интервью БССТ

Gaudiobooks - 01 January 2024
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:15:25 | качество: mp3 320kB/s 35 Mb | прослушано: 15 | скачано: 30 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Майя

00:00:39 Из интервью с Пандитом Шьямасундаром Чакраварти, лидером Движения за независимость, который был в то время главным редактором английского журнала «Слуга и Васумати».

00:00:52 Вопрос: Что такое майя?

00:00:56 Производное значение слова майя — «это то, что можно измерить». Бхагаван — Господин майи. Он не может быть измерен. Там, где есть попытка измерить Бога, наличествует майя, а не Господь. Ма значит «нет», йя — «что», т. е., то, чего нет или то, что не Бог, то майя. Майя, как она описывается в Шримад-Бхагаватам, не похожа на Сатану христианской теологии, отделенное от Бога существо. Согласно школе Бхагаваты, майя пребывает в Бхагаване (Ш.Б. 1.7.4-5), обреченная исполнять наказание, которое заслужили крошечные существа (дживы), подконтрольны ей. В «Гите» (7.4-5) Кришна говорит: «Земля, вода, огонь, воздух, небо, ум, разум и эго составляют Мою отделенную низшую энергию, помимо которой существует еще и Моя высшая энергия, включающая в себя живые существа, ею же поддерживается весь мир». Эта низшая энергия есть энергия майи. С начала времен эта низшая энергия одурманивает джив, равнодушных к Богу, вводит их в заблуждение, порой принимая форму «двадцати четырех качеств Капилы», автора санкхьи, иногда как «атомарная теория» Канады (Вайшешика), а порой как философия Пурва Мимамса (Джаймини Риши), иногда как «шестнадцать объектов» Гаутамы (в ньяйе), иногда как «сверхчеловеческая сила и абсолютное единство с Богом» (йога Патанджали), а иногда как поиски безличного Брахмана (Шанкара Чарийи).

00:02:55 Вопрос: Почему же такое происходит?

00:02:59 Ответ: Потому, что дживы имеют собственную свободную волю.

00:03:03 Вопрос: Тогда как это согласуется с учением «Бхагавад-Гиты», которая говорит: «Всевышний Господь пребывает в сердцах всех живых существ и заставляет их блуждать, словно в машине, управляемой майей»? (Б.Г. 18.61).

00:03:18 Ответ: Это наставление «Гиты» говорит скорее в пользу вышеупомянутого утверждения. Именно Шри Вишну есть Бог, управляющий всеми существами. Бог дает дживам плод в соответствии с исполнением ими своей кармы. Джива — делатель, а Бог — Даритель. Власть Бога видна в даровании плодов и в управлении причиной и следствием. Итак, Бог дарует плод, а дживы наслаждаются этим.

00:03:50 Вопрос: Почему у джив есть независимость?

00:03:55 Ответ: Дживы — атомарные частички Бога, вибху-чит (Полного Сознания). Свойства моря, то есть, воды, представлены и в капле — в мельчайшей степени. Вибху (или Господь) полностью независим, и в ану-чит-дживе (атомарном сознании) независимость тоже присутствует — пропорционально.

00:04:22 Вопрос: Побуждает ли Бог джив правильно или неправильно использовать свою независимость?

00:04:30 Ответ: Если бы Бог делал это, то все больше джив служило бы Ему, а не забывало бы о Нем.

00:04:38 Вопрос: Откуда же тогда взялось утверждение, что «все зависит от Воли Бога»? Я ставлю эти вопросы не ради спора. Я задаю их, потому что Вы — великий ученый и великий преданный одновременно. В «Бхагавад-Гите» Шри Тилаки на хинди я читал абхангу (хвалу Богу) Тука-Рама, суть которой такова: «О Господь, если освобождение приносит мне моя карма, то что мне делать с Тобой?»

00:05:10 Ответ: На это Шримад-Бхагаватам отвечает:
तत्तेऽनुकम्पां सुसमीक्षमाणो भुञ्जान एवात्मकृतं विपाकम् ।
हृद्वाग्वपुर्भिर्विदधन्नमस्ते जीवेत यो मुक्तिपदे स दायभाक् ॥ ८ ॥

tat te ’nukampāṁ su-samīkṣamāṇo bhuñjāna evātma-kṛtaṁ vipākam
hṛd-vāg-vapurbhir vidadhan namas te jīveta yo mukti-pade sa dāya-bhāk

«Тот наследует освобождение, о Господь, кто, чувствуя Твою Милость во всем и перенося трудности, вызванные своею собственной кармой, склоняется перед Тобой разумом, речью и телом, то есть, от всего сердца» (ШБ 10.14.8).

00:05:31 Человек, достигший готовности к освобождению из этого мира, понимает, что если возлагать вину на Бога, то из-за недостатка склонности к служению Богу освобождение становится совершенно недоступным, но что лишь тот может легко обрести освобождение, кому посчастливилось обладать возросшей в нём склонностью к служению, вследствие чего он всё больше привлекается Господом, считая все беспокойства и трудности проявлением Его милости.

00:06:06 Вопрос: Значит, грехи мы совершаем тоже по Милости Бога?

00:06:12 Ответ: Нет. Склонность ко греху дана нам для проверки, так же, как ребенку во время церемонии первого кормления рисом предлагаются деньги, дутый рис, книга Шримад-Бхагаватам и т. д., чтобы увидеть, какой из предметов он возьмет, в зависимости от своих внутренних склонностей. Перед церемонией вручения священного шнура гуру также проверяет склонности юноши, которому предстоит получить посвящение. Жестокость Бога — это то, что подозревает человеческий интеллект, когда он равнодушен к Богу. Если кто-то принимает это за наказание, тогда понятно, что ему недостает настроения служения и влечения к Богу.

00:06:58 Господь — Прибежище для всех. Он посылает множество препятствий и неудобств тем, кто желает укрыться в сени Его Лотосных Стоп, чтобы проверить их рвение и постоянство. Например, когда вайдья прописывает горькое или вяжущее лекарство и невкусную диету, или доктор вскрывает ланцетом абсцесс, то, если пациент недоволен ими, считая, что они действуют жестоко и недоброжелательно, его мнение ошибочно, ибо он принимает истинных друзей за врагов.

00:07:34 Божественная энергия, майя, пользуется соблазнами как приманкой, чтобы обольстить меня, сохраняет их как рыболовный крючок, сеть, крысоловку, или цепь, которыми ловят рыб, крыс, слонов и т. д. Цель майи состоит в том, чтобы я всё больше и больше запутывался в сетях этого мира. Обманутый её хитроумными ловушками, я иногда совершаю бессмысленные злодеяния, а порок становлюсь филантропом, а иногда считаю единство с безличным Брахманом чем-то благим для себя, чувствуя глубокое почтение к учениям Будды, Шанкарачарьи или Капилы.

00:08:17 Майядеви аккуратно разложила по порядку искусы — в соответствии с разнообразными темпераментами людей, которые запутались в тенетах кармы и гьяны, ибо стремились к вещам иным, нежели Истина. Джива достигнет своего истинного благополучия, когда займется повествованием о Боге; нет иного пути кроме этого. Бог не чинит никому препятствий и не разрушает четана-дхармы, сознания живого существа. Если бы Он создавал препятствия против этого сознания, это было бы жестоко с Его стороны. Он лишь дает понять обладателям сознания, дживам, что такое правильное и неправильное использование его.

Из статьи «Шримад Бхагаватам и Вайшнавский культ»

00:09:07 Вопрос: А какое благо дал миру вайшнавизм?

00:09:12 Ответ: Никогда, даже за тысячи эпох, политики не смогут сделать и десятимиллионной части того, что сделали для мира вайшнавы. Но вот быть такими узколобыми сектантами, как политиканы, мы не советуем никому.

00:09:30 Вопрос: Сколько людей знает о вайшнавизме?

00:09:34 Ответ: Сколько выпустили аспирантов? Сколько родили Ньютонов? Разве это мудро — бросить заниматься наукой, только потому, что не наплодили множества профессоров Боузов?

Интервью с мистером Вандором Стоком, 1935 год

00:10:07 Вопрос: Вы познали Абсолют постепенно или мгновенно?

00:10:13 Ответ: Знание Абсолюта можно возыметь мгновенно, здесь нет фактора времени или пространства. Если мы вообще стремимся познать Его, значит, у нас должно быть некоторого рода объективное отношение к Его субъективной деятельности. Сейчас мы заняты мирскими делами: мы думаем, что мы мужчины или женщины. Вместо того мы должны служить Ему, и когда Он примет участие в наших чистых душах, мы освободимся от влияния различных соблазнов материальной природы. Мы хотели бы вернуться домой. Словно падшие звезды, мы унеслись за пределы Его притяжения. Мы путешествуем без отдыха, будто кометы.

00:11:00 Наше вечное положение состоит в том, что мы абсолютные бесконечно малые частички и как таковые должны приспособиться к Абсолютной Бесконечности. Взаимосвязь между Ним и нами есть Любовь. Он — Любящий. Если Он любит нас, Он берет нас назад. Если Он проявляет равнодушие по отношению к нам, то лишь потому, что мы отвернулись от Него, и тогда нам приходится восемь миллионов четыреста тысяч раз рождаться и умирать. С нашей стороны было бы благоразумно вернуться назад к Бесконечному Абсолюту, чтобы все наши занятия были связаны с Ним и ни с кем другим.

Интервью с профессором Иогансом, руководителем кафедры философии Колледжа Св. Ксавье.

00:11:46 Вопрос: Что это за четыре Вады?

00:11:50 Ответ: А чид-вада — это материализм следующей природы: когда мы говорим: «Я буду Индрой, царем небес» или: «Я буду наслаждаться мирскими удовольствиями» — в настроении Чарваки-муни, индийского Эпикура, чья философия заключена в утверждении, что наслаждение есть высшее благо, то есть: «Я буду занимать деньги и пить и не буду думать о долгах; и всё удобно организую, чтобы вести в этом мире жизнь, полную комфорта, и быть великим наслаждающимся. Я обрету и сохраню здоровье. Я употреблю по назначению свои клыки, поедая рыбу и мясо, и буду энергично пользоваться преимуществами юности» и т.д.

00:12:35 Ачин-матра-вада — так называемая попытка упразднить сознательное существование на том основании, что ачид-вада временна, ... сбой в записи ... а сознательное существование — неизбежный корень всех беспокойств и страданий. По их логике выходит, что сведение на нет сознательного существования — это самое почтенное и благое занятие. Это доктрина Будды, Капилы и других.

00:13:16 Чинматра-вада — это попытка раствориться в Брахмане и таким образом разрушить свойство дживы, называемое анучит. Родоначальниками этой доктрины были Шанкарачарья, а до него Даттатрея.

00:13:32 Различные дживы (анучетанамсы) Полного Чит (Бога) вечно влекомые Вибху-четаньей (Господом), проявляют любовь к Нему. Это называется чит-виласа-ваичитрья. Здесь атма (душа) вечно занята развлечениями с Богом. Здесь нет грехов и нет духовных оскорблений, ещё более отвратительных, чем грехи, и подобных невежественному состоянию души в ачид-ваде или попытке уничтожить атму и Параматму, как в ачин-матра-ваде, нет и духовного самоубийства как в чинматра-ваде (буддизма). Здесь полное раскрытие, полная красота, полное единение Параматмы и атмы.

00:14:22 Вопрос: Вы только что подробно изложили высокие философские истины, которые я буду усваивать еще долгое время.

00:14:31 Ответ: Одно только время не поможет. Эти истины нужно слушать снова и снова в словах, исходящих с уст истинных ачарий. Несколько времени назад мистер Чепмен (из Императорской Библиотеки) слушал на протяжении двух или трех часов философию Шри Чайтанья Девы и, в конце концов, согласился с тем, что даже для такого ученого, как он, эта философия чрезвычайно трудно постижима. Поэтому ее нельзя понять без регулярного слушания и преданного смирения.

тайминг: Евгений Геер | Днепропетровск | Украина | 23 July 2024