сигнализируют, что важного они для нас сообщают.

00:01:08 Просто так сопротивление не имеет смысла, приводит к более изощренным проявлениям наших, изгоняемых нами же частей, допустим, связанных в данном случае с гневом. Если мы просто будем игнорировать импульсы, которые проявляются в нас как гнев или подавлять их, то в конце концов мы изолируем внутри себя какую-то часть, которая связана с очень важным для нас.

О чем говорит нам гнев?

00:01:47 В чем же смысл, что хочет нам сказать наше внутреннее «я», наше эмоциональное «я» или просто наше бессознательное, если говорить языком психологии, когда мы испытываем чувство гнева?

00:02:08 Вы можете сейчас вспомнить, когда вы в последний раз, может быть, испытывали чувство гнева, и если вы со стороны рассмотрите эту ситуацию, вы можете обнаружить, что в данной конкретной ситуации с каким-то человеком, к которому вы в конце концов испытали гнев, были нарушены какие-то очень важные критерии, ваши личные ценности. Или вы стали свидетелем жестокого обращения к ребенку, или, допустим, если вы водитель автомобиля, вас неаккуратно подрезали, слишком резко свернули на вашу полосу, и много других примеров.

00:02:56 Смысл гнева в том, что он показывает нам (его функциональная сторона или позитивное намерение), – если вы помните, в любом поведении, в любой эмоции есть позитивное намерение, важно найти его – в случае гнева мы должны понять, какая из этих ценностей, какой из критериев были в данном случае нарушены.

00:03:27 В случае негативных эмоций нам всегда помогает либо ретроспективное их переосмысление или перепросмотр, либо умение в момент их возникновения – что более сложно – отстраниться, войти в третью позицию или диссоциироваться, то есть взглянуть на ситуацию, на себя со стороны. И в этот момент, во-первых, сам этот взгляд со стороны и сама диссоциация уменьшают интенсивность эмоциональных переживаний до пятидесяти процентов, может быть, еще больше. И, во-вторых, возможно уже оценить некий смысл возникновения той или иной эмоции, почему она возникает в нашем случае, что явилось причиной возникновения этой эмоции.

00:04:14 Итак, если вы испытали чувство гнева, в первую очередь вам стоит задуматься, что же не удовлетворяет эта ситуация в моем случае, что нарушает конкретно человек в этом случае, когда он общается со мной.

00:04:37 И не всегда достаточно быстро можно понять это внутреннее намерение, хотя понять это, повторюсь, необходимо и полезно для дальнейшего изменения своего поведения, потому что большая часть людей просто эмоционально реагируют, рефлекторно, можно сказать, или просто реактивно.

Выбор реакции: реактивный или проактивный

00:05:07 Есть два типа реакции: реактивный и проактивный. Реактивный – когда мы просто реагируем на внешний мир: его раздражение, ситуации, посылы, информацию. И этот способ реагирования не самый эффективный. Мы являемся следствием внешнего окружающего мира и переносим ответственность на окружающий нас мир, на других людей.

00:05:35 Если же мы встанем на позицию проактивную, тогда причиной становимся уже мы сами. Мы берем ответственность на себя и мы признаем, что мы должны и можем что-то изменить в данной ситуации. И если мы поставим себя в проактивную позицию в случае гнева, во-первых, мы должны разорвать так называемую причинно-следственную часть, что, если другой человек делает что-то, я обязан испытывать именно эту эмоцию.

00:06:02 Для кого-то чувство гнева, может быть, и является неким ресурсным состоянием, например, наиболее оно приемлемо, конечно, для людей, которые являются воинами. Для них гневливость – это одна из частей их темперамента, характера. Но при этом если это будет просто гневливость без понимания смысла, зачем ты это делаешь, то тогда это нарушение вселенского закона, дхармы.

00:06:39 Поэтому гнев должен рассматриваться именно как сигнал нарушения каких-то очень важных внутренних ценностей, критериев. И в этот момент, когда вы чувствуете гнев, вы должны поблагодарить эту свою часть, которая связана с гневом, или самого себя, свой эмоциональный ум, бессознательное, как угодно, и представить, а как бы вы хотели в следующий раз, когда данная ситуация может начать повторяться, предотвратить эту ситуацию. То есть вы можете приложить усилия к тому, чтобы это не повторялось. Допустим, если вы водитель, вы можете предотвратить подрезания вас, более внимательно относясь к водителям сзади, которые вас обгоняют.

00:07:28 И если все-таки этот критерий будет нарушен, вы не смогли так или иначе предотвратить это и вы испытываете гнев, то есть эта ситуация произошла, ваши критерии нарушаются, ваши ценности попираются, у вас все равно остается выбор, как вам на это реагировать. У вас остается выбор: продолжать ли гневаться, вскипать яростью или другой эмоцией, которая может привести к некоему разрушению межличностных отношений и даже физическому увечью другого человека или самого себя. И можете выбрать какой-то другой способ самовыражения, с помощью которого вы дадите обратную связь другому человеку.

00:08:25 Потому что гнев, если просто его не учитывать, либо будет копиться, либо будет выражаться в не совсем социально уместных действиях, что проявляется у людей с нарушением психики, которые как раз не могут контролировать свои эмоции, вспыльчивых, которые могут из-за пустяка начать драться, использовать режущие инструменты, и в конце концов это приводит к тому, что они попадают в тюрьму. Они испытывают гнев и ведутся на его поводу, гнев приводит к усилению этого негативного состояния, то есть они полностью вживаются в эту эмоцию, и она ведет к усугублению их состояния.

00:09:34 Если вы замечали, когда возникает некая эмоция, допустим, гнев, и, если вы продолжаете вестись на поводу этой эмоции, она может усугубиться, она может привести к возникновению ярости, ненависти, к каким-то уже активным физическим действиям: побежать куда-то, стукнуть кого-то, накричать на кого-то. Условно это называется дегенеративной цепочкой или цепочкой развития эмоций. И очень важно замечать, как одна ступенька, или условно разделить этот процесс перехода пускового фактора на деятельность или слово какого-то человека и возникновение внутри вас эмоции.

Развитие внутри себя наблюдения за собой

00:10:25 Чтобы отследить, как это происходит, процесс развития, важно развивать внутри себя наблюдение за самим собой или свидетельствование, что называется в ведической психологии. Есть такая мантра в Ведах: Ом Сакши Ахам. Ом – это священный слог, которым начинаются практически все молитвы или мантры; Ахам – это я; и слово Сакши – наиболее интересное для нас, переводится как я тот, кто наблюдает, я – свидетель.

00:11:01 Это утверждение возвращает нас в наше изначальное состояние как духовную сущность, которая просто получает опыт в этом мире и является свидетелем этого опыта, даже не активным его участником, а лишь свидетелем. Но это достаточно высокий уровень понимания, и чаще всего нам кажется, что именно это мы испытываем свои эмоции, именно мы хотим чего-то, именно мы ходим, говорим. Давайте остановимся на том уровне, что именно мы этим и являемся, мы – это тело для начала, мы – это наш ум, наши мысли, эмоции. Если мы с этим разберемся, нам будет проще понять, что мы, может быть, еще что-то, нечто более интересное, свободное и всеобщее.

00:11:56 Один из способов совладать или понять, обуздать, трансформировать свои эмоции – это наблюдение за собой, развитие в себе черты так называемой третьей позиции или взгляда мухи со стены, что называется, или скрытой видеокамеры, или просто взгляд со стороны. Взгляд беспристрастного человека, даже не человека, просто беспристрастный взгляд, которому абсолютно нет дела до интересов ваших, другого человека. Это то, что поможет вам в первую очередь заметить то, что появилась некая эмоция, которая вам не нравится, которую вы хотите изменить. И в этот момент вы говорите: спасибо, что я заметил, что у меня есть эмоция, которую я хотел бы либо не испытывать вообще, либо испытывать небольшой промежуток времени, и потом чтобы она переходила в нечто другое.

00:13:11 В случае гнева вы можете понять: что-то произошло, что мне не нравится, надо как-то среагировать, и я должен выбрать ту реакцию, которая будет уместна сейчас, которая приведет меня к более успешному будущему, к более успешным взаимоотношениям с этим конкретным человеком. То есть я могу просто сказать: «Ты негодяй! Ты сделал мне плохо! Ты меня не уважаешь!» – и стукнуть его. В дальнейшем взаимоотношения возможны, но придется восстанавливать и тратить больше сил, чем ежели мы в этот момент выбрали бы другой способ реагирования.

Причины гнева

00:13:53 Что интересно, в Бхагавад-гите, это очень древнее священное ведическое писание, Господь так и говорит, что причиной гнева является наше вожделение или, по-другому можно перефразировать, наша привязанность к результату. Мы очень сильно хотим того, чего мы в момент гнева не получаем, мы очень сильно хотим этого и не допускаем того, что это невозможно. Эта привязанность к результату является частью нашего ложного эго или эгоизма, или гуны страсти, суть которой как раз и является привязанность к нашему результату в будущем.

00:14:46 И если мы посмотрим на наше общество, это один из основополагающих мотивов деятельности у нас. Если вы включите телевизор или радио, – в основном телевизор, потому что визуальные образы у нас большей частью воспринимаются нашим умом, – вы увидите, как очень умело с помощью различных технологий, в том числе и психологических технологий, представляются объекты вожделения, желания, обладания. И происходит привязанность, очень грамотно продуманная привязанность или привязка наших чувств, нашего ума к объектам материального мира, за которыми мы должны пойти в магазин или еще куда-то и отдать деньги в конце концов. Так или иначе, производятся некие действия со стороны рекламных компаний в виде роликов и так далее, чтобы привязать наши чувства, чтобы это вожделение использовать.

00:15:51 Вожделение – это один из корней материального мира, то есть желание чего-то. Без желания этот материальный мир не имел бы возможности существовать. Так как чувства не контролируются, нас же с детства никто не учил, что не все хорошее, что ты видишь, ты должен хотеть. Нас не учили хотеть правильных вещей, грубо говоря. И если нас этому никто не учил, приходится учиться на собственном опыте.

00:16:28 Мы смотрим, допустим, телевизор и видим там что-то такое, для каждого конкретное, что-то очень красивое, приятное, хорошее и мы это начинаем хотеть, мы уже рисуем картину будущего, как мы этим уже обладаем, пользуемся, хотя мы еще сидим на диване и палец о палец для этого не сделали. Мы уже спланировали свое будущее с учетом того, как это у нас будет, и мы даже уже деньги заработали и купили эту вещь. И тут происходит нечто: наш любимый друг или вообще незнакомый человек берет и ломает ее – случайно или неслучайно не суть важно, – и возникает гнев как реакция на фрустрацию или препятствие на достижение желаемого. Мы хотим, хотим, хотим – не дается.

Управление желаниями

00:17:24 Одно из объяснений того, что в нашем теперешнем обществе достаточно много гнева и, по мнению современников, его больше, чем было раньше для старшего поколения, – это то, что культура контроля желания не развита абсолютно. Люди не умеют управлять своим желаниями. Сама идея управления своими желаниями достаточно странная для понимания современного человека. Хотя раньше этому учили с детства, и человек мог понимать: что нужно ему, а что не нужно, что стоит желать, а что не стоит желать, вот здесь работают у меня чувства, а вот здесь работает у меня разум. И в большинстве своем достаточно часто гнев возникает из-за того, что мы не достигаем того, к чему мы привязаны.

00:18:24 Еще один из сигналов нашего гнева сигнализирует о нашей привязанности или нашем эгоизме, который проявляется в этой привязанности, привязанности к вещи, к отношениям, к человеку. Это может быть от самых ужасающих вещей: «враги сожгли родную хату», «пусть ярость благородная вскипает, как волна», это то же самое, вплоть до того, что я пошел и купил что-нибудь себе вкусненькое, и другой человек нечаянно толкает меня, и это вкусненькое все рассыпается или падает в грязь – я тоже гневаюсь. Я был привязан к этому, я был привязан к родным, к родной хате, родному дому, и тут враги ее сожгли – у меня этого нет. Объект привязанности забран у меня, и я испытываю гнев.

00:19:28 И у нас есть опять же выбор, причем выбор на разных этапах понимания этой эмоции. На самом простом уровне понимания мы можем выбрать просто реакцию на попрание, скажем, наших привязанностей, ценностей или важных критериев, или моделей поведения общепринятых, стандартных. Это тоже наша привязанность, мы любим, когда нас любят, когда к нам хорошо относятся, и если мы этого не получаем, то есть нас не уважают, – мы привязаны опять же к уважению – мы можем испытывать в том числе и гнев как реакцию на неполучение желаемого.

00:20:18 У нас есть несколько выборов. Первый выбор: мы можем выбрать саму реакцию. Да, в будущем, возможно, это повторится. И как я хочу на это реагировать? То есть хочу ли я реагировать так же, хочу ли я закатывать скандалы, бить кулаками по столу, по стене, по лицу, по машине.

00:20:35 Наблюдал финал ссоры, само проявление меня шокировало. Была узкая улица, ехала машина, за ней ехала другая и очень сильно сигналила; как я это интерпретировал, она хотела, чтобы та ей уступила, а та ей не уступала, хотя могла. И она ехала очень неспешно, хотя могла ехать быстрее, как я опять же думаю. И задняя машина очень сильно сигналила и звуком, и светом, и в конце концов первая машина свернула в закоулок, встала, вторая машина встала, из нее вышли двое молодых людей и стали очень громко кричать, махать руками, а тот водитель не открывал дверь. Тогда эти двое молодых людей открыли багажник, достали палки и стали бить эту машину. Я на это посмотрел, какие бывают проявления гнева, ярости человеческой…

Способы предотвращения гнева

00:21:43 Если вас это устраивает, то ничто вас не заставит изменить свое поведение, если вы только сами не захотите. Если вы понимаете, что гневливость или какое-то конкретное проявление гнева мешает вам, вы можете изменить свою реакцию. Если в будущем это произойдет, как вы будете реагировать, как вы хотите, чтобы это было, что вы хотите испытывать, какие чувства? И что вы можете предпринять, чтобы в принципе этого не происходило? То есть предотвратить нарушения ваших собственных критериев.

00:22:22 Мы не говорим об освобождении вас от ваших привязанностей. Допустим, это на самом деле важный для вас критерий: вы цените, когда люди друг к другу хорошо относятся, и для вас это важно. Если вы видите, когда один человек не уважает то, что, вы считаете, должно быть уважаемым, в принципе, это тоже ваша привязанность, ваше понимание мира, но для вас это является реальностью и для вас это является вашим важным критерием, вы готовы его защищать и в этот момент можете испытать гнев, а можете испытать что-то другое.

00:23:03 Вы можете разозлиться и, допустим, оскорбителю старой бабушки, каким-нибудь подросткам, подвыпившим, вы может встать и всех их побить, и ума от этого у них в головах вряд ли прибавится. А прибавится ненависть, возможно, и чувство отделенности от взрослого мира, который тем более никак не хочет их понять, всех их способов самоутверждения. Вы можете подумать: а что же этот подросток хотел своим поведением сказать? Не просто уязвить его ложное эго и сказать, что ты из себя ничего не представляешь и просто не можешь обижать беззащитных бабушек. Это, возможно, не приведет к какому-то личностному глубокому изменению. Хотя как сказать, каким тоном сказать, какими словами. Это тоже можно запрограммировать и внести в свой запас возможности своей реакции.

00:24:11 Выбор своей реакции – это и есть та свобода выбора, которая нам доступна. Может быть, мы не всегда можем изменить свою судьбу, насколько она нам предначертана, или мы не можем изменить поведение других людей непосредственно, если, конечно, у нас нет большой власти над ними и достаточно большого благочестия. Или, наоборот, просто много власти и много денег. Свобода выбора заключается как раз в выборе реакции на поведение людей, проявления или какие-то действия внешнего мира вообще или просто на нашу жизнь, в том числе и в случае гнева.

00:25:01 Следующий уровень понимания гнева и его предотвращения – это работа со своими привязанностями. Так как можно принять за аксиому, что гнев проявляется тогда, когда появляется наша привязанность, когда мы не достигаем того, к чему мы привязаны. Вожделение или привязанность, или просто желание, в принципе, это слова-синонимы. Гнев показывает, что в данный момент мы к чему-то привязаны и этого не получаем, и, как следствие, возникает гнев. Поэтому просто избавляться от гнева, подавляя его, нет большого смысла, и не будет большой эффективности, если мы не понимаем, почему он возникает.

00:25:51 Если нас устраивает, что для нас важно, допустим, хорошее отношение к другим людям или хорошее отношение к нам, мы можем назвать это уважением. Может кто-то назвать гордыней, мы можем это назвать уважением – важны детали. Является ли наше уважение к себе тем механизмом, с помощью которого мы ограничиваем себя от других людей или возвышаем? Тогда, возможно, это гордыня, а уважение – нечто другое.

00:26:20 Если мы понимаем, что в основе наших желаний лежит наш эгоизм, то полезно изменить свое отношение к этому объекту, состоянию, найти более экологичный способ, более экологичную ценность, более экологичный критерий. Если мы понимаем, что наша привязанность к хорошим отношениям основана на каких-то эгоистичных отношениях к миру, возвышении самого себя, то в конце концов гнев будет возникать, но если мы основываем свое хорошее отношение с людьми на просто хорошем отношении, на любви, если в основе любовь и бескорыстие, тогда гнева в принципе не будет. Даже если не будет хороших отношений, будет сожаление и желание что-то сделать, чтобы появились эти хорошие отношения. Но если у нас есть эгоистичность и мы не получаем хороших отношений, то будет гнев и усугубление этих нехороших отношений.

00:27:29 Поэтому когда возникает любая негативная эмоция, – сегодня мы говорим о эмоции гнева – очень важно остановится и понять, а что же она нам сообщает. Какой критерий, какую ценность нарушает другой человек или задевает, на какую больную мозоль он наступает. Либо в этот же самый момент, что достаточно трудно бывает, либо уже по прошествии дня, вечером, когда вы ведете дневник, – советую всем вам вести дневник, где вы будет описывать свою жизнь, и это будет очень хорошая обратная связь для вас, – когда вы будете записывать в своем дневнике, вы можете уже проанализировать, а что же на самом деле было в этой ситуации, чего вы на самом деле хотели.

00:28:16 Если вас подрезает автомобиль, или вы видите, как кто-то ругается очень сильно, издевается над ребенком или жестоко обращается с ним, что на самом деле вы чувствуете, кого вам жалко? Вам жалко этого ребенка или вам жалко самого себя, когда вы видите этого ребенка? Это в очередной раз диагностический критерий, который может дать нам обратную связь на самих себя. Вообще, это очень здорово, когда у нас появляются отрицательные, негативные или нересурсные эмоции. Это очень здорово. Радуйтесь этим эмоциям, потому что вы узнали еще одно место, которое вы можете улучшить. Если вы будете сокрушаться: о Боже мой, какой я грешник пагубный, что у меня столько грязи внутри – да, может, это вам поможет.

00:29:06 Но я предлагаю еще один вариант: проанализировать, как вы можете улучшить себя, свое поведение, отношение к миру на основании той информации, которую вам дают негативные, нересурсные эмоции. И даже когда ресурсные эмоции, когда приятные эмоции появляются, вы тоже можете это изменить, улучшить, увеличить интенсивность, продолжительность, протянуть это по времени, сделать постоянным. Это все возможно, это вопрос психологических техник, это уже вопрос другой.

00:29:45 Очень важно понять, что у нас есть выбор изменения, выбор своего собственного поведения. Просто большинство людей думают, что если я испытываю гнев, значит, этот гнев – единственное возможное правильное поведение в данной ситуации. Думать так значит никогда не измениться. Любое мое поведение верное? Да, на данном этапе, возможно, мы обладаем именно этим набором возможностей, поэтому реагируем так. Но в процессе жизни мы можем интерпретировать и ретроспективно рассматривать свое прошлое (даже пятиминутное уже прошлое), понимать, что мы могли еще и так сделать, могли по-другому связать слова, по-другому интонировать, по-другому смотреть на человека, могли по-другому дышать, наконец.

Дыхание – ключ для изменения эмоционального состояния

00:30:42 С дыханием очень сильно связаны нересурсные эмоции, так же как и ресурсные. Наше дыхание – это один из ключей для изменения эмоционального состояния. Этот факт, который был открыт древними мудрецами, практикуется до сих пор в ведических школах и в западной психологии его с успехом применяют также (различные ребефинги, холотропное дыхание, вайвейшн, свободное дыхание и все такое прочее). Это все давно уже существует в пранаяме, или науке дыхания, и вы можете этим пользоваться. Вы можете просто быть внимательными к своему дыханию. Вы можете заметить, как в зависимости от той или иной эмоции ваш тип дыхания меняется.

00:31:27 Условно можно разделить на три типа дыхания: верхний, средний и нижний или грудной, верхушечный и диафрагмальный. И чаще всего при гневе, при большинстве негативных эмоций брюшное дыхание уменьшается, практически не дышит человек животом во время гнева, во время страха особенно. Вы можете заметить, как вы дышите в моменты приятных эмоций, ресурсных переживаний, и вы можете заметить, как вы дышите в неприятных ситуациях. И уже одно это позволяет вам, просто изменив тип дыхания (частоту, глубину, продолжительность выдоха и вдоха, соотношение выдоха и вдоха, равномерность вдоха, равномерность выдоха, скорость, темп – это все можно менять), вы можете заметить, как ваше состояние эмоциональное тоже меняется.

00:32:38 Даже просто сам факт переноса вашего внимания с проблемы сейчас на состояние ваших физиологических функций очень сильно уменьшает ваше эмоциональное переживание. Поэтому говорят: если ты хочешь дать ответ, когда чувствуешь гнев, досчитай до десяти или просто сделай пять вдохов, пять выдохов.

00:33:00 Быть осознанным – это универсальный способ, который помогает при любых обстоятельствах. Но так как он универсальный, им можно пользоваться в любой ситуации любому человеку. Даже если вам хорошо, и вы подходите к телефону, полезно перед тем, как вы снимете трубку, сделать один вдох, один выдох. И вы заметите, как ваши ответы будут более осознанными, ваши мысли будут течь спокойнее или, наоборот, быстрее, если вам это необходимо.

00:33:36 Управление собой – это управление различными процессами, которые зачастую нами просто не осознаются. Может быть, наверняка кто-то знал, что дыхание связано с вашими эмоциями, вообще с умом. В аюрведе, ведической психологии дыхание напрямую связывают с умом. Движение праны напрямую связано с движениями наших мыслей. Поэтому такие техники, как холотропное дыхание, и все остальные, где делается интенсификация частоты дыхания, глубины дыхания, усиливают ментальные процессы, что иногда позволяет вывести на поверхность какие-то скрытые травмы, проблемы или, наоборот, ресурсы, какие-то важные переживания вспомнить. Это все можно использовать.

00:34:29 Иногда люди это делают спонтанно. Допустим, в моменты гнева человек может, наоборот, очень сильно дышать, его глазные щели становятся большими, кровь приливает к лицу, его дыхание становится очень большим по амплитуде и объему легких. В этот момент нужно, наоборот, взять и остановить дыхание, сделать задержку дыхания. Как говорил один из давних лекторов, еще когда я учился в институте, что есть один способ очень хорошо справиться со стрессом – это просто задержать дыхание и держать достаточно долго. Дыхание связано в том числе еще и с самой жизнью. Прана или жизненный воздух – это то, за счет чего мы живем, или аналогия из биохимии, можно сказать, что кислород. Хотя прана считается тоньше кислорода, но не суть важно.

00:35:25 Если мы просто задержим дыхание до такой поры, что мы реально испытаем беспокойство по поводу нашей жизни, тогда мы обратимся к очень высокому уровню наших ценностей, критериев, как чувству самосохранению. И в свете самосохранения не так важны те проблемы, которые могут нас сейчас беспокоить.

00:35:58 Допустим, вы либо гневаетесь, либо, наоборот, боитесь чего-то. Если вы просто задержите дыхание на выдохе достаточно надолго, допустим, минуту сможете продержаться на выдохе, или хотя бы тридцать секунд для начала, вы поймете, что ваши мысли уже оторваны от объекта ваших привязанностей и что сейчас для вас актуальной является одна из главных привязанностей, это привязанность дыхания или привязанность к жизни. Потому что практически последнее, что у нас уходит в нашей жизни, – наше дыхание, поэтому мы очень сильно к нему привязаны. Поэтому, меняя свое дыхание, мы можем изменить свою эмоцию. Я уже немножко перешел на разговор, как менять свои эмоции. Об этом мы будем говорить на следующих лекциях.

00:36:44 Итак, сегодня мы говорили об интересной эмоции, эмоции гнева. И повторюсь, что гнев возникает тогда, когда окружающий мир или люди, – может быть, даже вы сами – нарушают очень важные критерии, что-то очень важное, кто-то попирает ваши ценности, критерии, и вы по этому поводу испытываете гнев. Обратная связь к тому, что это происходит: первое, что у вас есть критерии, что для вас есть что-то важное, второе, что другой человек не учитывает ваших критериев. Вам надо изменить свое поведение относительно этого человека, дать ему обратную связь в такой форме, сохранив контакт с ним, чтобы он в будущем изменил свое поведение. Это уже уровень мастерства коммуникаций.

00:37:33 И еще о чем говорит нам чувство гнева: о том, что у нас есть привязанности. Все те ценности по-другому в ведической психологии называются как привязанности. И одна из долгосрочных задач психологии – избавление нас от тех привязанностей, без которых мы, в принципе, можем жить. Мы можем жить без таких вещей, которые просто ограничивают нас, без которых реально мы можем жить. Иногда чувства гордыни, собственничества не всегда нам нужны в том виде, в котором они у нас появляются. Мы можем либо изменить формат их проявления, либо вообще от них избавиться, получая то, ради чего они возникли в нас, каким-то более экологичным способом.

00:38:27 Когда человек становится просветленным, счастливым, большая часть его привязанностей просто исчезает. Потому что он уже знает, что у него внутри уже все это есть. Царство Божие внутри нас, как было сказано в Библии. И если мы это все понимаем, чувствуем, тогда и привязанностей нет. Нет привязанностей – не будет и гнева. На этом мы сегодня заканчиваем. Я желаю всем счастья, процветания и любви. Всего хорошего. До свидания.

транскрибирование: Мария Артемьева | п.Шушинское | Россия | 27 апреля 2022