Лидерская программа. Лекция 3

Алматы - 24 июля 2010
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:23:37 | качество: mp3 128kB/s 76 Mb | прослушано: 293 | скачано: 878 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 [Хакимов А.Г.] Терпение, смирение и стабильность. [Неразборчиво] его группа рассмотрела с позиции чего? Долга и обязанности. Вот такая интересная точка зрения. Практичная. Сразу практичная. Теперь мы должны установить очередность. Кто следующий? Какие качества мы рассмотрим следующие? Смотрим на доску и мегетируем. Смирение, терпение и стабильность были.
[Из зала] Доброжелательность может.
[Хакимов А.Г.] Теперь предложение – доброжелательность. Что это за группа, чья это группа. У кого было качество доброжелательности?
[Из зала] Он там в коридоре.

00:00:53 [Хакимов А.Г.] Позовите. Кстати, [Неразборчиво] во сколько нужно закончить?
[Из зала] Еще преданы не все расселились, поэтому надо пораньше закончить.
[Хакимов А.Г.] Давайте определим тогда время.
[Из зала] Мы сегодня договорились до четырех.
[Хакимов А.Г.] До четырех сегодня.
[Из зала] Да, да.
[Хакимов А.Г.] Значит уже все. До четырех часов. Я надеюсь, что этот блок успеем закончить до четырех. Так [Неразборчиво] значит ваша группа должна докладывать.

00:02:01 [Из зала] Хотел бы поблагодарить [Неразборчиво] за приглашение. Возможность пообщаться с [Неразборчиво] . Послушать [Неразборчиво] И так нам. Я постараюсь говорить громко. Если буду говорить тихо, пожалуйста, говорите. И так нам были даны три качества: ответственность, энтузиазм и доброжелательность. Мы постарались посмотреть на это с нескольких сторон, то есть описать это качество. Во-первых: посмотреть терминологию этого слова, что бы с точки зрения русского языка, понять что имеется ввиду. Затем дать определение и связать его с Кришной. То есть [скришнеризировать] это определение. Как это у нас получилось. И так первое качество – это ответственность.

00:02:55 Ответственность в русском языке, как и в прочем, в английском, происходит от слова «ответ». То есть на английском, если Вы знаете английский язык – это [Неразборчиво] [Неразборчиво] происходит от слова [Неразборчиво] , ответственность происходит от слова «ответ». То есть способность или умение держать ответ перед самим собой и соответственно перед окружающими людьми. Отсюда происходит такое качество, как ответственность. Что значит ответственность в сознании Кришны, мы дали следующее определение: ответственное сознание Кришны – это способность исполнять свои обязанности или обязательства во время. То есть, если человек исполняет обязанности, но опаздывает на два часа, на три часа, на день, на неделю, то этот человек ответственный, но не очень. И если человек все делает все во время, но не так как мы хотим или исполняет не свои обязательства, то это тоже нельзя сказать что он ответственный.

00:03:50 И так, прежде чем брать ответственность за себя, ну, то есть один из преданных предложил и мы все с ним согласились, что ответственность за себя берет как бы естественным образом то есть он проявляется таким образом, он уже в каком-то смысле [ целостности ] что бы отвечать за свои поступки, за свои действия. Мы не стали это обсуждать ответственность за других, как лидер. Это очень важное качество. И мы соответствует его немножко обсудили. Ответственность за других начинается с доверия. То есть, если у человека есть. Если люди чувствуют к этому человеку доверие, то ему намного легче брать за них ответственность. Иначе если есть какое-то подозрение, человеку не доверяют, то лидеру становиться трудно. Вот этот контакт, его трудно наладить. Соответственно ответственность за людей трудно брать. Следующий момент. Ответственность за других она подразумевает так же способность или умение распределять и перераспределять обязанности. То есть человек, ответственный человек, он умеет в трудную минуту сделать какие-то перестановки.

00:05:02 Если вдруг человек заболел, то ответственный человек он не как сказать опускает руки, он тут же умеет каким-то образом все заменить. Или в крайнем случае сам заняться этим служением. Кроме этого. Ответственность она так же подразумевает своего рода контроль. Нам не нравится это слово, потому что мы контролирующие [ материальными] [Неразборчиво] по своей природе. Мы всего лишь джины души. Но менеджер или лидер, он естественным образом как бы проверяет или контролирует своих подопечных. Кроме этого лидер он, следствием такого ответственности хороших, когда человек действительно взял ответственность, когда он заработал доверие преданных, является то, что преданные вокруг они чувствуют заботу.

00:05:57 То есть, когда вот такие отношения строятся, очень правильные, хорошие, доверительные отношения, когда лидер, он берет ответственность за группу людей, эти преданные души, [Неразборчиво] они чувствуют себя на самом деле очень естественно. Потому что о них кто-то заботится. Есть лидер. Хороший. Преданный. Ответственный, преданный. И мы видим, успешный [Неразборчиво] они именно базируются на заботе о преданных. Следующее качество – это энтузиазм. Слово энтузиазм оно не русское слово, если Вы знаете. [Неразборчиво] калька с английского языка. Интересно что это слово [Неразборчиво] в одной из своих лекций, он говорил, что энтузиазм в средние века подразумевало не очень хорошие качества. Когда говорили, что этот человек энтузиастичный, он обладал энтузиазмом, это означало, что он немножко больной. Такой немножко горячий. Как вот сейчас говорят, у него [Неразборчиво] раньше вот такой именно означало.

00:07:00 Но постепенно, постепенно это слово «энтузиазм» приобрело позитивный оттенок. И сейчас мы знаем, что энтузиазм – это очень хорошее качество. И так энтузиазм это сильное желание удовлетворить гуру, Кришну и [Неразборчиво] . Энтузиазм мы получаем от общения с энтузиастичными преданными. Если мы общаемся с теми, кто заряжен этой энергией, мы просто заряжаемся этой энергией. Соответственно очень легко будет энтузиастично следовать за энтузиастичным лидером. И соответственно если лидер он так себе. Еле-еле встал [Неразборчиво] , еле-еле что-то делает. Все вокруг они ходят полусонные. Следующий момент энтузиазм, здоровый энтузиазм он должен быть основан на разуме, на знании.

00:08:00 Не на фанатизме. Мы знаем, я себя лично беру, что в начале сознании Кришна очень много было фанатизма у меня. И таким образом этот энтузиазм он был ложным.[Неразборчиво] Он сжигал вокруг, сжигал меня самого, отношения вокруг. То есть наши отношения они должны строиться на энтузиазме таком вот фанатичном как бы состоянии. Мы должны основывать свой энтузиазм на знании. [Неразборчиво] об этом пишет. Ученик, он в огромной степени зависит от энтузиазма, который ему вливает его гуру. То есть, как только ученик видит гуру, если даже у него есть проблемы, очень часто бывает так, что преданный пришел, попел [Неразборчиво] вместе с духовным учителем гуру. [Неразборчиво] нет никаких проблем [Неразборчиво] Это то есть очень часто так ситуация с преданными.

00:09:01 Энтузиазм мы получаем в результате правильного общения, правильного общения, с преданными можно общаться не правильно, я знаю очень много примеров. Так же есть несколько источников энтузиазма. Гуру, я уже повторяюсь. Саду, [ шастрин ] Многие при этом вдохновляются от изучении [ шастрин ] если мы правильно воспеваем святое имя, без оскорблений, [Неразборчиво] . Окей. Последнее качество, которое мы хотели [Неразборчиво] доброжелательность. Доброжелательность это первое качество, которое мы сегодня назвали. Безусловно, одно из чудесных качеств, которое мы должен обладать любой преданный [Неразборчиво] Доброжелательность означает это русское слово. Нет никаких проблем. Это желать добра. И в сознании Кришну желать добра это значит что бы человек [Неразборчиво] в сознании Кришну в духовном сознании. Даже если мы видим людей не способных никаким образом принять сознание Кришну, мы можем вести себя правильно. Мы можем дать ему [ просат ] И так лалее.

00:10:03 То есть в высшем смысле слова доброжелательность это проповедь сознания Кришну. Мы пришли к такому выводу, дали такое определение. И один из преданных, он привел такой чудесный как бы пример. [Неразборчиво] подписывалась, Вы помните письма, свои письма: «Ваш вечный доброжелатель [Неразборчиво] ». То есть это доброжелательство оно идет от нашего [Неразборчиво] его божественное [Неразборчиво] Проповедь как бы основа доброжелательности она должна происходить с учетом места, времени и обстоятельств. Мы должны принимать, научиться принимать людей. Наша доброжелательность не может быть основанной на каких-то ложных ожиданий от человека. То есть мы должны принимать человека таким какой он есть. А если он не подходит по всем стандартам [Неразборчиво] , он не похож на нашего гуру, он не умеет петь, или не умеет не знаю [ шлоки ] цитировать.

00:10:59 Он просто видит. Его надо принимать таким как есть. Или наоборот. Если лидер не видит вокруг себя всех квалифицированных там подопечных. Соответственно он должен просто принимать людей такими как они есть. И это разрешит многие проблемы. То есть не будет каких-то ложных ожиданий. Все отношения должны строиться на духовной платформе, должны видеть души. Если мы будем видеть материальные тела, все эти несовершенства, недостатки материального тела, какие-то формы и так далее. Это приводит, не знаю, к чему это приводит. Просто к разочарованию, к скорби. Если мы будем видеть души, то соответственно это основа доброжелательности.
[Хакимов А.Г.] Какие-то вопросы будут?

00:12:01 [Из зала] Можно дополнение сделать насчет энтузиазма. Я тоже слышал лекции [Неразборчиво] . [Неразборчиво] говорил, что энтузиазм переводится от латинского слова [ энтези ] [Неразборчиво] это бога. То есть сам Господь дает силу. Вот. И откуда, как Господь дает силу, есть такая русская пословица: «Кто рано встает, тому Бог дает». Вот откуда берется энтузиазм. [Неразборчиво] если человек рано встает, манту повторяет, делает все, что нужно делать. Тогда приходит к нему [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Все тема ясна. Да. Спасибо. Выбирай следующее. Какие качества.

00:13:00 [Из зала] Тему выбирать.
[Хакимов А.Г.] Тема какова? Они обсудили только одно качество, за час пятнадцать. Два других они спонтанно выразят здесь. Совместными усилиями.
[Из зала] Ну, я надеюсь просто на помощь. Ну, само собой своей группы. Вот Кришну Шару уже готов. Сто процентов. Бьет копытом об землю. И надеюсь на [Неразборчиво] . То есть у нас три качества. Это вот сатана. Фактически нам достались те качества, которые никто не хотел брать. У нас [садада], идти путем самосознания и сострадание. Ну. Как [Неразборчиво] пропускал, что у нас где-то час пятнадцать ушло на разбор темы: что такое жить сатана.

00:14:03 Интересно сколько у нас было там у [ Бога ] участвовало, столько было и мнений. Но это конечно было живо, интересно все происходило. При, чем детали начали проявляться даже не во время обсуждения, уже после. Когда я начал уже. Я уже сам задумался. Что же такое [садад] По нашему, мы каждый день слышим это слово, мы уже к нему привыкли, оно у нас уже такое обиходное, уже заезженное. И автоматически мы как будто уже знаем, что это такое, то есть как будто само собой такое. Вот интересно, к чему мы пришли, благодаря бурным обсуждениям, мы вывели такое определение [саданы] И так, сатада. Нет, сначала я вам скажу, допустим, как [Неразборчиво] мне объяснил, как это с санскрита переводится. Дана означает, это совершенство или богатство. А «сае» это то, что увеличивает это. Да.

00:15:00 То есть подразумевается под сатана это то есть это некая сверх сокровищ. И так сатана: первое это какое-то сверх сокровищ. Это раз. Во-вторых: [Неразборчиво] говорит, что сатана это практическое занятие чувств в чистом [Неразборчиво] Кришну. Мы знаем – есть пять чувств. Познавательный, для действующих и один центровой. Это наш центральный нападающий. И сатана так же, то что мы вмести вот вывели это определение. Это метод который определил духовный учитель для развития сознания Кришну своему ученику. Так мы к этому пришли. [Неразборчиво] когда мы пообщались, то немножко это понятие расширилось. Что на самом деле любое усилие, которое направлено на то чтобы развить своё отношение с Кришну.

00:16:02 И те усилия которые авторитетные, то есть имеется ввиду которые определены нам духовным учителем. То есть эти усилия называются саданой. Вот это определение саданы. Сюда входит, чтобы это было понятно, сюда входят шестьдесят четыре анги [Неразборчиво] которые хорошо описаны в [Неразборчиво] преданности. Начиная с принятия духовного учителя и там. Все не буду перечислять, тем более их не помню. И так же сатана, то есть я задал такой вопрос, ну если человек он выполняет свои предписанные обязанности, допустим, дома. Да. Каждый из нас выполняет какие-то роли. Кто-то муж, кто-то жена, кто-то, я не знаю там, коммерсант и так далее, кто-то музыкант. Я говорю, что если усилие направлено на то, что бы развить любовь к Богу [Неразборчиво] сатана, то получается, что если я выполняю свои предписанные обязанности для того, чтобы развить свои отношения с Кришну, с [ лашнаунами ] и так далее, то есть это тоже является сатанами на самом деле.

00:17:07 И так сделаем, то есть конечный вывод такой. И так сатана – это тот метод, который определил духовный учитель для развития сознания Кришну данному индивидууму ученика своего. И то есть почему же для лидера так важна сатана. Мне кажется вывод очевиден потому что без саданы нет [Неразборчиво] духовного лидера то. Почему тогда лидер если он не наполненный духовной жизнью, если его усилия не направлены на развитие отношений с Кришной на самосознание, то он уже не попадает под определение лидера как такового. То есть это фундаментально. Да. Допустим, если же такие частные моменты рассматривать фактически что нам дает сатана. Ну это очевидные вещи которые мы знаем. То есть.

00:18:00 Прежде всего это дает нам чистоту сердца. Правильно. Сатана , она движет нас к этой цели. То есть [Неразборчиво] наполняя нас духовной силой. Она наполняет нас энтузиазмом. Практически она является основой всех качеств. Всех преданного и как всех качеств лидера. На самом даже если человек, он харизматичный лидер как [Неразборчиво] но особенно болезненный это вопрос, если он не харазматичный может ли он быть лидером и так далее. И вот именно благодаря садане даже человек не харезматичный лидер там я не знаю, есть ли здесь астрологи, то есть там где у него там солнце даже не там для того чтобы быть лидером. Да. я не сильно в этом. Просто следуя садане и человек наполняясь этой духовной силой, обретая все благие качества он автоматически становится духовным лидером именно благодаря садане. Это происходит благодаря этим усилиям для развития своих отношений с Кришной.

00:19:01 И если вспомнить допустим, не [Неразборчиво] то говорится что именно благодаря практике при [Неразборчиво] служении когда [Неразборчиво] то есть тот росток при богослужении который пробивается в нашем сердце. То есть он проявляются сначала два лепесточка. Один из них это кришегни, второй это шубада. Кришегни то есть благодаря садане человек избавляется от страданий. И шубада он наблюдает все благие качества. И тот человек, который избавлятся от страданий, который наполнен всеми благими качествами, это уже достаточно для того чтобы быть лидером и вести за собой других. То есть другими словами. Именно садане это стержень, это та основа которая важна для духовного лидера. Иначе как духовный лидер он не состоится, даже если он будет харизматичным лидером. Потому что куда он людей поведет другими словами.

00:20:01 Если он не занимается [Неразборчиво] нет этих усилий в направлении Кришну, то это [Неразборчиво] может быть каких то мнения обсуждения.
[Хакимов А.Г.] вопросы есть какие-то, дополнения. Они хорошо поработали над этой темой.
[Из зала] Так же как дополнение [Неразборчиво] конкретная деятельность где вовлекаются чувства и цель которой является баобаб. То есть спонтанно велению служению.
[Из зала] Да. Кстати. Я не совсем закончил. Забыл что мы так же, было предметом нашего обсуждения, что же является качественным саданой. Об этом думали. Потому что сатана это практика, то есть некоторое действие. То как всякая некое действие не как практика она всегда может быть хорошая, среднего и плохое .

00:21:01 Поэтому соответственно возникает вывод, что такое качественное сатана которое нам дает качественный продукт. То есть то что мы хотим. То есть любовь к Богу, духовное развитие. И мы пришли к такому выводу. Мы еще тут с некоторыми корректировками, что во первых тут есть два аспекта вообще то практики это внешний аспект, внутренний аспект. И мы еще будем более. Внешний, внутренний и глубинный. Вот так у нас прошло в общем то.
[Хакимов А.Г.] И стоило полтора часа. [Неразборчиво] группа поддержки.

00:22:02 [Из зала] И внешний аспект, то есть наша внешняя деятельность. То есть да это внешний аспект саданы как [Неразборчиво] это некий распорядок. То есть я следую. Я себе установил себе этот распорядок установил себе эти действия эту практику там в течении дня и строго следую этому. Это внешний аспект. Внутренний аспект это как этому следую. И как [Неразборчиво] кстати. Он сказал, что «я следую это серьезно», это он это объяснил, каким образом. Что я стараюсь это делать внимательно. То, что я делаю. Другими словами. Я в это вовлекаю свой ум, то есть в это вовлекаю своё внимание. То есть я стараюсь это делать внимательно. То чем я занимаюсь.

00:22:56 И уже я извиняюсь за вольность, вот глубинный аспект да, это-то с какими мотивами я это делаю. То есть это глубинный аспект, который стоит за внимательностью, за умом. То есть за умом стоит, разум, за разумом стоит желание. То есть с каким желанием. То есть, какой мотив мной движет. И как по определению, который дал [Неразборчиво] то есть мотив. Да я хочу придти к этой [баобабке ] на самом деле. Мой мотив это будет сосредоточен на Кришну. Это что бы развить отношение с Кришну, с кришнавами, ну и со всеми живыми существами. Это что касается качества самого. Вот.
[Хакимов А.Г.] Кришна [Неразборчиво] грызет ручку, смотрите.
[Из зала] Нормально.
[Из зала] Он предаст. Грызя ручку.
[Хакимов А.Г.] Так. Это по поводу сатана. Сатана практика. Так. Какие-то есть дополнения, вопросы?

00:24:00 [Из зала] Если в четыре часа не встаешь, это уже [Неразборчиво] .
[Из зала] Это вопрос?
[Из зала] Вопрос.
[Из зала] Я оттолкнусь от определения снова сатана. Смотри пункт первый. То есть. Мы приняли, что сатана это тот метод, который дает своему ученику духовный учитель учитывая его психо-физические данные для развития его сознания Кришну. Допустим, мы вспомнили один пример. Когда Пропада был здесь. То есть был такой интересный случай, что один предан, он Пропаде говорил, вот я не понимаю, почему выделяется повторение шестнадцати кругов из всех ан преданного служения. И Провада и с этого бока ему объяснял, и с этого, с этого. Но он все говорил, но преданность же служению совершенно, оно же абсолютно. Почему же там другое из девяти аспектов [Неразборчиво] служению не может нас привести к совершенству. [ Провосной] терпеливо все объяснял.

00:24:58 В конце концов [ пропан ] не выдержал и сказал: «В общем так. Мои наставления тебе. Ты можешь хоть целый день есть, спать, что угодно, дурака валять. Заниматься. Но должен читать шестнадцать кругов. И я тебе обещаю, это мое благословение, что ты достигнешь совершенства. Не важно во сколько ты встаешь. Дурака валяй, но читай шестнадцать кругов. И ты достигнешь совершенства.». Конечно все преданы в экстаз вошли. Пропада повернулся и сказал:«Это наставление только для него». Для этого предана это сатана. То есть которую направляет духовный учитель. Он видит его состояние. Он дает ему особую милость, особую [крику] Что благодаря этому методу ты достигнешь совершенства. Если нам духовный учитель говорит, что ты должен вставать в четыре ноль-ноль. Это наша сатана.
[Из зала] То есть другими словами. Если духовный учитель говорит: «Ты должен в четыре вставать», а я там , например, встаю в шесть часов и думаю, что я так могу. И что это уже не садан.

00:25:57 [Из зала] Сатана она не придумывается. Она спускается сверху. Если дано общее наставление насчет этого. То да, я могу. Допустим. Ну я думаю, ну я особенный, допустим, у меня какие-то проблемы или наоборот что-то. Могу не в четыре, а могу в час вставать. Почему должен в четыре вставать, да, допустим. Не в час дня, а в час ночи. То есть. Я подхожу, допустим, к духовному учителю и пытаюсь уточнить этот момент. И духовный учитель говорит6 «Ну, да у тебя много там агона. Ну начни, допустим с пол шестого. Потом дойдешь до пяти. Потом дойдешь до пол пятого. Потом до четырех.». Если он так определяет наш путь, наше развитие. То если следовать ему это есть моя сатана. Но я не могу придумать сатана. Духовный учитель это определяет. И конечно же я не должен впадать в депрессию, если я не могу следовать наставлению духовного учителя, однозначно. Потому что сатана это не совершенство, то что меня ведет к совершенству.

00:27:00 Поэтому, не важно, где я нахожусь. Важно куда я двигаюсь на самом деле. И [Неразборчиво]допустим духовный учитель говорит: «Что нет ты должен вставать в четыре ноль-ноль» . я ему: «Ну, гуру махарадж, ну как же, я только в шесть ноль-ноль». «Нет. В четыре ноль-ноль». И может быть мне не удается, да, допустим, как духовный учитель хочет от меня, чтоб я вставал в четыре ноль-ноль. Но я к этому стремлюсь. Если я не подвожу под эту базу, какую-нибудь. Не оправдываю себя, что вот это моя сатана. Это мой метод, который приведет меня домой обратно к Богу. В шесть ноль-ноль вставать. Если я понимаю где нахожусь, то стремлюсь вставать в четыре ноль-ноль, то постепенно я дойду до этого момента и мне в этом поможет сатана.
[Хакимов А.Г.] Так что такое сатана? Это предписание или усилие?
[Из зала] Это право предписание. Да. Сатана это усилие в выполнении правил предписания.

00:28:01 [Хакимов А.Г.] Сатада это не право подписание. Это усилие. Поэтому мы спрашиваем друг друга: «Какова твоя сатана?». Потому что мы знаем, она может отличаться. Усилия, то есть силы могут быть разные у человека. Опыт разный может быть. Поэтому мы интересуемся, какая твоя сада. Во сколько ты встаешь. Сколько можешь сделать для Кришну. Сколько кругов повторяешь. [Неразборчиво] и так далее. У каждого сатана может отличаться в соответствии с его возможностями, силами. Это называется сатанами. То есть, есть правила предписания. Их много, [шастую] А сада, то что я могу делать в данный момент времени. Применять это. Вот мои усилия. Эта сатана увеличивает мои силы. Увеличивает благочестие. Дает мне возможность больше в разуме. Больших усилий совершать постепенно. То есть это в развитии находится. Поэтому любая сатада хороша. Потому что она развивающаяся. Понимаете. Любая сатана принимается, потому что она в развитии. Что вы критикуете человека, который встал под душ, что он грязный. Он же не поддается критике. В процессе он уже не поддается критике.

00:29:02 Принимается. Это сатана. То есть любая сатана, на пути создания Кришну, принимается как сатана. Все. Что усилия означают, что мы будем развиваться. Сатана освоить все правила предписания постепенным образом.
[Из зала] Я хотел бы дополнить. В том плана. Что сатана это практика и [Неразборчиво] он определяет [Неразборчиво] он говорит какие элементы практики преданный должен [сахат] должен практиковать. И там говорится, когда мы говорим о [садмане] то очень часто разговор заходит о раннем [остовани] Но кроме раннего [остовани] например, один из элементов сатана это чтение книг [Неразборчиво] каждый день. Каждый день читаем [Неразборчиво]

00:29:55 Например, этот аспект мы тоже не обсуждаем. Вернее обсуждаем, но не так часто. И таких аспектов очень много в сатаны. И сатада, если её разобрать можно просто. Сатада это с утра до вечера, когда человек практикует. С раннего подъема и до того момента как он отходит ко сну. В течении всего дня он практикует.
[Хакимов А.Г.] Верно. В течении всего дня преданы практикуют. Но когда его спрашиваешь: «Сколько времени ты читаешь книг [Неразборчиво]» «У меня нет времени» поэтому говорим «Раньше поднимайся» упор делается на ранний подъем, что бы успеть выполнить как можно больше правопредписаний.
[Из зала] Можно сказать, что в сатане, как в правилах предписания это усилие, практика. Вот. Как в правилах предписания есть приоритеты. Да. Есть главные и второстепенные. Точно так же и сатане у нас. Допустим, такие приоритеты. Я, почему об этом говорю, потому, что я признаюсь, до этого у меня было очень узкое понятие сатада.

00:31:01 Благодаря преданам, этому обсуждению у меня самого расширилось понятие сатана. Этим людям я благодарен. В связи с этим у меня вопрос. Допустим, да это любое усилие, которое направляю на развитие отношений с Кришней. Но, допустим в этих усилиях есть приоритеты. Я могу. То есть когда то ли новоселе, то ли [новодесе] она может быть, как бы пересекаться ли, то есть в какой-то конфликт вступать. Да.
[Из зала] [Неразборчиво] делать или это сделать. Или-или. То скорее всего тут есть какие-то приоритеты же.
[Хакимов А.Г.] Как еще объяснить. Есть пример известный что такое садана. Те кто следует садане, садана бабти. [Неразборчиво] в принципе садана бабти находятся на одной платформе.

00:31:57 Например, Ханума носит горы, это его садана. То есть его возможности. А [пучок]носит песчинки, но принимаются они на одном уровне. Это все называется садана – одним словом. Почему на одном уровне. Потому что даже маленькое усилие, приводит к большим результатам постепенно. Вопрос развития. Садана это развитие. [Неразборчиво] есть правило подписания, есть [шастры], есть своды как бы философских знаний как это все осваивается. При помощи садана. Постепенного этого усвоения. Применения. Исполнения. Это все называется садана. Область садана. Большая очень. С самого начала, с маленьких возможностей, до самых больших великих возможностей. Все это основано на усилиях. Это не так, что человек не повторяет шестнадцать кругов, то он не следует садане. Может его садана четыре круга мантры. Он уже принимается на одном уровне. Он преданный. Все. Связан с Кришной. У кого-то садана один круг в день.

00:33:00 Для кого-то это хорошая садана. Правда же. Мы это поощряем все. То есть это все называется садана. Скорее, регулирующие принципы свободы. Они освобождают нас для садана. Дают возможность совершать духовные усилия. Скажем так. Точнее. Хотя в садану мы спрашиваем: «Какая твоя садана? Сколько принципов соблюдаешь? Сколько гуру повторяешь? [Неразборчиво]». Но скорее они для этих усилий дают нам больше возможностей [Неразборчиво] в принципе у нас больше сил появляются для исполнения садана.
[Из зала] Для каких-то людей может какие-то принципы соблюдать это и есть его садана в общем.
[Хакимов А.Г.] Усилия в этом заключается.
[Из зала] Человек отказывается от каких-то там недозволенных вещей. То есть его садана, какое-то время его ожесточило.

00:34:04 [Из зала] Если оно не подпитанно какой-то духовной практикой, тогда она не будет иметь силу.
[Хакимов А.Г.] Да. Просто вегетарианство. Это уже не садана бахти. Это усилие, но не связанное с бахти.
[Из зала] То есть получается, любое усилие, если конечная цель это развитие отношения с Богом, то есть это садана. Допустим, [Неразборчиво] следования наивысшим принципам для развития любви к Богу. Или я совершаю усилия, допустим, ну, любые, другими словами то есть. Если мы говорим о усилиях направленных на развитие [Неразборчиво] это садана. То получается, если я совершаю усилия, что б следовать [Неразборчиво] принципам, потому что они мешают в развитии в любви к Богу. Это получается садана.
[Хакимов А.Г.] Все же основано на усилиях. И материальное существование тоже основано на усилиях. [Неразборчиво] Кришна говорит: «Без усилий, даже невозможно справить нужду.».

00:35:00 То есть, на усилиях. То есть все богатства, все приобретения через усилия достигаются. И в духовной жизни тоже есть усилия и они описываются, какие нужно делать усилия что бы достичь [Неразборчиво] . Так это только одно качество. Давай еще остальные два.
[Из зала] Это ты рассматривал это в качестве лидера садана. Да.
[Из зала] Да.
[Из зала] То есть. Подразумевается что за лидером кто-то идет. Мы видим когда мы общину, там в ней много очень людей. Есть лидер, у которого своя садана. Я просто видимо дополнить хочу, или как там сказать акценты поставить, что он должен оценивать, правильно оценивать усилия людей как бы не форсируя, имеется ввиду. То есть, Вы знаете, что бывает, как Вы сказали: «Четыре круга читает [Неразборчиво] значит, нет садана»
[Хакимов А.Г.] То есть, ценить те усилия, которые человек может.

00:36:01 [Из зала] Да, да. То есть ценить и отличать как бы. И при этом его садана она не должна быть причиной гордыни [Неразборчиво]
[Из зала] Он не должен саданой пользоваться как дубиной [Неразборчиво] дубасить.
[Хакимов А.Г.] Более точное определение. Давай другие качества.
[Из зала] [Неразборчиво] что вот в качестве преданного, допустим, он, лидера очень важно, что он должен понимать, какая для другого человека будет правильная садана. То есть она, какая угодна, главное, что человек, следуя ей, он прогрессировал. То есть это для лидеров очень важно.
[Хакимов А.Г.] Вот мы только читали, да, [Пропан]предупреждает: «Сразу новых людей в храм не приглашайте. [Неразборчиво] будут разочарованны.». Слишком высокие требования.
[Из зала] Скорее всего, это понимание приходит лидеру, потому что у него самого серьезная садана. Тогда он может понять и более низкий уровень, более низкий уровень, более низкий уровень.

00:37:00 И допустим, сама садана скорей всего, если действительно у него правильная садана, скорее всего она ему даст качество, во-первых видеть уровень человека и что ему дать; во вторых: быть способным, то есть, допустим, не погасить его энтузиазм, а наоборот поднять его энтузиазма.
[Хакимов А.Г.] Тут интересный момент, что касается низкого и высокого уровня салана. Вот этот термин. Опять же [ханума нопочу] поймите же что садана это уже отношение с Богом. Здесь очень трудно сказать насколько это низкий или высокий уровень бывает. Потому что один раз человек Кришну услышит или повторит и впадает в экстаз. И бывает, что человек с хорошей саданой, с полноценной, шестнадцатью кругами мантры, не чувствует такого состояния. Такое случается. Правда же. Вот это [Неразборчиво] называется садана. Вот она настоящая садана, усилия. Потому что мы часто делаем шестнадцать кругов без усилий. Просто автоматически. То есть это не садана. Это чисто внешне садана. Да.

00:38:01 Она дает лишь гордость, то что у нее количество кругов больше, чем у кого-то. В тот же момент как бы присутствует. Если это садана, она всегда полноценна. И [Неразборчиво] наравне принимаются. Вот тут особенность садана.
[Из зала] Как нам это практически принять. Потому что, допустим, даны какие-то стандарты. Мы, из-за того, что сами находимся на уровне [Неразборчиво] то мы склонны все мерить внешне. Да. Я не говорю о той линейке, которой должен мерить других. Я говорю о той линейке которой должен мерить себя. Допустим, есть какие-то уже даны стандарты. Допустим, саданы. Самой саданы стандарты [Неразборчиво] допустим шестнадцать кругов и так далее. И допустим, с этих позиций я могу отмерять допустим, да, допустим, или я здесь, или я там.

00:38:58 [Хакимов А.Г.] [Неразборчиво] не говорил о шестнадцати кругах никогда тем кто [нециирован] Это исключительно для тех, кто получает посвящение, требование. Но никогда он никому об это не говорил. Новых людей, шестнадцать кругов мантры. Никогда не говорил. Воспевайте имя Бога. Любой [Неразборчиво] может воспевать. И он не говорил как, сколько это нужно делать, почему шестнадцать кругов нет. Он говорил: «Для посвещений [Неразборчиво] требование.». И кроме того требовал качество, и увеличивать воспевание кругов. Это уже инициация посвящения. То есть другой взгляд на садо совершенно. Но предлагал просто воспевать. Не важно, кто Вы, о чем думаете, чем Вы занимаетесь может быть Вы еще в греховной деятельности – приходите и воспевайте. Вот это садана.

00:39:52 [Из зала] Еще. То что Вы говорили, мне, кажется, очень важный момент. У садана есть правило, правило игры. Тогда может называться саданой. Приводили пример, что начинающий может воспевать и практикующий какое-то время он может внешне практиковать. И вот это очень важное правило. Это золотое правило садано – всегда помнить и никогда не забывать все эти правило предписания и [Неразборчиво] . Это золотое правило – помнить и не забывать. Такова цель садана. То есть [Неразборчиво] .
[Хакимов А.Г.] Есть интересные примеры. Есть преданы, которые не повторяют [Неразборчиво] уже. Может там один круг, или вообще забывают повторять. Случается такое в жизни. Но они при этом помнят Кришну. И когда они общаются с какими-то преданами, скажем с духовным учителем они удивляются: «Как же, как же ты сохранился все-таки. Ты преданы, ты рассуждаешь как преданы, ты думаешь как преданы, ты чувствуешь как преданы.». То есть человек может помнить Кришну даже таким образом. То есть такие примеры есть. Я не говорю, что это хорошо. Но есть такие примеры.

00:41:00 Что преданы помнят Кришну при помощи таких внутренних усилий. Связь с Кришну сохраняются, как с [мареном] То же самое. Когда [Неразборчиво] не мог воспевать свои круги вообще, в психушке когда он шесть лет провел. Там ничего, даже в слух, было повторять, его сразу кололи за это. Он в уме это делал. И [кихтан] пел с преданами в уме, в воображении. Это была его садана. Тем не мене он сохранился. Шесть лет он сохранялся [Неразборчиво] Так что садана вопрос очень тонкий. Скажем место, время и обстоятельства определяет. Очень трудно сказать по количеству, то что делают преданы. Насколько оно является преданным, даже следуя садане еще трудно сказать насколько он преданны. Это вряд ли кто может оценить. Вот с этой внутренней точки зрения.

00:41:57 Но мы не полагаемся на внутреннею точку зрения в практике. Полагаемся на внешние правила предписания. То есть мы как минимум должны поддерживать [Неразборчиво] хотел этого. Поэтому вот эта точка зрения тоже важна. И [Неразборчиво] самое важное будет, что шестнадцать кругов минимум для [Неразборчиво] преданных. Для [Неразборчиво] никогда такого не говорите. [Неразборчиво] а можно ли принять духовного учителя. Да. Что для этого надо. Шестнадцать кругов каждый день. Минимум. Вот тогда Вы можете сказать такую вещь. Но этого нет. Нет необходимости. Любая садана хороша. Еще два качества осталось.
[Из зала] Тут я уже воспользуюсь помощью преданов.
[Из зала] Потому что мы это глубоко не разбирали. Точнее мы вообще это не разбирали.

00:43:00 Я могу поделиться, какие у меня спонтанно приходят мысли по этому поводу. И может быть из этого тоже получится обсуждение. То есть другое качество лидера это идти путем самосознания. Конечно же, допустим, сразу вопрос, что же такое самосознание. Сам себя осознаю. То есть осознаю себя. Соответственно вопрос - кем. Правильно же. То есть самооосознание это значит [Неразборчиво] концепции позиций это осознать себя слугой. Слугой Кришны. Слугой [Вашнау] И слугой других живых существ. Это практически практика самоосознания. Себя осознать, как слугой. И соответственно, если мы определяем, что такое самосознание, что значит идти путем самосознания. И ко мне приходят такие мысли, что идти путем самоосознания означает, что в своей ежедневной практике, то есть что бы я не делал, то есть в любых своих действиях пытаться в себе поддерживать вот это настроение.

00:44:05 То что я слуга [Вашнау], я слуга Кришны, я слуга всех живых существ. И стараться, что бы идти путем самосознания, в моем понимании, это значит, что все, что меня окружает, все мои действия, они должны служить методом для того, что бы это как можно глубже понять. Это мои мысли, которые вот сейчас только пришли. Я жду [Неразборчиво] .
[Хакимов А.Г.] [Неразборчиво] рассказал о садане.
[Из зала] Я о самосознании пытался.
[Хакимов А.Г.] Повторил, как садана. Ты представил её как процесс саданы. Можно так тоже рассмотреть этот момент. Но мы уже рассмотрели садана. А что ж такое самосознание.
[Из зала] Ну,я в своих рассуждениях опирался на сам термин самосознание. Если мы самосознание определяем, как тот термин, который я сказал.

00:45:01 То из этого [Неразборчиво] идти путем этого самосознания. Допустим, может быть еще какие-то термины самосознания, тогда будет другой немножко ракурс
[Из зала] Я ни есть это тело
[Хакимов А.Г.] [Неразборчиво] Я душа. Это самосознание. Это определение такое слышал.
[Из зала] Ну мне кажется для [Неразборчиво] понятия я душа означает, что я слуга.
[Хакимов А.Г.] Функционально это так. Я душа. Душа слуга.
[Из зала] Ну значит в своей деятельности я должен опираться на это, что я не тело, я душа.
[Из зала] Мне, кажется, что [Неразборчиво] сознании человек, он работает на осознании вообще своей природы, своей склонности, даже материальной.

00:46:01 И идти путем самосознания это прикладывать усилия в этом направлении, для того, чтобы своей природой как раз переложить в служении, например. Потому что я сталкиваюсь, допустим, со своими друзьями, что мы даже свою материальную природу не можем определить. Что нам хорошо, что нам плохо. Чего мы хотим, чего не хотим. Самосознание мы определяем, ну во-первых определить ссвои какие-то склонности, для того, чтобы мы делая, занимаясь тем что нам склонно по природе, мы могли предлагать Кришне.
[Хакимов А.Г.] То есть включается понимание материальной природы.
[Из зала] Материальной природы, да. И она, как раз предложениее своей материальной природы задействованию, она в конечном итоге может привести, что ты уже дальше будешь раскрывать и свои духовные природы. Трудно так сказать: «я слуга Бога».

00:47:00 Что это для меня значит. Бог для меня вообще пока ничто. Я еще не могу понять, допустим, самого себя, допустим. Даже в материальной мере не могу определить. И путь самоосознания это как раз разобраться вообще в материальных отношениях. Ты вообще что и где, например. И Кришна, например, много есть если ты не можешь этим заниматься, занимайся так. Если ты не можешь это делать, делай так. И он говорит, что «Лучше делать своё дело совершенным образом, чем совершенным образом не свое.». Вот это своё дело определить, это как раз и есть самоосознание.
[Хакимов А.Г.] Помните [Неразборчиво] говорит об этом так, что: «я это разное понятие для разных людей». То есть самосознание. То есть я тело. Это один спектр, да, обязанностей, рассматриваем тогда.

00:48:02 Если человек думает, что он это тело отожевстляет, то мы его рассматриваем через материальные обязанности, карму материальную. Мужчина или женщина, профессия, социальный какой-то уровень. Если я ум, то мы рассматриваем уже его я через мыслительные какие-то процессы. Так представляем его я. И если я духовно то мы понимаем его как духовное существо, то есть духовные обязанности [Неразборчиво] технически просто. Это тоже очевидно входит на уровне самосознания, какая-то последовательность понимания себя углубление своей природы. Что [Неразборчиво] сказал сразу, что я не это тело, но он занял нашу материальную природу. Так же верно дал нам много деятельности. Если мы не займемся материальной природой, то нам трудно познать своё я духовное. Это что ты сейчас говоришь. То может встать препятствием. То есть даже [Джуна] должен был занять свою материальную природу.

00:49:00 [Из зала] Вопрос можно? Можно ли перескачить этапы самосознания, то есть тело, ум, потом душа. Можно сразу перейти к осознанию души.
[Хакимов А.Г.] Можно ли сразу к осознанию души минуя все эти уровни.
[Из зала] Не осознав, что с тобою происходит в плане мыслительном, что с моим умом.
[Хакимов А.Г.] Ну все и пытаются это делать. Именно все это и делают.
[Из зала] Это хорошо или плохо?
[Хакимов А.Г.] Пока ничего хорошего [Неразборчиво] . То есть сама попытка она, стремление хорошая. Но еще она невежественное так сказать. Невежество означает, что я что-то упускаю из вида, чем-то пренебрегаю, чем-то не могу воспользоваться. Например, у меня есть какая-то профессия хорошая, а я думаю, что нельзя пользоваться профессией в служении Кришну. У меня есть какие-то способности, таланты, а я не пользуюсь этими талантами в служении Кришну. Это называется невежество. Или скупец. У него есть золото, но он держит в сундуке, говорит пока. [Неразборчиво] превращаемся иногда в таких людей.

00:50:00 А нужно наоборот занимать служению Кришне. Тело, мысли, речь все так говорится. Вот это совершенство. Значит, вот эта попытка перескочить сразу на высший уровень самосознания без посредства, то есть выбросив инструменты, атрибуты делает нас в конце концов зависимыми от окружающих людей. Мы хотим пожертвования постоянно. От кого-то ожидаем. Иногда такое случается. Это написано, если человек может быть богатым, но не прилагать никаких усилий, он становиться презренным в обществе. Потому что вынужден был потом зависеть от других. Это презренная позиция. Если он не воспользовался этими возможностями. Которые были даны Богом. Он не воспользовался этим. То мы не должны становиться попрошайками, думая, что мы [вачнау]

00:51:00 Вот это было плохое слово [вачнау] Помните. Еще до прихода Господа. [Неразборчиво] . это было оскорбительное слово. Потому что они все были, выглядели как попрошайки. Не выполняли никаких обязанностей, не знали как это занять. Только как это отшельниками. [Неразборчиво] что бы мы соединили богатства запада и мудрость востока. Что б мы заняли богатства [Неразборчиво] это особая [Неразборчиво] самосознание.
[Из зала] То есть другими словами, можно сказать, что это развитие всего этого. Этих уровней получается.
[Хакимов А.Г.] Развитие, но мы должны все это тело и мысли, то есть наши способности направить в верном направлении. Это нужно сразу усвоить. Хотя бы теоретически, что есть душа. С этого мы начинаем.
[Из зала] То есть вспомнить о цели.
[Хакимов А.Г.] Иначе мы не знаем куда эта машина поедет. Куда она поедет. Она должна к цели ехать точно . не просто куда-то двигаться. Цели определяются. Затем используем эту машину. Ты душа, Джуна, первая, а потом ты, [Кшадри]

00:52:00 Вот твоя дорога. Интересное у вас качества. Темы. Обсуждения не прекращаются. Еще какое качество было.
[Из зала] Сострадание. Ну то, что у нас было время до обеда и во время. То есть мы сострадание определили как способность сопереживать или чувствовать боль к другому, чувствовать эту боль. Единственно, что может быть, допустим, такие мысли приходят, что есть сострадание сентиментальное, есть сострадание в знании. Сама способность сопереживать, само знание конечно, оно не удается [Неразборчиво] То есть это качество сердца. Но знание, то как правильно, в какое русло направить это сопереживание, сострадание.

00:53:04 Ну, допустим, у меня в голове такой пример моей личной жизни у меня был. Помню я был маленьким. Мне было пять или шесть лет. у меня был фурункул такой большой на ноге. И мама, она вокруг этого фурункула там бегала, скакала, дула на него в общем, прикладывала всякие примочки на него, надеясь, что он. Ей страшно было его трогать, потому что я сразу «Ааааа», вскакивал и так далее. И папа был в командировке. Уже дело так серьезно шло на самом деле. Он уже такой созревший у меня был. И маме все страшно было. Это самое. Она говорит «Пойдем к хирургу». Я говорю «Нет, мама.». Она говорит «Ну, сыночек ладно, как-то своими усилиями.». То есть проявляла сострадание. Пока папа не приехал в общем. И приехал папа, мама значит с порога, ну, вот такая. А у меня уже тут некий жар в теле. И мама с порога, вот, отец смотри там то-се.

00:54:01 И отец мне сказал «Подойди сюда сынок. Сядь сюда, на колено мое.». Ну и значит. Думаю что такое, расклад, как с мамой в общем. И я ничего не подозревая сел, значит на колено к отцу. Его лицо было сострадательное, но серьезное. Меня это не насторожило.
[Хакимов А.Г.] Ничто не предвещало.
[Из зала] Да. И он посмотрел, посмотрел, потрогал. Я конечно кричал. Ну, думал сейчас все и закончиться. Я покричал, ну не знаю [Неразборчиво] И он только еще жестче меня схватил. Сказал еще «Мать, держи его.» . [Неразборчиво] конечно там улетел стержень. В какой-то момент я почувствовал обиду на отца. Но я маленький был. В тоже время, то есть я четко вот увидел эту разность.

00:55:02 Мама , папа. Есть сострадание. Да. То есть само сострадание способность переживать. Способность чувствовать и так далее. Но к состраданию требуется некое знание. Некое понимание, что же является действительно благом. Или, допустим, как ученик он может обижаться на своего духовного учителя, что он его ругает, или там гневается на него и так далее. Или какие-то жесткие слова ему говорит, что могут его как-то резануть чуть-чуть. Духовный учитель у него сострадание в благость чувства преданного. У чувства преданного сострадание в знании находится. Он знает, что является истинным благом для его ученика. Если нужно подуть на это место, он подует. Если нужно сделать операцию, он сделает операцию.

00:56:01 То есть именно качество лидера, это оно таково, что, да у него должна быть эта потенция сердца сопереживать боль и в [Неразборчиво] должен обладать знанием. Но скорее всего благодаря садане. Интересно, что садана, она дает ему и мягкость сердца, эту самую способность сопережить. Потому что по большому счету у лидера нету сострадания там, то другими словами у него нет интереса к людям. То есть ему не интересно, что с ними происходит, что у них внутри, что у них в голове. Поэтому вопрос. Сможет ли он быть лидером, если у него нет этого основного качества. То есть это вкратце.
[Хакимов А.Г.] Вопросы. Обсуждение.
[Из зала] Другими словами, если нет заботы, то нет сострадания со стороны [Неразборчиво] .

00:57:01 [Из зала] Ну конечно тут. Нас тут так же позиция. Если мы со своей позиции о кому заботится. Это очень опасная позиция. Потому что вот часто слышишь, что вот нам нужна [курашитская] система или допустим говорят, что нужно заботится о [вашнау], нужно служить [вашнау] И смотришь на этого человека и понимаешь что за этим стоит. За этим [Неразборчиво] служить [вашнау], заботится о [вашнау] Это означает заботьтесь обо мне, служите мне, пожалуйста. У нас нету кураторской той системы. У нас нету заботы о [вашнау] То сейчас сама ценность служения [вашнау] немножко другого ракурса. Да для меня ценно служение [вашнау], потому что я нуждаюсь в этом служении. И допустим, если мы это оцениваем с позиции человека, чтоб обо мне не заботитесь, то скорее всего нужно понять, что он ожидает от своего лидера на самом деле.

00:58:06 Это некие взаимоотношения между лидером и того кто он его ведет. Некие ожидания. Мне кажется они должны быть оговорены [Неразборчиво] . Если они будут четко и ясно определены.
[Хакимов А.Г.] Мы говорим о сострадании.
[Из зала] Да.
[Хакимов А.Г.] Сострадание это больше качество неформального порядка. Здесь нельзя [Неразборчиво] договор скорей всего к этому моменту.
[Из зала] Я за эти пункты сострадаю, за другие [Неразборчиво] сострадаю.
[Хакимов А.Г.] Да-да. Подписываем сразу. Договариваемся. Где я могу сострадать, а где нет. А сострадание это уже, как бы наш, емкость какой-то [крипы] Вот сколько мы крипов получаем, когда накапливаем, настолько мы можем проявлять сострадание. Это нечто неформальное. Не всякого расписания. Скорее спонтанное. Просто трудно терпеть страдание других людей. Под час мы в расчет не принимаем причины даже этого всего.

00:59:01 Потому что сострадания нет такой природы. Заслуженные страдания тем не менее сострадание откликнется [Неразборчиво] . Такая вот как бы неформальное качество совершенно. Может сам удивляется. Ну, человек заслужил страдание. И сам много плохого сделал. И все же в сердце мы можем чувствовать сострадание. Это качество преданны. Невзирая ни на что он чувствует сострадание. Хотя сами все во всем виноваты как бы, да. Сострадание такое качество неформальное. Неформального лидера.
[Из зала] Мне, кажется, что здесь важный момент это то что сострадание исходит из позиции равного. Жалуясь, допустим, из позиции сверху. Жалею что-то такое, не удался. А сострадание это с позиции равных. То есть с позиции уважения. Сопереживания. То есть. Ну что называется ты окей- я окей.

01:00:11 [Хакимов А.Г.] Например. Где-то мы ехали, в Ташкенте, что ли, и там человек лежал на дороге. Почти раздетый. Бомж такой. Просто на улице живет. Люди смотрят в окно. Так проезжают мимо, смотрят. Он такой грязный. Вообще живет на улице. Почти без одежды он был такой. Борода у него в общем-то. Много лет видимо он живет таким образом. И можно было видеть, что некоторые люди смотрят с жалостью. Вот это жалостью называется. А сострадание когда Вы способны войти на какой-то момент в положение этого человека. Вы сразу [Неразборчиво] что он же не всегда был таким. Он же был когда-то социальной личностью. Имел, наверно, родственников и прочее. Как-то он стал таким человеком. Значит как-то можно же помочь этому человеку, значит вывод такой. Это не просто как биологический вид, который так вот живет всю жизнь. Да. То есть сострадание помогает войти конкретно в положение человека.

01:01:06 [Из зала] И вывести наверно с этого положения [Неразборчиво] .
[Хакимов А.Г.] Да. И поэтому есть поговорка. «Повинную голову меч не сечет.». Это речь о сострадании. Так оно пробуждается. То человек совершает грехи. Но если он кается перед вами [Неразборчиво] вот так проявляется сострадание. Признание в собственных грехах и ошибках пробуждает сострадание. Так [Неразборчиво] преданы тоже попадают в ситуации. Плохие иногда. Где они могут страдать. Но преданы всегда признают свои как правило, ошибки, свои несовершенства. Всегда потом между преданами должно преобладать сострадание. Желание помогать. Вот это [Неразборчиво] не признают своих ошибок, очень трудно вызвать сострадание у такой личности. Тогда закон просто наказывает его. Меч сечет такую голову. Такая природа сострадания.

01:02:02 [Из зала] Я хотел спросить по поводу проявления сострадания тем преданами которые практикуют и которые, как [Неразборчиво] говорила требуют к себе внимания. Да. К примеру. И они не признаются, вот Вы сейчас объясняете, то есть своего положения такого. Они ведут себя, как [Неразборчиво] преданы. Но при этом они требуют к себе внимания. То есть обо мне не заботятся. Мне не оказывают внимания. Я вот заслужил это уже. При этом не совершает много разных таких поступков, которые на них тень бросает, вообще на все. Как тогда, в каком проявляется здесь сострадание. В этом случае как оно проявляется сострадание.
[Хакимов А.Г.] Сколько [векалит] океан пороков, то мы не сможем проявить как бы сострадание ко всем полноценным образом. Необходимо связать с Кришной людей.

01:02:59 Потому что осквернены [ашимы] и [варны] И то что должно защищать человека [векарий] не защищает. Поэтому они просят защиты. И у [Неразборчиво] президента, и у старших преданных, которые не в состоянии всем оказать именно такую защиту, которую хотят преданы. Эмоциональную, материальную или здоровее или все остальное. То есть нельзя вот так возится с каждым. Не хватит времени у лидера, скажем. Да. Но сделать их полноценными, связав со святым именем, связав с Кришей. Сделать их самодостаточными, сильными. Вот задача духовной практики. То есть не просто материальное благотворительность, да, где мы вот сочувствуем. Готовы принять и деньги, снять последнюю рубаху как у Иисуса Христа. Но не решим сейчас. Океан пороков, океан недостатков. Мы сняв одну рубаху не решим вообще никаких проблем. Но если мы будем все как бы связывать со святым именем, с воспеванием святого имени, туда направлять наши усилия, садана и внимание, это и будет проявления в нашем случае наибольшего сострадания к человеку. Пропадан был таким.

01:03:58 Желание помочь значит желание связать со святым именем. Проповедовать, воспевать, что бы человек быстрее почувствовал вкус. Связь с Богом.
[Из зала] [Неразборчиво] вот это слово сострадание и благотворительность. Как бы параллель.
[Хакимов А.Г.] А вот мере нашей способности совершать материальную благотворительность, ну, конечно же должны совершать. Вот еще одна сторона. Правильно. Если мы способны оказать помощь, не оказываем это не сострадательно. Но если у нас на самом деле нет ресурсов, возможности помочь, то мы просто говорим «[Неразборчиво]» хорошее общение. Связываем с Кришной. Говорим, что мир временный, поддержим человека любыми способами. Но так же очень важно, если у кого-то есть возможность материальная, что бы обеспечить какую-то благотворительную [Неразборчиво] для преданых и не преданных, это очень хорошо. Это нужное дело.

01:04:56 [Из зала] Вот сострадание которое проявлял [Неразборчиво] . он был готов даже взять на себя все грехи и это сострадание было основано на реальном вкусе, который он испытывал [Неразборчиво] Богу. И когда человек испытывает [Неразборчиво] Богу, эту сладость. [Неразборчиво] и он оглядываясь вокруг, видит, что другие лишены этого.
[Хакимов А.Г.] Так. Но преданы должны знать, что даже если мы не можем чем-то помочь сейчас, с материальной стороны, то мы готовность выражаем помочь. Тогда преданы будут чувствовать себя защищенными. Зная, что преданы всегда готовы помочь. При первой же возможности. Это нормально, отвлекаться на любые проблемы, если есть желание помочь в любом случае человеку.

01:05:59 Это служение [Неразборчиво] называется. Просто имеется ввиду, что преданы, которые не осознают возможности нашего общества, да. У нас тут нету постоянной зарплаты, или пенсии, или такой надежной социальной защиты вот которая должна было бы быть в общем у каждого цивилизованного человека, тогда мы должны по другому. Каждый должен получать защиту непосредственно воспевая [Неразборчиво]
[Из зала] По крайней мере надо пробовать вселить в человека надежду, что он получит какую-то помощь, да, если [Неразборчиво] .
[Хакимов А.Г.] Получит эту помощь. Да. Не в этой, так в следующей жизни. Никто ж не отказывается. Как только будет возможность. Да. Все получат необходимую помощь. Защиту.
[Из зала] Порой иногда трудно управлять сострадание, когда человек думает, что ты ему обязан. То есть такая вот концепция, что ты ему обязан. И так далее.

01:06:53 И такой подход, что даже ты уже готов был как-то, ну как-то сердце открылось этому человеку. Вот это само это чувство которое идет от этого человека, что ты обязан на самом деле. Сразу сердце сразу захлопывается. Не способен сострадать.
[Из зала] Еще такой момент. Что преданный приходит и говорит. Ты указываешь ему, считая, что у вас отношения есть, указываешь, что тут у тебя проблемы. А он говорит «Ты увидел у меня проблемы. У тебя у самого проблемы.». А потом тут же указывает на твои недостатки, что у тебя тут-тут-тут. Мне хочется ответить, ну если ты видишь мои проблемы, значит у тебя самого проблемы. Конечно сдерживаешься, но тем не менее в этом случае. Конечно же разум [Неразборчиво] понимаешь [Неразборчиво] выражает сейчас, но как в этом случае [Неразборчиво] но при этом не хочет принимать ничего. Какого-то конструктивного подхода нет.

01:08:03 Хакимов А.Г.] А кто этот человек, мужчина или женщина?
[Из зала] Женщин.
[Из зала] В смысле мужчина конечно. Мужчина. Мужчина. Наша дружба это есть [Неразборчиво] как говориться.
[Хакимов А.Г.] Это просто дружеская беседа похоже.
[Из зала] А когда между прочем, если действительно это по настоящему такой случай, можно понять, что сострадание скорей всего не было проявлено.
[Хакимов А.Г.] Между друзьями? Между друзьями сострадание проявляется по другому. Они критикуют друг друга и так далее. Спорят постоянно. На равных.
[Из зала] Я имел ввиду другое. Тебе кажется, что ты состраданием чем-то похож человек чувствует, что его как-то задели. Скорее всего сострадания не было.

01:09:08 [Хакимов А.Г.] Не было сострадания? Ну согласно примеру [Неразборчиво] это может быть состраданием, даже когда оперируют.
[Из зала] Через чур жесткое сострадание.
[Из зала] А чего делать?
[Из зала] Ну хотя бы подготовить.
[Хакимов А.Г.] Подготовить. Подготовить. Да. Эмоционально подготовить.
[Из зала] Эмоционально подготовить.
[Из зала] [Неразборчиво] если мама начала давить фурункул до того, как он созрел это было бы вообще катастрофа. Поэтому в этом смысле мамино сострадание то же было [Неразборчиво] .
[Из зала] Но он уже перезрел немножко.
[Из зала] Она все сострадала и сострадала.
[Из зала] А потом я не могу понять пример. Я уже готова была проявить сострадание, но вот значит претензия не дает мне. Мне кажется тоже [Неразборчиво] .

01:09:57 [Из зала] Я не говорю, что это их несовершенство. Я говорю, что это мое несовершенство. Как в этом случае быть. Ну, допустим, да ты испытываешь какое-то чувства к человеку. Но когда вдруг к тебе такой подход потребительский такой, что ты обязан и так далее и все такое. У вас даже не выстроены отношения в этом плане. То я замечаю, что у меня сужается моя потенция что-то сделать для этого человека.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Из зала] Я ж не утверждаю, что в этом настроении слуги. Я всех убедил, что я слуга и первый мне оп-па [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Вот слуга нашелся. Он сам сказал, что оно слуга. Но он готов служить. Но если он почувствует в свою сторону эксплуатацию то его дух служению сразу же замкнется.
[Из зала] Правильно.
[Хакимов А.Г.] Эксплуатировать себя нельзя позволять.

01:10:59 [Из зала] Только мне кажется просто это не к состраданию [Неразборчиво] этому термину [Неразборчиво] .
[Хакимов А.Г.] Сострадать нужно уже ему. А мы друг другу сострадаем как Вы думаете или нет.
[Из зала] Как мне тебя жалко. Сострадание можно добавить. Сострадание это в первую очередь понимание. Вот глубокое понимание что с человеком происходит.
[Хакимов А.Г.] Ну как он сказал, страдание нельзя проявить квалифицированно в невежестве. То есть если оно даже есть как чувства, как желание помочь нужны еще и знания. [Неразборчиво] понимание, учиться нужно. Как [Неразборчиво] говорил, если Вы не доктор, как Вы можете помочь человеку больному. Вот Вы хотите даже помочь, Вы готовы. Но у вас нет образования. Тогда Вы должны звать другого доктора как бы. Сами Вы не можете.

01:12:01 То есть тоже желание помочь люди все что то хотят что-то хорошее сделать, а знания нет. Значит страдание в невежестве называется.
[Из зала] Еще мне кажется вот достаточно легко сострадает человеку очевидно плохо. А ну если у человека хотя бы что-то получается или что-то он двигается, или не преведи Господи, какой-то пост занимает, вот такому сострадание сложно проявить. Такому наоборот недостатков [Неразборчиво] хотя у него тоже свои сложности.
[Хакимов А.Г.] Это зависит от духовного уровня человека. Насколько он духовно развит, насколько он сознающий Кришну человек. Сознающий Кришну человек полностью, он сострадает особенно сильным мира сего богатым людям. Что это наиболее несчастные люди в общем. И будущее очень мрачное. Но для этого нужно развить сознание. Поэтому если преданный еще не чувствует сострадание к богатым людям, как он может им проповедовать.

01:13:04 [Из зала] Я имею ввиду не богатых, я имею ввиду преданы которые [Неразборчиво] старшие преданые которые уже к ним [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] К ним сострадание. Младшие не проявляют сострадание к старшим по этикету. Наоборот старшие сострадание к младшим направляют. А младшие направляют своё служение послушание.
[Из зала] То есть у старших не должно быть настроение [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Младшие никогда не сострадает старшему. Строго говоря. Как даже отец болеет всё равно идет на работу и ребенок нормально к этому относится. Да. Папа это хорошо иди на работу. Мама болеешь, всё равно приготовь, я есть хочу. Это младший. Если попытаетесь пожаловаться младшему о своих проблемах он на это не обратит внимания никакого. Он просто спросит. «Да. Хорошо. А когда следующая лекция.». Это младший. Позиция младшего.

01:14:02 [Из зала] В таком случае старшим просто можно достаточно общение с равными для того чтобы [Неразборчиво] со старшими.
[Хакимов А.Г.] Со старшими. Если мы хотим сострадания, поэтому мы идем к старшему со своими вопросами, чтобы получить как бы [крику] Мы пробуждаем в них сострадание, как говоря о проблемах. Младшему не говорим о проблемах. [Неразборчиво] пробуждаем в них дух служения послушания. А к старшим идем и жалуемся, что у меня есть проблемы вызывая сострадание к себе.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Младшие они не видят, как он. У него не должно быть проблемы старшего. У него лучше чем у меня. Вот у меня проблемы. У него нет проблем. Он же [Неразборчиво] не Кришну. Если у него проблемы, то Боже мой, тогда я веру теряю. Если у старших проблемы, то уже что мне говорить. Поэтому старший не раскрывает свои проблемы младшему.

01:15:05 [Из зала] Авторитет рушится старшего. Потому что он проблемный.
[Хакимов А.Г.] Проблемный.
[Из зала] Я вот младший. А вот [Неразборчиво] проблема. Как он для меня авторитетом может быть.
[Из зала] Можно вопрос. А вот как это называется, когда видишь, что твой гуру устал, допустим, и переживаешь [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Это умственность погулять называется.
[Из зала] Почему?
[Хакимов А.Г.] Откуда он знает, что гуру устал? Как Вы определяете? Что у него мешки под глазами образовались. Так.
[Из зала] Нет ну по внешним признакам.
[Хакимов А.Г.] Это лишь внешние признаки. Гуру ж не устают.
[Из зала] Я имею в виду тело.
[Хакимов А.Г.] [Неразборчиво] у него нет материального тела. У него духовное. Он не устает.

01:15:59 Выдерживает любые нагрузки. Гуру это ж необычный человек. Как это определить. Гуру, если он даже теряет сознание, он всё равно учит ученика. Как он может устать. Но тело, да. Но, если Вы говорите о гуру, это совсем другое понятие. Не пытайтесь думать, что гуру только тело. Иначе Вы [Неразборчиво] сострадание гуру. Несчастный но [Неразборчиво] Его совершенно заели эти ученики.
[Из зала] Нет несчастный это позиция жалость. Это не сострадание.
[Хакимов А.Г.] [Неразборчиво] Сострадание качество знания. Нужно тогда больше знаний, чтобы проявить. Настоящее сострадание должно быть выше. А так только желать. Что я и вижу. Ученики проявляют жалость, ну а никак не сострадание. Это не в природе ученики. Это в природе гуру. Гуру не устает.

01:17:01 Даже когда тело устает. Даже когда тело умирает, [пропада] продолжает учить. Как гуру может устать. Это не материальная концепция. Поддерживайте правильное сознание [Неразборчиво]
[Из зала] [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Не успею. И так понятно.[Неразборчиво]
[Из зала] [Неразборчиво] невозможно относиться к гуру, как к машине [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] я и говорю, что не относись к гуру как к телу. Тело это машина. Мы поедем на лекцию, там никто меня не спросит, устал я или нет. Проблем никаких не будет.
[Из зала] [Неразборчиво]

01:18:02 [Из зала] Гуру махарадже, вот с позиции любви есть же сострадание, даже может [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Это нормально, что ученики чувствуют. Но не забывайте, что гуру это не тело. Кришта может [Неразборчиво] больше. Откуда Вы знаете какие силы у духовного учителя. Можете подсчитать только количество лекций. Откуда Вы знаете какие Кришна даст ему силы.
[Из зала] [Неразборчиво] вообще выкинуть из головы.
[Хакимов А.Г.] Вообще Вы не выкинете это из головы. Просто не забывайте об этом.
[Из зала] Мне, кажется, просто сейчас не надо задавать гуру эти вопросы. Он не ответит [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Да. Из сострадания хотя бы.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Из зала] Для меня, например, очень важно эти вопросы задавать. Я вот слушаю, у меня важно.
[Хакимов А.Г.] Так. Что будем делать. Так, мне нужно отправляться уже. Будете продолжать. Или в четыре мы закончим. Все. На сегодня. Завтра продолжим. Тогда нужно набросать план на завтра, послезавтра, что бы уложиться. Что темы будут сложные. Сложнее.

01:19:09 [Из зала] Гуру-махараджи можно мне. Дело в том, что у нас каждый раз тут в шесть часов лекции. Завтра, послезавтра. Нам надо в пять часов отсюда сто процентов выходить. Потому что нам надо расставлять все стулья, сворачивать ковры и так далее. Поэтому мы можем быть только до пяти часов максимум.
[Хакимов А.Г.] Тогда мое предложение. Вместо класса [багуа] сразу обсуждаем тему.
[Из зала] До пяти часов, мне кажется, и так достаточно у нас. Мы просто сами не выдержим.
[Из зала] [Неразборчиво]
[Из зала] Там у нас пост в среду. Будем ли мы делать там [распощение] примерно в шесть часов, после шести там идет. Будем мы делать или не будем.

01:20:02 [Из зала] [Неразборчиво] там же йога есть.
[Из зала] Мы не поместимся там все.
[Хакимов А.Г.] Желательно в день праздника всем принять проссад. Потому что весь день будем заседать и у вас не будет времени где-то приготовить и так далее. Лучше здесь организовать какой-то проссад вечером
[Из зала] В Индии в [Неразборчиво] храмах этот праздник постятся до двенадцати.
[Из зала] Ночи?
[Из зала] Нет-нет. Там написано до захода солнца.
[Из зала] В Индии так. Я на [Неразборчиво] Бомбее там до двенадцати [Неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Можно уточнить у нашего главного [джебиси] на счет поста в день [Раманавами] хорошо. Связаться. Как он скажет. До полудня или до вечера. Если до полудня, то просто здесь будет обед.
[Из зала] Ну, это сколько я себя помню, это вечный вопрос.
[Хакимов А.Г.] [Неразборчиво] нужно спросить у [домена махараджи]

01:21:01 [Из зала] [Неразборчиво] мы у вас спрашиваем. Вот и все. Как скажите, так мы и сделаем. Зачем мы будем [Неразборчиво] Вот сейчас спросим, как он скажет – так и будет.
[Хакимов А.Г.] В разных храмах по-разному. Здесь зависит от главного [Джи-би-си], но если вы хотите моё мнение, я предлагаю обедать здесь, потому что преданные истощатся.
[Из зала] Может часа в четыре закончим, а с четырёх до пяти покушаем и разойдёмся.
[Хакимов А.Г.] Нет, идеи суть другая: что мы будем весь день поститься, у нас типа не будет сил, это же идея.
[Из зала] Ну здесь будет стоять вода
[Из зала] Идея ведь не в том, что нам надо раньше уйти отсюда, а в том, чтобы преданным было тяжело нести это.
[Хакимов А.Г.] Значит можно в обеденное время прервать пост, так сделаем.

01:22:03 Тогда нужно распорядок набросать на эти дни, чтобы мы успели всё как-то закончить. В семь [гуру-пуджа], короткая [гуру-пуджа] должна быть, не более получаса мы должны уже собраться и закончить [гуру-пуджу], в полвосьмого мы уже должны начать тему, вступление к теме и обсуждение, хорошо?
[Из зала] Тему, или продолжение этого обсуждения?
[Хакимов А.Г.] Ну продолжение, надо закончить это обсуждение, потом ещё один этап, возможно мы завтра это сделаем немножко быстрее, посмотрим. Но согласны что это важная тема, правда? Смотрите сколько у нас обсуждения, интереса, сколько разных мнений и так далее. То есть, большая работа впереди. Харе Кришна, большое спасибо. Шрила Прабхупада, джай!

транскрибирование: Антон Рябченко | 24 марта 2013