Взаимоотношения родителей и детей
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:07 «Когда в семье господствует безверье о, Кришна, женщины этой семьи развращаются, а деградация женщин, о, потомок Кришны, приводит к нежелательному потомству». Комментарий (по божественной милости [неразборчиво] Шрила Прабхупада): «Благочестивые люди - основной источник мира, процветания и духовного прогресса в жизни человеческого общества. Религиозные принципы [варвашрама] составлены с таким расчетом, чтобы для общего духовного прогресса государства и общества преобладало благочестивое население, а это зависит от целомудрия и верности его женщин. Как дети склонны легко поддаваться обману, так и женщины склонны к падению. Поэтому и дети и женщины требуют покровительства со стороны старших членов семьи. Будучи заняты разнообразной благочестивой деятельностью, женщины не впадают в прелюбодеяния, согласно [Чинагипандиту], женщины в основном не очень умны и поэтому не заслуживают доверия.
00:01:17 Итак, они должны быть постоянно заняты в семье исполнением разнообразных религиозных обрядов в соответствии с семейными традициями. И таким образом, их целомудрие и преданность приведут к рождению добродетельного потомства, пригодного для участия в системе варнашрамадхармы. Естественно, что если система [варнаашриматхармы] разрушается, женщины получают свободу действий, общение с мужчинами, что и приводит к прелюбодеянию и риску появления нежелательного потомства. Безответственные мужчины также провоцируют прелюбодеяние и нежеланные дети наводняют общество, раздираемое на части войнами и эпидемиями. Когда в семье господствует безверие, о, Кришна, женщины этой семьи развращаются, а деградация женщин, о, потомок Кришны, приводит к нежелательному потомству».
00:02:11 Я набросал такой маленький план и назвал это общим таким термином: «Факторы воспитания детей и друг друга». Какие же факторы мы обычно улавливаем? И что мы можем почерпнуть из ведической системы, чтобы, несомненно, в семейной жизни… Семейная жизнь подразумевает: дети. Сами мы все являлись детьми, или являемся детьми наших родителей, у кого-то уже может быть: мы были детьми. Поэтому сейчас у нас есть также дети, или будут в будущем дети или мы их уже имеем. И каковы факторы воспитания?
00:02:52 Что такое воспитание? Обучение. Обучение. Что значит факторы воспитания детей и друг друга? То есть, воспитывая кого-то, мы также можем воспитывать друг друга, воспитывая кого-то, мы можем сами воспитаться. Поэтому есть такой стих в [багиватгите], не беру ответственность за точную цитату, но смысл точный: «Тот, кто проповедует это чистое, преданное служение, сам, несомненно, поднимется до чистого преданного служения. Таким образом, когда мы воспитываем кого-то, если мы это делаем правильно, то, несомненно, мы сами также поднимаемся до тех принципов, которые проповедуем нашим детям или проповедуем друг другу».
00:03:39 И я в частности, разбил такие темы: как первую основную тему, которая подчеркивается в ведической системе, особенно в системе семейных взаимоотношений - это отношения с родителями. То есть представим, что мы решили завести семью и первое, что я выделяю из этой системы ведической: это отношения с родителями. Что за семья, в которой мы воспитывались и каковы отношения с нашими родителями? Это будет играть очень важный фактор дальнейшей нашей жизни. В жизни нашей жены или мужа и особое значение это будет играть в становлении, формировании, воспитании наших детей. То есть наше отношение к нашим родителям. У нас есть свои дети, это значит к их дедушкам и бабушкам.
00:04:41 Итак, мы знаем, что сейчас в обществе сохранились народы, [неразборчиво] сохранились традиции, именно традиции, и Кришна говорит: «Разрушители семейных традиций очень опасны». Он говорит о том, что «именно эти разрушители традиций, они являются отрицательными персонажами в нашей жизни». Но мы видим, что в нашей жизни уже практически в нашем современном обществе, в наших семьях уже почти традиций не осталось и следа, от каких-то традиций, хотя может что-то и осталось. Мы ещё видим людей, которые допустим, проходя мимо нищих, всегда жертвуют, почему? Такова традиция была в их семье, их с детства научили этому. Мама с папой говорили, что если ты видишь какого-то человека попрошайку или человека бедствующего, это очень важно давать подаяние. И мы с детства, видя на примере своих родителей, впитали это в себя и также стали обученными. Если мы не видели этого, а слышали от родителей упреки в адрес этих людей, то мы несомненно, что? Также становимся таковыми. Мы получили определённое внутренне представление об этих личностях, которые стоят и попрошайничают, или просят подаяние.
00:05:57 Итак, в отношениях с родителями: отношение к отцу, матери, с другими родственниками, братьями, сестрами. Очень удивительный фактор семейной жизни. Мы в современном мире, не до конца дооцениваем это, может быть не все, кто-то оценивает, кто-то недооценивает: каковы наши отношения с нашими родными, близкими. В частности муж или будущий муж, как он строит свои взаимоотношения с будущими родственниками, то есть родителями жены? Какие его взаимоотношения со своими отцом и матерью? Какие у него взаимоотношения с другими родственниками, со своей стороны и со стороны своей будущей супруги или уже существующей супруги? Это также будет очень значительный фактор в воспитании друг друга и в воспитании детей. Он бывает настолько значимый, что мы недооцениваем его, почему? Потому что у нас нету опыта, что именно это может являться источником нашего счастья и благополучия, и именно это может являться основной причиной, по которой в наших семьях, между нами, нами и нашими детьми не восстанавливается правильная атмосфера любви и доверия. Мы просто можем не понимать этого, что это следствие наших собственных отношений нашими родными и близкими.
00:07:22 Итак, мы видим, в Махабхарате старики Дрона, или мы знаем Бхишма, дед - Бхишма, то есть взрослый, его, почему и называют дед Бхишма. Мы видим отношение к матери, как Пандавы относится к матери, как Пандавы относится к дяде, как Пандавы относится к братьям, сестрам, эта тема прямо раскрывается очень авторитетно. Прямо в первом стихе, где Дхритараштра спрашивает: «Что сделали мои сыновья? » И сыновья Панду собравшись вместе паломничества на поле битвы Куруркшетра?. Он говорит об отношении: «Что сделали мои сыновья?» Отношении. Арджуна на протяжении всей Бхагавад Гиты подчеркивает: «О, потомок Бхараты» Кришна, говорит. «О, сын Кунти». И так далее, и так далее. Он подчеркивает каких-то родственников, обращаясь к нему.
00:08:13 Посмотрите, семья, мы может быть, даже не замечаем, что на протяжении всей Бхагавад Гиты Арджуна все время: «О, потомок Бхараты, о, потомок…» И так далее, и так далее, он называет его вот вместе с каким-то окружением, с его родными и близкими. Даже вообще их называли как? Панду. Кто был Панду? Их отец. Их отец. Кришна постоянно указывает на их… чтоб они не забывали, кто был их отец, каковы их взаимоотношения с матерью, кто их дед, кто их потомки, то есть прадеды и так далее. Смотрите, целые семейные традиции, на которых воспитаны такие личности. Какие личности? Юдхиштхира – прекрасный герой, герой Махабхараты, Накула, Сахадева, Бхима, Арджуна. Великие герои. Как вы думаете: сыграла ли роль семья в их формировании? Их отношения с родными, близкими, друзьями, братьями, сестрами.
00:09:22 Посмотрите: какие традиции! Таким образом, наши семьи лишены традиций, а значит: лишены будущего счастья и процветания. Смотрите: как в сегодняшних семьях отец показывает пример своей жене или своим детям, какой? Негативный. Он не действует в соответствии с дхармой. Кришна в Бхагавад Гите говорит: «Почитай отца и мать». Человек должен почитать полубогов, мудрецов, браменов, отца с матерью. То есть Кришна говорит об этом: «Должен». Должен, это долг. Перед кем? Пред Кришной оказывается. Это долг пред Кришной почтительно относиться к отцу с матерью. Что мы находим такие описания, интересные такие о долге, в чем же наш долг, почему мы должны. Цитата: «Великий долг пред родителями ничем не отплатить, какие бы они не были». Великий долг перед родителями, ничем не отплатить, потому что это долг перед кем? Перед Кришной. Таким образом, на своё отношение с родителями мы должны смотреть как на долг перед кем? А мы смотрим как на долг перед ними конкретно, но это не простой долг. Долг перед ними, это долг перед Кришной.
00:10:51 Итак, «великий долг перед родителями ничем не отплатить, не отплатить даже, если будешь 100 лет носить отца на правом, а мать на левом плече. Невозможно отплатить великий долг, даже если 100 лет будешь купать родителей в ванне с духами днем и ночью, даже если будешь всячески заботиться о них как идеальный сын, даже если посадишь их на трон и окружишь их всевозможной роскошью. Но если сделаешь так, чтоб они поверили в учение господа, оставили неправильный путь и перешли на правильный, отказались от жадности и стали с радостью делать приношения, то можно отплатить им великий долг и может это будет даже больше, чем оплата великого долга. В доме, где дети уважают и любят родителей и старших, живёт господь».
00:11:44 Надеюсь нет. Итак, мы начали нашу тему с воспевания святого имени, вкушения Кришна прасада, для чего? Чтобы очищаться и начать осознавать другие ведические нормы [?], осознавать дхарму. Пока мы нечисты, все эти слова, все эти цитаты, для нас просто афоризмы, но когда мы очищаемся, это начинает трогать наше сердце. Мы хотим разобраться, хотим узнать, в чем причина, почему мы так недальновидны, почему у нас в семьях такие проблемы. И благодаря этому очищению, благодаря джапа-медитации, прасаду, благодаря вкушению прасада, очищается наш ум. И как раз в этом очищенном состоянии сейчас мы… Вот я читаю текст. И меня прям самого, меня захватывает это. Но я знал много лет об этом, поэтому я начал восстанавливать отношения со своим отцом и матерью.
00:12:47 Почему? Потому что в таком доме начинает атмосфера бога, божественная атмосфера, сам Кришна приходит туда. Там появляется божественная атмосфера, сам господь в такой семье присутствует, где такое отношение к родителям. И если родители сами этого не знали, то на сегодняшний день, поскольку мы очистились, мы обучены, нас это захватило. Мы поняли: как велика мудрость, что да на самом деле, в этом могут быть причины того, что в наших семьях кучи… Значит мы должны взять на себя обязанности восстановить традиции в наших семьях. Какие традиции? Дхарму – религиозные принципы и правила, почтение к родителям, почтение к дядьям, какие бы они не были, исполняя это отношение, как дхарма, которой доволен, кто? Кришна. Для того чтобы восстановить в этих семьях традиции и эта традиция, которая исходит от нас, будь я мужчина или женщина, она очищает и нас и наших близких. Поскольку близкие, они не готовы даже от нас принять такое, потому что мы всегда были негодяями, эгоистами и вдруг мы начинаем исполнять дхарму. Мы не говорим им: «О, это дхарма, я исполняю это для Кришны, нет». Мы начинаем просто исполнять эту дхарму.
00:14:21 Сейчас, сегодня утром, вы помните, как один преданный спросил: «Я приезжал домой и мои родители меня так не принимали, почему?» Потому что пока ты их не примешь, они не примут тебя. Серьезно, никаких перемен, в чем же проблема? Именно в этом, что человек, пройдя такой долгий путь 5 лет, 7 лет, ничему не научился. Ничего не услышал, и его ум даже не очистился для того, чтобы принимать какие-то определённые культурные положения этический, нравственный статус не улучшился, сохранилось эгоистическое восприятие. Человек повторяет джапу, танцует перед божествами и всё равно сохраняет бескультурье, не пришла этически нравственная сторона. Семья, если вы знаете: это факт, всё равно это ячейка любого общества, и семья – носитель культуры. Поэтому мы говорим: «Этот человек вырос в культурной семье». Мы говорим: «Этот человек в интеллигентной семье родился». Или говорим: «Этот человек родился в очень некультурной семье».
00:15:31 Прабхупада описывает в комментариях диалога Нарада муни с [?] он говорит: «Тот, кто в прошлом совершал благочестивый поступки рождается в богатой аристократической семье, те, кто в прошлой жизни совершали греховные поступки рождаются в семьях пьяниц, рабочих безбожников». Прямо описано. Что делать, как я могу почитать как бога отца пьяницу и мать пьяницу, там рабочую? Оказывается, так я и должен почитать, как? Оказывать им всяческое почтение, наладить с ними правильные взаимоотношения. Даже, если они ничего не понимают, и может быть с моей точки зрения, они не достойны, почему? Потому что я не понимаю о великом долге перед родителями, я ещё не осознаю, что я им должен, за что я должен их почитать? Они все время пили возле меня, не дали мне образование, джип не купили, и то се. С какой стати? Потому что я рассматриваю своих родителей, как? Потребительски.
00:16:35 Этот редкий дар, человеческую форму тела кто дает? [Багиндадаса], да? Я получил дар, этот редкий дар – человеческое тело, смотрите, даже, если мы с позиции человеческого тела взглянем на них, Кришна именно через них дал нам человеческое тело, этот редкий дар, мы уже в неоплатном… Дар, то есть мы не смогли купить это, у нас не хватало ничего. Он просто подарил нам это. И именно через этих личностей, редкий дар. Теперь мы в долгу, теперь мы в долгу и этот долг мы можем выплатить через родителей даже, выплатить Кришне.
00:17:16 - «Ну-ка иди туда, я тебя сейчас накажу». Мама что-то с палочкой бегает там за ним. «[неразборчиво] я сейчас его, - плетку берет, - всыплю». Пожалеешь плетку, потеряешь детку, и он это принимает, почему бы нет? Это мой папа, он имеет полное право, это моя мама, она имеет полное право, а я вот никаких прав не имею кроме каких? У меня есть право исполнять свой долг перед ними. Смотрите, как рождается чувство долга, у нас не было никогда чувства благодарности к родителям. Поэтому мы из страха что-то для них делаем или из сп…
00:18:02 Помните, да, я рассказывал пхая – страх, аша – надежда материальная, картавьябутха – это долг, исходящий из чувства благодарности и рада – из любви. Это все духовные уровни, но они также трансформируются и здесь. Они также трансформируются в нашей жизни, мы им подчиняемся либо из страха, либо, когда они нам что-то: «Что дашь?», да? А чувство долга, из благо… - «Ну, за что им благодарными быть? Кто они такие? Тебя просили, чтоб ты меня рожала? Это надо же тебе ? Кто тебя просил, чтоб ты меня рожала? Ты вообще какое имеешь право?» То есть мы абсолютно неквалифицированны, мы не понимаем, что мы вымаливаем… Живое существо молит господа получить рождение, молим о единственной награде, наградой, оно даже не имеет шанса, оно молит. То есть оно выклянчивает у него, то есть оно не заслужило ничего. И оно клянчит. И когда вот это клянчинье искреннее, да вот такое уже все. Ну Кришна вот так: «Ну, может быть, правда он искренне? Ну ладно». И дает. Он хочет проявить это чувство благодарности, но человек благодарен становится тогда, когда получает знание. Точное знание, так вот это точное знание: мы должны быть благодарны нашим родителям, какие бы они, что? Не были. Какие бы они не были. Значит: наше сердце очистилось, значит: мы на самом деле приняли ведические какие-то…
00:19:36 Дхарма – это не философия, дхарма приходит не как вот болтовня, дхарма приходит как поведение. Если сын стал преданным, он приходит с поведением к родителям, а не с философией, с философией он приходит к другим людям, а к родителям он приходит с поведением, с почтением. С великой благодарностью великого долга. Дочь приходит как преданная, возвращается в семью с чувством благодарности и тогда родители, несомненно, примут эту философию. Они скажут: «Ну, ничего себе, дак тебя никто это…это что ваш этот Брамхубада ваш там это что ли, это все вас научил?» Ну, люди так говорят, вы знаете, да? – «Это, че, это Кришна что ли так учит?»
00:20:29 Но нас обвиняют совершенно в другом, в противоположном, мы не понимаем философии, которую сами то получили, что она вот к чему приводит, а у нас может начаться другое что-то по отношению к этому. И мы, цитирую: «Теперь мы предались, никому ничего не должны, ни полубогам, ни отцу с матерью никому, ничего, мы предались…» Кто предался, руку поднимите, кто предался, я быстро вас сейчас перепредаю. Я вам приведу 133 доказательства. Там говорится: «Полностью только предался, когда человек полностью, безраздельно предался». А то есть, то что это означает? Занят чистым преданным служением, вот он там может быть чего-то не должен. Может быть, однако господь Чайтанья … и другие остальные Шривас ачарья там, они очень хорошо относились к своим родителям. Так хорошо, что и Кришна был так доволен.
00:21:31 Один из госвами попортил отношения с семьей из-за Хари Кришны, из-за господа Чайтаньи из-за его учения, они стали такое давление на него оказывать: «Безобразие, да этот господь Чайтанья – разрушитель семейных традиций». Они стали говорить. А он так: «Кто? Да, вы демоны, раз такое говорите». Конфликт. От чего? От неправильного поведения самого последователя, господь Чайтанья не разрушитель семейных традиций. Господь Чайтанья – восстановитель всех традиций. Он пришел: «[санскрит]». «Когда религия приходит в упадок, воцаряется безбожье».
00:22:10 А мы здесь говорим: «Когда в семье господствует безверье, безбожье, о, Кришна, женщины этой семьи развращаются». Все наоборот разламывается. Он пришел всех наоборот объединить на основе чего? На основе веры. На основе веры. Один госвами прибежал к господу Чайтанья, и говорит: «Меня там вообще они уже. Они так всех критикуют преданных вообще, плохо относятся к тебе. Вот демоны, разреши отречься от них?» Господь Чайтанья на него посмотрел и сказал: «Нет. Возвращайся домой и веди себя как настоящий сын. Может быть, тебе покажется, что ты как материалист. Иди и веди себя как сын. Всё от них принимай и почтительно относись к ним. И посмотрим». И поскольку он так серьезно относился к господу Чайтанье, он подумал: «Да, для меня это тапассия, но раз сказал господь, я сделаю».
00:23:10 Он пошел и стал вести себя как сын. Стал слушаться все время. Родители, так «что такое?»… Перестал орать там им про Хари Кришну все, стал помогать им все. Почти превратился в полного материалиста с виду. Но чьи указания он исполнял? Это была духовная деятельность. Он хотел через это удовлетворить господа Чайтанья и родители, сказали: «Похоже, как здорово все, наш сын бросил этого, какого-то человека там, какого-то Чайтанья ходит. Он на него все ссылался, и все разваливалось, теперь он на него не ссылается. Все крепнет». И они перестали его доставать. И он стал встречаться с господом Чайтаньей, потом он постепенно, когда восстановил правильные отношения, они сказали: «А кто тебя этому учит?» Он сказал: «Да, это я неправильно понял господа Чайтанью, он меня так отругал за то, что я так к вам относился, и он приказал мне вот так к вам относиться». И они сказали: «Да?» И их мнение о господе Чайтанье, что? Изменилось и у них появилось желание увидеть господа Чайтанью, у них появилась благодарность за сына.
00:24:30 Смотрите, у них появилась чувство благодарности, чувство долга перед господом Чайтанья. Господь Чайтанья сказал: «Вы мне ничего не должны, но если вы хотите как-то меня отблагодарить повторяйте, пожалуйста: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». – «Только и всего?» Он сказал: «Да. И постарайтесь постоянно воспевать это». Какой удивительный звук. Эти имена, они даруют нам все. И они говорят: «Да, какой прекрасный человек ничего не просит, ни денег, ничего. Повторяйте просто: Хари Кришна». И чувство долга перед ним осталось. Смотрите, как может быть совершенно по-другому все выстроено во взаимоотношениях с обществом, с родными, если общество видит нас совершенно другими людьми, такими уважительными и почтительными.
00:25:36 Общество говорит: «А кто это?» Оно же потрясено, оно говорит: «Кто это вас так учит?» Мы же это читали: так Христос себя вел, так в библии там, так себя вели вообще великие святые, че такое, кто вас учит-то? Мы вас всяко разно оскорбляем, а вы нас прославляете, мы вас так, а вы к нам так, всё равно прощаете. Да, так учит нас господь Кришна и у людей появляется чувство чего? Благодарности. Что преданные сделали столько для них, даже невзирая на их всякие недостатки и все остальное. И у людей появляется чувство, желание как-то отблагодарить, отблагодарить, отблагодарить.
00:26:19 Итак, семья коснемся теперь этой проблемы… Первое значит: это взаимоотношения с родными. Я думаю, я немножко остановлюсь, я буду каждый раз эту тему всё равно поднимать, всё это как бы слоями. Теперь я думаю, что у вас достаточно чистоты, чтобы принять это. Что это так. Что надо начать вплетать свои отношения, некогда даже может быть разрушенные. Маковую часть даже, на новую нить. Взять, взять новую нить и вплетать эти бусы, собирать. Но они могут не понять нас и не собраться на эту нить. Поэтому по-крайней мере возьмите старую даже нить, свяжите их, старую, тем что…, на что они готовы, а потом после этого вплетите, что? Новую. Возьмите то, на чем они хотели бы с вами, вплетите, соберите это все. И потом аккуратно, войдя как иголочка, а не как плуг, плетите, и как-нибудь так невзначай обрежьте старую. И это новое будет ещё крепче, чем та старая.
00:27:44 Может восстановиться правильная атмосфера, правильная атмосфера, в первую очередь между мной и моими родителями. Так бывает человек, чье сердце начинает очищаться. Те, кто знает, вот со мной ближе общались, они все знают, что в первую очередь я дал им наставления, какие? Когда увидел, что они мало мальски очистились. Какие дал наставления? Наладить свои отношения в первую очередь с кем? Со своими родителями. Со своими родителями. Не бегать тут, путешествовать по Сибири, или по разным другим странам, забыв о родителях, о матери с отцом. Ни вес.., ни письма, не весточки по 7, по 8 лет ни приходят они. Они стали великими йогами, аскетами. Когда им будет плохо, все они побегут к маме опять с папой, пока ещё не знают об этом. Какова роль, каковы их родители и каковы отношения? Поэтому духовные учителя также просят: «Пишите письма, пожалуйста, навещайте своих родителей, говорите им приятные слова, прославляйте их». Почему? Прабхупада говорит: «Потому что это часть служения Кришне точно также, это часть преданного служения Кришне». Это тоже определённая этическая деятельность, которая помогает нам очиститься и восстановить правильные отношения с Кришной. Даже через это, не через свои эгоистические представления, а через это.
00:29:18 Что же мы видим в современных семьях? Дети, жены и мужья не получают никого наглядного примера от друг друга: как правильно относиться к родным. Они иногда относятся хорошо, когда надо взять деньги, иногда они очень хорошо относятся. И всё, что мы сегодня говорим: «Хорошее отношение с родителями», - я видел сам это… Я думаю, вы видели. Хорошие отношения. Такая грубость, такая склока, такое неуважительное отношение к матери, к отцу, такое пренебрежение к их советам, когда они начинают что-то… - «Да, ладно, ну, перестань, хватит. Перестань, ну че ты…» Такая раздраженность, никакого почтения. И человек думает, что у него хорошие отношения с родителями. Знайте, что когда вы тоже будете близки с этим человеком, они будут относится так к вам, когда вы лишитесь сексуального привлечения, человек начнет также к вам относиться.
00:30:19 И это нравственность, которая закладывается в нашем сознании, то есть очищает, очищенное сознание начинает нравственно поступать. Оскверненное сознание приходит как великий духовный учитель в свою семью и начинает поучать своих отцов, матерей, дядьев, поучать. Не приходит смиренным, а приходит каким? Не приходит к восстановленным отношениям, не приходит… почтение оказывать, он приходит обучать. Опять он ворвался сверху вниз. Он приходит наставлять, и это разрушает атмосферу, необходимую для создания правильных семейных взаимоотношений с женой и с мужем. Жена и муж очень эгоистически рассматривают друг друга, они пытаются отделиться от родителей и ни в коей мере им не помогать, иногда они, там картошку спрашивают: «Что им такого сделать, что тогда им дадут». Итак, совесть мучает, привязанность, но никакого долга нету. А особенно в этом виде, религиозный долг, а особенно видеть, в этом, что через это можно Кришну удовлетворить - даже речи не ведется. Родителям не достается такого внимания.
00:31:32 Итак, правильные, хорошие отношения дхарма, отношения с родителями, к традициям. Традиционный… восстановление традиций для обучения друг другу, как очень важного фактора в воспитании друг друга, как я буду относиться к своим родителям, так будет воспитана моя жена. Как она… если жена в большей степени понимает важность, то есть, она принимает шастры, у ней есть вера шрадха, шастры шрадха. Она верит в шастры, она верит духовному учителю, верит, что да, на самом деле это так важно. Это часть духовной реализации, это часть, которая поможет мне в дальнейшем, очень успешно развиваться в духовной жизни, почему? Потому что во всех аспектах жизни я восстановил правильный баланс.
00:32:19 Есть еда, еда правильным балансом внутри нас, которая влияет на ум. Также есть внешняя среда, которая также влияет на наш ум. Наши отец с матерью, наши брошенные дети, наши какие-то отношения, и что-то там секты, наши разводы, все время они остаются с нами, как наша неполноценность, наше несовершенство, постоянно. И мы стараемся заглушить это, мы стараемся выглядеть очень респектабельными мужчинами, респектабельными женщинами. А у нас там дети какие-то, какие-то жены может быть, какие-то отношения… и как мы же внутри ощущаем: двоеженцы, троеженцы, триемужцы, четверомужцы, ребенок там, ребенок там, там плохие отношения, этого бросил, с этим развелся и так далее и так далее. И это оказывает очень дурное влияние на наш ум, мы становимся безнравственными, потому что это безнравственно. А мы говорим о этической нравственности, системе варнашрамадхарме, мы говорим о семейных традициях, в которых рождаются благочестивые люди, рождаются дети, наше будущее. Поэтому семья, или грихастха ашрам – это наше будущее.
00:33:33 Все мы состаримся, и если сейчас мы не уделим правильное внимание, правильное внимание воспитанию грихастх, воспитанию женщин, брахмачариев… То вот эта система, которую, о которой как раз Прабхупада и говорит, вводит это ценности, ценности, восстановления в обществе ценностей для восстановления мира во всём мире. Мы должны умиротвориться, мы должны прекратить скандалить с отцами, с матерью, даже, если они алкоголики или кто там угодно, мы должны почтительно относиться к ним, помогать им чем мы можем, постоянно проявлять почтение, уважение к ним и всячески способствовать тому, чтобы они ощутили нашу заботу и нашу ласку. В меру своих сил, в меру своего понимания: кто такие мать и отец.
00:34:25 Мы можем подумать: мы можем ждать, когда к нам оказывают такое почтение, но на самом деле дети и жены, видя как муж, или муж, видя, как жена более разумная, восстанавливает и поддерживает отношения со своими родными и близкими, он начинает думать: «Как разумна, как здорово, почему?» Потому что он видит как воцаряется атмосфера доверия, любви, мира. И на её ум, на его ум это оказывает самое благоприятное влияние, почему? Потому что в этой атмосфере начинает присутствовать, говорится, сам кто? Кришна. Создается благоприятная атмосфера, что происходит? Человек, чтобы создать благоприятную атмосферу, несомненно, это должен принять как дхарму, как долг перед богом. И значит: он может господу это, что? Предложить.
00:35:22 Таким образом, ему нужно будет переступать через своё ложное эго. Как это почтительно относиться к отцу, у которого 3 класса образования? Как это вдруг почтительно относиться к матери, которая в разводе с отцом? И так далее. Человек должен приобрести правильное видение в соответствии с временем, местом и обстоятельствами. У многих семьях есть отцы, которые в разводе, матери, которые одиночки и так далее. И дети не стремятся ни к чему, они пытаются…Почему? Потому что их никто не обучал, они даже не задумываются о том, что в этих отношениях нужно создать атмосферу благоприятную для духовного прогресса. Почему? Потому что нет такой чистоты, они ещё не очистились, братья, сестры.
00:36:12 Мы на все смотрим с позиции: ест мясо, или не ест мясо, пьет вино, или не пьет вино. Знаете, даже, если бы они не ели мясо и не пили вино, если вы их не почтительно... Вот посмотрите: здесь многие не едят мясо и не пьют вина, но и разве восстанавливаются у них… постоянные распри, постоянно какие-то проблемы. Нет чистоты, не хватает смирения, не хватает понимания: кто это такие. У нас более менее мирная атмосфера. Я не видел ни одной системы, где была бы такая мирная атмосфера, как здесь. В ИСККОН. Возьмите любую систему подмените, любую. Более нет. Поэтому людей это и привлекает, здесь никто не пьет, вы не верите? Любую религию, все там выпивают, все. Начиная от священников и кончая прихожанами, в любой религии, хоть там, хоть там, хоть там. Может быть, мусульмане ещё к алкоголю так относятся, но они ещё хорошо относятся к наркотикам. Они очень хорошо относятся к незаконным сексуальным взаимоотношениям, они едят там кроме свиньи, все остальное. А другие вообще все едят, свинью особенно. И так далее.
00:37:22 У них нет закона дхармы, реинкарнации, и тому подобного. Многое разрушается традиционно, разрушается и это оказывает очень сильное воздействие. Если мы сейчас сидим с вами и думаем: «Нет, мы говорим о будущем. Если у меня будет семья, я буду так делать». Но у вас уже есть семья, потому что вы чей-то сын, вы чей-то брат, вы чей-то племянник, вы чья-то сестра, вы чья-то дочь, вы чья-то племянница. Так? И смотрите: по мере того, как человек начинает постигать науку о боге, он начинает думать и об этих отношениях. Как правильно построить отношения с обществом тех людей, которое… они проявляют этот аскетизм может быть, может быть ещё не понимают или не принимают этого. Но как они примут, если они увидят, что от меня исходит такое к ним отношение? Они заинтересуются: «Почему ты так изменился по отношению к нам?»
00:38:20 Таким образом, проявляя эту дхарму, дхарма становится привлекательной и для них самих, они обязательно, увидев такое отношение вдруг, и увидя искренне такое отношение, они заинтересуются. – «А почему ты так делаешь, столько лет не видели…» - «Просто я кое что понял, изучая прекрасную философию, я кое что понял, как это важно». [неразборчиво] – «И че? И прямо, прямо поможешь мне?» - «Помогу». - «И че, и прямо теперь будешь все время теперь приезжать?» - «Буду».- «И че, картошку когда поеду, прямо приедешь поможешь?» - «Приеду, помогу». – «И че, я тебе скока должен за это?» - «Ничего, прости меня за все. Прости меня, что столько много лет я этого не делал. Просто я хочу, чтобы ты меня простил за это».
00:39:11 Можно думать: «О, как так звучит так слишком». Нет, так и есть. «Прости нам долги наши, яко и мы прощаем должникам нашим». У нас есть долг по отношению к родителям, который мы им не выплатили. И вот я прочитал: «Великий долг к дедам». Мы думаем: «О, плохой дед». Мы смотрим на всех с позиции своих чувственных наслаждений. Эта мать мне ничего не дала. Этот отец мне ничего не дал. Этот дед, он мне ничего не дал. А почему вы решили, что они нам что-то должны дать? Может, мы должны дать? Что мы должны дать? Дхарму, как? Рассказывать им философию? Исполняя по отношению к ним дхарму, следованием. Так мы можем внести дхарму в их жизнь. Что и будет самым лучшим способом отплатить им свой долг. И Кришна будет нами что? Доволен. Кришна будет очень нами очень доволен, как мы сделаем это правильно.
00:40:18 Итак, если мы говорим о детях, то несомненно дети, находясь в семье… Прабхупада говорит: «Женщины и дети (и даже другие люди на самом деле) 10% воспринимают на слух и 90 процентов принимают, как вы сами себя ведете. И они об этом не задумываются». То есть человек, когда он слушает, или когда он что-то с кем-то общается, он даже не знает, о том, что он 10 процентов принимает со слов и 90 только с поведения, того с кем он общается, с кем он находится в каких-то взаимоотношениях. Он даже сам этого не анализирует, он думает: «90 со слов и 10 с поведения». Нет. 10 со слов и 90 с поведения.
00:41:05 Таким образом, жена видя, как действует муж, говоря возвышенные фразы о религиях, все. И как он дейс… Он может 90 процентов говорить хорошую философию, а сам (она видит), действует на 10 процентов того, что говорит. У жены сразу появляется тот же самый синдром, как у ребенка, какой? Какой? Неуважение, недостаток уважения, и женщина прекращает уважительно относиться к своему мужу или муж также прекращает уважительно относиться к жене, но есть огромное но. Нигде не говорится, что мужчины как дети, поэтому на мужчин так посмотреть нельзя, он вам не маленький. Но любая женщина, хоть ей 100 лет, хоть ей один годик, она для вас как ребенок.
00:41:58 А к детям как относятся? Родители заботятся, защищают, воспитывают и любят. И никогда не дают детям быть без надзора. Никогда. Хоть ей 100 лет, хоть ей один годик. И чтобы защитить их… Дети же тоже странные какие-то, то залезут туда, куда-то найдут, таблетки какие-то найдут, в них яд , да бывает? Дети как, в аптечку залезут, они ж не понимают, там че написано. Они едят, думают так лучше…[неразборчиво] Дети, спички, дом поджег. «Ой,- говорит: Дом горит». Это - дети, это дети. Женщина имеет такой же индивидуальный характер. То, что ребенок плачет от чего-то, от всякой ерунды плачет ребенок, игрушку отобрали, че-то не то сказали плачет, как женщина реагирует? Вы всегда можете слышать, мужчина говорит: «Ты чего расплакалась то? Ну я уж... Че тебе не скажи то…» Как дети, что не скажи, че-то он не так сделал. (показывает плач.) Как? Ой, как горько, вы даже можете себе не представить, это как… горечь поражения, это всегда слезы… когда плачет женщина, это очень горько, как ребенок. Полностью беззащитная, и она даже иногда плачет, чтобы вас что? – «Ну что ты?» - «А что выходим? Телогрейки пакуй». Безделушечки, все такое, платочки, фантики, бантики, уй! Очень много всего. Обнималки, поцелушки, уй! Как ребятюшки.
00:43:59 Забота. И если мы серьезно не воспринимаем это и также женщина, если она серьезно не понимает это, когда воспитывает дочь, то тоже самое. Женщина может думать: «Как маленький ребенок». – «Я что тебе шучу, - он говорит,- я серьезно говорю: чупа-чупс 2 штуки». Он то серьезно говорит, но о чем он говорит? Вы понимаете: это полностью детское тело, просто для него это … его, а он думает: «Что я маленький? Чупа-чупс. Два». Женщина тоже самое. Мы же не говорим: «Дети - майя». Особенно, у кого есть дети, они думают, что дети майя, дети там во столько то раз похотливей, во столько раз голоднее. Дети что могут показывать? Особенно в первые годы, все едят подряд, штанцы одевают дети, знаете? Все надевают вполне. Так, так что там нового, так. Они что-то все время что-то себя украшают, плащ какой-то, какую-то шапку, ботинки отцовские. Дети очень любят, они крутятся перед зеркалом, ну, все что угодно можно говорить.
00:45:35 Что говорит [Чинагипандит] по этому поводу, ну [Чинагипандит] говорит афоризмы не для дураков, он обращается к разумным людям, которые могут правильно понять, что за этим скрывается. Смотрите: правильное понимание, значит: правильная защита. Нет правильного понимания, сразу это становится источником насмешек и оскорблений, что мы и видим в нашем обществе, когда люди не обладают гуной благости, начинают цитировать писание и как они используют, не имея внутреннего понимания. «Защита женщин, детей и стариков, а также коров и браменов». Это 5 столпов и мужчина не понимает этого, постоянно оказывает давление на эти качества женщины, надсмехается... [обрыв записи]
00:46:21 Просто буду читать. «О сыновьях: тот, чей сын послушен ему, чья жена ведет себя в согласии с его желаниями, то есть мужа, и кто доволен своим богатством, имеет рай здесь на земле. Только те, действительно сыновья, кто предан своему отцу, тот, действительно отец, кто поддерживает своих сыновей знанием, что он действительно друг в ком, ты можешь быть уверен и только та, действительно жена, в чьей компании муж чувствует себя удовлетворенным и умиротворенным». Вот что такое жена, в чьей компании муж чувствует себя удовлетворенным и умиротворенным.
00:47:02 Заострю на этом внимание. Женщина или положение жены – это большая жертва. И в ведической культуре девушек, или девочек обучали, что быть женой – это жертвоприношение. Ты должна пожертвовать: своими интересами, всем, твой интерес – создать уют, комфорт, умиротворение для мужа. И вы знаете, как в третьей песне Шримад Бхагаватам описывается, как «Давахути, говорила слова, только слова приятные уму и уху во всех ситуациях, даже, когда он был неправ». Говорила только то, чтобы понравилось уму мужчины и его уху, только такие слова. И мужчина никогда не уйдет от такой женщины, никогда не оставит такую жену.
00:47:56 Те родители, которые не обучают своих сыновей, это их враги, ибо невежественные сыновья в общественном собрании подобны журавлю среди лебедей. Многие плохие привычки развиваются через вседозволенность и многие хорошие через наказание. Поэтому бейте своего сына, а также своих учеников, никогда не потакайте им: «Пощадишь плетку, испортишь детку». По этим каждым афоризмам я бы мог дать очень много комментариев и толкований. И я думаю можно как бы вот в этих главах, как я начал с джапы с приема прасада, дальше, дальше я буду читать, я думаю… Вам интересно, нет? Интересно. Лишь бы вам было не просто интересно, а вы чувствовали полезность этого, поскольку я вам рассказываю то, что на самом деле является основой и как избежать всех остальных проблем, надо устранить причину. Надо устранить причины, по которым семьи разваливаются или не могут поддерживаться. И мы не идеализируем все, есть реальность, есть идеал, и есть реальность.
00:49:03 Есть очень много разных проблем. Итак, в заключение, поскольку очень много информации, я буду её продолжать. В заключении, хотелось бы подвести итог. Традициям, в предложенной пище, повторение джапы, уважение к матери и к отцу. Сегодня мы обсуждали это, мы обсуждали божества и мы сегодня обсуждаем постановление правильных отношений с родными и близкими, как очень значимый фактор обуздания своего эгоизма, как очень важный фактор правильного воцарения атмосферы в семье. Сначала собственным примером для своих старших и тогда человек… Когда воцаряется, приходит эта божественная обстановка, человек может организовать правильно и свою семью. Поскольку женщины, видя такое отношение мужа к родителям, начинают уважать мужчину. И как он не проявляет инфантилизм, он не как маменькин сынок, а как кто? Как благодарный сын ведет себя. Как благородный мужчина по отношению к старому отцу и матери. И женщина начинает думать: «Да, я то видимо…» Потом мужчина, так начинает относиться к родным жены, или если жена более продвинута, она своим примером начинает правильно относиться к родителям мужа и к своим родителям. Это зависит от того, насколько мы очистились и способны принять это знание.
00:50:31 Зачем это описывают в ведах, потому что это очень важный компоненты семейной жизни, которые повлияет на наших детей. Или уже оказывают очень мощное влияние, когда мы сами непочтительны к своим родителям, даже, если эти родители (я ещё раз говорю) неудачники, алкоголики, или там больные. Само положение должно быть почтения и святости этого института. Это традиция, которая должна войти и восстановиться, она была раньше, но сейчас уже она разрушена, поскольку поработали разрушители семейных традиций. Поэтому целомудрие, которое являет компонент целых качеств для женщины, и мы развелись и разрываем этот мир на части. Мы тоже с вами дети, такого положения, поэтому сейчас мы очищаемся от этого положения, начинаем восстанавливать это все. Потому что таково наше будущее, если ты в прошлое… Есть такое помните: «Выстрелишь из пистолета [неразборчиво], будущее выстрелит в тебя из пушки». Хари Кришна. Когда в семье господствует безверье о, Кришна, женщины этой семьи развращаются, а деградация женщин, о, потомок Кришны, приводит к нежелательному потомству.
00:51:52 Пожалуйста, у вас есть вопросы какие-то? Можно получить соответствующие во вторник. Мы должны не позволять ей сразу брать верх над собой, сразу должны обозначить рамки своих взаимоотношений. То есть мы приходим и говорим, я вот хотел бы именно такие отношения, так-то там-то помогать вам в том-то, в том-то, в том-то, или вы не говорите, просто начинаете делать. Говорите очень хорошие слова, говорите: «Но у меня нет возможности», но как будет появляться возможность, всё, что я могу, я буду делать. Можно строить их так, что никто не сядет тебе на шею, никто на тебя не повлияет никак, если ты сам в знание приходишь. То есть извинитесь за отношения.
00:52:28 Есть история, когда Будда вернулся к себе в семью. Ну, в смысле [?] он не вернулся, он пришел в это государство, пришел в этот дворец и выскочила жена его с ребенком: «Папа, вернулся». И вокруг него были ученики, которые [?] не знали о существовании жены там, детей там, ребенка. И они выскочили ему навстречу, а он так встал. Смотрит на них. Она говорит: «Ситхартха!». Он так смотрит на неё и говорит: «Вы меня с кем-то перепутали. Какое-то имя [Ситхартха]». Он говорит ей: «Вы меня перепутали». Она говорит: «Как Ситхартха, это я же твоя жена?» - «У меня нет жены и Ситхартху я не знаю, у вас был муж Ситхартха? Вы извините, я его не знаю». Она так стала смотреть и ученики так тоже посмотрели на господа Буду: «Че, за дела то?». И она говорит: «Это твой папа». И он посмотрел на ребенка: «Как тебя зовут мальчик?» И потом жена, она стала на него смотреть, и он сказал: «Я думаю, что Ситхартха давно умер. Мы с вами встречаемся впервые». Сказал и так очень внимательно на неё посмотрел. И она так стала смотреть внимательно на него и сказала: «Да, да, теперь я вижу, что того Ситхартхи давно нет, и я вас перепутала». Она поняла, сказала: «На самом деле, вас я вижу впервые». И она склонилась перед ним. И он дал ей закон дхармы.
00:54:04 Мы уже не те, поэтому, если ты придешь тем же человеком, то получится то же самое, но если ты придешь другим, знанием другим, такого уже не получится. Знание нас меняет, меняет нашу позицию, наше отношение. И я вам сказал как строить [?]. [неразборчиво] меня спросить: «Как с детьми вот построить такие отношения?» И я услышу: где-то вы там расхаживаете, как вы с ними балуетесь, что-то ещё [?]… Я вот так вот сразу сейчас приду и начну вам баловаться [?] [неразборчиво], они не поймут это, они возьмут палки и начнут меня палками бить. Они даже не поймут, что я играю то, потому что они меня так никогда не видели, если я сейчас зайду с подушкой буду за ними гоняться, они подумают: «Что за... он сошел с ума». Они возьмут нож и подумают, что я их хочу задушить подушками.
00:54:53 И он говорит: «А мне-то как поступить с детьми?» Я говорю: «По крайней мере, по крайней мере, сейчас [неразборчиво] идет фильм, там какой-то про динозавров, везде рекламу то видели вот?» Но… Он говорит: «Но…» Я говорю: «По крайней мере, с детьми сходи в кино, начни с этого. Ничего, вот будь какой ты есть, просто поведи их в кино, купи им там напитка какого-нибудь, дай им по бутылке напитка, по морожу, даже так. С чего-то начни, даже, если ты такой… вот так начни. Потому что даже это для них…» - «Сходи в кино, и сиди молча, смотри», - это уже будет для них какое-то... И не говори: «Во, поняли: какой папка?» Так не говори. И в конце я скажу: «Ну, че, да я очнулся что ли? А, хотя бы так сделай, это уже будет первый шаг, это уже будет первый шаг». – «Ты когда ходил последний раз со своими детьми в кино?» [неразборчиво] вот также и с родителями какой-то первый шаг сделать, первый шаг, нормальный первый шаг. Они сначала… можно так, выпьют эту бутылку напитка, съедят мороженное, там динозавр, тут динозавр, сначала… потому что все как бы заново начинает строить, какую-то мелочь, заново. И постепенно, постепенно, ты привыкнешь, они привыкнут, потому что разрывы были, большие разрывы были.
00:56:22 Если муж пока не принимает «Харе Кришна», лучший способ это готовить просад? Да! Лучший способ, этот как я понял, жена для мужа, лучший способ стать очень хорошей женой, лучший способ, всегда стать хорошим: хорошей женой, хорошим сыном, если ваша мама не принимает. Я очень часто говорю об этом, ну вот сколько раз я замечал, люди глухи, к тому, что вы им говорите, абсолютно глухи. Вот мать не принимает там, вот отец не принимает, вот жена не принимает, вот там дочь не принимает. Просто станьте хорошим сыном, хорошей матерью, хорошим отцом, хорошим мужем или хорошей женой, и как тут же от вас начнут принимать, все подряд. От вас не принимают только потому что вы… вам не доверяют, у вас нету связи, нет контакта, чтобы что-то принять нужны отношения, какие? Очень хорошие, есть отношени… Вот я могу что-то очень много знать, он может чего-то не знать, но если между нами вот нет отношений, то я не смогу ему передать, А он не сможет правильно получить, потому что между нами либо нет отношений, либо есть отношения, но эти отношения таковы, что такие вещи через эти отношения не проходят.
00:57:37 Знаете: это как связь, вот мы говорим: «Что такое йога?» Йога – это связь. На чем построена? На взаимоотношениях. Есть взаимоотношения, передаю, получаю, понимаете, да? По отношениям мы передаем и получаем. Развили взаимоотношения, я что-то говорю, он принял, он что-то говорит, я принял, почему? Отношения сформированы. И мы говорим: «Каковы наши отношения с Богом, каковы наши отношения с гуру, каковы наши отношения с матерью, там с женой, с детьми». Проверьте своим взаимоотношения, поэтому ничего не принимается, потому что неправильные отношения или недостаток правильных взаимоотношений, и поэтому нету связи этой. Понимаете, да? Вы понимаете: о чем я говорю? Будут правильные взаимоотношения, связь сразу наладится, вы туда и вам оттуда, всё будет.
00:58:29 Всё будет работать. А мы приходим гуру какими-то проповедниками в свои семьи, наслушаемся каких-то там лекций или что-то, вдохновимся и поехали всех строить там. Кто ты такой? Вчера он штаны обдувал, сидел тут, и потом тут пришел гуру, маме там пальцем тычет в небо: «ты вот така млечха». – «Вот те на, я тебя растил и кормил и млечхой стал, ну хорошо сынок, хочешь млечха, млечха. – «Давай повторяй: Хари Кришна». - «Ничего не буду повторять». Потому что так не передается. Почему мы говорим: «Любовные взаимоотношения нужно развить». Потому что через любовные отношения все принимается, через правильные взаимоотношения. Когда мы правильные взаимоотношения построили, все будет передаваться, получаться, все будет. И не надо будет там враждовать что-то, правильно отнестись нужно к этому. Когда вы чуть-чуть уступаете, когда вы помогаете матери быть матерью на самом деле, прислушиваетесь к ней, что-то сделаете, и она успокоится.
00:59:35 Обычно люди без взаимоотношений страдают, без чувств. Поэтому ерепенятся, ревнуют, потому что они видят, что вы чувства куда-то на сторону уносите, а близкому человеку этих чувств не хватает как раз, этого внимания. И поэтому человек, он может как бы антипатично воспринимать ту систему, в которую вы все чувства уносите. А он остается вами обделенный, и он начинает скандалить порой, потом, когда наскандалит, раз отношения появляются. И он думает: «Вот надо почаще скандалить и будут отношения». Потому что просто иногда отношений не хватает, потому что люди очень эгоистично настроены, с женами, с детьми. Иногда мне говорят: «Вот с детьми там проблемы». Если вы правильно с ними строите взаимоотношения: редко, но метко, если вы бьетесь на подушках и что-то сломаете вместе, дети все, они уже ваши друзья. Они за вами как за каменной стеной, если вы принимаете их игры, то дети становятся с вами, а если вы ходите такой дяденька: «Аяя». И тут дети. – «А это кто?» - «А это мой сын, иди принеси туда...». Все, вы становитесь для детей авторитетом во всех отношениях, потому что ребенку порой так не хватает этих взаимоотношений.
01:00:51 Вот я, сколько помню своё детство, всегда с отцом что-то такое отрывистое помню, какие-то фрагменты, где мы вот вместе баловались что-то такое делали и вот. А все, вот это где он мне что-то такое говорил, вообще не помню. Серьезно. Вот все время ж. А вот, где он на самом деле со мной отрывался, на всю жизнь запомню и это у меня сформировало к нему вот это чувство почтения, какого-то уважения, сыновей близости. Родители что легче, легче там ремнем или денег: «На тебе денег, иди отсюда, сходи вон в кино». И поэтому дети тоже также, они обделены вниманием, потому что родители все сконцентрированы на своем вожделении. Им чихать на все остальное. И они думают, что они воспитывают. Они все в разные школы насуют, а детям то охота, чтоб ты ему сказал что-то. Сел с ним, уроки поделал, так ребенку хочется, чтоб ТЫ сел с ним и поделал уроки. А не то, что эта там какая-то школа, там не знаю какая-то там… трижды орденоносная там. Заплатил там 100 баксов. – «Я знаешь тебя, как люблю, я за тебя 100 баксов плачу каждую неделю. Чувствуешь, как тебя люблю?» Он не чувствует. Но если вы сядете, ну даже не важно, просто забота, вот само это отношение родительское и ребенок всегда обделен этим, особенно в нашу эпоху такой век: «бубубу», все. Поэтому с детей больше требуют и перекладывают их на другие плечи. – «Вот там такая школа, такая школа». Где ваша школа?
01:02:18 Да, это с детьми так, я в общем говорю. С матерью, когда кто последний раз подошел к матери, обнял так сильно, прижал и... вы хоть слово...: «Мамочка моя родная так я тебя люблю, так тебя люблю, если б ты знала». Когда последний раз так делали? Когда последний раз вы что-то хорошее отцу сказали? – «Пап, хочу с тобой посоветоваться, как скажешь, так и сделаю, и сделаю». Ну вот видите, поэтому нет отношений, нет отношений, нет связи, а вы потом ещё приходите и начинаете ему «Хари Кришна». – «Ты что, ещё и Хари Кришна не повторяешь? Аааа.» То есть и так такие отношения, ещё вы там и с «Хари Кришной», и он вообще в ужасе, и ребенок в ужасе, жена в ужасе, дети в ужасе, все в ужасе, и так нету, и ещё приволокли сюда что-то такое, непонятное. Люди сбиты с толку бывают. На работе вдруг ни с кем не дружил, ниче и давай там «Хари Кришна» всем проповедовать, всем. Когда вы на самом деле как-то себя меняете, на самом деле, тогда от вас что-то принимают. Но когда вы просто таким же человеком приходите, начинаете что-то там распространять, это как распространение чесотки они воспринимают. Вы где-то подцепили и хотите, чтобы все теперь подцепили. Особенно ближнее окружение.
01:03:39 Поэтому на самом деле все не так сложно как мы думаем, но просто тапасия, тогда нам придется переступать через себя, через своё желание – вот кто ничего не хочет. Охота смотреть телевизор, а там ребенок встает: «А, б, в пойдем вместе попишем?» И начинается... А вы идите! Потому что дети - это будущее ваше, идите, уделите ему время, и пусть это не будет каждый день, но если уж вы общаетесь, то столько вы можете выплеснуть, столько любви на ребенка. Если вы с ним просто купите какую-то игру и с ним будете сидеть, играть, хотя для взрослого человека это нудная игра, но для ребенка то это… И ребенок даже не игрой занят, ему вот эти отношения нужны. Это кажется, что ребенку нужна игра, ему нужны ваши отношения, а поскольку он не понимает как, он на своем уровне хочет эти отношения, через свои игры построить. Потому что ваши игры это сильно для него круто: «Пойдем в ресторан, будем сидеть пить и орать песни». Сложно. – «Или пойдем смотреть там политического обозревателя вместе». Ребенок, он тоже тут.
01:04:51 Но если вы вместе идете, мультики смотрите, которые вы тысячу раз видели может быть, вы смотрите с ребенком, хохочите, начинаете обсуждать: «Это ты, а вот ты похож на этого, на Микки Мауса, а ты вот на эту старуху похож». И вы хохочете: «А вон тот мужик видишь, а он на кого похож, вот на ту обезьяну». И вы гогочете вместе. Всё, вы ребенка, всё… Ребенок всё… он с вами в связи уже начинает находиться, тогда он принимает от вас что-то, джапу будет повторять и будет свободно… потому что он будет понимать, что вы для него авторитет. И когда вы сами были обделены такими отношениями, поэтому вам кажется: «Ну и чего, зачем это все нужно?» Посмотрим. Поэтому всегда, когда все даже приходят в духовную жизнь, всем подавай отношения, заметили? – «Ой, здесь мало отношений, ой, мало внимания». Взрослый человек. Так вот посмотрите, как детям мало. Отношений именно.
01:05:46 Все на даршан хотят, человек хочет отношений, он хочет участия в чем-то, как ребенок, ему порой даже не эти рассказы…, он хочет почувствовать участие. И тогда он вам доверяет, все. Вы авторитет, потому что вы его выслушиваете и… а не просто там сидите так… Он говорит: «Ну, вы поняли?» - «А, о чем речь то?» Все вы не авторитет, потому что вы должны обязательно проникнуться в суть его проблемы, поучаствовать, пережить с ним эту проблему, по-настоящему пережить, тогда вы можете правильно посоветовать, что то есть. С ребенком можно поговорить: «Как у тебя там отношения? Какие тебе девчонки нравятся? » Или вот сказать девчонке: «Ну как вот этот то, по-моему лучше. Вот тот какой-то». И гогочет, они говорят: «Ты че прям так». - «Да, я считаю, если я был бы тобой, я бы вот…» Все довольно несложно, если просто это делать. И когда люди из таких из разбитых семей…, они не верят даже, что такое может быть, эгоистичны. Что ты сделаешь? Везде эта самость, самость, везде надо переступить через ложное эго. А мы настолько увлечены собственными депрессиями: «Хочу, не хочу», что: «Ну, их всех».
01:06:58 Под себя лучше подстрою, поэтому нет настроения служения. Поэтому есть такая история как один вайшнав был и он ходил, служил. И у него было очень много детей, 10 детей, и жена у него умерла, и как-то он раз и перестал ходить в храм. И гуру его забеспокоился, он был брахманом. И все стали говорить: «Да, вот он там в детей своих погрузился». И гуру так, он не торопился и как-то он сказал: «Ну-ка скажите, ему он вообще… уже полгода не приходил». И гуру забеспокоился и сказал: «Ну-ка попросите, чтоб пришел». И гуру сидел и смотрел в окно и увидел этого человека, а там речка была и мосток и… и на мосту не было несколько досок, пролет такой, что ребятишки не смогли бы перейти. И он стал смотреть, и он шел впереди, и этот выводок за ним. То есть ребятишечки. И он лег так вот и все дети по нему прошли. И гуру повернулся и ученикам своим сказал: «Нет, он в полном порядке. Он в полном порядке». И он пришел и сказал: «Махарадж, я так стараюсь служить, я детей воспитываю в сознании Кришны». Он сказал: «Не беспокойся, все нормально, я просто тебя пригласил покушать просад, познакомиться с твоими детьми». Как вы думаете, он это определил? Он видел его настроение служения. Поскольку он знал его, то он понимал, что он строит эти взаимоотношения, чтоб всех их вырвать из когтей круговорота рождения и смерти.
01:08:29 И тот отец, который становится для детей мостиком, как вы думаете дети к нему относились? Он их герой. – «Папка у нас герой». Они все его как героя воспринимали, а от героя все можно слушать. А от замухрушки очень сложно что-то слушать. Поэтому, когда отец становится конем, мостом, рыцарем для ребенка, кем угодно, ребенок принимает авторитет. А когда он все время только лезет там с какой-то религией, как какой-то «поп не поп», не понятно, как свидетель. Пристает с книжками так сказать, к детям собственным, ну эта полная жуть, они в ужасе будут. Что это такое? Контакт, контакт нужен, с женой контакт нужен, с родителями, с преданными нужен. Нужны отношения, а чтобы эти отношения сформировались, нужно о себе забыть. Вот только и всего, и вот через что никто не может перешагнуть обычно, да? Надо же о себе забыть. Поэтому Бахтивенода говорит: «Когда я забуду о своем личном счастье, начну заботиться о счастье других». В чем счастье? Я так буду смиренно себя вести, что смогу дать им Кришну.
01:09:52 Как Прабхупада, помните эту историю? Как Шрила Прабхупада приехал в Вриндаван и спал в Радхадамадара. И во сне к нему пришел Санатан госвами. И Прабхупада сказал: «Махарадж, они бесполезны, я не нашел в них ни одного качества… когда уже на западе проповедовал». Он говорит: «Они полностью бесполезны, я не нашел у них ни одного хорошего качества. Вообще ни одного качества у них нету, чтобы получить Кришну. Все они такие». И Санатан госвами сказал: «Ну, неужели Абхай все так плохо?» Он говорит: «Конечно, вообще бесполезно, вообще не понимают. Они единственное, меня классным стариком считают. И все, вот это вся их реализация». И Санатан госвами] улыбнулся и сказал: «Ну и вот Абхай!». И Шрила Прабхупада сказал: «Понял, вот через это я и дам им Cознание Кришны». Уловили? Он для них просто стал хорошим дедом, хорошим стариком, потому что ни у кого не было хорошего деда. И они не думали, что он хороший бхактивиданта, или что он хороший индус, хороший бхахта, хороший пурджарий, они так не думали. Они просто все в него влюбились как в классного старикана, и он через это дал им Cознание Кришны.
01:11:16 Вот также и мы: когда мы просто становимся классным отцом, мы даем Cознание Кришны своим детям, когда мы становимся классным мужем, мы даем Cознание Кришны, когда мы становимся классной женой, мы даем Cознание Кришны своему неклассному мужу. Да, и он становится также. Я не шучу, я вполне серьезно говорю. А мы хотим оставаться неклассными отцами, и чтоб у нас были классные дети. Ну, тогда их надо отдать классным людям, и все стараются спихнуть. Тогда у этих, у детей развиваются отношения с этими людьми, но не с вами. Вот и все. Это я так покрыл разом семинар по воспитанию детей. (Смеется.) Двадцатиминутной речью, суть саму изложил.
01:12:06 [неразборчиво реплика из зала.] Да, я понял, просто всегда школьная программа говорит: «Бог – это сказки, вот то – сказки». И все говорят … Все любят же сказки, да? А вы просто говорите: «Вот Дарвин – это сказки, вот Гегель – это сказки, вот Ньютон – это сказки». И так все с этим… И они также… Они очень любят эти сказки, приходят, изучают их, хохочут… [неразборчиво из зала] с двоечкой, нормально, а что? Почему бы не прийти с двоечкой? Это ложная концепция, когда ребенок все время слышит отца: «А я то вот, учился только на пятерки». Ну, он всегда троечником сам был и сжег свой аттестат зрелости, чтоб ребенок не видел. Я… – «Мама то училась только на пять, мама никогда не грубила». И обманывают же? Обманывают! Вы сами ходили там курили по подворотням, подглядывали в дырки в эти. (Смеется.)
01:13:01 Итак, рождается эта ложная концепция ложного обмана: что если мы обманываем, значит: мы лучше как бы становимся в глазах, это неправда, потому что все эти тонкие моменты работают, ребенок более чувствителен, он всегда чувствует, когда вы лицемерите, понимаете, да? Поэтому всегда лучше правильный диалог, искренний диалог с ребенком вести. Вот эта искренность, она сразу как бы пленяет ребенка, ребенок в плен попадает наоборот, когда ему как другу рассказывают, как бы так открыто. Но просто говорят: «Ну, я хочу позаботиться о твоем будущем, ну вот видишь…» Надо просто общаться, для этого время нужно, может быть не так часто, но продуктивно надо это делать. Тогда легче это делать. Факт, легче.
01:13:43 Я допустим, пережил такую проблему, раньше, когда я проповедовал, всегда дети приходили на мою лекцию. Когда узнавали, что приезжает Лакшми Нараяна, все дети, школу готовы… Придут, сядут тут впереди и хохочут, че бы я не говорил, они все. Лекции Лакшми Нараяна были предназначены вот для такой... Все смеялись, там дети наши вообще влюблены, все слушают эти кассеты, все эти истории, как только, значит… И эта целая проблема началась, я стал таким другом детей, что испугался, и стал так пожестче проповедовать, чтоб не совсем для детей было. Потому что дети меня атаковали. Я не мог им заменить отца, понимаете? Они начинали во мне видеть отца, начинали потом говорить: «Лакшми Нараян такой, а ты не такой». «А что я сделаю», - говорит. И мне приходилось подстраиваться под аудиторию, под все, избегать, чтоб на себе не концентрировать внимание этих детей, они хотели, чтоб их отцы вот так, и вот так с ними сидели, и че-нибудь вот так им рассказывали. Дети в восторге же всегда, когда так че-то что-то такое.
01:14:45 А отец придёт такой: «Ну, лалалала». Все. Неинтересно. Отец мой всегда мне рассказывал, делился со мной. Я, настолько в своей жизни благодарен отцу, что я думаю, что я вот отец, только потому, что у меня у самого отец. Я когда прочитал Шрила Прабхупаду первый раз, он везде об отце своем, я думаю: «Как человек любит своего отца, он был уже санньяси зрелым и везде: мой отец, мой отец, отец то, папа то, мой папа то, мой отец…» И вот… я так это прямо понял, потому что у меня такие отношения с отцом были. Я подумал: «Смотрите: как важно: какие отцы! И как это сформировало личность целую» Отец! Какую важную часть играет отец в формировании ребенка и дочери, и сына. Прабхупада, посмотрите, сколько он отцу уделил, везде, замечали это? Везде он об отце, смотрите. Отец, на самом деле, это такая важная субстанция, что просто никто недооценивает. И отцы эти все они заняты че-то там, эгоисты, большие эгоисты. Поэтому их будущее будет где-нибудь в этих, в домах престарелых или вот. И это неудивительно, что так происходит. Что они уже сформируют сейчас себе свою старость. Потому что без контактов с детьми их старость будет не завидная.
01:16:18 Поэтому, они всегда обременение для детей. Но когда вы с детства поддерживаете контакт, или начали с какого-то другого возраста, неважно, всегда можно наладить контакт, измениться и наладить контакт, и тогда дети вас никогда не захотят где-то оставить, куда-то, от вас переезжать или не слушаться. Они будут с вами также поддерживать отношения. У меня не было отношений с родителями, я их наладил, чтобы вам так не соврать, наверное, контакт начался с тридцати двух, где-то лет, с тридцати одного года. До этого времени, такой слабый контакт был с родителями, слабый. Ну, где-то за 7 лет, наверное, развились такие отношения, что родители мне кланяются, когда только видят меня, кланяются сразу. Если я им говорю, они так делают. Они со мной обсуждают, как там с работой поступить, туда-сюда и делают это.
01:17:12 Почему, я рассказываю, потому что вот сидят девушки эти, они все знают моего отца, мою маму, моих детей, мою супругу, они знают, что я рассказываю правду. Мои родители мне кланяются, я никогда их не просил об этом, я никогда своим родителям не проповедовал философию Cознания Кришны, никогда. А они повторяют Махамантру, спать не ложатся, когда не доповторяют свои круги. Книги перечитали все на русском языке, ну, не знаю, сколько раз, лучше меня знают. С людьми здороваются: «Хари бог», - говорит. (Смеется.) И я все время говорю: «Прекратите вы кричать мантру все время на улице». Я уже, я им говорю. Понимаете? Если это нам говорят: «Да, прекрати со своим Харе Кришной». То я всем говорю: «Ну, перестаньте, неудобно же». Ну, в подъезде начнут кричать: «Харе бол, хари Кришна. А, ну ладно пока, все Хари бог. Ну ладно все, Джай Прабхупада пошли». Я говорю: «Не надо, ребят». (Смеется.)
01:18:09 Я просто понял один факт, что я должен стать хорошим сыном, а не хорошим кришнаитом для них, понимаете? Я должен стать хорошим сыном и в этом проявится моё Cознание Кришны по отношению к ним. Просто должен стать терпеливым мужем и просто заботливым отцом, вот настолько, насколько могу, и через это куда легче мне было, они приняли это все. Ну, а вы уж сами думайте: хотите, попытайтесь, а для этого вы должны стать слугами, не их слугами, а слугами Кришны. То есть почему? Вы не им служите, вы таким образом служите Кришне. Кришна говорит: «Человек должен почитать полубогов, мудрецов, браменов и мать с отцом». Таким образом, Кришна говорит об этом, значит: если вы начинаете почтительно относиться к отцу с матерью, кем бы они не были, кто доволен? Кришна. Это называется сознанием Кришны.
01:19:08 – (Вопрос из зала) Что значит терпеливым?
– Терпеливым – это значит принимать недостатки своей жены, спокойно относиться. Понимать: женщины как дети. А когда мы начинаем думать, что женщины как взрослые мужики, конечно тогда претензий очень много. А если ты понимаешь, что женщины как де… как ребенок. Ну, плачет из-за какой-нибудь ерунды, ну, че сделаешь? Тут радуется вдруг, из-за какой-то также ерунды. Что сделаешь? Что-то хочется скушать, что-то купить хочется. Ребятишки сразу [?]: «Это хочу, это хочу купить». Ну и де…женщины точно также толку то всё это наберут. Что сделаешь? И когда… тогда мы терпеливей становимся, что-то не может, что-то слабости есть, есть слабости. Когда у вашего ребенка слабости, вы что за эти слабости его хотите ругать: «Ах, там, ты такой, сякой». Нет, вы, наоборот, у вас даже наоборот: защитить хочется. Почему? Потому что он слабенький такой, глупенький. Самые лучшие качества, нежные трепетные качества появляются, трепетное отношение и лишенное вожделения, вы к ребенку не испытываете вожделения. А наоборот, заботу, ласку, хочется как-то взять, потискать: «Ну, ниче, ниче, все будет нормально». Почему нет? Это называется терпеливее, терпимее, принимать недостатки друг друга, что сделаешь?
01:20:36 Поэтому мы всегда стремимся требовать там: жена с мужа требует что-то, муж с жены. Надо в первую очередь потребовать с себя. И чем вы становитесь лучше, своей чистотой вам легче победить человека, чем своей грязью такой же. Говорится: «Сражаются только те, кто обладает равным вожделением». Бхагаватам, Шримад Бхагаватам об этом говорит. Если вы увидите, что кто-то с кем-то сражается: муж с женой, ребенок там с отцом, то это говорит, что они обладают равным вожделением. Поэтому и коса на камень.
01:21:06 [неразборчиво вопрос из зала] Говорится: «Если мать одна, то… Кунти тоже была одна, и пятерых пандавов воспитывала». А как она воспитывала? Она сама стала предаваться? Кому? Кришне. Она сама стала строго следовать. Таким образом, она была авторитетом для детей. Она говорила, отвечала за свои слова всегда и говорится: «Она научилась играть роль и отца и матери». Когда нету отца, тогда женщина должна научиться играть роль обоих родителей. Когда нету матери, тогда мужчина должен научиться играть роль матери, всегда это, это обязательно, в ведах об этом говориться. Научиться играть роль обоих родителей. У Прабхупады спрашивали очень часто, я говорю это точно. «Распускают с детьми там, - Прабхупада ничего не говорил, он просто говорил одну фразу: «Просто их надо любить и тогда все понятно. Как их воспитывать, что им давать, что не давать». Потому что когда человек не поймет, что такое любить, тогда он не понимает вот, что им дать, не дать, вот понимаете?
01:22:11 Вот попробуйте кого-то полюбить и вы сразу знаете: как к нему… полюбить, не вожделеть, а полюбить. Так вот искренне, какой-то такой благостной…И когда вы любите, вы по-другому… надо научиться этому. Любви в гуне благости. Поэтому часто люди приходят, спрашивают, они хотят что-то услышать, просто они хотят на вас переложить, чтобы вы что-то такое делали. Поэтому всегда ругают школу, там что-то ещё ругают. Фактор родительства практически очень сильно отсутствует, очень сильно. И не во времени дело, а в качестве общения. Что толку? Говорится: «Одно мгновение, проведенное в общении с чистым преданным, не сравнится с процветанием, с вознесением на райские планеты и даже с освобождением». Мгновение.
01:23:01 Таким образом суть в том: если мы чисты, да? То даже незначительное общение с детьми, с женой, да, оно так обогащает, что… такой результат дает. А когда мы грязные, да, хоть каждый день что-то там друг другу доказывай, толку нету. А тут раз в месяц пообщается, у человека на год заря… человек на год заряжается. Вы понимаете: это зависит от нашей собственной чистоты. Поэтому я всегда рекомендую, также как рекомендовал Шрила Прабхупада: «Начните с себя». Когда вы становитесь чистым, тогда вам легче понять: как правильно действовать, а когда грязь на грязь: вы ничего не можете посоветовать, вы будете раздраженным, вы будете все время… Что посоветуете? Заботы не будет. Вы должны полюбить, чтоб спасать, надо любить и не сентиментально, поэтому чтобы спасти, иногда и надо казнить. Поэтому Кришна говорит [?]: «Царь, он отрубал головы из сострадания, потому что он понимал: что сентиментальность и сострадание, это разные вещи».
01:24:03 Как определить сентимент или сострадание? Вот простой пример приведем. Вы смотрите: какая-то собачка там, бедная такая вся, да. И вы берете её домой, а она отъелась, и начала вам везде какать, потом порвала вашу любимую кофточку, потом уронила вашу любимую вазочку, потом укусила вашу любимую подружку, и что вы делаете? Вы её выбрасываете на улицу. Что это: сострадание или сентимент был? (Из зала) Сентимент. А что такое сострадание тогда мне объясните? Да, когда вы принимаете такой какая она есть, что она будет какать, я буду за ней ухаживать, что она будет кусаться может быть. Это собака, это и есть собака, и я буду принимать за неё ответственность. Вот это сострадание какое-то. Если надо, то есть я и поддам сама. А сентименты, это когда вы не принимаете, вы думаете, что это игрушка какая-то, поиграл, поиграл и выкинул, все. Нет. Поэтому они детей нарожают, приходят потом к другим людям, которые вообще не имеют к процессу зачатия ваших детей никакого отношения и все время спрашивают: «Что делать то с ними? Че-то они появились вот от любви и что теперь с ними делать. У нас дети, что с ними делают, с детьми?» То есть странный вопрос: «Что с ними делать?» Как это они появились случайно. (Из зала) Любить не получается. А за что вы их пытаетесь любить? А за что вы их хотите полюбить? За внешность, за душу? Сразу хочу ответить, продолжайте.
01:25:42 Есть такая библейская история. Очень вот как раз к нашему разговору. Христос принял в Свою команду одного мытаря. Мытарь знаете, кто такой? Сборщик налогов сам со своего народа и все люди… Это вот как во время войны полицай, да был со своей деревни, выходил там… Вот к мытарям также относились. И Христос его приблизил к своим апостолам, он стал одним из апостолов. И Петр, он был такой воинствующий, и он говорит: «Да как вообще». А ему же проповедуют: «Полюби врага своего, туда сюда все». И вот он там и так, и так… И как-то раз они пришли в дом к мытарю. И мытарь там стал их угощать, такой: «Учитель, пожалуйста». И он все время спрашивал: «За что такая мне милость?» Он говорит: «Успокойся и обнял его». И сказал ему: «Бог тебя любит». И Петр, он сидел, сидел, сидел. «Все, не могу»,- говорит. И Христос повернулся и сказал: «Петр, в чем дело?» Он сказал: «Учитель, я пытаюсь и пытаюсь полюбить его, не могу уже. Что делать?» И Христос посмотрел на Петра и сказал: «Очень хорошо, я тобой доволен, продолжай пытаться. Уловил? Стучитесь, да откроется, желаете, да дастся. Продолжай, даже то, что ты пытаешься полюбить – это очень хорошо, другие то и даже что? Не пытаются, надо пытаться».
01:27:24 Поэтому Кришна говорит: «Попытайся узнать истину», он тоже говорит: «Попытайся узнать истину, обратившись к истинному духовному учителю, вопрошай его смиренно и служи ему». Что значит: вопрошать смиренно? Это значит: спрашивать без вызова. Не на равных, не как там с вызовом что ли, смиренно, как последний глупец. Вопрошай его смиренно и служи ему, то есть всё, что он тебе скажет - делай ему это, так себя веди. Ибо самореализованные личности, самореализованные, то есть они сами реализовали всё, что говорят. Видят истину и могут дать тебе ее. Так что пытайся. Я очень много делал попыток, и получилось много. Знаете: мирские люди говорят: «Ну, я попытаюсь, если не получится, ну, все». А в духовной жизни говорят: «Пытайся, пока не получится». Так что я всем вам желаю пытаться, пока не получится. Харе Кришна, спасибо большое, большое спасибо. Шрила Прабхупада, киджайя!. (Зал отвечает) Джай!. Шри шри Гауранга киджайя! (Зал отвечает) Джай!