Границы нашего мира
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Добрый вечер! Интернет-радио на сайте доктора Торсунова продолжает работу. Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович. Сегодня я продолжаю тему психологии. И, сегодня мы продолжаем вести начатую тему. На прошлой лекции мы говорили о том, что мы вытесняем, от чего отказываемся, что не признаем в нашем внутреннем мире, в нашем внешнем мире. Сегодня похожая тема, мы будем продолжать эту тему и, будем говорить о границах. О границах внешних и границах внутренних, о психологических границах.
00:01:03 Это тесно связано с понятием идентичности или понятием аханкары в ведической психологии и философии. То есть, то, из чего состоит наше я, то, как мы думаем о себе. Где заканчивается то, что мы считаем собой, где начинается что-то другое. И, от того, как мы мыслим, зависит наша реакция на этот мир, наша эффективность общения с этим миром.
Внешние границы
00:01:43 И, внешние границы или, скажем, наиболее частое проявление внешних границ и психологическое это будет пространственные границы, то есть, то, насколько нам приятно находится близко с человеком, то есть, то, что называется интимная зона, которая отличается от культуры. Различается в разных культурах, зависит от воспитания, от тех шаблонов и партерного общения, которое принято в той или иной культуре. Допустим, чем южнее находится страна, тем меньше это пространство, в котором люди общаются и, чем севернее или западнее, можно так сказать, тем больше это пространство.
00:02:40 И, если, допустим, будут общаться один с востока, другой с запада, то, со стороны будет казаться, что человек южный или южанин или с востока постоянно преследует человека с запада. Потому что, для восточного человека это будет более близкие, менее короткие дистанции, меньшего размера более короткие дистанции, а для человека с запада, наоборот. И, он будет постоянно разрывать дистанцию, а человек с востока будет увеличивать ее. То есть, это связано с тем, как человек привык общаться, как общались его сверстники, его близкие. И, это отражается в его внутренней организации.
00:03:30 То есть, если сравнить, если это было бы возможно, сравнить внутренний мир этих двух людей, то человеку, для которого внешняя граница является довольно обширной, тоже самое можно сказать и о его внутренней границе. То есть, он внутри себя отделен от других людей. С большей степенью вероятности можно сказать, что это так. И, на прошлой лекции мы говорили от том, что существуют некоторые вещи, которые нам не нравятся в окружающем мире- определенный тип людей, определенный тип поведения. Мы можем сказать, что это не я, то есть я не такой, то есть определить себя через отрицание. То есть, когда человека спрашивают: «Вы кто?» Можно определить себя через умо-позитивное утверждение, то есть я человек, который любит, допустим, делать то-то или то-то. И, есть другой вариант, когда человек определяет себя через отрицание.
00:04:31 Допустим, я человек, который никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах не совершит и, тут подставьте любое понравившееся, а точнее не понравившееся вам действие во внешнем мире и, это действие для вас является очень важным и, вы определяете себя через отрицание. Но, если вы себя так, именно определяете, через отрицание, то есть, это считается не совсем эффективный способ самоопределения. И, сейчас мы поймем почему. Когда мы говорим, что мы не являемся тем-то или тем-то, наш ум, тонкое тело ума берет из базы данных того, что оно видело в этой жизни, но, возможно и из прошлых жизней и представляет нам эти картины того, как мы не хотим себя вести и затем пытается от них отказаться, то есть, сказать, что это не я. То есть, так или иначе присутствует то, что мы не желаем.
00:05:32 То есть, есть некое поведение, которое нам не нравится. И, чаще всего, опять же повторюсь, чаще всего не присутствует альтернативное поведение. То есть, я человек, который никогда, допустим, не оскорбит пожилого человека, к примеру. И, когда человек так говорит, если его спросить, что он в это время внутри себя представляет и каков его внутренний опыт в этот момент, когда он так говорит, чаще всего, он как раз видит, слышит, представляет именно этот опыт либо, когда он это делает, либо когда это делает кто-то другой. И, это вызывает у него чувство отторжения, чувство дискомфорта. То есть, само такое определение, что я не такой, то есть, когда мы ставим границу между собой, это внутренняя граница между собой правильным и собой неправильным, при чем, видим не себя, а другого человека, то есть, пример другого человека. Хотя, некоторые люди видят как раз и негативные собственные примеры в этот момент.
00:06:32 То есть, в какой-то момент мы совершаем ошибку, неправильно себя ведем и, это очень сильно нас задевает и, с тех пор мы начинаем определять себя через отрицание этого, то есть, я никогда больше так не поступлю. И, мы всегда помним, как я не хочу поступить и, скорее всего, именно, эти образы нас преследуют, когда мы об этом думаем и, единственно, что мы делаем, это мы просто подавляем все эти силы психические, которые были связаны с этим процессом, то есть, даже не разбираясь. То есть, такая граница, которую мы проводим в своем собственном уме, отделяя это не нужное, не дает нам альтернативных вариантов поведения. Мы просто говорим, что я не такой. Я не такой, а какой? Ну, не знаю, другой. Вот всё, что хотите, но только не это.
Мозг не мыслит отрицанием.
00:07:34 Известный факт, известный в психологии факт, что наш мозг, он не мыслит отрицанием, то есть, нет такого понятия, нет такой ячейки в мозге, которая отвечает за отсутствие чего-либо. Наш мозг, он предметен, процессуален, то есть, он не может мыслить отрицанием, отсутствием пустоты. И, когда мы говорим что-то, он именно этим мыслит, он мыслит, я неплохой человек, я не злой. То есть, он, именно, будет представлять образ злого человека и, потом пытаться этот образ искоренить из самого себя. То есть, я не злой человек, я вижу себя как я злюсь, представляю, вспоминаю, чувствую внутренний дискомфорт и что дальше? И, стараюсь делать что-то другое. Но, так как у меня нет конкретного плана, каким же я хочу быть, но если это так, тогда мои действия не эффективны.
00:08:33 Но, если у меня есть конкретное понимание каким я хочу быть и моё самоопределение конкретно прописано: я хочу быть таким-то, таким-то, таким-то, мои действия более эффективны, более продуктивны. Когда мы отделяемся от чего-то вовне, то есть, нам не нравится что-то, мы также отделяемся от чего-то внутри. Скорее всего, первичным процессом отделения было, именно, внутреннее разделение, то есть, внутри нас есть нечто, что мы, как известно из прошлой лекции, спроецировали вовне, открестились от этого. То есть, это уже не я, это что-то такое плохое, что не может быть мною. Скорее всего, это какое-то вселенское зло, которое проявлено в каком-то, например, конкретном человеке в данный момент и, мне это не нравится, я не хочу быть таким.
00:09:30 И, внутри нас происходит разграничение: есть что-то во мне хорошее, есть что-то плохое. И, эти границы постоянно присутствуют в нашей голове и, они мешают нам общаться с внешним миром. Как только мы видим, что другой человек проявляет те или иные качества, которые нам не нравятся в самих себе, мы по образу и подобию отделяемся от него, также как мы отделились от самого себя, от части самого себя, которая связана с этим негативным переживанием, допустим, из нашего прошлого. Опять же повторюсь, это не самый эффективный способ поведения, потому что мы отделяемся не просто от того, что нам не нравится, но и той силы, которая заключена там. И, нам постоянно приходится тратить равное количество этой силы, чтобы не дать ему проявится.
00:10:25 То есть, мы боимся этого внутреннего содержания. Хотя, как считает психология, внутри каждой проблемы находится её решение. То есть, за каждым нежелательным поведением, то есть, я это повторяю каждую лекцию, хочу, чтобы вы это запомнили, за каждым нежелательным и негативным поведением, находится то, или иное позитивное намерение. Или лучше сказать, цепочка намерений и, чем глубже к центральному намерению, которое обычно является очень позитивным или сущностным состоянием, есть такое понятие в психологии. Это дает нам уверенность в том, что за любым негативным поведением, собственное ли это поведение или поведение другого человека, находится позитивное намерение. Если вы будете об этом помнить, у вас всегда будет больше возможностей и реакции на эту ситуацию.
00:11:26 Если вы видите, что человек поступает так, как вам не нравится, у вас есть теперь выбор, либо остаться на прежней позиции и сказать, что этот человек негодяй, ничего общего с ним не хочу иметь, но, хорошо, если это вам позволяют возможность, как говорится, на земле много людей, найдется когда-нибудь человек, с которым я хочу иметь дело, но вы можете отрицать одного человека, то, вспомните, что в этот момент вы отрицаете самого себя. Вы отрицаете следующего человека, вы отрицаете другую часть самого себя и, постепенно, постепенно, вот эта внутренняя граница, такая, знаете, внутренняя гетто, куда вы сгоняете всех нелюбимых людей и запираете свои нелюбимые качества и говорите, что это не я, это бес во мне, это дьявол, это зло, это надо искоренять и, вы боретесь с этим.
00:12:24 Вы тратите силу на борьбу сами с собой. То есть, если вам нравится такая метафора, что вы одержимы, не вы, так кто-то другой, одержимы и надо с этим бороться- пожалуйста. То есть, мне такая метафора не нравится и мне нравится другая. То есть, то, что мы прекрасные существа, Божьи дети, которые прекрасные в своем начале и всё, что у нас есть, оно прекрасно, надо просто понять. Надо понять, что мешает нам это прекрасное проявить и как мы можем это проявить. Потому что то, что нам мешает это тоже часть нас. То есть, в какой-то момент мы сами с собой вступили в конфликт и боремся. И, эта борьба отнимает у нас время и силы, не позволяя нам проявляться тем способом, зачем мы сюда, собственно, и пришли.
00:13:23 То есть, мы пришли сюда, чтобы проявить всю свою целостность в общении с людьми, в раскрытии самих себя. И, если мы отделяем себя от других людей, от каких-то конкретных людей, значит, мы не полностью понимаем сами себя. Потому что, в идеальном случае, если вы объединены сами с собой полностью, вы знаете, что вы хотите, вы осознаете каждое движение своей души каждой фиброй своей души, в каждый момент понимаете все нужды, которые происходят внутри вас и ни одна из них не является чем-то нежелательным для вас, вы понимаете зачем всё это вам надо, то скорее всего, вы сможете понять это в каждом другом человеке.
00:14:11 И, наоборот, если вы видите, что вы не понимаете другого человека, чувствуете, что он поступает как-то не так и вам неприятно это и, что самое интересное, вы не хотите разобраться в этом, просто отделяете его от себя и, называете это, ставите на нем ярлык, то, что я не такой и не хочу иметь с этим ничего общего. То есть, вы шли по улице и увидели грязного человека, который просит вас о помощи, он просто поскользнулся, упал и вы могли подумать, что он какой-нибудь пьяница. Ну, даже, если это и будет пьяница, то есть, то, что вы к нему так относитесь, это не значит, что вы должны к нему так относится. То есть, если у вас есть отвращение к этому человеку, значит в вас есть подобное и к чему-то вы к себе также относитесь.
00:14:58 Любое негативное отношение к внешнему миру показывает ваше собственное отношение к самому себе, к какой-то такой глубокой части, которая также пьяна, также грязна и уродлива, точнее вы так считаете, что она такая грязная и она уродливая. И, в этой части скрывается очень большая сила и покуда вы будете так относится к внешнему миру, а точнее отношение к внешнему миру и есть та лакмусовая бумажка, которая показывает то, как вы относитесь к самому себе. То есть, если вы любите этот мир, независимо от того, как он выглядит на вашем внешнем экране, на вашем мониторе, то есть, грязный он или одет по последней моде, то есть, вы просто любите, значит в вас все внутри хорошо и, вы целостны, вы едины.
00:15:53 Вы понимаете смысл всего сущего. Конечно, это идеальная ситуация, но к ней стоит стремится. Но, если вы чувствуете, что есть некие люди, с которыми вы не хотите общаться, которых вы боитесь, на которых вы гневаетесь, обижаетесь, значит, присутствует внутри вас эта же самая граница. Граница, которая отделяет вас от самих себя, от тех непонятых ваших стремлений, ваших желаний. И, на самом деле, одна из, ну это единственная, я бы так сказал, проблема человека — это внутреннее разделение, которое проявляется вовне. И, с одной стороны, люди объединяются по интересам, при чем, по конкретным интересам, то есть, людям нравится одно и, они любят объединятся. По этому признаку они в себе отрицают что-то другое и отрицают людей, допустим, которые объединяются по противоположному признаку, считая их негодяями.
00:16:58 Но, к примеру, взять футбольных фанатов, такой простой пример, но очень красочно характеризующий. То есть, есть некий клуб футбольный, который я люблю и, к которому себя причисляю. Есть мои друзья, которые также считают членами этого клуба, то есть, есть некая граница между мной и другими людьми, которые относятся к другому клубу. То есть, в какой-то момент вы встречаетесь с человеком, заводите с ним беседу, то есть, вам он нравится, он говорит интересные вещи и, в какой-то момент вы понимаете, что он болеет за другой клуб, а вы, допустим, не любите этот клуб, он все время соперничает с вами. И, тут происходит интересная вещь, либо вы понимаете, что ваше увлечение оно условно и, что эта граница находится в вашей голове, а не как между вами.
00:17:53 Либо вы замыкаетесь и продолжаете играть в старую игру, считая, что есть какие-то правильные люди, есть более правильные, есть менее правильные. То есть, все равны, писал Оруэлл, все животные равны, писал Оруэлл, но одни равнее, а другие менее. Отделение себя от окружающего мира, от каких-то конкретных его проявлений — это значит, что внутри человека есть такое же разделение, один из механизмом формирования паранойи. То есть, паранойя, как способ жизни — это не доверие к миру, постоянный поиск недостатков. Ну вы знаете, что, если вы будете смотреть на мир под любым углом, вы можете смотреть на мир и, вы найдете его, именно, таким, каким вы хотите.
Два типа сознания: сознание пчелы и сознание мухи.
00:18:50 То есть, выбор он все время за нами. То есть, если нам нравится искать в мире недостатки, мы найдем их, то есть, это без проблем. И, в ведах есть сравнение двух сознаний. Два типа сознания, сознание пчелы и сознание мухи. Сознание пчелы отличается от сознания мухи, это можно понять. То есть, муха и пчела они любят мед. То есть, если был бы вокруг мед, и муха, и пчела, они бы ели только мед. Но, муха она любит ещё кое-что, кроме меда. То есть, она любит испражнения. И, если они увидели вдвоем сначала мед и летят к нему, летят к нему и видят мед и, в какой-то момент на дороге появляются испражнения.
00:19:44 И, муха такая: «О, испражнения, дай-ка я посмотрю, че там» А, пчела просто не замечает этого и она продолжает дальше лететь к меду. Муха опускается на испражнения и уже забывает о меде, потому что это ее, вот оно, вот оно. Также и мы можем находится в двух состояниях. Мы можем видеть мир полный прекрасного и гармонии и искать её и находить, создавать ее, умножать ее, находить способы достижения ее. Либо мы увидим, что этот мир несовершенен и, будем продолжать искать несовершенства, доказывая самому себе и окружающим людям, что, собственно, тут ловить нечего и, этот мир полон страданий и, эти страдания будут распространяться вокруг нас.
00:20:44 То есть, в принципе, на каком-то этапе жизни, может это будет полезно. Если вы читали Экклезиаста в Ветхом Завете, то может как раз появится такое впечатление, что, именно, это он и хотел сказать, что все суета сует. Но, это несколько другой уровень. То есть, это уровень человека, который уже понял, то есть, он начинает освобождаться от привязанности к материальному миру. Мы с вами сейчас говорит о несколько от других вещах. Мы сейчас говорит о том, что все вокруг благоприятно. То есть, неблагоприятна материальная озабоченность, благоприятны любовные взаимоотношения между людьми. То есть, материя — это суета. Но, это не значит, что мы сейчас должны все бросить все свои работы, уйти в лес.
00:21:44 Кому-то, может быть, это и поможет, но этих людей единицы. Наша с вами задача большинства людей жить в гармонии, жить в обществе. Не все уходят в монастырь, не все на это способны. Даже и среди тех, кто уходит в монастырь, есть часть людей, которые пытаются скрыться за монастырскими стенами, то есть, у которых эти монастырские стены уже далеко давно находятся внутри них. То есть, кто-то нашел этот путь, кто-то чувствует, что ему надо только это, ему нужно единение с Богом, чтобы ничто его не отвлекало. И, слава Богу. Но, есть люди, которые, скажем так, бегут от мира и это другая крайность, скажем так. Другая крайность и, таким образом, люди могут дисквалифицировать религию, как таковую.
00:22:43 То есть, тот этап, на который ещё предстоит прийти всему человечеству, это всеобщая гармония, с которой уже можно идти дальше в духовность. Если этого нет, ни о какой духовности, в принципе, говорить нельзя. Если вы причисляете себя к какой-то вере, говорите, что все остальные негодяи, значит у вас внутри есть какой-то островок, который вы лелеете вокруг внутри вашей головы, вокруг этого островка бушует океан. Океан скверны, который вы считаете чем-то Богонеугодным и, с чем вы боретесь постоянно. И, на это будет уходить очень большое количество энергии. Считая себя приверженцем какой-то религии, относящейся к какой-то расе, какой-то национальности, считая себя членом какого-то государства, то есть, это и есть те границы или тот уровень идентичности или отождествления, аханкары.
00:23:42 Насколько она может быть широка и какую группу людей, знаний, каких-то материальных вещей захватывает. То есть, вы можете ассоциироваться со своей машиной, если с ней что-то случится, вы испытаете, буквально, физические страдания. Я помню, помните, может быть, когда были социалистические времена, вся атрибутика, связанная с нашей, это можно назвать, именно, верой и, я помню, когда я был ещё школьником, я увидел на улице порванный пионерский галстук. То есть, я тогда еще, я не помню, нет, я тогда уже был пионером и, я был в шоке. Я пришел домой и сказал маме: «Мама, я видел порванный пионерский галстук». Я реально был в шоке. То есть, моя идентичность, моё воспитание, моё сознание было сформировано так, что я был к этому привязан. Как повяжешь галстук, береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного.
00:24:46 То есть, это все те условности, которые помогали нам иметь некое представление о мире, но, с другой стороны, как любая условность, она ею и остается. Просто некоторые условности помогают нам поддержать себя на какой-то момент, но, в идеале, мы должны каждый выбирать свой собственный путь. Внутри чувствовать, что нам необходимо, нужна нам эта условность или нет. И, вот мы начали говорить об этой внутренней изоляции, то есть, когда мы считаем, что некоторые люди способны причинить нам боль и, мы ожидаем эту боль и, чем больше это ожидание, тем более ограниченными мы будем себя чувствовать. И, чем дальше это будет продолжаться, тем больше это ограничение будет увеличиваться.
00:25:43 И, мы будем ограничены, как вовне, то есть, мы будем меньше общаться, более замкнуты, так и внутри себя, то есть, мы будем отдалены от своей собственной силы и ресурсов. И, прямой противоположностью этого является единение с миром и, в следствие этого просветление, то, что описывается во многих традициях. То есть, просветление и паранойя – это два разных полюса. Ну, может они даже и не связаны, но их можно сравнить. Когда человек не чувствует разделенности с этим миром, когда он понимает, что есть он, есть мир и есть связь с этим миром.
00:26:35 Сделайте сейчас мысленный эксперимент, подумайте сейчас о человеке, которого нет рядом с вами физически в этой комнате, в которой вы слушаете эту лекцию и, вы с этим человеком очень тепло связаны. Подумайте об этом, об этом человеке и об ваших отношениях. Может это будет короткий видеофильм или несколько кадров цветных, черно-белых, запомните этот опыт. А теперь я прошу подумать о другом человеке, тоже которого нет рядом в данный момент, с которым вы чувствуете некую пропасть, непонимание и, тоже как вы это представляете, что вы видите, слышите и чувствуете? И, вы можете сравнить эти два опыта, с первым человеком и другим человеком.
00:27:35 И, если вы будете внимательными, вы сможете заметить разницу во внутреннем опыте. И, чаще всего, опять же, в первом случае, когда вы чувствуете единение и общность, то есть, ваши границы переплетаются и захватывают друг друга, чаще всего, это цветная картинка, вы ассоциированы, то есть, вы видите своими собственными глазами, вам нравится, там есть движение, там приятные насыщенные цвета. И, в другом случае, когда вы чувствуете разделение, вы диссоциированы, то есть, вы смотрите, как бы, со стороны, цвета более темные. Все это, конечно, индивидуально. Просто, суть в чем, что, когда мы разделены, мы разделены со своими внутренними возможностями повлиять на ситуацию.
00:28:30 Когда вы боитесь чего-то или когда вы гневаетесь, вы одновременно отделяете себя от каких-то внутренних возможностей смотреть на эту ситуацию по- другому. Но, чаще всего мы гневаемся на каких-то конкретных людей или на какую-то организацию, например, или на государство, на правительство. То есть, если вы испытываете подобные эмоции негативные, как обида, гнев или страх, чаще всего вы не понимаете позитивного намерения этих людей. То есть, да, вы можете сказать: «Ну как, если во главе государства, во главе, просто какой-то человек желает зла нам, то есть, он делает какие-то плохие вещи. То есть, мы можем остаться на этом поверхностном уровне и, можем мыслить даже, именно, этими категориями, что вот люди, находящиеся у власти, хотят себе больше материальных благ и злоупотреблять этой властью.
00:29:26 Да, если нас это устраивает такое понимание вещей, мы можем остаться на этом понимании вещей. Но, что нам это дает? Нам это дает доверие к этому миру? Скорее всего, нет. Скорее оно у нас его забирает. Оно мешает нам понять единение с этим миром, почувствовать его. Или мы смотрим, что человек, делающий нам зло и, мы думаем, что он просто негодяй. Он делает зло, потому что он негодяй. То есть, у него природа такая. То есть, он прирожденный негодяй, врожденное качество его такое. Психология и все религии говорят, что это не так. Что все мы в порядке, у нас все в порядке внутри. Просто это вот внутри бывает настолько глубоко, что это бывает незаметно снаружи.
00:30:18 Что может заставить человека сделать подлость, сделать жестокий поступок? Что нужно пережить, какой должен быть жизненный опыт у человека, чтобы он с легкостью мог причинить другому человеку боль, сделать неприятную вещь и не обратить внимание на это? Каково его внутреннее устройство и какой его жизненный опыт и через какие трудности ему пришлось пройти и что он чувствует сейчас? Этот путь достаточно труден, как может показаться сначала, но он открывает для нас возможность почувствовать единение с этим миром. И, если вы поймете, что внутри этого человека, который, как вам кажется, является врожденным негодяем, вы сможете понять, что за этой злостью, негодованием, скрывается какое-то другое чувство, которое он пытается заретушировать, спрятать этим внешним поведением.
00:31:21 Это может быть страх, это может быть одиночество, это все, конечно же, индивидуально. И, если мы способны ощущать это единство с этим миром, с этим конкретным человеком, тогда мы сможем повлиять на него, потому что, если есть границы, что такое границы? Граница отделяет то пространство, с которым мы имеем контакт и, соответственно, то пространство, которое на нас влияет и на которое мы можем повлиять, от того пространства, от которого мы отчуждаемся, считая его чем-то ненужным нам и, нам нет необходимости с ним контактировать. То есть, мы, допустим, боимся его или мы гневаемся и не хотим видеть в этом человеке что-то человеческое.
00:32:12 Вспомните агитационные листовки времен второй или первой мировой войны или революции. Всегда враги РСФСР были или враги СССР, то есть, немцы рисовались в виде каких-то бесчеловечных звериных формах, с какими-то такими качествами, которые никоим образом не должны были привести к тому, что они достойны какого-то понимания. То есть, это буквально, то есть, это такой ПИАР ход или агитация формирования сознания людей, чтобы мы не думали о них, как о людях. То есть, в чем заключалось, в основном, вдохновение перед боем? Что вы боретесь со зверьми, то есть, и с той стороны, и с этой стороны велась одна и та же работа.
00:33:07 То есть, проводились четкие границы, между нами, хорошими, которые защищают какие-то ценности, то есть, я уж не знаю, как это делали немцы, но я помню, я читал, смотрел во всех журналах, как это делали мы. То есть, они злодеи, они бесчеловечные, это звери, их надо просто искоренить, уберем это зло. И, их рисовали, именно, в таком виде, чтобы человек, солдат, которому приходится убивать, он делал это из чувства ярости и гнева. Пусть ярость благородная вскипает как волна, идет война народная, великая война. Чувство ярости и гнева — это самое легкое чувство и его не надо анализировать. Это есть, это эмоции низких психических центров, которые помогают быстро совершать некие действия.
00:34:04 Но, если вы чувствуете связь с человеком и, вам необходимо его убить, допустим, это злодей, который, ну, это не злодей, это, допустим, солдат другой армии, который пришел, допустим, ему тоже дали приказ и, он идет воевать с вами, но вы чувствуете с ним связь и вам надо его убить, тогда вы будете это делать и, у вас будет эта связь с этим человеком, то вы сделаете это не из чувства ярости и гнева, то из чувства необходимости и тогда вас с ним будет связывать чувство печали. Во всех традициях, где разрешается употребление мяса, есть один из законов, непреложный из законов, когда это можно делать. Допустим, у индейцев.
00:35:00 То есть, индейцу разрешено убить животное, только в том случае, если он проникнется и станет с ним единым и, в полной печали попросит прощение у него и объяснит зачем он это делает, что он это делает, именно, из пропитания, не из того человеческого азарта. То есть, кроме людей никто из азарта не убивает. Животное не убивает из азарта. Если вы осознаете эту связь, то вы не сможете убить, не испытав чувство печали. То есть, это естественная реакция на этот поступок, если вы едины с чем-то или с кем-то. То есть, гнев и ярость, они вредят не только телу, то есть, следствие вот этой внутренней границы, то есть, есть хорошее, есть плохое. И, я хороший и мои друзья хорошие, моя страна хорошая, другие плохие.
00:36:02 Вредят не только телу эти реакции, то есть, повышение давления и так далее и тому подобное, но и следствие отделения внутри себя тех ресурсных состояний, то есть, считать, что есть нечто плохое, значит разделять это тоже самое и внутри себя. Если снаружи есть зло, то оно есть и внутри. То есть, внутри подобно тому, что снаружи, точнее является следствием. Мы оцениваем этот мир, только имея линейку внутри себя. И, если эта линейка уже проградуирована, где есть единица, плюс единица, есть минус единица, то значит, вы снаружи найдете точно такое же. Нужна ли вам эта линейка, решать вам. Если вам нравится делить людей на хороших и плохих, пожалуйста, то есть, тут выбор за вами. Но, узнать, что есть ещё альтернативные варианты, это просто интересно может быть.
00:37:01 И, когда вы это узнаете, вы, может быть, поймете, что можно и, с другой стороны, посмотреть на этот мир. То есть, не просто делить людей на тех, которые не соответствуют моим понятиям, а достоинстве. То есть, быстро назвать человека негодяем, это очень легко. И, это не требует больших умственных усилий, это не требует большой ответственности. Поиск внутреннего содержания, позитивных намерений в другом человеке — это более долгий путь, но отсроченные последствия этого пути более благотворны чем простое отрицание негативных внешних сторон людей.
00:37:56 Сегодня будет лекция чуть покороче, так что можете задавать свои вопросы на сайте. Эти принципы, принципы связи они присутствуют не только в той сфере, о чем мы говорим, также это присутствует в различных боевых искусствах, например, восточных. Например, взять айкидо. Чувство единения с противником- обязательное условие для эффективного того или иного приема.
00:38:50 То есть, если вы очень резко отделяете себя от другого человека, вам придется просто сопоставить свою такую же грубую силу другой грубой силе. То есть, вы должны, как минимум, быть сильнее другого человека, то есть, чтобы остановить поезд, надо иметь другой поезд, понимаете, да? Но, если вы используете единение с этим человеком, то есть, ваши границы раскрыты, вы можете использовать эту силу, которая идет на вас, в этом общем процессе. То есть, это уже получается танец. И, у вас потом будет выбор, что же делать? Вы можете покалечить его или просто мягко положить на пол. То есть, уже у вас есть выбор. Но, когда вы разделяете вас и окружающий мир вас и какого-то человека, у вас нет выбора.
00:39:50 Он — это другой, с ним ничего нельзя сделать. То есть, вы его не понимаете, у вас нет инструмента, чтобы его понять и, вы не хотите этого понять, потому что это, в принципе, невозможно. Вы этого человека поставили в такой угол вашей внутренней организации, где находятся такие экземпляры, с которыми, в принципе, невозможно иметь дело. И, как только вы это сделали, вы сразу же закрыли доступ к своим ресурсам, к своим внутренним силам, которые могли бы это сделать. Они могут это сделать до сих пор. Надо просто взять и поместить этого человека в то место, где обычно находятся люди, с которыми вы хорошо договариваетесь. То есть, это можно сделать, буквально, визуально представить. Вот мы сегодня говорили о двух вариантах, о двух людях, с одним из них у вас все хорошо и, вы чувствуете единение с этим человеком, с другим не совсем хорошо. Если вы вспомните, ваш опыт отличался.
00:40:50 И, если вы возьмете качества одного опыта и перенесете его на другой, то есть, вы возьмете качества человека, с которым у вас есть тесные дружественные отношения, вы просто перенесете характеристики этого опыта, то есть, цвет, расположение во внутреннем пространстве этого образа и так далее и тому подобное на другого человека, с которым пока у вас не было таких тесных взаимоотношений, первое, что вы поймете, что вас объединяет. Что вас объединяет, именно, в этой ситуации. И, вот это так называемая четвертая позиция, позиция мы. Как вы можете выйти из этой ситуации и двигаться дальше вместе? Потому что, когда вы ставите границу между, вы уже не можете с ним контактировать, вы можете только реагировать на его действия. Получается, что вы становитесь зависимы от этого человека.
00:41:52 Вы вынуждены реагировать на его поведение негативными эмоциями, вынуждены злиться, обижаться, гневаться. Но, когда вы являетесь целым, когда вы являетесь общей частью, когда вы являетесь одной какой-то системой, уже вы чувствуете эту связь, вы чувствуете связь с внутренними своими силами, которые отвечают за поддержание этой связи, этой общности. И, вы уже можете диктовать свои условия, вы можете управлять этой ситуацией.
00:42:28 Один из психологов искал подтверждение этого закона о важности иметь связь в любой ситуации, какой бы она стрессовой не казалась. И, насколько это важно для преодоления этой стрессовой ситуации.
00:42:56 Я сейчас просто возьму несколько примеров расскажу. Студент колледжа находился в своей комнате в общежитии, усердно готовясь к выпускным экзаменам и, когда дверь открылась, вошел другой студент и сказал, ничего не выражающим голосом: «Я собираюсь тебя застрелить». Занимавшийся студент был настолько раздосадован этой помехой его занятиям, что сказал громким голосом: «Не видишь, я готовлюсь к экзаменам, у меня нет времени на подобную чепуху. Иди, застрели кого-нибудь другого». И, углубился в свои книги. Парень с оружием сказал: «Извини» и ушел. Примерно через минуту раздался выстрел в соседней комнате.
00:43:43 Следующий случай. Санитара в психиатрической клинике и начал душить больной, который не только был гораздо сильнее, но посвятил много времени изучению боевых искусств. Санитар понял, что бороться, чтобы освободиться бесполезно, поэтому, начав терять сознание, он изловчился и стал нежно гладить руку больного, сжимающему ему шею. Больной перестал его душить и, поскольку, как сказал он позже, это было настолько странно, что я должен был остановиться, чтобы осмыслить происходящее.
00:44:21 Другая женщина шла поздно вечером, но это случай, который был с одной моей знакомой, описывается. Ну, то есть, это про другую женщину написано, но, у меня есть знакомая, которая, это было один в один. Шла поздно вечером по улице в криминогенном районе и, когда заметила мужчину, который, как будто её преследовал, она перешла улицу и он последовал за ней, она ускорила шаг и он сделал тоже, она начала беспокоится, поэтому повернулась, подошла к нему и сказала: «Извините, мне страшно. Не могли бы вы проводить меня до дома». Мужчина взял её под руку и довел до дому. То есть, что общего в этих историях? Человек не терял связь с ситуацией. Получается, он не терял связь с теми внутренними ресурсами, которые помогли ему выйти из этой ситуации. То есть, это конкретный пример того, почему нам стоит иметь постоянный контакт, внутренний контакт с этим окружающим миром.
Термин просветление.
00:45:20 То есть, не с целью победить его, а с целью преобразовать его. У монахов Шаолинь буддистских есть такой принцип: не убей врага, а преобразуй его. И, это возможно только в том случае, если вы не отрицаете внутри ничего. У вас есть полное единение с самим собой. Вы просветленный человек. То есть, это ни что-то невозможное, это возможное, это то, к чему нужно стремится. Вы человек, который внутри себя, все у вас светло. То есть, термин просветление обозначает именно это.
Три отдела ума. Моха Бхага.
00:46:06 В нашем уме, согласно ведической психологии, есть три отдела: внешний, средний и глубокий. Глубокий ум или Моха Бхага. Это очень большое пространство, которое, в западной психологии называется бессознательным. И, это, обычно очень темная часть нашей психики. И, чтобы узнать, насколько она темна, достаточно закрыть глаза. И, считается, что, если вы закрыли глаза и вы не видите свет, значит в вашем уме очень много препятствий, чтобы этот свет проникал изнутри вас в ваш же ум. То есть, наш ум действует просто как зеркало. И, если это зеркало грязно, оно не отражает того великолепия этого мира. И, представьте, если все мы вокруг ходим с такими грязными зеркалами, то что мы отражаем? И, каков мир? Как мы его воспринимаем?
00:47:05 Именно, поэтому мы все так несчастны. То есть, покуда наше сердце, наш ум, наше сознание, наше зеркало ума грязно, нам очень сложно оставаться счастливыми людьми. Нам очень сложно чувствовать связь с окружающим миром, нам сложно чувствовать связь с самим собой. Мы теряем ресурсы, мы заболеваем, мы считаем, что этот мир- место страданий и все люди делятся на негодяев и других, которых я ещё не знаю. То есть, один вариант, что все люди, в конце концов, негодяи, надо просто присмотреться. То есть, как шутили у нас в медицинском институте, то есть, здоровый человек — это плохо обследованный человек.
00:48:04 То же самое, хороший человек, это далекий человек, с которым мы близко не знакомы. И, да, то есть, скорее всего, большинство людей старается казаться хорошим, потому что, это естественное желание чувствовать счастье в общении и, скорее всего, за этим желанием он скрывает какие-то свои недостатки, которые возможно, в конце концов, проявятся. Но, это не повод отвергать его, это повод поинтересоваться, а что же у него внутри и почему именно меня вот эти недостатки этого человека так больно задели? Это из способов самодиагностики. Как только вы чувствуете, что какой-то недостаток вызывает у вас гнев, ярость или обиду, значит, точно такой же недостаток существует в вас самих. Просто вы его очень хорошо упаковали внутри себя в самый темный уголок, чтоб никто не уволок. И, вы думаете, что его у вас просто нет. Но, вы его просто не видите.
00:49:03 И, он по принципу проекции, по принципу работы вот этой теневой части нашей психики проявляется через других людей, о чем мы говорили на прошлых лекциях. Как только вы это чувствуете, вы знайте, внутри вас есть много интересного, что вам стоит узнать. И, как только вы это узнаете и объединитесь с этим. Это достаточно просто, то есть, мы об этом можем много говорить, но, на самом деле, это достаточно просто сделать. То есть, мне сложно это объяснить сейчас в прямом эфире, но обычно, но, я считаю, что хороший специалист по психотерапии или хороший человек, у которого есть хороший духовный опыт, может вам просто своим общением, если в случае с духовным человеком, либо, используя какие-то технологии, психотехнологии этого достичь.
00:50:04 Это не так сложно, как это может показаться. Мы все имеем внутри эту потребность и этот механизм жить в единстве. Просто этим надо заниматься. Этим надо заниматься также как мы занимаемся своим телом, если мы, конечно, им занимаемся. Что касается нашего тела, то границы также проходят и внутри него. То есть, та часть, которая, допустим, болеет мы её так или иначе отделяем от здоровой части, допустим, от здорового тела. И, если вы просто закроете глаза и подумаете, допустим, о каком-то месте, которое, допустим, вас беспокоило какое- то время, вы увидите разницу. Это тоже вид границы. И, если есть эта граница, значит, скорее всего, внутри вашей психики есть какая-то сила, которая до поры до времени скрыта, которая могла бы решить эту проблему, решить эту задачу.
00:51:05 И, даже простое изменение вот этого визуального представления, ну, допустим, болит какой-то орган и, вы его представляете отличным от других органов, просто, если бы вы его видели. Ну, допустим, ваш взгляд похож на УЗИ, при чем цветное, при чем объемное. Если бы мы могли увидеть свой, допустим, какой-то больной орган, то, какой бы он был и, как бы он отличался от окружающих здоровых органов? И, то, как вы это увидите, есть тот способ как вы ограничиваете себя от этой проблемы, первое, то есть, от этой боли и от того же решения. Потому что каждая проблема, которая приходит к нам, это есть задача, которую мы решаем и получаем опыт. То есть, зачем мы ходим в школу, зачем нам учителя дают различные задачи, при чем, они же знают уже ответ. То есть, зачем? Ответ уже известен. Тогда зачем детей мучать? То есть, затем, чтобы дети получили опыт. То есть, тоже самое, с нашими проблемами, с нашими болезнями.
00:52:06 Мы сюда пришли только ради опыта. И только ради опыта мы тут страдаем, получаем удовольствия и неприятные вещи. Только чтобы получить опыт. И, этот бесценный опыт, опыт страданий и получения счастья, именно, с этим опытом мы уйдем, не с чем-то иным, не с банковским счетом или с трехкомнатной квартирой. Именно, ради этого опыта мы и живем.
00:52:47 Известный принцип: разделяй и властвуй. Это как раз тот способ, тот эффективный способ понизить возможность сопротивления, то есть, снизить гармоничность. То есть, чтобы захватить государство или чтобы захватить компанию, ну или человека поработить, надо внести смуту, внести разброд в его ряды. Не знаю, правда это или неправда, но в одной из передач говорилось, что, создавалось специальное учреждение где-то там в Америке, чтобы создавать различные такие вот течения в России, ну в СССР тогда, чтобы именно люди начали думать по-разному, чтобы не было этого сплочения.
00:53:41 То есть, вспомните, ну кто помнит, или кто знает об этом, то есть, насколько хорошо люди жили, именно, в послевоенное время, то есть, когда они чувствовали вот это вот единение, то есть, после борьбы с конкретным врагом и победой над ним. То есть, это приподнимало сил, а как хорошо себя чувствовали люди. И как много болезней, кстати, прошло во время Великой Отечественной войны. Ну, я не имею ввиду, какие-то травмы, конечно, убийств было много, но вот такие хронические болезни, как признак внутреннего разлада, то при таких объединяющих усилиях, как совместная война, допустим, с кем-то или просто совместная какая-то деятельность. То есть, я с радостью вспоминаю все субботники, которые люди делали, это на самом деле объединяющая вещь.
00:54:40 И, если вы хотите, чтобы что-то хорошо произошло, чтобы наладилось что-то в вашей организации, в вашей семье, или в вашей стране или внутри вас, вам надо объединяться сами с собой. И, если это объединение есть, будет хорошо, будет гармония, будет решение проблемы и решение задач. Если же этого нет, то будет разлад, будет непонимание, будут проблемы. То есть, вы будете отделены от каких-то ресурсов. Или, наоборот, вы будете иметь все свои ресурсы, вы будете иметь доступ ко всем частям своей личности и, всё, что вы захотите сделать, вы это сделаете, если внутри вас есть это чувство единения.
00:55:32 Так, я заканчиваю свою лекцию. И, повторюсь, сегодня мы говорили, мы продолжали тему о восприятии внешнего мира и, мы говорили сегодня о разделении, о чувстве разделения, о тех границах, которые мы проводим между собой и окружающими людьми, между собой и самим собой внутри себя и, к чему это может привести. Что это дает нам, чему это может помешать, какие последствия и какие причины этого могут быть.
00:56:19 И, если вы будете просто наблюдать за собой в течение дня, в течение своей жизни и, как только вы почувствуете, что что-то вам не нравится во внешнем мире, какой-то человек или какое-то событие, какая-то организация или какое-то государство, спросите себя: не отрицаю ли я что-то внутри себя? Нет ли чего-то, отчего я отказываюсь внутри себя, как от ненужного, как от какой-то паршивой овцы, то, что называется. Потому что, на самом деле, нет у нас паршивых овец. У нас внутри все в порядке. Просто мы не до конца понимаем, что же у нас внутри на самом деле существует. Наше восприятие зачастую было поверхностным и, мы воспринимали немножко сужено и себя и окружающий мир.
00:57:20 И, поэтому, я вам всем желаю, чтобы вы смотрели в корень, в суть вещи, в суть общения с человеком, в суть его природы, в суть самого себя. Чтобы мы могли понять, а что же на самом деле находится внутри этого человека, внутри этой ситуации. И, тем самым, вы бы смогли сделать правильный выбор, потому что, когда у человека есть выбор, это лучше, чем когда у него нет, когда у него есть только возможность реагировать, а не менять и трансформировать ситуацию. Желаю вам всем всего хорошего. До скорой встречи. До свиданья.