Глава 15. Высшее Существо
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:11 Всевышний сказал: Писания гласят, что вещественный мир подобен баньяновому дереву, корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это дерево существует вечно, хотя и живёт не долго. Его листья – ведические изречения. Зная, как устроено это дерево, человек постигает смысл священных писаний.
00:00:39 Разъяснение: Корни окружающего мира берут начало в не материальном мире – в обители Всевышнего. Это дерево произрастает от Всевышнего, а следовательно удаляется от него. Ветви, растущие вниз, означают, чем больше душа действует из корыстных побуждений, тем в более низкие формы жизни она опускается.
00:01:07 В Ведах это дерево называется Ашвадха - эфемерное, или буквально – то, что не доживёт до завтра. При этом оно вечно, поскольку вырастает всякий раз, когда души, частицы сознания, начинают действовать ради собственной выгоды. То есть заново выстраивать цепь причин и следствий – карму. Листья на этом дереве олицетворяют собой последствия действия, описанные в разделе Вед, под название Карма-Канда. В Ведах также объясняется, что до тех пор, пока живые существа действуют из корыстных побуждений, дерево будет расти и плодоносить. Другими словами, хотя материальный мир произрастает из вечной иллюзии – Майи, он недолговечен.
00:02:08 И хотя живые существа растят и питают этот мир своей деятельностью, они могут упорядочить эту деятельность с помощью Вед – срубить это дерево под корень, и вырваться из его цепких ветвей. В Шримад Бхагаватам говорится: Хотя в Ведах объясняется, что такое действие, бездействие и запрещенное действие, истинный смысл этих понятий остается недоступен даже великим мудрецам, поскольку, в образе Вед в материальный мир приходит Сам Безграничный Господь. Истинный смысл писаний скрыт за пышным языком и красивыми изречениями.
00:02:56 Для того, чтобы обуздать своих чад и направить на путь истинный, Господь цветистым языком живописует райские наслаждения, и обещает их взамен благочестивой деятельности, подобно тому, как заботливый родитель дает больному ребенку лекарство, в виде сладкого леденца.
Заманивая своих детей в рай, Всевышний побуждает их отказаться сначала от греховной деятельности, а затем от мирской деятельности вообще.
Итак, дерево материального мира вечно, поскольку произрастает из вечной энергии Бога, и временно, поскольку высыхает, как только живые существа перестают действовать, либо по собственной воле, пожелав вернуться в обитель Всевышнего, либо против неё, во время всемирного уничтожения. Конец разъяснения
00:04:02 Стих 2. Некоторые его верви растут вверх, в миры небожителей, некоторые вниз, в миры людей, животных и ещё более низких существ. Его побеги, три состояния иллюзии - материи и объекты чувств – звук, запах, поверхность, вкус, цвет. У этого дерева есть корни, закрепившиеся внутри, в мире людей, занятых корыстной деятельностью.
Разъяснение: Вечный и временный материальный мир населяют бесчисленные частицы сознания. Одни находятся в состоянии просветления, обитают в высших его сферах и мыслят себя богами. Другие находятся в состояниях возбуждения и помрачения, живут в низших мирах, в оболочках людей, животных, деревьев, примитивных существ.
00:05:08 Объекты чувств – звук, запах, поверхность, вкус и цвет олицетворяют собой молодые побеги на ветвях деревьев материального мира, поскольку они ни что иное, как видоизменившиеся пять основных стихий – земля, вода, огонь, воздух и пространство, которое возникает в индивидуальном сознании, когда ему требуется поле деятельности. Хотя основные корни дерева материального мира уходят вверх, некоторые из его ветвей становятся корнями и прирастают к почве человеческого общества, занятого корыстной деятельностью. Это означает, что желание людей наслаждаться плодами своего труда становится ещё одной причиной или корнем дерева материального мира. Конец разъяснения.
00:06:13 Стих 3 и далее. Глазами человека невозможно видеть это опрокинутое вниз дерево. Без помощи писаний людям не дано понять, откуда оно растет, как развивается и на чем держится. Но в общении со святыми, душа получает в руки острый меч отречения, срубает дерево иллюзорного существования, пустившее корни отвращения ко Всевышнему и переходит на иной уровень бытия, откуда нет возврата к недолговечной жизни, прерываемой смертью. Там она находит убежище у стоп Господа и предается Ему с молитвой: Я вручаю себя Изначальному существу, моему повелителю, из чьей иллюзии произрастает вечное дерево призрачного мира.
00:07:17 Кто порвал с суетной жизнью и её страстями, отказался от общества порочных людей, кто остается невозмутимым в радости и горе, понимая, что это две стороны одной иллюзии, кто избавился от похоти и невежества и мыслит себя частью вечного мира, тот возвращается в мою обитель – в наивысшее место предназначения души. Тот, кого Я забираю в свою высшую обитель, больше не возвращается в этот мрачный мир, где все временно. В отличие от призрачного мира, моя высшая обитель не освещается луной, солнцем или иным источником света, поскольку сама лучезарна.
00:08:13 Сознание, душа – часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой. Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи – иллюзии, то есть другой моей силы. Сознание также получает в распоряжение грубое тело и оживляет его чувствами. Покидая тело, оно забирает с собой чувства и переносит в следующее тело, подобно тому, как воздух переносит аромат цветка. Обретя органы чувств – уши, глаза, кожу, язык и нос, частица сознания пытается наслаждаться объектами чувств – звуком, цветом, поверхностью, вкусом и запахом.
00:09:14 Глупцы не видят, как сознание живёт в теле, как покидает его, как наслаждается объектами чувств. Однако тот, кто прозрел и смотрит на мир глазами мудрости, видит сознание внутри тела и то, как оно взаимодействует с внешним миром и как переходит из одного тела в другое. Погрузившись внутрь себя, любой может увидеть сознание - душу. Но глупцы, обитающие во внешнем мире и оскверненные похотью, не способны увидеть его, как бы не старались. Я излучаю сияние, которое в бренном мире воспринимается как солнечный свет. Огонь и свет луны – это отражение света солнца.
00:10:12 В Виде солнца Я проникаю в почву земли и поддерживаю её обитателей. В облике луны Я питаю злаки. Входя в тело живого существа в виде нисходящего и восходящего воздушных потоков, Я становлюсь его пищеварительной силой и сжигаю четыре вида пищи. Как мировая душа – всех сознание, Я присутствую внутри каждой души, сознания, наделяю её памятью и знанием или лишаю памяти и знания, в зависимости от её поступков. Я приношу в этот мир знание в виде священных писаний и объясняю их подлинный смысл. Цель любого знания – постичь Меня. Есть два вида сознательных существ: те, что подвержены иллюзии и те, что не подвержены.
00:11:12 В этом мире все, от создателя вселенной до низшей твари подвержены иллюзии, поскольку не понимают истинной цели, ради которой существуют. Не подвержены иллюзии и пороку лишь те, кто открыл свою изначальную природу слуги, кто понял, что он существует лишь для того, чтобы служить Безусловной Красоте. Они предаются играм со мной в моей вечной обители. Я высшее существо, не отношусь ни к тем, кто видит истину, ни к тем, кто пребывает в иллюзии.
00:12:15 Я Безусловная Красота, стою над всяким сознанием, и повелеваю всем сущим. Присутствуя в каждой точке бытия, Я поддерживаю жизнь во всех душах. Я – Безусловная Красота – выше всякого вида сознания, подверженного и неподверженного иллюзии, порочного и непорочного. Поэтому священные писания называют Меня высшим существом, Пурушоттамой. Кто понимает, что благодаря Мне, Безусловной Красоте существует все и вся, а сам Я вне своего творения, предаюсь блаженным играм со своими спутниками, тот обладает совершенным знанием. Такую душу Я допускаю в своё общество и позволяю иметь со мной личные отношения.
Теперь, Арджуна, когда Я тебе открыл тебе тайну всех писаний, ты можешь осуществить своё предназначение, как это сделали многие души, с праведным нравом.