Отношения и условия для отношений

Маяпур - 09 февраля 2010
Отношения и условия для отношений. Важность Бхагаватам. Разница между мирским и духовным. Кшатрия останется кшатрием, но он может очиститься. Как установить варнашраму? Лидер должен быть способен видеть, как всё связано с Кришной. Разница между потребностью и желанием. Как исправить лидера, который привязан к власти и положению?
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:15:14 | качество: mp3 64kB/s 34 Mb | прослушано: 12 | скачано: 5 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Отношения и условия для отношений

00:00:10 Вчера мы обсуждали философские основы менеджмента и лидерства. Попросту говоря, джива должна принять, что она не может избавиться от Верховного Господа, не может избавиться от Бога. Это, по сути, и является причиной нашего пребывания в материальном мире. Попав под влияние иллюзии, мы не можем видеть Господа. Это реальность. Во Второй Песни нам дается понимание того, как мы можем увидеть Господа во всем.

00:01:02 «Прямо» относится к тому, что непосредственно связано с Господом. Это то, что важно Господу. Это Его имя, форма, качества, лилы с Его преданными, которые наслаждаются трансцендентными расами отношений с Ним.

00:01:21 И второе – это то, что Кришна называет «искрой Своего великолепия» – это всё материальное творение. И в рамках этого творения Он приходит и являет Свои игры, как Васудева. Это позволяет нам соприкоснуться, привлечься Его именем, формой и играми.

00:01:48 Но за пределами этих лил все живые существа находится в материальном мире, потому что они привлечены возможностями, удобствами предоставляемыми материальной энергией. Это то, что приводит живое существо в материальный мир – оно привлекается возможностями. Обитатели духовного мира видят возможности, условия, которые есть на Вайкунтхе в связи с Верховным Господом.

00:02:10 Итак Господь велик, поэтому и Вайкунтха великая, она наполнена богатствами и красотой. Но они видят всё это в связи с Господом. Им нравится такая атмосфера, такое богатое окружение, со своими правилами и предписаниями, им нравится взаимодействовать с Господом в этом месте.

00:02:28 Но на Голоке условия не являются действительно важным элементом. Они просто подходят для того, чтобы проявлять определенную форму любви. Там всё создано для этого.

00:02:45 Но когда живое существо привлекается теми возможностями, которые есть в духовном мире, но при этом не видит их в связи с Господом, то единственным подходящим местом в таком случае оказывается материальный мир. Вот почему живое существо оказывается здесь.

00:03:02 Это совершенно естественно для живого существа видеть Господа во всех тех объектах, которые оно видит вокруг себя. Вот что нас привлекает. Если мы попробуем обсудить это с кем-то, то человек достаточно быстро приходит к выводу что все эти предметы имеют смысл потому, что они связаны с отношениями, с чувствами, с каким-то обменом между людьми.

00:03:27 Но чем дальше на запад вы отправляетесь, тем глубже вам надо копать, чтобы прийти к этому пониманию. В Азии люди достаточно хорошо понимают это. Но, чем дальше вы пойдете на запад, тем больше люди привлекаются условиями. Поэтому люди из Азии кажутся странными для людей с запада. Потому что они не так сильно беспокоятся об условиях. Они живут очень просто. Они жертвуют условиями ради отношений.

00:03:59 Но это отвергается западным менталитетом. Потому что на западе все эти условия, которые вас окружают: ваше имя, ваше положение, ваша сила, ваши деньги, удобства, которые у вас есть – все это определяет кто вы есть.

00:04:15 И в этих условиях, если вы не знаете, как видеть всё это в связи с Господом, и если вы не имеете действительно сильного влечения к играм Господа непосредственно, вам нравится повторять Его имя, вы погружены в Его игры, тогда вы будете сбиты с толку.

00:04:33 И если вы имеете дело с менеджментом, вы взаимодействуете с большим количеством всего этого. Очень много различных благ, люди переживают об этих благах: «О, посмотрите, этому преданному достался свободный дом, а я жил в храме дольше, я старший, почему это досталось ему.»

00:04:50 Вы знаете как это бывает. Драки вокруг положения, драки вокруг силы, драки вокруг влияния. Эго. Люди борются друг с другом, потому что «Я сказал, что будет так и несмотря ни на что я докажу, что я прав». Даже не смотря на то, что вы знаете, что вы не правы.

00:05:11 Итак, что это? Это Имена Кришны, Его форма, лилы, качества, такие сладкие, что их можно перекатывать на языке, затем они естественно врезаются в ум? Или это просто мирские материальные отношения?

00:05:26 Эта чатур-шлока объясняет нам, как мы можем взять это мирское, и подобно тому, как одну колючку вынимают с помощью другой колючки, мы можем избавиться от этой привязанности. И держать наше внимание сосредоточенным на Кришне постоянно.

00:05:42 И мы видим, что если человек на умеет этого, разве может он быть по-настоящему хорошим менеджером в духовном обществе. Человек может быть специалистом в том, чтобы двигать материальную энергию. Он знает методы, у него есть способности и понимание, у него есть план, у него есть цель.

00:06:04 Но что вы будете делать с этим? После того, как вы как-то переделали материальную энергию и создали материальную обозримую форму, которую вы хотели, а дальше что? Мы естественно приходим к этому вопросу.

00:06:21 Лидерство означает, что вы должны научить других, как это делать. Потому что это то, что им недостает. Предполагается, что вы как лидер должны делать это. В противном случае будет так, как раньше, когда все жили в храме.

00:06:40 Почему все жили в храме? Потому что никому не было никакого дела до общества. Они считали что общество всё прогнило, оно ужасно, поэтому они создали своё собственное общество на улицах Нью Йорка или где бы то ни было, в Эшбери или ещё где-то.

00:06:58 Но прошло время и мы можем посмотреть, где все эти преданные живут сейчас. Разве они живут в храме? Да в храме есть преданные. И в храме должны быть преданные. И храм всегда будет. Но где сейчас живет большинство преданных? Они живут за пределами храма.

00:07:16 Во многих храмах так, что в храме живет 5-10-20 человек и около 300 или 500 преданных живет вне храма. И что храм может дать этим преданным? Храм может дать им храмовую программу, вечернее арати, воскресную программу, Джанмаштами. И что дальше?

00:07:37 Но если они придут и спросят, как мне лучше поступить в той или в этой ситуации? Скорее всего они услышат что-то вроде, «ну, делайте что хотите, но регулярно приходите в храм и жертвуйте деньги». Итак будут ли участники этой общины чувствовать что этот храм делает что-то для меня и для моей жизни?

00:07:56 Почему тогда они должны отдавать свои деньги, почему они должны отдавать своё время? Время и деньги считаются очень ценными. Почему вы меняете одну ценность на другую? Отношения означают, что вы получаете что-то ценное и вы даете в ответ что-то ценное. Кто-то отдает вам своё время, вы отдаете своё время, кто-то дает вам деньги, вы также хотите дать деньги, кто то делится с вами эмоциями, и вы также отвечаете эмоциями.

00:08:21 Мы можем просто откинуть всё это, просто сдуть всё и сказать: «О, у меня новый план! Это не работало, а теперь у нас новый план!» Это очень хорошо, это означает, что у вас есть разум, это означает, что вы развиваетесь. Но вопрос в том, хотите ли вы быть успешны духовно. Возможно, сами вы уже успешны. Но как лидер, вы и других должны сделать духовно успешными. Вот в чем вопрос. И это не подлежит сомнению.

Шримад Бхагаватам - руководство для лидеров

00:08:49 Пойдите на любое собрание по менеджменту, там какой-то Стивен Кови... семинар «Закон привлечения...», или там «Бедный папа, богатый папа» (Роберт Киосаки), ещё какой-то там папа. Вы можете отправиться на любое собрание менеджеров, и ничего такого там не услышите. Потому что люди, которые занимаются управлением, ничего не знают о существовании этих реалий. И те, от кого они получили это, тоже ничего не знали об этом.

00:09:14 Потому что никто не говорит о Бхагаватам. Вспомните, кто слушал Бхагаватам? Там были ведущие лидеры во вселенной. Это не были просто какие-то болтуны. Понимаете? Никаких болтунов и бездельников. Это всё были лидеры вселенной.

00:09:42 Бхагаватам говорит на таком уровне. Он настолько сложный и возвышенный, что люди не могут его оценить. Но для нас это легко, так как практически все преданные знают о чем там говорится.

00:10:00 Это забавно, но все инструменты, которые необходимы для того, чтобы привести общество к успеху, чтобы вести за собой общину или храм, вам уже известны. Осталось соединить между собой точки. Не так что это что-то новое, что нужно изучить, я не могу в этом разобраться, у меня нет времени. Всё, что нужно это сосредоточиться.

00:10:24 И удивительно, что для того, чтобы разобраться во всём, вам необходимо будет достаточно много времени. И у вас есть много времени, времени когда ваш ум не занят. Конечно, иногда нужно сосредоточиться на каком-то важном моменте. Но в промежутках есть много времени, чтобы поразмышлять, когда вы идете куда-то, например, когда вы делаете что-то. Это время, когда нужно размышлять.

00:10:44 Если вы научитесь этому, вы сможете научить других. Если вы повторяете мантру, тогда вы сможете и других научить повторять мантру. Вы посвятили всю свою жизнь, тогда вы сможете и других вдохновить предаться. Если вы сможете сами сосредоточиться и размышлять, вы сможете научить других также.

Разница между мирским и духовным

00:11:05 Поэтому вот план, который дается нам. На самом деле это самое начало Бхагаватам. Первая песнь это только вступление, в ней описана предыстория. Как, например, первая глава Бхагавад-Гиты, она разворачивает сцену. Нас знакомят со всеми участниками, с обстоятельствами, и со всем, что вы должны знать, чтобы по-настоящему понять сами наставления. Потому что Бхагаватам это беседа между Шукадевой Госвами и Махараджем Парикшитом.

00:11:30 И в первой песни мудрецы спрашивают, что там произошло, почему состоялось это обсуждение, какова предыстория. И тогда мы узнаем предысторию Кришны и предысторию предания Кришне во всех аспектах.

00:11:45 И после этого начинается Бхагаватам с описания творения, чатуршлока. И всё это учит нас как разобраться, какова разница между преданностью, как таковой и методами проявления этой преданности.

00:12:11 Потому что, если вы не научитесь разбираться в этом, вы можете подумать, что форма проявления преданности и есть непосредственно преданность. «Я занят практикой, поэтому я в сознании Кришны.» Нет, занимаясь практикой вы получаете возможность стать сознающим Кришну.

00:12:32 Но если вы не можете увидеть, что такое сознание Кришны, тогда вы можете совершить ошибку. Может быть сегодня эта ошибка не доставит вам особых беспокойств. И может она не будет беспокоить вас даже завтра. Но на следующий день, однажды эта проблема догонит вас.

00:12:45 Потому что мирское, материальное должно быть оставлено здесь. Его нельзя взять с собой. Даже карми понимают это. Вы просто не сможете забрать это с собой. Однажды реакции придут.

00:12:59 Вы вдохновлены заниматься менеджментом потому, что это соответствует вашей обусловленной природе и это очень хорошо. Нет ничего плохого в этом. Да, люди могут говорить и то и это. Какие-то интелектуалы могут бросать вызов менеджерам. Но это просто означает, что они не понимают, о чем они говорят.

00:12:21 Но проблема в том, что если вы сохраняете эту привязанность, вы по-прежнему занимаетесь менеджментом только потому, что вы привязаны к менеджменту как таковому, однажды это станет препятствием в преданном служении, так как желание удовлетворить Кришну должно стать вашей единственной целью. Но просто так получилось, что вы достигаете этого с помощью менеджмента.

00:13:43 Арджуна – он кшатрий. Он даже предлагал, что он может оставить обязанности кшатрия и принять обязанности брахмана. Но Кришна просто посмеялся над ним. Потому что он не сможет этого сделать. Этого просто не случится. Кшатрий – это кшатрий, а брахман – это брахман, вайшья – это вайшья. Они будут вести себя соответственно. Они могут очиститься, но они не изменятся.

00:14:07 Итак это вопрос очищения. Вы занимаетесь менеджментом и вместо того, чтобы вдохновляться тем, что вы занимаетесь менеджментом, что вы за всё отвечаете, у вас есть силы, у вас есть влияние на других, вы имеете дело с деньгами, принимаете решения, строите планы, вместо этого источником вашего вдохновения становится то, что вы хотите служить Кришне. И как вы служите Кришне? Вы служите Кришне через то, что вы имеете дело с преданными, имеете дело с деньгами, планируете. Вы понимаете? Это и есть «сарва дхарман паритьяджа». (Бхагавад-Гита 18.66)

00:14:36 И для того, чтобы быть способным переключиться от одного состояния сознания к другому, вы должны научиться различать их. Для этого Кришна и дает нам это объяснение. Он объясняет, как вы можете отличить в своей деятельности, и в деятельности кого бы то ни было другого, что является мотивирующим фактором, а что является инструментом или методом.

00:15:03 Проблема не в инструменте, проблема возникает тогда, когда мы не связываем этот инструмент с Кришной. И тот кто понимает это, избавляется от понятий «мы» и «они». Лидеры и последователи, храм и община, мужчины и женщины, серьезные и не серьезные, что бы это ни было. Благодаря этому пониманию вы избавляетесь от этой двойственности.

00:15:35 Это для тех, кто может ожидать чего-то другого. Может кто-то хотел узнать какие-то маленькие приемы и техники, что и как надо сделать, чтобы всё заработало. Это другая тема. Мы обсудим что-то из этого позже. Но ключевой момент в том, что если у вас есть это понимание, знаете ли вы о разных техниках или нет, мы всё равно сможете достичь успеха. Если вы менеджер, то у вас всё получится. Если вы не менеджер, тогда конечно у вас ничего не выйдет. И даже если дать вам какую-то технику, вы просто ничего не сможете сделать.

00:16:10 Есть одна история, которая иллюстрирует это. Был один преданный он откуда-то с Юга. Я думаю он из Хобарта. И однажды он отправился на большое мероприятие в Австралии, на котором были большие гуру по менеджменту. И тысячи бизнесменов потратили тысячи долларов, чтобы быть там. Это не было какое-то маленькое событие. Нет, это было большое событие на высоком уровне.

00:16:39 И этот преданный наблюдал за всем, что там происходило. И когда всё закончилось и все начали выходить из зала, он вдруг заметил, что в зале остался только он и человек, который давал лекцию. Он складывал свои бумаги в портфель.

00:17:00 И этот преданный встал и подошел к нему. И он сказал что-то вроде того: «Спасибо, очень хорошая лекция. Интересная презентация.» И всё такое. Они обменялись какими-то приятными словами. И тогда этот преданный спросил: «А сколько людей из тех, что собрались здесь, смогут реально использовать то, о чем вы говорили? Есть ли какая-то статистика по этому поводу?»

00:17:17 Этот человек просто замер и посмотрел на него. Он ответил: «Ни один из них. Это известно, что никто из них не будут это использовать. Потому что, если бы они могли это использовали, их бы здесь просто не было. Они бы уже это делали.» Потому что все эти принципы и правила, это просто обычный здравый смысл и это понятно любому менеджеру. Но они сами не могут этого понять. Поэтому вы анализируете принципы менеджмента и пытаетесь им помочь. Поэтому в среде этих больших гуру, они знают, что это в конечном счете ничего не даст.

00:17:57 Итак идея в том, что если вы менеджер, вы сами можете во всем разобраться. У вас есть мозги для этого. Точно так же как бизнесмен может разобраться как получить доход. Они пробовали и так и так. Мы знаем больших бизнесменов, у которых было пять неудачных бизнесов, но шестой сработал и они стали очень успешными. Просто для этого потребовалось какое-то время. А те у кого карма получше, они уже родились посреди успеха.

00:18:28 Но если вы менеджер, если вы лидер, вы можете понять, как вести тех, кто находится под вами. Вы можете это сделать. В противном случае, зачем вы оказались в этом положении, зачем вам даны все условия. Но вопрос в качестве.

00:18:48 Дело не в том, что я не знаю какой-то прием или какую-то технику. Проблема в том, что мы не понимаем общий принцип. Мы должны быть достаточно широкомыслящими людьми, чтобы найти подход к любой ситуации. Шрила Прабхупада мог отправиться куда угодно. Он был на Бауэри. И там были все эти странные люди. Он не говорил, что «я не могу работать с ними потому, что они под наркотиками». Нет, он просто начал с того, что у него было. Разве это не является одним из принципов бизнеса, что вы должны работать с тем, что у вас есть?

00:19:21 И Прабхупада мог делать это. Он жил в Батлере в доме Агрвалов. И он пользовался с ними одним холодильником, который был наполнен всеми этими невегетарианскими продуктами. Ещё они курили. И когда они спрашивали, не беспокоит ли его это, он говорил: «Нет, нет, всё хорошо.» Почему? Потому что он гость.

00:19:41 Не так что: «Почему вы не задаете вопросы об абсолютной истине, всё что вы делаете, это глупости». Нет. Вы имеете дело с душами. Эти души прямо сейчас находятся в каком-то положении. И с этим вы должны работать.

00:19:55 И то, какими вы хотите, чтобы они стали – это то, куда вы должны их привести. Вы должны выработать план. Вы не можете просто сказать, что «это Бог, а это сознание Кришны, делайте это, всё другое это глупости». В противном случае, если бы они могли всё это сделать сами, зачем бы им нужны были вы в роли лидера?

00:20:15 Вот в этом главный момент. Вы должны сделать это. Это означает, что вы должны научиться иметь дело с чем бы то ни было, что может войти в ту сферу, за которую вы несёте ответственность. Если вы способны сделать это, тогда вы действительно сможете развить проповедь. Вы сможете всё улучшить. Потому что вы можете работать с чем угодно. Если у вас есть такое сознание, вы сможете работать с любыми людьми и тогда вы сможете установить варнашраму.

Как установить варнашраму?

00:20:43 Что такое варнашрама? Смотрите у вас есть кто-то для кого ключевым фактором вдохновения являются писания, истина. Также у вас есть другая группа, которая будет действовать на основе писаний, но для них ключевым фактором будет является то, что это правильно, это справедливо. Для третьей группы, если что-то не приносит денег, оно вообще их не интересует. И ещё для одной группы, если они не будут чувствовать себя достаточно комфортно, если они не будут видеть возможности для самовыражения, если у них не будет какого-то эмоционального обмена, они вообще не будут ничего делать. Это совершенно другой взгляд.

00:21:23 Есть те кто учатся и совершенно не интересуются семейной жизнью. Есть такие, которые интересуются только семейной жизнью. Также есть такие, которые пытаются отойти от семейной жизни и ограничивать свои чувства. И в конце концов есть такие которых вообще не волнует в каком положении они находятся. Разве это не разнообразие?

00:21:47 Почему преданные не могут установить варнашраму? Потому что они смотрят на форму. Вот у тебя грязь под ногтями и ты выращиваешь морковку. Вот у нас и получилась варнашрама. Но во всех этих описаниях варн и ашрамов я не слышал слова «морковка». Иными словами, это один из видов деятельности, к которым прибегают вайшьи. Но их коренной мотив это доход. Дело не в том, что им нравится морковка, им нравятся натуральные естественные продукты без ГМО. Нет.

00:22:29 Идея в том, что это творение Бога и мы должны смотреть на этот мир соответствующим образом. Вот поэтому простая жизнь – это естественная жизнь. В простой жизни нет ничего особенного. Просто лучше жить в окружении мертвой материи, которая возникла естественно, чем в окружении мертвой материи, которая была создана человеком.

00:22:55 В конце концов какое душе дело до всего этого? Мы должны дойти до сути. Сара-грахи. Бхактивинода Тхакур говорит, что продвинутый преданный, он сара-грахи, он видит суть. Тогда он понимает как ему действовать.

00:23:13 Проблемы возникают тогда, когда вы не понимаете суть. Но если вы понимаете суть, тогда вы можете справиться с чем угодно. Как много конкретных примеров вы можете привести. В материальном мире возникает бесконечное количество проявлений. Вы можете привести только какое-то небольшое количество примеров, которые позволят понять общий принцип. И тогда вы сможете иметь дело с любой ситуацией.

00:23:34 Но если вы не готовы справиться с любой ситуацией, тогда вы должны действовать под руководством лидера. Но, если вы можете сами справиться с этим, это означает, что вы лидер, который работает под руководством других лидеров.

00:23:45 Разница в том, кто является лидером, а кто – нет, в том, может ли он справиться с ситуацией. В этом разница, если вы не можете справиться, значит вы не лидер. Вам нужен кто-то, кто поможет вам с этим. Но, если вы можете справиться сами, тогда вы можете помочь другим сделать то же самое. Да? Что вы думаете, в этом есть смысл?

Лидер должен быть способен видеть, как всё связано с Кришной

00:24:18 Если посмотреть на это с практической точки зрения, это означает, что всё, что существует, связано с Кришной и работает благодаря этой связи.

00:24:29 Например, вы идете по улице. Там на углу на столбе табличка с названием улицы. Откуда вообще пошла эта концепция названий и имен? От Кришны. У Него есть имя, форма, качества. То есть это то же самое. Сама это потенция, что улица может носить название, сама эта возможность исходит от Кришны.

00:24:52 Столб держит предметы над землей. Откуда этот столб берет силу, чтобы делать это. Как люди делают это? Эта сила существует благодаря связи с Кришной.

00:25:03 Например экономика, это то, с чем мы все имеем дело, экономика исходит из Бога. Как она работает. В любом обществе, в любом месте экономика работает на одних и тех же принципах. Вы берете что-то и продаёте это дороже, чем покупаете сами. Базовый принцип. Бывает, конечно, что вы продаете дешевле, чем купили. Наоборот тоже бывает.

00:25:30 Также и всё остальное, например, воспитание детей. Разве есть хоть один ребенок, который задавал бы вопрос, что такое мама или что такое папа? Нет. Вы должны объяснять им, почему небо голубое, почему трава зеленая.

00:25:44 Но вы не должны объяснять им, что это – мама. Они не спрашивают вас что такое мама. Почему? Потому что это понятие – это вечный принцип, вечный социальный принцип, созданный Богом.

00:26:01 Смысл в том, что мы должны быть способны посмотреть на любое явление и рассмотреть его с этой позиции.

00:26:06 Например однажды Шрила Прабхупада пришел в порт и там были огромные корабли и какие-то огромные механизмы. И Шрила Прабхупада спросил у преданных: «Что это такое?» И преданные стали говорить, что это угра-карма (серьёзная греховная деятельность), что это всё бессмысленное существование, это глупости материалистов и так далее и так далее.

00:26:23 Но Шрила Прабхупада сказал: «Нет, это секс, половая жизнь». И тогда преданные посмотрели на все эти корабли и подумали: «вау, ну ничего себе».

00:26:33 И тогда Прабхупада объяснил, что причина, по которой этот парень создал эту транспортную компанию, в том, что он хочет заниматься сексом так, как он этого хочет. Он хочет жить в небоскребе в шикарных апартаментах на 97-ом этаже с панорамным видом на город в Верхнем Ист-сайде. Но для того, чтобы достичь этого, ему нужна обладать этой транспортной компанией. Это и есть сара-грахи.

00:26:55 Как, например, в одном месте была кучка птичьих испражнений. Шрила Прабхупада спросил: «что это?» Преданные стали гадать: «Ну, это птичьи испражнения», «материальный мир подобен испражнениям». И так продолжалось и продолжалось.

00:27:06 В конце концов Шрила Прабхупада сказал: «Нет. Это привязанность. Потому что птица всегда сидит в одном месте.» А птичьи испражнения – это просто симптом. Иными словами то, что вы видите – это просто симптомы того, что происходит на самом деле. И если вы думаете, что то, что вы видите, это на самом деле и происходит, это будет ошибкой.

00:27:26 Но запомните! Это то, что вы услышите от любого гуру по менеджменту. Лучше найти своё вдохновение на более низком, примитивном уровне и работать ради вещей, которые вы можете видеть, чем не иметь вдохновения совсем.

00:27:42 Гуна невежества бесполезна. Лень, иллюзия. Шрила Прабхупада говорил, что в храме не должно быть ленивых и сумасшедших. Это означает, что в храме не должно быть невежества. Нам нужны люди, которые хотят работать и люди, которые хотят видеть мир с позиции сознания Кришны.

00:28:02 Гуна страсти лучше, потому что люди активны, но они заняты неправильной деятельностью. Они работают ради достижения целей, которые можно увидеть глазами, ради достижения каких-то обозримых результатов: «я сделал работу, и получил результат». Это их цель.

00:28:21 И всё что вам нужно сделать – это забрать этот мотив и поставить вместо него Кришну. Это процесс йоги. Йога означает, что вы делаете правильные вещи (яма-нияма), ваша тело находится в правильном положении (асана), вы контролируете свою деятельность (пранайама), вы вовлекаете чувства (пратьяхара), и вы фокусируетесь (дхарана). И когда вы сфокусировались, тогда вы можете привнести туда Вишну.

00:28:52 Итак, люди, которые занимаются бизнесом, которые что-то делают, они проходят все эти стадии. Они делают то, что благоприятно для бизнеса и избегают того, что мешает бизнесу, поэтому они успешны. Они находятся в экономически благоприятной среде. Они контролируют чувства, в противном случае они бы не смогли сберечь деньги тем более в столице, и уже давно бы всё потратили. И они сфокусированы на своей работе.

00:29:16 Но их проблема в том, что они считают, что их цель это достижения какого-то внешнего результата. И всё, что нужно сделать, это заменить эту цель Кришной. Но это не значит, что нужно заменить всё остальное. Вы просто должны научиться видеть всё это в связи с Кришной. Что хорошо для бизнеса, а что плохо, это правила созданные Кришной. Это вечные правила.

00:29:36 Где вы должны находиться, как концентрироваться. Это всё законы Бога. Это не так, что просто какой-то парень придумал это и написал в книгу. Нет, он просто наблюдает то, что уже существует. В чем же его заслуга? Его заслуга в том, что он разумный, он проявляет внимание, он наблюдательный, он изучал это на протяжении многих лет, а потом через годы он записал это в книгу. Вот, что он делает.

00:30:00 Преданный: Я не понял, что вы имели ввиду, когда говорили, что лучше, если вы найдете что-то привлекательное для себя, чтобы работать ради этого?
Почему это лучше?
Преданный: Я не понял, как это связано со всем остальным, что вы говорили.

00:30:17 А, как это связано, что лучше, если вы вдохновлены делать что-то ради материальной цели? Потому что действие лучше, чем бездействие. Правильно? Вы можете получить результат только тогда, когда вы действуете.

00:30:31 Это один из принципов, которым нас учит ведическая культура. Вы получаете результат только благодаря деятельности. Вы совершаете усилия. Если вы голодны, пока вы не совершите усилия, вы не сможете добыть пищу для себя. Вы должны взять пищу, положить себе в рот, потом пережевать, а потом проглотить. Вы должны работать.

00:30:48 Идея в том, что поскольку работа является принципом, что бы ни вдохновляло вас к действию сейчас, начните действовать с этого уровня, а потом соедините это с Кришной. А потом, постарайтесь очистить это. Это определение, которое Рупа Госвами дал чистому преданному служению. Он следует той же логике. Поэтому нам не нужно беспокоиться. Вы можете взять любой стих и объяснить с помощью него любую сферу, вы можете объяснить менеджмент, бизнес, искусство.

00:31:21 Чистое преданное служение определяется так: во-первых, должно быть сознание, потом это сознание должно быть обращено на Бога, потом надо иметь благоприятное отношение к Кришне, и это «благоприятное» означает свободное от кармы и гьяны. Так Рупа Госвами определяет чистое преданное служение. Это коренной или один из коренных стихов Нектара Преданности.

00:31:49 Иными словами, если у вас нет сознания, как вы сможете обратить своё сознание на Бога? Поэтому, если кто-то не может разобраться с тем, что его окружает, ему будет так же сложно понять Бога.

00:31:59 Есть такая идея, что «вы просто плывете по течению, ни о чем не переживаете и так вы становитесь духовным». Нет! Это называется «витать в облаках», «spaced out». И можно как-то позитивно витать в облаках и можно не так позитивно витать в облаках.

00:32:12 То есть смысл в том, чтобы быть сфокусированным. Если у вас есть сознание, тогда Вы можете направить своё сознание на Бога. Если вы не включили своё сознание, как вы сможете направить его на Бога? Система йоги такова, что в начале вы должны овладеть сознанием, а потом вы можете обратить его на Вишну.

00:32:31 Итак вы осознаете в какой среде вы находитесь. И всё, что находится вокруг вас, вы видите с точки зрения менеджмента. И это приводит к тому, что вы обретаете вдохновение заняться менеджментом, вы видите перспективы. Тогда вы это связываете с Кришной. Это означает «я буду управлять для Кришны».

00:32:54 Но со временем вы должны понять, что вы должны вдохновляться не возможностью руководить, а возможностью удовлетворить Кришну. Жители Вриндавана, например, мама Яшода, это не так, что она вдохновлена готовить для Кришны из-за того, что во всем космическом творении она самый лучший повар после Шримати Радхарани. Она хочет готовить и она должна готовить для Бога. Потому, что никто другой не способен по достоинству оценить её мастерство. Понимаете? Нет. Она просто хочет служить Кришне. И, поскольку она Его мать, она готовит. И ради этого она учится готовить.

00:33:38 Иными словами, ваше желание удовлетворить Кришну побуждает вас улучшать качество вашей деятельности. В противном случае, вы будете улучшать своё служение только тогда, когда вы захотите его улучшить: я менеджер и я хочу быть самым лучшим. И что в итоге? Вы достигли того, что хотели. И вы больше не хотите этим заниматься. И тогда вы терпите неудачу, так как есть только 2 варианта, либо вы развиваетесь, либо вы деградируете. Нет промежуточного положения. И важно научиться различать между прогрессом и деградацией.

00:34:13 Да, Кришна во всём, но есть вещи, которые особенно привлекают меня, и научиться видеть в них Кришну для меня особенно важно. Потому что когда я иду по улице, я не замечаю большую часть того, что там есть. И это не имеет значения. Но те вещи, которые привлекают моё внимание, это вещи, которые я в первую очередь должен научиться связывать с Кришной.

00:34:30 Когда кто-то заходит в мой офис и просит моего совета, что мне посоветовать этому человеку? Вы должны дать совет в соответствии с ценностями этого человека. В противном случае, я могу рассказать им так много всего, но для них эти вещи не имеют ценности, так как они не видят этого.

00:34:48 Например к вам пришел брахмачари, а вы рассказываете ему о своей привязанности к сыну. Но у него нет сына. Как он поймет? Например, в начале Махабхараты Сута Госвами обращался с мудрецами Наймишараньи в соответствии с их положением и природой.

00:35:10 Они хотели услышать о жертвоприношении змей, но они мудрецы. Тогда он описал им всё, используя слова и примеры, которые подходили мудрецам. Если вам нужно будет разговаривать с царем, вы будете говорить немного иначе. Или с членами своей семьи вы также будете говорить как-то по-другому.

00:35:27 Итак вы должны уметь подстроиться в зависимости от того, к кому вы обращаетесь. У вас есть какая-то ваша идея, и эта идея работает для вас, но вам надо понять как тот же принцип применить к человеку, с которым вы имеете дело. Каковы их ценности. Как они видят это. Как они идентифицируют себя.

00:35:47 То есть, какова их самбандха. Что по их мнению является полем их деятельности. Тогда вы должны понять, чего они хотят достичь. И после этого вы можете понять, как разговаривать с ними и какое место они занимают в варнашраме. Какова их цель? Чего они хотят достичь? Связана ли из цель с их полем деятельности. Надо понять как они связывают это? Какие действия должны быть предприняты ради достижения их цели? Человек должен научиться различать, когда он приближается к своей цели, а когда – нет. Если да, замечательно. Если нет, тогда надо что-то изменить. Понимаете?

00:36:30 Это простая техника понимания самбандхи, абхидейи и прайоджаны на основании этих четырех принципов описанных в чатуршлоке. Только лишь на основании этого человек может стать превосходным менеджером.

00:36:50 В противном случае, почему человек, который был менеджером на протяжении последних 10-ти, 15-ти, 30-ти лет, отправляется на тренинг по менеджменту, чтобы понять как это делают профессионалы. Да, но профессионалы до этих курсов прошли ещё 4 или 6 лет обучения, и получили дипломы MBA (Master of Business Administration.), менеджера первого уровня, а затем MBA, менеджера второго уровня. А теперь они проходят двух-недельный курс. Какие-то новейшие техники, новейшие приемы.

00:37:22 Но почему этот профессионал, этот менеджер MBA второго уровня никогда так и не становится CEO (chief executive officer), главным исполнительным директором. Потому что всё, что он знает – это техники и приемы.

00:37:32 Но почему исполнительный директор, становится директором? Он не проходил все эти курсы. Он начинал с того, что подметал полы в офисе. Но он наблюдал взаимоотношения, процесс и результат. Он способен видеть принципы которые стоят за всем.

00:37:50 Поэтому он является настоящим менеджером. А все другие, они менеджеры, но они шудры. Они шудры. Профессионалы, в черных костюмах, в пятизвездочных отелях, с кожаными портфелями, которые летают по всему миру по поручению владельца бизнеса – они шудры. Шудры высокого уровня, очень опытные, разумные, квалифицированные. Но шудры и не более. Они не менеджеры, в том контексте, что мы говорим, в контексте лидерства. Так конечно они менеджеры. Понимаете?

00:38:26 Преданный: Вы сказали, что просто понимая эти 4 принципа чатуршлоки человек может стать хорошим менеджером. Правильно ли я понял, что второй стих говорит о том, как любую ситуацию связать с Кришной?

00:38:45 Все эти стихи соединяют вас с Кришной. Первый – это Санкаршана, то есть поле деятельности.

00:38:52 Преданный: Второй это то, что вас привлекает в этом поле деятельности.

00:38:54 То, что привлекает вас – это Прадьюмна. Иными словами, самбандха состоит из двух частей. Первая – это просто определение описание поля и всего, что есть на поле. Вторая – это то, что вас привлекает на этом поле. Потому что на этом поле есть так много аспектов. Какой именно аспект вас привлекает?

00:39:09 Например, мы можем взять сферу бизнеса. Кто-то привлекается тем чтобы ходить и что-то покупать. Это не бизнесмен. Это просто шудра-торговец. Им нравится пойти на рынок, найти предложение по хорошей цене, искать, выискивать, покупать, приносить домой, то что было продано бизнесменами, которые вдохновлены тем, чтобы получать прибыль манипулируя разными вещами, которые они продают на этом рынке. Вот это бизнесмен.

00:39:42 Иными словами, поле это одно. Но вы также должны понять, что именно привлекает человека на этом поле.

00:39:49 Привлечение происходит из созерцания. Люди называют это «законом привлечения». Вы должны думать о чем-то, либо представить себе, что вы уже достигли чего-то или представить, что вы уже избавились от этого. Это всё просто трюки, хитрости. Они не дадут реального результата.

00:40:02 Кришна говорит, что созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность. А люди, которые говорят об этом «законе привлечения» знают, что если вы привязаны к чему-то, вы будете делать это. Но по сути они не понимают тонкостей, они не знают эту науку. Они считают, что если вы привяжетесь к чему-то достаточно сильно, вы будете работать ради этого. Но они не знают разницы между привлеченностью и привязанностью. Понимаете?

00:40:28 То что они рассказывают это уже часть нашей философии. Вы привлечены чем-то, привлечение приводит к привязанности, а если вы привязаны, вы работаете. Итак они просто делают акцент на одном: «просто будьте привлечены чем-то». Таким образом они описывают Прадьюмну.

00:40:49 Потом есть другие, которые говорят о том, что у вас должен быть план, вы должны продвигаться по этому плану. Эти описывают прайоджану. И если они говорят о плане достаточно долго, тогда вы обретаете вдохновение. Так из-за созерцания появляется привязанность. И тогда вы работаете.

00:41:04 Но кто-то другой, кто знает как всё надо делать, но не вдохновлен. Тогда они говорят: «Ты сможешь, у тебя получится». Так они устанавливают его связь с Санкаршаной. Они создают идентичность этого человека, его самоотождествление. Если есть идентичность, он автоматически будет работать, он просто по какой-то причине потерял вдохновение.

00:41:21 Итак все это – различные школы, каждая концентрируется на одном аспекте, поэтому это выглядит очень просто и понятно. Это кажется очень ясным, очень практичным. Но, когда вы объединяете все эти 3 аспекта вместе, как это делается в нашей философии, тогда это становится действительно очень возвышенно. Тогда вы говорите: «о это просто теория». Нет, это так же как если бы вы взяли все эти 3 метода одновременно и разобрались как они связаны между собой.

00:41:46 Если вы не знаете поле деятельности, вы не знаете, кто вы, вы ничего не будете делать. Если у вас нет вдохновения, у вас нет желания, вы никуда не дойдете. Если вы не знаете цели, не знаете, куда вы движетесь, то как вы сможете действовать? Понимаете?

00:42:00 Итак, все эти четыре аспекта, когда вы понимаете их, вы видите, что они применяются везде. Например, вы хотите почистить зубы. У вас есть зубы, у вас есть щетка, есть место, где вы храните щетку, есть зеркало, есть кран с водой и вы можете выбирать холодную и горячую воду, вы должны чистить зубы стоя, вы не можете чистить зубы сидя на полу в позе лотоса, медитировать и чистить зубы. Вы должны знать поле.

00:42:27 Затем у вас есть вдохновение, вы хотите иметь чистые зубы, вы хотите следовать правилам чистки зубов, у вас есть цель. Итак для того, чтобы сделать это, мне нужна щетка. Я знаю, как она работает, я знаю, за какой конец я должен держаться. Я знаю в какую сторону должна быть направлена щетина.

00:42:45 Я знаю как снять крышечку с тюбика, я знаю, как правильно его выдавливать, и если я не правильно буду выдавливать, моя жена меня убьет, так как она не любит когда тюбик с пастой помят. Вот почему сейчас делают пластиковые тюбики для пасты, потому что с пластиковыми тюбиками не имеет значения, как вы выдавливаете. Вот так.

00:43:04 Потом вы должны положить этот тюбик и закрыть крышечку. Потому что в противном случае потом прибегут ваши дети и выдавят всю пасту. Потом всё это вы помещаете в рот и чистите зубы так, как вам сказал ваш стоматолог, круговыми движениями или движениями вверх-вниз, как бы там ни было.

00:43:21 Потом вы достаете всё это из своего рта. Вы смотрите в зеркало на свои зубы. И вам нравится как они выглядят. И тогда вы чувствуете себя удовлетворенным. Вы достигли своей цели. Но здесь присутствовали все эти четыре аспекта. Чистка зубов или менеджмент, абсолютно всё работает на основании одних и тех же принципов.

Разница между потребностью и желанием

00:43:41 Преданный: А в чем разница между тем, что нас вдохновляет и целью.

00:43:48 Вдохновение или вдохновляющий фактор – это то что вас вдохновляет, а цель – это то, что вам нужно. Вдохновение это то, что вы хотите, в чем вы заинтересованы. А цель – это то, что вам нужно. Это 2 разных вещи.

00:43:59 Например, вы идете по улице и видите на витрине магазина какую-то красивую вещь. Она интересная, она вдохновляющая, вы бы хотели иметь её, но если вы не зашли в магазин и не купили её, это означает, что эта вещь не была вашей потребностью. Вы просто прошли дальше. «О было бы хорошо, если бы у меня это было» – это желание. Потребность означает, что вы заходите в магазин, кладёте деньги и выходите уже с этой вещью. Понимаете, что я имею ввиду? Мы хотим так много всего, но работаем только ради того, что нам нужно.

00:44:29 Преданный: то есть мы должны использовать свой разум, чтобы различать?

00:44:32 Вы должны использовать разум. Да, именно для этого нам даны шастры. Поэтому в комментарии к первому стиху Шрила Прабхупада говорит, что менеджер не может действовать в разрез с шастрой. Господь знает, что человеку нужно. Он знает, что нужно брахману, кшатрию, вайшье и шудре. Он знает, что нужно брахмачари, грихастхе, ванапрастхе и саньяси. То ради чего они прилагают усилия становится их обязанностями.

00:44:59 Потом основываясь на этом вы используете свой разум, чтобы выполнить свою работу. Менеджмент означает, что у вас есть ситуация, которую вы должны разрешить. То есть существует дистанция между тем, что у вас есть и тем, что вы хотите. И вы должны применить свой разум и свою энергию, чтобы соединить их вместе. И выгода лидера заключается в том, чтобы сокращать эту дистанцию. Выгода в сокращении дистанции.

00:45:32 Например для художника. Есть что-то, что он хочет изобразить. И когда он приближается к этому, когда он сокращает эту дистанцию – это его выгода. Понимаете? Так это работает.

Как исправить лидера, который привязан к власти и положению?

00:45:50 Преданный: Махарадж, что делать, если в духовном обществе мы видим, что есть много людей, которые очень привязаны к власти и положению. И эти люди очень зациклены на определенных стратегиях, на определенных способах поведения, которые предоставляют им возможность иметь эту власть и положение. Как изменить эту ситуацию?

00:46:33 Те кто сидят сзади слышали вопрос? Нет? Вопрос в том, что делать, если у вас есть духовное общество, которое пропитано борьбой за власть и влияние, которая происходит из влечения к власти и влиянию. И как вы можете совместить это с чем-то, что реально связано с духовной жизнью. Я правильно пересказал ваш вопрос или что-то упустил?

00:46:08 Преданный: Что делать если в рамках этого общества люди выбирают проекты, которые приводят именно к этой конкретной цели?

00:47:17 То есть иными словами, менеджеры начинают проект и манипулируют материальной энергией просто ради того, чтобы создать этот проект. И получить вкус от того, что они это делают.

00:47:33 Гость: Позвольте мне привести вам пример. Например построения общины. Что само по себе очень хорошо и замечательно. Но настроение может быть таково, чтобы построить общину просто чтобы иметь больше людей, чтобы иметь структуру управления, финансовую структуру. Таким образом благо этих людей уже не является целью.

00:48:00 Хорошо, хорошо. Вы слышали? В конце концов вопрос в образовании. В ведической системе образование – это центральный момент. Поэтому считается что брахманы находятся наверху. Хотя они не занимаются менеджментом, они не организовывают ничего. У них есть знание. И они могут обучить человека фундаментальным принципам. И благодаря этому какое бы положение вы ни занимали, вы будете успешны.

00:48:39 Каждый кшатрий получает образование у брахмана. Поэтому кшатрий специально содержит брахманов у себя во дворце. Но при этом совершенно не обязательно, что эти брахманы могут выполнять те же обязанности, что и царь.

00:48:54 Конечно, если у вас есть такой брахман, это замечательно. Если Васиштха Муни – это гуру в вашем дворце или Вишвамитра, или Дурваса. Это замечательно. Потому что они могут и сами править царством. Но даже, если брахманы не могут так, это не имеет значения, потому что их роль давать кшатрию знание, на основании которого он потом будет действовать и проявлять свои естественные способности.

00:49:19 Таким образом, образование – это центральный момент. Итак решением в этой ситуации будет образование. Идеально, если вы сможете организовать там какую-то образовательную программу. Но она не должна быть основана на том, чтобы дать людям ту или иную технику. Нужно дать людям духовное понимание и технику, которая позволяет им использовать это понимание, как философию применить в практической жизни.

00:49:52 Но если у вас нет такой возможности. Например, этот лидер не заинтересован в такого рода философии. Хотя конечно, он преданный и ему в целом интересна философия сознания Кришны и он разбирается в ней. Но он не соединяет эту философию и со своей структурой, основанной на распределении власти и денег.

00:50:12 Тогда вам нужен кто-то, кто получил образование и кто действует на основании этих принципов, и вы должны помочь ему выполнять свою работу так, чтобы он обрел власть и финансовые возможности, но основываясь на вечных техниках, которые даны Кришной. И хотя эти истины уже описаны, важно чтобы эти истины стали проявлены на практике.

00:50:40 Таким образом, со временем, даже если этот лидер не заинтересован в такого рода философии, но он может увидеть, что это практично и это работает, и он может построить финансовую систему и систему власти, получить влияние и престиж, но он получит это в связи с Кришной и с помощью правильного процесса. И, конечно, если он достаточно искренний, он начнет применять это, и сознание Кришны пропитает всё, что он делает.

00:51:13 Но главная проблема в том, что нужно ждать до тех пор, пока у этого лидера не поменяются его мотивы. Но это может быть достаточно долго. В этом сложность. Как например, Махараджа Вена. До тех пор пока он не создавал препятствий для брахманической культуры, он был хорошим менеджером. Но как только он провозгласил себя богом и начал притеснять брахманов и мешал им выполнять их обязанности, тогда брахманы собрались вместе и устранили его.

00:51:50 Как например, Шрила Прабхупада объяснял каким образом должны устраняться президенты храмов. Джи-Би-Си (GBC Governing Body Commission), брахманы, должны собраться вместе и решить: этот человек не квалифицирован, его нужно устранить. Это не вопрос власти. Вопрос в том, что культура не работает. Философия не применяется.

00:52:07 Некий человек создает общину, начинают поступать деньги, и люди вдохновлены всем этим, но он не уделяет внимания личностям. Это не страшно. Это может сделать кто-то другой. В этом примере, менеджер о котором мы говорим, вероятнее всего, находится на каком-то высоком уровне, то есть либо он менеджер какого-то департамента и подчиняется президенту храма, либо он даже президент храма и подчиняется GBC.

00:52:36 GBC могут видеть, что с другой стороны там есть кто-то другой, кто выходит и проповедует, потому что человек, который заинтересован в деньгах и власти не так заинтересован в проповеди, до тех пор, пока он не думает, что проповедник получает больше влияния.

00:52:50 Поэтому следует добавить сюда проповедника, который очень непритязателен к власти, брахманичность которого очень очевидна. И чем сильнее материальная привязанность этого менеджера, тем больше должны быть очевидны качества этого брахмана.

00:53:04 Потому что если у кого-то очень много страсти и невежества, ему поможет кто-то кто проявляет достаточно много благости. Вы не можете добавить другую страстную динамичную личность, чтобы создать баланс. Нет. Это просто приведет к войне.

00:53:17 Этот менеджер уже делает свою работу, вам только нужно позаботиться о том, чтобы проповедовать ему. И тогда со временем либо он поймет то, о чем вы ему говорите, либо этот менеджер сам отойдет в сторону: «зачем я трачу здесь своё время на Кришну, если я могу зарабатывать деньги в материальном мире с теми людьми, кто по-настоящему оценит мои способности».

00:53:36 В любом случае, он либо примет, либо уйдет. Но вы должны быть достаточно разумны, чтобы понимать, что вам нужно. Результат, который вы ищите – это удовлетворение Кришны. Эта личность, о которой мы говорим, она создала общину, по крайней мере, форму, механику. Он создал это и создал это хорошо и он хорошо всем управляет. Он заботится о храме, но вам нужно добавить людей, которые дополнят это.

00:54:05 Иными словами суть варнашрамы в том, чтобы задействовать каждого в соответствии с его реальными способностями. И не ожидайте от человека больше. Например кто-то занимается бизнесом. И что вы хотите от него? Вы хотите, чтобы он приносил доход. Так он и сам в этом заинтересован.

00:54:24 Вы поручаете ему заниматься бизнесом для храма. Храм получает доход. Но сам он действует ради прибыли. Поэтому он нуждается в получении этой прибыли. И может быть он забирает себе значительную часть, но вы же при этом получаете остальное?

00:54:34 Не надо думать, что вот он зарабатывает 100 000 долларов для храма, и он хочет 25% из них, это никуда не годится! А почему бы ему не предаться? Но если вы не дадите ему 25%, вы не получите свои 75%. Вы получаете 75%, он получает 25%. Но если вы ожидаете, что он будет как храмовый пуджари, полностью предастся и будет жить без ничего, тогда вы просто не понимаете вайшьев, вы не понимаете их природу.

00:55:02 Вот почему мы терпим неудачу. Мы ожидаем, что абсолютно все будут простыми, смиренными, полностью предавшимися, такими храмовыми преданными, на которых вы можете наступить, засунуть их в блендер, и что бы с ними ни происходило, они выйдут из ситуации как ни в чем не бывало.

00:55:17 Да, безусловно есть и такие, кто могут так жить, и они достойны особого уважения. И если каждый получает уважение за свои сильные стороны, тогда всё будет очень хорошо. Но важно ценить каждого за то, какой он есть.

00:55:30 Должна быть система «сдержек и противовесов», но поскольку это очень деликатная тема, необходимо принять систему «сдержек и противовесов», созданную Кришной. Если мы изобретем свою систему «сдержек и противовесов», она не будет работать. Просто не будет работать.

00:55:43 В этом трудность. Мы можем применить к конкретной ситуации то, что говорит шастра. Но мы не можем придумать свои правила. Мы не находимся в этом положении. Мы не являемся причиной существования. Согласно первому стиху Чатуршлоки, Он – существование. А у нас просто может быть интерес и желание работать с этим. Но мы не можем создать это.

00:56:14 И даже, если мы пытаемся что-то создавать, это всё равно происходит по законам Кришны. На самом деле Кришна всё делает. Это роль Параматмы. Это второй стих. Там говорится что мы видим ценность в чем-либо, и взаимодействуем с этим. Это Параматма. Способность видеть Кришну везде – это Парабрахман, взаимодействовать с этим – это Параматма. Делать это для того чтобы удовлетворить Кришну – это уже третий стих, это Бхагаван.

00:56:40 Преданный: Конечно же я очень благодарен вам, так как это дает хорошую основу для дальнейшей работы. Мой вопрос в том, что вы упомянули, что проповедник, который работает с этим преданным, должен быть очень скромными и свободным от личных амбиций.

00:56:56 Мы просто рассмотрели ситуацию, если лидер очень переживает за свою власть. Но если он не так переживает за свою власть, но он просто хочет быть признан как лидер, тогда вы можете добавить в эту ситуацию какую-то более динамичную личность. Иными словами его эго является частью уравнения. Вы не можете просто сказать ему: «ты должен избавиться от ложного это». Мы бы никогда так не сказали, если бы у нас у самих не было ложного эго. Вот в чем дело.

00:57:26 Преданный: Мой вопрос в том, что у нас есть проповедники, но они не такие скромные, так как у них есть большое духовное влияние или харизма.

00:57:36 Нескромные значит…

00:57:42 Позвольте, я закончу. У нас есть проповедники, но они не такие скромные, так как у них есть большое духовное влияние или харизма. Поэтому они очень влиятельны. И иногда мы видим, что происходят конфликты между менеджерами и гуру. Менеджер говорит, что это моё место, это мои люди, деньги этих людей – это мои деньги. А тут приезжает гуру и эти люди дают деньги гуру и это плохо. И в некоторых зонах к этому вопросу есть большое внимание. Потому что проповедники не являются такими уж скромными и лишенными амбиций.

00:58:29 Я понимаю, что это чисто теоретический пример. Я повторю вопрос. Давайте возьмем другой аспект, что если проповедник не лишен амбиций. Он приезжает, у него есть влияние на людей, Например, он их духовный учитель, или кто-то, кого воспринимают на этом уровне.

00:58:56 И между ним и президентом храма есть конфликт, потому что президент храма говорит, что это мой город, мои деньги, мои преданные. Понимаете? Это всё моё. И он не поддерживает, что преданные хотят давать деньги этому проповеднику. Потому что по его мнению это не правильно, ибо тут всё контролирует он.

00:59:26 Хорошо. Правильное понимание таково, что ничего здесь не является нашим, всё это принадлежит Кришне. Мы просто поставлены заботиться обо всем этом. Иными словами наше чувство собственности должно быть ограничено в определенных рамках. Чем больше мы проявляем это чувство собственности, тем больше проблем появляется.

00:59:50 Чувство обладания, как мотивирующий фактор – это проявление женской природы. Мужская природа не должна быть основана на привязанности. Хотя это может иметь место. Но методология не должна быть основана на привязанности.

01:00:14 Женская природа основывается на привязанности. Вот почему у женщин всегда присутствует эта эмоциональная составляющая. Это их ценность. Если президент занимает такое положение, он в действительности ставит себя в женское положение. А преданные в этой зоне и деньги в этой зоне становятся мужским элементом.

01:00:33 То есть он зависит от всего этого, чтобы поддерживать свой статус. То есть он находится в положении президента храма только из-за того, что все принимают его в этой роли и делают то, что он говорит. Но президент храма остается президентом храма независимо от того, есть ли там кто-либо или там никого нет. Это определенное настроение.

01:01:56 Как например Шрила Прабхупада обучал преданных на протяжении трех или шести месяцев, а после этого отправлял их на новую территорию. Но из-за того, что у них было это настроение лидера, они приходили туда и создавали там всё необходимое.

01:01:14 Но этот человек ведет себя противоположным образом. Он не создатель, а сам зависит от всего этого. Не он создаёт это, а это создаёт его. То есть он не лидер. Это в свою очередь создаст много проблем. И только благодаря обучению и философии он сможет работать правильно.

01:01:33 И если люди достаточно разумны, чтобы понять ситуацию проповедника, если они сами не могут повлиять на эту ситуацию и GBC также не могут на неё повлиять, тогда они должны просто избегать эту зону. Держитесь на расстоянии. Что, конечно, не идеально, но это один из методов, как решить эту проблему.

01:01:55 Либо GBC должны попробовать объяснить этому президенту, так как предполагается что они должны иметь брахманическое влияние и они должны научить его. Потому что даже с мирской точки зрения, в соответствии с Ману руководитель получает шестую часть как плохих, так и хороших качеств от людей, которые зависят от него.

01:02:18 То есть если президент храма защищает преданных, он получает шестую часть их хороших качеств и шестую часть плохих качеств. Но если он не защищает их, он получает 100 процентов плохих качеств и не получает хороших. Так работает принцип управления.

01:02:36 Как, например, брахман, который проводит ягью, он получает карму. Кшатрий, руководитель, также получает карму. Если кто-то то дает пожертвование... Рассмотрим пример на самом низком уровне, например, человек жертвует деньги. Мы не говорим о кшатриях, потому что у кшатриев это была бы справедливость. Но здесь вопрос не во власти, здесь вопрос в деньгах. То есть мы говорим здесь о вайшьях.

Принцип пожертвований

01:03:04 Одна из обязанностей вайш – давать пожертвования. По идее храм должен давать пожертвования этому проповеднику. Итак, если вы даете деньги кому-то, кто просто нуждается в деньгах, какому-то бедному, нуждающемуся человеку, что бы вы ни дали ему, вам вернется обратно точно такое же количество в будущем.

01:03:21 Но если у нас есть человек, который говорит, что он брахман, и ведет себя так, как будто бы он очень продвинут духовно? Тогда, если вы даете такому человеку, вы получаете обратно в 2 раза больше. Просто на основании того, что вы уважаете сам этот принцип.

01:03:36 Кришна говорит, что брахманам нужно оказывать почтение. И ваше почтение к этому человеку основано на этом. И хотя на самом деле вы считаете, что он не обладает должной квалификацией, но вы всё равно жертвуете ему просто потому, что он говорит, что он брахман. Тогда вы получаете обратно в 2 раза больше.

01:03:45 А если эта личность вдобавок получила образование, обладает знанием, тогда вы получаете в 10 000 раз больше. А если этот человек осознал знание, вы получаете обратно в 100 000 раз больше. Но если это личность как Шрила Прабхупада, тогда вам вернется бесконечно больше.

01:04:08 Итак, теперь если какой-то преданный из вашей общины дал что-то этой духовной личности, тогда возможно, поскольку мы говорим о каких-то выдающихся проповедниках, он попадает в эту категорию 10 тысяч или 100 тысяч раз. При этом не забываем, что одна шестая благочестивых поступков идет президенту храма.

01:04:28 Теперь давайте предположим, что в этом храме живет 20 преданных. И все они дают пожертвования своим духовным учителям. А президент храма получает шестую часть от всего это. Вы можете посчитать, он получает гораздо больше блага, чем любой преданный из его храма по отдельности. То есть в действительности получает даже больше блага, чем преданные, которые дают пожертвования.

01:04:46 Вот это фундаментальные принципы культуры. Какая тут проблема? Что духовный учитель будет делать с этими деньгами. Он что, поедет с ними в Лас-Вегас? Он использует эти деньги на какой-то проект внутри общества. И храм также является проектом в рамках общества.

01:05:03 И мы должны помнить что Бог достаточно богатый. У него бесконечное количество денег. Не думайте, что из-за того, что человек отдал деньги куда-то, храм получит меньше. Нет, человек был вдохновлен и поэтому отдал свои деньги, но если он будет вдохновлен храмом, он отдаст свои деньги в храм. Если президент храма поддерживает их духовного учителя, они будут вдохновлены и захотят помогать этому человеку.

01:05:26 Я помню как раньше, когда присутствовал Шрила Прабхупада, все работали под чьим-то руководством. Буквально считанные преданные имели непосредственные отношения с Шрилой Прабхупадой. И преданные были вдохновлены, потому что этот преданный вдохновлял их служить Шриле Прабхупаде.

01:05:41 Не было такого, что это мой храм и вы должны работать на меня. Они были вдохновлены, потому что они могли сделать что-то, они могли распространить больше книг для Шрилы Прабхупады, они могли собрать больше денег, которые потом будут даны Шриле Прабхупаде. Они были вдохновлены.

01:05:53 И были разные старшие преданные, которые имели разные стили управления. И в зависимости от своего вдохновения вы могли работать под руководством того или иного преданного. Здесь работает тот же принцип. И если президент храма поддерживает это, то это очень замечательно.

01:06:07 Конечно же есть определенный этикет. Если есть какой-то человек, который взял на себя обязательства регулярно жертвовать определенную сумму денег, чтобы поддерживать храм и он не может различить между храмом и каким-то другим преданным, тогда этот старший преданный не должен культивировать этого преданного.

01:06:32 Если кто-то, например, ежегодно дает 10 тысяч долларов в храм, и в этом году он уже отдал 10 тысяч, а помимо этого он ещё пожертвовал что-то какому-то старшему преданному, тогда зачем беспокоиться, если Кришна получает больше денег? Но если он дал старшему преданному 5 тысяч долларов и поэтому храму он также собирается дать 5 тысяч, так как в конце концов это всё один ИСККОН, тогда этот старший преданный не должен культивировать такое поведение этого преданного.

01:06:53 Преданный: То есть мой вопрос в том, что кто бы ни был связан с ИСККОН, тут есть определенная система, человек может принимать шикшу. А мы говорим, что гуру не должен культивировать

01:07:14 Он не должен должен культивировать его в финансовом отношении, но он может культивировать в духовном отношении.

01:07:18 Преданный: да, но это переносится

01:07:20 Этот старший преданный или духовный учитель должен убедиться, что этот преданный выполняет все свои обязательства перед храмом, и если преданный хочет сделать что-то для своего учителя, это не должно быть за счет того, что он сделает меньше для храма.

01:07:30 Другими словами, его обязательства по отношению к храму должны сохраниться. Иными словами тут дело не в каких-то резолюциях, тут вопрос в отношениях. Помните это знаменитое высказывание Шрилы Прабхупады: «Революция, резолюция и нет никаких решений...». Что-то такое. Дело не в резолюциях, а дело в отношениях.

01:07:53 Иными словами между президентом храма, GBC и проповедниками, которые проповедуют в этой зоне, должны быть крепкие отношения. Независимо от того, находятся ли эти проповедники постоянно в этой зоне или они проповедуют. Если отношения не достаточно крепкие, их надо укреплять.

01:08:09 Я помню как в одной из зон у них был фестиваль и там были старшие преданные, гуру, они были всё время вместе, они смеялись, обнимали друг друга, и преданные были так вдохновлены глядя на их взаимоотношения. Потому что они не видят этого в обычной жизни. Всё время какая-то политика и тому подобное. Когда есть отношения, преданные вдохновлены, но если лидеры занимаются политикой, то, что бы ни делали остальные преданные, хорошо не будет.

01:08:42 Должны быть так же отношения. Одни лишь знание и образование, административные решения вам не помогут. Как много может знать президент храма? Конечно, если он постоянно в храме или если он постоянно проповедует, это хорошо. Но очень часто президент храма не имеет возможности разбираться во всем этом, у него есть семья, и он уже не может тратить столько времени на храм, он должен проводить время с семьей, он не может участвовать во всех проектах, поэтому в любом случае он не знает обо всем, что происходит.

01:09:10 Но если отношения есть, всё будет работать. Но это мышление типа «это мой город и мои деньги»... Прабхупада хотел, чтобы в Дели было 20 храмов, почему только 2, Прабхупада хотел 20, потому что Дели настолько большой, что все люди не смогут прийти в Западный Кайлаш. Для многих людей это очень далеко. Поэтому он хотел 20 храмов, чтобы все люди могли приходить. Это означает, что там достаточно денег, чтобы поддерживать 20 храмов. Почему не в Бомбее, почему не в Нью Йорке, почему не в Лондоне, там всего достаточно.

01:09:44 У нас есть это настроение дефицита, но как раз об этом говорится в книге «Бедный папа, богатый папа». Вся эта книга об этом настроении дефицита. Из-за этого настроения дефицита мы сражаемся из-за денег. Нет, эти деньги уже отданы кому-то, найдите себе какие-то другие деньги. Потому что другой преданный в любом случае использует эти деньги для Кришны.

01:10:02 Нет необходимости сражаться. А если нет сражений, то приходит ещё больше денег. Если дети сражаются друг с другом за деньги, которые им дают родители, тогда отец не будет давать им много денег. Но если кто-то из братьев нуждается в чем-то, а другой брат отдает ему часть своих денег, то увидев это отец всем им даст больше денег.

01:10:26 Потому что в конечном счете в третьем стихе именно об этом и говорится, Бог это личность. Если мы относимся к Нему как к личности и к другим людям относимся как к личностям, вся система начинает работать. Но если мы не относимся так, тогда мы становимся ограничены нашими материальными способностями, но как многие из нас являются великими менеджерами?

00:10:47 Как много миллионеров и миллиардеров мы знаем? Как много великих менеджеров? Их совсем чуть-чуть. Может 20-30 человек со всего мира, о которых вы знаете. Из 6-ти миллиардов. Но если мы поднимемся на духовный уровень, то даже тот, кто не является большим менеджером, может стать великим лидером. И благодаря его лидерским качествам, другие люди помогут ему.

00:11:16 Менеджеры любят предаваться лидерам. Хороший лидер это тот, кто предается другим лидерам. Если вы не уважаете авторитет, вы никогда не сможете стать лидером. Вы можете быть менеджером, но вы не можете стать лидером. Но вы даже не станете хорошим менеджером.

01:11:33 У президента храма ограниченные полномочия в рамках его положения, и у GBC ограниченные, санньяси также имеют ограничения в своих полномочиях и гуру также ограничены. Что является общим элементом? Нехватка уважения к авторитету. Раньше, когда люди уважали авторитет, всё было очень роскошно и не было проблем.

01:11:53 Сейчас никто не хочет работать под руководством другого. Каждый хочет быть на верхушке пирамиды, потому что вы не хотите, чтобы кто-то сидел у вас на голове. Но как далеко можно в этом зайти? Так мы никуда не придем. Кришна на Вайкунтхе является асамурдхва, никто не равен Ему и никто не превосходит Его. Но на Голоке Он совсем Себя так не ведет.

01:12:18 Махарадж Уграсена царь. Родители являются старшими по отношению к Кришне. И во Врадже Его родители тоже старше. Даже стопы Радхарани Он ставит Себе на голову. То есть Он помещает Своих преданных Себе на голову. Вот в этом разница. Хотя технически мы находимся в линии рагануга бхакти, но так или иначе нам больше нравится это качество асамурдхва, которое есть на Вайкунтхе.

01:12:48 Мы хотим быть наверху и чтобы никого не было выше нас. Мы хотим контролировать GBC, контролировать гуру, контролировать санньяси, контролировать учеников Прабхупады, чтобы от нас, как от президента храма зависело всё. Но президент является всего лишь частью общей картины.

01:13:03 Лидер проекта является всего навсего частью целого. Он является частью большей картины. Если мы видим это так, тогда мы становимся частью большего механизма, мы становимся частью движения Господа Чайтаньи. В противном случае это городское общество сознания Кришны.

01:13:25 Вопрос: Махарадж, Как мы можем быть эффективны в том, чтобы вдохновлять других?

01:13:29 Мы можем вдохновлять других в том случае, если мы сами вдохновлены. Есть другая цитата, мы здесь ещё не читали её. Шрила Прабхупада говорит, что лидер – это тот, кто вдохновлен на протяжении долгого времени и способен вдохновлять других. Вот такой человек на самом деле является лидером.

01:13:47 Итак, если вы чем-то вдохновлены, вы сможете это делать и вы сможете вдохновить других. Это основной элемент. Если вы сами вдохновлены в своем служении и в своей духовной жизни, тогда вы сможете собрать вокруг себя других людей, которые также станут вдохновленными. Вот что делает лидер. А тот кто постоянно нуждается в том, чтобы его вдохновляли, это тот, кто нуждается в том, чтобы следовать за кем-то.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 04 июля 2018