Этика как продукт философии

20 мая 2010
Почему обычная этика стала чем-то сверхестественным? Три способа аргументации: Пафос – воздействие на эмоции и чувства. Логос – убеждение логикой рассуждений. Этос – личный пример поведения. Ачара - личный пример. Моральная сила или способность сопротивляться греху. Бхакти как путь проявления добродетелей души. Семь добродетелей: ньяя, дая, сатья, павитрата, майтри, арджавам, прити. Кришна-эка шаранам - исключительное качество души. Почему так сложно проповедовать? Человек узнается по делам его. Духовный прогресс - ежедневный выбор. Выбор на основе высшего вкуса. Проповедь не работает, когда слова расходятся с делами. Отсутствие искренности. Вопросы и ответы: Как быть с проявлениями гнева?
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:02:46 | качество: mp3 56kB/s 25 Mb | прослушано: 322 | скачано: 506 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Поют мантру] oṁ namo bhagavate vāsudevāya, oṁ namo bhagavate vāsudevāya, oṁ namo bhagavate vāsudevāya!

00:00:29 [Тушкин В. Р.] Итак, сегодня мы проводим пятое заключительное занятие семинара «Духовная ценность философии». И это пятое занятие называется словом «Этика».

00:00:45 Я ещё раз напомню о том, что когда мы определяли тему самого семинара, мы говорили о том, что философия состоит из этих четырёх вещей: пути познания - гносеологии, правил мышления - логики, метафизики — понимания того, что стоит над материей - то есть более полной картины мира и последнее — поведение, в связи с новым знанием, с новым пониманием.

Почему обычная этика стала чем-то сверхестественным?

00:01:20 И с самого начала я делаю оговорку, что люди допускают, что этика, или это: «как должно быть, каким общество должно быть, как мы должны себя вести» – это то, что сейчас является трансцендентным по отношению к нашему нынешнему положению, что никто не считает, что нынешний стандарт поведения или жизни является идеальным. Именно поэтому-то люди, собственно говоря, и имеют какую-то тенденцию к философствованию, к изучению, к рассуждению, к улучшению, к совершенствованию. Потому что они понимают, что сейчас что-то не совершенно.

00:02:00 Но не получается нового поведения или новой вот этой вот ачары, этики, именно потому, что отсутствуют три предыдущих элемента, что у людей нет вот этого понимания более полного о реальности, они не принимают во внимание в своём поведении ни Бога, ни душу, ни законы кармы, они не имеют правильного понимания о законах мышления. Если говорить о логике, то они пользуются лишь такой мирской логикой, которая опирается на чувственное восприятие, не более того.

00:02:37 На механистическую логику они опираются. И всё остальное, их путь познания сам по себе, гноссеология, тоже очень и очень ограничен. И отсюда понятный вывод, что пока в обществе нету действительно ясной картины по этим первым трём параметрам, как познавать мир, как правильно мыслить, какая логика куда нас должна привести, и вообще, что из себя этот мир представляет, то фактически в настоящий момент нет основания для того, чтобы люди изменили своё поведение.

00:03:12 Нет никакого основания. Обычно, вот мы знаем, такая пословица даже, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То есть должно что-то такое заставить его перекреститься, изменить своё поведение, вспомнить о Боге. Должны какие-то внешние силы, или что-то такое, что он забыл. Он забыл, что есть Бог, или какие-то высшие силы, и он живёт себе спокойно, как будто он здесь господин и управляющий. Но грянул гром, это что значит?

00:03:40 Это проявление какой-то высшей силы, ему напомнили о том, что ты здесь не управляющий, ты здесь не господин. И в следствие этого раз сразу - он перекрестился. Он вспомнил о Боге: «Ох, ты, Господи». Или: «Господи, прости». Или: «Господи, спаси». То есть мы видим, что поведение, как правило, меняется тогда, когда расширяется у человека немножко представление о мире, и он практически видит, что мир другой, не такой, как он думал.

00:04:07 То есть поэтому, для того, чтобы изменилось поведение людей, мало там вести в какие-то душеспасительные беседы с малолетними преступниками или с кем-то ещё, то есть необходимо расширять их картину мира и объяснять им законы Бога. Итак, этика — это моральная философия фактически, как себя человек должен вести, каковы идеальные качества человека. И именно эти качества, именно это идеальное поведение и подтверждает истинное философское понимание и доказывает то, что человек достиг истины.

00:04:47 Потому что, как мы с самого начала определили, философия — это любовь к мудрости, это поиск истины. Так вот, когда человек начинает на основе какого-то знания, менять свои качества и менять свою жизнь, то есть у него совсем другая жизнь становится, вот это само по себе и является критерием того, что он достиг истинности, то есть он ведёт себя как истинный джентельмен, как настоящий человек.То есть это и есть цель философии — достижение этой мудрости, или достижение этой истины.

Три способа аргументации

Пафос – воздействие на эмоции и чувства

00:05:26 У древних греков существовало три способа убедить других в истинности чего-то, аргументация. Первая называлась пафос, или страсть, эмоции какие-то определённые, когда человек очень страстно очень живо о чём-то говорит и можно кого угодно накачать любыми идеями, заразить. Если кто-нибудь когда-нибудь видел, живые выступления того же Гитлера или Муссолини, вот это вот чистый пафос, или Жириновский, это чистый пафос.

00:06:06 Когда человек на страсти, на сильных эмоциях говорит: «Ну правда, ну, конечно, сколько можно так жить? Мы должны что-то сделать. Это не верно!». Или, скажем, коммунисты порой бывает у памятника выступают, это чистый пафос. И кого-то, может быть каких-то легковерных старушек, или кого-то ещё, они могут этим убедить и даже какую-то демонстрацию вдохновить, или ещё что-нибудь такое. Но в целом это не очень эффективное средство, потому что весь этот пафос, весь этот энтузиазм быстро может пройти, это как вот шампанское, бутылка - пш-ш-ш - пена вся оттуда вышла и ничего нет.

Логос – убеждение логикой рассуждений

00:06:49 Второй способ убеждения — это логос, то есть не в эмоции смысл, а смысл в логике. И причём в этом первом случае, в пафосе, конечно какая-то логика должна быть, но всё же там главный ингредиент – это именно эмоции. Цепляют человека за какие-то чувства и тянут, а там уже логично это или не логично – это не так всё важно. Логос же означает, что должна быть какая-то логика, это выше, чем пафос.

00:07:26 И логос, эти аргументы, и такой стиль убеждения больше действует на людей интеллектуального, интеллегентного типа, которых в общем-то не особенно вдохновляет все эти эмоции, все эти крики и вопли, они слушают как это вообще звучит, убедительно или нет, чисто с точки зрения логики. Хотя это лучше, чем пафос, тем не менее это не является лучшим способом убеждения.

Этос – личный пример поведения

00:07:52 И лучший способ убеждения — это этос. Этос, отсюда происходит как раз слово этика, или хорошее моральное поведение, личный пример. И когда мы видим безукоризненное поведение, тогда мы легко развиваем веру в такого человека, мы верим, что он не обманет. То есть это и есть как раз пример ачарьи.

00:08:18 Ачара, у него этика такая, что мы видим, что он философию реализовал. Если кто-то может быть даже очень страстно так, патетично или даже логично говорит, но при этом мы видим, что его поведение не всегда совершенно, то какая-то тень сомнения всё равно будет оставаться в моём сердце и я буду думать, что будет со мной, если я полностью предамся этой личности?

00:08:48 Вроде говорит он всё очень здорово, складно, логично и очень эмоционально, прочувствовано, но что-то такое в сердце у меня ещё остается, какое-то сомнение, думаю: что-то здесь, кажется, не то, какой-то подвох, какое-то такое ощущение неполного доверия, что вот это не самое глубокое. И вот это очень важно понять.

Ачара - личный пример

00:09:12 Шрила Прабхупада тоже частенько говорил, что личный пример лучше, чем просто наставления. Можно много чего правильно говорить, но теперь должно быть у человека на уровне этики реализовано это. Я помню одну такую комичную ситуацию, несколько лет назад, кажется.

00:09:32 Кто-то приезжал, Ниранджана Свами, кажется, приезжал и давал лекцию в кукольном театре. Мы тогда снимали помещение кукольного театра. И был довольно полный зал, не знаю, человек может быть 300 в этом зале было. И какая-то женщина, она видимо, была из таких новых совершенно, кто заинтересовался, пришёл.

00:09:54 И вот она слушала, слушала, слушала, и в конце, когда уже были вопросы, она стала говорить: «Ну, ведь вы же себя голодом морите, вы же себя морите голодом, вы же ничего не едите, смотрите то не едите, сё не едите, откуда питательные вещества вообще, у вас неправильная диета, вон я смотрю, ребята все какие, и девочки все такие худенькие, бледненькие».

00:10:20 И значит, на Махараджу указывает: «И вы, вроде бы тоже...» И Махарадж что-то говорил ей, я переводил. Она говорит: «Нет, нет, нет, нет, вы меня не убедите, я не верю, вы себя просто голодом морите. Вообще все вегитарианцы — это вообще жалкое зрелище». И в это время встаёт Ганга Майа. [смех в зале].

00:10:42 Ганга Майа встала и своим зычным голосом говорит: «Да вы на меня посмотрите, я уже сколько-то там лет вегетарианка». И Махарадж увидел это [смеется с залом], он так рассмеялся вообще от души, и эта женщина с таким недоумением смотрела на Ганга Маю и у неё больше уже не было никаких козырей, никаких аргументов, потому что комплекция у Ганга Майи не оставляет никаких вопросов.

00:11:13 Форма, близкая к идеальной [смеется с залом], и поэтому она говорит: «Я уже 5 или 6 лет вегетарианка, и вы посмотрите на меня». И это пример того, как аргумент на уровне поведенческом, фактически, на внешнем, уже воплощенный аргумент перекрывает логику, перекрывает эмоции и все остальные вещи.

Этика как подтверждение философии на практике

00:11:41 Итак, этика жизненно важна. Потому что мы хотели бы видеть подтверждение философии. И часто мы видим, когда мы проповедуем или распространяем книги, или ещё что-то, они кивают, слушают, пока мы говорим им обо всех этих вещах. Но заметьте, кто вот часто проповедует, всё равно в людях какой-то такой момент напряженности, недоверия сохраняется. Они смотрят на нас.

00:12:06 Люди смотрят на книги, потом на нас смотрят. И часто задают такие вопросы, «А вы сами следуете вообще? или что вы делаете, как вы живете?» Потому что они видят, что знания это убедительное, что-то очень серьёзное само по себе, но они много раз попадались на удочку обманщиков всевозможных, которые проповедуют красивые идеи, очень страстно и очень логично, но в конце концов это заканчивается обманом.

00:12:33 Я помню несколько лет назад в центре города стоял какой-то парень, и с таким очень патриотичным и отречённым видом, с каким-то плакатом собирал деньги что-то там на спасение Байкала, в общем что-то серьёзное было. Он говорил: «в ужасном экологическом положении находится наша национальная гордость - озеро Байкал!».

00:12:54 И он так страстно всем расказывал. Какими-то брошюрками размахивал, что-то кому-то он там показывал, цифры называл, фотография у него какая-то была, в общем ящик для пожертвований. Не оставляло вообще никаких сомнений его искренность и вообще желание.

00:13:09 Ну, а потом куда-то он пропал и появилась статья, что очередной мошенник, короче говоря, он так очень здорово, ловко, спекулируя на всяких патриотических чувствах, на любви к природе просто собирал деньги. И в Кали югу мы видим, что мошенник на мошеннике. И поэтому люди часто обманываются. А когда люди часто обманываются, они становятся циниками, их уровень доверия падает, и теперь они вот так вот просто не поверят.

00:13:38 Как часто, наверняка, вы тоже слышали такие аргументы: «да это просто ваша ширма, а на самом деле ваши самые главные на каких-то крутых джипах разъезжают, там у них у всех наверное виллы в Маями находятся или ещё где-нибудь, за всеми вами какая-то мафия стоит, вас просто тут лопошат, книжки распространяете, сами вон ходите драные, а денежки все идут неизвестно куда».

00:14:06 То есть часто можно слышать такие аргументы. Или что «Вы вообще какие-то агенты ЦРУ», или ещё что-нибудь. То есть у людей, в принципе, доверие очень сильно подорвано. И почему оно подорвано? Именно потому что они зачастую не видят вот этой вот ачары, поведения, этики. То есть это уже стало притчей во языцах. Скажем, деяния всяких разных священнослужителей, когда их ловят и на каких-то финансовых злоупотреблениях, и на том, что принимают интоксикации, и незаконные половые связи и так далее.

00:14:41 Католическая церковь — это вообще уже сплошной скандал на протяжении нескольких столетий. Что там делается вообще? Гомосексуализм процветает, и все уже плюнули на это. Я рассказывал про одну статью, где-то она была с пол года назад. В нашей местной газете, про то, что духовенство наше местное — это в принципе, такие же люди как мы и, не надо их особенно высоко превозносить, ставить, обычные ребята, просто у них работа такая.

00:15:09 И значит, фотография одного местного священника, видно, что так глазки блестят у него, и он на танцах, какие-то девчонки, он там с ними танцует. И такая статья, она не ругательная статья, она такая немножко сострадательная, что вы поймите, что в принципе они такие же люди, как все, то есть надо людям отдохнуть, там может выпить, повеселиться. То есть, конечно превозносить их тоже не надо, просто служба такая.

00:15:33 Есть у людей вера определённая. Ну, вот люди одевают рясы, приходят к ним, вот можно поговорить, они что-нибудь скажут, напомнят о вечном, немножко так, облегчат душу, но и не более того. То есть не делайте из них святош, не надо всего этого. И поскольку это Кали юга, и даже в Бхагаватам говорится, что демоны будут рождаться в семьях брахманов для того, чтобы специально разрушать религию, дхарму.

00:16:00 Мы видим это сплошь и рядом, в том числе и в Индии мы тоже видим, что авторитет религии очень сильно упал. Вот этот вот Хари Шаури Прабху рассказывал, что несколько лет назад, какая-то там одна из центральных индийский газет провела опрос о популярности разных личностей. В рейтинге были известные журналисты, политики, деятели религии, адвокаты, актеры. И шкала популярности была от минус 100 до плюс 100.

00:16:30 Как вот вы расставите всё это? И оказалось, что священники, самый высокий священник стоял на уровне где-то плюс 8, что ли. То есть из плюс 100, то есть очень не высоко. Это само по себе говорит о том, что во многом упал авторитет религии, и преданные тоже в недоумением порой взирают на некоторые картины. Когда они, скажем, приезжают куда-нибудь в Джаганнатха Пури, во Вриндаван, и видят людей, которые курят, и зачастую обманывают - ведут себя не самым лучшим образом.

00:17:10 Вполне естественно, что, поскольку люди не ведают этой вот ачары, поведения, этики, то возникает и вопрос в самой философии, на сколько она авторитетна. Но вопрос не в философии, а в искренности и честности самих последователей. Поэтому пока нет вот этой этики, ачары, то можно сказать, что дело ещё не завершено само по себе.

00:17:35 Итак, этика — это последнее доказательство духовности, когда человек начинает себя вести соответствующим образом, вот теперь это воплощённая философия. Если человек говорит, что наша философия самая лучшая, то по идее и он должен быть самым лучшим. То есть теперь эта философия должна сделать его человеком совсем другого поведения, совсем другого качества, тогда он может говорить.

Моральная сила или способность сопротивляться греху

00:18:00 Мы можем вести философские дебаты, но где качество, конкретно то как вы себя ведёте? И к преданным порой много замечаний из-за того, что они говорят красивые слова, но на уровне поведения эту философию ещё может быть не реализовали. Итак, этика жизненно важна.

00:18:20 В Шримад Бхагаватам, в четвёртой песни, глава 20, текст 16, Господь Вишну прославляет Махараджу Притху за его качества. Он говорит так: «Мой дорогой царь, меня очень привлекают твои возвышенные качества и прекрасное поведение. И потому что я очень благосклонен к тебе.

00:18:46 Ты можешь просить у меня любые благословения. Тот, кто не обладает возвышенными качествами, не может достичь моей милости просто совершая жертвоприношения, аскезы или мистическую йогу. Я всегда умиротворён в сердце того, кто умиротворён при всех обстоятельствах».

00:19:05 То есть здесь Господь Вишу говорит об определённых добродетелях Махараджи Притху. И вот эти вот добродетели называются словом «вирья». Вирья буквально обозначает - моральная сила или способность сопротивляться греху. То есть грех не может одолеть того человека, который обладает вот этими добродетелями. Итак, чтобы быть высоко моральной этичной личностью, нужно обладать добродетелями - идеальными качествами характера.

00:19:39 Которые проявляются в том, что даже посреди океана порока, в Кали югу, посреди всего греха, человек этому греху не поддаётся. Это обозначает, что у него есть внутренняя способность сопротивляться этим вещам, потому что он в своей жизни опирается на другие ценности. И поэтому материальный мир не может его так легко провоцировать на грех.

00:20:02 Он его может провоцировать, искушать, но у человека внутри уже существует другая система ценностей, и практически он получает счастье из другого источника, поэтому материальный мир не сможет его полностью сбить с этой платформы. Это обозначает, что он совсем перешёл на другую систему.

00:20:19 То есть он своими чувствами не к этому материальному миру привязан, а он привязан к Кришне. То есть ни к абхасе, ни к отражению истины, а к самой истине. И вследствие этого у него есть вот эта внутренняя сила - способность сопротивляться греху. И если мы спросим, тогда что же такое вот эти все добродетели, в чём они проявляются?

00:20:41 Они проявляются фактически в 26 качествах преданного. Вот это и есть эти главные добродетели, которые и, собственно говоря, привлекают Кришну, и в данном случае именно за эти качества он оценил Махараджу Притху. И поэтому-то он появился на его жертвоприношении и произнёс такую вот речь во славу Махараджу Притху.

Бхакти как путь проявления добродетелей души

00:21:08 И вот эти качества сами по себе уже находятся в душе. Но, мы знаем, что когда мы находимся в майе, в иллюзии, то эти качества духовные, качества души, добродетели души превращаются в свою противоположность. Скажем, милосердный становится не милосердным, щедрый становится жадным, любящий становится вожделенным и т.д.

00:21:31 То есть всё в свою противоположность превращается. И вот эти качества проявляются постепенно вследствие поклонения Кришне. Потому что практика поклонения Кришне что делает? Она очищает душу, то есть сейчас эти качества находятся в душе, но душа покрыта иллюзией.

00:21:49 А когда человек правильно поклоняется Кришне, то эта иллюзия спадает и качества опять проявляются. Как, предположим, сейчас меня связать, заткнуть мне рот - кляп засунуть, и попросить меня продемонстрировать свои знания, свои способности, свои качества.

00:22:07 Я не смогу этого сделать, потому что я связан и полностью парализован, но если я буду освобождаться, вы будете чувствовать, как проявляется моя речь, моё знание, какие-то мои способности в разных вещах, по мере того, как я освобождаюсь от всех этих пут. Точно также все эти добродетели души есть, но они скрыты иллюзией.

00:22:25 Поклонение Кришне освобождая нас от иллюзии, проявляет наружу все эти качества. Если, предположим, человек поклоняется не Кришне, а поклоняется какому-то полубогу, то для того, чтобы получить милость какого-то полубога, ему достаточно выполнить какой-то механический ритуал.

00:22:46 Всё там правильно сделать и всё. Но не требуется, чтобы удовлетворить полубога, вот этого коренного изменения сердца, мы сейчас проходим по «Нектару преданности», что преданное служение — это «анукульена кришна-анушиланам», то есть благоприятный настрой с желанием развить отношения с Кришной через усилия и чувства.

00:23:09 Благоприятный настрой. И самое главное, это изменение сердца. Обычная парадигма, стереотип поведения — это то, что своим действием мы пытаемся удовлетворить себя, это встроенная, врождённая программа, врождённая концепция и с ней все действуют. Но для того, чтобы удовлетворить Кришну, эту парадигму нужно поменять, прямо на 180 градусов.

00:23:30 Так вот поклонение полубогам само по себе не требует такого изменения сердца. Ты просто возносишь какую-то молитву, совершаешь какую-то жертву, проводишь какой-то ритуал, получаешь благословение. Это тоже самое, что в магазин сходить на самом деле. То есть я иду, отдаю часть своих денег и получаю то, что я хочу.

00:23:48 Тоже самое. Это, скажем, торговля во вселенском масштабе - поклонение полубогам: я отдаю часть чего-то и за это получаю какие-то благословения. То есть вот такой вот обмен, скажем так. А поклонение Кришне, вовсе не обозначает, что я что-то такое обязательно должен богатое или большое сделать/устроить, но оно обозначает, что этим действием я должен удовлетворить его.

00:24:13 То есть я должен всё это пропитать духом бхакти, а бхакти — это то, что сейчас у нас вывернуто наизнанку, в дух чувственного наслаждения фактически. Поэтому поклонение Кришне обозначает полное изменение своего сердца. Если мы действительно хотим очиститься, и вот эти вот все качества добродетели души чтобы у нас проявились на уровне ачары, на уровне этики, морали поведения

00:24:39. Итак, Господь даёт преданному всё, когда он видит, что он в правильном сознании поклоняется ему, так как он знает качества этого человека, знает моральные качества, что этот преданный не злоупотребит ничем, и использует всё только в служении. И далее, в этой же четвёртой песне Бхагаватам, 22 глава, в стихе 7, царь Притху говорит, но он не Вишну отвечает, а он обращается к четырём Кумарам, мудрецам, которые к нему пришли в гости.

00:25:17 Он говорит: «Мои дорогие мудрецы, вы сама воплощённая благодетель, и даже великие мистики редко могут созерцать вас. Я не знаю, какие добрые дела совершил я, чтобы заслужить вашу милость, возможность встретиться с вами». Вот интересно, что Махараджа Притху говорит здесь, что способность видеть вот этих мудрецов из высших регионов вселенной крайне редко выпадает людям. Почему? Он говорит: «Чем я заслужил? Что я такого сделал добродетельного?»

00:25:54 То есть он связывает эти вещи, что способность воспринимать высшее связано с какой-то добродетелью. Есть связь между всеми этими вещами. И когда у человека появляются духовные добродетели, фактически, то тогда что происходит? Тогда происходит расширение его сознания. То есть этих мудрецов можно редко видеть, так как в действительности мало добродетельных людей.

00:26:17 И вот, если вспомнить, скажем, о тех же самых трудностях восприятия вселенной, что даётся в описании пятой песни Шримад Бхагаватам, то эта трудность не столько в логике, и даже не столько в чувствах, сколько в добродетели. То есть живые существа не достаточно очищены, они обладают недостаточными добродетелями, чтобы увидеть всё это и понять.

00:26:46 Потому что в действительности... В Шримад Бхагаватам даётся моральное описание вселенной, моральное измерение, то есть кроме того, что там растояние такое, растояние такое, другое, как понять, что там живут такие-то, такие-то существа, такая-то варша там или такая-то двипу, что где находится, как это реально можно увидеть.

00:27:10 То есть это видение зависит больше именно от добродетели, потому что добродетель больше ведёт к широте сознания. Мы будем дальше, ниже говорить, что это за качества такие добродетели. И суть в том, что добродетель — это не просто быть добрым хорошим человеком, помогать бабушке улицу перейти, это одно проявление.

00:27:36 Добродетель — это раскрытие внутренних возможностей, внутренних качеств души. И тогда человеку открываются другие совершенно измерения этого мира, восприятие его становится совсем другим, более широкое сознание. Какие же основные добродетели?

Семь добродетелей

Справедливость

00:28:01 Мы их перечислим. Семь основных добродетелей, их перечисляет Бхактивинод Тхакур в своей книге « Шри Чайтанья Шикшамрита». Первое, что он говорит, первая добродетель — это ньяя. Ньяя — это не логика в данном случае, Ньяя — это справедливость. Причём под справедливостью имеется в виду золотое правило. Наверняка вы слышали золотое правило Христианства: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. И именно вот это имеется в виду под термином справедливость.

00:28:49 Потому что часто люди требуют чего-то от других, но сами они так вести себя не готовы в отношениях. Они требуют справедливости, но сами они несправедливы. Нет вот такого отношения к другим.

Милосердие

00:29:08 Вторая добродетель — это Дая. Дая — обозначает милосердие. Буквально отсюда происходит глагол давать, или дань, давать. То есть милосердие — обозначает способность делиться с другими живыми существами, давать им что-то. У каждого что-то есть и каждый чем-то может поделиться. Так вот, самое высшее, что можно человеку дать, это дать ему знание, поделиться с ним духовным опытом или научить его методам духовной жизни, как Прабхупада говорил. Это будет высшее милосердие. Потому что зачастую люди воспринимают милосердие исключительно на поверхностном уровне.

00:30:01 Они говорят, предположим, если вы кого-то накормили просто, дали пищу, или дали одежду, кров, раздали какую-то благотворительную помощь, это мы понять можем, это хорошо, заниматься внешней благотворительностью, для тела какие-то блага делать. Но все эти ваши книжки, всё, то что вы поёте, шумите, это уже не то.

00:30:24 Но, давайте разберёмся, что такое настоящее милосердие? Почему, по какой причине так случилось, что люди оказались голодными, без крова, без одежды и т.д.? Это произошло потому, что они в невежестве находятся, они нарушают законы Бога, и теперь реакцией на это является их бедность, их страдания и прочие вещи. Так вот, никто не против того, чтобы кормить людей бесплатно или как-то внешне помогать.

00:30:53 Но высшее милосердие — это дать людям то знание, и дать им практически тот процесс, следуя которому они не будут больше клиентами благотворительности. Потому что они не будут больше грешить, и нет нужды теперь их спасать, потому что они там окажутся в какой-то ужасной вообще ситуации, бедственной. Проблема уже фактически произошла, человек уже голодный, то есть теперь он дожен обязательно получить пищу, и тот, кто дал, он молодец.

00:31:24 Но в высшем смысле милосердие - это решение проблемы на более глубинном уровне, дать ему знание, при помощи которого он не будет себя больше доводить до такого состояния. В этом истинное милосердие - распространение духовного знания и практики духовной жизни. Фактически это то, что является последней надеждой религии в Кали югу - правдивость. Что это обозначает? Это обозначает говорить истину.

Правдивость

00:32:41 Третья добродетель называется Сатья. Сатья, или правдивость. Что это обозначает? Это обозначает говорить истину. И истина — это существование Бога, то, что Бог является высшим управляющим, то, что его законы вечны, то что живые существа находятся в подчинении у него, хотя они и обладают какой-то независимостью, но если они ей неправильно пользуются, то самим им это дороже обходится. Как человеку, который злоупотребляет законом, эта его свобода оборачивается, наоборот, заключением, лишением свободы.

00:32:32 Вот это обозначает истинность, то есть не то, что, скажем: «Кто посадил эту кляксу?» - «Я!» - «Вот молодец, честный». Это такая правдивость на поверхностном уровне. А правдивость в истинном смысле — это не скрывать от людей истину в более широких масштабах. Что является основой этого мира, главные законы этого мира - вот это будет настоящая истинность.

00:33:00 И Прабхупада говорил по этому поводу, что сейчас весь мир разделён на две группы. Одна пытается скрыть истину о Боге, не дать ей просочиться, а другие пытаются, наоборот, дать людям эту истину. Так вот с точки зрения Бога, кто ему дороже? Те, кто пытаются разнести знания о Нём, или те, кто пытаются скрыть знания о Нём?

00:33:22 Потому что если дать людям знание о Боге, и они это примут, подать это привлекательно, то им всё остальное станет неинтересно. Поэтому кому-то выгодно это знание о Боге скрывать. Но добродетель истинная, Сатья, правдивость — это говорить истину о реальном положении вещей.

Чистота

00:33:42 Четвёртая добродетель называется павитрата, безгрешность или чистый характер. То есть это само по себе обозначает, что человек уже способен проявлять принципы чистоты внутри и снаружи. Чистый характер, это обозначает, что он ведёт себя с людьми соответствующим образом, не желая никому зла, за счет кого-то что-то получать, лишенный духа эксплуатации, лишенный духа насилия, чистый характер.

Дружелюбие

00:34:33 Пятая добродетель называется майтри, это переводится как дружелюбие, когда живое существо видит других, как своих близких. Видит духовную природу, и, соответственно, дружелюбно, как к родственникам относится.

Открытость

00:35:00 Шестая добродетель называется арджавам, буквально переводится как простота, или открытость, или ещё честность. Вот, но больше имеется в виду именно открытость, прямодушие, то есть отсутствие лицемерия, отсутствие хитрости ненужной, открытые отношения, что никто ни от кого ничего не скрывает.

00:35:33 То есть фактически это обозначает, что человек не является мошенником. Как правило, тот, кто что-то скрывает,имеет какие-то скрытые мотивы внутренние. По этой причине он хитрит, он не будет открыто разговаривать. А арджавам обозначает - простота в отношениях, прямота, открытость, без политики и без всей этой ненужной дипломатии.

Любовная доброта

00:35:57 И седьмая добродетель — это Прити - любовная доброта. Это такие понятия интересные, с которыми мы довольно редко встречаемся. Любовная доброта — это не какие-то сентиментальные мирские понятия, это фактически уже проявление духовных качеств. И эти духовные качества, все эти добродетели проявляются в благости.

00:36:30 Приводится такой пример, что если вы посмотрите сверху на поверхность воды, то, скажем, человек, который плавает на этой поверхности воды легко различим. Даже если он немножко находится под водой, тем не менее, даже если он на глубине пол метра, или метр. Вы видите тело, особенно в ясный погожий летний день, кто-то там плавает, если вы сверху смотрите на поверхность.

00:36:59 Он рядом с водой, то есть его форма видна, он недалёк от поверхности, что называется. И как это мы должны понимать? Благость, гуна благости — это самый верхний поверхностный слой материального существования. И те, кто находится в нём, их духовную форму уже видно, она уже проступает. Как видно форму человека, который на поверхности воды плавает.

00:37:27 Фактически ещё немножко ему осталось и он уже из этой воды вылезет полностью и проявится его полная форма, кто он такой будет видно. В благости его уже видно. С другой стороны, если человек, этот пловец нырнёт глубже в воду, то вот эта тьма скроет его форму, он исчезнет. Тоже самое, когда человек погружается глубже, в более низкие гуны материальной природы, то там скрывается его природа, там скрывается его форма духовная. И раз так, значит, добродетели, вот эти вот качества, которые присущи духовной форме, они тоже скрываются.

00:38:05 Их тоже не видно. То есть вот эти добродетели, которые мы упомянули, в материальном бытии проявляются тогда, когда человек достигает благости. Благость — это уже верхняя поверхность, последний слой материальной обусловленности. И в благости эти духовные качества, то есть эти семь добродетелей лучше всего проявляются. И во всех культурах эти качества фактически в большом почёте, никто не будет против этих качеств протестовать.

Кришна-эка шаранам - исключительное качество души

00:38:40 Но самое главное качество, благодаря которому все остальные проявляются, помимо этих качеств, это качество называется Кришна-эка шаранам, что преданный находит убежище исключительно в Кришне. Эка — обозначает один, шаранам — убежище, Кришна-эка шаранам, обозначает, что человек привязан исключительно к Кришне, исключительная преданность Кришне, так правильно. И если это качество есть, тогда все остальные естественным образом развиваются.

00:39:18 Так вот, мирские люди с осквернённым сознанием, вот этого качества Кришна-эка шаранам, исключительной преданности Кришне, не могут оценить. Если они встречают преданного Кришне, скажем, в одежде, с причёской, с тилакой соответствующим образом, то они думают, что это какой-то вообще «тронутый» парень, немножко ненормальный. Он чудак, в лучшем случае, какой-то оригинал. У них не очень высокое мнение о нём, что он предался Кришне. Но если, предположим, он проявляет добродетели, то эти качества они могут оценить.

00:39:58 То есть смотрите, как интересно получается, что люди оценивают поверхностно эти качества добродетели, но самое главное качество, из которого все остальные берутся, они оценить не могут. Вот в этом парадокс. Они никак не могут понять, что никак эти все добродетели, о которых люди так мечтают, думают, когда же появится вот этот вот человек будущего, что все эти качества проявляются из одного этого главного качества.

00:40:25 Если почитаешь, например, вот раньше я помню, в далёкие времена изучал, « Кодекс чести строителя коммунизма», то там вообще описывается какой-то парамахамса. То есть все качества проявлены, удивительная такая личность, казалось бы, вот это да, действительно человек новой формации, человек будущего. Но это фантастика, потому что у всего должен быть какой-то корень, основа, а вот так просто, ни с того, ни с сего, откуда у человека вырастет бескорыстие, доброта, прямота, справедливость, милосердие, чистый характер, дружелюбие, любовная доброта?

00:41:05 С чего это вообще возьмется? То есть порой мы видим, что у кого-то вроде бы это есть в какой-то степени, но, мы об этом ниже скажем, что в материальном плане это только кажется, что эти качества есть, а когда реальная какая-то жизненная ситуация складывается, выясняется, что там совсем другое. Итак, мы видим некое противоречие, что люди не могут оценить самое главное качество, преданность Кришне, но ценят сами по себе добродетели. То есть они ценят плоды дерева, но не ценят корни, не ценят эту причину саму по себе.

00:41:41 И, тем не менее, единственный способ убедить людей в том, что самое главное это предаться Кришне, самое главное это качество выработать - это демонстрировать эти добродетели. Потому что когда преданные демонстрируют эти добродетели, люди не могут реально этими качествами пренебречь. Они есть, понимаете, эти качества. И от них невозможно никуда деться.

00:42:03 Вот этот человек хороший. Вы можете говорить: «Кришна такой, сякой». А этот человек хороший. Это очевидно, то есть по его качествам. И когда люди будут видеть эти добродетели, то тогда они начнут слушать, что говорит этот человек. Вот в данном случае с Прабхупадой так и было на самом деле. У него, кстати, была некоторая конкуренция в Америке, то есть там были разные Свами тоже, йоги, мистики, которые показывали какие-то чудеса и давали людям всякие разные практики, медитации, но в них не было этой по-настоящему истинной духовной добродетели.

00:42:45 А когда Прабхупада проповедовал, кому-то даже казалось, что это философия довольно простая, где-то даже упрощённая. Тот же самый имперсонализм, как-то покруче можно преподать, кто-то находит большое удовлетворение во всех этих логических парадоксальных утверждениях и т.д. А Прабхупада говорил очень чётко, коротко и по делу. Но он убеждал людей своими качествами, и многие его ученики, последователи, видели его качества, вот эти вот добродетели.

00:43:15 Они привлекались Прабхупадой и слушали то, что он говорит сам по себе. И вот приводится такой пример, что это главное качество Кришна-эка шаранам, преданность исключительно Кришне, выступает в качестве локомотива, который тянет за собой, как вагоны, все остальные качества.

00:43:35 Если локомотива нет, то все остальные богатства, все остальные вагоны, которые есть - они никуда не поедут. Они ни к чему не приведут. Поэтому говорится, что среди 26 качеств преданного, вот это качество - исключительная преданность Кришне - это самое главное, центральное. Как локомотив, который всё остальное тянет. Если у вас есть вагоны, гружённые разными ценностями, но при этом нет локомотива, куда они приведут, эти ценности? Они никуда не поедут.

Почему так сложно проповедовать?

00:44:02 А это качество как раз и является ведущим, главным. И вот когда эти добродетели, которые развиваются из преданности Кришне, развиваются у преданного, тогда ему на основе вот этого поведения, ачары, очень легко вести свою проповедь, которая называется как? Прачара. Прачара — это проповедь. Так вот, если человек проповедует, ведёт свою прачару не на основе ачары, поведения и добродетелей, тогда его будут постоянно укорять: «Вот вы говорите то, а я ваших ребят встречал и видел совсем другое».

00:44:37 Понимаете? И ты, с одной стороны, стараешься делать всё хорошо, а ты идёшь, а тебе сзади просто нож втыкают твои же коллеги, которые что-то вообще не то делают, или сказали что-то, или кто-то представился преданным, или какие-то глупости совершают. Ты думаешь: «Ну, как возможно проповедовать вообще? Когда ты говоришь о каких-то вещах, а кто-то своим поведением вообще прямо противоположные вещи демонстрирует».

00:44:58 Мы говорим, говорим, говорим, говорим, а потом раз, и какой-нибудь несвежий прасад людям дали, и они все на следующий день в туалете сидят. И вся проповедь, вся вообще, коту под хвост. Понимаете, да? Потому что мы дали что-то несвежее, там не хорошее, или что-то ещё такое. Или как-то там обманули их. Или, скажем, как в былые времена, преданные распространяли книги порой не очень честным образом. Они говорили: «О, это вот вам подарок, возьмите замечательные книги, знания от нашей фирмы вашей фирме».

00:45:32 Человек такой искренне: «Ух, конечно, красивые книги! Подарок! Знания!». А потом ему говорят: «С вас там 200 долларов». Он так бум: «Вы мне сказали, что это подарок». «Нет, ну, вот понимаете...». И начинают ему там, образно говоря, руки выкручивать, называлось «распространение книг». И потом человек этот думает: «Да, ладно, возьмите свои книги». Или всё-таки эти деньги отдает. А потом встречаешься, он говорит: «Да видел я этих ваших мошенников!». Невозможно проповедовать.

00:45:58 С одной стороны, пытаешься одно, а тут тебя прямо под корень рубят другие люди, которые не пытаются развить в себе именно качества, которые просто в гуне страсти совсем за другим вообще гонятся. Совершенно за другим. За какими-то почетными местами, очками, славой и т.д. И порой думаешь: «Ну, как там можно вообще?» То есть невозможно проповедовать когда всё это не опирается именно на поведение.

Человек узнается по делам его

00:46:33 И таким образом, духовный учитель — это кто такой? Это именно этик, это человек, который реализовал философию в своём поведении. И такой этик и называется как раз Ачарья. Слово Ачара — поведение, то есть он морально воплотил эти качества в жизнь, то есть он ведёт себя как настоящий преданный Кришне.

00:46:59 Или, мы говорим вайшнав. Кто такой Вайшнав? Вайшнав буквально переводится «как Вишну». То есть тот, кто как Вишну, фактически «подобный Вишну», то есть вайшнав проявляет такие же духовные качества. И эти духовные качества убеждают людей в истинности самой философии. Поэтому духовный учитель конечно должен и убедительно говорить, логично, эмоционально и всё прочее, но самое главное — это то, что он должен вести себя соответствующим образом.

00:47:27 Итак, если мы согласны с тем, что Бог хорош, и что знать Бога — это тоже хорошо, и что благость - жизнь по законам Бога - идеальна, тогда тот, кто осознает Бога и должен проявлять эти идеальные качества. То есть в идеале человек, который осознает Бога, не может быть негодяем, не может быть мошенником, он не может быть плохим человеком. Тот, кто понимает мир правильно, тот, соответственно, правильно себя и ведёт.

00:48:06 Однако, у тех, кто не предан Кришне, этого главного качества нет, то вот эти семь добродетелей проявлены очень ограничено и обусловлено. К примеру, у материалиста тоже может быть какое-то дружелюбие, майтри такое качество, мы говорили, добродетель, дружелюбие. Но это дружелюбие, как правило, проявлено по отношению к кому? К близким, друзьям, но далеко не ко всем.

00:48:31Он пригласил своих друзей, родственников, в знак дружелюбия, и решил зарезать для них лучшего барашка. Это так его дружелюбие проявляется: заходи, друг, мы с тобой поговорим. Так у него проявляется дружелюбие к родственникам, а к другому живому существу этого дружелюбия или милосердия у него нет. Он не понимает всех этих вещей. И он уже, например, своих противников любить не может.

00:49:01 Его милосердие очень и очень избирательно. Они что-то там такое могут говорить, про аборты, что не нужно их делать. С другой стороны, они совершенно спокойно убивают свою мать - корову. А в Китае, на самом деле, даже, поскольку рождаемость не поощряется, то там даже говорят, что эти дети, которых убили в чреве матери, абортированные, что это вообще, деликатес считается.Из них готовят какие-то блюда, короче, это очень полезно для здоровья, говорят. Это вообще потрясающая такая редкость. Вот так это всё может проявляться, такие извращённые формы всё это может принимать.

Духовный прогресс - ежедневный выбор

00:49:46 Итак, быть преданным, если главное качество преданности — это Кришна-эка шаранам, быть всегда преданным Кришне, это обозначает, что миг за мигом мы постоянно выбираем Кришну. Потому что жизнь это поток, жизнь — это постоянный выбор. Каждую минуту мы делаем какой-то выбор: чем нам заниматься, о чём нам думать, куда нам направлять своё внимание, свои силы. Так вот преданность Кришне — это обозначает, мы постоянно выбираем Кришну, и тенденция служить ему возрастает постоянно. Тогда это можно назвать прогрессом в преданном служении, в преданности.

00:50:27 И это не какой-то там автоматический процесс, это нельзя сказать, что это как судно на автопилоте, или как самолёт - пилот установил курс и всё, включил, на автопилот поставил и пошёл там пить кофе, с пассажирами разговаривать. И он уверен, что он куда-то прилетит.

00:50:45 То есть к Кришне так придти невозможно. Как если бы я однажды пришёл в сознание Кришны, установил стрелку своего компаса внутреннего, сознания на Кришну, включил на автопилот и пошёл. Нет, то есть жить в сознании Кришны означает постоянная коррекция, постоянная коррекция курса, постоянный правильный выбор в пользу Кришны.

Выбор на основе высшего вкуса

00:51:07 И как это всё происходит? Этот выбор происходит на основе высшего вкуса. Потому что живое существо, «raso vai saḥ» - движимо в своей жизни вкусом. Оно должно обязательно какой-то вкус испытывать. И поскольку вчера мы говорили в метафизике, что Кришна — это Раса-мурти, высший источник расы, вкуса. То если человек совершает правильное преданное служение, то у души развивается спонтанная привязанность к Кришне.

00:51:34 То есть человек постоянно выбирает Кришну на основе вкуса. Не просто на основе логики, что так правильно и т.д. А просто на основе вкуса. Скажем, если, Махарадж приводил этот пример, я его тоже его упоминал, если я знаю вашу любовь к сладкому, к этим гулабджамунам каким-то, то я могу предсказать ваше поведение, что сейчас, скажем, если через пять минут, за этой комнатой будут где-то налево подавать гулабджамуны, то только выйдите отсюда, я знаю, что вы будете уже там стоять и есть гулабджамуны.

00:52:06 Понимаете? Потому что я знаю, что вы в своей жизни ведомы вкусом. У вас есть вкус. И поэтому я вам могу сказать, что вы выберите, вы не пойдёте направо, потому что там гулабжамунов нет, а пойдёте налево - этот вид любимого блюда привлечёт вас. Тоже самое, если человек развил в себе привязанность к Кришне, тогда нетрудно в каждую минуту своей жизни Кришну выбирать, не трудно стремиться к нему всегда.

00:52:31 Но, если этого нет, тогда мы тоже должны Кришну выбирать, хотя бы на основе разума, если пока ещё мы не движимы вкусом. Это то, что мы проходим на «Нектаре преданности», как садхана, практика. Мы практикуем, практикуем, практикуем, практикуем, а бхава — это обозначает уже, даже на уровне садханы уже вкус может быть. А бхава — это уже обозначает более интенсивный, сильный вкус, когда человек однозначно выбирает Кришну. То есть он выбирает Кришну, потому что это вкусно – быть с Кришной.Есть вкус этих отношений.

Проповедь не работает, когда слова расходятся с делами

00:53:03 Итак, этика сама по себе, как мы видим, это воплощение философии в жизнь, практическое воплощение философии. Как теперь то, что мы услышали, поняли, осознали воплощается в нашей жизни? И ключевым пунктом всей этой этики, поведения нашего является преданность Кришне. Потому что вследствие преданности Кришне очищаются наши чувства, и проявляются наши добродетели, проявляется вкус к Кришне.

00:53:39 А когда проявляется вкус, то тяга к Кришне уже естественна для такого живого существа. И в таком состоянии, когда у человека проявляются уже эти качества, добродетели души, тогда он не может быть негодяем, тогда мы видим, что вайшнавы тут как Вишну, то есть это Божьи люди, божественные люди сами по себе. Они теперь являются божественными в своём поведении, в своей ачарьи.И таким людям очень и очень легко проповедовать.

00:54:05 И мы видим, что во многих местах проповедь, скажем, пошла на убыль не потому что, у людей интерес к Богу совсем ослаб, а именно потому что самим проповедникам не хватало этой вот привязанности, преданности к Кришне, они не развивали этих вот добродетелей, и они одной рукой проповедовали, а другой портили себе же поле проповеди, когда они обманывали людей, подставляли, какие-то глупые действия под какими-то ложными предлогами совершали, собирали пожертвования.

00:54:42 И фактически они, с одной стороны, вроде бы благое дело делали - книги распространяли, какие-то пожертвования на храмы собирали, но делали это недобродетельным образом. И так подрубили основу сами под собой. И потом они говорят: «Ой, это вообще выжженное, изгаженное место, там невозможно теперь книги распространять». Или ещё что-то такое. Но кто это сделал? Кто это сделал, если не сами преданные?

00:55:06 Вот, поэтому здесь может быть даже и применим этот принцип, не то, чтобы прямо «тише едешь, дальше будешь», но по меньшей мере, когда мы проповедуем, мы должны проповедовать качественно, не портя сами себе всё. Потому что дано какое-то нам поле, «прабхудата деш», Господь дал нам какой-то «деш», какое-то место, где мы должны проповедовать, и мы должны понять, что самое главное — это ачара, это поведение, реализованное знание.

00:55:35 Потому что мы всё делаем, делаем, делаем хорошо, потом раз, какая-нибудь появляется гаденькая статейка, где что-нибудь написано... Не про философию-то написано, а про ачару, про этику, как кто-нибудь неправильно себя повёл. И всё. И что теперь все ваши аргументы? Да мы их, да вот у нас то, философия, Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва. Да вы не понимаете, да вот Кришна, он самый лучший. А вот как этот человек что-нибудь взял или что-нибудь такое сделал, сказал, украл, какие-нибудь наркотики, или какая-нибудь продажа оружия?

00:56:10 Преданные этим не занимаются, но если человек, который, скажем, затесался в ряды преданных, занимается какой-нибудь ерундой, и под именем Харе Кришны совершает какие-то глупости, то он способен отравить многим жизнь и подпортить проповедь. Поэтому так важно, чтобы преданные развивали в себе вот это правильное понимание, и понимали, от чего зависит успех проповеди. То есть успех проповеди Прабхупады был большей частью основан на его ачаре.

Отсутствие искренности

00:56:45 И те какие-то срывы и проблемы, которые переживало и переживает наше общество — это не из-за философии, понимаете? Это из-за ачары, из-за того, что некоторые преданные на уровне поведения не могут реализовать эту философию. И главная причина в чём? Не хватает добродетелей. Почему? Одно главное качество - Кришна-эка шаранам, исключительная преданность Кришне. Это обозначает, что может по-прежнему сохраняться какой-то там материальный вкус, но это уже другая тема, анартхи это называется.

00:57:18 Но почему сохраняются анартхи? Почему сохраняются все эти вещи? Это вопрос искренности. Если человек хочет к Кришне, то процесс действует так, что он может очень быстро очиститься, а если нет, то самый очистительный процесс не будет действовать, потому что это не какая-то автоматика, как капнул очистительного чего-то, потер и очистилось. Потому что это живой процесс, когда человек сам отказывается от собственной тенденции грешить и выбирает Кришну.

00:57:45 Если человек держится за это, то какой процесс его очистит? Если Кришна видит, что он не хочет очищаться. Я приводил этот стих:
śṛṇvatāṁ sva-kathāḥ kṛṣṇaḥ
puṇya-śravaṇa-kīrtanaḥ
hṛdy antaḥ stho hy abhadrāṇi
vidhunoti suhṛt satām

00:57:58 Что это Кришна убирает все эти вещи. Из чего? suhṛt satām, у satām, у искреннего человека, который действительно хочет от всего этого избавиться. Поэтому процесс действует, процесс очищает, Кришна очищает, но в основе должна лежать эта искренность. И когда это есть, тогда развиваются добродетели и тогда мы видим: вот - философия истинная. Когда мы видим людей истинных, у людей проявляются эти божественные качества.

00:58:25 Итак, через вот эту проявленную мудрость, истинность мы доказываем истинность философии. И в этом, собственно говоря, и состоит её духовная ценность. То есть семинар называется у нас «Духовная ценность философии». Что это не просто какие-то там рассуждения или ещё что-то, а ценность философии состоит именно в том, что мы показываем на примере, что человек становится другим.

00:58:48 А это ценность, что философия меняет полностью человека, совсем другое качество жизни, совсем другое поведение у него, совсем другие внешние качества. И никакая философия, лишённая духа преданного служения и этого качества, Кришна-эка шаранам, исключительная преданность Богу, Кришне, не может сделать человеку идеального качества. Он может быть вежливым джентельменом и т.д.

00:59:15 Вот эти все добродетели, божественные качества он не может проявить, потому что они нематериальны по природе, они проявляются из качеств души, а душа покрыта иллюзией и нет никакого способа очистить её от иллюзии, кроме вот этого чистого преданного служения, которое противоположно невежеству. Невежество означает отвернуться от Кришны, а преданное служение означает повернуться к Кришне. И когда мы поворачиваемся к Кришне, сознательно хотим этого, тогда происходит это очищение и изменение качества. На этом все. Харе Кришна!

Вопросы и ответы

Как быть с проявлениями гнева?

01:00:00 Есть какие-то вопросы? Пожалуйста.
[Из зала] Вот это вот качество, что должен быть хороший характер, безгрешный характер... Один преданный говорил, что у него так от природы, поддаваться гневу, то есть как гуна-доша у него такая... Как это объяснить, сопоставить?

01:00:24 [Тушкин В. Р.] Дело не в гневе. Понимаете? То есть у человека может быть какой-нибудь психофизический тип, что он гневается, более того, мы знаем примеры того, как гнев используется в преданном служении. Под этой вот чистотой характера не понимается, что человек прямо тихоня, на цыпочках ходит, ангел - летает, не касаясь земли. Чистота характера обозначает безгрешность. То есть поймите, что главный, более правильный перевод, как я сказал, это безгрешность. То есть человек не стремится, не хочет совершать грехи.

01:00:59 А то, что какие-то там эмоции проявляются - гнев. Гнев и в духовном мире есть. Мана у Радхарани, так это вообще, это одна из фаз премы, уже за пределами даже материального. Мана называется - трансцендентный гнев, такая вот гордость, гнев. Поэтому сам гнев исходит из духовного мира, не в гневе проблема, а проблема вот в этой вот тенденции грешить. А павитрата, это качество означает безгрешный характер, то есть это немножечко другое.

01:01:29 [Из зала] То есть если гнев происходит, в преданном служении Кришне, то это нормально считается?
[Тушкин В. Р.] Да.
[Из зала] А если гнев в страсти и невежестве, то процесс...

01:01:40 [Тушкин В. Р.] Да, но если человек... Обычно людей гнев рождается, мы знаем, из неразделенного вожделения, как правило, так происходит. В данном случае мы не может назвать его трансцендентным. Но у Прабхупады был очень интересный гнев, он мог кого-то вообще распекать со страшной силой. Такой вот гнев. Но он мгновенно переключался. Заходил другой человек, который вообще был ни при чем к этой ситуации, и он с ним совершенно любезно, так спокойно разговаривал, как будто вообще ничего не произошло.

01:02:07 Контролируемая эмоция показывает, что это не из вожделения вообще, а это он включает такой режим, и джу-джу-джу-джу-джу, ученику там делает замечания. Другой заходит, он раз с ним всё - с ним в другом режиме. Это обозначает совсем другое. Люди, которые в невежестве, на них гнев сильно действует - они пугаются, думают: «Что-то я не то сделал». Иначе не пробьешь их никак. Вот, то есть это духовный гнев. А когда из вожделения, его так просто не остановишь, этот гнев, он там гремит, целый день в гневе человек ходит, пинает всё, ругается.
[запись оборвана]

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 13 мая 2012
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 23 сентября 2015
транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 24 сентября 2015