Забота - душа саморазвития
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Вопросы из зала
Две школы астрологии
00:00:01 – Вопрос из зала: Существует, как известно, влияние планет на нас.И вот есть знание о том, что с помощью хатха-йоги там, драгоценных металлов, янтр можно влиять на это. Можно два слова об этом сказать…и ещё вопрос по поводу раг, которые продаются у вас на дисках. Что это и как этим правильно пользоваться.]
00:00:37 Есть две школы, основные две школы астрологии. Одна из них говорит, что от планет происходит влияние на сознание человека, что планеты являются определёнными объектами, которые определённым положением воздействуют на наше поведение. Это одна из школ. Есть другая школа, что всё в этом мире является связанным, а, соответственно, по одной части мира мы можем понимать, что происходит в другой части мира. Поэтому не важно, какой схемой пользуется человек, пусть там изучает влияние планет, пусть – поведение листьев на дереве, пусть он бросает кости, ещё что-то, т.е. он делает определённые заключения. Это называется знаковая школа. И в зависимости от того, какой школе принадлежит человек, такую схему он и развивает. Я принадлежу к знаковой школе, поэтому я воспринимаю положение каких-то объектов в этом мире как знаки, которые дают возможность связать их с другой ситуацией в этом мире. Т.е. это называется знаковая школа. Что ещё было?
Раги, для чего они нужны?
00:02:01 – Вопрос из зала: по поводу раг, вот это вот музыка, которая совсем не западная, как её правильно использовать, как правильно научиться понимать её?
– Рага переводится как то, что вызывает настроение. И в общем-то, т.к. бхакти – это настроение, поэтому и в разное время возникают разные настроения. И в разное время суток происходят разные лилыКришны, и, соответственно, к ним разные настроения проявляются. И в соответствии с этим существует определённая культура, которая дает возможность вызвать это настроение, помочь вызвать это настроение, и одна из культур – это музыкальная культура, поэтому рага соответствует определённойлилеКришны. Если мы знаем, в какое время происходит эта лила, и знаем, какая рага соответствует этой лиле, то мы способны вызвать нужное настроение. Поэтому вы можете встретить этот стиль, когда рага расписывается по времени. Не по названию, а по времени.
–
из зала:…по времени…одно время же это передвинулось, ну, т.е. как правильно?
–
У нас передвинулось, у Кришны – нет.
– из зала: а, т.е. там время Кришны, да?
–
Да, время Кришны, поэтому мы здесь создаем определённое настроение в определённое время.
00:03:23 – Вопрос из зала: и там есть ещё музыка для оздоровления, это тоже раги, которые…?
– Да. Любая музыка, вызывающая правильные настроения, конечно же, приносит гармонизацию состояния человека. Происходит гармонизация, т.к. вызываетсяправильное настроение. Правильное настроение есть гармонизация. Например, в семье все радостные приходят. Там муж, он злой. Нет гармонизации настроения. Необходимо гармонизировать. Так же и в лилах Кришны что-то происходит одно, а у нас другое настроение. Поэтому [бакти] не полностью проявляется. Иногда даже противоречит. Это, конечно, тонкие вещи достаточно, но…у нас тонкая культура. Можно очень глубоко в это погрузиться. Поэтому да. Уже зависит, так сказать, от качества восприятия культур. Насколько человек способен воспринять эту культуру. Ответил?
Как работают янтры?
00:04:23 – Да, и ещё был вопрос, там часть вопроса была о ношении драгоценных камней, янтры, вот я вижу у Вас, Вы янтры носите, да?
– Это то, что дал мне учитель, поэтому нужно обратиться к своему учителю, и он Вам даст, если захочет.
– из зала – ну т.е. это вещи, которые работают?
– Работает вера. Ничего в этом мире не заработает, если нет веры. Поэтому в зависимости от того, во что Вы верите, это будет работать. Это, например, доказывается эффектом плацебо. Когда человеку дается заменитель лекарства, но он верит врачу и вылечивается. Поэтому, если вера Ваша велика в того, у кого Вы просите совет, то поможет даже неправильное наставление. Даже если человек ошибся (люди ошибаются) и дали нам неправильное наставление, а наша вера велика, то поможет даже неверное наставление. Природа всё подстроит так, что даже неверное наставление нам поможет. Поэтому нет смысла волноваться о правильности наставления, есть смысл волноваться о своей вере. Насколько эта вера в действительности велика. Поэтому да. А уже, так сказать, вера – это индивидуальное качество, у кого оно есть, про что оно есть...
– Из зала – т.е. просто так не надо на себя что-то одевать, что-то принимать, гуру должен быть?
– Конечно. Да.Т.е. нужно принять это от того, кому верим. Тогда это будет действенно.
– Из зала - а вера в себя, такая штука?
–
Сомнительная вещь.
– Из зала – т.е. это не следовать авторитетам, значит, я сам…
–
Нужно у кого-то… А уже, так сказать, камни – не камни – это другая тонкость. И отдельная тема. Еще вопросики по предыдущему материалу?
Тяжелая карма от близких родственников
00:06:43 – Из зала – допустим, с человеком приходится жить…с родственником…и вот эту большую линию рядом с этой короткой…тиранит тебя и ты не можешь совладать…и вот если это все тянется с прошлой жизни, вот сейчас я не смогу исправить, как быть?Отдалиться от него либо терпеть?
–
Мы говорили на предыдущих занятиях, что те проблемы, которые приходят от близких людей, это особый вид кармы. Это любимая карма, т.к. она приходит от любимых. Поэтому и воспринимать её мы должны по-другому. Мы не можем просто так на каком-то моменте перестать терпеть эти проблемы. Например, если у нас болит голова, мы не можем просто взять и отрубить свою голову. Также и проблема от наших ближних, она также входит в категорию пожизненных. Пожизненная проблема. Прарабдха-карма, входит в эту категорию, поэтому мы должны решать это правильными средствами, в любом случае мы должны понять, что любая проблема проистекает от нашего неправильного поведения. Или оно было неправильным раньше, или оно неправильно прямо сейчас, и скорее всего, оно было неправильным раньше, и мы ещё усугубили своим неправильным поведением сейчас. Поэтому любую негативную проблему можем ослабить сегодняшним правильным поведением. Можем её ослабить как-то. Поэтому необходимо быть культурным человеком. Культура дает возможность ослаблять влияние неумолимых проблем до минимума. Если проблема слишком глубоко действует на нас, значит, мы ведем себя как-то некультурно. Какой-то аспект культуры не соблюдается. Какое-то правило культуры неверно. Обычно во взаимоотношениях в семье это неправильный уровень уважения или заботы – то, о чем мы сегодня будем говорить. Поэтому…т.е. что-то мы делаем неправильно. Если мы действуем культурно, всё можно терпеть. В этом и есть смысл культуры. Еще вопросы?
00:09:15 – Из зала – мы рассматривали тенденции жесткого сердца, как можно к мягкому перейти.А вот мы рассматривалине помню, гордость, была у нас такая тема? К чему она ведет, я просто не записал]…
–
Лекцию вчерашнюю переслушайте, мы говорили, обсуждали этот момент.
–
Из зала – но…к какому качеству гордости, т.е. хорошему, как можно прийти…вот гордость…невозможно?]
–
Человек должен гордиться той верой, которая была дана ему от его духовного учителя. Да. Самое простое. Вчера был урок, говорили на эту тему. Хорошо.
Высота любви проверяется заботой о самых близких людях
00:09:59 Итак, сегодня мы должны доразобрать следующий момент в конфликтологии. Отчего происходят основные проблемы? Так же от того, что мы неправильно проявляем свою заботу или вообще её не проявляем. Или не задумываемся о том, как правильно проявить свою заботу. Фактически, когда мы заботимся о чем-то, этим самым мы заботимся о своём собственном будущем. Происходит реальная забота. Когда мы что-то меняем в жизни другого человека, и тем самым естественным образом мы меняем свою жизнь. Это естественные взаимосвязи. Поэтому чем лучше мы заботимся о жизни другого человека, тем больше меняется наша собственная жизнь. Поэтому и у мужчин, и у женщин есть свои уровни забот. Современная философия немного очернила эту идею заботы, назвав это некоторым рабством или унижением, поэтому современный человек не очень-то хочет заботиться ни о ком. Но наша культура основана на заботе. Фактически, служение – это и есть забота, мы говорили уже об этом. Забота, просто разный уровень заботы
00:11:16 И, в первую очередь, о чем мы должны позаботиться – о том, что находится ближе всего к нам. Мы обычно заботимся о чем-то очень великом, человек может заботиться о мире во всём мире, человек может заботиться о природе, о каких-то колоссальных проявлениях, о войнах – останавливать войны, или ещё что-то, о тотальном потеплении. Но не так проверяется реальный уровень мягкости сердца. Поэтому в Ведах есть определение, мы говорили, да, что реальная высота любви человека проявляется в том, как он ведет себя в быту, с реальными ближними. Так проявляется высота его любви. Поэтому в первую очередь мы должны заботиться о самых ближних. Так проверяется в действительности глубина нашей культуры. И фактически отсюда берется удача. Преданных часто волнует – удача, удача, почему я не удачлив, мне так нужна удача. Нам всем нужна удача. Факт. У нас достаточно много проектов, мы должны их осуществлять. И в Ведах описывается, что удача приходит, когда человек заботится о своих ближних, о самых ближних. Буквально – о родственниках. О родственниках. Например, сама богиня удачи и процветания приходит посмотреть, как кто-то о ком-то заботится. Когда кто-то искренне о ком-то заботится, рядом все время присутствует кто-то. Наверняка вы это замечали во время заботы. Что-то меняется. В Ведах описывается, сама богиня процветания приходит, чтобы посмотреть, как кто-то заботится о ком-то. Очень интересное явление.
00:12:59 Например, у мужчины день считается удачным, если он смог позаботиться обо всех членах семьи. Считается день удачным для мужчины. Если о ком-то он не смог позаботиться, день считается потерянным, т.е.долг мужчины не выполнен. Поэтому у него много всегда вот этих размышлений, как о том позаботиться, об этом, обо всех сразу. Целая идея. И члены семьи олицетворяют разные аспекты жизни человека. И, заботясь о разных членах семьи, человек заботится о разных аспектах своей жизни.
Забота о старших
00:13:32 Например, забота о старших членах семьи - отце (отец, мать, бабушки, дедушки) устраняет беспокойство, которое приходит из прошлого. Каждый из нас уже успел совершить множество глупостей. И они преследуют нас повсюду, как комары ночью, знаете – он летает, жужжит: жжжж. Но как только мы расслабляемся, он садится и кусает. А!! Также и проблема какая-то: мы ведем себя более или менее благочестиво, да, т.е. стараемся, всё, следуем всему, стараемся, но чувствуем – комары летают. Рядом. Расслабляться нельзя, да? Есть такое чувство? И как только человек расслабляется, тут же какая-то проблема садится – ам!!! Кусает тут же моментально. И тут же преданный говорит – а, что-то я забыл, да, да, потом всё, ага, побежал дальше. Т.е. они преследуют, эти вот проблемы из прошлого, их много.
00:14:32 Человек думает – вот, я там так от кармы очистился, так от кармы очистился, и этим очищусь от кармы, да? Но в Ведах описывается, если увидеть всю карму человека и сложить каждый поступок, и каждый поступок приравнять к горчичному зернышку, то гора Эверест получится. Это не то, что мы там по карме должны простыть, или по карме уколоться иголочкой, нет. Эверест тяжелейших проблем. Поэтому мы отвернулись от этой горы Эверест, но не значит, что гора Эверест исчезла. Т.е. преданное служение - это когда мы отвернулись от этой горы и смотрим на Кришну. Если мы отвернемся от Кришны, то опять повернемся к горе Эверест. Она никуда не делась. Она так же там и находится. Поэтому время от времени нас так разворачивает туда-сюда. Как только мы отворачиваемся от Кришны, обычно нам тут же показывается гора Эверест. Человек видит – ого! Тут же на его глазах там кого-то поездом сбивает или ещё что-то. Какие-то ужасные вещи происходят!
00:15:45 Я помню, у нас был один товарищ. Он приходил в храм, был молодой такой, преданный. Он приходил, практиковал, а потом на какое-то время он, так сказать, решил, что всё, достаточно, пора расслабиться. И он говорил – я немножко отдохну субботу, воскресенье, и потом опять приду. И как только он выходил, его тут же избивали в кровь, тут же. И он приходил через полчаса, весь в крови, нос разбит, всё разбито… просто всё было в крови, даже синяков не было. – «А что-то, да, что-то я неправ, да». Еще неделю терпел. Ничего не было. Всё, спокойно ходил по улицам с четками, никакой проблемы не было. Но потом опять что-то расслаблялось, он говорил – ну, вроде всё прошло, карма ушла, всё нормально. И как только он выходил, тут же набивали лицо, тут же. И что интересно, это продолжалось очень долго, т.е. наверно, раз пятнадцать или двадцать. Раз пятнадцать или двадцать. Такая вот милость была, необычная. Тут же. Всё было идеально, пока он не решал, что пора отдохнуть, сходить в кино, расслабиться. Т.е. уже в зависимости, так сказать, от нашего…нашей близорукости, настолько быстро мы замечаем эту гору Эверест. На самом деле никуда она не делась. Там же она и осталась.
Забота о равных
00:17:13 Забота о равных членах семьи, братья, сестры какие-то равные, устраняет беспокойство, которое возникает от деятельности в настоящем. Ошибочность человека достаточно велика. Есть такая тенденция в духовных рядах – требовать друг от друга идеального поведения. Никто не должен ошибаться, всё должно быть верно, всё должно быть четко, всё должно быть правильно. Но средняя ошибочность человека – 75%. Человек неверно поступает в семидесяти пяти процентах случаев! Разочаровывается потом, думает – не так надо было поступить. Есть такое, да? Постоянно: что-то не так я поступил, надо было не так, не так. Семьдесят пять процентов, средняя!
00:18:00 Поэтому очень трудно требовать друг от друга идеального поведения, фактически невозможно. Поэтому особенно, как только человек берёт на себя какую-то ответственность, то тут же попадает в этот гнёт требования неестественного поведения. Т.е. сейчас правильное поведение – это неестественно. От человека требуют максимум усилий, и в результате человек понимает, что всё равно себя постоянно правильно вести невозможно, какие-то ошибки, ошибки, ошибки… Что появляется? Обман, хитрость. Человек начинает хитрить, обманывать, не договаривать…Т.е. мы не способны принять нормальную ошибочность человека. Не способны принять. Как знаете…как ребенок учится ходить, он упал, его мать ещё пинка ему вслед – бах! Упал! Но он только учится ходить! Это так очень больно смотрится, он очень обижается. Или подзатыльник – бам! Но он упал потомучто только учится ходить. Так же и мы… есть иногда так сказать, способность создавать ситуацию постоянного подзатыльника.
00:19:03 Когда от человека требуется постоянно правильное поведение - очень трудно. Обычно человеку всё это очень быстро надоедает, и он бросает всё на свете, так сказать, эффект выжигания происходит. Конечно, когда постоянно подзатыльники дают, еще, не дай Бог, пинки. Достаточно больно. И если не заботиться о равных, то очень трудно справляться с гнетом постоянной ошибочности, и однажды он начинает давить. Постоянная ошибочность давит на плечи, карма давит на плечи, поэтому человека сгибает к земле. Потом он это разгибает. Специалисты всякие разгибают…Место вот это на шее отвечает за карму поведения, поэтому массаж с этого же места начинается. Здесь начинаются спазмы, слишком много негативного поведения.
Забота о младших
00:20:09 А забота о младших, о детях, о внуках избавляет от возможных беспокойств в будущем. Т.к. множество глупостей мы все-таки не сможем аннулировать, не сможем исправить, иногда даже просто не замечаем. Обычно, когда человек чего-то достигает, у него появляются интересные идеи – то, что я делаю, обосновано. Чуть-чуть стоит какого-то положения достичь, хотя бы чуть-чуть, и человек тут же думает – то, что я делаю, верно. Всё, что я делаю, верно. Чуть-чуть, стоит вот бейджик повесить тут, и всё. Абсолютно человек уверен, что всё, что он делает, верно. Прямо лицо, источающее полное понимание своей деятельности. Это факт. Я даже прячу всегда этот бейджик, чтобы не возникало желания быть правильным слишком. Всё время помним, что надо быть чуть попроще, что сразу возникает такая идея.
00:21:12 Есть разные типы беспокойств, и правильные заботы избавляют от них чуть-чуть. Я напомню, три типа беспокойств. Тройственные страдания. Как это происходит? Например, вот страдания типа [атхьятмика], это буквально болезни. Тонкие болезни, грубые болезни. [Атхьятмика] перестает беспокоить, когда в семье заботятся о том, чтобы была единая идея.
Единая Идея Семьи
00:21:41 В семье должна быть единая идея. Вообще семья – это единая идея. Семья – это идея. Семья - это направление, единое направление мышления. Поэтому в Ведах есть система, которая дает возможность достичь этого единого направления.
00:21:55 Это совместные разговоры, да? Мы говорили об этом. Совместный разговор о третьем, о третьей идее. Когда просто муж и жена, говорят друг с другом или родственники говорят друг с другом, или просто друзья говорят друг с другом, в общем-то, это не дает единства никакого. Это даже не определят дружбу, тем более, не определяет семейного отношения. Нет. А по-настоящему единство определяется, когда мы говорим о чьем-то третьем высказывании. Берем, например, какую-то цитату и начинаем её обсуждать. Вот тут определяется – есть у нас вообще какое-то единство или нет. Когда мы просто ведем диалог – бесполезно. Поэтому в семье часто диалоги отрегулированы – да, дорогой, да, дорогая. Т.е. всё это вроде отрегулировано, но единства никакого. Почему? Потому что не говорится ни о чем третьем.
00:22:45 Поэтому по ведической традиции утро и вечер всегда проходят одинаково. Обычно муж и жена собираются около своих детей и читают с ними что-то. Рамаяну или Махабрахарату. Что-то читают и обсуждают 20-30 минут, да, мы говорили об этом, происходит некоторое обсуждение и появляется вот это единство. Появляется какое-то спокойствие, что все будут развиваться в одном и том же направлении, что дети не убегут, как только вырастут, в разные стороны, что будет некоторое единое понимание. И то же самое вечером происходит – совместное обсуждение. Берется какая-то глубокая философская идея и обсуждается. И тогда уходят эти беспокойства, так интересно. Уходят. Это избавляет семейную жизнь от постоянного раздражения.
00:23:34 В любых отношениях есть некоторое раздражение. Потому что даже в самых идеальных отношениях что-то немножко беспокоит. И если не устраняется это беспокойство, то однажды отношения просто разваливаются. Поэтому гармония в том, чтобы действительно вместе уметь говорить о третьем. Не друг с другом, а о третьем. Вот это интересная такая ведическая техника, которая дает возможность действительно избавляться от беспокойств. Мы понимаем друг друга. Не мы договорились друг с другом, не мы пошли на какие-то компромиссы, не мы способны договориться, а мы действительно понимаем друг друга на основе обсуждения третьего. Вот это очень важный момент, поэтому я ещё раз об этом напоминаю. Именно это проверяет наши отношения. Именно это. Поэтому, если присутствует раздражение, значит, никто не заботится о единстве взглядов, о единстве цели, все просто раздражены.
00:24:35 Однажды один негодяй должен был перенести краденое из деревни в деревню. И обычно краденое переносят ночью, если что-то украли, то ночью переносят. Поэтому милиция ночью очень бдительна. Если днем куда-то несут сумку большую, это не вызывает подозрений. Но если ночью, это очень опасно. Обычно когда ночью идешь куда-то, там на поезд или на самолет, сразу останавливается машина – куда вещички несете? У преданных обычно много вещей, поэтому лучше вызвать такси, чтобы спокойно доехать. А то нужно будет долго доказывать, что Вы действительно несете на поезд, а не куда-то в другое место.
00:25:26 И он никак не мог найти себе попутчика, потому что ночью опасно передвигаться, даже воры боятся ночью передвигаться, потому что другие воры могут отобрать награбленное. Ночью перераспределение происходит – бандиты боятся друг друга, воры, все боятся друг друга. Но однажды он нашел какого-то человека, так, более или менее мудрого, святого. И он действительно оказался святым, и тот согласился с ним пойти ночью, но сказал – мне платы, в принципе, не надо, есть одно условие – всю дорогу будем говорить об истине, всю дорогу будем обсуждать истину. Я помню некоторые высказывания, мы их будем обсуждать. И вор подумал – вообще хорошо, послушаю новое знание, может, узнаю, как что-то лучше воровать! Любое знание полезно как хорошему, так и негодяю. Потому что знание совершенно по своей природе. Оно всем помогает. Поэтому раньше просто так не учили, потому что если негодяй получает знание, то он становится умным негодяем, это очень опасно. Поэтому учили только брахманов, негодяев боялись учить, не передавали им знание.
00:26:43 Ну, он подумал – вот, какая хорошая возможность, сейчас что-то узнаю интересное, какую-нибудь мантру или хитрость, сказал – хорошо, и они отправились вместе в этот поход. Дорога в общем-то была не очень длинная, поэтому всего за час они добрались до нужной деревушки, где расстались, и на прощание святой сказал ему странные слова. Он сказал – «когда придется выбирать, выбери этот час!», и ушёл куда-то. Тот подумал – а, ерунда какая-то, какая-то глупость. И воровал потом всю жизнь еще, лет восемьдесят воровал спокойно, забыл об этом. Но однажды умер.
00:27:21 Умер и попал на вселенский суд, на распределение, и Ямарадж ему говорит – ну что, какая последовательность тебе подойдет? Сначала отстрадать за 80 лет воровства или отрадоваться за один час разговора со святым человеком? Все умножается в десять раз. Если восемьдесят лет умножить на десять, восемьсот лет за воровство отстрадать или десять часов за разговоры со святым. Что выбираешь? Тот вспомнил тут же – просили выбрать это. Ладно. Бог с ним, хорошо, за этот час отрадуюсь, ладно, последний раз и все. И он попал в рай, и вдруг увидел, что в раю сидит тот же самый святой. И он к нему бросился, говорит – вот точно, смотри! Такие проблемы. Что ж теперь делать? Он ему говорит – проблем нет, у нас есть десять часов, поэтому садись, поговорим десять часов о Боге. Они поговорили. Через десять часов его обратно забрали к Ямараджу. Ямараждж говорит – смотри-ка, ты не просто наслаждался, а ты поговорил десять часов о Боге, поэтому опять-таки есть выбор – получить восемьсот лет на адских планетах, или (десять на десять) – сто часов в раю. Тот опять выбрал рай, опять попал, там опять сидит тот святой. Они поговорили ещё сто часов, он вернулся. Ямарадж сказал – да, настоящий обманщик! Сказал – всё ясно, ладно. И простил ему. Я прощаю тебе восемьсот лет на адских планетах, всё равно бесполезно, уходи! И отправил его в рай. Вот так один час совместного слушания третьей истины, когда просто двое разговаривают о третьем, могут анулировать даже целую жизнь греховной деятельности. Такая интересная история.
Забота о соседях
00:29:40 Что ещё мы должны понять? У нас есть вокруг также и более широкий круг забот. Например, наши соседи, да? Сейчас мы столкнулись с соседями, да, есть некоторые проблемы. Соседи в Ведах сравниваются с олицетворенной совестью. Соседи олицетворяют собой нашу совесть. И они видят все нечистоты в нашем сердце. Соседи очень четко все видят. Такие качества всегда у соседей – всё замечают, всё. И сообщают нам об этом явно или неявно. Обязательно. В виде разговоров друг с другом. И мы не можем от этого избавиться, как не можем убить свою совесть, бесполезно. Поэтому борьба с соседями – это борьба с собственной совестью, когда человек борется с собственной совестью. И к совести необходимо прислушиваться и благодарить совесть за откровенность. Мы должны быть благодарны своей собственной совести.
00:30:39 Когда человек перестает благодарить свою собственную совесть, он становится рецидивистом. И никто так не боится такого человека, даже преступники боятся таких рецидивистов. Потому что совести нет никакой, всё, что угодно, может совершить. Поэтому и мы должны прислушиваться к тому, что происходит вокруг нас. Не заявлять огульно, что вот, аха, что они понимают? Ничего не понимают. Мы должны прислушиваться к этому. Мы должны делать выводы соответствующие. Потому что это совесть. Она будет немножко зудеть, подсказывать нам, что-то не так, что-то не так, что-то не так, потому что любое культурное действие требует определённых правил. Например, чтобы не вызывать агрессии со стороны соседей, необходимо сначала установить с ними хорошие отношения. Если мы думаем, что отношения должны сами устанавливаться хорошо, ничего не получится. Обычно применяются разные способы, это метод знакомства, когда всех кормят, со всеми разговаривают, проводят какие-то программы ознакомительные, т.е. есть некоторые правила. И обычно затрачивается не меньше…
00:31:57 Я дам одну схему. Чтобы не было проблем в организации чего-то, нужно (шастры описывают этот процеcc), нужно затратить не менее десяти процентов от суммы на этот проект на благотворительное установление отношений со всем окружением. Например, если мы хотим провести какую-то программу...и хотим в нее вложить десять тысяч долларов, то нужно тысячу потратить на то, чтобы все люди, которые будут находиться на этой улице, соседи, которые живут в этих домах, директора магазинов по этой улице и так далее, должны быть заранее оповещены, приглашены, угощены, подарки какие-то там то есть…традиционные, ручку там напечатать. Всё это дешево на самом деле стоит, но эти вложения дают возможность осуществить проект. Если этого не было, то начинается карма неуважения соседей. И все высовываются и кричат – что это, кто это? Т.е. какая-то агрессия. Я помню, мы шли на харинаме, и в меня кинули бутылкой с десятого этажа. И хорошо, она прошла мимо. И тогда я стал думать – что-то не так. Надо что-то менять. Мы не можем просто идти и рушить этот мир…Может, всё-таки как-то его привлекать, а не рушить? Может, более милостивую форму избрать? А мы иногда так по-воинственному – па-па-пам. Только ружей ещё не хватает. Есть более мягкие подходы, с более мягким сердцем можно действовать, и решать эту проблему. Всего лишь десять процентов достаточно от вложений, чтобы снять всю эту нервозность восприятия. Потому что всех беспокоит, когда с ними не посоветовались.
00:33:53 Например, если Вы приходите домой, и Ваши соседи празднуют свадьбу. Вряд ли Вы будете рады, когда всю ночь что-то гремит… а почему мы не рады? По одной простой причине – нас не предупредили. Но если заранее пришли эти соседи, эти молодожены, дали пол-торта и сказали – у нас сегодня будет гулянка, все будет здорово, весело, какая проблема? Никакой проблемы…хорошие люди, предупредили, дали пол-торта. Все очень просто. Не хватает какой-то такой простой культурности. Минимальной. Вот чтобы со всеми были хорошие отношения, нужен минимум культуры, даже немного. Много не надо, минимум. Просто предупредить, заранее извиниться, угостить чем-то, не нужно чего-то особенного. Не нужно. Не нужно там суперпрезентацию делать, с видео, аудио там со всеми. Не обязательно. Надо просто по-человечески зайти и сказать – будет у нас немного шума, простите, пожалуйста, вперед.
00:35:05 Я помню, в одно время мы были вынуждены в пятиэтажке проводить программу на пятом этаже. Представляете, да, что такое? Киртан на пятом этаже. Но заранее мы накормили бабушку, которая жила под нами, просто кормили, кормили, говорили – у нас свадьба, свадьба, ну, много нас и мы все женимся. Свадьба. Так людям трудно понять, что мы каждый день поем так много. Свадьба у нас. Когда проходили киртаны, балки прогибались, вся штукатурка осыпалась, бабушка была очень старая, у нее начинались сердечные приступы. Приезжала скорая помощь, мы тоже спускались вниз, и бабушка говорила: «Ладно, увозите меня отсюда, а они пусть танцуют, пусть танцуют ребятки, мне всё равно умирать». Просто к бабушке нормально отнеслись и все. Минимум вообще вложений….[неразборчиво]… Мы Вас ценим, уважаем, у нас свадьба…недельная.
00:36:29 Забота, забота. Бхакти – это забота. Если мы заботимся только о Боге, если служим только Богу, это фанатизм называется. Который вызывает только отторжение у людей, только антипатию. Забота должна действительно обо всем проявляться. Мы обо всем должны заботиться. Это культура. Поэтому забота распространяется в культуру. В заботу. Мы проявляем эту культуру, да? Заботы о соседях.
Забота о подчиненных
00:36:59 Также есть забота о тех, кто от нас зависит. Обычно кто-то есть обязательно, кто от нас зависит. Так сказать, забота о подчиненных. И подчиненные описываются как представители бога смерти Амараджа. Подчиненные – представители бога смерти. Как мы будем заботиться о них в этой жизни, так бог смерти позаботится о нас в момент старости и смерти. Почему это происходит? Дается такое сравнение – мы имеем власть над кем-то, но кто над нами точно имеет власть – это старость и смерть. Однозначно. Ничего мы не можем сделать. Приходит старость, говорит – все. Живи спокойнее. А уж когда смерть приходит, вообще сразу все понятно. Да? Т.е. они имеют власть над нами, сто процентов. Поэтому когда мы правильно заботимся о своих подчиненных, то тогда старость и смерть начинают заботиться о нас. И старость проходит мягче и легче, и смерть проходит мягче и легче. Забота. Такие интересные связи проводятся. Такие параллели. В ведической культуре очень глубокие связи. Глубочайшие связи. Так расписывается карма. Так расписывается забота. Чтобы мы увидели, что обо всём надо заботиться. Действительно обо всем. Поэтому тот, кто хочет спокойно пройти этот путь старости и смерти, должен заботиться о своих подчиненных, а старость – это вторая половина жизни. А человек сейчас живёт 55 лет. Вторая половина жизни – двадцать семь, двадцать восемь лет, уже все старики. Фактически. Что еще?
Забота о сослуживцах
00:38:44 Забота о сослуживцах, о тех, кто вместе с нами выполняет те же самые обязанности, с кем мы вроде бы не связаны подчиненной системой, но они находятся рядом с нами, собратья наши. Те, с кем нас судьба свела в одном месте. Очень интересные связи. И в Ведах описывается, что они олицетворяют наши болезни. Которые тоже хотят жить вместе с нами в одном теле. Т.е. мы с кем-то должны вместе сотрудничать, и болезни тоже хотят находиться вместе с нами в одном теле. Поэтому как мы относимся к тому, кто рядом с нами выполняет какое-то служение, скажется на том, как к нам будут относиться наши собственные болезни. Если мы будем резко относиться к людям – тут я занимаюсь преданным служением, не лезь на мою территорию! Я! А ты там, у меня свой бейджик, у тебя – свой. Когда мы грубо так будем общаться, то как будет вести себя болезнь? Она будет резко и грубо проявляться. Не просто мягонько – почихал, температура немножко поднялась, потом сошла, и вроде все нормально. Да, так мягко проходит. А будет резко – бах, и насмерть. Температура максимальная, боль максимальная, т.е. резкие проявления. Очень интересная связь приводится. Т.е. боль придёт так же.
Забота о доме, о территории вокруг дома, и что она дает
00:40:24 Особенная роль отводится заботе о доме. Потому что дом – наше второе тело, мы заботимся о теле, есть ещё дом. И поэтому много достаточно знания дается о том, как позаботиться о своем собственном доме. Поэтому в Ведах описывается построение дома как построение отношений. Самое главное, что мы должны построить – это не сам дом, не саму коробку. Даже если построить её абсолютно правильно, ничего не произойдет. Необходимо построить отношения в этом доме. Т.е. дом – это отношения. Поэтому и качество дома определяется не качеством постройки. И в шалаше рай может быть с хорошим человеком. Мы живем в шалашах, да, в Маяпуре есть целый город шалашей. И нормально. Шалаш…бамбуковый рай…мы это прошли на своей жизни. Главное – отношения. И поэтому ценность постройки определяется тем, разрешает ли она проблемы во взаимоотношениях. Если да, то такой дом сравнивается с виманом (вимана - летающий корабль). Если отношения хорошие, это уже виман. Все.он уже потихонечку летит в духовный мир. Но если отношения плохие, то сравнивается со склепом на кладбище. Т.е. тоже вроде дом, тоже вроде есть двери, окна, но отношения мертвые. Все мертво. Поэтому уже фактически все, уже на кладбище человек живет. Все мертвые, все мертвые. Поэтому в общем-то это психологическое занятие. Построение дома – это психологическое занятие.
00:42:11 Поэтому счастье достигается в четырех направлениях в отношениях, мы знаем. Дхарма, Артха, Кама, Мокша. И Дхарма – люди, живущие в таком доме, должны постоянно ощущать счастье. В этом принцип взаимодействия. Мы должны чувствовать счастье, увидев друг друга. Это называется психологическое здоровье. Психологическое здоровье – когда увидев кого-то, нам хочется пойти быстрее навстречу. Это значит, что человек психологически здоров. Если при виде знакомого человека ему хочется убежать, это называется сумасшествие, психологическое расстройство.
00:42:50 Мы иногда убегаем друг от друга. Разбегаемся. Поэтому жизнь в доме, где хорошие отношения между людьми, описывается в ведической культуре, естественно приводит к святости. Потому что отношения развиваются, естественное развитие отношений должно приводить в Бхакти. Людям хочется все больше и больше отношений. Поэтому он развивается на трех уровнях – отношения с животными развиваются, с людьми и с Богом, естественно, естественным образом. Такое интересное место. Очень способствует такому развитию. Поэтому крепость, ещё такое понятие – крепость. В Ведах объясняется, что крепость – это дом, где крепкие отношения. Это крепость. Если в доме слабые отношения, плохие, это сравнивается с тюрьмой. Тюрьма – это где все плохие отношения. Поэтому на тюрьме есть решетка, чтобы все не разбегались друг от друга. Если бы там были хорошие отношения, то все бы радостно общались. Если преданных посадить в тюрьму, они будут довольны. Большого дискомфорта испытывать не будут. Вот как хорошо. Теперь уже точно беспокоиться не о чем. Никаких проблем, никаких планов. Сиди, общайся, развивайся. Они не могут находиться вместе, поэтому нужна решетка. Больше чтоб друг от друга не разбежались, да?
00:44:15 Артха интересно описывается. Когда человек заботится о своем доме, об отношениях, то богатство человека растет. Сейчас секрет богатства расскажу. Если в доме хорошие отношения, то любой человек, который входит в этот дом, увеличивает своё богатство. Оно автоматически увеличивается. Никакой банк не поможет. В банке, там маленькие проценты, семь-восемь. Там, где двенадцать, там обманывают. Семь-восемь. Но если человек просто входит в дом, где хорошие отношения между жителями этого дома, его богатство естественно увеличивается. Более того – если он с собой что-то принес, то ему это возвращается в десятки-сотни раз. Поэтому что происходило? Все хотели прийти в этот дом. И все хотели что сделать? Принести что-то с собой. Поэтому дом естественно становился местом процветания, там все процветали. Удивительно, дом превращался в такой банк эмоций. Банк эмоций, банк счастья. И соответственно наоборот – если отношения плохие, то когда человек входил в этот дом, он естественно беднел. Его карма ухудшалась, и все пытались что-то утащить из этого дома, стянуть. Даже сами жители этого дома постоянно что-то стягивают из этого дома и где-нибудь продают. Сейчас это часто происходит. Когда сам родственник что-то тянет из дома и продает. Видели такие случаи? Я вот видел, очень интересно. Обычно дом это куда все всё несут. Так интересно. Поэтому настоящий дом решает даже материальные проблемы человека. И в конце концов, конечно же, он дает освобождение. Освобождение от всех материальных страданий. Человек избавляется от всех трудностей в своей жизни.
00:46:05 Для этого всё, что было связано с домом, проводилось через праздник. И было три праздника основных. Когда сдавался новый дом, проводился большой праздник, когда в дом возвращались после ремонта, тоже проводился большой праздник, и когда в дом возвращались после длительной поездки (вот сейчас у нас длительная поездка). Проводился огромный праздник. Большой, всех кормили, делали подарки. И тогда дом превращался в настоящий банк. И в нём все увеличивалось, процветало и жило, действительно улучшалось так просто. Чуть-чуть об этом, да? Что еще? Чуть-чуть внутрь дома сейчас мы заглянем. В домашние вещи.
00:46:59 Домашние вещи сравниваются с олицетворенными лекарствами от всех болезней. Они как внутренние органы, да? Есть дом, есть внутренние органы. Есть тело, есть внутренние органы. Есть дом, есть вещи, они внутри. Поэтому забота о вещах в доме приводила к здоровью членов семьи, все выздоравливают. Поэтому в доме, где все вещи немножко поломаны, подклеены, подтреснуты, вряд ли можно рассчитывать на здоровую жизнь. Поэтому если вещь совсем развалилась, лучше от нее избавиться. Или она уже не очень-то нужна. Сейчас причём её особенно даже и нести никуда не надо. Я помню, мы старые вещи навытаскивали, я просто дверь открывал, и уже выносил, её уже подхватывали оттуда. Не глядя глаза в глаза, уже подхватывали, выносили. Я даже не выходил на порог. Сейчас все очень быстро перераспределяется. Да, если рухлядь находится в доме, то это хронические проблемы могут быть со здоровьем. Поэтому нужно заботиться об этом, и…эта забота выражается в том, что покупаются дорогие, хорошие вещи. Посуда железная, да? Можно сколько угодно дома скандалить, летающие тарелки не бьются, все удачно… Мебель хорошая, да? Что еще?
00:48:36 Земля (сейчас идет речь об этом), земля – это основа хороших отношений, т.к. возделывание земли – это культивация собственного характера. Культивирование собственного сердца, отсюда, в общем-то, и пошло наш термин культуры. Культивирование земли – это культивирование собственного характера. Фактически это основа… Животные не занимаются возделыванием земли, только человек способен этим заниматься. Поэтому мы можем увидеть, что, несмотря на всю урбанизацию, человека тянет на землю. Чем человек ближе к земле, тем здоровее он, чем он дальше от земли, тем больше проблем. Потому что уничтожается мягкость сердца, человек становится железным. Поэтому дома хоть что-то должно быть, хоть горшочек с цветочком, хоть что-то. Хоть какая-то забота, хоть маленькая.
00:49:31 Еще интересно, мы должны понять, территория вокруг дома – очень интересное явление. Территория вокруг жилища показывает качество нашего отношения к окружающим. Очень важная часть заботы – качество отношения к окружающим. Если нам всё равно, то эта территория будет загажена. Человек будет выбрасывать мусор прямо из окна своего дома. Знаете, такое явление, называется общежитие. С этой стороны всё чисто, не дай Бог на ту сторону зайти. Там уже помойка, да, то, что за общежитием. Видели, такое явление, да? Ужасно. Мы должны быть очень аккуратны.
00:50:08 У преданных иногда есть такое культурное явление, это вынос прасада под дерево и вывешивание везде гирляндочек налево и направо…Но соседями иногда это воспринимается как очень странное поведение. Соседи не понимают, что такое – еду везде под деревья. Очень странно. Или лепесточки везде. Это называется мусорить, т.е. на языке современного человека это – мусорить. Поэтому нужно быть очень аккуратным и не создавать такого эффекта мусора, потому что просто человек не способен оценить важность этой части культуры. Нет у нас такого количества коров, которые подходили бы и сразу же съедали все это. В общем-то, эта культура обеспечивается коровами или другими животными. Когда действительно не под дерево выкладывается прасад, а для коровы выкладывается прасад, и корова приходит и съедает. У нас коровы-то не приходят, у нас сосед приходит. Начинает мычать, как корова. Да, есть собаки, кошки, но это всё равно смотрится странно. Будут говорить, что собак и кошек прикармливают. Они отовсюду, со всех дворов потом орать начинают.
00:51:47 Поэтому нужно быть очень аккуратным. Очень аккуратным, понимать культуру другого человека, что это не принято в современной культуре так вот действовать. Нужно быть аккуратным. Потому что это - отношения с людьми вокруг, это создается ореол культуры, аура культуры. В некоторых странах поэтому некоторые национальности в отдельные кварталы отводят. Потому что в некоторых национальностях (так просто я скажу, без уточнений) есть традиция мусор прямо в окошко выкидывать. На кухне может готовиnm человек так. Поэтому их отводят в отдельный квартал. Такая культура, что жить невозможно. Мы не должны превращаться в такое подобие. Иначе будет очень трудно найти общий язык.
00:52:34 Поэтому фактически по территории вокруг дома можно судить об искренности человека, насколько он искренен. Если территория ухожена, значит, это доброжелательно настроенный человек к внешнему миру, если территория загажена, значит, не стоит ему верить, значит, у него на самом деле достаточно агрессивное отношение к внешнему миру. Поэтому такому человеку доверять нельзя. Поэтому нужно постоянно наводить порядок вокруг своего дома, вокруг своего храма. Постоянно заботиться об этом. С этим, кстати, связано и освещение. Очень интересно дается философская трактовка: если мы помогаем другим осветить его путь, то мы тоже не будем ошибаться в своей жизни. Поэтому по ведической культуре напротив своего дома домохозяин всегда вывешивал свой светильник. Ему было всё равно до всех других соседей. Он свой светильник вывешивал и заботился о том, чтобы все, кто проходят мимо него, благодарили его. Потому что темно, человек спотыкается. Есть также ещё одно интересное сравнение, такое грубое, но очень правдивое. Темное место постепенно превращается в туалет. Поэтому если место вокруг дома не освещается, то сам дом превращается в туалет. Иногда так в подъезд в русский зайдешь, и не понимаешь, куда ты зашел. Пройти невозможно, если лифт не работает. Идти очень страшно по этажам, видели такие? Нет освещения, и все, загаживается моментально, поэтому это признак очень опытного домохозяина, который действительно может заботиться.
Особенности заботы о женщинах, детях и пожилых людях
00:54:23 Одним словом, мы должны действительно проявлять свою заботу друг о друге. Эта забота очень глубокая, мы должны учитывать тонкости этой заботы, мы должны понимать, что есть основные категории заботы. Особенные категории – это дети, женщины, старики. Общество должно особенно аккуратно подходить к этой заботе, все время видеть, не нарушаются ли какие-то связи в этих отношениях, довольны ли эти слои населения, что с ними происходит, иначе невозможно добиться общего уровня культуры. Потому что культура основывается на основных видах заботы. Нужно все время думать, в чем они нуждаются, у всех есть особые нужды…Поэтому, например, в Ведах есть такая цитата. Что если мы хотим проверить культуру нашей любви, посмотрите, как мы любим детей, женщин, стариков, больных и учителей. Как мы их любим. Если проверить свою культуру. Потому что как проверить культуру бакти? Как проверить высоту нашей культуры? Мы уже говорили. На реальной культуре во взаимоотношениях. И все эти категории будут счастливы, если почувствуют свою нужность. В этом идея. Т.е. забота – это дать кому-то почувствовать его нужность. Что он действительно нужен. Это основа культуры, что мы нужны. У нас много есть тонких моментов, которые мы упускаем, поэтому испытываем много беспокойств. А в Ведах описывается очень интересное явление – основные беспокойства приходят, когда не заботятся о детях, женщинах и стариках. Приходят основные проблемы в общество. Но фактически, если мы берем разбор каких-то проблем, то в Ведах рекомендуют тут же найти недостаток заботы к детям, женщинам и старикам. И если тут же решить этот недостаток, то проблема может легко разрешиться. Это – основа культура. Основа – забота.
00:56:38 И мы должны четко понимать, кто в чем нуждается. У нас иногда очень много перегибов, большое количество перегибов. Любое духовное движение сейчас в большинстве своем может состоять из женщин. Раньше мужчина был некоторым лидером духовным. А теперь больше женщина становится духовным лидером. Я читаю лекции по всей России, и везде зал состоит на 97% из женщин. И три несчастных мужчины сидят, озираясь по сторонам. В основном, женщины сидят. Сейчас женщина-лидер. Факт. Она не боится потратить своё время, она не боится целый день поработать, после работы – пойти на лекцию. Она не боится даже своего ребенка где-то оставить. Она не боится дома скандалов. Поэтому женщина сейчас лидер и о ней не заботятся. Общество состоит из женщин и о женщинах не заботится. Очень странное явление, современный перегиб.
00:57:54 Поэтому нужно знать, кто в чем нуждается. Женщины нуждаются в мягком отношении. Это нужно женщине, она должна чувствовать мягкость. А с другой стороны, признание. Женщина нуждается в быстром признании. Обычно женщине лучше сразу давать посвящение, ещё что-то, т.е. не требуя каких-то дембельских аккордов. Есть какая-то такая жуткая армейская традиция. Дембельский аккорд перед инициацией. Женщине нужно сразу давать посвящение, не стоит её эксплуатировать, пользоваться её мягкостью, требовать чего-то от нее. Вот помоешь три года пол, тогда дадим тебе посвящение. Если женщина вступает на путь духовного развития, нужно сразу давать ей все посвящения, пусть развивается, какая проблема? Это мужчину нужно долго ломать, это у мужчины эго, это у мужчины несогласие со всем, это у мужчины свой план. Женщина хочет мягкости. Никакой проблемы нет, там нечего ломать, она и так мягка по своей природе. Это мужчина жесток по своей природе. Его и не грех немножечко повоспитывать. Но женщин никогда так не воспитывают, это некультурно – воспитывать женщину, о женщине нужно заботиться, а у нас воспитывают, как мужика. Это неверно. Должно быть мягкое отношение.
00:59:23 Женщина нуждается в разговорах, ей нужно поговорить о своих проблемах с кем-то, ей нужно пожаловаться кому-то, женщине всегда есть о чем пожаловаться. Потому что ей все равно, что сказали, ей важно, КАК это сказали. Так – нет? Поэтому ей кто-то что-то сказал, ей все равно, правильно ей сказали или нет, КАК это сказали…и об этом нужно рассказать другой женщине. Как он мне это сказал!!! Если она это не сделает, все, она будет несчастной. В Ведах приводится – 2 часа женщина должна говорить о том, что она увидела, услышала, и как ей это сказали. И тогда она будет счастливая. Но ей говорят – это праджалпа. Это не праджалпа, это её жизнь. Если она не расскажет, они не расскажут, они не смогут жить. Оно там взорвется все внутри у нее. Такая женщина потом в стерву превращается. Ей нужно высказаться, поговорить, ничего в этом нет страшного, это не праджалпа. Поговорили немножко. Какая проблема? Мужчина это понять не может. У мужчины 3 слова – да, нет, потому что. Всё, ему достаточно. Они так и разговаривают. Если проследить, как мужчина разговаривает – да, нет, почему нет? – да! почему да? – потому что! Ну вот и все, поговорили, довольные, разошлись. Женщины – нет. А как это было? А что ты почувствовала в этот момент, когда он тебе это сказал? А лицо его изменилось? А рядом ещё третий стоял, слушал, да, он наверно, не просто так. Это нужно обсудить, это женская жизнь. Ну поэтому раньше женщины всегда ходили друг к другу, якобы обменяться там выкройками, новое чоли. Нет, их отпускали, она говорила мужу – мне нужно сходить к соседке обменяться выкройками. Нет, он знал – два часа она должна пойти поговорить с ней. А иначе дома она все будет высказывать уже мужу. А с мужем разговаривать бесполезно, у него – да, нет, потому что! Все очень просто и это уже не разговор. Т.е. нет чувств, абсолютно разные уровни жизни. С разных планет – мужчина, женщина. Абсолютно разное мышление.
01:01:53 Женщина нуждается в повышенном уюте. Некоторый уют должен быть повышенный. Нужно заботиться об этом , это важно – повышенный уют, чуть побольше так, чем мужчине. Мужчине вообще ничего не надо – ему нужно лечь и на расстоянии вытянутой руки поставить свою вещь, свою сумку, все. И он спит и похлопывает – сумка рядом. Можно или под голову, или под ноги её поставить. А если две сумки – одну под голову, другую – под ноги. Да? Женщине так нельзя, нет, нужно и шторку тут же повесить, и то, и то, и пятое-десятое. То есть целая жизнь. Мужчина, она где устал, там и уснул. У женщины все сложнее, поэтому нужно заботиться об этом, это уровень заботы Это не майя, это особенность. Особенность жизни. От этого страдает все общество, от того, что нет такой заботы. Потому что это одна из основных проблем.
01:02:56 Вещей должно быть больше у женщины чем у мужчины. В Ведах описывается, у женщины каждой категории вещей должно быть минимум 7 штук. Каждой категории, тогда её ум становится спокойным. Потому что мужчине всё равно, что носить, и что одевать, и чем пользоваться, он просто берет самое чистое из самого грязного. Это мужской метод. Если для кого-то секрет, то я открою тайну. И абсолютно доволен. Для женщины важен выбор, ей нужно выбрать, что вот это к этому, вот это к этому. Мужчина никогда не думает, ему все равно, хоть на зеленое, хоть на красное, женщине нужен выбор, поэтому всего должно быть много. У мужчины есть свои особенности – вещь должна быть одна, но очень хорошая. Фирменная, дорогая, крутая. Но поэтому нужно понимать, что если что-то мужчине покупается, то нужно хорошую ведь покупать. А женщине нужно несколько. И тогда все будут довольны. …Всего по семь, много, все счастливы. Все довольны – у мужчины дорогая, у женщины – много. Все довольны. Если у мужчины дешевая, он будет все время нервничать, он её сам специально сломает, новую купите. А что с нашим плеером? – А, ведро случайно уронил. Помойное. И сам пошел его выкинул, и машина уже уехала мусорная случайно. Можно новое купить. Это важно.
01:04:37 Отдых нужен больше женщине, понимаете, больше отдыха, больше праздников. Женщине нужно со знаменитостями пообщаться обязательно. Ей очень приятно поговорить, задать свой вопрос, да, очень простой вопрос, да, абсолютно ненужный, но задать. И она будет счастлива, понимаете, нужно это обязательно устроить, чтобы женщина встретилась со знаменитым человеком, если он приехал в Ваш город…Я была, я разговаривала, он лично со мной поговорил…Это очень важный для женщины фактор. Мужчине все равно. Лишние разговоры – лишние проблемы.
01:05:17 Женщине обязательно нужны деньги на карманные расходы, обязательно какое-то количество денег должно быть. Женщина не должна все время думать, у кого попросить, как попросить, где попросить. Это некультурно для женщины. Женщина не должна просить денег. Ей должны давать деньги постоянно. Она не должна их просить.
01:05:36 Я просто привел этот пример, также можно было детей разобрать, стариков, да сам принцип, всё это знают. Это не какой-то секрет, это жизнь. И если мы заботимся хотя бы чуть-чуть об этом, то все чувствуют себя счастливыми, и тогда общество становится действительно счастливым, а так мы оставляем синдром постоянного раздражения – всем чуть-чуть чего-то не хватает. Чуть-чуть! А чуть-чуть – это вот эта маленькая забота. Когда все заботятся друг о друге, терпимы и воспринимают нормально проблемы другого человека, нормально его нужды. То, что у человека есть нужды, это нормально, это не греховно. Нужды – это не греховно, нужды - это не греховное поведение человека. Это то, что нужно обеспечить, его удовлетворить. Нужды – то, что нужно. Это не грех. Но мы нужду как грех воспринимаем. Как какую-то проблему. Поэтому мы должны заботиться об этом, это забота. Это, конечно, должны больше мужчины проявлять заботу, лидеры, но также у каждого из нас есть подчиненные, друзья, родные, близкие, поэтому каждый должен заботиться. Это вот и есть настоящая культура. Вот то, что я хотел сегодня уточнить. Вот эти вот интересные моменты. Вопросики сейчас мне задайте.
Ответы на вопросы
Как регулировать разговорчивость женщины?
01:07:06 – [Вопрос] Про женщин сказали что их надо выслушивать и так далее. Я попробую, я об этом раньше слышал и заметил, что чем больше даешь возможность выговориться, тем больше есть привыкание, и это идет по нарастанию. Т.е. выговаривается, и ей уже это нравится, и она не может без этого, как быть в этой ситуации?
– [Ответ] Во всем есть предел, поэтому мы и говорили, что культура – это умение устанавливать дистанцию, умение устанавливать рамки. И поэтому, если рамки сразу установлены, то никогда не будет перехода. Поэтому обычно сразу устанавливаются некоторые рамки, и все.
–
[Вопрос] Можно пояснить на примере, потому что я уже пробовал, и так, и сяк, и не всегда получается…
– [Ответ] Рамки? Рамки – это часы, говорить – у меня есть время вот такое-то. Очень все просто. Пожалуйста, вопрос.
Как правильно строить отношения со своим гуру?
01:08:08 – [Вопрос] Извините, не в тему…Вот как правильно строить отношения с Гуру Махараджи? Как правильно относиться? Я сейчас получила просто...очень сильно доверяю духовному учителю, но хотелось бы знать, как правильно мне с ним общаться.
–
[Ответ] Правильно общаться? Всегда все очень индивидуально, но принцип такой – мы должны научиться радовать своего духовного учителя своими достижениями. Настоящее общение – когда мы радуем своего учителя своими достижениями, вот это общение. Когда мы делаем из своего учителя некоторый такой психологический центр по разрешению насущных проблем - вот это немножечко проблематично. Мы должны сами решать свои проблемы, и для этого у нас есть все возможности. Есть разумные люди вокруг, есть книги, есть специалисты. Есть, в конце концов, взрослые, старые там, мудрые люди. И, решив свои проблемы, мы можем рассказать своему учителю, как с помощью Cознания Кришны и нашей мудрости у нас получилось решить эту проблему. И он будет очень счастлив. А когда постоянное общение ему с нами запоминается как постоянная проблема, то это так…небольшая радость. Поэтому лично…наши взаимоотношения, мои взаимоотношения с вами, в среде наших учеников сложились так, что мы договариваемся писать о том, когда проблема решена, радуя учителя тем, что мы взрослеем. А не тем, что мы так же беспомощно не можем решить какие-то простейшие вещи.
Как жить в храме?
01:09:59 – [Вопрос] А вот если учитель посоветовал жить в храме, очень много материальных желаний, и хочется еще, образование есть, и поработать, какие-то достижения материальные сделать, то как тут…как правильно сказать…
–
[Ответ] Жить в конкретном храме или жить в храме?
– [Вопрос] Да, жить в конкретном храме, как бы есть просто совет, но я бы не была счастлива, мне очень много хочется, как-то деньги заработать, ещё что-то…вот потом, может быть, через несколько лет…
– [Ответ] Ну это нужно уточнить у духовного учителя
–
[Вопрос]Уточнить, да, т.е. сердце ему открыть в этом вопросе?
–
[Ответ] Да, нужно сразу это выяснить, пока здесь есть возможность. Да, что вот так-то, вот так-то, было такое-то наставление, есть такая-то тонкость, это не проблема. Т.е. мы должны разговаривать. Т.е. проблемы возникают оттого, что мы слышим наставления от духовного учителя, и потом начинаем его истолковывать. Нет, нужно сразу выяснить все – как конкретно что. Т.е. нужно выяснить, как, на какие деньги, конкретно, сколько времени это должно длиться, и какой должен быть результат. А иначе мы начнем истолковывать это все неверно. Практичность нужна. Не просто спасибо за наставление, а спасибо, а как это сделать, т.е. если уж дается наставление, оно должно идти с некоторым разъяснением, как это выполнить. Потому что просто жить в храме…есть разные варианты жить в храме – можно в храме жить как брахмачарини, можно как грихастха. Можно из своего дома сделать храм и называть это жизнью в храме. Можно жить в храме тела…Можно истолковать любым образом, поэтому нужно выяснить конкретно, как, на какие деньги, сколько, и, главное, как это делать с моими желаниями, с моей обусловленностью. А иначе это будет некоторая карма неразумности. Т.е. нужно разумно выяснить это. Еще вопросики.
Семья где муж с женой ровесники
01:12:01 – [Вопрос] Вопрос вот. Если планируется создать семью, и потенциальные супруги – они ровесники…Есть рекомендация, что девушка должна быть младше года на четыре. Вот из этой ситуации в дальнейшем, если они ровесники, какие Вы посоветуете сделать выводы?
–
[Ответ] Если уже решили создать семью?
–
[Вопрос] Планируют пока.
–
[Ответ] Если планируют, то не должно быть больших проблем. Это вообще разговор отдельный. Когда два человека ещё только планируют, можно просто поговорить. Если план уже составлен, уже разговаривать не о чем. Пока план не составлен, можно это обсудить. Если план составлен, уже говорить не о чем. Т.е. совместимость определяется до того, как мужчина и женщина решили создать семью. Если они уже решили, уже никакая совместимость не проверяется. Вот эта тонкость. Т.е. они уже все, решили. Еще вопросики.
Каким должно быть отношение к старикам?
01:13:10 – [Вопрос] Пожалуйста, в двух словах. Отношение к женщине – это понятно. К старикам и к детям.
–
[Ответ] У стариков меняется отношение к миру, меняется его тело, меняется его здоровье, меняется его нервная система, меняется его психика, меняются его потребности. Поэтому необходимо достаточно много заботы проявлять к старости. Старость требует психологической заботы, этот человек должен чувствовать, что он нужен, что он востребован.
–
[Вопрос] А если он не принимает твоей заботы?
– [Ответ]Значит, забота неправильно проявлена. Если Вы ребенку даете какую-то еду, он отплевывается, может, другую еду приготовить? Т.е. старик – он как ребенок, к нему нужно как к ребенку относиться, нужно очень тонко заботиться. Если старик что-то не принимает, значит, это как ребенок, т.е. что-то мы неправильно делаем. Его чувства обостряются, весь его организм меняется, поэтому старость сравнивается с детством. Поэтому нужно все подбирать – еду нужно подбирать, усюсюкать надо немножечко, т.е. нужно все подбирать. Более тонкое отношение, более качественное отношение. Это надо достаточно много усилий, поэтому общество…Культура в обществе тут же определяется по отношению к старости, потому что заботиться о стариках хочется меньше, чем о детях. Дети хоть вырастут, есть какая-то надежда, а старики точно умрут. Поэтому культура общая определяется по желанию заботиться о стариках. И вообще-то мы видим, что традиционные культуры на этом основаны. И в России сохранились культуры заботиться о стариках.
01:15:02 – [Вопрос] Ну, допустим, это вот если преклонного возраста человек…а если это человек – лет шестидесяти, который ещё чувствует силы, и ты, допустим, как ребенок, проявляешь внимание, а они, допустим, ещё не воспринимают себя стариками. Есть потребность давать им любовь, они пока не принимают её, скажем так.
– [Ответ] Значит, другие способы проявлять, другие формы – в этом и есть забота. Забота – это действительно делать то, что нужно человеку. А когда мы делаем то, что сами считаем заботой, то это насилие над человеком. Например, я считаю, что заботой для вас будет то, что мы сейчас закроем все двери, все окна, и не будет ничего слышно, но вы все подумаете, что стало-то слишком жарко. Поэтому, забота – это всегда немножечко интересоваться тем, что же нужно человеку. То, что нам кажется заботой, может являться насилием, и эффект будет полностью противоположным. Поэтому забота – это всегда, так сказать, интересоваться, а как же воспринимается вообще наша забота. Как же она воспринимается-то. Т.е. ребенок должен перестать плакать в конце концов. Я рассказывал? Нет? Но в Японии есть такая культура заботы о детях, там мать так заботится о детях, что ребенок может несколько месяцев не плакать вообще. Т.е. она настолько заботится, настолько медитирует на эту заботу о ребенке, что ребенок вообще плакать перестает. Настолько она тонко чувствует, когда что нужно сделать ребенку. Если в Японии ребенок плачет, то считается, что мать вообще не заботится о своем ребенке. У нас другая культура. Вот так же и о стариках нужно заботиться, чтобы он не плакал. Потому что чувства обостряются, Вата приходит, чувства обостряются, все очень больно воспринимается, болезненно. Потому что жизнь заканчивается, было много ошибок, было много трудностей, и человеку хочется, чтобы как-то уважалась его жизнь, как-то принималась, т.е. хочется уйти хорошо. Ну, как-то с уважением, честно, достойно. Ну это уже у каждого по-своему протекает. Сам принцип. Это нужно было бы целую лекцию прочитать. Я думаю, это отдельная тема.
Забота мужа о жене это забота о равных или о младших?
01:17:36 – [Вопрос] Забота мужа, например, о жене, с чем ассоциируется? Это приравнивается к заботе о равных или к заботе о детях?
– [Ответ] Сейчас иногда – к заботе о старших. Т.к. зачастую жена сейчас является духовным лидером в семье, то иногда это служение своему гуру.
–
[Вопрос] Если не лидером, а просто…
–
[Ответ] Если не лидер, она стесняется признаться… Женщины - естественные сейчас духовные лидеры, т.к. очень быстро меняют своё сердце. Мужчины сейчас очень долго меняют своё сердце, поэтому мужчина всегда должен очень уважительно относиться к своей жене. Но жена, будучи лидером даже духовным, должна вести себя так, чтобы муж никогда не догадался, что она лидер. Тогда она будет настоящим лидером. Если муж догадался, что она лидер, значит, она свои качества лидера аннулировала. Такие вот хитросплетения в семье. А муж должен догадываться – что-то все-таки у нее наверно сердце-то помягче, чем у меня, поэтому нужно о ней заботиться побольше. И тогда будет очень интересный такой спектакль семейный. Когда оба догадываются, что они хорошие, что они сильные, что они лидеры, и появляется такая ниточка взаимолюбви, взаимоуважения, взаимозаботы. Непередаваемое чувство. Непередаваемое.
01:19:10 Семья – удивительный инструмент, если правильно пройти семейную жизнь человек должен стать святым, что это значит? Он должен развить свою любовь. Если он правильно будет проходить уровень заботы, то, выйдя из семейной жизни, он сможет распространить свою любовь на весь мир. Но если в результате семьи он наоборот станет циником, и будет не любить противоположный пол или сами отношения, то вряд ли получится распространить свою любовь на весь мир. Поэтому это целыйашрам, это целая схема. Это отдельный семинар. С семинаром по семейным отношениям я сейчас буду ездить весь этот зимний период, поэтому если ваши города стоят в нашем списке, то я буду рассказывать целую неделю, как извлечь нектар из семейных отношений. Потому что это возможно. А иначе ну зачем бы Бог так мучил нас, заставляя создавать семьи? Раньше дети на деревьях росли, проблем не было, теперь нужно семьи создавать. Он же не издевается над нами, он же не главный насильник, нет, Он хочет, чтобы мы были счастливыми, поэтому мы это поизучаем, как же быть счастливым в семье-то уже. Это возможно.
Правильный порядок создания семьи
01:20:29 – [Вопрос] Извините, вот такой вопрос затронули о возрасте. Просто у меня был прабху (мужчина), который появился…., он был на семь лет младше, но полностью духовный лидер был и заботился, и у нас удивительные отношения были, и почему? Почему вот?.. В Ведах написано, т.е. этот вопрос уже так неоднократно поднимался, сейчас вот мои друзья, они все намного младше, т.е. как правильно?
–
[Ответ] Как правильно что?..
–
[Вопрос]Ну, расценивать тот опыт, вот прабу сказал, по Ведам жена должна быть младше, а тут наоборот…
–
[Ответ] Как правильно создать семью?
–
[Вопрос] Ну да, вот если такой момент личной жизни, т.е. возраст – что делать с этим?
–
[Ответ] Мы можем разобрать несколько принципов, хорошо. Дело не в возрасте сейчас. Возраст – это один из вторичных факторов. Есть вторичные факторы, есть первичные факторы. Один из первичных факторов – последовательность создания семьи. Мы должны создать семью так, чтобы она не распалась, да? Поэтому есть последовательность, и последовательность такова – сначала нужно научиться дружить. Если мы способны дружить ( т.е. дружба – это взаимопонимание некоторое), если мы научились дружить, то потом дружба обязательно переходит в некоторый всплеск, в любовь. Но как любой всплеск, он заканчивается однажды. И когда он заканчивается, что остается? Дружба.
01:22:00 Вот это правильное создание семьи – дружба, любовь, дружба. В общем-то, восток старается так и провести создание семьи. Соответственно, рискованное создание семьи – на основе сразу вспыхнувших отношений. Потому что когда они заканчиваются, что остается? Ничего не остается. Поэтому просто развод. А если до этого была дружба, и потом она перешла в любовь, потом опять в дружбу, можно жить дальше спокойно всю жизнь. Потому что уже есть какие-то отношения. С другой стороны, если дружба не переходит в какие-то яркие чувства, нельзя создавать семью. Почему? Потому что всегда вместе трудно. И когда трудно, но было что-то действительно связывающее, что-то глубокое, то можно все терпеть. Но когда ничего не было действительно глубокого и связывающего, то терпеть становится очень трудно, люди просто разводятся. Это вот такие простые культурные принципы, да? Все с этим сталкивались? Возраст - вторичный фактор. Вторичный фактор, является как упаведа к Ведам, т.е. является вторичным. Поэтому его можно учитывать, но на уровне дружбы, не больше. Если уж все-таки все создалось, уже можно не учитывать. Это вещи терпимые. Слишком большой разницы у вас всё равно не будет, вы не сможете тогда понять друг друга никак. Это будет разная культурная прослойка. Поэтому обычно там, десять лет – это не страшно. Главное вот это – дружба, любовь, дружба, тогда будет все хорошо.
01:23:47 – [Вопрос] Вот если у женщины нет интереса к духовной как бы вообще никакой теме, вот они ровесники, к примеру, мужчина проявляет к этому интерес…
– [Ответ] И что?
– [Вопрос] Женщина, она сильна, сильная личность, так скажем… и там же ещё ровесник, она дается…..
– [Ответ] Вопрос в чем?
– [Вопрос]Вопрос…спрогнозировать ситуацию
– [Ответ] Спрогнозировать? В отношениях нельзя прогнозировать ситуацию. Или мы их строим по схеме, которая более-менее культурная, и все идет в некоторых рамках культуры, или ничего прогнозировать нельзя. Поэтому нужно всегда…каждый тип взаимоотношений лучше отдельно обсудить со специалистом. Есть некоторые тенденции, но все мы не разберем. Есть где-то… шесть тысяч тенденций, и поэтому только специалист знает, как пойдут отношения. Я знаю, но это нужно быть специалистом, много лет, я учился этому пять лет, чтобы знать, как пойдут отношения дальше. Потому что есть тенденции, всё равно есть, во всём. И можно посчитать, в чем будет тенденция. Чтобы как-то аннулировать. Шрила Прабхупада Ки Джая! Нитай-Гаура премананде! Хари бол! Завтра последняя лекция...