Настроение в коллективе

Анапа - 01 января 2005
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:31:43 | качество: mp3 32kB/s 21 Mb | прослушано: 664 | скачано: 680 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Находясь в духовном движении, практикуя духовную жизнь, сталкиваемся с этим, что вроде бы в самых простых взаимоотношениях появляется беспокойство. Появляется какая-то проблема в семейной жизни, отношения между Вайшнавы, отношения Вайшнавы – не Вайшнавы. Какие-то беспокойства. Вроде бы все должно легко разрешаться, вроде бы духовная платформа должна легко решать какие-то простые проблемы во взаимоотношениях. Однако не так. Не так просто. Мы видим, что сама по себе теория бхакти это не просто какое-то слово бхакти. Бхакти это взаимоотношения. И мы устанавливаем разные типы взаимоотношений, поэтому не сразу происходит идеальная ситуация, мы не становимся сразу чистыми, преданными. Поэтому и отношения у нас сразу не получаются со всеми идеальными, потому что это бхакти, это отношения. Мы не можем сразу полюбить всех и не можем сразу это сделать правильно.

00:01:09 Поэтому приходится проходить определённые ступени во взаимоотношениях, так же как в духовной практике мы проходим определённый рост, определённые этапы становления, также мы видим, как эти этапы сказываются на нашей повседневной жизни, на нашей реальности. Поэтому фактически мы сталкиваемся с двумя проблемами, которые нас интересуют, это проблема формирования какого-то сообщества, например, семья, общество, храм, и как установить в этом сообществе определённые отношения, даже не отношения, нас будет интересовать особый раздел в отношениях: как установить определённую атмосферу в коллективе. Атмосфера нас будет интересовать. Это так важно – атмосфера. Фактически нет ничего важнее этого.

00:02:03 Несмотря на отрегулированность внешней составляющей, внешней деятельности, все может быть внешне достаточно хорошо, но главная вот эта внутренняя составляющая, атмосфера, которая является фундаментом действительно долгосрочного успеха. Нам нужен долгосрочный успех, мы видим, что материальная жизнь диктует временные вещи. Что-то начали – бросили, начали – бросили, начали – бросили. Если бы все, что мы начали, мы уже закончили, мы были бы лучшими во всем мире. Мы столько всего начали, да? Почти все мы не закончили. В этом проблема: у нас не хватает простой, набившей оскомину, замучившей всех нас гуны благости, потому что гуна благости – это стабильность. Нам её не хватает, и берется она не откуда-то, не просто из омовения, не просто из раннего подъема, не просто из чистой одежды, настоящая гуна благости берется из чистых отношений, когда действительно в отношениях есть хотя бы простейшая культура.

00:03:09 Культура – это то, что дает возможность относиться друг к другу позитивно. Это культура. Хватает ли нам сейчас культуры?
Голос из зала: Нет.
Не хватает – факт. Мы не можем относиться друг к другу позитивно. Это платформа, это платформа для развития настоящей бхакти. Мы должны научиться относиться друг к другу позитивно. Обыкновенная культура. Поэтому мы будем связывать как ведическую культуру, так и современную ситуацию. Необходимо некоторое внедрение глубочайшей ведической культуры на реальную ситуацию. И вот эта внутренняя атмосфера в любом коллективе, будь то семья, общество, храм – все что угодно, определяет его эффективность, как начинка определяет вкус пирожка. Здесь много пирожков сейчас продается, и на вид они одинаковы, пирожки, пирожки, одинаковые на вид. Сверху определить не возможно. Но что все спрашивают?
Голос из зала: С чем?

00:04:00 С чем! Так же с чем у вас общество Cознания Кришны? Мы должны ответить, с чем оно. С чем у вас храм в Минске, с чем у вас храм в Киеве? С чес у вас храм в Хабаровске? С чем он? Потому что храм-то одинаковый: есть президент, есть [паства], есть [калинама], есть книги продаются. Но с чем это все? И с чем эта атмосфера? Атмосфера: с чем это все? Потому что в общем-то сверху пирожок он достаточно может быть конечно в масле обжаренный, может быть запеченный, но принцип один и тот же. Вот это соотношение внешнего к внутреннему имеет определённую формулу, например, одна из формул, что вот это соотношение внешнего к внутреннему должно быть 10 к 90, 10% к 90%, т.е. 1 к 9. Что это значит? Говоря современным языком, это соотношение между рекламой товара и его качеством. Т.е. в реальном соотношении если мы возьмем сейчас то, что происходит в мире, то соотношение примерно 50 к 50.

00:05:07 И в некоторых случаях даже больше 75 к 25. Если вы что-то покупаете, например, какую-то зубную пасту или зубную щетку, то 75% это просто вы оплачиваете рекламу. Просто оплаченная реклама, это не цена товара, т.е. вложения должны быть соответствующие. 90 % вложений должно быть в качество, 10% в рекламу. Без рекламы никак, факт. Но если перегиб в соотношении, то тогда все становится немножко неудовлетворительным. Все немножко не удовлетворяет, и очень много происходит фактов разочарования. Очень много. Когда человек разочаровывается, он чувствует рекламы много, а внутри атмосферы-то нет, да? Как вы знаете, как рекламируется товар: человек покупает столько всего обещано, но ничего нет.

00:06:02 Поэтому качественная начинка, вот эта внутренняя составляющая, атмосфера, обязательно приводит к удовлетворению, обязательно. Все довольны, потому что есть внутренность, и не важно, кто это испек, в конце концов этот пирожок, уже всё равно и сколько он пролежал, может быть 2 дня, но если он вкусный, если начинка соответствует качеству, то все съедят. А качественная реклама вызывает у всех напряжение, все волнуются: а соответствуем ли мы этим, так сказать, эпитетам, соответствуем ли мы этим великим фразам, соответствуем ли мы этому?

00:06:47 Можно вспомнить всем известную историю, но почему-то на мне нравится, я её постоянно вспоминаю. История про Вишну, который пригласил к себе на пир полубогов и демонов. И все расселись, огромный стол он накрыл. Решил проверить. Время от времени необходимо перепроверять соотношение внутреннего развития и внешнего лоска. И он пригласил демонов, полубогов, посадил за стол, сказал: «Все можете съесть. Одно условие: руки не сгибать во время еды». Демоны подумали: «Ну Вишну демон, наверное, еды столько дал и не кормит это демон переводится». А когда кто-то обладает большим количеством еды и не дает никому поесть это демон. И демоны подумали: «Вот Вишну точно демон, мы так и знали всегда. Не дает никому поесть». Полубоги были утонченнее, они напряглись, подумали, что-то не так, Вишну опять какие-то проверки. Они стали вспоминать культуру, какая культура: нужно перед едой кого-то накормить. Они оглянулись вокруг, стали брать, кормить друг друга. Потихоньку съели все. Очень просто.

00:08:09 Время от времени необходимо проверять, что в сердце, что внутри. Необходима уборка, перепроверка. Сейчас я уходил, и зашел какой-то человек ко мне в номер, уборщица. Стала все проверять:
- А мусорное ведро у вас пустое?
- Пустое.
- Нет, я посмотрю.
- Посмотрите!
Вот также сердце требует некоторой проверки. Если мы не будем это проверять, тогда придут помощники. И дай Бог, если это будет Кришна, если проверка придёт от него. Но иногда проверки приходят от его заместителей. Это будет уже тяжелее. Поэтому никакая хорошая погода на улице не заменит атмосферы внутри.

00:08:57 Главное – атмосфера внутри. Никакая высокая зарплата, никакие поощрения не сделают нас счастливыми, если внутри, если в доме, погода плохая, если отношения натянутые, если в коллективе все смурные, холодные. Это называется Уют. Есть такое понятие «Уют», мы так забываем об этом, мы говорим: «надо контролировать чувства, надо всем умереть на поле контроля чувств». Но мы забываем, что для счастья необходим уют, хотя бы минимальный. Что такое уют? Уют – это теплота. Да, например, сейчас тепло – более менее уютно. Будет слишком тепло, будет не уютно, или станет холодно, будет неуютно. То есть уют это определённая теплота, та, которая устраивает наше человеческое тело. И, может быть, нас не очень-то волнует теплота, так сказать, в виде температуры, но есть теплота душевная, теплота взаимоотношений. Если этой теплоты нет, то невозможно себя почувствовать уютно в какой-то атмосфере. Неуютно становится. Слишком холодно, все расходятся потихоньку. Уют необходим, теплота некоторая необходима. Для этого существует культура.

00:10:12 Культура – это умение создать уют, нагреть атмосферу до такой составляющей, чтобы всем было более-менее уютно находиться в этой комнате. Чтобы кто-то мог сесть на стул, кто-то мог сесть на пол, чтобы более-менее всех устраивало это. Если нет уюта, все неуютно, некомфортно. Человек начинает искать другое уютное место, да? Человек пришел сюда, посмотрел на какую-то комнату, не понравилась, пошел через дорогу. Нашел там. Также и в обществе происходит. Человек пришел, посмотрел, неуютно, пожалуйста, столько предложений за углом. Я думаю, уже в каждом городе много предложений есть, есть куда пойти, да? Нет? Есть! И человек идет за новым уютом. Поэтому необходимо помнить, что, хотя наше общество должно в результате родить Саньясин, но большинство из нас это Грихастхи. Да. Факт. Нет? Давайте Грихастхи поднимите руки. Много! Большинство.

00:11:18 Что такое Грихастха? Это желающий уюта. Да – нет? Желающий уюта. Если уюта будет мало, то все Грихастхи разбегутся, останутся Брахмачарья и Саньясин. Факт. Это очень сильно, это очень серьезно. Да. Это огромная сила, но остальные-то где? Необходим некоторый уют, хотя бы чуть-чуть, чтобы детям было уютно, чтобы было не страшно оставить ребенка, чтобы действительно мы могли доверять друг другу. Вот это вот внутренний уют. Поэтому всегда необходима гармония, как только начинается перегиб, то части общества становится неуютно, поэтому речь идет о гармонии, нужно чтобы развитие шло гармонично, чтобы все находили своё состояние уюта.

00:12:18 И никакая внешняя духовная жизнь, никакие успехи в проповеди, никакое время нахождения в духовной практике, красивая духовная одежда, красивый внешний вид, количество посвящений, количество посещений святых мест – все, что угодно: умение читать лекцию, умение красиво петь – все это не углубит веру человека, если отношения продолжают желать лучшего, если отношения холодные. Вера не будет развиваться. Потому что вера крепнет, когда мы видим результаты бхакти. А результат бхакти это улучшение отношений. Мы должны улучшить отношения сначала с животными, потом с людьми, потом с Богом. Да? Примерно. С животными мы кое-как договорились, пока мы их не едим, да. С людьми у нас большая проблема, а Бога мы любим. Да?

00:13:20 Поэтому бхакти – это когда мы действительно видим, как уют вокруг меня, именно уют взаимоотношений, Бог с ним с уютом, так сказать, таким земным, но уют отношений действительно меняется, то есть действительно растет это бхакти, отношения действительно улучшаются, поэтому мы поклоняемся бхакти. Это наша философия бхакти, мы поклоняемся отношениям. Так интересно. Поэтому без внутренней стабильности, без внутренней гармонии все превращается в некоторую китайскую подделку: снаружи все очень красиво, но внутри есть какая-то проблема, не работает внутри, механизм не работает, не получается. Например, посмотрим на современную действительность. Современная система поддержания стабильности, которую мы наблюдаем вокруг себя в городах, странах, основана на интересном принципе, если вы реально присмотритесь, это принцип называется «авось пронесет». Да. То есть вроде бы все говорят о поддержании, вроде бы есть некоторая стабильность, на самом деле ничего нет.

00:14:28 Как только проблема становится заметной, она выходит из-под контроля, ничего невозможно сделать. Если вы хотя бы краем глаза послушаете программу «Время», краем уха, то вы увидите, как только проблема выходит на видимы уровень, ничего уже сделать невозможно, контролировать её уже невозможно. По одной простой причине: если не хватает средств для решения насущных проблем, то как может хватить на решение кризисных проблем? Также мы можем про нашу ситуацию сказать. Но хватает ли нам сейчас усилий на теплоту, теплоты, чтобы решать насущные проблемы. Хватает их сейчас? Не очень. А если кризис? Хватит ли нам сил? Это слава Богу кризиса нет. Время от времени приходит, был недавно, там несколько лет назад. Приходит и все, сразу же все рушится. Ничего не остается. То есть это великая милость Кришны, что мы так более-менее без кризисов сейчас существуем. Более-менее кризисов нет. Ничего особо сложного не происходит. Все такое спокойненькое. Ничего особенно сложного нет.

00:15:34 Фактически в данный момент, если мы посмотрим мировую ситуацию, контроль сводится к подсчету ущерба, это называется «ситуация контролируется». Всем заявляют: «Ситуация под контролем, ущерб там 300 миллионов долларов». То же самое у нас происходит, говорят «ситуация под контролем, ушла всего треть из комнаты. Ситуация под контролем, всего половина ушла в этом городе в [Волга-диамант], там всего треть. Ситуация под контролем, там все контролируется. Нет, это просто подсчет ущерба, но если кто-то куда-то уходит, значит не хватает уюта. Всего лишь одна причина. Если уюта достаточно, то человек будет уходить, но возвращаться. Там где уютно, там где хорошо, вы всегда будете возвращаться. Это не мешает. Если с каким-то другом нам хорошо, у нас может быть и другой друг, какая проблема, но мы всегда будем возвращаться к старому другу тоже. В чем проблема? Никакой проблемы. Туда сходить, там посмотреть, сюда сходить, тут посмотреть.

00:16:38 Если мы едем в Индию, мы не боимся ни в один храм зайти. Какая проблема? Даже если в нем самые странные люди находятся, но мы заходим: красивый храм, красивые божества. Так? Нет? Очень хорошо кланяемся божествам. В России мы боимся зайти в чужой храм. О, чужой храм! Что такое? Чего мы боимся? Мы боимся только одного: сравнения уюта. А вдруг где-то уютнее? А вдруг где-то окажется уютнее. И человек, который, в общем-то, ещё не оценил возможность такой знаете перенятой у христиан традиции, что только через Иисуса Христа, поэтому только через наш храм в городе можно стать Вайшнавы. Если человек ещё точно в этом не убедился, то он легко может оценить по уюту нашу ситуацию. Поэтому будем говорить о том, как достичь состояние уюта, что же сделать. Поэтому, в общем-то, как я сказал, контроль идет просто на уровне, что мы потеряли. Это смешно. Представьте, например, что ваш бухгалтер говорит вам: «все под контролем, я точно знаю, сколько каждый месяц у нас пропадает. Сколько каждый месяц исчезает из нашей кассы. Все под контролем. Все точно посчитано».

00:18:04 Даже традиционная религия бьет в набат, так как точно знает внутреннее состояние дел, например, сейчас лишь только 1% называющих себя последователями в традиционных религиях, христианстве, мусульманстве, в действительности чему-то следуют. 1%. Поэтому сами традиционные религии достаточно этим озабочены, что нет внутренней жизни. А внешняя очень красивая: купола, храмы, в некоторых городах может быть 300 храмов, да? Много может быть храмов, но внутри ничего – 1% всего следует. 1% реально чему-то следует. Он хотя бы знает, чему он следует. В этом идея. То же происходит, как я сказал, и в мире. Я много езжу, много путешествую, в каждом городе мне рассказывают грустную историю: как где-то решили сделать лучше, получилось как всегда. В одном городе интересное было, в Находке, на самом краю. Было две горы, брат и сестра. Одну гору взяли, разобрали там на гравий, на сланец, не знаю. Чтоб далеко не ездить прямо гору разобрали. И роза ветров тут же изменилась, тут же климат поменялся, тут же, моментально: то, что росло раньше, уже не растет. Или сейчас я был в Кызыле, Тува, около Монголии. Интересно: раньше были прекрасные травы, все очень хорошо росло, а потом решили все перепахать, засадить чем-то, какими-то культурами, все перепахали. Ветер сдул все за несколько дней, и чернозема не осталось. Теперь просто поля, ничего не растет.

00:19:49 Это все происходит моментально. Очень легко разрушить уют, который был уже создан. Поэтому мы должны быть очень разумны, все-таки мы уже создали некоторые отношения в этом мире с родными, с близкими, с друзьями, с общественностью. Они уже были созданы, эти связи уже есть. Мы пришли не голыми в общество создания Кришны, у нас были какие-то связи со всеми, очень много связей. И не надо рушить эти связи, потому что они создавались десятилетиями. Это сложившиеся связи, их не нужно рушить, потому что восстановить уют уже очень сложно, чрезвычайно трудно. Нужно сохранить то, что есть, сохранить этот уровень уюта в этих взаимоотношениях и добавить что-то, добавить действительно бхакти, добавить разумности, прасады добавить, подарков – чего угодно: книг добавить, добавить в это, причём очень аккуратно добавить, не так просто.

00:20:52 Этот мир принимает изменения. Изменения опасны. Все боятся изменений, потому что опыт показывает, что все изменения всегда к худшему. Поэтому все боятся изменений. Факт? Факт! Если что-то меняется, все боятся. Бог знает, что там будет. Никто не знает, поэтому родные тоже боятся, друзья боятся – все боятся. Мы начали меняться, поэтому нужно очень аккуратно сохранить эти отношения, сохранить. Но сколько усилий прикладывается, чтобы навести внешний лоск. В этих же городах какая-нибудь главная улица идеальная. Обычно город это одна улица, все остальное это уже не улица. А если это праздник города, то красится только фасад, белится такой фасад. Я помню, был в армии, мы траву красили, цветочки рисовали. Красится фасад, но внутри ничего, внутри пусто, поэтому технически вроде бы прогресс налицо, но жить невозможно.

00:21:58 Сейчас мы посмотрим если западную статистику, всего 3% людей хотят здоровой жизни. Речь даже не идет о духовной жизни, речь идет о том, чтобы как-то менять свою диету, как-то заниматься физкультурой, как-то вообще задумываться о режиме дня. Всего 3%. И что происходит? Мы живем в мире деятельности, да? Есть деятельность. Мы все действуем. Факт. Даже если мы не хотим действовать, нам приходится действовать, чтоб не действовать. Нужно через действие ввести себя в состояние недействия. И сама деятельность требует некоторых усилий, достаточно агрессивных. Чтобы действовать необходима агрессия, то есть нужно кого-то подвинуть, что-то оттеснить, пройти, переступить. Некоторая агрессивность есть, факт. Если будешь просто стоять и ждать, всю жизнь так и простоишь. Необходимо приложить какие-то усилия. Даже чтобы через маркет пройти, через улицу торговую, необходимы некоторые усилия, иначе так можно простоять целый день. Усилия, усилия, усилия. Некоторое сражение.

00:23:05 Но в сражении мы совершаем одну концептуальную ошибку очень интересную: очень часто мы путаем союзников с противниками. Как это происходит и почему это происходит? Часть наших союзников занимает очень необычную в войне позицию, так называемые бойцы невидимого фронта или партизаны. Сейчас мы разберемся, кто это такие. Партизаны! Окружающие нас люди, особенно члены наших семей, сослуживцы, близкие нам Вайшнавы очень часто могут действовать, как нам кажется, на стороне противника, могут так действовать, нам так кажется. Какая-то агрессия может происходить, какое-то непонимание, поэтому они могут выглядеть как действующие на стороне врага, но мы должны помнить, это не враги, это партизаны. То есть они ведут битву вместе с нами, они действуют с нами на одной стороне, но в результате вот этих некоторых действий в этом мире мы вдруг оказываемся против друг друга, и так происходило на войне время от времени. Вдруг все начинали сражаться «свой против своих», когда появлялись партизаны, они переодеты даже иногда бывают, происходит битва. Но один и тот же Кришна руководит нами и направляет нас друг к другу, и мы не должны путать врагов с союзниками, потому что это самая опасная, самая опасная ловушка.

00:24:42 Была такая история: однажды монах прогуливался по лесу и неподалеку он заметил охотника, который целился в оленя. И монах к нему подошел и сказал: «что ты делаешь? Неужели ты не знаешь закона кармы? Сейчас ты убьешь этого оленя и станешь оленем в следующей жизни. Ты понял?». Того говорит: «Понял». Охотник задумался, не стал убивать оленя, опустил ружье, посмотрел на монаха. Тот был хорошо одет, красиво выглядел, был здоровый, упитанный, умный. Он поднял ружье, прицелился в голову. Того говорит: «Ты что делаешь?». Он говорит: «Ты мне объяснил закон кармы: кого убьешь, тем и станешь, поэтому сейчас я убью тебя и стану таким как ты». Так иногда мы путаем. То есть наша материалистичная логика, иногда она запутывает нас так, что мы начинаем бороться с теми, кто, так сказать, действует более тонко, с теми, с кем мы потеряли некоторую связь и не понимаем, что мы на одной стороне находимся. Обычно это родные, близкие, друзья, иногда, так сказать, это даже преданные. Мы начинаем бороться друг с другом. Вот он враг, мы его нашли.

00:26:07 Недоброжелатель. Мы должны понять, кто такой недоброжелатель. Кто такой враг. Недоброжелатель - это не тот, кто мало получает, например, а тот, кто грабит с применением силы. Если кто-то просто мало получает, если у кого-то нет денег, если кто-то просто не может заработать должную сумму или правильно её потратить, это не враг. Есть такое понятие «любимая» карма, очень интересное сейчас понятие. Что это значит? Почему любимая? Потому что когда последствия нашей деятельности приходят от ближних, она становится «любимой». Почему? Потому что мы должны продолжать любить этих людей, хотя через них приходят последствия нашей собственной деятельности, и они причиняют нам тяжелые страдания, но мы должны продолжать их любить. Поэтому сейчас и появился такой термин «любимая» карма. Понимаете? Через любимых приходит, и мы должны продолжать их любить, хотя через них приходит наша собственная карма, и иногда достаточно тяжелая. Факт. Приходит. Но это «любимая» карма. Так интересно. Поэтому недоброжелатель это не тот, кто не вкусно приготовил или мало приготовил, или не вовремя приготовил, а тот, кто специально яд подмешивает в пищу. Если он просто не умеет готовить или приготовил не так, как нам бы хотелось, это наша «любимая» карма. Очень много такой любимой кармы.

00:27:33 Недоброжелатель это не то, кто с нами ругается всю жизнь, а тот, кто причиняет нам телесные увечья, реальные телесные увечья. Если человек говорит неприятным для нас тоном – это наша «любимая» карма. (Душно, да, становится, можно приоткрыть). «Любимая» карма, «любимая». Одним словом, враг – это тот, кто хочет физически что-то разрушить, это враг, факт. Если есть физическое разрушение, это враг. Необходимо бороться. Но если это более на психологическом уровне, если это приходит от любимых, это никакой не враг, это «любимая» карма. Она любимая, наша. Она самым добрым образом проявляется, самым добрым образом, самым. Но, маленькое отступление сейчас сделаем, если мы встречаемся с настоящим врагом, с настоящим, часто такое бывает, то нужно действовать смело и решительно. Пришло время использовать все свои негативные качества. Вот это их единственный шанс послужить нам, это единственный шанс что-то сделать для нас действительно позитивное. Эту возможность действительно надо задействовать, мы это знаем. И что происходит? Сейчас интересный момент разберем.

00:28:48 Настоящий враг (сейчас мы разберем, что такое настоящий враг, чтобы действительно не путаться), настоящий враг получает силы, даже если раскаивается в содеянном. Есть очень интересный, очень тонкий момент в частичном раскаянии, сейчас оно практикуется. Так называемое «частичное» раскаяние. Везде практикуется. В любой духовности. Что это такое? В ведической истории известен такой демон Махишасура. И он представлял огромную угрозу для всех полубогов. И почему он представлял? Где он накопил такую силу? Он постоянно раскаивался в своих делах. Постоянно. Вот такой был красавец. То есть что происходит? Совершая хорошие поступки, то есть раскаиваясь, негодяй набирает силу, чтобы совершать плохие поступки. Очень интересный путь. Очень такой запутанный. На эту темы мы знаем поговорку, что сколько змею не корми, её яд становится только сильнее, сколько не пои её молоком, яд становится только сильнее. И вот эта ловушка частичного раскаяния состоит в том, что хотя человек и раскаивается в каком-то одном направлении негативной деятельности, концептуального раскаяния не происходит, потом он продолжает с новыми силами творить гадости в другом направлении негативной деятельности. Понимаете? В одном направлении он раскаялся, но набрал силы, чтобы творить гадости в другом направлении негативной деятельности, то есть концептуально он не переходит на позитивную сторону, не переходит.

00:30:26 Например, человек раскаялся в курении и принялся за алкоголь с новыми силами. Раскаялся в алкоголе, перешел на наркотики. Раскаялся в наркотиках, пошел на преступление и так далее. То есть идет углубление. Хотя вроде бы раскаяние реально присутствует на вид: человек приходит, раскаивается, «да, я больше этого не буду делать, я осознал», но сил он берет, чтобы совершать глупость в другом направлении. Это так я сейчас грубо объяснил, но если вы посмотрите, как в жизни происходит, это очень часто в реальной жизни происходит, прямо у нас, то есть мы в чем-то раскаиваемся в какой-то глупости и с большими усилиями совершаем другую глупость. Так силы приходят. Нужно быть аккуратным.

00:31:17 Да, сейчас я расскажу вот про это вот все, и будет понятно. Кое-что будет понятно. И я сейчас просто расскажу про сам признак врага, чтобы мы были точно убеждены, что это он, что нужно как-то защищать себя, свою жизнь, свою семью, свою духовность от посягательств. Могущество негодяя может быть очень велико, и сила находится в том, что он способен разрушать. И разрушать не обязательно физически, есть очень хитрая тонкость в разрушении. Настоящему негодяю достаточно посмеяться над словами человека, который рассказывает о своих новых идеях, о своей новой вере, о своих новых надеждах, достаточно усмешки. Никаких физических воздействий не надо, никого бить не надо, ничего отбирать или воровать. Достаточно вовремя посмеяться над кем-то. Вот это страшное оружие, очень серьезное оружие. И часто мы не замечаем, как это происходит прямо у нас. Кто-то что-то сказал. «Ха-ха, хе-хе, ну ты даешь вообще, как тебе такое в голову пришло». Просто посмеяться. Мы не представляем, какое это оружие. Оно описывается в ведах. Совсем недавно я читал об этом, что усмешка – главное оружие демонов. Усмешка.

00:32:43 Когда в человека зарождается вера во что-то, маленькая вера, он хочет ей с кем-то поделиться и он идет к кому-то, думая, что кто-то ближний, что он его поймет. И как только он это рассказывает, очень аккуратно, очень мягко, «вот это я вот туда зашел, вот это вот прочитал, вот это увидел». И ему сразу смеются в лицо: «Эхе-хе, простофиля ты, дурачина». И тут же все уничтожается. Вера, все задатки веры, все задатки энтузиазма уничтожаются на корню. По этому кому сделаем вывод промежуточный: никогда нельзя смеяться над чужими идеями. Никогда нельзя смеяться над чужими идеями, что бы ни происходило. Всегда нужно постараться сначала их оценить, человека поблагодарить за энтузиазм, за его желание развиваться. Любая идея может быть ступенькой в его развитии. Но не нужно сразу смеяться, это демоническое поведение. Не будет никакого уюта, абсолютно никакого уюта, будут очень холодные отношения, когда каждая идея вызывает усмешку. Наверняка все ловили на себе вот это вот такое смешливое настроение в свою сторону. Было такое в жизни? Наверняка. Ужасно действует.

00:34:07 Голос из зала: Скажите, а как с этим бороться?
Рузов В.О.: Бороться? Подождите. 5 дней я буду рассказывать.
Голос из зала: А здесь же?
Рузов В.О.: Здесь же. В этом же месте. В это же время я 5 дней буду рассказывать на эту тему. Сегодня я только задаю для размышления некоторые идеи. Сразу все не расскажешь, простите. Сегодня я задам некоторые идея для размышления, чтобы было о чем поговорить оставшиеся 4 дня. И мы уже раскроем методы, методики. Есть методики. Есть. Ведические хорошие методики. Что ещё я хотел рассказать.

00:34:46 Еще 1 признак действительно врага или признак негодяя – это очень хорошее слово, которое мне нравится, «ДЕМОНстрация». Да. Демонстрация своих достижений. Когда мы демонстрируем слишком явно свои достижения, вот это вот мы говорили «перегиб,да, на сторону рекламы», то это доставляет огромное количество беспокойств, нарушает эту теплоту. Реклама разрушает теплоту. Разрушает. «Я, я, я». То есть вот эти постоянные достижения разрушают теплоту, настоящую теплоту, и ничего сделать невозможно. Поэтому есть интересные цитаты в Ведах. Например, говорится: «негодяй, совершивший даже маленький хороший поступок, объявляет себя великим святым, а святой, совершивший даже самый маленький плохой поступок, он считает себя последним негодяем». Понимаете? Поэтому это уже вопрос смирения. Мы не будем на эту тему много говорить, но сам принцип, что мы должны быть очень аккуратны, и действительно силы развиваться берутся от того, что мы сами не участвуем в прославлении успехов. Сами не участвуем, а стараемся избегать самопрославления, вот этой ДЕМОНстрации. Очень опасное явление. Разрушает все.

00:36:13 И так же последний признак, который мы должны разобрать для начала, чтобы не путать точно врагов с союзниками. Одним из признаков такого человека является сосредоточение на своем враге, то есть негодяй постоянно думает о своем враге, это его йога. Йога врага. Он думает постоянно о своем враге, постоянно в этой концентрации. Постоянно мечтает с ним встретиться и отомстить. Вот это значит да. Вот это идет война. Ничего уже сделать невозможно. И он ждет своего часа, даже если десятилетия проходят, ещё что-то, он думает: «вот стану президентом храма, однажды когда-нибудь», и он запоминает все. И потом это возвращается. Так иногда происходит. Поэтому никогда нельзя помнить о неприятном поведении против нас. Есть некоторые цифры на эту тему.

00:37:10 Например, говорится, что никогда нельзя помнить неприятное больше 7 минут, ни в коем случае. Да, мы можем заметить, это неприятное. Мы можем даже подумать: «да, это очень неприятно». Эта мысль даже может в третий раз придти: «Действительно вот не хорошо». На это уходит 7 минут. Все. Но дальше нельзя. Все. Достаточно. Это есть йога. Йога – это находиться в настоящем. Настоящее длится 7 минут. Это настоящее. Больше, чем на 7 минут, мы не можем прогнозировать будущее. Никто не знает, что будет через 7 минут. Настоящее – это 7 минут. Поэтому Парикшит, у него было 7 дней. Это огромное число.7 дней это очень много. У нас есть только 7 минут. Никто сейчас в этом зале не может гарантировать, что у него есть больше, чем 7 минут. Никто. 7 минут это реальное настоящее. Мы сейчас чувствуем, что все вроде нормально, но может быть это уже 6:59. Никто не знает. Поэтому больше 7 минут нельзя. 7 минут прошло, все! Это уже ушло в прошлое. О прошлом думать нельзя. Тот, кто думает о прошлом, это негодяй. Мы должны думать о настоящем. Прошло, ну и что, что делать? Ну было, да. Но ушло. Дальше пошли. Понимаете?

00:38:25 Если обида остается больше, чем 7 минут, до 7 часов если мы способны это помнить, она переходит в тяжелые состояния: в болезни, например, человек начинает болеть от этого. Поэтому, если вы заболели, то нужно сразу же подумать: «О чем я думал больше 7 минут, о какой неприятности?». Значит надо там решать эту проблему. Болезнь – это просто мы о чем-то думали больше 7 минут. О чем-то таком, о чьем-то поведении, которое нас как-то задело. Это уже становится болезнью. А если она остается на 7 дней, то она остается с нами на всю жизнь, как хроника. Это уже становится хроникой. Мы это вспоминаем. Даже если мы достигли высот в духовном развитии, то некоторые неприятные чувства будут возникать при встрече со старым обидчиком. Будет некоторое неудовлетворение. Я когда изучал этот вопрос, я разговаривал со многими старыми Вайшнавами, я вот этот вопрос выяснял «проходят ли эти застарелые обиды». И многие мне говорила, что в общем-то конфликта нет, но на уровне чувств невозможно ничего сделать. Все. Настолько это застарело, что невозможно. Все. Это называется «точка невозвращения». На определённом уровне ухудшения отношений невозможно больше вернуть отношения к предыдущему состоянию. Не возможно. Уже чуда не будет. Все. Понимаете? Нельзя.

00:39:54 Поэтому нужно быть очень аккуратными, потому что на каком-то этапе мы не сможем ничего сделать. Это называется «грамота». Когда мы довели наши отношения до точки невозвращения, и с ними уже ничего невозможно сделать, нас всё равно коробит при виде этого человека, это уже грамота называется. Она вешается на стенку. И она должна висеть, вот её нельзя забывать, вот это то, что нужно оставить. Но она должна быть одна такая грамота, не целая стена. Одна, чтоб мы помнили: есть точка невозвращения. Можно довести отношения до неразрешимой ситуации. Можно. Наверняка, я думаю, что у многих есть уже такая ситуация. Все. Уже ничего сделать невозможно. Никакая уже духовная практика не поможет. Все уже рана. Это сравнивается со шрамом. Шрам болит всю жизнь. Время проходит, но шрам уже остается. И он болит, и болит, и болит, и болит. Вроде терпеть можно, но ничего уже не получается восстановить. Нужно быть очень аккуратными.

00:40:55 Поэтому мы должны всегда ждать, что настоящий враг внутри. Да? То, чему учит нас наша философия, враг внутри. Наши собственные негативные качества, которые находятся в глубине нашего сознания. Вот эта борьба с собственными негативными качествами называется Священной. Что это значит? Это значит, что она навсегда. Пожизненная борьба. Священная борьба. Пожизненная. Джихад некоторый пожизненный, потому что навсегда. Некоторые негативные качества остаются с нами до момента смерти. Прарабха-карма. Наш стереотип мышления. Стереотип мышления это тоже осквернение, это тоже проблема. Если у нас есть какой-то стереотип мышления, мы кого-то точно не сможем понять. Факт. Потому что у нас есть стереотип мышления, мы не можем понять другую точку зрения некоторую. Обычно, кого мы точно не сможем понять, это минимум 3% тех, кто нас окружает. И мы вообще их не сможем понять никогда. Не получится. Абсолютно другой стереотип мышления. Это тоже проблема, и она может с нами оставаться пожизненно. Пожизненная проблема. Но что делать? Ничего не поделаешь, поэтому необходима культура, чтобы жить с этим. Чтобы жить с этим и достигать уюта даже в таких сложных ситуациях. Поэтому каждый встретившийся нам на пути человек, будь это сосед, родственник, преданные – кто угодно: ближний нам, скорее всего это человек, который прислан нам из этого вселенского штаба вооруженных сил, и играет он, так сказать, роль на нашей стороне. Партизан. Действует на нашей стороне. Наш. Просто выглядит немножко, может быть, не так, как нам бы хотелось.

00:42:52 Однажды, мы знаем историю, один король попросил двух человек выполнить для него задание. Одного он попросил составить список всех хороших людей в государстве, а другого все плохих. Дал им неделю. Через неделю оба вернулись, и он спросил одного: «Ну сколько ты нашел хороших?». «Никого. Пустой лист. У всех какие-то проблемы. Негодяи». Тогда он спросил второго: «А ты сколько?». И он тоже дал пустой лист. Тоже никого. «Все чем-то лучше меня – говорит – правда, один есть» и он себя вписал в этот список. Один есть, наверное. Поэтому мы должны понять, как создается атмосфера в коллективе. Для этого мы разберем Творение, вернемся к Бхагаватам, творениям. То есть создавая коллектив, храм, семью, общество, мы занимаемся творением, имитируем Браму, Брахмами становимся. Даже иногда головы вырастают дополнительные. Видно, что он горит, у него головы лезут с разных сторон. Нужно быть Брахмами. Очень трудно что-то творить с одной головой. Посмотрим, как это происходило, как происходило творение живых существ. Очень интересно. Если мы поймем, как это творилось, будет понятно, как мы устроены.

00:44:11 В чем принцип? Сейчас человек действует очень агрессивно, очень агрессивно. Сам мир устроен очень агрессивно. Чтобы решить какую-то проблему, нужно уничтожить всех. Например, о проблемах чистоплотности. Человек думает: «столько микробов, огромное количество микробов, нужно уничтожить всех микробов». Поэтому придумывается какой-то яд: ужасное мыло, ужасный шампунь, ещё что-то – и уничтожаются все, но половина из них друзья. Поэтому что начинается? Проблемы начинаются. Ровно половина микробов позитивная – друзья. От этого аллергии, всевозможные другие глупости, но мы уничтожаем все. Это сейчас нас принцип: уничтожить всех, а с друзьями потом мы помиримся. Нет. Необходимо создать такие условия, чтобы враги уходили сами, а друзья оставались. Это называется Культура. Это культура – создать такие условия, чтобы враг уходил, а друзья оставались сами без всякого насилия.

00:45:18 Поэтому, например, когда Брама создавал живых существ, очень интересно это происходило. Сначала он создал класс животных, которые имели яркие признаки. Это называлось творение «горизонтальный пищевой тракт», то есть он создал тех, у кого горизонтальный пищевой тракт, животных. И «они не отличают истину от лжи – описывается Бхагавате: эгоистичны, большое самомнение», в общем 28 негативных качеств перечисляется. Но самое главное, они живут глубокой внутренней жизнью, и нет большого желания общаться вовне, то есть только, так сказать, ради продолжения рода они создают какие-то отношения, не более того. И увидев это, Брама очень сильно расстроился. Что такое? Этого мало. И тогда он решил ещё дальше создать людей, он начал создавать людей. И он их создал по принципу вертикального канала – «вертикальный тракт», поэтому вот лежа есть опасно, потому что если горизонтальный пищевой тракт – то это животные называется, а если вертикальный – это человек. Поэтому лежа опасно есть. На определённом моменте человека переключает, и он ложится за тарелкой. Нужно быть аккуратным, так можно стать животным.

00:46:41 И он добавил интересные качества. Он наделил человека не только внутренней жизнью, но и внешней, тем самым определив принцип развития человека, как баланс между внутренними качествами и внешними отношениями с другими людьми. То есть насколько человека хорош, он должен доводить эту хорошесть до внешнего, настолько должны быть хороши отношения его с внешним миром. Понимаете? Это называется баланс. Если человек только сам для себя хорош, а отношений нет внешних, это уже не человек все равно. Это что-то другое, что-то особенное. Необходимо навести баланс. Вот это и есть человеческая жизнь: баланс между внутренним миром и миром внешних отношений. И для осуществления этого равновесия, как вы думаете, что он им дал, Брахма? Он им дал гунну страсти. То есть он должен действовать, активно действовать, что этот баланс осуществлять. Что это такое? Культура, культура взаимоотношений, то есть нужно активно взаимодействовать с другими, очень активно, налаживая хорошие взаимоотношения. Не просто ждать, пока они станут хорошими. Нет. Необходимо их активно налаживать, поэтому он им дал активность достаточно такую приличную активность. Очень интересно.

00:48:01 Мы знаем, что неправильное использование страсти приводит, так сказать, к вожделению, а правильное использование страсти приводит к восстановлению хороших отношений. Поэтому в самой страсти нет ничего плохого, если мы её используем для восстановления хороших отношений. Главное не вводить этот, так сказать, половой оттенок. Вот и все. Сама по себе страсть именно для этого и дана, чтобы восстановить взаимоотношения. И что объясняется дальше? Индивидуальное счастье не имеет смысла, так как в присутствии страдающих оно превращается в издевательство и лицемерие. Это очень похоже на объедание в кругу голодных. Когда человек объедается в кругу голодных, то это лицемерие, это издевательство, это некоторое оскорбление, то есть никакого уюта быть не может. В этом принцип. И творение человека было седьмым по счету, поэтому мы постоянно возвращаемся к этому психологическому числу семь, которое определяет ритмичность жизни человека. Мы часто упоминаем это. Например, 7 шагов, мы сделаем их вместе, вы знаете, делают нас друзьями. Что это значит?

00:49:11 Кто такой друг? Давайте вспомним. Кто помнит определение друга или кто знает?
Голос из зала: С которым можно помолчать
Рузов В.О.: Да. Интересно.
Голос из зала: Беречь во всем.
Голос из зала: Друг – тот, кто указывает на наши недостатки.
Рузов В.О.: Да.
Голос из зала: Дает денег в займы.
Голос из зала: Тот, кто знает о тебе все самое плохое, но все же ценит и уважает тебя.
Рузов В.О.: Хорошее определение.
Да. Я сейчас дам определение на уровне отношений. И оно звучит так: Друг – это тот, кто не меняет своё отношение к своему другу, если друг меняется. Понимаете? Тот, кто не меняет своё отношение к человеку, если человек меняется. Как вам такое определение? Очень интересное определение.
Голос из зала: А если человек стал лучше, а он…
Рузов В.О.: Если лучше, то он к нему так же дружески относится. А если хуже, так же дружески относится. Это друг. Поэтому вы видите, что человек может очень высоко подняться у него остаются друзья, но у них так же дружеские отношения. Но и он может также низко опуститься, но если есть дружба, то также дружеские отношения. Никакой проблемы. Вот это друг. Кто бы хотел иметь таких друзей?

00:50:33 На самом деле, если у нас хотя бы будет дружба в обществе Cознания Кришны, все остальное ерунда. Все остальное можно стерпеть, перенести все трудности, невзгоды. Если есть хотя бы дружба. Если вы точно знаете, что будет развитие страдать, к вам будут так же хорошо относится, и будете развиваться высоко, тоже не появится зависть, можно жить. Потому что если человек меняется, то если он меняется вверх, появляется зависть, если меняется вниз, то появляется пренебрежение. Поэтому дружба – это сохранять свои отношения, а любовь ещё труднее. Уже это современный человек назвал бы любовью. Но любовь ещё больше, когда мы готовы отдавать все безусловно, если человек хуже к нам начинает относиться намного, а мы готовы так же дальше отдавать все. Безусловно. Мы отдаем все, а к нам хуже. Причем, как ни странно, но на физическом плане так оно и будет, то есть вроде бы мы начали с одних взаимоотношений, мы были здоровы, богаты, у нас были успехи, и была вся жизнь впереди. Чем больше мы развиваем свою любовь, тем мы ближе к болезням, к старости, к смерти. И это все проверит нашу безусловность. Потому что если есть хоть какое-то условие, то это условие должно осуществляться, но оно не будет осуществляться, и в этом идея. Поэтому такой интересный акт творения.

00:52:14 А при бракосочетании когда 7 шагов делают муж и жена, они становятся мужем и женой. Они должны сделать вместе 7 шагов, и становятся мужем и женой. 7 шагов на яге проводится. 7 минут достаточно, чтобы увидеть негативные и позитивные сторону другого человека. 7 минут достаточно. Поговорили-поговорили 7 минут, все становится ясно, факт: что за человек, надо с ним дальше устанавливать отношения или не надо. Этого достаточно. Это психологическое время, чтобы понять другого человека. Много не надо. Чуть-чуть совсем. 7 дней дается, чтобы исправить свои ошибки в общении. 7 дней – достаточно много, неделя. Неделя, 7 дней, чтобы исправить. Что-то совершили, 7 дней дается. Можно успеть исправить. В этом идея. Мы должны действительно развиваться, а развиваться значит должна быть связь, интересная связь должна быть. Мы говорили, что йога – это концентрация на настоящем, но чтобы концентрироваться на настоящем, необходимо связать прошлое и будущее. Сейчас я скажу, как это происходит. Я уже, наверное, рассказывал кое-где. В этом идея.

00:53:22 Например, у нас есть некоторое прошлое. Например, мы встаем утром, читаем Бхагаватам. Для чего мы читаем Бхагаватам? Чтобы как-то действовать. Да? Чтобы как-то действовать. Нам необходимо применять эти идеи. Мы их применяем в течение дня, что-то не получается, что-то получается, есть какой-то результат. Вечером мы должны опять прочитать. Мы читаем Бхагават-гиту, да. Для чего мы это читаем? Чтоб понять, почему это не получилось и что делать завтра. Что нужно сделать с этим, как вы думаете? Вот с этой реализацией? Я утром прочитал, как-то действовал, получилось – не получилось, я понял почему, что с эти нужно сделать?
Голос из зала: Использовать завтра.
Рузов В.О.: Да. А как это использовать завтра? Останется ли оно на завтра?
Голос из зала: Записать.
Рузов В.О.: Да. Это нужно записать. Это необходимо записать. Называется «Философский дневник». Это необходимо записать обязательно. То, что произошло за день, вот эти все философские идеи необходимо записать. Потому что потом приходит ночь. Ночь сравнивается со смертью. Это психологическая смерть. Все уничтожается. Утром человек не может вспомнить, кто он, где он. Да? Очень трудно. Бывает такое? Нет? Кто я? Где я? Зачем я? В каком я городе? Особенно, когда первый день на новом месте: кто я, где я, на каком этаже?

00:54:45 Человек не может вспомнить, у него полдня уходит на то, чтобы вспомнить это все. Поэтому под рукой должен лежать «Философский дневник». И он открывает его и что делает? Вспоминает ту ступеньку, на которой он остановился вчера. «Вух, вспомнил! Вот, где я остановился». И потом он опять читает Бхагаватам, например, чуть-чуть, чтобы понять, как действовать дальше. Живет целый день, уже с той ступени живет. Делает следующий шаг. Опять что-то получается, что-то нет уже на той, на реализации того дня. Вечером опять это все перечитывает, записывает. Уже что получилось? 2 дня соединились. Цепь получилась. Это очень важно: уже 2 дня в цепи. Если он ещё третий связывает – 3 дня в цепи. Даже если 3 дня так прожить, жизнь начинает двигаться, ощущение движения начинается. Человек чувствует, что он двигается, живет-живет-живет. Жизнь начинается. А иначе просто как вспышки молнии описываются в Бхагаватам. Каждый день, как вспышка молнии. На следующий день опять вспышка молнии, опять как реинкарнация. Называется ежедневная реинкарнация. Проснулся, кто я, где я? Пришел в себя, вспомнил, пошел поработал, устал, пришла старость, лег потихоньку умирать, умер-заснул. Все. Опять проснулся, кто я, где я, опять кто я? Опять повзрослел, пришли силы, поработал, опять устал, старость, смерть, уснул. И так каждый день. Никакой жизни. Ежедневная реинкарнаяция. Нужно с помощью йоги, йоги разума, свести это воедино. Затем чтобы каждый день стал предыдущей ступенькой. Тогда начнется лестница, лестница в небо. Действительно вверх будет движение, вверх, начнется движение вверх. Так интересно.

00:56:40 Семь лет мы общаемся определённым образом, затем приходит кризис, чтобы перейти на новый уровень отношений. Необходимо проходить кризисы во взаимоотношениях. Человек думает: «вот пришел кризис, какие-то у меня проблемы. Всё, нужно менять отношения». Дело не в отношениях. Отношения специально создают кризис, чтобы переходить на новый уровень взаимоотношений. Большинство людей в этом мире не переходят даже на второй уровень взаимоотношений. Первого боятся. 85-90 % семей разводятся во время первого кризиса. Приходит первый кризис, не хотят идти дальше. Но на первом уровне вообще нет ещё семейного счастья. Все только присматриваются: кто это. А я кто? И как мы попали в эту ситуацию? Только после второго кризиса приходит некоторое понимание, настоящее понимание после третьего кризиса приходит. Сколько это нужно лет? 21 год нужно прожить вместе. После 4-го кризиса уже интересные приходят идеи. Уже начинают, так сказать, уровни Ванапрастхи приходить к человеку. Но если человек проходит через кризисы, через трудности, он становится сильнее, он переходит на новый уровень понимания, на новый уровень взаимоотношений, на новую глубину отношений. Глубина должна раскрываться, как этаж. И каждый кризис это как этаж. Нужно пройти этот кризис. Страшно. Как по лестнице темно, страшно, не понятно. Нужно пройти. Но если мы выходим на следующий уровень – другое. Другие виды, другой уровень, другой этаж, море становится видно. Еще что-то. Очень интересно.

00:58:22 А после сотворения, мы знаем, Брама растворил своё тело в утренней сумерке, поэтому человек обретает силу для гармонизации именно вот в это утреннее время. Он отдал эту силу свою, чтобы человек мог гармонизировать внутреннее и внешнее, черпая силу вот в этот период времени. Я не буду об этом много говорить, это достаточно известно в нашей философии. Сам принцип. И чему он должен противостоять? Когда он берет силу в это время, он противостоит другим силам, которые приходят от дневной активности и ночной активности, потому что от дневной активности приходит вожделение к человеку, а от ночной активности приходят демонические желания. И он должен противостоять этим двум силам: вот этому утреннему накоплению эмоций. В чем принцип нашей традиции Брахма мухурты? В том, что в это время человек получает силу, чтобы гармонизировать внутреннее состояние со своими внешними отношениями. Одно из значений этого времени, именно психологическое значение очень важно. Никак иначе. Да?

00:59:31 И тело считается живым, если в теле есть душа. Поэтому в любом коллективе, будь то семья, общество или сослуживцы, тоже есть душа, и выражается она в настроении. Когда у нас есть настроение, есть душа. Также и в коллективе должно быть настроение, тогда есть душа. И есть только 2 настроения: это эгоистическое настроение, стяжательство, эгоизм, и забота, щедрость, заботливое настроение. Эгоистическое настроение и заботливое настроение. И определяется вопросом: зачем мы находимся вместе? Зачем это все нужно? Зачем мы тут собрались? Если цель – эксплуатация, если мы хотим что-то получить, то это считается мертвая команда, мертвый коллектив, мертвая семья, семья без души, когда цель – просто что-то получить, извлечь выгоду из друг друга. Если цель – забота… Вот это слово, мы настолько привыкли к слову «Бхакти», к слову «преданность», что забываем про слово «забота». Я постоянно всех к этому возвращаю. То есть идея Бхакти, идея преданности, это забота. Мы должны заботиться, а иначе мы слишком этот термин, так сказать, высоко возводим, что, следуя Бхакти, перестаем заботиться друг о друге. Но служение основано на заботе.

01:01:01 Если цель – забота, тогда появляется душа, тогда появляется душа и в семье, и в коллективе. И заботиться человек должен хотеть, как мы говорили, несмотря на то, что люди к нему будут относиться по-разному. В этом идея. Особенно если человек будет действовать. Любая деятельность вызывает критику, что бы человек не делал, любая. Это синдром страсти. Что бы вы не делали, самое лучшее, всегда найдется кто-то, кто обязательно найдет в этом недостаток. Обязательно. Поэтому мы должны быть готовы заботиться с пониманием, что люди могут относиться хуже к нашей заботе. «Я вроде отдаю все, а ко мне относятся хуже – вот этот вот желание настоящей заботы.

01:01:51 Каждый человек в коллективе наделен особым качеством, без которых мы не сможем выжить. И вот это умение увидеть, что в каждом есть особенное качество, называется разумом. В коллективе есть разум и этот разум увидит, что в каждом есть незаменимое качество. В каждом. Тогда появляется интересная идея, мы становимся учениками. Есть определение ученика интересное: ученик – это тот, кто понял, что все вокруг него учителя. Если он хотя бы видит, что хотя бы один не учитель, это уже не совершенный ученик. Если хотя бы одного он видит как не учителя, это уже не совершенный ученик. А ещё более интересное определение учителя. Учитель, говорится, это тот, кто не забыл, что он ученик. Еще более интересное определение. Так дается культура глубины взаимоотношений. В любом случае, настроение как и душа проявляются при желании общаться друг с другом. И в холодном коллективе невозможно установить теплые взаимоотношения. Поэтому даже современные исследователи считают, что человеку кажутся более приятными лица тех людей, о которых он хотя бы чуть-чуть знает. Если мы хотя бы знаем чуть-чуть друг друга, это лицо уже нам кажется приятным. Если мы не знаем друг друга, то лицо кажется опасным. Поэтому если мы так и не сближаемся, нет теплоты, то все так и могут казаться опасными, страшными, человек будет чувствовать себя не уютно.

01:03:35 Историю ещё расскажу. Однажды несколько великих людей путешествовали в лодке. Известная история. И все они были большими специалистами: врачи, юристы, торговцы, учителя. И ради развлечения они спросили лодочника: «А у тебя какое образование? Кто ты? Что ты?» Он стал говорить: «Да я ничего не знаю вообще, я просто лодочник». И они стали над ним смеяться: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха». Лодочник расстроился, но продолжал своё дело. И через некоторое время они подплыли к опасному месту, где сливаются две реки, и водовороты начались. Тогда лодочник их спросил их: «А плавать-то вы умеете?» Они сказали: «Нет». Он говорит: «Но если вы не умеете плавать, что вообще значит ваша профессия?». Поэтому так же мы должны знать, что в каждом человеке вокруг нас есть незаменимое качество. Не просто незаменимое, а которое может нас спасти и в духовной жизни, и в материальной, и в отношениях. Оно есть. Просто ещё не пришло время ему проявиться. Оно ещё просто не пришло.

01:04:46 И тесно присутствие души может, мы уже проводили, я просто напомню, тесно присутствие настоящих отношений, настоящего уюта очень простое: это определить, чем я готов пожертвовать в отношениях. Нужно постоянно это помнить. Чем я готов пожертвовать? Есть 2 типа жертвенности: это я готов пожертвовать своим счастьем ради удобств других или я готов пожертвовать счастьем других ради своих удобств. И нужно постоянно перепроверяться, нужно постоянно об этом вспоминать: чем я сейчас жертвую? Чем я жертвую в данный момент? Своими удобствами ради счастья других или счастьем других ради своих удобств. Вот и весть тест. Вот и весь, так сказать, вектор нашего движения, вверх или вниз. Очень просто. Чем человек жертвует? Своими удобствами ради счастья других или счастьем других ради своих удобств.

01:05:45 Еще одну историю кстати вспомнил, напоследок сейчас. А то уже времени много. Жил 80-летний старик, и всю жизнь он проработал в саду и вырастил много прекрасных деревьев. Внешний результат был максимальный: прекрасные яблони, груши – все было идеально. И к нему однажды пришла смерть. И старик взмолился: «Дай мне пожить ещё немножко». И смерть сказала: «Сколько ты хочешь?» Тот говорит: «Вот я достиг столько. Можно столько, сколько яблок и груш в этом саду?» Смерть сказала: «Нет, что-то многовато!» «А можно, сколько листьев в этом саду?» «Нет, что-то тоже многовато». «Ну хотя бы, сколько деревьев в этом саду». «Нет, что-то многовато». Тогда старик спросил: «Как тогда определить-то?» «Хорошо, я тебе дам столько лет, сколько у тебя друзей в этом мире, сколько ты действительно вырастил дружеских отношений. Не сколько ты деревьев вырастил, не сколько яблок на этих деревьях, не сколько листьев на этих деревьях, а сколько у тебя отношений с другими людьми». Потому что внешне наш сад может быть очень красивый: много деревьев, много яблок, много листьев, но сколько отношений? Сколько действительных отношений? Поэтому нужно помнить, что наш рост оценивается не тем, сколько у нас появляется новых друзей, а тем, сколько у нас остается плохих взаимоотношений. Это ещё более глубокий подход. Сначала мы должны хотя бы научиться устанавливать отношения уюта, а потом мы должны понять, что оценивается это все по неразрешенным проблемам, а не по достижениям.
Голос из зала: Еще раз повторите.
Оценивается наш рост не по тому, сколько у нас новых отношений зарождается, а по тому, сколько остается плохих старых.

01:07:38 Одним словом сделаем сегодня окончательный вывод. Душа в обществе присутствует, духовные отношения в обществе присутствуют, если в нем есть желание больше думать о том, как позаботиться больше о других, чем о себе. Если есть настроение заботы, а не эгоизма. Если появляется настроение заботы, а не эгоизма. И как только я больше думаю о себе, чем о других, отношения становятся материальными. А как только я думаю больше о других, чем о себе, отношения идут в сторону духовности. Так определяется вектор. В этом разница между материальными отношениями и духовными отношениями. Как только я больше думаю о себе, чем о других, это материальные отношения. Как только я больше думаю о других, чем о себе, появляется привкус духовности. И никакие внешние достижения не восполнят отсутствие внутренних, отсутствие внутренней жизни.

01:08:36 Хорошо, теперь вопросики, пожалуйста.
Голос из зала: Можно вопрос? А в чем заключается забота о других?
Начнем с простого. Самая простая забота о других – это им не мешать. И идея тут в чем? Мы все помешаны сейчас на термине «сотрудничество». Но никто не понимает, что это такое. Сотрудничество, сотрудничество: все лезут в душу друг другу: «Ну как тебе помочь? Как? Ах ты не хочешь, чтобы я тебе помогал! Ну ты негодяй! Тогда я иду тому помогать. А вы тоже не хотите. Да я вам все! Да я вам даже деньги принес, а вы не берете». У нас сотрудничество в виде экспансии, такое экспансивное у нас сотрудничество. Мы хотим предложить свои усилия, но мы не предлагаем ответственность. Вот в чем проблема современного, так сказать, лже-сотрудничества. Усилия предлагаем и очень много требуем взамен, а ответственности никакой за это не берем. Понимаете? Ответственности никакой не берем. Человек жертвует в храм какую сумму, и столько требований возникает, а ответственности-то никакой. Человек только требует, а ответственности никакой. Это никакое не сотрудничество. Сотрудничество – это когда мы делим ответственность в конце концов. А это очень трудно. Делить ответственность очень трудно. Да? Делить ответственность? Очень трудно делить ответственность. Никто не хочет делить ответственность, потому что ответственность всегда тяжелая, что бы мы не делали. Поэтому на самом деле вот такие назойливые предложения, как правило, только ухудшают отношения. Поэтому начинается сотрудничество с умения не мешать друг другу заниматься свои делом. Что это такое?

01:10:19 Сотрудничество – каждый трудится в своем направлении, не мешая другому трудиться в своем направлении, понимаете? Самое простое. Это сотрудничество двух паровозов. Они едут навстречу друг другу. В чем их сотрудничество?
Голос из зала: Не столкнуться.
Да. Не ехать по одной колее, понимаете, по одной этой, как называется, в общем, по одной стороне не ехать. Вот сотрудничество. Так же и все Вайшнавы – это паровозы некоторые. Факт. Даже на лица если посмотреть: лица у всех горящие, шаг устремленный, идей в голове – ужас, планов. Паровозы – факт. Паровозность – есть такой эффект некоторый. Есть. И у всех свои идеи, и они все встают на одну сторону и бодаются, чья идея лучше, чей паровоз железнее. Зачем? Пожалуйста, можно разъехаться. Поэтому должны быть стрелочники, профессионалы, которые бы могли паровозы разводить по разным колеям. И посмотрите, они проезжают на огромной скорости, дудя друг другу: «Ту-ту». Махая руками, и все нормально. Но не дай Бог на одной стороне это произойдет, все погибнут.

01:11:36 Вот так же и наши взаимоотношения. Как только мы не мешаем друг другу ехать по своей колее, и радостно дудим друг другу при встрече, все замечательно. «Паровоз приехал!» «А вы куда?» «А мы в Москву! А вы куда?» «Во Владивосток!» «Ура!» Довольны все. Но не дай Бог это все навстречу друг другу страшная катастрофа. Поэтому время от времени взрывы происходят в общинах, в храмах. «Бух, бух». Два паровоза столкнулись. Вот это начало сотрудничества – просто не мешать. Пусть он по своей стороне едет, ты по своей. Так же и машины сотрудничают, самолеты так сотрудничают – все так сотрудничают, даже животные так сотрудничают. «Это моя территория улицы. Ав! Это твоя территория. Да? Ав! Все нормально. Тут я кусаю кошек, там ты кусаешь кошек». Все. Все собаки довольные. Сотрудничество – то есть не мешать. Вот с этого начинается начало уюта. «Я занят своим делом, и не мешай!»

01:12:37 Сейчас наше сотрудничество больше напоминает такой полный непрофессионализм. Все просто лезут в дела друг друга, и никто не хочет брать ответственность. А те, кто взяли ответственность, просто сталкиваются как два паровоза. И все. Такая проблема. Поэтому вот это умение, всем вместе, занимаясь своим делом, осуществлять общий вектор развития – вот это начало понимания сотрудничества. Тогда и забота… А тогда и понятно, в чем забота-то должна проявляться. Понимаете? Как можно позаботиться о поезде, который несется вам на встречу? Иногда никак. Просто не мешать ему проехать, понимаете? Руки не высовывать, пусть едет себе спокойно.
Голос из зала: Слепой человек идет и падает в яму. Как в этом случае тогда, как ему не сказать об этом?
Идет и падает в яму.
Голос из зала: [Неразборчиво] Он прошел и упал. А в этом случае сказать ему «Подожди, обойди яму». Тогда как будут?
Другой голос: Ложись под ноги, чтоб он не упал.

01:13:53 Я понимаю. То есть если мы хотим совершить некоторое позитивное действие, предупредив, то в предупреждении есть несколько позитивных моментов. Предупреждение должно быть культурным, иначе оно не подействует, более того вызовет усиление деятельности человека. «Да я вам на зло докажу, что все нормально», скажет человек. Понимаете? Поэтому, посмотрите, как действуют во внешнем мире: знаки вешают. Не понятно, кто его повесил, просто знак «Опасная дорога», «опасный поворот». И водитель уже понимает, что поворот, лучше ехать помедленнее. То есть лучше всего это действовать культурно-верно. Культурно-верно значит – если человек нас не просит о помощи или не находится в явно подчиненном положении, то нужно действовать через того человека, которого он реально уважает культурно или анонимно. Вот это умение действовать анонимно или через того, кто уважает – это есть культура дачи хороших советов, потому что если мы даем хороший совет, но некультурно, он действует как плохой. Человек на зло начинает действовать ещё более активно, такой эффект интересный. Но это так чуть-чуть. Вообще это большая тема, но сам принцип.

01:15:19 Голос из зала: Можно я ненадолго. Вы дали понять, что забота ради заботы, она может быть вычурной такой, хотя забота, вы говорите, важна в нашем обществе. Правильная культура заложена. Но и для, я просто хочу, как бы, вывод сделать правильный, но для того, чтобы эта забота была культурной, нужен какой-то общий вектор, вы такое произнесли сейчас. И что это общий вектор? Что он из себя представляет? Можно пояснить.
На разных стадиях развития немножечко свой вектор. И обычно он зависит от того, какая атмосфера в коллективе. Поэтому первый вектор – это создать в коллективе атмосферу. Пока не создана атмосфера, никаких других векторов, речь о них не идет. Понимаете?

01:16:08 Первое – это нужно создать коллектив, коллектив – это атмосфера, будь то семья, общество, храм – все, что угодно. Пока не создана атмосфера, ничего дальше не происходит. Некоторая последовательность. Когда уже создана атмосфера, уже с помощью этой атмосферы решаются дальнейшие задачи. Но сначала атмосфера, вот этот уют. Пока не создан уют, все бесполезно. Это будет просто вокзал. Есть такое понятие «вокзал», где вы вроде бы находитесь некоторое время (все были на вокзале), но как-то холодно, неуютно, и поспать – не поспишь, и вещи не оставишь, и лучше быстрее уехать. Факт? И когда в обществе создается такая атмосфера вокзала, то все просто переезжают постоянно. Я знаю некоторые храмы, где все постоянно просто переезжают, переезжают, переезжают… Потому что некоторая «вокзальность», это называется, синдром «вокзальность». То есть нет уюта, чуть-чуть прохладно, чуть-чуть грязно, чуть-чуть холодно, не дают нормально в туалет сходить и воды попить – вокзал. Всем знакома эта атмосфера. Поэтому первое, что создается, это уют. Как только уютно становится, уже необходимо делать следующие шаги. Сначала уют. Это даже не дружба. Сначала уют. Вот уже уют дает возможность решать последующие проблемы. Вот принцип.

01:17:31 Потому что мы в чем… Есть такое понятие «ложный [трансагнитализм]» или «ложный эзотеризм», когда мы очень много говорим о высоких стадиях развития, но уюта даже не достигли. Это называется противоречие. Поэтому есть интересные цитаты, например, такая цитата мне очень нравится: «Высота твоей любви к Богу проявляется в твоих мелких ежедневных поступках по отношению к другим». Такая интересная цитата. Я постоянно её вспоминаю. Вот в этих мелких ежедневных поступках проявляется высота любви к Богу.
Голос из зала: Главное в простом.
Да, да. Мелкие и простые, не огромные и значительные, а мелкие и простые. Ага.
Голос из зала: Будьте добры, скажите. 2 вопроса, если вы не возражаете. Первые вопрос: в двух словах природа психологическая человека – это синдром отрицания. Часто на совещаниях такое происходит, как прежде говорили.
Рузов В.О.: И в чем проблема?
Голос: И второй вопрос: часто читаешь в зарубежных литературах, значит, речь идет о поддержании руководителями в компаниях уровня корпоративности. Это как раз то, о чем вы говорите.
Рузов В.О.: В чем проблема? В чем вопрос?
Голос: Второй вопрос риторический, наверное, вы уже ответили, да?
Рузов В.О.: Да, а вопрос в чем?
Голос: Первый вопрос: синдром страсти в двух словах, природа возникновения.

01:19:04 Вот я описал как творение, то есть страсть, активность, дается для определённых целей. Какая цель может быть активности? Только одна - установление взаимоотношений. Если мы не правильно используем, то устанавливаются лишние, половые, взаимоотношения, если правильно, то мы способны достичь уюта, потом сотрудничества, а потом духовного единства. В этом идея. И такая страсть перестает быть материальной, она становится духовной. Это духовная активность. Но это уже, так сказать, те глубины, в которые не стоит на этом семинаре заходить. Наш принцип – понять первые шаги, то есть каковы должны быть шаги для того, чтобы быстро ощутить желание оставаться друг с другом навсегда. Вот в этом идея.
Голос из зала: Можно вопрос: если вот обида накопилась больше семи дней, то как от нее избавиться?
Обида! Есть несколько способов. Например, первый способ самый простой, он используется в ведах – это повторение имени. Чтобы у нас прошел конфликт с Кришной, мы повторяем имя Кришны. У нас с ним конфликт, на самом деле, вы заметили? Есть конфликт. Мы немножко не любим друг друга. Точнее мы его, он-то нас любит. Но есть некоторый конфликт, некоторая холодность, да? Факт. Она есть. Некоторая холодность присутствует, да? Еще нет этой, так сказать, 100 процентной Бхакти, так как его нет, есть некоторая холодность. Поэтому мы это имя повторяем, чтобы устранить эти, так сказать, недостатки в нашем отношении к Кришне.

01:20:49 Так же и с человеком. Если вы ещё можете повторять имя этого человека, нужно постоянно повторять имя этого человека.
Голос: На работе приходится повторять…
Рузов В.О.: Да. Если вы можете повторять, а так определяется степень ухудшения отношений. Отношения легко исправить, пока имя человека не режет вам слух. Как только оно начинает резать слух, то это уже фактически точка невозвращения. Уже очень трудно восстановить отношения. Иногда даже не надо уже. Лучше оставить как есть. Поэтому по звуку можно определить уровень нашей деградации во взаимоотношениях. И так же видно, как материалист не воспринимает имя Кришны, ему это режет слух. Так же и нам может имя какого-то преданного резать слух, значит мы очень далеко отошли от теплых взаимоотношений. Поэтому сначала повторяется имя. Потом дается второй ведический метод – это поклонение фотографии этого человека. Вы делаете гирлянду, вешаете и повторяете имя этого человека: «Прости меня, дорогой Вайшнава». Если вы можете смотреть на его изображение и повторять его имя, значит все исправится. С вашей стороны все исправится, с его не обязательно. В этом проблема «точки невозвращения». Если была точка невозвращения, то вы можете довести свои отношения до уважительных, а он не обязан. Вот в этом проблема точки невозвращения. То есть он так может вас и не уважать, а вы его будете уважать. В этом проблема. И таких случаев должно быть очень мало, потому что если это превышает 3%, то человеку становится неуютно в обществе. Он постоянно видит людей, которые травмируют его сердце, и он не может придти на воскресную программу, он не может плясать киртон, не может сесть скушать прасад, его сердце травмируется. Везде обиды: тут, тут, тут.

01:22:50 Голос из зала: Как в семье…
Голос из зала: У нас уже какой-то конфликт назревает, потому что каждый выскакивает сам по себе вопросы. Можете комментировать, кто может высказываться…
Рузов В.О.: Да, кто-то может показывать, мой секретарь. Ты показывай. Потому что я вижу только руки, определяй их, пожалуйста.
Голос из зало: Вы можете спокойно по руке…
Голос из зала: Простите, можно вопрос Вам задать? Держу руку пятый раз…
Рузов В.О.: По одному вопросу на человека – лимит.
Голос: Прозвучало такое. Вы стали употреблять слово «проблема». Я слышала, что психологи данное слово стараются избегать, потому что «проблема», она назревает что-то такое, напряженность, любая ситуация. Это правда так, да?
Рузов В.О.: Я не западный психолог. Я пользуюсь восточной методикой, она говорит, что если о чем-то говорить, это будет решаться. Если вы об этом не говорите, то решаться не будет, поэтому я говорю о проблемах, чтобы их решить. Я могу сказать, что проблем нет, и не будем больше об этом говорить. Они есть. Поэтому если нет уюта, нужно говорить о том, что нет уюта, о холодности. Поэтому мы будем об этом говорить.

01:24:08 Голос: Ладно. И вот про семь минут на детей, потому что вот я знаю, что дети очень быстро прощают, они вообще не помнят. Но есть такие методики, которые возвращают людей в прошлые жизни, в детство, и возникает, что все проблемы у нас из детства получаются. Но дети же быстро забывают. Как же так получается, что дети быстрее забывают, но проблемы остаются на будущее. Вот как так, объясните, пожалуйста.
Рузов В.О.: Мы забываем, но это не значит, что проблемы нет. Мы забыли, но проблема остается. Мы о многом о чем забыли, но проблема остается. И в этом не проблема. А в чем вопрос-то я не понимаю.
Голос: Ну как же получается такое противоречие, что дети быстро забывают, а все проблемы у нас получаются из детства.
Рузов В.О.: Я не понимаю противоречия.
Голос: Ребенок забыл, а проблема всё равно остается.
Рузов В.О.: Я не говорил «забыл», я говорил «он перестал об этом думать». Постоянно об этом думать, но мы не забываем достаточно долго то, что в нашей жизни происходит. Это называется «теория накручивания», когда мы накручиваем, накручиваем, накручиваем…

01:25:20 Когда человек постоянно думает об этом, то начинаются тяжелые проблемы. Если уже что-то произошло, то хотя бы дополнительных нет тяжелых последствий. Потому что само по себе действие уже оставило след, уже осталось впечатление, уже остались кое-какие травмы, и какие-то должны придти последствия к тому и другому участнику этого инцидента. Но проблема-то в том, что мы начинаем расковыривать это, эту проблему. Вот, например, нас укусил комар, и главное не расковыривать этот укус. И когда человек больше 7 минут думает об этом, то он расковыривает эту проблему. Расковыривает, и поэтому уже язвы начинаются. Поэтому будет проблема или не будет, это уже теория кармы. Понимаете? Но главное не расковыривать эту проблему дальше. А детское воспитание, если мы имеем в виду воспитание детей, это отдельная тема, и давайте разграничим взрослые взаимоотношения и детские. Потому что про детей нужно отдельный читать семинар.
Голос: Нет, я про себя говорю, что у меня воз проблем из детства, я вижу. Но я в детстве забывала все, я ж прощала, не обижалась.
Рузов В.О.: Но вы же помните!
Голос: И когда я стала работать с собой, оказывается, я все помню.
Рузов В.О.: Вы помните – вы не забыли.
Голос: Получается все равно, я тогда ещё обиделась тогда, в детстве, да?

01:26:39 Рузов В.О.: Да. Весь вопрос: не накручивать, потому что если бы человек все это помнил все эти годы, он бы уже давно, так сказать, попал в тюрьму или ещё куда-нибудь, потому что это бы привело его к агрессивному поведению. Так и у детей происходит. Если ребенок долго помнит обиду, он очень быстро начинает практиковать какие-то греховные действия: курить, пить, и все это скатывает к тяжелым проблемам. Поэтому нужно уметь, так сказать, быстро выходить из этой ситуации. Так и детей этому учат, все туда. Так родители воспитывают: если ребенок начал плакать, слишком концентрироваться, его надо отвлечь. Принцип йоги – отвлечь. Так и в воспитании, это естественно происходит. Если он слишком долго будет плакать, у него истерика начнется. Факт? Поэтому главное – наши отношения до истерики не доводить. Произошло – не нужно истерики. Поэтому вот так бы я ответил. Но детская тема отдельная в любом случае. Мы не будем путать взрослую и детскую, потому что детская это все-таки становление сознания, поэтому там очень много тонкостей. А мы берем более-менее взрослых.
Голос: Спасибо большое!
Рузов: Кто? Он?

01:27:53 Голос из зала: Вы говорили, что признак врага – то, что он делает усмешку на самом сокровенном. И вот когда в семье это происходит, как понять? Все-таки семья – это…
Рузов В.О.: Это любимая карма. Поэтому я сначала это обсудил. Это входит в понятие любимой кармы. Это любимая карма, то есть мы должны продолжать любить, как бы тяжело это не приходило. Это любимая уже. Но если это извне, тогда это враг.
Голос из зала: Способность не думать более 7 минут, она как бы перекликается со способностью, я так понимаю, прощать. В чем эта способность заключается?

01:28:48 Рузов В.О.: Не всегда мы можем простить, но не думать дальше вполне легко. Обычно, если человек остановился на 3-х, если он 3 раза подумал и не больше, то он может остановиться. Если больше 3-х раз человек подумал, то нарезается впечатление. Поэтому, например, женщины так заботятся о мужчинах, жены так заботятся о мужьях: ловят взгляд. Если он раз посмотрел, та говорит: «Куда смотришь?». А второй: «Я сказала, перестань смотреть!» А третий: «Все, пошли отсюда, собирайся». Да? Так? Нет? Это правильное поведение, так должно быть. Если вы так не делаете, то делайте. Потому что если больше 3-х раз что-то делается, человек думает или смотрит, то начинается привязанность. Даже если не было раньше большого желания иметь какую-то вещь, и человек эту вещь разглядывает достаточно долго, обычно вот эти 7 минут, то у него появляется точная уверенность, что она ему нужна. Это называется, так сказать, «техника продаж». Нужно просто оставить человека поразглядывать вашу вещь. И она ему покажется очень нужной. Поэтому нужно просто не так много времени уделять какому-то инциденту. Ну, произошло, извините, дальше разошлись. Понимаете? А иначе все остается, уже это кажется войной, проблемой, нужно как-то разбираться. Понимаете?

01:30:27 Голос: Способность контролировать вот эту «остановись», если он сам как бы дальше грузит. Там допустим как бы со стороны, то он может так делать, вдохновить его словами, а если сам человек…?
Рузов: Нужно уходить из этой атмосферы. Та атмосфера, где произошла проблема, она навивает воспоминания о том, что произошло, поэтому нужно уйти из этой атмосферы, где это произошло. И все. И тогда уйдет и воспоминание. Сейчас все выйдут, и все забудут о том, что мы говорили. Последний вопрос.
Голос: Скажите, вы будете разбирать, как справиться с [неразборчиво]?
Рузов: Ну, постараемся, постараемся. Все от времени зависит.
Большое спасибо, что вы смогли сегодня подойти. Завтра в это же время в этом же месте я вас жду. Индийские книги продаются в маркете на столике. Вы можете что-то купить для себя.

транскрибирование: Анастасия Никологорская | Иваново | Россия | 06 марта 2013
транскрибирование: Ирина Островерхова | Москва | Россия | 07 апреля 2013