Мягкость сердца

Анапа - 01 января 2005
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:20:27 | качество: mp3 32kB/s 18 Mb | прослушано: 575 | скачано: 612 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Читают мантру. Сегодня мы хотели поговорить о мягкости сердца. Некуда сесть? Можно ближе пройти, сюда. Пожалуйста немножко увеличим теплоты. Вопрос, хорошо, пока все рассаживаются. Всегда начинаем с вопроса. Вы говорили о том что когда мы ищем негативы мы ускоряем возникновения этих негативов в своей жизни. Да. Но есть такой момент, когда [неразборчиво] допустим ситуация ускоряет эти процессы. Какие здесь закономерности?

00:01:20 Интересные слова, ускоряются, замедляются. В любом случае мы должны понять что ничто не может вообщем-то так сказать достаточно ускорить или замедлить наш процесс, кроме нашего желания. Весь вопрос в том, насколько это легко или трудно будет осуществлять наше желание развиваться? И в соответствии с тем насколько человек, освобождает себя от совершения глупостей ему будет легче или труднее развиваться. Поэтому вчера мы говорили о значении культуры. И также в посвящении мы должны понимать, что нам дается больше возможностей для осуществлении своего желания. Но если человек не хочет, ничто ему не поможет. Хоть кто посвящение ему дай. Так иногда происходит человек приходит в одно движение получает посвящение, получает второе, иногда третье. И думает, что-то не то. Где чудо? Некоторое ожидание чуда есть, это такая тенденция есть, называется ожидание чуда. Что нужно что-то сделать, помахать, мантру произнести, руками помахать, какую-то мудру или ещё что-то. Одеть что-нибудь на шею, на руку, на ногу, и раз, чудо произошло.

00:02:43 И мы так иногда ожидаем от духовности некоторого чуда. Что сейчас мы что-то сделаем, около костра посидеть, зерно бросить или ещё что-то сделать и сразу чудо произойдет. Нет. В любом случае усилие необходимо. В любом случае усилие необходимо. Да, есть быстрые способы передвижения. Да, есть лестница, есть лифт. Можно вызвать лифт, но как минимум в него нужно войти. Как минимум, хоть что-то нужно делать. Как в Васта-Шастре говорится, если вы нашли деньги, то как минимум нужно нагнуться за ними, чтобы их поднять.

00:03:20 То есть всё равно какие-то усилия нужно приложить, даже если вы нашли деньги, нужно как минимум нагнуться, там в спине что-нибудь хрустнет. (смеется) Знаете иногда да, то есть некоторый комплекс, идете по улице, деньги валяются, но в толпе валяются. И начинается борьба, валяются деньги, но в толпе, что делать? Если человек совсем уж фанатичен, то он всех расталкивает и бросается, из под ног вытаскивает. Если культуры чуть больше, да, человек думает, как это все осуществить, [неразборчиво] (смех в зале) Так это ещё и обман. Это не обман. Там много автобусов. Какой обман? Честно. Автобус. Тот не тот, это уже у каждого свой, как определишь? Поэтому целая технология, как поступить культурно и не обманывая.

00:04:15 Можно ещё один вопрос о дружбе, об этих отношениях, но вот часто слышишь такое мнение, что между мужчиной и женщиной невозможно быть дружбы, а будешь общаться там какие перегибы. С какого момента начинаются дружеские отношения, как отграничить? С какого момента, это уже дружба? Так. Дружба - это не значит близость, дружба - это всегда дистанция. Дружба - это дистанция, как только дистанция нарушается, то дружба переходит в панибратство. Панибратство - это оскорбление. Поэтому дружба - это всегда дистанция. Просто в зависимости от пола, дистанция разная. У мужчин одна дружба, если мужчина и женщина другая дружба, в любом случае дистанция. Даже между мужем и женой дистанция. Желательно чтобы разные комнаты были. Большая достаточно дистанция. А вообще хорошо, когда перезваниваешься. (смех в зале)

00:05:13 Дистанция, сразу любовь, теплые отношения, такая приятная встреча. То есть некоторая дистанция должна быть. Нужно всегда найти эту дистанцию. Я конечно шучу немного. Вы меня понимаете, я заметил, что на этом семинаре не все понимают так сказать степень чувство юмора, то есть, поэтому я сразу заявляю, все что я говорю на 70% немного шутка. Немного. Поэтому не воспринимайте близко к сердцу, если что-то вас немного удивило, то потом лучше переспросите у меня. Потому-что вообщем-то и семинар последовательный кое что я уже основываюсь на том что мы проходим. Поэтому мы немного так сказать пошутим о чем-то. Так как отношения требуют шутки, так как если мы сейчас серьезно начнем говорить об отношениях, то все. Сразу станет все грустно и скучно. Лучше разойтись и вообще об отношениях не разговаривать. Поэтому мы немножечко об отношениях в таком тоне поговорим. Поэтому в любом случае необходима дистанция. И дистанция определяется панибратством. То есть панибратство - это слишком короткая дистанция.

00:06:24 А когда мы перестаем понимать друг друга, холодность, то значит слишком далекая дистанция. Поэтому необходимо чувствовать, чтобы не было панибратства и не возникало холодности. Поэтому мы можем встретить например, что люди не должны надолго расставаться в семье. Если один из семьи уезжает на месяц - это опасно. Если на два месяца - это очень опасно. Если на три - может быть смертельно, он может уже не вернуться. То есть вообще может пропасть желание быть вместе. Человек может подумать, зачем вообще мы были вместе? [неразборчиво] У обоих. Они смотрят, очень опасно. Поэтому никогда не происходит быстрого разрыва в семье. Поэтому есть ашрам не просто [неразборчиво] вана праста… да потихонечку расстаемся. Да потому-что так сказать тенденции веселые бывают, в переходе резком от привязанности к отречению. Поэтому необходимо некоторое так сказать привыкание. Есть такое понятие как привыкание. Все происходит через привыкание, в питании, в сознании, некоторые привыкания, нельзя резкие движения совершать. Даже если мы сейчас резко встанем, у нас голова закружится.

00:07:39 То есть нужно потихонечку подняться или ногу там сказать… Нужно спокойненько передвигаться неторопясь, на все есть некоторое привыкание. Поэтому и переходы такие из разных положений в жизни требуют некоторого привыкания. Иначе может быть потеря баланса, какое так сказать разбалансирование в поведении человека. Поэтом вообщем то нужно быть всегда вот чувствительным к этому балансу между панибратством и холодностью, нужно вот найти. И у каждого будет разная. Нужно только помнить, что в отношениях между полами гентерная психология диктует некоторое так сказать отступление от общих правил и говорит что чувства между мужчиной и женщиной имеют способность незаметно углубляться. Имеют способность и на определённом этапе есть точка невозвращения. На определённом этапе когда контроль над чувствами теряется, поэтому нужно при приближение к этой точке, отходить от этой точки невозвращения. Она характеризуется теплотой во взаимоотношениях, когда человек чувствует, что ему слишком уютно в общении с этим человеком. Вот от этой теплоты нужно отходить в гентерных взаимоотношениях, иначе начинаются разводы и так далее. Да. Глупости. Поэтому есть некоторая точка невозвращения, поэтому вы просто должны запомнить, что между мужчиной и женщиной отношения всегда нарастают и на определённом моменте перестают контролироваться.

00:09:14 Поэтому необходимо чуть чуть все время отходить. Отходить, чуть-чуть. Но не доводя до холодности и так сказать чувства, где это грань культуры. Грань культуры, то есть это не должно быть выражено в поведениях. Это должно быть выражено в некотором так сказать психологическом контроле. Если это поведением выражается - это не культурно. Когда отход, когда наведение дистанции выражается поведением - это считается не культурным. Когда мы: "А ну ка отойдите". То есть это не культурно, нужно какими то другими средствами. Какими? Любыми, но не поведенческими. Вопрос из зала. Пример какой у вас. Из жизни скажите пример. А пример должен быть на что-то. Уже гуляете с подружкой!? Да. И где ж тут дистанция? Так вы уже с ней гуляете, какая тут уже дистанция? Уже нет никакой дистанции. Уже гуляйте дальше. Уже все. Все последний сейчас задайте. Вопрос из зала. [неразборчиво] Да. Разные классы. Разная окраска, русский язык такой. Очень неразборчиво. Сегодня я начну, потом после лекции мы зададим уже все вопросы, чтоб я успел тему раскрыть. Вчера я не успел немного. Сразу поднимите руки, кто небыл ни на одной из этих лекций. Ага. Спасибо большое.

00:11:00 Мягкость сердца. Сегодня мягкость сердца. Духовное развитие должно противостоять холодности, современной холодности. Железный век - значит холодность. Железо - холодное. Поэтому духовность должна противостоять этой холодности железного века. Мы должны разобраться как это происходит? Кое что я из этого уже рассказывал, но сегодня будут новые моменты интересные, которые мы должны понять. Что может противостоять жесткости? Конечно же мягкость! Конечно же мягкость, но как вы сами понимаете соотношения неравные. Между мягкостью и жесткостью соотношения неравные, поэтому люди быстро разочаровываются, практикуя мягкость в отношениях. Да мы сейчас много говорим, сейчас все говорят о мягкости, о культурности. Но, один есть тонкий момент, что соотношения неравные между мягкостью и жесткостью. Мы хотим мягкостью противостоять, мы должны точно знать, каково соотношение. И как вы думаете, чего должно быть больше? Мягкости должно быть больше, чтобы победить жесткость, факт. Это похоже на пословицу: "Капля точит камень". Но сколько должно быть этих капель?

00:12:12 Понимаете. Да. Капля конечно же точит камень, но этих капель должно быть очень много. Поэтому очень много должно быть мягкости, чтобы противостоять даже небольшой жесткости. То есть камушек то маленький вообщем-то. Но сколько надо воды? Так и наша мягкость не сразу растопит какую-то жесткость. Если мы так сказать будем в иллюзия, что сейчас я буду мягко себя вести по отношению к кому-то, и это сразу же растопит чью-то жесткость. Нет. Нет. Мягкости должно быть очень много. Очень много. Поэтому, или ещё есть такой пример, когда берется масло и нож, то маслом трудно разрезать нож. Понимаете, ножом к сожалению режется масло. Поэтому мягкости должно быть очень много. Сколько нужно масла, чтобы разрезать нож? Смеется. Да. Очень много. Очень много, да.

00:13:10 Каково же реальное соотношение мы вернемся да к нашему традиционному соотношению один к семи. Это минимальное соотношение. То есть мягкости должно быть в семь раз больше. Это конечно цифры, но они приводятся. Это символично. Но сам принцип. Сам принцип, один к семи. Это значит, что теплоты должно быть проявлено во много раз больше. Во много раз больше. Это минимальное соотношение, в реальности оно намного больше. Увеличивается в несколько раз в соответствии с совершенной глупостью. На сколько глупый поступок мы совершили, настолько больше раз все увеличивается. Например мы говорили о том, что расстопить отношения можно за время равное тому в которое они портились. Это один из законов отношений. Да. Мы 10 лет портили какие-то отношения, и потом идем и извиняемся. Простите меня пожалуйста. Зал смеется. [неразборчиво] Мы 10 лет нагнетали эти отношения. Смотрели криво друг у друга там, что-то говорили плохо и потом решили, все это надо остановить. Я пойду и извинюсь [неразборчиво].

00:14:18 Но извините вы портили отношения 10 лет. И потом ничего не происходит. И человек приходит к выводу - я перед ним даже извинился, а он так дальше себя ведет. Вот негодяй, правильно я о нем думал. Правильно. Но извини, ничего не получится. Это смешно. Это смешно. Не получится. Или человек там 10 лет неправильно питался и он вычитывает где-то в журнале диета 3-х дневная. Как за 3 дня поправится или похудеть то есть. Но ты всю жизнь неправильно питался и тут вдруг раз, 3 дня, какая-то система. Это происходит от скрытой жадности. Есть такое понятие скрытая жадность, которая не разрешает нам нето чтобы переплатить кому-то за что-то, а даже честно заплатить требуемую сумму. Это такая скрытая жадность в сердце. Как это так? Мы портили отношения, портили 5 лет. А потом платим за это 15 секундными извинениями за это. Где честность? Это жадность. Мы жадны до мягкости.

00:15:26 Мы жадны до настоящего чувства. Это вот есть вот жесткость сердца, это и есть одно из определений, когда мы неравноценно взвешиваем нашу чувственную деятельность. Когда мы много боли причиняли, а расплачиваемся маленьким извинением, или ещё чем-то. То есть мягкость - это желание заплатить больше, чем надо. Мягкость - желание заплатить больше чем надо. Грубость когда мы экономим на плахе за нашу грубую деятельность. Когда мы экономим на этом, да. Однако, холодность во взаимоотношениях тоже надо иногда использовать. Когда мы говорили, дружелюбие переходит грань культуры и становится вот этим панибратством. Да о чем мы говорили сначала. В этом случае холодность, как в холодильнике будет сохранять наши отношения в границах культуры и морали. Вот тут нужна холодность. Когда мы почувствовали, что панибратство начинаются там какие-то такие, фамильярные вещи, необходимо заморозить отношения, немножечко.

00:16:33 Так все, все, все, надо заморозить. Таять что-то начало, надо подзаморозить. Поэтому тут можно использовать и является хорошим приемом и в воспитании и в отношениях, чтобы регулировать некоторый уровень взаимоотношений. В воспитании очень хороший прием. Когда ребенок насовершает что-то и родители чуть-чуть проявляют свою холодность, чуть-чуть совсем. Раз. Это психологически. Чуть-чуть можно почувствовать и ребенок очень чувствителен, он сразу реагирует на это. О! Что-то холоднее стали отношения. И родители тут-же возвращают свою мягкость и он понимает да, это неправильный путь. Это очень тонкое воспитание. Очень тонкое. Им пользуются только профессионалы.

00:17:20 Это медвоспитание для профессионалов. И также и в отношениях проявляются. Наверняка вы все чувствовали, как кто-то стал более холодным. Это сразу же действует на сознание. Почему? Что я ему сделал? Что произошло? Тут же начинается действие. Тут же хочется что-то изменить. Что применяется в реальности? Да? То есть наше общение состоит из стимулов, кто-то нас стимулирует и наши реакции на эти стимулы. Определенная жизнь. Определенная жизнь. Сначала один говорит, другой реагирует, общение из этого состоит. Соответственно чтобы ощутить эту первичную мягкость, такое относительное изменение в жизни, необходимо на каждый негативный стимул проявлять минимум семь позитивных реакций. То есть нужно много делать всего в ответ. Достаточно много, достаточно много.Вот это противодействие холоду должно быть достаточно активным, достаточно активным.

00:18:15 Для духовного развития это не так уж и много. Не так уж и много. По статистике современный человек проявляет мягкость один раз в день. Один раз в день. Ну ладно, так и быть. Вот в тоже время холодность проявляется минимум 20 раз в день. А какое должно быть соотношение? Один к чеми. Видите как?! А появляется один раз мягкость, примерно в среднем, а 20 раз холодность. Поэтому это и называется железный век. Век кали. Очень много, в 20 раз больше холодности, чем мягкости. Конечно, замерзнешь. Замерзнешь, холодно в таких взаимоотношениях. И это все в наших руках. Если мы возьмем современную науку, это называется таким интересным термином как - поглаживание. Когда мы проявляем мягкость, мы погладили кого-то. Когда мы проявили жесткость, мы пнули кого-то, как пинок, очень больно. Больное воздействие, негативные эмоции. Да.

00:19:20 Однажды шакал, а шакала преследовал лев и лев поймал его и хотел убить. И шакал сказал: "Мой дорогой друг лев, подожди немного". Лев спросил: "В чем дело?" И тогда шакал сказал: "Ты знаешь, есть одна вещь интересная, если ты меня убьешь, наступит конец света". И лев был ошеломлен. Подумал, да действительно если наступит конец света, что я буду делать? Как дальше жить? Смеется. И тогда он спросил шакала: "Что это такое, за конец света?" Как что? Когда кого-то убивают, то для него наступает конец света. Смех в зале. Также и для каждого из нас, что-то это как конец света, и мы становимся очень жесткими. Кажется вот если в этом направлении мне кто-то мешает действовать, то все это конец света. Все нужно растоптать, убить этого человека. Протаранить путь. Сжечь все препятствия на своем пути. Мы действуем, как-будто конец света что все .

00:20:36 Все если я не осуществлю этот свой маленький проектик, то все. Мы так действуем. Но другие не понимают, что такое. Ну чуть-чуть так что-то сказал человеку, а он на меня так набросился. Разорвал. Смеется. Такое интересное состояние сознания. Почему? Время такое. Каждое время требует некоторое противодействие, то есть пришел холод, нужно одеваться в теплое. Пришла жара, нужно обмахиваться веером. Пришел век кали, нужно противодействовать мягкостью. Как это делать, вот мы учимся. И есть разные виды мягкого воздействия. Есть условная мягкость, когда мы благодарим человека за результат. Это условная мягкость. Мы говорили уже об этом, очень опасная мягкость. Если мы проявляем мягкость условно, когда человек что-то сделал хорошее, то когда он сделает что-то негативное, а негативное достаточно часто происходит. Человек будет бояться, комплексовать, у него будет фобия негативного поведения. Фобия. Но мы не можем избежать негативного поведения. Поэтому совершив что-то, человек будет бояться. Просто прийти в храм, в конце концов. Подумать, вот, как же так, что мне теперь делать? На всю жизнь пятно. Понимаете.

00:22:00 Может быть безусловная мягкость, которая связана просто с тем, что нам хорошо быть с этим человеком несмотря на его поведение. Просто мы осознаем, что он душа. И он преданный. Если даже он не преданный, то он не мешает нам быть преданным. И это очень замечательно. Для нашего времени - это страшно много. Если нам кто-то не мешает быть преданным, это вообще - идеальный человек. Это святой фактически, его надо на руках носить. Смеется. Нужно его за это любить, благодарить всячески и делать ему подарки. Безусловно, просто за то, что он есть, и за то, что он не уничтожает нас просто из-за того, что мы верим в Кришну. Хотя бы за это. Но есть ещё одно, фальшивая мягкость, но такой хороший специалист, но нам прийдется нам с вами расстаться… Больше к нам не приезжать. Он такой хороший да, но что-то вот, до свидания. Смеется. И сейчас мы интересную вещь разберем. Мягкое сердце всегда способно разглядеть в любой проблеме скрытые позитивные тенденции. Мы говорили о этом на двух занятиях о тенденциях. Сегодня мы очень интересно разберемся в этом моменте. То есть любая видимая проблема в человеке говорит о том, что человек с ней борется. Если в нем есть эта проблема, значит он с ней борется. Если мы видим, что у человека есть какая-то проблема, значит борьба идет на самом деле. Борьба идет. Если человек не борется, то как правило проблема скрывается, её не видно. Знаете, в темном омуте черти водятся. Поэтому если, если человек не борется с проблемой, то её как правило не видно. Если её видно явно вот, человек идет и у него проблема, значит он с ней борется. Понимаете.

00:23:51 Интересная тенденция, да? Если проблема видна, значит борьба с ней идет. Но мы хотим помочь. Мы думаем, никто ничего не замечает, и он сам ничего не замечает. Я должен обязательно акцентировать на этом аспекте. У вас болит вот тут. Кряхтит. Ну понятно, болит ну. Человек и так уже с ней борется. Если желания бороться нет вообще, то проблемы не видно. То есть проблема несет в себе цель, то есть если мы видим проблему, значит цель уже поставлена. Понимаете. Если мы видим проблему, то есть уже цель. Человек с ней борется. Нужно понять этот момент. Да. Поэтому этот человек какой? Нам кажется, что он проблематичный, что у него много проблем. На самом деле нет. На самом деле он целеустремленный. Понимаете. У него много целей. Он уже видит эти цели и работает над ними. Поэтому это не проблематичный человек, это целеустремленный человек. У него много целей и он над ними работает. Знаете как интересно. Все. [Комментарии из зала] Я потом расскажу, что ещё не понятного.

00:25:03 У человека есть проблема, он над ней работает, это его цель, избавится от этой проблемы. Поэтому его можно называть двумя словами, если у нас жесткое сердце, мы назовем его проблематичным, если у нас мягкое сердце, мы назовем его целеустремленным. Как бы вам хотелось, чтобы вас называли? Целеустремленными. Это факт. У всех цель избавится от своих проблем? У всех точно? Не факт. Мы все целеустремленные. Но почему-то глядя друг на друга мы замечаем, что все проблематичные. Смех в зале. Чувствуете вот тенденцию жесткого сердца. Поэтому это хороший тест для своего собственного сердца. Как только вокруг вас все будут целеустремленными, значит сердце стало мягче. Если вокруг все проблематичные, значит сердце ещё жесткое. Это самотест так сказать. Самостоятельное. Лекарство, мы сейчас разберемся. Я сейчас научу как это делать.

00:26:00 Вопрос из зала. Вообще человек - это проблема. Да. Нет человека - нет проблемы. Это наша философия. Так да. Поэтому, пока мы люди, у нас есть проблемы. Но если человек не борется с этой проблемой, её не видно. Он говорит: "Все нормально!" Вы замечали? И ему не видно и нам. Мы видим человек, поэтому даже преданные говорят, вот я с преданными пообщался теперь пошел к материалистам, да у них все идеально. А у преданных… Есть такое? Это факт. Есть. Потому что они не борются с этими проблемами. И поэтому они не вылазят. Знаете как, если в больницу не ходить, то и болезни нет. А если ещё начал лечится, то начало вылазить все подряд. Факт? И человек поэтому ходит здоровый и потом спокойно умирает. Понимаете. Резко и быстро. А тот, кто не дай Бог лечится, все надо в очередях сидеть и то оказывается проблема и тут. Есть такая тенденция? Есть. Тоже самое и у нас происходит. Если человек не лечится, если он не работает над своими проблемами, кажется все хорошо. Все хорошо, идеально, все культурно. Но работа не идет. Работы нет. Но если работа есть, то её невозможно спрятать. Человека ломает, у него лицо корежется. он пытается справится, ничего не получается, поэтому у него настроение портится. Человек страдает. Он не может сразу справится, но работа идет.

00:27:32 А когда работы нет, видели как человек без работы, довольный счастливый, нет работы. А работа идет, да, трудно. Факт. Поэтому мы так попадаем в общество работающих людей, нам кажется, что все вокруг грустные, но они все работают. Трудятся. А труд - это некоторая боль, то по пальцу попадешь молотком, это самое лучшее, обычно другому человеку умудряешься по пальцу молотком попасть. В чем проблема. Смеется. Поэтому вот нужно это понять хорошо. Нужно это понять. Однажды старший преданный, я подошел к нему и сказал, несколько лет назад, может лет 5 назад, почему я вижу столько проблем? Объясните мне. И он мне привел пример, что ты должен воспринимать наше общество как Гангу. Ганга очищает все и очищая, она смывает всю грязь. И эта грязь плывет сверху. И если грязь есть, то значит вода очищает. Если мыться холодной водой, то вода течет чистая с рук. Но попробуйте взять мыло и помыться теплой водой. Вода грязная потечет. Поэтому, если вода с рук чистая течет, то это не значит так сказать, что руки чистые. Значит, что вода холодная и без мыла. А если потекло грязное, то не значит, фу какие руки, это значит, что они очищаются. И вот также наше общество здесь действует. Оно работает, по настоящему работает. Святое имя работает. Поэтому много грязи смывается. И оно проплывает мимо нас, но что делать. Проплывает. Но работает видно. Грязь есть, значит проплывает.

00:29:00 И но мне сказал, что если ты это сможешь понять, то все проблемы в осознании Кришны у тебя исчезнут. Все до одной. Я целый год думал об этом, потом все проблемы у меня пропали. Смеется. Исчезли. Я это долго думал, думал, потом долго всем об этом рассказывал, потом долго со всеми разговаривал и наконец перещелкнуло. Должно перещелкнуться однажды это понимание. Также вот эта тенденция мягкого и жесткого сердца должна перещелкнуть. Мы должны понять, что если у человека есть проблема, то он над ней работает. Это целеустремленность, а не проблематичность. И сразу все становится нормально. Сразу все становится приемлимым, чтобы это и терпеть и развиваться и общаться. И учиться друг у друга, как решать, как достигать своих целей. Понимаете. Очень интересно. Да. Вот подумайте. Это требует некоторого такого, некоторой работы. Очень интересно.

00:30:00 Поэтому мы сейчас должны увидеть как качество характера, негативные качества характера несут в себе позитивные тенденции. Несут в себе позитивные тенденции. Начнем с чего-нибудь такого, с отвлеченного. Например, алкоголизм. И в психологии мы можем найти, что это позитивная тенденция к мудрости. Это тенденция к мудрости. Она заложена. То есть тенденция - то, что не видно. И человек сначала действует неправильно. Но это всегда высвечивает какую-то тенденцию. Погружаться в глубину проблемы. То есть человек ищет общения. Ищет общения, нужно обязательно с кем-то встретится, должно быть несколько человек, да. Желательно три. Одному нельзя быть алкоголиком, знаете да. Это нарушение правил алкоголизма. Это бесполезно, алколизму, одному. Не работает. Эффект не действует. Нужно обязательно быть втроем. И в уме сознания принимается просто суррогат мудрости. Да некоторый алкоголь. После чего нужно установить платформу для отношений, ты меня уважаешь точно, я тебя тоже, да. Платформа установлено и что потом? Потом идут размышления, так сказать на отвлеченные темы. Это тенденция к мудрости. У человека это есть. Это заложено, просто он не знает как это применить. Эта тенденция есть. Мы должны её увидеть. Да.

00:31:33 Или например мы сейчас пойдем в сами качества. Например воровство. И как тенденция это описывается как желание помогать другим. Очень интересно кажется, где же она там зарыта. На самом деле он уже знает как забрать чужую боль, как забрать чужую проблему. Понимаете. Если что-то можно украсть - это проблема. Это большая проблема - факт? То, что нужно постоянно об этом думать. Как бы это не украли. Нужно ставить сигнализации, ещё что-то. И он уже знает, как забрать чужую боль, в виде материальных вещей. Все что ему осталось, это научиться забирать связь с этими вещами. Понимаете. Как эту связь забрать, эту привязанность. Если он сможет измениться, а все люди меняются, то он будет профессионально разрывать эти материальные связи. Материальные связи, да. Или гнев. Гнев описывается, как тенденция к духовному лидерству. Тенденция к духовному лидерству. Такому человеку не нравится чужое, глупое поведение. Оно не нравится. И все, что ему осталось, узнать разницу, между хорошим и плохим. Что глупое и что позитивное. И тогда появится тенденция к духовному лидерству. Понимаете. Это тенденция к брахманическим качествам. Мы должны это увидеть. Или жадность. Жадность - это тенденция к святости вообще. Тенденция к святости. Немного изменившись, человек станет жадным к слушанию священных трактатов, к общению со святыми, со святым именем. Никак. Это тенденция. Ее нужно увидеть. Если мы её увидим, мы сможем развить эту тенденцию. Понимаете?

00:33:17 Не нужно человека ломать, не нужно ему давать новые качества, у него уже есть какие-то тенденции. Если мы увидели эту тенденцию, очень легко можно преобразить этого человека. Просто дав ему правильное направление развития. Или глупость например. Это тенденция к простоте. Это качество помогает человеку безболезненно идти по лестнице духовного развития. Такой человек даже не способен встать на платформу политиканства или интриг. Он ко всем хорошо относится. Понимаете. Человек который не способен … сейчас его называют глупцом. Глупец. Не мог там подкрутится там, подсуетиться, обмануть, добиться чего-то своего. Понимаете. Тенденция к простоте. Например, кажется, что дерево очень глупое. Да? Факт. Как дерево говорят. Стучит по дереву. И в Ведах приводится пример мангового дерева. Если под ним сидеть, оно глупо сбрасывает на нас плоды манго. И если взять палку и бить по этому дереву со всех сил, оно тоже сбрасывает плоды манго. Какая же это глупость. Попробуйте взять палку и постучать по человеку. Он начнет кидаться камнями. Понимаете. А дерево манго, так и сбрасывает плоды манго. Может это и глупость, но оно не меняет к нам своего отношения. Хоть мы просто под ним сидим, хоть мы аккуратно срываем плоды, хоть мы начинаем бить палкой. Оно так манго и бросает.

00:34:50 Это простота, это уже не просто дерево. Или хитрость. Хитрость - это тенденция к заботливости. Тенденция к заботе, хитрость. Что это значит? Для того, чтобы заботится не задевая смирения человека, да, не задевая его качества, чтобы окружить его всем необходимым, необходимо некоторая такая вот изворотливость. Чтобы и позаботится и не задеть да человека. Факт. И правду нужно сказать мягко и похвалить так, чтобы человек не зазнался. То есть необходимо вот это качество. Никак не обойтись. Или расточительство. Расточительство - это тенденция к щедрости. Да, как интересно. Осталось совсем немного, чтобы стать великим меценатом, или покровителем мудрых и святых. Совсем чуть-чуть, совсем чуть-чуть. Просто вектор немного поменять, а тенденция уже есть. Или безрассудство. Что такое безрассудство, как вы думаете? Подвижничество. Безрассудство - подвиг, подвинутый … Такой человек будет готов на все ради великой цели. Подвижничество - это уже готовый подвижник все. Только чуть-чуть подгранить этот алмаз и все. Подгранить. Фактически, вот это подвижничество - на востоке это обращение махарадж, подвижник, он на все готов, махарадж. Понимаете? Но в негативном варианте выглядит, как безрассудство. Но тенденция, тенденция. Это нужно увидеть.

00:36:23 Или зависть. Это тенденция быть хорошим учеником. Тенденция быть хорошим последователем. Захочется иметь такие-же качества, как у своего учителя. И захочется прямо по его стопам идти. Стопы к стопу. Завистливый человек хочет того-же. Да. Если это перенаправить на духовное развитие, идеальный ученик. Всего того-же хочет. Все также делать. Последователь. Или эгоизм. Эгоизм - это тенденция к персонализму. У такого человека есть понимание, что нужно ему, что есть личные потребности. Да, эгоизм. Это понимание, что очень много личных потребностей. Да. А значит ему легко будет понять, что у других тоже есть свои личные потребности. Да. Легко может понять. То есть это тенденция вообще стать учителем. Это гуру тенденция. Очень интересная. Что такое качества истинного учителя, давайте разберем. Когда человек видит уровень потребностей человека который находится перед ним, уровень его сознания, и говорит так, чтобы тот понял его в соответствии с его ситуацией. Да? В Ведах это описывается как истинный гуру. Поэтому когда мы встречаем истинного гуру, то мы говорим: "Ох, как он догадывается, что я это хотел спросить? Как он быстрее говорит быстрее чем я это спросил?" Да? Есть такое, интересное.

00:37:50 Но вроде приходишь, вроде 100 вопросов, пока лекцию прослушал на все сто отвечены. Вот так вот. Лжегуру, когда человека не волнует, кто перед ним. И ученик не может его понять, о чем говорят, что говорят. Нет контакта. Нет. Да? Поэтому это эгоизм, как негативное проявление этого качества, персонализма. [Из зала: лицемерие] Подождите, подождите. Сейчас я расскажу, добавим и до лицемерия дойдем. Историю сейчас расскажу: Однажды один мусульманин молился Богу и другой человек проходил мимо и что-то он так был настроен как-то интересно. И сказал: твои молитвы не приняты Богом когда ты молишься. И мусульманин так обрадовался. Подпрыгнул от радости. Другой человек сказал: ты не понял меня, твои молитвы не приняты. Чего ты радуешься? Как мы иногда знаете да: плохо молишься. Что у тебя это за джапа, это не джапа, это компот какой-то. И тот сказал: нет я хорошо все понял, ответил мусульманин. Все хорошо. Поэтому и прыгаю от счастья. Тот говорит: ничего не понимаю. Чему ты радуешься? И тот сказал: я счастлив о том, что Бог знает, что я молился. Понимаете. Это и значит, что он их принял. А исполнил, не исполнил, это уже другой вопрос. Принял, не принял, значит что он увидел, что эта молитва есть. Понимаете. А уже попробовал, не попробовал, или исполнил, не исполнил. Главное, что молитва дошла. Понимаете. Что посмотрел и нас принял. Обрадовался.

00:39:37 Дальше. Хвастовство. Кто догадается? Так давайте догадываться. Да близко. Это идеальный проповедник в будущем. Хвастовство, да. Для этого осталось найти, чем нормальным похвастаться. Просто осталось найти, чем похвастаться. Поэтому узнав о духовной жизни, у человека будет так сказать множество причин, чтоб похвастаться. Похвастаться. Что мы делаем? Мы хвастаемся постоянно. Да. Какой хороший [неразборчиво], какой вкусный просад, какие замечательные книги. Да? Нет? Просто позитивно используем туже самую тенденцию. Хвастуны. Смеется. Однажды лягушка решила сфотографироваться. И рот очень широкий да? Старая история. И она хотела стать красивее. И пришла к фотографу. Он ей сказал: "Говори шампунь…Шампууунь…" И когда он уже стал её фотографировать. Она увидела рядом мармелад и сказала мармелааад. Смех в зале. То есть, было бы чем похвастаться. Если мы действительно что-то любим, то мы будем об этом говорить. Мы не сможем скрыть свои эмоции. Нам уже будет все равно, что шампунь не шампунь, мармелад. Хамство как вы думаете? Что это за тенденция? Тенденция быть защитником. Тенденция защищать. То есть человек точно знает как равноценно ответить на агрессию. Ему слово, он десять в ответ. Бесполезно. Он четко, с ним разговаривать бесполезно. Идеальный защитник. Ничего сделать невозможно. У него все взвешено и ещё сверху немножко. Смех в зале.

00:41:30 Чуть-чуть только осталось переключить и все будет нормально. Или лень. Как вы думаете, что за тенденция? Тенденция к терпимости. У ленивых всегда есть причина, чтобы продолжать свой отдых. Смех в зале. Но трансформировав эту способность, он сможет терпеть любые лишения, чтобы продолжать свой путь, добиться успеха. Понятно. Однажды, сейчас тоже историю одну расскажу интересную. Жила одна принцесса, которая любила истории. И однажды она решила выйти замуж и объявила то есть, я выйду замуж за того, кто будет постоянно рассказывать мне истории. Если новых историй не будет, то он будет казнен. Поэтому, давайте вперед. И разные приходили люди, но у всех там 10-15 историй, 20, 30. Всех казнили, и вдруг однажды пришел человек и начал рассказ, что жил фермер, у него было много земли, 500 акров, и однажды он засадил все это поле семенами. Долго ухаживал и осенью все эти семена проросли, огромное большее поле зерна выросло. Он его собрал, складировал на своем складе, в амбаре. А в соседнем лесу жила птичка и каждое утро она прилетала в этот амбар брала зернышко, летела домой, кормила одного из своих птенцов.

00:42:56 Потом она летела в этот амбар, брала второе зернышко, несла его домой и кормила второго птенца. Потом брала третье зернышко… И так после сотого зернышка она устала, солнце склонилось, день закончился, и они спокойно легли спать. Настало утро. Птичка проснулась, полетела в амбар, взяла первое зернышко, прилетела домой и сказала, так подожди а дальше? А дальше был день третий, птичка проснулась, полетела в этот амбар взяла зернышко принесла домой накормила птенца. И так он продолжал летать и летать и летать. Царевна сказала ясно. Сейчас у меня болит голова, я не могу тебя слушать больше, но когда у тебя будет время мы с тобой на эту историю ещё поговорим. И так она приходила каждый раз , спрашивала. Он говорил, да, да, есть продолжение. Птичка опять проснулась. Смех в зале.

00:44:00 Так вот. Не вышло бы. Пришлось выйти, потому-что история длинная. Смех в зале. [неразборчиво] Да. Такое вот хорошее качество иногда. Зачем столько историй рассказывать, можно про что-то одно. Критика например. Самое страшное. Как вы думаете, что это такое. Это тенденция к открыванию новых перспектив, новых возможностей. Это первооткрыватель. Тенденция к лидерству вперед, к глобальному лидерству вперед. К глобальному лидерству вперед. Сейчас он видит что-то негативное, да, то, что не видят другие. Факт. Видит негативное, что не видят другие. Он это заметил. А вы вот не знаете, а я вот знаю. Но стоит это чуть-чуть это видоизменить и он увидит то хорошее, что никто не замечал. То есть это глобальная возможность сделать колоссальные шаги вперед. Такой человек видит прямо, куда идти, зачем идти, где тут работает. Так интересно. Без этого никак. Без этого настроения никак. Глобальный шаг не сделаешь. Должно быть такое осознание. Или политиканство например. Как вы думаете, что это такое? Сейчас этого много. Это тенденция к миротворству. Это миротворство, просто в другом обличии. Человек может легко примирить даже злейших врагов. То есть тот, кто умеет разъединять, тот может и соединять. Если он научился разъединять и властвовать, то он может и соединять и примирять. Да. Просто другой вектор. Не так просто людей так сказать соединять и находить между ними что-то общее. Да.

00:45:47 Одним словом, увидев то, что любое негативное качество является это тенденция к позитивному, у человека сердце становится мягче. Он вдруг понимает, что на самом деле действительно все вокруг друзья и все хорошо и мир наполнен великим будущем и все люди которые окружают меня, это люди с великим будущим, с великими перспективами. Поэтому, я только начал это составлять. Я хочу составить большой справочник тенденций. Поэтому я объявляю некоторый конкурс, для этого справочника. Вы можете мне писать или подходить и давать свои тенденции, если какие-то есть у кого-то. Я основные так выписал, где-то тенденций 40 у меня готово. Если у кого-то будут идеи интересные, скажите мне. [Из зала неразборчиво] Ну да мы не будем так сказать слишком глубоко заходить, мы должны увидеть сам принцип, как правильно воспринимать человека. Как правильно воспринимать. Мы должны видеть глубже. Это и есть мудрость, мы должны быть мудрыми. Мудрость - это видеть тенденции. Да. Мудрость - это не видеть, что происходит, а к чему это все идет. И так как все мы хотим меняться, мы говорили, что любая проблема, это желание изменить проблему, это цель. То те негативные качества - это тенденции к позитивному, очень скоро они превратятся в великий позитивный результат.

00:47:20 И все сразу изменится в сознании. Вообще все. Это называется вот это матху-врата. Обет пчелы. То, что мы сейчас изучили - это матху-врата. То есть человек дает себе обет, чтобы не увидел, тут же доходить до позитивного варианта этой проблемы. Матху-врата. Самый лучший обет. Все остальные обеты - ерунда. Сегодня день экадаши. Да. Вот если его наполнить матху-вратой, если не просто не есть зернобобовые, это конечно хорошо, да. Но если ещё наполнить матху-вратой, не есть грязь вот этих вот видения негативного вот самая грязь, когда мы видим негативное, знаете, когда мы слышим что-то противное и не способны из этого извлечь нектара, вот тогда да. Тогда действительно произойдет настоящие перемены. Тогда не только будет внешнее поведение человека, но и внутреннее, наполнится внутренность. Матху-врата.

00:48:15 Хорошо если один день так получится, а если каждый день так. Представьте. Это фактически, то о чем мы говорим, это качество парамаханса. Когда действительно все воспринимаются как друзья, потому-что видно, что у всех прекрасное будущее. И люди которые сталкиваются с этим человеком, начинают чувствовать в себе эти тенденции, они понимают, что на самом деле, это прекрасные тенденции, не нужно от них избавляться, нужно их трансформировать. Это наша идея. Потому-что мы не можем так просто избавиться от своих тенденций. Зачем? Когда они позитивны. Нужно просто их трансформировать в позитивное. Понимаете? Надо просто трансформировать. Так же как зерно. Да его трудно есть, но если его сварить прекрасная каша получается. Зачем его выкидывать, если оно грубое, просто его сварить. Так же и качества, на любое негативное качество, это отражение в зеркале позитивного, тенденция. Если мы видим это, просто трансформируем его и все. Получается прекрасная каша.

00:49:15 [неразборчиво из зала] Да. Она не спит, она сейчас в виде тенденции присутствует. У всех множество тенденций. Понимаете. Все прекрасны, у всех есть прекрасные тенденции. Но сейчас они, можно о них догадаться по этим симптомам. Да. Интересно. Что ещё мы должны сейчас обсудить? Чем старше человек, тем меньше теплоты он получает к сожалению сейчас. И соответственно больше в ней нуждается. Но мы думаем, что проявлять теплоту к взрослому человеку глупо и не нужно. Что это сантименты вообще, ещё что-то. Но это основа вообще всех взаимоотношений. Теплоты должны быть достаточно. И так как чем старше человек, тем меньше он получает этой теплоты, то нужно понимать, что ему нужно больше её давать. Нужно больше её проявлять. Иначе человек лишается защиты. Он лишается вот этого, этого уюта о котором мы говорили в предыдущей лекции. Это называется ещё иммунитет, если мы на грубый уровень перейдем, он лишается иммунитета. И на определённой стадии он просто теряет силу. И не может сопротивляться ни своим желаниям, ни глупостям, ни просто болезням. Теряет силы и страдает. На духовной практике происходит падение.

00:50:33 Наверняка вы все это замечали. Да? Факт. Что взрасление сопровождается тем, что меньше теплоты становится. Так интересно. Поэтому, мы должны все время контролировать то, как мы себя ведем, на сколько велика наша мягкость. На сколько велика. Этот мир достаточно жесток по своей природе и поэтому мы должны больше думать о мягкости. Если мы встречаем кого-то, мы должны тут-же проявить своё количество мягкости. Свое количество мягкости и уровень святости в общем то мы видим, он характеризуется тем, что человек не устает проявлять свою мягкость при встрече с кем-то. Вы замечали? С одним встретился, мягок, с другим встретился, мягок, с третьим. И милость бесконечна. Бесконечна. Когда наше сердце жесткое, то нам может быть хватает только на одного человека, ну на двух, на трех. На каком-то человеке мы теряем, надоели все, откуда их столько. Смеется.

00:51:45 Помните эту историю, когда Акбар начертил прямую линию и сказал да, что сделайте её короче не ломая не загибая ничего, не деформируя эту линию. Не воздействуя на эту линию. Да. Все ходили думали, как же так? А другой подошел Бизбал да? И просто начертил другую, длиннее. Сразу та стала короче, которая была первая. И он приводит аналогию, что не следует отклонять, присекать, ломать чужое мнение, понимаете. Давить на него как-то, издеваться над чужим именем. Нужно просто осуществлять свою линию. И тогда всем разумным людям будет понятно вообщем-то где она правда. Даже если мы правы полностью. Полностью. Не нужно ломать чужой стереотип мышления. Нет, достаточно свою линию осуществить. Если она действительно длиннее, то всем будет сразу видно, она длиннее. Понимаете. Очень простой пример. Но мы пытаемся что-то с той линией сделать. Раскритиковать её, уничтожить, найти доводы, книгу желательно выпустить, против этой тенденции. Давайте просто сделаем лучше. Длиннее. Давайте это сделаем и все. Какая проблема? Никакой проблемы. Все очень просто. Смеется.

00:53:05 Западная тенденция это похвала с помощью какого-то материального результата. Когда человека чем-то награждают. Некоторое поощрение в виде денег. Да, например. Поэтому сейчас даже западный мир, мир западной например психологии, он обучает менеджеров, менеджеров, мотивировать другим, мягкостью мотивировать. Не просто деньгами, уже какой-то денежный результат не действует на мотивацию человека. Нет. Совсем нет. Поэтому исторически также сложилось, что система контроля сводится на наказании. Когда человека просто наказывают. Тоже очень жесткий подход. Но, очень интересно наказание, наказание останавливает глупое поведение человека. Но наказание никак не учит новому поведению. Понимаете? С помощью наказания можно остановить, но новому научить невозможно. Невозможно, ничего не получается. Поэтому наказание это не продуктивный способ контроля. Ничего не получается. Но очень опасный способ контроля. У наказанного человека повышается агрессия. И она направляется на всех, на окружающих. Это не способ. Это отсутствие профессионализма.

00:54:25 Однажды в Индии жил царь, который привык раздавать много золота, нищим, бедным. Был очень довольный собой. Много золота. И он делал это ежедневно, но достаточно грубо. Ва…Ва…Ва. И после смерти он очутился на небесах. Попал на небеса и его поместили в золотой дворец, где все было сделано из золота. Все, мебель, стулья, сам дворец из золота. Все из золота. И он был очень счастлив, он думал вот действительно работает, все из золота. Все сработало, не обманули Веды, все точно. Но через некоторое время он почувствовал жажду. И стал ходить искать воду. И он подошел к каким-то там Архангелам, не понятно там кто это вообще. И они ему так грубо ответили: "Что надо? То что раздал, то ищи в своем дворце. Что то к нам то пришел, иди там все ищи". Он пошел походил, нет там воды ни капли. Потом он проголодался и опять подошел к этим Архангелам, к полубогам каким-то. И ему опять грубо сказали: "Что надо? То что заработал, все там. Иди ищи. что надо?" И он пошел поискал, все из золота.

00:55:40 Все из золота, ничего больше нет. Он почувствовал себя очень несчастным. Он подумал: "Что хорошего в этом золоте? Я голоден, не могу попить, ничего. Все на меня ругаются, орут." Но тогда он попросил дать ему ещё один шанс продлить срок человеческой жизни. И ему дали ещё 15 дней. Описывается, что все 15 дней он ходил, дарил людям пищу, воду, одежду и теплые слова. Золото уже никому не давал. Пищу, одежду. Мы должны помнить, что есть разные проявления мягкости. Нужно смотреть, что действительно нужно человеку. Понимаете. И мы говорили, что в этот жесткий век необходима некоторая мягкость. Это самое главное, что сейчас нужно. Самое главное. Потому-что и пища не полезет, если нам её швырнули. Нна…Н-на. Человек очень обижается. Понимаете.

00:56:40 Другая отрицательная сторона такого жесткого наказания, то он начинает избегать тех людей кто его наказал и места, где его наказывали. Понимаете. Поэтому, лучшего способа избавиться от человека нет, чем наказать его публично. И у него это будет боль. Это место будет вызывать постоянную боль. Поэтому очень опасно это делать. Очень опасно. И что мы должны понять, что похвала сильнее критики. Если научиться правильно хвалить, это будет действовать в тысячу раз сильнее, чем критика. Поэтому критика, это не профессиональное поведение. Мы должны научиться правильно хвалить. Мы вчера говорили об этом немного. Я просто напомню. Этот факт был доказан всяческими способами. И в Ведах и в современной психологии. Что сила намного превосходит, сила похвалы намного превосходит силы критики. Понимаете. Но есть некоторые ошибки, да. На которых нужно остановиться. Как мы говорили нужно оценивать не результаты его деятельности, не результаты деятельности человека, не его поведение, а нужно рассказывать ему своё отношение, да. Вспомните, то, что мы вчера обсуждали. И ошибка состоит в том, что мы оценивая человека вешаем как бы на него ярлык определённый.

00:58:01 Ценник вешаем. И потом что происходит? Если вдруг что-то меняется в жизни, то как это делается перечеркивается старая цена и вешается новая. И вообщем-то у этих товаров нет души. Но если бы у этого товара была душа, то товар бы очень сильно обиделся. На уценку. Что это, перечеркнули, уценили. Вот тоже самое происходит если мы вешаем ярлыки при оценке. Если мы кого-то хвалим, говорим молодец, третье место занял. А на следующий раз уже седьмое. Переоценили. Не третье, седьмое. Все уже обидно, уже больно. Это некоторое унижение. Это форма унижения. То есть мы берем на себя право судить человека. Оценивать его положение, какова его цена. Значит унижаем. Но знаем ли, что хорошо, что плохо.

00:59:00 Помните эту историю, когда у одного человека была лошадь. По моему я уже рассказывал, сейчас ещё раз расскажу. И однажды эта лошадь убежала от хозяина. И друзья, соседи пришли поддержать его. Стали говорить, как жалко лошадь убежала. Как это плохо. И хозяин сказал: "Подождите, плохо или хорошо мы не знаем, все знает Бог." Все подумали, а… На следующий день вдруг эта лошадь вернулась и с собой ещё жеребенка привела. Гдето там. И опять соседи пришли и сказали: "О как здорово, лошадь вернулась, жеребенка привела, это хорошо." Хозяин сказал: "Подождите, хорошо или плохо, не понятно. Бог знает." И вдруг в этот же день жеребенок взял и пнул их сына и сломал ему ногу." И все опять пришли: "Ух этот сумасшедший жеребенок. Где его нашла эта лошадь? Теперь у него сломана нога, как это плохо." Хозяин сказл: "Подождите, плохо или хорошо не понятно. Бог знает." И вдруг на следующий день война началась. И всех детей забрали в армию. А этого не взяли, у него ного сломана. И соседи пришли и сказали: "Знаешь что, мы уже сами не знаем… Только Бог знает." Смех в зале.

01:00:19 Так же мы, как мы говорили вчера невозможно оценивать жизнь человека потому-что его жизнь, это одна из миллиарда жизней. Поэтому если мы знаем только одну жизнь, и ту не полностью. Мы знаем одну миллиардную всей его жизни. Так, если даже в этом мире судить. И знаем одну миллиардную процента, мы даем сто процентное заключение. Плохой, хороший. Нехороший. Плохой. Понимаете? Это беспочвенное заключение. Беспочвенное заключение. И так же правильно нужно ругать. Мы говорили, что нужно, я от тебя такого не ожидала. Или мне стыдно за тебя. Понимаете, некоторые чувства должны быть в этом. Если эти чувства есть, то это действительно. Правильно воздействуя, человек хочет исправиться, а если человека просто обзывают, а все негодяй. То какая реакция? Сам такой. То есть нету никакого реального изменения в сердце. Понимаете?

01:01:16 Сразу реакция, сам такой и все. Сам такой. Поэтому никакого действия, все только разрушается. Поэтому я говорил, да, что мы должны с мягким сердцем самостоятельно найти оправдания человеку и прийти высказать ему оправдания в его деятельности. Вот это мягкое сердце. Человек что-то сделал, да. И вы его встретив, уже имеете оправдание к его поступку, поэтому даже не говорите об этом. И тогда он сам начинает говорить, у меня такое произошло. А так ты просто это случайно попал в ситуацию, я даже не заметил. То есть мы его уже оправдали. В своем сердце оправдали уже этого человека, это чрезвычайная мягкость, это дает вообще желание жить, желание находиться в обществе. Понимаете? Что-то совершили и вас уже тут же все оправдали. Так интересно. Это так редко происходит. Понимаете.

01:02:11 Но есть одно предостережение. Публичная похвала, да, нужно быть очень аккуратным имеет свойства наркотика, вызывает зависимость. Очень опасная вещь. Соответственно когда человек лишается публичной похвалы, то наступает что? Абсцедентный синдром, человека начинает ломать. Ломка. Поэтому очень аккуратно нужно, что приводит к депрессии, к политике, к зависти. Поэтому хвалить нужно тоже индивидуально. Это самый безопасный способ похвалы. Хвалить индивидуально. Или это нужно делать очень профессионально, или индивидуально, ради блага самого же человека. Постоянная но публичная такая похвала может иногда подсадить на некоторую иглу. Вот эту, почитание, очень опасная вещь. На наших уровнях развития, может быть очень опасная. Понимаете. Сделаем вывод некоторый. У древних греков был интересный праздник. Кто изучал историю, знает. Праздник назывался - амнисто. От этого что пошло? Амнистия. Один раз в год греки добровольно отказывались от взаимной вражды. Все прощали. Все судебные тяжбы. Все притязания, все препирательства, раз в год, прощалось все. Все что до этого, от последнего праздника до этого призошло, все прощалось. Все. Ничего уже не считалось действенным. Все прощалось. И праздник очень торжественно проходил. Вырывалась большая могила и все это закапывалось.

01:03:43 Все эти обиды, так сказать, демонстративно закапывали. Похоронили - забыли. Все, все недоразумения, все огорчения, все обиды, вся несправедливость. Все похоронилось. Все похоронилось. Раз в год. Всего лишь проводилось, но очень хорошее действие оказывает на отношения. Мы пытаемся это делать каждый день. Да? Замечали? Вообщем то это вкладывается в эту самую молитву. Когда мы просим прощения у Вайшнавов. Да? Факт. Мы это вкладываем, но действуем ли мы так в реальности. Проводим ли мы эту амнистию? Прощаем ли мы действительности все, что происходило? От последней молитвы, до этой. Все, что произошло. Между молитвами очень быстро все происходит. Вроде только попросил у всех прощения, уже все. Пока просил, уже на руки наступили. Смех в зале. Несколько человек.И фитилек на голову упал, ещё горящий. Смеется. Много всего происходит, жизнь очень активная. Все такое активное, веселое. Смеется. Уже нужно заново. Поэтому очень многие святые кланялись каждому человеку. Потому-что они понимали, что за это время столько всего происходит. Что нужно расплачиваться, расплачиваться, расплачиваться.

01:05:17 Также один однажды браман, он сидел под деревом, ничего не делал, только читал мантры. И ему приносили воду, еду какие-то мимо прохожие, падали какие-то фрукты с дерева. И он умер однажды и попал к Богу, и был очень довольный. Когда он стал разговаривать то, он сказал что вот, так здорово, действительно брахманическая квалификация помогла мне вернуться к Тебе, мой дорогой Бог. Бог сказал: "Подожди, какая брахманическая квалификация? Ты попал сюда по моей милости, никакой квалификации небыло." Он: "Подожди, я же вот молился, все читал там, не работал, только читал мантры." Он говорит: "Подожди. Давай-ка взвесим все это. Смотри, тебя поили? Поили.

01:06:07 Если мы возьмем всю ценность этой воды, которую Я создал она аннулирует все твои молитвы утренние. Тебя кормили? Кормили. Вся ценность той пищи, которую Я создал, она аннулирует все твои вечерние молитвы. Тебе одеяло приносили? На тебя фрукты падали? Все это аннулирует твои дневные молитвы. А вот то, что ты просто пересаживался просто с ноги на ногу и передавил 10000 муравьев, ты должен на 100000 лет в ад пойти. Поэтому если ты взвешиваешь свою квалификацию, то отправьте его в ад." И тут раз, сразу открылись ворота, от туда пахнуло огнем. Все по твоей милости, по твоей милости, никакой квалификации, по твоей милости. Смех в зале.

01:07:00 Поэтому нужно идти на встречу людям, действительно положив руку на сердце, с мягкостью. С мягкостью. Понимая, что это наш путь. Действительно наш путь. Путь раскрытия сердца. И если наша теплота будет искусственной, жесткой, жесткость всегда разбивается. Если мы возьмем стакан и уроним, он разобьется, жесткий. Если мы пластилин уроним, ничего страшного, мы подняли,, опять сравняли, стоит. Поэтому, если наше сердце будет жестким каждый будет его разбивать. Любой. Тот не так посмотрел, тут обидели, там не дали слово сказать, тут, здесь. Постоянно будет сердце разбиваться. Но если сердце мягкое, невозможно ничего сделать. Ну задели маленько, ну подправим. Ну чуть-чуть, ничего страшного. Не разбивается, не разбивается. Да?

01:07:54 Так, вопросов. Да давайте наверное к вопросам перейдем. Вопрос из зала: ну также в Бхагавад-Гите говорится, деление на [неразборчиво] начало и божественное начало. Это как бы абсолютно разные тенденции, абсолютно разные пояса, абсолютно разные мышления. И они, никогда не найти общий язык. Как-бы когда в этом как бы понимаешь, вся психология как бы в этом случае неподходит. [неразборчиво] Ответ: Вы были, когда мы разбирали признаки врага? Нет. Надо будет переслушать, я это объяснял. Есть признаки врага, есть признак доброжелателей, а есть ещё партизан, который похож на врага, но на нашей стороне воюет. Это нужно будет переслушать.

01:08:55 Вопрос: Скажите пожалуйста … эти качества трансформируются в позитивные в связи с развитием мягкости сердца? Ответ: Это тенденции которые при работе над развитием проявятся как вот эти позитивные качества. Да мы говорили, что если, что вообщем-то это от желания человека зависит. Поэтому если у него появится желание к развитию, то вся эта тенденция естественным образом перерастет в позитивное качество. А мы можем ему помочь. Как? Проявив свою мягкость к его негативным качествам, увидив в них тенденцию. Понимаете? Заложить в него надежду, что он не потерянный, не последний гад и не негодяй, а человек с огромным набором позитивных тенденций. Понимаете. Осталось просто его раскусить… Мы должны дать ему шанс. Шанс - это теплота. Человек идет туда, куда тепло. Если в лесу зажечь костер, все туда придут. А те, кто даже боятся костра, они будут сидеть вокруг и смотреть. Зыркая глазами. Все придут на это. Поэтому если мы проявим тепло, все пойдут. Даже демонически настроенные люди. Они придут ну хотя бы на ПМЖ. Все придут. На костер приходят все. Вы замечали, да, все.

01:10:20 Вопрос: Имеется раздражительность это тенденция к чему?
Ответ: Гнев мы разбирали? Ну раздражительность - это форма гнева. А форма гнева, когда человека не устраивает глупости. Это форма защитника. Когда человека не устраивают глупости, ему хочется бороться за чистоту, за истину. Это искатель истины настоящий.
Вопрос: А как бороться? Это же не очень хорошо когда человек сам является раздражителем? Вот я например считаю себя раздражительной и не знаю как с этим бороться. Ответ: Надо правильно бороться. Должны быть полномочия для борьбы. Можно одеть милицейскую форму, но если у вас нету действительно документов, у вас будут проблемы. Сами же милиционеры и побьют. Понимаете. Но если вы действительно имеете полномочия, то с этим можно бороться. Поэтому культура, мы должны понять такой момент, культура делится так сказать по нашим характеристикам. Есть браманическая культура, есть кшатрийская культура, культура вайшев. Культура шудров, и ещё на все это вайшавская культура накладывается. И культурный человек умеет вести себя в соответсвии со своей культурой в общем, правильно воспринимая культуру другого человека, понимая, что она может быть другой. И ещё на все это наложив культуру вайшнава, который вообще не подходит под все эти 4 категории. Поэтому перед нами глобальная задача, совместить все это. Понимаете. Это интересно. И практики у нас сколько хотите. Смотрите сколько людей вокруг. Можно тренироваться каждый день. Столько всего интересного.

01:11:55 Вопрос: …обязательно делать это на физическом уровне… [неразборчиво].
Ответ: Ну сейчас нет 100% интровертости, то есть как минимум прийдется пойти за едой, за водой. Как минимум. В место где нужно спать и немножко денег пригодится, и от армии как-то прийдется отмазываться. Понимаете. И налоги надо платить, и как-то за квартиру платить. Не получится быть 100% интровертом. Это нужно тогда нам под воду нырнуть как в Бхагаватам и сидеть там. Но и там рыбки начнут за нос хватать. Понимаете. То есть всё равно прийдется некоторые отношения хотя бы с рыбами установить. Понимаете. Поэтому 100% нет интровертности, поэтому в любом случае прийдется. Интровертность это некоторая так сказать стадия экстравертности. Стадия, поэтому в любом случае прийдется налаживать отношения. В любом случае. А просто так сказать, у каждого есть разная степень вот этой активности в отношениях. Но всё равно отношения есть. В любом случае. Как минимум в нашем теле живет такое количество живых существ, нужно будет с ними договорится. Понимаете. Чтобы они там не сильно выходили из себя. Не доставляли нам много проблем. Даже со своей собственной полостью нужно будет договориться. Придется. Активность должна быть все равно. Да.

01:13:37 Вопрос: Как сохранить качество мягкости собственного сердца, здесь у каждого в отдельности, и так как ещё не готовы для такой мягкости. Как вот этот предел установить.
Ответ: Во первых с мягкостью переборщить невозможно, потому-что капель должно быть много, чтобы камень растопить. Это раз. Тут можете не бояться. А во-вторых все регулируется культурой дистанции. Понимаете. То есть если все доходит до панибратства мы говорили да тут нужно ввести ограничения. Холодильник включить. Холодность некоторую. Но сейчас нет проблем со слишком большой мягкостью. Нет. Но когда будет, мы соберемся и поговорим об этом. Это будет торжественная лекция.
Вопрос: Если начальник сел на шею, как это?
Ответ: Это административные отношения. Это другая тема. В административных отношениях это сложней. Там много тонкостей.

01:14:43 Вопрос: А есть лекция по этому поводу?
Ответ: Скоро будет. Сейчас мы новую тему разбираем. Сейчас у нас будет, в этом году я езжу с лекциями, три темы я читаю - новая психология в семейных отношениях, новые принципы мы рассказываем интересные. Вторую мы читаем семинар, это тим-билдинг - это формирование команд. То есть сюда входит и семья и храм и общение, все что хотите. То есть принципы на формирования дружной команды. И третий семинар - это тим-спиред - это дух команды. Вот то, что мы сейчас изучаем - это тим-спиред. Это лекция этого вот семинара. Просто я немножечко так сказать на нашу реальность все рассказал. Поэтому вот с этими тремя семинарами я буду ездить, вы можете куда-то попасть, где будет больше времени, мы какую-то тему раскроем. В этом году все эти три семинара будут изданы.

01:15:45 Вопрос: Вопрос касается .. индивидуально. Как вот например, если касается какого-то общего собрания и благословение вайшнавов, какие там есть свои законы в этом?
Ответ: Закон такой - или прославляются все, или никто. Потому-что если кого-то прославили, а кого-то нет, то те кого нет они начинают думать, ну а что в конце концов, нет в конце концов давайте тогда все честно взвесим. Смех в зале. Не возникало в сердце такого, нет? Принцип прославления или всех, или никого. Это самый такой гуманистический принцип. Понимаете. Потому-что не возможно определить кто достоин похвалы, а кто нет честно. Это прийдется включить свои антипатии, привязанности, не привязанности. Даже если это целая группа будет определять, у группы тоже есть привязанности и не привязанности. Поэтому давайте всех. Ну может быть с разной степенью подарков, но что делать. Знаете, кому-то медаль, кому-то диплом, но это нормально, это все поймут. Но когда кого-то вот явно, знаете забыли и при чем ещё так сказать по решению совета.

01:17:01 У нас однажды было такая по Фрейду опечатка. Мы собрались, что-то решили, несколько лет назад было. И секретарь быстро напечатала объявление и повесила. Я когда прочитал, я чуть не упал. Знаете что там было напечатано? Совет жрама обобрил. Совет жрама обобрил решение. Смех в зале. Я подумал надо пересобираться, все. Я снял это объявление, мы пошли пересобираться. Я подумал так нельзя. Уж слишком явный знак. Наверное мы что-то не то понасобирались. Смеется.

01:17:45 Вопрос: По департаменту, можно похвалу?
Ответ: Ну да взяли один департамент и всех в нем похвалили. На следующее собрание взяли другой департамент, в нем всех похвалили. Так да, когда всех но в одном так сказать, все кто связанный с этим делом всех похвалили. Всех до одного. А иначе мы кого-то так сказать, заставим его подумать о нашей важности в его жизни, о нашей ценности для него. Понимаете. Может у него уже есть несколько хороших предложений, из других мест. Понимаете. Хорошо, последний вопрос.

01:18:25 Вопрос: [неразборчиво].
Ответ: Убийца нет. Явно греховные действия - лучше параллели не искать, просто не нужно об этом думать. Потому-что это отдельная тема, когда греховность явно это отдельная тема в конспектологии. Мы сейчас не разбирали. Мы сейчас разбирали не явно греховные вещи, а просто тенденции. Когда уже явно убийство, нужно быть аккуратным. Есть другая совсем конспектология, другое поведение. Это входит в уголовный кодекс. Немножко другое поведение. Все, да.

01:19:07 Хорошо, большое спасибо, что вы смогли сегодня прийти. Те кому будут нужны записи этого семинара обратитесь к секретарю, запишитесь заранее и после последней лекции вы сможете получить эти диски мы их быстро запишем. Завтра будет? Завтра будет в это же время в этом же месте. Вплоть до первого числа. Первого числа тоже будут лекции. По сценарию нужно спросить секретаря, он знает точно. Скажите пожалуйста в диски фестиваля войдет в общие? Войдет скорее всего, но я ещё не знаю точно. Но скорее всего войдет.

транскрибирование: Александр Греков | Омск | Россия | 25 января 2013