Что нам не нравится в себе и других

Аюрведа-радио - 22 декабря 2006
Душа (атма) не страдает; Ум или манас, с чем он связан; Буддхи или разум; Деление ума на три части; Моха Бхага - третья часть ума; Иерархия потребностей; Конфликт ценностей; Скрытое позитивное намерение; Демоны внутри нас; Экология психики; С кем поведешься, того и наберешься; Ответы на вопросы; Как происходит вытеснение? Как бороться со своими плохими эмоциями? Стоит ли открыто выражать негативные эмоции? Примеры вытеснения описанные в литературе; Преобразование вместо вытеснения; Параноя и шизофрения;
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:18:41 | качество: mp3 64kB/s 36 Mb | прослушано: 83 | скачано: 67 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер! Интернет-радио продолжает свое вещание. Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович. Я продолжаю лекции по психологии. Сегодня мы будем говорить о том, что нам не нравится, что нам в принципе не нравится, при чем, не нравится не только в себе и в окружающих людях, но и во внешнем мире. Но, в первую очередь, конечно же, в себе. То есть, психология как наука, наука о душе, как расшифровать её название занимается тонкими вещами, вещами, связанными с восприятиями и реакцией на внешний мир. То, как мы сотрудничаем, контактируем с внешним миром.

Душа (атма) не страдает

00:01:09 Есть определенные законы и правила, по которым наша психика, наш ум действует. То есть, сразу оговорюсь, в ведической психологии понятие душа не совсем совпадает, допустим, с понятием, которое принято в западном мире. Душа или атма на санскрите является истинной сущностью каждого живого существа. Неважно, будь это камень драгоценный, или это птица, или человек или какое-то еще более высшее существо и, оно, то есть эта часть она не страдает. Она не испытывает боли и нет чего-то, что ей не нравится. Ей, наоборот все нравится, у нее всё хорошо.

00:02:08 И, у этой души, когда она приходит в наш мир, мы зовем его «материальным миром», есть инструменты. И, вот эти инструменты или то, через что душа контактирует с этим миром, как раз и испытывают различные беспокойства. То есть, чаще всего мы беспокоимся, именно, в нашем уме. То есть, именно, понятие ума чаще всего совпадает с понятием души, допустим, о которой говорят психологи, чаще всего. Или, если взять христианство, то у них бессмертная часть у человека, что, допустим, в ведической астрологии является душа или атма, то в православии — это дух.

Ум или манас, с чем он связан

00:03:03 То есть, тело, душа и дух. И, душа в том же православии, как я его понимаю, связана, именно, с эмоциональной деятельностью. Что, как раз, связано с умом или манасом. Манас, если без склонения, манас на санскрите означает ум. И, как раз, именно, манас связан с нашей реакцией на мир, с нашей эмоциональной жизнью. Он связан с чувствами.

Буддхи или разум

00:03:36 Кроме ума или манаса существует также буддхи или разум. Сегодня мы как раз будем говорить об этих составляющих и о том, как это происходит. Как происходит, что нам что-то не нравится в этом мире? Мы идем по улице каким-то образом, встречаем человека, который нам не нравится. Это может быть, например, пьяный человек, который ведёт себя не так, как нам хочется. И, у нас внутри начинает расти неприязнь, даже, если его поведение не касается лично нас. Или, наоборот, мы можем увидеть человека, который, наоборот, допустим, слишком застенчив, скажем, опасается вести себя как-то активно. И, нам он тоже может не нравится.

00:04:33 То есть, глядя на него, мы можем чувствовать внутри какое-то раздражение или какой-то барьер, между нами. То есть мы не можем с ним так общаться как, допустим, с нашим хорошим другом. Карл Густав Юнг один из западных психологов, который изучал восток, восточную культуру разделил психику, скажем так, ввёл понятия, которые описывают эти процессы. То есть, это одна из интерпретаций этого. И, он ввел такое понятие, как «тень». Тень, то есть, есть объект, который освещает солнце и есть тень, куда солнце не попадает.

00:05:24 И, вот тенью Карл Густав Юнг называл ту часть психики собственной человеческой, которую человек по той или иной причине не хочет признавать своей, хочет от неё отказаться каким-либо образом, подавить, вытеснить, сказать, что это не он. Есть я - хороший человек и есть, что-то во мне плохое, «от Лукавого», знаете, то есть, иногда бывает всё хорошо и раз, что-то такое происходит. То есть, все резкие смены настроения, неосознанность, когда человек не понимает, почему он так делает или, даже если понимает и, ему не нравится сама реакция и он ничего не может с ней сделать, условно это можно отнести, как раз к функционированию этой части психики под названием тень.

00:06:29 Это скажем, если взять метафору дома и сравнить её с психикой, то комнаты, где мы живем, это, скажем так, это наше сознание, то, что мы осознаем. И, у каждого дома есть некий подвал. Есть некий подвал, куда обычно складывается что-то ненужное, или ненужное сейчас или не нужное в принципе. И, обычно в подвалах недостаточно чисто, темно, грязно, много разной паутины, там бегают разные мыши, крысы, туда убегают кошки, когда сбегают из дому. И, обычно, вспомните, если вы смотрите на подвал, я просто по себе помню, когда мы в детстве играли, подвал нас и притягивал одновременно и пугал.

Деление ума на три части

00:07:28 То есть, нечто тёмное, неизвестное, это как раз, таким образом, мы познаем, темные и неизвестные стороны нашей психики. То есть, в ведической психологии ум, вот этот отдел, манас делится на три части. Первый уровень или внешний ум, который связан с восприятием, непосредственным отражением, который можно сравнить, допустим, с экраном компьютера. То есть, мы видим, что происходит вовне и что мы сами чувствуем и, это отображается на этом уровне ума. Следующий уровень — это второй уровень или средняя часть ума связана с обработкой информации и с переводом из внешнего слоя во внутренний слой и обратно.

Моха Бхага - третья часть ума

00:08:20 И есть третья часть, самая глубокая, самая обширная часть. Она называется Моха Бхага – глубокий ум. И в этом глубоком уме накоплен не только наш жизненный опыт именно этого воплощения, согласно ведической философии, но и опыт всех прошлых жизней. И, что мы делали в прошлых жизнях, вряд ли всё это можно описать в очень таких, как говорится, возвышенных красках. Скорее всего, были какие-то и не совсем хорошие, назовем это так, действия. И, память в них тоже там есть. И, эта вся память, она находится в нашем бессознательном, понятно, но при этом мы чувствуем, скажем так, присутствие этого «нехорошего» возьмем это в кавычки, то есть, верховной некой нашей сущности, опять же, возьмем в кавычки.

00:09:19 То есть, то, что мешает нам достигать каких-то целей. Мы так или иначе начинаем вытеснять, опять же подавлять эти тенденции, эти чувства, эти отношения к окружающему миру, к другому человеку или к себе. То есть, мы можем увидеть человека и, он нам может напомнить самих себя. То есть, внутри нас есть подобная тенденция проявлять такие же качества. И, этот механизм, который называется в психологии, проекция, а на Востоке называется отражение мира. То есть, мы отражаем мир через зеркало нашего ума. То есть, функция ума — это просто отражение этого мира. И, насколько ум будет чист- настолько, без искажений и беспримесно будет воспринят этот мир.

00:10:19 Если мы чисты, мы воспринимаем мир таким, каким он есть, людей, себя. Но, если это не так, мы начинаем видеть через себя, через свой опыт, который находится в нашем сознании и в нашем подсознании, то есть во всем нашем уме. То есть, наш ум, который состоит из этих трех частей, он чаще всего, как раз, в большей своей степени, забит как раз такими не совсем приятными для нас вещами. И, мы пытаемся ютиться на маленьком островке сознания, который, условно говоря, что-то около, кто-то говорит три процента, а кто-то говорит десять процентов. То есть, это меньшая часть. Всё остальное находится глубоко внутри нас и, мы этого не понимаем также ясно, как я, допустим, сейчас вижу этот микрофон или вы что-то видите вокруг себя.

00:11:14 Но, мы это ощущаем, как некое настроение, которое возникает на контакт с внешним миром. И, я уже начал говорить о проекции — это некий перенос или делегирование внутренних качеств, нежелательных качеств на внешний мир, на людей. Если мы видим, что вокруг находится человек, а внутри нас есть качества, которые нам не нравятся. Если взять, допустим, человека, который… представьте, вы едите в общественном транспорте и заходят в вагон, если это метро или если это автобус какие-то люди или один человек и начинает вести себя, назовем это вызывающе, то есть, говорить на более высоких тонах, громче, то есть, думая, что он один находится здесь, не обращая внимания на окружающих.

00:12:16 То есть, он не принимает «негласные правила спокойного поведения в общественном транспорте». И, возможны, разные, конечно, реакции на этого человека. И, если эти реакции вас беспокоят, обычно вы будете плохо себя чувствовать. И, скорее всего, это происходит из-за того, что, если вы опять же плохо себя чувствуете, когда такие люди возникают в вашем близком окружении. В противном случае, если у вас всё в порядке, то есть вы гармоничны и, такие люди вас будут радовать. То есть, вы будете радоваться за них. Но, если это не так, если вы расстраиваетесь, раздражаетесь, злитесь на них, значит, скорее всего, ваша тень, то есть та часть вас, которая есть в вас и, которая вам не нравится. То есть, допустим, это качество можно описать, как вариант, для каждого это будет что-то свое. То есть, я сейчас буду фантазировать...

00:13:10 Допустим, это качество преодоление запрета. То есть, некий общественный закон, который был принят, тем более, допустим, негласно, «общественный порядок» так называемый. И, все мы его принимаем в детстве всегда с какой-то борьбой. То есть, нам говорят, «Не играй с хлебом за столом! Веди себя культурно! На кого ты похож!?». И, чаще всего, это происходит из детства, мы начинаем подавлять вот эти тенденции, в принципе, естественные тенденции, которые связаны с изучением внешнего мира. То есть, у детей и у животных это, в принципе, похожие процессы.

Иерархия потребностей

00:14:00 И, если просто запрещать ребенку это делать, просто подавлять или показывать ему, что он такой ребенок, когда он шалит - его никто не любит. Тогда ребенок понимает, что, чтобы его любили, ему надо прекратить вести себя так, скажем так, закрыть этот краник такого поведения и выбрать какое-то другое поведение, за что его будут любить. Все же мы хотим любви, так или иначе. Дети – не исключение, скорее всего, доказательство этого процесса. И, вот с детства у нас возникает такое отношение к поведению, что мы должны быть культурными, порядочными, вести себя хорошо. Что значит вести себя хорошо, тоже не всегда понятно. Мы стараемся придерживаться каких-то общественных норм и так далее и тому подобное.

00:14:59 Но, внутри нас сидит тот самый ребенок, не знаю, трехлетний, двухлетний, пятилетний, которому запретили это делать, но который до сих пор этого хочет. Но, главная в нас часть, условно назовем её, та часть, которая связана с разумом, хотя это не совсем, не полностью его функционирование. Можно сказать, разум как раз нарушает свою деятельность, позволяя так не эффективно подавлять какие-то внутренние тенденции. И, так вот, назовем это той частью, которая связана с иерархией потребностей. То есть, что для нас более важно, что менее важно. И, вот эта часть определила, что так как мне важно, чтобы меня вокруг все любили, мне надо подавить в себе вот это и развить в себе то. Но, то, что мы подавили, никуда обычно не девается, если мы просто его взяли и подавили.

00:15:52 И, оно нам начинает напоминать о себе в различных всплесках эмоций, в различных поведениях, в различных глупостях или наоборот, шалостях. Любое поведение, которое выходит из-под контроля, связано с глубинными психическими процессами, которые не контролируются. И, тем самым, мы, так как мы отрицаем в себе, что мы такие, мы начинаем видеть это в других людях. «Как же так, вот эти люди зашли в автобус или в вагон метро и, они позволяют себе то поведение, которое я себе не позволяю, с которым я борюсь с детства?» И, растёт неосознанная агрессия и раздражение. Как же так? Это несправедливость! И, мы начинаем реагировать на них, злиться. Может даже что-то им скажем, может даже что-то сделаем. То есть, от этого никому лучше не станет.

00:16:51 То есть, и эти люди, которые зашли и начали шуметь, наверняка не прекратят шуметь или в следующий раз будут шуметь еще громче, утверждаясь в том, что мир — это то место, где надо сражаться и никого не слушать, и не уважать, как вариант. А вы, если так среагируете, вы не решите проблему, то есть, вы также будете следующий раз реагировать. То есть, мы сегодня говорим о тех частях психики, которые возникают, когда мы не внимательны к своим внутренним потребностям. На самом деле, нас никто не учил, как же делать так, чтобы мы и удовлетворяли свои внутренние потребности и еще были адаптированы к внешнему миру. То есть, в идеале ребенок может и шалить, и быть адаптированным в мире. То есть, это идеально здоровый ребенок.

00:17:51 То есть, такое возможно. Такие дети есть и чем их больше будет, тем будет лучше всем, это понятно. Мы говорим о тени, как совокупности неких отрицаемых нами частей или качеств наших собственных, которые нам не нравятся и от которых мы хотим избавится, потому что они не удовлетворяют каким-то внешним требованиям. То есть, допустим, взять какой-нибудь строй тот же политический, даже такое внешнее поведение, как слушание музыки определенной или чтение книг запрещалось и люди осознанно вытесняли это. То есть, они считали, что какая-то определенная музыка может вредить их состоянию или еще чему-то. И, это было под запретом.

00:18:40 И, люди, которые даже это слушали чувствовали, возможно, некое чувство вины, либо не слушали и, когда видели, что другие слушали, обзывали их разными нехорошими словами и считали их нехорошими людьми. То есть, вот этот процесс принятия внешних ценностей, которые не совпадают с твоими внутренними ценностями или не полностью совпадают с твоими внутренними ценностями и порождает этот внутренний конфликт между, скажем так, «демонами» внутри, демонами в кавычках, конечно, и тебя и тем ангелоподобным состоянием, в котором ты себя представляешь. То есть, это идеальное существо, которое лишено всякого греха, допустим, что к этому мы стремимся. И, возникает некая часть, которую Карл Густав Юнг назвал персоной. Персона, или, ну можно назвать её маской. (прямой аналог в русск. языке – личина, личность).

Конфликт ценностей

00:19:41 Или то, с чем мы себя идентифицируем, то есть в аюрведе, в ведической психологии можно применить термин аханкара или то, что делает из нас индивидуальность или «я». Ну, хотя прямую параллель тут сложно провести, естественно. То есть, о чем говорил Карл Густав Юнг и ведическая психология, есть общие вещи и есть неполное совпадение. То есть, мы сейчас говорим, удобная эта модель, модель персоны, как некой маски, которая социально приемлема. То есть, мы находимся в некоем обществе и, это общество предъявляет нам требования, правила игры. То есть, также как мы в детстве начинали играть, мы принимали правила игры. Но, чем мы отличаемся от детей? Тем, что когда игра заканчивается, дети прекращают играть.

00:20:40 И, они уже используют либо совсем другие правила, либо вообще никаких правил. Взрослые же постоянно играют. Если игра закончилась, они всё равно продолжают использовать те правила, то есть, персона у них не уходит. То есть, если ребенок, играя в игру или там, не знаю, в «дочки-матери» или там, я помню, в детском саду, когда мы играли, то есть, мальчики играли отцов, которые сидели за рулем автомобиля и крутили баранку, а девочки играли в матерей. Но, когда игра заканчивалась, мы переставали быть отцами, они переставали быть матерями. Вот это и называется персона или маска.

00:21:24 И, поэтому происходит противопоставление социально удобной обоснованной части нас и задавленными, скрытыми, подавленными, вытесненными частями нашей психики или нашими желаниями, нашими потребностями. Допустим, человек любил ходить на рок-концерты и, тут по какой-то причине ему запрещают это делать и, он понимает, что да, вроде бы это нехорошо и, он вроде и не ходит на них, но его память постоянно его туда тянет. И, он бедняга мучается. И, в конце концов он идет на рок-концерт, ему там хорошо, потом он возвращается с него и, вспоминает, что он дал обещания на них не ходить и, испытывает чувство вины. То есть, он до этого испытывал дискомфорт, что ему нельзя ходить и, когда сходил, всё равно испытывает дискомфорт.

00:22:26 Происходит некий конфликт ценностей. То есть, он, допустим, дал некий обет, допустим, не слушать тяжелую музыку. Да, допустим, он принял такую вещь, что она выводит из равновесия нервную систему. Он прочитал это в книге или ему кто-то сказал. То есть, да, я с этим лично соглашусь, что это так. Но, при этом в нём осталось некое желание чего-то, что дает прослушивание этой музыки.

Скрытое позитивное намерение

00:22:54 Все, что мы делаем, всё делает наше тело, всё, что делает другой человек, всё, что делает любое государство, любая общность, любое действующее начало оно всегда имеет внутри себя так называемое позитивное намерение. То есть, зачем-то оно это делает и это очень важно для нее. И, просто так взять и прекратить это действие можно на какое-то время. То есть, мы можем прекратить что-то делать, что нам не нравится, на какое-то врем, но потом нам придется это продолжать делать, либо, если мы не будем это делать, оно само найдет пути реализации. И, тогда человек будет совершать те поступки, которые он не ожидает, о которых он потом сожалеет.

00:23:45 То есть, любые аддикции и то, что называется - алкоголизм, наркомания, токсикомания, гэмблинг (азартные игры), любые другие проблемы, в принципе, психологического плана или желание что-то делать, о чём ты потом сожалеешь, это связано с тем, что у тебя есть потребность в чем-то. То есть, допустим, я хочу пойти играть в казино, очень сильно хочу и, хожу, играю и не могу остановиться.

00:24:22 То есть, просто запретив мне не ходить в казино, ну можно, да. То есть, привязать меня как-то, запереть, уехать туда, где нет казино. Но, это не освободит ту энергию, которая связана с этим процессом игр. То есть, я не знаю, что, в принципе, стоит за этим процессом. То есть, есть разные теории. Нужно, конечно же, общаться непосредственно с каждым человеком. Ну так или иначе общая канва в чем заключается? То есть, этот процесс, в данном случае, это игра в казино или выпивка алкоголя, наркотики, любое другое, занятие развратом, всё что угодно, оно зачем-то человеку нужно. То есть, что-то за этим стоит, он что-то этим получает и не может получить, как он думает, каким-то другим способом.

00:25:17 Человек научился строгать доски таким образом и, он умеет и делает так и всё. Ему просто по-другому никто не рассказал. А ему надо строгать доски, скажем так. Но, при этом он это делает так, что щепки летят вокруг, он все время ранит себя, часть себя отрезает. Но, ему так надо постоянно иметь эти доски, он работает так, он вынужден это делать. Если ему сказать: «Все, дружище, ты себя каждый раз ранишь. Ты другим мешаешь, щепки от тебя летят. Шумит всё вокруг, рушится. Давай, прекращай!». Он скажет: «Ну, хорошо, давайте займусь чем-нибудь другим. Пойду купаться или рисовать или книгу пойду почитаю». Ну, вот он читает книгу или купается или рисует и, в какой-то момент он вспоминает, что ему нужны доски.

00:26:13 Даже не так, он вспоминает сам процесс строгания, потому что, условно говоря, что доски как раз в основном людьми не осознаваемы. То есть, доски, как некий результат или как раз внутреннее намерение вот этого поведения, неэффективного поведения. То есть, когда человек что-то делает, что разрушает его, но он это продолжает делать, значит зачем-то это ему нужно. То есть, ему нужно не само разрушение, а что сопровождает этот процесс. Если мы возьмем вот эту часть, что сопровождает этот процесс и найдем более прямой, непосредственный путь как достигнуть этого - мы можем найти альтернативные пути.

00:26:59 Человек, допустим, хочет экстримом заниматься, к примеру. Конечно, пример, может не совсем хороший. Может делать это в каком-то симуляторе без угрозы для здоровья или идти и знакомится с незнакомыми людьми. Это достаточно экстремальная вещь. Не обязательно для этого прыгать с парашюта с небоскребов. То есть, в любом поведении, которе нам не нравится в себе и которое не нравится в других людях, есть это позитивное намерение. То есть, это так называемые внутренние партизаны или те части личности, которые нас не устраивают. То есть, есть во мне такое. Есть я и есть еще один я, который портит мне жизнь. Как только всё у меня срастется, вот-вот всё должно нормально быть и бах, он выходит и всё разрушает.

Демоны внутри нас

00:28:12 То есть, условно можно говорить о неких частях личности. Люди, которые более склонны к некой мистики, могут говорить, что это разные сущности в нас живут. Но, суть вопроса остается той же. Сущность это, которая живет в нас, или это часть нашей собственной психики (к этому варианту я лично склонен) – суть остается одной. То есть, им, этим частям нужно что-то очень важное и это важное не только для них, но и для нас. То есть, эти части нас же, то, что хорошо для руки, хорошо и для меня. Но, так как рука моя делает это так, что от этого я весь страдаю и, даже она страдает, но, при этом она что-то ещё и получает. То есть, она неэффективно это делает, то есть низкий кпд её психической внешней активности. То есть, если нам это не нравится, мы берем руку и привязываем. Завязываем за спиной, чтобы она этого не делала. Или берем отрезаем её.

00:29:14 То есть, в принципе, ничего не имею против, я уважаю такую личность, как Иисус Христос, но он говорил, конечно, метафорично, «Если правая рука твоя мешает тебе достичь царства небесного - отруби её». То есть, тут метафора была такая, что ты правильно использовал свои привязанности. То есть, он говорил, скорее всего, о конечном процессе. То есть, «если ты видишь, что то, что ты делаешь мешает тебе – избавься от этого». Но как? То есть, весь вопрос в деталях. То есть, мы можем просто взять и запретить себе что-то делать. Как-то думать, как-то вспоминать или говорить. Мы можем сказать себе: «Нет! Всё! Я больше это не буду делать!». Но, если мы не удовлетворяем какую-то внутреннюю потребность того, зачем это было, оно будет возвращаться в разных формах.

Экология психики

00:30:13 Как раз психология с этим работает. Она выясняет что именно нужно той или иной части психики, что она намерена получить от своей деятельности, что она не получает от настоящей деятельности и, выстраивает поведение человека и его образ мысли так, чтобы это помогало достигать желаемых эффектов и, при этом, чтобы это не нарушало общей гармоничности личности. Это так называемое экологичное поведение. Экология психики это и есть способ взаимодействия всех наших ценностей. То есть, есть некая иерархия ценностей, то есть, что-то для нас очень важное, что-то менее важное, что-то вообще не важное.

00:31:09 Но, что, самое интересное, эта иерархия постоянно меняется. То есть, может быть, на самых высоких уровнях перемены происходят менее часто, то есть, когда человек меняет, допустим мировоззрение, религию, когда он уезжает в другую страну. Но, обычно смена иерархии происходит до того, как он уезжает. И, гармоничный человек отличается от негармоничного, так называемого невротика, (в психологии есть такой термин), от негармоничного или просто несчастного человека тем, что гармоничный человек всегда поступает в согласии с собой. В нем нет того, от чего бы он хотел отказаться, чтобы он хотел подавить. В нем нет того, что ему не нравится в себе. И, что самое интересное, такой гармоничный человек намного проще, с большей любовью относится к окружающему миру и к окружающим людям.

С кем поведешься, того и наберешься

00:32:24 То есть, тот же самый процесс под названием проекция работает во всех случаях. То есть, если мы видим хорошее в себе, если мы чувствуем, что у нас всё в порядке, то мы видим, что и в окружающих тоже всё в порядке. Мы можем видеть временные трудности окружающих людей, мы можем видеть свои временные трудности, но, мы понимаем почему это происходит и что нам надо сделать. И, глядя на окружающих людей, мы понимаем какие они могут быть, какие они, в принципе, уже есть, какие они замечательные. И, обращаясь, именно, так к миру, к людям, мы тем самым будем вызывать у них обратную реакцию подобного вида.

00:33:15 Когда мы подходим к человеку с улыбкой, даже если эта улыбка легкая и практически не заметная, мы улыбаемся неким внутренним состоянием, показываем человеку в микро-движениях тела, в положении глаз или так, просто настраивая свое тонкое тело ума, можно так сказать, то другой человек это чувствует, он видит, что от вас к нему идёт позитивное состояние - любовь. И, он начинает в своем поведении вашу любовь отражать, именно, к вам. Он сам становится гармоничным.

00:33:59 Почему говорят, что общение — это то, что приводит нас либо к взлету, либо к падению. С кем поведешься, того и наберешься. Это тоже связано с этим механизмом проекции. То есть, так или иначе, мы, то есть, что нам нравится, есть в нас, так это можно сказать и, что нам не нравится - тоже есть в нас. В ведах есть несколько способов, я не помню все, как получить качества другого человека, которые, допустим, нам нужны. Как качества переходят от одного к другому человеку? И, там было несколько способов. Один из них — это служить этому человеку. Второй, я не помню все, но там был один способ, что спорить с этим человеком. То есть, когда мы спорим с каким-то человеком, мы принимаем его качества. То есть, когда мы входим в конфронтацию, эти качества переходят.

00:35:01 Если высказаться языком западной психологии, мы спорим именно потому, что в нас уже это есть. Нас потому это задело, что мы сами это отрицаем в себе и то, что мы отрицаем, оно отзывается на это внешнее подобие. Но, так как оно нам не нравится, мы испытываем негативную эмоцию и, эта эмоция переходит на другого человека. То есть, мы связываем эту эмоцию с другим человеком. Начинается спор, какой-то конфликт, драка, ругань, все что угодно. Это тот самый механизм, то есть, оно в нас. Причина нашего счастья или несчастья находится в нас самих, в нашем уме.

Ответы на вопросы

Как происходит вытеснение?

00:35:51 Вы можете задавать вопросы по интернету, присылая электронные письма. И, продолжая нашу тему. Как происходит вытеснение? Обычно это связано с принятием ценностей извне. То есть, ребенок жил, чаще всего происходит в детском, конечно же, возрасте, ребенок жил себе, был естественным, проявлял себя так как он должен был проявлять. Кто-то больше шалит, кто-то меньше, кто-то патологически шалит, как считают взрослые и, они начинают на него давить, использовать различные рычаги влияния, в общем, воспитывать его.

00:36:53 И, если это происходит гармонично, так как это должно происходить с учетом того, что же на самом деле нужно ребенку, то есть, не просто прекращение его активности, которая нам не нравится, а предоставление ему более экологичного поведения, то есть, дать ему выбор. Вот он так делает, потому что, скажем так, в его натальной карте это прописано, что он будет себя выражать через такое поведение, в его гороскопе. То есть, ему по судьбе надо, чтобы он шалил и чтоб все его ругали. То есть, если его родители достаточно благоразумны или благочестивы, они найдут способ как же дать ребенку выразить себя так, чтобы все были счастливы от этого выражения.

00:37:50 Чаще всего, родители берут и просто запрещают ему это делать, вступая в конфликт с ним, в конце концов, перенося свои ценности за ребенка, точнее ребенок сам их принимает, но при этом он не принимает альтернативного поведения. То есть, он принимает, что его поведение — это плохо. И всё. И, если я буду так делать, мне будет больно, меня не будут любить. И так далее. И, принимая это, не получая альтернативы, у него возникает внутренний конфликт между подавленным и тем, что от него требуют. То есть, от него требуют быть спокойным, за это его любят, дают конфету, а он хочет бегать, он хочет прыгать, бросаться, всё выкрасить, все стены исписать, поджечь что-нибудь в углу, ему это хочется.

00:38:48 То есть, ему хочется как-то проявлять себя и вот он умеет это делать так. Но, так как родителям это не нравится и, родители путают внешнее проявление, не только родители, все мы путаем внешнее проявление и внутреннее намерение. Если мы смотрим, что кто-то что-то делает и нам это не нравится, задайте первый вопрос: «А что он хочет на самом деле для себя, делая это?» И, задавая такие вопросы, вы с удивлением можете заметить, что на самом деле, человеку, может быть и можно было это сделать совсем другим образом и, он хочет не того, что он делает, а того, ради чего он делает, понимаете? То есть, он это делает ради чего-то. То есть, ребёнок, допустим, бегает и шалит ради, ощущения свободы какой-то, мышечной радости, как говорят, учителя физкультуры.

00:39:43 Как говорится, мы сначала учим детей ходить и говорить, а потом заставляем сидеть и молчать. Нам это как родителям удобно. Всё это понятно. Так же и ребенок. Так или иначе мы принимаем внешние ценности и вытесняем внутренние. То есть, мы принимаем ценность такого поведения, допустим, в детском возрасте и, отрицаем в себе какую-то ценность самовыражения и, видя, как другой человек это себе позволяет, мы либо испытываем к нему какое-то негативное чувство, либо вспоминаем, что в нас это есть и, скажем так, позволяем себе это делать, уже каким-то более экологичным способом. И люди, реже всего самостоятельно находят такие способы самовыражения, которые бы устраивали и их и окружающий мир.

00:40:40 То есть, часть человека, как социального существа, заключается в гармонии внутренних ценностях и внешних ценностях. То есть, идеал общества, это, скажем так, законы, которые в государстве прописаны, они совпадают с законами, которые написаны в сердце человека. Как в русской мифологии, как считается, что пришли законы как жить, упал с неба камень, он раскололся и внутри него были законы Сварога. Сварог — это одно из верховных Божеств в русском пантеоне и, это аналог именно сердца, что, именно, этот камень назывался камень алатырь. Алатырь или алтарь. Слово алтарь пошло именно от слова алатырь.

00:41:38 То есть, этот камень алатырь или алтарь — это наше сердце и, эти правила они написаны внутри. И, если мы будем невнимательны к себе, потому что, как это происходит? Это происходит именно из-за невнимательности. Если вы помните, функция разума, как раз заключается в том, чтобы определять, то есть замечать, быть внимательным к тому, что нам важно. То есть, что нам важно, что нам не важно, опять же это качество различения. И, когда эта функция понижена, мы начинаем подменять то, что важно нам и то, что важно другим людям. То есть, можно сказать, что, даже если мы принимаем какое-то убеждение извне, какую-то ценность извне, мы тоже это делаем ради чего-то.

00:42:34 То есть, ребенок принимает ценность родителя ради любви родителей. Это понятно. И, когда он выбирает между своей свободой и любовью родителей, чаще всего, как раз дети выбирают именно любовь родителей и, для этого им надо подавить себя, то есть, все делается ради любви. А вот результаты не всегда нас устраивают. И, когда вот у человека есть этот некий конфликт подавляя внутри себя что-то. Вот это что-то, это неудовлетворенная потребность, она на себя стягивает очень большое количество психической энергии.

00:43:23 И, эта психическая энергия она берется из, как скажем, из остальной психики и, человек не может уже себя проявлять с той амплитудой, с той силой, с тем размахом, на которые он способен. Ну, скажем так, какая-то ТЭС производит столько-то количество энергии, и какая-то часть её спускается обратно в реку, например. И, естественно, город не будет получать какой-то энергии и будет страдать. То же самое происходит с психикой, когда с нашим умом, когда мы боремся сами с собой внутри себя. Как это ни парадоксально звучит, но большинство людей, именно, этим и занимается.

00:44:16 То есть, допустим, они приходят на работу, сидят на своем рабочем месте и, постоянно борются, допустим, с желанием нагрубить начальству, или за то, что он, допустим, не платит тех денег, которые они хотят, или он относится к ним не так, как они хотят. Или, допустим, его окружающие, коллеги тоже как-то беспокоят, но, он не может им сказать напрямую, сделать то, что он хочет с ними сделать, напакостить им. То есть, на самом деле, он не этого хочет. Что он хочет? Надо разбираться лично с ним. И, искать эти пути реализации этого внутреннего намерения. Но, подавлять его долго будет невозможно.

Как бороться со своими плохими эмоциями?

00:45:08 Так, у нас пришло письмо.
- Скажите, пожалуйста, как бороться со своими плохими эмоциями? Сергей.
- Сергей, спасибо за вопрос. Сразу слово «бороться» со своими эмоциями, слово бороться - мне не нравится. Потому что, если мы будем бороться, на борьбу будет уходить много сил. Это то, как раз о чем мы сейчас и говорим. Борьба будет забирать все наше время, деньги. И, деньги тоже, кстати, эмоциональную силу. Как пел Борис Гребенщиков, что «Мы ведем войну уже семьдесят лет, Нас учили, что жизнь - это бой, Но по новым данным разведки Мы воевали сами с собой.».

00:46:04 То есть, воевать с собой это бессмысленно. То же самое, как искоренять какое-то партизанское течение или воевать с чеченцами в горах, или в Афганистане с душманами. То есть, на самом деле, все люди братья и все наши эмоции плохие они просто сигнализируют нам, что мы какую-то свою потребность, какой-то свой критерий, какую-то ценность не удовлетворяем. То есть, что-то мы не так делаем, от чего нам самим становится плохо. То есть, нам плохо от того, КАК мы это делаем. Вот и всё. Вот в чем смысл плохой эмоции, так скажем.

00:46:39 То есть, если вы чувствуете, что что-то происходит, вы, первый вариант, либо сами с этим разбираетесь, либо идете к специалисту. То есть, механизм действия такой: вы должны понять, что же скрывается, почему оно возникает. На какое-то конкретное поведение какого-то конкретного человека, на какой-то аспект вашей жизни, вашей личной жизни, вашей обстановке на работе. Вашего вообще местоположения в социуме, в обществе, если вам не нравится, и вы постоянно злитесь, начинаете ругать правительство.

00:47:10 Допустим, большинство людей старшего возраста, они ругают правительство, потому что, они переносят на них вот это чувство внутренней дисгармонии. То есть, они не получают того, что они хотят, но, так как они считают, что у них уже ничего не получится сделать, признаться в этом очень больно, страшно и сложно. И, поэтому лучше перенести свои неудачи на правительство, на дядю Васю какого-то соседа, который постоянно пьёт, на какого-то конкретного человека, на какого-то врага и, сказать, что это они виноваты.

00:47:49 То есть, это некий самообман, нежелание вскрыть нарыв, признаться себе, что ты сам довел себя до такого состояния, ты сам упустил, допустим, какой-то шанс, ты сам боишься изменить свою жизнь и, переносишь ответственность на другого, считая его виноватым. То есть, это одна из причин. То есть, бороться с плохими эмоциями не надо, нужно выяснить что лежит в их основании.

Стоит ли открыто выражать негативные эмоции?

00:48:28 Следующий вопрос. Можно ли эмоции выплескивать наружу или лучше их контролировать?

00:48:38 Я знаю в Японии, вроде, есть такие специальные куклы в офисах, «куклы босса». И, японцы, периодически, приходят к кукле и всячески над ней издеваются, бьют ногами, руками, применяя все методы борьбы. Есть метафора, я ее уже приводил. Вот горит газ, на газе стоит скороварка и у неё закрыт клапан, который выпускает пар. И, вот он закрыт и скоро произойдет страшное, то есть она взорвется. Что нужно делать? Ответьте сейчас, что нужно делать? Про себя. Ну, надо клапан починить, как вариант. Итак, правильный ответ: нужно газ выключить. Нужно выключить газ, чтобы не было причины, понимаете? То есть, конечно же, скороварка должна быть правильной, но это просто метафора.

00:50:01 То есть, если эмоции выходят, они о чем-то сигнализируют. Если нет возможности сейчас понять почему это происходит, лучше их выразить. Если это не разрушит вашу жизнь и жизнь другого человека. Все это можно сделать в каких-то условиях, на психотренинге, прийти, выйти в поле, громко крикнуть там, сказать всё, что вы думаете.

00:50:25 В начале 90-х была реклама, показывали мужчину, который просто стоял на каком-то таком непонятном фоне, там какая-то стена была, он стоял в одной позе сначала, на одну ногу опершись, как показывали несколько дней, на другую и, потом сказал фразу: «Придет время, и я все скажу, что думаю по этому поводу». Ну, и всех, конечно же, заинтриговало, что же он скажет. Но, потом это оказалось какая-то строительная фирма, что-то они там предлагали. То есть, говорить, выплескивать свои эмоции нужно, но это должно происходить очень спокойно и, без разрушений, то есть, созидательно. Это также как мы реку можем запрудить плотиной и, запруживать её до той поры, пока она не разольется в разные стороны. То есть, нужно ли убрать плотину? Это решать вам, понимаете?

00:51:26 Если вы уберете плотину, что произойдет? То есть, что вы хотите, чтобы река текла ровно без каких-то остановок? То есть, река ваших эмоций. Или её надо в другое русло какое-то поместить? Это выбор за вами. То есть, вы можете выражать эти эмоции, можете говорить всё, что вы думаете, прямо человеку в лицо. К чему это приведет? Вы можете их сдерживать, тоже к чему это приведет? А вы можете сделать так, чтобы вы и выражали свои эмоции, но, чтобы у вас не было плохих эмоций. Чтобы у вас не было раздражения, гнева и так далее и тому подобное, обиды, страха. Понять, откуда растет проблема, понять причину, разобраться с ней и, тогда не будет смысла сдерживать плохие эмоции или их выражать. Метод ветвей и метод корней есть в аюрведе. Это метод причины и метод следствий. И в китайской медицине.

00:52:26 Вообще во всех древних медицинах было разделение. То есть, сейчас это называется этиотропное лечение (лечение связанное с причиной) и симптоматическое или паллиативное лечение (то, что связано с симптомами или проявлениями болезни). То есть, если вы пьёте какой-нибудь растворимый парацетамол с каким-то противоотечным - вы не лечите грипп, вы лечите симптомы, вы облегчаете возможность продолжать дальше использовать свой организм, даже тогда, когда он вам сигнализирует: «Всё, не хочу! Хочу отдохнуть!». Вы говорите: «Нет, дружок, мне надо столько денег заработать, чтобы там…» И вы ему свои доводы говорите. А он говорит: «Ну, дружище, смотри...» Вы делаете это раз, делаете это два. Это происходит на уровне тела, та же самая борьба. Вы боритесь сами с собой даже когда вы болеете и игнорируете сигналы своей болезни. То есть, наша тень, наше бессознательное, наши внутренние неизвестные нам тенденции, которые нам не нравятся, проявляются и в болезнях. То есть, кому нравится иметь больную кожу или там печень?

00:53:27 Мы не редко вступаем с ними в конфликт, мы злимся на них. То есть, мы злимся даже на те сигналы организма, которые он вынужден использовать, потому что мы глухи сами к себе. Мы не слушаем сами себя. Мы не знаем, что мы хотим на самом деле. Мы живем какими-то внешними ценностями. Мы не слушаем внутренний голос, мы не слушаем голос своего тела, голос своего сердца, голос печени, наконец. То есть, на самом деле, у нас есть всё, чтобы быть счастливыми, но, по какой-то причине, опять же, скорее всего это из-за слабости нашего разума, мы теряем эту нить. На лекции по аюрведе мы говорил об этом.

00:54:15 То есть, есть три причины болезни. В принципе их можно на любые болезни, то есть, в том числе и психические и психологические. То есть прагья-апарадха — это первая причина. Санскритские слова, которые означают оскорбление мудрости. Когда мы не уважаем внутреннюю мудрость самих себя. Когда мы ищем мудрость вовне и, забывая, что она есть у нас внутри. То есть, нас так воспитывают, что наши родители, родители их родителей, родители тех родителей были такими же. Они тоже искали эту мудрость вовне. Но, в конце концов, ища мудрость вовне, мы всегда её сравниваем с мудростью внутри. И, если она совпадает, мы чувствуем счастье и, мы становимся преданными этому человеку, который эту мудрость принёс. И, тогда мы можем назвать его духовным учителем. Ну, а если этот духовный учителей истинный, мы испытываем это счастье и дальше после общения с ним. Но, а если это не так, если мы внутри чувствуем некий протест, значит мы не полностью открылись сами для себя, мы просто не знаем, что мы хотим на самом деле.

00:55:19 Мы выбрали какое-то направление, следуем ему, но внутри нас различные противоречия и нам хочется совершать какие-то поступки, которые уводят нас от этого направления? Значит надо остановится и подумать, а хочу ли я этого и, чего я хочу, когда я делаю вот эти странные вещи. Если мы куда-то идем и, вдруг у нас там болит нога или там кружится голова или нас тошнит, значит какая-то часть в нас не совсем уверена, что она туда хочет. То есть, либо надо её успокоить, объяснить, что все нормально, либо подумать, а зачем мне сюда идти. Поиск намерения каждого поведения, которое нас не устраивает. За каждой нашей негативной реакцией стоит некое намерение наше внутреннее, то есть, мы чего-то этим хотим для себя. Если вам не нравится ваше поведение, спросите себя, если не удается, пойдите к специалисту, он вам поможет, скорее всего, найти хорошего специалиста.

00:56:22 То есть, как мы ставим цели? То есть, мы также используем разум свой. Если наш разум острый и, он внимателен ко всем потребностям, нашим потребностям, мы сможем так ставить цели, чтобы удовлетворять все части нашей личности. То есть, все аспекты, все наши ценности будут удовлетворены. Если же мы будем отрицать, допустим, заботу о себе и, больше будем делать акцент на зарабатывании, допустим, денег, игнорируя усталость, боли какие-то в теле, это будет копится и выльется, в конце концов, в болезнь.

00:57:00 Cледующий этап обратной связи организма. Он не может больше терпеть, он говорит: «Хватит. Я не хочу. Если ты не будешь со мной по-хорошему, я буду с тобой по-плохому». Он начинает с нами бороться, мы начинаем с ним бороться. Мы начинаем его замазывать всякими противовоспалительными средствами, кортизоновыми мазями, какими-то таблетками, которые не лечат причины. То есть, мы уже считаем, что вот я, вот мое тело и между нами нет никакой связи, оно больное, тьфу на него, когда же оно отстанет от меня, не могу, мешает оно мне.

00:58:38 Аюрведа возникла именно потому, что тело стало мешать людям совершать благочестивые поступки. То есть, надо так общаться с собой, со своим телом, чтобы наше бессознательное, это есть, это мы и есть. То есть, мы есть всё, то есть какая-то часть находится в нашем сознании, мы можем удерживать некие части информации. Согласно современной психологии семь +/- 2 единицы информации мы можем держать в нашем сознании. Но это средне-статистический показатель. Всё остальное, скажем так, происходит на заднем фоне.

00:58:15 Если мы можем удерживать всё, что нам нужно, то обычно это как внутреннее благополучие ощущается. Когда мы делаем правильное решение, внутри нас всё радуется. Когда вы делаете какое-то решение, которое не удовлетворяет что-то в нас, обычно вы испытываете беспокойство, тревогу, страх, гнев, любую отрицательную эмоцию. Это значит, есть сигнал обратная связь. Значит надо остановиться, сделать десять вдохов и подумать, что я ещё не знаю. Куда я иду? Что мне нужно? Что я получу? То есть, внимание и уважение ко всем нашим частям. Отмахнуться от себя можно один раз, два раза, ну, десять раз, кому как повезет. Потом мы же сами себя догоняем, и делаем нам так, чтоб мы уже не смогли отмахнуться от себя.

00:59:17 То есть, от этого уже не отмахнешься. Вылить с грязной водой ребенка. Отрицая, что-то, как мы считаем, не нужное своей психике, сами себе, мы отрицаем очень большое количество сил, связанных с этим и, какую-то очень важную цель для нас, потому что ничего просто так не происходит. Всё есть в вас, оно вам зачем-то нужно, каким бы уродливым оно вам не казалось. Потому что уродливое воспринимается как раз внешность. Страшное снаружи, доброе внутри. Это про всех наших внутренних демонов как раз это об этом и есть. То есть, если вы присмотритесь, на самом деле, это совсем не демон, скорее всего - маленький ребенок, который чего-то очень сильно хочет, но этого ему очень давно не давали.

01:00:18 И, он очень разозлен или, наоборот, он очень подавлен, в зависимости от ситуации. И, ему нужно ваше внимание. То есть, это вам нужно ваше же внимание. И за ним кроется колоссальная сила, то есть, всё то время, когда вы боролись с ним, он копил эту силу. Третий закон Ньютона, это как пружина, которую все время натягивали, натягивали и, она периодически выстреливает, потому что вы уже не можете её удержать. Выброс из этой скороварки происходит периодически, даже если вы заткнули. В конце концов, либо она вообще взорвется, либо вы разберётесь с ней.

Примеры вытеснения описанные в литературе

01:01:01 Хорошая повесть есть у Ричарда Баха, очень красочно описывает это состояние. В принципе, много произведений было написано. То есть, история доктора Джекила, мистера Хайда описывает эту ситуацию, как некое раздвоение, я хороший, я плохой и я, который живет днем и, я, который живет ночью. Ну, или все вот эти супергерои, которые днем социально адаптированы, скажем так, социально приемлемые, внешний вид у них, поведение, а ночью становятся, в зависимости от сюжета, либо злодеями, либо, наоборот, героями. И, весь фильм, собственно, о том, как они справляются с этим своим внутренним диссонансом.

01:01:52 И, вот у Ричарда Баха есть повесть, дай Бог памяти, забыл название. В общем, там он ведет рассказ от первого лица, то есть, он якобы пишет о себе, не знаю, то есть, так это или не так. Ричард Бах, он как раз встречает того внутреннего ребенка, которого он случайно обнаруживает под каким-то удивительным стечением обстоятельств. Мост через вечность..., нет, не помню. И, он впервые его встречает, это было внутри, то есть, он, как бы, в некой медитации был, в само-исследовании. Он его встречает огнеметом. (рассказ называется «Бегство от безопасности»)

01:02:51 То есть, когда мы первый контакт с какой-то частью нас, которая нами давно подавляется, скорее всего, будет достаточно, неприятно для нас. Чаще всего, это проявляется в неком отвращении для нас. То есть, мы считаем, что это что-то такое очень-очень нехорошее. То есть, поэтому используется всяческие техники, когда мы дистанцируем себя, то есть, условно считаем, что это «не мы» пока, что есть что-то «вне нас», но при этом, мы понимаем, что оно хочет добра нам. Оно желает нам добра. Это позиция предположения она как раз меняет всё. Когда вы внутри себя чувствуете, что что-то не так, что в вас постоянно вас беспокоит, донимает, беспокоит. Вы знаете, что это что-то именно беспокоится о вас, о вашем благополучии.

01:03:49 Хоть, при этом оно вызывает у вас какие-то антисоциальные действия, именно, готовность принять её такой, какая она есть сейчас, позволит вам сделать благотворный и полноценный контакт с этой частью, с какой-то ценностью себя. То есть, на самом деле, это какая-то ценность, которую вы не учли, которую вы не удовлетворяете в своей жизни, таким образом, она заявляет о себе. То есть, вам что-то важно в этой жизни и Господь так сделал, чтобы у вас эта ценность была. И, он дал вам испытания, чтобы вы прошли через непонимание как достигать эту цель экологичным способом. И, в конце концов, нашли этот способ и, возможно, рассказывали бы людям. Самый лучший доктор, самый лучший психотерапевт — это тот, кто исцелился. Это тот, кто прошел круги ада и вернулся обратно и может рассказать людям, как выходить.

01:04:47 То есть, он может обратно возвращаться туда по собственной воле, то есть, при этом он не будет испытывать эти проблемы. То есть, психотерапевт, когда общается, или человек, который консультирует, он, в принципе, погружается в человека и его проблему, но он эмоционально при этом не страдает, он помогает человеку выбраться оттуда. И, при этом он с большим уважением относится ко всем симптомам, ко всем проявлениям того, что в человеке происходит. И, если мы это будем делать ежедневно сами с собой, мы обогатимся, мы присовокупим ту силу, которая пока, возможно, еще отделена от нас или была отделена. И, возможно, воспользоваться этой силой для каких-то благих целей. То есть, любой симптом следует воспринимать, как некую обратную связь от самих себя, от нашего подсознания, от нашего тела, как угодно, назовите.

01:05:55 То есть, такие песни, типа: «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а за тем, мы наш, мы новый мир построим…» Принцип деления мира на злое и доброе, на негодяев и хороших людей, происходит от этой внутренней разделенности внутри нас. Большинство известных людей, большинство политиков, в принципе, они вынуждены вести двойную жизнь, потому что есть некие внешние стереотипы, которым они должны соответствовать. Это вызывает большой внутренний разлад либо они бросаются во все тяжкие, о чем с удовольствием любит писать различная пресса, что вот такой-то, такой-то известный был замечен за такими-то, такими-то непристойными делами.

01:06:47 То есть, человек просто взял принял, он чувствует, что за ним постоянно наблюдают, это напряжение внутри растет и, в конце концов, выплескивается, то есть, он подавляет некие свои тенденции, желания, не совсем которые подходят под тот социальный стереотип. В конце концов, они вырываются во вне, в какой-нибудь такой ужасной брутальной форме, о чем все с радостью замечают: ага, так он, оказывается, вон какой. В принципе, в такой ситуации оказывались и мы все, просто, скорее всего, мы отличаемся просто уровнем. То есть, мы все вынуждены принимать какие-то ценности из вне и, подстраиваться под эти ценности, но, при этом тот механизм, с помощью которого мы это делаем, в нем как раз сокрыт успех или неудача.

Преобразование вместо вытеснения

01:07:43 Повторюсь, если мы просто вытесняем, подавляем, запрещаем себе то, что мы хотим, ради чего-то, в конце концов, оно нам вернется, как тот самый бумеранг. Стоят два человека, один весь такой в синяках, ушибах, порезах, другой приходит и спрашивает: «Ты что, что ты такой весь избитый, порезанный?» Говорит: «Да вот, надоело, не могу, бумеранг купил, не могу, надоело уже все. Больше не могу!» Говорит: «Дак чего ты?» Другой говорит: «Выкинь его». Он такой: «Вот, на тебе, сам и выкинь» То есть, мы просто так, отворачиваясь от проблемы, мы её, конечно же, не решаем.

01:08:37 Просто так, закрывая глаза, затыкая уши, не происходит трансформация, мы не касаемся философским камнем, допустим, железа и не превращаем его в золото. То есть, допустим, у нас есть в запасе тонна железа, у нас есть философский камень и, мы говорим: «Нет, вот этот вагон мне он не нужен». Но, постоянно тащим его за собой». И, все на нас смотрят и смотрят, и видят, а за ним вагон железный, ничего интересного нет. А у нас в руках есть некий философский камень, который может это все трансформировать. Но, мы думаем, ну вот, надо лезть, каждый брусок прикасаться, а вагон еще там, ну, короче, не хочу, да и вообще не верю, что это возможно. По-разному, бывает. Но, если мы это сделаем, наш багаж этих всех негативных качеств может превратится в удивительное сочетание наших каких-то удивительных качеств.

01:09:35 То есть, мы преобразимся полностью и станем такими, какие мы есть на самом деле. То есть, это возможно и, к этому стоит стремится. Мы сегодня говорим о том, что нам не нравится и о путях этого возникновения, то, что не нравится внутри и вовне и способах преодоления.

Параноя и шизофрения

01:10:07 Такое психическое расстройство, как пароноя, функционирует таким же способом. То есть, вкратце, пароноя — это нарушение мышления и, скажем так, неверная интерпретация действий окружающих людей, высматривание неких злых умыслов в поведении, и так далее, и тому подобное. То есть, это как раз, это крайняя степень, один из вариантов крайней степени проекции негативных качеств, следствие отрицания этих негативных качеств в себе. То есть, если вы вспомните людей недоверчивых, которые видят во всем злой умысел, глядя на них нельзя сказать, что они добрые люди, готовые к состраданию и, что они, скажем так, являются гармоничными личностями.

01:11:05 Чаще всего их движения угловатые, осанка не совсем прямая, напряжение в мышцах и так далее, и так далее, нарушение в различных системах. Все говорит о том, что у них есть внутренний разлад. Разлад с самими с собой и вытеснение какой-то части себя в область бессознательного и затем проекция этого во внешний мир и высматривание этого негатива, от которого они отказались внутри вовне. То есть, они видят то, что есть внутри себя, но не видят это вовне. И, другой вариант этого нарушения — это так называемая множественная личность или то, что неспециалисты называют это шизофренией, хотя это один из вариантов, при чем достаточно редко встречающийся. То есть, шизофрения — это не обязательно, когда там внутри одного человека живут две личности, нет.

01:11:58 Это если есть такой вариант, то есть, условно как раз, можно и связать эти вещи с отрицанием чего-то и, в конце концов, эта часть отрицаемая начинает занимать достаточную часть... Скажем так, сегодня красные заняли деревню, завтра пришли белые, выгнали красных, потом красные вернулись, выгнали белых, а потом пришел лесник и всех разогнал. Наверное, такое же происходит с нами, конечно же, не с нами, ну, в принципе, в меньших масштабах. То есть, какая-то ценность, встает для нас какая-то цель, мы её удовлетворяем. Проходит время- нас это уже не устраивает, или другая цель, которую мы не удовлетворяли, которая ждет, когда же и ею займутся, в конце концов набирает силу, свергает это правительство, условно говоря, занимает его место и, правит человеком, условно.

01:13:01 Так можно сказать. И, вот множественную личность можно описать именно так. То есть, это когда в человеке есть разные, чаще всего противоположные ценности, которые противоположные, скорее всего, в методах достижения, методы взаимоисключающие, то есть, между которыми пока нет договоренностей. То есть, цель в том, чтобы найти общий знаменатель между нашими ценностями, которые удовлетворяют нас, но при этом не удовлетворяют друг друга. То есть, если это сделать, то у человека исчезнет сама идея противопоставления себя, самому себе или одной части личности другой части личности. То есть, если нам важна работа, нам важны деньги, то есть, зачем нам это? Не ради же самих денег? Ради, допустим, заботы о близких, а самом себе.

01:14:01 Или, допустим, опять же взять ту же заботу о себе, сходить к доктору, полечиться у какого-то терапевта или просто съездить на какое-то тихое спокойное место, на природу, чтобы отдохнуть. Но, мы исключаем это, чтобы зарабатывать больше денег. То есть, обобщающей темой будет, как раз, именно, забота о близких, забота о себе. То есть, если мы будем просто зарабатывать деньги, в конце концов, мы не сможем, когда мы заболеем, заботиться о близких и о людях. То есть, нужно искать способы одновременного удовлетворения потребностей, чтобы удовлетворение одной потребности не мешало другой. То есть, когда мы видим, что нам что-то не нравится в себе, надо спросить или узнать, выяснить, что же мы хотим, когда это делаем. Возможно, в несколько этапов это придется сделать. То есть, одно намерение, за этим намерением еще одно намерение может быть.

01:15:02 То есть, допустим, человек, курит. Он курит, спросите его, зачем ты куришь?
- Ну, я отвлекаюсь.
- Хорошо, а когда ты отвлекаешься от проблемы, что ты получаешь?
- Я успокаиваюсь.
- А когда ты успокаиваешься, что становится возможным?
- Ну, я могу уже воплощать свои какие-то мечты. То есть, свои идеи.
Видите, уже цепочка намерения приводит нас к совершенно каким-то другим целям, которые, возможно, абсолютно не связаны с поведением. Его курение также связано с воплощением его желаний в действительность, как прополка огорода. То есть, он мог с той же целью делать другие вещи. Поиск альтернативных путей достижения – один из способов решения внутренних конфликтов.

01:16:10 Когда человек становится гармоничной личностью, он получает весь свой энергетический запас, всю свою шакти, всю свою силу и направляет её в едином потоке. То есть, он знает зачем он живет. Он каждое свое действие в разных сферах своей деятельности привязывает именно к этой какой-то конкретной цели своей, некой миссии, некого смысла его жизни. И, все остальные подцели, опять же критерии какие-то, ценности, они являются некими ступенями или фундаментом для достижения этого. Если человек гармоничен, и все его ценности друг с другом связаны и не взаимоисключают друг друга, тогда этого человека можно назвать счастливым, святым, освобожденным, как угодно.

01:17:13 И тогда мы в окружающих людях будем видеть таких же святых, таких же освобожденных людей, даже если они будут вести себя по-другому. И, тогда весь мир вокруг нас изменяется. Так как мир возникает внутри нас, этот же мир возникает во вне нас. Присутствие такого человека, который гармоничен, все окружающие становятся гармоничными. Рядом с таким человеком невозможно быть другим. То есть, это такая естественность, которая меняет других людей и, делает их тоже естественными.

01:18:00 Итак, сегодня мы говорили о частях, о частях личности, о том, как возникает то, что нам не нравится внутри нас, как возникает отношение к другим людям, то есть, как нам не нравится поведение других людей и, что же с этим делать. На этом я заканчиваю. Желаю вам всего хорошего. С наступающими вас праздниками. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 28 февраля 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 15 марта 2022