Психология как часть ведического знания

Аюрведа-радио - 04 августа 2006
Четыре составляющих жизни. Три доши. Прана, теджас, оджас. Три гуны материальной природы. Саттва-благость. Чем характеризуется благость. Раджас-страсть. Чувства. Категории ума. К чему приводит раджас. Что такое тамас? Методика для состояния тамаса. Методика для состояния раджаса. Разум в благости. Ум и разум. Самскары. Моха Бхага. Я — это тот, кто всегда счастлив. Пранаяма - увеличение праны. Инструмент для лечения депрессии. Как увеличить теджас. Как увеличить оджас. Цель - основополагающая в психическом здоровье. Конечная цель психологии. Отличие ведической психологии от западной. Как избавится от чувства раздвоенности? Благоприятное воздействие на вата дошу. Аюрведический метод очищения кожи. Уровни нашего сознания.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:56:44 | качество: mp3 48kB/s 40 Mb | прослушано: 119 | скачано: 88 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 Добрый вечер. Вечерняя школа аюрведы продолжает свои передачи на интернет-радио. Сегодняшняя тема Ведическая психология. Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович и, сегодня мы поговорим о психологии как части ведического знания. Я читаю лекции по аюрведе и по психологии, ведической психологии. Эти две части одного целого, которое включает в себя знание о человеке вообще. Для простоты мы разделили информацию о теле и информацию о теле или душе на две разные линии.

00:01:04 Для того, чтобы проще было понять и разобраться. Но эти все вещи они очень сильно связаны и, одно определяет другое и, одно определяется через другое. То есть, как утверждает и современная психология, тело и сознание- это части одной системы и, если мы хотим изучить тело, исключив сознание или наоборот, изучить сознание, не включая в это тело, наша картина будет не полной. Поэтому мы изучаем оба этих направления.

Четыре составляющих жизни

00:01:48 Согласно ведической концепции, жизнь - аюр состоит из четырех составляющих. Это душа или атма, это вечная частичка высшего сознания или Бога, это то, чем мы, на самом деле, являемся. Это первая часть. Затем идет ум или манас- вторая составляющая жизни. Затем индрия или чувства. И тело, тело –шарира. Аюрведа, в большинстве своем, изучает именно шарира или грубое тело.

00:02:41 И, условно, мы выделяем изучение ума, чувств и, в какой-то степени, души в изучении ведической психологии. Хотя разделять это, опять же, можно только с памятованием того, что все это едино. И, меняя одну часть этой системы мы, как по принципу домино, меняем другую. Темой наших обсуждений будет тонкое тело человека. То есть, мы условно будем делить человека на грубое тело- физическое тело, которое изучает аюрведа, в большей степени и, тонкое тело, которое состоит из трех составляющих, в свою очередь.

00:03:37 Чаще всего упоминается о уме, разуме и ложном эго. То есть ум, разум и ложное эго это и есть то тонкое тело, о котором мы будем с вами разговаривать на этой лекции и на всех остальных. Мы также будем разбирать качества каждого из этих компонентов, что влияет на тот или иной компонент в этой связке тонкого тела, как можно улучшить или чего надо избегать, чтобы наше тонкое тело было в благополучии. И, что такое вообще благополучие?

00:04:26 Люди зачастую не всегда даже понимают, что та жизнь, в которой они живут, не является, скажем, максимально возможной наиболее эффективной формой существования. В основном, люди ориентируются на восприятие внешнего мира и каких-то социальных условностей и, видят себя, именно, сквозь эту призму каких-то шаблонов и стереотипов.

00:05:00 В отличие от этого древние культуры, к которым относится ведическая, опять же отфильтровали через этот пласт временной все не нужное и, оставили нам некие символы или криптограммы, или закодированные послания, которые мы по прошествии времени обязаны просто расшифровать и внести в свой мир, чтобы получить радость от нашей жизни, чтобы жить осмысленную жизнь.

00:05:45 Отдельную темы мы посвятим каждому из этих понятий этого тонкого тела- разуму, уму и ложному эго. Я вкратце расскажу о каждом из них на сегодняшней лекции. Кроме всего прочего и наверняка многие из вас знакомы с теорией дош, если кто не знаком, я расскажу о ней тоже вкратце. Об этом я буду рассказывать на аюрведических лекциях по средам.

Три доши

00:06:17 То есть, есть в нашем теле существует три, скажем так, жизненных [непонятно] или сущности или три структурные единицы, которые формируют наше тело. Формируют наше тело, управляют нашим телом, помогают нашему телу и разрушают наше тело, в зависимости от их баланса или дисбаланса. Это Вата, Питта и Капха. Или, соответственно, Вата- это воздух, чаще всего переводится как воздух или ветер. Питта-это огонь и Капха — это либо слизь, либо вода, по- разному переводят.

Прана, теджас, оджас

00:07:03 Так вот также как Вата, Питта и Капха важны в аюрведе, как определяющее телесное состояние каждого человека в данный конкретный момент и, именно, через баланс этих трех составляющих, трех дош, называются доши, определяется здоровье человека. Также и через три, более высших аспекта этих трех составляющих, через прану, теджас и оджас, соответственно, Вата- ее более высокая составляющая это прана, у Питты- ее более высокая составляющая это теджас и у Капхи –это оджас. Так через прану, теджас и оджас существует наша психика.

00:07:51 И, без понимания функции, структуры, нарушений и восстановления этих трех составляющих частей нашей психики, очень сложно поддерживать в нормальном состоянии наше существование, наше общение, нашу жизнь, наше здоровье, в конце концов. Вата, Питта и Капха они связаны с праной, теджасом и оджасом и, по мере очищения, о чем мы будем говорить в наших лекциях, Вата переходит в прану и питает ее, Питта переходит в теджас и питает и, Капха переходит в оджас и питает его.

Три гуны материальной природы

00:08:38 Кроме всего прочего, мы обсудим три гуны материальной природы. Гуны –это свойства. Или три свойства, в которых находится весь проявленный мир, этот материальный мир, мир материи. Это три гуны, это гуна благости или саттва, гуна страсти или раджас и гуна невежества- тамас. Саттва, раджас и тамас- благость, страсть и невежество. Помимо перечисленных выше категорий это одни из самых важных. Если рассмотреть глобально, то, именно, эти гуны являются определяющими в нашем психическом благоденствии.

Саттва-благость

00:09:38 Если привести краткие характеристики каждой из этих гун, чтобы вы имели представление уже, о чем идет речь, многие, наверняка уже знают об этом, то саттва она характеризуется гармонией, то есть благость. Благость- это гармония, само слово благость говорит само за себя. Это гармония, это гармония, стабильность, баланс. Эти характеристики благость, страсть и невежество можем также относить как к своему собственному состоянию, так и к описанию внешнего мира, поведению других людей, животных, вообще, в принципе, каждого явления материального.

00:10:26 То есть, благостным может быть человек, благостной может быть привычка человека, благостной может быть одежда человека, его еда, благостным может быть его голос, может быть благостным его взгляд. И также может быть и страстным и невежественным все эти характеристики. Возвращаясь к саттве, она по своей природе сияет. Она соотносится с ясностью, с пониманием и с таким понятием, как осознанность. То есть, когда человек в ясном сознании и уме, это говорит о том, он находится в благости.

Чем характеризуется благость

00:11:15 Именно, благость является источником и контекстом, скажем так, в котором может быть осознанность. Именно, счастье берет свое начало из благости. Человек, который не находится в благости, он не может быть счастлив по-настоящему и окончательно. Ну, может быть, окончательно слишком громкое слово, но, по-настоящему прикоснуться к тому счастью, на которое способно человеческое существо, человек может только двигаясь, именно, в благости. Благость характеризуется любовью, приятными взаимоотношениями, свободой, внутренней свободой, внешней свободой.

Человек в саттве

00:12:04 Свободой, не в смысле разнузданности и отсутствием ограничений, а, именно, в той свободе, которая определялась ранее, как осознанная необходимость. Человек, находящийся в саттве, он понимает, что ему делать. Он прикасается к внутренней мудрости. Он целостен. Он знает свой путь, он знает, что ему нужно делать, какие предпринимать шаги. Он понимает свое место в этом мире. Он видит взаимосвязь всего. Он видит, как его действия отражаются на его судьбе, как действия других людей отражаются на судьбе других людей. Он видит этот мир, как одну большую голограмму.

Прана в благости

00:13:04 Он понимает этот принцип бабочки, которая на одном конце земного шара машет крыльями, а на другом конце земного шара рождается буря. И, он очень терпим, он очень корректен, он добр. Когда человек будет чуток к окружающим и с ним будет приятно находится. И, в зависимости от преобладания той или иной субстанции праны, теджаса или оджаса или Ваты, Питты и Капхи, каждому из людей будет приятно что-то особенное. Допустим, человек, у которого прана в благости, с избытком праны, он будет вдохновлять людей. С этим человеком будет легко рядом находится. Он будет очень легким на подъем, он будет всегда вдохновлять.

Питта в благости

00:14:01 Человек, у которого будет преобладать Питта в благости или теджас- этот человек будет смелым, он будет склонен защищать, заботиться о других, оберегать, заступаться за слабых, помогать им. От него будет исходить сияние и, общение с этим человеком будет теплым. И, с этим человеком будет тепло. Если с праной будет легко, то с этим человеком будет тепло.

Капха в благости

00:14:33 Если же у человека в благости Капха и доминирует оджас, [не слышно] субстанция нашей психики, которая характеризуется стабильностью, то с этим человеком будет спокойно. С таким человеком можно просто рядом сидеть и заметить, что наши мысли остановились, наш внутренний дом советов ушел на перерыв, внутри воцарилась тишина, становится спокойно и, от этого человека будет исходить чувство любви, симпатии.

00:15:21 Вообще саттва характеризуется понятием мудрости и умиротворения. Именно, эти характеристики помогают человеку сохранять баланс во взаимоотношениях с самим собой и с другими людьми. И, именно, воспитание этого качества- саттвы ставится во главу угла при духовных практиках, при развитии, при саморазвитии. Саттва является трамплином для ещё более дальнего пути, дальнего пути развития, который уходит за границы материального мира. И это следующая ступень, которая ведет нас уже от психологии, скорее уже к более религиозным практикам.

Раджас-страсть

00:16:20 Ниже саттвы находится раджас или страсть. Страсть характеризуется постоянным желанием перемен, постоянным завихрением наших потребностей, желаний, притязаний, постоянный поиск, постоянное неудовлетворение. Отсутствие равновесия, вот что такое раджас. Если саттва- это равновесие, это гармония, то раджас- это дисгармония и движение, к которому приводит эта дисгармония. То есть, это, именно, и есть та разность потенциалов, которая приводит к действию.

00:17:15 Это тот двигатель, который является внутренним побудительным мотивом каждого из нас искать счастье где-то там. Там хорошо, где нас нет- известная поговорка, как раз характеризует состояние раджаса, состояние страсти. Покой нам только снится. Это и есть состояние раджаса. То есть покой-саттва нам только снится. «И нет нам покоя. Гори, но живи»- поется в известной песни. То есть раджас - это и есть состояние вот этого пожара, от которого мы бежим, на самом деле, убегая от самих себя. Раджас возникает чаще всего, потому что мы забываем истинные ценности и начинаем искать что-то во вне, нежели внутри.

Чувства

00:18:14 Это приводит к развитию потребительского общества, общества потребителей, которое скачут как, есть такое сравнение, как обезьяна с ветки на ветку, от одного удовольствия к другому. То есть такое понятие, как чувства. Тонкое тело состоит из ума, разума и ложного эго и в ум включены чувства. Чувства бывают деятельные или карма-индрии, к которым относятся руки, ноги, язык, гениталии и анус, то есть те органы, которыми мы действуем в этом мире. Карма. Карма-это действия, карма-индрия. Индрия – это чувства, органы чувств деятельные. И, воспринимающие или чувствительные органы чувств- гьяна -индрия. Гьяна это познание, это знание, индрия- чувства, чувства познания.

00:19:08 Это все пять чувств, которые вы знаете: чувства зрения, обоняние, осязание, вкусовое чувство и чувство слуха. И, наш ум в купе с этими чувствами, если он не контролируется более высшей структурой, которой является разум, то есть, иерархия такова: ложное эго, разум, ум. И, если разум не контролируем ум, тогда ум привязывается к чувственным объектам. То есть, именно, поэтому нам нравится все больше и больше разнообразить нашу чувственную деятельность. Любому органу, который возьмете, потребительское общество предлагает все больше и больше раздражений разнообразных, новинки.

00:20:09 Разные аудиосистемы повышенного качества звучания. Кинотеатры с большим экраном. Различные искусственные пищевые добавки, которые усилители вкуса, так и называются, усилители вкуса. То есть, мы сейчас не говорим, допустим, о специях, которые являются природными, которые находятся в гуне, в качестве благости, то есть это благостные вещи. То тот же глутамат натрия, который является усилителем вкуса- это классический страстный компонент этого мира, это раджас. Это то, что прививает у нас желание все больше и больше наслаждаться через орган языка, например, через орган вкуса.

00:20:57 Раджас заставляет нас двигаться вовне, он заставляет нас искать, то есть страсть принуждает. Это вот знаете, как иголка, на которую мы садимся и тут-же подпрыгиваем и бежим. Потому что мы в какой-то момент забыли о том, что есть вещи, которые важны и, они находятся выше, чем органы чувств. И, человек, который забывает о важных вещах, а важные и неважные вещи- это состояние, именно, разумности.

Категории ума

00:21:34 Чувства и ум- они манипулируют категориями нравится-не нравится. То есть, уму нравится, когда нас хвалят. Уму нравится есть вкусную пищу. То есть, чувства привязываются к этому. Уму нравится выглядеть красиво. Я не говорю, что это плохо. Но, если мы занимаемся здоровьем, ради того, чтобы мы выглядели красиво- это значит наша платформа, сознание наше находится на платформе ума, то есть, на уровне недостаточно высоком.

00:22:07 Мы с вами будем говорить о пяти уровнях ума, соответственно пяти оболочках, куда входят в том числе и ум и разум. Потому что, если человек находится на уровне разума, он понимает важность чего-либо. Он знает, что полезно, а что бесполезно. Он может понять, что простая пища она полезнее, чем пища с искусственными какими-то ароматизаторами, с теми же глутаматами и прочими пищевыми добавками, которые с буквами Е и прочими буквами.

К чему приводит раджас

00:22:54 Раджас он приводит нас к состоянию разделенности, к состоянию внутреннего конфликта. И, этот внутренний конфликт является очень хорошей мотивирующей силой к усилению желания потребления в этом мире. Если посмотреть, то все наше общество, основанное на рекламе, рекламе чувственных удовольствий, а как раз она основана на страсти, на раджасе. Если не говорить о более серьезных вещах, например, о рекламе сигарет, которые уже, скорее не раджас, а уже тамас, потому что это связано уже с разрушением, а разрушения- это уже тьма, это невежество.

00:23:49 И, обычно раджас, который является бесконтрольным, то есть, если раджас не контролируется разумом и не стремится к саттве, то есть движение может быть, как вверх, так и вниз. Раджас сам по себе он ни хороший и ни плохой, все зависит от того вектора, куда он двигается. Если он двигается к саттве- это идет к развитию, то есть лучшее сочетание- это сочетание раджаса и саттвы. Когда человек использует, активно использует свои силы, время, деньги, для того, чтобы развиваться и двигаться к гармонии. И, наоборот, если человек никуда не двигается, а находится просто в раджасе, просто в страсти, человек быстро истощается.

Что такое тамас?

00:24:39 Если долго и упорно пить кофе, для того, чтобы сдать экзамен- утром, на экзамен можно просто не проснуться или прийти на экзамен, взять билет и уснуть прямо там. И, это и есть уже состояние тамаса. Это и есть уже состояние невежества. Слово тамас он созвучен с русским тьма и означает то же самое. Это именно тьма, это темнота, невежество. То есть, невежество переводится как человек не ведает, не ведает- не знает. Знание- это всегда олицетворялось с неким светом, который озаряет наш путь, озаряет все вокруг и дает понимание того, что происходит. А невежество или тьма, она как раз вводит нас в заблуждение, мы не понимаем, то есть, в темном лесу проще заблудиться, чем, допустим, днем.

00:25:29 И, тамас, который является частым следствием безграничного стремления к наслаждениям, то есть к раджасу, к страсти, является как раз этой темнотой, которая просто гасит очаг знания в нас и, чаще всего тамас проявляется в тупости, в инертности, в тяжести и, в каких-то преградах в действиях. То есть, человек боится чего-то, он не может совершить тот или иной поступок.

00:26:07 Ну, самый, допустим, простой физиологический пример: человек очень долго спал, то есть он всю ночь смотрел чемпионат мира по футболу и употреблял напитки, чтобы поддержать свою команду, долго кричал, делал, соответственно, всяческие вещи, которые идут как раз к этим напиткам, которые в это время, принципиально не надо кушать, не говоря уже о спиртных напитках и, утром он не может встать, потому что его раджас привел к истощению его организма. Он пропустил момент засыпания и, его нервная система, его психика, она просто не получила той энергии, энергии оджаса- это тонкой эссенции капхи или тонкой водной эссенции, которая поддерживает нашу нервную систему.

00:27:06 Грубо говоря, его мозг просто стал воспаленным и сухим. И, это истратило его нервную систему еще больше и, он как загнанная лошадь просто не смог встать, допустим, в шесть часов утра, как он обычно это делал. И, проснулся, около двенадцати часов утра. И весь день у него проходит сквозь призму лени, тяжести и тупости. Это тамас. Тамас — это все интоксикации, это наркомания, алкоголизм и токсикомания и все остальное. Тамас- это все психические заболевания, это все фобии, все навязчивости. Тамас- это бессознательное состояние, это глубокий сон.

00:28:00 Сам по себе тамас не подвижен и саттва сама по себе тоже не подвижна. Двигателем является раджас. И, если раджас двигается в сторону тамаса, происходит разрушение человека, его мира вокруг него, его социальной жизни. Если же он двигается в сторону саттвы, человек развивается. Человек шагает все дальше и дальше к той гармонии, которую он хочет и, которая является основой для дальнейшего развития.

Методика для состояния тамаса

00:28:47 И, соответственно, в зависимости от того уровня, на котором находится человек, применяются различные методики. То есть, методика для состояния тамаса, она будет отличаться от, допустим, от той методики, которая будет применяться к человеку в страсти. Человеку из тамаса надо давать стимулирующие процедуры, стимулирующие упражнения. Его надо выводить из состояния апатии различными вещами, вдохновляющими беседами. Чаще всего –это работа с телом, в первую очередь. Это различные стимуляторы природные.

Методика для состояния раджаса

00:29:36 Для человека в раджасе действия совершенно другие. Это человек, который возбужден, который бегает от цели к цели, который не может найти удовлетворение. Который, забираясь на очередную вершину своей жизни, понимает, что, либо разочаровывается в том, что он достиг, либо сразу же, не получив удовлетворения и удовольствия от достижения, двигается дальше, бежит дальше. То есть это постоянный бег за миражом, который вот-вот кажется, что мы его достигнем. Но эта сила, эта творческая сила раджаса она может использоваться в благо и, человек может направить ее в сторону саттвы, в сторону развития. И, этого человека в состоянии раджаса надо успокаивать.

00:30:36 Давать ему понимание того, что важно, что не важно. А эту функцию выполняет в нашем тонком теле разум. То есть, в разуме у нас находится вот эти иерархии, иерархии критериев и, те способы фильтрации внешних целей и внутренних целей способов достижения. И, в первую очередь, конечно же, целей. Именно, разум определяет куда мы будем двигаться. Куда мы будем направлять свой ум, свое воображение, свое намерение. То есть, разум берет контроль над умом. И, разум бывает тоже в двух состояниях. В саттвичном, даже можно сказать в трех состояниях, в саттве, в раджасе и в тамасе, в благости, в страсти и в невежестве. И это тоже будет характеризоваться разными качествами.

Разум в благости

00:31:36 В благости разум будет характеризоваться целями, которые связаны со всеобщей гармонией, с целями, которые приводят к счастью не только человека, но и все его окружение. Этот разум он понимает, что вечное, а что приходящее. Он понимает, что это ценность, и эта ценность останется всегда. Он понимает, что надо делать и, что можно взять с собой за черту смерти. Как говорил мой хороший знакомый, у гроба нет багажника.

00:32:31 Или как говорил Иисус: «Проще верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому человеку попасть в царствие небесное». Богатство, имеется в виду то, которое является самоцелью. Богатство- это средство, а не цель. И, именно, разум дает нам правильный ответ, правильные отношения к той энергии, которой наполнен этот мир, будь это деньги, вода, электричество, взаимоотношения, внутренняя энергия, сила внутренняя. Эту силу мы можем использовать как себе во благо, так и себе во вред, при этом думая, что совершаем благо.

00:33:22 Все вредные привычки, все разрушающие действия, они, как раз и характеризуются тем, что мы не эффективно используем ту силу, которая нам дана в пользование. То есть, это даже не наша сила. Грубо говоря, это не наши деньги, это не наша прана, это не наш теджас, не наш оджас. Это то, что мы получили, как инструменты, придя в это мир. И, с нас потом спросят, как мы этими энергиями воспользовались. И, если мы будем просто неэффективно ими пользоваться, мы сами не почувствуем счастья от жизни в этом мире.

00:34:10 И, каждое вот это поведение, которое не является благостным, а является либо раджастичным, либо тамастичным, то есть страстным, или невежественным в своем самом глубоком корне, как это не странно, имеет истинное намерение, имеет благостное желание и стремление. И, тот метод, который зачастую люди выбирают, как метод простого подавления того или иного желания внутреннего не приводит зачастую к результату. То есть, либо, ну просто, если я возьму пример из своей практики, если человеку делают кодирование от алкоголизма или, допустим, от употребления алкоголя или курения или чего-то еще, то это действие не на уровне разума.

00:35:08 Хотя разумом человек может и понимает, что ему этого не надо делать, но имеет очень большую привязанность и ему одну привязанность меняют привязанностью другой. То есть, привязанность, при чем не самой благостной. То есть, человека, грубо говоря, он входит в состояние страха, что потребление, допустим, алкоголя, без алкоголя приведет его к смерти. Получается, человек не сам отказался от ненужного, а понял, что, если он будет дальше пить- он просто умрет. И, при этом, то желание, почему он пил, оно не удовлетворяется. То есть, если человек пьет или курит, что он хочет? Что он хочет? Он хочет пить или курить и нарушать свое здоровье? Вряд ли.

00:36:00 Человек, который действует, как, либо и, как бы разрушительно это не казалось со стороны или изнутри самим человеком, на самом деле, за его поведением стоит внутреннее намерение, которое ведет его к счастью.Просто, это изначальные намерения, вот это вот первоначальная мудрость прагья, о чем я говорил на лекции по аюрведе. Она его толкает к деятельности, но так как он получил негативный опыт в своей жизни, в силу своей собственной судьбы. Мы будем говорить о теории самскары или импринтов или впечатлений и, как они определяют нашу жизнь. Посвятим этому, скорее всего, целую лекцию. То есть, в силу тех или иных причин, внутренних, внешних, в конце концов ставших внутренними, он забывает тот прямой путь, который ведет непосредственно к удовлетворению его внутреннего намерения.

00:37:00 То есть, человек, который хочет курить, на самом деле, не хочет рака легких и, он не хочет гипоксии хронической, он не хочет увеличения [непонятно] в крови. Он хочет, чаще всего он хочет либо расслабится, либо хочет прервать тот замкнутый круг деятельности. То есть, чаще всего, что такое перекур? Перекур- это смена деятельности, это отдых. В сознании большинства людей курение, перекур тождественно отдыху. И, поэтому человек просто ставит знак равно между абсолютно разными вещами.

00:37:48 То есть, он хочет расслабиться, у него просто нет опыта расслабления, кроме как прийти домой, открыть банку пива, сесть в кресло, включить телевизор и, запустить свой ум, окунуть его в вовлекающую череду смены визуальных образов, громких звуковых эффектов, трюков, каких-то сплетен, новостей, которые уже давно тебя не трогают за сердце, но ты отдаешься этому процессу и, та проблема, которая была, допустим, на твоей работе, она просто отступает. Решает ли человек проблему? Нет.

00:38:36 Человек делает шаг в сторону, но потом он становится заново на эту беговую дорожку и продолжает бежать. Он думает, что он отдохнул. Утром он встает разбитым. В уме его беспорядок или просто он утомлен. Он не чувствует себя отдохнувшим. Он смотрит на мир сквозь серые очки. Человек забыл путь к самому себе. Человек реже слушает себя. Человек перенес свой орган, который принимает решение в средство массовой информации. Человек черпает оттуда знания о том, что делать, как одеваться. Что важно и что неважно. Человек разучился думать сам.

00:39:32 Так или иначе в каждом из нас есть это качество. Именно, интеллект или разум, чаще буду употреблять слово разум, он определяет, что для нас важно, а что неважно. И, одно из самых главных сторон психологии, именно, скажем, одно из последних ступеней развития, это развитие разумности, развитие разума.

Ум и разум

00:40:21 Немного поговорим об уме. То есть разум и ум, мы будем иметь в виду разные вещи. В разуме у нас находится иерархия наших критериев, как мы выбираем то или иное действие, то есть наши мотивы, то, что важно для нас. То в уме, ум-это можно сказать, некий склад, склад впечатлений этой жизни, прошлых жизней, это тот орган, который получает информацию от органов чувств и посылает обратную реакцию к органам действий. Это орган, который принимает или отталкивает, который говорит нам — это нам приятно, это нам неприятно, этого человека я боюсь, этого человека я люблю. А этого человека я просто ненавижу. То есть, это категория ума.

Самскары

00:41:30 И, есть такие вещи, как самскары, скажу вкратце о них, поговорим. Самскары или впечатления, они переводятся как впечатления. То есть, это буквально импринты или впечатывание нашего опыта в этой жизни, в прошлой жизни, которые определяют наши дальнейшие побуждения, то есть они уже являются неким фильтром восприятия, которое, если, тем более мы находимся на платформе именно ума, они мешают нам воспринимать непосредственную реальность, непосредственные взаимоотношения с человеком. То, что называется проекцией в психологии. То есть, мы проецируем наш мир на этот мир, наш внутренний мир на внешний мир и видим уже не внешний мир, а наш внутренний мир. Чаще всего это происходит по принципу отторжения от чего-то негативного внутри себя.

Моха Бхага

00:42:22 Юнг говорил, Карл Густав Юнг говорил о так называемой тени. Тень- это то, что есть в нас, но нам не нравится. Или то, что в ведической психологии называется Моха Бхага, то есть это нижний слой, самый глубокий, самый большой слой ума, где, как раз есть весь склад вот этих импринтов таких – впечатлений. Это тень, нами отторгаемая как социально не приемлемая по тем или иным причинам, как нам не нужная, но являющаяся частью нашего опыта, нашего сознания вообще. Мы ее переносим на другого человека.

00:43:10 Поэтому, в большинстве своем, человечество все время ищет, человечество вообще и каждый индивидуум в частности, ищет причину своих несчастий физических, психологических, где-то вовне. Где-то вовне и, персонифицирует это как, какого-то человека или даже нацию, то есть, классический пример различных антисемитических настроений. То есть, очень удобно иметь какой-либо народ, то есть, не обязательно это народ, допустим, антисемиты могут быть. То есть, в какой-то момент это может быть стать чеченцы, в какой-то момент, допустим, для русских украинцы, да, я слышал очень часто такие взаимоотношения. Для украинцев наоборот, москаль.

00:44:00 То есть, перенос всего негативного на кого-то другого, при этом отрицание этого в себе — это очень удобно для позитивного само отождествления, опять же человека, который находится, именно, в страсти. В страсти, который боится прийти внутрь себя, боится заглянуть, что же там, что же там у меня в подвале. О, Боже мой, нет нет нет, это не я. Забиваем подвал, кладем ковер, ставим стол и, забыли об этом. Но, со временем, оттуда начинают проникать разные запахи, которые мешают нам получать удовольствие от принятия пищи. И, в конце концов, мы думаем, что же такое? Начинаем зажигать благовония, душиться духами, аэрозолями, но запах становится сильнее. И уже мы не понимаем, что, что происходит? Мы начинаем затыкать нос.

00:44:57 Мы пытаемся сменить квартиру, но это не помогает. Запах остается. Это метафора, в которой можно понять, как мы относимся к нашему внутреннему миру. Наш внутренний мир удивительно богат и удивительно сложен. И, ведическая концепция — это древний взгляд, древняя попытка, древний итог этой попытки, пронесенной через тысячелетия, которая помогает нам понять из чего же мы состоим. Что же у нас там внутри такое? И, она же дает методики, действенные методики, которые позволяют нам в первую очередь найти, что у нас находится и, конечно же, изменить. И, она нам предлагает цели, цели, которые опять же проверены временем.

00:45:56 Ведическая психология, являясь частью ведической культуры, вообще, в принципе, раньше не было разделения науки и религии, не было разделения медицины и психологии. Была одна наука и звучала она как веда. Веда- знание, то есть люди, изучающие веду, они были ведунами, они ведали и, они ведали все. И, врач он должен ведать не только тело, но и ум, душу. То есть, душа, как мы уже знаем, она, в принципе, она не испытывает каких-либо проблем. Душа или дух в христианской традиции. То есть, та высшая сущность внутри нас.

Я — это тот, кто всегда счастлив

00:46:50 Но, по тем или иным причинам, она попала сюда и, мы сейчас находимся здесь и, мы имеем это тело. Тело болеет. Мы имеем этот ум. То есть, ум — это не мы, даже разум — это не мы. И, ложное эго, о чем мы даже еще не говорили, это тоже не мы. Кто же тогда я? Это очень сложный вопрос. Можно просто сказать, что я — это тот, кто всегда счастлив. Я-это тот, кто живет вечно и, я — это тот, кто знает все. Если кто-то из нас имел такие переживания, он может об этом что-то сказать. Или, наоборот, об этом сложно что-либо сказать. Это непосредственный опыт.

00:47:44 И, поэтому, чаще мы будем с вами общаться, именно, на темы различных проблем, препятствий к достижению, именно, этих качеств. Мы будем разбираться, почему это происходит? И, находить пути решения этих вопросов. Есть универсальные методы работы с тонким телом разума, с тонким телом ума. Методы по увеличению праны, теджаса и оджаса, которые очень часто перекликаются с аюрведическими техниками, которые применяются в классической аюрведе, которая лечит, в первую очередь, наше грубое тело. Потому что, опять же повторю, тело и сознание это части одной системы.

00:48:37 Как говорит современная психология и, как уже давно говорили древние мудрецы, одного поля ягода, часть одной системы. Можете уже писать вопросы на наш сайт [непонятно]И, если у кото-то какие-то есть непосредственные вопросы касаемо какой-то ситуации, мы можем вкратце это обсудить в прямом эфире.

00:49:35 Если это позволит время. То есть, вы можете звонить на телефоны, указанные на экране. И, если нам понадобится дальнейшая работа, мы можем встретится уже лично. Я, конечно же, сторонник личной встречи. Но, какие-то общие вещи мы можем обсудить, именно, в прямом эфире, что может быть полезно каждому из нас. То есть, те или иные какие-то действия, который может сделать каждый. Допустим, как мы можем увеличить количество нашей праны или вдохновение? Как мы можем увеличить количество оджаса или спокойствия? И это все, так или иначе, универсальные вещи. То есть, кому-то они нужны. Кому-то надо увеличить прану, кому-то теджас, кому-то оджас.

Пранаяма - увеличение праны

00:50:35 То есть, допустим, увеличение праны это классическое действие, это пранаяма. Само понятие праны оно связано с вдохновением. Само слово вдохновение связано с дыханием, то есть с воздухом, с процессом дыхания. То есть, кому-то надо делать акцент, именно, на это. То есть, есть виды пранаямы, которые интенсифицируют потоки праны, потоки жизненной энергии. Есть виды дыхания, которые гармонизируют потоки праны. Есть виды дыхания, которые накапливают прану. И, все это индивидуально и, надо подбирать каждому конкретно. Есть какие-то, чаще всего это гармонизирующие, допустим, анулома-вилома пранаямы, пранаямы чередующие ноздри, пранаяма.

Инструмент для лечения депрессии

00:51:36 Или простое йоговское дыхание, то есть осознанное дыхание диафрагмой, средней частью грудной клетки и верхушками легких. Это, в принципе, приводит к здоровью и, следствием этого является вдохновение, нормальное течение праны. И, это дает нам вдохновение в жизни и, в принципе, пранаяма — это один из главных инструментов для лечения, допустим, депрессии. Особенно, связанной с избытком Капха доши- ленью, тупостью, медлительностью.

Как увеличить теджас

00:52:19 Допустим, теджас, следующую тонкую субстанцию ума, можно увеличивать с помощью изучения духовной литературы, изучения каких-то механизмов, в принципе, само изучение, сам процесс изучения, желание докопаться до сути, анализ увеличивает теджас. Медитация на огонь, то есть созерцание огня, так как теджас — это огненная субстанция, прана — это воздушная субстанция. Созерцание огня. То есть, есть также огонь в разных свойствах, в разных гунах. То есть, самый лучший огонь — это огонь, который горит из топленного масла. То есть, допустим, можете купить в церкви лампаду, натопить топленого масла, залить в лампаду, в лампадку этого топленного масла и, смочив фитиль, поджечь его.

Тратака

00:53:19 И, лучше всего это делать перед восходом солнца и перед сном. Это называется Тратака. Тратака или медитация на какой-либо объект, в данном случае это огонь, Тратака на огонь. Это Тратака очищает орган зрения, который в первую очередь связан с умом. Так и с теджасом. Так как зрение связано с огнем. То есть, мы видим посредством света, мы воспринимаем частицу света, фотоны света и, это происходит за счет нашего огня, который происходит внутри. Теджас – это также хорошее пищеварение. Если у вас плохое пищеварение, то откуда взяться хорошему теджасу, потому что огонь пищеварения — это тот огонь, из которого берутся все огни в нашем теле, в том числе и огонь ума, который и является источником теджаса, нашего внутреннего сияния, вот этой смелостью.

00:54:19 То есть, человек, который испытывает страх, у него нет хорошего пищеварения, у него мало теджаса. Скорее всего, у него есть избыток праны, которая находится не в благости, а в страсти или в невежестве.

Как увеличить оджас

00:54:42 Для увеличения оджаса необходимо развивать в себе качество сострадания и любви. Необходимо нормализовать достаточно, то есть, чтобы ваш сон был достаточным. Чтобы ваши взаимоотношения с близкими, отношения с коллегами были под знаменателем любви, а не под знаменателем, допустим, соперничества или страха или ненависти. То есть, оджас — это как раз то масло, которое дает возможность гореть огню любви. Оджас — это конечная субстанция трансформации всех тканей организма. Всего существует семь тканей согласно аюрведической концепции. Последнее является семя.

00:55:36 И, если человек контролирует свое семя, расходует его разумно, тогда избыток семени, который накапливается, то есть, из медицины известно, что каждые два с половиной месяца сперматозоиды они обновляются, а у женщины каждый месяц происходит обновление яйцеклетки. То есть, каждый раз заново все это происходит. И, вообще считается, что весь цикл трансформации тканей происходит в течение одного лунного месяца. Если человек расходует свое семя разумно, тогда избыток этого семени идет в оджас. То есть, оджас — это тонкая субстанция, которая дает силу человеку, она дает иммунитет. И, состояние, когда иммунитета мало, оно называется, оджаскшая. Кшая — это уменьшение, оджа — это оджас.

00:56:32 И, все эти симптомы хронической усталости, синдром приобретенного иммунодефицита есть СПИД, туберкулез, наркомания- они все ведут к понижению оджаса и являются следствием его. И, поэтому, если вы испытываете хроническую усталость, раздражительность, страх, нервозность, скорее всего у вас недостаток оджаса. Недостаток оджаса — это бич нашей западной цивилизации. Если вы приедете в Индию или в какую-то другую восточную страну или страну, в которой нет настолько развитого прогресса, просто приедете в деревню, не в ту деревню, где все, к сожаленью, выпивают, а ту настоящую деревню, где живет ваша бабушка, в ту деревню из вашего детства, вспомните то умиротворение, которое царит там.

00:57:30 Та медлительность, равномерность, размеренность. Как говорил один мой хороший знакомый, когда я приезжаю в Гималаи, я в течение двух недель бегаю, ищу интернет, электричество, но там нет ни того, ни другого. Потом, говорит, я успокаиваюсь, сажусь на берегу Ганги и все. И, я могу просто смотреть на воды Ганги и больше ничего не надо. То есть, мы все истощены нашим потребительским обществом и, в первую очередь, истощается наш оджас. А недостаток оджаса ведет к неуравновешенности психики, к нетерпимости. Мы не можем вытерпеть недостатки другого человека. Мы не можем перешагнуть через слабость другого человека и, сострадать ему в его страданиях.

00:58:28 Мы чувствуем, как внутри нас кончаются силы и, от этого бессилия мы теряем обладание. Самообладание теряется и, мы можем делать какие-то странные вещи, за которые потом очень сожалеем и расстраиваемся. Именно, поэтому так важно здоровье тела, которое является корнем здоровья души. И, наоборот, здоровье нашего сознания является нашим оплотом здоровья нашего тела. Зная из чего состоит наша психика и те механизмы, по которым формируются те или иные проблемы, мы можем умело воздействовать на нее.

00:59:27 Мы можем предугадать то или иное отклонение, мы можем почувствовать разлад до того, как он принесет свои негативные плоды. И те первые признаки разбалансировки нашей психики, они как раз делятся на нарушения праны, теджаса и оджаса. То есть, избыток или прана в невежестве будет давать, скорее всего, это нарушение, именно, вата доши. Потому что, когда говорят прана в теджасе, оджасе это чаще всего говорят о чистых вещах. То есть, вещи, которые не осквернены эгоистическими побуждениями. То есть, это то чистое, что у нас есть.

01:00:24 Поэтому, если у человека проблема с праной, то есть избыток праны, скорее всего у него проблемы с ватой дошей. То есть, человек испытывает беспокойство, нервозность, он не может долго сидеть на одном месте, его мысли путаются. Он испытывает беспокойство, как первую реакцию на стресс, на что-то неизвестное. И, если вы это почувствовали, вы можете предпринять очень простые вещи по уравновешиванию, в первую очередь, вата доши, которая сама по себе приведет к состоянию баланса все остальные доши. И, из них будет развиваться постепенно здоровое тело и, все семь тканей они пройдут правильное развитие, что даст развитие оджасу, теджасу и пране, в конце концов.

Цель - основополагающая в психическом здоровье

01:01:29 Сделая простые вещи по уравновешиванию дош, мы можем также непосредственно углубляться в свою психику, если мы имеем на это достаточно смелости и, задавать вопросы сами себе. Мы можем задавать два вида вопросов. Первый вид вопросов, это: «Откуда это?» И, второй вид вопросов: «Как я могу это изменить?» И, чтобы ответить на вопрос: как я могу это изменить, мы должны знать, а куда мы хотим прийти? Чего мы хотим достигнуть? Понятие цели является основополагающим в психическом здоровье.

01:02:28 Если мы знаем, куда нам надо, мы сможем прописать сами для себя шаги, которые можем сделать, по которым можем пройти. Но, если мы не знаем, чего мы хотим, если мы детально не понимаем, куда нам надо прийти. Вы приходите на вокзал и говорите: «Мне нужно срочно билет из Москвы. Ну просто срочно нужен билет из Москвы». Вам говорят: «Уважаемый или уважаемая, а куда вы хотите?» «Не важно, мне так плохо»- метафора плохого состояния сознания, то есть, мне так плохо, доктор, сделайте что-нибудь.
- А чего ты хочешь?
- Не знаю, мне плохо и все. Избавьте меня от этого. То есть, я хочу уехать из Москвы.
- А чего ты хочешь? Скажи. Ты сам знаешь, чего ты хочешь?

01:03:20 Большинство проблем, даже большинство нерешенных проблем связано с тем, что мы не знаем, чего мы хотим. А, если и знаем, то мы детально просто никогда не представляли, что мы будем иметь, когда это произойдет. Любое наше состояние оно имеет под собой вторичную выгоду. То есть, вот то состояние, в котором вы сейчас находитесь, слушая эту лекцию, нравится оно вам или не нравится, имеет под собой выгоду, которую вы имеете. Другой вопрос, вы это можете не осознавать. Человек, который часто болеет, может не осознавать, что таким образом, он привлекает внимание к себе. Мы все помним, как в детстве, стоит нам заболеть, как мы не идем в школу, вокруг нас все прыгают, бегают, все дают нам внимание, поят нас вкусным молоком с медом и прочее, прочее, прочее.

01:04:17 Мы можем чувствовать себя слабыми, не делать вещей, которые мы не хотим делать. Как же, мы же больные? Это и есть вторичная выгода. Если человек с детства не мог так или иначе донести, допустим, до своих близких, до своих родителей то, чего он хочет, непосредственно, или он боялся этого или он получал отказ в какой-нибудь форме, которая пугала его и предостерегала от дальнейшего обращения. И, тогда он начинает косвенным образом добиваться этого. И, при этом он забывает, что, в конце концов, чего он хотел и, какая цель была важна. Он уже привязывается к тому средству, которое он использует, допустим, к болезни. И то состояние, в котором вы сейчас находитесь, оно имеет эту вторичную причину, эту вторичную выгоду.

01:05:09 Если вы хотите сменить работу, но почему-то не делаете это уже несколько лет или несколько месяцев, но постоянно говорите это себе и окружающим, значит, вы не хотите этого делать, значит вы хотите чего-то другого. Значит, для вас есть какой-то очень более важный критерий, который удовлетворяется тем, что вы сейчас не меняете свою работу. Это неосознаваемое качество разума. То есть, ваш разум вам говорит: «Мне эта работа нравится, потому что стабильная зарплата, допустим, льготная пенсия, к примеру, и, что-то еще». Но, при этом, вы этого не осознаете и, другая ваша часть бунтует и говорит: «Нет, я хочу творчески трудится, я хочу, чтобы моя зарплата была больше. Я хочу новых общений». Но, при этом другая часть вас говорит: «Ты что, дружище? Ты хочешь рискнуть? Ты хочешь это все бросить? Ты что? Нет, не делай этого. Подумай о своей старости».

01:06:11 Но, человека должны содержать его дети, понимаете, его близкие. Если человек находится в страсти или в тамасе, он забыл путь к самому себе и, поэтому он не может наладить отношения с другими людьми. И, значит, он не может быть уверен в том, что о нем позаботятся. Почему у нас так много домов престарелых? Потому что нет, то есть, в этом заслуга не только детей, которые отдают своих родителей, в этом заслуга и родителей в том числе. То есть, каждый человек получает то, что он заслужил в этой или в прошлой жизни. Это то, на что опирается ведическая наука и ведическая психология, в частности. То есть, все справедливо. Вот понятие справедливости- это то, с чем в первую очередь человек должен согласиться, как бы это трудно не было.

01:07:12 Я однажды приехал в гости к своей сестре. Она живет за рубежом. И, говорил с человеком, который приехал туда из другой страны, приехал туда, как паломник. Как паломник, христианский паломник. И, видя страдания народа, который живет на этой земле, он разуверился в том, что Бог справедлив и, он бросил религию. Он стал считать, по крайней мере, он так мне говорил, что он перестал верить в Бога, как средоточие справедливости. То есть, если вы вспомните книгу Иова. Господь ему дал очень много испытаний, при этом сам Иов был довольно благочестивый.

01:08:14 И, в конце концов, Иов взмолился, то есть, Бог взял у него все, и сыновей и здоровье его и его богатство и, он взмолился к Богу и сказал: «За что?» То есть, если мы чувствуем вот эту справедливость, которая пронизывает этот мир, у нас даже вопроса этого не возникнет. Когда мы находим сто рублей на улице, мы не спрашиваем за что, мы их берем и улыбаемся и, идем дальше. Но, когда нас в магазине обворовывают и, крадут эти же сто рублей, мы возмущаемся: «За что? Как же так?» То есть, мы принимаем то, что нам нравится и, отвергаем то, что нам не нравится. Это уровень ума. На уровне разума человек понимает, что все в этом мире справедливо.

01:09:07 Когда Сергий Радонежский или Саровский, извините, не помню, кто-то из этих двух святых, Саровский, да, Саровский, он жил в уединенной кельи и, то есть он вел очень аскетичный образ жизни, но ему все время шли паломники и несли дары. Иногда телегами прям привозили. И, он чаще всего брал что-то там необходимое, остальное раздавал бедным. И, знание о том, что у него очень много всего дошло до двух разбойников и, они ночью пришли к нему и, начали требовать у него это все. Он сказал, что у меня этого ничего нет, я раздаю. Они сказали: «Ты врешь». И, стали его избивать. И, в этот момент, Серафим Саровский, он просто повторял: «Это за мои грехи. Это за мои грехи».

Конечная цель психологии

01:10:08 То есть, тот уровень святости, на котором он был, которого он достиг, позволял ему видеть эту справедливость этого мира. Потом они ушли и, местный князь, который покровительствовал ему, узнав об этом, рассердился, поймал и привел к нему и сказал: «Скажи, что ты хочешь с ними сделать? Я это сделаю с ними тут же». Но, он сказал: «Ничего не надо делать, отпусти». Князь не понял этого, но все-таки послушался. И, в конце концов, эти два разбойника, которые непосредственно соприкоснулись с той любовью, которая жила в этом человеке, они потом стали его учениками. То есть, тот уровень святости, который описывается во всех священных писаниях, он достижим. И, цель психологии, в конечном итоге, сделать каждого человека, именно, таким. На меньшее не соглашайтесь.

01:11:07 Просто, договорится со своим эгоизмом, как изворотливее достичь своей цели, вы можете, один раз, два раза, но, когда ваша жизнь подойдет к концу, вот это, тот подвал, который вы заставили ковром, стулом, столом, в конце концов, придется открыть. И, к результатам исследования этого подвала, эти результаты повлияют на вашу следующую жизнь. Ну или, если в христианской традиции, то есть, по этим плодам ваше древо и будет узнано. Поэтому, психология, ведическая психология и психология в высшем понимании, если даже брать западную психологию с ее инструментами, очень эффективными инструментами, ее можно использовать для очищения нашего тела, для очищения тела ума, тела разума.

01:12:09 Для искоренения тех, можно сказать, пороков или тех неэффективных способов существования, потому что изначально мы все счастливы, мы знаем, что нам делать и, мы все вечные. Но, по той или иной причине, о чем, мы может быть будем говорить, но это может быть не так важно. Просто сам факт того, что это есть. Мы такие с вами. И, это, пусть это является залогом для вас, для дальнейшего само исследования. Вы можете звонить по нашему телефону и задавать вопросы на интернет-ящик. Я готов с вами пообщаться.

Отличие ведической психологии от западной

01:13:18 Ведическая психология, в отличие, допустим, от западной психологии она манипулирует следующими понятиями, то есть, она говорит, что существует высшее сознание, что оно есть и, оно является источником, источником всего этого мира и всех остальных миров, этой вселенной. И, мы будем называть его, как называет ведическая философия, сон Брахма или Ишвара. Второе, существует душа или Атма или Атман или Пуруша. Есть Пурушоттама — это высший Пуруша. Синоним высшего сознания- Уттама- пуруша. Пуруша- тот, кто наслаждается, Уттама- высший, то есть высший наслаждающийся.

01:14:17 То есть, Бог, он потому и называется Бог, что он богатый и, он наслаждается всем этим своим богатством. На санскрите это звучит как Бхагаван созвучно со словом Бог. Бхага — это богатство. И, существует непосредственно прямая взаимосвязь между высшим сознанием и индивидуальным- душой. Эта связь есть. То есть, мы одновременно тождественны по качествам, но при этом количественно, то, что над нами оно просто бесконечно. А мы тоже бесконечно, но мы бесконечно малы по сравнению с этим. И, само понимание этого факта, иногда лишает человека многих проблем. То, что можно назвать прозрением.

Как избавится от чувства раздвоенности?

01:15:22 Пришел вопрос: - Здравствуйте, уважаемый Юрий. Спасибо за лекцию. Как избавиться от чувства раздвоенности? Как научится жить так, чтобы ты о чем мечтаешь, вечером переспал, на следующее утро воплощалось в жизнь?
- Чувство раздвоенности. Но, тут целых два вопроса. То есть, можно обсудить само это чувство раздвоенности, а иногда расстроенности и так далее, потому что, сколько у нас внутри желаний возникает, столько и можно частей личности выделять. То есть, это опять связано с понятием цели, целеполаганием, то есть с функцией разума. Правильные цели приводят к счастью. Неправильные цели – не приводят к счастью.

01:16:18 Но за каждой неправильной целью, насколько она неправильной бы нам не казалась, допустим, одна из целей, доказать всему миру или, допустим, завоевать весь мир и показать им, где раки зимуют. И, с другой стороны, желание близкого интимного контакта с этим миром. И, эти две, казалось бы, противоположные части могут жить в каждом, в каком-то одном каком-то человеке. Казалось бы, абсолютно противоположные, как они могут совмещать, совмещаться внутри? Это то, что я называю раздвоенностью или Двайта. Есть Адвайта, то есть единство. Есть Двайта, то есть двойственность.

01:17:15 Опять же, это может быть не только двойственность, но еще больше частей. И, это то, что в психологии называют внутренним конфликтом. И, именно, это внутренний конфликт часто мешает, практически всегда мешает достижению целей, которые связаны, допустим, с одной частью, но противоположны другой части нашей. Одна часть хочет любви и взаимопонимания с людьми, хочет близости, другая хочет всех их уничтожить. Одна хочет близких взаимоотношений с человеком, а другая хочет сделать ему больно. Такое бывает и, люди очень сильно пугаются и, первая реакция, которую они делают, это избегание и подавление или, просто отрицание. И, тогда у человека формируется как раз та темная часть, та темная половина, которая описана в разных классических произведениях.

01:18:10 Допустим, «Доктор [не слышно] Такая история про доктора, который, ну или классический вариант множественной личности, когда человек, то одна личность, то другая и, при этом одна, каждая из этих личностей не помнит о существовании другой и что человек делал в состоянии одном- эта память не переносится на другое состояние. Ну это, скажем, крайний вариант, это уже классическая психопатология, которая признается в западной психиатрии. Но, скажем, более легкие варианты, варианты, так называемых множественных личностей, что, в принципе, является нормой, в том понимании, что у нас очень много разных целей. И, для достижения этих разных целей, требуются разные подразделения.

01:18:58 То же самое, точно также, как в государстве есть разные министерства и точно также как в каждой организации есть разные отделы. И, так же, как и у нас ноги выполняют одну функцию, а руки другую и, ни руки и ни ноги не важнее друг друга. Также и каждые части в нас самих, вот эти цели, которые в нас присутствуют, какими бы ужасными или страшными они не казались, в конце концов, в своем начале имеют позитивное намерение. То, что называется, доброе желание, так можно сказать. И, вся тонкость в том, чтобы мы смогли добраться до этого тонкого момента, до этого настоящего истинного желания.

01:19:50 Иногда, мы этого не можем найти и, мы выбираем простой способ подавления и, тогда это качество мы переносим на окружающий мир. Мы думаем, что это не мы злые, этот мир злой и, именно поэтому я должен отвечать злостью на злость. То есть, если мы не получаем какое-то удовлетворение от жизни и, мы находим, ищем и находим причину во внешнем мире, навешиваем ярлык, что мир этот плох или мы, допустим, уходим из этого мира, совершая самоубийство, либо постоянно боремся с ним. То есть, это может происходить, как в тотальном виде, то есть со всем миром, так и с конкретным человеком.

01:20:32 Опять же, если у нас есть внутри вот эти вот конфликты, мы должны, в первую очередь, понять или просто допустить, что за каждым вот из этих поведений, негативных поведений, там будь то, допустим, опять же эти интоксикации, наша привычка, допустим, ругаться с кем-то, то есть то качество, которое мы сами оцениваем как негативное, то есть, допустим, человек может еще этого не понимать. То есть, у человека еще запас, скажем так, позитивный запас судьбы или позитивная карма еще сохраняется и, он может продолжать вести себя так. То есть, допустим, человек может своровать большую сумму денег и вот пока он ее не истратит, то есть, он откупается, грубо говоря, допустим, от судьи или еще от кого-то, он может жить. Но, затем, когда деньги кончаются, судья говорит: «Ну, что, у тебя деньги кончились?»
- Кончились.
- Давай иди в тюрьму.

01:21:30 И, точно также, когда человек совершает неправильный поступок, может не понимать саму суть, саму неэффективность, даже можно так сказать, своего неправильного поступка, потому что, в принципе, грехи они неэффективны. То есть, чаще всего, вся грешная, греховная точнее деятельность, она связана с чувственными удовольствиями, которые, в конце концов, приводят к несчастью. Что такое страсть по определению — это хорошо сейчас, плохо потом. Или нектар сейчас, яд потом. Как описывается благость — это яд сейчас, потом нектар. То есть, человек, который, проходя через трудности жизни, справедливо принимает на себя чувствуя, что в этом есть справедливость. До тех, пока, каждая из этих несправедливостей, воспринимается им как должное и он с благодарностью это делает.

01:22:27 И, все несчастья, которые с ним могут происходить, он понимает, что это по заслугам и, это не вызывает в нем внутреннего конфликта, конфликта, ну опять же с Богом, с судьбой, с самим собой. Он понимает, что любое его желание, в принципе, имеет позитивные корни, надо просто понять. То есть, человек, который занимается распутством, на самом деле, может быть не хочет, он не хочет заниматься, именно, прелюбодеянием, как его описывают священные писания, как грех. Он, допустим, хочет восстановить ту потерянную связь с женским началом, может быть внутри самого себя. Он может быть настолько его боится, что хочет найти его где-то там вовне, а не внутри себя. Но, это одна из теорий, то есть, надо рассматривать каждого и каждую ситуацию индивидуально. Поэтому, вопрос следующий.

01:23:17 - Добрый вечер. Я в институте учил психологию и, нам преподавали Фрейда. Что вы думаете о его теории формировании личности с детства и влияния на это общества, в котором личность развивается. Спасибо
- Да, согласно западной психологии, личность — это, как бы продукт, социальный продукт. Ведическая психология с этим согласна, но только отчасти. Так как ведическая предпосылка подразумевает существование нас до рождения и, как бы сквозь эти все рождения, то мы не являемся следствием, точнее, мы являемся не только следствием нашего воспитания, но наше воспитание естественным образом оставляет отпечаток. И, вот эта теория самскар или импринтов или отпечатков она как раз имеет отношение как раз к социальному развитию.

01:24:12 Формирование личности, на самом деле, можно сказать не формирование личности, а формирование характера. То есть, личность, она сформирована уже за миллионы воплощений. То есть, мы пожинаем, грубо говоря, плоды, которые мы сами посеяли в прошлой жизни. Просто механизмы жатвы, скажем так, механизмы как это происходит, это происходит в том контексте, где мы живем. Грубо говоря, если мы в прошлой жизни издевались над женщинами, будучи мужчиной, то, в следующей жизни мы рождаемся женщиной и, над нами издеваются. Если в прошлой жизни мы относились к ребенку с неуважением и, его притесняли, то, в следующей жизни, скорее всего, притеснять будут нас. И, наши родители будут с нами жестоки.

01:25:05 И, есть искушение перенести вину на тех, кто являлся, как мы считаем, причиной наших страданий. Хотя, на самом деле, это не причина, это тот механизм или тот инструмент судьбы, через который это происходит. То есть, нам положено испытать то, через что мы проходим в этой жизни. При чем, скорее всего, в момент перерождения, мы сами согласились с этим, потому что в момент перерождения нам открываются знания о всех наших перевоплощениях. И, мы понимаем, что в прошлой жизни мы совершили то, то и, то.

01:25:52 И, мы даем согласие на то, чтобы в следующей жизни мы прошли через эти испытания и, на собственном опыте, на опыте преодоления этой негативной судьбы или негативной кармы, мы бы возвысились над своей слабостью. Мы бы заполнили те пустоты, которые в нас существуют и, стали бы жить более осознанно, более счастливо. То есть, развитие личности так и происходит. И, все эти формирования комплексов, которые описаны у Зигмунда Фрейда, они имеют место быть. Просто тот подход, который использует ведическая психология, несколько отличается именно широтой восприятия. И, поиск причины и следствия совсем другой. Человек может, допустим, ведический астролог может посмотреть вашу натальную карту и сказать, что вы должны были это испытать.

01:26:50 Допустим, у вас шел планетарный период и ваш Сатурн или еще какая-нибудь планета воздействовала на ваш, допустим, дом семьи или там на вашу луну или еще на что-то. Вы должны просто были через это пройти, так или иначе. И, тогда встает вопрос, а что же мы можем сделать, если мы должны через это пройти? Есть такое правило, что смысл общения заключается в том ответе, которое оно вызывает. То есть, если мир пришел к вам с мечом и, если вы выхватили свой меч, тогда будет драка. И, если вы погибнете, в следующей жизни вы будете мстить. Но, если мир к вам пришел с мечом, а вы протянули ему руку и сделали что-то, чтобы мир опустил меч. Или даже, допустим, если он вас поранил этот мир своим мечом, все равно у вас остается выбор что вам делать после того, как вы испытали боль. Поняли ли вы за что вы пострадали или нет?

01:27:49 Это уже следующий вопрос. Даже если вы это не поняли, у вас все равно остается выбор как жить дальше. Смотреть ли на мир через призму боли и несправедливости? Или перейти на совершенно другой уровень восприятия и посмотреть на это с другой точки зрения более высокой? Или просто с другой точки зрения и понять, что в этом тоже есть смысл? Наверняка, вы знаете, может быть, знаете, Виктора Франкла – это один из учеников Зигмунда Фрейда, который будучи евреем попал в концентрационный лагерь во время Великой Отечественной войны. И, он заметил удивительное свойство заключенных, которые умирали даже при отсутствии у них соматических телесных проблем. Он заметил, что многие люди просто не доживали до утра.

01:28:47 То есть, они долгое время были в подавленном состоянии, они не видели смысла существования здесь. Они не понимали зачем они страдают. И, они просто не видели своей будущей жизни. Иногда они просто не просыпались, они засыпали и умирали. И, Франкл задумался очень сильно над этим, потому что он видел других людей. Он видел людей, которые как раз жили. Они жили и, были, может быть, даже счастливы даже в этом контексте, в этой ситуации. И, они вели активный образ жизни, если это применимо. Это применимо, в принципе, к любому контексту. То есть, мы можем радоваться везде.

Смысл помогает преодолеть ситуацию

01:29:57 Есть замечательный фильм «Жизнь прекрасна», там играет актер Роберто Бениньи. Это вот классический пример, там как раз подобные ситуации. Он играет итальянского еврея, которого с приходом Муссолини, забирают его и его сына в концлагерь, а жена, не будучи еврейкой, идет за ним. Она уговаривает нацистов взять их. И, насколько изобретателен отец, он комедийный актер и, просто излучает вот это вот вдохновение и радость. К каким он вещам прибегает, чтобы дать понять сыну, что все это игра, что это не серьезно и, что это скоро закончится. И, Виктор Франкл понял, что, именно, смысл, который человек сам находит в каждой ситуации, помогает ему преодолеть эту ситуацию. И, после выхода из концлагеря он начал новое направление: Лого терапия- терапия смыслом. То есть, в каждый момент жизни, мы этот смысл находим сами самостоятельно. То есть, мы должны его почувствовать в своем сердце, мы должны понять его.

Благоприятное воздействие на вата дошу

01:31:02 Есть следующий вопрос. - Здравствуйте. - Каким образом можно благоприятно воздействовать на вата дошу? Спасибо вам за интересные лекции и возможность задать вопрос. С уважением, Евгений.
- Спасибо, Евгений. Благоприятно воздействовать на вата дошу. Вата доша имеет свои характеристики и эти характеристики: сухость, легкость, грубость, подвижность, холод. И, если вы хотите гармонизовать свою вата дошу, то, если, допустим, она у вас вышла из равновесия, а это одна из первых дош, которые выходят из равновесия. То есть, ветер, он подвижен сам по себе. И, это качество есть.

01:32:00 То вы можете делать вещи, которые противоположны по своим качествам. То есть, допустим, самый классический вариант, который я всегда советую всем и сам употребляю, то, что у меня тоже бывает избыток, именно, ветра, в первую очередь, это масляный массаж. Аюрведический масляный массаж или самомассаж. Лучше всего, конечно, чтобы вам его делал кто-то другой, потому что само прикосновение, правильное прикосновение может или возбудить вата дошу или ее успокоить. Если это прикосновение производится путем мягкого воздействия теплым, подходящим для вашей конституции маслом, с применением эфирных масел, которые через обоняние воздействуют на первый элемент земли, который принижает избыток ветра. И, само масло по своей природе оно противоположно качествам воздуха.

01:32:59 Мы его согреваем и уменьшаем количество холода, ветра. Масло тяжелое маслянистое — это противоположно легкости и сухости вата доши. Наши движения плавные и мягкие, и гладкие – это уменьшает сухость, опять же грубость и беспокойство ветра вата доши. И, это, в конечном итоге, приведет к умиротворению вашего ума. То есть, после этого массажа, очень хорошо для вата доши принять теплую ванну. Именно, ванну, не душ, а ванну. Но, если нет ванны, можно и душ. В течение 10-15 минут. Как только вы почувствуете, что, допустим, каналы ваши открылись, как это можно узнать- произойдет испарина, то есть, вы почувствуете испарину на лице, все, дальше греться не имеет смысла, надо аккуратно встать и, смыть избыток масла.

Аюрведический метод очищения кожи

01:33:55 Лучше всего смывать масло и вообще мыться не химическими мылами, гелями. Лучше всего сделать такой есть аюрведический метод, очень хорошо очищающий кожу, делающий ее молодой и, уменьшающий сухость. Это берется овсяная мука или гороховая мука, или смешивается овсяная и гороховая мука. Гороховая мука больше всего подходит для конституции вата доши. Капха доши, извините. Гороховая для капхи больше подходит, а овсяная- для ваты и для питы. И, в эту муку добавляется, если вата доша добавляется немножко масла, допустим, это две пригоршни, для вашего мытья достаточно двух пригоршней этой муки.

01:34:51 И, вы добавляете туда воду до состояния, вот есть тесто для оладьев, вот чуть-чуть погуще, то есть такое- до состояния густой пасты, но, которое бы растекалось. И, если это вата доша, добавляется немножко масла. Если Капха доша- масло не добавляется. И, в случае Капха доши паста делается более густой. Для вата доши она более жидкой и более маслянистой делается. И, она должна быть тоже теплой, то есть разбавлять надо теплой водой или горячей водой. [непонятно] используется это как мыло. То есть, просто натирается тело, равномерно распределяется по всему телу и массажными движениями убирается избытки масла и омертвевшие эпителии тоже убираются. То есть, это как скраб работает.

01:35:50 Кожа после этого очень мягкая, она не пересушивается и тонким таким приятным травяным ароматом обладает. Даже можно голову мыть такой вещью, но, если у вас длинные волосы, надо будет очень тщательно промывать. Если я ответил на вопрос, думаю, да, если что еще раз спросите.

01:36:17 Следующий вопрос. - Уважаемый Юрий Владимирович, зачастую я нахожусь в таком состоянии, что, с одной стороны, я знаю, что мне надо делать в жизни, а с другой стороны, я ленюсь и, оправдываю свою лень. Но, я понимаю, что жизнь проходит и, если я не сделаю то, что я хочу, то я буду несчастным в дальнейшем. И, тем не менее, я не нахожу в себе силы заставить себя поступать правильно. Что делать? Мне так хочется реализовать себя, хочется в момент смерти радоваться прожитой жизни, а не думать о неиспользованных возможностях. Спасибо.
- Да, очень правильный вопрос. То есть, что нам, мы чего-то хотим, но при этом ленимся. То есть, это опять же классический пример внутреннего конфликта. Ну, если от слов к делу, есть классические техники, которые присутствуют в психотерапии, которые помогают разобраться с этим.

01:37:18 Теоретически, я вам об этом уже рассказал, то есть надо понять, что человек получает от теперешнего состояния позитивного? И, чаще всего его внутренний мир воспринимает будущие изменения, как что-то опасное и, которое может лишить его тех выгод, которые он имеет сейчас. То есть, как говорится, мы держим в руках, как это, чемодан без ручки, нести не удобно, а бросить жалко. То есть, он нам мешает, реально, но в нем есть что-то важное. И, при этом мы с ним не можем быть эффективным. То есть, это вот классическое проявление лени или откладывание важных поступков на какие-то дни. Вот с пенсии, вот с пенсии, я займусь собой или там, вот с нового года или с дня рождения, не важно.

01:38:13 То есть, если вы откладываете, значит, то, чего вы хотите: Первое, либо вы недостаточно понимаете, что это вам даст на самом деле, то есть на уровне разума вы не до конца не понимаете ту цель, которую вы достигнете. То есть, человек, который, допустим, хочет, он вроде понимает, что заниматься зарядкой хорошо, заниматься пранаямой, йогой — это замечательно, соблюдать диету- тоже хорошо. Но, при этом, почему-то он откладывает все свои занятия и, почему-то этого не делает. Возможно, один из способов изменения этой ситуации принесет простое понимание того, какие выгоды тебе даст твой новый образ жизни и, чего он лишит, что самое важное, чего он лишит тебя.

01:39:12 Если ты думаешь, что ничего не изменится и, все останется точно также и, при этом ты почему-то не делаешь это, значит ты прост не так хорошо себя знаешь. То есть, опять же, есть конкретные техники, которые опять же основаны на внутреннем исследовании своей внутренней сущности. То есть, обычно это какая-то часть внутренняя, которая противится потерять тот статус-кво, который она так очень долго и настойчиво добивалась. И, она боится, что когда она сменит свой статус, она не будет иметь то, что она имеет сейчас.

01:40:11 Поэтому, очень полезно думать, что все внутри нас, все внутри нас, оно благоприятно. Есть такая мантра, или стихотворение, или песня Сарва Мангалам. Что можно перевести, как все благоприятно И, там перечисляется, что благоприятно: душа благоприятна, ум благоприятен, тело благоприятно, солнце благоприятно, Луна, Земля, Вселенная – все благоприятно. Почувствуй это, почувствуй это, почувствуй это. И, именно, исходя из этой благоприятности всего, мы и строим наши взаимоотношения с самим собой, с нашими внутренними вещами, с нашими внутренними чувствами, с нашими внутренними частями.

01:41:03 Потому что, если мы будет угнетать себя и корить, бить себя внутренними хлыстами и, загонять себя в угол ультиматумами, изнурением, мы может быть и достигнем чего-то важного, но при этом мы будем страдать уже от самих себя. Путь разума — это путь понимания чего мы на самом деле хотим, когда делаем тот или иной поступок. Человек, допустим, который выпивает и, понимает, что он не должен этого делать. То есть, тут сталкиваются две категории, желания и долга. То есть, когда он видит своих друзей, у него нет просто другого стереотипа действия, кроме как выпивки.

01:42:06 Помню, когда я учился в институте, я тоже употреблял алкоголь и в какой-то момент я задался вопросом: неужели все наши встречи, неужели каждая наша встреча будет происходить под эгидой спирта, спиртосодержащих продуктов. Потом я начал думать, а что это мне дает? И, в какой-то момент, просто, как бы, исключил это все и, понял, что я что-то теряю. Я понял, что я теряю легкость общения, я теряю непосредственность, я теряю веселость, в конце концов. Я теряю тот контекст, в котором я общался. Я понял, что либо я должен измениться, либо я должен помочь своим друзьям, даже не друзьям, должен помочь самому себе найти способы общения со всем под другим градусом. Посмотреть на природу, то есть под другим градусом посмотреть на ситуацию.

01:43:06 И, это возможно. То есть, другой момент, если эта проблема уже перешла на уровень физиологии, если человек реально уже болен не только умом, то есть не только его цели не правильные методы, но и уже сами методы так глубоко отпечатались в его внутреннем мире, что он через эту призму воспринимает не только этот мир, но и свою физиологию. Уровень алкоголя в крови уже становится зависим от поступлений из вне. Именно, таких людей лечит наркология. Но, если она лечит только тело, только нормализует их уровень, допустим, содержание алкоголя в крови, но при этом не отвечает на их главную потребность зачем он это делал, чего он добивался, когда он выпивал, когда он курил, когда он кололся, когда он ругался с женой, когда он, грубо говоря, допустим, занимался насилием, чего он добивался?

01:44:10 И, если он сможет ответить на этот вопрос, если врач поможет ему ответить, то тогда этот процесс излечения будет являться полным. Но, если вместо одной зависимости, ему дадут другую, то есть, допустим, зависимость от страха, то есть, он становится уже, он начинает боятся умереть, ему ставится укол и, говорится, что если ты еще раз выпьешь, то ты умрешь. И, человек становится, переходит на платформу страха. То есть, это не уровень разума. Это уровень ума и чувств. Это уровень физического тела, он боится потерять свое тело. Так или иначе, он еще может им наслаждаться с помощью этого тела, но уже не с помощью алкоголя. Иногда это помогает, иногда человек находит себя, когда он проходит через это. То есть, я не против кодирования, не поймите меня неправильно.

01:45:10 Я против неразумности. Я против отсутствия смысла в действиях. Ведическая психология и психология в лучшем ее понимании, она как раз отвечает на вопрос смысла. Что человек получает? Чего он достигает, делая тот или иной поступок? Если мы будем искать ответы на эти вопросы внутри себя, вы можете узнать очень много важных и интересных вещей. Следующий вопрос.

01:45:55 - Добрый вечер. Очень хочется быть счастливым. Хочется, именно, той гармонии, о которой вы говорите. Но, есть что-то, что сильнее моего желания. Очень много теорий, которые решают все вопросы на словах. Но, как же мне быть, если я даже не верю во все это?
- Но, надо найти теорию, в которую вы поверите. Это первое. Иногда, важно найти человека, которому вы поверите. И, потом вы можете принять его теорию. Можете пойти другим путем, искать теорию и, потом найти адепта этой теории, которая вам понравится. Так, например, произошло со мной.

01:46:41 Когда я встретил первого своего учителя по аюрведе, [непонятно] Андрея Юрьевича, я проникся к этому человеку и, я первым принял, именно, его. И, потом принял то, что он говорит. Точнее, это произошло одновременно, он говорил то, что мне нужно было в этот момент. Я просто удивился, как он удивительным образом сочетал учение о теле, о душе и психике. То есть, медицина, религия и психология в одном месте — это было для меня просто находкой. То есть, чем отличается, допустим, именно, ведическая концепция, она не разделяет эти понятия. Там все едино. То есть, нет такого, что вот мы сейчас занимаемся психикой и точка.

01:47:38 Да, можно этим заниматься с целью анализа, с целью понимания, что же происходит в данный конкретный момент. Но, в следующий момент, мы должны связать это с более высокой структурой и, наоборот, мы должны понять, как более низкая структура, низкая, в кавычках, наше тело, может помочь этому процессу. Если мы будем уделять какой-то части этой системы большее внимание, игнорируя другую, это знаете, это как стол, который может стоять на трех точках опоры. Если хотя бы одна точка опоры подпилена, стол не так устойчив и не выполняет свою функцию. Туда ничего нельзя поставить. На него нельзя опереться. Поэтому, ищите ту традицию, это мое мнение, в которой есть все это. Есть и учение о теле и учение о психике и, учение о конечной цели этой жизни.

01:48:30 То есть, ведическая психология, она рассматривает конечную этой жизни как освобождение. То есть, не жизнь ради жизни в этом материальном мире, хотя это тоже хорошо. Иногда, этого, просто этого не хватает человеку, то есть, допустим, если человек находится в депрессии, то есть, это классическая болезнь разума, он не видит цели в жизни, он не знает зачем жить и, иногда полезно просто привязать его чувства к каким-то наслаждениям в этом мире на время, чтобы его вывести из состояния тамаса, в состояние раджаса, из тьмы в страсть. И, когда он уже находится в состоянии страсти, надо опять же его переводить дальше в состояние саттвы, в состояние благости. То есть, если вы не знаете, чем заниматься, скорее всего, ваш разум, появляется, то есть, подвержен влиянию, именно, невежеству, как это не прискорбно. То есть, отсутствие знания, это и есть невежество.

01:49:28 Поэтому, для вас я бы просто посоветовал, ищите знание. Продолжайте изучать. И, даст Бог, вы найдете, именно то, что для вас приготовил этот мир. Следующий вопрос.

Уровни нашего сознания

Аннамайя-коша -уровень грубого тела

01:49:45 - Юрий Владимирович, вы перечисляли структуру нашего сознания- ум, разум и так далее и что от чего зависит. Повторите, пожалуйста, еще раз.
- Я вкратце расскажу тонкую структуру, в принципе, уровни нашего сознания. Первый уровень нашего сознания — это уровень грубого тела. На санскрите он звучит, как аннамайя или Аннамайя-коша. Анна — это пища, то есть смысл существования, если сознание на этом уровне, это вкусно поесть и поспать, все. То есть, суть счастья, это сытость. То есть, быть накормленным, значит быть любимым.

01:50:34 То есть, ребенок, до года, когда он питается грудью, то для него это тождественно и, допустим, человек, которого отнимают от груди, он может как раз получить некий стресс, именно, в этом смысле, что он может почувствовать, что его не любят. Допустим, раз мать резко отрывает ребенка от груди и все, у него импринт в голове остается и он уже растет немножко другим человеком.

Пранамайя - уровень действия

01:50:58 Следующий уровень — это уровень праны. Пранамайя — это уровень действия. Это уровень активности физической культуры, здоровья. То есть, спорт наш друг, это имеется ввиду этот уровень сознания. То есть, когда человек говорит, что в здоровом теле- здоровый дух, он чаще всего, именно, находится на уровне пранамайи.

Мана-майя - уровень ума

01:51:20 Следующий уровень – это, как раз уровень ума. О чем мы сегодня говорили. Или Мана майя. Уровень ума — это уровень чувственной деятельности. Это уровень привязанности к тому, что нам нравится и избегание того, что нам не нравится. Это, то есть, счастье, когда мы видим красивые вещи, когда мы слушаем красивую музыку, когда мы приятно общаемся — это уровень ума.

Уровень разума - вигьяна-майя-коша

01:51:49 Следующий уровень – это уровень разума. О чем мы сегодня тоже говорили. Это уровень понимания, что правильно, что неправильно. Что я должен делать, что не должен, что приведет меня к успеху, что не приведет. То есть, он опять же бывает двух видов, материальный и духовный, то есть, материальный разум, он занимается успешностью, именно, в материальном мире. Духовный же разум, он ведет еще дальше. Он понимает, что надо делать в этом материальном мире, чтобы дальше быть успешным. Это уровень разума. То есть, он стоит выше ума. В идеале, он должен контролировать ум. То есть, это возможно, только когда человек поднимается на этот уровень и, свое сознание фиксирует на принципах пользы и необходимости. Что ему необходимо, на самом деле. То есть, на уровне истины, на уровне знания. То есть это уровень вигьяна-майя-коша. То есть, вигьяна — это знание, реализованное знание. Майя-коша — это оболочка переводится.

Ложное эго

01:52:50 И, следующий уровень- есть такая прослойка, как ложное эго, она тоже выделяется в отдельную структуру, это как ощущение нашей индивидуальности отдельности от всех остальных людей. То есть, я, есть они. Вот когда это возникает, это возникает у ребенка в первые годы его жизни или может быть, даже в первые месяцы.

Ананда- майя-коша - уровень души

01:53:16 И, следующий уровень, это уровень Ананда-майя-коша. Об этом мы сегодня не говорили, но, вкратце скажу, что это уровень непосредственной оболочки нашей души. То есть, эти пять материальных оболочек, шесть вместе с ложным эго, являются оболочками нашей души в этом материальном мире. То есть, это как эти пять слоев они, как знаете, луковица, они покрывают душу и душа находится в середине, в самом центре. Или на самом верху, как хотите. И, Ананда, Ананда-майя-коша — это оболочка блаженства. Это уже непосредственно, близость к душе и, когда человек переходит на этот уровень, он уже между двумя мирами находится. Он еще здесь, но он уже там. Он уже находится там, за границей этого мира. И, он видит этот мир, как отражение того мира. И, он видит любовь, он видит Ананду блаженство. Таких людей называют святыми или блаженными.

01:54:17 Блаженство. То есть, блаженный в лучшем смысле этого слова. Хорошо. И, если у нас сегодня все. Спасибо вам за ваше внимание большое. Следующий раз мы встретимся с вами в среду и поговорим об аюрведе. Всего хорошего. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 23 декабря 2021