Разница между лидером и менеджером

Маяпур - 08 февраля 2010
Лидер должен следовать шастре. Разница между формой и сутью. Вступительный стих Чатуршлоки. Чатуршлока. Текст первый. Мы должны научиться видеть всё в связи с Кришной. Майавада в жизни преданных. Что означает «обожествление». Второй стих Чатуршлоки. Третий стих Чатуршлоки. Возвышение над уровнем Брахмана. Разница между менеджером и лидером. Четвертый стих Чатуршлоки. Прямо и косвенно.
Неизвестно для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:08:36 | качество: mp3 64kB/s 31 Mb | прослушано: 242 | скачано: 208 | избрано: 11
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Лидер должен следовать шастре

00:00:00 Итак в качестве вступления мы прочитаем цитату Шрилы Прабхупады из комментария к стиху Бхагавад Гиты 3.21:

00:00:11 Человек, который берется учить других, должен следовать предписаниям шастр (священных писаний). Он не имеет права устанавливать собственные правила, противоречащие указаниям писаний, таких как «Ману-самхита», которые являются сводами законов для всего человечества.

00:00:24 Поэтому наставления лидеров общества должны основываться на предписаниях шастр. Человек, стремящийся к совершенству, обязан следовать правилам, которым следовали великие наставники.

00:00:38 В «Шримад-Бхагаватам» тоже сказано, что каждый должен идти по стопам великих преданных – только так можно достичь духовного совершенства.

00:00:48 Царь или глава государства, отец и школьный учитель являются наставниками по самому своему положению.

00:00:58 На каждом из них лежит огромная ответственность за судьбу своих подопечных, поэтому они должны хорошо знать основные священные писания, в которых изложены законы нравственности и духовной жизни.

Разница между формой и сутью

00:01:12 Таков ведический подход к концепции менеджмента. Мы всегда должны помнить, что менеджмент – это инструмент, который мы используем в служении Кришне.

00:01:33 Сам по себе менеджмент не является служением. Как например, когда вы готовите, вы используете горшки и кастрюли, используете ножи. Но это само по себе не является приготовлением пищи. Приготовление – это что-то другое.

00:01:51 Менеджмент, руководство – всё это очень и очень важные инструменты, которые мы используем так же, как ножи и кастрюли, и без них очень трудно что-то приготовить. Хотя хороший повар может приготовить и без них, и в любом случае он сделает свою работу превосходно.

00:02:12 Мы должны проникнуть сквозь то, что является формой менеджмента в то, что является самим сердцем менеджмента. Что на самом деле заставляет менеджмент работать. И это Сознание Бога.

00:02:29 И мы не должны говорить «Окей, да, Хари Бол» – речь не идет о подобных сентиментах, мы здесь говорим о науке. И мы говорим о самой сути науки. Эта наука сознания Бога может быть применена практически везде.

00:02:47 И это то, о чем собственно сегодняшняя дискуссия. Где и как применить писания, как их совместить с нашей ежедневной рутиной. А иначе тенденция такая, что у нас есть писания и замечательная философия, и всякие вещи, которые нас вдохновляют, и то, и это, но ещё у нас есть «реальная» жизнь и «практический» менеджмент.

00:03:10 И мы можем даже слышать что-то подобное, что-то с таким подтекстом: что вот это всё, конечно, хорошо, но есть то, что реально работает.

00:03:25 Это то же самое, как сказать: «Приготовление пищи – это, конечно, мило, но качественные кастрюли и сковородки, и этот набор керамических ножей, который я только что купил, и эта столешница из натурального дерева – вот это реально круто».

00:03:38 Ну, на кого-то, кто «в теме», это и впрямь произведёт впечатление. Все эти ваши кастрюли от Джейми Оливера (Jamie Oliver - известный британский шеф-повар) и всё остально, что у вас есть. Но, в действительности, что реально имеет значение, так это умение готовить.

00:03:56 Хороший повар будет готовить хорошо независимо от того, есть ли у него хорошие условия или их нет. Но если кто-то не является поваром, то даже, если вы ему дадите всё это – ему это никак не поможет. Если кто-то не умеет водить машину, вы дадите ему Феррари, а он всё равно не сможет ездить на ней. Это важный момент.

00:04:15 Итак, мы видим здесь Шрила Прабхупада говорит, что лидерство основывается на авторитетных писаниях. Это должно быть фундаментом. Ману Самхита, Артха-шастра, Нити-шастра, Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гита – это те писания, которые делают человека настоящим лидером.

00:04:36 Необходимо помнить, чем мы руководим. Мы руководим духовным обществом. Это означает, что сами лидеры должны быть духовными.

00:04:46 Лидер не духовен? Хорошо, тогда он может находиться под руководством кого-то, кто духовен. Кто-то, кто не является духовным, никогда не сможет вести духовное общество.

00:04:55 Даже не думайте, что благодаря хорошим менеджерам можно добиться чего бы то ни было, в особенности, когда речь идет о духовном обществе. Это очень важно. Это очень-очень важно.

00:05:08 Итак. Если человек – лидер, это означает, что он разумен. Обычный человек всегда идет по самому легкому пути, либо, он выбирает трудный путь под влиянием каких-то своих эмоций и привязанностей. Но для него это тот путь, по которому этому человеку идти легче всего. Его эмоции движутся в этом направлении, и он движется вместе с ними.

00:05:31 Лидерство означает, что вы должны знать, что вы делаете, и следовать по этому пути руководствуясь разумом. Это значит, что вы должны думать, вы должны знать, вы должны учиться.

00:05:44 Итак, лидер – это тот, кто учит. В особенности в духовном обществе. Это означает, что вы являетесь учителем до тех пор, пока вы учитесь.

00:05:54 В тот момент, когда вы перестаете учиться, это тот момент, когда вы перестаете быть лидером. Это перестает работать. Жизнь происходит из жизни. Лидерство в духовной сфере исходит из кого-то, кто прогрессирует духовно. Это должно быть центром внимания.

00:06:17 Как в семье. Отношения между членами семьи – это важный элемент. Потом они моют посуду, убирают в доме, зарабатывают деньги, платят кредиты, чинят крышу. Это всё детали. Но отношения между членами семьи – это то, что является основой.

00:06:39 Другой момент это условия. Необходимо понимать разницу между действующим элементом и условиями. Современное общество не хочет разделять эти вещи. Потому что вы должны думать, что вам нужны условия. Вы не можете продавать отношения.

00:07:02 Я не могу выйти на улицу и заработать миллиарды долларов на отношениях. Правильно? Муж и жена имеют прекрасные отношения друг между другом, они имеют чудесные отношения со своими детьми, у них прекрасные отношения с соседями.

00:07:19 Вы не можете продать это, вы не можете заработать на этом деньги. Конечно, кто-то может пытаться. Но это не работает. Вы можете продавать вещи.

00:07:26 Я могу продать вам дома и айпады, и машины, и другие подобные вещи, которые являются условиями для семейных отношений.

00:07:38 Вот почему лидер должен уметь проводить различия между двумя этими понятиями. Если он не умеет различать, то это не лидер, а обычный человек.

00:07:49 Обычный человек не понимает разницы, так как он считает, что без дома у него не может быть взаимоотношений. Нет, отношения работают независимо от того, есть у вас дом или нет.

00:08:02 Конечно, когда у вас есть дом, тогда становится легче строить отношения. Это удобное место, оно безопасно, оно стабильно, оно надежно.

00:08:13 И важно понимать, что сознание Кришны учит именно отношениям. Кто-то говорит, что сознание Кришны – это философия. Но это не просто философия, это философия отношений. Всё основывается на том, что мы слуги Бога и мы служим Богу, так мы развиваем любовь к Богу.

00:08:34 Что это? Это отношения. Не что-то другое. Даже здесь, когда мы говорим о менеджменте в духовной сфере, мы должны быть способны разделять, с одной стороны, условия и средства, а с другой, само сознание Кришны.

00:08:54 В противном случае мы можем совершить эту ошибку, мы будем думать: о, мы хотим проповедовать, поэтому нам нужен такой большой красивый богато украшенный храм, и тогда все вдохновятся.

00:09:05 Верите или нет, но я не думаю, что в 80-х кто-то приходил в Лос-Анджелесский храм из-за того, что там стены были покрыты ониксом. Я очень сомневаюсь, что люди в Лос-Анджелесе, идя по улице, думали: «о, мы должны пойти в храм, ведь там на стены из оникса».

00:09:25 Понимаете? Но если там хорошая атмосфера, люди привлекаются этим, а красивый храм делает это всё ещё более привлекательным. Если у вас хорошие отношения, а также хорошие условия – это суммируется.

00:09:39 Итак, это важно. Но вы должны уметь различать. В противном случае, я много путешествую, и я видел много храмов, в которых есть очень хорошие условия, на зачастую там Божеств больше, чем преданных.

00:09:58 Почему? Потому что там ничего не происходит. Условия – это потенциал для того, чтобы что-то происходило, но вы должны сами что-то делать. Это и есть лидерство.

00:10:12 Лидерство означает, что благодаря вам всё происходит. Вы все сидите здесь, ну разве что если вы не пришли сюда потому, что вам больше нечем было заняться, вы пришли сюда с целью понять ведическую концепцию менеджмента.

00:10:29 Это означает, что у вас есть потенциал, либо вы уже это делаете. Главная мысль в том, что вы должны действовать. Лидер это тот, кто делает. Лидер – это тот, кто делает что-то, а остальные преданные как-то отвечают на это.

00:10:48 Если вы ничего не делаете, они ничего не ответят. Если в храме ничего не происходит, это означает, что лидер ничего не делает, чтобы там что-то происходило.

00:11:00 Я уверен, что если вы проверите, вы увидите, что с банковскими счетами всё хорошо, хорошая система управления, хорошее место, иерархия выстроена, есть несколько самоотверженных преданных, в храме четкий распорядок, индусы приходят и жертвуют деньги, это всё происходит.

00:11:15 Но кроме этого ничего более. Почему? Потому что лидер не предпринимает никаких активных действий. Он думает: «я создал условия, это и есть сознание Кришны».

00:11:32 Это не так, что ваши четки – это ваша джапа. Четки это то, на чем вы повторяете свою джапу. Технически повторение джапы не зависит от ваших четок. Вы можете просто повторять. Конечно, если у вас будут четки с Радха-кунды и ещё что-то такое – это может вдохновить вас. Но всё это ради воспевания.

Вступительный стих Чатуршлоки

00:12:04 Итак перейдем к Чатуршлоке. Чатуршлока начинается со Шримад Бхагаватам 2.9.33, но мы начнем читать с 32-ого стиха.

00:12:26 «Пусть же в тебе пробудится знание обо Мне, и по Моей беспричинной милости тебе откроется Моя истинная вечная форма и Мое трансцендентное бытие, цвет, качества и деяния»

00:12:41 Из этих слов, которые Господь говорит Брахме, мы можем понять, что всё это будет проявлено по милости Господа. Мы всегда должны помнить, что Юдхиштхира Махарадж сказал, что в любом действии должно быть 3 фактора:

00:13:02 1. Сосредоточенность, сфокусированность
2. Усилие
3. Зависимость от Всевышнего

00:13:10 Итак, мы будем использовать эти термины: самбандха, абхидея, пройоджана. Надеюсь, вы с ними знакомы. Самбандха – означает отношения. Абхидея – процесс. Прайоджана – результат.

00:13:25 Господь Чайтанья в Чайтанья Чаритамрите говорит, что это и есть философия. Эти 3 момента описывают всё. Нет ничего за пределами этих трёх категорий. Всё может быть категоризировано подобным образом.

00:13:41 Итак. Сосредоточенность, фокус – это самбандха. Вы знаете кто вы, знаете, с кем вы имеете дело, вы знаете все элементы поля деятельности, знаете, как они взаимодействуют друг другом, знаете, какой результат они могут вам дать. Если вы знаете это и хотите работать с этим, это и есть фокус, сфокусированность, сосредоточенность.

00:14:17 Усилия – означает, что вы совершаете усилия в настоящем. Не в будущем и не в прошлом. Не так, что вы думаете о том, что вы могли бы получить в будущем и не замечаете, что происходит сейчас. И если вы думаете о прошлом – это тоже будет ошибкой. Так как это было тогда, но не сейчас.

00:14:37 То есть вы работаете с полем прямо сейчас и оцениваете, какой результат это вам приносит. Вы смотрите, в каком направлении развивается ситуация. Если ситуация развивается в верном направлении значит моя деятельность правильная.

00:14:56 Если ситуация развивается неправильно – это значит, что вы что-то не так делаете. Значит ваши действия нужно изменить. Иначе вы не достигните цели, к которой стремитесь.

00:15:05 Но достигните вы этой цели или нет, это зависит от Всевышнего. Так Он – Господь, он Параматма, это Он в действительности всё делает. Итак мы должны быть внимательны к тому, что Он хочет и как Он хочет, чтобы это произошло.

00:15:20 Поэтому мы должны одновременно и действовать, и зависеть от милости Господа. Но это не значит, что мы просто сидим и ждем, пока всё случится – нет, вы должны делать. Лидерство означает, что вы лидируете, вы действуете.

Чатуршлока. Текст первый. Мы должны научиться видеть всё в связи с Кришной

00:15:40 Итак, первый стих чатуршлоки.

00:15:43 ШБ 2.9.33: «О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, – тоже Я, Личность Бога, и то, что остается после уничтожения, – тоже Я, Личность Бога».

00:16:10 Итак, это основание, фундамент Чатуршлоки. Чатуршлока – это вся философия, все Веды в четырёх стихах. Когда Брахма потерял Веды... О, простите меня, даже раньше, когда он услышал все Веды от Кришны, он изучил всё, он спросил, в чем суть Вед, и тогда Кришна дал ему эти четыре стиха.

00:16:35 Вся Веда должна рассматриваться на основании этих четырех стихов. Если вы понимаете Веду так, значит вы находитесь в знании. Если вы видите не так, значит чего-то не хватает, ваше знание не полно, как сейчас говорят, не целостно. Вы не сможете понять все связи.

00:16:54 Ну ладно, мы можем сказать: «мы уже слышали всё это», но в этом стихе говорится «всё» , «всё, что существовало – это Кришна». Так действует принцип йукта-вайрагьи. «Всё это Кришна», – это говорит о том, как вы понимаете мир. Не так, что «всё надо занять в служении Кришне». Всё и так уже принадлежит Кришне. Просто вы должны увидеть всё в связи с Кришной. Если вы видите так, то всё связано с Кришной.

00:17:31 Если вы не видите всё в связи с Кришной, да, возможно оно как-то свяжется с Кришной в конце, это хорошо. Но в то же время, будучи лидером, как вы сможете объяснить это другим? Когда люди зададут вам практический вопрос, вы должны быть способны ответить на него, основываясь на этой философии.

00:17:57 Нет ни одной темы, которую мы бы не могли обсуждать. Одно из качеств Нарады Муни заключается в том, что у него нет ни малейшей трудности в том, чтобы обсуждать какую бы то ни было тему. Нет закрытых тем, можно обсуждать любую. Нет такой темы, которую он избегал бы. Такое у него качество.

00:18:16 Поэтому мы видим, что он квалифицирован обучать и давать указания любому лидеру во вселенной. Правильно? И мы читаем в Бхагаватам, как он дает указания Махарадже Юдхиштхире, Прачинобархишате Махараджу. Это императоры мира. Он дает наставления многим людям. Это потому, что он способен увидеть всё в связи с Кришной.

00:16:44 Наша тенденция такова: «Да, санньяси и брахмачари – это реальность. Жизнь грихастхи – это иллюзия». А грихастхи думают: «Семейная жизнь – это реальность, а брахмачари только учатся ответственности, со временем они станут ближе к реальности и поймут»

00:19:02 Но обе эти партии находятся в иллюзии, потому что они не видят как всё входит в Кришну. Но если всё – Кришна, тогда как бы вы ни действовали, это будет означать, что как бы вы ни действовали, вы действуете так потому, что ваша обусловленность требует, чтобы вы связывались с Кришной именно таким образом.

00:19:17 Это уже Кришна. Но вы должны обладать квалификацией, чтобы увидеть это. Материальная энергия является причиной творения. Материальная природа – это то, что вы видите. Но здесь говорится, что всё, что вы видите – это Кришна. Буквально говорится ВСЁ – Кришна. Нет ничего, что не являлось бы Кришной. Разница лишь в том, что какие-то проявления Кришны лучше, а какие-то не так хороши.

00:19:46 Как например, когда Шрила Прабхупада был в Калькутте, когда японцы бомбили. Он видел, что бомба – это Кришна, но не самое лучшее Его проявление. Это не то, как Кришна во Вриндаване, с флейтой, с гопи. Но так или иначе, всё это Кришна.

Майавада в жизни преданных

00:20:03 Почему мы так акцентируем на этом моменте. Потому что, если вы не буддист и не джайнист, у каждого присутствующего здесь есть эти две концепции Бога и дьявола. Правильно?

00:20:20 Откуда берется дьявол? Почему нам нужен дьявол? Потому что распространенная концепция такова, что «Бог всеблагой, и Он не может иметь никакого отношения к этому миру, так как здесь всё не очень хорошо». А следовательно, этот мир не контролируется Богом.

00:20:42 В соответствии с иудейской концепцией – Бог потерял контроль. В соответствии с христианской концепцией Его сверг один из Его ангелов, который стал дьяволом. Что значит перестал быть ангелом? Он потерял свои крылья? Но у дьявола всё ещё есть крылья, это означает, что он остается ангелом?

00:21:07 Вот откуда происходит эта идея обожествления. Мы обожествляем Бога, Бог такой чистый и безукоризненный, что Он не имеет ничего общего с чем бы то ни было, что мы можем увидеть вокруг себя.

00:21:21 Почему я говорю об этом? Потому что сейчас эта философия очень сильно проявлена в повседневной жизни преданных. Да, у карми это безусловно есть. Но я говорю о преданных. Они возносят молитвы этой философии.

00:21:33 Как например, вы идете домой и думаете: «Всё это майа». То есть, в вашем уме это в действительности не связано с Кришной. Так мужчина не вкладывает энергию в отношения с женой. Жена также не вкладывает энергию. Их семейная жизнь разваливается. А затем что тогда происходит? Кого они во всём обвиняют? Они обвиняют Бога.

00:21:58 Но Бог сказал, что Он – ВСЁ. Это значит, что семейная жизнь это также Он. Но мы не видим это в связи с Ним. Это значит, что мы видим семейную жизнь через призму иллюзии. Таким образом, в этом примере семейная жизнь не реальна, это иллюзия. Но что же в ней не реального? То есть, само существование не реально? Это философия майавады.

Что означает «обожествление»

00:22:27 Вопрос: Что означает «обожествление», когда мы говорим о Боге? Что значит «обожествление Господа»?

00:22:32 Обожествление означает, что вы отделяете Его от настоящего. От того, что происходит сейчас. Как например, кто-то из преданных обожествляет Шрилу Прабхупаду: «Он из духовного мира, что он знал про то, что происходит в материальном мире?» То есть это философия ракеты.

00:22:48 Это как, например, дети, которые играют на заднем дворе, сказали бы, что родители в действительности не знают, что у нас тут происходит. Понимаете о чем я говорю?

00:22:56 Итак есть кто-то, кто знает дерево, знает всё об этом дереве, знает какие на нем растут цветы, какие плоды, знает, как оно действует. А кто-то, кто не знает дерева, стоит и смотрит на отражение дерева и говорит: «О, Шрила Прабхупада не знает, какое тут в воде отражение».

00:23:16 Даже не смотря на то, что он был успешным бизнесменом, успешным семьянином и тому подобное. Возможно, более успешным чем те, кто отпускает такого рода комментарии. Но они говорят это с решимостью. Почему?

00:23:34 Потому что это религиозная традиция, в которой они выросли. «Бог никак не связан с тем, что здесь сейчас происходит. Потому что здесь всё не очень хорошо. Разве Бог может быть к этому причастен? Как я смогу поддерживать хорошее отношение к Богу, если я скажу, что всё это связано с Богом? Ведь тогда я буду обвинять Бога во всем.» Но в конечном счете мы будем обвинять Бога в любом случае.

00:23:57 Понимаете, почему мы сейчас говорим об этом? Потому что в противном случае они будут обожествлять писания. Они скажут так: «О, очень хорошая философия, но она никак не описывает то, что тут у нас происходит. Да, Шрила Прабхупада – очень великий человек, но он не знает, что у нас тут происходит. Кришна такой замечательный, но мне надо заниматься своей реальной жизнью».

00:24:16 Мы слышали что-то подобное из уст преданных? Это не наша философия! Она не имеет никакого отношения к сознанию Кришны, она не имеет никакого отношения к реальности. И если мы в своей жизни и менеджменте основываемся на этом, мы потерпим неудачу.

00:24:35 Лидеры так не поступают. Это не сознание Кришны. Причина поражения в том, что это иллюзия. Это не основано на нашей философии. Наша философия такова: «Бог является всем». А ваша задача в том, чтобы разобраться, каким образом Бог связан со всем.

00:24:54 Вот, что мы должны понять! Если вы видите таким образом, всё становится понятным. Шрила Прабхупада говорит: «Если солнце взошло, вы можете видеть себя, вы можете видеть всё». Но если темно, тогда вы не можете видеть. Если у вас нет самоосознания, вы не осознаете себя, как вы можете быть лидером в обществе людей, которые стремятся к самоосознанию.

00:25:17 Итак, это то, что написано в этом стихе. Это первый момент, который мы должны принять. По крайней мере, здесь это первое, так как мы проходим стихи один за другим. Что Бог во всём, Бог – это всё, и Он является действующим принципом всего. А мы должны увидеть, как это работает, нам нужно понять это.

Второй стих Чатуршлоки

00:25:40 Теперь мы подходим ко второму стиху.

00:25:43 ШБ 2.9.34: «О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, – нереально. Знай же, что это – Моя иллюзорная энергия, это лишь образы, которые возникают во тьме.»

00:25:59 Здесь Он спускает это чуть ближе к нам. Мы люди, и мы работаем с людьми. «Господь – это всё», но как я должен взаимодействовать с этим? Вам не нужно погружаться в детали, вы должны понять, что в действительности является ценностью, или что кажется ценностью в вашей жизни и в жизнях тех, кого вы ведёте. В этом смысл всего этого обсуждения.

00:26:27 Не надо беспокоиться о чем-то ещё. Если вы голодны, вы беспокоитесь о пище, если вы не голодны, то вы не беспокоитесь о пище. А когда вы устали, вы беспокоитесь о том, чтобы поспать.

00:26:37 Хитрость в том, чтобы из всех бесконечных проявлений материального мира научиться выделять то, что обладает ценностью. Тогда это станет очень мощным инструментом для вашего собственного самоосознания, для помощи другим и для организации проповеди.

Мягкая проповедь

00:26:55 Давайте для примера возьмем какую-то проповедь в стиле «нью-эйдж», так называемую «мягкую проповедь». Итак, что мы делаем? Мы устраиваем какое-то мероприятие, мы стараемся не слишком много говорить о Кришне, мы как-то прикрываем это всё, говоря о йоге, астрологии, о том и об этом.

00:27:19 Хорошо. Но откуда произошло всё это знание? Из шастры. И Прабхупада говорит, что лидерство должно основываться на шастре. Ну хорошо...

00:27:29 Итак, мы думаем, что люди просто хотели слышать что-то мягкое и приятное. Но давайте вернёмся к нашей теме, получается, что мы не способны понять разницу между формой и сутью? Вот тут группа людей, которые любят, когда с ними говорят мягко и культурно. Но то, что они ищут – это Истина.

00:28:00 Итак ценностью является Истина, а не просто мягкое и культурное общение. Но если Истина не является их целью, зачем нам тогда вообще с ними связываться? Пусть они найдут себе какого-то хорошего лектора. Зачем нам открывать центр для людей, которые просто хотят слушать приятные мягкие слова? Нам интересно работать с людьми, которые ищут Истину. Это ценность.

00:28:29 Почему мы не хотим прямо говорить о сознании Кришны? Какова наша собственная ценность? Мы думаем, что люди будут плохо думать о нас, если мы будем говорить так прямо, они подумают, что мы фанатики, или что мы из прошлого века.

00:28:47 Тогда какова же основная ценность в том, что мы проповедуем таким образом? Ценность – это наша безопасность. Мы чувствуем себя незащищенными, когда представляем сознание Кришны прямо, как оно есть. Тогда мы пытаемся всё организовать как-то так, чтобы мы чувствовали себя в безопасности.

00:29:02 И мы думаем, что так все будут счастливы. И мы думаем, что это и их ценность. Нет, они пришли сюда не для того, чтобы немного успокоить своё чувство незащищенности. На самом деле они хотят получить ответ, как вообще избавиться от своей незащищенности. И у нас эти ответы есть. Вы понимаете это?

00:29:22 Это понимание очень сильно меняет ваш подход к проповеди. Это меняет то, как вы ведете себя с преданными, которые приходят к вам за советом. Это основано на нашем философском понимании. Наша истинная ценность – это Кришна.

00:29:47 Даже если Вы хотите избавиться от незащищенности и чувствовать себя защищенными, это хорошо. Но это чувство незащищенности – это тоже Кришна. И почему это вас беспокоит? Потому что вы не видите своих отношений с Кришной. Потому что если бы вы видели свои отношения с Кришной, откуда бы тогда взялась незащищенность?

00:30:11 Бог никуда не уходит. Он не такой как наша мама, наш папа, наш муж, наш парень, наши дети, или наши друзья, или наши родственники, партнеры по бизнесу, которые могут нас оставить. Кришна не уходит.

00:30:23 Они могут уйти. Но Кришна не уходит. Правильно? Мы вечны. Как бы мы ни старались, но наше тело уйдет, наше социальное положение уйдет. Правильно? Это важный момент. Вы чувствуете себя небезопасно? Очень хорошо. Это очень подходящий момент для самоосознания.

00:30:49 Вам нравится лидерство из-за того, что вам нравится наслаждаться положением, властью, влиянием, вам нравится управлять. Прекрасно. Но что является ценностью? Что такое власть? Власть – это Кришна. Социальное положение – это Кришна. Влияние – это Кришна.

Энергия Кришны – причина творения

00:31:10 Как здесь в стихе упомянуто, что материальная энергия – это причина творения. То что вы ищите – это мертвая материя. Но когда мертвая материя привлекала хоть кого-нибудь? Как мертвая материя влияет на душу? Душа жива, а материя мертва. В ней нет ничего.

00:31:33 И Кришна в Своей вселенской форма вошел во всё. Как вселенская форма Он вошел во всё. Вот почему всё кажется живым, привлекательным и желанным. Вот почему всё работает. Потому что Кришна вошел в эту вселенскую форму. Такое видение не разрушит вашу практичность. И такой взгляд по-настоящему практичен. Это настоящая практичность. Потому что в этом случае вы понимаете, почему всё работает.

00:32:13 Потому что, в противном случае, даже самые успешные менеджеры, которые есть сейчас на этой планете могут сказать вам что надо сделать и то, и это, потому что у них есть чувство каких-то высших законов. И благодаря своей карме они получили способности работать с этим. Но они не могут объяснить этого. А мы можем. Так просто.

00:32:39 Итак, рабочий принцип – это Бог. Бог «работает», а мы просто желаем. И когда мы понимаем, как всё связано с Ним, тогда всё идет очень замечательно. То есть, здесь говорится: «если что-то кажется не связанным с Господом, оно теряет всякую ценность».

00:33:03 И если кто-то говорит: «Конечно, это всё прекрасная философия, но я сейчас должен делать совсем другое...» – это иллюзия. Если вам надо делать что-то совсем другое, значит это иллюзия. Потому что это не имеет никакой ценности. Не имеет никакой ценности. Потому что вы не получите никакой пользы от этого. Но удивительно то, что вы всё равно имеете дело с Кришной.

00:33:22 «Хорошо, но я не могу делать всё это храмовое служение и садхану. Я должен сосредоточиться на том, чтобы зарабатывать деньги для своей семьи». Ключевой момент здась «зарабатывать деньги». Деньги это ценность. Но как собирание бумажек с нарисованными лицами вдруг стало ценностью? Откуда появилась эта концепция?

00:33:44 Концепция экономики произошла из Бога. И весь мир работает ради этого. Что бы это ни было: кусочки бумаги, красиво разукрашенные глиняные горшки, коровы, какие-то блестяшки, что бы это ни было. Любые вещи, которые считаются ценными с экономической точки зрения. И всё это Кришна. Но вы имеете дело с Кришной и не понимаете, что это Кришна. Таким образом, несмотря на всю нашу практичность, мы не получаем никакой духовной пользы, которая могла быть так легко получена. Мы получаем только иллюзию.

00:34:26 «Знай же, что это – Моя иллюзорная энергия, это лишь видения, которые появляются во тьме». Мы говорим, что Майа – это тьма, но это наше видение. Эта материальная энергия, как говорит Кришна – это всё Он, это всё Брахман.

00:34:57 У тех, кто по-настоящему осознал Брахман, нет проблем с многообразием этого мира или с чем-то ещё. У них всё это не вызывает никакого интереса, поэтому они остаются на уровне Брахмана. А те, кто вовлекается во всё это многообразие, они видят, как действует Параматма. Потому что здесь всё работает благодаря Параматме.

00:35:14 У вселенской формы есть 2 аспекта: один – это Гарбходакашайи Вишну, который входит во всё, и Он – это Прадьюмна, Он Купидон, от делает всё привлекательным; и Кширодакашайи Вишну – Тот, Кто создает нужду; если у вас есть нужда – вы работаете. Нет нужды – нет работы.

00:35:41 Поэтому когда есть привлекательность, которая есть во всем, и является Гарбходакашайи Вишну, и есть потребность, которая есть у каждого, и которая является Кширодакашайи Вишну, – тогда вселенская форма становится завершенной. И всё, что мы видим – это Брахман, это Кришна в этих двух проявлениях.

00:36:04 Вот почему всё должно быть основано на шастре. «О, ну сейчас совсем другое время, мне не надо беспокоиться о шастре». Это то же самое, как сказать, что Господь в действительности не пребывает повсюду, Он не вошел во все эти предметы, потому что всё это – Сатана. Понимаете, это не наша философия. Хотя преданные могут говорить так.

00:26:26 Это не наша философия, и это никогда не будет установлено как наша философия, это просто мирская религиозность. И это нельзя занять в служении Кришне. Как можно занять иллюзию? Если вы видите всё в связи с Кришной, тогда нет иллюзии, тогда всё можно занять. Занять можно то, что связано с Кришной. Иллюзию нельзя занять в служении Кришне.

00:36:56 Ложная философия, ложная религия не приведет нас никуда. Что мы собираемся создать? Просто идите и зарабатывайте деньги, будьте практичными. Но такого рода лидерство никогда не привнесет сознание Кришны в жизнь людей. Такое лидерство никогда не ответит вам на вопрос «как всю свою жизнь превратить в служение Богу?» Потому что они попросту не знают. Почему? Просто потому, что они не смотрят на это с философской точки зрения. Хотя они могли бы сделать это очень легко. Но не сделали.

00:37:49 Вот почему Кришна произносит здесь эти стихи, потому что Брахма – он разумен, он является руководителем вселенной. После того, как он изучил все инструменты, которые есть во вселенной, он скрашивает: «Хорошо, что я теперь должен с этим делать, каково должно быть моё понимание?» Тогда Кришна дал ему чатуршлоку. И теперь он может использовать всё в связи с Кришной.

00:38:15 Итак Кришна говорит здесь «это лишь образы, которые возникают во тьме», потому что там, во тьме, в действительности ничего нет.

00:38:24 Преданный: Если это в действительности не связано с Господом…

00:38:30 … тогда это иллюзорно. Потому что всё находится в связи с Господом. Вопрос в том, видим ли мы всё в связи с Господом. Вопрос не в том, связано это или нет. Всё связано. Потому что всё это – Кришна. Но, если мы не видим таким образом, это означает, что мы в иллюзии.

00:38:46 Итак, мы в иллюзии. Мертвая материя не находится в иллюзии. Это просто мертвая материя. Итак майа – это не мертвая материя. Майа – это не способность увидеть Господа в мертвой материи. Единственная причина, почему мы видим мертвую материю, только потому, что Господь вошел в неё. В противном случае, мы бы даже не посмотрели на неё. В этом идея. Понимаете?

Третий стих Чатуршлоки. Возвышение над уровнем Брахмана

00:39:11 И в третьем стихе Кришна продолжает это ещё дальше:

00:39:15 ШБ 2.9.35: «О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном и в то же время существую отдельно от всего.»

00:39:33 Итак, этот стих очень важен, если вы хотите подняться выше платформы Брахмана. Если мы принимаем что всё – это Бог, то следующий момент это то, что Бог вошел во всё и, вместе с тем, Он остается за пределами всего, отдельно. Потому что как Бхагаван, Он находится отдельно от всего этого.

00:39:57 Он – личность, и, как у личности, у Него есть Свои симпатии, антипатии, Свои увлечения, Свои друзья. Это всё присутствует. Он как Бог вошел во всё творение, но как личность Он не входил. Как индивидуальная личность, Он остается отдельно от всего.

00:40:20 И даже если вы способны увидеть Господа во всем, вы должны также смочь увидеть Господа, который превосходит всё это. В противном случае почему бы кто-либо привлекался какой-то деятельность вне этой материальной сферы.

00:40:31 Например, у меня есть стиральная машина, которая стирает мою одежду, или посудомоечная машина, которая моет посуду. Любая из них. Кстати, нет такой машины, которая делает то и другое одновременно? Это было бы практично.

00:40:45 Итак, стиральная машина, как она работает? На основании какого принципа она работает? Мы хотим получить чистоту. Чистота – это Бог. Тогда, в соответствии с 6-ой песнью Шримад Бхагаватам, внутренняя энергия Господа принимает форму стиральной машины. Так как есть бесконечное множество способов, чтобы создавать чистоту, поэтому есть бесконечное множество внешних проявлений. И это одно только одно проявление из всего этого множества.

00:41:17 Почему вы используете стиральную машинку? Потому что вы хотите, чтобы вещи были чистыми. Не потому, что она стоит и трясется там в углу, и вам надо выходить и держать её, пока она не запрыгала в комнату. Она тратит много воды, она тратит стиральный порошок, она тратит ваши деньги. Но мы используем стиральную машинку не для этого. Мы используем её для того, чтобы вещи были чистыми. Это ценность. И мы видим, там есть чистота. Это то, что нас интересует. Если в итоге не появляется чистота, тогда в чем ценность стиральной машины? И Его внутренняя энергия проявляется как принцип стиральной машины.

00:41:57 И Кришна никогда не взаимодействует с материальной энергией. Экспансия, продолжение его внутренней энергии – это материальная энергия, которая является материальной причиной. Как упомянуто в первом стихе. Поэтому стиральная машина, которая проявлена, и которую мы видим – это материальная энергия, но это основано на концепции машины, которая может очищать вещи, которая в свою очередь исходит из Лакшми, которая в свою очередь основывается на Кришне, который является чистотой.

00:42:34 Таково видение, основанное на понимании Брахмана – того, как ваша стиральная машинка связана с Богом. И если вы не видите это таким образом, или вы не способны что-то другое связать с Кришной таким образом, это значит, что вы находитесь в иллюзии.

00:42:52 Если вы говорите: «Мы должны быть практичными, сейчас мне надо пойти постирать вещи. Давайте заканчивать с этой философией...». Хорошо, это значит, что вы хотите стирать в иллюзии. Замечательно. Но можно и так. На классе по Шримад Бхагаватам мы читали в последней главе, в последнем стихе, что Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что «грихастха должен уметь связать всё с Кришной, используя метод описанный во второй песне», это как раз то, что мы обсуждаем с вами прямо сейчас.

00:43:24 Иными словами, через понимание Брахмана, через понимание Параматмы грихастха может всё в своей жизни связать с Кришной. Вот в этом вся идея. Таким образом менеджер может быть сам семейным человеком, или он может взаимодействовать с семейными людьми, таким образом здесь описан метод. Менеджер должен обладать таким видением. В противном случае, как вы сможете кому-либо помочь стать сознающими Бога? Без этого понимания всё, что вы сможете сделать, – это просто решить проблему на материальном уровне. Но это не принесет реального решения. Потому что не существует материальных решений для материальных проблем. Существуют только духовные решения.

00:44:09 Проблема в том, что мы не имеем духовного видения. Мы не видим Кришну. Мы не видим, как Он со всем связан. Вот почему мы в иллюзии. Хотя мы можем быть очень успешны в своей иллюзии, но всё равно найдется кто-то, кто лучше нас.

00:44:27 Даже если вы возьмете лучшего топ-менеджера на планете, всё равно он пребывает в иллюзии. Есть личности, которые являются гораздо большими менеджерами, чем он, и они основываются на писаниях. Индра управляет вселенной, и он делает это на основе писаний. И Брахма руководит вселенной, он также основывается на писаниях. Арджуна, Юдхиштхира, Яяти, Нахуша – они все действовали на основе писаний и управляли этой планетой.

00:44:57 Итак, вот это метод. Но разве мы хотим останавливаться на этом? Хорошо, теперь я вижу как всё связано с Кришной. Но как насчет Самого Кришны, который является личностью. Зачем всё связывать с Кришной? Просто потому, что так легче жить, потому что благодаря этому наша жизнь становится благостной, мы не страдаем от материального мира, мы получаем освобождение. Достаточно ли это хороший мотив? Для материалиста – да. Но для преданного – нет. Потому что преданные хотят удовлетворить Кришну как личность, они хотят взаимодействовать с Кришной как с личностью.

00:45:34 Возвращаясь к теме чистоты. Кришна – источник чистоты. Его игры чисты, вся Его окружение чисто, поэтому говоря о чистоте, мы вспоминаем о Кришне во Вриндаване, Его преданных и Его игры. Это означает, что ваша стиральная машинка может быть удипаном, который напоминает вам Кришну из Враджа.

00:45:58 Итак, сможет ли хоть один разумный человек сейчас сказать, что нам не интересна вся эта философия, это всё просто теория, давайте просто будем практичными. Что значит практичными? Практичными материалистами в иллюзии. Понимаете?

00:46:17 Такого рода мышление не приведет никого и никуда. Разве оно дало какие-то результаты за последние 23 года? Разве общество разрослось и продвинулось? Разве? Нет. Почему? Потому, что эта философия не работает. Философия, которая реально работает – это сознание Бога, то, о чем Кришна говорит здесь. Вот что приводит к результату. Это то, что заставляет всё работать.

00:46:56 Идея в том, что ваше вдохновение не должно ограничиваться тем, чтобы просто достичь уровня самоосознания. Постепенно вы должны стать самоосознавшей личностью, а затем вы должны развить отношения с Кришной как с личностью. Поэтому здесь говорится об этом.

00:47:16 Я приведу пример. Как, например, мужчина думает: «Я тяжело работал». Он работает, у него появляются деньги. Это его потенция, его энергия, это неотлично от него. А жена заботится о доме, и это проявление её энергии. И муж думает: «Я выполняю свои обязанности, она выполняет свои». Но где отношения? Как мы упомянули в самом начале этого обсуждения. Это то, о чем говорится в третьем стихе. Всё это есть, и это важно: проявляя свои энергии, вы создаете среду, но ко всему этому вы должны взаимодействовать как личность. Вы понимаете?

00:48:00 Этот аспект сознания Кришны вместе с предыдущими двумя, которые научили нас видеть Бога везде, учит нас взаимодействовать с Богом как с личностью. И этот же принцип проявляется в нашей жизни так, что мы делаем всю эту работу, все наши энергии проявлены, но в то же время мы должны помнить, что мы имеем дело с живыми людьми.

00:48:27 Вы имеете дело с человеком. Каковы его ценности, каковы его потребности. Тогда Вы можете понять варнашраму. Вы можете понять, как вовлечь его, что нужно сделать для этого. В противном случае вы не сможете понять всё это. Это не будет иметь никакого смысла.

00:48:48 В противном случае мы будем видеть всё это так. Вот у этого человека есть доска, и он что-то пишет на доске, значит он брахман. А у этого есть автомат, это значит он кшатрий. Этот что-то садит на грядке, значит он вайшья. Этот стоит с отбойным молотком, значит он шудра. Итак, что мы сейчас описали? Мы описали потребности этих личностей? Или мы описали форму, с помощью которой они удовлетворяют свои потребности?

00:49:16 Итак, вся глубина этих стихов раскрывается тогда, когда мы применяем их на практике. Почему система варнашрамы до сих пор не установлена? Потому что мы понимаем её как форму. Но не с точки зрения реальных потребностей человека и его индивидуальной природы.

00:49:41 Вот почему философия не находит места в жизнях людей, кроме как это: «просто предайся Кришне». А что значит предайся Кришне? «Ты должен облегчить жизнь президента храма.» Вы понимаете? Вот наша идея предания. Мы не беспокоимся о том, что принесет благо человеку. Нам интересно, чтобы в храме весь менеджмент проходил хорошо.

00:50:04 Итак мы не имеем дело с людьми, а если мы не имеем дело с людьми, мы определенно не имеем дело с Богом. Он – личность. Это то, что Он Сам говорит в этом третьем стихе. Это всё Он. Например, человек, какой-то «карми», едет на природу. Он говорит: «О, как замечательно, как красиво, так чисто, такая свежесть». Он наслаждается всеми этими качествами Бога, и этот человек очищается таким образом.

00:50:35 Шрила Прахупада говорит об этом. Человек очищается просто наслаждаясь природой. Поэтому вы можете видеть, что люди, которые живут на природе, обычно очень простые и добрые, потому что они ценят природу, и природа их очищает. Они ценят Бога, и это максимум, на что они способны. Они не видят Бога как личность. Они видят только Его качества.

Разница между менеджером и лидером

00:51:05 Мы можем использовать слова «лидер» и «менеджер» как синонимы, но здесь я хочу обозначить различие между лидером и менеджером: лидер – это тот, кто способен вдохновить и организовать людей, а менеджер – это тот, кто может организовывать ситуации. Они не беспокоятся о людях. Точнее, они могут беспокоиться о людях, а могут не беспокоиться, но это не их роль. Даже если менеджер не беспокоиться о людях, он всё равно способен сделать то, что он должен сделать. Но, если он также будет обращать внимание на людей, он станет более успешным менеджером.

00:51:49 Но лидер не обязательно должен быть хорошим менеджером, однако лидер должен знать, как вдохновлять людей, как работать с людьми, он должен знать, что делает личность личностью. У людей есть ценности, у них есть потребности, вот что делает их личностями.

00:52:09 Вовсе не тело делает людей личностями. Не ум и не разум, не ложное эго. Нет. Их сознание, душа – сат-чит-ананда. Сознание существует, отождествляет себя с чем-то, у него есть потребность как-то себя идентифицировать, у него есть потребность в счастье, поэтому у него есть потребность в деятельности, которая принесет это счастье. Это то, с чем работают лидеры. Менеджеры – нет.

00:52:39 Лидер может руководить, но его управление это не просто како-то менеджмент ситуаций. Как, например, Шрила Прабхупада говорит, что Джи-Би-Си являются менеджерами, они что-то организовывают, но главное – это то, что они лидеры. Они вдохновляют преданных, они наблюдают за президентами храмов, смотрят, что они делают. Президент храма, прежде всего – лидер, его роль вдохновлять преданных.

00:53:14 Вот что нам нужно – нам нужно лидерство. Но если не хватает менеджмента, то пусть менеджментом занимаются менеджеры.

00:52:23 Я помню один храм. По-моему это был Перт. Посреди ничего. Официально это самый удаленный город в мире. И там очень хороший храм, замечательная община, все очень энтузиастичны, и президент храма – хороший лидер. Все в хорошем сознании Кришны, полны энтузиазма. Но он не был хорошим менеджером. И с течением времени появились долги, потому что он был не очень хорошим менеджером. Но все любили его.

00:53:55 Итак, каково решение? С лидерством всё хорошо, а где же слабое место? Слабое место в менеджменте. Возьмите менеджера, который будет следить за счетами, чтобы всё происходило как надо. Нет, они убрали этого лидера, а на его место поставили менеджера. И теперь это ещё один храм, как и многие из тех, что у нас есть.

00:54:16 Почему? Потому что решение было принято на уровне внешней формы. Реальные люди и их вдохновение не были учтены. Это был не правильный призыв со стороны так называемых лидеров. Потому что они не смогли различить, как говорится в этом стихе, между формой и тем, что реально заставляет эту форму действовать, её природой.

00:54:48 В Индии нет такой проблемы. Почему? Потому, что у любой духовной организации есть лидеры, и есть менеджеры. Во всех храмах, во всех матхах есть свои духовные лидеры, и есть свои менеджеры. Менеджер просто приходит, смотрит, что происходит со счетами, расписание соблюдается, собрания проходят как надо, всё в порядке во взаимоотношениях с властями. А лидер смотрит, что происходит с духовными вопросами. Если мы не сможем разграничивать, мы будем делать подобные ошибки.

00:55:31 Я привел этот конкретный пример потому, что мы обсуждаем вопросы лидерства, и я надеюсь, что как лидеры вы поймете эти тонкости. И не будете делать из этого политику. Я могу приводить общие примеры, но вам тогда будет трудно понять, потому что это не будет подкреплено примером. Я хочу показать, что решения на уровне менеджмента не решают проблем. Почему? Потому что они не знают в чем проблема. И мы должны помнить, что эти «они», возможно вы. Вы лидеры, и это может касаться вас.

00:56:20 Вся идея в том, что наши действия должны быть основаны на этой философии. Понимаете?

Четвертый стих Чатуршлоки. Прямо и косвенно

00:56:27 И в завершение Кришна говорит в последнем стихе:

00:56:32 ШБ 2.9.36: Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели – всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.

00:56:46 Этот стих говорит об абхидейе. Первый стих описывал поле самбандхи. Второй стих описывал вдохновение и работу на поле самбандхи. А третий стих описывал прайоджану или цель – Личность Бога. А четвертый стих – это абхидейа. То есть процесс. Процесс таков, что тот, кто ищет Бога как личность, должен практиковать все эти предыдущие 3 стиха: всегда, везде и при любых обстоятельствах.

00:27:21 Таким образом вот эта идея: «Да, Веды – это очень хорошая философия, но как насчет места, времени и обстоятельств?» И Кришна как раз говорит здесь: «Всегда, в любом месте и при любых обстоятельствах».

00:57:32 Итак «место, время, обстоятельства». Вы должны понять, что эта концепция «время, место, обстоятельства» – это ведическая концепция, данная Богом. Если вы применяете ведические писания не принимая во внимание место, время и обстоятельства, это не соответствует ведическому.

00:57:50 О, преданные говорят: «мы пытались делать это раньше». А я говорю, что они не пытались. Они пытались, да. Но они не были успешны. Почему? Они не учли время, место и обстоятельства.

00:58:00 Это означает, что есть вот этот человек, с которым вы имеете дело. Каково его умонастроение прямо сейчас? Каким должно стать его настроение? Что надо сделать, чтобы его настроение прошло путь от того, где оно находится сейчас до того, каким оно должно стать. И как этого добиться? Достаточно просто поменять какие-то внешние факторы или нужно работать с сознанием?

00:58:22 Если настроение правильное, менеджмент происходит очень легко. Очень легко организовать людей, которые хотят делать и знают, что от них ожидается. Люди, которые не хотят делать, вот это очень большая проблема. Большая проблема.

00:58:39 И поскольку наша организация добровольная, лучше действовать на этом уровне. Если вы хотите действовать по принципу мирского менеджмента – замечательно, но в мирском менеджменте всем платят. Нет денег, нет работы. Вот почему они работают. Вы должны помнить об этом.

00:59:00 Итак вы пытаетесь менять природу на всех уровнях. Прямо, то есть на уровне садханы, помятования о Кришне и всё такое. И косвенно: понимая каким образом ёршик в туалете – это Кришна. И как взаимодействовать с Кришной в форме туалетного ёршика. Это дает человеку способность быть лидером во все времена, в любом месте и при любых обстоятельствах.

00:59:30 Иными словами, насколько вы способны видеть, настолько вы и сможете действовать. Если вы хотите руководить везде, всегда и при любых обстоятельствах, тогда вы должны видеть таким образом, потому что это единственное, что связано с любым местом, любым временем и любыми обстоятельствами.

00:59:45 Кришна говорит, вы должны искать, пока не найдете это. И это лидерство. Таково видение лидера. Не так что, вот у него есть план на 20 лет. Да, это форма. Но у вас должно быть такое видение, чтобы вы были успешны на протяжении всех этих 20-ти лет. Да? В этом есть смысл?

01:00:14 Преданный: Что означает «прямо и косвенно»?

01:00:19 Прямо – означает, что вы видите Верховную Личность Бога, как описано в третьем стихе. А косвенно – означает видеть то, как Он вошел во всё, как описано в первом и втором стихе, как объекты, которые находятся в этой вселенной, так и ценность, которая есть в этих вещах.

01:00:36 Вы хотите что-то добавить?

01:00:39 Преданный: Махарадж, я так понял, что этот семинар посвящен отношениям в сфере менеджмента.

01:00:50 Да, отношениям с сфере менеджмента. Да, мы должны разбирать практичные вопросы, но если мы не научимся видеть это таким образом, то мы не сможем сохранить баланс. Если вы погружаетесь в ведический менеджмент, в детали, вы должны понимать, какая природа за ними стоит. Если вы не поймете, каковы современные социальные ценности, каковы личные ценности, вы не сможете реально использовать ведические инструменты.

01:01:15 Преданный: Почему я задаю этот вопрос. Дело в том, что отношения начинаются с того, что необходимо в начале организовать себя, стать лидером по отношению к самому себе. Как сопоставить эту идею, что нужно быть сознающим, с менеджментом? То есть как совместить то, что необходимо быть сознающим, и менеджмент.

01:01:34 Поскольку вы видите Кришну во всем, поэтому всё, с чем вы имеете дело, это тоже Кришна. И вы видите, как сделать то, что Кришна хочет. Материальное вы делаете идеально, потому что технически нет ничего материального. Материальное – это просто форма, на самом деле это Кришна, и его энергии, которые взаимодействуют друг с другом.

01:02:05 Как мы привели пример с туалетным ёршиком. Главный принцип, который заложен в нем – это чистота. И одновременно с этим заложена идея о том, что можно поддерживать чистоту находясь на некотором расстоянии, так как только 6конец ершика касается туалета, а не ваша рука. Итак эта щетка является проявлением чистоты. С помощью этой щетки вы можете обрести чистоту. Это значит, что вы должны использовать эту щетку в соответствии с её природой для того, чтобы создавать чистоту. Правильно? Это означает, что вы должны держаться за ручку, а не за щетину. Именно щетиной, а не какой-то другой частью щетки вы должны тереть в том месте, где грязно.

01:03:12 Итак, если вы видите щетку, мою руку, туалет, моющее средство и понимаете как они все связаны и как должны взаимодействовать друг с другом и помните об этом, когда вы совершаете процесс очищения, тогда вы добьетесь чистоты. Это означает, что вы:

01:03:38 Первое – вы сознаете Бога,

01:03:40 Второе – ваш туалет становится очень хорошим и чистым.

01:03:45 Таким образом философия действует на всех уровнях. Потому что всё это Бог. И если мы говорим: «о, я не могу быть на этом уровне, я должен быть практичными». Это обожествление. Это не сознание Кришны. «Да, философия сознания Кришны – это замечательно. Но мы должны идти и делать дело. Мы должны быть практичными». Это обожествление. Это не слова преданного. Понимаете?

01:04:10 Да, мы можем говорить, что надо быть практичными. Но я сам наблюдаю за этим уже на протяжении последних 25 лет, и я не увидел, чтобы это принесло хоть какой-то результат. Почему? Потому что мы не применяем философию. Раньше, когда философию применяли, всё происходило. Но их преданность была смешана, поэтому возникали разные проблемы. Но вместо того, чтобы избавиться от проблемы, они избавились вообще от всего.

01:04:41 Преданный: Как как этот момент можно разобрать с точки зрения расы?

01:04:49 С точки зрения расы? Смысл в том, что чистота – это Кришна. Поэтому на Вайкунтхе они тоже убирают, хотя там нет никакой грязи, но они делают это просто для того, чтобы удовлетворить Кришну. Во Вриндаване они тоже убирают. Перед тем, как устроить танец раса они подметали берег. Не так что они просто пришли туда и оставили всё как есть. Они там убрали. Итак уборка происходит всегда. Отсюда возникает лила Господа Чайтаньи Гундича-марджана. Есть так много историй о Шриле Прабхупаде, связанных с чистотой.

01:05:22 Итак с этих двух уровней Брахмана и Параматмы, которые описаны в первых двух стихах, мы можем прийти к личности. Игры Кришны, игры Господа Чайтаньи, игры Шрилы Прабхупады, мы можем привести все эти примеры.

01:05:43 Почему я привожу всё это? Потому что мы думаем, что эти сферы никак не связаны с Кришной. Это сферы, из которых мы изгнали Бога. Но если вы можете увидеть Бога в таких вопросах, то почему вы не сможете увидеть Господа там, где это ещё более очевидно? Например, на санкиртане. Или в чем-то подобном.

01:06:00 Идея в том, что люди покупают книги. Почему мы хотим, чтобы эти люди покупали книги? Мы хотим, чтобы они их изучали. Тогда, если они изучают книги, у них будут появляться вопросы. И тогда нужно, чтобы мы оказались рядом, чтобы ответить на эти вопросы.

01:06:11 Таким образом, обсуждения связанные с изучением книг – это часть проповеднического процесса. Конечно, если мы видим это под таким углом. Но, если мы смотрим на этот вопрос только с точки зрения экономики, учитывая, что экономика – это Кришна, то если вы правильно ведете себя на улице, вы получите свои деньги.

01:06:33 Но потом, если у людей появятся вопросы об этих книгах, или нужно будет обучать преданных по этим книгам, то это уже не входит в ваши планы, потому что вы видите Кришну только в экономике. Тогда было ли это проповедью? Это была экономика.

01:06:52 Вот что я имею ввиду, когда говорю «тяжелая наука». Вы не можете никак обойти эти законы. Эти 4 стиха – это научное описание всего. Все Пураны, аюрведа, астрология, нити, ньяя, любое направление работает на основании этих четырех стихов. Это означает, что и менеджмент также работает на основании этих четырех принципов.

01:07:23 Итак, первое: вы должны сознавать Бога. Второе: вы почтительны в обращении с материальной энергией, так как материальная энергия это также Кришна. И третье: вы развиваете свои отношения с Кришной как с личностью.

01:07:40 Так вы переносите своё сознание от материального в духовному, потом от духовности к преданности. И тогда ваше взаимодействие с материальной энергии приводит к успеху. Итак это очень просто. Вы просто должны изменить своё сознание, так как сознание – это то, что поменять легче всего.

01:08:02 Управлять тут всем и пытаться всё организовать на внешнем плане это очень трудно. Да, в Сатья-югу это было гораздо проще. Но в Сатья-югу и сознание было именно таким, как мы описали. И сейчас наступает золотой век. Золотой век сравнивается с Сатья-югой, и это означает, что люди обладающие таким мышлением сотворят золотой век.

01:08:29 Итак, на этом мы сегодня закончим. А завтра мы продолжим обсуждать другие аспекты.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 02 июля 2018