Глава 19. Господь просит подаяние у царя демонов

Москва - 01 января 2010
Доблестная родословная демона Бали. Просьба Господа Ваманы. Умеренность и самоконтроль. Предвидение Шукры о деяниях Ваманы. Предназначение мирянина.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:18:33 | качество: mp3 128kB/s 17 Mb | прослушано: 589 | скачано: 454 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Доблестная родословная демона Бали

00:00:19 1. Блаженный Шука продолжал: Маленький брахман остался весьма доволен ласковыми речами царя демонов, обнаружившего немалое знание дхармы – закона Божьего.

00:00:36 2. Всевышний отвечал: Государь, велико могущество твоё и пребудет еще более, ибо в делах своих житейских ты послушен отпрыскам мудрого первосвященника Бхригу. В государственных же примером тебе служит правление деда твоего - славного и досточтимого Прахлады. Слова твои выдают в тебе мужа доблестного и верного прирожденному долгу. Воистину тебе уготовано быть украшением вашего славного рода.

00:01:21 3. Семейство твоё издревле славилось щедростью и великодушием. Предки твои не скупились на милостыню, а слово, данное ими единожды, становилось незыблемым законом.

00:01:40 4. Ни один правитель из вашего рода не запятнал имени своего отказом в милости просящему брахману или уклонением от воинского долга. Но пуще прочих прославил род ваш почтенный Прахлада, кто праведностью своею сиял среди соплеменников словно полная Луна в звездном небе.

00:02:11 5. В роду вашем славном явился и великий витязь Хираньякша, который вооруженный одною лишь палицею, обошел вселенную и покорил всех её правителей. Ни один герой – ни бог, ни человек не осмелился встать тогда у него на пути.

00:02:32 6. И только Вседержитель - Вишну, поднявший Землю со дна Всемирного океана, вызвался состязаться в силе с твоим златооким предком. В жестоком бою погиб доблестный витязь, но то было сражение на равных с Самим Господом Богом. Да и Сам Господь позднее признавал, что победа та досталась Ему нелегко.

00:03:04 7. Прознав о судьбе Хираньякши, благословенный бессмертием прадед твой Хираньякашипу силою вторгся в царство Вседержителя, дабы отомстить за гибель любезного брата.

00:03:21 8. При виде недруга, чей острый трезубец напоминал самое беспощадную смерть, Владыка тайных сил и Повелитель времени подумал:

00:03:33 9. Где бы ни скрылся Я в пределах вечного и бренного миров, зоркое око демона точно смерть всюду найдет Меня, и нигде не будет Мне покоя. Потому схоронюсь Я в сердце врага Моего, и он, не способный видеть внутри себя, оставит свою затею.

00:04:00 10. Так встревоженный преследователем, Всевышний с помощью тайной силы Своей исчез в глубинах демонической души, войдя в его нутро через ноздрю со вдохом.

00:04:17 11. Обнаружив пустоту в царстве Господнем, демон бросился на поиски Обидчика обратно в сотворённый мир. В гневе, источая проклятия, метался он по вселенной, сокрушая все на своем пути. Но нигде – ни на земле, ни на небесах, ни в морях, ни в лесах, ни в пещерах доблестный витязь, кому не было равных в зоркости и прозорливости, не находил Всевышнего – ненавистного врага своего.

00:04:53 12. Я обыскал все пределы мироздания, - воскликнул прадед твой в недоумении, - но так и не нашел Бога - губителя брата моего. Очевидно, Его нет на этом свете, а значит царствию моему ничто более не угрожает.

00:05:17 13. До самой своей смерти Хираньякашипу питал лютую несгибаемую ненависть ко Всевышнему. А власть над ближними лишь взрастила в нем пущую гневливость, высокомерие, и в конце-концов вовсе лишила его рассудка.

00:05:42 14. Отец твой Вирочана, сын Прахлады, хотя и прирожденный демон, был необычайно ласков к духовному сословию. Однажды, когда боги, извечные враги ваши, явились к нему, переодетые брахманами, и просили в подаяние самое его жизнь, он, хоть и распознал обман, все же исполнил их просьбу.

00:06:13 15. Ты, государь, как вижу, следуешь по стопам своих досточтимых предков, которые ни словом, ни делом ни разу не посрамили чести благородного царского сословия.

Просьба Господа Ваманы

00:06:31 16. Но я не прошу у тебя, о щедрый правитель, богатых даров, жен и почестей. Дай мне немного земли во владение – мерою в три Моих шага.

00:06:48 17. Я знаю, ты не поскупишься отдать Мне и целого царства, но большего мне не нужно. Дабы не множить печаль и тревоги, я приму от тебя ровно сколь необходимо мне для скромного пропитания.

00:07:09 18. Благонравный Бали сказал: скромность твоя, юный брахман, подстать умудренным старцам. Однако происходит она не от знания, но скорее от несмышлености, что, впрочем, не грех в твоем возрасте. Ведь юность беспечна к будущим нуждам.

00:07:34 19. Хочешь, я дам Тебе целый остров, коим будешь править безраздельно. Мне, повелителю мира, неловко даровать три шага земли столь благолепному брахману, сумевшему ублажить меня ласковыми речами.

00:07:54 20. Если уж решил я облагодетельствовать кого-либо, он ни в чем не должен терпеть нужды ни ныне, ни потом. Подумай, какая молва пойдет обо мне, если завтра ты станешь просить о милостыне кого-нибудь другого! Что проку тебе в трех шагах – возьми целую страну.

Умеренность и самоконтроль

00:08:23 21. Всевышний отвечал: Государь, милость твоя не ведает границ. Однако тому, кто не обуздал свои чувства, и целого будет мира мало. Алчущему земных наслаждений не утолить жажды, хотя бы и владел он всеми тремя мирами.

00:08:49 22. Если для беззаботной жизни Мне мало трех шагов, то и целого острова с девятью его странами Мне будет недостаточно и пущусь Я в труды тяжкие пока не завладею всеми семью всемирными островами.

00:09:11 23. Известно, что даже благочестивые цари Притху и Гая, чьими владениями были все семь вселенских островов, не умели найти покой и утолить своего честолюбия.

00:09:27 24. Смертному должно довольствоваться тем, что ниспосылает ему судьба. Неумеренность в потребностях делает человека несчастным. Тому, кто не обуздал чувства, не ведать покоя, хотя бы и был он владыкою всех трех миров.

00:09:53 25. Всякое имение порождает тревоги, ибо требует неусыпного надзора. Страсть обогатительства приковывает душу к колесу перерождений. Но кто довольствуется дарами судьбы, не вожделея большего, тот не родится уже в мире, где царствует смерть.

00:10:22 26. Нам, благородному сословию, не престало алчить сверх того, что достается высшей милостью. В излишествах угасает сила духа, точно пламя, заливаемое дождями.

00:10:40 27. Потому, государь, хоть и велика щедрость твоя, Я прошу у тебя лишь три аршина земли, ибо счастлив не тот, у кого много, а кому не нужно более, чем он имеет без усилий.

Предвидение Шукры о деяниях Ваманы

00:11:00 28. Блаженный Шука сказал: В ответ властитель мира улыбнулся: "Будь по-твоему, Коротышка. Бери, сколь сочтешь нужным". И Бали поднял кувшин с водою, чтобы в скрепление своего слова омыть руки.

00:11:25 29. Однако учитель государя, премудрый Шукра, разгадал намерение Вседержителя и пытался удержать ученика своего от безрассудства.

00:11:39 30. Премудрый Шукра молвил: Остерегайся, о сын Вирочаны, этого Попрошайки. Под Его личиною из лона Адити и семени Кашьяпы в наш мир явился Сам Вишну – Господь непроявленный, дабы вновь утвердить власть богов над вселенною.

00:12:04 31. Ты сам не ведаешь, какую беду навлекаешь на себя, пообещав Коротышке исполнить Его просьбу. Ублажив этого Юнца, ты причинишь неисчислимое зло своему племени.

00:12:22 32. То не благородный послушник пришел просить тебя о клочке земли, но Сам Нерожденный, дабы хитростью лишить тебя всех имений, богатства, власти, молодецкой силы, знаний и самое доброго имени. Намерения Его – отобрать у тебя все, чего добился ты умом и трудами ратными, и отдать врагу твоему – царю небесному индре.

00:12:56 33. Не губи себя, глупец! Шаг этого Коротышки больше целого мира. Кто обещает Богу малое, в итоге отдает все. На что ты будешь жить? Чем будешь содержать свиту и домочадцев? Ведь все отвернутся от тебя. Откуда возьмешь средства для пропитания?

00:13:21 34. Первым шагом Коротышка покроет Землю, вторым – все небесное пространство, и во вселенной не останется места, что принадлежало бы тебе. Куда ты предложишь Ему ступить тогда?

00:13:40 35. Если не найдешь Ему места для третьего шага, то отправишься в ад как не сдержавший царского обещания.

Предназначение мирянина

00:13:51 36. Подаяние не считается благодеянием, если лишает дающего последних средств к существованию. Жертвенность, воздержание, верность обрядам и раздача податей – занятие не для нищих.

00:14:11 37. Дабы жить благополучно, не ведая печали ни в нынешней жизни, ни в следующей, мирянин должен делить доход свой на пять равных частей и тратить их без остатка на: своё семейство, чувственные удовольствия; преумножение богатства; священные обряды и возвеличивание собственного имени.

00:14:40 38. Но благодари судьбу, великий государь, что обещание своё ты не предварил Божьим слогом. Не осененное священным словом "ом" обещание не обязательно к исполнению.

00:15:00 39. Древо мертво, если не цветет и не плодоносит. Нельзя воздержанием и нищетою умерщвлять собственное тело прежде времени, не дождавшись, покуда оно не принесло желанных плодов, сделающих тебя мудрым и свободным.

00:15:24 40. Если же загубить надземную часть дерева, то и корни его засохнут и умрут вскоре. Если не заботиться о плоти, презирая её как наваждение, то душа зачахнет и сгинет в небытии.

00:15:43 41. Возвещая "Ом", душа отторгает от себя накопленные богатства и обрекает себя на нищету в явном мире. Если же сделать это преждевременно, не отведав вдоволь плодов и не разочаровавшись в оных, в сердце затаится неудовольствие, которое позднее обернется ненавистью. Не жертвуй беднякам, если отнимаешь у себя и семьи своей - ибо так не познаешь ты ни земных, ни духовных радостей.

00:16:26 42. Откажись от обещания, пока еще не скрепил его священным словом. Хотя будет оно и делом неблаговидным, но ты убережешь себя от многих бед в будущем, преумножишь имение свое, и если захочешь, то возродишь себе и доброе имя, пожертвуя от прироста своих богатств нищим и попрошайкам, которые разнесут славу твою по всему миру. Помни, неимущий, ты обречен на всеобщее презрение: при жизни никому ты не будешь в радость, и после смерти никто не погрустит о тебе.

00:17:17 43. Ложь вовсе не грех, если льстишь женщине, дабы завладеть её сердцем; если шутишь в приятельском кругу; восхваляешь жениха с невестою; добываешь средства к пропитанию; спасаешь себя или ближнего от смерти; защищаешь пред хищником коров или духовное сословие.