Глава 20. Бали расстается со своими владениями

Москва - 27 January 2011
Честолюбие Бали Махараджа. Бали пренебрегает советом Шукры. Три шага коротышки Ваманы.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:14:11 | качество: mp3 128kB/s 13 Mb | прослушано: 1717 | скачано: 1347 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Честолюбие Бали Махараджа

00:00:14 1. Блаженный Шука сказал: выслушав речи премудрого учителя – коего он назначил быть наставником и распорядителем при своем дворе, Бали призадумался, не зная, что ответить.

00:00:33 2. Наконец он молвил: благодарю тебя, учитель, за то, что разъяснил мне мой долг мирянина. Согласен, чтобы жить счастливо на этом свете, семьянин должен быть набожным, обеспеченным, окружать себя чувственными удовольствиями и пользоваться доброю славою.

00:00:58 3. Но как внук досточтимого Прахлады я не могу нарушить данное мною слово. Будь я чернью - простолюдином, может быть и последовал бы твоему совету, но я принадлежу великому царскому роду, потому не смею не отдать обещанного, особенно брахману - лицу духовному.

00:01:24 4. Нет греха более тяжкого, чем ложь. Потому Земля-матушка, по её собственному уверению, способна вынести любое бремя, но не лжеца с его ложью.

00:01:39 5. Не страшны мне ни муки адские, ни нищета, ни позор, ни даже самое смерть. Вот чего я действительно боюсь, так это обмануть брахмана, земного праведника.

Бали пренебрегает советом Шукры

00:01:55 6. Ты и сам знаешь, что смерть отбирает у нас все богатства. Пусть лучше Господь при жизни возьмет у меня, что душе Его угодно, нежели все моё имущество достанется ненасытной смерти.

00:02:12 7. Великие цари Шиби и Дадхичи и многие им подобные, не раздумывая, жертвовали свои жизни ради блага ближнего. Так неужели я поскуплюсь тремя аршинами земли ради удовольствия любезного Гостя!

00:02:33 8-9. Власть, богатство, телесная сила весьма недолговечны. Предки мои, демоны - доблестные витязи, вдоволь наслаждались всем этим, пока смерть не отобрала у них завоеванное. Но доброе имя пребудет с ними навсегда, ибо ни разу не отвернули они лица своего от врага, и не поскупились на помощь просящему. Доброе имя – вот что останется с нами навеки. Добрая память о нас переживёт нашу плоть. Легко отдать жизнь за правое дело, гораздо труднее пожертвовать своим имуществом, проведя в нищете остаток жизни.

00:03:33 10. Щедростью и вниманием к чужим нуждам человек преумножает свои добродетели и стяжает себе доброе имя, особенно если угождает душам праведным. Потому не отговаривай меня, мудрый учитель, от благодеяния, я отдам Попрошайке три Его аршина земли.

00:04:01 11. Тебе ли – знатоку писаний, не известно, что истинная жертва совершается во имя Всевышнего. И если Господь Вседержитель пришел ко мне в облике плута Коротышки, обеднею я или обогащусь вследствие отношений с Ним, погибну или продолжу царствовать - я послужу Его замыслу, и тем исполню своё предназначение.

00:04:33 12. Много ли на свете найдется героев, у кого Царь царствующих отобрал власть не силою, но хитростью! Если столь могучий враг обернулся предо мною скромным просителем, значит, на то есть у Него причина – значит, опасается моего оружия. И пусть в нарушение закона Он заключит меня в темницу или убьет — я уже завоевал Его сердце.

00:05:12 13. Если Коротышка и в самом деле Господь Бог - герой священных преданий, то слава все одно достанется мне – погибну ли я, поверженный Им, или свергну Его с высшего престола.

00:05:32 14. Блаженный Шука сказал: случилось то, что должно было случиться. Взбешенный Шукра проклял Бали, дерзнувшего поставить свою истину против истины учителя.

00:05:52 15. - Глупый невежда, вскричал он, - так значит, ты полагаешь себя знатоком писаний! Но не ведаешь главного закона – непослушный воле учителя лишается всех своих богатств!

00:06:12 16. Но и после этих слов великодушный воин не отступился от своих намерений. Омыв водою руки, он объявил Гостю, что Тот станет обладателем трех Своих шагов земли.

Три шага коротышки Ваманы

00:06:34 17. Жена государя, добродетельная Виндхьявали, чью грудь украшало жемчужное ожерелье, велела поднести большой золотой кувшин с водою и омыла ею ноги юного брахмана.

00:06:52 18. С ликованием в сердце Бали окропил голову благодатною влагою, что касалась лотосных стоп Господа Коротышки, - влагою, что дарует спасение всей вселенной.

00:07:08 19. Боги и ангелы, небесные волхвы, пророки и чародеи восславили непорочную доверчивость царя демонов и, счастливые, осыпали его цветочным дождем.

00:07:25 20. Гремели литавры, звенели трубы, ангелы ликовали, и люди-птицы восклицали: "Великое самопожертвование совершил предводитель злых сил! Отдал царство своё и власть Тому, кто пришел радеть за врагов его.

00:07:50 21. В тот же миг Коротышка стал умножаться в размерах, пока все мироздание — земля, небо, светила, все стороны света, горы и моря, впадины и возвышения, птицы, звери, люди и боги - каждая тварь на свете — не оказались заключены внутри Его исполинского тела.

00:08:20 22. С изумлением Бали, его сановники, жрецы и учители взирали на Коротышку, в мгновение ока заполнившего Собою вселенную – стихии, чувства, их предметы, ум, рассудок, самость, три состояния природы и все сущее разом стало частью Того, кто пришел к ним просить о трех саженях земли.

00:08:55 23-24. Подошвами Ему служили преисподняя и низшие миры, голенями - земная твердь, колени – то были горы, бедра – птицы и ветер. Под одеждами Вершителя чудных дел помещались сумерки, в паху располагались патриархи и родоначальники вселенной. На округлом животе Исполина Бали увидел самое себя со своею свитою, пупом Ему было небо, станом — семь вселенских океанов, грудь — то было созвездие светил небесных.

00:09:40 25-29. Вместо сердца у Врага демона Муры был долг, к сердцу прильнула госпожа Удача с лотосом в руке, вместо груди — благая весть и правда, вместо ума — Луна. Шею Вселенского существа образовывали священные Веды и звуки, руками Ему были боги во главе с царем небесным, ушами – стороны света, головою — высшие миры, волосы слагались из облаков, ноздрями был ветер, глазами — солнце, ртом был огонь. Из речи Его образовывались священные заклинания, языком был бог воды, бровями - заветы писаний, зеницами были день и ночь. Лбом ему был гнев, губами – алчность, кожею - плотские желания, Его семя — то были все воды, спиною Ему стало безбожие и беззаконие, а делами - огненные жертвоприношения. Тенью Его была смерть, улыбкою — иллюзии и обман, а волосками на коже Его проросли травы и растения. Реки были Ему венами, скалы – ногтями. Разумом Ему служили обители нерожденного творца, богов и пророков; плоть Его наполняли все движимые и неподвижные существа. Все сущее на свете предстало пред взором могучего демона в виде тела Господа Коротышки.

00:11:39 30. Узрев в руках Всевышнего огненное колесо его Сударшану и услышав пронзительный звон натянутой тетивы Его лука, рать властителя престола небесного в страхе затрепетала.

00:11:57 31. Громоголосая раковина Божья Панчаджанья, булава Его Каумодаки, меч Видьядхара, и щит, усыпанный алмазами точно сияющими лунами, лунными пятнами, колчан Акшаясаяки, — все они сошлись ко Вседержителю, дабы окружить Его славою.

00:12:25 32-33. Владыки небесных сфер под водительством Сунанды - ближайшего слуги Господнего, пели хвалу своему Владыки, на Чьем челе сиял ослепительный шлем и Чьи запястья украшали блестящие обручи, а лик - серьги в виде рыб. Грудь Его, на коей нашел вечное пристанище лучший самоцвет, была отмечена тонким завитком белесых волос - Шриватсой. Стан Его облачали одежды цвета солнца, перехваченные шелковистым поясом, с плеч ниспадал цветочный венок, у которого роем кружились захмелевшие тучные шмели. Первым шагом Своим Великий Владыка пересек Землю, туловищем заполнив небо, руками объяв все стороны света.

00:13:27 34. Вторым шагом Он покрыл поднебесные и наднебесные ярусы вселенной - Махар, Джану, Тапу, и высший, Сатью. Для третьего шага Ему не представилось места – ни единой пяди.