Гнев и обида

Гнев и обида: суть понятий и их взаимосвязь. В основе обиды лежат два фокуса внимания. Подавление гнева матери на ребенка. За каждой эмоцией есть позитивное намерение. Позитивная функция гнева – движение к своей цели. Человек имеет право на гнев. Наблюдение эмоций из внутреннего пространства. Признание эмоций и благодарность за их проявление. Техника договора (интеграции частей). Склонность к определенной эмоции. Уровень принятия всех частей эмоций. Принятие внутреннего раскола. Главный смысл любого взаимодействия – обучение. Череда распознавания позитивного намерения эмоций. Выстраивание линии времени. Взгляд со стороны и холодный рассудок. Обратное превращение обиды в гнев и дальнейший поиск корней эмоции. Программы и стратегии, встроенные в нас с детства. Книги и фильмы. Признать гнев как мощную силу и придать ему направление. Три позиции восприятия. Переключение внимания. Объемное восприятие. На уровне позитивных намерений эмоций конфликты превращаются в творческие союзы.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:38:09 | качество: mp3 128kB/s 34 Mb | прослушано: 29 | скачано: 102 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Гнев и обида: суть понятий и их взаимосвязь

00:00:00 Итак, всем доброго вечера или когда вы это смотрите. Меня зовут Юрий Мошкин и сегодняшняя тема – это работа или исследование двух очень таких важных эмоциональных состояний и чувств как обида и гнев. И по сути это очень близкие состояния – гнев и обида. Гнев и обида. Есть такая точка зрения, я, в принципе, придерживаюсь ее, что обида – это, по сути, невыраженный гнев, и в этом смысле, опять же, это такое достаточно сильное упрощение, но для первого такого слоя понимания этой темы будет достаточно, что обида – это невыраженный гнев. И в каком-то смысле это вид такой пассивной агрессии.

00:01:38 Гнев когда направляется на человека, от которого мы каким-то образом зависим, то есть мы ожидаем от него какой-то поддержки, у нас есть вторичные выгоды сохранения этих отношений, то мы не можем вот так вот напрямую выразить это чувство, выразить эту эмоцию, потому что мы, например, боимся обратной реакции. Мы боимся прекращения отношений, мы боимся дистанцирования, ответной агрессии или каких-то других неприятных с нашей точки зрения реакций, и поэтому мы его как-то немножко гасим. А сам по себе гнев, но в этом смысле обида – это более слоёная тема, если, опять же, очень сильно упрощать, то в этом смысле гнев – это более простая эмоция, хотя сам по себе гнев тоже может быть вершиной айсберга из многих-многих слоев, но, опять же, это такая уже более сложная конструкция.

00:02:45 А обида – это как раз тот гнев, который запрятан, например, под страх, под страх, опять же, потери, потери отношений. Соответственно, гнев – это условно более простая эмоция, а обида – более сложная. И обида – это очень красочно её как-то описал один из мудрых людей, что обида похожа на то, когда мы принимаем яд и ждем, когда умрет другой человек. То ли Нельсон Мандела это сказал, то ли кто-то. В этом как раз и ловушка именно обиды, именно в том, когда она является такой сложной эмоцией, что мы не выпускаем это чувство, это достаточно простое чувство. Например, у нас есть убеждение, что гнев – это плохая эмоция, разрушительная эмоция, и, может быть, у нас даже был какой-то пример в отношениях прошлых, или мы видели, как в нашей семье это происходило.

00:04:14 Тем не менее, у нас укоренилось некое подавление, мы решили, «в любой непонятной ситуации подавляй», то есть вытесняй, маскируй, делай вид, что это к тебе не имеет или к человеку не имеет никакого отношения, а на самом деле это прямой путь к соматизации психического вот этого момента. И человека начинает по сути, если мы не даем выпускать, не даем этой энергии выходить, начинаются психосоматические расстройства. И, как говорить любят математики, в случае обиды нам нужно свести решение к предыдущей задаче, то есть понять, что обида – это по сути гнев, и научиться его выражать. В случае с обидой получается, у человека есть ещё у человека еще и внутренний конфликт. Опять же, это достаточно простая схема, но для большинства примеров она подходит.

В основе обиды лежат два фокуса внимания

00:05:13 Что значит, у нас есть внутри два неких фокуса внимания, две субличности, два принципа. С одной стороны, у меня есть претензии к человеку, по существу, что такое гнев – это человек нарушает наш критерий, какой-то человек нарушает какой-то наш критерий, нашу ценность, фрустрирует движение нас к нашей цели. Просто вот если даже ребенку маленькому блокировать движение его рук и ног, он начинает гневаться, потому что вот он не может проявить себя. Поэтому гнев – это одна из базовых эмоций, она не хорошая, не плохая. В этом смысле обида – она тоже не хорошая, не плохая, но она более, скажем так, деструктивна в том смысле, что она является признаком того, что мы боремся сами с собой. Поэтому черный пояс по внутренней борьбе – это так себе достижение.

00:06:10 И в этом смысле нужно понять, что мы с вами с собой боремся, то есть у нас есть с одной стороны желание, то есть мы, обижаясь на человека, у нас есть к нему какие-то претензии – гнев. Мы хотим ему нанести некую обратную реакцию, обратную связь, сделать ему так же больно, как он сделал нам. То есть он своими какими-то действиями или бездействием, неважно, причинил нам некую боль, эту боль мы хотим вернуть, то есть гнев, по сути, – это желание эту боль на человека вернуть или преодолеть, пройти сквозь человека. Опять же, какому человеку понравится, когда через него будет другой человек проходить, это собственно и будет восприниматься как агрессия, как нападение, как боль.

00:06:55 И касательно вот этих отношений в принципе-то что же делать? Как говорил Берт Хеллингер, «чтобы сохранялись отношения, если вам причинили боль, вам нужно вернуть боль, если вам причинили добро, вам нужно вернуть добро». Но в случае с болью, если вы хотите, чтобы отношения сохранились, вам нужно вернуть меньшую боль, но вернуть. В случае с добром вам нужно вернуть большее добро, если вы хотите, чтобы отношения сохранялись. То есть вы по сути якорите человека, во-первых, даете ему обратную связь и якорите его, НЛПерским языком – устраиваете некий такой условный рефлекс, условную связь на то, что вы хотите.

00:07:36 Карен Прайор в своей книге «Не рычите на собаку», кто не читал, прочитайте, она вот об этой теме достаточно простым языком на принципе как раз вот дрессировки собак. «Не рычите на собаку» называется, она показывает, как, в принципе, люди выстраивают эти отношения, они дрессируют друг друга. Так вот, в случае с гневом мы хотим человеку вернуть, и если мы хотим отношения, нам нужно научиться возвращать эту, скажем так, боль, показывать, что нам больно. Но в случае с обидой мы решили этого не делать. Соответственно, вот это вот естественное возникновение обратного потока, мы его останавливаем.

Подавление гнева матери на ребенка

00:08:14 Вопрос: «А если ребенок в обиде, то у мамы есть право на действие по праву сильного, но гнев, ярость включить на время действия?»

00:08:22 Вот смотрите, если по поводу, опять же, тут надо разбирать каждый, конечно, конкретный момент отдельно. Очень часто матери, как раз у них возникает психосоматика, что они свой гнев, например, на ребенка подавляют, просто подавляют, не исследуя. Подавление – это, опять же, стратегия. Не хорошо, не плохо. Плохой стратегия становится тогда, когда она каждый раз постоянно одна и та же когда нужно и когда не нужно. Контейнирование, вытеснение – все вот эти защитные функции хороши, если их много, если ты можешь выбирать из них.

00:09:00 Так вот, в данном случае нужно понять, а что же на самом деле. В детско-родительских отношениях чаще всего гнев когда у родителя возникает, он связан с более глубокой историей. Чаще всего под этим гневом есть ощущение собственного несоответствия своей роли, очень значимой роли, например, «я хорошая мать» или «я хороший отец». Я не могу, например, передать своему ребенку некие защитные функции, знания и так далее, и это, скорее всего, приведет, мне так кажется, приведет к тому, что в будущем у этого ребенка будут проблемы, а я этого не хочу, но сделать ничего не могу. Соответственно, у меня этот страх, но этот страх нужно как-то подавить, и самый простой способ – его закрыть гневом, гневом на то, что, как мне кажется, является причиной. Но, на самом деле, это поверхность, то есть поведение ребенка, ребенок не понимает то, как я его прошу, или у меня нет сил на то, чтобы быть более гибкой и так далее. И человек может попасть как раз вот в такую ловушку.

00:10:00 Мы как раз говорим о некотором негативном сценарии, когда есть гнев и не распознается его глубинная причина. То есть, опять же, сам гнев может быть тоже слоеным пирогом, быть такой вишенкой на торте, а на самом деле глубина его уходит… у него есть глубина. Но если брать отдельно чистую эмоцию гнева и обиды, в этом смысле эмоция гнева более простая относительно эмоции обиды, потому что обида тоже может состоять из слоя: гнев, который подавлен страхом, этот гнев тоже может быть проявлением какого-то более глубинного страха и так далее, и так далее, и так далее. Поэтому в особо заколдованных случаях эти слои нужно очень скрупулезно разбирать.

За каждой эмоцией есть позитивное намерение

00:10:44 Но вернемся к основному принципу. Наверное, еще издалека зайду, что напомню о том, что все эмоции хороши. То есть даже у тех людей, которые давно занимаются изучением психологии, у них все равно, так или иначе, проскальзывает вот эта идея о негативных, деструктивных, нересурсных эмоциях. Эмоции – это как стратегия или это как инструмент. Мы заходим в гараж, открываем ящик с инструментами, говорим: «Вот у меня тут ресурсный инструмент, а вот здесь у меня нересурсный инструмент», то есть это говорит о том, что скорее всего либо мы этими инструментами не можем пользоваться, либо по какой-то причине пользуемся ими тогда, когда уже нужно взять какие-то другие инструменты. Поэтому все эмоции хороши, потому что за каждой эмоцией есть позитивное намерение, и мы, конечно же, об этом помним.

00:11:43 И когда мы работаем с собой или помогаем другому человеку, об этой пресупозиции, об этой идее мы, конечно же, напоминаем сами себе как консультанту, как терапевту, как помощнику-фасилитатору, и иногда, часто, всегда напоминаем человеку, чтобы он распознал внутри себя. Вот эта вот та самая обида в случае, если у нас есть просто гнев, и он вытесняется, внутри человека есть предубеждение, что гнев – это плохо. Ну, например, на самом деле, он видел, как его в детстве родители били, лупили, издевались, страдания ему наносили разные. И он вот с этой позиции считает, что гнев – это плохо, и гневом вообще пользоваться нельзя, и, соответственно, он 90% весь такой белый и пушистый, но иногда срывает башню так, что всем мало не кажется, и этих 10% достаточно для того, чтобы у него никакой личной жизни, например, не было, или она была, но такая, очень низкого качества.

Позитивная функция гнева – движение к своей цели

00:12:41 Поэтому когда мы говорим, например, о той же обиде, мы опять же это сводим к тому, чтобы человек научился проявлять этот гнев, но для этого мы должны распознать, что у него внутри есть непринятие гнева. Соответственно, у него есть одна часть, которая гневается, и она подавляется другой частью, которая отвечает за, например, соответствие каким-то критериям: человечности, доброты, помощи, ещё чего-то, еще чего-то, тут нужно разбираться. У каждого свои какие-то объяснялки, почему я не могу вот так вот вслух заявить о своих желаниях, о своих правах.

00:13:19 Позитивная функция гнева – это именно движение к своим целям. И если я это подавляю, то рано или поздно у меня, например, развивается депрессия. То есть если я не даю своим желаниям проявиться, у меня вот этот компас, который меня направляет куда-то, в конце концов вытесняется, я уже перестаю его распознавать, потому что я его всегда связываю с необходимостью вступать в некий конфликт с этим миром, то есть в конфронтацию, в то, что мои желания и желания другого человека могут не совпадать. И гнев – это естественная первая реакция. И это нормально. То есть вот это то, что мы должны просто принять и принять то, что мы имеем право на гнев.

Человек имеет право на гнев

00:14:06 Мы имеем право гневаться, неважно, на кого: на ребенка, на родителя, на самого себя даже, опять же. Вот эти все внутренние структуры тоже могут у вас вызывать, то есть часть друг на друга могут какие-то эмоции друг к другу иметь. Это такая общая конструкция, которая помогает, скажем так, формированию в себе некоего такого благостного наблюдателя, назовите его внутренний НЛПер или как угодно, как вам нравится, внутренний ангел-хранитель, ваш внутренний вот этот вот взор своего собственного присутствия, пространство осознавания, неважно, вот то место, откуда вы, или третья позиция в НЛП она еще называется, но она часто связана с неким внешним взглядом, конкретно внешним, но этот взгляд может быть и изнутри, причем не обязательно изнутри тела, а вот из некоего внутреннего пространства, которое включает и внутри тела пространство, и снаружи.

Наблюдение эмоций из внутреннего пространства

00:15:04 Сложно так вот сразу объяснить таким двойственным языком. Но, так или иначе, у каждого из нас есть этот опыт вот этого простого свидетельствования, то есть после каких-нибудь практик или просто спонтанно. Такой термин есть в нашей семье – «зайчик». Не знаю, может быть, кто-то этим термином пользуется, когда у тебя внутренний монолог останавливается, и, соответственно, все твои стратегии останавливаются, но ты при этом продолжаешь существовать. Обычно в этот момент либо речь останавливается, какие-то движения, ты так замираешь, и это вот такое классное состояние. Есть там дурная привычка щелкать перед лицом человека, выводить, вытряхивать. Я обычно говорю, что если такое происходит, в этом нужно просто быть, научиться присутствовать. Так вот, из этого присутствия мы учимся свидетельствовать все эмоции и просто их наблюдать, это первый уровень, он такой базовый.

Признание эмоций и благодарность за их проявление

00:16:00 Не всегда сразу в него можно шагнуть, поэтому мы напоминаем о некоей благодарности. Соответственно, мы создаем некую, можно сказать, новую часть, которая благодарит все эти остальные части, все эти эмоции за то, что они проявляются. И они, ещё раз напоминаю, позволяют нам узнавать себя, узнавать свои желания, узнавать свои вектора, узнавать свои потребности, цели и так далее, и так далее. И первое, что мы делаем, мы благодарим, неважно, мы с эмоцией более простой гнева или более сложной обида работаем, неважно, мы признаем, что это есть.

00:16:35 И в случае с обидой, мы узнаем, что там есть два слоя, как минимум, там есть часть, которая хочет проявить гнев относительно какого-то человека, на которого мы обижаемся, мы хотим ему вернуть некую боль, скажем так, которую он нам причинил. Но мы не даём себе этого сделать, останавливаем сами себя, хватаем сами себя за руки, и это вот делает та вторая часть, от неё тоже нужно мысленно вот так вот отстраниться и увидеть её, иногда для этого мы используем руки, на одну руку – одну часть положили, на другую – другую.

Техника договора (интеграции частей)

00:17:07 Кто НЛП практику проходил, техника договора, интеграции частей, она известна. Кто не проходил, эта идя достаточно простая. Мы диссоциируемся, мы проецируем, и мы воображаем на своих руках вот эти две стороны. Одна из них, например, связана с эмоцией гнева, негодования, ярости, неважно, это разные оттенки одного и того же чувства. С другой стороны другая часть, и тут уже сложнее, то есть у каждого тут будет какая-то своя история – страх потерять, опять же, их может быть несколько, вот на другой стороне несколько идей, несколько ценностей, которые могут быть нарушены простым вот таким вот, с этой точки зрения, с точки зрения другой части могут быть нарушены, если вот эту гневную часть просто выпустить. И тут можно погрузиться внутрь и поспрашивать, поисследовать, позадавать вопросы, пораспознавать, поузнавать, попогружаться: «Чего там хочется? Какие ценности? Что хорошего хочет одна и хочет другая?»

Склонность к определенной эмоции

00:18:09 В конце концов, когда мы задаем череду вот таких вопросов, мы выходим на некое состояние, оно, скажем так, находится глубже вот этого поверхностного, непринимаемого другой частью слоя, то есть эти две части в каком-то смысле воюют друг с другом. Одна хочет прорваться, а другая её держит, в конце концов, они уже между собой могут злиться, бороться, гневаться друг на друга, и, что самое интересное, когда вот мы из себя эти две части достаем, я сейчас про обиду говорю, часто мы все равно к какой-то из этих частей имеем некую склонность, и это тоже нужно заметить. То есть когда мы их достали, мы смотрим на них и думаем: «Да, вот эта какая-то вообще странная, непонятная, вот с этой всё понятно – она хорошая». Соответственно, у человека ещё есть какая-то склонность, какая-то тенденция, тропность к этому, в медицине говорим.

00:19:03 Эту тропность нужно тоже вытащить из себя и передать туда, куда она собственно…, кого она считает нормальным, вот это вот ощущение нормальности вот в эту часть и отдать, она сама себя считает нормальной. Эта часть тоже сама себя считает нормальной. Если часть считает себя ненормальной, значит, там внутри есть еще одна часть, то есть вот этих вот слоев, вот этих фракталов, матрёшек может быть на самом деле, в каком-то смысле, какое угодно количество, и как раз количество слоёв определяет сложность случая. Но, по сути, любой сложный случай состоит из простых. Сложное сложено из более простых вот этих вот слоев. (Новосибирск, телесный НЛП. Да, да, да, клево, тоже помню, спасибо. Отлично, поздравляю, очень рад. Спасибо! И этот, в том числе…, люди говорят об исцелениях замечательных. Я очень рад за вас. Суть этих исцелений именно в том, что мы доходим до такого уровня, где мы принимаем все эти стороны, все эти части.)

Уровень принятия всех частей эмоций

00:20:25 То есть мы не осуждаем, то есть вот идея «не суди да не судим будешь», она вот таким вот контрапунктом или там идеей главной через всё проходит, что это вот главная вообще тема. Если вдруг внутри есть какое-то осуждение или какая-то критика, нужно с этой критикой договариваться. Опять же, критика это не хорошо, не плохо, это тоже стратегия. Это стратегия, которая ищет слабые стороны. Просто если есть только критика и только поиск слабых сторон, тогда у человека нет вектора – а где же сильные стороны, где же хорошо? Если ты всегда смотришь на то, что плохо, тогда непонятно, а что же тогда хорошо. То есть стратегия «от» и «к» дополняют друг друга. То есть не надо от «от» избавляться. Просто на какой-то момент человек, который долгое время жил вот в этом «от», в избегании, в поиске боли, в уходе от проблем, в борьбе с препятствиями, с болезнями, он забывает, собственно, ради чего. И он уже может войти в раж и начинает бороться против всего плохого, ради всего хорошего.

Принятие внутреннего раскола

00:21:29 Как в той красивой фразе: «Дьявол рождается из пены на губах ангела, который встает за правое дело…» и так далее. Поэтому вот именно вот это вот разделение, собственно, и приводит, в том числе, ко всяким там психосоматическим, соматическим расстройствам. Как говорится, «царство, которое раскололось внутри себя, не устоит». И вот для того, чтобы вернуть это единство, надо вот этот внутренний раскол распознать. Сначала нужно признаться, что он есть, и постепенно его отдельно не выбрасывать все эти осколки, потому что когда на них смотришь, они в первую очередь на тебя действуют – колются осколки, это больно, и это тоже нормально. То есть вот этот момент болезненной реакции на то, что у тебя какие-то внутри проблемы, его тоже полезно принять.

00:22:20 Потому что вот есть тоже одна из ловушек по поводу работы, например, над собой или с другим человеком, когда ты начинаешь страдать по поводу страдания, ну, или по поводу болезни – боль по поводу боли или страх самого страха и так далее, вот эти вот все рекурсии, применение к себе, самореферентные системы, вот этот вот фидбэк, который когда микрофон к колонке подносишь, они вот как раз и создают вот эти вот дурные бесконечности, куда человек по незнанию может какое-то время погружаться. Но даже если такая история есть, её тоже нужно распознать и тоже на неё взглянуть со стороны. Не бороться, не выбрасывать, а именно её признать, что она есть. И, опять же, доказать это нельзя, но это полезная идея, что это всё происходит ради какого-то смысла.

Главный смысл любого взаимодействия – обучение

00:23:10 Но главный смысл – это именно в обучении. Как говориться, что нас не убивает, делает нас сильнее. Оно нас тренирует. Это вечная фраза Ницше Фридриха, нашего всего. Она как раз помогает, потому что вот идея обучения, а чему я готов научиться, проходя через это, то есть Карен Хорни говорила: «Проблема, которая воспринимается как наказание, она воспринимается в десятки раз тяжелее». А мы говорим, что это не наказание, это некий там челлендж, некий вызов, обучение, некий квест. М-м-м, интересно! И тут уже подключается идея любопытства. А любопытство, там одна из идей – это именно взгляд со стороны, поэтому когда всё плохо, мы диссоциируемся и смотрим на это, на то, что считает, что всё плохо, и начинаем с ним взаимодействовать. И в случае с обидой, мы разделяем на две части, одна из них гнев, другая – та, которая подавляет этот гнев, и мы позволяем этим частям договориться. Но перед тем, как им договориться, нужно распознать суть внутри каждой этой субличности или части, или стороне личности есть некое благо.

Череда распознавания позитивного намерения эмоций

00:24:23 Вот тут мы как раз переходим на ту часть, которая с гневом связана, и гнев – это про мои собственные желания. То есть человек, который, например, испытывает проблемы с гневом, скорее всего, у него, опять же, есть какая-то история, где ему было запрещено этот гнев проявлять до конца, именно понять, куда этот гнев направлен. То есть этот гнев, опять же, случай от случая всё это, может быть, по-разному выглядит. Но один из примеров, который сейчас у меня всплыл на ум, человек может воевать в принципе против всего мира, казалось бы, он хочет всем сделать, условно говоря, плохо, и такого в первую очередь хочется, что тогда, в тюрьму посадить, в психбольницу или, в крайнем случае, сделать так, чтобы его просто больше никогда не было. Самый простой вариант – нет человека, нет проблемы. Но если мы мысленно погрузимся туда и дадим неким тепличным условиям в воображении идею, что он может все-таки дойти до конца своего желания, даже если эти желания социально неприемлемы и являются нарушением свободы и прав других людей, но мы идем дальше и спрашиваем: «А это зачем? Что это тебе дает?»

00:25:38 Вот эта череда распознавания позитивного намерения, потому что на поверхности оно ни разу не позитивное, ну, по крайней мере, для наблюдателя. Сам человек даже может быть внутри себя уже начинает в этом сомневаться. Например, в моменте какого-то ража он даже и не думает о каком-то позитиве вот какого-то такого яростного стремления к чему-то, он даже уже забывает о том, к чему это приведет, он не думает о последствиях. Но когда мы спрашиваем: «А что же, в конце концов, ты хочешь получить?» Вот этот момент вопрошания о результате, о именно цели, а цель, она всегда создает некий позитив, реализует какую-то цель. Даже если вначале это будет тоже в ранге проблемы – «я хочу избавиться от чего-то», хорошо, ты избавился. Как говорится, ты от них от всех избавился, которые были, например, причиной твоего страдания, и, наконец, ты стал сам по себе, и ты стал един, свободен и так далее, и так далее. Что тогда ты будешь хотеть?

00:26:38 И там уже начинают открываться более позитивные и понятные для других наблюдателей, включая другие части человека, что он хочет, например, имея эту свободу, получить доступ к чему-то более значимому, к настоящим своим целям. Реализовывать свои желания, например. И получается, что эта часть, которая связана с гневом, она хочет дать человеку счастье, если совсем-совсем уж упростить, чтобы он был счастливым, чтобы он достигал своих целей. Это то, до чего, например, сразу ты и … Человек говорит: «Хочу, чтобы все страдали». Да, это проявление гнева. Но зачем? Никому не хочется, чтобы им причиняли боль. И на этом уровне, когда мы на этом уровне поведения на человека смотрим или на самого себя вдруг, замечая, что мы хотим назло кому-то что-то сделать, отомстить. Месть – это тоже такая смесь гнева и каких-то вот отвращений и страхов и так далее.

Выстраивание линии времени

00:27:41 Но задавая более глубокий вопрос: «Что это тебе даст?», именно с идеей, что там есть какой-то смысл. Не такой саркастический вопрос: «Ну и что это тебе даст?», подразумевая, что там ничего хорошего нет. Но когда мы задаем вопрос «для чего?», мы уже выстраиваем некую линию времени, которой нет у человека, который находится вот в этом раже, вот в этой ярости. У него нет никакой линии времени, он ассоциирован в линии времени, он не смотрит на неё со стороны. Поэтому – шаг в сторону, и когда мы говорим: «И к чему это тебя приведет, и что ты будешь хотеть потом? Потому что после того, как все твои гневные части удовлетворятся, для чего ты хочешь расчистить себе путь?» «По поводу вектора, моя хорошая знакомая боевых действий носит нож-вектор». Да, да, да, с позитивным намерением. Вектор – это как раз сам фокус языка, позитивное намерение, он связан как раз с направлением. И гнев, он про направление.

00:28:41 И гнев – это про то, чтобы убрать препятствие, но, опять же, это делается для чего? Для того, чтобы… Потому что, если мы фиксируемся на самой вот этой функции отдельно от всех остальных, тогда это сам по себе инструмент, он не имеет никакого смысла, он является частью большей какой-то системы. Но мы тогда его пользу максимально можем испытать, когда мы во взаимодействии это всё используем, вместе, совместно, творчество. И часто, конечно же, гнев – это что-то такое огненное. И в случае обиды, эта затаенная обида – это вот некий огонь, который где-то там внутри, под какими-то там слоями, которые его гасят. И когда вот эти слои ты разворачиваешь, этот огонь вырывается наружу, это дает человеку осознавание. Но если человек уже пришел, и у него уже этот гнев в нем горит, то тут, конечно, могут как раз дать нам дополнительную пользу метафоры более прохладных каких-то первоэлементов – воды, льда и так далее, и так далее.

Взгляд со стороны и холодный рассудок

00:29:48 И для этого как раз и есть способы посмотреть со стороны, потому что когда мы диссоциируемся, у нас как раз включается то, что мы говорим, холодный рассудок. Поэтому взгляд со стороны и некая метафора, знаете, льда или стекла, потому что тоже стекло в каком-то смысле – это метафора отстранения и льда одновременно, дает возможность увидеть со стороны. Потому что человек в гневе максимально ассоциирован, ему не хватает как раз взгляда со стороны. Поэтому увидеть отражение себя, увидеть себя на видеозаписи, которую, например, твой ангел-хранитель тебе показывает, когда ты гневаешься, чтобы ты увидел это со стороны и, соответственно, мог бы простроить последствия. Потому что когда человек ассоциирован в гнев, там линии времени как таковой и нет, там есть вечное настоящее, как говорится. «Какие последствия? Гори всё синим пламенем!» А тут ты показываешь человеку, к чему это может привести и плюс ещё какие-то несколько шагов, ты сейчас кричишь на ребенка или еще на кого-то, к чему это может привести.

Обратное превращение обиды в гнев и дальнейший поиск корней эмоции

00:30:55 И когда это всё вместе соединяется, ты, ну, во-первых, в случае с обидой ты можешь увидеть, что есть некое что-то, что тебя подавляет, то есть там уже есть буквально это может быть крышка, камень, слои слизистых структур, болото, под которыми тлеет вот эта вот обида. И эту обиду нужно превратить именно в гнев, чтобы осознать, а что же там, на кого же ты на самом деле… И если этот паттерн продолжается из отношений в отношения, скорее всего, конечно же, корнями это уходит в какую-то более раннюю историю. Чаще всего, конечно, в детско-родительские отношения, то есть мама-папа, что-то ты недовыразил или начал выражать, испугали тебя возможные последствия или реально тебя наказали за это, или ты видел, как кого-то наказали. Дети очень быстро обучаются, это называется впечатлительность, по-НЛПерски это обучаемость, моделирование. Они очень быстро могут в себя встроить даже программу, которую они просто увидели, прочитали в книжке, посмотрели в кино.

Программы и стратегии, встроенные в нас с детства. Книги и фильмы

00:32:05 Я когда своему сыну читал «Карлсона, который живет на крыше», это была моя, по сути, первая книга, которую я прочитал. Господи, сколько я про себя нового, ну, точнее я про себя многое понял, когда я читал, что там вот реально целые стратегии встраивались в меня, когда я эту книжку… Поэтому я всем рекомендую, кстати, все свои книжки, особенно первые, которые вы самостоятельно прочитали или перечитывали, например, какое-то время в детстве, то есть не сейчас перечитываете, это тоже интересная тема, почему мы возвращаемся к одной и той же книге, а именно в детстве которые вы самые первые прочитали, или, может быть, у вас были, у меня в том числе, были аудиокниги, аудиокниги они тогда не назывались, это были пластинки со сказками, которые я мог подряд несколько раз слушать.

00:32:58 Посмотрите, прочитайте прямо сейчас, может быть, своим детям или внукам, или самому себе, коту, фикусу, неважно. Очень много интересного про себя узнаете. Поэтому вот эта вот метафора доставания этого огня из себя в случае обиды, понимание, к кому этот огонь на линии времени прошлого направлен, мысленное возвращение себе права заявлять о себе, потому что, вот опять же, пассивная агрессия ни к чему хорошему в долгой перспективе не приводит, как и любая другая стратегия, постоянно применяемая.

Признать гнев как мощную силу и придать ему направление

00:33:38 В случае с гневом вы начинаете добавлять туда, то есть если вы хотите начать управлять гневом, вам, во-первых, нужно признать, что у вас есть очень мощная сила, просто ей нужно дать направление. Гнев – это отличное топливо, ракетное топливо для достижения каких-то целей, целей, связанных с бизнесом, с саморазвитием, со здоровьем, с семьей, все, что вам интересно. Гнев является одним из очень важных таких стартовых инициаторов. Не единственным, но без него, например, целеполагание и целедостижение не работает, оно не имеет энергии. Гнев – это про «я хочу», именно про первую позицию.

Три позиции восприятия. Переключение внимания. Объемное восприятие

00:34:19 Те, кто знает, что такое первая позиция – это вот, напомню, кто знает - не знает, это мои желания – я, моё, мне, для меня, про меня, мой взгляд, моё восприятие, моя карта мира, моя точка зрения, мои ценности, мои эмоции, мои чувства. И гнев – это, в первую очередь, именно про первую позицию. То есть когда у нас есть, вот опять же, обида, это говорит о том, что есть некий конфликт между взглядом со стороны конкретного человека или конкретной группы референтной и нашими внутренними желаниями, вот эти две части личности, скорее всего, они про разные позиции восприятия, про гнев – это про первую позицию, про мои желания, а другая – она, скорее всего, про вторую позицию, позиции некоторой группы и, возможно, ещё и взгляд со стороны.

00:35:09 И когда человек может и каждая часть личности может взглянуть с разных позиций восприятия, гнев, агрессия – это всё по сути одно и то же – злость, гнев, раздражение и так далее, бешенство – это всё синонимы, опять же, нужно разбираться в каждом конкретном случае, умение переключать своё внимание между позициями восприятия – это универсальная стратегия, которой может пользоваться любая наша внутренняя уже существующая макростратегия, субличность, идентичность, я-концепция и так далее. Поэтому каждой вот этой вот субличности можно показать, что на эту ситуацию можно взглянуть минимум с трех точек зрения: из себя, со стороны и из глаз другого человека, который сейчас в этой ситуации присутствует. И если это есть все – первое лицо, второе и третье в русском языке, гибкость максимально выходит на новый уровень, то есть вот это вот объемное восприятие, три позиции восприятия как раз создают 3D, объемное.

На уровне позитивных намерений эмоций конфликты превращаются в творческие союзы

00:36:24 Поэтому, друзья, идея того, что и гнев, и более сложная эмоция – обиды, они хорошие, все эмоции хороши. Мы к ним относимся очень бережно, с любовью, с принятием, чтобы понять, а что же там внутри, и к чему они хотят в позитивном намерении нас привести. И постепенно разбирая, вы видите суть, и уже на основании сути эти две, например, части в случае обиды или в случае гнева это, опять же, может быть более слоеная структура: с одной стороны это гнев, а более глубокий, например, страх. Опять же, вот тот пример, когда мама или папа на ребенка гневается, чаще всего под этим гневом находится страх за будущее ребенка или страх быть плохой матерью, плохим отцом и так далее.

00:37:11 То есть это просто нужно распаковать и каждую из этих частей отдельно рассмотреть, увидеть её позитивное намерение, и уже на уровне позитивных намерений все эти конфликты перестают быть конфликтами, а становятся творческими союзами, которые дают человеку возможность творить, проявляться всеми его слоями, всеми его субличностями, всеми частями личности и тому подобное. Хорошо, друзья, это был один из вебинаров в преддверии терапевтического интенсива, который будет на следующей неделе, следующий будет у нас в воскресенье, и там мы поговорим о глубине транса, как именно углублять трансовые состояния, что этому помогает, что этому мешает, и что с этим можно делать.
На сегодня всё, всем всего хорошего. Пока-пока!

транскрибирование: Ольга Третьякова | Москва | Россия | 02 June 2023