Четыре типа материальных желаний

11 февраля 2013
Что такое анартхи?. Что нам мешает духовно разбогатеть? Четыре типа материальных желаний. Почему вредны материльные желания? Первый тип материальных желаний - желание материальных вещей. Второй тип материальных желаний - желание наслаждения по стандарту полубогов. Третий тип материальных желаний - желание достичь агностических совершенств. Четвёртый тип материальных желаний - желание освобождения. О том, как легко могут быть утрачены сидхи. Что даёт аскетизм? Как довольстоваться тем, что приходит само?
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:17:36 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 1172 | скачано: 1005 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что такое «Анартхи»

00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевайа! Сегодня мы продолжим тему, которую начали в прошлый раз. Тема, которая связана с таким вопросом, как очищение сердца. Чтобы нам было понятно, понятен процесс, потому что мы не просто верим в Бога, а мы пытаемся в течение этой жизни уже завязать с ним ощутимые отношения, чтобы это было не просто какое-то откладывание на будущее, «сейчас мы верим в Бога, а когда мы умрём, тогда мы с ним встретимся». То есть, это обычная идея веры у людей. Знание и практика отличаются от веры тем, что они как бы добавляют человеку опыта, возможности ощутить отношения с Богом в этой жизни, чтобы это не было просто верой, связанной только с далёким будущим. Для этого и требуется некоторое понимание того, что происходит. И в прошлый раз, так сказать, такую вот общую, вводную лекцию, я дал общую картину, что существует Солнце Кришны, и существуют облака материальной природы, которые это Солнце скрывают. И по этой причине человек может двигаться к Богу, делать всё, что нужно для этого: воспевать святое имя, служить божествам, читать книги, общаться, что-то ещё такое, какие-то формы служения делать, внутреннего и внешнего. Но он может не получать плода. И если он не получает плода, то это вызывает у него сомнения определённые. «Что такое, или какой-то ошибочный процесс!?» Он начинает винить процесс, либо у него просто нет понимания того, что это за процесс такой, может быть, он какие-то ошибки совершает. То есть, как человек, предположим, он работает, и по идее, что ему должно быть заплачено за эту работу. Но если он, допустим, опаздывает на работу, или какие-то там у него растраты, что-то ещё, и появляются штрафы, какие-то наказания, взыскания, и прочие разные вещи, что он работал, что не работал, получается так. Он вроде бы что-то и делает, и тут же нарушает какие-то правила, и с него много чего взимается. Поэтому, для того, чтобы понять, каким образом устроено сейчас наше сердце, что там в нашем сердце, что это за такое облако «анартх», какие вещи могут мешать нам ощутить присутствие Бога в нашей жизни, для этого, собственно говоря, мы за эту тему-то и взялись.

00:02:49 И я просто напомню ещё раз эту схему, этого облака, которую в прошлый раз я описал, но не нарисовал. В этот раз я решил просто нарисовать, чтобы было наглядней. То есть, эти термины, которыми мы пользуемся, их нужно правильно понимать. Термин «анартха» - это самое широкое понятие. Он включает в себя абсолютно всё. Абсолютно всё! То есть, нельзя говорить, что нам мешает «анартхи, апарадхи», это неправильно. Потому что апарадхи – это часть анартх. То есть, анартха – это как бы такое, общий термин, который включает в себя всё. «Анартха» – это слово буквально обозначает «то, что мешает нашему процветанию». «Артха» – обозначает «богатство» буквально, «процветание». «Артха». «Ан» это префикс отрицания. «Анартха», то есть это то, что мешает нашему духовному богатству. Говорят о том, что если у человека нет Бога, значит, по большому счёту, у него нет настоящего богатства, потому что Бог – это настоящее богатство, не преходящее богатство. Другие формы богатства, они будут уходить, приходить, но всё, что связано с Богом – это не преходящие вещи.

Что нам мешает духовно разбогатеть?

00:03:46 Итак, если нет Бога – нет богатства. И анартха – это как раз то, что не позволяет нам духовно разбогатеть. И это понятие теперь, анартха, оно делится на четыре вещи. В прошлый раз мы коротко говорили. Первое – это оскорбление, или апарадхи. Это то, о чём мы говорили в прошлый раз. Вещи, которые связаны с оскорблением преданных, мы говорили, с оскорблением святого имени, с оскорблением других живых существ, и с оскорблением в процессе преданного служения, с оскорблением божеств. Четыре вида оскорблений. Это то, что мы рассмотрели в прошлый раз. Второй вид анартх – это материальные желания, то есть то, что мы будем рассматривать сегодня. Третий вид анартх – это определённые слабости сердца, или недостатки, определённые дурные качества, которые у нас есть. И четвёртое – это определённые заблуждения, то есть наше неправильное понимание некоторых вещей. То есть все это вместе составляет облако анартх, которые закрывают у нас солнце Кришны. И в прошлый раз, мы коротко рассмотрели, что такое различные виды оскорблений. И сегодня мы поговорим на тему вторую: что такое материальные желания. И для этого я выбрал текст из второй главы Бхагават Гиты, один из заключительных стихов, семьдесят первый стих. Сейчас я его прочитаю, и мы поговорим на эту тему.

00:05:02 вихайа каман йах сарван
пумамш чарати нихсприхах
нирмамо нираханкарах
са шантим адхигаччхати

00:05:12 Перевод: «Человек, который отказался от всех стремлений к чувственным удовольствиям, кто желает… кто живёт свободным от желаний, кто не считает, что он владеет чем-либо, и кто не имеет ложного эго, только он может обрести истинное спокойствие». И комментарий Шрилы Прабхупады: «Освободиться от желаний означает не иметь желаний, связанных с чувственным удовлетворением». Иными словами, желание обрести сознание Кришны, по существу – есть отсутствие желаний. Совершенная стадия сознания Кришны заключается в понимании своего истинного положения вечного слуги Кришны, вне отождествления себя с материальным телом, и в отсутствии претензий на обладание чем-либо в этом материальном мире. Находящийся на этой совершенной стадии знает, что он должен всё использовать в служении Кришне, ибо всё принадлежит Кришне. Арджуна не хотел сражаться ради удовлетворения своих чувств. Но когда он заполнил всё своё сознание Кришной, он вступил в битву, ибо так хотел Кришна. У Арджуны не было желания воевать ради себя, но ради Кришны Арджуна стал биться в полную силу».

00:06:23 Действительно, отсутствие желаний, есть желание действовать в угоду Кришне, а не искусственное стремление уничтожить желания. Живое существо не может избавиться от желаний и чувств, но оно может изменить их качество. Человек, у которого отсутствуют материальные желания, твёрдо уверен в том, что всё принадлежит Кришне: «Ишавасьям идам сарвам». И поэтому он не выражает ложных претензий на обладание чем-либо. Это трансцендентное знание основано на самоосознании, то есть на совершенном понимании того, что в своей духовной сущности каждое живое существо является вечной неотъемлемой частичкой Кришны. И потому вечное положение живого существа не может быть равно положению Кришны, или же превосходить его. Такое понимание есть основа истинного умиротворения.

00:07:10 ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанья-мано ‘бхиштхам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

00:07:50 Итак, облако анартх. Его структура – это то, с чем мы ознакомимся. Оскорбление, напомню, – это сознательное преуменьшение значимости кого-либо, или чего-либо, непочтительное отношение к божеству, если мы думаем, что это камень, или дерево, или кусок бумаги, или просто что-то какой-то образ воображаемый, или непочтительное отношение к святому имени, или к вайшнавам, или к другим живым существам, в их телах находится [Параматма] Кришна. Насильственное, грубое, непочтительное отношение к ним – это всё то, что составляет анартхи. Вернее апарадхи – оскорбление. И это является, практически, одной из самых грубых, тяжёлых проблем. Остальные вещи, они, так сказать, легче изживаются на самом деле. И сегодня мы будем говорить о материальных желаниях, как второй составляющей этого облака анартх.

Четыре типа материальных желаний

00:08:51 Материальные желания бывают четырёх типов. Я вам зачитывал в прошлый раз. Ещё раз это зачитаю из произведения Бхактивинода Тхакура «Харинама Чинтамани» , он анализирует эти вещи. То есть, чего можно пожелать в материальном плане? Вообще, само по себе, желание – это признак души. Об избавлении от желаний, вообще говоря, речь не идёт. Речь об избавлении от таких болезненных, искажённых желаний, которые уродуют нашу жизнь. Вот о чём идёт речь. То есть, обычно, когда мы говорим об очищении от желаний, люди говорят: «ну вот, сейчас начнётся… то есть, в мою жизнь как бы… вот это нельзя, то нельзя…» То есть, смысл в том, что… Почему материальные желания относятся к анартхам? Почему? Ведь кажется, это ж [неразборчиво] наслаждений? Почему их относят к анартхам? Потому что анартхи – это то, что как раз мешает нашему богатству истинному. Мешает! Но мы этого можем не понимать. То есть, материальное желание – это то, что является искажённой формой желаний, ненормальное желание. То есть, допустим, есть здоровую пищу – это нормальное желание, а есть, допустим, какую-нибудь ненормальную пищу – это искажённое желание. Если вы, допустим, куда-нибудь поедете в Китай, и будете есть какие-нибудь там чипсы из скорпионов или там в какой-нибудь Японии будете есть свежих змей, запивать их кровью. Это тоже пища, понимаете? Но это извращённая пища, это ненормально. То есть, есть нормальное питание, а есть извращённое питание. Точно также, когда мы говорим об избавлении от материальных желаний. Мы не говорим, что у человека быть вообще ничего не должно, что будет чистый, как лист бумаги. Не об этом речь! Речь идёт об освобождении от извращённых желаний, которые отделяют нас от Бога. Вот о чём идёт речь. То есть, не то, что мы хотим всех людей вообще лишить счастья и процветания. Совсем не об этом речь. А именно о том, чтобы понять, что вот эти вот желания по своей природе, они не позволяют человеку ощутить самое высшее, что он только может ощутить. То есть, счастье высшего порядка, счастье общения с Кришной. Об этом идёт речь, а не о каких-то там церковных запретах, или о чём-то ещё, все на замок, все на лопату там, от всего отказаться. Не об этом речь. Речь идёт о том, чтобы как раз расчистить человеку дорогу, или путь, к высшему опыту, к высшему чувственному опыту. Вот о чём идёт речь.

00:11:08 Итак, материальные желания – это, надо помнить всегда, что это желания извращённые, также как извращённым желанием является, допустим, пить водку. Пить сок – это нормальное желание, пить водку – это ненормальное желание. Потому что одно полезно, а другое вредно. Понимаете? Вот и всё. То есть, и то, и другое – напиток. Понимаете? И у того, и у другого есть поклонники. Но очевидно, что одно вредно, другое полезно. И, допустим, избавиться от привязанности к алкоголизму в пользу позитивной привязанности, и это, примерно, то, о чём мы говорим. Вот и всё. Негативные ощущения у людей возникают в связи с этим тогда, когда эти извращённые желания стали их полной нормой. Они уже и не понимают, как иначе. Вот как алкоголику не пить? Он не может, он уже плохо себя чувствует, то он уже… Если нормальный человек немножко выпьет алкоголя, он плохо себя чувствует, алкоголик когда не выпьет, он плохо себя чувствует. Обозначает эту извращённую жизнь. Жизнь, основанная на полностью такой поддельной, или, скажем, такой перевёрнутой вверх ногами системе ценностей.

00:12:12 Итак, материальные желания, Бхактивинод Тхакур говорит, бывают четырёх типов. Это желание материальных объектов, причём не всех. Какие-то объекты нам нужны для жизни, для жизнедеятельных, для поддержания тела. То есть, желание материальных объектов, которые являются, по сути дела, излишними, в которых нет никакой необходимости. Вторая разновидность материального желания – это желание достичь райских планет, так называемая «дэва бхога», наслаждаться, как полубоги. Третий вид желания – это желание обладать мистическими силами «сидхи ками», то есть, желание всем повелевать. И последний вид также материальных желаний – это желание достичь освобождения от этого материального бытия. Хотя, вроде бы это не материальное желание, но его относят к материальным, потому что оно имеет отношение к материальному миру, «я хочу отбросить материальный мир, но к Богу я прийти ещё не хочу». Поэтому это тоже косвенно относится к материальным желаниям. Вот и сейчас мы чуть-чуть более подробно эти материальные желания четырёх типов и будем анализировать. То есть, почему опять же, их, материальных желаний, нужно, необходимо избавиться? Потому что они, что делают? Они обладают способностью отвлекать от главного дела. То есть, я уже говорил о том, что человеческая форма жизни, у неё как бы главная задача, главная задача, то есть, такая задача, которая живое существо может понять Бога. В теле, в невежестве, животные, не могут понять Бога. В телах полубогов они могут понять, но очень много отвлекающих факторов. А человеческая жизнь – это такая жизнь, где, так сказать, можно более или менее трезво практиковать духовную жизнь, то есть не так много искушений материальными вещами, и не так много страданий. Жизнь животных – это сплошные страдания, от начала до конца. Жизнь полубогов – это сплошные наслаждения. И в общем, и то, и другое – отвлекает. Сильные страдания отвлекают, сильные наслаждения отвлекают, а человеческая форма жизни – это, так сказать, умеренный климат что называется, то есть, немножко того, немножко другого, и, в принципе, можно иметь все возможности для духовного развития.

Почему вредны материльные желания?

00:14:18 Материальные желания – это то, что фактически ворует наше сознание. Что такое материальные желания? То, о чём мы постоянно думаем. То, о чём мы думаем. Можно просто взять сесть, и попытаться задуматься. И сразу возникнут определённые мысли, и они будут связаны с желаниями, чего мы хотим. Желания, они в действительности, как какой-нибудь компьютерный пример представить, что они, как на экране, на рабочем столе, вылезают такие иконки, главнее, чем мы пользуемся, через что мы что-то получаем в этой жизни. Это наши материальные желания. Постоянный какой-то набор, чего мы хотим. Далеко не все они являются греховными, далеко не от всех нужно избавляться. Нам не предлагается избавиться от желаний есть или спать, или что-то ещё. Это совершенно, как бы законные, нормальные вещи. Но вопрос состоит в том, чтобы эти материальные желания были связаны с максимально чистым качеством. Мы знаем, что материальная природа – это есть светлые тона, гуна благости, есть более тёмные тона – гуна страсти, и есть полный мрак – гуна невежества. Можно жить материальной жизнью по разным стандартам. Можно жить материальной жизнью в невежестве, можно жить материальной жизнью в страсти, можно жить материальной жизнью в благости. Это всё материальная жизнь! Всё материальная жизнь. Но, она совершенно разная по качеству. И для нас материальные желания обозначают постараться, насколько это возможно, избавиться полностью от невежества, полностью от невежества. От страсти человек избавиться полностью не может. Но, его страсти должны контролироваться благостью. А благость, в первую очередь, знания, чувство меры, понимание, контроль. Поскольку совсем без страсти человек не может жить. Это такая форма жизни, которая между полубогами и животными. Поэтому страсть для него – доминирующая гуна. Но, для того, чтобы страсть, так сказать, не перешла, к конце концов, в невежество, для этого она должна контролироваться благостью. А благость обозначает жизнь в рамках культуры, жизнь в рамках знания, жизнь, как говорится, в меру, когда какие-то страсти, которые нам полагаются, которые сам нам Кришна, что называется, дал, когда они, насколько это возможно, облагорожены, очищены, и поставлены в какие-то рамки. Человек хочет наслаждаться с противоположным полом – есть брак для этого. Он хочет, скажем, там чего-то ещё, каких-то разных вещей – есть законная форма наслаждений. Понимаете? А есть незаконные формы наслаждений. Поэтому, когда мы говорим о материальных желаниях, нужно эти вещи все учитывать, что материя неоднородна.

00:17:16 Итак, материальные желания – это то, что заставляет нас тратить энергию своей жизни на вторичные вещи. То есть, это то, что мы идём по каким-то делам, у нас какое-то важное дело, что-то нужно купить, или сделать идем на работу, или ещё куда-то, но тут вас кто-то встречает, тянет за рукав, и начинает отвлекать в какую-то другую сторону, чем-то нас привлекает, и полностью заговорил нас, заболтал нас, лапши на уши навешал, и всё – мы опоздали на работу. Он украл наше время, или он там что-то нам такое продал нам ненужное, или ещё что-то такое. То есть, в этом опасность материальных желаний, что они отвлекают сознание. То есть, казалось бы, ну такие, невинные вещи. Что страшного в этом? Посмотрел кино там, потом что-то ещё… Мелочи, действительно, вроде бы мелочи. Но смысл в том, что когда эти материальные желания полностью владеют нами, не мы ими, а они нами владеют, то в этом состоянии они разворовывают наше время. Разворовывают наше время, нашу жизнь. И почему, допустим, эти различные, как бы такие формы материального развлечения, их ещё относят к категории азартных игр. Я здесь не присутствовал, когда Нарисимха Махарадж был, мне потом пересказали этот момент, что он говорит, почему, допустим, всякие разные такие, кажется невинные развлечения материальные, почему они относятся к материальным… к этим самым, к азартным играм? Потому, оказывается, что это обозначает, как бы игра с собственной жизнью. Мы своё время, свою жизнь ставим на кон. Мы, как бы, уделяем время каким-то таким разным вторичным вещам, в следствие чего у нас остаётся меньше времени, или не остаётся совсем на главное. Таким образом, мы можем свою жизнь проиграть. То есть, как бы время жизни проиграть, и таким образом не прийти к Богу. В этом смысле это азартная игра, что мы играем со своей жизнью. Наше время, наши силы, наши деньги, что-то ещё, может уходить в совершенно другие каналы. Именно по этой причине, что материальные желания приковывают нашу жизнь к вторичному, и отвлекают от первичного, поэтому они относятся к анартхам. Итак, облако анартх… Оскорбления прошли… Материальные желания, то есть то, что реально ворует наши силы, ворует нашу жизнь. Постепенно, такими хитрыми, привлекательными способами, оттягивает энергию нашей жизни на другие темы. В этом смысл негативного влияния этих материальных желаний.

00:19:39 Теперь конкретно, что это такое. Возвращаемся к четырём типам материальных желаний. Желание материальных объектов, желание достичь райских планет, желание достичь мистических сил, и желание достичь освобождения. Материальные вещи. Первый тип материальных желаний - это желание материальных вещей. Опять же, я говорю, что раз мы имеем материальные тела, то нам нужны материальные вещи. Нам нужен дом, нам нужны деньги, нам нужна какая-то посуда, нам нужно где спать, нам нужно что есть. Разные люди, разные психологии. Одни являются убеждёнными автомобилистами, другие являются убеждёнными пешеходами, третьи являются поклонниками общественного транспорта. Так или иначе, нам нужно как-то двигаться. Понимаете? Если, предположим, мы живем в деревне, может нам машина и не нужна. А если мы живем в городе, кому-то она может быть нужна. Поэтому нельзя сказать, что машина – это хорошо или плохо. Это зависит от типа личности, от его возможности, от специфики его работы, и так далее. Поэтому мы видим, что нельзя все материальные вещи взять и отнести к материальным желаниям. То есть, под материальными желаниями, от которых нужно избавляться, что имеется ввиду, это те вещи, которые являются излишними. То есть, те вещи, без которых можно обойтись. Понимаете? У каждого есть какой-то набор материальных вещей, которые являются необходимым. Если у вас дома нет молотка, что вы будете делать? Понимаете? Там каких-то ещё… А я избавляюсь от материальных желаний! Ну это же глупо?! То есть, какой-то набор вещей необходим. Вы должны иметь соль, сахар, там что-то ещё. Тоже материальные вещи, но без них не можем. То есть, совершенно очевидно, что когда говорится о материальных вещах, то сюда не входят предметы первой необходимости, которые нужны нам для жизни, которые нужны нам для духовной практики, для поддержания здоровья и так далее. Но современная цивилизация преуспела в том, что она выпускает огромное количество ненужных вещей. Ненужных вещей. То есть, есть вещи первой необходимости, есть вещи, которые не являются предметами первой необходимости. Допустим, если я могу иметь простое пальто, или куртку, зачем мне нужна какая-нибудь шуба из норок? Это ж тоже материальная вещь, правильно? Но зачем она? Зачем нужно убивать сотни норок, чтобы сделать мою шубу, да? Когда можно сделать это как-то просто, из каких-то простых вещей. Это и есть пример. Понимаете? Вещей, которые не являются необходимыми. То есть, одежда нужна, но она не обязательно должна стоить миллион или там из чего-то такого быть сделана. Это обозначает, что с точки зрения, каких-то таких материальных потребностей, духовно ориентированный человек, из всего этого многообразия материальной реальности должен стараться выходить наиболее просто. Если без чего-то можно обойтись, значит без этого можно обойтись. Понимаете? Но, современная цивилизация, которая не стимулирует у людей интерес к внутреннему, она сделает людей придатками или потребителями внешнего. Поэтому она выпускает огромное количество разных таких каких-то вещей и постоянно все это обновляется, и люди покупают, покупают, одно выкидывают, сдают в секонд-хенд, покупают новое, это устарело, и так далее. Гуна страсти не даёт человеку скучать, и человек попадает в такую ловушку.

Первый тип материальных желаний - желание материальных вещей

00:23:08 Так вот, когда мы говорим о жизни человека, который хочет прийти к Кришне, который хочет ощутить опыт общения с ним в этой жизни, то он, имея какие-то материальные потребности, связанные с нашим выживанием, поддержанием, должен постараться, чтобы эта материальная реальность, которая его окружает, была, в основном, в гуне благости, и вещи должны быть самыми необходимыми. Нет необходимости своё материальное поле деятельности расширять до какой-то невозможности и вступать в эту гонку какого-то постоянного обновления. Я понимаю, что если машина устарела, нужно купить новую. Эти вещи могут быть необходимыми. Но есть вещи, которые совершенно не являются необходимыми. Я, честно говоря, думал-думал над этим вопросом, и мне его труднее всего было осветить, потому что я не знаю, или, как бы я сам так, как бы, извините, может за не скромность, просто живу. Мне было трудно придумать вообще, что такое лишние вещи, потому что, я стараюсь так жить, чтобы у меня их и не было. Я думал, может быть вы мне в этом плане поможете, какие-нибудь приведёте примеры. [Смеётся]. Я сидел и для меня это было самое трудное вообще. Придумать, что такое лишние материальные вещи, без которых можно обходиться. Кто-нибудь может что-нибудь, пример, подсказать, а?

00:24:32 [Голос из зала] «Во-первых, мобильный телефон. Там масса функций, которые совсем не нужны. Может будет просто, чтобы он только звонил и всё, например». О, хорошо! Но это, правда, он больше относится к «сидхе» уже, ну ладно, тоже хороший момент. То есть, телефон, средство связи, да? Но что там есть ещё? Там можно смотреть кино, да? Что там ещё можно делать? [Голоса из зала] «Камера!» Камера, фотоаппарат, да? Ну они, это могут быть, ну может важные функции, ну они, как правило, не очень качественные, да? Что ещё там есть? А? [Голос из зала] «Или автомобильная сигнализация. Там у неё сто функций, хотя нужно только чтобы она заводилась, и всё». Ага. Понятно. Хорошо. Кто ещё там приведёт пример? [Голос из зала] «У меня, что брат, что мама – любят украшения все. Вот на день рождения что бы подарить? Хотят [неразборчиво]. За такую-то цену, с таким-то камнем. Я говорю: «Мама» - говорю, «ты знаешь мое отношение» Я говорю: «Я не буду давать деньги на такие подарки. Я не хочу работать… я не считаю, что это необходимость. Хотите – покупайте. [неразборчиво]»». Окей, хороший пример. Спасибо. Украшение тела – это нормально. Но чем можно украсить тело? Например, самое лучшее украшение тела – это, на самом деле, само здоровое тело. Ну и какая-то естественная, красивая, нормальная одежда, сделанная из естественных материалов, со вкусом, красивая. Это, может быть, какие-то природные, естественные вещи, может быть, серебро, серебряная цепочка, там что-то ещё. Это ведические вещи на самом деле. Если мы посмотрим на Кришну, он украшенный. Одно из имен Кришны – Мандита - «Украшенный». У него там всякие разные украшения, серьги в виде акул, гирлянды, какие-то драгоценные камни. Но он Бог, понятно. У него всё это играет свою роль определённую. А человек тоже может носить такие вещи, особенно в лице женщины, у них есть как бы такая маленькая слабость. Но, это может являться необходимым, какие-то вещи являются совершенно необходимыми. Но есть вещи, которые являются ну совершенно как бы уже какими-то излишними, просто лежат, кому-то пыль в глаза пустить, или раз в год, или раз в жизни одеть, кому-то что-то продемонстрировать, в таком ключе.

00:26:33 Ещё, какие-то есть? [Голос из зала] «Свадебное платье, например». Свадебное платье! Один раз в жизни! Стоит вообще…миллион! [смеётся]. Свадебное! Показать всем, какая я! Да? В этот день, что называется. Ага. [Голос из зала] «Одежда байкера. То есть, вот эти шипы всякие, цепи металлические какие-то, эта каска…» Культура одежды байкера… [смеётся] Ага. Ну Кришна даст ему конечно потом, шипы там какие-нибудь, дикообразами можно стать во всех этих примочках, причиндалах, обрасти. Понятно? То есть, излишние вещи, которые, по сути дела-то, и украшением не являются. Да? Скорее, наверное, даже… Ну вот, материальные люди прокалывают себе всё там, все губы, ноздри… Такие ужасы какие-то, да? Как это может быть красиво? Не знаю, представления не имею. Ещё Иисуса Христа в свою компанию призывают, говорят: «Проколись! Иисус Христос сделал это две тысячи лет назад! Прибили гвоздями, он, типа, наш парень! Он проколол себя давно, поэтому ты тоже давай, проколи!» Как бы такие вещи, совершенно дикие какие-то. Что-нибудь ещё из таких материальных вещей, лишних? Да? [Голос из зала] «В магазине как-то были, там раньше было кафе, метров, наверное, сто квадратных зал. А сейчас этот зал переделали под зал сувениров. Представляете, я так не заходила, просто так встала в дверях, и смотрю, а там, в общем, все эти сто квадратных метров заполнены ничем, начиная от свечечек, картиночек, там что-то чего-то, какие-то ниточки, что-то там как-то. И целых сто квадратных метров всем этим заполнено. Представляете? Действительно…» И это покупают. То есть, приходят люди, у них разбегаются глаза, и они покупают это. Потом эти ненужные вещи они дарят друг другу. [смеётся] Сувениры. А потом чтобы их куда-то поставить, или куда-то деть.. [Голос из зала] «Можно пример?» Да! [Голос из зала] «У нас беговая дорожка стоит много лет дома. Нам не надо» Беговая дорожка, ага… Смотрите, интересная вещь, да? По идее, хочешь побегать, да, иди и побегай по улице, ну где тут разбежишься? А тут дорожка сама крутится, ты стоишь на месте, ты можешь на одном квадратном метре как бы бежать километр, или два, и всё в порядке. [смеётся] Вот это да, изобретение современной цивилизации! Масса таких… Почему они считаются ненужными? Кто-то может сказать: «Это нужные вещи, извините! Если я нагуляла такой живот, если я растолстела, мне нужно худеть! Теперь я буду бегать по этой дорожке, или крутить домашний велосипед стационарный, или ещё что-нибудь такое» Я говорю, если человек ведёт естественный образ жизни… Например, почему индусы, они физкультурой-то и не занимаются? Потому что у них жизнь такая как бы сама по себе физкультуру-то и подразумевает. Когда человек живёт естественным образом жизни, у него количество движений вполне нормально поддерживает в нём тонус. Но когда человек живёт не естественным образом, сидит весь день за столом, и так далее, и теперь ему нужно всё, упражнения для глаз, упражнения для сбрасывания живота, на то, на сё… Вот это называется искусственная цивилизация.

00:29:30 Ещё? Какие-то есть примеры? [Голос из зала] «Компьютерные игры.» Компьютерные игры. Ну, в принципе, да. Это вещи, которые, скорее всего, рождают в человеке такие качества [ишвару], управляющего, манипулятивные качества. Потому что в целом, игры, вообще говоря, настоящие игры, они нужны для развития отношений. Когда люди, предположим, в духовном мире, Кришна играет, там что-то ещё… Эти игры – это форма обмена расой, живыми отношениями. А здесь, поскольку мы живём в такую эпоху отчуждения, когда у людей куча недостатков, и люди такие все ершистые, им трудно между собой общаться, они предпочитают общаться с тем, кто легко слушается меня. Ну компьютер, все, там у меня, любые функции могу выполнять. Это, как раз и есть как бы такая искусственная культура. Я думаю, достаточно примеров. Итак, все поняли, что такое материальные желания в первом аспекте, то есть ненужные материальные вещи, без которых вполне можно обходиться. И для того, чтобы определить, можно находиться без них или нет, для этого нужно быть в гуне благости. Гуна благости позволяет нам не привлечься всеми этими вещами, страстью и невежества. Брать из материи самое необходимое, самое качественное, самое лучшее. Естественная одежда, натуральная пища, какие-то естественные элементы, которые окружают нас, которые не погружают нас в страсть и невежество.

Второй тип материальных желаний - желание наслаждения по стандарту полубогов

00:31:00 Итак, теперь пункт второй. Материальное желание – это, так называемое, «дэва бхога». «Дэва бхога» обозначает наслаждение по стандарту полубогов. Это живые существа, которые порядком выше нас. На современном языке это называлось бы какие-нибудь гуманоиды высших планет. Что здесь, собственно говоря, плохого? Почему от этого нужно избавляться? Ведь, смотрите, тело полубога – это тело, в котором нет страданий, типа рождения. Они не бывают детьми. На райских планетах сразу они попадают уже в зрелом теле. Зрелое тело, которое не старится никогда. Оно всегда вечно юное. Там нет этих прохождений времени в нашем плане, детский сад и прочие всякие проблемы. С самого начала и до самого конца – это не увядающее, вечно юное, взрослое тело, в котором можно наслаждаться. Что в этом плохого? Смотрите, сколько разных привлекательных вещей. Нет болезней, рождения, смерти, работать не надо. Какие здесь негативы? Это же вроде бы позитивные вещи. Но, особенность состоит в том, что «дэва бхога» – это то, что укрепляет человека в возможности наслаждаться без Бога очень долго. Жизнь на этих райских планетах длится где-то триста восемь миллионов лет. Это жизнь Индры и обитателей этой планеты. Смысл в том, что это всё очень соблазнительно, и те, кто находится там, они испытывают массу позитивных эмоций. Но, самое главное, самое негативное, что там происходит – это то, что живые существа укрепляются в духе наслаждения отдельно от Кришны. И также, негативным элементом является то, что эта привязанность возрастает, и потом, живое существо испытывает очень сильную боль, когда оно теряет эту «дэва бхогу». Причём там нет никаких предупреждений. Я приводил уже пример, что здесь, когда мы находимся на земле, в теле человека, мы получаем регулярные предупреждения о приближающемся конце. Я приводил пример, какие мрачные, так сказать, посылочки посылает. Волосы стали седеть – первое предупреждение. Зрение стало ухудшаться – второе предупреждение. Морщины появляются – третье предупреждение. Зубы выпадают – ещё предупреждение. Ничего, волосы закрасим, линзы вставим, а морщины разгладим, зубы новые все вставим, в «George Dental Group» по триста долларов за зуб, всё будет нормально. Или в Китай съездим, подешевле. [смех] У нас тут рядом, хорошо. И всё. Как бы эти все послания Ямараджи меня не касаются. То, что он мне там посылает, что скоро конец, меня это не касается. Всё, я молодой, сильный, с красивыми зубами, улыбаюсь всем. И это меня не волнует.

00:33:53 «Дэва бхога» – это то, что как раз привязывает живое существо к форме наслаждения, благочестивой, по правилам, но без Бога. И потом, живое существо очень болезненно теряет «дэва бхогу». Это я как-то приводил несколько лет назад, но для тех, кто не слышал, я повторю эту душещипательную историю, как живое существо падает с райских планет. Это происходит совершенно неожиданно. Понимаете? Если здесь это происходит с некоторыми предупреждениями, что ты стареешь, значит скоро всё уже, концы в воду, то там это происходит совершенно неожиданно. Иногда там, конечно, есть тоже некоторые предупреждения, что у них там некоторые гирлянды, с которых падает по цветочку. И когда там эти цветочки опадают, значит уже всё. Но, как правило, они на эти гирлянды не смотрят, потому что это страшно, они игнорируют все эти вещи. И эти живые существа, наслаждаясь в этих райских садах, которые называются Нанда-канана, вдруг ни с того ни с сего, когда срок подошёл, без всяких предупреждений теряют почву под ногами. Представьте себе, вы стоите где-то, и всё у вас хорошо, замечательно, и в это время вдруг куда-то начинаете проваливаться, причем не мгновенно, а постепенно, но неуклонно. Это обозначает, что карма, которая держала нас наверху, она – всё, сдулась. И теперь живое существо начинает оседать вниз. И эти ганхарвы, апсары, все эти девственные красавицы и красавцы, певцы и, в общем, всё, что было, это всё начинает плавно куда-то исчезать. Мы начинаем плавно опускаться, падать. И наслаждение, которое только что у нас было, без всякого предупреждения, без всего, начинает у нас падать из рук, всё вылетает из рук. И живое существо видит, как, предположим, он бы находился там в мужском теле, как эта красавица, которую он только что обнимал, она уже в объятиях другого. Это всё на его глазах происходит. Причем ей наплевать на него. Там такое понятие, как какая-то верность, что-то ещё, обет, этого не существует. Это как бы такой, ну скажем так, райские планеты – это полностью легализованный разгул. Вот то, что здесь осуждается немножко, там это не осуждается. Это всё заработано и легализовано. Понимаете? Всё, как бы, гуляй по полной программе, что называется. Это всё не является грехом. Это заработанные вещи. Понимаете? И как бы такая, безответственность тебе там, тебя не поймают за это, ни в чем не уличат. Это полостью заработанные вещи. И из такой, что называется, лафы, к которой привыкает живое существо, происходит без всякого намека на предупреждения, человек начинает просто-напросто падать. И эта привязанность ко всем этим вещам, она настолько сильна, что живое существо от неожиданности начинает аж рыдать, у него душа, эти слезы из него начинают выходить, и душа входит в эту слезинку. Эти слезинки выпадают в облака, потом с облаками душа, эти слезинки, падает на землю, попадает в какие-то злаки, потом он уже получает здесь другие формы рождения. А это тело его божественное, когда оно начинает падать под Сварга-локу в Бхувар-локу, а Бхувар-лока – это место, где живут всякие разные грубые существа (якши, ракшасы) и так далее. Они начинают рвать это тонкое тело на куски, живьем, сразу же. Хотя оно состоит не из таких грубых материальных субстанций, там есть элементы огня, воды, воздуха, пространства. Но на самом деле живое существо испытывает там вполне ощутимую боль от того, что эти ракшасы начинают рвать это тело, как будто коршуны на вас накинулись и расклевывают живьём. Это ужасная мука. Таков конец жизни на райских планетах. Поэтому эта дэва бхога сама по себе даёт мощный опыт материальный живому существу, и наслаждений, и, в конце концов, муку разлуки с этими всеми вещами. Поэтому говорится, что человек должен избавиться от дэва бхоги, изучая действие времени, что время это то, что унесёт все эти вещи. Итак, это вторая разновидность материальных желаний.

Третий тип материальных желаний - желание достичь агностических совершенств

00:38:19 Третья разновидность материальных желаний называется «сидхи ками», или желание достичь агностических совершенств. В былые времена люди ради этого совершали великие аскезы, чтобы научиться летать, стать «сидхами», и так далее, всякие разные желания материализовывались, они вступали в контакты с разными людьми, узнавали что-то ещё. Это было всё очень сложно. Сейчас это желание «сидхи ками» осталось у людей по-прежнему, оно существует. И сейчас оно осуществляется через современные технологии. «Сидхи ками», то есть вот то, о чём мы немножко говорили уже, что я могу иметь свой собственный телефон, если раньше телефон это была такая вещь, со шнуром. Она по-прежнему есть такая, дома стоит. Но двадцать лет назад никто не думал, что мы можем ходить с такими маленькими штучками и где угодно там… [Голос из зала] «Все причём» А? [Голос из зала] «Все причём!» Да, причём практически все. И это стоит копейки, это доступно, и пожалуйста, говори что хочешь, как хочешь. И теперь ещё то, что мы обсуждали, всякие картинки можно смотреть, и посылать, и в игры всякие играть, они встроены в этом телефоне, чего только нет. И прям видно, что люди сидят в автобусе, им делать нечего, они там полчаса едут, он играет в какую-то игру, или СМСки посылает, или ещё что-нибудь такое. Это, как бы, такая маленькая штучка, маленький друг такой, в котором живое существо находит что-то.

00:39:42 Другой формой проявления мистических сил является, конечно, всемирная паутина, интернет, который предоставляет практически вообще бесконечные возможности. Просто-напросто, ещё этот Google там, поиск, или другую поисковую систему, набираете какое-нибудь слово и тут же появляются десятки или сотни разных ссылок. Вообще, как вы про это слово, или про какую-то вещь, вы может узнать? Вы можете через интернет зарабатывать деньги, вы можете через интернет что-то покупать, продавать, вы можете оплачивать свои счета, вы можете выписывать оттуда, отсюда всякие разные вещи, вы можете скачивать фото, вы сможете скачивать музыку, вы можете скачивать кино, можете скачивать книги. Всё, что угодно, вы можете читать. Как бы такой информационный слой, в котором содержится, практически, все желания, что вы хотите вообще. Вы набираете любое слово такое, что вы хотите, и перед вами огромное количество возможностей. Сколько… плати там какие-то денежки, чтобы эта связь была, и регулярно все эти вещи происходят. Через интернет вы можете познакомиться с кем угодно, вы можете общаться на любые темы, вступать в разные какие-то форумы, вести какие-то обсуждения, вы можете делать бизнес, рекламировать себя или что-нибудь ещё, рассказывать о себе, показывать свой фотоальбом. Что хотите, можете показать. Такой слой какого-то общения, и куча разных курьёзов через это происходит. Чего только нет. Смысл в том, что такой слой интересный, через который мы осуществляем огромное количество своих желаний. И это всё нажатием трёх клавиш. Набрал какое-то слово, кнопку, а дальше только мышкой туда-сюда. Проще простого. Уже дети все, уже вчера поймал своего сына на том, что он сам уже залез на какой-то сайт, и игр уже скачал, какие-то игры. Я пришел, смотрю, на рабочем столе компьютера уже какие-то новые появились иконки. Я говорю: «Это откуда?» А это он в интернете был, что-то уже накачал. Эти сидхи, или мистические совершенства, они становятся всё более и более доступными. Понимаете? Эта мечта человека манипулировать материей, всеми этими разными вещами, она осуществляется, Кришна даёт знания, разные группы] у них появляются такие удивительные технологии, при помощи которых они всякие разные чудеса делают.

00:42:10 Итак, это сидхи, это совершенство определённое. Тот же самый телевизор – это тоже сидхи. Когда мы сидим в одном месте, получаем новости о том, о сём, там участвуем. Или индустрия домашнего кино, когда вы можете на каком-то одном диске купить один или двадцать фильмов. Что хотите. Это способность сжимать информацию. Это всё очень здорово. Но, опять же, в чём проблема? Почему, почему эти сидхи, почему они опасны, почему они составляют, как бы «анартхи», в чём проблема? Проблема в том, что мы можем ими пользоваться во благо, и можем ими пользоваться во вред. Потому что люди слабы, у них есть слабости определённые. Про слабости мы будем в следующий раз говорить, слабости сердца. Это третья наша тема. Поскольку у людей слабости, то есть те, кто эти слабости эксплуатирует. Вот и всё. И людям предлагают кучу всяких разных вещей, и поскольку люди слабы, то они покупаются на всё это. Опасность материальных желаний состоит в том, что они крадут наше время, они крадут наши деньги, они крадут наше сознание, по большому счёту. Они инфицируют нас кучей разных других желаний. Мы знаем, что желания обладают природой семени. Оно сначала может быть незаметным, совершенно невинным, это желание. Как семечка маленькая попадает, но если создастся благоприятные обстоятельства, это семя начинает прорастать. Оно прорастёт, даст плод. А в каждом плоде что находится? Точно такие же семена желаний, их много. Понимаете? Каждое растение так построено, что оно не только воспроизводит себя, оно ещё кучу подобных себе распространяет. Понимаете? От одного одуванчика вырастет сто одуванчиков. Понимаете? Эти на парашютиках семена полетят, и будет сто одуванчиков, от одного одуванчика. Точно также, казалось бы, такое невинное, маленькое желание. Но когда это желание принесёт плод, из этого плода куча других желаний будет. В этом особенность, что материальные желания, они имеют тенденцию экспансировать, расширяться. Вот и сидхи ками, или желание таких мистических совершенств, способностей всяких разных, развиваем ли мы их из своего тела, занимаясь какими-то практиками, или пользуемся просто техническими сидхами, так или иначе, они порождают одно определённое состояние – состояние гордости. Состояние гордости, что я могу, я чем-то управляю, потому что я вижу, как я реально могу манипулировать вещами. Если раньше, я помню, когда-то переводил какую-то первую книжку свою, у меня была печатная машинка, вот такая. Купил, помню, её за двести рублей, югославская такая машинка, сидел, печатал, чего-то там щёлкаешь, какая-то ошибка – замазал, что-то там ещё, всё так. А если какая-то уже серьёзная ошибка, что-то нужно перенести в другое место – я уже не могу. Но теперь у меня есть компьютер, теперь у меня есть эта программа Microsoft Word – всё, я теперь могу что угодно со своим текстом делать, таким шрифтом, другим шрифтом. У меня ужасный почерк, но как вы узнаете об этом через компьютер? На компьютере у всех идеальный почерк. Понимаете? Вы можете выбрать такой шрифт, такой шрифт… У всех идеальный почерк. Мой характер не понять вообще. А если я напишу вам от руки, вы поймёте, кто я такой, поймёте сразу. Понятно, что там такой, такой, такой.

00:45:32 Через все эти технологии скрывается истинная сущность и проступает ложная сущность. И мистические совершенства, сидхи, их главная опасность состоит в том, что они развивают гордыню, и гордыня приводит к оскорблениям. Оскорбления – это преуменьшение значимости чего-то. Наиболее ярким примером таких людей, достигших мистических совершенств, и при этом развивших оскорбительные настроения и гордыню, является история из девятой песни Шримад Бхагаватам, про Дурваса Муни, который был очень могущественным человеком. Вершина мистического совершенства. Передвигался по этому миру и всё, что угодно, мог сделать вообще. Но это всё было на силе его аскезы. Внешне он ничем не владел, но внутри у него была такая энергия накоплена, благодаря его топассии, его аскезе, что ему достаточно было, немножечко, какой-нибудь волосок он выдирал… волосы раньше были как банк энергии. Волосы имеют способность хранить энергию. И раньше мистики-йоги, у них такие бороды, такие шевелюры. Они хранили в них свою мистическую энергию. Для него одно желание – это один волосок. Он его вырывает, какую-то мантру прочитывает и желание материализуется. Как со своей карточки, счёта снять какие-то деньги, например, точно также. И этот Дурваса Муни, этот йог, обладая такими мистическими совершенствами, он, зная по этой истории, оскорбил одного преданного Махараджа Амбаришу, который такими способностями не обладал, он ничем этим не занимался. Его особенность была в том, что он был преданным Бога. А Кришна – это Йогешвара. Йогешвара обозначает «тот, кто обладает всеми мистическими силами». Преданный сам не владеет мистическими силами, но он знает того, кто владеет всем, он знает Кришну. И когда этот йог, мистик, оскорбил его, у них вышел конфликт, без всякой вины этого Махараджа Амбариши, и Дурваса решил ему отомстить, он вырвал волос из своей бороды, прочитал какую-то мантру, из этого волоса появился гигантский огненный демон, который стал наступать на Махараджа Амбаришу. Махарадж Амбариша даже не стал от него защищаться, он подумал: «На всё воля Бога!», - просто молится, он сложил ладони, приготовился принять свою судьбу. Но, поскольку Кришна защищает своих преданных, то появилась Сударшана-чакра, которая этого демона уничтожила мгновенно. Более того, она погналась теперь за этим йогом. Теперь этот йог, не смотря на свои мистические силы, был вынужден, как заяц, по всей вселенной бегать от Сударшана-чакра, пока он не извинился перед Махараджем Амбариши. Проблема мистических сил состоит в том, что они выращивают гордыню, а гордыня – это то, что не позволяет служить Богу и предаться Богу.

Четвёртый тип материальных желаний - желание освобождения

00:48:23 И последняя, номер четыре, категория материальных желаний – это «мокша кама». «Мокша кама» – это желание освобождения. Это желание уйти с этого материального мира, хлопнуть дверью. Всё! Материальный мир мне больше не нужен! Но, в духовный мир не прийти. Между духовным миром и материальным миром остаётся нейтральная полоса, называется сияние Брахмана. И там живые существа могут отдыхать. Это самые хитрые. Они и от кармы не страдают и Кришне не служат. Но, мы знаем такую вещь, формулу, что вечный покой сердце вряд ли обрадует. Песня такая была. Конечно, кто-то может хотеть этого покоя на какое-то время. Мы говорим: «Оставьте меня в покое хоть на пять минут! Хоть на час!» Пять минут, час, три дня, месяц может быть в покое, но вечный покой, он не может нас обрадовать. Была такая детская сказка, мультфильм какой-то старый «Вовка в тридевятом царстве» называется. Помните, такой был мультфильм? Про этого дурного Вовку, который не хотел учиться, и он попадает в книжку, в эти все сказки, и он там попадает к какому-то царю. И царь этот, сидел, значит, на троне, сидел-сидел… Человек, в принципе, освобождённый, он может не работать. Да? Сиди себе и демонстрируй свою власть. И он его увидел, этот Вовка, что царь корону свою снял, скипетр положил, и давай заборы какие-то красить. Он туда пришёл, и говорит: «Ты», - говорит, «балбес вообще! Ты царём являешься! Сидел бы на троне себе, отдыхал вообще! А ты тут, дурак, вообще, заборы какие-то красишь!» Представьте себе – вечность ничего не делать вообще! Это с ума сойти можно! Понимаете? То есть мокша, освобождение, обозначает «ты никому больше не обязан». Ни-ко-му! Правда, никаких отношений тоже нет. Ни с кем и никогда! Понимаете? Это, на самом деле, почему вайшнавы говорят, что освобождение для них хуже ада? В аду хоть какое-то разнообразие есть. Хоть там можно с кем-то пообщаться. Одного жарят, другого… «Слушай, у тебя там как дела?» Хоть как-то можно, какими-то новостями, хоть какое-то наслаждение. [смеётся]. А здесь вообще ничего. Понимаете? Мокша. И самое-то интересное, что находятся люди, которые этого хотят! Понимаете? Ведь это ж до какой степени вообще материальная жизнь должна надоесть человеку, чтобы такого хотеть?! В принципе, значительно логичнее хотеть даже повторяющихся рождений и смертей, потому что тут хоть какое-то разнообразие, хоть что-то там, хоть в какие-то глупые игры, но можно поиграть. Хоть какое-то разнообразие.

00:51:00 Мокша – она, без сомнения, обозначает определённое блаженство. Определённое блаженство, освобождение от кармы, от всего. Но опасность мокши состоит в том, что она противоречит активной природе живого существа, она лишает живое существо расы. Раса – это вкус общения. И с материальным миром больше нет, нет больше вкуса трёх гун. Ну понятно, три гуны, они ломают нам все зубы, это ясно. Но нет вкуса общения с Кришной также. Это то, что аннулирует Бога, лишает жизнь разнообразия. Что такое мокша? И удивительно, но находятся такие люди, которые этого хотят. И это относится так же к категории материальных желаний, мокша кама. Шрила Прабхупада однажды сказал по поводу мокши. Он говорит, что к мокше, познанию там какого-то единого, неделимого, чего-то духовного, стремятся очень многие люди. Он говорит, есть такие философы всевозможные, которые могут годами сидеть и рассуждать об этой философии, об этой веданте и так далее. Он говорит: «Что же касается нас, преданных, то можем понять Бога», - говорит, «просто вкушая пищу», - и демонстративно с подноса взял шарик и съел. Мы можем понять, почувствовать Бога, просто даже через такой низменный процесс, как пищу. Эти люди совершают аскезы, отказываются от всего, они мыслят, что-то ещё. Какой то там брахман, какая-то вечность, какая-то единая, неделимая сущность, с которой они пытаются слиться. А он говорит: «Что касается нас, то мы можем достичь освобождения, и более того – Кришны, просто принимая пищу, освящённую, принятую Кришной» Таков путь преданных. И материальные желания, это, конечно, вещи, которые так просто нас не оставляют, потому что материальные желания сейчас, собственно говоря, и составляют основу нашей психики, тонкого и физического тела. Это то, что долгие годы нами накапливалось, и поэтому, как-то в одночасье от этого избавиться невозможно. Поэтому, это принцип, как змея оставляет старую шкуру, когда? Когда у нее под старой шкурой вырастет новая. Новая, молодая. Когда эта новая шкура выросла, тогда она за какой-то сучок зацепляется, слегка, так сказать, дёргается, разрывает эту свою старую шкуру и просто выползает из неё. Точно так же оставить материальные желания просто так не представляется возможным. Человек должен сформировать другую систему ценностей. Постепенно-постепенно его жизнь должна внутренне менять свою структуру. Как питание меняется. Материалисты едят, и мы едим. Но мы едим разные вещи. Понимаете? Точно так же, они читают, мы читаем. Мы читаем разные вещи. Слушаем, смотрим разные вещи. Должна происходить постепенная замена. И когда эта постепенная замена происходит, то это тоже самое, как вырастает новая шкура, внутри, новое нутро. И тогда, эти вещи, как бы так сказать, очень легко и естественно отходят на второй план.

00:53:56 Здесь нет необходимости в каких-то резких рывках, или в чём-то ещё, потому что материальные желания, если бы они просто так легко уничтожались, на эту тему мы бы не говорили. Понимаете? Когда речь заходит о каком-то внешнем очищении… «Слушай, у тебя на штанах пятно!» , ну, пошел почистил. Да? Внешние вещи. А материальные желания – это вещи, которые впитались в само сознание, они глубоко сидят. Они глубоко сидят. Они просто внешними действиями не устраняются. Они требуют именно такой работы изнутри, постепенного очищения. Поэтому даётся так много всякой разной духовной пищи, духовной информации, духовных каких-то таких элементов, несущих в себе новые вкусы, новое понимание, новую систему ценностей, которые постепенно меняют именно нутро человека, и тогда эти желания легче уходят. И в двенадцатой песне Шримад Бхагаватам, я тут напоследок прочитаю вам, там говорится об этом, что «когда люди правильно прославляют верховную личность Бога, или просто слышат о его могуществе, Господь лично входит в их сердца, и устраняет все остатки их неудачливой судьбы». Это и есть материальные желания, это и есть недостатки, вернее остатки неудачливой судьбы. «Подобно тому, как солнце рассеивает тьму, или могучий ветер разгоняет облака». Мы видим, что ветер может разогнать облака, а солнце разгоняет тьму. По такому же принципу Кришна входит в сердце и уничтожает всё это. Сами мы в этом всём запутаемся. Поэтому, самый мощный и радикальный способ очищения – это просто чтобы были открыты каналы, налажены каналы, по которым Кришна поступает в наше сознание. Это должно быть желание у человека. И постепенно происходит это замещение.

00:55:41 Шрила Прабхупада приводил такой пример, что в этом материальном мире, всякие разные вещи отвлекают нас, постоянно искушают, туда-сюда, и он привел такой хороший пример, он говорит, что в Индии есть такое искусство, женщины носят на головах такие кувшины всякие, с водой, с чем-нибудь ещё, или есть ещё у них такой даже танец с кувшином на голове. Он требует такой очень большой координации, чтобы всё время человек работал с центром тяжести, он и прыгает, всякие разные па делает, то да сё, но, при этом, у него кувшин стоит на голове и даже не качается. Понимаете? Это как будто такое удивительно искусство. И Прабхупада говорил, что жизнь наша, она тоже нас туда-сюда, заставляет разные кульбиты какие-то делать, всякие движения, сгибаться, прогибаться, разгибаться, в бараний рог нас сгибает порой, или ещё что-то происходит, какие-то потрясения. Он говорит, как этот танцор не теряет этого горшка с водой на голове, точно также и мы должны научиться жить, не теряя Кришны. Он должен быть в сознании нашем постоянно. И он говорит, что такое искусство жизни, не потерять Бога, чтобы кувшин не упал с головы, или чтобы Кришна не ушел из нашей головы, чтобы мы не потеряли его, это искусство развивается в человеке тогда, когда человек постоянно воспевает святое имя. Это воспевание святого имени привязывает наше сознание к Богу. Но для того, чтобы постоянно воспевать, для этого необходимо иметь вкус. А для того, чтобы иметь вкус к высшему, необходимо избавиться от вкусов к низшему. Видите, какой интересный заколдованный круг? [смеётся] Одно без другого невозможно. Но, тем не менее, с чего-то необходимо начинать. И когда мы принимаем Кришну в свою жизнь хотя бы понемногу, то он обладает такой удивительной способностью расти. Мы видим, что сейчас, например, зимой день уменьшается, уменьшается, уменьшается, а потом, с двадцать второго декабря, он начинает добавлять, расти. Этот день на Руси отмечали как день рождения Крышня. Крышень – это у них было такое божество пребывающего света. И в этом, на самом деле, в ведах тоже у Кришны есть имя, отражающее это качество, называется Уттарайана. Уттарайана – это половина года, с двадцать второго декабря по двадцать второе июня, когда день растёт, увеличивается солнце. То есть больше света, меньше тьмы. Это называется Уттарайана. А Дакшинаяна, вторая половина года, как раз когда день убывает, уменьшается. И считается, что божество возрастающего света – это и есть Кришна.

00:58:25 Смысл в том, что свет имеет тенденцию расширяться. Если мы включили фонарик, то он не просто такую узкую полосу светит, он немножко будет, спектр у него расширенный. Да? Точно так же свет имеет тенденцию расширяться, Кришна имеет тенденцию расширяться. Он родился такой маленький сначала, Камса говорит: «Ну, это же вообще элементарно, мы справимся». Этот маленький Кришна одного демона грохнул, второго, третьего… [смеётся] Потом он уже вырос, самого Камсу убил в конце концов. Поэтому Кришна как маленький сначала появляется. Но, если мы поддерживаем правильные отношения с Кришной, со святым именем, с формой, с другими вайшнавами, с другими живыми существами, не совершаем оскорблений, первый пункт анартх. И что касается материальных желаний, мы, в плане материальных вещей, выбираем сатвичные вещи, благостные вещи, где меньше страсти и отсутствует невежество, где мы, при помощи правильного, философского понимания, расстаёмся с такими вещами, как дэва бхога, наслаждение в раю, или не злоупотребляем всеми этими сидхами современными, чтобы не взрастить в себе гордость, и при помощи правильного философского понимания, понимаем все заблуждения, связанные с этими идеями мокши, тогда у нас появляются все хорошие шансы это облако анартх развеять. И следующий раз мы уже будем говорить о третьем компоненте облака анартх – это слабости сердца. Когда [неразборчиво], наши определённые недостатки, дурные привычки.

О том, как легко могут быть утрачены сидхи

01:00:01 На сегодня всё. Какие есть вопросы?
[Вопрос] Вот эти сидхи, когда мы растрачиваем, то есть, мы как бы хорошую карму в себе растрачиваем, помимо того, что гордость возрастает. Допустим, гордость может не возрастать, да, у кого-то, но, тем не менее, всё равно свою карму хорошую растратишь, или нет? Когда он, допустим, пользуется связью там, интернетом, чем-то ещё?
[Ответ] Нет, ну он растрачивает, если он не будет пополнять, то… [смеётся] Однажды, в ответственный момент какой-то, когда ему нужно будет набрать номер, такой вежливый женский голос скажет: «Данная услуга Вам не предоставлена!» Это обозначает, что на счету закончились деньги. [смеётся] Вы думаете: «Чёрт!» Этот телефон, который только что был источником связи, вам хочется его об стенку разбить. То есть, да! Чтобы сидхи продолжались, их необходимо, так сказать, смиренно платить тем, кто эти сидхи нам предоставляет. Потому что нас могут заблокировать, ещё что-то могут с нами сделать, если мы себя слишком гордо ведём. Сидхи тоже требуют пополнения определённого, поэтому те же самые аскеты, они могли их лишиться. Иногда мы видим, что… я лично знал одного человека, лично знал одного человека. Много лет назад, он в другом городе жил, тоже в Приморском крае, который обладал некоторыми экстрасенсорными способностями, что-то там такое он увидел, и людей даже лечил немного. Но он был очень горд. С ним было трудно разговаривать, потому что он всё это… И Параматму он видит у всех, и учитель у него на [неразборчиво] там где-то сидит, личная у него связь, выделенный канал. В общем такой, классический русский мистик что называется. Всё он умеет, всё он знает, всё он видит. Но какие-то определённые способности действительно у него были, дыма без огня не бывает. Но, в какой-то момент, на самом деле, всё это пропало. Однажды утром он проснулся, что-то попытался сделать, и ничего не работает. Но, правда, ему хватило разума, и он действительно предался Кришне, получил посвящение, всё как бы, стал преданным, занялся какими-то там делами, там каким-то строительством. В общем, как бы обычным человеком стал. Кришна его немножко присмирил. Ему хватило, в принципе, разума. Но сидхи – это такие вещи, которые есть, а завтра их нет. Потому что сидхи, в конце концов, даёт Параматма. В одиннадцатой песне Шримад Бхагаватам говорится, что все сидхи от Параматмы исходят. Он может дать, может отобрать. В одно мгновение причём. Гарантий никаких нет. Поэтому это такая вещь, немножко рискованная.

Что даёт аскетизм?

01:02:28 [Вопрос] А если человек копит, он не пользуется ничем, ни телефоном, ни интернетом, вообще ничего. Вот он сидит просто, и как бы, и не расходует. Это внутренне копится, а потом, допустим, в следующей жизни там, какой-то плод будет там.
[Ответ] Аскетизм всегда даёт какой-то плод. Когда человек от чего-то воздерживается, Кришна везде говорит, что силой аскезы творится этот мир, и разрушается, поддерживается. Всегда силой аскезы поддерживается. Всё, всё что происходит – это всё силой какой-то аскезы. Понимаете? Потому что, если у человека нет знания, нет силы, нет квалификации, он ничего не сможет сделать. А и знания, и сила, квалификация – это всё плоды аскез. Понимаете? Невозможно обладать знанием не учась, а учёба – это аскеза. Невозможно обладать каким-то умением, не совершенствовать – это всё аскезы. Понимаете? Поэтому любая форма воздержания, кроме аскетизма в невежестве, естественно, из невежества – это глупость, это просто разрушение своего здоровья. Любая форма аскетизма, она даёт определённый потенциал, который потом может быть использован по-разному. Как накопленные деньги или накопленная энергия для чего-то там. Человек хочет купить какую-то дорогую вещь, и он себе в другом отказывает, собирает деньги, потом – раз, хоп, и он получает что-то такое ценное, большое.

01:03:44 [Вопрос] Есть ли предписания, что при достижении какого-то плода, какую-то определённую аскезу там совершать?
[Ответ] Вот! Этим всем исписана вся Карма-канда, она только об этом, этому посвящена. Сколько там дней нужно постится, или там что ещё сделать, или вокруг чего там нужно обойти, вокруг Говордхана, или там, что-то куда пожертвовать. Вся Карма-канда этому посвящена, собственно говоря. Как вот накопить всевозможные, своё благочестие, или мистическое совершенство.

01:04:13 [Вопрос] Смотрела фильм про Вангу, и вот интересно, хотела спросить Ваше мнение. Она рассказывала о том, что сахар обладает таким свойством… то есть, как она людям предсказывала? Она давала кусочек сахара перед этим, и человек его держал какое-то время в руках, а потом отдавал ей, и она, ну как бы, что-то считывала с этих кристаллов сахара. И вот, так кто-то задал ей вопрос, что «если, допустим, у меня мысли там негативные, греховные и так далее, я хочу что-то такое делать, но я сдерживаюсь, как мне от этого избавиться?» И она ему сказал, что «Подержите… ляжьте спать, положите кусочек сахара под подушку, на ночь подумайте обо всем этом, что Вы… как бы, всё это уйдет в сахар, потом растворите в воде, и, как бы, вылейте куда-нибудь». И она говорит, что «Вам поможет, Вы почувствуете, что поможет Вам». И как бы всё объяснила, что сахар является переносчиком, именно кристаллы сахара.
[Ответ] Можно попробовать. Эксперимент не сложный. [смеётся] Купить сахара, положить под подушку, потом растворить его, и посмотреть, что будет. Нет, на самом деле, на самом деле, это не шутки. Существуют действительно всякие разные технологии. И всякие разные стихии. Почему нет?! Они являются действительно носителями всякой разной информации. Мы же читаем вот эти, например, ну то, что в сказках там такое блюдце, или воду там наливают в него, в этой воде там что-то отражается всё. Это реальные вещи! Это действительно есть люди, которые, при помощи определённых мистических совершенств, способны увидеть, или там что-то такое сделать. Действительно, мы читаем про какого-нибудь кощея бессмертного, чья жизнь была на острие иглы, а игла была в яйце, а яйцо в утке, а утка в каком-то лебеде, а лебедь ещё чёрт знает где. И поэтому он бессмертный, что не докопаешься до этой иглы. Это действительно есть, как бы это сказать, определённые всякие технологии, хитрости. Но, я думаю, что какие-то определённые мыслеформы, действительно то, от чего человек хочет избавиться, они действительно могут заряжать какие-то предметы и так далее, переходить куда-то там. Но, для этого человек должен хотеть. Понимаете, главным методом очищения от материальных желаний является желание очищения. Понимаете? А уже технологий куча. Когда-то у нас был семинар, четыре лекции тоже, и я приводил там около тридцати различных способов освобождения от разных материальных желаний, в шастрах которые всякие описаны, и так, и так, и так, и так… Можно по-всякому, по-разному. Но главной предпосылкой является желание человека от чего-то освободиться. Понимаете? Когда это желание есть, тогда это будет кусочек сахара под подушкой, или что-то ещё. Или сам Кришна придёт, или как-то так или иначе существует у разных людей есть вера в разные вещи. Понимаете? Вы можете, как бы, вылечиться при помощи веры своей, а можете вылечиться при помощи врачей. И так и так можно. Понимаете? Реально работает и то, и другое. В зависимости от того, какое сознание у человека. Поэтому разным людям разные советы даются. Так же, как в астрологии. Энергия какой-то планеты, допустим, можно усилить при помощи определённых материальных манипуляций. Если вам нужно усилить Юпитер, вам говорят, носите какой-нибудь янтарь, или одежду, какого-нибудь жёлтого цвета, или поститесь в четверг, или ещё что-нибудь, или подайте пожертвование брахману. Это какие-то такие материальные вещи. Да? А можно сказать, что Юпитер можно усилить просто культивируя духовные знания, духовную практику. На это не все, как бы, способны, да? Кому-то проще принять наставление: ешьте мёд и масло гхи, в которых много этой энергии Юпитера. Он говорит: «Вот, вот это проще!» Да? Чем там… Деньги давать никому не надо, книжки читать, или ещё что-нибудь. То есть, и так, и так можно. Поэтому всё зависит от сознания человека. Но, в принципе, я уверен, что эти вещи, технологии, они, до определённой степени, работают. Но чтобы уже корней не осталось всех этих вещей, здесь без чувства духовности не обойтись.

01:08:24 [Вопрос] А ещё интересный момент. Когда к ней приезжали люди, и просили какие-то болезни, ну там… в общем, родственники попросили, так она помогала. Ну когда человек у неё просил, она всегда говорила такую фразу, говорит: «Вот я вам скажу, что то, что вы меня попросите, это не имеет значения». Это она про себя говорила. «Вот я вам сейчас скажу, не имеет значения. Потом скажу, как ваше право выбора, будете вы этого добиваться, или нет». И приехал какой-то полупредставитель и говорит: «Но вы-то, вот вы ясновидящая. Как вы считаете, это имеет значение?» Она говорит: «Абсолютно никакого!» Ну, я…
[Ответ] Я немножко не понял, что не имеет значения? Что в вопросе?
[Вопрос] Ну вот просят у неё.. Да! И в случае, как говорили «Я буду знаменитым? Буду богатым?» Она говорит: «Да, есть пути! Но», - говорит, «я тебя хочу предупредить, что это не имеет значения». То есть, вообще, она сразу так говорила. Она говорит: «Ты не знаешь ещё», - говорит, «но это не имеет значения!» Так она всем говорила. Когда один корреспондент ей задавал: «Ну ясновидящая, это же, как бы имеет значение?» Она говорит: «Абсолютно! Это», - говорит, «было желание, это не имеет значения!» Так она сказала.
[Ответ] Понять бы, что она в эту фразу вкладывала, «не имеет значения». Если это не имеет значимости по отношению, как бы, в связи с Богом, или что-то ещё. Это не является. Не имеет значения, фактически [анартх], то, что мешает. [смеётся] Может быть так?
[из зала] Что не стоит к этому стремиться.
[Ответ] Ну, да, наверное.

Как довольстоваться тем, что приходит само?

01:09:37 [Вопрос] В «Бхагават Гите» Кришна говорит, что человек должен довольствоваться тем, что приходит ему само собой. В комментариях Прабхупада пишет что такой преданный, он не нищенствует, он работает, ни у кого не просит взаймы. Если на преданного смотришь, как бы, кто-то этому следует, а кто-то пытается, ну как бы, трудиться. Он говорит что материальные желания, и времени не хватает на духовную жизнь. То есть способность довольствоваться, у всех же разная карма. У одних зарплата такая, а у других какая-то большая очень зарплата. [неразборчиво] пытается там или подражать, или [неразборчиво], или завидовать друг другу. Вот эта способность – научиться жить тем, что приходит само собой, она от чего происходит?
[Ответ] [вздыхает] Способность довольствоваться тем, что приходит само собой – это способность, которая рождена из понимания, что Кришна поддерживает всех. Кришна поддерживает всех, на основе того, что эти люди делали раньше, делают сейчас. Каждое живое существо получает что-то. Иногда мы видим какие-то ужасы, что там, как говорится, каждые три секунды в Африке умирает от голода ребенок там, или что-то ещё, и показывают там этих бедных детей истощенных и так далее. И собираются какие-то благотворительные акции, которые им помогают. Это всё понятно, но если посмотреть на эти вещи другими глазами, почему эти живые существа родились в таких жалких условиях? Это, скорее всего, грешники. Понимаете? Но, потому что, за что любящий Бог такому живому существу даёт такие ужасные условия? Скорее всего, это люди, которые сами раньше были далеко не идеалами, и теперь они заслуживают такие мученические условия. Социологический ад. Вы представляете? Если родиться там, где вообще нет ни пищи, какая-то засуха, вообще какие-то кошмары. Эти дети, по ним там ползают какие-то мухи, в общем. Ужас какой-то, вообще. Это не для слабонервных всё это. Они там умирают, и смотрят таким взглядом. Это грешники. Такие места есть, такие как ад на земле, и они за свои грехи сейчас получают такое рождение, в таких бедных странах, и так далее. Я не говорю о том, что им не нужно помогать. Нужно помогать, нужно развивать свои качества благотворительности. Но, смысл в том, что нужно понять, каждое живое существо получает от Кришны некое поддержание. Каждое получает некое поддержание! И то, что мы зарабатываем – это, скажем так, условность. Кришна просто нам даёт некое дело, что ли, через которое на последнем этапе генерируется Лакшми, на последнем этапе. Но глубинный этап, откуда Лакшми берутся, или деньги – это Кришна. Понимаете? Лакшми – это не просто бумага. Лакшми – это богиня процветания, которая здесь приобретает вид драгоценных металлов, или каких-то денег бумажных, или чего-то ещё. Когда человек начинает понимать, что все… он видит, как питается жучок, паучок, как Господь проливает воду, питает растения, обогревает их солнцем. Он поддерживает все живые существа. Так же он даёт людям какой-то разум, даёт им какие-то способности, при помощи которых человек что-то может делать, какое-то ремесло, или какое-то дело, и он получает какие-то деньги за это. Когда у человека появляется такое глубинное понимание, как Кришна всех поддерживает. Он всех поддерживает. И он даёт каждому столько, сколько человек зарабатывает, или заработал своим прошлым благочестием, или своим нынешним - деньги. А эта наша, как бы, суета, которая работа называется – это просто, как бы, последняя фаза, через которую эта, как бы, невидимая часть судьбы к нам приходит. Понимаете? И когда начинаешь понимать, что большая часть этой работы по поддержанию, она от Кришны, от нас просто какое-то вот, последнее звено в цепи. Последнее звено, что ты должен выполнять свой долг, должен ходить на работу, выполнять свои какие-то обязанности. Всё это, как бы, последнее условие, по которому ты получишь свои деньги, своё поддержание.

01:13:51 Это у нас люди. Животным даже не нужно работать особенно. Они, как бы, им так это всё, потому что они в невежестве, у них нет, как бы, понятия о дхарме. И то, они тоже птенцов вынашивают, тоже что-то такое делают, суетятся. Они тоже работу делают. Рыбы, допустим, поддерживают чистоту в водоёмах, хищники, как санитары леса. У них тоже своя работа, они неосознанно её делают. У них нет осознанной дхармы. А люди, они могут осознанно действовать. И дхарма, работа, нужна им не для того, чтобы деньги. Деньги – это какое-то поддержание будет всем. А работа нужна для того, чтобы у человека чувство долга было, чтобы он очищался. Понимаете? Чтобы он приближался к Богу. Вот для чего эта работа нужна. Поэтому, когда человек начинает понимать глубинный смысл работы, с одной стороны, и с другой стороны, когда он начинает понимать, что Кришна всех поддерживает в той или иной степени, из такого понимания, глобального, и проступает эта возможность или способность жить, или быть довольным тем, что приходит. Потому что это не просто приходит, а это приходит от Бога. Довольствоваться тем, что приходит – это обозначает соглашаться с Кришной. Соглашаться с Кришной, что мне этого достаточно. Кришна каждому даёт. И когда я соглашаюсь, что этого мне достаточно – это обозначает соглашаюсь с Кришной. Это всё на каком-то таком, может быть трансцендентном понимании, как он всё поддерживает с одной стороны, и в чём состоит мой долг с другой стороны. Иначе это невозможно. Это не просто, когда философская установка, прими то, что тебе приходит. Почему? Как? Понимаете?

01:15:25 [Вопрос] А можно пять минут спросить? Я знаю, семья, которая молодая семья, не хочет муж работать. Живёт на иждивении у жены. Как здесь? [неразборчиво]
[Ответ] Как что?
[Вопрос] Ну, как вот сейчас, что он, заслужил это такую карму, что ему [неразборчиво]?
[Ответ] Скорее это жена, наверное, заслужила, такого мужа. [смеётся] Ну, наверное, и он такую жену заслужил, работящую. [смеётся] Это безответственность, конечно же. Если есть возможность каким-то образом что-то этому человеку объяснять, то ему нужно объяснить, что через такое поведение он будет деградировать. Он будет деградировать, потому что каждый человек должен выполнять свой долг. Кришна в третьей главе Бхагават Гиты говорит, что каждый человек, без этого, без долга, человек – это не человек. [Дхарма], способность исполнять свои обязанности – то, что отличает человека от животного. Понимаете? Они исполняют её неосознанно. Люди должны осознанно исполнять. Если человек идёт путем деградации, тогда понятно, и это его устраивает. Но если речь идёт о каком-то развитии, будь-то материальное, или духовное, то просто объяснить человеку, что невозможно. Работа бывает разная. Может быть, человек не нашёл себя ещё? Может быть, он не хочет работать, не в принципе не хочет работать, а, может быть, он не может понять, что ему делать надо? Может ему надо найти своё дело жизни, и он будет его с удовольствием делать? Я не знаю. Работа же разная бывает. Не обязательно канавы копать, или что-то ещё. Работа-то разная бывает. И головой, и руками, всякая разная работа бывает. Поэтому просто объяснить, что иждивение иждивением, деньги – это один вопрос, а другой вопрос – это пример другим людям, детям, и так далее. Если отец не работает, то, вероятно, что дети в их семье, они будут смотреть. Это такие же, так сказать, бездельники. Понимаете? Поэтому это путь деградации. Деградации. На этом мы закончим.

01:17:31 Шримад Бхагаватам Гита ки джай! Шрила Прабхупада ки джай!

транскрибирование: Владислав Гранкин | Дружковка | Украина | 10 октября 2013
обработка текста: Андрей Савчук | Макеевка | Украина | 22 августа 2019