Зависть

Аюрведа-радио - 10 января 2007
Активные и пассивные реакции на трудности. Позитивное намерение любого поведения. О чем говорит нам зависть? К кому она возникает? Причины появления зависти и влияние гун. Что мешает нам достичь желаемого? Чего мы хотим на самом деле? Связь эмоций и вкусов. Способы преодоления зависти. Как изменить отношение к человеку?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:56:19 | качество: mp3 64kB/s 25 Mb | прослушано: 85 | скачано: 46 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер! Аюрведическое интернет-радио продолжает вещание, меня зовут Мошкин Юрий Владимирович, и сегодня я читаю лекцию по психологии. Мы продолжаем тему, начатую на прошлых передачах, связанных с жизненными трудностями и испытаниями. И сегодня в последующей лекции мы будем разбирать типы реакций на эти испытания, трудности.

00:00:36 И тип сегодняшней реакции, которую мы обсудим, сегодняшняя тема будет посвящена зависти. Зависть как реакция на трудность, стрессовую ситуацию, испытание жизни. Это не самая частая реакция, которая возникает первой, но это одна из деструктивных реакций, которая мешает нам быть счастливыми, когда те или иные обстоятельства жизни складываются не так, как мы хотим.

Активные и пассивные реакции

00:01:21 Условно все реакции на стресс, испытания, трудности можно разделить на две категории – это реакции, связанные с активным действием, и пассивная реакция. В обоих этих способах, активных и пассивных, есть свои плюсы и свои минусы. Все зависит от отношения человека к жизни вообще, так называемого фонового состояния человека, его благочестия, оптимизма, то, что в ведической философии называется гунами. Гуны или качество определяют общее мировоззрение, общий фон восприятия человека. То, что в западной психологии понимается как пессимизм и оптимизм.

00:02:16 Так среди активных способов реагирования можно, соответственно, выделить два пути в зависимости от качества индивидуума. Это поиск и применение собственных ресурсов для преодоления ситуации. Человек активно ищет недостающие элементы в его структуре, миропонимании и применяет их в случае позитивного настроя, оптимистичного восприятия жизни. Человек при трудностях остается в тонусе и продолжает действовать на благо себе и окружающим.

00:02:59 И второй тип, который связан с так называемой гуной невежества и страсти, когда человек начинает вести себя деструктивно: ни себе ни людям, если мне плохо, гори все синем пламенем. То есть я хочу изменить эту ситуацию, но я меняю её таким образом, что страдают в конце концов все: и я, и окружающие люди. Человек мстит судьбе, когда у него что-то не получается или когда он видит, что у других получается, а у него нет, – не доставайся же ты никому. [не слышно] «Бей богатых» – мы не учим людей, как становиться богатыми, мы учим людей, как насолить тем, кто имеет то, чего не имеем мы.

00:03:51 И к пассивным типам реакции на испытания, трудности и стресс можно отнести два типа: упование на высшие силы, на Бога, и второй тип – это зависание в негативных эмоциях и бездействие, это падение в депрессивное состояние, пессимистичное, когда у человека опускаются руки, он ничего не хочет делать.

00:04:19 В Ведах говорится, что для успеха в любой деятельности, любого дела необходимы две вещи: собственные усилия и милость Бога. Это объединение как пассивных, так и активных способов, причем эффективных способов действия, и сочетание этих двух способов являет собой наиболее оптимальный путь преодоления любых жизненных ситуаций, препятствий, стрессов и трудностей.

Позитивное намерение любого поведения

00:04:56 Мы поговорили в общем о способах преодоления, теперь будем обсуждать одну из негативных эмоций, так называемую зависть. Как я говорил в прошлых лекциях, и буду повторяться неоднократно, любое поведение человека, эмоция, мысль, чувства имеют в своей основе позитивное намерение. Я хочу, чтобы вы это все хорошо запомнили, чтобы использовать это знание для понимания себя и других людей, для понимания этого мира. Потому что если это так, то намного больше возникает возможностей контактировать с этим миром в таком ключе, который предполагает выигрыш обеих сторон.

00:05:54 Потому что, если вы думаете, что человек, который с вами общается, имеет негативную эмоцию, негативное отношение к вам, и из-за этого вы его считаете нехорошим человеком, вы ему уже ставите так называемый диагноз или клише, что он не в порядке, что у него есть некие проблемы, поэтому с ним и контактировать не хочется, возникает некая дистанция с этим человеком, и ничего хорошего в принципе произойти не может. Самое лучшее это вы можете разойтись и больше никогда не встречаться, как говорится, не сыпать соль на раны. Ваша рана ещё не зажила, но вы на нее не сыпете соль, не общаясь с человеком.

00:06:44 Если же вы будете считать, что любое поведение человека, каким бы оно страшным не казалось снаружи, оно доброе внутри, как в той самой песне из фильма «Бриллиантовая рука», любое поведение будет иметь позитивное намерение. Самое главное настроиться на это и найти позитивное намерение, найти это семя позитивного намерения, которое не видно неискушенным взором. На поверхности мы видим нелицеприятные поведение, мысли, действия, и если мы будем поверхностны, мы не сможем понять другого человека, и наши действия также будут поверхностными, наша жизнь будет реактивна, мы будем просто реагировать на внешнее поведение людей.

00:07:41 Если же мы будем проактивны, мы будем следовать наставлениям Кузьмы Пруткова, который говорил «зри в корень». Он говорил «зри в корень» именно потому, что большинство вещей, которое является приближенным к истине, часто бывает скрыто от невооруженного взгляда. Люди скрывают себя от самих себя и других людей, даже не замечая этого. Чаще даже человек сам не понимает, чего же он хочет, когда он злится, боится, когда он негодует на другого человека, обижается.

00:08:21 Сама эмоция, в данном случае зависть, может перекрыть доступ к пониманию того, зачем она, собственно, и возникла. И вот сегодня мы будем рассуждать, теоретизировать, разбирать абстрактную эмоцию как зависть, чтобы мы в следующем, когда она будет возникать у нас либо другого человека, могли бы понять структуру этой эмоции и предпринять какие-то шаги, которые изменят эту ситуацию.

О чем говорит нам зависть?

00:08:56 Итак, что же полезного в зависти, чем же хороша, если так можно сказать, зависть? О чем она нам сигнализирует, в каком свете она нас высвечивает, что дает нам понять? Зачем она нам, зачем нам знать, что у нас есть зависть, что к кому-то у нас есть зависть? Какая от нее для нас польза?

00:09:28 Когда возникает зависть? Кода человек видит что-то вовне, либо это другой человек, либо это какие-то обстоятельства внешнего мира, чаще всего зависть связана с каким-то конкретным человеком, группой людей, и человек видит что-то, что у него сейчас нет, но он этого хочет. Он понимает, что он хотел бы это иметь, будь то вещь, некое состояние, некий статус социальный, вид взаимоотношений, все, что угодно, уровень здоровья, счастья. Он хочет это иметь, но у него этого сейчас нет, и он видит, что это есть у кого-то. Это зависть. Зависть связана с субъектом, который чувствует, и объектом, к которому эта зависть направлена.

00:10:27 Первое, с помощью зависти мы можем понять, а чего мы хотим, собственно, чего нам сейчас недостает. Это достаточно поверхностный уровень, каждый из этого может понять, что ему необходимо. Зависть указывает, что в нашем состоянии жизненном не все нас удовлетворяет. Если бы нас все удовлетворяло, зависти бы не было. Наша жизнь устроена не так, как мы этого хотим. А хотим мы так, как устроена жизнь у другого человека. Мы хотим жить жизнью другого человека, но об этом чуть попозже. Это то, что лежит на поверхности. А теперь поговорим о том, чем же вредно это качество зависти, что же такого в нем негативного.

К кому возникает зависть?

00:11:34 Для начала проведите мысленно эксперимент: подумайте о человеке, которому вы когда-либо завидовали, не дай бог, завидуете и сейчас, наверняка есть такой человек или был такой человек, просто подумайте о нем. И теперь подумайте о другом человеке, это должен быть другой человек, и этого человека вы любите. Условие, что этого человека вы любите, этот человек является близким для вас. И это два разных человека. Вы увидели разницу, как вы воспринимаете этих двух людей? Вы почувствовали разницу отношений? В первом случае, когда вы думали о человеке, которому завидовали, вряд ли этого человека можно было бы назвать близким или любимым человеком. И наоборот, человек, которого вы любите, который является для вас по-настоящему близким, такому человеку незачем завидовать.

00:12:48 Зависть не возникает между близкими людьми, по-настоящему близкими, любимыми людьми. Когда мы видим, общаемся с любимым человеком и видим его достижения, видим его какое-то превосходство над самим собой, то мы радуемся вместе с ним, мы радуемся его успехам, как собственным успехам, зависти нет, есть чувство общности, любви, которая нас объединяет.

Причины появления зависти и влияние гун

00:13:21 Постепенно я вас привожу к пониманию того, что один из основных механизмов возникновения негативных эмоций, в данном случае зависти, – это чувство разделения и отсутствие чувства общности, любви, присутствие чувства эгоизма: мне, мое – то, чем заведует наше ложное эго. Наше ложное эго – одно из частей нашей психики, связано с отделением нас от внешнего мира для того, чтобы мы могли с этим миром от своего лица (именно от своего лица) общаться с этим внешним миром. Если оно находится в благости, оно ведет нас к освобождению, пониманию, ясности, с этим проблем нет.

00:14:12 Но как только мы погружаемся в страсть и невежество, то же самое устройство, как ахамкара, начинает вредить нам, начинает вызывать эгоистические настроения, тенденции и поведения. Именно в этот момент возникают все негативные эмоции. Этот фон, в котором находится наше тонкое тело ума, разума, вообще мы все, это то, что называется гуной или качеством, которая бывает трех видов: благость, страсть и невежество. Она и определяет, как функционирует все наше тонкое тело, в том числе ахамкара. Если ахамкара находится в невежестве или страсти, возникают все негативные эмоции, в том числе и зависть. Если мы находимся в благости, мы чувствуем связь со всеми близкими, со всеми людьми, и мы воспринимаем их как близких людей, мы их любим, зависть возникнуть не может.

00:15:11 Еще раз вспомните того человека, которому вы завидовали, в этот момент, момент зависти, вы не считали его, скорее всего, близким человеком или человеком, которого вы хотите любить, который достоин вашей любви. Этот человек был где-то там, и единственное желание, возможно, у вас было достичь этого уровня, и когда вы его видели, думали о нем, вы испытывали некое дискомфортное состояние, связанное с разницей вашего уровня и его уровня. Вы не радовались его победам, вы радовались его поражением, скорее всего. Один из признаков святого человека, когда святой человек радуется успехам, радуется радостям другом человека и печалится, и плачет над печалями и болью другого человека. Когда стирается грань между мной и другим человеком, мы можем переживать то, что переживает другой человек, тогда не может возникнуть между нами каких-либо отрицательных эмоций, взаимоотношений. Поэтому корнем любой эмоции является чувство разделение. Но откуда же берется само чувство разделения – вот что самое интересное. Об этом мы поговорим чуть попозже.

00:16:33 Ещё одно из вредных свойств чувства зависти – это в первую очередь, мы об этом говорили, негативное восприятие другого человека. Тут сложно сказать, что является яйцом, что – курицей. Скорее всего, я предполагаю, что само отношение к миру, неготовность принять мир внутрь себя подталкивает нас на установление границ между собой и этим миром. И тогда мы воспринимаем другого человека как совершенно другого человека и мы не можем радоваться за него, мы можем только завидовать, если у нас нет того, что есть у этого человека.

00:17:22 Второй урон, который приносит нам чувство зависти, или скорее даже причина этой же зависти кроется в том, что мы отказываемся от своих собственных ресурсов в этот момент, когда мы завидуем другому человеку. В этот самый момент мы забываем, что есть внутри нас, что заключено внутри нас, какие богатства, какие возможности есть внутри нас. Мы думаем, что внутри нас нет ничего, ну ладно, есть там кое-что, но этого мало, понимаете, хочется: вот, вот Иван Петрович живет, вот это я понимаю, эх, нам бы так. Человек отворачивается от своей внутренней сути, от своего внутреннего пути и пытается жить жизнью другого человека. Он видит плюсы в жизни другого человека, его поведении, стиле и забывает о своих собственных.

Что мешает нам достичь желаемого?

00:18:21 Плюс зависти в чем? Мы можем увидеть то достойное, что находится вовне нас, и взять это на вооружение. И в чем минус? В том, что мы не делаем этого, в том, что мы не берем это на свое собственное вооружение. И мы просто загипнотизировано смотрим на то, как хорошо живут вокруг нас, и думаем, как плохо у нас внутри. С чем же это связано? Это связано с тем, что мы отделены от своего внутреннего мира, от тех возможностей, которые есть у нас внутри. И мы думаем, что наше счастье – наше внутреннее состояние, потому что именно от внутреннего состояния зависит наше благополучие, не от внешних факторов, на самом деле; внешние факторы являются пусковыми факторами для внутренних состояний. Поэтому нам нужно внутреннее состояние, а оно, на самом деле, не зависит от внешних факторов, как это ни парадоксально звучит.

00:19:19 Мы имеем непосредственный доступ к своему внутреннему миру, но мы так приучены или привыкли действовать опосредовано. Чтобы чувствовать себя хорошо, нам нужно съесть что-нибудь вкусное, нам нужно посмотреть интересное кино, нам нужно пообщаться с каким-то человеком. Сами мы отучились делать это, хотя у нас есть эта возможность. В большей или меньшей степени у каждого человека её следует развивать.

00:19:47 Один из способов развития этого – это развитие внимания к самому себе, к своим собственным желаниям и чувствам. Потому что, если этого нет, мы отделяемся сами от себя, и именно это разделение, внутреннее разделение, приводит к тому, что мы отделяемся от внешнего мира. Так как мы не удовлетворены внутри себя, мы не чувствуем опоры внутри себя, мы не чувствуем защиту внутри себя, мы вынуждены искать её вовне, при этом из-за отсутствия защиты внутри мы делаем это с опаской, с ожиданием урона самому себе, такому незащищенному внутри. Поэтому мы ищем и находим то, что нам не хватает вовне, и при этом мы боимся его потерять, даже еще не обретя, как мы это считаем.

00:20:36 И это внутреннее разделение, непонимание самого себя приводит к непониманию других людей. Эта дистанция, которая существует внутри нас, переносится вовне. Мы не можем понять, что другой человек подобен нам, мы не можем порадоваться за его успехи, мы радуемся его неудачам. Но если мы обращаемся внутрь себя и находим то, что находится внутри, мы принимаем это, понимаем, зачем нам это все дано внутри, конечно, первый взгляд внутри себя, скорее всего, даст нам понимание того, как там все плачевно, но не стоит унывать, это путь и есть саморазвития и самосовершенствования.

00:21:23 Мы знаем, какими мы хотим быть, мы видим внутри, что что-то не так, мы двигаемся дальше, все больше и больше, делая себя таким, каким мы хотим себя видеть. И для этого мы можем воспользоваться объектами внешнего мира, людьми, событиями, какими-то внешними объектами. Они могут нас вдохновлять на это, они могут нам давать силы на достижение. Если мы чувствуем связь с ними, если мы радуемся их достижениям, у нас больше шансов достичь этого. Потому что мы наполнены внутренним спокойствием и любовью к этому миру, а не наполнены ожиданием того, что все вокруг скоро кончится, и надо скорее урвать большой кусок от этого мира, пока он весь не разобран по чужим карманам.

00:22:16 Отвергая других, мы теряем свои собственные ресурсы и, отворачиваясь от самих себя, мы не можем понять других. Это один из корней, причина большинства, на мой взгляд, почти всех негативных состояний во взаимоотношениях с другими людьми и самим собой.

00:22:44 Мы говорим о негативном действии зависти на нашу жизнь и при этом переходим к причинам возникновения зависти. Мы говорим о том, что, не имея чувства общности с этим миром, человек не может порадоваться за другого человека и почувствовать родство с этим человеком, и принять. Именно через чувство родства с этим человеком мы можем принять внутрь возможность, что и у нас это возможно, что мы так же можем делать, мы можем достичь такого же уровня, мы можем достичь такого же состояния внутреннего.

Чего мы хотим на самом деле?

00:23:25 Опять же большинство чувств зависти связано чаще именно с социальной реальностью, это некий социальный статус, уровень денег, каких-то возможностей, власти. Мы должны понять, что же мы хотим, желая это. Мы завидуем другому человеку, но чему мы на самом деле завидуем? Чего мы хотим на самом деле? Хорошо, представим, мы получим то, что мы хотим, то, чему мы завидуем. Что это даст нам? Да, это даст нам больше возможностей. А эти возможности что дадут нам?

00:24:11 Задавая серию таких вопросов, когда мы спрашиваем все дальше и дальше, а для чего это тебе надо, в конце концов мы не придем к бессмысленности существования, что оказывается, все это зачем и не надо, мы придем к некоему конечному или более глубокому пониманию, что нами движет. И когда мы это пониманием, мы уже видим прямую дорогу к достижению этого. Вся эта цепочка показывает, как устроено наше тонкое тело, и как мы обуславливаем себя очередной сменой этих целей достижения. Для того чтобы достичь A, нужно достичь B, а чтобы B – нужно C, чтобы C – нужно E. А если вот это Е, оно на самом деле нужно, то можно искать пути непосредственного достижения этого Е. Нас никто этому не учил. Нас учили, что вот в этой жизни важно это, это, это, это, какие-то внешние вещи, какие-то социальные условности, без которых в принципе сложно жить.

00:25:20 И мы заменяем внутреннее внешним, мы думаем, что нам на самом деле нужны именно эти вещи, нам нужна именно вот такая квартира, такая машина, такие друзья, такая работа. А зачем нам это надо? Обычно мы об этом не думаем, мы просто этого хотим, и кладем все свои физические и психические усилия на достижение этого. И если мы этого не достигаем, мы испытываем стресс, зависть, злость, гнев или страх в зависимости от психоэмоциональной структуры или конституции человека.

00:26:02 Помнить о том, что же нам на самом деле надо в этой жизни, помогает упростить многие конфликты и свести их к минимуму, если не свести совсем на нет, потому что упрощается само наше поведение и отношение к жизни. Если мы так относимся к жизни по-простому, то, что лежит на поверхности и одновременно лежит в глубине нас, то, что важно для каждого человека, оно не исчисляется ни в какой валюте, ни в квадратных метрах и объемах двигателя, каратах, в любых материальных вещах. Оно исчисляется в чем-то, что очень сложно подобрать словами. Это можно назвать словами любовь, взаимопонимание, спокойствие, чувство общности, единения, умиротворения. Это то, зачем мы все это делаем во внешнем мире.

00:26:59 На самом деле, когда человек идет в магазин, он покупает не ту вещь. Даже есть такой способ: вот у тебя стресс – пойди купи себе что-нибудь. Человеку нужна не вещь, а сам процесс, в результате которого он получает некое эмоциональное состояние. И так же с любым отрицательным переживанием, в данном случае завистью, мы должны понимать, а чему мы завидуем, а чего же нам на самом деле недостает. Если вы поймете, что причиной нашей зависти является отсутствие понимания того, как нам самим достичь желаемого, это упрощает нашу жизнь, потому что мы понимаем, нет смысла разделять себя и другой мир. Если мы отделяем себя от внешнего мира, мы отделяем себя от внутренних ресурсов. Мы об этом говорили на прошлых лекциях, когда говорили о границах.

00:27:58 В момент, когда человек отделяет себя от внешнего мира, он также отделяет и внутри себя что-то от чего-то. Внешний мир – это отражение внутреннего, и наоборот, внутренний мир отражается вовне. И внешний отражается внутри нас. Мы видим это по закону проекции, названному в западной психологии именно так. Проекция – это некое делегирование внутренних качеств, которые мы либо не осознаем, либо вытесняем внешнему миру. И если мы видим что-то нам нужное, но недоступное во внешнем мире, значит, это сигнал к тому, что мы внутри себя имеем некое место, в котором присутствуют возможности достижения этой внешней ценности.

00:28:48 Нам нужен некий объект, и этот объект находится в руках какого-то человека, и мы ему завидуем, что у него это есть, а у меня нет. Если мы ему завидуем, отделяя себя от этого человека, – надеюсь, мы уже поняли, что зависть возникает только в случае чувства отделенности от другого человека, отсутствия чувства общности – именно это приводит человека к непониманию того, как нам достичь этого.

00:29:22 Отделив себя от этого человека, мы отделяем самого себя от внутренних способов достижения: что я должен сделать такого, чтобы у меня был этот объект. При этом так как я чувствую необходимость в этом объекте, значит, у меня внутри есть способы достижения этого. Но даже и в этом случае мы должны помнить, что нам нужен не сам объект, а то, что этот объект нам принесет, то эмоциональное состояние, которое возникает, когда человек покупает, скажем, новую машину, вещь, когда получает высокую зарплату, что он получает вместе с этим и для чего он это получает. Если мы будем это помнить, мы будем более осознанными в выборе той или иной вещи, это позволит быть более эффективными в жизни.

Связь эмоций и вкусов

00:30:25 Согласно аюрведической концепции и связи эмоций с вкусами, зависть свойственна вкусу, который на санскрите звучит «амла», или кислому вкусу. Причем опять же, условно говоря, зависть, как и вкус, можно воспринимать как в благости, так в страсти и невежестве. И проблема возникает именно тогда, когда мы эту зависть и этот кислый вкус воспринимаем в страсти и невежестве, а не в благости.

00:31:07 В Расавиде или науке о вкусах «раса» на санскрите переводится как вкус и одновременно переводится как эмоция, близость понятий вкуса и эмоций очень интересна, с помощью изменения диеты, доминирования тех или иных вкусов мы можем менять свое психологическое, эмоциональное состояние.

00:31:22 Итак, кислый вкус сравнивается с тем, если человек находится в благости, в благости принимает продукты с кислым вкусом, то у него возникает эмоция, которая направлена вовне, связанная с неудовлетворением во внутреннем состоянии, то есть поиск чего-то, что дополнит или изменит, или преобразит его внутреннее состояние, и это что-то находится вовне. В принципе, зависть на то и направлена. Мы чем-то недовольны, у нас чего-то нет, и это есть где-то там, и я это ищу, и я это нашел, и я этому завидую. Если это белая зависть, в кавычках, то это нас мотивирует на некие действия, условно это можно отнести к активному способу поиска и проявлению собственных ресурсов для преодоления этой ситуации или достижения некоего состояния, для зарабатывания денег и т.д. в зависимости от того, чему мы завидуем. Это в благости. Это то, что дает нам выход из ситуации, дает нам возможность развития.

00:32:45 В случае же состоянии страсти и невежества мы теряем связь с внешним миром и смотрим на мир через призму эгоизма, у нас нет уже понимания того, что внешний мир и мой внутренний мир настолько сильно связаны, что другой человек он такой же, как и я, и с ним у нас намного больше общих черт характера, ценностей, ради которых нам стоит сотрудничать. Если этого не происходит, человек находится в страсти и невежестве, тогда именно кислый вкус или зависть называется черной завистью. Когда наше переживание той эмоции не ведет нас к каким-то ресурсным поведениям, ресурсным состояниям, и чаще всего наше поведение бывает деструктивным, пассивным, либо активным.

00:33:44 Мы можем активно разрушать объект нашей зависти, как, допустим, во время крестьянских революций, бунтов, когда бедные просто гневались на богатых просто от того, что они богаты, а мы бедные – вот негодяи. Та зависть, которая не дает человеку возможности развиваться, не дает человеку возможности сотрудничать с другим миром. И поэтому также кислый вкус, если его употреблять в больших количествах, изолировано от других вкусов, может вызвать в человеке как раз развитие именно жадности. Особенно если ум человека склонен к негативным эмоциям, ум такого человека нельзя назвать саттвичным или благостным.

00:34:36 Есть некая связь, которая в аюрведе обозначается как раса или вкусы и также эмоция. В невежестве зависть или кислый вкус может также вызывать принижение того объекта или обладателя некоего желаемого объекта, если этот объект не достижим. Мы можем отрицать то, что нам на самом деле хочется, если мы не можем этого достичь так или иначе. Если вспомнить басню Крылова «Лисица и виноград»: лиса пыталась допрыгнуть, дотянуться до винограда, чтобы его покушать, но в конце концов не смогла его сорвать и поэтому сказала: «Ну, виноград, наверное, зелен». Зелен или кислый – очень такая глубокая связь между вкусом и эмоцией. То есть лиса завидовала этому состоянию, когда у нее есть виноград, она не могла до него дотянуться, тем самым она принижает качество этого объекта, до которого не может, как она думает, дотянуться.

00:35:47 На самом деле, что же надо было сделать лисе? Лисе надо было сесть и подумать: а как же она может это сделать? Позвать кого-то ещё – скорее всего, она не хотела ни с кем делиться, поэтому ни с кем сотрудничать не могла и не хотела. Она могла, но не хотела. Поэтому и ей не достался виноград, и остался он висеть там на лозе. Если же у нее была бы внутренняя готовность поделиться этим и порадовать кого-то этим виноградом, тогда у нее раскрылись бы внутренние ресурсы, и не было бы отделения себя от внешнего мира. Соответственно, внутри все пространство психическое её было бы доступно ей же самой, она бы могла научиться чему-либо у самой же себя: принесла бы ящик или палку, или лестницу, наконец.

Способы преодоления зависти

00:36:45 Если так случилось, что вы чувствуете, что вы кому-то завидуете, что можно сделать? Во-первых, вы должны понять, что на примере другого человека вы понимаете, что вам чего-то не хватает в этой жизни. И следующим шагом вы должны погрузиться внутрь себя и понять, а что мне даст, если у меня это будет, что на самом деле я хочу, когда я хочу этого. И если мы будем это знать, мы сможем найти более прямые пути достижения того, чему мы завидовали раньше. Если мы завидовали какой-то вещи у другого человека, то мы думаем, что же даст нам эта вещь, когда она у нас будет. И когда мы так подумаем, в конце концов мы поймем, что нам вещь нужна как состояние, которое связано с этой вещью, то состояние, которое станет возможным благодаря этой вещи.

00:37:50 И тогда можем подумать, а есть ли еще способы достижения этого состояния кроме, допустим, обладания этой вещью. И, скорее всего, мы поймем, что у нас уже есть такие способы, которые позволят нам иметь это состояние. Но если же нам не удастся найти этих способов, пожалуйста, не исключено, что нам эта вещь на самом деле нужна позарез, как кислород. Хотя затем, когда кислород у нас появляется, мы его не замечаем. Знаете, как есть разные стадии, нам эта вещь нужна как воздух, и когда она у нас появляется, мы её не замечаем так же, как воздух, которым мы дышим. Наши притязания постоянно растут, потому что мы слишком экстравертны вовне и забываем свои внутренние состояния, которые опять же связаны с нашим внутренним миром, с нашим внутренним содержанием.

00:38:45 Пришел вопрос: «Так чтобы не завидовать, нужно делиться?» – спрашивает человек. В принципе, да. Нужно понять, что желание поделиться возникает уже из состояния общности с другими людьми. Хотя в тот момент, когда вы делитесь, уже происходит некое изменение вашего состояния эмоционального и состояния другого человека, с кем вы делитесь, и это естественным образом вызовет изменение в другом человеке, то есть в вас.

00:39:32 Вы даете другому человеку что-то, чему вы завидуете. Допустим, у него или у кого-то еще это вызовет эмоциональные изменения, сдвиги какие-то в другом человеке, и это отразится на вас. Это позволит вам почувствовать единство с этим человеком в данном случае и, может, позволит вам реализовать это чувство на весь мир, ну хотя бы на несколько секунд, и в этот момент вы можете испытать чувство благости или любви, всепоглощающей.

00:40:05 Один из способов справляться со своим стрессом, со своей проблемой, это говорил ещё Абрахам Маслоу в прошлом веке, что нужно делать добрые дела. Все очень просто: делайте добрые дела. Этот принцип известен давно на Востоке и в древних религиозных течениях, он был просто прописан по принципу благодетели. Мы делаем хорошие поступки, и они улучшают нам жизнь. Почему, спрашивается. Да просто потому, что мы чувство общности и увеличиваем с каждым своим хорошим поступком, и это чувство общности раскрывает сердце внутри нас для нас же самих, для нас же самих становятся доступными внутренние свои возможности и ресурсы, которые были закрыты до тех пор, пока мы прятались от других людей, прятали конфеты под кроватью и ели их там.

00:41:01 Если мы скрываемся от чего-то вовне, мы одновременно скрываем что-то от себя внутри. Это можно увидеть на примере наших снов. Наши сны очень сильно связаны с нашим внутренним миром, и являются продуктом нашего бессознательного ума как реакция на внешний мир, там все очень сильно переплетено. И если так посчастливилось, что у вас осознанное сновидение, вы знаете в тот момент, когда вы спите, что это сон, и, допустим, вам снится какой-то кошмар: какой-то злой объект, человек, чудовище, зверь, монстры гонятся за вами или нападают, и если вы знаете, что это сон, вы можете активно влиять на него. Вы можете подойти, приблизится к объекту вашего страха, вашего гнева и чего-либо еще и просто объединиться с ним. Просто сказав ему, что ты моя часть, нет смысла мне тебя бояться, ты часть меня и сила, которая является моей силой, просто я сейчас не понимаю, почему ты на меня злишься, я хочу это понять, давай вместе с этим разберемся. И возможно некое объединение, буквальное слияние с этим существом. И, скорее всего, после этого вы проснетесь с удивительным чувством полных сил и радости.

00:42:40 Так или иначе на каждой лекции мы будем говорить об основной причине наших бед и конфликтов, чувстве разделенности с этим окружающим миром. Просто найдя человека, которому нужна помощь, – эта помощь может быть минимальной: просто помочь человеку спуститься со ступеньки автобуса, до какого-то посильного содержания другого человека, жертвования ему продуктов питания или каких-то еще вещей, – вы почувствуете связь со всем миром. И на самом деле это очень позитивное переживание, это то, что открывает ваше сердце. Когда ваше сердце открыто, другие люди не преминут открыть свое сердце. Конечно, все зависит от степени раскрытия вашего сердца и от степени закрытия сердца другого человека.

00:43:53 Следующий принцип – это свобода от ожидания того, что вы изменились, стали хорошим, и теперь весь мир быстро должен стать еще лучше. Если это есть, это не дает, скажем так, миру шансов на неудачу. Мир не такой, какой мы думаем о нем, какой мы ожидаем. То есть мы ожидаем, что он должен быть таким, таким и никаким больше, и если это не так, мы страдаем. И чаще всего мы страдаем от того, что мы такие изменившиеся, стараемся, а мир не меняется – ну что же это такое? Если это есть, мы на самом деле не добры к этому миру, мы с ним торгуемся, мы делаем шаг и ждем, когда сделает шаг мир.

00:44:57 Мать Тереза один раз сказала очень красивую вещь, условно можно назвать стихотворение, но в не стихотворном виде. Мы можем делать какие-то вещи, и люди могут это получать и требовать еще, можем что-то строить всю жизнь, а потом кто-то разрушит за одну ночь, мы можем дарить всем любовь, а какой-то человек возьмет и плюнет нам в самую душу. И в конце она говорит, что пойми человек, на самом деле, всё, что ты делаешь, делай это все равно, потому что это нужно не людям, это нужно тебе и Богу.

00:45:48 На самом деле, изменение себя нужно не внешнему миру, не ради этого мы все это делаем. Мы это делаем для того, чтобы мы сами изменились. Чтобы когда мы предстали перед Господом, чтобы мы были чисты, чтобы нам не было страшно умирать. Страх умереть обычно связан с чувством собственной греховности. А чувство собственной греховности в обычной жизни ощущается как чувство отделения от людей, когда нам есть, чего стыдиться, нам есть, чего бояться от окружающих. Это связано с тем, что мы отделены от самих себя.

00:46:28 Основной грех человека – это отделение себя в отдельную категорию и возведение себя на пьедестал. Конечно, есть другие люди, которые пытаются забраться на этот самый пьедестал, и они вдобавок стоят на своих собственных пьедесталах, которые, может быть, даже выше нашего, и плюют на нас сверху – ужас! Надо быстро построить себе такой пьедестал, а еще лучше – столкнуть другого человека со своего пьедестала.

00:47:03 Пришел вопрос: «Как не перейти грань, когда соперничество побуждает к самосовершенствованию и когда зависть просто разрушает тебя? Как полюбить того, кому завидуешь?» На самом деле, грань заключается в том, насколько сильно мы связаны внутри себя с окружающим миром, принимаем ли мы его таким, какой он есть. Если да, то проблем нет. Мы видим, что вокруг нас люди, которые также стремятся к освобождению, стремятся к любви, которые страдают вместе с нами, из-за этого они могут делать глупые вещи, как дети, которые из-за незнания могут совершать какие-то очень нехорошие поступки, но, так как они дети, к ним относятся снисходительно. Отношение к людям как к детям – один из способов понимания их неблаговидных поступков.

00:48:38 Если твое соперничество с другим человеком, ведет тебя к самосовершенствованию, как понять что это так? Когда ты радуешься успехам другого человека. Когда ты чувствуешь, что ты уже не радуешься, значит, ты немножко не так воспринимаешь другого, значит, ты не заметил, как воздвиг между собой и другим человеком некую стену, которая мешает тебе понять другого. Мы боимся, завидуем, ненавидим, гневаемся на других людей, потому что мы не понимаем их на самом деле. А мы не понимаем их, потому что мы не понимаем себя. Не понимаем даже, как устроен наш мозг, и как он программирует, как он кодирует наше восприятие одного человека и другого человека.

Как изменить отношение к человеку?

00:49:41 Есть очень простой способ, как изменить отношение к человеку. Конечно, если это не связано с какими-то глубинными непониманиями другого человека, иногда просто мы записываем этого человека как другого. Вот есть же понятие близкие люди, есть понятие далекий родственник. Эти слова, на самом деле, описывают наш внутренний мир, то, как в этом внутреннем мире представлено восприятие этих людей. Опять же возьмите просто того же человека, которого вы любите, и другого человека, которому вы завидуете. Еще раз воспроизведите одновременно эти два образа внутри себя. Видите разницу? Чувствуете её? Есть разница в этом восприятии.

00:50:33 И один из способов изменить свое отношение к человеку – это изменить способ его отображения в нашем уме. Переместите его из ячейки, условно говоря, которая связана с тем человеком, который для нас является далеким, и которому мы, соответственно, завидуем, в ту ячейку, которая связана с теми, которых мы любим. Конечно, эта техника, о которой я вам рассказываю, несколько сложнее, чем я говорю вам сейчас, но она может у вас получиться, если опять же разногласия с этим человеком не связаны с какими-то очень большими вашими ценностями. Если этот человек совершил некий проступок, связанный с очень высоким уровнем, критерием, очень большой ценностью, то вряд ли такое перемещение внутри из одной ячейки в другую у вас получится, поэтому нужно работать будет по-другому, работать с самой ситуацией. Но можете попробовать.

00:51:39 Видя, как представлен в вашем внутреннем мире тот человек, которого вы любите, уважаете и вы радуйтесь его успехам, и видя другого человека, которому вы завидуете, вы можете взять характеристики, это визуальные характеристики хорошего человека, которого вы любите, и перенести на того человека, которому вы завидуете, тоже хорошего по сути. И простое перемещение этих характеристик, если опять же это не связано с какими-то глубинными непониманиями этого человека, может изменить ваше эмоциональное состояние, ваше отношение к этому человеку. Казалось бы, достаточно механистично, но так работает наш мозг, наше тонкое тело ума. Так оно устроено, так оно кодирует свои переживания, так оно классифицирует людей, и почему бы нам этим не воспользоваться, если цель благая, если мы хотим любить человека, почему бы нам не взять и изменить его, и сделать его таким, какого человека мы сможем полюбить.

00:52:43 Условно говоря, если мы представляем человека, которого мы любим и успехам которого мы радуемся, как расположенного выше уровня глаз, в светлых тонах, и в движении, и, наоборот, когда мы думаем о человеке, которому завидуем, увидим его ниже уровня глаз, в темных красках и в статичном виде, в виде, допустим, фотографии, то, просто сделав одно подобное другому, сделав оба образа динамичными, светлыми, подняв их на уровень выше глаз, вы поймете, – это на самом деле похоже очень на волшебство, но это так и делается в нашем уме, – вы поймете, что в этом человеке тоже есть что-то достойное любви, и вы это сможете почувствовать и порадоваться за его успехи. Это то, что позволяет нам очень быстро изменить отношение к другому человеку.

00:53:40 Но внутреннее состояние, внутренняя готовность любить – это то, что позволяет нам менять отношения, даже не менять отношение, а уже иметь то отношение, которое позволяет любить всех. Это чаще всего связано с основной, базовой пресуппозицией или предположением человека, как он относится к этому миру. Отношение к этому миру и является причиной того, завидуем мы людям или любим их. И все те нюансы так или иначе связаны с этим. Все нюансы этому завидую, этому не завидую, связаны с таким понятием как эгоизм, то есть насколько близок этот человек для меня, насколько далек. Готов ли я его принять таким, какой он есть, или нет, и что мне мешает и что мне поможет принять его.

00:54:42 Итак, сегодня мы говорили о такой эмоции как зависть, говорили о её позитивных сторонах, для чего она нам, что она нам сообщает, и говорили о тех вещах, связанных с вредоносным влиянием зависти, говорили о способах её преодоления и об одном из главных способов преодоления любой негативной эмоции – это чувство общности с другими людьми. Как вы будете его развивать – это вопрос для каждого индивидуальный, но с другой стороны он достаточно универсальный. Это связано с отношением к миру вообще.

00:55:30 А развитие отношение к миру – это вопрос всей нашей жизни. Хотим мы это делать, не хотим – каждый решает сам. Готов он пойти на ежедневную самотрансформацию, поиск смысла во внешнем мире, поиск позитивного намерения в поведении каждого человека или нет, опять же решаем мы сами, но какой из них эффективный способ, какой менее эффективный я думаю, вы уже начинаете понимать. Поэтому я вам всем желаю успехов на этом пути, чтобы каждый день был еще одним шагом к состоянию совершенства. Всего хорошего. Это был Мошкин Юрий Владимирович. До свидания.

транскрибирование: Мария Артемьева | п.Шушинское | Россия | 15 февраля 2022