Рупа Госвами

Москва - 18 июня 2014
запись эфира для глубокого изучения из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:18:51 | качество: mp3 64kB/s 8 Mb | прослушано: 69 | скачано: 189 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:38 Я выражаю своё глубокое почтение всем вайшнавам - преданным слугам Господа Кришны. Они могут выполнить желание каждого, подобно древу желания, и полны сострадания к падшим душам.

00:01:18 Сегодня мы расскажем вам об одном из самых близких спутников Господа Шри Чайтаньи. О Рупе Госвами.

00:01:32 Родителями Рупы Госвами были Кумарадева и Реватидеви. У них было пятеро сыновей и одна дочь. Из них Санатана, Рупа и Валлабха были известны как чистые преданные. Их знатное брахманическое семейство Сарасвати происходило из Карнатанки в Южной Индии. Рупу и Санатану в те дни звали соответственно Амара и Сантош. Имена Рупа и Санатана были даны им впоследствии Шри Чайтаньей Махапрабху. Обстоятельства жизни Рупы Госвами сложились так, что в течение долгого времени он и его брат Санатана Госвами были вынуждены оставаться министрами в мусульманском правительстве Хуссейн Шаха. Но даже тогда Рупа Госвами не прекращал изучение священных писаний и продолжал вести благочестивую жизнь. Рупа Госвами был известен по всей Индии своей учёностью и преданностью ещё до того, как встретился со Шри Чайтаньей. К тому времени Рупа уже написал несколько книг о ведической философии. В частности – ныне известную работу "Хамсадута".

00:03:09 Однажды, во сне, Санатане явился прекрасный странник и велел ему не слишком привязываться к мирской жизни, которую вёл Санатана. Отправиться во Вриндаван, найти забытые святыни, связанные с играми Шри Кришны и проповедовать повсюду любовь к Богу. Когда на следующее утро Санатана рассказал об этом сне Рупе, тот ответил, что уже знает о содержании сна. Он сказал, что Санатане явился сам Кришна, который снизошёл на Землю в образе Шри Чайтанья Махапрабху. Вдохновлённые видением Господа Шри Чайтаньи, два брата решили оставить государственную службу и полностью посвятить себя служению Богу. Но они ждали знака. В конце-концов, они обратились за советом к своей матери, и та предложила им написать письмо самому Шри Чайтанье. Они так и сделали. Но ответ пришёл лишь после неоднократных обращений. В письме Шри Чайтанья привёл лишь цитату из священного писания о том, что если у женщины появляется любовник, она с особым усердием начинает относиться к своим домашним делам, но в глубине души она только и мечтает о том, как бы поскорее встретиться с возлюбленным. Рупа и Санатана поняли, что Шри Чайтанья хотел сказать этим и продолжили службу в мусульманском правительстве Бенгалии.

00:05:04 Однако, спустя некоторое время, Шри Чайтанья принял санньясу – отречённый образ жизни, и вскоре отправился проповедовать по Северной Бенгалии, где в городе Рамакели он встретил братьев. Эта встреча стала поворотным событием в истории гаудиа-вайшнавизма. Шри Рупа смог сразу же отречься от своей мирской жизни. Он расстался со всеми своими богатствами, заработанными во время службы. Он пожертвовал половину вайшнавам, четверть отдал своим родственникам и оставил четверть на случай непредвиденных расходов. Когда Рупа отправился в Праяг (ныне Аллахабад), он вновь встретился со Шри Чайтаньей. Пользуясь благоприятной возможностью, Шри Чайтанья в течение десяти дней наставлял Рупу в вопросах Кришнататтвы – высшей истине знания о Кришне, Бхактитаттвы – знании о преданности Кришне и Расататтвы – знании о трансцендентных любовных отношениях со Шри Кришной. Проведя со Шри Чайтаньей десять дней, Рупа не хотел расставаться с ним. Он сопровождал его до самого Бенареза и стал просить позволить ему идти дальше вместе с ним в Пури. Но Шри Чайтанья попросил его сперва отправиться во Вриндаван, а позже встретиться с ним в Пури, когда он завершит своё путешествие по Бенгалии.

00:07:00 Выполняя просьбу Шри Чайтаньи, Рупа пошёл во Вриндаван, и, побыв там некоторое время, решил, что ему пора отправиться в Пури. Именно по дороге в Пури, Рупе Госвами впервые пришла в голову мысль о том, что для рассказа об играх Шри Кришны можно использовать театральное искусство. Подумав о возможном содержании подобных пьес, он написал приблизительный сценарий драмы, рассказывающей о жизни Кришны – пастушка во Вриндаване и царя в Двараке. Приступив к этой работе, Рупа прибыл в деревню Сатьябхамапур в Ариссе. Ночью ему приснился сон, в котором ему явилась прекрасная женщина и попросила написать отдельную пьесу про неё. Наутро Рупа понял, что это была Сатьябхама – царица Кришны, и, что она просила его написать две разные пьесы: одну про развлечения Кришны во Вриндаване, а другую – про его царствование в Двараке. Когда Рупа пришёл в Пури, он показал черновики двух сценариев Шри Чайтанье, который подтвердил, что между деяниями Кришны во Вриндаване и в Двараке существует огромная разница. И что их лучше описать в двух самостоятельных произведениях.

00:08:47 Жизнь Господа во Вриндаване олицетворяет его сокровенные черты, именуемые Мадхури. В то время, как его величественно царствование в Двараке характеризуется качеством Айшварья. Свести их воедино – значит допустить непозволительное смешение рас. В течение десяти месяцев Рупа Госвами жил в Пури со Шри Чайтаньей и получил от него дальнейшие наставления в науке Cознания Кришны. Затем, получив от Шри Чайтаньи указания отправиться в священный Вриндаван, чтобы отыскать забытые святые места, возводить большие храмы и писать книги по философии, Шри Рупа отправился в путь, дабы исполнить миссию, возложенную на него его учителем. Когда Рупа пришёл во Вриндаван, он установил божество Вриндадеви – богиня, которая не только носит имя этого города, но и является воплощением одного из аспектов Кришны.

00:10:03 Вначале выполнить желание Шри Чайтаньи было не так то просто, и Шри Рупа горевал о том, что не может этого сделать. Однажды, сидя на берегу Ямуны, Рупа обдумывал непростую задачу, которую ему предстояло выполнить. Вдруг к нему подошёл маленький мальчик и спросил о причине его подавленного состояния. Рупа рассказал мальчику о своей миссии возродить Вриндаван. Сделать его местом паломничества вайшнавов и центром движения. Затем он рассказал мальчику, что должен построить прекрасный храм, где будут поклоняться Радхе и Кришне, и о том, что он должен основать научное и литературное сообщество с целью систематизации духовной науки. Услышав подробный рассказ Шри Рупы, мальчик жестом попросил его следовать за собой и повёл Рупу к большому холму. - Внутри холма, - сказал он Госвами,- находится величественное божество Говинда Дева, установленное почти пять тысяч лет назад правнуком Шри Кришны по имени Ваджа. Во время одного из налётов мусульман жители деревни закопали божество в холме, чтобы уберечь его от разрушения, но в последствии оно было утеряно. Каждый день к этому месту приходит большая корова и поливает склон холма своим молоком. Молоко просачивается сквозь землю, и, таким образом Говинда Дев завтракает.

00:12:12 Поведав Шри Рупе Госвами об этом чудесном явлении, мальчик исчез. На следующий день, ещё не до конца поверив в эту историю, Рупа пришёл на это место, чтобы проверить, действительно ли туда приходит корова и поливает землю своим молоком. К его изумлению, корова действительно пришла, и всё произошло именно так, как ему рассказывал мальчик. Вне себя от восторга, Рупа позвал несколько жителей близлежайшей деревни помочь ему произвести раскопки, потому что теперь он был уверен в том, что в этом холме было спрятано божество Говинда Дева.Потратив немало усилий, они, наконец, обнаружили божество, и, вдохновлённые Рупой Госвами, решили возвести храм и начать поклонение. Жители Вриндавана были благодарны Рупе Госвами за то, что тот начал поиски Говинда Дева, и вскоре стали его убеждёнными последователями. Затем Рупа отправил в Пури сообщение о том, что его дела сдвинулись с места. С радостью узнав об этом, Шри Чайтанья послал ему на помощь преданных. Благодаря покровительству знаменитого императора Акбара, храм был вскоре возведён, хотя строительство продолжалось вплоть до конца 1590 года.

00:14:00 Сооружение этого храма было значительным успехом миссии Рупы Госвами, который сумел убедить влиятельного Махараджу Мансинтха из Амбера пожертвовать огромное количество красного песчанника, и, который, впоследствии стал его знаменитым учеником. За время многолетнего строительства храма Говинда Дева, преданные построили немало других храмов. Гораздо позже, в начале XVIII века, во время мусульманского вторжения под началом деспотичного Аурангзеба, храм был разрушен, а божество, в целях защиты, было перевезено в Джайпур, где ему и поклоняются до наших дней.
Архитектурный стиль храма Говинда Дева с подчёркнутыми углами и проёмами стал новым словом в области храмовой архитектуры. Если храм построенный Шри Рупой является свидетельством его самоотверженности и преданности, то что уж говорить о его литературном наследии? В "Чайтанья-чаритамрите" особо отмечается, что Шри Чайтанья уполномочил Госвами выполнить колоссальную работу. В результате, им были написаны тома книг, из которых шестнадцать считаются наиболее важными. В общей сложности он написал 100 000 стихов. Среди самых знаменитых его работ – "Видгадха Мадхава", "Лалита Мадхава", "Бхакти-расамрита-синдху", "Удджвала-ниламани", "Упадешамрита", "Дана-кели-каумуди" и "Лагху Бхагаватамрита".

00:16:00 Когда Шри Чайтанья Махапрабху был во Вриндаване, он не сразу смог найти Радха-кундху,- озеро, неразрывно связанное с именами Радхарани и Кришны. От озера, к тому времени, остался небольшой пруд. Совершив в нём омовение, Господь Чайтанья сообщил своим преданным, что это и есть подлинная Радха-кундха. Рупа Госвами вместе с другими Госвами Вриндавана расширили этот пруд. Кроме того, они нашли много других мест, связанных с играми Радхи и Кришны. Так Рупа в совершенстве выполнил все повеления Шри Чайтаньи. В жизни этот прославленный Госвами отличался большим аскетизмом. Он не спал и двух ночей под одним деревом, постоянно распространяя славу Шри Кришне. Он спал около двух часов в день, а иногда и вообще не ложился, постоянно занятый составлением бесценных книг о духовной практике. Духовная природа Рупы Госвами также уникальна. Он является воплощением Рупы Манджари – одной из самых близких участниц любовных игр Радхи и Кришны. Именно поэтому Шри Рупа мог описывать такие сокровенные отношения преданных с Господом. Рупа Госвами, опираясь на своё глубокое знание богооткровенных писаний, развил учение Шри Чайтаньи и дал авторитетные ссылки на различные ведические писания. Современное движение Cознания Кришны основано на авторитете Шрилы Рупы Госвами и преданные являются Рупанугами, что значит "те, кто следует по стопам Шрилы Рупы Госвами"
Сегодня мы рассказали вам об одном из самых близких спутников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху – о Рупе Госвами.
Передачу подготовили и провели: Сатьяки Дас, Вриндаван Чандра Дас, и Амадавидаси.

транскрибирование: Алексей Бабаев | Зерноград | Россия | 02 апреля 2015