Обиды - семена греха

Анапа - 01 января 2005
Создание условий для теплых отношений. Важность культуры в отношениях, в частности, в общении. Как реагировать на негативный опыт, принцип «исследователя». Почему критика является прерогативой духовного учителя. Что делать, если, все-таки, даже в мыслях появилась критика по отношению к другому человеку. Метод оплаты своих глупостей. Правильно и неправильно начатое мышление. Как действует обида, как мы поступаем, что задевает самое сердце человека. Причины озлобленности. Озлобление, как результат обиды. Озлобленность, как преграда в духовном развитии Лекарства против обиды, обидных поступков. Почему нужно брать на себя начало мирных переговоров. Прощение, как форма освобождения. Как следует относится и готовится к жизненным экзаменам. Распределение своих сил согласно Артхашастре.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:24:41 | качество: mp3 32kB/s 19 Mb | прослушано: 1020 | скачано: 946 | избрано: 31
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Пожалуйста, вопросы, какие есть по предыдущим лекциям, задайте. Кто не был ни на одной из предыдущей лекции? Кто не был ни на одной из предыдущей лекции? Сначала руки поднимите. (Голос из зала): [неразборчиво] (Автор): По предыдущим лекциям, да?

00:00:20 (Голос из зала): [неразборчиво] (Автор): По какой проблеме вы имеете в виду? (Голос из зала): Ну, по проблеме… [неразборчиво]. (Автор): А-а. (смеется) Есть некоторые методики, но все они имеют личную структуру. Мы не можем начать с изменения кого-то, даже собственные изменения, так сказать, требуют длительного времени иногда жизни уходят, чтобы что-то поменять, тем более нельзя рассчитывать, что мы можем повлиять, в общем-то, на чьи-то качества особенно.

00:01:10 Мы можем создать некоторые условия. Условия очень просты, если мы нагреваем атмосферу, то холод уходит, если мы открываем окна и охлаждаем атмосферу, то уходит тепло. Поэтому весь вопрос, так сказать, в теплоте. И если даже один или два человека работают на теплоту это много. Это много. Например, мы можем находиться в холодном помещении, но у нас маленький обогреватель, всего один, но мы можем направить его себе на ноги и будет, в принципе, тепло. Поэтому мы можем находиться в очень большом коллективе, но если хотя бы с одним человеком у нас будут культурные отношения, даже не обязательно духовные…

00:01:54 Духовные отношения – это очень сложная вещь, очень трудно понять: кто ты, где ты, что такое душа, как правильно относится друг к другу, как правильно… Очень сложные вещи. Поэтому, иногда мы имитируем духовность, как-то пытаемся что-то делать. Но культурные отношения очень легко понять. Должно быть взаимоуважение, взаимотеплота, понимание, то, что мы обсуждаем.

00:02:22 Поэтому уровень культуры необходим, чтобы подниматься на более высокие платформы, это та самая теплота, которая нам нужна. Поэтому достаточно вот этих личностных взаимоотношений. Мы, в общем-то, и находимся в атмосфере личностной философии. Это значит, что не нужно со всеми налаживать, какие-то типы взаимоотношений, которые нам очень хочется наладить – это невозможно. Нас слишком много – бесконечное количество, посчитать невозможно. Но рекомендуется начать с самого ближнего круга с теми с кем уже есть, какие-то отношения, просто немного подогреть их, сделать более уважительными и тогда не будет влиять внешняя атмосфера. Не будет влиять.

00:03:15 Поэтому, в общем-то, Бхактивинод Тхакур молится: «Кришна, пожалуйста, позволь мне иметь хотя бы одного друга в сознании Кришны. Хотя бы одного, кто мог меня понять, мой стиль преданности, мое отношение к Кришне. Хотя бы одного», потому что иногда мы попадаем в эту ситуацию, что никто нас не понимает, не стоит сильно переживать, не одни мы такие. Это мир непонимания. Все не понимают друг друга.

00:03:49 А мы даже себя не можем понять, человек ходит, думает: «Что мне надо?!». Человеку сорок пять лет, он ко мне приходит на консультацию, спрашивает: «Кто я? Кем я должен работать?». Я говорю: «Тебе на пенсию уже надо уходить». Понимаете? Мы не можем даже в себе разобраться – это факт. Очень трудно. Много нас. Много. Внутри столько всего, а тем более в другом, а тем более договориться. Это сложная задача.

00:04:20 Ну, хотя бы один человек, может даже не в нашем городе, может даже не из нашей страны. (Голос из зала): [неразборчиво]. (Автор): Конечно. Не обязательно в ятре, обычно в своем отечестве пророков не бывает, трудно быть понятым в своем отечестве, особенно если, не дай Бог, ваши идеи индивидуальны, имеют, так сказать, авторские отклонения. Что в другом месте будет считаться изысканностью и глубиной мышления, в вашем ближнем кругу это будет считаться страшной апаратхой и противодействие местному [санскрит]. Это происходит очень часто, поэтому к этому нужно относиться очень спокойно и не пытаться достигать чего-то в той среде, в которой это невозможно достичь.

00:05:13 Нужно иметь хотя бы одного друга, как минимум, и делиться с ним своими интересами, размышлениями. Когда атмосфера становится более теплая, естественно, вот тогда можно и раскрыть своё сердце. Нужно быть практичным в этом плане, нельзя сразу открыться, мы ещё не настолько добры, чтобы открывать друг другу сердце сразу. Все могут удивиться нашему сердцу, и мы можем удивиться тому, как отнесутся нашему сердцу.

00:05:50 (Голос из зала): Бывает, складываются такие ситуации, когда оказываешься в таком обществе, где кто-то другой начинает про кого-то сплетничать, обсуждать и т.д. Как себя вести в такой ситуации? (Автор): Если мы не можем по культуре просто уйти, что обычно рекомендуется. Если культура не предполагает уйти необходимо стать исследователем: «Во-о, какая интересная ситуация! Исследуем-ка эту ситуацию. Ну-ка, как они критикуют? Как идет процесс критики? К чему он приводит, как меняются лица? Как повеяло болезнями? Как становится холодно?» Т.е. очень интересно, когда мы встаем на позицию «исследователя», то это все превращается в научную разработку, в некоторый эксперимент. Т.е. нельзя просто сидеть и терпеть, ни в коем случае, нужно использовать это на благо, потом это очень пригодится, негативный опыт иногда приносит больше пользы, чем позитивный.

00:06:56 Негативный опыт приносит больше пользы, чем позитивный, поэтому радуйтесь: «Какой хороший негативный опыт! Очень хороший. Такой замечательный негативный опыт! Столько интересного. Ух, как здорово все происходит!» Ну, что поделать, иногда приходится наблюдать атомный взрыв, как говорится. Приходится. Даже немножко пострадаешь, но, может быть, разума добавится. Нельзя просто сидеть и участвовать во всеобщем оскорблении, потому что мы терпим оскорбление – это тоже некоторое оскорбление. Т.е. мы терпим: «Ох, как это все оскорбительно!» Нет, это неправильно. Лучше занять наблюдающую позицию. Так можно выжить в очень сложных ситуациях: в тюрьму можно случайно попасть, так бывает, от суммы и тюрьмы, даже преданные не могут зарекаться. Вы заметили? Бывают разные ситуации в жизни, и ничего, очень сложная ситуация можно наблюдать: «Ой, как интересно», какие только ситуации не бывают в жизни. Но если слишком переживать по этому поводу: «Ух, как я попал в эту ситуацию!», то мы должны были уже давно в аду все вариться, просто Шрила Прабхупада нас спас, каким-то чудом и все. Мы могли попасть в очень тяжелую ситуацию, поэтому можно пронаблюдать, что происходит, но долго эксперименты не проводить, опасны эксперименты. (Голос из зала): Затягивает? (Автор): Опасно вообще, такие взрывоопасные эксперименты, нужно аккуратно, т.е. раз уж попали, нужно извлечь благо из этой ситуации, хоть какой-то опыт.

00:08:45 (Голос из зала): Вчера вечером вы сказали вы… [неразборчиво]. (Автор): Иногда, да (улыбается). (Голос из зала): [неразборчиво] …не называя имен, но они могут принять на свой счет, и они могут обидеться, да? Как тогда… позитивная критика ведь должна быть? (Автор): Да, она должна быть, но она должна быть очень профессиональной. Позитивная критика должна быть очень профессиональной и нужно обладать действительно позитивными качествами. Чтоб позитивно критиковать, нужно обладать позитивными качествами. Если немножко не хватает квалификации, могут быть обижены.

00:09:44 Поэтому критика – это, в общем-то, качество учителя, качества гуру. И гуру должен критиковать, и иногда мы занимаем эту позицию время от времени, мы должны себя вести, как наставляющие, но в шастрах дается определение: «человек должен рубить мечом настолько, насколько у него мягкое сердце», т.е. жесткость его меча должна соответствовать мягкости его сердца. Одним словом, человек может давать настолько жесткое наставление, насколько его уважает тот, кому он дает это наставление. Если уважение максимально, можно давать жесткое наставление и не будет обиды, если уважения нет, даже маленькая зацепка, может ранить очень сильно сердце. Поэтому степень остроты оружия должна быть соразмерно мягкости сердца, поэтому мы слышали, что слово гуру острое, как меч, но его сердце красивое и мягкое, как роза, т.е. есть этот баланс, вот когда этого баланса нет, тогда это превращается в неквалифицированную насмешку – звучит, как позитивная критика, а ранит сердце. Поэтому Прабхупада об этом часто говорил, что правда должна быть мягкой, мягкой, мягкой. Поэтому можно легко заметить есть ли обида, если обида есть, лучше пыл уменьшить, потому что преданные обижаются тихо, но надолго. Они могут ничего не сказать, но выводы сделают надолго, есть гунна благости – стабильность попрет. Понимаете? Очень стабильны, поэтому лучше преданных не обижать. В гунне благости есть некоторые ловушки – обиды долго помнят (смеется), поэтому в гунне благости тоже надолго оставаться нельзя, а то можно и обиды долго помнить (улыбается). Разобрались? Все вопросы?

00:11:55 (Голос из зала): Если обнаружены эти характеристики сплетни… [неразборчиво]. (Автор): Как не запускать? Лучше всего действовать методом оплаты своих глупостей. Если мы совершаем какую-то глупость, нужно её оплатить. В этом мире есть «очень хороший» фактор – это нежелание ни за что платить, поэтому. Когда мы совершаем какую-то глупость против кого-то необходимо это оплатить, сделать хороший подарок. С одной стороны это разовьет в вас умение делать подарки, а с другой стороны нам не захочется тратить деньги в следующий раз. И такое двойное воздействие на наше сознание иногда легко останавливает желание что-то говорить. Мы сегодня ещё продолжим эту тему (улыбается). (Голос из зала): [неразборчиво] (Автор): Все равно. Любое движение энергии требует расплаты, поэтому даже если это происходит в нашем сознании, то это происходит, это реальность, это не галлюцинация.

00:13:28 (Голос из зала): [неразборчиво] (Автор): Можете просто похвалить его в чужом присутствии – очень помогает. Обычно это делается так, если в вашем присутствии упоминают имя этого человека нужно обязательно сказать три его хороших качества. Очень хорошо действует, особенно если были какие-то проблемы в сознании, потому что обычно, если идет негативное мышление, хочется три плохих качества говорить, когда чье-то имя упоминают в нашем присутствии: «А-а, знаю, слышал. А вы знаете, вот это было. А вы знаете, вот то было». Поэтому можно сразу же упомянуть несколько позитивных качеств.

00:14:20 Вообще это есть правильное мышление. На предыдущих семинарах я рассказывал об этом, просто напомню, что есть правильно начатое мышление о другом человеке, есть неправильно начатое мышление о другом человеке. И правильно начатое мышление о другом человеке звучит, как: «Этот человек лучше меня вот в этом», и дальше уже идет разговор, если я способен так сказать, значит я правильно думая об этом человеке. Если у меня другое мышление: «А, это человек, который не умеет делать вот это», значит это негативно начатое мышление. Поэтому стоит даже тренироваться, в некотором плане, прямо проговаривать это на физическом уровне. Когда мы видим кого-то, мы можем проговорить: «О, видишь этого человека, он так здорово делает вот это, на много лучше, чем я». (улыбается) Это очень помогает начать правильно думать о человеке, обыкновенная культура, можно это практиковать. Разобрались?

00:15:27 Итак, мы продолжим, сегодня третья лекция, поэтому мы углубим наше понимание «доша будхи» - недостатка разума. Да? Пойдем чуть глубже. И сегодня будем клин клином вышибать, поэтому я сегодня расскажу о том, как происходит обида, на что обижаются люди. Как действует обида, как мы поступаем, что задевает самое сердце человека, как это ранит в самое сердце человека. Поэтому мы должны точно понять, как происходит это действие, какие последствия это вызывает. Это тоже доша будхи так действует, чтобы постоянно задевать другого человека, даже если мы плечом задели другого человека уже не очень приятно и люди стараются на улице не сталкиваться, даже в большом потоке не сталкиваются. Животные стараются не сталкиваться, все очень аккуратно летают: мухи, комары, не сталкиваются. Люди постоянно сталкиваются лбами, постоянно мы задеваем друг друга, бараны так не сталкиваются, а люди сталкиваются. Бам-бам. (улыбается) Поэтому мы поговорим об этом особенном недостатке: умении задевать, особенное такое осквернение сознания.

00:16:54 Начнем с истории. Святые в священном писании говорят, что если кто-то заявляет, что он способен выпить целый океан и он заявляет, что он может это делать в два глотка, святые говорят: «Пусть так и будет, а вдруг это возможно». Мы можем с этим согласиться, пусть он это заявляет. Если кто-то заявляет, что он сдвинул Гималайские горы и бросил их в океан, и теперь там ровная площадка, и теперь там поле чистое. «Может быть, и с ним можно согласиться, а вдруг действительно. Мы не проверяли, Бог его знает». Но они говорят, что если кто-то заявляет, что он держит под контролем свой разум – никогда не верьте этому. (смеется) Никогда не верьте этому, потому что легче выпить океан или сдвинуть Гималайские горы, чем постоянно контролировать своё сознание. Это единственное чему очень опасно верить.

00:18:05 Поэтому мы будем говорить, как обижаются ближние наши. Некоторая, такая у нас сегодня будет инструкция по этому поводу. Поэтому с негативным настроением лучше не слушать, потому что можно научится, как обижать. (смеется) Итак, что происходит, сначала это задевание за больное. Когда мы просто задеваем человека, это не страшно. Задели: «Извините». Да? Но когда мы задели за больное: «Ах!», за больное – совсем другой эффект. Да? Поэтому обычно наша неуклюжесть характеризуется в том, что мы за больное умудряемся задеть.

00:18:54 Т.е. что делает такой человек? Он старается увидеть любимое дело человека, к которому он критически относится, и все начинают говорить, что это дело противоречит общей идеи развития. Однозначно противоречит: «Он таким занимается вообще, это не наша политика, не наше общее настроение». Раньше, помните, была идея - только санкиртан, только распространение книг, ничего больше, все остальное противоречило, сразу предавалось анафеме. Теперь можно, что-то другое появляется и т.д. Есть такая тенденция – что-то одно, стальное противоречит, отнимает время, зря тратятся деньги. Вы только зря тратите лакшми на это, вы зря тратите деньги. Всех отвлекаете от настоящих занятий, от цели. Т.е. за очень большими словами кроется очень больное задевание. Человеку нравится это, он хочет это делать и оно не греховное, речь идет о не греховном, просто ему нравится, к примеру, марки собирать. Ну, собирает он марки, нравится ему, ну, какая проблема? Что это нарушение регулирующего принципа? Или что? «Ты тратишь деньги, время, да лучше бы ты пошел книги по подъездам распространять!» А ему нравится марки собирать. И мы его за больное постоянно задеваем: «Марки! Марки! Марки!» Ну, зачем? Ну, зачем трогать его? Что такого? Что в этом греховного? Какая проблема? А его все задевают и задевают.

00:20:27 Здесь работает некоторая идеализация собственного болотца, которое человек считает Байкалом, как минимум, великим озером. У человека лужа, а он его Байкалом считает. В каждом городе меня приглашают в какое-то, так сказать, достопримечательное место, и обычно расписывают, как национальный парк какой-то, что там как минимум 140 видов, занесенных в Красную книгу или ещё что-то. В большинстве случаев, когда я приезжаю, я наблюдаю обыкновенную помойку, просто помойку, но люди всегда очень гордятся всегда: «Такое у нас место! Такое! Мы вас обязательно свозим». Я приезжаю, я говорю: «Так, все поехали быстрее назад». (смеется) Это очень часто происходит. Поэтому с одной стороны мы должны уважать чужое болотце, ну да, есть такое болотце, но свое, он любит это болотце. Какая проблема? Его маленькое болотце, ну чуть-чуть напоминает помойку, но его, в конце концов. Сейчас жизнь такая, все немножко напоминает помойку. С другой стороны нужно всегда достаточно реалистично относиться к своей собственной луже. У нас, у каждого есть то, чем мы гордимся, но с другой стороны, это тоже смотрится достаточно странно, тоже какая-то маленькая лужа, а мы так гордимся, нам кажется, что мы такого достигли, чего-то великого. (улыбается)

00:21:54 И обычно, если у кого-то есть такая спорная привычка от которой все нервничают, кто-то наверно заметил, особенно если мы не любим этого человека, мы находим какую-то привычку и начинаем постоянно о ней на публике упоминать, намекаем на этого человека: «Есть у нас один человек. Есть у него кое-что. Вот нельзя так делать». Вот эти намеки, мы вчера об этом говорили, сравниваются с пощечинами, и даже физиологически вызывает покраснение лица, когда человек догадывается, что о нем говорят, он начинает краснеть, будто его ударили, потому что больно. Больно от таких намеков. Поэтому это очень опасная тенденция. А если приезжает какой-то уважаемый человек, то обязательно нужно задать ему вопрос: «А действительно вот такие вот привычки очень порочны?», не говоря имен: «Ведь это правда же, нельзя так делать?» Когда я приезжаю на новое место, мне приходится заранее предупреждать: «На такие вопросы я не отвечаю. Принципиально не отвечаю». «А как вы относитесь вот к такому поведению? А что вы думаете вот об этом?» - это очень политические вещи, очень ранящие вещи. Обычно специально задаются в присутствии всех, чтоб человек услышал, что так делать нельзя. Очень, какое-то такое, коммунистическое поведение, социал-коммунистическое, очень ранящее. Очень ранящее.

00:23:33 Можно ещё приводить примеры, как кто-то до этого этим увлекался, и как все это закончилось, как он низко пал, как все стало плохо. Покачивая пальцем, делая большие глаза: «Вот, один преданный, он тоже собирал марки! Знаете где он сейчас?! Ах! У-у-у!» - очень унизительно звучит. А в личной беседе, такой особенный вариант, в личной беседе сказать человеку, что, вот, я специально спросил об этой проблеме очень уважаемого человека и он раскритиковал это и сказал, что это неправильно, все пятое-десятое. Так ещё можно действовать. Все это очень больно. Т.е. принцип какой? Найти больное место и постоянно на него давить, [голосом имитирует давление], пытка называется.

00:24:29 Пытка – когда на больное место постоянно давят, давят. Поэтому иногда общение к пытке сводится, человек думает: «Зачем мне это нужно, лучше буду дома сидеть. Какая проблема? Зачем мне с кем-то встречаться?» Пытка. При чем это может одна из самых извращенных пыток, так как на публике это выставляется, как борьба за идеалы, за чистоту нашей философии, ещё за что-то. Т.е. все это очень красиво выглядит, но превращается в пытку. Ну, если это все такое красивое, то пусть хотя бы это пыткой не будет, можно это как-то индивидуально выяснить, без пытки, без публичного издевательства. (смеется)

00:25:12 Что можно еще, в этом плане, сделать больного? Красивым женщинам нужно сказать, чтобы они вообще никогда не красились, никогда вообще. И желательно, полностью закутались в некрасивое сари, и желательно вообще не говорили, а тем более не пели. (Голос из зала): [неразборчиво]. (Автор): Да, да, не дай Бог, особенно если есть голос. И косу нужно спрятать, если она длинная, и вообще. Да, очень обидно.

00:25:46 Разбогатевшему домохозяину можно говорить, чтобы он не подъезжал к храму очень близко на своем очень дорогом автомобиле. И вообще, что в золотые кольца, цепи дьявол вселился и что наверняка он уже ему душу продал, раз он так богатеет. (смеется) Да, и вообще, то столько он жертвует – это издевательство над нашим храмом, по сравнению с его-то доходами, тем более, что уже они всеми подсчитаны. Он сам не знает сколько он зарабатывает, а все уже подсчитали, что он всего 2% жертвует, а Прабхупада сказал – 50%! При чем Прабхупада сказал, что не больше 50%, если точно слова вспомнить. Да, все подсчитано, люди сами удивляются: «Я сам не знаю сколько я зарабатываю! У меня бухгалтер не знает!»

00:26:37 Матери с ребенком лучше сказать, что, вот, бегает материализованный секс и пусть тут не бегает, чтоб не кричал, не заливал слюнями весь алтарь – это тамагуна. Это не дети – это тамагуна. Мать не видит ничего красивее своего ребенка, а тут ей говорят: «Это тамагуна, а не ребенок!» Был бы я матерью, я бы убил бы, просто. Это очень больно, на самом деле, мы не представляем, как мы раним сердце матери. Это очень больно. Ей надо сразу же выдавать медали и месячную поездку по святым местам, чтобы от этого шока отойти. Я часто такое слышу! Вы слышите такое? Я слышу и очень часто. Если вы не слышали, вам везет. (Голос из зала): Слышали. (Автор): Слышали. Если вы не слышали, вам везет. Я когда слышу, мне плохо становится. Все дети прекрасны – это здорово. Какая проблема?

00:27:36 Брамачарьи можно намекать на не сочетаемость сотового телефона с ашрамом, тем более с дорогим плеером, что лучше, хотя бы, на виброзвонок поставить, чтоб не звонила новомодная мелодия, не дай Бог. И чтоб мелодия была обязательно вайшнавская, потому что, если другая, то майя стопроцентная, если какая-то другая мелодия, все! (смеется)

00:28:05 И уж ни в коем случае брамачарья не имеет права говорить с женщинами, на улице можно, в храме ни-ни! Т.е. храм какое-то особенно опасное место, где если, не дай Бог, посмотреть на женщину или, не дай Бог, слово ей какое-то сказать сразу все падают в самый ад, вообще! Что храм на много опаснее, чем улица? На улице спокойно подходи, спрашивай: «Где тут, что находится?», в храме, если ты что-то спросил – все, в самый ад, особенно опасное место! Я не понимаю, неужели это так страшно? Что такого страшного в этом происходит? «Нет, сказал, все!» (Голос из зала): Так это же всем на благо. (Автор): Я и говорю. Да. Страшно заходить иногда, такое чувство, что все следят, шаг в сторону – в ад. Такое ощущение, что прямо в храме, вот, там, в подвале вход в ад находится. Чуть-чуть что-то не так – в ад. (Голос из зала): Нет, там колодце поросшее травой. (Автор): Да, чуть-чуть что-то не так – в ад. (все смеются)

00:29:02 Т.е. мы должны быть аккуратны в своей культуре, т.е. не стоит так пугать друг друга. Нужно быть аккуратным, ну да, не стоит полчаса обсуждать последние кинофильмы, но какая проблема разговаривать о бытовых вещах? Нет никакой проблемы. А иначе это очень странно смотрится, когда людям, что-то надо и они отыскивают метод, как это осуществить. Как же мне подойти к человеку и сказать о том, где тряпка находится? Я так иногда приезжал: «Екатерина Павловна, скажите, пожалуйста… вот у того человека спросите, где тряпка находится» Я ему говорю: «У вас [неразборчиво] уже спрашивает, где тряпка находится». [Неразборчиво] тут же убегает: «Ой, зачем вы сказали?!» А в чем проблема? Ну, тряпка. Немножко похоже на ложный обет [санскрит], что мы ничего не говорим, просто мы записками обмениваемся. Но все равно, нужно же как-то общаться. Тогда живите вообще отдельно. Как жить-то? Если мы находимся вместе принципиально? Если мы находимся вместе, как мне общаться? Естественно перегибы всегда плохо… но какие-то разумные вещи. Нужно к этому спокойно относиться.

00:30:17 Отсутствие культуры заключается в том, что мы себя по-разному ведем в разных местах. Если мы себя ведем так здесь, то давайте себя вести также и там. Но если у нас культура меняется с местом, с одеждой или ещё с чем-то, то это очень странно. Это очень подозрительно, очень попахивает на перегибы. Всегда нужно смотреть, чтоб была гармония. В конце концов, если мы изучали историю, то все это выливалось в распятие на кресте или в сажание на кол, т.е. в крестовом походе против каких-то вещей.

00:30:53 Т.е. что происходит, какое лекарство нужно сделать для этой ситуации? Вы должны понять, что большой человек… Есть такое определение интересное в ведах: «Великий человек или большой человек – это тот, кто замечает маленькое хорошее в большом количестве плохого». Вот это большой человек, это великий человек. Он замечает маленькое хорошее в большом количестве плохого, а ничтожный человек, тот, кто замечает ничтожное плохое в большом количестве хорошего. Очень интересное определение. Это должно стать нашим лекарством. Мы должны понять. Так же, как вчера мы говорили, что святой - это тот, кто свершил маленькое прегрешение, считает себя грешником, а грешник - это тот, кто, совершив маленькое хорошее дело, считает себя великим святым.

00:31:40 История маленькая. Был один святой – Армас. И однажды, он утром услышал, как женщина кричит и очень громко плачет, очень душераздирающе. Он подозвал женщину и спросил: «Почему ты плачешь? Что случилось?» Она сказала: «Я вдова, и теперь мой ребенок, мой любимый сын умер. Я так несчастна. Это ужасно!» И он подумал: «Действительно, для вдовы это такая трагедия, потерять единственного ребенка!» И он помолился Богу: «Пожалуйста, останови это. Не допускай смерти в моем городе, пока я здесь. Я не могу это вынести». В Индии есть эта деревня, маленький городок, и на главной площади стоит камень, и там написано, что святой Армас жил в этом городе 7 лет и за это время никто не умер. За семь лет никто не умер! Он так молился, чтобы люди не страдали, что за эти 7 лет никто не умер, он так молился Кришне. Никто не умер за 7 лет. Это совсем недавно было. Совсем недавно, но удивительно.

00:32:51 Мы должны, действительно понимать, что бывает больно, а не говорить сразу. Человек болеет, я слышал, врач говорит: «Это твоя тяжелая карма! Ты должен отстрадать это все!» Человек идет за помощью, у него болит, когда болит, так сказать, нет духовности, нужно лечить. Болит – факт, прижимает, и человек идет, ищет какую-то защиту у преданного врача, а врач ему говорит: «Страдай! Когда вся карма выйдет, я буду тебя лечить. Пока у тебя тяжелая карма, как тебя лечить? Тяжелую карму не вылечишь. Поэтому, пока отстрадай, станет легче, тогда полечим» [неразборчиво]. Такое бывает. Т.е. мы не должны доставлять дополнительной боли, это понятно, что карма, у всех карма, но нужно наоборот, посочувствовать человеку. Даже если мы просто сочувствуем, человеку становится менее больно, даже если мы просто сочувствуем. Даже если мы просто сочувствуем, человеку становится намного легче – боль отпускает, по-настоящему отпускает.

00:34:01 Что ещё причиняет боль? Когда мы вспоминаем прошлое. Да? Известное нам такое оскорбление. В этом случае, нужно рассказать, что мы знали этого человека раньше, и он себя вел совсем не так, как сейчас. Поэтому не стоит расслабляться с ним, потому что мы-то знаем, как он вел себя раньше, мы-то с ним вместе начинали, поэтому мы все знаем. Можно усмехаясь перечислить, чем раньше занимался, все его ошибки, лучше всего вспомнить о греховных действиях, которые были совершены. Особенно больно действует, когда вспоминают какие-то, может были, психические отклонения, человек страдал чем-то. «Вот-вот, видите. Аккуратно с ним, у него были уже отклонения». Т.е. принцип известный в материальном мире, найти грязное белье и вывесить его на всеобщее обозрение. Обычно это такие грязные политтехнологи, желтая пресса, т.е. собирается, как досье.

00:35:09 Была интересная история на эту тему. Жил один человек в Индии и его имя переводилось, как «мирный». Мирный человек. И к нему пришел гость и спросил: «Пожалуйста, дорогой человек, позволь узнать, как тебя зовут». Он сказал: «Меня зовут Мирный». Через десять минут он опять пришел: «Что-то я забыл, как его зовут, скажите ещё раз». «Меня зовут Мирный». Через десять минут, он опять подошел: «Я что-то не помню, опять, как тебя зовут, ещё раз скажите». «Мирный!» Еще раз он подошел: «А как зовут?» «Мирный!» И ещё раз, и ещё раз, и на каком-то моменте, он сказал: «Все, теперь меня зовут Страшно Злой!!!» (смеется) И он погнался с палкой. Очень легко довести любого человека, при чем потом этот гость отбежал и издалека ему крикнул: «Ну вот, а говорили, что мирный». Вот так и мы иногда действуем. Проверяющие без полномочий. «Ну-ка, ну-ка. Я так помогаю ему увидеть своё истинное лицо». Не нужно выводить никого из себя.

00:36:35 Какое лекарство? В общем-то, мы вчера это обсуждали, человек находит в других свои тайные желания и предрасположенности. Когда мы, что-то видим негативное, ищем в других, тем самым мы находим свои предрасположенности, свои тенденции. Что происходит? Очень интересное явление. Оправдывание поступков другого человека, когда мы оправдываем его, даже если он плохо поступил, мы ищем, что действительно были причины, оправдываем его сами, приводит к легкому прохождению испытаний проблемами. Т.е. нас другие тоже будут оправдывать, даже если мы какие-то глупости совершим. Все подумают: «Ну это он случайно, такие были обстоятельства». Если мы так ведем себя по отношению к другим людям, когда кто-то что-то совершил, нам рассказывают: «Ты слышал кто-то, что-то совершил. Ой!» Мы начинаем тут же искать причины, что он был вынужден это совершить, то мы получаем те же самые реакции. Когда мы потом, что-то совершим негативное, а это обязательно произойдет, что-то всё равно негативное происходит, то к нам так же будут относиться, все тоже очень спокойно к этому отнесутся: «Ну, что делать, такие обстоятельства. Такие обстоятельства».

00:37:49 А выискивание чужих недостатков, как мы говорили, приводит к усилению собственных аналогичных тенденций, наши аналогичные проблемы, становятся очень сильные. Что происходит? По закону кармы, какая-то тенденция негативная проявляется в положенное ей время, все не сразу не проявляются, мы тут же умерли от собственной глупости. Поэтому они по очереди проявляются и по времени растянуты, но когда мы выискиваем негатив, то эта тенденция проявляется раньше, когда силы ещё не накоплены, чтобы справится с этой проблемой. Понимаете? Т.е. например, у нас какая-то проблема должна вылиться, через 15 лет духовной жизни, но мы кого-то старшего покритиковали с этой проблемой, она у него через 15 лет возникла, когда он стал сильным для этой проблемы, мы его раскритиковали, и эта проблема у нас на 5-ом году жизни проявилась. Чувствуете в чем проблема? И поэтому уж мы-то точно с ней не справимся, поэтому лучше не трогать, что там с ней происходит, потому что там свои экзамены, здесь свои экзамены, везде свои экзамены, Христа вообще распяли на кресте. Столько проблем происходит везде, так сказать, веселая, интересная жизнь. Поэтому лучше в своих проблемах разбираться.

00:39:16 Что следующее, как мы действуем очень болезненно, раня других - это обесценивая достижения человека. Желая обидеть человека, можно легко сказать, что, так как ты может сделать любой и вообще в сто раз лучше, и вообще, что в этом такого особенного? Что было тысячи примеров людей, которые делали это в сто раз лучше и в сто раз быстрее. Лучше всего найти какие-то не те мотивы, которые доказывают его небескорыстное действие, что, скорее всего, он хотел на всех нажиться, скорее всего, была в том какая-то выгода, теперь ходит довольный. Желательно покопаться в его доходах-расходах, спрашивая все время: «Откуда у вас такие деньги? А на какие деньги вы себе купили? На какие деньги вы поехали в Анапу? На какие?» - вот так спрашивают, время от времени. (улыбается) Очень хорошо действует.

00:40:19 В чем тенденция? У всех нас есть интересная особенность, мы не способны идти решительно до самого конца и рассчитывать на самое ценное, не хватает решительности, мы бы все уже давно были в духовном мире. Не хватает решительности, мы боимся чистой бескорыстной любви и размениваемся на некоторое уважение, первичное уважение. Просим Кришну, чтоб нас уважали, ценили, чтоб было какое-то процветание, т.е. мы размениваемся на что-то простое. Поэтому не способны оценить поведение другого человека также.

00:40:54 История была такая, интересная. Есть такая цитата в Ведах, что если мы что-то просим у Бога 24 часа, то неважно, что это, нам это будет дано. Есть такая цитата, для тех, кто не знал. Если просят 24 часа беспрерывно, неважно, что это, может исполниться. Т.е. для Бога целые сутки это достаточно, он уже может исполнить. И человек это услышал, прочитал, действительно есть такая цитата. И ему дали ком грязи и сказали: «Если будешь повторять 24 часа, сутки «Пусть это станет золотом», станет золотом». И он повторял 10 часов, 15 часов, 20 часов, 21, 22. Знаете, бывает пост, начинаешь радостно, а последние минуты длятся вечно. 23 и уже, когда подошел 24-й час он устал, подумал: «А ладно! Грязь всё равно в золото не превращается, пусть хоть в железо превратится». И как раз стукнул 24-й час, БАЦ, в железо превратилось. Он подумал: «Эх, ну ладно, хоть железо, хоть как-то» (смеется) Вот так же мы иногда не способны ещё чуть-чуть потерпеть, подождать, уже должно золото появиться, ну ладно, пусть хоть железо. Так долго ждать, аж 24 часа.

00:42:27 Поэтому нужно быть терпимым к негативным тенденциям в сердцах других людей, они есть, они и у нас тоже есть. Поэтому если мы терпим чужие негативные тенденции - это позволяет нам получить силу в терпении своих негативных тенденций. Когда мы терпим других, это позволяет терпеть нам свои глупости. Есть такая цитата интересная: «Когда мы терпим недостатки детей Бога, Бог терпит наши недостатки» - очень интересная цитата. Да? Она мне нравится, почему-то её запомнил навсегда. Если мы перестаем ценить усилия наших близких, которые хотят развиваться, но трудно им, то нас также оставляют силы, и мы меняем золото на железо. Чуть-чуть не хватает усилий. Тут не хватило, там не хватило, тут не досидел, там не дотерпел, тут недоделал.

00:43:21 Что ещё можно сделать интересного? Например, у нас есть подчиненный. У нас такая структура, у нас руководителей может быть больше, чем подчиненных. Каждый министр какой-то отрасли, министр двухлитрового бачка на кухне и ему подчиняются зам. министры по однолитровым бачкам. Т.е. у нас такая много должностная система, поэтому есть много подчиненных. И в этой ситуации есть особые ранимые моменты, которые особо задевают сердце другого человека. Обычно, чтобы больно ранить человека, нужно создать ему невыносимые условия, это полезнее всего, т.е. принцип «увольнять-не увольняю», есть такой проверенный принцип.

00:44:15 Т.е. создать невыносимые условия, очень интересный принцип. Нужно говорить подчеркнуто холодно и быстро, делая вид, что страшно торопишься, ужасно занят, и что нет времени на разговор – это больно действует, очень болезненно действует. Можно очень приятно соглашаться, делая вид, что да, постараемся все устроить, потом говорить, что, к сожалению, ничего не получилось, тоже очень болезненно. Когда приходишь в коллектив можно со всеми поздороваться, а мимо этого человека, как сквозь него посмотреть, как будто не замечаешь – очень болезненно действует, очень больно, человек страшно страдает. А если кто-то ушел из коллектива, обязательно по его уходу нужно провести коллективное мероприятие, собрание, обсудить, почему он ушел, видите, как плохо все это делать, какие были корыстные мотивы. Т.е. человека надо публично разбить, вывести на чистую воду, все это закончить фразой: «Видите, к чему это все приводит» Очень больно. На этом фоне можно какую-то одну идею объявить приоритетной, а со всеми остальными бороться. Очень эффективно, чтобы всех вообще задеть, очень эффективное действие. Напоследок, можно обычно загнать человека в долг и потом от него долго требовать этот долг, даже, когда он ушел. Желательно отобрать все, что он получил на этой должности, все вплоть до карандаша – будет очень обидно. И если вместе с ним были приняты какие-то приказы нужно все их отменить. Это инструкция для руководителя «Как загнать человека в сумасшествие». Так это происходит. Очень часто. Вы с этим сталкивались? Я с этим сталкивался.

00:46:19 Итак, лекарства. В зрелом коллективе, любого члена коллектива, провожают всегда с почетом, подарками и выходным пособием, заверяя, что всегда будут рады его возвращению – это считается, что коллектив зрелый. Понимаете? По какой бы причине человек не уходил из коллектива, его всегда провожают с почетом, всегда ему дают что-то с собой, какие-то подарки и всегда дают заверение, что мы всегда будем рады, если вы вернетесь – это зрелый коллектив.

00:46:57 В незрелом коллективе всех выгоняют с позором обязательно, если человек уходит – это позор однозначно. Всех выгоняют с позором, с долгами и намекают, что лучше вообще никогда не возвращаться. Это одна из самых тяжелых ситуаций, потому что в подчиненном положении очень трудно, что-то сделать.

00:47:21 С другой стороны, если мы находимся в положении подчиненного тоже можно достать до смерти руководителя. Обычно нужно постоянно вспоминать, как было хорошо при предыдущем руководителе, что действительно было нормально, а сейчас все не так, а все было намного лучше, а сейчас все не так и неправильно, и ничего у вас не получается, а вот предыдущий руководитель был замечательный. Это очень больно уже для самого руководителя. Потом можно создать небольшую группу единомышленников и говорить директору: «Наша группа с вами не согласна». Это очень хорошо действует на руководителя, он страшно страдает, уже ночами спать перестает, если так ему сказать. И регулярно нужно собирать подписи, и писать вышестоящему руководству. Все достаточно, чтобы довести до сумасшествия руководителя. Вот так происходит очень часто. В мирской практике это сплошь и рядом. Мы не должны переносить на нашу жизнь ничего, это очень больно. Это очень тяжело, это очень болезненно, это разрушает всю духовность, вообще не хочется находиться в такой атмосфере. Если кто-то попадал – ужасная атмосфера.

00:48:32 Историю расскажу. Однажды учитель и несколько его учеников гуляли на природе, как здесь гуляют. И стоял очень жаркий летний день, было очень жарко. И все очень устали, сели отдохнуть. И увидели такую процессию: шло четыре человека, и несли палантин, в Индии часто это происходит. И в палантине сидел какой-то мужчина, и ему тоже было очень жарко. И они остановились рядом с ними, и поставили эти носилки, этот палантин. Человек, который сидел в этом палантине, он сказал, что я так устал. Он жаловался, что он так ужасно устал, что путешествие было длительным и утомительным. И эти четыре человека, которые его несли, стали делать ему массаж. И ученики, увидев это, спросили: «Учитель, что такое? Эти люди бежали, несли этого человека в палантине, и вообще они устали, ещё ему массаж делают. Как же так?! Что же теперь?! А он отдыхает. Он вообще ничего не делал, он просто ехал. Что такое?» И учитель им сказал: «Человек, который сидит сейчас на носилках, чувствует себя уставшим, потому что он устал в прошлой жизни. И он до сих пор уставший, у него жизнь такая» (улыбается) Тогда они спросили: «А те носильщики? Посмотрите, они вообще не устали. Как же так? Не отдыхали. Как же они так себя ведут? Что вы скажите об этом?» И он сказал им: «Они отдыхали слишком долго в прошлой жизни, а теперь им надо много-много работать» (смеется)

00:50:12 Что происходит? Одним словом нельзя оценивать поведение человека, даже если мы его знаем всю жизнь. Понимаете? Даже если мы знаем человека с самого момента рождения, что он прямо на наши руки родился. Мы не можем оценивать его жизнь. Мы не можем оценивать его поведение. Это очень мало для оценки. Фактически мы не знаем даже одной миллиардной процента жизни этой души. Понимаете? Не зная даже одной миллиардной процента этой души, мы даем стопроцентное заключение: «Не прав. Неправильно. Негодяй. Нехороший, и т.д.» Мы знаем несколько лет человека, иногда несколько минут, но заключение даем стопроцентное. Но мы не знаем ничего, мы действуем не по философии, мы действуем неразумно. Поэтому все очень обижаются. Наши выводы стопроцентные, но знаем мы очень мало.

00:51:07 Поэтому в результате человек озлобляется, вместо того чтобы сердце становилось мягким, приходит озлобленность, сердце ожесточается. Ожесточение. Озлобленный человек ни о ком не хочет заботиться, пропадает желание заботиться. Озлобленный человек не хочет заботиться. У него пропадает желание заботы, значит, желание служения пропадает. Желание служения. Поэтому фактически обидное поведение убивает желание духовно развиваться. Убивает желание духовного развития. Кришна приложил столько усилий, чтобы человек, может через несколько сот тысяч перерождений, все же пришел к духовной жизни. Вел, вел, вел очень аккуратно. Но мы одной обидой можем оттолкнуть человека. Вчера мы рассказывали об этом. Оттолкнуть, который был уже так близко. Это похоже на скалолаза, который перерезает веревку своему напарнику. Рядом лезли, лезли, лезли, а потом: «Чего это он вперёд меня хочет» [имитирует звук перекусывания веревки]. Чуть-чуть совсем осталось: «Э!» [имитирует звук перекусывания веревки]. «Как это вперёд меня?» Там на вершине-то находится невозможно, особенно-то. На скале этой можно находиться можно минут десять, если больше, то уже все – полное обморожение. Уже, когда обратно слазит, ему там ноги, руки отрезают. Понимаете? Все эти очень высокие вершины. Там можно находиться три-четыре минуты и сразу нужно бежать оттуда, и это называется «он покорил». Покорил, значит остался, но там он может побыть три минуты и сразу бежать вниз. Покорил, покорятель. Смысл-то какой! Но ещё и другому какую-то подлость сделает: «Как это ты вперёд меня».

00:52:59 Царь горы называется. Я уже приводил этот пример с детской игрой «Царь горы». Знаете? Большая гора снега, она заливается водой. И каждый ребенок на самый верх залезть, а все остальные его стаскивают. Т.е. радость односекундная. Вся игра – это борьба за то чтобы быть на самом верху. Такая, очень сомнительная детская игра, но часто присутствует в детских играх.

00:53:32 Озлобленность. Озлобленный человек все принимает с подозрением, если такой человек входит в комнату, где разговаривают другие, все замолкают, он думает: «Наверно говорили обо мне, точно обо мне говорили». Т.е. духовное развитие дает человеку силы контролировать свои чувства, а обида отнимает этот контроль, и эти чувства вырываются на свободу. «И тут наверно обо мне, и тут наверно обо мне, и тут что-то не так. Криво на меня посмотрели, не то сказали». Т.е. чувства вырываются на свободу, полная противоположность. Полная противоположность. Поэтому обычно мало друзей и близких.

00:54:15 Человек уже просто боится дружить, у него уже, так сказать, опыт того, что он обжегся много-много раз, так как дружба у нас, зачастую, может восприниматься, как возможность постоянно напоминать человеку о его недостатках. И это называется настоящим благом. Вот она настоящая дружба. Но нет понимания, в чем глубина этого, необходимо помнить, что правда всегда должна быть своевременной, а иначе она превращается в издевательство над другим человеком. Понимаете? Если правда не своевременна, то она становится издевательством. Просто, как использование доступной нам информации о каком-то человеке, если она не вовремя сказанная или если она обидная. Если правда обидная, то это уже издевательство, а не помощь. Как я однажды на поезд опаздываю, мне говорят: «Опаздываете, да?» (смеется) «Да, опаздываю! Опаздываю, да. Спасибо, да, опаздываю».

00:55:32 У озлобленного человека пропадает чувство уважения не только к равным, но и к старшим, он чувствует, что никто о нем не заботится, никому он не нужен. И так разрушается желание быть учеником, служить учителю. Все коренные качества разрушаются, т.е. озлобленность уничтожает культуру, уничтожает этикет, поэтому такой человек ведет себя очень грубо, он становится грубым. И в состоянии озлобленности также пропадает желание прощать, поэтому все это приводит к конфликтам даже из-за мелочей.

00:56:08 Что ещё происходит? Между дружелюбием и озлобленностью нужно провести разницу, например дружелюбие это сбор положительного об окружающих нас людях, кого бы мы не увидели, мы пытаемся узнать, в чем он положителен – это дружелюбие, и с таким человеком хочется действительно дружить. А озлобленность – это когда мы собираем все отрицательное. Например, в лесу могут ходить два грибника, но один собирает съедобные грибы, тщательно отсеивая все червивые, разламывает, смотрит. А другой собирает поганки, мухоморы. Тот же самый лес, но результат другой, корзинки разные – не то насобирал. (улыбается)

00:57:00 И одна из причин озлобленности состоит в том, что мы стараемся уравновесить свою вину с обвинениями в наш адрес. Очень интересное явление. Мы говорим: «Да, я не прав, но они-то ещё хуже». Мы пытаемся, какой-то баланс навести, чтобы не работать над собой, лучше над ними работать. «Да, я не прав, но они-то, посмотрите! Посмотрите, как они со мной поступили! Я-то ладно, а они-то, как со мной поступили. О-о!» Так мы успокаиваем свою совесть, но ничего не получается, и в конце концов приходит желание отомстить – это уже самый низ. Отомстить. Но отомстить никому невозможно, по-настоящему, в этом случае, можно причинить боль только самому себе. Это как бить кулаком по стене, больно только кулаку, стене нормально, никакой проблемы. (смеется) Больше страдает собственный кулак, поэтому в результате мести, человек только сам тяжело страдает, так происходит деградация. Деградация.

00:58:04 Итак, какие же есть лекарства ко всему этому. В первую очередь нужно попробовать сдерживать свой гнев. Я объясню, что это такое. Например, недавно я прочел в Библии интересный момент, там говорится, что мы не должны позволять Солнцу зайти в гневе нашем. Интересная цитата: «Солнцу зайти в гневе нашем». Поэтому в любых трактатах есть интересные заявления, что нужно избавиться от гнева до захода Солнца, нужно разобраться сразу, никогда нельзя откладывать, какие-то проблемы в долгий ящик, если лечь спать в гневе, то это все равно, что поставить на ночь тесто, и этот гнев удваивает свой объем. Человеку кажется, что если я посплю, если сейчас лягу спать, то оно может пройти, но иногда все наоборот происходит, гнев удваивается, человек просыпается, а гнев уже устоявшийся, разросшийся: в два раза, в три раза, в четыре раза.

00:59:03 С другой стороны, если ситуация обостряется, следует поступать очень профессионально, например, когда репортеры задают провокационный вопрос, то грамотный человек говорит: «Без комментариев», если есть какая-то провокация. Так и мы должны почувствовать, когда наши комментарии не нужны, когда они только вредят - контроль языка. «Без комментариев» есть такое понятие. Таким образом, мы избавляемся от массы неприятностей, вот этот острый язык становится ещё острее с его употреблением. Заостряется, мы натачиваем свой собственный язык, поэтому мы должны помнить, если какая-то опасная ситуация, немножко не культурная, то все – «Без комментариев», не нужно это комментировать. Да, что-то происходит: «Без комментариев», мы не говорим ничего, ну происходит – хорошо, зачем это комментировать. Не нужно комментировать. Ну да происходит, какая проблема? Пусть происходит. «Без комментариев». Это очень помогает.

01:00:12 И в этом случае мы должны помнить, в чем разница, между культурным человеком и некультурным. Культурный человек всегда ищет мира, некультурный человек всегда ищет войны, в этом идея. Поэтому необходимо брать на себя инициативу и идти на мирные переговоры первым. Идите сразу на мирные переговоры, что-то происходит, нельзя это просто взять и отложить, нужно на мирные переговоры пойти, сначала со всем согласившись. Очень хорошая тенденция – сначала со всем согласившись, тогда есть почва для переговоров. Понимаете, если не соглашаться, то нет даже почвы для переговоров, но если мы соглашаемся, есть почва. Всегда есть, с чем согласится.
-Да, у вас такая-то проблема.
-Да, у меня такая-то проблема.
-Обсудим?
-Обсудим.
-Вы не правы.
-Да, я неправ, конечно.
-Обсудим?
-Обсудим.
Но если все идет: «Нет, вы!», «Нет, вы!» - нет никакого диалога, поэтому незазорно сначала со всем согласиться, а потом это обсудить, а результат уже посмотрим, какой будет.

01:01:27 И в конце концов у нас есть главное лекарство, конечно же, это прощение. Прощение. Легко понять, что если мы кого-то простили, то мы больше его не помним – это признак прощения. Если мы простили человека, то мы больше его не помним, т.е. нет постоянных воспоминаний о нем, уходят воспоминания. Если мы постоянно помним о человеке, то прощения нет. Очень простой тест: если можем вспомнить человека, все прощения нет. Поэтому есть хорошая поговорка: «Не надо ловить рыбу в пруду истории». Понимаете? Не нужно, ничего там особенно хорошего не поймаешь.

01:02:10 Я сейчас расскажу притчу интересную. Известная притча о немилосердном рабе. Известная притча. И поводом этой притчи послужил вопрос, Петр спросил Иисуса: «Следует ли прощать, согрешивших против нас?» Петр ещё спросил: «Семь раз или больше?» Иисус сказал: «Послушай меня. Не семь. Семьдесят семь или семьсот семьдесят сем. Это не может быть простым», он ему стал объяснять. Он ему рассказал притчу интересную. В притче говорится, что раб должен был царю десять тысяч талантов, так сказать, той валюты соответствующей тому времени. Это была огромная сумма, может сейчас, это несколько миллионов долларов, и его привели к царю, чтобы он оплатил этот счет. Раб не мог заплатить и царь сказал: «И раба продать, и жену его продать, и детей продать, в общем, все продать» И тогда раб встал на колени, и стал просить прощения: «Пожалуйста, прости меня, не могу я заплатить». И тогда царь подумал: «А в принципе, какая проблема? Ладно, иди. Бог с тобой, всё равно не заплатишь». Но притча на этом не заканчивалась. Как только прощеный раб вышел, он встретил своего старого должника, который должен был ему всего сто динариев – это очень маленькая сумма, небольшая совсем, зарплата за неделю, что-то такое. И он схватил его за одежды, стал трясти, говорит: «Сейчас, если не отдашь, убью». И тот не мог отдать, и тогда он отвел его в суд, и просил, чтоб его наказали и посадили его в тюрьму. И царь, вдруг, мимо проходил, увидел, что происходит, и сказал: «Так, что-то я не понял. Подожди, я тебе простил десять тысяч талантов, а ты из-за ста, каких-то, динариев, человека в тюрьму посадил». И сказал: «Так, я передумал. Все. Опять, все продать» (смеется)

01:04:43 Мы должны понять, что нет такого поступка против нас, который мы бы не могли простить. Нет такого поступка, который мы бы не могли простить. Мы всегда должны учиться прощать других, потому что нам уже простили сотни жизней нашей глупости. Понимаете? Прабхупада нам простил все наши глупости. Наши учителя прощают нам всем наши глупости. Кришна нам уже простил все это, он нам простил все это. И отблагодарить Кришну можно только одним, если он простил нам все наши глупости и прощает их ежедневно, мы можем отблагодарить это, только тем, что прощаем другие глупости по отношению к нам. Очень интересная идея, и она поддерживается во всех духовных традициях. Какую бы мы духовную традицию не взяли, там поддерживается эта идея, что мы должны передавать дальше, вот это, отношение прощения.

01:05:48 Прощение – это форма освобождения. Освобождение от обязательств, если мы прощаем кого-то, то он получает освобождение от этих обязательств, освобождение от этих обид. И поэтому, если мы способны прощать, то мы так же позволяем другим ощутить это чувство освобождения, настоящее чувство освобождения. Нам позволили это чувство ощутить. Все это чувствовали, чувство освобождения? Что вот действительно, я попал в Cознание Кришны, такого никогда больше не будет, явное освобождение, можно жить спокойно, есть счастье, есть надежда. Все это чувствуют? Все – факт. А кто-то попал в зависимость от нас, и мы можем также легко дать ему освобождение: «Все, нет никаких проблем. Будь счастлив». Мы можем также легко простить другого человека, дать ему возможность это ощутить, и тогда это распространяется, это освобождение, оно распространяется. Мы это почувствовали, можем дать другим это ощутить. Такая интересная глубина во всем этом.

01:07:03 Так, время уже много. На вопросы я сейчас могу ответить, по этой части, потому что много мы уже не успеем дальше пройти. (Голос из зала): Момент остался непонятный, вот если на нас натравливают, нас обижают [неразборчиво], у нас нет денег, чтоб отправиться в месячное паломничество по святым местам, что делать? Как-то не понятно. (Автор): Что делать? (Голос из зала): Да. Нам самим. Не могли бы вы это как-то обобщить все, что вы сказали. (Автор): Все, что должен понять человек, это понять, что он находится в положении ученика. Положение ученика, хорошего ученика, это означает, что ему нравятся экзамены, и что ему нравится учитель. Ему нравятся экзамены и он доволен своим учителем, наши учителя очень хорошие. Как только мы попадаем в Cознание Кришны, все учителя становятся посланными от Кришны, это его личные посланники, его личные учителя, он доверил им принять у нас экзамен. И если мы понимаем это, то мы становимся очень благодарны за эту ситуацию.

01:08:11 Но мы должны также понимать, что есть, так сказать, практическая составляющая, мы не можем испытывать сразу радость, по поводу того, что кто-то проверяет нас, наши знания, наши качества. Радость мы не способны испытывать сразу, также, как студент, он идет, но радость во время самого экзамена он не испытывает. Факт? Факт. Страшно, Бог знает, что там будет. Поэтому мы не должны обращать внимания и зацикливаться на тех чувствах, которые появляются у нас во время самого экзамена, не нужно делать выводы по поводу этих чувств. Да, может быть неприятно, может быть неудобно, может быть проблематично, может быть вообще не понятно, что вокруг происходит, нужно просто постараться выйти из этой ситуации с человеческим лицом. Культура – это выйти из ситуации с человеческим лицом. Просто надо сдать экзамен спокойно, сдать спокойно и остаться благодарным учителю: «Большое спасибо, большое спасибо». На чувства сначала обращать внимания нельзя, потому что во время экзамена, чувства всегда выходят из-под контроля. Но если мы культурно продолжаем действовать дальше, на определённом этапе, мы выходим из класса, и какое лицо у человека становится? «Я сдал! Я сдал экзамен!» Мы чувствуем, СДАНО, и наша жизнь должна наполниться этими сданными экзаменами, мы должны прочувствовать это: нагнетается, пошел экзамен, чувства выходят из-под контроля, страшно – наверно не сдам, потом мы предаемся, экзамен сдается, потом мы выходим, ещё не веря своим глазам, потом приходит радость. Это называется духовный опыт.

01:10:11 Если мы будем менять все это на железо, как в той истории, что ладно, лучше, как-то проще от всего этого избавиться, лучше просто уехать из этого храма или из этого города, то у нас не будет этого опыта сданных экзаменов. Поэтому появится что? Появятся хвосты. Что такое хвост? Это то, что мешает идти вперед. Якоря. Мы не сможем идти вперед. Вместо некоего накопленного опыта решения проблем, появится опыт, что мы никому не нужны, что наши проблемы никого не волнуют, и вообще они не решаются в сознании Кришны. Но мы просто не можем дождаться этого прохождения, это называется кризис.

01:11:05 Поэтому, чтобы научиться проходить эти кризисы необходимо концентрироваться не на больших экзаменах, а необходимо концентрироваться на ежедневных зачетах. Т.е. перед каждым экзаменом есть множество, множество маленьких зачетов, так? И мы должны помнить эту главную идею, что большой экзамен будет сдан, только в том случае, если сданы все маленькие зачетики. И этих зачетиков каждый день по пятьдесят штук у каждого, по пятьдесят! Маленькие-маленькие зачетики, когда, что-то происходит: тут преданные пройти не дают, тут положили не большой кусок панира, а маленький, тут не так сказали, тут не узнали, тут не то, здесь не то, вот эти вот зачеты. Мы должны из каждой этой ситуации выйти с человеческим лицом, с благодарностью учителю, который послан от Кришны, с этой радостью прохождения экзамена и с готовностью пройти новый экзамен. Жизнь, действительно тогда, наполниться опытом. Представите, что за один день за один день можно получить пятьдесят опытов духовных, при чем настоящих, настоящих, поэтому любую ситуацию мы должны воспринимать радостно, позитивно, и решать её, выходить с человеческим лицом, с благодарностью, набирать этот опыт и делиться этим опытом позитивного поведения. Мы это разбирали.

01:12:54 (Голос из зала): Можно ещё вопрос? Раздражительность она появляется от озлобленности или от каких-то ещё причин? (Автор): Есть разные типы характера, иногда у человека может быть просто раздражительный характер. Характер имеет различную природу: некоторые более доброжелательны, некоторые менее доброжелательны, некоторые более раздражительны, некоторые менее. Это не значит, что это какая-то проблема, это просто стиль мышления, стиль характера, не всегда это проблема. Если у нас появляется неожиданная раздражительность какая-то, и мы замечали, что её раньше не было, это проблема – нас что-то раздражает, значит, какая-то проблема началась. Но если мы видим чужую раздражительность, не обязательно это его проблема, это может просто стиль характера, питта, например, или ватта у него обострилась, стиль характера, стиль тела. Не стоит сильно реагировать на разницу характеров, потому что у всех немножко разные характеры, нельзя судить по себе других, они другие, фактически чужие.

01:14:07 (Голос из зала): А если у нас появилось, то лекарство какое? (Автор): Если у нас появилось, то сразу нужно помнить, что раздражительность - это значит, меня что-то не устраивает, я не тот билет вытащил. Билет не бывает «не тот», бывает «не выученный билет». Билет всегда тот, но студент вытаскивает билет и говорит: «Не то». Как это «не то»? Как раз «то», поэтому Кришна хитрее всех нас, и когда мы тянем руку, билет всегда «тот». Поэтому, если преданному кажется, что в этой ситуации Кришна, что-то там не контролирует, не смотрит, не видит, на самом деле, как раз именно это он и контролирует. Если, кажется, что Бог не видит нас, именно в этот момент он пристально смотрит на нас. Именно «тот» билет, но мы-то хотим, который мы выучили, а он обязательно тот даст, который надо. Поэтому и встречи все, которые надо, и слова мы все услышим, которые нужно. Все под контролем, но нам кажется, что не так, не так все, что надо что-то исправить, поменять. Не так что-то, я всегда должен вытаскивать тот билет, который я выучил: «Я же его выучил – один из пятидесяти. Почему он мне не попал? Бог обо мне не заботится». Нужно быть готовыми к этой ситуации.

01:15:32 (Голос из зала): А вот если такая ситуация происходит с человеком и он не вышел из нее достойно, то воспринимая её, как карму она обязательно повторится? (Автор): Она повторится, но необязательно также, будет другая ситуация. Будет другая ситуация, но принцип будет тот же, необходимо выходить с человеческим лицом, не всегда мы можем выходить духовно из ситуации, но мы можем выйти человечно, человечно. Всегда нужно помнить систему «Чем мы жертвуем?», жертвуя своими удобствами, ради счастья других или же я жертвую счастьем других, ради своих удобств. Поэтому всегда лучше пожертвовать своими удобствами, ради счастья других, из любой ситуации. Возникла ситуация, сразу нужно думать, чем я могу пожертвовать, чтобы выйти из этой ситуации. Раз мы попали в эту ситуацию, нужно чем-то заплатить, пожертвовать чем-то, за эту ситуацию. Обычно удобствами, пожертвовать своими удобствами, тогда мы выйдем из нее. Человеческое лицо – не озлобленным нужно выйти, не толкаясь, не борясь, не толкаясь локтями. Не за что биться. Не за что биться. Понимаете? НЕ ЗА ЧТО. Всего достаточно. Как люди нужно действовать.

01:17:00 (Голос из зала): Можно вопрос? Вот, если увольняешь человека, надо его увольнять с почетом, с подарком и с заверением, что… А если увольняешь и не хочешь, чтобы он возвращался, можно его только с почетом и с подарком уволить? (Автор): Можно, но тогда вы должны сказать, что вы лично будете рады, если он к вам придёт в гости. (Голос из зала): А это будет не обман? (Автор): Это не обман. В любом случае, мы должны знать, что должностные отношения - это некоторые политические отношения. Поэтому если мы не можем, что-то обещать, то нужно обменять это на какое-то другое обещание, которое тоже будет приятным. Потому что человек должен помнить, что его ценили, что его ждут. Человек не должен со страхом и с горечью вспоминать о той атмосфере, где он какое-то время отдавал свою физическую силу, своё настроение, своё сердце. Он должен радоваться, он должен не бояться встретится с вами на улице, ему не должно быть стыдно за эти годы, что он вместе с вами работает.

01:18:09 Поэтому есть техника «Как уйти», «Как уходить», это отдельная тема, в общем-то, но самые главные моменты вот эти. Т.е. если мы кого-то просим уйти, если кто-то уходит, то это должно быть очень хорошо, это должен быть праздник, праздник с расставанием, это должно быть торжество, настоящие проводы, как будто мы расстаемся с членом семьи. А у руководителя должно быть отношение, что у него умер родственник, вот такое дается сравнение, он должен чувствовать, что у него умер родственник, что он не смог спасти родственника, ничего не получилось.

01:18:53 А когда мы сами уходим, мы должны уйти так, чтобы это не вызывало у кого-то проблем. Поэтому обычно уходить нужно на том моменте, когда все хорошо, а не когда все плохо, это один из секретов. Когда вы чувствуете, что у вас все хорошо и вы всего добились, можно уже пойти дальше, перейти куда-то в другое место. Но очень плохо уходить, когда все становится хуже, пошла черная полоса, все разваливается. Любое дело обязательно однажды станет хуже, поэтому если вы чувствуете, что пик, нужно уходить на пике, это в Артхашастре описывается, если вы хотите чего-то достичь, доведите его до максимума и перейдите в другое место – это правильно. Но если все довести до максимума, а потом дождаться, что все пойдет на спад уже не получиться просто уйти, уже будет ощущение, что выгнали, не оценили: «Вот раньше было все хорошо, меня любили. Теперь стало все плохо и меня выгнали», т.е. все будут недовольны. Поэтому, в общем-то, чтобы не доводить это до проблем, лучше самому уйти на самом пике. Это маленький секрет из Артхашастры.

01:20:05 (Голос из зала): Даже вид деятельности поменять надо? (Автор): Обычно да. Обычно жизнь строится из каких-то участков и когда вы почувствовали, что уже все вложено и уже самый пик, надо торжественно, радостно все это на пике передать и уйти, а не передать уже все разваленное, замученное, когда все уже обиженны, и думают, это ты все развалил. Вот такой маленький секрет. Это целая техника, целый трактат на эту тему есть в Ведах. (смеется) «Как правильно уйти» (Голос из зала): [неразборчиво] (Автор): Ну, уход Бхишмы, да, немножечко не из Артхашастры, но принцип, да, т.е. вовремя.

01:20:46 (Голос из зала): Здравствуйте. Я тоже хотел вопрос задать. В моей жизни был один такой момент, моя жизнь улучшилась… [неразборчиво] …если бы я не ушел, моя бы жизнь была бы гораздо хуже, даже, наверно, я не мог бы здесь быть, на этом фестивале. (Автор): Да. Нужно знать тонкости, Упаведы очень важны для жизни человека. Индра-дьюмна Свами читал лекции в Майпуре, я помню, он этот момент уточнял, что следуя второстепенным Ведам – Упаведам, мы можем вести свою жизнь без оскорбления преданных и без дополнительных неудобств и неприятностей в своей жизни. Поэтому не грех, занимаясь чем-то и почитать на это специальный раздел в Упаведах. Это не является каким-то преступлением, это дает возможность не совершать дополнительные ошибки и доставлять Кришне дополнительные проблемы своей не ученостью и глупостью. Какая проблема посоветоваться с хорошим специалистом в том направлении, где мы работаем? Мы принимаем Веды, Упаведы дают возможность твердо следовать Ведам, спокойно следовать ведам. Индра-дьюма Свами говорил, что культурное поведение преданного дает возможность спокойно повторять Харе Кришна [санскрит], если мы ведем себя некультурно, невозможно спокойно повторять Харе Кришна [санскрит], постоянно какая-то проблема, мы думаем о какой-то неприятности, на нас кто-то косится. Невозможно. Нужно прятаться ото всех, ещё что-то. Культура дает возможность быть духовным, поэтому очень важно, чтоб культура была полноценна. А у нас самая глубокая культура, нет более глубокой культуры, чем Веды, столько всего интересного. Последний вопрос есть?

01:22:49 (Голос из зала): Можно вопрос? Вы оговорили ситуацию, когда ты уже видишь, что ситуация нагрелась и ты уже знаешь, что с этой ситуацией не справишься, критиковать будешь. Не стоит в этом случае вообще начинать что-то делать? Т.е. рассчитывать свои силы надо? Т.е. если ты знаешь, что это груз не твой, то лучше не браться за него, не критиковать, не осуждать. (Автор): Да. Если мы возьмем Артхашастру, говорится, что нужно воевать, когда воинов в два раза больше, чем у противника. А в бизнесе нужно рисковать на половину своих средств, нельзя рисковать на все средства, нельзя идти в бой, даже, когда равные силы, нужно рассчитывать свои возможности иначе будут проблемы, потому что мир больше проблематичен, чем легко решаем. Поэтому, если мы идем в балансе, думая, что я в этот баланс уложусь, в основном мы не укладываемся в баланс. Это, как строительство, все хотят построить дом на эту сумму, никто ещё на заданную сумму дом не построил, сумма всегда удваивалась. Так? Так же и усилия, думая, что нам хватит усилий, нужно помнить, что нужно на половину усилий рисковать. Поэтому в море буйки красные вы видели? Плавают. Потому что все всегда думают, что до берега близко, если бы было близко, никто бы не тонул, но люди тонут. Поэтому тут тоже нужно аккуратным, действовать грамотно.

01:24:29 [санскрит]. Завтра мы поговорим о мягкости сердца, сегодня я не успел дойти до этого момента, как сделать сердце мягким.

транскрибирование: Александр Проданюк | Днепропетровск | Украина | 20 декабря 2012