Уход Бхактивинода Тхакура и Гауракишора даса Бабаджи
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:16 22 июня 1914 года в Калькутте, в Бхакти Бхаване, Шрила Бхактивинода Тхакур исполнил свою игру ухода из этого мира. 27 декабря 1914 года рядом с Шри Свананда-сукхада-кунажей было установлено его самадхи. В это время Сарасвати Такур продолжал печатать Саджана Тошани и некоторые книги, которые Шрила Бхактивинода Тхакур не успел опубликовать при жизни.
00:00:56 17 ноября 1915 года, на Уттхана Экадаши, из этого бренного мира ушел Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи Махараджа. В этот напряженный момент руководители различных матхов, желавшие превратить самадхи Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи в инструмент сбора средств для удовлетворения личных потребностей, принялись ссориться. Рассказ очевидца этих событий приведен в Сарасвати-джаяшри — биографии Шрилы Бхакти Сиддханта Сарасвати.
00:01:35 «После ухода Бабаджи Махараджа возникло много волнений и противоречий по поводу того, кому достанется его самадхи. Хиралала Госвами и еще несколько человек собрались и послали Падманабху Брахмачари в Шридам Майяпур за Сарасвати Тхакуром), а мне велели идти с Ним. Переправившись через реку на пароме Кулии, я увидел Сарасвати Тхакура, босиком шедшего по берегу, голова его была покрыта зеленым чадаром. С ним был Шриюкта Парамананда Брахмачари. Было время Чатурмасьи — у Сарасвати Тхакура были длинные волосы и борода. Я почтительно простерся перед ним, а затем подробно описал ему сложившееся положение. Переправившись на пароме через реку, Сарасвати Тхакур прибыл в Рани Дхармашалу, где обычно останавливался Шрила Бабаджи Махараджа. Собравшиеся — главы вайшнавских обществ Навадвипы — начали спорить из-за духовного, блаженного тела Шрилы Бабаджи Махараджа, поскольку самадхи такой великой и совершенной личности могло бы стать в будущем средством увеличения денежного дохода. Сарасвати Тхакур отмел все их незаконные притязания. Опасаясь нарушения общественного порядка, в Рани Дхармашалу прибыл полицейский инспектор Навадвипы, в то время это был следователь Специального отдела Рай Бахудар Ятиндранатха Синха Махашая.
00:03:11 После длительного спора собравшиеся бабаджи заявили: «Сарасвати Тхакур — не санньяси, поэтому у него нет никакого права отдавать или не отдавать самадхи тем, кто отрекся от мира». Сарасвати Тхакур ответил, и голос его был подобен грому: «Я — единственный ученик Парамахамсы Бабаджи Махараджа! Я не принимал санньясу, я — брахмачари, соблюдающий целибат, и по милости моего гуру, Бабаджи Махараджи, я свободен от тайной привязанности к дурным привычкам и не занимаюсь блудом, как это делают некоторые люди, больше похожие на обезьян. Если есть среди присутствующих отрешенный и действительно безупречный человек, то пусть он распорядится самадхи Бабаджи Махараджи. Мы не будем возражать. Но этого духовно-блаженного тела может коснуться лишь тот, кто в течение последнего года или последних шести месяцев, трех месяцев, или хотя бы одного месяца... кто хотя бы последние три дня не имел незаконной связи с женщиной. В ином случае дерзкий будет полностью уничтожен!». Услышав эти слова, полицейский инспектор спросил: «А как же это можно проверить?» Сарасвати Тхакур ответил: «Я поверю слову». И тут мы поразились увиденному: после слов Сарасвати Тхакура все присутствующие — все эти люди, носившие одежды бабаджи, — повернулись и ушли, один за другим. Инспектор полиции потерял дар речи.
00:05:16 Затем мы, несколько счастливцев, руководимые Сарасвати Тхакуром, подняли лежавшее на земле духовное, блаженное тело Парамахамсы Бабаджи Махараджа. Кто-то сказал: «Когда Бабаджи Махараджа был еще здесь, он пожелал, чтобы его тело протащили по улицам Навадвипы, чтобы оно омылось в пыли этой святой земли. Пожелание Бабаджи нужно исполнить». Сарасвати Тхакур ответил: «Мы такие оскорбители, мы так глупы и неопытны, что нам еще не дано понять настоящего значения этих исполненных смирения слов, которые мой Гурудева произнес только для того, чтобы разрушить гордость привязанных к миру людей. Ведь даже Сам Кришначандра за счастье почитает нести моего Шри Гурудеву на голове. Когда Харидас Тхакур оставил тело, Шри Гаурасундара поднял его тело на руки и стал танцевать с ним. Какой славой Он украсил его! Вот почему, следуя Шриману Махапрабху, мы также понесем духовно-блаженное тело Бабаджи Махараджи на голове».
00:06:40 Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи Махараджа был помещен в самадхи 17 ноября 1915 года. Шестнадцать лет спустя, из-за наводнения, самадхи пришлось перенести. Тогда снова разразился скандал из-за того, кому достанется самадхи и где оно будет находиться. Шрила Сарасвати Тхакур заявил, что участвовать в перенесении самадхи могут только самые искренние люди, и этими людьми стали его ученики, которые, в сопровождении санкиртаны, перевезли самадхи целиком из Навадвипы в Майяпур, где рядом с Радха-кундой, во Враджапаттане было построено новое прекрасное самадхи.
00:07:51 В 1914 году в Майяпур прибыл Кунджабихари Видьябхушана, который позже принял санньясу и был наречен Бхакти Виласа Тиртхой Махараджей. Он выслушал от Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджа объяснение стиха из Чайтанья-Чаритамриты. кришна бхакта нишкама..., после чего Бабаджи дал ему совет послушать «его гуру», как он назвал Сарасвати Тхакура. Тогда Кунджабихари Видьябхушана пошел послушать лекцию Сиддханты Сарасвати по стиху из Чайтанья-Чаритамриты: брахманда бхрамите кона бхагьяван джива..., и она произвела на него такое большое впечатление, что от его антипатии к вайшнавам не осталось и следа, и он решил серьезно послушать Сиддханту Сарасвати. Тогда Кунджабихари Видьябхушана ещё был полон распространенных в то время многочисленных заблуждений, касающихся природы садху, и иногда решительные высказывания Сарасвати Тхакура об этих людях огорчали его, но в конце концов Сарасвати Тхакур всегда побеждал. Получив двухмесячный отпуск на почте в Калькутте, где он работал, он снова приехал, причем как раз в тот день, когда Гаура Кишора дас Бабаджи вошел в вечные игры Господа в Коладвипе, на Уттхана Экадаши.
00:09:25 Послушав Сарасвати Тхакура несколько дней, Кунджабихари попросил дать ему посвящение, и затем, как по наитию, предложил Сарасвати Тхакуру приехать на некоторое время в Калькутту и там, ради блага тысяч людей, прочитать курс лекций. Занимаясь бхаджаной во Враджапаттане, Сарасвати Тхакур часто думал о своей будущей проповеди, которой желали оба его духовных наставника: Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи и Шрила Бхактивинод Тхакур. Особенно весомым грузом эта мысль легла на него после их ухода. Он тяжело переживал разлуку с ними, на собственном опыте убеждаясь в словах Шри Чайтаньи Махапрабху, что нет иного страдания, кроме разлуки с преданными Кришны. В смирении своем Сарасвати Тхакур думал: «Как же я буду проповедовать миру чистое послание Шри Чайтаньи Махапрабху и исполнять сердечное желание моих гуру? Мне не на кого и не на что опереться, нет у меня ни учености, ни блестящего ума, которые могли бы привлечь простых людей».
00:11:07 Однажды ночью, пребывая в трансе ясновидения, он увидел Панча-таттву со спутниками, с санкиртаной, они с востока входили в натьямандир храма Шри Йогапитхи, места явления Господа Чайтаньи, освещая все вокруг. С ними были Вайшнава Сарвабхаума Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махараджа, Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи Махараджа и другие предшествующие ачарьи. Они наполнили Сиддханту Сарасвати уверенностью и бесстрашием и сказали: «Ни о чем не беспокойся. Вдохновенно проповедуй учение чистой преданности, искренне прославляй повсюду Святое Имя, Обитель, Красоту, Атрибуты, Спутников и Игры Господа. Все мы поможем тебе. Ничего не бойся. Поддержка множества людей, несметные богатства, беспредельные знания жаждут благословения служить тебе в твоей проповеди. Ты примешь их, когда в них возникнет необходимость. Никакое в мире препятствие или опасность не помешают твоему великому делу. Мы всегда с тобой».
Санньяса
00:12:58 Это захватывающее видение, равно как и настойчивые просьбы учеников, привели Сарасвати Тхакура к решению начать широкую проповедь. Вплоть до 1918 года Сиддханта Сарасвати был поглощен почти исключительно повторением святых Имен и печатанием книг. 29 марта 1918 года, в полнолуние месяца Пхалгуна, во Враджапаттане, в Майяпуре, в возрасте сорока четырех лет Сиддханта Сарасвати принял санньясу и получил имя Шри Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа, в соответствии с ведическими ритуалами, в которые его посвятил Рамануджа во время его путешествия. Он принял посвящение от изображения Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджа. Принятие санньясы от изображения, разумеется, не является обычной практикой последователей Рамануджи. В данном случае, однако, ситуация была уникальной. Духовного учителя Шрилы Сарасвати Тхакура уже не было на этой Земле, не было у него и духовных братьев, так как он был единственным учеником Гаура Кишора даса Бабаджи. Кроме того, он был осознавшей себя душой, так что санньяса, без сомнения, была им принята единственно чтобы исполнить сокровенные желания его духовных учителей, которые оба велели ему проповедовать. Этому его поступку, разумеется, нельзя подражать, не находясь в столь уникальном положении и не обладая такими возвышенными качествами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа собирался приступить к распространению учения Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру.
00:15:02 Он начал разворачивать свою проповедь к концу Первой Мировой войны, в которой на стороне Британии приняли участие многие националисты Индии, думая, что это побудит англичан проявить уважение к их собственному желанию независимости. Этому, однако, не суждено было сбыться. В 1919 году британское правительство приняло Акт Роулетта, который был направлен на подавление индийского освободительного движения, а неделю спустя в Амритсаре, на площади Джаллианвалла Багх, британские солдаты расстреляли сотни безоружных индийцев, мирно выражавших свой протест. Движение гражданского неповиновения Ганди достигло апогея — национальные страсти накалились до предела. В это революционное время, в британское правление, в атмосфере национальных страстей Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал свою проповедь.
00:16:09 Но, встретившись в 1922 году со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, Абайчаран понял, что этого великого святого интересовало вовсе не пламя национальной революции. Его волновала духовная судьба всего человечества. Как сказано в «Шримад-Бхагаватам»:
тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво
йасмин прати-шлокам абаддхавати апи
наманй анантасйа йашо ’нкитани йат
шринванти гайанти гринанти садхавах
00:16:33 «С другой стороны, произведения, которые полны описаний запредельного величия Имени, Славы, Формы, Игры безграничного Верховного Господа, представляют собой совершенно иной вид литературы, написанной нематериальными словами и призванной совершить переворот в греховной жизни сбившейся с пути цивилизации. Чистые, безукоризненно честные люди слушают, поют и принимают такие духовные произведения, даже если они несовершенны по форме».
00:17:11 Сарасвати Тхакур хотел подъема человечества к вечной, духовной платформе сознания Кришны, где всякая борьба, сектантство, социальные разногласия будут прекращены навсегда. Средством же для достижения этой цели было учение освобожденных мудрецов в форме духовных книг. Он стремился повсюду проповедовать великую науку самореализации.
00:17:43 По традиции, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, начиная с Госвами Вриндавана, носили бабаджи-вешу (одеяние бабаджи): брахманы не принимали брахманский шнур (или снимали его, если он у них уже был) и не имели данды. Они носили только короткую белую набедренную повязку и кусок ткани на плечах. Смысл этой традиции в том, что когда человек достигает освобождения, он избавляется от любых символов или деталей одежды, характеризующих его положение в варнашраме (частью которой считаются священный шнур и санньяса ашрам) и единственным занятием становится пение и повторение Святого Имени в настроении бхаджанананди. Вайшнав, достигший этого состояния, считается стоящим на завершающей, трансцендентной ступени, то есть, парамахамсой. Такая практика вошла в обычай во времена Шри Чайтаньи Махапрабху.
00:18:47 Некоторые считают, что сохранение священного шнура и принятие триданда-санньясы противоречат наставлению Шри Чайтаньи Махапрабху о смирении: тринад апи суничена. Это, однако, ошибка. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур поясняет: «Отвергнуть во время инициации священный шнур — значит проявить неуважение к самому процессу посвящения. Шнур нужен не для того, чтобы подчеркнуть гордость брахмана: «Все должны служить мне». Нет. Он указывает на то, что человек очищен лотосными стопами своего гуру. Шнур служит признаком вечного служения Господу, а не себялюбия. Санньясу же принимают для усиления настроения преданности: служить Господу разумом, телом и речью. Принимая санньясу, Шри Чайтанья Махапрабху процитировал Шримад-Бхагаватам (11.23.56.), слова брахмана из Аванти, который принял триданда-санньясу:
00:19:54 «Если я стану твердым в преданном служении лотосным стопам Кришны, я пересеку безбрежный океан невежества. Это подтверждают предшествующие ачарьи, непоколебимые в преданном служении Господу, Параматме, Верховной Божественной Личности».
00:20:15 Шрила Рупа Госвами описывает качества госвами в первом стихе Шри Упадешамриты:
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веганйо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат
00:20:34 «Здравомыслящий человек, способный обуздать желание говорить, требования ума, гнев, а также побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми необходимыми качествами, чтобы принимать учеников повсюду в мире».
00:20:53 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа стремился показать пример мирянам изнутри системы варнашрамы. Дайви-варнашраму или принципы варнашрамы для тех, кто одновременно практикует и проповедует садхана-бхакти, подробно описал в своих трудах, особенно в Чайтанья-шикшамрите, Бхактивинода Тхакур. Поэтому, чтобы показать, как проповедник, достигший уровня мадхьяма-адхикари в своей проповеднической деятельности, следует также и принципам варнашрамы, наставляя своих последователей личным примером, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа принял санньясу.
00:21:35 Этим он хотел подчеркнуть свое смиренное положение по отношению к двум своим Гуру — Шриле Бхактивиноде Тхакуру и Шриле Гаура Кишоре дасу Бабаджи, которые оба носили парамахамса-вешу, одежды Бабаджи. В то время в одежды Бабаджи рядились немало любителей чувственных удовольствий, обманщиков-сахаджий, и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел личным примером показать, каким возвышенным должен быть человек, если он хочет носить такую же одежду, как Шрила Рупа Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи, а также другие возвышенные вечные спутники Кришны. Итак, чтобы показать, как действует гоштхи-ананди, проповедник, Сарасвати Тхакур стал носить одежду санньяси.
00:22:32 Шрила Сарасвати Тхакур принял мудрое решение стать санньяси ради своей проповеднической деятельности, так как в Индии люди традиционно уважают представителей этого ашрама. Таким же соображением руководствовался и Шри Чайтанья Махапрабху: спасти и привлечь тех, кто в ином случае критиковал бы Его или не принимал бы Его всерьез. В нашей цепи ученической приемственности есть и другие примеры такого решения: Шрила Прабодхананда Сарасвати, автор Шри Чайтанья-чандрамриты, Шри Навадвипа-Сактам, Шри Вриндавана-Сактам, Шри Радха-Расасудханидхих и многих других вайшнавских трудов, также принял триданда-санньясу.
00:23:21 Его Божественная милость Шрила Бхакти Веданта Свами Прабхупада, комментируя процитированный в Чайтанья-чаритамрите стих из Шримад-Бхагаватам о санньяси из Аванти, пишет: «Ближайший преданный Шри Чайтаньи Махапрабху, Гададхара Пандит, принял триданда-саньясу, а также дал триданда-саньясу Мадхаве Упадхьяйе. Считается, что отсюда берет начало и Мадхава-сампрадая, известная в Западной Индии как Валлабхачарья-сампрадая. Шрила Гопала Бхатта Госвами, известный в Гаудия Вайшнава сампрадае как смрити-ачарья, тоже принял триданда-саньясу от Тридандипады Прабодхананды Сарасвати».
00:24:09 Итак, опираясь на твердую историческую базу и желая проповедовать как можно шире, Шрила Сарасвати Тхакур в день принятия санньясы основал храм во Враджапаттане под названием Чайтанья Матх и установил в нем Божества Шри Шри Гуру-Гауранга-Гандхарвика-Гиридхари.
00:24:50 Вначале он проповедовал в окрестностях Калькутты, в Кришнанагаре, Далаутпуре и т. д. В июне Шрила Сарасвати Тхакур уехал из Калькутты в Джаганнатха Пури с группой из двадцати трех преданных. По пути он посетил Шаури, Кумару и другие места, а в Ремуне получил даршану Божествам Гопинатхи. Он дал лекцию по Шикшаштаке в Баласоре, а также провел курс лекций в Каттаке и в Пури.
00:25:27 Однажды, когда Шрила Сарасвати Тхакур оказался один в лесу Алаланатха, близ Джаганнатха Пури, его осенило сознание того, что этот лес не отличен от Вриндавана, и он погрузился в глубокий транс, потеряв внешнее сознание. Когда же он вновь обрел способность сознавать внешнюю действительность, то не смог определить, где находится. Тем временем его спутники, предположившие сначала, что он пошел в лес справить нужду, забеспокоились и стали искать его. В конце концов, они нашли его и вывели из леса. Когда Шрила Сарасвати Тхакур посещал места игр Шри Чайтаньи Махапрабху, его несколько раз переполняли экстатические чувства, и он цитировал и пел соответствующие стихи из Чайтанья-Чаритамриты, чтобы таким образом почтить настроение и лилы Господа в этих местах.
00:26:42 Во время путешествия, когда Шрила Сарасвати Тхакур и его последователи возвращались с даршана Сакши-Гопала, он заметил, что некоторые домохозяева, сопровождавшие его, отказывались подавать милостыню беднякам, которые молили о помощи. Тогда он саркастически описал их поведение так: «Не следует подавать бедным, страдающим людям, а то впадешь в карма-канду».
00:27:12 Шрила Сарасвати Тхакур критиковал взгляды своих учеников, которые считали ниже своего достоинства «трансцендентных вайшнавов» заниматься благотворительностью, поскольку она означает продолжение кармической деятельности.
00:27:27 Он говорил: «Такое настроение домохозяев — это скупость и безжалостность, отсутствие сострадания к чужой беде. При таком отношении сердце становится грубым и скупым, и в результате человек уже не хочет тратить деньги даже на служение Господу, хотя это уж в его собственных интересах. Так происходит оскорбление в служении (сева-апарадха). Чтобы избежать этих лицемерных, греховных рассуждений, Шри Гаурасундара в Своих играх всегда помогал бедным, обездоленным людям. Даже заработанное можно получить только по милости Кришны. Раздавать бедным людям некоторую часть своего имущества — это не разбазаривание, а, напротив, правильное использование богатства! Распространять милость (прасад) — это непреложная обязанность вайшнавов-домохозяев. Хотя нищета бедняков является следствием их собственной кармы..., все же и они дети Бога. Так что оказывать им помощь — долг благополучных людей. Но вот считать их «Нараяной» — это слепота и ужасное духовное оскорбление!».