Причины возникновения зависимостей

Youtube - 11 сентября 2021
Откуда берутся и как формируются зависимости. Что такое самостоятельность? Привычки избегания. Долгосрочная память. Родовые привычки. Человеку позволено выражать свои чувства. Если чувства подавлены. Обсессивно-компульсивные расстройства. Невыраженные эмоции- причина психосоматики. Вредные привычки защищают человека. Бессознательное обладает позитивными намерениями. Эндогенные причины. Причина неврозов, психозов и психосоматических расстройств. Любой опыт полезный. Цель осознать родительские паттерны и позволить им быть. Великодушие. Махатма. Боль. Развитие. Жизнь. Экологичность и конгруэнтность выражения эмоций. Эмоциональная смелость. Подавляя эмоции, мы создаем очаги напряжения. Жизнь. Свободное дыхание. Способ бросить курить. Суицидные идеи. Мы должны стать любящим родителем. Первый уровень позволить проявлять эмоции. Благодарить. Баланс между общественным и личным. Голосовые тренинги, холотроп. Нужно менять окружение. Ощущение эмоциональной свободы. Подведение итогов.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:53:32 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 13 | скачано: 11 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Откуда берутся и как формируются зависимости

00:00:07 Итак, друзья, добрый вечер! С вами Юрий Мошкин и сегодняшняя тема, тема возникновения зависимостей. Немножко поговорим, по разбираемся в механизме. Откуда что берется и как формируется зависимость.

00:00:33 Ну, зависимости бывают разные от внешних, опять же агентов физических, химических, психологических и тому подобное. Всем привет. Можно рассмотреть это на примере самой частой зависимости, которая, по крайней мере, большинством людей принимается как зависимость от еды, переедания, от курения, алкоголя. Если сразу в общем ответить на этот процесс, в смысле на этот вопрос, какой процесс стоит за этим – это желание помочь себе перейти, или даже не перейти, избавится от какого-то очень сильного внутреннего страдания.

00:01:31 И, по сути, все эти зависимости – это такие костыли, подпорки на вот этом пути нашего, если хотите, саморазвития на жизненном пути, на пути испытаний, через которые нам так или иначе приходится проходить. И, с момента рождения у человека формируется идея, она подтверждается у большинства людей, что за него вопросы решают родители. И, вот эта вот готовность переложить ответственность за свою жизнь на родителей отличает взрослого от ребенка.

Что такое самостоятельность?

00:02:20 Ребенок, он, скорее в трудных ситуациях, в каких-то непонятных ситуациях, выходящих за рамки его компетенции, склонен доверять родителям и просить у них помощи. А взрослый человек, он решает сам. Самостоятельность - умение стоять на ногах, независимо от того, сбили тебя или какая сила пришла в твою жизнь, больше тебя, соизмеримо с тобой, меньше, умение преодолевать, умение встречать ту самую энергию, отвечать и интегрировать результаты этой встречи, этого опыта внутрь себя.

Привычки избегания

00:03:08 Если же по разным причинам у человека это не получается, у ребенка, он, сталкиваясь с каким-то таким вот внешним интенсивным воздействием, психотравма, назовем это, импринт, не важно, какой термин мы будем использовать. Он старается, опять же, если он не выбирает процесс роста и развития, он старается, собственно, уйти. И, уйти от этого интенсивного какого-то переживания, особенно, если в окружающем его мире, в пространстве, его окружающем, родителей или каких-то замещающих родителей людей, есть эти привычки избегания.

00:04:06 Или сами эти родители или их замещающие фигуры являются источником собственно этой опасности или психотравмы. И, соответственно, ребенок, опять же, в условиях вот этого импринта, он в любой непонятной ситуации впитывает в себя то, что находится в его окружении. То, как делают его родители, то, как они поступают между собой, общаясь с родителем, которого общения ребенок является и, потом он это повторяет. За не имением другой какой-то истории, а в условиях импринта, в условиях высоких эмоциональных таких нагрузок, у человека больше открывается, скажем так, долгосрочная память, ну, и записывается глубже все то, что происходит.

00:05:01 Соответственно, он записывает в себя тот бульон информационный, в котором он находится и, потом его выдает в подобных ситуациях, когда, например, сам становится взрослым и, отвечает такой же, например, агрессией на своего ребенка, повторяет, например, стратегии отца, матери на какие-то трудности, на какие-то невротизирующие аспекты внешнего мира, как справляются с трудностями родители, ну и ребенок, так или иначе, начинает повторять.

00:05:38 И, один из способов, опять же, если человеку маленькому предоставляется некое такое воздействие негативное, которое, ну, опять же, если в систему какая-то часть энергии вводится, самый простой способ эту энергию куда-то канализировать, ну, как минимум, отразить обратно, то есть, вернуть. Когда ребенок начинает это делать, если, например, это дисфункциональная семья, где, например, запрещена обратная связь, вербальная, невербальная, в принципе, то у ребенка вот этот канал выражения, возвращения, отреагирования запрещен, подавлен, закрыт. «Не ори на мать!» и, все, что с этим связано, «Ах ты руку на отца поднял!?» ну и так далее, то есть, нельзя выражать эмоции.

Родовые привычки.

00:06:33 И, сами эти эмоции становятся уже вторичным каким-то или следующего уровнем раздражителем негативным, который усугубляет ситуацию. То есть, ребенку, например, видит, что вокруг творится какой-то трэш и, он этот трэш, естественным образом, отражает изнутри какими-то своими эмоциями, ну, то есть, эмоции внутри они выходят наружу какими-то действиями, а эти действия, например, останавливаются, нельзя. Ну, потому что, сами родители так делали, потому что их родители так делали. Потому что их родители так делали, ну и так далее и так далее. Вот эти все родовые привычки, они никуда не деваются, если с ними осознанно не работать. И, соответственно, родители, сами того не понимая, передают вот то, из-за чего они так напряженно реагируют на какие-то там бытовые или финансовые или рабочие моменты и семейные трудности, они на них так реагируют, потому что у них внутри уже установлено вот эта вот ограничительная программа по выражению эмоций, если совсем упростить. По вытаскиванию из себя этих чувств, по экспрессии, локализация [непонятно] и так далее.

Человеку позволено выражать свои чувства. Если чувства подавлены.

00:07:43 То есть, мы не говорим о какой-то осознанности, о психоанализе семейном или внутренней рефлексии минимальной, просто, что человеку позволено выражать свои чувства. Если же эти чувства начинают быть подавлены, ну их запрещено выражать, соответственно, у человека формируется отдельная часть диссоциированная, которая уже в последствии начинает жить своей жизнью, привлекать на себя внимание разными симптомами, становясь, опять же, причиной разного рода проблем физических, психических и так далее.

00:08:21 И, когда у человека накапливается вот таких историй какое-то количество, то у него уже перестает хватать энергии, инструментов на то, чтобы продолжать существовать хоть как-то, надо сбрасывать эту энергию и, человек приходит, на помощь ему приходят вот эти вот вредные условно зависимости, вредные привычки, связанные с курением, с перееданием, зависимость от алкоголя. Потому что, по сути, что их всех объединяет, (это касается, в принципе, любых привычек вредных, да и вообще), во-первых, потому что привычка сама по себе снижает уровень тревожности, потому что это некий ритуал, он повторяется. Привычное.

00:09:13 Да, вот опять же, если вы помните вот эту вот схему Михай Чиксентмихайи зависимости от интенсивности изменения, от времени, то, чем быстрее идут изменения, тем больше эти изменения вызывают у человека страх, чем они медленнее идут, тем больше вызывают скуку. И, вот привычное, оно ближе к скуке и дальше от страха. И, это способ, каким образом мы можем справляться со страхом. Ну, страх, это что-то такое, быстро меняющееся вовне и, мы не знаем, что с ним делать.

Обсессивно-компульсивные расстройства

00:10:08 Оно меняется и, самый простой способ, опять же все эти обсессивно-компульсивные расстройства они как раз являются теми самыми вот этими инструментами, которые создают некую повторяющуюся решетку, на которой держат внутри вот этот хаотический мир. Потому что внутри у человека есть некий непроработанный опыт страха, который опять же ему было запрещено выражать. Даже просто говорить со своими, например, чаще всего это все-таки с родителями связано, «папа или мама, мне страшно от того, что ты делаешь». Даже сама эта фраза была запрещена и, соответственно, у человека, даже сам страх подавлен.

00:10:56 Соответственно, этот бессознательный страх, его еще сложнее с ним совладать, поэтому сознательные действия не помогают, потому что человек не осознает саму причину, то есть, ту ситуацию, откуда это всё, растут эти все ноги и уши. Потому что там очень сильная с точки зрения человека, большая с точки зрения человека, который сейчас обладает этой проблемой, хотя опять же для любого другого более-менее здорового человека пропустить через себя эту эмоцию, выразить такого уровня, количества эмоций не является проблемой, но а для него это является проблемой.

Невыраженные эмоции - причина психосоматики

00:12:06 Вот это вот невыраженная, собственно, эмоция, она, по сути, потом и является причиной психосоматики и все, что с этим связано. И, чтобы с этой эмоцией как бы совладать, нам и понадобились вот все эти привычки. Все эти привычки, которые в первую очередь, само слово привычки, они создают некий вот этот вот повторяющийся паттерн, а он привычен и, он переводит вот это вот из страха в скуку. То есть, уровень страха падает, уровень тревожности у человека падает, ему становится хорошо, он расслабляется на какое-то время, ну, пока эта привычка делается.

00:12:47 Опять же, те, кто работал с [непонятно] знает, что все эти навязчивые действия могут быть абсолютно разные. Абсолютно, абсолютно разные. И, да это, в том числе, вот во всех этих привычках, связанных с курением, с едой, они есть элементы. Но, там еще есть, конечно же, другие биохимические штуки, которых нет, например, просто в проверке, закрыл ты газ или квартиру или поставил машину на сигнализацию или еще чего-нибудь, когда ты повторяешь.

00:13:21 Если дальше, что обобщает эти привычки – это, конечно же, уровень эндорфинов и прочих дофаминов, в смысле гормонов, которые создают ощущение благополучия. У курения еще есть много разных биохимических элементов, скажем, у курения есть еще такой механизм, то есть, никотин воздействует на позитивное подкрепление, это ощущение того, что у меня все хорошо, что я хороший. Это вот самооценка, всем известно для храбрости алкоголя хряпнуть перед чем-нибудь.

00:14:01 Потом естественно, это все, ну и с едой тоже самое, еда также действует, особенно, там быстрые углеводы действуют на подобие опиатных наркотиков, сразу выделяя гормоны, короче, вызывая счастье, скажем так, некоторое ощущение благополучия, которое, конечно же, проходит после того, как поступление извне перестает. И, понятно, что потом это само по себе, все эти вредные привычки вмешиваются в биохимию и, конечно же тут, психология является важной частью, я бы сказал такой основной, без которой устойчивого эффекта нет, но без работы, например, с биохимическими процессами, там с диетой, иногда даже, принимая какие-то лекарственные препараты, они очень хорошо помогают.

00:14:55 Именно, лекарственные, в смысле, мы компенсируем биохимические вот эти сдвиги, потому что, если у человека, он находится в абстинентном синдроме, у него похмелье, грубо говоря, да, то есть, хоть как ты его гипнотизируй… Хотя я вспоминаю, когда я сам проходил курс «НЛП мастер» перед тем, как я сдавал экзамен, там было два варианта переговоры или терапия, я выбрал, конечно же, терапию, потому что я уже считал себя терапевтом и, собственно, двигался в этом направлении и, перед тем как экзамен сдавался, было такое гадание, каждый написал по какому-нибудь смешному предсказанию и положил, значит, в общую шляпу, коробку. И, потом вытащили, каждый, значит, вытащил то, что ему что-то такое попалось.

00:15:51 И, мне попалось такая бумажка, там было написано: «бессознательные клиенты временно не доступны». Это было очень смешно, я не понял что, а потом когда ко мне пришла значит девушка на терапию, оказалось, что у нее как раз похмелье, она вчера хорошо проводила время, не спала, алкоголизировалась, у нее соответственно, то есть, у нее есть запрос психологический, но при этом поверх этого всего, тонким, но или не тонким слоем, ее чисто физиологическое состояние. Но, так как она была уже раскачена, то есть, это была третья неделя, она была одной из участниц, один из участников и мне достаточно было в течение 10-15 минут поработать с ее субмодальностями в легком трансе и, её, значит, это вся штука отпустила.

00:16:47 Но опять же, когда вы работаете с человеком, у которого эта биохимическая штука укоренилась, и эта привычка уже длительно существует, соответственно, если что-то длительно существует оно становится основой, структурой личности, ну или то, чем человек себя считает. Как в той шутке, как-то психотерапевт говорит девушке: «Ладно, мы уберем всю эту хрень, которую вы рассказали из вашей жизни». Она ему отвечает: «Ну, как же, это моя же несущая структура». То есть, вот это вот наслоение, так просто его не убрать, потому что оно не простое, оно состоит из множеств простых элементов, которые друг друга используют как опору, как точку отчета, как объективную реальность.

Вредные привычки защищают человека

00:17:38 Поэтому, всегда, когда мы работаем с какой-то ситуацией, которой, условно, больше полугода, это такая условная цифра, всегда есть больше, чем одна ценность, больше, чем одна субличность, больше, чем одна идея, которая стоит за тем, что сейчас у человека происходит. И, опять же, помните, что когда вы работаете или когда вы размышляете о вот этих всех привычках, что эти привычки, они защищают человека. И, просто так тыкать пальцами в эти привычки или ставить человеку зеркало такое, смотри какой ты там нехороший, некрасивый, это, скорее всего, усилит его, еще большее страдание и, усилит его защитные функции.

00:18:33 Поэтому всегда мы, особенно, когда, например, приходит человек и заявляет о том, что он хочет с какой-то такой привычкой поработать, избавиться точнее, ладно поработать, избавиться, нужно вовремя диссоциировать человека от этого острого желания изменить себя, такого обостренного желания избавиться, изгнать, победить. То есть, очень часто люди, даже может быть и эффекта какого-то достигают, но вот, насколько он устойчив, другой вопрос. То есть, они используют терминологию такой войны, войны с тем, что находится внутри человека, но, по сути, с его бессознательным. То есть, они усиливают. Условно, человек сознательно чего-то решил, но, при этом, внутри у него есть что-то другое, которое помимо решения человека действует иначе. То, что мы называем бессознательным, а оно, как мы помним, обладает намерением. И, это намерение, как мы помним и, об этом нужно напоминать и себе и клиенту, другу, пациенту, товарищу, коллеге.

Бессознательное обладает позитивными намерениями

00:19:41 Это бессознательное, оно обладает позитивными намерениями. И, особенно, важно работать с теми частями, которые в это не верят. Потому что, если они соберутся вместе, вот эти вот неверующие, они могут создать очень сильное расщепление и, которое, опять же усугубляется разного рода расстройствами невротического и вплоть до психотического расстройства, когда вот та сила, которая подавлена, от которой человек хочет избавиться, она прорывается в каких-то ситуациях, казалось бы, беспричинно, как бы, не связанной с внешней причиной, поэтому их называют эндогенными. То есть, эндо – это внутреннее и генезис — это происхождение, то есть, внутреннего происхождения. Ни с того, ни с сего, как говорится, на ровном месте, как говорится.

00:20:33 Это говорит о том, что эта вся система она очень глубоко укоренена и достаточно сильная. Сильная энергия, то есть, это соответственно, сильный эмоциональный конфликт, импринт или серия каких-то импринтов внутри, в которых очень много боли. Ну, как боли? Боли, которую нужно выразить. Выразить как? Через эмоцию, через слезы, сопли, слюни, движение, крики и так далее, то, что, по сути, человеку запрещалось. Потому что, если бы дали ему это сделать, то, человек это все отреагирует и его отпускает. То есть, те, кто был на разного рода катарсических семинарах, холотропное дыхание и прочая, телесно ориентированная, там бывают моменты, когда из человека что-то такое просыпается и этому нужно дать выпустить.

Причина неврозов, психозов и психосоматических расстройств

00:21:27 Понятно, что, если это происходит за пределами тренинга или вокруг человека обычные люди, они, естественно, пугаются и, своим вот этим вот испугом или непринятием, они еще больше создают вот это вот отторжение внутреннего расщепления внутри человека. Поэтому, вот. Ну, и соответственно, когда в семье, ребенок начинает это выражать, то есть, до какого-то возраста, окей, он бессловесный, то есть, он там не сознательный, до года, меньше он плачет, ему можно. Нам он смеется, ему можно, он писает, какает, ему можно, но потом уже ему начинают создаваться некие границы по образу и подобию шаблона этого невротического, который есть у родителей или просто образа мысли, образа мышления. И, соответственно, вот это вот ограничение оно естественным образом начинает переходить.

00:22:26 Но, опять же, это не хорошо, не плохо, это просто факт. Но, если у человека нет выбора, соответственно, он доходит до некого предела. Ну, то есть, вот он пользуется родительскими паттернами, то есть, но, мир то меняется. Если во времена родителей, это еще как-то происходило, нормально реагировалось, нормально приносило результаты и так далее, то мир меняется и, соответственно, нужно меняться. А к переменам, например, у родителей есть такой пунктик, то есть, проявление. Например, если ребенок чувствует, что что-то не так, он начинает проявляться, как любая живая система открытая, реагировать, обращать, а родители начинают с этим бороться, подавлять.

00:23:11 И, это, собственно, является причиной всех этих неврозов и психозов и психосоматических расстройств, и привычек как способа увода человека, это защитная функция, она уводит человека от необходимости проживать этот опыт и, по сути, эти привычки не дают человеку прожить, а значит, его интегрировать и развиться, то есть, вырасти, эволюционировать. Что любой опыт, есть такая позиция, такое предубеждение, я считаю, его полезным, что любое событие, которое в нашей жизни происходит, происходит по какой-то важной для нас причине. Важной, в смысле полезности, эта причина всегда полезна. И, если мы этому опыту начинаем сопротивляться, потому что, нас так, например, научили. Сопротивляться — это значит, опять же, бороться, не давать ему реализовываться, это, в том числе, как бы интернализуется, погружается внутрь. Мы не даем вот этому внутреннему миру раскрываться.

Цель осознать родительские паттерны и позволить им быть.

00:24:19 То есть, во-первых, начинает вот это вот разделение: мой внутренний мир, сознательное-бессознательное. То есть, я, опять же, предполагаю, что, если человек полностью, то есть, его развитие абсолютно идеально, покажите мне такого человека, то у него вот от этого разделения между сознательным, бессознательным просто не существует. Если опять же его правильно развивают, но, возможно, вот этот опыт разделения и непонимания себя важен для того, чтобы мы вот это вот тайну сами раскрыли. Потому что, опять же, мы, так или иначе, все равно повторяем в той или иной степени те или иные паттерны родительские и, в каком-то смысле нашей целью является их осознать и, опять же позволить им просто быть без борьбы с ними.

00:25:14 Потому что, опять же, есть вот эта вот идея, что нужно бороться с недостатками, нужно сильно, усиленно как-то себя преодолевать, совершать какие-то сверхусилия, да, в некоторых ситуациях это прям очень хорошо. Просто есть люди, то есть, опять же, это все диалектически надо рассматривать, некоторым это как раз и нужно делать. Ну, у других людей, наоборот, им нужно сильно не напрягаться и расслабиться. Но, человек, который, например, которому не хватает вроде как внешних каких-то усилий, который выглядит как какой-нибудь апатичный, лентяй и так далее, количество энергии у него и работы, которые тратиться, оно такое же, как и у, скажем так, внешне активного человека. Просто эта активность, она внутренняя. То есть, вместо того чтобы пойти и внешне, что-то сделать, у него внутри идет очень большое бурление и кипение вот этого всего добра.

00:26:12 И, он на это вот добро сам же и потом внутри себя реагирует и, сам себя заводит. И, потом, чтобы с этим как-то справиться, ему опять же, «на помощь» в кавычках приходит, на какую-то ситуативную, да, это помощь, но в стратегическом плане, нет. Привычки, которые как раз его отодвигают от этого сознания, что он, скажем так, топчется на месте и, он избегает какой-то правды о себе. Эта правда ему кажется очень болезненной. Если рассмотреть такой вариант в этимологии слово боль, как большая чем это место может провести через себя энергии. Больше, чем привычно или больше, чем, скажем так, физиологически или способно пропустить какой-то там канал, место, орган и так далее.

Великодушие. Махатма.

00:27:07 И, это сопротивление тому, что происходит и, создает, собственно, эту боль. То есть, мы, грубо говоря, не расширяемся, не растем, не развиваемся, потому что, опять же, вот это вот хорошее слово великодушие ну, или то, что человека выводит из равновесия – это показатель его, Фрейдовская фраза, я её как-то по-своему переиначил, чтоб понять величину личности человека, нужно посмотреть на те проблемы, которые выводят его из равновесия. Ну, и, соответственно, вот эта вот идея великодушия или большой души Махатмы на санскрите, большое сердце, опять же, это вот как раз идея того, что ты через это вот сердце - это некое средоточие твоих чувств, через которое ты пропускаешь происходящее с тобой. И, если это происходящее больше тебя, ты испытываешь боль.

Боль. Развитие. Жизнь.

00:28:01 Ты начинаешь сопротивляться этому, как бы, пытаясь сжаться, да, и оно больше тебя и, от этого сжатия, соответственно, впихнуть не впихуемое, происходит боль. И, боль — это просто признак того, что в этом месте тебе нужно вырасти. Если совсем, вот так вот обобщить, то, есть что-то в тебе, что остановилось в развитии, не развивается и, это развитие нужно восстановить. А, развитие – это, по сути, просто проявление жизни. То есть, если жизни не мешать, она сама разовьется, раскроется и так далее, и так далее. И, соответственно, что такое жизнь в этом контексте? Это выражение себя. Выражение, если совсем еще больше упростить, выражение своих чувств, своих эмоций.

Экологичность и конгруэнтность выражения эмоций.

00:28:51 И, если чувства, эмоции получается выражать в каждой ситуации адекватно, опять же, какому-то своему внутреннему пониманию экологичности и конгруэнтности, то отлично всё. Всё происходит, ты получаешь обратную связь, начинаешь выстраивать коммуникацию, опять же, искренность она очень полезна в выстраивании отношений. Да, возможно, на первых порах, когда вот, особенно люди, ну и сам помню это, когда происходило со мной, когда ты приходишь с какого-то тренинга по какой-нибудь психодраме или гештальту и осознаешь, что вот у тебя есть чувства, эмоции и, ты начинаешь ими просто в людей швыряться.

Эмоциональная смелость

00:29:35 Люди, конечно, не готовы к этому, они начинают сопротивляться, выражать протест, а об этом тебя предупредили, что система будет сопротивляться и, ты от этого еще больше начинаешь давить, ну в общем, часть людей от тебя отдаляется, а часть, наоборот, на шум прибегают, чтобы посмотреть, что это такое интересное. А, если это для тебя становится новой нормой, ну, обычное некое маятниково-образное такое движение и, ты приходишь в некую середину между тем, что было и тем, куда ты посмел шагнуть, проявив некую эмоциональную смелость, и, по сути, это является самым простым способом поддерживать свое вот это вот физическое и психическое здоровье в контексте психосоматики и вредных привычек в том числе.

Подавляя эмоции, мы создаем очаги напряжения

00:30:23 Потому что, подавляя в себе печаль, подавляя в себе гнев, подавляя в себе проявление страха, проявление сексуальности и так далее, мы, по сути, создаем внутри себя вот эти очаги напряжения, которые могут расслабиться и разрядиться только при определенных условиях: при отравлении этиловым спиртом и его производными, при воздействии никотина, воздействии быстрых углеводов, которые очень быстро раздражают центры насыщения и выделяются эндорфины и, тебя, вроде как, попускает. Вроде проблема исчезает. Но, на самом деле, меняется твое восприятие, а то, внутри тебя более устойчивая вот эта вот структура нейронных связей, она не меняется, если ты не прилагаешь неких усилий. Усилий, направленных на осознавание.

00:31:15 Потому что этот весь, как это [непонятно], как в Амстердаме у [непонятно] было, продавали бутылки с надписью [непонятно]. Ну, это была питьевая вода, как бы, заряженная. И, вот этот вот [непонятно], он, собственно, он может изменяться внешними веществами, то есть, опять же, наркотики, еда, алкоголь, сигареты, а может внутренними некими усилиями. То есть, вот это вот ощущение того, что ты что-то сделал, достиг чего-то, испытал какой-то творческий, значит, прилив или реализовал что-то, сделал что-то своими руками, даже если это какая-нибудь, с точки зрения большинства людей хрень, но, ты за нее горд и, вот это вот ощущение бах, тебе дает вот этот всплеск того, что ты молодец. Но, это нужно развивать.

Жизнь. Свободное дыхание.

00:32:06 И, обычно, у ребенка, например, с этим проблем нет, если ребенка, опять же не задавили в его эмоциональном проявлении, в проявлении его жизни. Потому что, жизнь, она любит создавать, творить, это интересно, у тебя эксперимент, у тебя столько внутренней энергии, что ты [не слышно] одно с другим сочетаешь, туда, сюда, смешивать, открывать, замечать, слушать, видеть, чувствовать и так далее. Но, если этого нет, тогда нам опять же приходит на помощь, ну, например, если связано с курением, еще один из паттернов, который мы обычно на интенсивах по психосоматике, это дыхательный вот этот зажим, который не позволяет человеку…вообще само это ощущение внутренней свободы зачастую, если совсем упрощать и переводить на язык физиологии – это свободное дыхание.

00:32:57 То есть, насколько человек может просто свободно расслаблено и глубоко и дышать грудью, животом. Все легкие насколько у него свободно дышат и двигаются. Обычно, когда человек, опять же, дышит, он, такой вот он смелый, скажем так. То есть, у него грудь расширена, он выглядит так очень уверенно. И, вот это вот его я, которое там, оно вот оно, оно открыто. Он его, как это, демонстрирует, показывает. Иногда это выглядит немножко напыщенно, как петушиная грудь, походка соответствующая, у некоторых людей вызывает вот такие ассоциации, потому что, скорее всего, это вот такой механизм обесценивания, потому что внутри себя ты это подавил и, глядя на человека, у которого это есть, ты начинаешь видеть в нем некое такое искаженное.

00:33:52 Ну, как, ты обесцениваешь это, что это, на самом деле, не смелость, это кичливость, наглость или еще что-то, невоспитанность, некультурность. Хотя, это просто твоя непринятая позитивная тень. Ну, то есть, вот это вот идея смелости, что я смею что-то сделать, что-то проявить себя, она как раз проявляется в свободном дыхании. И, когда у человека тут зажим, когда человек курит, он хочет- не хочет, он привлекает, во-первых, внимание к этим местам, которые зажаты, потому что их тоже периодически нужно чувствовать, ну, и это в нашей культуре, наверное, единственный общепринятый паттерн дыхательный, дыхательная гимнастика, огненный цигун, пранаяма курительными смесями. Вот и, ты вдыхаешь глубоко, ты опять же, двигаешь всеми частями дыхательной системы, диафрагмы и прочее, прочее и, она начинает двигаться, жить.

Способ бросить курить

00:34:53 Как это, «не мытьем, так катаньем», «хоть тушкой, хоть чучелком», хотя бы так. Потому что эта часть хочет жить, но она боится, ей когда-то запретили. Ей запретили, потому что, когда у тебя это включилось: это что такое происходит, когда тебе было, не знаю, год, два, три, пять, а тебе сказали: «Ша!». И, всё, и это ша, и ты ша, как бы, живешь так. А, курение, оно позволяет, ну я могу, я могучий. Поэтому, дыхательные практики, поэтому полезны, зевоты, например. Всем, кто у меня курит, я им всем советую, если они хотят с этим поработать, просто между затяжками зевайте. Во – первых, внимательно вдыхайте, когда чувствуете сигареты, это все. Обычно же люди курят, не чувствуют. Вот они где-то там и, это на автомате происходит.

00:35:53 Когда возвращаешь внимание, во-первых, они все начинают понимать, что «Блин, буэ..., оно оказывается не вкусно». Все! Не знаю, ещё не встречал человека, который сказал: «Вот, я первый раз покурил и, мне сразу понравилось». Это был мучительный процесс приучения себя, то есть, это, по сути, героический такой процесс изменения себя, когда ты, ради какой-то внешней видимости... обычно это какая-то подростковая идея быть крутым, взрослым, самостоятельным, делать, что хочу. И, вот эти вот привычки, в том числе, они могут также пересистировать и, скажем так, не выходить, в том числе, потому что это «мое право распоряжаться своей жизнью, как я хочу».

Суицидные идеи

00:36:46 Если брать совсем крайние варианты психических расстройств, суицидные идеи, это достаточно часто одна из причин – это, «хоть какой-то контроль над своей жизнью». То есть, если я не могу контролировать свою жизнь, хотя бы проконтролирую то, как я умру. То есть, такая вот степень неуверенности в себе и в своих собственных ресурсах, силах. Это, опять же, всё корнями уходит в то, что человеку запретили в детстве просто проявлять себя, свои эмоции. Поэтому, в корне, как бы, в основе избавления или какой другой термин подберите от вредных привычек – это поиск вот этого самого центрального или нескольких каких-то эпизодов, связанных с какой-то болью, какое-то страдание, которое не было выражено.

Мы должны стать любящим родителем.

00:37:46 Какая-то несправедливость, какой-то испуг, какой-то невыраженный гнев, который нужно найти. Но, опять же, до него так просто не добраться. Иначе бы, люди бы просто все эти вопросы решали. Потому что, вокруг этого стоит череда вот этих защитных механизмов, с которыми нужно очень уважительно и аккуратно работать. И, по сути, мы должны стать вот этим вот любящим родителем, которого не хватало нам, если мы рассматриваем человека, у которого есть какая-то зависимость и, который придумал себе множество, множество адаптивных таких, компенсаторных механизмов друг на друга наслоенных и, с ними нужно общаться с очень большой любовью.

00:38:42 С ними, я имею ввиду, с этими привычками, или с субличностями, если эта метафора вам нравится. Мне она очень нравится. Можно работать, конечно, через другие метафоры, родовая система и так далее. Но, по сути, что субличности, что родовая система, это просто способы описать бессознательное, к которым можно, к этим метафорам относится как к именно метафорам, а не как к описанию объективно существующего мира внутреннего. Потому что, кто его знает, может быть там вообще всё по-другому, там реально шарики и ролики и, реально тараканы находятся и, как это, нужно мелок «Машенька» от тараканов периодически кушать, или нарисовать на лбу какие-то заклинательные мандалы.

Первый уровень позволить проявлять эмоции

00:39:40 И, поэтому вот эта идея, что я позволяю себе проявлять эмоции! И, вообще, взять, например, за привычку наблюдать за собой, а какие, в принципе, эмоции я чаще всего проявляю, а какие нет? То есть, можно взять какую-нибудь классическую вот эту вот [непонятно] разделение на эмоции и посмотреть какие, то есть, есть более изощренные механизмы, которые я, например, рекомендую всем хотя бы один раз попробовать. Но, для этого нужен хорошо обученный человек, напротив сидящий, который может все эмоции показать. Потому что, вот эти все основные эмоции, у некоторых людей связаны друг с другом очень сильно, то есть, человек, например гнев от отвращения не может отдельно показать. Ну, или страх и удивление у человека сильно сплетены, или печаль и радость, по-разному бывает.

00:40:37 А, некоторые эмоции, в принципе, у человека не получаются, ну просто. И, это первый уровень вот этой вот эмоциональной компетенции, позволения себе, как говорится, никогда не поздно иметь счастливое детство. Да, вот какие-то части внутри нас, внутри вот этих вот импринтов, вот этих инкапсулированных непрожитых ситуаций, они, по сути, остановились вот в этом каком-то ужасе какого-то детского опыта. Но, ужасе, не ресурсе, давайте так назовем. Не обязательно это связано со страхом, но чаще всего, это связано со страхом. Во-первых, позволять себе проявлять этот страх, потому что, для мужчины, например, часто я замечал, что показывать страх — это очень непривычно, а, тем более, его как-то озвучивать, говорить о нем, показывать разные интенсивности страха, ну и все остальные эмоции.

00:41:37 У каждой эмоции есть, опять же, некая степень интенсивности. Если какой-то уровень мы себе позволяем, то больше нет. И, если у человека есть подавленная эмоция, то чаще всего она проявляется таким взрывным каким-то проявлением, которое нарушает опять же, покой человека и его окружающих. Например, с гневом, достаточно часто именно так и происходит. Ну, или панические атаки. У человека некий страх, который человек подавил. Он подавил в себе это знание о том, что это подавил, натягивает на себя маску счастливого человека и успешного довольного жизнью, а внутри оно присутствует.

00:42:24 И, периодически, оно, накапливаясь, оно прорывает эту плотину его психических защит, у человека возникает такая вот, по сути, уже психопатологическая история, которую человек начинает лечить таблетками, которые, конечно же уровень осознанности ни разу вообще не меняют. Ну так, опять же, временная какая-то поддержка. Это костыль, против которого, опять же, я ничего против не имею. В некоторых ситуациях, чтобы срослась кость, нужен костыль. Но, чтобы нога сформировалась здоровой, костыль нужно заменить на палочку, палочку надо отбросить и, потом делать нагрузки. И, эта кость, после того как она пройдет вот эти вот этапы, она станет крепче, чем даже та, которая здорова. Это физиология. Так работает наше тело.

От проявления эмоций к полному управлению

00:43:18 Поэтому, вот эта идея, что мы учимся проявлять эмоции и, следующий уровень - это управление своей эмоциональной реакцией. Но, для начала, нужно научиться их проявлять, при чем абсолютно разной интенсивностью. То есть, я могу смеяться и тихо, и средне и очень громко и кататься по полу, до слез, ржу не могу, под столом и так далее. То же самое и с печалью, я могу хнык-хнык, я могу заплакать, я могу зарыдать в голос. То же самое с гневом, я могу нахмурить брови, я могу крикнуть, я могу заорать, включая движение рук, ног, ударить, пнуть и так далее. И, так далее, все остальные эмоции также я могу проявлять. Потому что, обычно, если мы просто возьмем какую-то эмоцию, особенно, хорошим показателем того, что там что-то есть, это когда человека просишь показать какую-то эмоцию, а она получается у него коряво.

00:44:19 Коряво, не естественно, потому что, скажем так, в одном действии включаются сразу два движения, то есть, ты его и делаешь и противодействуешь этому действию. Поэтому оно так получается немножко корявенько. И, это значит, мы на правильном пути. Во-первых, нужно поблагодарить всё то, что не дает нам выпустить из себя всех этих удивительных существ, которые в нас живут. Ну, то есть, это правда, это важно. Мы все-таки учимся, вот этот баланс между общественным и личным создавать. Ну, при этом, тут нужно в тепличных условиях позволить человеку этот баланс перевести в другую степень, в крайнюю, когда человеку никто не мешает, никто с него ничего, никаких долгов не требует. Он полностью свободен. Он может всё. Вот это вот могущество, «можливость» - возможность на украинском, красиво.

00:45:19 И, интенсивность. И, когда человек начинает её просто повторять, из него начинает выходить вот этот материал психопатологический так называемый, он патологический, именно, потому что он подавляется. На самом деле, это просто энергия жизни. Это его существо, это его инструмент, которым можно многое делать. Но, он подавлен, да, порычать, вот это всё, в подушку, милости просим на голосовые всякие тренинги можно ходить, опять же, холотроп – отлично. Там музыка громкая, ори, не хочу. И, соответственно, ты умеешь это делать и, потом ты начинаешь, опять же, следующий уровень вот такой управление эмоциями, когда ты начинаешь реагировать разными эмоциями на разные эмоции другого человека.

00:46:13 Потому что, опять же, у нас внутри все эти привычки эмоциональные они выстроены в некие колеи, по которым ходят, протоптанные тропинки. И, у нас есть привычка. Если мы видим улыбающегося человека, мы вынуждены, например, улыбаться. Если мы видим гневающегося, мы вынуждены гневаться или бояться, или еще что-то, у каждого свои вот эти вот истории. Но, когда ты начинаешь себя приучать, что ты можешь любой эмоцией среагировать на любую эмоцию, вот всем рекомендую такую штуку хотя бы раз сделать, ну это нужно делать, на самом деле, периодически, потому что эта штука эмоционально тоже засоряется. Ну, я имею ввиду вот это вот, если ты общаешься всё время с одними и теми же людьми, у тебя всё равно, мозг- ленивая такая часть, то есть, энергосберегающая, давайте будем правильно слова использовать.

00:47:13 Если оно не нужно, оно отмирает. Ну, соответственно, нужно менять окружение, опять же, чем хороши тренинги, что там все время разные люди ходят. Особенно, если ходите к разным тренерам, на разные мероприятия и так далее. Опять же, тренинги — это не единственное место, ну просто это то место, которое мне хорошо известно. И, вот умение с разным человеком разные эмоции показывать и, с одним человеком разные эмоции показывать. Потому что, опять же, с одним и тем же человеком все это упрощается, упрощается и две, три привычки и на них и живем. Глаз замыливается и, потом, собственно, встречаю какого-то другого человека, ну, если, например, супружеская пара и потом ты встречаешь другого, а он какой-то вообще другой. О, интересно. Тот же самый, этот же самый интерес нужно было развивать, можно развивать и, например, внутри семьи. Взяла вот эти вот эмоциональные растяжки, эмоциональные сцепки, расцеплять и реагировать вообще по-разному.

Ощущение эмоциональной свободы

00:48:13 То есть, по сути, на одну эмоцию, вы можете любой из семи эмоций среагировать, на любую. Это прямо очень хорошо. И, когда вы этим будете заниматься, я прямо советую этим заняться, ощущение эмоциональной свободы просто очень, я помню, как я впервые сам это упражнение сделал, это незабываемое ощущение, такое прям свободы, свободы. Можешь с кем угодно, о чем угодно общаться, разговаривать, молчать, смеяться, плакать, грустить и так далее, рычать.

Подведение итогов

00:48:48 Поэтому, еще раз вот эту вот идею, подводя итог, что все эти привычки, они защищают нас от переживания какого-то неприятного опыта или череды опытов, чтобы, опять же, лишний раз не испытывать боль. Потому что, зачем её так долго испытывать? А почему она долго испытывалась? Потому что, не было в окружении ресурсов, тогда в детстве, с помощью стратегии, убеждений, истории, с помощью которых оттуда можно было выйти, решить этот вопрос и каким-то образом перейти на следующий уровень. Потому что, не было, родители этим не обладали. А, когда вы взрослеете, у вас появляются новые стратегии и, вы, по сути, этими новыми стратегиями обновляете свой прошлый опыт и, можно сказать, что вы тому маленькому мальчику или маленькой девочке помогаете.

00:49:44 Помогаете прожить этот опыт вместе, то есть, как минимум, вы можете представить, что вы во взрослом возрасте приходите и говорите тому или той, «что я с тобой, я всегда за тебя!. Просто помни о том, что ты, самый главный для меня человек и, без тебя меня бы не было!» Ну, по сути, это так и есть. И, таким образом, относясь к своему прошлому, мы записываем, перезаписываем, обновляем, обогащаем вот то, казалось бы, ужасное, непонятное, непреодолимое, нерешаемое, тупиковое, беспомощное состояние и так далее и так далее.

00:50:28 Но, чтобы до туда добраться, нужно, опять же благодарить все эти защитные механизмы, все эти привычки, которые нас защищают от этого перепроживания повторного этого опыта, все эти наши защитные механизмы, все это компенсаторные слои и, с ними, в первую очередь, нужно подружиться. Потому что, если, как говорится, туда с нахрапом, оно будет еще больше утолщаться. Поэтому нужно, как это, люди похожие на дикобразов, которым холодно, они пытаются приблизиться к друг другу, чтобы согреться. Нужно успокоить дикобраза, чтобы он иголочки спрятал и, тогда его уже можно приобнять.

00:51:16 Вот, друзья. В общем, это все, что я хотел вам сегодня рассказать, большое вам спасибо за внимание. Если появляются какие-то вопросы, напишите личными сообщениями и до новых встреч. Пока, пока.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 09 мая 2022