Вайшнавский этикет - Санкт-Петербург 1998. Лекция 8

Санкт-Петербург - 01 January 1998
семинар для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:31:23 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 282 | скачано: 403 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Александр Хакимов] Лидер должен управлять с отречением, но с сильным чувством ответственности, долга. То есть не только Прабхупада говорит: «Не только лидеры должны стремиться централизовать власть, но вырабатывать и отречение». В этом смысл духовной жизни. И строгость лидера – это не злоба или зависть, но исполнение долга. То есть он строг потому что исполняет долг, но он не должен быть строг потому что он злится или завидует. Каждый должен принять своего авторитета, так как то, что делает лидер он делает это для блага своих последователей. Все основные принятые решения должны быть доведены до всех преданных через ишта-гоштхи – это принцип ИСККОН, то что бы хотел Прабхупада, что в нас сочетается автократия с демократией таким образом сочетается. Принимаются решения лидерами, но затем обсуждаются значит и гоштхи со всеми преданными доводится также поддержка, подтверждение отовсюду должны быть. Это сочетание автократический принцип и демократический принцип. Это то, что хотел Прабхупада от ИСККОН.

00:01:16 Обсуждаем! Тема прочитана.
[Аудитория] [Неразборчиво] … Говинда идёт верхом, да? И как же мне быть, если он находится на верху и покоится на своих подчинённых? А в духовном мире наоборот. Он держит всех для бизнеса включает, то есть [неразборчиво, на иностранном, санскрит], он держит всех. А он, а [неразборчиво], то есть он на всех держится.
[Александр Хакимов] Это сегодняшний стих? Завтрашний? Вчерашний? Комнатка пирамидов. Конечно же никто не может держать так много. Кришна может.
[Аудитория] Это очень просто, очень просто. Ведь всякий Кришна. Пирамида, я говорил за пирамиду.
[Аудитория] Я понимаю.
[Аудитория] Есть ниже в центре Кришна? Так [неразборчиво], очень простая схема.
[Аудитория] Мы же не можем контролировать всё как Кришна, мы контролируем какой-то маленький сектор. Вот это происходит. Вот она пирамида. В центре остаётся Кришна. Рото представляет Кришну, он берёт какую-то часть ответственности отсюда. Пирамида далеко не полное представление о руководстве, о взаимоотношениях. Это должно быть связано, это может быть много всяких вещей, но все мы должны быть связаны центром.

00:03:05 В зале молчание. Серьёзная тема или что?
[Аудитория] [Неразборчиво]… Кришна занимается этим делом допустим.
[Александр Хакимов] Если авторитет ошибается?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Все ошибаются, да! Авторитеты также будут ошибаться, а как же. Что делать в этом случае? Для этого существует коллектив ишта-гоштхи. Можно задать вопросы, обсудить что-то, выразить своё мнение, например.

00:03:56 [Аудитория] То есть, если человек сам [неразборчиво]…
[Александр Хакимов] Вот это и называется – духовная организация. Мы должны организовать всё так, чтобы не было возможности совершать такие ошибки. То есть ишта-гоштхи нужны, просто нужны ишта-гоштхи, вот и всё. Так можно избежать много ошибок, неприятностей.
[Аудитория] [Неразборчиво].
[Александр Хакимов] Для. Для менеджера есть определённые требования в ИСККОНе, для лидеров, тех кто управляет. Если мы говорим о смирении, как о духовном качестве, о наиболее важном для продвижения, то очень трудно, очень трудно развивать смирение, когда человек имеет дело с людьми и деньгами. Это очень трудно для каждого будет. Поскольку здесь возникает желание наслаждаться и господствовать. Это как раз самые лучшие условия для того, чтобы получать удовольствие от контроля. Поэтому для лидеров, прежде всего лидеры должны быть сильными устойчивыми и духовными. И даже в этом случае они будут поддаваться этому влиянию время от времени. Все преданные знают, как это трудно, то есть руководить и иметь такое терпение.

00:05:47 Иногда хочется сказать: «Не хочу вообще ничего слушать, делай что говорю и всё, надоели все». Иногда хочется такое сказать, что целый день, целый день проблемы, проблемы, все недовольны и он работает-работает, но все недовольны, никогда недовольны. Все недовольны, поэтому очень трудно сохранять терпение и прочие вещи. Но также необходимо всё правильно организовать, то о чём мы говорили только что. То есть должны установиться доверительные любовные отношения. Прежде чем мы начнём руководить организацией, ожидается, мы должны уже установить правильные любовные отношения. То есть мы должны относиться, если менеджер – он является старшим, лидером, значит он относится к другим как ко младшим братьям с чувством любви, не с чувством эксплуатировать. Если такие отношения установлены, то легче будет руководить. Если такие отношения не установлены, их нужно установить. Поэтому хорошо, когда ишта-гоштхи есть, обратная связь. Не только указания сверху, но также есть обратная связь – общение.
[Аудитория] [Неразборчиво] Вас понять, то есть иногда не должен человек поверить, то есть он должен проверить, но с другой стороны, некоторые люди, если им не доверять мы почему не можем? Без доверия [неразборчиво] значит материальное нельзя так беспечно доверить людям?

00:07:29 [Александр Хакимов] Что касается менеджмента, да. Если доверительные отношения и любовные отношения они есть, но это не означает, что лидер должен быть наивным, глупым. Он должен правильно оценивать различать. Поймите разницу – оценивать, различать и судить – это не одно и то же. Что есть одна такая вещь, что «не судите, да не судимы будете». А? Иногда преданные говорят: «О, я не хочу ни о ком вообще плохо говорить и судить, лучше я буду молчать». Но здесь имеется ввиду, что мы должны правильно оценивать, вот позиция вайшнава, мы не судим, но мы должны правильно оценивать, поэтому лидер также должен обладать такой способностью. Если он говорит о важном, ответственном служении, он должен различать, кому он поручает это, не быть наивным: «А я всем доверяю, пожалуйста иди сделай это», хотя может быть этот человек совершенно не квалифицирован, мы будем совершенно безответственны. Ему нельзя доверять ничего важного служения, тогда лидер будет глупым в этом случае. Поэтому есть другое наставление, что лидеры никому не доверяют, вот этом отношении никому не доверяют, в материальном отношении не доверяют никому.
[Аудитория] [Неразборчиво] … и вы положили авторитет ему, но иногда надо следить за человеком, чтобы он развил качества как служить, может быть взяли, поменяли [неразборчиво]. Есть иногда такие вещи, когда они обижаются. [Неразборчиво]. Это нормально? Правильно, когда лидер [неразборчиво], не то, что завидует, потому что он скажет: «Все возможности требуются, чтобы я занимал какой-то пост, каким-то образом занимался и тоже был кто-то впереди иногда». Если человек слаб, то он вообще внимание не обращал [неразбочиво]

00:09:38 [Александр Хакимов] Прежде всего, когда мы говорим о любовных отношениях, то не имеется ввиду: только лидеры должны любить подчинённых, подчинённые должны любить также лидеров. Если лидер завидует подчинённым, а подчинённые завидуют лидерам – это неправильные отношения. Да, лидер будет иметь какие-то определённые права, определённые какие-то преимущества материальные. Это нормально для его положения. Необязательно, что он злоупотребляет этим. Например, лидер может будет слишком загружен, слишком загружен, поэтому нуждается в определённых удобствах. Прямо в своём кабинете он нуждается в определённых удобствах, то есть нужно учитывать этот момент. То есть надо также любить своих авторитетов. Если мы не любим своих авторитетов, придут новые люди, новые преданные, которые не будут любить нас. Если мы критикуем своих авторитетов, не защищаем их, то придут новые поколения и будут критиковать нас. Никто нас не защитит в этом случае. Мы находимся под защитой лидеров, своих авторитетов, каждый. Так Кришна защищает каждого. Поэтому очень важно, чтобы каждый преданный находился под защитой своих авторитетов, имел своего авторитета, имел прибежище.

00:11:14 Авторитеты заботятся о духовном продвижении, о материальных условиях, они смотрят как человек прогрессирует, они занимаются программами обучения, они думают о финансовом положении, они хотят, чтобы преданные правильно развивались, чтобы получили инициацию. Потом они хотят, чтобы они получили вторую инициацию, они следят за этим, чтобы всё было правильно, чтобы всё было полезно. Они делают эти вещи, они стараются это делать. Это факт. Разве нет? Нет? Это факт. Нельзя его отрицать. И когда мы видим недостатки у лидера, мы начинаем отрицать, не видеть эти вещи. Это в точности, как дети относятся к родителям, родители всё им дают, но когда родители в чём-то ошибаются и немного наказывают своих детей, или совершают что-то неправильное, ошибаются в отношении к ним, дети начинают отвергать родителей. Да, в молодости такое бывает, когда ещё нет мозгов. В 16-17 лет именно так и происходит. Но стоит ли отвергать родителей только за то, что они несовершенные? Нет, это несправедливо, это неразумно, это неблагодарно, это плохо. Нельзя видеть только недостатки. Все лидеры работают под непосредственным контролем Джи-Би-Си или других лидеров. И в конце концов есть Кришна, нужно доверять этому процессу.

00:12:49 Это не так, что мы слепо принимаем всё что нам дают. Нет, мы можем говорить, но мы должны говорить с уважением, в правильном духе, развивать отношения. Лидер тоже должен прогрессировать, совершенствоваться, меняться к лучшему – это касается всех в Сознании Кришны. Никто не исключение из этого правила, все мы прогрессируем, все мы двигаемся. Но в то же время, каждый должен быть под защитой своего авторитета. Это самое лучшее положение, самое безопасное положение. Если лидер не способен защищать, да. Тогда может быть не годится уже быть лидером. Там должен быть другой лидер. Но если он защищает, он старается, всё нормально. В целом мы должны принять ситуацию очень хорошо, с благодарностью.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Нет, лидер – это личность.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Он будет сотрудничать с тем, с кем это возможно лучше всего. Он должен выбрать тех преданных с которыми может очень хорошо сотрудничать, которые могут быть единомышленниками, понимают общую цель. Это очень важно. Но чаще всего лидер не может выбрать, потому что нет выбора. Чаще всего ситуация такая, что мы не выбираем, Кришна даёт нам определённые обстоятельства, определённый коллектив.

00:14:33 Лидер не может сотворить себе сам коллектив и людей, которых хочет. Обычно он имеет дело с теми, кто приходит, кого Кришна приводит и посылает. Поэтому лидер должен быть очень терпелив и очень смиренен. У?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] У него много есть как бы обязанностей. Он должен-должен, должен, должен, должен, должен, должен, должен, а мы должны следить всё ли он делает правильно? То есть мы на самом деле лидеры получаемся. Мы не должны превратиться в такую команду зрителей, которые смотрят футбол или хоккей и там мастера спорта знаете, мастера спорта бегают по полю. Никто за ними не может угнаться, но все их критикуют: «А, на мыло, на мыло этого, на мыло его», «А этот такой, сякой и они там…». Мы не должны превратиться в таких зрителей, таких странных людей. Необходимо сотрудничать – то что хотел Прабхупада.

00:15:50 Дело даже не в том, как действует лидер, насколько совершенен он в материальном отношении, а важно то, насколько он может сотрудничать с другими – объединить коллектив, вот что очень важно. В этом случае ошибки не так важны, поскольку есть коллектив. Когда нет коллектива хорошего, каждая ошибка будет очень болезненна с тяжёлыми последствиями, поскольку каждую ошибку будут использовать против. Коллектив очень-очень важен. Хороший коллектив. И коллектив преданных должен быть объединены одной целью, одним духом, вайшнавскими отношениями.
[Аудитория] [Неразборчиво].
[Александр Хакимов] Нужно очень осторожно пользоваться дипломатией. Если преданный почувствует какую-то дипломатию, то есть какую-то неискренность, какую-то подозрительность, никому не понравится, эта вещь становится немножко как бы заразной. Любой аппарат материального управления имеет свою сеть шпионажа и контроля, такого тайного контроля, поскольку у всех закрытый ум и сердце, как это в рейхе было: повсюду были скрытые видео, какая-то аппаратура там прослушивающая повсюду-повсюду, и все знали об этом, просто они не знали где это всё, и все были под контролем. И ещё над теми, кто контролировал ещё кто-то контролировал оказывается. Удивительная была система. И ЦРУ пронизано этим, КГБ пронизано этим.

00:17:54 Но мы не хотим в Сознании Кришны делать то же самое. Сверхдуша уже всё пронизывает. [все смеются]. Мы должны просто знать это, помнить это. Дипломатия не самая сильная вещь, но иногда, иногда это необходимо тогда, когда мы имеем дело с мошенником действительно, либо с человеком, который очень сильно наделён очень дурными привычками, очень сильно под влиянием дурных привычек, или испорченная личность. Есть преданные испорченные чем? Критикой. То есть был нормальный хороший преданный, совершал служение. Потом обиделся на кого-то, стал критиковать. И когда ему делали замечания, он ещё больше стал критиковать, что «Я же прав и со мной поступили несправедливо». И так он впал в это состояние критики, он стал всех критиковать, он стал ИСККОН критиковать. Тогда он становится испорченным. Это очень тяжёлое, это очень странное положение, мы помним его как хорошего преданного и теперь, и теперь он становится испорченным. Теперь с ним опасно даже общаться. Знаете, как во времена войны фашисты брали детей в плен. Что они с ними делали? Сначала держали в концлагерях, потом подумали: «Зачем? Мы их воспитаем арийцами, мы их воспитаем арийцами, они будут убивать своих же соотечественников и они даже не будут знать об этом ничего». Хорошие мысли? Да?

00:19:18 Майя действует точно так же. Майя нападает на преданного, берёт в свою армию, теперь становится уже орудием майи этот человек. И что же происходит на поле битвы, когда эти люди выходят? Убивают своих же отцов? Что с ними приходится делать? Стрелять в них, больше ничего. К сожалению это так. А если мы делаем это с испорченными людьми, с критиками, серьёзными критиками, то должны применить силу, административные решения какие-то, чтобы защитить движение. Дипломатия нужна тогда, когда мы имеем дело с материалистами, да. Преданные не глупцы. Прабхупада был очень тонкий дипломат. Когда он делал одну сделку однажды, нужно было сделать одну сделку – купить. Купить здание. И человек хотел продать выгодно, был очень богатый и очень жадный человек был, хотел продать выгодно это всё Прабхупаде. И он знал, он слышал, что Прабхупада – это великий какой-то мистик из Индии – гуру, он сильное влияние оказывает на людей. Как бы люди вот жертвуют ему, под его влиянием могут пожертвовать, могут так расчувствоваться да? Добродетель проснётся так, что он забудет о своей жадности. И он привёл какого-то мага, своего знакомого, чтобы тот противодействовал воле Прабхупады, его силе. Он затеял вот такую вещь.

00:20:44 Прабхупада пришёл с учениками туда. И они встретились. Этот маг сидел там, но его не представили как мага конечно. И человек этот бизнесмен сидел. И Прабхупада, сели за стол, как будто бы обсуждать, вести серьёзные разговоры, но Прабхупада вдруг потерял интерес ко всему и стал зевать. И тогда этот бизнесмен спросил: «А может быть вы хотите отдохнуть с дороги? Вы приехали издалека, можете отдохнуть, поспать вот в этой комнате, пожалуйста». И их оставили одних. А Прабхупада сказал ученикам: «Когда кто-то хочет, вам предлагает отдохнуть и поспать – это значит, что он устал, он хочет отдохнуть и спать». И они не спали, Прабхупада с учениками не спал. Через несколько минут он сказал: «Пойди, разбуди этого бизнесмена и приведи сюда, сейчас они спят там вместе со своим компаньоном он спит там, в той комнате». Ученик прошёл и действительно они спят. Разбудил этого бизнесмена. И Прабхупада один на один решил всё, очень хорошо. Этот мистик проспал всё это время. [все смеются] Прабхупада был очень тонким дипломатом, самым тонким. Преданные не могут быть глупцами конечно.
[Аудитория] [У меня есть вопрос: а какие у нас, вот хочу вернуться к прошлому, у нас здесь со старшими преданными и лидеру, скажи же указать ][неразборчиво] указать на недостатки, он просто сказал, что у нас не демократия, а когда спросили: «Что же у нас?», он сказал: «У нас монархия».
[Александр Хакимов] У нас монархия с демократией вместе.
[Аудитория] Сочетается?
[Александр Хакимов] Должны сочетаться монархия с демократией в Кали-югу.

00:22:34 Монархия в Кали-югу – несовершенный способ управления и демократия также несовершенный способ управления. Поэтому автократия сочетается с демократией – так ИСККОН устроен. То есть нужно учитывать и мнение подчинённых и нужно считаться с положением также руководящих. И то и другое необходимо.
[Аудитория] [Неразборчиво] [Вопрос насчёт организации каких-то встреч между лидерами]
[Александр Хакимов] Иногда, да это нужно делать. У нас, например, есть какие-то планы на развитие Намахаты в городе, крупные. Можем это решать узким коллективом, но когда решения приняты очень хорошо – сказать об этом всему коллективу, какие решения приняты, какие у нас планы хорошие. Это очень вдохновляет преданных и даёт атмосферу доверия, что лидеры они ничего не скрывают. Это можно обсудить также с преданными вместе, это хорошо будет. Менеджеры не должны думать, что это потеря времени – решение уже приняты, какой смысл ещё говорить на эти темы? Что ещё нового они скажут? Нехорошо. Возможно это так, да, время это займёт какое-то, но не нужно думать только о времени, не нужно становиться таким менеджером, чтобы «у меня просто нет времени всегда на какие-то другие дела», «я умею столько времени принимать свои решения и больше нет никаких, никакого времени на другие вещи», «отвлекаться на какие-то ещё мысли, на какие-то предложения».
[Аудитория] [Неразборчиво]

00:24:29 [Александр Хакимов] Это делается и так и так, и так и так. При разных обстоятельствах, по разному, например, если есть, если есть хороший коллектив, хороший коллектив, то коллектив может выбрать президента, иногда это делается. Например, Шри Вишнупад он был в Индии, да, он давал лекцию там во Вриндаване. И коллектив пришёл к Прабхупаде, и хотя говорит: «Я, когда путешествовал, был его секретарём и слугой», но коллектив храма пришёл к Прабхупаде, сказал: «Почему бы этот человек не остался бы здесь преданным и не стал президентом? Нам очень нравится как он проповедует». Прабхупада сказал: «Да, конечно, хорошо» - коллектив выбрал его тогда. Но какие-то места Прабхупада сам назначал кого-то, рекомендовал например, но он никогда не настаивал абсолютно. Говорил, что «Если, если у вас не получается, хорошо! Выберите любого, кого вы хотите». Он никогда не действовал так вот, в абсолютном смысле слова, вот что касается руководства. Духовное настроение оно всегда абсолютно. Но что касается внешней энергии, материальной энергии, тут не может быть абсолютных вещей, поэтому Прабхупада он хотел даже так, что Джи-Би-Си собирается и голосует, и Прабхупада также имел право голоса. Иногда Прабхупада голосовал, другие голосовали против. Большинство голосов было против. Так даже получалось иногда. Но это имеется ввиду касательно только материального управления. Что касается духовной жизни, тут не может быть решено путём голосования этих вещей, невозможно.

00:25:56 Но что касается материального управления да коллектив, мнение коллектива и отношения – очень важны. Шри Вишнупад пишет в основах управления: «Если коллектив, если менеджеры, лидеры, они советуются с коллективом, время от времени на ишта-гоштхах или на совете обсуждают также и принимают коллективные решения, то лучше!». Что если президент принимает только индивидуальные решения и ошибается, то все, всю ответственность, все винят его в этом. И отношения будут разрушаться таким образом. Все будут думать: «Почему он ни с кем не советуется? Почему? Тут есть много других преданных! Почему он не спрашивает? Почему он такой гордый?» и т.д. Это будет не хорошо для него. Лучше когда коллектив подтверждает это всё, даёт уверенность, усилие, даёт своё благословение преданным. «Да, мы согласны, очень хорошие решения» - все говорят, это самый лучший выбор.
[Аудитория] Очень часто Прабхупада отвергал утверждения Джи-Би-Си.
[Александр Хакимов] Верно, да. Иногда он отвергал, отвергал. Сейчас также происходит иногда Джи-Би-Си приходят какие-то решения, а потом через какое-то время их приходится менять, совершенствовать.

00:27:14 Из-за недостатков в Кали-юге, например, мы можем принять решение развивать варнашрама-дхарму и какие-то ещё такие вещи. Или обучить всех преданных Бхакти-шастре и сделать всех, обучить всех менеджеров и прочее. Но даже обучив всех менеджеров и дав знания Бхакти-шастры, мы увидим, что много недостатков останется. Тем не менее. ИСККОН тоже развивается. Управление ИСККОН также может ошибаться в каких-то материальных вещах. Иногда кто-то, однажды кто-то сказал Прабхупаде из его учеников, что «Как? Как это так, что гуру он совершенен всегда? Говорится, что всегда совершенен. А как же, если он принимает решение вот какие-то практические и ошибается в них? Как же это понимать?». Нужно различать менеджмент и духовную квалификацию, это не одно и то же. Некоторые духовные учителя, они совершенно не менеджеры. Это не должно, не должно сочетаться, это, он не обязан быть менеджером – духовный учитель. Прабхупада в себе слишком много сочетал, всё сочетал в себе, как бы всю культуру вайшнавскую сочетал в себе, в одной личности в нём было всё это. Но что касается нас, нет. Мы должны сотрудничать учиться.

00:28:34 [Аудитория] [Неразборчиво] … если духовный учитель ошибается, то ему нужно смотреть не как на его недостаток, так как он духовный учитель и то, что это также его ошибки – часть духовной природы. Поясните это.
[Александр Хакимов] Духовный учитель – он заботится о духовном благе учеников. Он также хочет, чтобы его ученики были счастливы всегда. Например, кто-то имеет материальные проблемы, гуру также больно это видеть. Например, у кого-то несчастный брак, или у кого-то не хватает денег для жизни, он страдает, например. Гуру тоже это приносит некоторые несчастья, если он понимает, что ученики его вот так страдают некоторые. Поэтому он сочетает в себе и духовную заботу и материальную заботу. И то и другое. Или, например, один саньяси упал и женился. Но Прабхупада, когда встретил его он сказал: «Неважно, неважно, что ты женился, ты был саньяси и стал грихастхой ну и что? Главное, что ты преданный». Это не совсем как бы соответствует Шастрам, строго говоря, но это были отношения гуру и ученика. Это нужно понять через духовную энергию только. Но Шастры говорят: «Саньяси падает – это плохо, не должно быть такого, саньяси не должен жениться». Но Прабхупада сказал: «Ничего страшного, какая разница? Главное, что ты преданный».

00:30:11 И иногда гуру также думает, что делать? «Давайте попробуем так?» - он может сказать. Не то что это абсолютное решение – Бхагавата-дхарма – это просто какие-то чисто внешние вещи решаются. «Давайте попробуем так? Так не получается, хорошо, давайте попробуем теперь так?». Так что гуру может думать, думает. И какое решение гуру принимается? То, которое последнее. Нельзя думать так: «О гуру сказал вчера так, а сегодня так, кажется он сам не знает ничего». Гуру должен всегда знать всё? Нет. Он тоже должен думать, рассуждать. Но принимается последнее его решение, то, которое последнее.
[Аудитория] Что значит «духовная природа этих ошибок»? [Дальше неразборчиво]
[Александр Хакимов] Духовная природа означает – природа служения. Он заботится о своих учениках, то о чём мы говорили. Почему он может принимать те или иные, а, наставления, решения? Только с точки зрения служения – заботы над своими учениками. В этом смысле какая тут может быть ошибка? Такие ошибки не стоит принимать всерьёз – это даже не ошибка.

00:31:33 [Аудитория] [Неразборчиво].
[Александр Хакимов] Гуру пользуется также материальной природой. Пользуется.
[Аудитория] У него нет привязанности?
[Александр Хакимов] Он себя не отождествляет с ней, но у него есть тело физическое тело. Физическое тело – это материальная природа, но он себя не отождествляет с телом, но он может применять и использовать это тело. И его способности, например, разные духовные учителя они эксперты в разных областях ведического знания, да? Мы знаем в ИСККОНе. Кто-то очень силён, скажем в ведической астрономии, а кто-то в Аюрведе, скажем Прахладананда Свами.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, это уже природа человека. Они пользуются этой природой. Не так, что она исчезает полностью, нет, она остаётся, они пользуются ею, для проповеди, для того, чтобы действовать, они пользуются материальной природой.
[Аудитория] Говорится, что саньяси не должен накапливать много денег, а мы очень часто слышим, что один пример Свами, другой пример Свами… Как это понять? Что саньяси, при том, что саньяси, а имеет много материального блага… [неразборчиво].

00:33:03 [Александр Хакимов] Это называется юкта-вайрагья, то есть санкиртана – это движение, это слово имеет два значения. Санкиртана – это киртан – прославления коллективные, когда много людей – становится санкиртана. И другое значение слова санкиртана – это когда всё человек использует в служении Кришне – деньги, машины, здания и так далее, людей, всё что угодно – это тоже санкиртана. И то есть в нашем движении Бхактисиддханта Сарасвати, именно вот этот термин – юкта-вайрагья санкиртана. То есть он таким образом проповедовал бхакти, Бхактисиддханта Сарасвати. Он начал это, он ездил на машинах, хотя саньяси должен ходить пешком, он одевал смокинг, какую-то одежду обычную и цилиндр, чтобы проповедовать влиятельным людям. Саньяси не должен пересекать океан – говорится. Прабхупада перешёл через атлантику, [анджела-бхути] и так далее. И саньяси не должен иметь денег на руках, да, но Прабхупада имел большие деньги на руках, БиБиТи имеет большие деньги на руках. Ведь смысл – как пользоваться деньгами? Это юкта-вайрагья. Когда принцип юкта-вайрагья действует нет никаких ограничений, всё можно. Всё можно задействовать. Юкта-вайрагья – значит всё использовать для служения Кришне. В этом случае – это вне этих правил и предписаний становится.

00:34:29 [Аудитория] Ну это я понимаю, как бы деньги Би-Би-Ти, а не частного лица, деньги организации, получается, что он зарабатывает деньги?
[Александр Хакимов] Нет, никто не зарабатывает для себя в ИСККОНе. Эти деньги употребляются для миссии. Это организация, которую создал Шрила Прабхупада, а все эти деньги принадлежат ему. За все деньги, которые есть у нас несут ответственность лидеры и духовные учителя также. Очень важно понять этот момент, чтобы не отождествлять духовных учителей с обычными людьми, чтобы не нанести оскорблений. Если мы так подумаем, мы можем подумать, что это обычный человек, у него есть деньги. Лучше посмотрите, как использовать эти деньги. Вот что нужно увидеть. Нужно увидеть ту положительную сторону, для чего это делается. Саньяси живёт очень просто. Прабхупада имел много денег по всему миру, но жил как саньяси – очень просто. Уложится в наш план. Понадобится, не знаю сколько ещё дней.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Завтра мы начнём также в 6 часов. Тема будет – обретение квалификации преданного Кришны. Хорошая тема и отношение к женщине, как к матери. Это очень важные, очень важные темы будут.

00:36:23 На сегодня мы закончим. Шрила Прабхупада кий!
[Аудитория] Джай!
Лекция седьмая

00:36:27 [Александр Хакимов] Лекция седьмая. И этикету управления. Этикет менеджмента. Мы немного повторим эти две вещи. Так, что касается других сампрадай, то преданные могут сталкиваться с различным направлением вайшнавизма и цель различных сампрадай – одна и та же – это достичь Вайкунтхи. Все сампрадайи имеют одну цель. Существует 4 сампрадайи – Брахма-сампрадайя, Шри-сампрадайя, Кумара-сампрадайя и Рудра-сампрадайя(Шива-сампрадайя). Цель одна и та же. Цель – это Вайкунтха, но Брахма-Мадхва-Гауди-сампрадайя она отличается. То есть это путь во Вриндаван – есть отличия. Особая вещь – путь во Вриндаван – это выше Вайкунтхи. И основная разница между этими сампрадаями, что все они рекомендуют путь вайдхи-бхакти – это путь смирения, почтения, поклонения, это настроение Вайкунтхи, это настроение великолепия Нараяны, могущества Нараяны, подобно, как в присутствии царя невозможны фамильярные отношения, так же и в присутствии Нараяны, отношения становятся почтительными, смиренными. И невозможны какие-то близкие отношения с Нараяной, как такие фамильярные отношения. И Брахма-мадхва-гаудия сампрадайя поклоняется Кришне с почтением и смирением, фактически тоже в настроении Нараяны, но когда это поклонение продвигается и переходит на уровень спонтанного преданного служения Рагануга-бхакти, возникают очень близкие отношения. Это Брахма-мадхва-гаудия сампрадая – то что дал Господь Чайтанья.

00:38:41 Он пришёл в эту сампрадаю, чтобы развивать эти отношения с Радхой и Кришной дальше, за пределы почтения и смирения, к уровню спонтанной любовной привязанности. И демонстрировал в век Кали эти симптомы высшего проявления любви и экстаза. Это Гаудия сампрадая, мы именно последователи Гаудия сампрадайи, Брахма-мадхва-гаудия сампрадая. Наш путь – Рагануга-марк – путь спонтанного преданного служения любовного служения, мы стремимся к этому, это наша цель. Но мы идём к этой цели через настроение Вайкунтхи, предписанным путём, по стопам предыдущих ачарьев. В этом разница. И есть также разница между Гаудия сампрадайя и Гаудия-матх в Индии, мы знаем есть, то что знал Бхактисиддханта Сарасвати и ИСККОН. Разницу тоже нужно понимать. Кто-то может сказать, в Индии особенно, что ИСККОН неавторитетная организация. Что такое ИСККОН? У нас Брахма-гаудия-мадхва сампрадая, Гаудия, Гаудия-матх. И очень часто можно услышать в Индии, что кто-то может сказать, что это неавторитетная сампрадая.

00:39:58 Однако, мы должны посмотреть вглубь, в суть вещей, не смотреть на внешние формы. С точки зрения внешних вещей, мы видим, что ИСККОН – это международная организация, сюда может войти любой человек из любого места, независимо, какое имеет рождение, независимо, какое имеет воспитание, образование и так далее. Что очень важно в брахманической культуре, как в Индии – смарта-брахманы, они следят за этим, перикастовые госвами, они следят за этим, чтобы не нарушался этот порядок, устой общества. Так, они следят, чтобы только брахманы могли заниматься преданным служением и так далее. И они забыли о внутренней стороне, о смысле этих правил и предписаний. Смысл в том, что нужно достичь любви к Богу и мечта Бхактисиддханты Сарасвати заключалась в том, Бхактисиддхант Сарасвати – он хотел, чтобы этим обществом, духовным обществом, которое он создал, управлял коллектив, коллективный орган и состоящий из возвышенных преданных. Он хотел этого. Для того, чтобы это движение развивалось, необходимо было сотрудничество. Для того, чтобы развивать его по всему миру. То есть, самый важный вопрос – это вопрос сотрудничества был.

00:41:28 И Бхактисиддханта Сарасвати он давал именно такие наставления – сотрудничать и управлять коллективно, но его ученики не последовали этому наставлению. Они не последовали этому наставлению. Они сохраняли независимость и пытались централизовать власть, они боролись, они решали, у них были споры, какой матхой, кто должен управлять? Какой храм кому должен пренадлежать? Они думали, что «сначала мы должны установить эти отношения между собой, а потом сотрудничать». Но сотрудничество было более важно и Бхактисиддханта Сарасвати сказал Шриле Прабхупаде, что «Когда я уйду с этой планеты в Матхи, будет пожар, они ссорятся сейчас уже. Если я уйду с этой планеты они будут ссориться ещё больше, будет раскол». И Шрила Прабхупада получил наставления распространять по всему миру и он создал этот орган управляющий орган – ИСККОН, Джи-Би-Си, то есть мечта Бхактисиддханты Сарасвати воплотилась именно в этой форме ИСККОН. Это как раз то, что он хотел сделать, но за пределами Индии, за пределами Индии. Никто не ожидал, что будет такой выход, что возможно такое создать за пределами Бхаратаварши. Прабхупада сделал такую вещь.

00:42:52 И поэтому ИСККОН считается самой сильной линией Брахма-мадхва-гаудия сампрадайи и самой сильной линией из всех сампрадай. Поскольку здесь воплотилось желание Парампары, то ИСККОН получает все полномочия Господа Чайтаньи сейчас и становится, уже стал самой сильной духовной организацией мира и продолжает развиваться в этом направлении. Здесь полномочия Господа Чайтаньи. Это то, что мы обсуждали в прошлый раз. И тем не менее необходимо знать, как вести себя с другими сампрадаями, чтобы не совершать оскорблений, это очень важно. Чем более преданный продвинут, тем более он смиренен. Поэтому вполне органично для тех, кто более продвинут, быть более смиренным. Итак, преданные ИСККОН должны развивать умонастроение смирения – это самое важное качество преданного. Смирение и почтение. Поэтому мы должны с почтением относиться к другим сампрадаям, другим линиям, другим религиям, в нашем случае здесь вот другие религии могут быть. Это конечно не сампрадайи, но это тоже, тоже религия, это тоже учение, имеющее в принципе ту же самую цель, хотя находящиеся на разных уровнях.

00:44:10 И основная вещь, которая необходима во взаимоотношении с другими сампрадаями и религиями – это почтение и смирение. Далее мы говорили об этикете в управлении. Смысл в том, что ИСККОН, который основал Шрила Прабхупада, духовная организация и опыта, до того, как Шрила Прабхупада сделал это, не было в мире духовной организации, не было духовных организаций никаких, никогда не создавалась организация духовная до Шрилы Прабхупады. Любая организация считалась материальной. Менеджмент, управление, структура, подчинение, прочие вещи – это просто материальные вещи. Но Прабхупада создал ИСККОН, как духовное общество и поэтому необходимо заботиться. Самое главное о чём нужно заботиться, находясь в этом обществе, чтобы оно не стало материальным. Там где есть власть и деньги, там есть большая опасность в этом отношении – спуститься на материальную платформу наслаждений. Поэтому есть этикет, о чём нужно помнить. Каждый из нас может со временем принимать какую-то ответственность за коллектив и за деньги в управлении, поскольку мы расширяемся, мы развиваемся как организация. Каждый из тех, кто сейчас всего лишь подчинённый, он может быть лидером и уже каждый лидер для других людей. Каждый преданный – подчинённый и каждый преданный – лидер, мы обсуждали это в прошлый раз.

00:45:43 И говорится, что даже в духовном мире есть разные группы. Там тоже есть какое-то управление, какой-то порядок. И разница между материальным управлением и духовным управлением…

00:46:00 Об отношениях между материалистами, между подчинённым и лидером не существует отношений любви и заботы. Есть элемент чувственного наслаждения – выгоды. Поэтому это мера эксплуатации материального мира, тогда как духовный мир – мир служения. И ИСККОН – это духовная организация, где каждый является слугой Господа Чайтаньи. Никто не использовать своё положение в своих интересах. Как нужно рассматривать более высокое положение в ИСККОНе? Подскажите?
[Аудитория] Больше слуга должен быть.
[Александр Хакимов] Больший слуга, да. Как говорится – Господь Брахма больший слуга, самый большой слуга, поэтому занимает самый высокий пост в этой вселенной. Кришна уполномочивает большего слугу большими полномочиями. Тогда как в материальном мире – прямо противоположные концепции мы наблюдаем. Всё прямо противоположное. И значит, если большая способность служить другим, значит большее смирение, большее терпение. Духовный менеджмент – это возможность больше служить, а не больше эксплуатировать. И духовный менеджмент также похож на пирамиду. Мы приводили пример пирамиды.

00:47:18 Материальный менеджмент – это тоже пирамида, где вверху есть какой-то управляющий орган или какая-то личность. Всё остальное подчиняется. И лидеры за счёт усилий подчинённых поддерживают своё существование, а духовный менеджмент – это пирамида также существует, но вверх ногами, наоборот. Тот, кто является лидером способен служить и поддерживать коллектив, заботиться о коллективе. Он всё так организует, чтобы была забота. От него это исходит – забота и поддержание, тогда как в материальном отношении поддержание происходит снизу. Всё наоборот получается. И единственное за что несут ответственность материальные лидеры – за то, чтобы не потерять своё положение, поэтому они хотят выглядеть лучше в глазах людей. И поэтому очень часто обманывают, очень часто обманывают, говоря какие-то вещи, слишком хорошие о себе, слишком хорошую рекламу делают о себе, но на деле люди узнают, что это не так. Это их ответственность, это их забота, так как духовный менеджмент прямо противоположное. И поэтому с подчинёнными необходимо обращаться как с младшими братьями. Там где любовь, там нет эксплуатации.

00:48:43 Это духовное управление, мы не должны смотреть только на материальные возможности человека, необходима духовная квалификация, духовное лидерство – это что? Что такое духовное лидерство? Это - … проповедь. Здесь написано – это проповедь.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Так как проповедь вдохновляет других людей, необязательно лидерам быть менеджерами, бизнесменами самим. Нужно быть просто уполномоченными Кришной. Каждый преданный в ИСККОН – слуга и также каждый является лидером. Лидер должен вести за собой, лидер должен сочувствовать своим подчинённым, лидер должен управлять с отречением, но с сильным чувством ответственности. Строгость лидера – это не злоба, не зависть. Строгость лидера – это исполнение долга. И каждый должен принять свой авторитет, так как то, что делает лидер – он делает это для блага своих последователей. Так. Мы закончили эту тему.

00:49:55 Вопросов нет по этим двум темам? Ещё не остались? Продолжим. Сегодня – обретение квалификации преданного Кришны. Нужна Бхагавад Гита. Обретение квалификации преданного Кришны. Кришна Према находится внутри сердца человека и проявляется, благодаря усилиям воспевания и слушания. Кришна – источник всех лучших качеств, поэтому, если у нас появляется контакт с Кришной, эти качества проявляются у нас, также как качества луны проявляются в отражении луны. Точно так же, когда сердце очищается, то в чистом сознании отражаются все божественные качества Кришны. То есть здесь просто речь идёт о том, откуда эти качества приходят к преданному, то есть как он приобретает эти качества, он приобретает их от Кришны. Поскольку в сердце находится Кришна Према, в каждом сердце она дремлет, в дремлющем состоянии. Эта Кришна Према привлекает Кришну. Чем больше человек проявляет привязанности и любви к Кришне, тем больше Кришна привлекается этим преданным, обращает Своё внимание на этого преданного и появляется контакт непосредственный с Верховной Личностью Бога. И в процессе этого контакта – преданный будет проявлять эти божественные свойства, духовные.

00:51:55 Лучшее средство для развития в Сознании Кришны – это воспевание святого Имени. Особенно в век Кали. Громкое воспевание с другими. Кришна легко даёт освобождение, но очень редко даёт Прему, так как освобождение не очень важная вещь, по сравнению с Премой. Почему? Кто знает ответ, почему? Почему Према выше, чем освобождение? Почему Кришна легко даёт освобождение, но не так легко даёт Прему?
[Аудитория] [Неразборчиво] Потому что он даёт самого себя, контролируется.
[Александр Хакимов] Да, он даёт самого себя, контролируется. Кришна контролируется любовью и для того, чтобы дать Прему, на самом деле, Кришна должен дать самого Себя тогда преданному. Он начинает играть подчинённую роль, как бы Он подчиняется Преме, поэтому Кришна он осмотрительный в этом отношении. Те, кто завидует и т.д. – Он осмотрителен, Он не хочет отдавать себя тем, кто завидует, тем, кто глупы, кто невежественны и т.д. Это качества личности. Но Кришна Према привлекает Его. То есть преданный становится обладателем самого Кришны. Через освобождение достигается покой, умиротворение. К этому можно прийти, оставшись в уединении, но радость таким образом не придёт – необходимо общение с личностью. Общение с друзьями очень важно, необходимо общение с личностями.

00:53:30 Или выходить на Харинамы с преданными. Любое преданное служение, которое делается в коллективе, подразумевает общение с преданными. И радость преданные могут получить именно отсюда. Когда мы говорим, что процесс преданного служения радостный, то радость исходит из общения с личностью. И прежде, чем человек получит непосредственно радость от Кришны, он научится ощущать эту радость от общения с преданными. С духовным учителем и с преданными. Кришна говорит в Бхагаватам об этом, что «Тот, кто предлагает Мне почтение моей форме в храме, но не оказывает почтения другим живым существам, находится в иллюзии и зря теряет время на такое поклонение. Он не видит, что Я присутствую в сердце каждого». То есть Кришна вместилище всех наслаждений, источник всей радости, всех духовных энергий. И в каждом сердце присутствует Сверхдуша. Если преданные умеют правильно общаться, то Сверхдуша проявляет себя через каждого преданного, через любую личность, таким образом преданный чувствует увеличивающуюся радость в общении с другими. Если он чувствует, что радость уменьшается – это материальное общение, значит там присутствуют оскорбления, там присутствуют какие-то скрытые материальные мотивы – это имеет материальный характер и несёт страдание, беспокойство.

00:55:01 Поэтому общаться необходимо с любовью, тогда это принесёт чистую радость. Это одно условие, которое необходимо. Обычно эта любовь, которую мы имеем, направлена на самого себя. Она есть в сердце каждого эта любовь, но вопрос: куда человек направит её? Из-за ложного эго вся эта энергия сконцентрирована на самом себе. Поэтому человек сходит от собственного ума с ума, страдает от собственных проблем внутри себя. Эта любовь необходима для обмена, необходимо отдавать в общении с преданными. Это и есть любовь по отношению к преданным. Это не сентиментальные вещи. Необходимо отдавать: помощь, самопожертвование – это общение с любовью. Такое общение приносит чистую радость. Это и есть преданность, это называется преданностью, когда преданный отдаёт себя. Так он служит Кришне. И, общаясь с Кришной, преданный получает трансцендентное блаженство. Это наивысшее удовлетворение. Этого можно достичь через регулируемую практику, следование правилам и предписаниям. И вайшнавский этикет – это свод таких правил, которые регулируют наши поступки, наше поведение. Основа – это вайдхи-бхакти, садхана-бхакти.

00:56:31 Если преданный уттама-адхикари, освобождённая душа, то до тех пор, пока он имеет материальное тело, он будет действовать, следуя правилам и предписаниям, как неофит, и не будет проявлять внешне своих внутренних ощущений. Это очень интересный момент. Даже если он уттама-адхикари, пока он имеет материальное тело, он действует в соответствии с правилами и предписаниями. Так себя чувствует вайшнав. Прежде всего, уттама-адхикари никогда не думает, что он вайшнав, он не верит в это. Он не чувствует, что он квалифицирован, поэтому он думает, что «Я должен следовать всем правилам и предписаниям – я всего лишь неофит в духовной жизни. У меня нет никаких шансов достичь совершенства – очень маленькие шансы достичь совершенства в этой жизни». И он думает, что только по милости Кришны он может получить Кришна Прему, только по милости, Кришны. И кроме того, такая личность, за которой все идут, должен следовать как ачарья. Итак, он будет действовать, как начинающий преданный. И в этом наша цель: следовать наставлениям Шрилы Прабхупады всегда, неважно насколько мы продвинуты. И по мере нашего продвижения, необходимо усиливать садхана-бхакти, усиливать воспевание.

00:58:00 Иногда возникает впечатление, что мы достаточно уже продвинутые и не нужно совершать уже каких-то усилий. Часто бывает так, что преданные, через какое-то время в Сознании Кришны, начинают есть непредложенную пищу или читать книги, которые нет необходимости читать, или ходить в те места, где им не нужно бывать, на самом деле, вообще не нужно бывать, ходить. Так происходит из-за этой иллюзии. Иногда кажется, что мы уже очень трансцендентные, что мы уже вне майи – иногда такая есть иллюзия у человека. Он вдруг чувствует свою продвинутость как-то и начинает позволять себе какие-то поблажки, но на самом деле, настоящая продвинутость действует в другом направлении. Если человек действительно продвигается, здесь говорится, то он усиливает садхана-бхакти. Не расслабляет, а усиливает её. То есть мы всегда повторяем Харе Кришна мантру, но если мы продвигаемся действительно, мы всегда усиливаем воспевание. В этом смысл. Если мы читаем книги Прабхупады – мы читаем ещё внимательнее эти книги Прабхупады. Это признак прогресса. Нельзя думать, что на определенном уровне продвижения нам не нужны будут регулирующие принципы. На самом деле нам никогда они не будут мешать эти принципы. Мешать они никогда не будут. Нет причин отказываться от следований. У преданного нет потребности в умственных спекуляциях, например. Он не чувствует такой потребности выдумывать какие-то теории.

00:59:30 Или в том чтобы есть непредложеную пищу, или спать больше, чем необходимо, или в исполнении сексуальных желаний – нет таких потребностей. Это вайдхи-бхакти, всегда остаётся вайдхи-бхакти – следование правилам и предписаниям. Имитация это означает, что личность не находится на том уровне, который пытается изобразить, поэтому он имитирует – показывает свою продвинутость внешне, хотя внутреннего продвижения не имеет – это имитация. Итак, иногда преданный внешне чувствует себя продвинутым, внешне показывает свою продвинутость и верит в это – это имитация. Так же как ребёнок, закончивший несколько классов школы, иногда он себя чувствует очень учёным – так бывает. Имитация. Есть такой момент, что можно имитировать. Это те, кто принимает Сознание Кришны дёшево, они показывают свои слёзы, демонстрируют свои слёзы, но Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что это слёзы майи. Дети тоже постоянно плачут, кто-то болеет – может заплакать, кто-то от голода может заплакать, от боли может заплакать. Внешние проявления не так важны, как внутренние. Прабхупада приводил пример: женщина может имитировать, что ждёт ребёнка, подложив что-то под одежду на живот. Но хотя это похоже на беременность, ребёнок не родится.

01:01:02 Имитация не даёт результата никакого. Так же и все внешние попытки имитировать не дадут Сознания Кришны. Это не поможет. Преданный не хочет демонстрировать свои сокровенные внутренние отношения с Кришной. На самом деле преданный даже скрывает это. Он скрывает свои внутренние, сокровенные отношения с Кришной. Есть ещё один пример: женщина, если случайно какая-то часть тела её обнажилась, если она целомудренна, она мгновенно закроет её, увидев это, т.е. честный человек не будет демонстрировать всё это. Шри Кришна говорит в Бхагавад Гите, какие качества преданного для Него наиболее дороги: «Тот, кто не завистлив, тот, кто дружелюбен ко всем живым существам, кто не считает себя владельцем чего-либо, свободен от ложного эго и равен как в счастье, так и в страдании, кто всегда удовлетворён и занят преданным служением Мне. Чей ум и разум сосредоточен на Мне, тот очень и очень дорог Мне». Это 12 глава Бхагавад Гиты. Мы немного почитаем дальше из Бхагавад Гиты об этих качествах.

01:02:31 «Не беспокоить никого и сам никем не обеспокоен, кто остаётся уравновешенным в счастье, несчастье, в страхе и тревоге, тот очень дорог Мне. Мой бхакт, независящий от обычного течения дел, чистый, умелый, свободный от забот и страданий, и трудящийся не ради плодов своей деятельности, очень дорог Мне. Тот, кто не радуется, не горюет, кто не скобит, не имеет желаний, кто отрекается, как от благоприятных, так от неблагоприятных вещей, такой бхакт очень дорог Мне. Тот, кто относится одинаково к друзьям и врагам, остаётся невозмутим в чести и бесчестии, в жаре и в холоде, в счастье и несчастье, в славе и бесславии, кто свободен от оскверняющего общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о жилище для себя, кто утвердился в знании, посвятил себя преданному служению, такой человек очень дорог Мне. Тот, кто исполнен веры, следует этим вечным путём преданного служения, полностью отдавая себя этому, кто сделали Меня своей высшей целью, те очень и очень дороги Мне». (БГ 12.13-20)
О чём речь идёт в этих стихах? Мы узнали – вайшнавский этикет. То есть как он ведёт себя этот человек. Не горюет, не скорбит, терпелив, всем доволен, удовлетворён, умиротворён, почтителен, независтлив. То что в этикете написано, всё, что требуется, всё то же самое, написано.

01:04:02 Этикет описывается в 12 главе Бхагавад Гиты полностью. Здесь описывается квалификация преданного, необходимые усилия, чтобы развивать эти качества. На самом деле, чтобы развивать эти качества нужно знать и медитировать на них – на эти качества. Сначала нужно просто держать это в уме и медитировать на них. Если мы говорим об усилиях в духовной жизни, вот эти усилия в чём заключаются. Однажды Прабхупаду спросили преданные: «Как мы можем увеличить распространение книг? Скажите, в чём секрет?», Прабхупада подумал и сказал: «Вы сможете увеличить распространение книг, если вы будете повторять все 16 кругов с начала до конца без перерыва». Вот какие усилия необходимо делать. Есть внешние усилия и внутренние усилия. Мы не должны делать только внешние усилия. Необходимо углубиться, совершать внутренние усилия. Это и есть самая трудная вещь в материальном мире – совершать эти внутренние перемены, эти внутренние усилия. Скажем: быть независтливым – это трудно, если мы завистливы. Мы даже удивимся: «Как вы можете говорить такие вещи? Как это можно вообще всё делать? Это моя природа». Мы даже удивимся этим вещам, но необходимы усилия и это приведёт к успеху, поскольку нам помогает гуру и Кришна. Мы верим в это. Это факт, это происходит.

01:05:26 Итак, необходимы усилия, чтобы развивать эти качества. Чем больше качеств, тем больше вкуса. Сначала трудно зажечь огонь, пойдёт дым, но когда огонь уже горит, то всё очень просто, очень просто поддерживать огонь, когда он горит, но зажечь огонь бывает сложно, даже в печи. Печь иногда так дымит, не горит, дрова сырые или что-то ещё, не горит. Из-за каких-то обстоятельств, каких-то гун, качеств огня не появляется. Также пытаясь совершать усилия вначале мы поймём – очень трудно. Так много препятствий, на каждом шагу проблемы – мы скажем. Нет вкуса, нет этого огня, Сознание Кришны превращается в какой-то труд непосильный. Но это начало. Когда появляется огонь уже проще. Ещё больше, совсем просто, просто иногда надо подбросить туда дров и всё, и можно уходить, вообще не смотреть туда даже. Не стоять над душой. Что необходимо на этом пути? Нужно действовать уверенно, быть терпеливым, действовать в соответствии с регулирующими принципами: имеется ввиду шраванам, киртанам, смаранам, ванданам и т.д., оставить общение с непреданными и следовать по стопам предыдущих ачарьев. Эти шесть вещей увеличивают вкус. Рупа Госвами описывает это – Нектар Наставлений, то что благоприятно для духовной жизни.

01:07:01 Не нужно есть больше чем необходимо, накапливать много вещей, говорить праджалпу, следовать правилам и предписаниям священных писаний не понимая цели, не понимая для чего, что это для духовного прогресса. Общение с мирскими людьми. Джай Шри Шри Гаурнитай. Жадность к мирским достижениям, прилагать чрезмерные усилия для достижения целей. Так можно утратить вкус. Итак, иногда мы чувствуем в духовной жизни вкус увеличивается, иногда вкус утрачивается, вот по этим причинам. Шесть причин, которые увеличивают вкус, шесть причин, которые разрушают вкус духовной жизни. Обсудим, я прочитал тему полностью.

01:07:49 [Аудитория] [Неразборчиво] Как говорили организации, как не имитировать. Как определить духовный уровень развития, чтобы не имитировать?
[Александр Хакимов] Имитировать и подражать – это не одно и то же, хотя это синонимы. Есть подражание и в каком-то смысле Прабхупада поощрял это делать, как мы учимся на самом деле? Как учатся дети? Как вообще происходит учёба? Мы подражаем. То что делает учитель мы повторяем и даже как он это делает? Мы тоже повторяем. Мы увидели, что вот гуру прыгают на киртанах и мы стали прыгать на киртанах. Не знаем, насколько у нас там большой экстаз, но мы прыгаем, нам нравится это. Это подражание, это мы учимся таким образом. Но имитация – другое дело. Имитация – означает, что внутри мы убеждены. Это ложное эго, что мы очень продвинуты и мы пытаемся внешне демонстрировать как-то это, проявлять. Видя, как действуют продвинутые преданные, мы имитировать начинаем их, думая, что мы на одном уровне с ними – а это имитация уже. Этого нужно бояться. Мы подражаем, но мы не думаем, что мы на одном уровне, потому что мы просто учимся, мы следуем. Следовать и имитировать – это не одно и то же.

01:09:10 [Аудитория] Позвольте вопрос, когда читаешь мантру вот есть вкус к воспеванию, а не какое-то безразличие и вроде бы жизнь наполнена, вроде нормально всё, всё хорошо, отношения с преданными получаются нормальные, так вот единственное что? Такого вкуса, который был раньше, я не чувствую… [неразборчиво]
[Александр Хакимов] Это возможно из-за внешних обстоятельств, это возможно также из-за этих шести причин. Например, если преданный сделает слишком много усилий, чрезмерные усилия совершает, внешних усилий. Это тоже может быть причиной потери вкуса. Когда преданный совершает чрезмерно большие усилия внешние, у него меньше остаётся внимания и времени на шраванам, киртанам, смаранам. Это причина утрачивания вкуса. Можем заметить такую вещь: как бы нам ни было плохо и трудно, если мы приходим слушать о Кришне и воспевать, нам гораздо лучше становится, не так ли? Вкус возвращается. Факт. Это единственная вещь, почему мы утрачиваем вкус, что мы утрачиваем внимание и у нас не хватает времени на этот процесс. Мы либо сокращаем это, либо вообще не приходим, либо приходим, но уже в возбуждённом состоянии ума и не можем даже сконцентрироваться. И думаем: «Какой толк? Я вот это всё вот слышал уже». Мы не можем этот вкус взять, мы не можем открыть эту банку. Саттва-гуна – вкус, сначала яд, нужны усилия означает. Мы приходим, воспеваем пол часа или сорок минут, потом повторяем весь санскрит и кому-то в гуне страсти кажется: «Ну зачем это всё так растягивать? Можно просто почитать да и всё и работать надо» [все смеются].

01:10:57 Но очень важно установить ум должным образом, в состоянии смирения, терпения и почтения. Мы воспеваем, потом почтение Бхагаватам, повторяем стих: «Ом Намо Бхагавате Васудевая» мы говорим и так далее, мы почитаем Бхагаватам. Комментарии, потом молитвы могут возноситься, если кто-то хочет. Очень важно это умонастроение. И тогда это Бхагаватам даёт вкус, то что мы так и жаждем, но его нужно получить, знать, как получить. Также и здесь вкус, он придёт, безусловно. Если мы совершаем внутренние усилия, духовный вкус всегда придёт. Есть также причина, что действуют гуны. Мы можем быть подвержены чему угодно: погода сменилась, давление упало или поднялось, болезнь какая-то пришла, например, сон плохой приснился. То есть вначале эти факторы тоже могут влиять определённым образом на наше умонастроение, но по мере утверждения нашей веры, всё это преданный перестаёт замечать. Это вопрос веры, количества веры. Если мы обладаем полной верой, мы всё это можем игнорировать, всё, любую вещь, даже собственную смерть. Можно просто проигнорировать. И именно вот идём путём развития веры. Вера делает нас твёрдыми, крепкими – ништха, твёрдая, крепкая вера. Она не может колебаться ни при каких обстоятельствах внешних.

01:12:23 Если мы утвердимся в шраванам и киртанам, и смаранам – это и есть твёрдая вера. Мы всегда будем иметь постоянный вкус, всегда будем иметь устойчивое положение в Сознании Кришны.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Что имеется ввиду, что можно бежать с закрытыми глазами? Имеется ввиду, что впереди есть гуру, тот кто ведёт, я слепой, мы слепые, но есть один зрячий, один зрячий есть, он ведёт всех правильной дорогой, что он видит. В этом случае можно идти с закрытыми глазами. Не означает, что это будет так легко, это просто, но не легко, потому что слепые люди, они полны недоверия: «О, куда ты меня ведёшь? Я не знаю, я не вижу ничего» - они полны недоверия. Они ещё могут быть неуверенны. «Может быть это не тот проводник» - они думают ещё и так далее. Могут быть сомнения. Если мы следуем правилам и предписаниям, наша вера увеличивается. Почему? Вкус увеличивается потому что. Если мы установим правильные отношения, у нас будет глубокая вера, даже у самых начинающих преданных, которые попадут вот в эту организацию духовную ИСККОН – они будут говорить: «Это самое лучшее движение во всём мире». Откуда они это узнают? Через неделю они уже будут верить в это, откуда они это узнают? Из взаимоотношений между преданными. Очень просто всё. Потому что они получают такой гигантский вкус от общения с преданными. Вайшнавские отношения – это нектар, чистый нектар, поэтому приходит вера – быстро, мгновенно.

01:14:02 Я помню когда преданные заботились, например, обо мне, когда я пришёл в движение. Очень много заботы было. Это быстро помогло мне понять Сознание Кришны. Именно это, именно этот момент. Я думал, у нас у каждого есть такой опыт именно. Чем понравилось нам это движение? Здесь были необычные люди Они были очень добрые, очень мягкие, очень заботливые, не так ли? И также очень строгие были. Они учили нас, заботились о нас. Я думаю, что опыт должен быть у каждого преданного такой, иначе мы будем как сироты, которые никогда не имели хороших отношений.
[Аудитория] [Неразборчиво] кажется что это не по теме…
[Александр Хакимов] Почему не по теме?
[Аудитория] [Неразборчиво]. Поклонение высшему … демонические люди так, что поклонение тому, что не является высшим. А там далее Веды также написано, что вот [неразборчиво] на Кришну, непосредственно даже не указывается кто является Верховной Личностью Бога. Я хочу спросить, что [неразборчиво], вопрос в том, что именно узнать то, что вот Кришна является Верховной Личностью Бога, то есть поклоняться Ему, то есть как бы вот это вот как бы нужно осознавать и что … [неразборчиво].

01:15:48 [Александр Хакимов] [Эти чхан шакхалава пунсанг Кришна стху Багаван свайам] также не указывается в Ведах. [Ишварах парамах Кришна сат чит ананда виграха] – указывается.
[Аудитория] [Неразборчиво]. То есть вопрос в том, что ну вообще 1000 имён существуют, но это не в прямом смысле …
[Александр Хакимов] Да в Кришне и всё, не сомневайтесь да. Всё правильно. Так и думайте.
[Аудитория] [Неразборчиво] До какой степени преданный может жертвовать своей садхана-бхакти ради интереса коллектива?
[Александр Хакимов] До какой степени преданный может жертвовать своей садхана-бхакти ради интереса коллектива? В чём же интерес коллектива?
[Аудитория] [Неразборчиво].

01:17:30 [Александр Хакимов] Это нарушение садхана-бхакти. Наиболее распространённое препятствие в Сознании Кришны. Иногда, чтобы следовать садхана-бхакти строго, можно даже разрушить отношения с руководством или с другими преданными, которые хотят, чтобы мы работали в это время. Тогда возникает вопрос: до какой степени мы должны следовать строго? На самом деле авторитеты должны нести полную ответственность за духовную жизнь своих подчинённых. Они должны заботиться о преданных. Это не так, что преданному приходится самому заботиться о своей духовной жизни, выкраивать время и так далее, думать: «Опять я сегодня не читал книги, и вчера не читал, уже целую неделю не читаю книги, что же мне? Как мне обмануть этого авторитета вообще?» [все смеются]. То есть ну мы должны это чувствовать иногда действительно так происходит. Иногда мы видим, что если пришли скажем книги и нужно разгружать, да в храм нужно разгрузить книги, но все на обеде, а водитель не будет ждать там в машине час он не будет ждать. Время – деньги для него. Но преданные, у них садхана-бхакти. Они скажут: «У нас сейчас обед, у нас садхана-бхакти и мы не можем сейчас ничего другого делать, приезжайте в другое время пожалуйста». Это будет глупо конечно. Нет. Должны все уйти и сделать это дело, потом вернуться к своим обязанностям. То есть разум должен быть.

01:18:59 Но вы спрашиваете: до какой степени? Вы должны чувствовать это самостоятельно. Если вы чувствуете, что ваша духовная жизнь тянет ущерб – это приносит ущерб духовной жизни уже. Вы должны остановиться. Вы должны прийти и сказать, что «Я не могу уже больше так. Это приносит вред мне. Мне нужно время на чтение книг хотя бы немного, мне нужно время, мне нужно время, чтобы повторять внимательно джапу, также нужно. Я хочу слушать лекции также, я хочу учиться Сознанию Кришны», «я не хочу просто работать стоя до ночи, не понимая ничего, я уже перестал всё понимать».
[Аудитория] Эти отношения, они получаются, если на меня жёстко настаивают … [неразборчиво].
[Александр Хакимов] Да, отношения могут ухудшаться в этом отношении, нужно всё делать правильно, по этикету, нужно нам говорить, как общаться, как слуга, в духе служения. Мы не используем этот аргумент, чтобы бросить вызов руководству. Мы не должны использовать это таким образом, чтобы бросить вызов руководству, дать пощёчину им за это, ответить таким образом, это не хорошо.
[Аудитория] [Неразборчиво]

01:20:23 [Александр Хакимов] В правильном настроении, если это не помогает, то обратится к старшим, более старшим авторитетам, пожаловаться, что у меня проблемы. Они могут помочь, они могут поговорить с непосредственными руководителями.
[Аудитория] Какие могут отличаться уровни преданных?
[Александр Хакимов] Уровни преданных – мадхьям-адхикари. На самом деле, человек может различать уровни Сознания Кришны вплоть до своего уровня на котором он находится. Выше ему трудно ориентироваться. Он может видеть, что человек выше, но насколько выше? Каков его уровень? Ему трудно понять будет. Но зная писание, он может по каким-то симптомам догадываться например. Может догадываться по каким-то симптомам. Есть симптомы освобождённой души, есть симптомы Маха-багаваты, есть симптомы признаки Кришна Премы. Если кто-то обладает Кришна Премой, он скрывает её, но иногда он не может сдерживать это, иногда он может проявить какие-то симптомы. И тот, кто находится в знании, может понять это. Например, Сарвабхаума Бхаттачарья. Он не находился на уровне Кришна Премы, тогда когда впервые увидел Господа Чайтанью, который лежал без сознания в храме Джаганатхи, он потерял сознание. И служители храма думали: «Какой-то оскорбитель пришёл и лежит тут и спит перед божествами» и хотели ударить палкой.

01:21:51 Сарвабхаума Бхаттачарья остановил и посмотрел по симптомам, и он понял: глубокий транс. Он догадался об этом. Глубокий транс духовных переживаний. «Отнесите его домой ко мне, я с ним потом поговорю, с этим человеком». Хотя он не находился на этом уровне, но он был в знании писаний и мог определить это. Мадхьям-адхикари может опираться на знания в писаниях также. Как мы определяем – истинный гуру или неистинный гуру? Мы же не находимся на его уровне, обращаемся к писаниям и слушаем его, обращаемся снова к писаниям и слушаем его, задаём вопросы и слушаем и так далее, постепенно мы пониманием – это совершенная личность.
[Аудитория] Вот через вкус, который получаешь от этой личности, можно понять? Хотя и являешься ниже его уровнем, но получая вкус от этой личности, от общения с этой личностью мы нашли [неразборчиво] гуру.
[Александр Хакимов] Точный уровень? Я не знаю. Точный уровень трудно понять того, кто выше. Точный уровень. Не простая вещь. Но сила вкуса может говорить об этом, об уровне преданного, да, также может, но не всегда опять же. Это бывает также не всегда.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Шастры более надёжная основа в этом случае, знание Шастр.

01:23:25 [Аудитория] Скажите пожалуйста, вот для того, чтобы продвигаться, нужно правильно заниматься чтением джапы, вот у меня может, ну есть что-то в этом? Или это спекуляция? Например, я когда читаю джапу да, я в неё как бы перемещаюсь, то есть она может у меня звучать здесь или здесь, или здесь нет. Когда я её читаю… или это мне кажется? И где и мне лучше концентрироваться? Вот, например, когда я её в сердце перемещаю, мне даже через глаза слёзы идут…
[Александр Хакимов] Угу, угу, угу, угу, угу…
[Аудитория] [Неразборчиво] Кажется? А где она находится?
[Александр Хакимов] Просто слушайте и всё. Она нигде не должна быть, пускай, нужно слушать звук.

01:24:17 Один преданный однажды сказал: «Когда я начал повторять Харе Кришна мантру» - он говорит – «Знаешь, Параматма в сердце, и когда ты повторяешь Харе Кришна должен медитировать вот сюда! Вот таких вот размеров тут будет у тебя чувство какое-то, в общем, ты должен чувствовать вот тут форму Параматмы». И я очень пытался это делать сначала. И мне казалось: «О, кажется, кажется чувствую что-то там, Параматма!». Я думал, что можно почувствовать там диск, булаву, там все эти атрибуты… Другая старая преданная рассказывала, что мы пришли к ней на программу, она говорит: «Вот идите сюда, я вам покажу один феномен, видите вы или не видите? Вот посмотрите на небо из окна, видите, оно всё в таких точках искрящихся», «Не видим», «А я вижу». [все смеются]. «И Сверхдуша в каждом атоме» - она говорила. Я думаю: «Ну надо же, как она достигла совершенства какого, Сверхдушу видит уже в каждом атоме». Я всё думал над этим. Потом смотрел на небо, смотрел и думал: «Точно, искрится всё! О! О, я тоже достигаю совершенства, кажется». А потом кажется, если вы долго смотрите, то у всех искрится. [Смеётся]. Сейчас я напоминаю этой преданной: «Вы помните? Да? Как вы достигли Сверхдуши?». Она: «Сейчас я так не думаю, нет, сейчас я так не думаю».

01:25:42 Мы очень склонны к эзотерическим переживаниям. Вначале кажется, что вот в этом суть. Не так важно всё это. Мы забудем всё, кроме Кришны. Все эти ощущения, все эти вещи, всё уйдёт от человека. Останется просто Кришна.
[Аудитория] Одно из препятствий преданного служения – это зависть, как избавиться от этого?
[Александр Хакимов] Как избавиться от зависти? Основная вещь, основная вещь, основное лекарство – это служение. Зависть означает – противоположное свойство любви. Зависть и злоба – синонимы, злость, ненависть, зависть. И противоположность – это любовь. Любое служение. Так, если мы завидуем, если человек завидует Кришне, поэтому мы здесь, мы завидуем Кришне. Какое лекарство против этого? Служить Ему. Служа Кришне, восстанавливаются любовные отношения, через служение восстанавливаются правильные отношения, зависть уходит.
[Аудитория] Это [неразборчиво], как будто зависть, это что? Может просто обида? Да, вот, если это обида, то человек должен работать над собой: «Я завидую, это что? Я завидую Кришне, поскольку Ему всё принадлежит?»…

01:27:16 [Александр Хакимов] В конечном итоге да это зависть Кришне. Например, мы можем думать: «Я не завидую Кришне потому что я не чувствую зависти к Кришне, наоборот, я чувствую к Нему хорошие чувства, я молюсь божествам и прочие вещи и гуру также». Когда мы говорили с одним преданным на эту тему, насчёт зависти к гуру. Он говорит: «А как можно завидовать гуру? Я не верю в это». Это так же как завидовать звёздам. Невозможно завидовать гуру, но зависть есть к Кришне. Почему не может быть зависти к гуру? Зависть повсюду может быть. Потом пришли к этому мнению, что зависть она повсюду, поскольку мы завидуем Кришне, а всё это – энергии Кришны. Что ты хотел сказать?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Да, если мы, мы чувствуем, что мы завидуем преданным, например, это мы чувствуем, каким-то людям или преданным можем завидовать, особенно равным преданным можем завидовать, которые в чём-то быстрее начинают продвигаться и что-то ещё, или те преданные, которые успешнее уже просто в жизни, могут также вызывать зависть. Но постепенно мы избавимся от этой зависти, постепенно.

01:28:31 Мы потеряем такое видение в Сознании Кришны, потеряем вот это значение разницы материальной. Мы также осознаем, что мы слуги Кришны и Кришна также заботится о каждом и обо мне также. Зависть уменьшится или будет уходить, как-то она будет уходить. При этом зависть найдёт себе другое применение – поднимется выше. Эта зависть может проявиться к более возвышенным преданным в этом случае.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Преданные начнут видеть какие-то кажущиеся недостатки там. То есть с нашей платформы мы можем найти много мнимых недостатков в духовных личностях, на самом деле мы видим собственные недостатки, поскольку эта личность – как зеркало. И мы, глядя туда, видим свои недостатки, а он чист, совершенно чист может быть. Даже Прабхупаду критиковали, Господа Чайтанью критиковали, Кришну критиковали. Угу? И постепенно мы осознаём – «Нет, нет, это возвышенные души, я совершенно забыл, они же всю жизнь отдали Кришне, зачем я думаю таким образом?», «Да я и мизинца не стою вообще и я вообще не могу даже сотой доли таких вещей делать, как они, мне нужно быть смиренным, я завишу от них, от их милости». Но в этом случае зависть поднимется выше и в конце концов она приведёт к Кришне, откуда началась.

01:29:58 И когда мы придём к Кришне, мы будем сожалеть и раскаиваться перед Ним и просить прощения за это.
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Громко, громко.
[Аудитория] [Неразборчиво] Обида – это зависть? … [Неразборчиво]
[Александр Хакимов] Если он сохраняет обиду в сердце?
[Аудитория] Если он сохраняет, мне придётся помочь ему как-то [неразборчиво]
[Александр Хакимов] Нет, нет, мы так не рассуждаем, что она сохраняется сама собой. Он сохраняет её. Это означает, что он хранит эту обиду в сердце. Это называется злопамятный человек. Угу? Так называется? Злопамятный человек называется в миру. Но мы говорим – «Хранит обиду». Таков характер его сердца.

01:31:02 Тот, кто хранит обиды, он плохо помнит хорошие вещи. Так он настроен, таково его сердце. Знаете, как есть клапан, в аквалангах есть два клапана – в один клапан вы вдыхаете – он пропускает воздух, а другой клапан закрывается когда выдох, но когда вы вдыхаете этот открывается, этот закрывается, угу? Так он работает. Если вы правильно настроите клапан, то сможете дышать и выдыхать, если неправильно, вы задохнётесь. Так же и здесь, нужно правильно устроить этот клапан, чтобы обида входила и выходила спокойно, чтобы она не хранилась где-то в каком-то укромном месте в сердце. Преданный должен совершать усилия против этих вещей.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 25 October 2018