Как принимать верные решения
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Итак, друзья, всем доброго вечера! Юрий Мошкин. И сегодня у нас очередная интересная трансовая тема, связанная с такой идеей, что внутри у нас есть знание, как принимать правильные решения. И тема эфира – как использовать самогипноз или трансовое состояние. Напоминаю, что все эти эфиры мы проводим в преддверии некоего интенсива, трансового терапевтического интенсива, и это очередное вступление, очередная встреча. И каждому из нас важно принимать верные решения.
00:01:11 Как в той шутке, когда у одного успешного человека, журналист задала вопрос ему: «Как вам удается так классно, так хорошо управлять бизнесом, принимать такие очень выгодные решения, сделки и так далее?» Когда спросили: «В чем секрет вашего успеха?» Этот человек, недолго думая, ответил, что «потому что я принимаю верные решения». И тогда журналист задал вопрос: «А как вы научились принимать правильные решения? Что вам помогает принимать правильные решения?» «Опыт», - сказал человек. «М-м-м…, - подумал журналист и сказал, - а что же вам помогло приобрести опыт?» «Неправильные решения», - ответил успешный человек.
Реакция человека на принятие неправильных решений
00:02:26 И давайте так сразу выложим все козыри – одной из пресупозиций, которую, например, возможно, вы имеете сейчас, смотря это видео, опять же, это возможно, то есть позиция может быть имеет отношение к кому-то другому, - то, что мы не очень…, когда мы принимаем решения, и они оказываются неверными, неправильными, мы испытываем очень сильный эмоциональный стресс, переживание. И это как раз становится одним из элементов, которое уменьшает наше доверие к себе. И отсюда растущее недоверие к себе и сомнение в своих собственных силах. А главная сила, как вы знаете, в знании. Знание – это сила, это всем известно.
Необходимость активировать интуицию (внутреннее знание)
00:03:33 Так вот, мы исходим из того, что это знание у нас есть, но, чтобы до него добраться, нужно иметь собственно доступ к этому знанию. И это знание может быть сокрыто от нас вот этой вот как раз идеей, если совсем обобщить, что с нами что-то не так, что мы какие-то не такие, что у нас не хватает каких-то секретных данных, инсайтов и так далее, что у нас какая-то проблема с нашей интуицией. А по сути, тема сегодняшнего выступления – как активировать ту самую интуицию. Но что такое интуиция? То, что помогает нам принимать верные решения. Причем заметьте, если вы вспомните моменты, когда вы принимали интуитивные решения…
00:04:46 А чем интуитивные решения отличаются от, назовем так, сознательных или рациональных? Тем, что там у нас внутри во время интуитивных решений не всегда хватает понимания причинно-следственных связей, не всегда хватает вот этого очень четкого, очень ясного, детального ощущения, откуда пришел этот ответ. И иногда этот ответ реально нас даже обескураживает. Иногда мы даже его не слушаем и поступаем, как нам подсказывает рассудок. И иногда это срабатывает, а иногда мы думаем: «Блин, надо было послушать свой внутренний голос», как в том анекдоте. Ну, или не голос. Чаще всего интуиция – это все-таки не разговор с самим собой, а это некое более глубокое, если говорить НЛПерским языком, синестезийное переживание того, что мы просто уверены в том, что делать нужно именно так.
Внутреннее состояние целостности и единства
00:06:12 И давайте сразу скажем, что результат, вот это состояние как результат, мы получаем, когда мы обретаем то самое внутреннее состояние целостности и единства. И, по сути, все практики, которые к этому состоянию целостности и единства приводят, как раз и помогают нам получить контакт с этим внутренним состоянием, которое все знает. Уже известные вам техники, о которых мы можем сейчас поговорить, которые чаще используются именно на сознательном уровне, декартова система координат, где на одной оси мы раскладываем одну идею, на другую – другую идею и начинаем рассматривать, что же будет, если мы выберем этот вариант действий. Ну, например, что такое, чтобы принимать правильные решения, у нас, если бы у нас не было никаких сомнений, мы просто действовали вот как есть, изнутри.
Сомнение. Несколько перспектив, описывающих ситуацию
00:07:40 Но у нас есть сомнения. И само слово «сомнение» подразумевает, что есть мнение, а есть еще одно мнение – со-мнение. Это вот очень интересное лингвистическое открытие может быть для некоторых. Для тех, кто изучает части личности, НЛП и так далее, это, наверное, известно. И вот, собственно, чтобы это сомнение не просто преодолеть, большинство людей хотят никогда не сомневаться. Это, если переводить на НЛПерский язык, иметь только одну точку восприятия. С одной перспективы смотреть на происходящее, видеть ситуацию. Но ситуация не описывается одной перспективой. Даже если мы берем обычную ситуацию общения двух людей, как минимум, там две перспективы, но, на самом деле, их там целых три, потому что есть еще наблюдатель за этими двумя.
00:08:43 И вот это вот внутреннее состояние, когда у вас есть сомнение, как его можно использовать? Не преодолевать, не избавляться. Хотя да, результатом будет как раз то самое избавление от сомнений. Сомнения – это когда у нас есть дилемма, ну, как минимум ди-, в смысле две каких-то идеи, леммы, которые мы должны выбрать, или-или. Как тот осел буриданов, который помер от голода – ему не удалось выбрать между двумя равновеликими пучками сена. Так он и помер, бедняга. Когда есть дилемма, есть бифуркация, би-, ди-. И в этом как раз и ловушка, что мы должны выбрать какую-то из.
Ловушка необходимости выбора. Аспекты личности
00:09:45 Одна из ловушек, что мы должны совершать некий выбор, а выбор всегда подразумевает исключение другого варианта. И в случае внутренних сомнений выбирать только одну из сторон – это значит множить как раз то самое внутреннее напряжение, когда мы считаем одни свои эмоции или одни свои чувства хорошими, а другие плохими. Это очень хорошо объясняет как раз идея части личности, и по сути любое вот это вот сомнение, если, опять же, у вас нет вот этого ощущения, что вы точно знаете, чего вы хотите, значит относительно вот этой какой-то задачи у вас внутри есть как минимум две субличности, которые имеют возможно даже диаметрально противоположное восприятие происходящего. И значит, у них есть ресурсы, каждая часть – это ресурс, каждая сторона личности – это ресурс, каждый ваш личностный аспект, каждое ваше внутренне сомнение – это ресурс.
00:10:55 Но чаще всего мы хотим от этого сомнения избавиться, то есть решили, и просто вот очень просто все, не заморачиваясь, как говорится. Но вот если мы все-таки примем, что мы более сложные существа, мы как в том анекдоте, если я хочу, ем, если не хочу, не ем. Ну, ты как животное. Старинный анекдот про человека, который добрался до шведского стола и ест, потому что это халява. Потому что вот эта вот идея – идея халявы за пределами, идея какого-то использования момента, она за пределами вот этого восприятия «здесь и сейчас». Это говорит о том, что мы можем быть более сложными. Так вот, чтобы вот это ощущения верности решения, мы должны быть честны сами с собой и понимать, что у нас внутри есть разные аспекты. И вот, опять же, проводил тут опрос, и кто-то, может, даже в нем участвовал, что мы начинаем рассматривать варианты. Ну, например, простраивая линию времени, смотря причинно-следственные связи, событийные ряды, к чему это приведет, к чему это не приведет.
Техника сущностной трансформации
00:12:10 То есть если у человека есть два варианта: вариант А, вариант Б. Если я выбираю вариант А, что произойдет, если я выбираю вариант Б, что не произойдет. Если выбираю вариант А, что не произойдет, если я выбираю вариант Б, что произойдет и так далее. Вот это вот четыре варианта. А если вариантов изначально, опять же, не А и Б, а А, Б, С, соответственно, кратно увеличивается количество вариантов. И это достаточно хороший такой инструмент для сознательного проживания, потому что у нас внутри есть части, о существовании которых даже мы сами себе иногда не признаемся. И если их, вот эти внутренние аспекты, если их не осознавать, не чувствовать, не допускать к рассмотрению, вот тем, кому известна техника сущностной трансформации, они знают, что мы углубляемся, даже если это выглядит как что-то такое непотребное, мы все равно углубляемся и начинаем исследовать то, а что же там, вот за вот этой вот поверхностью, которая может быть со стороны других аспектов, других ценностей, других наших контекстов что-то такое – ужас, ужас, ужас, но нам нужно научиться набираться вот этой вот смелости и исследовательского принятия или принимающего исследования, чтобы мы могли исследовать, а что же там, глубже.
Договор частей личности
00:13:46 И когда мы так делаем, мы как раз получаем возможность исследовать более глубокие слои. А там как раз ценности, те самые ценности, которые, когда мы их начинаем соединять, вот разные, например, два: или то делать, или это делать, мы начинаем рассматривать, а что же мне даст, если я сделаю так, а это к чему приведет. И делаем несколько таких шагов мысленных, действий в некое будущее, где мы…, ну, или договор частей личности, всем известная техника, всем, кто знает, кто проходил НЛП-практику. Договор частей, принцип дилеммы, двух каких-то сомнений, обычно все-таки два. В более сложных, заколдованных случаях их бывает больше, более того, это может выстроиться в более сложную такую систему слоеную, где эти все слои еще и друг на друга могут влиять одновременно, такой запутанный клубок. Ну, для таких случаев как раз существуют, опять же, там интенсивные какие-то практики и индивидуальные конечно же консультации.
Репетиции и настройка внутренней системы
00:14:57 Если возьмем классический пример, что делать, либо это, либо это, мы начинаем рассматривать последствия, мы начинаем погружаться. И поначалу это может занимать большее количество времени, опять же. Если мы хотим что-то научиться делать быстро, нам нужно, чтобы это происходило на автомате, автоматически быстро. Нам нужно сначала это отрепетировать. И сам процесс репетиции занимает время и берет ресурсы: эмоциональные, интеллектуальные, временные, но это и есть способ настройки, настройки внутренней системы, которая потом в результате вот этой более глубинной интегративной настройки, когда то, что раньше или-или, и мы выбирали одно из двух, а второе куда девалось? Забывалось, может быть, кто-то говорит затиралось, стерпится-слюбится и так далее. На поверхностном уровне да, и в краткосрочных перспективах да.
Временной фрейм
00:16:01 Но если мы говорим о каком-то долгосрочном, таком системном действии, любое по-настоящему устойчивое изменение, улучшение происходит как раз из идеи того, что мы состоим из многих-многих-многих слоев. И вот эта идея о множестве слоев и, возможности этих слоев быть в синтезе, не в антитезе, а в синтезе, как раз и позволяет нам достичь вот этого состояния быстрого принятия. Опять же, что такое быстрое? Иногда это внутреннее ощущение, у самураев кодекс, за семь ударов сердца самурай должен принимать, но у него всегда есть некий такой метафрейм – смерть, в любой непонятной ситуации выбирай путь, который ведет быстрее к смерти. Простите, конечно, знающие люди, за мои упрощения Бусидо, но там как раз есть вот эта идея.
00:17:09 Если, как говорили раньше в контексте мировой революции, то в контексте того, что это действие может оказаться последним, если мы вспомним нагвализм, Карлоса Кастанеду и Дона Хуана. Если вы принимаете решение, вы сомневаетесь, посмотрите это из фрейма того, что это действие может быть последним в вашей жизни, то тогда каким оно будет? Очень интересная тоже есть практика, когда мы начинаем сначала увеличивать временной фрейм, то есть нам осталось, например пятьдесят лет, сто лет, двести, триста и так далее лет, как меняется наша система ценностей. И наоборот, нам осталось пятьдесят, двадцать пять, пятнадцать, пять, год, месяц, неделя, день, час, минута, и как от этого меняется система наших ценностей и принятия решений, выбора.
Ошибка как накопление опыта, обратная связь и результат познания мира
00:18:12 Что такое правильный выбор? Выбор, о котором мы не будем сожалеть. И вот это вот тоже еще одна из ловушек, я о ней вначале говорил, мы исходим из того, что мы исключаем саму идею ошибки, исключаем саму идею набора опыта. Правильный выбор тот, который приводит сразу к достижению какого-то результата. И ошибка нами не воспринимается как результат. Ну, согласитесь, да, что большинство людей все-таки, даже если и понимают, что ошибка – это обратная связь, вот только, наверное, люди науки к ошибке относятся вот именно так, как правильно. Относиться к ошибке как к обратной связи, как к результату. И этот результат – это есть результат калибровки, калибровки того, что есть. И это результат познания мира. И умение принимать себя, который ошибается, а если эта идея возникает, что нужно себя принимать, значит, пресупозируется, что есть что-то внутри, что не принимает нас или не принимает внутри нас что-то себя, какого-то другого себя.
Врожденные и приобретенные страхи
00:19:26 Там же много-много, эти слои, части личности можно нашинковать, обрисовать, создать, описать, которая, опять же, вот эта вот непринимающая часть, которая внутри нас есть, она часто ее позитивным намерением является идея развития, идея прогресса, идея совершенствования, идея выхода трансценденции за границу, если хотите, того же самого комфорта или привычки. Точнее будет, зона комфорта – это хорошо, скорее всего, зоны привычного действия, привычного восприятия. И, соответственно, вы вот это вот состояние эксперимента, потому что ребенок, который учится, совсем маленький ребенок или любое животное, когда оно познает мир, оно не думает о том, совершит оно ошибку или нет, врожденные страхи ограничиваются – страх падения, страх громких звуков или быстрого приближения чего-то большого, что запрограммировано. Чтобы выживать, нужно этого избегать – замирать, убегать или ответное нападение совершать.
Правильное решение – это поиск правильного решения
00:20:46 Все остальные страхи, так или иначе, созданы были контекстом, в смысле родителями, учителями, значимыми людьми и так далее, и так далее, опять же, ради позитивных намерений, все это мы понимаем. И вот это вот эта идея того, что правильным решением будет как раз поиск вот этого правильного решения. Такое метапринятие эксперимента, потому что, опять же, мы исходим из того, что как же, как же, где же мне получить такой вот… Как в той шутке, видео, когда у человека…, человек создал машину времени, которая на минуту назад могла его откинуть. Он знакомился с девушками, но каждый раз надо было умирать, потом оказалось.
00:21:49 И, соответственно, принятие возможности ошибаться как раз позволяет этим всем внутренним нашим частям эволюционировать и разбираться в этом мире и развиваться, становясь всё более и более компетентным. Потому что, опять же, чтобы принимать верные решения, нужен опыт. Чтобы иметь опыт, нужно принимать любые решения, включая неверные, чтобы было понимание – верное-неверное, сначала нужно выстрелить, потом посмотреть, куда выстрел прилетел. Как в той шутке, обрисовать вокруг выстрела мишень, что именно туда ты хотел попасть. Это шутка, да. То есть ты начинаешь корректировать свое поведение, а для этого тебе нужно принимать все свои вот эти вот внутренние тенденции. Мы исходим из того, что все эти внутренние наши части обладают не то чтобы, хотя и в это тоже можно поверить, не то чтобы информацией о том, как вы должны поступать, у них есть некий список действий, поступков, как в том фильме «Меняющие реальность», что они должны там встретиться и вот именно в этой книге, точке пересечения и так далее.
00:23:01 Скорее, у каждой этой части есть какой-то аспект нашего я, нашего вот этого изначального состояния, которое может в разных ситуациях как-то по-своему проявиться. И собственно это проявление целостное, полное и есть признак того, что мы верно все делаем. Опять же, если совсем упростить, как это: если вы остаетесь самим собой, вы все верно делаете. Ну, опять же, тут сразу противоположные стороны могут включиться: зачем оставаться самим собой, если можно быть кем-то еще более замечательным, достойным, сами выберите, какой критерий вас сейчас интересует. Ну, опять же, тут очень нужно быть внимательным и следить за мотивацией, потому что, если в этой мотивации есть «от», в смысле, я не хочу быть вот этим вот собой, вот это вот мне не нравится, то тогда тут вот это неприятие себя может очень далеко увести как раз от этого ощущения вот этого внутреннего пульса, вот этого внутреннего биения жизни, вот этой искренности, вот этой честности с самим собой.
Быть в раппорте со своей внутренней реальностью
00:24:13 Потому что если ты принял верное, опять же, с точки зрения кого, чьей системы верований ты принял верное решение. Мы все-таки исходим из того, что это некая ваша внутренняя реальность. Чтобы она оставалась именно вашей, вам нужно с собой быть в миру, в мире с самим собой. Вот это чувство смирения, которое некоторые считают его неким синонимом такой пассивности, я его интерпретирую как возможность быть с, в раппорте, в данном случае в раппорте с некоей внутренней реальностью, то есть смиренно относиться ко всем внутренним процессам. Если это возможно, тогда возможно с ними договариваться. Договариваться, узнавая все эти внутренние тенденции, все эти позитивные намерения.
Потоковое состояние
00:25:07 Да, полезно, конечно же, вспоминать моменты, когда мы полностью находимся вот в этой синхронизации внутреннего с внешним, происходит такое потоковое состояние раппорта с миром, синхронистичность и так далее, и так далее. Михей Чиксентмихайи потоком это называл, когда все просто происходит, и при этом вы активно участвуете, и при этом вы понимаете, что вы танцуете с этим миром, мир танцует с вами. И такие моменты полезно вспоминать, накапливать, делать некую такую базу данных, скажем так, создавать, если НЛПерским языком, я-концепцию себя, которая находится в том самом раппорте с миром, в раппорте с самим собой и, опять же, это звучит, может быть, для кого-то достаточно странно – раппорт с самим собой, войти во вторую позицию к себе. Те, кто знает, что это такое, могут оценить шутку.
Субмодальный анализ
00:26:10 Но, тем не менее, мы как раз об этом говорим, что у нас внутри могут быть вот эти вот разные аспекты бытия, части личности, которые между собой могут конфликтовать, и мы можем занимать то одну, то другую сторону и, опять же, сами себе доставлять разные претензии, что я вот там так сказал, тут не то сделал и так далее. И это, еще раз повторю, уменьшает вот эту вот чувствительность с этим внутренним компасом, который у каждого из нас есть. И все эти инструменты, которые, опять же, мы на этом интенсиве будем разбирать, как раз они будут увеличивать эту чувствительность к самому себе. Но уже прямо сейчас вы можете, например, взять и сравнить два своих состояния. В НЛП очень любят делать такой критический субмодальный анализ, ну, или критический анализ того, как мы представляем разные моменты своей жизни, потому что, опять же, НЛПеры, мы верим, что первично наше восприятие.
00:27:21 И то, как мы описываем ситуацию, то, как мы ее воспринимаем, это наше описание влияет на качество этого восприятия, и это восприятие может быть изменено нашим же внутренним действием, нашим внутренним актом. Ну так вот, вспомните два контрастных состояния. Например, когда вы в чем-то сильно сомневаетесь, и у вас есть, скажем так, некий внутренний раздрай, непонимание, растерянность – сами выберите, может быть, беспокойство какое-то, и вспомните, как вы это все вот изнутри видите, слышите, чувствуете, в каких оттенках красок, в каких скоростях картинок, в каких звуках, в каких ощущениях тела, и, вспомнив это, потом вытряхнитесь буквально, встряхнуться, потому что, наверное, это состояние не очень приятное, потянитесь, сделайте несколько зевков, вдохов, там, не знаю, скручиваний, скрючиваний каких-нибудь, чтобы почувствовать себя «здесь и сейчас», потому что мы сейчас вошли в некое измененное состояние.
00:28:41 Воспоминания – это измененное состояние относительно «здесь и сейчас». Вытряхнулись, вернулись в «здесь и сейчас», и теперь вспомните другое, когда вы как раз действовали, шли, все происходило самым наилучшим образом. Потому что, опять же, когда есть вот этот синхрон, тогда вы и находитесь вот в этом раппорте и принимаете из микро-микро-микро-микро решений верных создается вот это вот верное-верное-верное все. И вспомните, как вы там все это видели, все это слышали, как там вы это все проживали, как это было изнутри. Заметьте разницу. Опять же, вспомните первый эпизод, который вы вспоминали, и этот, мысленно их поставьте в, скажем так, своем внутреннем кинотеатре эти два изображения и сравните разницу, какое из них больше, какое меньше, какое ярче, какое тусклее и так далее, и так далее. Произведите некий вот этот критический анализ, то, что в НЛП называется субмодальность.
00:29:52 Звуки, ощущения в теле, когда вы думаете так или так. И вот эта разница для вас будет, у каждого она будет своя эта разница, естественно. Если вы сейчас ее сможете описать, ну например, когда я нахожусь в этом потоке и чувствую, что все идет верно, течет все правильно, все такое достаточно ровное, объемное, например, с какими-то оттенками, например золотистыми, опять же, я сейчас на ходу придумываю. Звуки равномерно меня окружают, внутри некое симметричное кинестетическое ощущение, ощущение, например, позвоночника или в ногах какое-то приятное ощущение, у вас может быть что-то иное, естественно. И наоборот, когда я, например, сомневаюсь, у меня какие-то дерганные, какие-то обрывистые движения картинок, звуки какие-то резкие, например, ну, и ощущения – тоже так где-то сжимает, где-то распирает. Например. И вот эта разница, я ее начинаю понимать.
00:30:55 И теперь, если даже я смогу, заметив эту разницу, начинать возвращать мое восприятие к какой-то ситуации, где я хочу больше уверенности, ощущения, что я все делаю верно, что все идет по плану, я просто начинаю возвращать мое восприятие в ситуацию номер два, когда ровный цвет, звуки, ощущения эти – позвоночник, ноги и так далее, то, что я описал. Опять же, у вас это будет свое какое-то описание. Это первое. Второе, когда вы начнете вспоминать, что таких ситуаций у вас в жизни уже было много, и вы начнете их коллекционировать, складывая каждую такую штуку - воспоминание, событие - в копилочку, например, в чем полезно ведение дневника в том числе, когда вы начинаете вот эти все хорошие, качественные вещи, которые с вами происходят, осознавать и делать, скажем так, галочку.
Развитие интуиции
00:31:57 Опять же, в школе подчеркивают ошибки, но если бы еще и подчеркивали правильные варианты, успеваемость быстрее бы росла. Потому что мотивация «от», конечно, действует, что ты сделал что-то плохо, смотри. Указывание на ошибки. Но когда ты указываешь на позитивные варианты, на то, что было сделано верно и правильно, тогда внутренний компас начинает, то есть не только обратная связь, что что-то не так, но и прямая связь, то есть в какую сторону нужно двигаться, такой вот хемотаксис, когда ты чувствуешь, вот это ощущение, куда нужно двигаться. Развитие интуиции, есть много разных таких интересных моментов, когда вы… Опять же, интуиция – это такое тоже очень измененное трансовое состояние относительно привычного сознательного. То есть нас все-таки научили в детстве делать акцент на лингвистические причинно-следственные связи, причем проговаривая которые внутри, мы сами себе объясняем, что мы делаем все верно.
00:33:03 Опять же, не хорошо, не плохо, но как любая стратегия, которая повторяется все время одна и та же во всех ситуациях, она в какой-то момент поляну мы уже вытаптываем этой стратегией, и дальше уже ничего хорошего нет. Как тот мужик, который ищет ключи под фонарем, хотя потерял их в другом месте, но ищет там, где ему понятно, как искать. В темноте он, например, не знает, как искать без глаз, в смысле, там темно, а он умеет только глазами, а на ощупь, например, не умеет. Или на звук, идет, все пинает, и когда звякнет, о, наверное, ключи. Интересная идея! Так вот, один из способов, например, чтобы развивать ту самую интуицию, непривычные каналы восприятия, возможно, для кого-то непривычные, возможно, кто-то всегда так делает. Это просто, например, обоняние. «Я чую», - говорит человек, - «запахло жареным».
00:34:05 Вы можете, например, делать акцент перед тем, как принять какое-то решение, делать вот буквально, надо же настроить этот аппарат, вы начинаете вдыхать, вы мысленно представляете, что вы сделаете то-то, то-то, то-то, и начинаете чувствовать запах. Ну, давайте я предложу один из вариантов, он у вас может быть другой, то есть, например, легкий прохладный свежий запах будущего, которое вы, например… Есть два варианта или три. И вы начинаете каждое из этих будущих нюхать. Звучит безумно, я понимаю. Нюхать будущее, что? Ну, опять же, так как мы говорим о некоей бессознательной компетенции, то вот это вот ощущение того, что там хорошо, там лучше, чем здесь. Мы, например, настоящее понюхали и мысленно начинаете прокручивать варианты, сделаю так, так, и начинаете чувствовать. Опять же, вы можете не обязательно нюхать, просто ощущения в теле. Честно, ощущения в теле здесь и сейчас приятные.
00:35:11 Как вернуть себе приятные ощущения в теле или осознать, что уже все хорошо, опять же, дыхание – самое простое. Позевали, потянулись, почувствовали, что вот хорошо. И начинаете вариант А, в него ассоциироваться, мысленно представлять, что все так и будет, и просто начинаете калибровать, анализировать свое тело. Так же приятно вам дышать, так же вкусно вам пахнет в этом возможном будущем. Ну, или просто по-другому. Сделали там заметочку. Вот это первый вариант А. Потом вернулись, все стерли, вернулись в настоящее. Опять же, точку сохранения все знаете, как это делать, перед вариантом щелкнули, и вот вам точка сохранения. И после этого вы предлагаете другой вариант, например, Б. Тоже мысленно в него погружаетесь, тоже его можете понюхать, просто почувствовать, просто мысленно посмотреть и проанализировать свою внутреннюю реакцию. И делаете пометочку мысленную, можете даже записывать какие-то ощущения.
00:36:23 И затем вы, ну, сколько их там вариантов, потом выбираете тот, который вам понравился больше. Но, опять же, если при этом все равно внутри у вас есть какие-то неприятные сигналы физические, но чтобы их заметить, нужно приучать себя к наблюдению своего тела, физического тела «здесь и сейчас». И все вот эти дыхательные практики, о которых я рассказываю на индивидуальных консультациях, на всяких там тренингах, интенсивах о том, что это осознанное дыхание, зевота, например, - способ чтобы сбросить, обнулить свое состояние. И осознанное дыхание, две такие вот как раз настраивающие свое тонкое восприятие техники, они очень сильно помогают нам как раз очистить вот это наше все ментальное забитое в нашей голове набор знаний, который мы пытаемся через сознание просчитать кучу вариантов, это реально нереально это сделать.
Лень и страх как эволюционные механизмы
00:37:33 Поэтому развитие той самой интуиции или доверия своему бессознательному или доверие к тому, что оно может обучаться вместе с вами, и оно обучается вместе с нами, но иногда мы просто не даем ему поучаствовать вот в этом процессе восприятия тем, что мы просто «вижу цель, не вижу препятствий». Отлично, но при этом если препятствие – это ваши собственные внутренние сигналы, которые некоторые называют «это я просто ленюсь» или «это я просто боюсь». Лень и страх, например, которые очень часто мимикрируют друг под друга – это одни из самых главных наших советчиков, без которых мы бы никогда не дожили до этого момента. Минимизация энергетических трат – лень, и избегание негативных последствий – страх, это наши два главных эволюционных двигателя прогресса, эволюции, всего.
Признание и исследование «негативных» эмоций
00:38:38 Поэтому с ними нужно дружить, их нужно исследовать, на них нужно равняться в том смысле, что игнорить их точно не надо. Их нужно допускать до всей кухни, но при этом не просто, чтобы они там включались и паника-паника. Обычно такое происходит именно из-за того, что человек долгое время подавлял и боялся самого страха, то есть вот этот вот метастрах, вот это вот страдание по поводу страдания, это как раз одна из не очень успешных стратегий. А когда вы начинаете принимать, принимающее расследовать, исследовать, знакомиться с любой негативной, опять же, в больших кавычках, нет негативных эмоций. Я буду по привычке для большинства людей. Когда негативная эмоция проявляется, ее нужно признать, что она есть, и это послание, это информация. Если мы от них отворачиваемся, да, мы можем спросить совета, нас могут убедить, мы будем потом хвалить человека за то, что он помог нам принять решение, но следующий раз, как в той шутке, когда человеку плохо, сделать ему добро, и в следующий раз, когда ему будет опять плохо, он опять придет к вам.
00:39:53 То есть наша задача – научить все-таки себя. Поэтому вот эта идея, что мы позволяем себе совершать ошибки, и ошибка – это часть обучения, и нам нужно научиться слушать свои внутренние сомнения, страхи, ту же самую лень, с ней нужно быть в контакте самому, нам нужно научиться быть в контакте. Не спрашивать кого-то, а самому знать, что никого не нужно слушать. Нет, слушайте всех, но принимайте решение сами, это должно вызывать у вас эмоцию интереса, а не страха совершить ошибку, еще раз повторю, это очень важная вещь. Вот эта вот идея, как принимать правильные решения часто, еще раз повторю, у людей исходит из пресупозиции, что они не имеют права совершать ошибки. Это значит, что они себе ставят крест на обучаемости, на обучении. Поэтому более важное, более тонкое, на более высоком логическом уровне цель не научиться принимать правильные решения, а научиться позволять себе ошибаться, потому что если вы научитесь принимать свои собственные ошибки, вы научитесь принимать правильные решения. Но для этого вам нужно быть в контакте со своим телом, оно подсказывает вам, куда двигаться.
Практики развития интуиции
00:41:19 Одна из практик, которая позволяет, в том числе как-то развить свою интуицию на расстоянии, можете поставить несколько стаканчиков с водой, но нужен помощник незаинтересованный, хотя где такого найдешь. Три стаканчика, например, в двух стаканчиках находится обычная вода, а в одном соленая или сладкая, неважно. Вы их пробуете, то есть у вас ощущение должно быть свое, что да, вот такая, такая, такая, стаканчики одинаковые, как вы понимаете. Потом отворачиваетесь, человек делает ахалай-махалай, кручу-верчу, обмануть хочу, и потом вы поворачиваетесь и начинаете на расстоянии их чувствовать, грубо говоря, мысленно пробовать. Помните, я рассказывал про запахи, то же самое, вы их начинаете на расстоянии пробовать. Тем самым вы начинаете развивать тот самый канал восприятия на расстоянии, на расстоянии, во времени и так далее, и так далее.
00:42:26 То же самое, монетку положили на стол, глазки закрыли, другой человек ее… Сначала вы ее положили на стол и сверху подвигали ручкой, и вот там, где монетка лежит, вы проводите рукой, и вы должны в своей руке заметить разницу – вот над монеткой такое ощущение, а вот в стороне от монетки оно немножко другое. Нужно просто заметить разницу. И эту разницу, когда вы ее заметите, потом закрываете глаза, ее замечаете, что да, вот она, потом просите человека этой монеткой двигать, то есть куда-нибудь ее положить. Глазки, ушки закрыли, чтобы не слышать, где брякнуло, и потом начинаете искать. Тем самым тоже вы развиваете в себе то самое доверие к своим собственным ощущениям.
Ответ на вопрос о лени
00:43:14 Так, вопрос: «Я переживала о том, что не работала и ленилась, значит, надо отпустить ситуацию, так как это было наилучшее, что я могла сделать? Экстрасенсорика…» Да, экстрасенсорика – это и есть принятие этих решений, а вы о чем думали? Еще раз: «Я переживала о том, что не работала и ленилась». Отлично, у вас есть часть, которая хочет, чтобы вы были работоспособной и деятельной. То есть следующая ошибка была бы винить себя за то, что вы винили себя за то, что ленились и не работали. У всего нашего поведения есть позитивное намерение. Умение входить в контакт с самой этой идеей очень сильно упрощает жизнь и, соответственно, принятие верных решений. Потому что мы если внутри себя проведем черту и назовем вот эту вот свою часть верной, а вот эту вот неверной… Мне конечно как психотерапевту хорошо, у меня будет больше клиентов, но мы все-таки говорим о том, чтобы наша жизнь становилась качественная.
00:44:21 И вот эта идея того, что у меня все хорошо, она вообще решает. На поверхности это может выглядеть как какая-то проблема, но если мы заглянем внутрь, мы увидим позитивное намерение. То есть одна часть хотела, чтобы вы были там «давай-давай-давай-давай», а вторая хотела, чтобы вы чувствовали себя, чтобы вы были в контакте со своими собственными ощущениями в «здесь и сейчас», потому что если вы в «здесь и сейчас» не присутствуете, то даже если вы достигнете цель в «там и тогда», то вы не получите кайфа от нее. Потому что весь кайф от достигнутой цели где? В «здесь и сейчас». Знаете, если вы привыкли за время достижения цели все время из «здесь и сейчас» уходить ради «того, там и тогда», то тогда вам в следующий раз, когда вы эту цель достигнете, придется сразу бежать до следующей цели, потому что, опять же, это пустота, непонимание. Одна часть решила свои вопросы, то есть она достигла вашей цели, она успокоилась. И тут выходит другая часть или части, которые все это время сидели за скобками и скучали.
00:45:31 И депрессия там, и непонимание, и бессмысленность и так далее. И тут вопрос – какое из этих решений было верным? Да никакое, ни то, ни другое. То есть верное это не значит какое-то из, верное – это все вместе. Вот эта вот идея совместного восприятия, совместного принятия решения, когда коллектив весь интегрально, внутренне, целостное наше сотрудничество, сотворчество и так далее, и так далее, по-разному это можно назвать, оно как раз и позволяет принимать те решения, которые потом мы можем назвать верными, потому что они как раз и являются результатом совместного принятия решений, а не потому что кто-то из них вернее, кто-то правильнее, кто-то неправильнее. Вот, друзья, поэтому умение доверять себе позволит вам принимать верные решения. Доверие себе и вера – однокоренные слова, удивительно.
Состояние «здесь и сейчас»
00:46:41 И для этого умение быть вот в этом «здесь и сейчас», где собственно все решения и принимаются, и хорошо себя ощущать, опять же, все медитации об этом. Если по-НЛПерски объяснить медитации, они разные бывают, но если так вот про «здесь и сейчас», когда ты приходишь в аптайм, то есть завершаешь все свои мысли по поводу прошлого и будущего и приходишь в «здесь и сейчас» и уже из этого «здесь и сейчас», вот это «здесь и сейчас» является неким символом того, что все внутри тебя находится в балансе. И потом ты начинаешь представлять то будущее, где ты хочешь сделать одно и другое, и ты просто чувствуешь, все ли внутри согласно. И если что-то не согласно, мы просто это выносим на дальнейшее обсуждение.
Техника хорошо сформулированного результата
00:47:33 Всем известная техника ХСР – тоже это очень хорошая метафора принятия верных решений. Хорошо сформулированный результат – ХСР, когда мы сначала достаем ту часть себя, которая нам понятна, - мы хотим чего-то сделать, что-то купить, что-то изменить в своей жизни, с каким-то человеком начать общаться, еще что-то. Это все очень детально представляем и потом смотрим, все ли внутри нас согласно. Как понять, согласно или нет? Опять же, верное ли это будет решение? Нет, ну можно «война план покажет», тоже хорошая стратегия, если вы все время в контакте с самим собой и будете лавировать, постоянно чувствуя вот эту вот обратную связь, петлю обратной связи иметь очень короткую, тогда вы будете корректировать свой курс. Но если у этого курса нет направления, то есть направление нужно все-таки начать задавать. И уже изначально вы это направление можете корректировать именно за счет вот этих вот внутренних сигналов изнутри, в первую очередь, кинестетических.
Кинестетические сигналы и психосоматика
00:48:43 Поэтому умение себя чувствовать, умение чувствовать в своем теле происходящее, чаще всего мы тело чувствуем, когда с ним что-то не так, эта привычка – она такая воспитанная, опять же, эволюционно с одной стороны, с другой стороны, ипохондрические родители у кого-то были, еще что-то. Но вот эта вот идея – я чувствую тело, только когда оно болит. Здоровье – это когда каждый день болит что-то другое. Ну, такое, знаете… Но где у вас сейчас в теле, вот прямо сейчас в теле одно из самых приятных ощущений? Вот просто сейчас никуда ходить не надо. Где у вас сейчас в теле приятно? Одно из приятных мест где? Или самое приятное, одно из самых приятных. Говорить не надо, писать не надо, просто для себя отметьте. Вот этот фокус внимания, где уже хорошо, где уже приняты все верные решения. А там, где болит, соответственно, там еще верных решений не принято.
00:49:50 И вот вам, пожалуйста, новый взгляд на психосоматику как обратную связь, что были приняты неверные решения. Но фишка в том, что они были приняты так, что не были учтены мнения той части, которая сейчас проявляется как психосоматика, ну, или соматика. Я считаю, что любая соматика – она «психо», что корни любого физического расстройства можно найти в каком-то психологическом, душевном, духовном конфликте, кризисе. Опять же, в каком-то предательстве, если хотите, себя, когда мы из множества вот этого внутреннего многообразия своего выбираем что-то, а от чего-то отказываемся, то есть когда мы отказываемся от себя. И по сути это вот та часть психическая живет в каком-то физическом месте, и там она начинает подавать сигналы о том, что она, как это, «Баба-Яга против», как в том советском мультике. «Баба-Яга против, я готова всем вам тут палки в колеса засовывать, потому что вы не будете счастливы в конце».
Боль как информация о неверно принятом решении
00:51:12 А у нас же какая мотивация – как нам избавиться от боли. А боль – это информация о том, что где-то было принято неверное решение. Получается, верное решение – это когда все внутри довольно, все внутри хорошо себя чувствует, все внутри цветет и пахнет. И к этому ощущению нужно себя приучать, замечать, что я знаю, как это у меня внутри. А большинство людей верное решение воспринимают, что когда внутри тихо, никто «не возбухает». Может быть, для начала, некая тишина и спокойствие – это тоже хорошо, но все-таки я считаю, что верное решение – это то решение, которое улучшает наше состояние. Соответственно, происходит некая дельта в сторону более приятного состояния. Как в ведической культуре говорится, что все возрастающее счастье, то есть рай описывается как все возрастающее счастье. Я думаю, что это хорошая цель – что ни шаг, то танец, что ни слово, то песня.
00:52:30 Вот, друзья. Поэтому внимание к себе, к тем танцам, к тем песням, которые уже звучат у нас внутри, поможет нам привносить их, усиливая, и привносить их в наш внешний мир, заполняя этим внутреннее и внешнее пространства. Поэтому, друзья, практикуйте наблюдение, практикуйте раскрытие в себе вот этого всего уже присутствующего в вас понимания, что все хорошо. И все то, что отличается от этого «все хорошо», - это есть сигнал, что на него следует обратить внимание. И опять же, мы будем много об этом говорить как раз на вот этом интенсиве терапевтическом трансовом, потому что мы же обычно убегаем от этого, а нужно как раз идти навстречу, и там собственно все эти секреты, все эти тайны, все это знание и находится. Спасибо вам, что были со мной. Будьте счастливы и до новых встреч.