Семейные отношения построенные на знании

Днепропетровск - 28 April 2010
лекция для практикующих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:14:53 | качество: mp3 64kB/s 34 Mb | прослушано: 4995 | скачано: 4169 | избрано: 98
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 …так в семейной жизни или грихастха ашрам. В прошлый раз, я рассказал вам о такой важной деятельности живых существ: это их взаимоотношения с близкими, то есть с родителями. В частности я начал рассказывать: как важно для семейных людей, в отдельности… Допустим: мы можем быть женатым человеком, мы можем быть холостыми. Мы можем быть холостой женщиной или замужней женщиной, как важно понять отношения, правильные отношения с отцом и матерью. И если вы помните, я рассказывал о том, как говорят об этом шастры, что «в такой семье присутствует сам господь». Кришна в Бхагивад Гите говорит, что «человек должен почитать полубогов, мудрецов, браменов и отца с матерью».

00:01:04 Таким образом, Кришна говорит: «Должен». Значит это долг, перед кем? Перед Кришной. Это долг: что человек в долгу у полубогов, у мудрецов, у браменов и у отца с матерью. Но сразу возникает вопрос: у меня плохая мать, у меня плохой отец, у меня не было отца, у меня не было матери… И так живое существо тут же, мгновенно пытается уклониться от исполнения долга. И Кришна говорит: «Человек должен разобраться, что является его долгом, и что таковым не является». Уклонение от долга является долга, является долгом? Представим, что кто-то у нас занял очень крупную сумму и уклоняется нам её вернуть. Как мы будем расценивать это? Как Мы будем это расценивать? Мы будем считать, что это - апа грех. Но если мы видим, что если кто-то у нас взял в долг, и начинает нам выплачивать этот долг, мы говорим: «Это [пунжа] – это благочестие».

00:02:17 Итак, существует два вида деятельности: [папа] и [пунжа]. [Папа] означает то, что не является нашим долгом, а является греховной деятельностью. [Бикарма] - деятельностью по собственной прихоти. И есть [пунье] - исполнение обязанности, то есть долгом Кришне называют дхарму. Таким образом, исполнение дхармы, есть исполнение чего? Долга. И также наоборот, долг – это значит наша, дхарма. Из чего же рождается [артха], из [тхармы], из исполнения своего долга. И долг… есть ещё внутренняя сторона долга, обязанности. И есть ещё более глубокая внутренняя сторона обязанностей, добровольно. И есть ещё более глубокая – бескорыстно. И есть ещё более глубокая – из чувства благодарности. Ну, за что? Как мы можем понять, что мы должны что-то и ещё должны быть благодарными?

00:03:30 Мы слышим как в современном мире, что говорят дети: «Я тебя просил рожать себя? Я тебя просила рожать? Или я тебя просила себя воспитывать? Кто тебя просил вообще. Не хочешь, не делай». Мы забыли. Бхакивенод Тхакур поет: «Вы пришли в этот мир со словами: «О, Господь, я буду поклоняться тебе». То есть я буду исполнять долг перед тобой. Дхарму». Я пришел в этот мир для исполнения чего? Дхармы. Но забыли о своем обещании и погрязли в глубоком невежестве.

00:04:07 Итак, непочтительное отношение к отцу и матери является невежеством. Какова природа невежества? [Раджа] творит, саттва поддерживает, а невежество – разрушает. В семье, как результат такого понимания семейных взаимоотношений или такого отношения к отцу, к матери, в семье начинаются всевозможные разрушения, сначала тонкие, и постепенно эта тонкая природа влияет на все грубое. И Кришна… или как мы говорим, такая семья не является обителью бога. В шастрах описывается: «Если человек не любит бога, не испытывает к нему прему, по крайней мере, пусть испытывает [пхаву]… » Если он не может испытывать [пхаву], то пусть, по крайней мере, что испытывает? Вы помните, что перед [пхавой]… [Сапи], какую-то привязанность. Если не может привязаться к Кришне, что он должен делать? По крайней мере, пусть исполняет что? Долг. Если он не может исполнять долг перед богом, то, по крайней мере, пусть исполняет долг перед обществом. Если не может исполнять долг перед обществом, но пусть, хотя бы исполняет долг перед кем?

00:05:34 Исполнение обязанностей, и в соответствии с нашим духовным прогрессом, у нас появляются определённые обязанности определённого уровня. Поднимите руку, кто испытывает [пхаву]. Ну, неужели? Все прямо, что ли? Смотрите: мы не испытываем [прэму], мы не испытываем [пхаву], у нас с привязанностями, совершенно другие привязанности, к другим объектам. Чувство долга не так-то уж и развито перед Кришной, судя по нам не видно. Некоторые может быть видно, что они постоянны, продолжительны, непрерывны, бескорыстны и всегда действуют с энтузиазмом, ежедневно. [санскрит]. Семь, по крайней мере, действуют и две исходят из этих семи. Два испытания [?] или две формы.

00:06:28 Итак, с чего же начать? И Кришна говорит: «Начните через привязанность к преданным». Мы наткнулись на привязанность к отцу с матерью, мы наткнулись на долг перед родителями, но как мы можем понять долг перед родителями? Только общаясь с преданными, только мы можем узнать об этом долге с кем-то общаясь с какой-то продвинутой личностью, которая понимает, что это долг перед богом. Почему же долг? Шастры описывают: как тяжело получить человеческую форму тела. Помните, я как-то рассказывал, какое давал Прабхупада сравнение с этим? Вы помните, в песне поется: «Я получил этот редкий дар».

00:07:14 Смотрите: дар, мне подарили, у меня не было даже средств купить это тело. У нас нету средств купить это тело, этот редкий дар, нам его подарили, или более правильное и глубокое понимание: нам дали его в долг. Чтоб мы в этом теле этот долг, что сделали? Оплатили. Поскольку человеческая форма тела предназначена для того, чтобы вырваться из круговорота рождения, болезни, старости и смерти. Ни одна другая форма тела не предназначена, поскольку нет развитого интеллекта. Нет развитого интеллекта, и животные живут в соответствии со своими потребностями: еда, сон, секс и оборона. Человек имеет развитый интеллект, он может задуматься: «Почему я страдаю?» Животное не думает: «Почему я страдаю?» Оно это принимает как естественное событие. Человек не может принять это как естественное: «Я страдаю, почему я страдаю, почему я не удовлетворен?» У человека вопросы.

00:08:36 Животное не может задать вопросы, а человек, что? Способен. У него есть достаточный разум, есть речевой аппарат, есть чувства определённые, человек может начать задавать вопросы: «Почему я старею, болею и умираю?» Животное не думает: «Почему я умираю, умираю и все». Ешь, пей, быстрее успевай. Оно живёт этими потребностями, и животное не имеет скуки. Человек имеет скуку, удивительно, человеку скучно. Вот смотрите: накормите, и после, наешьтесь, совокупитесь, выспитесь, наобороняйтесь, и что вся жизнь? Нет, у всех появится какое-то время, лишнее время. Совокупляться неохота уже, есть неохота, спать неохота, обороняться, ну от кого, все уже, че делать? И появляется хобби. Хобби.

00:09:44 Прабхупада едет по дороге и смотрит: какие-то мужчины очень так роскошно одеты, с какими-то штучками такими похожими на клюшки, какой-то шарик гоняют. И Шрила Прабхупада он так, он сказал: «Это что за такая удивительная деятельность?» Он сказал: «Да, это крикет». Он сказал: «И что это, что это дает?» - «Ничего, так просто». Он сказал: «Как просто?» «Ну, просто так,- они ему, - от нечего делать». Прабхупада говорит: «Как?» И природа очень странна, что я ничего не делаю. И от скуки я играю на музыкальных инструментах, от скуки я рисую картины, от скуки пишу стихи, от скуки занимаюсь кинематографией, ещё чем-то еще. От скуки. Я не знаю чем заняться, я не знаю, как ещё дальше себя выразить. И как бы я себя не выражал, что-то я ни вытворял… И Шрила Прабхупада, видя этот крикет, он заплакал. И преданные испугались, они подумали, что они сказали ему что-то такое отвратительное, оскорбили как-то. И они упали ему в ноги и сказали: «Шрила Прабхупада, простите, что мы сделали не так?» Он сказал: «Да, вы то все так делаете». И заплакал и говорит: «Боже мой, посмотрите, сколько сделали люди, для того, чтобы забыть о Кришне».

00:11:10 Они в крикет играют, волейбол, баскетбол, футбол, что угодно они делают. Они тратят своё время. Когда нету голода, нету голода сексуального, выспавшиеся, нету обороны, чем они заняты? Они разве заняты постижением науки о боге? Все это свободное время высвобождено только для одной цели, для какой? Знание. Сколько раз вы можете совокупиться? Представим, что нет никаких регулирующих принципов. Сколько раз можно совокупляться? Потребность, какая? Она удовлетвориться.

00:11:49 Но человек очень жаден. Он жаден в еде, жаден в сексе, жаден во всём, [неразборчиво] и жаден в обороне. Оборона переходит во что? В нападение. И министерство обороны – самый агрессивный блок. Сексуальные отношения для выражения чувств, превращаются во что? В желание получить оргазм. Уже не чувства выражаются, представим, что выразить чувства иногда человек хочет и вступает в сексуальные взаимоотношения. Но потом уже и чувства не хочется выражать, люди приходят и никаких чувств к друг другу не имеют, хотят что? Щекотать гениталии. Хотят много, много щекотать гениталии, уже нет никаких чувств. Они готовы с кем угодно вступить в половые взаимоотношения, а что нужно? Дети. Секс предназначен для получения потомства, какого? Никто не хочет плохого потомства. Задумайтесь, хоть один человек есть, который хочет уродов себе? Больных, преступников? Никто.

00:12:51 Таким образом, человек может задуматься над всеми этими этапами. Это отличает человеческую форму жизни от всех остальных. И когда человек разбирается, что в человеческой жизни ему дано, он становится благодарным тем, кто каким-то образом дал ему эту человеческую форму жизни. И если он не может ещё постигнуть бога, ещё не может постигнуть полубогов и всех остальных, он по-крайней мере знает, откуда я появился. От мамки с папкой. Пусть они пьяницы, пусть они такие неудачники, но через них именно, именно они являлись каким-то образом, я ещё может быть не понимаю каким, они являлись теми людьми, через которых я получил человеческую форму тела. Редкий дар. Я могу получить знание, человеческая форма предназначена для получения знания. И для деятельности в знании. А какова же цель знания и деятельности? Вырваться из круговорота рождения и смерти. Никто не хочет умирать.

00:14:01 Вот сейчас здесь мы все сидим, и я уверен, что никто не хочет умирать. Никто не хочет стареть, годы отщелкиваются, и каждый раз мы смотрим в зеркало и думаем: «Вау!» И начинаем себя успокаивать, новая морщинка, новая седина, виски стали седыми. «Вау! Недавно мне было 18 лет, я был исполнен силы и энергии, разных надежд. Многое не сбылось. Голову посыпала седина, жизнь прошла во всяких каких-то непонятных вещах. Что ценного было? Что только сейчас я оценил, что есть Кришна. О. У меня ж было столько времени, на что я его потратил?» И теперь я говорю: «Я не продвинут. Мне 50 лет, мне 60 лет, мне 40, мне 30 и я все не продвинут». Почему? Потому что я скучал. Хобби. Ходил в кино, домино, вино.

00:15:02 Что же такое человеческая форма жизни? И когда человек начинает это понимать, а как он понимать может? Он должен с кем-то пообщаться, кто сможет ему очень хорошо объяснить это, доказать это. И Прабхупада приводит пример: «Это как взять доску, выпилить в ней дырку, ровно с размер вашей головы, чтоб голова туда пролазила. Прилететь на самолете к Тихому океану, и в центре Тихого океана сбросить эту доску. В центре. Потом сидеть и ждать, когда когда-нибудь какая-нибудь рыба или может человек с размерами точно вот таким головой попадет в эту доску». Какая вероятность? Почти, почти, да, почти ноль. Вероятность того, что кто-то прям по размерам будет соответствовать этой доске. Вот этой вырезанной. Прабхупада говорит: «Вот так же тяжело, или трудно получить человеческую форму тела, а только в человеческой форме тела мы можем научиться не страдать».

00:16:05 [санскрит] – счастье и несчастье, и их исчезновение в должный срок, подобны уходу земли и лета. Они рождаются из чувственного восприятия [Арджуна], поэтому человеку нужно научиться действовать так, чтоб эти перемены его не беспокоили. А нас все беспокоит, почему? Мы не оценили человеческое тело, мы никогда не задавали вопросы: «Что является причиной страдания?» Мы увидели, что мы страдаем, но что является причиной страдания? Точно также человек не может понять: «Почему в моей семье проблемы, в чем причина моих проблем?» Разумный человек ищет причины проблем, и поэтому все общество обучалось: «Прежде чем познать мир, познай самого себя». Наука самоосознания. Кто ты такой?

00:17:04 Сегодня утром я рассказывал: ты есть тело. Помните, да? Три личности пришли: демон, Дакша и Индра. Пришли к Брахме получать знания. И Брахма сказал: «Я всем объясню, кто вы такие». И он сказал: «Ну-ка пошли вон, воды принесли». Он сказал это очень грубо, почему? Хотел проверить их на ложное эго. Демон был очень недоволен, но пошел за водой. Дакша тоже был не очень удовлетворен, но пошел за водой. А Индра, подумал: «Да, я достоин такого обращения. Вечно у меня проблемы. Вечно я там в каких-то сексуальных историях замешан. Че, как с таким человеком разговаривать? Как с такой личностью разговаривать». Дакша один смиренно принял, это было истинное смирение. Он не сдержался из-за своих желаний, он осознавал своё положение. У него уже в этот момент было какое-то сознание, какое? Что я действую неправильно, я дурак, я глупец и по отношению к тому, кто мне дает знание. Он проявил смирение.

00:18:10 Они принесли воды и Брахма сказал: «Ну что увидели?» - «Кажись мы [?] себя увидели в отражении». – «Вот это вы и есть, идите отсюда». Демон радостно убежал, он так обрадовался и сказал: «Вай, я так и знал, что я есть это тело, а значит: смыслом жизни является удовлетворение этого тела. А телу, что приятно? Значит в этом смысл. Все». Получил бумагу с печатью, что обучен, и убежал. Дакша тоже принял. Индра вроде бы принял, ушел, но потом опять вернулся и говорит: «Так че, тело то? У меня там всякие желания какие-то, мысли».

00:18:59 Итак, я не буду рассказывать, как я сегодня рассказывал более подробно. Надо узнать: кто мы такие. Говорят [?]: «Душа». И здесь мы читаем стих: «Душа, душа, знаешь же то, что пронизывает все тело – это сознание, есть душа». Значит в нашей семье нет каких отношений? Духовных. Основы всего, нет сознания духовного, мы не пронизываем свою семью духовным сознанием, сознанием Кришны, сознанием бога. Мы распространили телесные концепции, ментальные, интеллектуальные, в итоге эгоистические. А эгоистические что рождают? Стремление к материальному счастью, ложная ненависть к ложным источникам страданий и всякие вредные привычки, и всякие греховные желания.

00:20:03 И чем становится семья? Семья становится чем? Большой проблемой. Мы неудовлетворенны в своих семьях, женщина не может понять, почему её отношения с мужем такие, муж не может понять: «Что такое? Я люблю её и всё равно не могу добиться её признания». Родители думают: «Что такое? Мы растили их, кормили, а они вообще неблагодарные свиньи, никогда не позаботятся о нас». Что это такое? А «семья, Арджуна говорит, это оплот государства - [натапхарата]». – «О, потомок Бхараты, о, сын Кунти, о, Панду…» Смотрите, он чей-то сын, чей-то он внук, чей-то брат, чей-то… он все время его называет ра… Кришна все время указывает на какую-то его родственную связь. Смотрите: родня, родственники, семья, пандау, семья, чьи-то сыновья, кауравы, целые родословные, семейные традиции. Какая это основа? И где Кришна присутствует? На стороне пандавов. А где Кришна и Арджуна, там удача, процветание, победа и нравственность.

00:21:14 Таким образом, та семья, где Кришна, там победа, процветание, да материальное процветание, нравственность и удача. Мы просто не знаем: каковы наши взаимоотношения. Если мы построили исключительно телесные взаимоотношения, не учитывая природу даже грубого тела нашего, не учитывая природу тонкого, то есть ума, интеллекта, ложного эго, мы будем неудачны в семейной жизни.

00:21:44 Таким образом, Шрила Прабхупада, если вы помните эту историю, как одна женщина пришла к Прабхупаде и сказала: «Благословите меня, пожалуйста, на восьмой брак». Он сказал: «Что? Что ты шутишь?» Прабхупада был очень удивлен: «Какое, что?» Прабхупада сделал такое лицо: будто что-то произошло… и у него такое состо… - «Что, все умерли?» А она сказала: «Да, нет, дураки какие-то». Он сказал: «Как дураки?» - «Да, бесполезно, сколько воспитывала, бесполезно, никак не меняются, никак не могу найти настоящего». И Шрила Прабхупада сказал: «А, я не дам тебе таких благословений. Но я тебе дам одно благословение: изменись сама и тогда тебе не надо будет менять столько мужей».

00:22:32 Итак, мы не знаем природу того, с чем соприкасаемся, и поэтому питаем ложные, иллюзорные надежды. Итак, что же такое грихастха ашрам, ашрам, на самом деле, это означает – отношения с женщинами. Одно из проявлений слова ашрама – это взаимоотношения с противоположным полом. Если для меня ашрам – это отношение с женщинами, то женщина - грихастха, для нее это отношение с кем? С мужчиной. К противоположному полу какие-то определённые взаимоотношения.

00:23:07 Брахмачари ашрам – никаких отношений с противоположным полом. Строго регламентированный – почти… чем меньше, тем лучше, хоть какие: с мамой с сестрой, нельзя вообщем. Жены нету. Есть мама, там кто-то еще, очень ограниченные отношения с женщинами. Грихастха – допускаются взаимоотношения с женщиной, но подразумевается, что человек умеет уже, что делать? Соприкасаться с противоположным полом, он знает науку, науку, как правильно мне вести себя с женщинами. А женщина знает науку, как мне правильно вести себя с кем? С мужчинами. Ванапрастха – отход, то ещё более правильный, что? Мы только вместе служим, нас объединяет только духовная цель и больше ничего, моя жена - помощник мне в моей духовной жизни. Или женщина думает: «Мой муж - мой помощник в духовной жизни». Про санньяси я не буду говорить.

00:24:19 Итак, нужно понять природу полов. Разобраться в телесной концепции друг друга, разобраться в уме друг друга, разобраться в интеллекте и в ложном эго. И также разобраться в чем? Вот здесь говорится: «Пропитывает тело сознание. И в соответствии с этим существуют разные варны и ашрамы». Варнашрамадхарма. И мы в частности начали говорить о грихастха-ашрам, подразумевается, что грихастха – это обученный брахмачари, он знает, как соприкасаться с женщиной, для чего? Для чего? Для успешной духовной жизни. Поэтому говорится: «Для разумных обученных грихастха-ашрам – это крепость, а для гпупца – это заброшенный колодец». Заброшенный колодец – смерть духовной жизни. Прабхупада описывает в Шримад Бхагаватам: «Мужчина, который находится под каблуком у женщины, недостоин общения, даже если он идет путем духовной жизни». Он говорит: «Избегайте общения с такими вещественными». Почему? Мы можем думать: «О, какая-то дискриминация». Нет, там отсутствует знание.

00:25:42 Таким образом, там где отсутствует знание, там царит невежество. А природа невежества, мы начали, какая? Разрушающая. Если мы будем соприкасаться с теми людьми, которые в невежестве, с теми семьями, которые в невежестве находятся. Даже вот, во время своих взаимоотношений, дети в таких семьях, мы сами в таких семьях выросли. Посмотрите, сколько разрушений было в нашей жизни, мы не получили абсолютно никаких правильных взаимоотношений. Мы видели безобразное отношение отца с матерью в основном, в основном это так. Редкий случай находишь семьи какие-то хорошие.

00:26:19 Редко найдешь семью, где отец и мать терпят друг друга и все делают ради детей, что является основным ведическим принципом. Почему? Все ради друг друга готовы разойтись, и не думают о детях, просто говорят: «Пойдешь с матерью». Или там отец с матерью: «Будешь по воскресеньям видеться». То есть суд устраивается. Потому что родители не живут ради детей. Родители ради кого живут? Для себя. Эгоистичны. Они готовы развестись, чихать им, что дети будут страдать. – «Мне не нравится уже мой муж, мне не нравится, вот он такой: стукнул меня или ещё что-нибудь там». Мне не нравится. Но дети, они испытывают такую сильную близость и к отцу и к матери. И говорится: «Грихастхи всегда думают, что теперь их жизнь, это большая ответственность пред ребенком». Целью их взаимоотношений был ребенок, если детей нету, целью их взаимоотношений является духовный прогресс.

00:27:21 Итак, я на прошлой лекции говорил о этих отношениях с родителями, очень подробно, рассказал классификацию семи уровней жен, рассказал четыре типа женщин и так далее. Сейчас я не буду возвращаться к этому. Я рассказал о всех этих признаках, тонких моментах. Почему мужчины пьют, почему они к друзьям ходят, почему они не могут даже нормально оказать какие-то чувства женщине, то есть просто подойти её, извиняюсь за выражение, понежить, потискать. Не возникает такого желания. Я рассказал об этих причинах. Жаль, что многие не слышали. Может быть, мы повторим это все.

00:28:02 Итак, природа женщины и мужчины. Природа женщины и мужчины – это природа будущего отца и матери. Или природа будущего хозяина или господина и слуги. Шрила Прабхупада описывает, что «женщина по своей природе склонна к подчинению». Но она должна видеть что? Достойного господина. Мужчина склонен господствовать, но он должен быть что? Достоин того, чтобы кто-то ему подчинялся. Что же делает достойными этих людей? Долг - дхарма, дхарма. Кто силен в дхарме, тот и достоин чего? Поклонения, служения, да. Тому можно и служить, кто силен в дхарме.

00:28:57 Итак, очень часто Шрила Прабхупада объясняет: «Когда женщина слышит, как мужчина говорит о чем-то и не делает этого, женщина постепенно автоматически тонко, даже не зная сама, теряет к нему уважение». Поэтому мужчины не должны быть, какими? Болтливыми. Шрила Прабхупада говорит: «Мужчины стали болтливыми и стали обманывать женщин. Они стали болтать, что они им дадут, что они там сделают для них что-то. И женщины, они очень легковерны, они как дети. Очень открыты, просты. Очень легковерны. И женщины начинают верить мужчинам, а мужчины ничего не могут сделать, они ничего не могут дать». Никакую звезду там, вместо звезды кастрюли. Никакого там рая, ничего он не даст. Реально, нужно реально воспринимать мужчину и женщину, и мы видим, что 99 процентов браков в иллюзии [?] – ложные надежды друг на друга.

00:30:04 Поэтому надо разобраться, что же за ложные надежды. Женщина надеется на что-то, глядя на мужа, муж видит женщину и на что-то надеется. Муж думает: «Она всегда будет мне верна». Это, как правило. Муж думает: «Она будет мне верна до гробовой доски. Она будет хорошей матерью моим детям. Она очень хорошо готовит, стирает, очень послушна мне и всегда будет уважать моих друзей, и моих родителей. И всегда будет меня, что? Любить. Я только буду её супер, «суперхироу». Я буду супергероем только ее». Потому что мужчина так думает, иначе, зачем ему такая женщина, если он так о ней не думает. Вот эти мысли, как раз вынуждают мужчину, поскольку он видит какой-то тип тела, видит какое-то поведение, оно привлекает, возбуждает и мужчина, что? Начинает наделять, чем? Качествами. Которых… (Смеется.) Он начинает наделять качествами женщину, он думает, что она такая. Почему он так думает? Потому что на самом деле это и есть целомудренная женщина, для этого никаких фантастик…

00:31:23 Это реальная женщина, даже для меня. Для такого, вообщем скептического человека. В моем представлении, женщина вот такая должна быть. И если мы откроем шастры, оказывается, мы не ошиблись. Именно такая и должна быть жена. Тогда противоречие какое: а почему же их нет таких? « Ах, они негодяйки», - мы думаем. – «А? Совсем от рук отбились. Плетка по ним плачет. Потеряешь. Вернее, пожалеешь плетку, потеряешь жену». Так мы думаем, потому что мы думаем: «Женщины как дети, а потеря… пожалеешь плетку, потеряешь детку, значит детки – это наши жены. Ну, надо им вдаривать хорошенько, по первое число. Ругать их надо, унижать, ставить на место». Нет. Женщина, вы помните я уже рассказывал: в два раза голодней, в четыре раза пугливей, в шесть раз нахальней, и в восемь раз похотливей. Это правда женщины.

00:32:32 Итак, в два раза она быстрей испытывает чувство голода, она достойна в два раза больше сострадания, чем мужчины значит. В четыре раза пугливей, значит: в четыре раз слабее физически, психологически. Тонкая, хрупкая. В четыре раза она требует больше внимания и обороны чем мужчина. В шесть раз нахальней, потому что приходится обороняться самой, и чтобы скрыть свои слабости, женщина начинает нахальничать. Потому что не чувствует себя какой? Защищенной. И в восемь раз похотливей, она, видя, свои такие проблемы, все время их хочет, что? Скрыть. Чем? Рюшечки всякие, сережки, там всякие булавки, мулавки, одежда там и всякое такое… потому что думает: «Я такая трусливая, такая голодная, такая глупая. Кому я нужна буду?» И поэтому «жинь жинь жинь» [неразборчиво], бигудюшки и там все… Она хочет скрыть свои проблемы, женщина хочет быть защищенной.

00:33:34 Это естественное положение женщины. И когда человек правильно… мужчина понимает, кто такая женщина… А женщина правильно понимает, кто такой мужчина, она тоже узнает его качества, мужчин. Мужчина всегда хочет быть господином. Всегда во всех случаях, если женщина начинает поучать мужчину, мужчина ломается психологически. Очень часто можно видеть, как женщина подходит к мужу и говорит: «Да, ты че, вот так надо сделать. Даже она не говорит: ты че глупый? Ты ж это, там с ума сошел, сейчас это вот… [неразборчиво] сплошь и рядом». «Ты, че, чеканутый что ли?», - она говорит, жена мужу. Так при… их детям говорит: «Да, не слушайте его. Что, чтобы он ни сделал, чтобы он ни сказал, все - геройство». А женщина что? Постоянно ему указывает: «Кто, ты такой? Я Чапаев, а ты кто такой то?» [неразборчиво] А поскольку он привязан и говорится: «Два типа мужчин бывает. Это мужчины беглецы и мужчины дети». Два типа. Мужчина беглец – это тот, которого вы пытаетесь перевоспитать, но он не поддается перевоспитанию. Женщина пытается его сломать, всяко разно подчинить, каблук на него и так и сяк, он все время выскакивает. Она хочет объездить его, если мы знаем, что обычно строптивую лошадь объезживают какие-то скакуны. То тут наоборот, коня хочет кто-то объездить, такая наездница. Если этого не получается, мужчина беглец, он убегает из такой семьи, уходит. Скандал, всё равно уходит. Либо он становится кем? Подкаблучником, ребенком, очередным ребенком.

00:35:11 Помните, как я рассказывал, сидят такие с пузом где-то во дворе и жена ему: «Куда пошел? » Заначки там вытаскивает: «Ну-ка сюда положи, куда пошел? С тем общайся, с тем не общайся». Мы даже не замечаем, что в детстве так относятся к их [?] детям. Взрослый мужчина, а к нему так относятся. Как себя ребенок ведет? Удивительна природа детей. Когда им уделяют мало внимания, они начинают себя вести определённым образом, женщины тоже также. Говорится: «Женщины как дети». Если вы не уделяете внимания женщине, женщина сначала… сначала по-хорошему себя начинает вести. Сначала всегда хорошее. Но хорошее [векали] и вообще, как правило, что? Мы не замечаем. Таким образом, она приходит к выводу: это автоматически приходит: «Чем я лучше, тем меня незаметней». Что надо сделать? Следующий вариант: «Я должна что-то такое делать, пусть гадость какую-то сделать. Но тогда смотрите, сколько внимания. Сколько внимания. Я становлюсь центром Вселенной, тока я делаю какую-то гадость, все, сразу все вокруг меня». – «Ты, че, с ума сошла, да я тебе». – «О, наконец-то какое-то внимание».

00:36:29 И Прабхупада говорит: «Дети точно также действуют. Когда дети делают хорошие поступки, родители их не замечают». Вы заметили, чем прилежнее ребенок, тем наоборот, ему меньше внимания, чем он более безобразно себя ведет... И ребенок быстро делает вывод: в процессе двух лет уже четко приходит к выводу: «Чем больше, я буду делать безобразий, тем больше на меня обратят внимания». Значит, откуда нахальство? От недостатка внимания. Не замечает. Мужчина может не замечать каких-то хороших качеств своей жены, привыкнуть. Есть такое страшное слово, оно бывает хорошее: «Я привык к хорошему». Но Кришна говорит, это Прабхупада говорит: «Мы также привыкаем к плохому». Привычка. И мы прекращаем ценить. Ценность прекращаем чувствовать, что «у меня такая хорошая жена оказывается, пожалуй». Прекращаем, человек… прекратили чувствовать ценность родителей, потом прекратили чувствовать ценность жен, детей и погрузились в свои желания.

00:37:38 Итак, семейная жизнь должна рассматриваться через призму знания. Не через призму эмоций, а через призму знания, очень часто мы видим, как люди, они влюбляются, ну то есть, то что мы называем любовью, вожделеют друг к другу. И вы их спрашиваете: «А, на что вы будете?» - «Ай, неважно». – «А где будете жить?» - «А, неважно». [неразборчиво] Это называется – отсутствие здравого смысла, отсутствие разума в этих взаимоотношениях, несомненно такие отношения развалятся. Что такое, человек обученный? Если он испытывает к кому-то какое-то чувство, вы говорите: «А что ты не женишься?» - «Так, жить негде». – «А че ты с ней никуда не ходишь?» Он говорит: «Зачем? На что. На что я буду содержать, а я вижу, она одеваться любит очень хорошо, она любит такой комфорт, все остальное. Я не могу. Пока я не могу ей предложить руку и сердце, хотя у нас есть отношения. Но я реально рассматриваю всю проблему, что всё это вожделение закончится и очень, очень быстро». Так ведь, да? Люди знают уже, взрослые.

00:38:48 Очень быстро всё это закончится, вкусные запахи эти все, начнутся дырки на носу видны станут. Да, несомненно, дырки на носу уже видны будут. Вот пока не было отношений [неразборчиво], а потом уже… близкое общение, это значит общение через микроскоп. И уже все эти дырочки видны, какая-то ноздря не такая как была, детали, детали, детализирование. Начинается детализирование, какое-то… Что такое? Он говорит: «Что такое?» Потом смотрит: пошла, ноги грязные, что такое? Посмотрел на ногти, на руках ладно, она все время руками что-то делает там…

00:39:41 Пустое место в записи.

00:42:09 Землю роет или что де… (Смеется.) Ну, ногами что она делает? Иногда смотрит: «Ноги, такие странные вообще…а руки…» И человек начинает это видеть и поэтому Прабхупада говорит: «Существует целая наука, целая наука, как своё тело приводить в порядок, когда вы занимаетесь семейной жизнью. Как оставаться привлекательной для мужа, как оставаться мужу мужественным, привлекательным для женщины, какие качества нужно проявлять». В Бенгалии есть такая поговорка: «Что брак – это такой очень выгодный союз, очень практичный и выгодный союз». Почему? дхарма, дхарма, таким образом, нужно знать дхарму мужчины, какова дхарма мужа-отца и какова дхарма жены-матери. Какова дхарма дочери, какова дхарма сестры. Если женщина не знает вот этих всех областей, как должна себя… как Кришна доволен. Сестра вот как должна себя вести. И поэтому мы видим: сестра Кришны, там была сестра Баларам, как Субхадра кто? Сестра. И есть четкое поведение: как вела себя сестра. Мы… вот допустим, ну я не женщина, но я чей-то брат вот, я же должен знать, как брат себя ведет. Братья двоюродные, троюродные, мы ничего не знаем, почему? Нет способности понять это.

00:43:50 Кришна говорит: «Только тому, кто предано служит мне, я даю понимание, от меня исходит знание, память и забвение». Мы не знаем, почему мы не знаем? Мы не знаем, кто мы. Итак, я вот вам как бы маленькие фрагменты даю, только для того, чтобы потом в следующий раз опять новую тему раскрыть. Я раскрыл сначала тему родителей, потом жен, для чего? Что является связующим звеном в семейной жизни? Каждая женщина не хочет разваливать семью, я думаю, нормальная женщина. Каждый мужчина хочет остаться с той женой, с которой он был. Но почему это происходит?

00:44:37 Мы в первый раз говорили, почему мужчина начинает пить, почему у мужчины появляется любовница, это наука, четко, стопроцентно я могу сказать, почему у него любовница. Я могу сто процентов сказать, почему человек пьет, ваш муж, почему он от вас ушел. Потому вы не знаете дхарму жены. И женщина может сделать или вести себя так, что мужчина автоматически проявит дхарму. С другой стороны, если женщина идеально знает науку, как себя вести и мужчина не ведет себя каким-то правильным образом, значит женщина, недостаточно что? Квалифицирована, как применить это знание в жизни. Говорится: «Женщина так может сделать, что негодяй исправится». Почему? Потому что женщина забывает, что она обладает притягательной силой.

00:45:30 Есть история, помните про [Нилу Термангаде]. Описывается: как этот [Нила] очень сильно влюбился в одну девушку, влюбился телесно, вожделение и он был такой вот агрессивный человек, и она рассмотрела, она была брахмани. Она рассмотрела, применила знание и сказала: «Все у нас с тобой будет отлично, я тебе говорю, но у меня условие…» - «Да. Ты только скажи, кого разорвать, кого разодрать, все богатства мира». Ну, опять: «Бла, бла, бла». Мужчина, когда хочет достигнуть своих целей, он много что обещает. А цель такая бывает очень грустная, такая пропримитивная. Как Прабхупада говорит: «То, что доступно даже свиньям». (Смеется.) Это доступно даже свиньям. То есть он своей этой проблеме не думает: «Как я буду её защищать, как я буду её одевать». Он думает: «Как я буду ей наслаждаться». И вот пока он не насладил свои чувства, он все ей обещает, но когда чувства удовлетворены, появляется жадность и привязанность.

00:46:42 Поэтому, помните я рассказывал в первой лекции, как Прабхупада говорит о том, что «они идут в публичный дом, платят большие деньги, вступают в половые взаимоотношения и когда выходят все время ругаются о том, что большие цены». Когда они входят, они думают: «Нормальная цена». Когда они выходят, они все время говорят: «Так это ж сумасшедшие деньги, что такое вообще, безобразие». Проходит некоторое время, они думают: «Да, нет вообще-то нормальные цены». Почему? Прошло какое-то время, опять потребность появилась. Но каждый раз, удовлетворяя свои чувства, они чувствуют себя обманутыми. Столько много работать надо, чтобы заплатить такие деньги, чтобы получить такое мгновенное, быстрое удовольствие, которое не радует сердце и ум, а просто удовлетворяет потребность эга, эгоизма, телесную потребность.

00:47:28 Итак, мужчина не знает как правильно взаимодействовать с женщиной. Женщина не знает, как правильно взаимодействовать с мужчиной. И мы говорим о душе, о духовном положении. Как подняться постепенно до духовного положения. И Шрила Прабхупада говорит: «Мы должны правильно настроиться к обществу, к обществу преданных. Мы не должны стремиться общаться с [аса, асадсангл]». Вот сейчас в Якутке [?] очень много семей, очень много семей, практически мы видим: все почти грихастхи, брахмачариев почти нету. Но грихастхи должны пройти также обучение, научиться правильно взаимоотношения построить со своими женами, с мужьями и с детьми. Быть информированными, быть готовыми, базу подготовить.

00:48:17 И я начал с повторения [джапы] ежедневно и вкушения только просада, [джапомедитации] и йогоприема пищи, подготавливает наше сознание, очищает, поднимает, гуна благости начинает превуалировать. И гуна благости - самая благоприятная почва для получения информации. Эта информация, попадая на почву гуны благости, прорастает. Если она попадает на гуну страсти – это как в терновнике, что-то там выросло, а вы даже воспользоваться не можете. А когда она попадает на невежество, что происходит? Свиньи поедают и невежи потопчут. Таким образом, нужно подготовить гуну благости.

00:48:57 Иногда спрашивают: «Почему сразу мы не начали читать?» Один человек мне сказал: «Я был как-то три года назад на вашей культуре. Вы говорили: вы будете читать лекции, семинары по воспитанию детей, вы будете читать лекции по семейным отношениям, вы будете то, се. Я всё это знаю много лет, я готовлю семинары по поклонению божествам, по семейным отношениям. Кто не готов то?» И Прабхупада говорит: «Как минимум три, пять лет должно пройти».

00:49:25 Подготовка должна быть, сердце должно очиститься от этих проблем, от гуны невежества и страсти, иначе всё это знание, что? Когда невежа на своё несчастье получает знание, оно в первую очередь уничтожает его собственный удачливый жребий, и, в конце концов, разбивает ему голову. То есть, когда невежа получает какое-то знание, он в невежестве, он не знает, он этим знанием что начинает? Разрушать. Вы посмотрите: сколько много людей, уже получая информацию, только разрушили… информацию, которая была предназначена для созидания и поддержания, вот если… вот вспомните, что вы говорили своим родным и близким на какое знание вы опирались? На трансцедентальное, не то что это там это [саквагуна], трансцедентное, а что в итоге получилось… плоды какие? Отношения попортили, дураками выглядят, ни понимания, ни взаимопонимания, все…

00:50:19 Смотрите, вот что такое дали информацию на какую почву? На неподготовленную. Таким образом, семейные отношения точно также. Я помню, как я дал маленькую информацию людям, которые не были подготовлены. Я просто дал один маленький семинар, женщинам. Рассказал природу женщин в свете ведической литературы. Так мужчины, которые всё это слушали вместо защиты что проявили? Они так начали давить и цитировали все время это. Потом я прочитал про мужчин, женщины так вообще вдохновились: «Ах, ты балбес». То есть, нету баланса, люди не понимают для чего… Что знание не предназначено для подавления кого-то, знание в первую очередь для самоосознания, для самоосознания, правильно ли я себя веду.

00:51:14 Очень часто люди приходят ко мне, жалуются: «Муж пьет, муж не пускает, муж то-то делает». Кто причина всего этого? Муж ревнует. И женщинам сложно, ей сложно принять, почему? Эгоизм. – «Я хорошая, а он плохой. Я хорошая, а он плохой». И мы видим, как отец порой ничем не отличается от сына: те же самые проблемы, те же самые заботы. И мать становится матерью всея семьи, там нет отца на самом деле: там есть ребенок с папой. И есть ещё такой ребенок – молодой. Им по 20 по 30 лет… этому одному ребенку 60, другому ребенку 30 и другому ребенку там 25. Мы думаем, что это дети. Но мы не понимаем, что такое дети, и когда они дети. И мы сохраняем это чувство: какое? Чувство телесной привязанности, потому что они были маленькие. И думаем: «Они такие же остались дурачки, глупые». Почему? Потому что мы сами неправильно действуем, неправильно и поэтому наше знание остается нераскрытым для нас для самих. Мы можем понять: как мы то себя ведем.

00:52:27 Итак, гибкость, знание – это очень важный фактор как устроить правильные взаимоотношения. Я уже фрагментарно рассказал вам о женщинах, о мужчинах. Следующий, в следующий раз я начну рассказывать более глубоко. Природу женщины, природу мужчины, как себя вести. Мы видим, как сейчас в обществе женщина, я на той лекции рассказывал, женщина наряжается, когда выходит из дома. Но когда дома, ходит как? В бигудях может пойти с мужем сидеть, может в какой-то рубахе такой грязной такой сидеть, что-то делать, пилить там, краситься. И она даже не понимает, что она уничтожает привлекательность, сама, собственными действиями уже разрушает привлекательность свою, в глазах мужчин. Сидит на ногах там ногти постригает, мозоли там ковыряет, что-то делает. Это было запрещено в ведическом обществе, такого не делали никогда на виду. Как бы вы не были близки, существовала этика, что при испражнении… вы ж не будете при родном человеке сидеть там, извиняюсь за выражение в туалете, вы закрываетесь: «Нет, дорогой, туда нельзя. Тут туалет, я здесь читаю [шастры], я здесь читаю [шастры]».

00:53:48 Женщина должна быть чистая, вкусно пахнуть, и опрятно одета. Так пишет [шастра]. Женщина должна быть чистая, опрятно одетая и вкусно пахнуть. Целая наука умащения тела маслами. Какие запахи? Она должна подобрать запах в соответствии с умом мужчины, она должна изучить что нравится, какой запах его умиротворяет, какой запах его возбуждает, какой запах … какие-то проблемы у нас начались. Запахи, одежда. Какая одежда его раздражает: может быть, она чересчур вызывающая, а я в этой одежде выхожу куда-то. И он в таком виде: «Куда лыжи навострила? Куда коньки наточила?»

00:54:31 И женщина не знает, а почему? Никто не обучал таким тонкостям. Женщина может быть такой сильной, влиятельной для мужчины, что мужчина у вас суперменом станет, если женщина обучена, замухрышечный мужчина станет суперменом. И эта брахмани из [Нилы] сделала [Очарию] сампрадае. Эта брахмани сделала [Нилу] – разбойника и негодяя, сделала [Очариялакшмисампродае]. Вот что такое женщина.

00:55:02 И женщина говорит: «Я такая беззащитная». Знаете: из каждой невыгодной сделки, что? Сила женщины в её, в её слабостях. Мужчина хочет защищать слабых. Если вы такая вот крутая женщина, то вас кто будет защищать [?]? Сама кого хочешь забодаешь, и меня ещё забодает. Он не может защищать, он не может давать наставление, потому что она уже ему дает наставления. – «Такой глупый, вообще, для чего ты в школе [неразборчиво]», - она говорит. – «Тебя чему учили, говорила мне мама». И все начинается так. И все начинает рушиться.

00:55:47 Поэтому мы с вами построим наши лекции, сегодня немножко такая отвлеченная лекция, потому что я увидел много новых людей. Поэтому, если я сейчас начну, я вот хотел как бы о природе мужчины и женщины и о государственности. Государственность и природа мужчины, женщины соединить. Какое влияние оказывает на нас государственность, как правильно относиться к государству. Но поскольку было много новых преданных, я ещё раз обзор сделал, закрепил в том, что в прошлый раз говорил, может быть, кто-то не помнит. Может быть даже лучше повторить какие-то лекции, поскольку они не записались, и многие тут ничего не понимают, ничего не знают.

00:56:25 Это знаете: как на культуру приходили, на вторую там или на четвертую программу, и многих вещей не знали. Потом спрашивали, задают вопросы, ничего понять не могут. В семейный цикл, семейных взаимоотношений лучше приходить с тетрадями, записывать, может быть на магнитофон записывать, может быть записывать себе, поскольку не каждый… эти пленки, пока они размножатся, что-то надо записывать, или просто внимательно слушать, само настроение понять, само настроение. Почему семья неудачная? Или как укрепить семью и даже как её создать?

00:56:59 [Пхету], [пхету] – это жизненный воздух у нас. Если женщина начинает правильно себя вести, она становится очень привлекательной, очень часто, я лично по своему опыту говорю… иногда, мне нравятся женщины внешне. Но когда вы начинаете с ней общаться, вы видите её качества сразу, мгновенно, че она говорит, как себя ведет, и это сразу отталкивает. То есть жить придется с качествами, не с внешностью, поэтому в народе говорят: «С лица воды не пить». С качествами придется жить. Также не с деньгами придется жить, а с качествами человека. С его идеями, с его разными интересами, с его недостатками. И вот эта наука, это целая наука.

00:57:43 Я в собственной жизни применил эту науку, в собственной. Наладил отношения с родителями, наладил отношения с женой, наладил отношения с детьми и так далее, и так далее. И я потрясен: все работает, я не ожидал такого результата, вообще вот Cознание Кришны, просто я с каждым… чем я больше служу, чем здесь я больше служу, тем больше я потрясаюсь своей собственной жизнью. Я думаю: «Боже мой, какой…[неразборчиво]» И моё чувство благодарности к Прабхупаде, к гуру, к Кришне все время растет, растет, растет. Он итак все дал. Он дал нам знание. Он дал нам знание, что я ещё могу от него просить? У человека, пока он не принял [саньясу], не отрешился от мира, остается потребность, элементарная потребность в любовных взаимоотношениях.

00:58:37 У него ещё нет этой чистоты, он еще, вожделение у него есть, у него есть потребность вот этих близких отношений. Какие-то отношения нужны, даже для человека, который встал на путь духовной жизни и хочет достигнуть любви к богу. Он хочет отношений. Каких? Нормальных, обычных, человеческих. Порой самая большая нехватка в духовной жизни многие годы была, это отношений между людьми. Шрила Прабхупада сказал: «Сблизить преданных, а потом уже их приблизить к Кришне». И порой какие-то духовные ценности ещё что? Не соединяют нас. Поэтому Прабхупада говорит: «Возьмите хоть что-то, что соединяет». Не режьте сразу эти отношения. Вплетите туда.

00:59:23 Представим как бусы. Вот они там, на нитке, и нитка уже старая, и мы видим, что она старая, и при первом… они порвутся. И кто-то увидел. Мы допустим не видели… Кто-то увидел, что у нас там нитка, и она старая, а вот эти бусы они очень дорогие. Представьте себе, что это наша семья. Вот эти бусины. Наши родные, близкие, и так далее, вот здесь преданные и нас что-то связывает. Что надо сделать? Люди узнали знания и в свои семьи пришли и срезали старые отношения. Что происходит, когда мы разрезаем? Они рассыпались. А наши отношения разрушились с многими людьми из-за того, что мы пришли [неразборчиво] такие грамотные, раз и разрезали старую. Стали говорить: «Вот ты алкоголик, ты [млечха], ты … Ты там мясоед, ты так сказать, подобная проститутке, а ты в долгах, а ты сын балбес, там ещё что-то такое». Очень много говорили: «Давайте знание. Теперь давайте будем всей семьей хранить семя, моё семя, давайте хранить все вместе». И что-то еще. Кровати раздвигали, что-то… это же было ужас.

01:00:31 Едва ли один человек пришел разумный и видел что это неправильно. Все было пропитано этим фанатизмом. Сейчас такую важную основу ставит грихастха-ашрам, потому что грихастха-ашрам – это основа любого общества. Основа общества не санньяси, не брахмачарии и не ванапрасхи. А что основа общества? Мощный грихастха-ашрам – это община, это государство, оттуда исходят и брахмачари, оттуда исходят кто? Ванапрастхи, и оттуда исходят кто? И санньяси. Они все из семей появляются. Вы видели какого-нибудь санньяси, у которого нету мамки, папки, он ничейный брат, ни сват, никто. Нету таких. Семья, поэтому говорится: «Род куру. Что сделали мои сыновья и сыновья Панду?» Родословная. Родословная. Это очень важно понять, очень важно.

01:01:30 Итак, люди отрезали эти старые отношения, все рассыпалось. Что нужно было сделать? Они предложили новые. Вытащили леску, она более надежна и сказали: «Вот это леска, предлагаю всем добровольно нанизываться на эту леску, и мы опять сейчас… Но никто не хочет на леску, все хотят на нитку. Это что означает: все хотят [неразборчиво], обороны там нормальных отношений. Нормальных духовных отношений. – «Что вы выдумали там, какие-то [бахатхи шастры]. [апахгиватгита]. Не хочу на [пхагиватгите], [неразборчиво] общаться». Почему? Нет чистоты еще. Нет понимания, что это более… поэтому нужно оставить эти отношения было, оставить и аккуратно вплетать новую ниточку туда, эту леску. Через каждого. А дырочка где у бусины, сверху или внутри? Каждого через внутрь пропустить. Через одного, через другого, связали всех, теперь там уже две ниточки. Одна вот эта – старая и одна новая. Связали, и вот в этот момент, когда там что-то есть уже, вы берете и старую отрезаете, и потихоньку её «вуть» и вытягиваете. Они: «Что? Аааа». Все вместе. Пришли испытания, а леска прочнее, чем нитка. И приходит ценность этих отношений.

01:03:02 Таким образом, надо входить как иголка в каждого внутрь, индивидуально подойди-ка, вплести… оставить себе старые отношения и вплетать новые. А люди пришли с новыми, разрезали сразу, с мужем, с женой, с детьми, [неразборчиво]… отрезать все. – «Мы были не правы, вы все [млечхи], все, [мутхи], ослы, козлы, бараны, мы все». Все обрезали, а на чем… А люди не хотят на эту леску на новую, может быть она и хороша, но они на неё не сядут никогда, им не нужно, они ещё привыкли, у них ещё сердце нечистое. Они хотят ещё тех отношений.

01:03:36 Поэтому говорится, что «нужно быть квалифицированным, получить это образование». Три - пять лет. Прабхупада говорит: «Три - пять». И он говорит: «Мы создали эти центры, чтобы давать эти лекции, образование. Занимать людей, очищать людей». Мы думаем: «Мы здесь ничему не обучаемся». О-о-о. Ничего себе. Значит, вы просто не склонны к обучению, если вы думаете, что эти годы не дали вам обучения. Вы не способны обучаться просто. Что вам дал институт тогда? Ничего. Ничего. Образование дано, чтобы повысить этический, нравственный статус человека. Это образованный человек, он знает природу материального мира, природу отношений, он знает, что приносит страдания, а что приносит наслаждения. Он знает, что есть душа и тело, это образованный человек. Все остальное - какой смысл [?]? Человек с высшим образованием, а у него нету мужа, муж ушел. Человек с высшим образованием, а его жена бросила. Человек с высшим образованием - дети его не слушают, наркоманы, пьяницы, кому нужно-то это образование такое? Кому оно нужно? Зачем? Я думал, что я стану образованным человеком и буду счастлив, образование мне ничего не дало.

01:04:53 Какое образование сделало счастливым меня? Это. Это образование делает… оно на самом деле, начинает проявлять вещи такими, какие они есть. Здесь мы можем увидеть: «Да, я был неправ, надо работать, надо учиться надо…» Чтобы учиться: надо общаться с такими людьми. Спрашивать, задавать вопросы, быть смиренным. Мы начинаем понимать, что здесь нет врагов. Здесь есть друзья. Здесь есть друзья. И когда Брахма сказал: «Ну-ка, быстро принеси воды». Он просто проверил их что? Смирение. Кому это знание далось? Кто более смиренный, тому я дам. Кто такой весь раскипятился, ну с ним другое знание, другая форма общения. Пока ещё не готовы, очень гордые. Мы обучаемся, обучаемся, обучаемся. Очень легко, Кришна говорит: «Обратись к самореализованным душам, ибо они знают». Что такое самореализованные? Которые реализовали это знание в собственной жизни.

01:05:54 Если мы говорим о семейных отношениях, мы должны обратиться к кому? К семейному человеку, который также как мы имеет детей, имеет жену, имеет родителей, он применил это знание и у него отношения там все, какие? Со знанием там. Чего? Кришны. И также нитки остались, которые потихоньку вытягиваются, отрезаются. Иногда не обязательно вот здесь отрезать, можно и там и сям отрезать, потихоньку тут вытащить, этим оставить, они просто психологически спокойны, когда вот с этой стороны нитка. Она уже их не держит, но нитка есть. Они даже видят, что она отрезана, но все равно, пусть, наша нитка. Ну, оставьте им, бог с ним, пусть она висит. Они хотят, это уже их не скрепляет, это иллюзия, оставьте её, привязанность. Они сами её выкинут, когда придут испытания, они выкинут сами добровольно, вытянут и выбросят. И плюнут на неё, и скажут: «Боже мой! Какими мы были глупцами. Спасибо». Таковы отношения.

01:07:01 И когда мы видим людей, которые пытаются строить какие-то отношения, но не пытаются получать знания, а начинают формировать какие-то странные сообщества в общении и начинают свои мирские, эгоистические интересы... То есть искать здесь как бы общность эгоистических интересов, это не совсем правильно, поймите. Это не совсем правильно. Это значит: мы избегаем знания. И Прабхупада говорит этот стих, говорит: «Человек должен понять, что значит культивировать невежество, и что такое культивировать знание. Нужно очень хорошо понять это».

01:07:40 Поэтому мы избегаем критики, избегаем общества, где кого-то критикуют, даже, если он достоин критики. Наша задача обучаться, а не критиковать. Мы не учимся критиковать, мы учимся прославлять, что? [Нанарупа гуналива]. Мы учимся прославлять святое имя, форму Кришны, его преданных, учимся прославлять, потому что мы так хорошо обучены, что? Критиковать. У нас спонтанная обученность, высшее образование имеем: как кого раскритиковать. Мы критикуем отца с матерью, критикуем мужа, муж критикует жену, дети критикуют родителей, родители критикуют детей. Посмотрите, все в критике полностью. Зачем же нам это культивировать? Мы ничего не находим хорошего в отце с матерью, ничего не нашли в своих мужьях, в детях. Постоянно одни проблемы. Почему? Мы таковы. Не они таковы. Мы так себя ведем. Мы не подавали им никогда никакого примера. Никогда. Поэтому как бы говорят: «Мы пожинаем плоды собственной деятельности». Пожинаем плоды собственной деятельности.

01:08:55 Итак, я думаю мы на сегодня закончим, общее настроение. И я бы попросил вас, если я буду приезжать. И когда вы будете знать, что я читаю лекции вечерние. Я буду все лекции читать только по семейной жизни. Большой цикл лекций по семейной жизни, [Бхагавад гите]. Почему? Потому что это очень важно, поверьте, даже успехи в духовной жизни, я потом со временем очень хорошо понимать стал ущерб. Хорошая жена, значит: вы высвобождаетесь для духовной жизни. Жена высвобождается сама для духовной жизни. Хорошие отношения. Хорошие отношения с родителями, прекращает ум беспокоится. Хорошее положение экономическое, прекращает ум беспокоить и так далее, и можно так всё это вплести знание, чтобы развить эту гуну благости. В семье. Учиться на уровне гуны благости и общаться друг с другом, смотреть на друг друга. И тогда у вас ум будет не беспокоиться.

01:09:51 Тогда очень хорошо можно понять преимущества, преимущества духовной жизни. Если человек не обучен, он все время видит: как духовная жизнь ему мешает наоборот. Или наоборот, он думает, как материальная жизнь мешает духовной жизни. Не может сплести. Вот у него левая рука – олицетворение материальной энергии, а правой, что делает? (Хлопает.) Вот что нужно научиться делать. [неразборчиво] Говорится: «Хлопок». (Хлопает.) Греховные желания. Таким образом, когда мы соединяем эти желания, греховные ещё входят[?]. Когда этой рукой бьешь [?], ничего не происходит. Ничего не происходит. Это мудро, и мы попробуем с вами научиться этому. Мы делали очень много ошибок в нашем обществе, в нашей собственной жизни, неправильно относились к родителям. Неправильный дали пример отношения к родителям детям.

01:10:49 Только стоило мне самому измениться, как сразу я увидел как меняются ко мне мои дети. Только я стал хорошим сыном своих родителей, как мои дети стали хорошими детьми ко мне. Удивительно. Я просто отстал вообще от них. И подумал: «Надо отдать долг отцу с матерью». И стал говорить им хорошие слова, стал изучать их ум, что им нравится. Я очень редко появляюсь дома, вы знаете. Но даже эти редкие мгновения я старался в знании. И они стали такими ценными. Их было мало, но поскольку они в знании, они возместили все то огромное количество пустых отношений, пустых, бесполезных отношений. Как вы думаете, что дороже? Килограмм золота или тонна чугуна? А, что дороже? Вот точно также.

01:11:40 Даже мгновение в знании, приносит куда больший эффект и ценность, вот этих годами бесполезных, каких-то отношений. Вот, что такое знание. Поэтому всегда люди говорят: «Время нет». Знаний нету. Потому что если время в знании, оно что? Что и время? Уходит. Вне времени, культура, неподвластная времени. Есть время, когда есть культура, тогда есть время, когда нет культуры, тогда что? Нет времени. Нет культуры обращения со временем. Кришна говорит: «Я всепожирающее время». Поэтому всё это со временем сожрется просто и все. Но когда есть знание, ведическая культура, время – значит знание, знание не подвластно времени. Значит, все наши отношения будут правильными и вечными, они приведут нас к вечности. Хари Кришна.

01:12:45 Пожалуйста, вопросы какие-то. Пожелания, может быть, есть, какие темы мы с вами обсудим. Я готовил свои темы, но сейчас вижу, что надо видимо начать с азов. [неразборчиво] с азов. Почему? Потому что некоторые приходят, некоторые не приходят. Потом это все сложно понять, что-то там записалось, что-то стерлось, все несовершенно. Это общение. Говорится, что когда человек сам не следует ни чему, он дает информацию, человек, который следует, он дает знание. Он говорит то же самое, но вы получаете знание, аспект знаний. Когда человек не реализовал это, вы получаете что? Информацию. Такова разница между общением реализованных личностей и нереализованных. Мы можем очень много знать, но человек будет получать информацию, то есть от него будет зависеть: получится знание или нет. Но когда мы общаемся с человеком, который это реализовал, мы можем получить сразу знание. Если правильно соприкасаемся с этим. Можем измениться. Пожалуйста, есть вопросы?

01:14:01 [неразборчиво вопрос из зала] Вы так торопитесь на женщин наехать: «Сейчас ты пойдешь и быстро своей жене прочитаешь. Во, видала: какой надо быть?» Я вот почему и… Сегодня я не хотел этого делать.

01:14:15 (Пустой отрезок записи.)

транскрибирование: Люба Мартынюк | 17 October 2011