Испытания в нашей жизни

Аюрведа-радио - 03 January 2007
Понятие слова испытания. Фрустрация. Привязанности к нашим желаниям; Перекладывание ответственности на окружающий мир; Смирение – одно из подспорий решения проблем; Вера в Бога; Что такое привязанность; Собственные усилия и милость Бога; Испытания от других людей; Туннельное видение; Понять другого человека – это преодоление препятствий; Что такое карма?; Реактивное и проактивное поведение; Самскары, импринты. Что такое воспитание?; Как изменить самскары. Понятие зла.; Что такое свобода выбора?; Что такое совершенство?; Жизнь — это экзамен;
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:53:24 | качество: mp3 64kB/s 24 Mb | прослушано: 29 | скачано: 85 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер! Аюрведическое интернет-радио начинает свою работу. Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович. И, по средам я читаю лекции по ведической психологии. Сегодня мы будем рассуждать и разговаривать об испытаниях нашей жизни. О том, что такое испытания, как мы на них реагируем и, что помогает нам правильно эффективно воспринимать эти испытания. Каковы последствия той или иной реакции на испытания, которые приходят в нашу жизнь?

Понятие слова испытания. Фрустрация.

00:00:39 Начнем с самого понятия- испытания. Испытания — это момент, когда мы, желая что-либо в нашей жизни, не получаем его так, как к этому привыкли. То есть, когда на пути достижения чего-либо, будь то материальное благосостояние или эмоциональное состояние, которое мы хотим, встает некое препятствие. В психологии есть термин фрустрация. Фрустрация -как лишение желаемого объекта, лишение достижения желаемого объекта. И, так или иначе, все испытания связаны с нашими привязанностями. То есть, мы хотим чего-то, мы не получаем это и, мы испытываем дискомфорт касательно эмоциональной реакции.

Привязанности к нашим желаниям

00:01:40 Очень важную часть в ведической философии, психологии отводится, именно привязанностям к нашим желаниям. Считается, что первой и самой первой и самой большой проблемой человека в этой жизни является именно это его привязанность или вожделение. То есть, вожделение в том смысле, в смысле желания чего-либо, сильное желание, от которого нам сложно отказаться. Желание, которое встает на первое место в иерархии наших ценностей. В тоже самое время ведическая философия говорит, что если вы хотите что-то сильнее, чем Божественная любовь, это то, чего вы хотите отберется от вас, удалится от вас и, вы будете лишены этого рано или поздно.

00:02:38 То есть, все испытания нам даются для того, чтобы мы поняли, что важное в нашей жизни, что менее важное. Но, это самый высокий уровень понимания испытаний, который, в принципе, возможен в нашем материальном мире. Но, чаще всего, испытания людьми воспринимаются как, именно, препятствия на достижении каких-то материальных желаний, чаще всего. И, в этом тоже есть некоторые законы, которые можно использовать для улучшения своего положения, своего эмоционального состояния, качества своей жизни.

00:03:28 Итак, что же нам мешает правильно воспринять испытания? Вообще, что же такое испытания? Давайте подумаем на эту тему. Этот материальный мир ведическая философия сравнивает с неким местом, где мы учимся, где мы проходим обучение, где мы получаем некие навыки, где мы учимся понимать, что важное, что не важное. И мы учимся на собственном опыте. Зачем детей отдают в школу? Потому что дети, если не будут чему-либо учится- не смогут быть успешными в этой жизни, не смогут достичь чего-то важного в этой жизни. Конечно, если за ними нет какого-то непрестанного наблюдения и полного попечения, попечительства над ними, они могут погибнуть.

00:04:23 Если же за ними постоянно идет уход, они могут жить, но при этом качество их жизни будет на таким хорошим, как если бы человек бы полностью свободен и зависеть только от того, что он делает в этой жизни, не завися от других людей. И, испытания в нашей жизни, которые приходят к нам, это те вещи, которые можно уподобить различным контрольным работам и экзаменам, которые мы должны сдать.

00:04:56 Ведическая психология и философия признают факт нескольких жизней, то есть череды воплощений человека, который из жизни в жизнь либо проходит все испытания и освобождается от последующих перерождений и освобождается в духовный мир либо, если он сохраняет внутри себя некие привязанности и неправильно реагирует на внешние обстоятельства, он воплощается в следующей жизни, получая подобные испытания, подобные преграды, с которыми он не научился ладить в прошлых жизнях. То есть, потому, с чем вам трудно в этой жизни, вы можете представить каким было ваше поведение в прошлом. То есть, и в вашем биологическом прошлом, имеется ввиду, в этой жизни и также в ваших прошлых жизнях.

00:05:55 То есть, та часть жизни, с которой вам трудно сладить, те типы людей, с которыми вам нелегко общаться, показывают именно те испытания, именно те качества характера, которые вам надо доработать. И, в этом одно из первых подспорий для решения этих испытаний, для решения этих проблем, этих задач, именно, отношение к ним не как к проблемам и препятствиям, а как к задачам, которые следует решить. Если вы едите по прямой дороге, вы можете поставить автомобиль или, если вы летите на самолете, поставить самолет на автопилот или на круиз-контроль в автомобиле, то есть, вы можете нажать клавишу уровень подачи топлива и положение руля и будет примерно в одной поре и вам не надо сильно заботится об этом.

00:06:49 То есть, и такую ровную дорогу можно сравнить с благоприятным периодом вашей жизни, когда нет камней преткновения и чего-то мешающего вам, вашей жизни. Но, если возникают резкие повороты, неровности на дороге, то тогда в этот момент в вашей жизни эти неровности, эти ухабы, эти поваленные деревья можно сравнить как раз именно с препятствиями, именно с тем, что вам надо преодолеть, при чем преодолеть не просто бессознательно, на автомате, а прилагая усилия ментальные, эмоциональные, духовные, чтобы понять, чему вам следует научиться и как это следует преодолеть? То есть, в этот момент надо выключить автопилот и задуматься, взять ответственность за свою жизнь.

Перекладывание ответственности на окружающий мир

00:07:46 И, это есть следующее подспорье, это процесс взятия ответственности. Условно всех людей можно разделить на две категории или объединить в две категории. Это те люди, которые перекладывают ответственность на внешний мир и видят причину своего состояния именно там, таких условно в психологии называют поле зависимыми людьми, то есть, люди, которые зависят от обстоятельств и второй вид людей, которые берут ответственность на себя и ищут решение задач, опираясь на свои собственные силы, не ожидая помощи от других, при этом не отказываясь от нее, что тоже не мало важно. Таких людей называют поле независимыми людьми. Конечно, есть крайности в обоих случаях и то или иное поведение полезно при тех или иных обстоятельствах.

00:08:44 То есть, если вы попадаете в ситуацию, когда вы не можете сделать что-либо в физическом плане, у вас все равно остается возможность изменить своё отношение к этой ситуации. Известный пример западного психолога Виктора Франкла, который будучи еврейской национальности, человек еврейской национальности был взят в плен фашистскими захватчиками и находился в плену, в концлагере с такими же как он и, видел, что некоторые из его знакомых, которые были вместе с ним, они пали духом и, многие из них просто умерли, даже не имея каких-либо проблем со здоровьем. Виктор же Франкл начал думать, что же происходит, почему я должен реагировать на эту ситуацию именно так?

00:09:44 И, в этот момент, когда абсолютно не было возможности что-либо изменить во внешней среде, то есть, он не мог пойти туда, куда он хочет, он не мог есть то, что он хочет, он не мог общаться с теми людьми, с которыми он хотел, ему , скажем так, ему повезло или он смог выйти на такой уровень понимания этого всего, что он увидел в этом всем промысел господний. Он увидел, что все то, что происходит, неважно хорошо это или плохо, является замыслом Бога, а так как Бог нас всех любит по определению, не может быть чего-либо плохого, в конце концов, из-за этого. Почему понимание этого мира, как промысла Господнего, может нам помочь в преодолении проблем? Потому что, в этом случае мы воспринимаем мир совершенно в другом ракурсе и совершенно в другом масштабе.

00:10:43 Часто бывает, что те или иные проблемы суживают наши поля зрения на самой проблеме. В этом есть и плюс, и минус, то есть, сужение плюс в том, что мы концентрируем своё внимание на этой проблеме и минус в том, что мы не видим решение этой проблемы за пределами ее. Чаще всего именно нам не хватает тех ресурсов, которые были упущены нами в процессе формирования проблемы. Именно то, что мы не контролируем в данный момент, момент испытания в той или иной трудности может нам помочь выйти из нее, если мы до сих пор не вышли из нее, потому что, если у нас есть все ресурсы, мы просто дотрагиваемся, дотягиваемся до них, включаем в свою жизнь и решаем проблему. Испытание до тех пор считается непреодолимым, пока вы не нашли тот способ, с помощью которого вы можете преодолеть его.

Смирение – одно из подспорий решения проблем

00:11:41 Преодоление испытаний это не значит, что вы должны полностью подчинить внешнее окружение своей воле и, трансформировать этот внешний мир. Вы можете это делать раз, вы можете это делать два, но, в конце концов, наступят такие обстоятельства, когда вы не сможете что-либо сделать и, именно в этот момент вам придется смириться с этим. И, смирение — это ещё из подспорий для решения проблем, связанных с испытаниями. Многие понимают смирение, как нечто пассивное. Да, в этом больше пассивности, чем, допустим, в активном отрицании и желании разрушить этот мир, который не подходит под мою жизнь. То есть, крайней степенью этого является самоубийство, когда человек не может смириться с обстоятельствами и не видя возможности изменить их, пытается прекратить эту боль, прекращая свою собственную жизнь.

00:12:38 Но, как вы многие уже знаете, это не решает проблему, не в том смысле, что вы уже прошли через это, а что вы знаете, что мы живем не одну жизнь и, чаще всего, люди, которые отрицают все испытания, которые приходят в этой жизни, получают ещё большие испытания в следующей жизни. Неприятие ситуации — это агрессия против Бога, против его замысла. То есть, вы можете вспомнить книгу Иова, то есть, кто читал Ветхий Завет, там есть очень красочное описание как раз такой ситуации, когда на очень благочестивого Иудея по имени Иов, у которого было все, были прекрасные сыновья, были прекрасные виноградники, прекрасная жена и все такое прочее, на него падают испытания.

00:13:34 И что происходит? И, большая часть этой книги Иова описывает его страдания. Как он страдает от тех болезней, какие на него пришли, как он оплакивает своих сыновей и как к нему приходят так называемые друзья, пытаются его наставить на путь истинный, хотя сами не понимают тяжести его беды, его переживаний. В конце концов, Иов, как правоверный Иудей обращается к Богу и, он начинает роптать на него. Он начинает роптать на него и говорить: «Да, как же так? Я все делал, а ты что?» То есть, он начинает, скажем так, торговаться с Богом. То есть, он говорил, что я тебе дал столько-то денег, почему ты мне не даешь столько-то продуктов на столько-то денег? Ведическая философия говорит, что Богу нужна просто наша любовь. И, с помощью этих испытаний он хочет узнать, насколько сильна наша любовь к нему, насколько мы доверяем ему.

Вера в Бога

00:14:31 Вы можете верить в Бога, но, при этом вы можете не верить Богу, понимаете? Вы можете думать, что да, есть некая большая сила, которая иногда ведет себя абсолютно не понятно для меня и, я не всегда согласен или согласна с этим поведением. Именно, вера Богу — это следующая ступень развития. То есть, когда мы доверяемся ему, когда мы видим, что Бог- есть любовь и, за каждым его испытанием стоит некая задумка его, некий Божий промысел. И, этот Божий промысел описан в таком понятии как закон кармы. То есть, так как мы живем не одну жизнь, согласно восточной философии, мы в прошлых жизнях совершаем те или иные поступки, которые являются причиной наших теперешних испытаний. То есть, эти испытания могут быть различны. Эти испытания могут быть несчастьями, лишениями и эти же испытания могут наоборот быть излишествами нашими.

00:15:28 То есть, испытания деньгами это не меньшее испытание, как испытание нищетой. Нам даются деньги для того, чтобы мы смогли их правильно израсходовать и у нас они забираются, чтобы мы могли развить в себе бескорыстие. Потому что, согласно восточной философии, бедный человек — это жадный человек. Человек лишается денег, потому что в прошлой жизни он не мог поделиться своими деньгами, своим [непонятно], своей едой. И, если он оставил только для себя, то есть, когда его ложное эго, его аханкара пересилила его разум в понимании единства со всеми, в следующей жизни Бог лишает его этого, показывая, что испытывают люди, которым он отказывал. Поэтому, если в вашу жизнь приходит и просит, вы дайте ему, хоть что-нибудь. Не обязательно, если он у вас просит денег, надо давать ему деньги, но ваше внимание вы можете всегда дать.

00:16:38 Мы по-разному реагируем на эти испытания. Один человек, видя лишения, обладает внутренней силой и вдохновляется, он действует. Другой же человек, сталкиваясь с испытаниями, падает духом, опускает руки. От чего же это происходит? Опять же, согласно ведической философии и устройства тонкого тела человека, наш ум — это устройство, в котором есть некая база данных, которая одновременно является фильтром нашего восприятия. И, если мы взращивали в своих прошлых жизнях, да и в этой жизни оптимистическое отношение к миру, к восприятию мира как чего-то очень позитивного, то есть, понимания того, что все вокруг благоприятно.

00:17:30 Есть такой стих или строчка, Сарва Мангалам, или все благоприятно. И, в этой молитве, в этом гимне описываются различные части этой материальной Вселенной и не только, и просто повторять, что всё это благоприятно, и это благоприятно и душа благоприятна и Земля благоприятна и Луна и ум благоприятен и тело и так далее. И, всё это повторяется и, когда слушаешь эту песню, она, довольно- таки, в быстром ритме исполняется, возникает такое очень приподнятое настроение, что да, на самом деле, все вокруг благоприятно. Такое понимание оно помогает нам создать совершенно другое отношение к миру. Это, как некий другой знаменатель, который приводит нас к совершенно другой мир, то есть, мы начинаем жить в совсем другом мире, если мы относимся к жизни, как к чему-то хорошему. Как к тому, что мы заслужили этого.

00:18:41 То есть, когда мы, допустим, идем по улице, находим сто рублей, лежащих на полу, на асфальте, мы берем их, у здорово, идем дальше. Когда же мы теряем сто рублей, мы негодуем и спрашиваем за что. То есть, за что, мы спрашиваем. Когда нам приходит что-то, мы не спрашиваем, за что. То есть, это нормально. Все, мир должен нам. То есть, такое отношение к миру приводит к разочарованию, когда от нас что-то убывает. Когда раньше на Руси сгорал дом или человека обкрадывали, люди радовались и говорили: «О, это пришла Мара, Богиня смерти. Она нас учит отречению». То есть, в конце концов, она придет к нас и заберет всё, что у нас есть. Так она нас учит, чтобы мы не сильно привязывались.

Что такое привязанность

00:19:38 И, тоже самое, в нашей жизни происходит: то, к чему мы больше всего привязываемся, скорее всего, с прошлой жизни, в этой жизни нам дается с большим трудом. Что такое привязанность? Привязанность — это желание чего-либо только для себя, жизнь с платформы эгоизма: только мне, я это хочу для себя, мне это нужно, чтобы мне было хорошо. И, так как эта Вселенная устроена для того, чтобы всячески избавить нас от этого эгоизма и, все ситуации, от которых мы страдаем, во всех этих ситуациях мы страдаем от собственного эгоизма. Нет других ситуаций в материальном мире, если б мы не страдали от собственного эгоизма. Любые проблемы в вашей жизни, в моей жизни, в жизни любого человека связаны с эгоизмом. Если у человека все в порядке с эгоизмом, у него нет проблем, это закон. Это закон, по которому все в этой жизни и существует.

00:20:36 Поэтому, возможность, если, допустим, проблема связана с общением с другим человеком, препятствия в общении, во взаимопонимании. Скорее всего, вы как раз не хотите или, как вы считаете, не можете встать на сторону другого человек, в психологии это называется, войти во вторую позицию, в позицию другого человека, то есть, влезть в его шкуру или на английском [непонятно], то есть, одеть мои туфли или пройти по моим следам. Это то, что помогает нам избавится от проблем во взаимоотношениях, это как раз уменьшить притязания к другому человеку, перейти на помощь другому человеку, потому что, если мы общаемся с другим человеком с позиции использования этого человека, чаще всего, мы как раз и будем страдать.

00:21:42 То есть, другой человек он будет это чувствовать. Вы думаете, только у вас есть это ложное эго? Ложное эго есть у всех. Когда вы общаетесь с позиции этой аханкары или ложного эго, вы задеваете ложное эго другого человека, и он не сможет вам дать всё, что вы хотите. Потому что, в нём сработает этот предохранительный механизм этого ложного эго. Поэтому, если вы хотите взаимопонимания с людьми, но у вас пока его нет, найдите те моменты в общении, когда вы эгоистичны. Найдите те моменты, когда вы между собой и другим человеком ставите преграду, ставите границу и считаете его абсолютно другим человеком, с который невозможно договориться о чем-либо. Это один из видов гордыни, который завуалировано возвышает вас над другими. То есть, они такие, что с ними, собственно, и не о чем договариваться.
Как преодолеть все препятствия и испытания?

00:22:40 Остерегайтесь этого и старайтесь взращивать в себе желание понять другого человека. Потому что, это желание понять другого человека поможет вам в общении с этими людьми. И, поможет вам преодолевать все препятствия и испытания, которые приходят через этих людей. Потому что, ещё один из законов препятствий и испытаний в том, что они приходят, именно, через близких людей. И, чаще всего, тех людей, которых мы любим, скорее всего, не любим, а привязаны к которым мы. Потому что, если мы любим людей, по-настоящему любим того или иного человека, через него не может прийти тех или иных страданий. Потому что, любовь, она как раз трансформирует все страдания, все препятствия в правильное понимание, что это не есть страдание, а как раз есть испытания и есть задача, которую надо решить.

00:23:41 Есть стих, который вы можете прочитать на сайте доктора, Олега Геннадиевича Торсунова уже в переводе и, он на санскрите звучит так:
Ом Сарве бхаванту сукхинах
Сарве шанту мирамаях
Сарве бхадрани пашьянту
Mа кашчит духкхабхак бхавет

И вот последняя строчка этого стиха, весь стих звучит в переводе так: я желаю всем счастья, пусть все будут счастливы, пусть все очистятся от страданий, от болезни, пусть все обретут близкого человека, близкого друга. И, последняя строчка, это как раз, она относится к теме сегодняшней лекции. Mа кашчит духкхабхак бхавет. Духкха — это значит страдания, ни или испытания, можно перевести так и, вся эта строчка переводится: нет страданий, которые бы человек не смог вынести.

00:24:37 То есть, не дается такие страдания человеку, которые он бы не смог вынести. Бог дает столько испытаний, сколько человек может вынести. В этом как раз и смысл, то есть человек получает, именно, те испытания, которые он не закончил в предыдущих воплощениях или в этой же жизни, но на ранних этапах. И, если он не понимает их, то в следующий раз получаются все сильнее и сильнее испытания в этой жизни.

Собственные усилия и милость Бога

00:25:24 И, в преодолении испытаний, говорится нужно две вещи: это собственное усилие и милость, милость Бога, милость Высших сил. Собственные усилия — это, именно, отношение к Миру, как к возможности преодоления, возможности понять и достичь того, что мы хотим. Милость Бога — это вера в то, что Господь нас любит и что он это делает из своей любви. Если у человека это есть, у него уже есть милость Бога. Если человек в это верит, ему проще браться за любое дело. Он понимает, что чтобы он не делал, какой бы исход и какие бы события, в конце концов, он не получил, всё это благоприятно.

00:26:25 И, при этом он делает усилия и двигается к той или иной цели, которую он ставит. Ошибочная эта цель или нет, покажет практика. То есть, тут метод проб и ошибок он остается и в нашей жизни. То есть, дать гарантию того, что «как слово наше отзовется, нам не дано предугадать» и, тоже самое и с нашим делом. Но, если вы в своем внутреннем мире, своим существом чувствуете, что что-то не так, что вы от чего-то отворачиваетесь внутри себя, скорее всего вы не сможете достичь полной гармонии в преодолении этого препятствия, этого испытания.

Испытания от других людей

00:27:03 Иногда, если, особенно, эти испытания идут от других людей и, особенно, если это близкие люди, человек может попасть и им могут овладеть чувство гнева, чувство обиды, чувство страха и, он забывает то хорошее, что было в общении с этим человеком. То есть, как мы уже говорили, наш ум, наше тонкое тело ума работает как склад эмоциональных переживаний, как наш жизненный опыт, который одновременно является фильтром восприятия и, если переживания было достаточно сильным, оно на какое-то время может вытеснить другой опыт.

Туннельное видение

00:27:57 То есть, жили-жили друг с другом два человека, общались, все хорошо и, тут случается что-то такое, человек один обижает другого человека и, это становится переживанием настолько сильным, что человек перечеркивает весь прошлый опыт и, что самое интересное, допустим, они разводятся и он начинает думать о том, что все то, что было до этого- это было страдание, хоть, на самом деле, это так не было. То есть, были какие-то недопонимания, но было и что-то хорошее. Но, так как он смотрит на свою прошлую жизнь через эту самскару или импринт или впечатления, опыт, они не видит ничего другого. Так называемые суженные поля зрений или туннельное видение, как говорится в психологии. Оно отрезает вас от собственных внутренних сил, от своих собственных ресурсов. То есть, ресурсы применимы не только к вам самим, но и пониманию другого человека.

Понять другого человека – это преодоление препятствий

00:28:56 Понять другого человека – это и есть преодоление препятствий. То есть, если вы видите в поведении другого человека какие-то проблемы, которые касаются вас, то есть, он причиняет вам боль или боль какому-то человеку, близкому для вас и вы не можете понять, почему этот человек делает, то есть, вы сразу же переходите на оценку этого человека, как негативного, навешивания на него некого негативного ярлыка, помещение этого человека в вашу базу данных негодяев, тогда вам будет довольно сложно будет понять этого человека и найти с ним общий язык. Хоть вам может казаться, зачем находить общий язык с негодяем. Но, если вы будете помнить о том, что каждый человек – это душа, а не больше, не меньше, вы поймете, что, на самом деле, негодяев не существует. То есть, мир вокруг- с ним все в порядке. То есть, все люди в порядке, все вокруг в порядке.

00:29:54 Сарва Мангалам, то есть все благоприятно. Искусство в том, чтобы увидеть это и помочь человеку увидеть это в самом себе. Человек может впасть в заблуждение, но вы не должны падать вместе с ним. Он может причинить вам боль из-за того, что сам не смог найти силы поступить правильным образом. У вас остается выбор поступать дальше правильно. Вас никто не принуждает поступать также как он. В этом был смысл изречения Иисуса, когда он говорит: «Если вас ударили по одной щеке, подставь другую. Это не призыв к опусканию руки перед ударами судьбы, в понимании смысла этих ударов и в помощи другому человеку, потому что агрессией вы не сможете победить агрессию, то есть, она будет рождать ещё большую агрессию. Но, если вы дадите человеку возможность ошибиться, естественно, если эта ошибка не угрожает вашей жизни и жизни ваших близких.

00:30:53 Мы, эти случаи, конечно же, не рассматриваем, то есть, если вам кто-то угрожает, вы обязаны защищать себя и своих близких. Но, если угрожают только вашему ложному эго, вы можете позволить этому человеку ошибиться. То есть, никто не должен ни на чье ложное эго нападать, никто не обязан делать больно другому человеку, даже если эта боль идет через ущемление ложного эго другого человека. На это нет разрешения. Но, если это происходит, у нас нет разрешения на то, чтобы мы делали тоже самое с другим человеком. Если с вами это произошло, я желаю, чтобы у вас было достаточно мудрости и внутренних сил, чтобы понять, что другой человек в этот момент просто слабый и ему нужна помощь, а не возмездие. Потому что, с помощью возмездия, вы не сможете изменить человека. С помощью помощи, у вас есть возможность это сделать.

00:31:53 И, тоже самое, смысл наказания детей, если вы это делаете без любви, вы умножаете в ребенке двойственное отношение к вам, то есть, с одной стороны, он вас любит, а с другой стороны- он вас боится. То есть, именно, тогда, когда вы любя показываете его недоработки, его несовершенства, показываете альтернативные пути поведения, он будет учиться. И, если вы только будете делать это с любовью. В противном случае, внутри ребенка будет опять же вот эта некая двойственность: он вас любит и одновременно, вас боится.

00:32:37 Конечно же, легко верить в себя и, легко быть сильным человеком, когда вокруг тебя все хорошо и нет никаких проблем в финансах, в общении с людьми, в материальном положении. Но, испытания как раз и даются для того, чтобы мы стали такими людьми. Если вы посмотрите на человека, который удачлив, восточная философия объясняет это тем, что в прошлых жизнях он совершил аскезы и то есть, он совершал некие усилия для достижения этого. Если вы хотите стать миллионером, вы можете им стать. Вы должны жертвовать, вы должны раздавать милостыню, помогать бедным и, тогда либо в этой жизни, либо в следующей, точно вы будете материально обеспеченными. При этом, конечно, если вы это делаете бескорыстно, эффект будет намного больше, чем если вы это будете делать с мыслью о том, что: вот я это делаю для того, чтобы…Но, даже, если вы будете делать это так- эффект тоже будет положительным.

00:33:36 Отношения к испытаниям, отношения к вот этим проблемам, как именно, испытаниям, задачам, которые следует решить, вводит нас в состояние что это можно решить. То есть, опыт решения задач в школе нам помогает, то есть, мы решали задачи в школе и, если относится к задачам нашей жизни также, значит их возможно также решить. То есть, если вам вокруг все говорят, что это невозможно, то есть, вы можете в это поверить, но тогда у вас снизится возможность преодоления этого. Если вам надо идти завтра на экзамен, или послезавтра, лучше общаться не с теми, кто готовится к этому экзамену, а с теми, кто уже сдал его.

00:34:28 Потому что, если вы общаетесь с теми, кто также беспокоится, как и вы, вы скорее всего услышите поток их переживаний и, то есть, абсолютно не ресурсных эмоциональных таких всплесков, которые не помогут вам в преодолении этого. Но, если вы будете общаться с человеком, который уже преодолел что-то и на его опыте вы можете перенестись уже в конечную стадию этого момента, тогда вам намного проще преодолеть это. Я помню, когда я сам учился в институте, мама всегда давала мне на экзамен какое-то печенье и, говорила, что съешь его после того, как сдашь экзамен. То есть, она, может быть подсознательно, не зная законов психологии, как раз привязывала меня к тому моменту уже решения той задачи, казалось бы, невозможной, то есть, все эти госэкзамены. Я сейчас вспоминаю с ужасом, как это все было.

00:35:23 Но, вот этот момент того, что ты уже преодолел и, ты уже имеешь некое вознаграждение в конце, очень сильно мне помогало. Поэтому, я говорю спасибо своей маме. Так, пришло письмо. Вы, кстати, можете задавать свои вопросы через сайт.

00:35:43 - Скажите, пожалуйста, откуда взять силы, чтобы не идти на поводу у ситуации и не быть слепым в руках кармы, ну или судьбы?
- На самом деле, вопрос достаточно хороший, то есть что такое карма? То есть некоторые людей называют фаталистами, то есть слово фэйт или фатал, с латинского означает судьба. То есть, некоторые люди считают других людей, допустим, которые верят в судьбу, именно, фаталистами. Само слово фаталист означает, именно, пассивное отношение или вот именно поле зависимого человека, который считает, что ничего нельзя изменить.

00:36:40 Хоть, даже в той же астрологии говорится, что звезды они не принуждают, то есть, они создают условия. У нас всегда есть свобода выбора. И, свобода выбора зависит от силы нашего разума. И, чем сильнее наш разум, тем больше у нас есть шансов сделать так, чтобы сделать это максимально хорошо. Именно, человеческие привязанности ведут нас к сужению выбора. И, привязанности чаще идут через, именно, ложное эго и наши чувства. То есть, мы чаще всего привязаны именно к каким-то удобствам, материальному благополучию, к здоровью, то есть, ко всем, ко всем таким вещам, которые в принципе, называются общечеловеческими какими-то ценностями.

00:37:40 И, жизнь нам всегда показывает, что всё это условно и, у тебя это может быть, а у тебя это может одновременно не быть. И, научись так жить, чтобы ты был счастлив в любой момент. То есть, если вас, если какого-то человека помещают в тюрьму, помещают в изолятор, лишают его еды, к которой он привык и дают ему хлеб и воду, казалось бы, у человека не остается выбора как роптать, как беспокоится, как быть несчастным, плакать, испытывать некие беспокойства. Вот это и есть идти на поводу у своей судьбы, кармы, ситуации.

Что такое карма?

00:38:21 То есть, карма, что это такое? Карма — это последствия на ваши действия. То есть, сейчас вы делаете то, что желали, то, что делали, о чем думали в прошлом и, в будущем вы будете делать то, что желаете сейчас, то, что делаете сейчас. То, как вы общаетесь с миром, вы получите воздаяния. То есть, это закон следствия. Отношения к испытаниям в вашей жизни, к трудностям, как следствие ваших же собственных поступков сразу же снимает с вас необходимость роптать на судьбу. То есть, все справедливо. [непонятно] То есть, правосудие на всех. То есть, все в порядке с этим миром, все в порядке с Богом, все в порядке с кармой, судьбой. Не в порядке только с нашим отношением к этому.

00:39:20 Если приходят в вашу жизнь испытания, приходят в вашу жизнь боль и несчастья, у вас есть, как минимум два выбора: сказать, что все плохо или сказать, что я с этим справлюсь. И, уже дальше пойдут разные тоже варианты. Если вы будете говорить, что все плохо, вы будете уменьшать возможности решить эту проблему оптимально, вы как раз будете идти на поводу у ситуации.

Реактивное и проактивное поведение

00:39:50 Есть реактивное поведение, когда вы реагируете на окружающий мир, когда вы сравнимы с высокоразвитым, но животным, которое автоматически реагирует на какие-то обстоятельства. И, есть проактивное поведение, когда вы уже сами формируете ситуацию, когда вы сами формируете своё отношение к ней. Именно, отношение к ситуации ведет нас либо в ад, либо в рай.

00:40:21 Пришел один самурай к Даосу и спросил: «Покажи мне ад, о, мудрец» Даос оторвался от чтения и сказал: «Да, кто ты такой? Какой-то, солдатишко, размышляешь о таких возвышенных темах. Да тебе вообще не место здесь». Самурай побагровел, выхватил меч и уже занес его, чтобы разрубить пополам Даоса, и Даос сказал: «Вот это ад». Самурай замер на секунду, вложил меч в ножна и поклонился ему. «А вот это рай»- сказал ему Даос. То есть, рай и ад — это наши реакции на этот мир. Царство Божье у вас внутри. То, как вы реагируете на этот мир и формирует вашу судьбу.

Самскары, импринты. Что такое воспитание?

00:41:31 Но, чаще всего наша реакция на этот мир тоже является следствием самскар или импринтов. Мы учим себя реагировать так или иначе. Если нас в детстве очень часто унижали, оскорбляли и, не предоставляли возможности правильному реагированию, но, назовем это воспитанием. То есть, что такое воспитание? Воспитание – это научение человека, в данном случае, ребенка оптимальным способам реагирования и общение с этим внешним миром. Если этого не было, у человека фиксируется не оптимальная реакция на этот мир. И, тогда у него возникают вот эти бессознательные реакции. То есть, если он видит грубость, то, он, вариант а) боится, сжимается; вариант б) сам отвечает грубостью. И, большинство людей, как раз по этим двум путям и идут. И это происходит чаще всего на автомате, то, что называется.

Как изменить самскары. Понятие зла.

00:42:32 То есть, эти самскары, они действуют очень быстро и не осознаваемо. И, с этим тоже работает психология. Она меняет наши неосознанные поведения, но, для этого нужно их осознать. То есть, первый шаг для того, чтобы измениться, надо понять, что меня это не устраивает. Меня не устраивает это моё поведение и, я хочу это изменить. Большинство же людей считает, что все в порядке с ними, по крайней мере. Это с окружающими не все в порядке. Я еду в транспорте, например, меня пихают или на работе меня унижают. Вот ведь мерзавцы, у них, с ними все не в порядке, со мной все в порядке. То есть, аюрведа говорит: вокруг тебя, то есть, снаружи тебя добро, зло оно внутри тебя. Само понятие зла — это не правильная интерпретация внешних событий.

00:43:28 Еще один вопрос.
- Здравствуйте. В чем заключается свобода выбора человека? Какие ограничения есть у свободы выбора? Спасибо. Петр.
- Свобода выбора человека. Как я понимаю свободу выбора? То есть, для меня это и есть свобода реакции, свобода отношения, свобода эмоционального реагирования на то или иное. То есть, она связана с уровнем понимания, с уровнем миропонимания, с уровнем мироустройства. То есть, того, как мир в принципе устроен. То есть, для чего он устроен, каково моё место в нем? Если моё место в нем, просто бездушный винтик, который должен бороться за свою жизнь с другими такими же винтиками, тогда будет одна реакция.

Что такое свобода выбора?

00:44:26 Если же я отношусь к себе и к миру, как к совокупности Божественных личностей, которые исполняют предназначение свое, моя реакция на преграды и трудности, будет совершенно другая. В этом есть свобода выбора. То есть, свобода выбора — это разумное отношение и рассмотрение всех возможных вариантов в данном конкретном случае. То есть, у того же самого самурая всегда была возможность выбора: разрубить этого Даоса или служить ему. Другой вопрос, осознавал ли он её сразу? Он её стал осознавать, когда Даос показал ему на этом опыте. То есть, свобода выбора связана ещё и с осознанностью, с пониманием. Это качество разума, разумности человека.

00:45:24 То есть, различение, что важно, что не важно — это одно из качеств разума. И, насколько у человека силен разум, насколько его разум контролирует его чувства, его ум, то есть, его привязанность к каким-то наслаждениям, тем больше у него свободы выбора. И, наоборот, чем больше человек привязан к чувственным удовольствиям, тем меньше у него выбора, потому что он себя отождествляет с этим удовольствием и не получает его. Получается фрустрация, препятствие на получение желаемого, страдания. То есть, Будда просто говорил: «Причина страдания — это желание». Требуется, конечно же, разъяснение. То есть, не желать вообще – это невозможно. Но, надо желать правильных вещей. Что такое правильные вещи? - Следующий вопрос. Это те вещи, которые ведут нас к совершенству.

Что такое совершенство?

00:46:19 Что такое совершенство? - Следующий вопрос. Это такое состояние человека, при котором он счастлив в любой момент своей жизни, независимо от того, что происходит вокруг. Вот это совершенство. Стремиться к этому, я считаю, достойная цель человеческой, по крайней мере, жизни. В этом и есть свобода выбора, к чему стремиться. Свобода — это осознанная необходимость, говорили классики социализма и, они были в этом правы. Потому что, именно, понимая, что человеку нужно, человек может достигать и быть эффективным.

00:46:57 Есть два типа свободы. Свобода «от» и свобода «к». То есть, человек может говорить, что я свободен, в том смысле, что я никому ничего не должен, отстаньте от меня. И, другой человек может говорить, что я свободен, подразумевая, что он свободен делать то, что нужно делать, что он должен делать, что он хочет делать, в самом высоком смысле этого слова. Потому что, в конце концов, когда человек говорит, что я должен это делать, или мне нужно это делать, на самом деле, он говорит, что он хочет это делать. Просто это хочет связано с необходимостью.

Жизнь — это экзамен

00:47:38 Наша жизнь – это экзамен. И, результат или исход этого экзамена, то, как мы его преодолеем, также, как и экзамен в нашей школе или институте, он влияет на наше будущее. Если вы преодолеваете некое препятствие с честью и достоинством, понимая, что все вы связаны с другими людьми, тогда в следующий раз вам не надо будет проходить его заново. Вы уже его преодолели. Если вас выгоняют с экзамена или вы оскорбляете преподавателя, что ещё хуже, вас могут выгнать даже из института или вас могут послать на пересдачу. Вы решили списать, то есть, вы не собственными силами решили преодолеть это, а с помощью другого человека. То есть, не вы преодолеваете, не вы получаете опыт, а за вас это делают. Как там, папа решает, а Вася сдает.

00:48:41 То есть, папа перейдет в следующий класс, а вот Вася вряд ли. Человек, который не мирится со своей судьбой, в том смысле, что, понимая, что всё это справедливо, подобен ребенку, которого вы наказываете, а он ругается на вас. И, что хочется сделать? Наказать его ещё сильнее. Ну, по крайней мере, часть родителей делает так. То есть, если ребенок, заранее мы договоримся, что ребенок менее разумен, чем взрослые, хоть бывает и наоборот, если ребенок совершает некое неправильное действие, он нуждается в коррекции, он нуждается в воспитании.

00:49:36 И, часть этого воспитания заключается в наказании, то есть, в некоем чувственном лишении чувственного наслаждения, это можно так сказать. То есть, допустим, ребенка ограничивают в свободе, ставят его в угол. Все, наверное, через это прошли. И, если ребенок смирен в этот момент, он, скажем так, со стороны родителей вызывает чувство сострадания в какой-то момент. То есть, если ребенок стойко переносит порку, родители, скорее всего, в следующий момент, будут его жалеть. И, тоже самое, происходит в нашей жизни, если мы воспринимаем наши наказания и ропщем на нашу жизнь, на то, откуда эти наказания приходят, проклинаем нашу жизнь, то, скорее всего, ничего хорошего не получится.

00:50:29 Но, представьте сами, человек видит в окружающем мире одну несправедливость, при чем, вся эта несправедливость направлена именно на него, все вокруг враги, лично его враги, все вокруг стараются урвать кусок его доли, лишить его, ну и так далее и тому подобное. И, другое состояние, когда человек понимает, что к нему сейчас пришли трудности, заранее, как бы, априори, допускает, что все эти трудности, это испытания и, они идут от Бога и они полны любви. И, если он пройдет через них, он ещё больше укрепится в этой любви. Эти испытания, они его укрепляют. Когда, в другом случае, испытания ещё больше и больше уменьшают веру в человечность и вообще в благополучие этого мира.

00:51:26 И, будет совершенно два различных исхода и как на уровне психики, так и на уровне физического здоровья. То есть, человек может стать, просто больным паранойя, подозревая всех и вся и, при этом, будет страдать на уровне тела. И, наоборот, человек может очиститься. Рерих, один из Рерихов, говорил, что благословенны препятствия, ибо, ими растем. То есть, если вы можете расти препятствиями, тогда они благословляют вас. Но, если вы, упершись в стену, начинаете бить в нее кулаками, скорее всего, вы свои кулаки разобьете.

00:52:12 То есть, восприятие проблемы, как некой стены, которую нельзя никак обойти и перепрыгнуть, один из признаков того, что вы что-то не учитываете в своей жизни. Есть некая часть, которая остается неосознанной и, эта часть находится внутри вас. То есть, часть вашей психики, вашего жизненного опыта, качества других людей, качества этого мира. И, если это есть в вашей жизни, то вам следует пересмотреть свою внутреннюю организацию и ваше отношение к этому миру. Если вы это сделаете, ваша свобода выбора будет ещё свободней.

00:53:10 Если больше вопросов нет на сегодня, мы заканчиваем. Спасибо всем за внимание. Желаю вам счастья, здоровья, успехов и всего хорошего.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 14 March 2022