часть девятая
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 (Читает мантру)
00:00:52 Сегодня мы оттолкнёмся от 17-го текста 10-й главы, (читает на санскрите). «О, Кришна, о высший мистик, как мне научиться постоянно думать о тебе и как постичь тебя. В каких из твоих многочисленных проявлений должен я помнить тебя, верховная личность Бога». Заключительная лекция у нас сегодня, поэтому семинар, потому я сейчас некоторые итоги подведу, а потом можно будет мне ответить. Потом я смогу ответить на любые вопросы, которые вы сможете мне по этому семинару задать.
00:01:40 Речь идёт о том, что есть два вида искусства. Это искусство материальной жизни, искусство духовной жизни. Искусство материальной жизни это умение так концентрироваться на своих желаниях, чтобы эта концентрация вызывала необходимый результат. Это искусство материальной жизни. А искусство духовной жизни это умение так концентрироваться на служении Богу, на служении преданным, чтобы это приводило к появлению Кришны в сердце.
00:02:16 И в том, и в другом случае необходимо уметь концентрироваться. В одном случае мы концентрируемся на своём желании, в другом случае мы концентрируемся на служении, на желании служить. Тогда Кришна появляется в сердце. Это некоторый секрет Бхакти-йоги. Кришна приходит в сердце не тогда, когда мы медитируем на Кришну, а тогда, когда мы медитируем на служение Кришне. Особый секрет. И медитация просто на Кришну может быть в какой-то мере эгоистичной.
00:02:55 «Я, с большой буквы, медитирую на Кришну. Остальные просто помеха. Остальные просто мешают этой медитации, поэтому я пытаюсь с ними бороться, пытаюсь уйти в своей медитации подальше от других, подальше от общения, подальше от преданных, подальше от служения. Не мешайте мне. Не мешайте мне читать мантру. Вы мне все мешаете».
00:03:23 Только медитация на служение Кришне значит на служении преданным, в общем-то, приносит нужный аспект чистоты. И Кришне начинает нравиться такое сердце. Кришна начинает видеть такое сердце. Это сердце, в котором загорается огонёк. И даже, если это маленький огонёк, то его видно издалека, поэтому Кришна видит этот маленький огонёк в сердце, из которого уходит это эгоистичное желание просто медитации на Кришну. Появляется действительно желание служить другим.
00:04:02 То есть Кришна появляется только в том случае, если наше желание ему служить становится чистым. А что такое чистое желание, ачарьи объясняют, это готовность продолжать служить Кришне, несмотря ни на что. Какие бы трудности ни приходили, какие бы испытания ни приходили, мы много испытаний разобрали на этом семинаре, и какие бы ни приходили, мы готовы идти вперёд.
00:04:29 Ачарьи говорят, что в сознании могут появляться гнев, в сознании могут появляться вожделение, жадность, любые препятствия могут появляться в сознании человека. Любые, в общем-то, качества. Всё, что угодно может появляться в нашем сознании. Но, если это нас не останавливает, если это нас не разочаровывает, если мы продолжаем идти вперёд, если мы продолжаем служить Богу, то это желание можно назвать чистым. Даже, если в уме присутствуют какие-то вот эти временные, оскверняющие факторы.
00:05:08 Но если есть желание идти вперёд, несмотря ни на что, ну, пришла гордость, и пусть, буду гордым служить Кришне. Пришла жадность, ну и что, буду жадным служить Кришне. Пришёл гнев, ну и что, буду гневным служить Кришне. Пришла лень, ну и что, буду лениво служить Кришне. Пришла наглость, буду наглым служить Кришне. Что бы ни пришло, я просто готов дальше с этим служить Кришне. И это удивляет эти качества. Качества удивляются.
00:05:38 Жадность, гнев, вожделение начинают удивляться, «не поняли, мы думали ты разочаруешься, ты расслабишься, ты отвлечёшься, ты подумаешь, что ещё рано, что ещё не время, это же я пришло – вожделение». А мы говорим: «нормально, буду вожделенно служить Кришне, с самым ярым вожделением буду служить Кришне. Критика пришла, давай покритикуем всех. Буду критиковать всех и всё равно служить Кришне. Мне всё равно».
00:06:15 И у них начинается такое, совет в голове. Качества не знают, что им делать, эти негативные качества. «Мы же пришли, чтобы мешать, не мешается. Что делать?» Им становится скучно у нас в голове. Скучно, их цель не выполняется, у всех есть своя дхарма, у всех есть своя задача. Задача всех негативных качеств, это помешать нам служить Кришне. Поэтому, если я им говорю «хорошо, пошли со мной вместе служить Кришне», то им становится грустно. Им становится грустно, они идут своей дорогой, мы идём своей дорогой.
00:06:56 Приходят время от времени, пытаются попроситься назад, «может всё-таки отвлечёмся?», а мы говорим: «ну и что, будем отвлекаться и служить Кришне. Нам всё равно. Нам всё равно, мы готовы на всё». Если даже все неблагоприятные качества проявятся в моём сознании, я буду готов. Мне всё равно. Я всё равно буду продолжать своё преданное служение. И вот это очень нравится Кришне. Вот именно настроение очень нравится Кришне. Готовность, несмотря ни на что, продолжать своё преданное служение.
00:07:32 Какие бы там проблемы не возникали, внешние или внутренние, абсолютно всё равно, мы просто продолжаем это делать. Мы уже не променяем преданное служение ни на что. Вот это Кришне очень нравится. И, в принципе, вот это желание называется чистым. Вот это и есть, в принципе, чистое желание служить Кришне. То есть Господа не очень-то волнуют вот эти временные проявления, которые могут возникать у нас в уме. Он смотрит на то, как мы себя ведём во время возникновения препятствий. Вот на что он смотрит.
00:08:09 А препятствия приходят именно за этим. Препятствия приходят, чтобы так немножечко нас испугать, ярко показать нам, в общем-то, нас самих же. Они приходят, чтобы открыть наше собственное сердце и показать нам нас самих. И мы можем поднатореть в философии, мы можем выучить сотни слов на санскрите, но если нас останавливают какие-то препятствия, если какие-то препятствия нас пугают, и вот именно после этих препятствий я не готов дальше идти к Кришне, значит, Кришна ещё не приходит в наше сердце. Значит, он ещё подождёт немножко.
00:08:54 Поэтому мы сами можем в уме перебирать, что меня может остановить. Что? Потеря всех денег. Что? Потеря уважения. Что? Потеря квартиры. Что? То есть что должно произойти, чтобы это остановило моё преданное служение. Если я что-то нахожу, после чего я готов остановиться, значит, это точно может произойти в моей жизни. Это и есть некоторый анализ своей преданности. Есть некоторое понимание, через что я ещё не готов идти к Богу. Что ещё может меня остановить.
00:09:34 Это вот умение переходить через препятствия во что бы то ни было. Именно этот пример нам показывал Шрила Прабхупада. Показывал пример такой чистоты. Чистое желание, чистое преодоление препятствий, когда неважно какое препятствие возникает, я всё равно иду дальше. И вот это правильное поведение во время возникновения препятствий состоит в том, чтобы не забывать об окружающих во время преодоления препятствий. Нам кажется, что главное преодолеть. Но в действительности этого мало. Это очень грубое мышление. Однобокое мышление.
00:10:14 В трактатах описывается, что во время преодоления препятствий главное не думать только о себе. Нужно ещё и помнить о тех, кто находится рядом, о тех, кто меня окружает во время преодоления этих трудностей. К Кришне невозможно прийти по головам преданных. И даже если мы преодолеем препятствие, но это произойдёт за счёт других, за счёт нервов преданных, за счёт времени, здоровья, денег, это не будет зачтено, как преодоление. Это не будет преодолением. Это ещё будет таким некоторым барахтаньем в этом океане материальных иллюзий.
00:10:58 Настоящее преодоление это прохождение испытания и одновременно продолжение исполнения своих обязанностей. Своих обязанностей перед окружающими. То есть я должен преодолевать препятствия и не забывать о своих обязанностях перед всеми теми, кто меня окружает. И в трактатах описывается, что желательно преодолевать препятствия так, чтобы никто даже не заметил, что у нас есть проблемы. Вот это говорит о самом высшем искусстве преодоления препятствий. Самое чистое состояние сердца.
00:11:35 Да, есть проблемы, да, есть препятствия, но я их преодолеваю так, что никто вокруг даже этого не замечает. Так, по лицу пробежала тень, грустная, но никто не может догадаться, что это за препятствие и в чём проблема. Особое состояние сознания, то есть никто не должен даже догадываться, что у нас большие неприятности. И наше служение другим даже может увеличиваться в эти моменты. Мы даже немножечко маскируем свои неприятности тем, что увеличиваем своё служение другим. Не уменьшаем, а увеличиваем.
00:12:15 Мы ведём себя ещё более благородно, ещё более культурно, ещё более уважительно. Если же мы начинаем канючить что-то, ныть, жаловаться, бросать служение, обвинять всех вокруг, и так далее, тому подобное, это верный признак того, что это преодоление не будет засчитано. Что это не будет преодолением. Что явно, так сказать, есть какая-то серьёзная внутренняя проблема, и я не готов ещё внутренне идти к Богу, несмотря, в общем-то, на те трудности, которые вокруг меня. То есть они меня останавливают.
00:12:58 Но любая трудность это некоторая проверка. Это проверка на смелость моего мышления. На ту мою мечту, к какой я иду мечте, помните, мы говорили, да, что есть просто мысли, есть концептуальные мечты. И препятствия проверяют мечты. Если мечта не высокая, то мы не сможем преодолеть препятствие. Только с великой мечтой, с высокой мечтой, можно преодолевать даже самые высокие трудности. Потому что наша мечта выше всех. Самая высокая мечта, духовная мечта.
00:13:33 И вместо желания, чтобы никто не заметил мои трудности, а это самое высокое желание, в сердце вдруг появляется желание причинить кому-то такие же страдания. То есть начинается негативное проявление. Негативное проявление. Мне кажется, что если ко мне пришли какие-то трудности, то это нечестно, что у других их нет. Поэтому я начинаю ими делиться. Мы можем делиться либо нектаром, либо можем делиться своими же трудностями. Думаем, как-то нечестно. Я нахожусь вместе с ними, это мои же друзья, они находятся рядом со мной, почему я испытываю эти трудности, а они нет?
00:14:22 Такое некоторое, знаете, желание занять. В конце фестиваля так происходит. То есть я всё потратил, всё проел, всё куда-то дел, и хожу в конце, думаю, какой-то наглый преданный, у него столько денег осталось, надо что сделать? Надо занять у него. Правильно? Займи, потом отдам. Как-то мы свою проблему на кого-то другого перекладываем, непонятно, что это такое. Я все потратил, у меня проблема, а он, надо же как-то вместе страдать. Поэтому у него много, будем просить. Начинается такое прошение денег в конце всех фестивалей. Доставляет всем неприятности.
00:15:10 Первое правило, в общем-то, скажем так, всех путешествий не проси деньги у тех, с кем ты путешествуешь. Знаете, да, такое правило? А иначе тебя все будут просто не любить, и никто с тобой больше никогда никуда не поедет. Это считается самый такой плохой тон, если вместе поехали и потом кто-то в конце начинает деньги просить. Это такой самый плохой тон потому, что это некоторая вот такая попытка поделиться трудностями. Почему я один, почему другие? Пусть все помучаются, почему я должен один страдать? У всех займу. У всех займу.
00:15:53 Это признак лицемерия, которое спряталось в одном из желудочков сердца, где-то там. И позволяет нам претворяться преданными. Но испытания на то испытания, чтобы вывернуть сердце наизнанку. Поэтому в жизни преданного встречаются испытания, выворачивающие сердце. И мы смотрим, что там, что там осталось. Когда мы что-то выворачиваем наизнанку, там уже ничего не может остаться, всё. Полностью вся пыль должна выйти.
00:16:27 То есть, хотя бы одна задача испытания выполнена. Из сердца вылезают наши враги. Это главная задача испытаний, показывает нам своё лицо и теперь, хотя бы понятно, кто там живёт. Что там не только душа и сверхдуша, там ещё живут наши враги, показывают своё лицо. И мудрецы говорят, что когда преданный борется со своими внешними проблемами, с внешними недостатками, то эти внешние проблемы не уходят сразу. Сначала они идут прятаться внутри нашего собственного сердца.
00:17:09 Кажется, что мы боремся с внешними проблемами, но они не уходят вовне, они идут прятаться внутри. Очень хитрые. Хитрые, как тараканы. Тараканы так просто не уходят, они всё время куда-то прячутся, ждут темноты. Так просто их не выгонишь. Прямо внутри моего собственного сердца, я вроде бы, с какими-то внешними вещами борюсь, а они внутрь, внутрь, да что такое. Куда вы все? Поэтому рано радоваться, когда мы научились вовне быть хорошими вайшнавами.
00:17:44 Ну и что, что у меня получается уже выглядеть, как хороший вайшнав? В принципе, у всех получается. Фестиваль показывает, что у всех получается, что это мы умеем, этому мы научились. Но это ещё не фестиваль открытых сердец, а внутри там много что осталось. Много, что осталось, поэтому рано радоваться, когда во внешнем плане всё стало более-менее спокойным. Все наши враги просто переселились в сердце. Внешние враги просто спрятались внутри, обосновались там. Пытаются обжиться.
00:18:21 «Ну, вовне не удалось, да, меня выгнали, ну, буду жить внутри. А внутри тепло, хорошо, ветра нет. Никто меня не видит. Никто не видит». Театральное искусство. Но это ещё не преданность, это ещё театральное искусство. Если есть проблема между внешним и внутренним, если вовне я решил проблему, научился быть внешним вайшнавом, но внутри все они остались и живут там дальше, все эти враги, это ещё не преданность. Это [? ]шастра, театральное искусство. Это игра в хорошую роль.
00:18:58 Но есть проблема, любая роль должна заканчиваться. Поэтому такое преданное служение, оно заканчивается время от времени. Занавес закрывается и всё, маска снимается, иногда происходят такие откровения. Откровения бывают разные. Есть откровения от Бога, а есть откровения от сердца. И откровение от сердца не всегда красивое, к сожалению. Иногда это не очень красиво. С одной стороны, преданность это видеть везде присутствие Господа, это есть преданность. Мы везде видим присутствие Господа.
00:19:38 Был такой известный гуру Нанак. И однажды он ложился спать, и там была какая-то комната, или что, ему сказали, что не надо ложиться спать ногами к божеству. И он удивился. Сел, опять удивился, сказал:
- Извините, конечно, но покажите мне направление, в котором нет Господа. И я туда точно не буду спать ногами.
И все вокруг тоже удивились и подумали, что действительно, нет такого направления, где бы не было Господа.
00:20:17 И тогда он им сказал:
- И вообще я не могу спать спокойно всю свою жизнь потому, что так и не могу понять, где нет Господа. Поэтому мне всё время кажется, что я к нему сплю ногами.
Трудно быть, видите, в таком состоянии Cознания Кришны. Везде господь, даже спать неудобно как-то. Как нормально спать? Везде Бог. Что делать? Но с другой стороны, говорится, мы должны, кроме Господа, повсюду видеть и свои недостатки, которые мешают мне идти по этому пути преданного служения.
00:20:51 Я вижу, как в этом случае мой недостаток, в том случае, как всё это мне мешает видеть Господа. Мало того, что я учусь видеть Господа повсюду, я ещё вижу, как это всё мне мешает. Что это именно мои недостатки мешают мне это видеть, а не другие мне заслоняют свет солнца. Не другие мне заслоняют. И вообще, моя тень стала божественная. Кастовая система от этого развалилась, брахманы просто уже стали настаивать, чтобы через… чтобы на их тень не наступали. И всё, и всем стало трудно жить. Как вообще жить? Негде будет ходить, везде тень.
00:21:34 Только такое сочетание даёт возможность близко приблизиться к Кришне, что мы должны искать Господа повсюду, стараться видеть его повсюду, и в то же время видеть повсюду свои недостатки, которые мешают мне видеть повсюду Господа. Такая двойственность в преданном служении, волшебная двойственность. Но именно она даёт возможность быстро приблизиться к Кришне. Если я просто ищу Кришну повсюду, скорее всего, у меня ничего не получится, потому что этот сентиментализм просто убьёт моё сердце, разъест моё сердце.
00:22:06 Если я буду видеть везде только недостатки, то это оскорбительное настроение так же разъест моё сердце. Я должен вот это как-то объединить. И Господа повсюду стараться увидеть, и в то же время видеть, что именно мои недостатки мешают этому. Поэтому основная молитва Кришне, это просьба очистить наше сердце от всех анарт [?]. От всех этих препятствий потому, что до тех пор, пока анархия не уничтожена, мы не можем по-настоящему почувствовать любовь к Кришне.
00:22:37 По-настоящему не можем. Чуть-чуть чувствуем, чуть-чуть чувствуем, но по-настоящему не можем. Не можем по-настоящему истинный вкус почувствовать. Чуть-чуть чувствуем, чуть-чуть чувствуем, но по-настоящему не можем. И это нам мешает. Мы пытаемся решать свои проблемы духовными способами, а так как вкуса совсем чуть-чуть, это не всегда решается. И так как это не всегда решается, проблема наша, духовными способами, мы начинаем материальными способами решать. Так как вкус ещё чуть-чуть, не полный вкус.
00:23:16 И вот эти проблемы в сердце сравниваются с горными медведями. В горах живут медведи. Это медведи, которые съедают зазевавшихся паломников, расслабившихся йогов (смеётся), йог тоже должен быть не расслабленным. Йог не просто под деревом сидит, он должен вовремя на это дерево запрыгивать, если что. (Смеётся). Надо именно под деревом сидеть, потому что кто угодно может прийти. Поэтому раз, быстренько, и наверх. Обычно так просто они не бегают за кем-то. Главное, просто его не трогать.
00:24:00 Медведи нормальные живые существа. Они не люди. Они ни за кем не гоняются. Но если у него прямо перед лицом сидеть, то это может его, конечно, раздражать. Но если просто отойти в сторону, дать ему пройти, то это уж совсем тупые медведи, которые прямо лезут на людей. Йог, он не вкусный по своей природе. Что там, высушенный какой-то человек. (Смех в зале). Поэтому, что особенно там вкусного? Ничего вкусного нет. Но, если, конечно, мешать ему там жить, ходить, то его это будет нервировать.
00:24:42 То есть, главное на него так особенно не смотреть, куда-нибудь повыше залезть и пусть себе мимо пройдёт. Всё будет нормально. Одним словом, так играются. Подойдут, поиграются, потом полгода пролечился, и дальше йогой занимаешься. Пусть просто пройдёт мимо. Но, если вот наглеть, если паломники наглеют, думают, что можно ночью ходить по лесу, что место паломничества, нас везде Кришна защищают, ещё что-то, могут и медведи быть, на всякий случай. Паломники всегда вкусные. Они свеженькие. (Смеётся). Поэтому их съедают.
00:25:24 Но говорится, если даже они съедают, то они съедают ночью. То есть днём боятся, ночью съедают. Поэтому говорится, главная задача это постоянно иметь при себе огонь. Иметь при себе огонь, иметь огонёк в своём сердце. Освящать своё сердце желанием служить Богу, его преданным. Как только желание служить преданным уходит из сердца, как только свет тухнет, этот огонёк в сердце, желание служить преданным, то вот эти медведи, горные медведи, приходят и съедают сердце, не задумываясь. Съедают. Не задумываясь, к Богу мы идём, не к Богу, в паломничестве мы, не в паломничестве, бхакти-йога у нас, не бхакти-йога.
00:26:08 Если желание служить пропадает, то эти медведи, анарты [?], приходят и всё съедают. Разрывают сердце. Духовная астрология говорит, что душа, попавшая под влияние планет материального мира, испытывает разного вида препятствия, разного вида страдания. Попав под влияние Раку, Кету, живое существо сталкивается с трагедиями. Попав под влияние Сатурна, с тяжёлой работой сталкивается. Под влияние Марса, если попадает душа, то с нападениями сталкивается, кто-то нападает. Под влияние Солнца – с гордостью. Под влияние Луны – с сомнениями. Под влияние Венеры – с вожделением. Под Меркурий – с жадностью.
00:27:01 Разные виды препятствий. Разные виды испытаний. Поэтому ачарьи говорят, искусство духовной жизни это попасть под влияние планеты Кришны. Это духовная астрология. Нужно попасть под влияние планеты Кришны. И когда Кришна .. загорается в гороскопе преданного, он начинает испытывать отвращение к мирским наслаждениям. Это признак того, что Кришналока зажглась в гороскопе преданного. И она затмила собой всё, а всё остальное тухнет, исчезает в свете этого сияния. Духовная астрология.
00:27:42 Но признак того, что Кришналока зажглась, есть отвращение к мирским наслаждениям. Противненько от этого всего становится. Ещё не совсем прямо подташнивает, но уже немножко противненько. Уже такая оскомина на лице, уже пробовали, знаем, пробовали, знаем, не надо уже, оскоминка. Это значит, как только вот эта оскоминка появляется, к мирским наслаждениям, это значит, что все остальные планеты больше не действуют на этого преданного. Гороскоп можно порвать, выкинуть. Но пока такого отвращения нет, реального, ещё можно почитать на досуге что-то про себя.
00:28:18 То есть с внешними проблемами можно справиться и своими силами, да. Но с внутренними врагами можно справиться только, попав под влияние Кришналоки. Только, попав под влияние планеты Кришны. Но и одного знания о проблемах в сердце недостаточно. Кришна даёт знание, то есть, когда мы изучаем священные трактаты, мы попадаем под влияние Кришналоки. Потому что Кришна даёт знание, Бхагавад-гита, Кришна даёт знание, это влияние Кришналоки, духовное знание. Изучение трактата.
00:29:04 Сейчас мы Бхагавад-гиту изучаем, и в нашем гороскопе появляется Кришналока. Особая планета. Но, кроме этого необходимо ещё получить силу, чтобы появился энтузиазм бороться с этими внутренними врагами. Мало получить знание, Кришна даёт знание, ещё необходима сила. И вот эта сила приходит от Баларамы. Кришна Баларама, поэтому от Баларама приходит вторая часть. Кришна даёт знание, Баларама даёт силу. И когда приходит эта сила от Баларамы, когда мы всех преданных воспринимаем, как своих учителей, а значит, служим им.
00:29:44 Вот тогда приходит сила, чтобы преодолевать препятствия. Кришна даёт видение, где эти препятствия, а Баларама даёт силу, чтобы эти препятствия преодолеть. Но для этого нужно служить преданным. Поэтому, кроме дикша-гуру, ещё множество шикша-гуру, уважая которых, служа которым, прислушиваясь к которым, я могу быть настолько сильным, что преодолею все эти препятствия. В этом, в общем-то, могущество духовного баланса. Кришн и Баларама, их нужно вместе принять.
00:30:15 Если принимаю только Кришну, без Баларамы, то тогда я вижу препятствие, но у меня только разочарование приходит. Потому что я сил не чувствую, чтоб преодолеть. Это как утром, будильник слышу, встать не могу. То есть знание пришло, в четыре утра, Кришна пришёл, а Баларамы вот как-то не хватает. Встать не могу. И так всё. То есть знаю, что на ночь лучше тортик не есть, а он всё равно продаётся. До самой ночи. И не могу ничего с собой сделать. Иду и ем. Что сделать?
00:30:54 Знание есть, силы нет. Поэтому наш основной храм Кришн Баларама, во Вриндаване. Шрила прабхупада так медитировал на этот храм, чтобы Кришна Балараму установить, вот эту силу. Силу знания, знание силу. И культуру, и знание, знание и культуру, вот это даст возможность гармонично преодолевать препятствия. Не зря человеческое тело изображается в виде колесницы в Бхагавад-гите. Мы находимся в колеснице, чтоб победить врага. Мы не просто в теле, мы в колеснице тела, мы на войне. Мы в колеснице тела, в танке.
00:31:31 То есть, говоря нашим языком, мы в танке. И так примерно люди даже говорят друг другу. Поэтому нам нужно овладеть оружием, нужно получить силу, овладеть оружием и получить силу, нужно знать, против чего бороться. И нужно иметь силу, с помощью которой бороться. И только после победы над врагами мы сможем с этой колесницы спуститься. Вот тогда мы сможем с неё сойти и отправиться домой, в духовный мир. Необходимо эту победу совершить.
00:32:03 В каждой ситуации свои враги. Дхарма подчёркивает, что является врагом в том или ином ашаме [?] человека. С ашами у нас, конечно, с ашамами некоторая проблема, но так, теоретически, нужно знать, что для брахмачарьи главный враг это желание нарушить обет, для брахмачарьи. Для грихастха главный враг это нежелание совершать пожертвование, жадность. Мало денег, денег мало. Главный враг, мало денег. Для ванапрастха главный враг это желание заниматься общественной жизнью, то есть быть поближе к социуму, как-то в нём ещё участвовать, в политической жизни.
00:32:44 Для саньяси главный враг – это желание чувственного наслаждения. Для разных ашамов, в общем-то, свои враги. И знание правил, соблюдение правил, помогает победить врага в своём сердце, так как это точно подобранные враги. Точно подобранные враги, и наши силы равны. Поэтому и победить их совсем непросто. Это не просто какие-то такие маленькие враги. Маленькие, низенькие, щупленькие, нет, это точно подобранные враги. Поле битвы Курукшетра это описывает, что все враги точно подбирались.
00:33:21 Все воины, они искали такого же по силе. Такого просто неприлично сражаться с менее сильным, с каким-нибудь явно слабым. Поэтому все ходили сначала искали такого же. «Такой же? Такой же. Ну-ка, померились силой, нормально. Ну, что? Будем биться? Будем биться». И довольные бились. Точно так же и наши проблемы. Это не какие-то малюсенькие проблемы, а это точно подобранные проблемы. Они соответствуют мне. Они такие же сильные, как и я. Поэтому и победить их совсем непросто. Целая Курукшетра начинается. Фактически, нужно отдать всю свою жизнь, чтобы хоть маленький перевес получить на свою сторону.
00:34:08 Почему именно повторение мантры даётся для всех нас в связи с этим? Потому что главный враг у всех у нас один и тот же, это великий беспощадный ум. Он велик. Этот ум, он размером со всю вселенную. Скорость света даже рядом не стояла по сравнению с умом. Мой ум просто космический, поэтому некоторым иногда приходит в голову, что они боги, что мой ум просто космический. Он может себе всё, что угодно представлять, в любой части творения находиться.
00:34:46 И он привык жить в нашем сердце, этот бесконечный космический ум, привык жить в нашем сердце. Обосновался здесь. Мы этим гордимся. Человек этим гордиться. Мой великий ум живёт в моём сердце. Никакими материальными способами его оттуда так просто не выгонишь. Необходимо настоящее средство, при котором ему не выжить. Необходим такой напалм, чтобы точно его выжечь оттуда. Выжечь. И когда мы начинаем повторять мантру, происходит интересное явление - ум начинает нервничать.
00:35:22 Ум начинает нервничать, и это проявляется в том, он думает, о чём попало. Ум теряет концентрацию, начинает думать, о чём попало. Об этом, о том, об этом, о том, об этом, о том, нервничать начинает. Ум начинает нервничать, выжигают. Как мы, когда чувствуем запах горелой проводки, сейчас мы пришли, там что-то пахнет горелой проводкой, и мы быстрее домой. Может это у нас горит. Зашли, вроде не горит. Так же и ум, почувствовав запах махамантры, он начинает нервничать, думать, о чём попало.
00:35:56 Поэтому из головы начинают лезть мысли. Первый признак, что ум занервничал, думает, о чём попало. Мантра стимулирует ум. Ум активизируется – «не к добру это всё, не к добру, поджаривают, поджаривают». Активизирует мыслительные процессы. Столько интересных идей приходит в голову за шестнадцать кругов. Да? Что хотите вообще. Для интеллектуалов это просто подарок. Почитал, почитал, записал. (Смех в зале). Почитал, почитал, записал. Можно книгу написать вайшнавскую.
00:36:39 Ум столько выдаёт, столько выдаёт потому, что его поджаривают. Он начинает орать, кричать, носиться, бегать. Огромное количество идей. Многим это нравится, многие это используют для своего творчества. Но, если мы не отвлекаемся на эти идеи, то есть ум начинает орать и нам предлагать разные способы отвлечения: «об этом, о том подумай, об этом, о том, только не жарь больше, не жарь, только не жгите, о чём хочешь подумать». Он начинает всё предлагать, всё, на выбор. Всё, что у него есть. Весь мир. Он весь мир готов нам предложить.
00:37:20 Но, если мы не отвлекаемся на эти идеи, в продолжаем возвращать сознание к мантре, к огню, будем жечь, будем жечь, «не надо, можем фильм посмотрим», будем жечь, «может пирожное?», будем жечь, что угодно нам готов, то ум обижается. Если мы продолжаем жечь, ум обижается и перестаёт нас считать своими друзьями. Вот тут всё и начинается. Он перестаёт нас считать своими друзьями и, если мы всё-таки, сдаёмся и боимся этой, в общем-то, последней битвы, то вот это некачественное повторение мантры превращается в такое, во внутреннее лицемерие: всё-таки я некачественно это делаю.
00:38:08 Если я позволяю уму меня отвлечь, то вот это некачественное повторение мантры называется лицемерием, превращается в лицемерие. Почему? Потому что признак лицемерия это думать не то, о чём мы говорим. Поэтому я говорю о Кришне, махамантра это разговор о Кришне, а думаю о другом. Это лицемерие. И тогда я проигрываю эту войну. И ум понимает, получилось, отвлёк огонь, стух, огонь ушёл, всё нормально. Чуть-чуть горит, только тепло. Невнимательная мантра это подогрев, просто лёгкий подогрев. Ему тепло, хорошо. Спасибо. Ум довольный. Хорошо, тепло, греет, но он не уходит.
00:38:53 Это его не поджаривает. Ему ещё более уютно. Он рад потому, что это даёт ему возможность вечно быть в нашем сознании. Если мантра невнимательная, если нет этой концентрации, если нет возвращения, обратно к слушанью, то уму это очень приятно, он доволен. Он греется в этом тепле невнимательной мантры. Может вечно в нём греться, спасибо, спасибо. Даёт нам приятные мысли. Такие, не наглые мысли. Не кричащие мысли. Мысли о духовном, об этом подумай, о том подумай, о картинке подумай, туда посмотри. То есть якобы духовные мысли.
00:39:34 На самом деле, не духовные мысли. Это благодарный ум, что его не сожгли, понимаете? Да, благодарен нам, и даёт нам псевдодуховные такие размышления. «Спасибо тебе, спасибо, ты меня не убил, поэтому я буду твоим другом. О чём хочешь подумать? О духовности. Давай подумаем о духовности. Ты корова Камадхену, тебя доит Кришна. Чувствуешь?». Чувствую. Сантименты. Сантименты, ум очень добрый, и в этих иллюзиях можно всю жизнь пребывать, а то и не одну, а то и тысячи жизней.
00:40:17 И кажется, что эта медитация на какой-то духовный мир, но это просто подлый ум очень мне благодарен. Поэтому остаётся моим другом. И делает всё, чтобы опять его не начали поджаривать. И мы отвлекаемся на это и так теряем свою жизнь. Поэтому мудрецы говорят, быть простым очень сложно, быть сложным очень просто. И мантра это простое явление, но очень сложно просто повторять мантру. Ум обманывает нас. Такая технология проверки нашего разума на желание идти вперёд.
00:41:00 Поэтому мантра это некоторое объявление войны своему собственному уму, самому себе. Поэтому, если на нашей стороне не будет Кришны и Баларамы, знания и служения вайшнавам, то можно и проиграть. Очень хитро проиграть. Даже не заметит, что проиграл. Потому что очень похоже на выигрыш. Очень похоже. Но ум остался. Ум остался и научился дружить. И ачарьи говорят, что признаком проигрыша в войне является гордыня. Что если мы проиграли, если мы уму проиграли, то этим признаком является гордость.
00:41:40 Что такое гордость? Гордость это система компенсирующая поражение. То есть человеку больно признаться в том, что он проиграл битву, нам больно признаться, что мы эту битву проиграли, и чтобы как-то себя оправдать, он начинает искать в себе те достижения, которыми ещё можно гордиться. Чтобы как-то пережить те поражения, которые произошли, в общем-то, эту главную битву, если я проиграл, нужно найти что-то, чем я могу гордиться. То, что я могу противопоставить моим поражениям. Вот те какие-то, может, маленькие победы, я начинаю ими гордиться.
00:42:20 «У меня высшее образование, ещё что-то, я знаю одиннадцать языков, пятое-десятое», я начинаю этим вторичным гордиться. Просто чтобы как-то уравновесить своё поражение.
(Аплодисменты). Вот на этой примерно ноте (смех в зале) я хотел закончить обсуждение вот этих проблем. Это некоторый семинар, он рассчитан на переслушивание. Потому что я рассказал то, что у меня наболело за последние так лет пять, поэтому я много всего рассказал, сколько там, восемь лекций, девять лекций получилось.
00:43:09 Девять лекций, поэтому я по всем темам пробежался, вот этих проблем, падений, трудностей, неприятностей, поэтому это будет таким материалом для обдумывания, но для спокойного обдумывания. То есть к этому не нужно слишком так активно относиться. Это не вещи для активного обсуждения, это вещи для домашней работы. Для самостоятельного обдумывания, потому что очень много таких нервных вещей, очень много такого всего двойственного.
00:43:40 Потому что падение это всегда такая неприятная, в общем-то, тема, но это происходит. Если это не понимать, как это всё, в общем-то, что с этим делать, то тогда мы не сможем решать все эти ситуации, поэтому в голове каждого должна появиться некоторая ясность, как себя вести по отношению ко всем этим ситуациям. Поэтому, если будут какие-то вопросы возникать потом, постфактум, можете взять там у меня визитки, писать мне, спрашивать. Что-то я смогу ещё дорассказать, какие-то секретные вопросы.
00:44:16 (Вопрос из зала) Маскировки гордыни. А? Как маскируется гордыня, маскировки гордыни. Например. Разные виды гордыни, когда человек не осознаёт, что это гордыня. Она замаскированная. Например. Это вы хотите рассказать. Нет, я хотела у вас спросить. У меня спросить, как она маскируется? А в чём проблема. Ну, просто многие люди как бы не ощущают, что это именно вот это гордыня, они как бы себе объясняют. То есть она маскируется.
00:44:53 Как я говорил, гордыня, это возмещающий фактор. Это то, что даёт мне возможность оставаться спокойным. Поэтому, зачем мне беспокойство, если я хочу с помощью этого остаться спокойным. То есть гордость даёт мне возможность пережить поражение. Поэтому, зачем уму сильно беспокоиться по поводу, так сказать, этой компенсирующей системы? Не нужно уму на эту тему беспокоиться, так как он хочет спокойствия. Он хочет просто пережить.
00:45:21 И мы должны также понимать, что если человек хочет немножечко пережить эту ситуацию, то не нужно его мучить. Ну, гордится человек немножечко, пусть гордится. Он хочет какое-то поражение пережить. Что мы можем, чем мы можем ему помочь? Просто его гордость убрав? Оставив его наедине с его поражением? И что? И что? То есть, есть время, когда нужно болеутоляющее принимать, есть время. Какие бы ни были великие йоги, иногда приходится принимать болеутоляющие. Принимаете? Принимаете иногда. У меня голова сегодня болит с самого утра, я таблеточку выпил. Нормально я говорю, нет?
00:46:06 То есть, что делать? Что делать? Боль приходит иногда, и нужно что-то принять, чтобы эта боль на какое-то время ушла, чтобы как-то идти вперёд дальше. То есть мне нужно было сегодняшнюю лекцию прочитать, поэтому я принял таблеточку и вот, иду дальше как-то. То есть процесс идёт. То же самое, в общем-то, и гордыня, это некоторое болеутоляющее. Если мы к этому так слишком грубо относимся – «о, гордец», мы просто забираем у человека болеутоляющее, но что даём взамен? Мы можем вылечить саму боль? Саму боль мы можем убрать?
00:46:42 Если не можем, не нужно его трогать. Нужно понять, человек как-то пытается боль эту убрать. Ну, трудно поражение переживать, трудно. Тут, Господи, при всех споткнулся, упал в лужу, и уже жить трудно. Уже все ходят, говорят, смотри, это он вчера упал прямо в лужу. Понимаете? Даже какие-то простые вещи, какие-то поражения простые происходят, уже как-то невозможно, нужно как-то себя самоутверждать. Нужно понимать, что не так просто эти вещи решаются.
00:47:15 Кришна ничего зря не придумывает. Поэтому мы не за гордость, упаси Бог, но мы должны понимать, что в этом мире нужно немножко глубже смотреть, вдумчивее. Помните, мы говорили, да? Нужно вдумываться в то, что происходит. Нужно стараться видеть шире, что не так просто решаются проблемы. Можем ли мы их решить, если не можем, то это иногда лучше оставить, так сказать, на решение Кришны. Если мы точно не знаем, в чём технология решения, то лучше как-то Кришне.
00:47:48 Потому что мы хотим помочь, помогаем или нет, вот в чём вопрос. Такая народная медицина появляется. Народная психология это тоже такая народная медицина. Хотим, как лучше, а иногда получается, как всегда. То есть человек упал, он лежит, встать не может, мы его быстрее подымаем: вставай, вставай. Может, у него спина поломана, а мы ему хотим помочь: вставай, вставай. Куда ему вставать? Ему в гипсе нужно будет год ещё лежать, чтоб потом встать.
00:48:20 А мы хотим, чтобы все сразу же встали. В один день, чтобы всё прошло. Гордые. Вырвем гордость горячим, раскалёнными щипцами. Как это у нас раньше была такая фраза: обломать ложное эго. (Смех в зале). И такие, с отбойными молотками, преданные, с кирками, обламывают друг другу ложное эго. Да оно даёт возможность жить в этом мире, ложное эго. А с каким эгом жить? Истинного нет. Мне ещё нечем гордиться в сознании Кришны, с чем жить? С чем жить?
00:48:58 Просто быть смиренным в этом мире так просто невозможно. Это нужно быть смиренным вайшнавом. Быть смиренным материалистом, это заклюют в первый день. Нужно противостоять как-то этой материальной реальности. Поэтому есть ложное эго, чтобы как-то выживать, идти дальше. Но мы пытаемся сразу всё отвергать, а с чем человек остаётся? Ложное эго ушло, отбили всё-таки, а истинное где? Там нет истинного. И он голенький, ничего нет, ему стыдно. Как жить?
00:49:30 Он и тут, ему ложное эго отбили, понимаете? А там, он уже без него не может. И он между двух миров. И там уже он, как-то весь обиженный, все уже крутят у виска. И тут ему все крутят у виска. И все вокруг крутят у виска. А как жить дальше? То есть нужно быть крайне аккуратным всегда. В душу нельзя лезть грязными руками. А мы так, в общем-то, излишне активны в этом плане. Мы не над собой работаем, а мы над чужими проблемами работаем.
00:50:09 Какая наша проблема за один день решилась? Помните, мы говорили, что эти внешние проблемы, они просто прячутся в сердце. Они просто хорошо прячутся. Проблемы хорошо прячутся, а мы думаем, что мы их решили. Они прячутся. Они прячутся, и они готовы ждать десятилетиями. Они готовы ждать десятилетиями. Они ждут своего времени, чтоб прийти и нас удивить. Они такие удивляющие проблемы.
00:50:38 Поэтому, если мы так слишком грубо относимся к людям, которые нас окружают, то милосердия не хватит. Поэтому главный принцип взаимоотношений это милосердие. Нужно понимать, что человеку больно. То есть все вот эти негативные проявления в сердце, это так или иначе, возможность заглушить боль. С помощью вожделения пытаюсь заглушить свою боль. Это такое самое сильное обезболивающее средство. Самое сильное потому, что, если его не будет, то что будет делать человек? Не факт, что он станет великим преданным. Он запьёт. Просто тупо запьёт. Понимаете?
00:51:21 Если он не сможет пить, он что-нибудь другое придумает, наркотики, пятое-десятое, но он просто пытается уйти от боли. А работа вот с этой болью, это может быть, длительный процесс. И год, и десятилетие, никто не знает. Поэтому не нужно торопить больного вылечиться. Не нужно торопить. Нужно либо овладеть искусством медицины, либо с милосердием проявлять своё сочувствие. Понимаете? Либо становиться врачами, которые понимают технологию, и действительно давать нужные лекарства в нужное время, либо с милосердием проявлять терпение и заботу, пока другие врачи это не вылечат.
00:52:04 Но, когда я говорю: «Да ладно, эти врачи, ничего не понимают, сейчас я сам тебе сделаю операцию, ложись, нож есть? А, этот подойдёт. Вы им что делали? Масло резали. А, чистый. В навозе сейчас его помоем, (смеётся) и всё нормально». Мне рассказывали, как делают операцию на аппендицит. У меня есть книжка, [не разборчиво], Сейчас всё прочитаем, что, зачем нужно вырезать и вырежем. Слева, справа. А вот нарисовано это как? Слева или справа? Вот человек. Не перепутай главное, где печень[?], с какой стороны резать. (Смеётся)
00:52:47 Понимаете, главное не торопиться. Помните, мы говорили, да? Что основные проблемы от этой торопливости, мы слишком быстро принимаем решения по поводу чужих проблем. Мы слишком быстро всё понимаем. Почему у других проблемы, что надо делать, как теперь надо действовать, что надо, так сказать, какие нужно шаги предпринимать. Главный наш шаг – это милосердие. Главный наш шаг это милосердие. То есть мокрую тряпочку на лоб надо положить и спросить у врача, что делать дальше. Но сразу не нужно голову отрезать. Если голова болит, голову отрезать не надо. Понимаете? Нужно быть аккуратней.
00:53:29 (Читает записку) Скажите, когда приходят иллюзорные образы ума, идёт ли ощущение силы, чувствуются ли извне энергетические потоки, внутренний голос?
00:53:48 Один знакомый психиатр мне говорил, что (смех в зале) даже в психушке, когда слышатся голоса, это плохой признак. Поэтому, наша задача с умом всё равно не дружить. Какие бы он там нам, так сказать, звёзды не показывал, какие бы он там нам, так сказать, энергетические потоки не открывал, какими бы голосами он с нами не разговаривал, ему не жалко. Ум может всё. Это тот, кто действительно может всё. Ум по силе, фактически, равнозначен Богу. Это божественная энергия.
00:54:33 Поэтому ум может всё, он там такое открытие фестиваля устроит, такой концерт, что угодно можно себе представить. И силу нам даст, и вдохновение, всё, что хотите, но нужно точно понимать, в чём процесс святого имени. Это процесс возвращения ума к святому имени. Процесс возвращения сознания к святому имени. В йога-сутрах говорится, что медитация это не концентрация на объекте медитации, так как это невозможно. Ум на это не согласится никогда.
00:55:10 Медитация это постоянное возвращение сознания к объекту медитации. Постоянное возвращение, возвращение, возвращение. Как только ум на это согласится, он тут же аннулируется. Всё, это уже будет не ум. Всё. Это уже будет духовное сознание. Ум за секунду растворится. Поэтому он не согласен на самоубийство. Ум не хочет самоубийства. Поэтому он не соглашается постоянно быть в этом состоянии мантра-медитации.
00:55:42 Поэтому йога-сутры говорят, что даже великие йоги, они должны просто возвращаться своё сознание к объекту медитации. Возвращать. Убежал, поймали, вернули, потыкали носом как кошку, знаете? Приучают. Потыкали, туда не ходи, сюда ходи. И это работает, в конце концов, в конце концов, работает, так же и … Ум надо всё время возвращать, потому что он убегает куда-нибудь, чтоб нагадить. Он не с добрыми мыслями убегает. Он убегает, чтоб нагадить. Его нужно туда потыкать, обратно вернуть, сюда ходи, туда не ходи, сюда ходи.
00:56:25 И это долгий процесс, долгий. Потому что, если ум растворится, это уже будет победа. А победа это нелёгкая вещь. Никто не должен рассчитывать на лёгкую победу, думать, что сейчас, я помедитирую немножко, и всё пройдёт. Нет. Ум наш хороший друг, понимаете, он настоящий друг, он верный друг.
00:56:46 (Читает записку) Уважаемый Патита Павана, объясните пожалуйста, то, что когда у преданного возникает желание служить другим, но он выбирает более лёгкое служение, чистить овощи не пойду, лучше я киртан попою.
00:57:10 Наше сознание любит разнообразие. Поэтому долго киртан мы тоже петь не можем. Можно пойти потом овощи почистить. Главная возможность, в общем-то, как-то выживать вместе с нашим умом это давать ему какое-то разнообразие. Он хочет разнообразия материального, мы ему дадим разнообразие духовное. С этим он как-то сможет выжить. Ум сможет с этим выжить, поэтому нужно его учитывать. Мы не можем просто от ума отойти и сказать: «Всё, я тебя не знаю», ум есть, ум живой, ему нужно разнообразие. В этом его наслаждение, летать.
00:57:56 Поэтому мы даём своему уму эту возможность – «ну, полетай, немножко, но возвращайся». Поэтому, когда мы даём некоторое разнообразие в служении, то это даёт ему некоторую радость. Даёт ему некоторую радость, даёт такое ощущение материальной расслабленности. И это позволяет, в общем-то, прожить первые годы в сознании Кришны более-менее достойно. Если я излишне тороплю свой ум стать спокойным и послушным, то я могу разочароваться. Поэтому нет ничего страшного, если мы как-то дадим ему пищу, но в духовном плане.
00:58:38 Как желудок хочет есть, ему мы даём прасад. Так же и ум, может быть, хочет разнообразия, может быть, это не хочет делать, то хочет делать, ну, дайте ему это. Так как мы ему даём в зоне одной и той же деятельности, в зоне преданного служения, то ничего страшного. Пусть немножечко, так сказать, побегает. Но на определённой территории. Территория строго определена. Некоторая такая… длинный поводок такой, знаете? Длинный.
00:59:10 Если он в зоне поводка бегает, в принципе, не страшно. Пусть побегает, поэтому я думаю, что не стоит как-то особенно по этому поводу переживать, так как взбешённый ум никому не нужен. Взбешённый ум никому не нужен. Лучше пойти немножечко на поводу у своего ума и дать ему новый вариант преданного служения, чем дождаться, что он взбесится и всех перекусает. Потому что он начнёт кусаться. А кого мы кусаем? Того, кто рядом, это принцип собаки.
00:59:44 Какой принцип собаки? Кто рядом стоит, если страшно, того и кусает. Даже, если рядом хозяин, но собака всё равно кусает того, кто рядом. Поэтому собаки время от времени и хозяина кусают. Так же ум. Такая бешенная немножко собачка, ну, что делать? Поэтому, в общем-то, тех, кто рядом кусают. Самого себя уже совсем кусать как-то нехорошо, поэтому те, кто рядом начинают кусать и так начинают нервничать, ругаться, критиковать друг друга. Нет, дайте уму эту некоторую свободу, это не страшно.
01:00:19 Главное оставаться, в общем-то, на корабле, главное в море не выпрыгивать. Это принцип. Но по кораблю нужно походить. Хотя бы немножко нужно походить. Мы не можем так просто на одном месте сидеть. Невозможно. Необходимо какое-то пространство, хоть чуть-чуть походить, хоть чуть-чуть. Когда долго находишься в каком-то месте, это счастье, хотя бы чуть-чуть немножко попередвигаться. Хотя бы чуть-чуть. Час нормально, два нормально, пять, может быть даже нормально, но десять-пятнадцать уже надо немножечко… ум требует смены обстановки. Хотя бы чуть-чуть.
01:01:01 Поэтому даже заключённым позволяют погулять немножко. Раз в день их выводят, а то они просто поубивают все друг друга раньше времени. Нет, должны сидеть, поэтому пусть хотя бы немножко походят. Другая камера, понимаете. Это просто другая камера, но какая-то смена обстановки, другая камера. Так же и если наш ум ещё требует чего-то другого какого-то развлечения, от чего-то он устаёт, нужно его учитывать. Усталость нужно учитывать, а то можно на завтра не встать, так знаете. Слишком много позанимался упражнениями, на завтра просто не встал и всё.
01:01:38 Такая эйфория от физических занятий. Всё нормально, всё здорово, у меня всё так легко получается, сделаю больше. Те, кто спортом занимался, знают, ага, завтра посмотрим, (смеётся) какой ты придёшь. Вообще, сможешь ты прийти или нет. Помню, первый раз, когда я так сильно перенапрягся в бассейне, плавал, плавал, плавал, так здорово было, легко, на троллейбусную остановку пришёл, троллейбус подъехал, двери открылись, а я не могу ногу поднять. (Смех в зале). Не понял. Кого-то просил, мне ноги подняли. «Подымите мне веки» (Смех в зале). Зашёл в троллейбус, уже потом так аккуратнее плавал.
01:02:29 Нужно учитывать свою природу, поэтому если уже осточертело вот это преданное служение, не нужно из себя делать святого. Извинитесь и идите делать другое служение. Но всё-таки, я думаю, в спину стрелять не будут. Может быть, не поймут, ну и что, что не поймут. Невозможно ждать от всех понимания. Главное это остаться живым, в конце концов. Главное остаться живым, поэтому, если чувствуете, что сейчас взорвётся, ум умеет взрываться, то лучше пусть он пойдёт и отдохнёт. Разрядится.
01:03:15 (Вопрос из зала) Вопрос грызёт один. … мы поджарим ум и останемся безумными?
01:03:23 Да, Cознание Кришны это безумие. (Аплодисменты). Это запланированное безумие, остаться без ума потому, что ум ищет материального наслаждения, а значит, временного. Ум ищет время. Ум это функция, которая ищет время, а мы ищем вечное. И искать в мире временного вечное это безумие. Это безумие. Почему? Потому, что ум это функция времени. А безумие как называется? Разумность. Понимаете? Поэтому у нас буддхи-йога, йога разума, а не йога ума. Понимаете? Мы разум развиваем. Запутались, да? Ну, ничего. Да, ум за разум зашёл. (Смех в зале)
01:04:12 Поэтому, да, вот эта функция ума нас не устраивает, потому что ум ищет временное наслаждение. Попробовали и бежать, и бежать, и бежать. Всё понюхать. Такая функция собаки. Что делает собака? Всё нюхает, ужас какой-то. Всё нюхает, функция собаки, понимаете. Всё нюхает. Вот наш ум такой же. Ему нужно всё понюхать, всё попробовать. Но в чём функция разума? Всё не тащить в рот. Не нужно всё в рот тащить. Так ребёнок сначала, развивается, сначала всё в рот. Это ужас какой-то.
01:04:50 Нужно разум включить. Научиться качество отличать. Так же и преданность, это мы начинаем видеть вечное. Начинаем видеть вечное, поэтому нужно ум успокоить, чтобы он перестал искать временное. Нужно включить разум, буддхи-йогу. Мы должны начать искать вечное, начать искать духовное, возвышенное. А ум это функция материальная, это принцип материальной жизни – быстро найти, быстро схватить, быстро съесть, чтоб никто не заметил, быстро убежать. Да. Бери больше, беги дальше. (Смеётся). Это материальная функция, нас она не устраивает. Мы этим уже позанимались, очень грустное занятие, не интересно.
01:05:37 Не интересно, поэтому вот этот материальный ум наш, нас больше не устраивает. Нам необходим духовный ум. То есть ум, который ищет вечное. И это успокоенный ум, потому что вовне искать не надо потому, что вечное внутри. Поэтому мы его внутрь направляем, мантра. Она внутри звучит, она в сердце. Поэтому, когда ум удовлетворяется мантрой, он становится настоящим умом, истинным умом, он начинает искать вечное настоящее. И это нас успокаивает. Больше ни с кем бороться не надо ни за что, потому что мантру у меня не отберёшь. Бога в сердце не отберёшь, его не вырежешь.
01:06:13 Невозможно сделать такую операцию, чтоб Бога вырезать из сердца. Операция по удаления параматмы. Невозможно удалить параматму из сердца. Поэтому ум полностью успокаивается, Бог в сердце, всё. Не с кем больше бороться. Не за что больше бороться. Всё, только с самим собой потому, что моё собственное, вот эти враги в сердце, мешают мне сосредоточиться на Боге в сердце. Тогда вот ум успокаивается и превращается в духовный ум, в истинное блаженство. Одухотворяется. Да, поэтому с материальной точки зрения, прекратить борьбу за внешнее, это некоторое безумие.
01:06:53 Но мы меняем борьбу за копейки на борьбу за всё, за всё богатство. За всё богатство, это истинный разум, какой смысл из-за копеечек биться? Из-за копеечек, мы за истинное боремся, за вечное, то, что с нами действительно останется навсегда. За служение Богу, за служение преданным Богу. Поэтому, да, то есть материалисты не понимают преданных, а преданные не понимают материалистов. Все удивлены. Смотрят друг на друга. В этом мире есть эти два лагеря – материалисты и верующие люди. Они не понимают друг друга. Оба кажутся друг другу безумными. Материалистам преданные кажутся безумными, а преданным материалисты кажутся безумными. Разные цели, разные мечты.
01:07:50 (Вопрос из зала) Скажите, пожалуйста, говорят, что слишком ум большое благо, в то же время большое счастье. Под большим благом, я так понимаю, ум при таком вот состоянии идеальном, то есть он может в практической области реализовываться?
01:08:06 Ум даёт возможность остановить сознание на каком-то, в общем-то, внутреннем объекте, даёт возможность полностью всё вытащить из объекта. Ум способен обмусоливать объект, вытаскивать из объекта. Ум способен взять объект и воспроизвести его. Поэтому, если мы берём духовный объект и воспроизводим его, то, в общем-то, это даёт нам возможность действительно в своём сердце создать духовный мир и жить в этом духовном мире, и быть счастливым в этой духовной реальности. Если, в общем-то, наше сознание способно погрузиться и принести эту реальность внутрь нашего собственного сердца.
01:08:53 Но если вместо духовной реальности он приносит всякую гадость и там её воспроизводит, то у нас воспроизведённая помойка внутри нашего собственного сердца, тащит всё домой. Понимаете, тащит всё домой, поэтому что мы туда принесём, то там и будет находиться. Но ум даёт возможность полностью в это погрузиться. То есть мы способны, так сказать, бесконечное благо извлечь из того, что мы обдумываем. Бесконечное благо, если это действительно духовный объект. И можем бесконечное количество грязи извлечь, если это грязный объект.
01:09:32 Он, может быть, один маленький, но ум из него бесконечное количество грязи извлечёт, бесконечное. Но, если это хороший объект, бесконечное количество пользы. Один стих Бхагават-гиты можно бесконечно обдумывать и извлечь бесконечное благо из этого. Но можно один какой-то дурацкий анекдот всю жизнь обдумывать, всем рассказывать и извлечь из него бесконечную гадость. Поэтому хороший инструмент, хорошим инструментом можно делать хорошие вещи, но можно делать и плохие, просто хороший инструмент. Как нож. Хороший инструмент, но можно и плохие вещи делать ножом. Поэтому, если человек на кухне стоит с ножом, это, в принципе, не плохо. Но, если к вам на улице подходит человек с ножом, лучше всё-таки побегать немножко от него. На всякий случай.
01:10:30 (Вопрос из зала)Объясните, пожалуйста, что это за стадия духовного развития, которая, Кришна говорит в Бхагавад-гите, что ум может быть как другом, так и врагом… души. Что значит быть другом?
01:10:41 Вот прямо сейчас я это рассказал. Вот прямо сейчас, вот прямо был ответ на ваш вопрос. Вот прямо это был он. Поэтому, то есть кто такой друг? Друг это тот, кто приносит что-то полезное. Понимаете? А если друг принёс не полезное? Понимаете? Не полезное. Украл что-нибудь и вам принёс.
01:11:03 (Вопрос из зала) А как ум может принести духовное, если он материальный?
01:11:08 Ум это энергия Бога. Поэтому он может всё принести. Всё, что хотите. Поэтому это инструмент. Мы сейчас что делаем? Думаем о Бхагавад-гите. И он ещё время от времени ходит погулять. (Смех в зале). Ему это не мешает, понимаете. Разум думает или ум в этот момент? Все. (Смех в зале). Кто там у нас что думает, дай Бог, чтоб кто-то. Пусть хоть кто-нибудь. То есть, пока мы здесь, пока мы не убежали, хоть кто-то думает. Понимаете. Там такой бардак. Пока там бардак. Поэтому пусть там все думают. Кто есть, тот пусть и думает. А кто дома, пусть тот ужин и готовит. (Смех в зале).
01:12:00 Но это тогда псевдодуховность получится?
01:12:05 Да, мы пока тренируемся. Но это позволяет нам оставаться в сознании Кришны. Пока мы тренируемся, всё нормально. Но, если мы… пока мы тренируемся, да, мы ещё медаль не получили, но мы ещё в спорте. Понимаете? Поэтому тренируйтесь, потом медаль получите. Но главное тренировки не прекращать, а то потом всё заново придётся, понимаете. Поэтому, если уж вот эта первая боль прошла, после первой тренировки, то потом главное не оставлять, хотя бы чуть-чуть. Хотя бы чуть-чуть дальше продолжать. А то потом опять боль вернётся, опять нужно будет через боль проходить, понимаете?
01:12:47 (Вопрос из зала) А кто предлагает, разум или ум, тапочком бить? Ум себя или разум бить тапочком? Себя? Ум бить? Да, ум надо бить тапочком. И в чём проблема? Так это разум предлагает или ум сам себя «давай, меня тапочком»?
01:13:07 Главное понять, что бить. Да, кого бить, что бить. Если я не понимаю, что бить, и каков процесс, вот я сейчас объяснял во время лекции этот процесс. То есть, что нужно делать реально, преодолевая препятствия. Вот как раз именно это объяснял. А кто предлагает? Это Кришна предлагает. Кришна предлагает. То есть, Кришна предлагает контролировать себя. Кришна предлагает контролировать себя. Поэтому, если себя контролирую, должен всё контролировать в себе, от тела и до сознания. Это есть контроль потому, что ум проникает во всё. В тело проникает ум, понимаете?
01:13:48 Поэтому мы его так же контролируем. Если я контролирую своё тело, я ум тоже контролирую. Вот у ребёнка, например, ум не контролируется, тело тоже. Понимаете? Сейчас бы он нас всех, сейчас бы он нас всех здесь бы свёл с ума, если бы он был потому, что ум не контролируется. Поэтому столько… То есть я всего себя должен контролировать, всего себя. Поэтому, если тело выходит из-под контроля, нужно тело побить тапочком. Если что-то другое, то его побейте тапочком. То есть то, что выходит из-под контроля, его нужно поймать и тапочком побить. Поконтролировать. Проконтролировать немножко. Потому что, пока мы будем думать, что я там должен контролировать, оно уже всё выйдет из-под контроля и убежит.
01:14:39 (Читает записку) Что важнее для духовного развития, чтение джапы или служение преданным другим живым существам?
01:14:44 Баланс. Баланс должен быть во всём. Нет ни в какой системе нет слова, что важнее. Везде есть только одно слова – баланс. Баланс, во всём важен баланс. Если баланс есть, то система будет работать. Если баланса нет, система работать не будет. Во всём должен быть баланс. Как только мы решаем, что что-то одно важнее, тут же начинается проблема, разбалансирование. Поэтому будут проблемы. Всё важно. Нужно просто всё распределить по времени. По времени, по возможности.
01:15:26 (Вопрос из зала) Вы говорили об этапах развития, и когда человек на втором этапе испытаний спотыкается, возвращается к старому, всё бросает, но потом у него возникает, допустим, желание вернуться, он опять через этот первый этап проходит, розовых очков? И как ему правильно действовать, и как правильно действовать тем, кто рядом с ним находится?
01:15:44 Когда со второго этапа происходит падение, то первый этап возвращается, но очень быстро проходит. Очень быстро проходит. Намного быстрее, чем в первый раз. То есть восстановление очень быстро происходит. Это как возвращение в ту систему, в которой я уже был. Это очень быстро можно восстановиться. Очень быстро можно квалификацию вернуть. То есть квалификация так просто не теряется. Но какой-то этап всё равно есть маленький. Нужно его проходить. Но уже не так долго, не так тяжело.
01:16:24 (Вопрос из зала) Я хотела задать Вам вопрос по поводу мантр. У меня со старшими преданными иногда возникает вроде как спор. Потому что мне говорят, что повторять мантру надо вслух. Дело в том, что когда я повторяю мантру вслух, и могу одновременно повторять, и ум в это время может делать всё, что угодно. А когда я мантру повторяю в уме, …, что вот это идёт мантра, я повторяю, только ум, стоит только ему что-то сказать, я слышу, что он говорит. Когда я повторяю в тишине и в уме, у меня получается более качественное повторение мантры, чем когда я повторяю её вслух. Мне кажется неправильным, что я должна повторять вслух. Я начинаю делать так, как говорят старшие и получается [не разборчиво]. Простите, пожалуйста, это первый вопрос. И второй вопрос, допустимо ли [не разборчиво], я когда …, начинаю свой ум уговаривать, говорю, вот мамочка не преданная, давай [?] на мамочку. И хорошо получается читать…, потом говорю за папочку, потом за сына. Ну и всех близких я перебираю и за каждого читаю круг, тогда я могу сосредоточиться молча, и за кого-то. У меня получается. А когда просто так, у меня не получается думать о Кришне. Честно говорю, я понимаю, что какое-то качество Кришны есть в каком-то определённом человеке, настраиваюсь и прямо читаю, тихо, молча, в уме, носом в угол, всё получается. А вслух и вот, ну, не получается.
01:17:59 Кто сказал, что должно получаться? А как надо это делать? Надо делать, как говорят старшие преданные. Потому они и старшие, потому что они дошли до своего старшинства и выжили. Понимаете? Это выжившие. Раз они выжили, то они знают, как делать правильно. Поэтому всё преданное служение строится на уважении старших потому, что они выжили. Раз они выжили, и остались в сознании Кришны, значит, у них есть опыт выживания. И они по дороге видели, как не выживали другие. Понимаете?
01:18:34 Они видели, как выносят трупы. Как говорится, у каждого врача есть своё маленькое кладбище, понимаете? Есть те, кто вылечились, а есть те, кто умерли, поэтому те, у кого есть опыт реальный, у них есть не только опыт побед, то, что видно реально, вот они живые остались, а есть ещё и опыт тяжёлых поражений. Поэтому невозможно что-то самому себе придумать, это называется самолечение. Конечно, каждый больной примерно знает, как себя лечить, и он так со скептицизмом слушает врачей, но всё-таки у них есть реальный практический опыт, что не при каждом лечении все выживают. Можно и умереть.
01:19:17 Поэтому всё-таки, чтобы нам наш ум ни говорил, лучше послушать более успокоенный ум старших преданных потому, потому что они смогли его успокоить, и они знают технологию. Эта технология проработана, она проверена тысячелетиями, ачарьями, и она на только отработана на доказательствах, она ещё и подтверждена теми, кто так не делал. Понимаете? Их больше. Те, кто не хотел так делать, их больше, и они сейчас, так сказать, с интересом наблюдают свою материальную жизнь, как она интересно заканчивается. Понимаете?
01:20:01 Поэтому всегда уважайте тех, кто более опытен, потому что у них есть этот реальный опыт. А духовный опыт, то есть это вещь эксклюзивная. Мы не можем по своему материальному опыту делать выводы по поводу духовного опыта. Это эксклюзивно, поэтому духовный опыт можно только сверху получить. На основе своих какие-то, в общем-то, предыдущих выводах, духовный опыт не сделаешь. Его необходимо от кого-то получить. Поэтому есть вот это явление, парампара, то есть, есть старшие, которые стараются, в общем-то, дать нам эту концепцию.
01:20:35 Поэтому свои шестнадцать кругов прочитайте как следует вслух, внимательно концентрируясь на звук святого имени, а потом можете всю жизнь про себя читать, как хотите. Никто не мешает. Но свою норму сделайте, как надо, а потом можете ставить эксперимент как хотите. Хоть пишите, это на стенах, все шестнадцать кругов, хоть рисуйте, хоть пойте, хоть про себя, хоть задом наоборот читайте, но основу нужно сделать, как надо. А уже потом можно делать, что угодно. Но вот то, что дано, как основа духовной жизни, лучше ничего не менять.
01:21:12 (Вопрос из зала) А [?] читать за кого-то, она допустима, нет?
01:21:16 Это мы читаем за ум, значит. Потому что это же ум хочет этого. Вот мы за ум и читаем. Ум благо получит. Я думаю, …? Ну, вот видите, вот такой ум хитрый. (Смеётся). Поэтому нужно на звуке концентрироваться, не пытаться как-то уходить на развлечения. На развлечения не нужно уходить. Ум пытается увести от эффекта вот этого поджаривания. Поэтому, если ухожу от этого, в общем-то, основного огня, то результата нет. Почему ум такой счастливый? Почему вам так это нравится? Потому что ум перестаёт поджариваться, понимаете, и он счастливый и довольный.
01:22:01 «Всё, меня не жарят, так хорошо, так замечательно, ни холодно, ни жарко. Тепло чуть-чуть, греют мантры маленечко, но и не поджаривают. То, что нужно. Комфортно». Понимаете? То есть в сердце невнимательного преданного, уму комфортно, понимаете. Комфортно, там и тепло, и не холодно, и не жарко, там комфортно, там замечательно, там можно всё, что угодно делать. Но уходить из него незачем, там комфортно. Поэтому для ума нужно создать не комфортные условия. Не комфортные, поджарить его маленько, и он тогда взвоет, да.
01:22:40 Но нам это кажется проблемой. Ну, да, мы объявили войну, это будет проблемой. Но, если мы берём технологию, понимаем, как ею пользоваться, этой технологией, то мы победим. Другие же побеждают, есть же победители. Поэтому не будьте одни, не придумывайте сами, идите с теми, кто это понимает, кто это умеет. Но свою технологию не придумывайте. Свою технологию не придумывайте, то есть вполне достаточно рамок в сознании Кришны. Это вполне широкие рамки, они позволяют, в общем-то, быть достаточно свободным в этих рамках.
01:23:21 Но не нужно за эти рамки выходить. Там никто не знает что. Там одна сплошная ловушка. Лучше быть в этих рамках. Вот в этих рамках, пожалуйста, можно экспериментировать, но не выходя за рамки.
01:23:45 (Вопрос из зала) Вопрос у меня по [не разборчиво], то, что возникает проблема, решаем, они прячутся в сердце. Они прячутся или всё-таки они там сидели, из-за этого появились проблемы, то есть они прячутся или просто проявляются в виде проблем, которые мы якобы успешно решаем?
01:24:18 Какие-то оттуда не выходили, а те, что вышли наружу и мы с ними боремся внешними усилиями, они прячутся внутри. То есть там целый склад, там общежитие, там все. А куда ещё прятаться? Больше прятаться негде. Если они вылезут, то это будет, в общем-то, слишком такое явное проявление. Поэтому они должны уйти внутрь. Мы же не можем ходить гордыми, наглыми, заносчивыми, просто общество это не примет. Куда это девать? Внутрь. Понимаете? Внутрь. Всё туда. Они там потихонечку прячутся.
01:24:59 То есть я внутри гордый, я внутри наглый. (Смеётся). Я внутри потому, что вовне это просто невозможно. Общество не даст. Поэтому они внутри. Но те, что там и были, те, что не выходили, те, что не являются внешними, там двуличие, ещё что-то, там много такого внутреннего, они там живут себе. То есть там много квартирок, много желудочков там, там чего только нет. Поэтому с этим внутренним миром мы и должны разобраться. Это и есть самоосознание. Нужно в себе разобраться. И вот эти препятствия будут их оттуда выгонять.
01:25:31 Это как землетрясение. Как землетрясение, как только препятствие приходит, это землетрясение трясёт, что делают жильцы? Тут же выскакивают. И мы их можем в этот момент увидеть. Увидеть, вот они все выскочили, пересчитать их, чтоб потом они опять назад заскакивали. (Смеётся). Но мы понимаем, вот они все. Здесь. Здесь, живут. Поэтому есть препятствия, чтоб мы не были в иллюзии.
01:26:02 (Вопрос из зала) Где можно взять Ваши визитки?
01:26:04 Я сейчас выдам визитки, кому надо, после лекции. У меня есть с собой. Разобрались? Все довольны, все счастливы. Аплодисменты.