Как решить семейные проблемы

Днепропетровск - 29 апреля 2010
лекция для практикующих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:24:28 | качество: mp3 64kB/s 38 Mb | прослушано: 2440 | скачано: 2458 | избрано: 35
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Продолжим наше обсуждение. Это тема семейных взаимоотношений. Вчера я рассказывал о семи типах жен или женщин, которые находятся во взаимоотношениях с мужчиной, с мужем. Я напомню, это жены-хозяева. Хозяева их называют как будто они как господин себя ведут. Жены-хозяева, жены-воры, жены-убийцы. Сейчас мы всем напомним.

00:00:44 Жены-хозяева. Кратко – те, кто не ведут домашних дел, ленивы, грубы с людьми и с мужем, ругают и критикуют своего мужа в глаза ему и за спиной. Женщины-воры или жены-воры – не понимают занятия или деятельности мужа, думают только о своих чувствах, тщеславны, хотят насытить только себя, расточительны и расточают доходы мужа, обворовывая его. И в итоге [неразборчиво]. И жены как убийцы сравниваются – грязные душой, не уважают, не любят мужа, изменяют, бросают его ради другого человека. [неразборчиво] негативные группы женщин.

00:01:37 И мы с вами вчера обсуждали фактор, который называется вожделение. Чем больше осквернена душа, тем более негативные качества она проявляет. У всех нас есть хорошие качества, качества гунны благости. Но, эти качества оскверняются. Поэтому, в материальном отношении мы все обладаем хорошими качествами. Они называются шубхада, т.е. шубха. У нас у нас очень хорошие качества, мы очень религиозны, в материальном не очень, сострадательны, смиренны, терпеливы, правдивы. Но, соприкосновение с гуной страсти, или когда гуна страсти начинает преобладать, наши качества оскверняются. И постепенно, из-за определённых отклонений, нарушений, человек отклоняется, нарушает что-то только по причине вожделения. И Арджуна в «Бхагават-гите» эту тему затрагивает «Почему я все понимаю, знаю, и всё равно совершаю греховные поступки, как будто бы какая-то сила земли толкает меня на это».

00:02:54 Таким образом только одна причина, по которой мы совершаем греховные поступки и получаем привязанности, т.е. грех привязанности. И из-за этих греховных поступков мы покрываемся еще большим вожделением, т.е. мы сегодня с вами обсуждали еще с утра, что когда вожделение удовлетворяется не правильно, т.е. не ограничивается – это вожделение становится причиной привязанности, жадности, т.е. самых негативных качеств и эти качества становятся причиной нашего порабощения и наших деградаций. Если вы помните, Кришна объясняет, что когда вожделение не удовлетворено, возникает гнев. Слово мы гнев мы не должны рассматривать как крик, шум, кто-то кого-то убил, вообще не удовлетворенность. Не удовлетворенность. И если кто-то из вас помнит, я приблизительно пытался рассказать о 12 проявлениях гнева, 12 проявлений гнева в разных тонких вариантах.

00:04:02 Помните, да, мы как раз читали с вами полгода назад историю Дрона Махараджа, где рассказывается, как Дрона Махарадж обиделся. Обида это проявление чего? Гнева, точно также. Как он кривил рот, как из глаз катились слезы, как он хотел отомстить, как он начал критиковать и желать плохого и т.д., как мать, говорится, лицо её стало как обгоревший лист. От определённых процессов наше лицо меняется, мы видим гневное лицо. Можно сразу увидеть, что человек гневается, человек не доволен, это на лице сразу отражается. Даже во взгляде. Если он мимику сохраняет, спокойную такую же, то глаза, мы сразу почувствуем, что человек не удовлетворен, так ведь? Поэтому, мы когда что-то говорим, всегда смотрим на человека. Только потому, чтобы воспринять его реакцию. Мы смотрим на человека, как он реагирует. Мы что-то говорим и смотрим – если он улыбается, мы говорим да, можно дальше продолжать. Как только он что-то такое, сразу нет, все, здесь уже какой-то ограничитель стоит.

00:05:12 Итак, мы уже с вами обсуждали, что за вожделение. И [неразборчиво] желание славы, желание почести. Мы все это перечисляли. Ведическая литература это еще раз вспомнить, чтобы постоянно напоминать, повторение – мать учения. И я замечаю, как люди и сам я, как люди, они всегда применяют то знание, которым обладают. Почему? Потому, что в какой-то ситуации память отключают. А когда память отключается? Как раз в момент не удовлетворенности. Именно в момент не удовлетворенности. И вот, мы можем видеть, сколько в течение дня мы применяем знания и сколько его не применяем. Вот, смотрите, вот столько у нас вожделения. Или, как говорит Арджуна: «Знаем и понимаем, но не в состоянии это делать, как будто бы какая-то сила извне». Так можно увидеть свою преданность. Так можно увидеть весь свой брахманизм, контроль чувств, веру и т.д.

00:06:16 И поэтому иллюзия наша, она очень сильна. Мы считаем, что мы применяем знания повседневно, ежесекундно. Но, если затаймировать это время, сколько мы в знании пребываем, т.е. на самом деле в этот момент используем знание. Какой-то конфликт. Мы говорим: « Так, сейчас в конфликте надо так себя вести, нужно спокойно продолжить нести [неразборчиво]». И мы пользуемся в этот момент писанием, а не обстоятельствами. Что если я сейчас рявкнул, какая-то проблема будет, меня лишат прогрессивки или что-то еще. А именно под влиянием шастр мы начинаем контролировать себя. Мы увидим, что это, может быть, в лучшем случае минута. Из 24 часов, может быть, в лучшем случае минуты. Минуты.

00:07:06 Потому, что даже сейчас мы сидим, и у всех разное восприятие. У всех разное восприятие. Т.е. есть определённое знание. Каждый знает, как надо сидеть. Каждый знает, как надо сидеть. Посмотрите, посмотрите на друг друга, и вы увидите, [неразборчиво] ли они сидят так. Почему? Просто этот момент память отшибло. Человек не контролирует, что надо сидеть как-то определённым образом, что это более благоприятно. Так же человек не контролирует что? Что нужно сконцентрироваться на этом. Для чего концентрироваться? Тогда процесс восприятия усиливается. Если мой ум рассеян, я слушаю с интересом, но, вы знаете, как люди многие слушают, но ничего не запоминают. Почему? Рассеян ум. Почему ум рассеян? Человек не способен концентрироваться. Концентрация – значит медитация. Почему он не может медитировать? Не хватает оджаса. Оджас, т.е. слишком много чувственных наслаждений. И как раз чувственные наслаждения рассеивают способность к концентрации.

00:08:13 Поэтому можно видеть, что человек не способный зафиксировать свой ум, не способный сосредоточиться – слишком много удовлетворяет свои чувства. Поэтому его способность к памяти и все остальное, хуже чем у человека, который сохраняет определённые правила и предписания, т.е. ограничивает себя в чувственных наслаждениях. И именно это ограничение развивает у него этот оджас, т.е. способность фиксировать свои чувства на одной деятельности и на одном объекте, и созерцать, т.е. пытаться взять оттуда лучшее. Отслеживать, внимательно отслеживать любой процесс – слушание, повторение, памятование и т.д., они все как бусы, нанизанные на нить. Т.е. вы берете, какое-то одно реализовываете, и оно помогает вам реализовать другое. Эти два вместе, совместно, дают силу реализовать третье. Эти три совместно вытаскивают четвертую и так, достижение каких-то определённых способностей становится радостным. Почему? Почему что становится таким, достаточно доступным.

00:09:22 И вот так, сегодня мы говорили, это момент обсуждали, когда одна преданная сказала: «Мне вообще кажется, что это порой не доступно, не достижимо ничего». Почему? Потому, что ум из-за вожделения всегда в рассеянном состоянии находится. Чем больше вожделения, тем рассеяннее человек, очень рассеянный человек. Особенно, по отношению к духовной жизни. Мы очень концентрируемся на других вещах, но не духовной деятельности.

00:09:52 Итак, наши чувства осквернены вожделением, и поэтому, мы теряем хорошие качества. Теряем. И каждый раз, когда мы не знаем науку удовлетворения чувств, наши качества становятся все хуже и хуже. Хуже и хуже, хуже и хуже, хуже и хуже. Как только мы начинаем ограничивать свои чувства, еще делаем это несомненно, по предписаниям шастр, а что это означает? Для очищения. Т.е. не то, что мы совершаем тапасьи для чувственного удовлетворения. Чувства только тогда удовлетворены, когда ослабевает вожделение. Чувства начинают удовлетворяться тем, что есть. Почему? Потому, что способность извлекать пользу из того, что есть увеличивается. Можно видеть, как у человека вкусовые качества меняются. Можно видеть, что когда в состоянии голода, человек может извлечь вкус из таких простых продуктов. Но, в состоянии сытости, а еще тем более пресыщения, мы, говорили это, обсуждали, он извлекать не может от туда, так ведь? Он не может наслаждать. Почему? Потому, что пресыщен. Или насыщен, или даже отвращение может испытывать.

00:11:07 Таким образом, точно также и мы с вами. Мы можем испытывать отвращение к бедной жизни, отвращение к своей квартире, отвращение к своим детям, отвращение к своей стране. Мы можем видеть, как люди ругаются утром, очень сильно ругают. Очень сильно ругают мужей, детей, жен, своих родителей? Откуда столько отвращения? Они не удовлетворены. Они не могут извлечь из того, что имеют благо. И поэтому они думают, что если будет что-то другое, я извлеку из этого благо. Но, поскольку нет этой способности, нет качества гуны благости, то, чтобы вы ему не давали, они не могут от туда извлечь благо. Это как Шрила Бхакти Седанта Сарасвати рассказывал историю «шалаграма шила для колки орех». Т.е. у вас есть шалаграма шила, но, вы не знаете, какое благо из него можно извлечь. И думает, думаете, какое же благо и просто колите им орехи. Потому, что для вас это камень и не больше.

00:12:11 Есть такая история, как один человек решил сохранить сокровища для своего сына. И он сделал мебель из золота. И покрасил черной краской. И оставил своему сыну. Но, когда он умирал, он не смог ему сказать, что все, у нас вся мебель, все что там есть, все из золота. Я просто специально покрасил черной краской, чтоб другие не могли сообразить. Что оно вот, открыто и никто не посягал. И человек всю жизнь проклинал отца за то, что отец его оставил нищим. Всю жизнь на этой мебели жил, ел, спал, пил и все время критиковал своего отца и критиковал свою жизнь. Но, как-то раз ему посчастливилось, как-то раз ему посчастливилось и он разгневался очень сильно на своего отца и на свою жизнь и хотел сломать стул и поднял, и он был очень тяжелый. И он еще сказал: « Он еще даже не мог нормальную мебель, это все чугунное какое-то». Он стал колотить, краска осыпалась, и он увидел, что там что-то желтое такое. Он начал ковырять, оказалось золото. Он был в шоке. Когда он начал ковырять все, увидел, что все золото, он несметно богат был всю жизнь. И опять стал критиковать. Почему? Потому, что он был очень старый, уже ему это золото, никаких чувственных наслаждений не могло принести. И он опять стал критиковать. Вожделение было не удовлетворено.

00:13:41 Так и человек, когда недостаток гуны благости, нет этой прозорливости, человек не может извлекать пользу из тех контактов, которые он имеет, и от того соприкосновения. Поэтому, Кришна говорит – смотря в какой гуне мы соприкасаемся с объектами чувств. И женщины, мужчины и дети и родители, нация, родина, религия, все это является, так или иначе, нашей жизнью. И мы соприкасаемся. Но как? Если мы соприкасаемся в гуне страсти – один эффект, если мы соприкасаемся в гуне невежества – другой эффект, если мы соприкасаемся в гуне благости – совершенно другой эффект. И мы с вами как раз вчера обсудили это, что почему мы страдаем, почему мы не удовлетворены, кто-то с нашей женой может быть очень счастлив, и раскрыть такую женщину, но, мы может даже и не думать, что у нас такая хорошая жена. Та же жена, может даже не понимать, какой у нее муж.

00:14:38 Вы помните, я рассказывал, как две женщины говорят об одном и том же человеке. Одна любовница, другая жена. Жена говорит: «Дурак, скупец и трус». А любовница говорит: «Храбрец, щедрец и мудрец». И та и другая дают доказательства, и эти доказательства неопровержимы. И особо сбита с толку жена, для которой этот муж кто – глупец, дурак, скупец, глупец и трус. Она не может поверить, ты наверняка путаешь, она не может поверить, что мужчина с какой-то другой женщиной храбрец, щедрец и мудрец.

00:15:22 Таким образом, посредством чего, как мы воспринимаем и как мы побуждаем какую-то определённую другую природу? И есть побудители, т.е. можно видеть, как в семейной жизни женщина что-то говорит. И с опытом, она очень хорошо приходит к выводу, что если я говорю так, муж начинает гневаться. Если я говорю, муж в общем, в нейтральном состоянии остается. Если я говорю так, он очень счастлив, он доволен. Контроль. Что я должна делать? Постоянно говорить так, чтобы он гневался, постоянно оставлять его в нейтральном состоянии или постоянно говорить так, чтобы ему было приятно? Итак, смотрите, как мы побуждаем, мы можем побуждать природу, не только просто соприкасаться с ней в соответствии с…а мы можем побуждать, т.е. мы можем управлять определённым состоянием нашего партнера в семье.

00:16:21 Так же муж, он может делать так, что жена всегда рада. Может делать так, что [неразборчиво] в неправильном состоянии, и может делать все то, что только её все время гневает, возбуждает и делает её хуже. Т.е. провоцирует её на её наихудшую природу, зная. И когда мы живем какое-то время, или даже когда мужчина ухаживает за женщиной, если он в гуне благости, то он всегда что делает? Изучает объект. Всегда. Он всегда изучает. Что изучает ? Он изучает сочетание. Чего? Имени, формы, качеств и действий. Это проявление гуны благости. Проявление гуны страсти в чем выражается? Что он изучает только что? Форму и имя. Он изучает форму и им я, качества он не видит. И действия точно так же для него сокрыты. Потому, что такова гуна страсти. Она только все внешнее. Человек в гуне невежества, что он воспринимает? Он толком не может разобраться не в форме, не в имени даже. Не говоря уже о качествах и действиях.

00:17:30 Итак, чтобы стать достаточно успешным, в нашей деятельности, в нашей жизни, мы в частности ведем разговор о семейной жизни, несомненно нужно культивировать или приобретать знания. А само понятие знания всегда сопряжено с гуной благости. И Кришна говорит: «То знание, которое едино природой других живых существ». Т.е. мы должны узнать, что это душа и каким типом тела она наслаждается. Мы должны изучить природу живого существа. То, как правильно занимать, как правильно побуждать партнера к той или иной деятельности, чтобы осуществить определённые цели? Какова же цель семейной жизни? Какова цель семейной жизни? (обращается к залу) Такова же, как и не семейной жизни. Вырваться из круговорота рождений и смерти и отправиться назад к Богу. Back to God Прабхупада говорит, «Назад к Богу».

00:18:28 Таким образом, мы должны понять, в чем цель этих отношений. И вчера мы с вами обсудили эти взаимоотношения, когда жена подобна хозяину, подобна вору и подобна убийце. Что это за такое соприкосновение. Как вы думаете, на что побуждаемы мужья в этих семьях? Как мужья себя ведут? Мы обсудили женщин. Жена как хозяин – просто мы перечислили качества жены. Вы представляете, какой муж там? Уже стра…нет, а я представляю. Уже сразу формируется точно так же имя. А имя какое – дурак, глупец, подлец, бесполезная личность, очень много имен. И форма, форма может быть любая какая-то нация, не важно. Форма, которая всегда согбенность, такая, есть, знаете, такое понятие. Согбенный старик, как говорят, согбенная форма. Действия какие-то. Какие действия? И какие качества, какие качества? Что если женщина может так себя вести, и мужчина с ней продолжает жить, что это за мужчина? Либо он святой Тукарам (смеется),либо он кто? Подкаблучник, глупец какой-то. Просто глупец, привязанный глупец, т.е. равным вожделением обладает. Равным. Поэтому, говорится, что мы привязываемся как к хорошему, в равной степени мы привязываемся к чему? К плохому. К плохому.

00:20:07 Итак, далее мы с вами перечислили, это как бы проявление невежества, проявление повышенного вожделения, именно вожделения, которое оскверняет наши взаимоотношения в семье. Если вы помните, женщина, когда она ведет себя так, она побуждает мужчину к проявлению самых гнусных качеств. Мужчина становится глупцом, скупцом и трусом. Трусом. Вот эти три типа, они делают мужчин негодяями, нарушителями общественного порядка, прелюбодеями, пьяницами и т.д. И мы с вами читали «Шримад-Бхагаватам», я это уже цитировал, как в священных писаниях описывают, что если женщина так себя ведет, то, несомненно, муж будет иметь на стороне половые контакты, несомненно, 100%, как бы вы этого хотели, или не хотели. Сто процентов у мужа будет любовница, и при каждом удобном случае мужчина будет вступать в незаконные половые отношения и искать их. Мужчина будет искать их.

00:21:16 Также, если женщина убийца, можно видеть, как женщины также не знают, того, что с ними происходит, они делают своих мужчин, я не вас цитировать, сразу вам скажу круче, как один человек мне сказал, знакомый, достаточно близкий. У него очень красивая жена, очень красивая жена. И жена ведет себя так, что она всегда всем нравится мужчинам, своей внешностью, нравится своими качествами, нравится своим действием. Но, мужчины созерцают [неразборчиво] страсти со стороны, они со стороны видят её качества в гуне страсти, они понимают, это хорошие качества. Почему? Она показывает себя так со стороны, а он с ней жил. И они разводятся. Я говорю: «Что такое у вас, вроде такая жена у тебя, ребенок, все». И он говорит: «Когда я понял, что она не разделяет моих взглядов, она прекратила для меня существовать как женщина». Т.е. мужчина перестал ей привлекаться, как женщиной. Т.е. она не вызывала у него никакого оттенка уважения, гуны страсти, или еще чего-то. Он говорит: «Во-первых, мы перестали с ней даже.., у меня никогда не возникало чувство защищать её, ни разу. Т.е. она с годами отбила во мне чувства, чтоб я её защищал. Я стал понимать, что если что-то со мной случится, она [вылезет], [неразборчиво] она все может сделать сама. Ей никто не нужен, она все знает, как надо, она полностью сама себя защищает. Это подавило во мне полностью, даже как бы всю природу, зачем я тогда вообще нужен, как бычок, который должен удовлетворять некоторые половые потребности». «Т.е. я уже себя чувствовал (он говорит), наложницей какой-то в гареме, что она меня использовала как наложницу, как мужчин иногда используют, в страсти удовлетворить, есть какая-то женщина и не больше, только для удовлетворения страсти».

00:23:22 И в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что женщина начинает рассматривать так иногда мужа, как бычка для удовлетворения половой страсти. Как быка, для того, чтоб пахал, или как мула, чтоб тяжело работал, тяжело трудился, никакого бычка, никакого быка не надо. Чтоб просто тяжело трудится. Иногда она его награждает, помните, да, как Прабхупада описывает. И женщина очень хорошо чувствует, когда надо наградить. Когда его энтузиазм спадает, уныние приходи, она ему так с барского плеча дает. И когда она дает ему чувственное наслаждение, в этот момент она, говорится, так его наслаждает, чтоб унизить его, чтобы он постоянно ощущал, что он без этого не может обойтись, что она ему предоставляет это милостиво, и он тогда всегда находится в этом состоянии зависимости, психологической зависимости, т.е. как мужчина, он полностью сломлен. Полностью. Такой мужчина никогда не подарит дорогого подарка, всегда становится трусливым и т.д. Постепенно такой человек превращается в негодяя. В негодяя. И этот человек дальше мне продолжает рассказывать, что: «Я стал терять к ней чувства, что она женщина, мне перестало нравиться, как она одевается, мне её внешность стала безразлична. Я вообще мог смотреть телевизор всю ночь, у меня никогда не возникало желания подойти её обнять, поцеловать ее. Вообще, постепенно, я погас полностью». И он говорит: «Она стала меня убеждать, поскольку она хотела каких-то взаимоотношений». Как Прабхупада говорит: «Если вы не полный импотент, вы можете что-то делать». «Она стала говорить, что я импотент. А я был всегда ей верен», - это он рассказывает. Я почему это говорю, это случай жизни, который я могу разобрать на шастрах полностью. Просто жизнь, она более реалистична, нам понятнее, как это происходит.

00:25:26 И он говорит: «Я пошел к сексопатологу, потому, что я был уверен, что я заболел, и она мне постоянно доказывала это. Когда она хотела, она говорила: «Вот смотри, сейчас у тебя ничего не получится». И у меня точно ничего не получалось. Т.е. женщина в полном невежестве. Полное… Есть женщины такого типа, невежи. И у мужчины исчезло всякое влечение, все исчезло. И он стал думать, что он заболел. И пытался запить даже от этого. Для мужчины это довольно серьезная проблема, психологическая, импотенция. Мужчина как бы ломается. Вся мужественность вроде как раз мужчины в гуне страсти, что весь смысл, его мужественность в этой половой потенции. Мы видели, как демоны, они когда очень много могут совершать половых актов, они становятся очень гордыми, сильными и они начинаю мнить себя, простите, кем? Богом. Там говорится, они начинают мнить себя Богом. Мы видим как с Дакшей это происходит. Да что с демонами, полубоги, когда они очень много занимаются этими делами, они горды, потому, что они очень успешны. Почему? Прабхупада описывает: «Что наличие резервуара половых способностей говорит об определённой благочестивости». Потому, что это потенция. Если у человека столько много потенции, значит он очень активен, очень много может сделать. Это все может перевестись в знание, в память, в определённые качества, в определённые мистические совершенства и т.д. Т.е. человек с очень активной половой потенцией обладает большим богатством. Если он это правильно использует, то он станет святым.

00:27:09 И он говорит, что: «Я потерял всякое влечение, и поскольку жена меня еще атаковала, что я импотент, мне нравились другие женщины, я вдруг стал себя чувствовать при других женщинах очень ущербным, и что-то со мной стало происходить». И вот, он повстречался с одной женщиной, т.е. он стал кем? Он говорит: «Я стал трусом, во-первых, я довольно был храбрым человеком, и раньше когда какой-то негодяй, я мог драться, я мог биться, у меня было какое-то чувство благородства, я мог кого-то защитить, через 5 лет жизни с этой женщиной я в подъезд темный боялся зайти, и не мог понять, что со мной происходит. Я боялся темных подъездов, во мне полностью погасилась мужская потенция, все эти проявления».

00:28:01 Так, сегодня я вспомнил этот афоризм, где говорится – красота, знание и добродетель и отвага без похвалы исчезает. Т.е. если за это не хвалить, все это исчезнет. Красота, знание, благотворительность и отвага, она уходит, если её не поощрять. Не поощрять если. И он говорит, что: «Во мне все это исчезло, и потом я встретил женщину, которая меня пожалела. Мне очень нравилось, у меня были к ней дружеские отношения. И как-то я поплакался ей, у нас стали такие, какие-то очень близкие, чисто платонические отношения и эта женщина за один месяц сделала меня мужчиной. Она вернула меня к жизни. За один месяц она вернула меня полностью к жизни. Я тогда понял, что проблема была во мне, что я допустил такие отношения к женщине, сам». Он не стал её осуждать, он понял, что ошибся в выборе жены, что он не должен был жениться на этой женщине, она подавила полностью все его мужские качества, а он позволил ей подавить. Почему? Потому, что сам был привязан. Из-за привязанности это происходит. Он потерял всякое достоинство мужское, она полностью подавила, сломала его. А он был привязан к её внешней форме. Из-за этой внешности продолжал с ней эти отношения, боялся потерять эту внешность, эту форму. Хотя полностью качества были проблематичны, не соответствовал качествам, и действия были, которые только уничтожали всех вокруг.

00:29:47 И сейчас он очень счастлив с другой женщиной. Очень счастлив. И на моих глазах человек изменился. Потому, что я его помню прямо в момент, когда он жил с этой женщиной. И он сказал такое выражение: «Когда я понял, что она не разделяет моих интересов, она прекратила для меня существовать как женщина». При наличии такой красоты, всего, очень красивая, очень привлекательная.

00:30:17 Итак, за всеми этими женами, несомненно, скрываются такие же мужья – нарушители общественного порядка, прелюбодеи, пьяницы и т.д., т.е. асоциальные элементы. И это несомненно, вы понимаете, такая семейная жизнь, такие женщины, они, несомненно, являются падшими, по мнению того же Арджуны. Что это они будут падшими женщинами. Он говорит: «Когда в семьях прекращают существовать традиции, религия уходит, а так себя ведут только не религиозные женщины, и это не традиционное поведение женщин, женщины, говорится, в такой семье, (Арджуна говорит) развращаются». И мы с вами вчера узнавали развращенных женщин. Воры, женщины как воры, женщины как хозяева и женщины как убийцы. Если вы помните все эти качества, это развращенные женщины. Знайте, что женщина развращенная.

00:31:11 Как бы вы её не любили, как бы она вам не нравилась, и женщина сама видя, что она соответствует вот этим всем перечисленным, если кто-то вчера слушал, может понять, что у меня проблемы, я развращенная женщина. И он говорит: «Женщины развращают и падают». И, несомненно, эти женщины, становятся матерьми. Мужчины у таких женщин тоже такие же обманщики, т.е. они все тоже низкопробные мужчины становятся в отношениях с такими женщинами. Они уже изначально вожделеющие, раз таких женщин не могут отличить, кто есть кто, чтобы притворство отличить от истинного положения. Они вступают в эти браки и именно в таких семьях, Арджуна говорит, появляются варна-самкара – нежелательное население планеты, которое раздирает общество, раздирает коррупция, все вот эти гадости и недостатки нашего общества.

00:32:08 Поэтому, семейная жизнь является огород или поставщиком обществу вот этих проблем. Поэтому так важна эта идея, важна эта концепция защиты целомудрия женщин, как фактор воспитания. Проявляется эта защита целомудрия женщин с детства, что девочку так воспитывают. Так воспитывают мальчика, что он должен уметь различать эти все вещи, дух от материи. Он должен различать дух от материи, уметь контролировать чувства. У него должны сформироваться определённый этический и нравственный статус, т.е. ценности определённые, что ценно, а что не имеет ценности. Что ценно в женщине, а что не имеет цены. Что ценно в женщине? Ее смирение, её скромность, её мягкость, ее… и вот мы перечисляли, какие качества – верность, целомудрие и т.д. Внешность играет большую роль. Обученный мужчина, он думает – внешность большую роль не играет. И мы знаем, как в народе говорили – с лица воды не пить. С лица воды не пить, т.е. наслаждаемся мы внешностью, а жить придется с качествами. Жить-то придется с качествами. Поэтому, женщины для наслаждения, это только интересует форма. В лучшем случае имя. Но, женщины для семейной жизни, это женщина, несомненно, обладающая в первую очередь и центральное [неразборчиво]ее качество.

00:33:40 Поэтому, для семейной жизни разумный человек искал качества, никогда не искал форму. И мы помним, как это выразилось в семейных взаимоотношениях Шрилы Прабхупады, когда ему нравилась одна женщина, он испытывал к ней, так называемую любовь, и отец когда узнал, то, тем более, ты не должен жениться на такой. Я тебе найду женщину с качествами. Он сказал: «Она мне не нравится». Он говорит: «Тебе не нравится форма, имя, может быть, но, у нее есть прекрасные качества, она очень обучена быть целомудренной. Она обучена, и она будет тебе веной женой, ты полностью будешь защищен и сможешь исполнить предназначение в жизни». И Прабхупада сказал: «Как же ты сможешь исполнить предназначение жизни, т.е. развиться духовно и в 50 лет оставить [ее]. И Шрила Прабхупада задумался, что да, он так был воспитан, что смысл и цель жизни в этом. И послушался отца и женился на девушке с качествами. На девушке с качествами. И Прабхупада всегда это подчеркивал, и был всю жизнь благодарен отцу, как гуру. Он был благодарен отцу всегда, потому, что отец был очень обученным человеком, также был вайшнавом. И Прабхупада сумел также исполнить миссию своей жизни. Хотя у него было пятеро детей.

00:35:02 Итак, следующее мы обсудили, я зачем это говорю, чтобы еще раз закрепить эту тему, потому, что она очень важна. Важна как раз в отношении того, что мы должны постараться. Кришна говорит: «Постарайся узнать истину». Т.е. мы стараемся использовать это знание в своей повседневной жизни. Мы стараемся развивать эти качества, женщины свои качества развивают, мужчины свои. Что это означает? Женщины работают вот над этими качествами, мужчины работают над качествами. Это значит преданность, т.е. развивает все эти аспекты, контроль чувств. Мужчина учится контролировать чувства через служение гуру и Кришне, женщина учится контролировать чувства через служение мужу. Т.е. она узнает – если у нас есть этика по отношению к гуру, мы должны тогда считать себя более низшими. То, что гуру говорит – истина, гуру нельзя вот так, гуру нельзя так, вот так нельзя, все знают? Женщина должна вот также по отношению к мужу. Муж всегда умнее, с мужем нельзя так, мужу надо кланяться, нельзя мужа на «ты» называть, знаете, да? Никогда нельзя мужа на «ты» называть. И говориться, женщина по имени не должна называть, поэтому, что это в ней побуждает чувства, развивает чувства фамильярности. Фамильярности – значит равенства. Равенства. Она всегда, говорится, должна мужа назвать прабу. Прабу. Или в лучшем варианте она называет его Лакшми Нарайна прабу. И еще хорошо, когда жена называет мужа на «вы». Еще лучше. Таковы ведические стандарты. Почему? Это сохраняет вот это благоговение и почтение.

00:36:48 Как, в России сейчас почти этого нет. Но, в маленьких народах осталось. Маму и отца все дети называют на вы. Вот, допустим, во всех бурятских, кавказских семьях, такие вот где маленькие народы есть, маленькие народы сохранились. Мать и отца называют исключительно на вы. Никогда на «ты» отца и мать не называют. И еще на вы называют старшего брата и старшую сестру. На вы называют. Т.е. он ваш родной брат, но, если он старше, вы также к нему относитесь на вы. И в таких семьях сохраняется эта традиция подчиненности, т.е. в ней легко сформировать правильные моральные качества, правильные этические ценности. Легко в таких семьях.

00:37:31 Итак, мы рассмотрели следующее, другую, промежуточную стадию. Жены как матери. Но, эти жены как матери также, они немного подавляют мужчин. Как вот, мы видим, что есть мужчины, которые очень ценят своих мам, т.е. они не совсем могут быть мужьями, но, не плохие сыновья. Не плохие сыновья, но, не могут быть хорошими мужьями. Т.е. некий такой инфантилизм. Также бывает в семейной жизни. Мужчина как ребенок себя ведет, это как раз выражается в этом термине «подкаблучник». Подкаблучник. Мама иногда очень сильно давит, подавляет, постоянно наставляет, и точно также женщина может относиться по отношению к своему мужу или партнеру. И когда человек не квалифицирован, то, когда вы общаетесь с женщиной или с мужчиной, то очень хорошо сразу видите, кто из них кто, и почему в их отношениях нет союза. Почему? Потому, что мужчину устраивают такие взаимоотношения, а женщина, почему его устраивает? Потому, что он боится. Он боится получить вторую мать. Еще и жена будет матерью. Мать ему это говорит, мать его постоянно наставляет. Но, к матери он испытывает глубокую сыновью привязанность. Он не испытывает вожделение к матери. Тут же у него противоречия, психологические противоречия начинают. И что? Он испытывает вожделения, а отношения получает те же самые. Поэтому он всегда несет в себе аспект противоречия. Поэтому, человек, мужчина, он никогда не попросит близких, серьезных отношений с теми, к кому он испытывает вожделение, но получает отношения матери. Он будет всегда бояться этого. И постепенно его гуна страсти будет гаснуть со временем, потухать, потухать. Почему? Потому, что в этих отношениях он всегда будет чувствовать себя кем? Сынишкой, да еще вступившем в половые отношения с мамой. Противоречивое чувство будет. Он может, так не будет анализировать, но это будет такое чувство. Порой мы не анализируем наши чувства, как мы сегодня утром обсуждали, никто не [неразборчиво], что это вожделение. Так ведь? Когда мы что-то испытываем, никто про себя не думает, о, вот это вожделение, сейчас я начинаю делать, это вожделение, а вожделение [вечный в ад].

00:40:06 Если бы мы так анализировали и знали это, может быть мы многого не сделали бы. Но, когда приходит вожделение, иллюзия такова, такова гуна страсти, что мы одно принимаем за другое. И мы своё вожделение принимаем за благое чувство. За очень хорошее, правильное, и, несомненно, достойное немедленного воплощения в жизнь. Также эти мужчины, приходит это чувство, это само чувство, но, оно не анализируется, и просто они занимают определённую позицию, определённую жизненную позицию. Не сомневайтесь даже в том, что я вам говорю, это факт, это научно. Вы не думайте, что это я тут своё мнение высказываю, это научно. Так и не иначе. Хотя нет исключений из правил. Но, в основном, такие исключения также являются научными. Почему? Потому, что мы можем проанализировать, значит, у человека более повышенная какая-то определённая способность существует. И он только исключителен своей лучшей стороной, но не исключителен своей худшей стороной. Т.е. есть определённые хорошие стороны, скрытые и есть скрытые негативные факторы, которые так для нас еще и не проявились. Т.е. определённые бывают фобии, мании, скрытые комплексы разные, которые человек скрывает, очень хорошо скрывает. Но, тот, кто в контакт вступает, он сразу чувствует, что у человека есть определённая ущербность. И на этом строятся все его отклонения. Вы понимаете, да, бывает какой-то определённый у нас ущерб, который нас вынуждает, даже незаметно для самих себя совершать разные другие виды отклонений, разные другие [неразборчиво].

00:41:50 Итак, значит, это как мать мы обсуждали, младшие сестры. Это немножко лучше, почему? Потому, что там появляется аспект подчинения, мать никогда не будет подчиняться ребенку. Мать не подчиняется ребенку. Мать изображает, что она подчиняется ребенку, но, мать всегда гнет только свою линию. Всегда. Она никогда не подчиняется. В прямом смысле слова. Так ведь? Мать, она как бы играет. Ой, давай, давай, хорошо. Но, она все использует только для своих целей. Младшая сестра – тут появляется уже у женщины аспект подчиненности, т.е. аспект служения. Она может принимать уже авторитет. Но, она не испытывает правильное чувство. Она как сестра, как младшая сестра. Это немножко такое странное, противоречивое. Муж как к матери относится. Сразу какое-то нарушение. Смотрите, даже психологически это сразу выглядит немножко странно. Есть уважение, есть радость какая-то, дружеские взаимоотношения и служанка. Совершенные взаимоотношения. Совершенные.

00:42:55 Итак, сегодня мы, я для чего это сказал, чтобы укрепить это, ваше понимание, и можно было как бы логично. Итак, также есть 4 типа, которые связаны с отклонениями, или как проявляются гуна благости, гуна страсти, сочетание гуны страсти с невежеством и гуны невежества. Итак, я начну с гуны благости. Я обычно начинаю с гуны невежества, а тут начну с гуны благости. Как проявляется гуна благости в типе женском? Это так – великодушие. Женщина проявляет великодушие. Великодушие. Что это означает великодушие? Что такое понятие «великая душа»? Великодушие проявляет, да, великодушие. Не сердится, т.е. отсутствие гнева, вожделения. Потому, что великодушная – поэтому отсутствие вожделения, нет гнева. Сдержана, контроль чувств. Сдержана особенно в желаниях. Каких? Во всех своих желаниях сдержана, т.е. контролирует, никогда не распускается. Сдержана в своих желаниях, спокойна, уравновешена.

00:44:24 Спокойствие – это признаки философского восприятия. Человек, только рассматривая какую-то ситуация философской, может сохранить что? Спокойствие. Когда мы беспокоимся, это значит, мы не способны философски что-то рассматривать. Поэтому, мы можем видеть, когда мы философски что-то рассматриваем, спокойные становимся, но, это 1-2 минуты. И то, какой-то такой, очень легкий [неразборчиво]. Это, помните, я вам рассказывал, есть такой моралист французский, Эрнест Фуко, и он так говорил, что: «Философия очень хорошо побеждает наши страдания прошлого и будущего, но всегда проигрывает страдания в настоящем».(смеется) Т.е. когда приходят страдания эту философию мы забываем, сейчас надо философствовать [неразборчиво], потому, что страдания побеждают философию. Почему? Это гуна страсти. Только в гуне страсти можно побеждать философию, любое событие рассмотреть. Почему? Потому, что гнев не возникает. Гнев отключает все, неудовлетворение отключает все. Поэтому Кришна говорит: «Нужно с чувственного уровня всегда подниматься, в радости и в горе ни в коем случае нельзя с чувственного уровня смотреть ни на радость, ни на горе, всегда с позиции интеллекта, т.е. с интеллектуального уровня, философски рассматривать и радость и горе».

00:45:39 Помните, как я рассказывал такой стишок: «Если счастье в доме – радуйся потише, горе бродит рядом, может и услышать». И что сделать? Заглянуть. Т.е. счастье и несчастье две сестры, они ходят рука об руку. Поэтому, если вы приглашаете одну, извините, придется принять и другую. Таково материальное бытие.

00:46:04 Итак, великодушны, не сердятся, сдержаны, спокойны, независтливы. Говорится, когда человек удовлетворяет вожделение, развивается жадность, привязанность и зависть. Когда человек удовлетворяет свои чувства зависть появляется, увеличивается зависть. «Определенные признаки вожделения, завистливых и злонравных, низших среди людей я всегда низвергаю в круговорот рождения и смерти», - помните, да, Кришна говорит это о демонизме. Демоническая природа особо определяется завистью, чтобы завидовать. И говорится, в этом материальном мире практически каждый испытывает зависть в разной степени. Зависть в благости, такая хорошая зависть, побуждающая на хорошие свершения. Есть зависть в страсти, которая ищет выгоду и есть зависть в невежестве, которая вероломна и злонравна. Злонравие – тому, кому мы завидуем, мы желаем что? Зла. Чтоб он околел, чтобы у него сгорело, чтобы он там купил…Помните, как я рассказывал [неразборчиво] Сосед купил новый Мерседес. Ночью приду тебя душить. Подпись жаба. (смех в зале) [неразборчиво] зависть задушит.

00:47:31 И все это выражается, т.е. результат всех этих качеств выражается в щедрости и в жертвоприношении, т.е. в жертве. А у женщины развивается….говорится, что женская природа это самопожертвование. Женщина всегда должна знать, что ей придется войти в огонь жертвоприношений семейный, пожертвовать собой ради семьи, ради мужа, ради детей. А муж должен думать «я должен пожертвовать свою жизнь ради высшей цели». Для него высшая цель – служение гуру и Кришне, господину, как раньше было. Называется господин, значит прабу. Прабу, говорится, может называться только человек, имеющий знание. Поэтому, никогда шудр не называли прабу. Прабу в основном были брахманы, кшатрии и вайшьи. Это высшие сословия. Высшие сословия. Одни имели знания, другие имели силу, третьи имели деньги, а четвертые – [результаты] ее. Имели руки и ноги. Поэтому, прабу, все остальные были прабу, они не должны были. Они не были прабу. Их называли крышна, черные. Говорится, шудр называли кришна. Кришна, одно из переводов слова означает черный. Тогда по отношению к любому другому объекту, даже живому существу, то это указывает на цвет. Как только это слово имеет сочетание парабраман, т.е. по отношению к истине, к абсолютной, как тут же оно означает всепривлекающий. И природа крышна состоит двух и промежуточного соединительного становится. Источник, там соединительное вечное, вторая часть на – наслаждение. Источник вечного наслаждения, поэтому всепривлекающий. Только по отношению к парабраману.

00:49:26 Итак, это значит благость, так проявляется природа женская. В страсти, с преобладание страсти, благость, помните, да, я не буду объяснять, что это обозначает. Преобладание благости, там есть немного страсти и чуть-чуть невежества. Теперь преобладание страсти, поскольку в чистом не бывает. Следующие. Великодушный, также великодушный. Если здесь в первом случае не сердится, то в этом случае не очень сердится (смеется), т.е. немножко недовольства, сердитый бывает, но, это так. Сдержанный в желаниях. Сдержанный в желаниях выражается в умеренности, т.е. немножко так, они бывают, балуются. Немножко побалуются. Но, знают, что уже со второго, по крайней мере, раза, надо останавливаться. Если эти с первого раза, или даже первого раза не дают повода, но иногда бывает первый раз, то эти со второго раза останавливаются. Не очень сердятся, не капризны. Во, новый входит термин, новое качество. Если в первом варианте даже этого слова не вводилось, зачем говорить не капризна если нет капризов, значит они, не надо указывать. То в этом, в гуне страсти есть капризы. Почему? Гуна страсти чем [неразборчиво] ? Сотни тысяч желаний, не поддающихся контролю, чувств немножко. Появляются капризы или прихоти. Прихоти. Если в первом случае они не прихотливы, у них капризов, вообще никогда не капризничают. То эти капризными становятся немножечко. Мы можем видеть как жены Кришны, 16108 кроме Рукмини, что они капризничали. Рукмини только не капризничала. Все остальные капризничали. Хотя были очень возвышенны капризы.

00:51:23 Как сразу анекдотическая история – хочу вот этого. Нет, не нравится. Посоли. Посолил. Не, не нравится. Поперчи. Помните, нет? А вот теперь сам и ешь. (смех в зале) Это прихоть. (смеется) Он все для нее старался, старался, когда уже там такая бурда вообще получилась. Неужели ты это будешь есть? Нет, ты это съешь. А то заплачет. Каприз такой. Дальше. Сдержана. Сдержана в желаниях. Могут контролировать свои желания. Завистливы. Вот. Тут появляется зависть. Гуна страсти всегда связана с завистью. Завистливы и не жертвуют. А что это означает? Они завистливы – это учитывается. Поэтому их ограничивают во многих вещах, во многих. Знают зависть, ограничивают. И они не жертвуют. Их что жертвовать? Заставляют. Их заставляют жертвовать, сами они не очень хотят жертвовать, потому, что завистливы. А с завистью всегда сочетается что? Жадность. Жадность. А почему? Потому, что они не совсем могут сдерживать свои чувства и наслаждаются. Там грех появляется. Они все-таки немножко грешат. Не без грешка. И этот грешок превращается в зависть и в жадность. Удовлетворяют свои чувства, удовлетворяют все-таки своё вожделение, это превращается в привязанность и в жадность.

00:52:56 Следующий тип. Это сочетание гуны страсти и невежества. Часто сердится. Все, великодушие исчезает. Часто сердится, капризны, жадны. И как не удивительно, не завидуют чужому счастью. Если там совсем не завидуют, то здесь подчеркивается – не завидуют чужому счастью. Не завидуют чужому счастью. И как ни странно, жертвуют. Удивительно. Удивительные качества. Нет, не по невежеству. А из желания получить больше (смеется). Пожертвовали [неразборчиво], поскольку это уже невежество проявляется, они жертвуют. Те то вроде они как бы не жертвуют, но и не жадные. Их надо просто побуждать на это. А эти уже, они жертвуют, но только из-за того, чтобы получить еще больше. Только чтобы получить что-то больше. Не завидуют чужому счастью.

00:54:10 Итак, и такие вот, тамо гуна уже такая. Тамогунные проявления. Сердится по каждому пустяку. Капризны, жадны, завидуют чужому счастью и не жертвуют, даже есил их бить. (общий смех) А? Т.е. видите, это имеется в виду наказание. Такое наказание. Бить же по-разному. Сердится по каждому пустяку. Капризны, жадны, завидуют чужому счастью и не жертвуют, даже если их наказывать (бить).

00:55:01 Итак, какие же обязанности или какие ценности, или какие предписания, правильно сказать, какие предписания помогают развить или решить проблемы в семейных взаимоотношения? Чему же учили женщин, когда они слишком проявляли вот эту смешанную природу невежества и страсти? И [неразборчиво] не хватало благости. Чему же их обучали? Проблема [неразборчиво]. Первое. Должны были обучить уважать родителей мужа и служение им. Это первое, что помогало развить, устранить вот эти качества. Уважать родителей мужа и служить им. И женщину воспитывали таким образом, что когда будет у тебя муж, или если у тебя есть уже муж, попытайся построить очень хорошие отношения с родителями. Это помогает женщине решить, т.е. служение, появляются элементы служения, а значит, эгоизм начинает уменьшаться, жертвоприношения появляется. Жертвовать [неразборчиво]. И начинается с родителей мужа, смотрите, не мужу, ни кому-то, а с родителей мужа. Это очень тонкий элемент, и вы помните, я уже рассказывал вам эту первую лекцию, помните, о родителях я говорил. И помните, с чего я начал? С отношений с родителями. С родителями. И также начинается это. Если вы уже забыли, то мы можем повторить. Что ни в коем случае нельзя вот эти все лекции слушать и применять, не выстроив тон. Надо все начать сначала. Это первое. Что? Восстановить хорошее отношение с родителями. Как мужу со своими родителями в первую очередь, а женщине в первую очередь с родителями мужа. Не со своими родителями, а в первую очередь с родителями мужа. Какие бы они не были. Хорошие отношения.

00:57:10 Что значит хорошие? Это значит – в соответствии с временем, с местом и обстоятельством. Чтобы они были удовлетворены как то. Были удовлетворены какими-то хорошими словами, каким-то поведением, не обязательно подарки, не обязательно водку покупать. Можно подарки, они оценят. Человек ценит, когда что-то дают, какое-то слово ласковое говорят, ведут себя. Итак, уважать родителей мужа и служить им. Что значит служить? Это значит делать то, что для них будет благом. И делать таким образом, чтобы они всегда не сопротивлялись этому благу. Это тоже очень важный элемент. Мы иногда служим человеку, но, он сопротивляется нашему служению. Почему? Потому, что мы не учитываем определённые формы служения. Что можно то же самого добиться, но, правильным образом. Правильным образом. Как, помните, я приводил пример, когда ребенку хотят дать лекарство, то учитывают, что надо – сладкая среда должна быть, красивый фантик, и это еще все в игровой форме надо дать. Помните, да, чтобы дать горькое лекарство. Вот, точно также женщина, она должна проявлять этот вот качество, способность учитывать вкусы того человека, которому она хочет сделать какое-то благо.

00:58:25 Целая наука. Если она хочет установить правильные взаимоотношения, измениться. Служить им. И говориться: « Служить им с чувством благодарности». Если это чувство будет отсутствовать, чувство благодарности. За что? Что у них есть такой сын, с которым я хочу продолжать семейную жизнь, хочу с ним иметь детей, хочу. И я только за то, что у них такой сын, которого я хочу, с которым бы я хотела продолжить сын, за это я им что? Благодарна. Женщины иногда этого не понимают. За что я [неразборчиво] благодарить. Или мужчины иногда так думают – чего в ней хорошего, она такая у тебя, ну и мамаша у тебя. Ты такая классная, но, мамаша твоя вообще. Да, теща. (смеется) Хочу ей подарить модель Мерседес, что бы она на нем разбилась. (общий смех) Так, это тоже очень важно. Я хотел, чтобы вы задумались.

00:59:33 Следующее, второе, обязанность жены – преклоняться перед гуру мужа. Иногда бывает, что у жены гуру и у мужа гуру, и жена говорит: «Ну ладно, твой гуру, ты своему иди гуру преклонись, я своему». Нет. Она должна в большей степени оказывать уважение гуру мужа. Для женщины это все тоже важно, тонкий момент. Не надо, конечно всем рассказывать об этом, но это рекомендуется – выказывать особое уважение гуру мужа. И преклоняться перед ним.

01:00:08 Следующее. Должна заняться самообразованием. Т.е. сама должна стремиться получить эти качества определённые, что мы говорили выше, в тех лекциях. Самообразование. Она не должна ждать, что кто-то придет, её начнет обучать, показывать, рассказывать. Нет. Она должна просто услышать о том, что, какие качества, должна начать пробовать это делать. Каждый раз у нее должен быть режим, она должна пробовать, пробовать реализовывать эти качества. Самообрзование. И говорится, что это как раз самообразование развивает признаки гуны благости, особенно самообразование, когда мы добровольно и с пониманием и с желанием действуем. Это проявление гуны благости [особенно].

01:00:54 Дальше. Хорошо отзываться о работе мужа и о его служении. Очень удивительный аспект. Всегда хорошо отзываться о работе мужа и о его служении. Всегда. Всегда хорошо. Т.е. женщина должна быть полностью довольна. Иногда бывает, что мужа сместили, да или что это, и жена: «О, то ли дело, у тебя было такое положение, а теперь уз как нам тяжело будет, ай-ай-ай». Все, она убила его. Он сам-то сбит с толку, и он всегда, мужчина ищет поддержку психологическую, особенно в близкой женщине. Она скажет: «Да это еще лучше». Она должна сказать: «Ва, теперь вообще, сколько времени, во. Теперь все это время будем шастры изучать с тобой, друг другу помогать». (смех в зале) Она должна позитивно его настраивать, позитивно – теперь ты сможешь подлечиться, то, се у психиатра (смех в зале). Она должна позитивно, т.е. дать ему позитива. Всегда. Иногда женщина начинает, да, мы уже говорили: «О, у тебя такая работа…..». Не надо. Мужчина и так думает – что у меня за работа. Еще женщина таким образом начинает подавлять.

01:02:15 Следующее. Узнать характер и вкус подчиненных и тех, кто вместе работает с мужем. Смотрите как. То же благоприятно. Это делает… в глазах мужа жена сразу начинает расти. И даже, если она не обладает какими-то другими качествами, муж только за это, видя что она так стремится ради него вот так, муж все, он считает, что у него жена золото. Видите, какие тонкости. Итак – хорошо отзываться о работе, узнать характер и вкусы подчиненных и тех, кто вмести работает с мужем или слуг. Следующее – и относиться к ним с уважением и почтением, т.е. никогда, ни при каких обстоятельствах не говорить об их недостатках, и не дай Бог их критиковать, т.е. его сослуживцев или с теми, кто. Потому, что тогда муж, он иногда от своей, какой-то определённой природы начинает подкритиковывать начальство или своих сослуживцев. Если жена начинает помогать ему в этом качестве, муж становится также безнравственным. Жена должна: «Да ничего, нормально, ты чего это, ничего, все будет хорошо». Она должна позитивно, всегда позитивно, всегда уважительно, особенно к тем, кого он уважает и с кем он служит. Она может, женщина сразу видеть, что у него есть отношения, она должна поддерживать, всегда в нем поддерживать то настроение, корректировать, в котором он находится. Никогда не говорить. А то женщины иногда – с этим дружи, с этим не дружи – свои начинает коррективы вносить, этот такой, этот сякой. Это тоже помогает женщине поднимать свой уровень и сразу завоевывать уважение мужа.

01:04:10 И следующие, следующий пункт – это бережно относиться к доходам мужа и не тратить много на себя и на пустяки. Это тоже очень важный аспект, мы вчера его затронули частично, но это обязанность женщины – развивать ее. Бережно относиться, особенно не к своим доходам, не надо думать, что доходы мужа – это мои доходы. Женщина не должна так тоже думать. Или мужчина иногда, он тоже думает, если жена получает, то это мои доходы. Нет. Бережно относиться к доходам друг друга, особенно женщина, поскольку ей главенствующая роль уделяется – она должна очень бережно относиться к доходам мужа. Никогда, говориться, женщина не должна попрекать мужа в том, что он очень мало получает, что он бесполезный – мы уже это обсуждали, помните, да. Ни одно слово, ни в коем случае, все, мужа вы уничтожите сразу. Ваш муж потеряет много разных качеств только из-за того, что вы говорите вот такие вещи. Он потеряет дух героя, дух война, все, будет развалина, руины будут одни. И говориться – много не тратить на себя и на пустяки. Что это означает? Иногда женщина покупает всякие безделушки, муж говорит: «А это зачем?» И женщина начинает доказывать, что это очень важно, как это сочетается с её глазами, сочетается со штукатуркой, как это сочетается с солнцем, которое приходит на 2 минуты каждую неделю, и что-то еще, очень много, какие-то вазочки. Он видит, что она просто расточительная, и в этом, говорится, проявляется, что она не уважает его доходы. Когда женщина не уважает доходы мужа, это признаки того, что она склонна к измене. Говорится, что когда можно видеть расточительность женщины, то значит, женщина не любит, а просто эксплуатирует, и она, значит, склонна к измене, может изменять, тайно.

01:06:12 Так, на сегодня закончим, пожалуйста, может быть есть у кого-то какие вопросы? Потому я постараюсь раскрыть аспекты, что с мужчинами происходит, более глубже. Я итак очень часто [об этом говорю], но не хотелось бы на этом смаковать. Почему? Потому, что мужчины слушая о своих недостатках, иногда развивают такую большую проблему, т.е. поскольку гуны благости не хватает, они потом, выслушав все это, во всем начинают что? Обвинять женщин. Во всем. Я этого не хотел, поэтому, не стараюсь заострять на этом. Или уже у них просто по карме какие-нибудь проблемы, они : «О, ваш Нарайна [неразборчиво] все из-за тебя». Если вы щедрым, мудрым и храбрым – женились и стали глупым, жадным и трусливым – тогда факт, это ваша жена постаралась. Но, если вы были тупым, жадным и трусливым – женились, и им же остаетесь, то ваша жена здесь не причем.(смеется) Поэтому, я хотел бы это тоже подчеркнуть. Ваша жена тут вообще никакой..надо еще ей памятник поставить, что она вас такого взяла и еще хранит вас, поддерживает вас, что вы, по крайней мере не стали хуже (смеется), что вы не сидите [неразборчиво]. С такими качествами она вас все-таки, как то вас защищает при этом. А если как бы вас не было, а если у вас это было, это подавляется как бы. Так же здесь не маловажную роль сыграли наши семьи, в которых мы также воспитывались.

01:08:00 Если вы помните я, в частности давал маленький семинар по чакрам. Воспитание это карма, и в ней виноваты наши родители, виноваты мы. Но, если в детстве мы не соображаем, как вылезти, то сейчас мы все соображаем. Сейчас мы можем быть полностью ответственны, с 14 лет человек принимает ответственность, вы знаете, да. Во вселенной есть закон – до 14 лет он слабую форму ответственности несет, почти без ответа, почти, но несет до 14 лет. Провозглашено Ямараджем [неразборчиво] – до 14 лет он сильно не наказывает. Но, с 14 лет человек полностью что, вам 15 лет исполнилосль, что 40 летний, что 15 летний, все, уже все реакции в полной мере. До 14 лет вся вселенная контролирует вас – куда слабее, им тоже бы хотелось, чтобы не получился этот перекос, что человек был таким и теперь как бы обвиняет, что он…Другой вопрос, что он может измениться. Конечно же, роль жены в этом отношении была бы очень полезной. Если просто взять, даже не его воспитывать, а жену воспитать, и она его сделает более возвышенной личностью. Это факт. Женщины, поэтому, помните, я объяснял, женщины обладают такой силой и таким отсутствием разума, что они, серьезно, они даже не понимают, потому, что у них в обратном направлении работает эта сила. Что если эту силу в знании использовать, то они наделены природой такой силой, что их мужчина из труса и негодяя превращается в [неразборчиво] героя-мудреца. Прабхупада говорит: «Женщины очень много могут подтолкнуть нас». Поэтому Прабхупада говорил: « Я разрешил западным преданным жить вместе с женщиной, т.е. где-то в одном помещении, часто встречаться и все». Почему? Потому, что женщина – мощный двигатель. Если женщинам дать ценности, они могут побуждать этих западных мужчин, что они [неразборчиво]. Но, как только появляется, помните, да, сложнее силы, трясет гривой игриво, особливо колко, когда рядом особа кобылка (смеется) [неразборчиво] силы – это значит старый и ничего не могущий. Даже он начинает скакать. Кобылка – это значит не кобыла, не кляча, а молодая и способная, даже он начинает скакать (смеется), как старый отставной майор.

01:10:29 Помните, я вам рассказывал про отставного майора историю с басней. Не басня, вернее, историю такую. Помните, да? Не помните? Это к семейной жизни. [неразборчиво] на этом закончим. Жил был один чиж. И он был войном, кшатрием. И он всю жизнь отдал на поле сражений изучению тактико-технических характеристик военных всевозможных. Закончил академию. Но, был неудачник, потому, что был горяч. Он не очень хорошо контачил с руководством и был майором в полном смысле этого слова, был весь в орденах, изранен, прошел многие войны, фронта. И очень большая зарплата у него была. Очень большая зарплата. Но, поскольку он был на содержании армии, он её никуда не тратил, а отпуски были такие короткие, что даже не успевал потратить. И у него за время его службы скопился достаточный капитал. И вот, его отправляют в отставку. Старый воин, изранен, который был [неразборчиво] всяким штучкам. И этот чиж, майор отставной еще более менее, такой, отошедший, а по [имя службы] такой. И он решил задуматься о себе. Вот, все, я долг, долг выше чувств, долг исполнил, теперь надо было позаботиться о чувствах. И он немножко в своем развитии затормозился. Он думает – я такой же молодой, тело то уже все изранено, нога скрипит, как в фильме, помните – О, Дон народа, я солдат, - (смеется), вот что-то такое. Вот что-то такое. (смеется) В каком он положении был. Далее, старый солдат, вот он тоже немножко в таком же положении был.

01:12:19 И он стал искать себе подругу жизни. И он на войне немножко, так сказать, очугунел. И он увидел одну, молодую, красивую, канарейку. Очень красивую. И он подумал – ну, я бы со своей доблестью, да со своими отвагами, да всем остальным, со своим опытом, и эта прекрасная девушка будет наградой мне, несомненно. А она была такой веселой, все время в обществе, всем нравилась, балы, фестивали, маха киртаны (смех в зале), наряды. И всегда в центре. Знаете, так, мне напоминало, когда я читал эту историю, она мне напомнила, как Наташа Ростова – всегда в центре, такая целомудренная, такая всеми привлекаемая, читая такая, все такое, бегает, ха-ха, хи-хи. А родители были старыми чиновниками, и уже такие. Дочка так себя вела, что они хотели все как бы лучше, лучше, её надо замуж отдать. И они очень большие суммы тратили на её наряды, на вот эти все фестивали, туда-сюда. Все хотели показаться, чтобы её быстрее [неразборчиво] и отойти на покой. А у отца была неудача, много, мать уже была старая тоже, были векселя, счета не оплаченные. И они были все в долгах. Но, доча, она как бы особо не понимает, и сын это тоже не понимает, доча тем более ничего не соображала. И бегала, выкрутасничала, и этот майор, он подумал – да, надо её наверняка, как раз для меня, как очередная награда, орден. Мой орден бегает.

01:14:05 И он обратился к родителям. Родители сначала смотрят – он как бы не совсем новый (общий смех), б/у, но, так косметический ремонт сделанный неплохой, все вроде как, посвистывает при дыхании, прошепетывает при разговоре, поскрипывает при ходьбе (общий смех), и они вроде как сначала в отказ. Что это такое – дышит – свист, [неразборчиво], челюсть где-то свернута была, в каком-то бою, в каком-то сражении, где-то там, на Кулековском поле (общий смех), там какой-то чулумбей в челюсть ударил палицей. И он стал говорить: «Я, по крайней мере, могу обеспечить вашу дочь». И как только он это проговорил, отец сказал: «Вы мне сразу понравились». Так он сразу его в комнату ввел, мать тоже подумала – ну, у нас такие долги, и думает, ну что, все равно, он может быть, долго не протянет, (смеется) хоть дочь будет при деньгах. И они выяснили, что у него достаточно крупные суммы есть и он достаточно бережлив, мудр и на самом деле герой. На самом деле, особенно по сумме они определили, что он герой (смех в зале). Там были очень хорошие [неразборчиво], хороший парень, заработал сколько денег, ух, какой хороший парень. Ничего, ничего, нормальный парняга. Они такие же. И сыграли свадьбу. Эта канарейка, она, конечно, не хотела, отбивалась. Но, отец сказал: «Дура, ты что». Там..все, начали кричать, как в фильме, помните, про солдата. Король там все дочке говорит: «Все, уходим наружу». Дерево [неразборчиво] подарил солдат, дерево [неразборчиво], старая сказка [неразборчиво]. Вот, примерно также. Отец наехал на дочь, и дочь была вынуждена, она сидела за столом, все пили, ели. Отставной майор, этот её муж, он конечно гордился, что опять очередную победу совершил под Аустерлицем. А естественно кто пришел – его друзья погибли, старики, пенсионеры туда-сюда, там пришло пару, у кого крыла, у кого клюв, полклюва, у кого один глаз. А в основном пришли все эти. Почему? Потому, что она хотела пышную свадьбу. Она хотела пышную свадьбу. Родители поназвали всяких своих, чтобы замазать свои дела и очень большая сумма ушла на свадьбу, огромная сумма. Но, для [счастья] ничего денег не жалко.

01:16:44 Но, ей то с ним не интересно. И вот, как-то они легли в первую брачную ночь. Он начал ей рассказывать о своих ранах (смеется). Ей было сначала интересно, какой дед, очень знаменитый (смех в зале). Там была еще одна такая вещь, я упустил. Когда он предложил руку и сердце, у ней была экономка. У ней была экономка хромая. Хромая. Кем же она была-то? По-моему, она тоже была канарейка, но она была старая, хромая и на один глаз слепа. Об одной ноге, об одном глазе. И она подошла к этому майору и сказала: «Майор, ты что делаешь, зачем тебе молодая канарейка, выходи за меня замуж, будешь как у Христа за пазухой». Майор на неё посмотрел, увидел, что он сам не новый, б/ушный, она б/ушная, хромая, да еще без глаза об одной ноге, об одном глазе. И вполне вероятно об одной извилине, он так [подумал] (смех в зале). Что если мы видим внешность, то мы сразу выделяем качества, он так же это сделал. Майор есть майор (общий смех). И он отказал. И вот, в первую брачную ночь он чего-то такое рассказывал, рассказывал, рассказывал, но, поскольку давление, сами знаете, гипертония, [неразборчиво], газы (смех в зале), и он отошел ко сну. Но, тут, ночью прилетели молодые гусары, которые раньше с ней дружили и говорят: «Ну чего ты, давай, полетели там, туда-сюда». И она тихонько оделась, раз и упорхнула и наслаждаться. Теперь у нее уже деньги, все, счет, чековая книжка, все. И она давай кутить с горя уже, что было само ощущение, что она теперь со стариком, но хоть деньги появились. И она давай кутить, наслаждаться. И он ждет – её нет неделю, нет две, то она забежит, переоденется, клюнет его, чмокнет в лоб, как покойника. Не как жена, а в лоб как покойника. Когда вас женщина в лоб целует, странно (общий смех). Это уже какое-то знамение (общий смех). И вот, вся их сексуальная жизнь ознаменовывалась поцелуями в лоб, больше ласк особых не было. Он только…., она в лоб и дальше на поминки (общий смех).

01:19:24 Итак, она растратила все его средства. Все. Он ревновал, жутко ревновал, за шпагу хватался. Но, молодые были – ладно, [неразборчиво], что вы, мы же друзья. Он говорит: «Ну-ка сюда». И они начали скандалить, скандалы постоянно, она начала дергаться, а еще в процессе уменьшения денег на счету она все больше стала видеть в нем недостатков, уже и поцелуев в лоб не было, уже были плевки в физиономию. Но, он то был человеком чести. Ну как же так, ты что позоришь, родителей позоришь. Но, она продолжала вести такой образ жизни. И как-то она улетела с молодыми гусарами, и больше не вернулась. И он так загрузился, так затосковал. Пришла зима. И он от тоски даже не смог улететь на юг. От тоски силы кончались. Потому, что вы знаете, когда кто-то тоскует, силы покидают. Когда вы в чем-то неудачливы, вас силы начинают покидать. Прана уходит. Он стал быстро стареть. Он перезимовал зиму. Зима была ужасной, она все выкачала с него, денег не было, здоровья не было, одни эти ордена. Ордена он тоже где-то там заложил за рис, за [неразборчиво], за шелк, за йогурт, за гхи, за четки (смеется), за книги отдал в общем (общий смех). И книги как-то ему помогали тоску разгонять, они усыпляли его бдительность. Ничего не оставалось делать. И вот он уже старый весь. За год он сильно состарился, еще лет на сорок. И он как-то весной вышел из этого дупла своего и подлетел, какой-то там ручей. И он сели и стал свой старый [неразборчиво] греть на солнце, такой весь потрепанный, грязный, бич, короче говоря (смех в зале). И вдруг он увидел – какая-то бечевка, прилетела какая-то бечевка, тоже села, начала мыться, грязная такая. И он так на неё поглядел, ну, что-то такое знакомое. О Господи, о Кришна, это же моя жена. Как посмотрел. И она так посмотрела на него: «О, это вы?». Он: «А это вы?» Что с вами стало? Вы же были такая молодая. Она: «Ой, не говорите, эти мужчины, обманщики, сволочи». И она начала говорить, говорить, говорить – вы все сволочи, вы все подлецы. О, какая я была дура, что вас оставила. А у неё, окажется не было уже не дупла, ни чего. Родители давно умерли, она таскалась, таскалась, вся была уже потрепанная, то же вся была б/ушная в кубе. И то, уже не хотелось, от нее дурно пахло, она облысела, перья пообщипались, цвет потерялся, румянец исчез и все такое. Оджас ушел, ни на чем сконцентрироваться не может, зависает при каждом слове (смех в зале), тормозит (общий смех). Она с ним сравнялась по всем качествам. Сравнялась. И он так на неё смотрит и думает – Боже мой, и это я любил, и на это я потратил все деньги.

01:22:51 Но это чувство одиночества, [такие] ужасные и для нее чувство одиночества было точно так же ужасным. И они так сели, друг на друга смотрели. И тут запах исходил такой, когда от одной мысли близости (смех в зале) [неразборчиво] клюва. Глядя друг на друга они такой реализации достигли (смех в зале) Ямуна Ачарья (смех в зале), что при одной мысли о близости у обоих кривился рот и они сплевывали (общий смех). И он сказал ей: «Ну, может продолжим жизнь, ты одна и такая, в общем-то..». Она говорит: «Сам такой». Он говорит: «Так вот я и о том же, но, по крайней мере мы друг друга знаем, давай как-то последние дни до коротаем, доживем». И они стали жить вместе. Но счастье так и не поселилось в их доме. И он часто вспоминал ту старую канарейку об одной ноги и об одном глазе и думал – несомненно, с ней я был бы как у Христа за пазухой. И последняя его мысль перед смертью была – дурак я, дурак. Вот такая семейная история. Хааре Кришна. Хааре Кришна. «Бхагават-гита» [класс] ки! Джай!

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 22 декабря 2011