Брось себя в океан служения

Навадвип-дхам - 22 октября 1982
Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 22 и 23 октября 1982 года
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:36:08 | качество: mp3 64kB/s 16 Mb | прослушано: 24 | скачано: 38 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Шридхар Махарадж: …. и написал письмо Прабхупаде. Хотя Прабхупад был его Гуру, тем не менее он обратился к нему: «Мой брат, бхай Сарасвати, давай отправимся и начнем совершать непосредственный бхаджан Кришне во Вриндаване». Замечание Прабхупады в его адрес было очень юмористическим, он сказал: «Возможно, он уже вступил в связь с Кришной и забеременел». Воображение этого человека настолько богато, что он, возможно, уже забеременел в результате своей связи с Кришной, этот злосчастный человек. С другой стороны, Прабхупад говорил: «Не так просто предложить цветок телу Кришны». Вначале поднеси цветок телу Кришны, это начало любви, но века миновали, все это время я пытался предложить цветок, но по-прежнему я так и не сумел этого сделать, это столь редко может произойти. Безграничное является Его незначительной частью, что мы можем поделать. Мы можем сказать, что мы тратим время в заведомо безуспешной попытке. Какими будут мои взаимоотношения с Ним?

00:00:00 Махапрабху говорит и Рупа Госвами, как зовется эта птица? Чатака — это особая птица, которая пьет только дождевую воду и никогда не воду с земли где бы то ни было. Лишь когда капли дождевой воды падают с неба, эта птица пьет дождевую воду. Природа Преданных подобна этому, ананья-бхаджан. О Владыка обездоленных, дина-бандху, Ты можешь наказать меня или одарить меня милостью, но у меня нет иной альтернативы, кроме как молить Тебя о милости. Молния ли обрушится или проливной дождь, подобно тому, как эта птица, чатака, не имеет иной альтернативы, кроме как молить о воде. Вода может пролиться, ливень или молния может уничтожить ее, но у нее нет иной альтернативы. У нас нет иной альтернативы, кроме как искать Тебя. Ты Центр притяжения для нас, Центр влечения, Кришна. Влечение связано с Тобой. Ты Центр притяжения для всего и вся.

00:00:00 Поэтому подлинная связь — влечение к Тебе, и у нас нет иной альтернативы, кроме как идти в этом направлении. Ты можешь одарить нас милостью или уничтожить, но у меня нет другой перспективы. Ты можешь разгневаться, можешь сохранять равнодушие или можешь быть добрым и благосклонным, это ананья-бхакти, путь по которому мы идем. В таком умонастроении: нет иной альтернативы, сделай или умри, умри, чтобы жить. Он для Себя, мы для Него, нет иной альтернативы. Это здоровая позиция, и мы будем приближаться к Нему с таким представлением, это Его природа. Не поиск потери или приобретения, но в конечном счете мы окажемся в выигрыше. Так или иначе мы должны быть связаны с Ним, находиться в Его относительности, такой должна быть наша цель и анукул, благоприятная по отношению к Нему деятельность, не оппозиция, но непосредственная поддержка, прямое осуществление Его желаний. Результаты принадлежат Ему и высшим, нашим хранителям. Думай о своих хранителях, они позаботятся о тебе, это их собственность. Нечто столь близкое тебе — это собственность твоих хранителей, таким образом иди, продвигайся вперед шаг за шагом.

00:00:00 Преданный: Махарадж, в «Чайтанья Бхагавате» есть стих (цитирует бенгали). «Погрузиться в океан» подразумевает гуру-бхакти?

00:00:00 Шридхар Махарадж: Да, утонуть в океане нектара, океане служения. Бхакти означает служение, брось себя в океан служения, океан нектара. Измерение служения безгранично, вступи в него, попытайся спастись из океана невежества, избегая океан отречения, и погрузись в океан служения, жертвенности. Для этого ты должен принять прибежище, руководство Нитьянанды Прабху, ты обнаружишь океан чистой Преданности, погрузишься в него и будешь пить нектар.

00:00:00 Преданный: Могу я спросить? Один Преданный не следует садхане, но совершает большое служение, тогда как другой Преданный практически не служит, но очень тщательно следует своей садхане. Из этих двух кто совершит более быстрый прогресс?

00:00:00 Шридхар Махарадж: В чем заключается различие между садханой и служением? Под служением ты подразумеваешь работу во внешнем мире, труд, а садхана совершается ментально, в этом состоит различие? Что есть садхана?

00:00:00 Преданный: Садхана — воспевание Святого Имени, чтение «Бхагаватам» и т. д.

00:00:00 Шридхар Махарадж: Когда мы воспеваем Имя, то что мы говорим? Садхана или служение, когда мы воспеваем Святое Имя в уме? Служение и садхана суть одно явление, духовная окраска — вот самая важная черта. Если любое деяние предназначено для Гуру, Вайшнава, Бога, то чем бы оно ни было с точки зрения физической формы, это будет садханой. Призыв Имени или арчана, поклонение Богу цветами и все эти вещи, приготовление пищи для Бога, для садху, уборка в доме — все это должно иметь духовную окраску, умонастроение служения. Тогда эти действия будут плодотворными, в противном случае все будет имитацией. Садхана может быть имитацией, и физическая деятельность также может быть имитацией, но жизнь состоит в том, насколько эти действия богоцентричны, насколько они обращены к Богу, насколько совершаются в таком духе, таков критерий.

00:00:00 Физическая форма не имеет особой ценности, даже убийство может быть Преданностью временами, Хануманджи и другие. Когда речь идет о прямом участии в лиле Рамачандры или Кришны, они убивают. В «Бхагавад-гите» Арджуну попросили быть готовым убивать столь многих, чтобы выполнить таким образом Божественную, непреложную волю Господа. На различных стадиях это явление может представать по-разному, но для того чтобы быть признанным в качестве служения, необходимо понять для кого делается нечто, ради его собственного удовлетворения, удовлетворения семьи или страны. Локальный интерес должен быть оставлен позади, но универсальный интерес должен быть нашей целью, таким будет критерий нашей деятельности. Ниргуна, то, что мы делаем, если источником вдохновения является наиболее фундаментальное измерение бытия и я работаю в гармонии с этим измерением, тогда что бы я ни делал, мои действия будут оправданы, это ниргуна, не хорошее или плохое в понятиях этого мира, но абсолютное благо. Поскольку настоящая фундаментальная потребность преследуется, я работаю в гармонии с этой потребностью, этим явлением.

00:00:00 Существуют различные уровни, но для того чтобы любая деятельность была служением, она должна быть богоцентричной, а не местноцентричной, когда в центре стою я сам или моя семья, нация, планета, солнечная система. Деятельность должна быть богоцентричной, насколько она будет такой, настолько эта деятельность будет служением, какую бы внешнюю форму эта деятельность ни принимала. Это может быть приготовление пищи или уборка территории, мы можем выгонять из храма собак. Чем бы ни была эта деятельность, какую бы внешнюю форму она ни принимала, если она предназначена для Него, то все в порядке, но если я сижу праздно и повторяю определенный мантрам, который окрашен локально и осквернен локальными ценностями, подобная деятельность не принесет универсальный результат. Если локальная окраска присутствует, она принесет локальный результат.

00:00:00 Мы должны быть свободным от любого провинциализма, речь идет об этом, свобода от любого рода провинциализма и богоцентризм. Это явление имеет определенные признаки в соответствии с шастрой и садху. Мы должны понять природу этого явления и двигаться в этом направлении. Таким образом делать то, чего хочет от нас высший лидер, указание обладает наибольшей ценностью, в высшей степени важной. Я выполняю указания высшего посредника.

00:00:00 Я чист, я не работаю, мои эго и ум не окрашены в моих действиях. Необходимо растворить эго, которое было приобретаемо на протяжении многих рождений и смертей давным-давно, это эго должно умереть постясь. Я буду лишь выполнять указания высшего начала, такой будет моя позиция, перебираю ли я четки, чтобы я ни делал, я выполняю указания моего высшего посредника, представителя Господа. Подобная позиция необходима, инициатива не будет исходить от моего эго, моей собственной динамо-машины. Не используй собственную динамо-машину, но следуй указаниям, источником которых является динамо-машина высшего мира, и избавься от этого эго внутри тебя. Динамо — это генератор, у каждого есть своя динамо-машина, и необходимо разбить ее вдребезги или обрести связь с высшей динамо-машиной.

00:00:00 Преданный: Я думаю, Ваша Милость — наша динамо-машина.

00:00:00 Шридхар Махарадж: Компьютеры могут быть разными, не так ли? Локальные компьютеры, которые сообщают новости и работают лишь в определенных рамках. Компьютер более высокого типа, с помощью которого можно управлять множеством локальных компьютеров. Работа в качестве слуги высшего диктатора, такой должна быть наша точка зрения на то, как мы используем энергию, и мы получим благо, следуя высшему руководству, выполняя требования высшего начала. Взор Высшего начала обращен на нас, под Его надзором. Звуковой аспект близок нам, поэтому Имя, затем цвет, эта сторона. Все божественно, нама, рупа, гуна, лила и т. д. В целом нам говорят, что мы должны воспевать Имя Господа, но этот призыв должен осуществляться естественным образом. Речь не идет об искусственных попытках, и мы будем делать все, что необходимо для этого.

00:00:00 Человек, наделенный достаточными способностями, может быть главой, распоряжаться на ярмарке. С помощью своего разума он может получить огромную прибыль, а местные торговцы получат причитающуюся им часть. Но если малый бизнес возглавляем идиотом, то всем придется поститься, никто не получит прибыли. Мы должны работать под руководством истинного святого. О чем бы он нас ни попросил, мы будем это делать, тогда мы получим свою долю, часть прибыли. Под руководством садху мы будем трудиться, и работа может быть той или иной. Кто-то пишет, кто-то ведет бухгалтерский учет, кто-то забивает гвозди, кто-то убирает территорию, кто-то зарабатывает деньги, соответственно уму лидера он возглавляет весь процесс. Под руководством подлинного Гуру многочисленные ученики совершают ту или иную деятельность, и они получают свое жалование должным образом, тогда как ложное руководство приведет к нищете. Эффективность, действенность в линии Преданности будет стоять на первом месте, когда речь идет о работе ради истинного дела, ради Кришны, о качестве. Руководство квалифицированной личности способно помочь нам возвыситься, достичь той стороны.

00:00:00 Тенденция служить будет чиста в той степени, в какой нашей целью является истина, качество служения зависит от того, насколько правильной является наша цель, насколько в центре для нас стоит Кришна, насколько мы следуем Его путям. Чистота намерения, об этом идет речь, стремление совершать подлинное служение и подлинная концепция Кришны, а не псевдоконцепция. Представления о Кришне имитаторов не ясны, не реальны, своего рода материальные представления, туман ментального характера. Чистота возможна благодаря жертвенности. Эксплуатация может быть трех категорий: саттва, раджа, тама, затем отречение, а затем дух служения Целому. Это служение бывает двух типов, одно, основанное на расчете, а другое спонтанное, служение в любви. Оно присутствует во Вриндаване, и там мы находим Высшую Причину в облике Кришны. Столь многих совершенных слуг мы находим там, и нам говорят, что степень удовлетворения качественно и количественно, градация такова. Я хотел бы сегодня остановиться на этом.

00:00:00 Главным образом речь идет о киртане. Шраван, киртан включает также деятельность, киртан-прадан, арчан-прадан. Панчаратра означает регулировать нашу, любую обычную деятельность таким образом и, главным образом, шраван киртан. Арчан является частью этого явления. Шраддха-прадан и карма-прадан — две линии. Шраван — более высокая линия, тогда как карма, предназначенная для Него, — явление более низкого характера, тантра.

00:00:00 Преданный: Здесь описывается Нараяна Брахма, санкета, а с другой стороны.

00:00:00 Шридхар Махарадж: В Нимбарка-сампрадае, ведущей свое происхождение от четырех Кумаров, и Брахма-сампрадая, ведущая свое происхождение от Брахмы. (цитирует санскрит) Одна строка и другое — это одна линия, и чатухсан.

00:00:00 Преданный: Нимбарка-сампрадая, ведущая свое происхождение от четырех Кумаров, санкета санкая.

00:00:00 Шридхар Махарадж: Санкета означает «очень простой», и здесь имеется в виду, что вся деятельность должным образом направляема и ведет к цели. Шеша означает Санат Кумар, ученик Шеши. Шеша означает Баларам, Анантадев.

00:00:00 Преданный: А санкая?

00:00:00 Шридхар Махарадж: Санкая значит «другие личности в этой линии».

00:00:00 Преданный: Я понимаю, а Вишну Свами и Рамануджа-сампрадая?

00:00:00 Шридхар Махарадж: Вишну Свами происходит от Рудры, линия Рамануджи от Шри Лакшми Деви. Шри, Брахма, Рудра, чатухсан.

00:00:00 Преданный: Они тоже следуют арчана-виддхи?

00:00:00 Шридхар Махарадж: В целом арчан, в Вишну Свами сампрадае есть рага-сева, рага-прадан и сева. Они говорят, что арчан более или менее искусственен, но они поклоняются просто и по-человечески. Рага-сева, таково их понимание. Они даже не говорят: пуджа или арчана. Они очень любят слово сева, подобно тому как мы совершаем здесь гуру-севу, матри-севу, нечто в этом роде. Они говорят: «Мы совершаем севу». Рага-марг присутствует у Вишну Свами, шуддхадвайтавада. Рудра является первым ачарьей, основателем этой линии. Шри Лакшми, от нее берет начало Рамануджа-сампрадая, Шри Брахма — Мадхва-сампрадая, Рудра-сампрадая Шридхара Свами, он также принадлежал к этой линии Вишну Свами. Брахма, Рудра и Санат-кумара-сампрадая. Нимбарка-сампрадая делится на две части: Харидас и Харивьяс, в Харидас-сампрадае есть побочная ветвь, от Вишну Свами-сампрадаи откололась Валлабха-сампрадая. Мадхва-сампрадая — это Гаудия-сампрадая Махапрабху, она связана с линией Мадхвы. В Рамануджа-сампрадае присутствуют Рамананди и Туласи Даси, побочные ветви этой линии.

00:00:00 Каждая из этих четырех сампрадай — это большая ветвь, и есть побочные, боковые ветви. Вначале присутствовало одно явление, затем определенная модификация произошла. Харидас жил во времена Акбара, он был Гуру Тансана и был основателем побочной ветви Нимбарка-сампрадаи. Двайта-адвайта Нимбарка, шуддха-адвайтавада Вишну Свами, а шуддха-адвайта Мадхвачарья, двайта-адвайта Нимбарка, вишишта-адвайта Рамануджа. А Махапрабху видоизменил, ачинтья бхед абхеда, не удовлетворенный шуддха-адвайтой. Мадхвачарья подчеркивал отличия бытия от Бога, не проводя различий. На первом месте для него стоит момент тождества.

00:00:00 Преданный: Махарадж, вчера возник вопрос: каждую Двапара-югу приходит Кришна и в 28-й день Брахмы Нанда-нандан Кришна. В другие Двапара-юги — это не Нанда-нандан Кришна?

00:00:00 Шридхар Махарадж: Нет, Васудева-нандан. Нанда-нандан Кришна во Вриндаване присутствует всегда, но скрытым образом. Иногда выходит на поверхность, но главным образом скрыт, и здесь также не объединение Радха-Говинды, но лишь юга-аватар, нампрачар.

00:00:00 Преданный: Почему Махапрабху совершал шраддху в Праяге?

00:00:00 Шридхар Махарадж: В Гае?

00:00:00 Преданный: Да, да, не в Праяге, в Гае.

00:00:00 Шридхар Махарадж: Поскольку Он демонстрировал идеальную практику грихастхи согласно традициям той эпохи. Кришна посещал гурукулу и учился, чтобы показать пример широким массам.

00:00:00 Преданный: Гуру Махарадж, Дев Нараян Прабху хочет задать вам вопрос

00:00:00 Шридхар Махарадж: Да.

00:00:00 Преданный: Я уезжаю сегодня, я хотел бы выразить свою благодарность за то, что вы приняли меня в качестве ученика, дали мне посвящение. Ваши ученики были столь добры, они помогли мне понять, как следовать вашему руководству, руководству подлинного Вайшнава, и я хотел бы услышать ваши наставления, если таковые будут, особые наставления, обращенные ко мне.

00:00:00 Шридхар Махарадж: Ты впервые приехал сюда?

00:00:00 Преданный: Да.

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 06 июня 2017