часть шестая

Кучугуры - 25 сентября 2009
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:25:37 | качество: mp3 64kB/s 39 Mb | прослушано: 246 | скачано: 343 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 (Читает мантру)

00:00:53 Сегодня мы оттолкнёмся от 27-го текста 10-й главы Бхагават-гиты. (Читает на санскрите). Среди скакунов я [не разборчиво], появившийся на свет во время пахтанья океана, среди могучих слонов я [не разборчиво], среди людей я – царь. И обсуждается здесь история пахтанья молочного океана демонами, полубогами. И так как они пахтали вместе, и демоны, и полубоги, и по многим другим причинам вначале появился не только нектар, но и яд. Яд выпил Господь Шива, а нектар превратился в волшебных живых существ, которые представляют Кришну.

00:01:51 И среди людей представителем Кришны является царь, поскольку Кришна заботится обо всей Вселенной. Кришна проявляет заботу, поэтому цари также должны заботиться о своих подчинённых. Но так как сейчас никто не исполняет свои обязанности, поэтому никто ни о ком не заботится, в общем-то. Мир отсутствия заботы. Заботы мало, никто ни о ком не заботится. Поэтому ачарьи объясняют, что, несмотря на все эти трудности, на все эти недостатки Кали-юги, необходимо научиться вести себя так, чтобы не потерять вкус к духовному развитию.

00:02:29 Необходимо понять, как себя вести так, чтобы вкус не терялся. В какую бы ситуацию мы не попадали. Жизнь – это некоторый калейдоскоп ситуаций. Невозможно предугадать, какая будет следующая ситуация. Что будет завтра, что будет послезавтра. Мы так, так сказать, успокаиваем себя какими-то своими планами, но произойти может всё, что угодно. Всё, что угодно происходит. Вроде бы одни и те же элементы, одни и те же три гуны природы, но постоянно разные комбинации, как калейдоскоп. Всё время там одни и те же какие-то стекляшки.

00:03:07 Первое разочарование ребёнка – он разобрал калейдоскоп, а там какой-то мусор вообще. А так было всё красиво. Поэтому так же мы иногда разочаровываемся. Вроде бы, так сказать, так всё красиво, здорово, замечательно, потом начинаем всё это разбирать, почему люди, так сказать, бросают изучать духовные трактаты? Потому что калейдоскоп разбирают. Так всё было романтично, так всё было перспективно, так всё было замечательно, тут всё разобрали – гуны, гордость, зависть, вожделение, гнев, что такое? Как теперь жить? Калейдоскоп сломался. Как теперь жить?

00:03:48 Поэтому есть такое некоторое огорчение, поэтому знание, оно, так сказать, несёт в себе этот эффект некоторого уничтожения романтизма. Романтика уничтожается. Что делать? Трезвость такая некоторая появляется. То есть это синдром материального мира, нектар никогда не приходит один. Он всегда приходит с ядом, и этот яд надо отдать Шиве, объясняется в Ведах. Что это значит, что значит отдать яд Шиве? Шива не проглотил яд. Он задержал яд во рту, Нилкантх [?] поэтому на уровне горла, поэтому Нилкантх Махадев [?] Тот, у кого синяя шея. Нилкантх Махадев.

00:04:40 И объясняют ачарьи, что так и мы не должны проглатывать оскорбления и обиды, то есть переваривая всё это в своём уме уже до проявления отравления. Пока не началось отравление. Не нужно всё это переваривать. Никто не сможет яд Кали-юги переварить. Все эти оскорбления какие-то, недовольства, все всё время всем недовольны. Что бы человек ни делал, даже если он делает просто замечательно, просто чудо, кто-то будет недоволен, слишком много сахара положили.

00:05:13 Хоть что, даже если сладости будете делать, люди будут недовольны этими сладостями, слишком сладко. Приторно. Приторно. Поэтому нельзя проглатывать яд, надо остановить на уровне горла, объясняют ачарьи. На уровне горла, это значит, что нельзя говорить то, что хочется сказать в обиженном состоянии. Нельзя говорить то, что хочется сказать в обиженном состоянии, и в то же время нельзя проглатывать. Нельзя отравиться всем этим, необходимо остановить.

00:05:49 Мудрецы говорят, что если сдержать яд злого слова и не выпустить его из своего рта, он превращается в тот самый божественный нектар, который был достигнут в результате пахтанья океана. И приносит все эти величайшие плоды, которые описаны в этой истории. От процветания вплоть до огромного прогресса в духовной жизни. Все виды плодов приносят это умение контролировать свою речь, умение оставить яд на уровне горла.

00:06:23 Да, он здесь, но Шива удержал этот яд. Поэтому он стал великим. Поэтому все ходят и поклоняются Нилкантху Махадевов [?]. Великие мудрецы раскрывают этот секрет особого поведения, как вести себя в эти трудные времена, когда, в общем-то, никто никого не оценивает, когда никто никому не нужен. Кали-юга – век разобщённости. И объясняют очень интересную вещь, необычную вещь, я думал об этом.

00:06:59 Буквально объясняется так. Надо вести себя либо смиренно, либо уважительно. Очень интересное объяснение. Либо смиренно, либо уважительно, звучит необычно, сейчас мы это разберём. Разберём, я несколько дней думал на эту тему, как это, как это так. То есть нам кажется, что если я в чём-то прав, то должен ради правды отстаивать свою точку зрения. Это, в принципе, так, но в этот момент я совершаю концептуальную ошибку – я сменяю смирение на гордость. Я меняю смирение на гордость.

00:07:39 Но этого не нужно делать, объясняют ачарьи. Для того, чтобы отстоять свою концепцию, надо смирение поменять на уважение. То есть уважение, это такая активная форма смирения. Уважение – это активная форма смирения, это уже некоторое действие. Смирение – это некоторое внутреннее состояние, а уже уважение – это уже активное состояние, уже внешняя форма. И уважение в практическом применении проявляется, как обыкновенная вежливость, объясняется. Очень просто проявляется.

00:08:12 Помните, ещё мама нас учила волшебному слову, помните? Да. Спасибо, пожалуйста и так далее, есть ряд волшебных слов из уровня уважения, потому что это правильное проявление смирения. Очень интересно объясняется. Этот переход от иллюзий в реальность подобен кромке волны на берегу океана. Всё время меняется туда-сюда, туда-сюда. Вроде бы есть граница между водой и сушей, но она всё время меняется. Так и мы вынуждены всё время так подстраиваться под эту ситуацию. Знаете как, то подходить ближе к воде, потом волна накатывает, надо отбегать, ой-ой.

00:08:58 Опять нужно подбегать, какую-нибудь ракушку схватить, опять убежать. Так же и жизнь, где-то нужно ближе подойти, где-то нужно отбежать в сторону. Где-то ближе, где-то дальше. Кромка между водой и землёй – неуловимая вещь. Неуловимая, также и гуны материальной природы, иллюзия, она неуловима. Неуловима, вроде бы отошли далеко, как-то слишком далеко. Подошли поближе, раз, ноги уже замочили. Нужно всё время туда-сюда бегать. Так же, как волны движутся.

00:09:31 Так и смирение, говорится, должно проявлять свою активность через уважение. Смирение должно проявлять свою активность через уважение, и это не нарушит принципов культуры, не вызовет негативной реакции. Это будет правильное проявление. Если требовательность вежливая, если требовательность вежливая, она приводит к позитивному результату. Она, в общем-то, не противоречит смирению. Вежливая требовательность не противоречит смирению.

00:10:02 Смиренный человек может быть требовательным, но вежливо. Вежливо требовательный, никак иначе. Но если требовательность не вежливая, возникают большие неприятности. Это уже превращается в гордость. Гордость – это невежливая требовательность. Очень просто. Мудрецы говорят, что в жизни надо стремиться обгонять не других, а самого себя. Нужно себя обогнать, нужно быстрее своего ума действовать. Ум хочет что-то сказать, ум хочет что-то сделать, но его нужно остановить, успокоить, привести в вежливую форму, и уже тогда проявить.

00:10:40 Других обгонять может любой. Мы можем бегать наперегонки хоть всю жизнь, и обгонять, в принципе, почему нет. Есть такая радость у водителя, знаете, друг друга обгонять. «А как это так, обогнали». Русские водители такие, не могут спокойно ехать. (Смеётся) Ничего, потом они в Индии рождаются, и там могут ездить, как хотят. Без правил, без полос, без знаков, без ничего. Обгонять могут, как угодно. Или наоборот, я не знаю. Ну, в общем, какая-то связь есть. (Смеётся)

00:11:21 Да, мы привыкли постоянно что-то требовать. Это наше воспитание. Как только мы родились, мы начали требовать – «есть хочу, спать хочу, то хочу, сё хочу, хочу, хочу, хочу». Мы привыкли орать. Мы родились орущими, что-то требовали с самого рождения. Не могли объяснить, просто орали. И, в принципе, система осталась та же. Неважно, что мы пытаемся требовать, мы всё равно переходим на крик, замечали, нет? Закатываем глаза и орём. Уже никто не понимает, что мы хотим. Просто главное орать.

00:11:55 И нам дают, чтоб мы перестали орать. Схема отработана. До сих пор действует. Многие политики этим пользуются, видели? Просто орут и всё. Орёт, орёт, орёт и всё, «отстань, на, бери, только перестань кричать». Система отработана, все так делают. Мужчины, женщины, дети, животные, все. Все что-то требуют.

00:12:22 Мы духовность воспринимаем, как некоторую службу быта, которая должна меня обеспечить всем необходимым. Дом быта, помните такое? Такое чувство, что иногда так храм воспринимается, что дом быта. Здесь должны постирать, там должны пришить что-нибудь. Все мои, так сказать, желания должны в этом доме быта удовлетвориться. Требовательные отношения ко всему, требовательные отношения. Меня всё время спрашивают: какая будет тема лекции? Говорю: тема лекции будет та же, Патита Павана дас.

00:12:56 Я уже три года не знаю, какая будет следующая тема лекции. Я утром просыпаюсь, и та тема, которая меня с утра волнует, я её готовлю, вечером рассказываю. Всё. Поэтому тема та же. Он же. (Смеётся). Но мы очень требовательны, что, что конкретно, что будет на обед, что конкретно будет на обед. А что в следующем томе, что там конкретно. А, не интересно. Что, что, что, требовательность, повышенная требовательность. Бог с ним, нас так воспитали.

00:13:32 Но, в конце концов, духовная жизнь, это не служба по удовлетворению наших запросов. Это система, позволяющая выработать настоящее смирение. Система, которая позволяет выработать смирение. Если я не готов стать смиренным, мне будет очень и очень трудно. Потому что система рассчитана на вырабатывание смирения. Если я не готов к этому, будет очень трудно. Даже тот, кто осознанно идёт путём смирения, может наделать в духовной жизни немало ошибок. Даже тот, кто осознанно ищет смирения, и тот ошибки совершает. Или глупости.

00:14:08 Сознание может находиться в плену иллюзий о Боге. Мы как-то по-своему Бога представляем. Если мы все будем Бога описывать, Бог удивиться. Понимаете, как интересно, в каждой стране своего Кришну рисуют, видели, нет? На Украине украинский, в Белоруссии – белорусский Кришна, в России – русский Кришна, в Эстонии – эстонский Кришна, везде свой Кришна. Негритянского Кришну я видел, то есть везде, везде свой Кришна. Ну, это понятно.

00:14:36 Мы так видим мир. Мы также и Бога себе представляем. Мы можем так серьёзно удивиться, попав в духовную реальность. Поэтому нас туда так и не торопят особенно переводить, в духовную реальность. Пока мы должны от вот этой обусловленности избавиться, от детерминизма избавиться. Так интересно. Индийские плакаты тоже посмотришь, Господь Чайтанья на поезде, до сих пор не могу забыть плакат. Видели, нет? В Майпуре продают, очень популярный плакат – Господь Чайтанья на поезде едет, харинама на поезде.

00:15:21 Много всего такого весёлого можно увидеть, но это наша иллюзия. Мы как-то по-своему всё это себе представляем. Вообще, иллюзия о духовной жизни. Мы приходим в духовную жизни, думаем, что она должна идти так, как мы об этом думаем. Но духовной жизни всё равно, она вечная, понимаете? А мы пока временные. Мы временно пока пришли посмотреть, удивляемся. Мы так приподымаемся, духовная жизнь для нас, в общем-то, такие первые годы духовной жизни немножко похожи на чёртово колесо. Мы садимся, не знаем, что там. Подымаемся, и рассматриваем, о-о! Потом опять опускаемся.

00:16:00 Думаем, как теперь с этим жить, то что я увидел? А вокруг оказывается пустыня и ничего нет. Что там вокруг? Моё сознание может находиться в плену иллюзии, и когда реальность вступает в противоречие с ожиданиями человека, наступает разочарование, и как следствие, падение. Когда реальность вступает в противоречие с ожиданиями. А ожиданий у нас много, мы привыкли чего-то ожидать. Мы привыкли ожидать. Это требовательность. Повышенная требовательность.

00:16:35 И что объясняют ачарьи, что смирение и молитва идут рука об руку. И тут интересный момент возникает. Смирение и молитва идут рука об руку, но когда смирение выставляется однозначно выше молитвы, когда послушание считается обязательным условием для духовной жизни, тогда важность молитвы может пострадать. Тут очень хитрый момент. Очень хитрый, сейчас я объясню. Очень тонкая такая грань, вот эта вот волна. Эта грань между водой и землёй.

00:17:12 Вдруг оказывается, что духовная жизнь состоит не из молитвенной практики на основе смирения, а просто из смирения. Мы, говоря о смирении, забываем о молитвенной практике. И вся молитвенная практика превращается в одно смирение. Главное, послушание и всё. Главное, всё смиренно делать. А про молитву все забывают. И в результате, молитва уходит на какой-то второй план, и остаётся только послушание. Но послушание, это немножечко…, без молитвы это всё-таки материальная реальность.

00:17:45 Послушание должно помогать молитвенной практике. Но не заменять молитвенную практику. Понимаете, если чуть-чуть пошёл перекос в сторону только одного послушания, то вкус к молитвенной практике пропадает. Уходит. Они должны идти вместе, рука об руку, без перегибов. Если баланс нарушается, всё. Если слишком много молитвы, то тогда, так сказать, теряется система. Тогда уходит парампара, пропадают связи, непонятно, кто учитель, кто ученик, кто, что, как. Оскорбления начинаются.

00:18:22 Но если уходит молитва, остаётся просто система. Остаётся просто хорошая система, а суть духовной жизни уходит. И то, и другое должно быть вместе. И вот этот баланс очень тонкий. Он всё время уходит из-под рук. Поэтому проблема возникает, либо в ту сторону, либо в ту. Либо в ту, либо в ту. Либо такая, так сказать, жёсткая система появляется, фанатичная, либо сентиментализм. Либо фанатизм, либо сентиментализм. Туда или, сюда.

00:18:52 То есть от человека требуется просто иногда принятие всего, что ему даётся. Если он это не делает, то считается, что это не духовная личность. Но дело-то не только в том, делает он что-то или нет, смиренен он или нет, а в конце концов, у него ещё есть и духовная жизнь, другие аспекты духовной жизни. Да, может иногда со смирением не получаться, но всё остальное может получаться прекрасно. Но со смирением у нас с самого рождения проблемы. С самого рождения.

00:19:23 Но иногда слишком много, акцент делается на смирении, слишком большой акцент. И многих это ломает на корню. Многим трудно, раз, и стать смиренным, как это так? Как это так? Вся система его воспитывала быть свободным, вся система его воспитывала быть независимым, тут нужно за один день перестроиться. Не у всех получается. Не у всех получается. Нелегко. Поэтому человек отходит, боится, отходит «как же быть, как же жить». Но послушание не выше молитвы. Послушание просто помогает молитве. Но не является заменой молитвы. Вот, что нужно понять.

00:20:00 Поэтому и послушание должно строиться на такой основе, чтоб оно увеличивало вкус к повторению святого имени. Вот тогда в смирении есть смысл. Если смирение увеличивает вкус к святому имени, тогда есть смысл. Если только уменьшает, никто не знает вообще, это смирение или нет. Или это тупость. От смирения до тупости один шаг иногда. Поэтому Кришна не хочет от Арджуны слепого послушания, он не хочет слепого смирения. Кришна мог сразу сказать Арджуне «иди, сражайся, что вообще за ерунда, ты что вообще тут удумал, ты что тут удумал, вперёд».

00:20:42 И Арджуна бы не задумываясь пошёл сражаться. Даже бы вариантов не было. Это подчинённая личность, воин. Ему сказали «равняйсь», и он пошёл равняться. Какая проблема. Никакой проблемы. То есть в нём естественно это желание идти воевать, но Кришна не требует от него этого. Он хочет уйти от этого. Он хочет уйти от этого перегиба, он хочет, чтобы было понимание «что я делаю, зачем я делаю». Чтобы вкус остался. Поэтому необходимо следить за этим балансом потому что, если вкус пропадает, возможно, все забыли, ради чего мы тут занимаемся смирением, ради чего мы тут развиваем смирение.

00:21:25 Мы смирение развиваем, чтобы вкус к духовной жизни увеличивался. А не просто смирение ради смирения. Это тупость. Для чего ты ешь? Чтобы есть. А для чего ты спишь? Чтобы спать. А для чего ты идёшь? Чтобы идти. А для чего ты стоишь? Чтобы стоять. Это тупость называется. Такого человека нужно лечить. А что вы делаете? Мы смирение развиваем. А для чего? Чтоб быть смиренными. Это так иногда в тупость превращается. То есть такое самозомбирование – «я смиренный, смиренный, смиренный». Что смиренный-то?

00:21:59 Я потом смиренно ухожу из Cознания Кришны. Так же смиренно. Потому что не понял, что я делаю. Не понял, что и для чего я делаю. Всё, что я делаю, должно, в конце концов, способствовать моему духовному развитию. Должно способствовать, в этом идея. Ради чего мы принимаем наставления? В этом должен быть заложен вкус, а не просто план, не просто воля. В этом должен быть заложен вкус к духовной жизни. Выполнение внешних правил и предписаний без объяснения их внутреннего значения, не отвечает на вопросы человека. В этом секрет.

00:22:40 Очень много правил, и эти правила требуются, в общем-то, с самого первого дня. Как мы разбирались. Но, если не объясняется их внутреннее значение, для чего они нужны, то это не отвечает на вопросы человека. А мы приходим к духовной жизни, чтоб поставить свой вопрос. У нас много-много вопросов перед духовной жизнью. Человек приходит в духовную жизнь не просто, чтобы миссию обрести или цель жизни. У нас такое отношение к людям, что всем нужна миссия, что всем нужна цель в жизни, что всем нужен новый план. Да не всем он нужен.

00:23:17 У многих уже и так вся жизнь расписана и всё понятно, и всё нормально, и всё ясно, что делать. Уже и так занятость на тридцать лет вперёд, уже ни шаг влево, ни шаг вправо. И ему ещё миссия, миссия, всё, миссия. Но у него в действительности есть к этому вопросы. А главное, с чем мы приходим в духовную жизнь, с вопросами приходим, с вопросами. Человеку необходимо разобраться в жизни. Поэтому, что бы ни делал человек в духовном развитии, он пытается получить ответ на свой внутренний вопрос: как то, что я делаю, помогает мне стать счастливым?

00:23:59 Как то, что я делаю, помогает мне стать ближе к Кришне? Как мне это помогает, то, что я делаю? Как послушание помогает мне стать ближе? Как садана мне помогает стать ближе? Как то, как сё, как пир воскресный мне помогает стать ближе? Как харинама, как вообще это всё помогает? Как оно реально мне помогает? Я должен получить ответ на этот вопрос. Если я не получаю, то это тупое следование. Тупое следование. И это не даёт никакого результата. Механическое называется.

00:24:31 Что бы я ни делал механически, результата не будет. Если я механически повторяю мантру, результат нулевой. Почему ты повторяешь? Мне сказали. Если только по этой причине, результат – ноль, сколько бы ты жизней не повторял. Если я механически предлагаю прасад Кришне, почему так делаешь? Потому что, если я не предложу, я умру, потому что это будет [не разборчиво]. Если я это делаю механически, ноль будет результат. Ничего не произойдёт.

00:25:01 Что бы я механически не делал, результат будет ноль, механическое пианино. Нет. Необходима личность, необходима воля, необходима осознанность «что я делаю, к чему это приводит». Осознанность. Это должно отвечать на мои вопросы. Не только план я должен получать, не только чью-то волю. Кришна бы мог просто свою волю выразить и план сказать. «Моя воля – иди, сражайся, мой план – десять дней. Всё. За десять дней нужно всех уничтожить». Нет, этого было мало. Кришна ещё хотел осознанности от Арджуны. Кришна ещё хотел, чтобы это ему помогло, в конце концов.

00:25:46 Поэтому нет, мало слепого подчинения. От слепого подчинения до разочарования просто рукой подать. Но кроме этого, существуют ещё внутренние причины, которые связаны с общими закономерностями духовного развития человека. Сейчас о них немножечко расскажу. При первом соприкосновении с духовностью, с молитвой, с духовным знанием, любой человек любой традиции переживает яркий эмоциональный подъём и воодушевление. Так называемый ложный энтузиазм.

00:26:20 И этот ложный энтузиазм даёт приток множества положительных эмоций – новые ощущения, положительные эмоции, активность, так всё здорово. И как показывает опыт, без вот этого явления обращение к вере просто невозможно. Сначала необходим вот это ложный энтузиазм, приток эмоций. Но этот период воодушевления может длиться у всех по-разному. И зачастую занимает несколько первых лет духовного развития. В какой-то мере это похоже на детство. Детство, когда всё кажется интересным, сказочным, весёлым, помните своё детство, нет? Кто-то ещё помнит? Кто-то уже нет, но всё сказочно, это принцип детства.

00:27:09 Родители берут книжку и читают явную ерунду, сказка называется. Сказка – абсолютная ерунда. Но дети полностью в восторге, полностью в восторге. Сказка, всё это устраивает, всё сказочно, всё здорово, замечательно, романтика, всё весёлое, всё смешное. Поэтому, как и детство, это состояние длится примерно пять лет, три, пять, семь лет длится, не больше. Потом заканчивается. Потом сказочность пропадает. Затем неизбежно наступает привыкание. Привыкание к храму, привыкание к молитвам, привыкание к святым местам, к садане, к общению с преданными. И как следствие этого, уменьшение энтузиазма.

00:27:58 Наступает следующий этап, когда Бог, как бы, оставляет человека наедине с самим собой. Оставляет. Как мать, которая отпускает своё дитя, уча его ходить, чтобы он шёл без её поддерживающей руки. Всё. За ручку ходил, теперь сам, сам, сам давай, сам, сам должен идти. Пусть даже будет спотыкаться, падать, но должен уже сам ходить, всё, сам. И вот этот этап наиболее важен в духовной жизни. Первые пять лет все могут пережить потому, что сказочно. Просто сказка, а не жизнь. Все помнят, да, первые годы? У кого-то идёт сейчас. Весело. Просто сказочный этап, всё хорошо, всё замечательно.

00:28:43 Но вот второй этап наиболее важен. Первый этап переживать не надо, он и так радостно переживается. Он и так радостно проходит. С ним нет проблем. Второй этап, вот он наиболее важен, так как именно на втором этапе проверяется верность сделанному выбору «правильно ли я сделал выбор, тот ли я выбор сделал». И по-настоящему испытывается свобода. Свобода, испытывается наша свобода. «А свободно ли я сделал это выбор? Свободно ли я его сделал? Не механически ли, не заставили ли меня?»

00:29:21 Вчера мы говорили про секту, да? Это не секта. По одной простой причине, есть второй этап. Когда испытывается свобода. Если что-то было не свободно, пух, человек моментально испаряется. Моментально уходит. Есть этап проверки свободы, есть этап проверки свободы. Он существует, реально существует. Пух, всё, тут же уносит человека, если хоть что-то было не свободно.

00:29:51 Если ему родные говорили, что надо, знаете, так, я читаю одну публичную лекцию. На первую лекцию приходит человек, ему всё нравится, и он на следующую лекцию кого-то из родственников притягивает: «о, интересно, тебе надо послушать». И тот бедный сидит в ужасе: «как я вообще сюда попал». И всё. Нет никакого результата. Ноль. Потому что силой привели.

00:30:21 Второй этап, он наиболее важный, он естественный, без него никак не получится. Никак. Испытывается свобода. Богу не нужна слепая вера, Богу нужен свободный выбор. И чтобы проверить самого себя, человеку нужно пройти этот период холодного душа. Период холодного душа. Так, если я хочу проснуться, то мне мало под тёплым душем постоять, да? Нужно ещё и как-то взбодриться, нужно ещё немножечко прохладной водички. А то я просто не проснусь, я постою под душем, пойду обратно, лягу, буду дальше спать. Результат будет нулевой. Надо как-то проснуться.

00:31:04 Также этот первый этап ложного энтузиазма, он такой, просто это расслабляющая водичка тёплая, но потом надо проснуться окончательно, прийти в себя. Поэтому на первом этапе преданный ещё не преданный. Он ещё не сделал выбор. Выбор мы делаем после прохождения второго этапа, когда первый этап заканчивается, сказочности, и начинается этап холодного душа, вот только тогда мы делаем выбор, быть нам преданными или нет. Только тогда. Только тогда происходит выбор. И не все его делают. Не все.

00:31:47 В этом новом периоде испытаний старые привычки, старые глупости, которые, казалось, уже побеждены, вновь обретают силу. Вновь обретают силу, начинают мучить человека, заново мучить человека. Иногда с ещё большей активность, говорится. Начинают мучить с ещё большей активностью, чем до начала духовной жизни. Многие удивляются, как так, почему они больше мучают? Раньше, ну, что такого, ну, сделал глупость, а теперь сделал, мучаешься. Ломает человека, как же так больно? Намного больнее происходит. Возвращается гнев, жадность, зависть, раздражительность, вожделение, лень, бесчувственность, злость, возвращаются качества. Возвращаются, возвращаются, возвращаются.

00:32:34 Некоторые выдающиеся святые прошлого этот период проходили настолько остро, они писали об этом периоде, что им казалось, что они при жизни испытывают настоящие адские муки. Настолько возвращаются опять эти все явления, чтобы проверить, а свободно ли ты сделал свой выбор. Свободно или нет. И этот период испытаний может быть достаточно длительным. Самым строгим образом испытывается свобода потому, что возвращение в духовный мир, в духовную реальность может быть только на основе полной свободы, абсолютной свободы.

00:33:13 Вначале духовной жизни любые обращения к Богу, малые, большие обращения, даже едва высказанные просьбы быстро и как по волшебству исполняются Богом. Просто сказка, преданный того захотел, и это случилось, туда захотел, и там дали, здесь пошёл, здесь всё хорошо, и там. И только обратился к Богу, и он исполнил просьбу. Только обратился, и всё, просто как в сказке. Рукой махнул, машина остановилась. Ну, попроповедовал и денег не попросили.

00:33:46 Мы раньше, когда выходили проповедовать, нам не давали деньги на проезд. И нам нужно было по дороге на вокзал заработать деньги на билет на поезд. В поезде мы ходили проповедовали, чтобы заработать деньги, чтобы доехать до какого-нибудь общежития. Пока мы ехали в это общежитие, мы должны были на эти деньги так проповедовать, чтоб на эти деньги как-то эти комнаты оплатить. И так всё время. И всё получалось. Пока этот период не закончился. (Смеётся) И всё, и закончился.

00:34:34 Мы так, фактически, даже первый раз в Индию поехали, у нас не было денег. Мы просто потихоньку поехали, а по дороге деньги на еду насобирали. Ещё потом в Индии дальше собирали деньги на обратную дорогу. И так и жили. Всё очень быстро, легко осуществляется. Но когда наступает период испытаний, тогда всё изменяется, и Бог словно отворачивается от человека. Словно отворачивается и становится будто глухим ко всем его просьбам. Как будто глухим становится ко всем молитвам, что бы ни происходило.

00:35:11 Господь просто появляется и исчезает, как перед [не разборчиво] махараджем. Он появился, посмотрел, всё, до свидания. Теперь живи дальше сам. Вот так же и духовная практика протекает. Первые годы появляется Господь, потом уходит, всё, а теперь попробуй без меня. А теперь останься в этом состоянии сознания. И всё в жизни вдруг становится трудным, отношения к преданным у других людей ухудшаются, его перестают уважать. Уважали на работе, уважали, один раз [не разборчиво] он забыл стереть утром, пришёл на работу, все уже у виска крутят.

00:35:46 Тридцать лет уважали, тридцать лет на работе работал, один раз [не разборчиво] забыл стереть и всё. Один раз на харинаме увидели, всё, да, уже вычеркнут из списков уважаемых. Многие это чувствуют, поэтому так просто на харинаму не выходят. Увидят, просто вычеркнут с работы и всё, сейчас работа важная вещь, кризис. Поэтому не надо никого заставлять потому, что действительно вычеркнут из списков, будут не уважать.

00:36:24 Ачарьи описывают, что то, что прощается другим, такому человеку уже не прощают, уже требовательность к нему увеличивается. Говорится, даже труд его почти всегда оплачивается ниже нормы. Вдруг начинают меньше платить, он думает, да что ж такое. Тело становится легко подверженным каким-то болезням. Кажется, что природа, обстоятельства, люди, всё обращается против него. Ещё интересно я читал про этот период.

00:36:56 А если у этого преданного есть таланты и способности, никто не хочет их замечать, и вместо него иногда даже менее талантливых материалистов приглашают, чем этого преданного. Думают: «Ну, это понятно, преданный. Мы менее талантливого материалиста пригласим, у него лучше это всё получится». Всё это доставляет преданному огромную боль, такие испытания приходят, на свободу. И тогда возникает состояние полной безысходности, и человек однозначно убеждается, что Бог его оставил, всё. Бог меня оставил.

00:37:35 И в этот момент страдания достигают своей полноты, стопроцентности, и на смену чувства, вот этого первого чувства того, что Бог необычайно близок, приходит другое, что Бог необычайно далёк. Бог очень далеко от меня, и это отдалённость кажется настолько материальной, что человек прямо чувствует, как его молитвы просто не доходят до Бога, как они затухают в пространстве. Докричаться не могу. Как знаете, вне зоны досягаемости. Абонент временно вне зоны досягаемости, вне сети. (Смеётся).

00:38:14 И преданный начинает не просто молиться, он уже натурально кричит, вот это состояние крика, плача. Но, несмотря на все свои усилия, не видит ни помощи, ни внимания со стороны Бога, и в этот момент жизнь становится очень тяжёлой. Чтобы что-то достичь, тебе надо прилагать просто нечеловеческие усилия. Такое некоторое страдальчество появляется. И у человека появляется даже идея, что он проклят, Бог его не любит, наверное какую-то страшную апарадху совершил. Наверное, ночью шёл, на кого-то наступил. И вообще, жизнь больше не имеет смысла.

00:38:50 Но как только преданный понял, что Бог им больше не интересуется, и преданный принимает решение всё равно ему дальше служить, в этот момент испытания заканчиваются. Всё. В этот момент испытания заканчиваются, и открывается правда. Оказывается, всё это время он был не просто близок к Богу, Господь всё это время нёс его на своих руках. И всё это время преданный был в объятиях Бога, но это были очищающие объятия. Объятия, из которых хотелось вырваться.

00:39:33 И как только желание вырваться прошло, и мы стали готовыми умереть в этих объятиях, оказалось, что это любовное объятие Бога при встрече со своей душой, с потерявшейся душой, что это его любовное объятие. Поэтому он просто с чувством обнял, он просто чуть не задушил нас от счастья, а мы уже всё, тело чуть не покинули, подумали, всё, Бог меня ненавидит, просто хочет убить.

00:40:07 Что мы должны здесь знать? Мы должны знать, что чем более розовыми будут очки у начинающего преданного, чем более бешенным будет его период [не разборчиво], вот этого ложного энтузиазма, тем более суровыми могут выпасть на его долю испытания на втором этапе духовного развития. Это же мир двойственности, поэтому, чем более, так сказать, мы погружаемся в эту иллюзорную радость, тем больше потом приходит период испытаний, тем проще соответственно, ему упасть, тем проще ему бросить всё и отказаться от проверки на свободу выбора.

00:40:46 Поэтому мы должны помнить, знаете, как раньше, перед поступлением в институт, надо было в колхоз поехать на картошку. Только поступили и тут же на картошку, да что такое? (Смеётся). Сейчас есть, так делают, не знаете? Наверное, уже нет. Грубое сравнение, но немножко похоже на эту ситуацию, то есть нужно, прежде чем учиться по-настоящему, нужно такое испытание пройти. Картошкой, колхозом. Причём, падение может быть как внешним, так и внутренним.

00:41:20 Один преданный может просто уйти в майю [?] и запить, а другой может остаться в обществе вайшнавов, но изменить свой отношение к преданному служение на циничное. Цинизм в преданном служении это то же самое падение, что и алкоголизм, но по-другому выражается. И те, кто остались, внутренне могут ничем не отличаться от тех, кто ушли. Очень интересное явление, такое внутреннее падение, внутреннее. Незаметное снаружи. Просто цинизм. Просто у человека появился цинизм, он на всё смотрит цинично «ну-ну, ну, посмотрим на ваши проекты, видели мы всё».

00:42:05 И часто это может объясняться тем, что просто у человека, так сказать, какие-то связи сохранились с предыдущим местом, в своей духовной традиции, может быть оплачиваемое место на работе, в храме, или в каком-то другом сообществе преданных, просто там удобное место, платят хорошо, зачем, удобно всё, удобно. Но внутри уже всё изменилось. И те, и другие могут находиться в состоянии падения, просто внешне это проявляется по-разному. Один просто честно ушёл и всё, а другой честно ушёл внутри, стал циником, и всё, в циника превратился.

00:42:40 Это так называется, профессиональная преданность. Профессиональная преданность, то есть человек находится в состоянии внутреннего падения, но внешне он не покидает духовное общество, внешне не покидает. Но вот поведение очень интересное. Своим поведением, вот этим своим цинизмом такой человек способствует уходу из общества более ранимых и хрупких людей. Те, кто раним, потому что стоит про кого-то цинично что-то сказать, «а, знаем мы его», тут же всё разрушается на корню. Вера разрушается цинизмом на корню.

00:43:17 Если человек ещё не понимает всей специфики вот этого духовного развития, цинизмом любую веру можно разрушить, «ерунда это всё, а, видели мы это всё, ерунда». Одно циничное утверждение и всё, вся вера разрушается на корню. Говорится, что истинная преданность проявляется в том, что настоящий преданный старается поддерживать других даже в самых малых начинаниях, даже в мелочах, в самых малых начинаниях. А тот, кто внутренне пал, надсмехается над небольшими успехами, в этом разница.

00:43:54 Вот это внутреннее падение «я начинаю смеяться над маленькими достижениями, что это такое, всего три круга читают, ерунда какая-то», «мясо есть перестал, рыбу ест, тупой». Если я внутри пал, то я смеюсь над маленькими шажками, я над ними смеюсь, я их не могу оценить, у меня нет радости по поводу маленьких шагов. А если я вижу большие шаги, то я начинаю завидовать, критиковать, искать какой-то обман, подоплёку Вот так это внутреннее падение происходит. И это достаточно частое явление. Достаточно частое явление.

00:44:33 Поэтому нужно себя диагностировать. Так можно увидеть, что внутри идёт деградация, если маленькие успехи меня начинают вот так вот смешить, цинично смешить. Это первый признак того, что скоро может быть и внешняя проблема, очень скоро. До внешней проблемы остался один шаг. Вот это нужно уметь видеть в себе. Как минимум, в себе это нужно уметь видеть. Такова технология духовной жизни. К вопросикам можно перейти. Пожалуйста, пол часика есть у нас.

00:45:06 (Вопрос из зала) Как правильно… [не слышно]

00:45:13 Как можно спокойнее действовать на первом этапе и общаться с как можно спокойными преданными. С как можно более спокойными преданными. То есть спокойствие, помните, мы вчера говорили, что спокойствие, вот это основное правило, чтобы как можно меньше спотыкаться. Чем спокойнее я действую, тем меньше будет проблем. Тем меньше будет проблем. Понимаете, неразвитой организации очень выгодно выкачать из вот этих пяти первых лет ложного энтузиазма всё. Понимаете?

00:45:46 То есть любая малочисленная организация живёт за счёт вот этого ложного энтузиазма, любая малочисленная организация. Это просто специфика, так у всех. И у нас также. Поэтому нам очень выгодны люди, которые могут весь фестиваль прочистить овощи, и будут в полном экстазе, и будут петь сами себе бхаджан, и чистить овощи, и они буду понимать, что они служат всем вайшнавам, и они будут полностью счастливы. Это же выгодно, правильно? Это выгодно.

00:45:16 Но если мы это будем допускать, то потом будет тяжелейший второй период у этих людей, у них будет тяжелейший второй период. И многие из них, а может быть, и большинство, не смогут его пройти. Нужно всё время успокаивать. Успокаивать. Как огонь, огонь может гореть, да, но он не должен в пожар перерастать. И в каждом должен гореть этот огонёк преданного служения, но опытные старые вайшнавы должны видеть, когда огонь переходит свои границы. Понимаете, как костёр делают, камнями сначала обкладывают, да, и внутри костёр. Он не должен выходить за эти границы.

00:46:55 Да, регулируемость должна быть. Это и есть слово садана, в конце концов. Всё должно быть регулируемо, и все должны следить, чтобы не было вот этого перезажигания. Все, все, все должны немножко успокаивать. Но так как мы не знаем эту специфику периодов, хотя я не знаю, это ж вроде, вещи-то понятные. Это новость для кого-то, то что я рассказываю? Да нет. Да? Так вообще, это вещи известные. Вообще они известные, что есть эти периоды везде. Чем бы мы не занимались. В институте учились? Первые три месяца весело на первом курсе, а следующие четыре года? (Смеётся)

00:47:38 В конце первого курса уходит до двух трети потока, понимаете, просто уходят. Уходят, уходят, уходят, уходят, поэтому первокурсник, это ещё не студент, все знают. Вот третий курс уже студент, да, третий курс. Третий курс уже студент, а тот, кто до госов добрался, он уже вон какой весёлый. Но вот поступить любой может, какая проблема, поступил. Эти первые месяцы так здорово, новые учебники, новые преподаватели, а как пошли двойки, как пошли «хвосты», как пошли отработки, но как понятно, что все студенты тоже весёлые, что все преподаватели, как обычные, что нужно за всё платить и так далее, тут же проблемы начались.

00:48:21 А как в семье. Сколько радости, медовый месяц называется, ложный энтузиазм. Разве не так? Ой сколько радости, на руках друг друга носят. Иногда жена мужа носит на руках. Друг друга на руках носят, а потом (Смеётся), а потом вот он, начинается период. Так везде. Новую должность дали, о, всё, новая метла по-новому метёт, всё перемёл как надо, а потом что? А подчинённые те же, они же не изменились, они же те же. Так, всё так, новое место, приезжаем, о, здорово. Потом, о, могло быть и лучше.

00:49:10 Так всё, детство, пожалуйста, детство весёлое прошло, потом кризис средних лет. Что такое, как теперь жить, неужели дальше старость? Так во всём, во всём. В общем-то, в духовной жизни нет ничего нового, нет ничего нового, это всё отражение. Отражение, поэтому говорится, что мудрец может, изучая любую систему, понять и принципы духовной жизни. Какую бы систему, в принципе, мы не изучали, мы можем увидеть проявление в этом её духовных законов. Это также работает.

00:50:01 (Читает записку) В настоящее время газеты пестрят объявлениями о различных магических практиках, приворожу по фотографии, отворожу за один день, причём объявления постоянно, эти люди, по всей видимости, процветают. Если есть предложение, значит, есть спрос. Эти люди, маги, востребованы, по-видимому, есть и результаты их деятельности. Становится страшно, а вдруг тебя или твоих близких тоже захотят приворожить. Я не хочу, чтобы меня привораживали. Вопрос в том, действительно ли есть практика, как защититься от них?

00:50:43 Хотите знать правду о практиках? Хорошо. (Смех в зале). Только придётся во всём сразу разочароваться. Согласны? Я расскажу вам тайну про астрологию. Однажды у одного царя умер, не умер, да, умер, по-моему, астролог. И он искал нового себе астролога придворного, искал, искал, искал, не мог найти, редкость хороший астролог, чтоб действительно был высокий, так сказать, процент предсказаний. И не к кому было обратиться, он предложил Ходже Насретдину:
- Ты будешь моим астрологом, давай, всё-таки ты министр, поэтому ты как-то близким к царским кругам, много знаешь, мудрец, мы тебя знаем хорошо.
Он говорит:
- Могу, почему нет? Но у меня есть одно условие, я буду астрологом только, если я буду астрологом вместе со своей женой.

00:51:54 Царь подумал:
- Не понял. Обычно так не бывает, обычно астролог сам, без жены, что такое? Какая-то новая система.
Говорит:
- Ну, у меня уже отработанная схема, уже много лет, мы делаем предсказания.
- Какие предсказания?
- Вот мы предсказываем погоду каждый день. Я смотрю на небо, если я говорю, что дождь будет, моя жена это слышит и тут же мне говорит, дождя не будет. На следующий день, если я вижу, что дождя не будет, я говорю, дождя не будет. Она это слышит, тут же приходит и говорит, нет, дождь будет. И сколько бы мы не спорили, она всё равно всё время против меня.

00:52:34 - И что?
- Мои наблюдения показали, что, в любом случае, один из нас прав. Поэтому мы с женой можем пойти к тебе на работу астрологами, и процентность, пятьдесят процентов это очень высокий процент, поэтому один из нас точно тебе скажет правду. Поэтому мы вдвоём абсолютную истину тебе скажем. Один из нас точно будет прав, и тебе уже будет проще выбирать, из двух-то проще выбрать, из двух советов.

00:53:11 На этом строится вся технология непрофессиональных методов. Также лечение, пятидесятипроцентный успех. Либо выживет, либо умрёт. Пятьдесят процентов, огромный результат. Понимаете? Можете прямо сейчас себе придумать любой рецепт, прямо сейчас. Три ложки мёда, две ложки масла ги, семь с половиной шариков перца душистого, две чайные ложки тмина, сорок минут мешать большим пальцем левой руки, мантру нужно повторять [не разборчиво] наоборот. Это же магия, правильно? На свету не хранить, принимать на четвёртый день, ровно в 9 часов, 37 минут, перед этим выпив два стакана холодной воды. А уже после этого шестнадцать раз присев.

00:54:15 Результат будет пятидесятипроцентный, это очень большой результат, пятидесятипроцентный. 99 процентов современных практик народных, основаны на этом, основаны на этом. Поэтому, в действительности, можете особенно не бояться. Есть период свободы. Поэтому во что бы вы ни попали, период проверки на свободу будет обязательно. Понимаете? Вот мы как раз именно это сейчас и разобрали. Даже если вас на что-то вдохновят, помните, вчера мы разбирали? Что есть вдохновение, а есть заставление.

00:55:00 Даже, если нас не вдохновили, а заставили, период проверки на свободу мы всё равно не пройдём. Потому что это не было свободным. Мы всё равно не сможем пройти эту проверку. Поэтому в результате, всё будет, как надо. То есть никого окончательно обмануть не получится. Никого. Потому что в любой системе есть проверка на свободу. Есть эта проверка. Никак не получится без этого. Поэтому все эти системы дают временный результат. Все вот эти обманные системы на вдохновении дают временный результат. То есть только на первый период, пока есть в это вера. А когда начинается настоящая проверка, тогда всё рассыпается. Просто рассыпается.

00:55:50 (Вопрос из зала) … то есть душа, по определению является духовной частицей, духовной энергией, правильно? И Бог является изначально духовной частицей, и мантра является йогой, связь между душой и Богом, то есть между общением духовной субстанции. Но получается вопрос у меня в том, что материя сильнее, чем духовная практика и духовная жизнь потому, что мы не чувствуем этого духовного блаженства, не чувствуем общения. То есть от общения с Богом, мы не чувствуем духовной реальности. Означает ли это, что материя сильнее, хотя по определению материя исходит из духа, а тут получается как бы…

00:56:32 Это не так. Я же говорю, что наоборот, на первом этапе мы чувствуем всё. И так как мы расслабляемся и не становимся разумными, не переходим на второй этап, остаёмся на механическом следовании, то есть мы не развиваемся, как мудрецы, как философы, мы не принимаем осознанно то, что мы делаем, а просто это делаем механически, то уже второй этап, он показывает нам вот эту проблему механичности. И заставляет нас перейти на осознанность. Поэтому, наоборот, как раз материя даёт нам возможность с самого начала почувствовать Бога.

00:57:07 Но так как мы хотим дешёвки, мы не хотим работать над собой, мы не хотим принять осознанный, в общем-то, выбор, то материя возвращается, и как инструмент Бога, начинает нас тренировать. Начинает работать над нашей серьёзностью. Говорит нам:
- Ты ещё что-то поторопился. Ты немножко, так сказать, обрадовался раньше времени. Давай-ка поработаем над качеством. Над качеством поработаем, не зарывайся. Звёздность у тебя появилась: «я близок к Богу». Излишняя звёздность. Поэтому материя в этом плане добрая. Она, в общем-то, позволяет нам увидеть себя.

00:57:47 (Вопрос из зала) Главный вопрос в том, что мы не являемся материей, прежде всего, мы являемся духом, только потом уже тело, как бы, окутывает душу. Получается такое ощущение, как будто мы есть материя, но мы не есть [не разборчиво]

00:58:02 Это проблема, конечно. Это проблема второй главы Бхагават-гиты, что мы – душа, так обмазались гунами материальной природы, что уже не понятно, кто я. Представьте сейчас, тут есть грязевые источники, можно выйти, там так обмазаться грязью, что вас уже обратно не пустят. Вот попробуйте оттуда прийти сюда, не моясь, вас просто не пустят на территорию. Так же и мы, вроде бы так пошли посмотреть, что тут как, и так обмазались грязью… говорится же, что это мир пыли, планета пыли. Дома убираетесь, пыль стираете? Окончательно её победить невозможно. Пыль вездесуща. Такое женское наказание, пыль.

00:58:52 Поэтому, что делать? Мы должны с ней постоянно бороться. Мы должны постоянно очищаться. Вся эта система говорит о том, что необходимо прилагать постоянные усилия. Мы не можем один раз помыться и ходить дальше чистыми. Мы не можем один раз пыль вытереть и всё, и будет чисто, мы не можем один раз ногти подстричь, и ногти будут всегда уже чистыми. Это мы ещё смеялись, хорошо, что просто ногти растут, а не все руки целиком. Это спасибо Господу, а так бы хирурга вызывать каждые две недели. (Смеётся). Спасибо Богу, вообще, всё разумно. Почему кончик растёт, а вся рука нет, это же спасибо, Господи, какие претензии?

00:59:44 (Вопрос из зала) Материальный мир построен так, чтобы душа разочаровалась в итоге и стала искать Бога, по определению. То есть болезни, страдания, лишения, это означает то, что потом твою душу к развитию и к поиску Бога. Но душа осознанно [не разборчиво], начинает искать Бога, хочет увидеть Бога, хочет понять его, но не понимает, Бог не открывается. В чём проблема?

01:00:09 Да Бог сразу открывается, я ж целую лекцию рассказал, что Бог открывается сразу. Этот этап чувствования Бога, его все проходят. Если человек подходит к вере, этот этап энтузиазма, первый, его все проходят, Бог настолько близок. Человеку кажется, что он сзади стоит, ему в затылок дышит. И это всех пугает. И «мне, сегодня, я сегодня видел Кришну, я его слышал, он со мной общается, он мне прямо на ушко всё подсказывает, вижу, вижу, везде» - это уже все проходили. Наоборот, Бог, в общем-то, открывается, но он действует разумно. Он открывается и уходит, давая нам возможность искать себя.

01:00:51 И этот поиск нас очищает. Он тебе показывает, что он есть. Это реальный опыт. Почему столько верующих людей? Понимаете? Почему столько верующих? Почему вообще люди верят вообще в каких-то очень странных духовных направлениях, почему у них тоже вера в Бога появляется? Бывают очень странные духовные направления. Но у них тоже есть вера, почему? Они получают реальный духовный опыт. Господь им как-то открывается реально, у них настолько сильный опыт, что они идут за этим. Но вот второй этап, осознанного поиска, когда Господь начинает убегать…

01:01:31 Любовь, она вообще вся на убегании. Все всё время друг друга ищут. Когда люди любят друг друга, они всё время друг друга ищут, один ходит, ищет другого, и тот ходит, ищет его. И они всё время друг друга ищут в разных местах. Но если нашли, уже всё, уже лучше не смотреть. То же самое и здесь, мы увидели господа, влюбились в него, и началась постоянная любовная игра. Но если мы уже всё-таки усилия приложили и встретились, тогда всё заканчивается.

01:02:06 Поэтому, нет. В действительности, Господь сразу себя открывает. Он не жадный, он полностью себя открывает, на несколько лет даёт это счастье. Но он не хочет, чтобы мы потом думали, что он нас обманул, как-то схитрил, зашактил [?], как-то так всё хитро подстроил, что нам деться было некуда. (Смеётся). Нет. Он нас не обманывает. Поэтому он честно даёт нам возможность делать свои шаги. И мы честно делаем свои шаги. Достаточно долго, осознанно.

01:02:40 Поэтому первый этап есть, первый этап показывает, что господу для нас ничего не жалко. Это нам жалко для Господа своих усилий, мы хотим всё даром принимать. Думаем, «всё, папа пришёл, теперь будет всё хорошо». Папа пришёл, сказал, что он есть, и пошёл, а мы теперь должны догонять своего папу. Видели, как дети бегут за родителями: «Папа», так же и мы должны бежать.

01:03:06 (Читает записку) На предыдущих лекциях Вы говорили об экспериментах в семейной жизни, а так распространённые в современном обществе гражданские браки, это тоже эксперимент или завуалированная форма сожительства, удобная, в основном, мужчинам, которые не желают нести ответственность за женщин, не очень разумных по природе. Кто видел вообще не разумных женщин хоть раз? Все женщины разумнее мужчин раз в десять. Сейчас совсем другая ситуация. Которые живут по многу лет с мужчинами и ждут, а он так и не делает ей предложение руки и сердца официально. Как принять эти реалии?

01:03:51 Никакой не эксперимент. Все живут, как хотят, как их это устраивает. Если мужчину и женщину что-то устраивает, то им может что-то помешать? Ещё в Шримад Бхагаватам [?] об этом говорилось, если мужчина и женщина обнялись, никто не может их растащить. Никто. Нет такой силы, чтоб можно было…, вот они обнялись и всё, что вы можете сделать? И всё, живут себе, живут, как они там строят свою жизнь, это уже вопрос их разумности. Если мозгов хватает, будут более разумно строить. Если их так устраивает, ну, их так устраивает. Все живут сейчас, как хотят.

01:04:28 Это никакой не эксперимент. Это, в общем-то, жизнь сейчас даёт возможность форсировать события. Поэтому все должны быть разумны. И не так, что мужчины хитрые, а женщины такие прямо глупые, и попадают под ситуацию. Нет, сейчас все хитрят. Женщины хитрят, не дай Бог, мужчины хитрят, не дай Бог, и они друг друга стоят. Понимаете. Господь самый хитрый. Он каждому хитрому такого же хитреца находит. И они друг с другом хитрят, хитрят, хитрят, хитрят, хитрят, хитрят, и так вот и всю жизнь прохитрили. Поэтому в трактатах говорится, что не надо лезть в чужую семейную жизнь. Надо со своей семейной жизнью разбираться. Пусть каждый делает, что он хочет, не наше дело.

01:05:24 Наша организация, в общем-то, это не организация чистоты семейной жизни. Понимаете? Мы не собираемся налаживать чью-то семейную жизнь, нам дай Бог, со своей разобраться, и с ней не так всё просто. Так как все наши, так сказать, всё наше настроение, оно немножечко такое уже подозрительное по своей природе. Поэтому каждый должен найти, в общем-то, ту семейную пару, которую он уважает, и брать совет от этой семейной пары, в каком бы настроении никто, так сказать, они даже не пребывали, но с любой ситуацией можно как-то более-менее, всё выровнять, и всё будет нормально. Любую ситуацию можно выровнять.

01:06:10 Сейчас у всех прошлое такое сомнительное. Поэтому нет смысла, в общем-то, смотреть на это прошлое. Ну, попали люди в ситуацию, их она устраивает. Она же их устраивает. Если действительно хоть кого-то ситуация не устраивать, никто не будет ни на что смотреть, все тут же разойдутся в разные стороны, разбегутся и всё. Никого не удержит ничто. Ничто никого не удержит. Если нет желания, всё. Но раз людям вместе хорошо, значит, их это устраивает ситуация.

01:06:37 Мы-то думаем, что мы можем лучше создать ситуацию. Да не факт. Понимаете? Не факт. Пусть они лучше неправильно живут вместе, чем мы им посоветуем, как правильно, и потом у них вообще ничего не получится, и мы будем виноваты. Мы-то думаем, что мы Боги, что мы сейчас как правильно скажем, и у них так правильно получится. Но материал у нас какой? Хороший сабжи можно из хороших овощей приготовить. А это уже весёлые овощи. Поэтому даже если мы им дадим хороший совет, он не сработает в этом случае.

01:07:08 Им лучше давать советы, как это отрегулировать, чем как это поменять. Понимаете? Тут нельзя торопиться. Потому что мы хотим идеальной жизни. Нет её никакой идеальной жизни, её в принципе нет. То есть нужно смотреть то, что есть, и это выравнивать. Как помните, мы говорили, несущие стены. Их нужно выравнивать. Вот есть уже у людей отношения, всё, не нужно их трогать, не нужно их разлучать, не нужно что-то советовать «брось его, брось, брось его». «Сломай стену, сломай стену». Есть уже отношения, никто не знает, будут ещё или нет. Будут лучше, может хуже будут в тысячу раз.

01:07:46 Почему мы решили, что следующие отношения будут лучше? Кто нам такое сказал? Откуда вообще такая идея пришла? Есть уже у людей, они уже ужились вместе, а попробуй в этом мире вообще с кем-то уживись. Они уже ужились. Да, что-то не так, как нам хочется. Да тут всё в этом мире не так, как нам хочется. Поэтому мы можем спокойно общаться, что-то регулировать. Ну, захочется людям, добавят чего-то, не захочется, не добавят. Ну, не захотят, всю жизнь так проживут. Их же устраивает эта ситуация. Она их устраивает.

01:08:20 Если бы она их не устраивала, все бы разбежались. Кто кого держит? Никто никого не удержит. Если человеку не хочется, ничем вы его не удержите. Это уже просто преступление уголовное. Это называется лишение свободы. Это уже можно просто подать в милицию заявление и всё. Никто никого не удерживает, все сами добровольно, их это устраивает, это такой современный стиль жизни. Но мы хотим сделать мир идеальным не нужно делать мир идеальным. Давайте начнём хотя бы с чего-то простого.

01:08:50 С чего-то простого, не нужно менять мир. Вот эти, так сказать, мировые идеи по изменению реальности, мы пытаемся идти против течения. Не так это просто. Лучше пытаться брать то, что есть, и как-то из этого делать приемлемое. Как я говорю, прийти на кухню, посмотреть, что там есть, из этого приготовить блюдо. Так же, если у нас просят помощи, нужно посмотреть на то, что есть, и это как-то выровнять. Понимаете, выровнять. А так, это получается, знаете, что-то у вас причёска не получается, давайте на лысо и парик. Ой, не получилось.

01:09:28 Не нужно, давайте всё-таки из своих волос, которые есть, причёску сделаем. Пусть там лысенько немножко, ну, что делать, пусть торчат где-то, но из своих волос. А мы рекомендуем сразу на лысо, и новый парик сверху. Не торопите, мы не Боги. Мы не можем изменять чужие судьбы. Господь как-то их вместе свёл, им нормально, как-то они существуют, покусывают друг друга немножко, но живут вместе. Очень аккуратно с этим делом потому, что потом будете навсегда виноваты. Навсегда потом будете виноваты.

01:10:04 (Читает записку) В наше время молодые девушки предпочитают молодым, здоровым ребятам обеспеченных мужчин в возрасте, в основном, женатых, которые ради молодого тела бросают своих старых жён, с которыми они прошли много испытаний, не думая о том, что потом с ними поступят также со временем. Учитывая явление телегонии, чьих детей потом будут воспитывать следующие мужчины этой женщины.

01:10:30 Так всегда было. Так всегда было, что делать? Что мы можем с этим сделать? Мы знаем, так было всегда, и так будет. Людям весело в этом мире, люди пытаются как-то извлечь максимальную радость из этого мира. Что мы можем сделать? Если у нас не просят совета, что можем сделать? Запретить, скотчем связать, что можем сделать? Нет. Мы можем просто заниматься тем, чем занимаемся мы. В этом принцип ведической культуры – мы хорошо делаем то, что умеем делать. И тем самым, даём хороший пример другим. Но мы не пытаемся весь мир изменить. Как мы можем весь мир изменить? Это нормальная тенденция.

01:11:16 Такое всегда было. Так происходит. Люди получают результаты своих желаний. Получают и делают из этого выводы. Если бы люди прислушивались к хорошим советам, никаких бы проблем в этом мире не было. Мы что, прислушиваемся к чужим советам? Послушали, ну-ну, и идём делаем, как сами хотим. Поэтому, если мы смогли что-то сделать, если мы смогли дать хорошее воспитание, ещё что-то, ну, смогли. Ну, если не смогли, что делать?

01:11:46 Помните, мы говорили, что по 25 процентов приходит знание. 25 процентов от трактатов, 25 процентов от учителя, 25 процентов от общества, и 25 процентов от собственного опыта. Мы что можем дать? Если нас принимают, как учителя, можем дать свои 25 процентов знания, но это только 25 процентов. Человеку хочется поставить свой эксперимент, он хочет свои 25 из своего опыта получить. Получает 25 ещё из своего опыта. А 25 ему ещё там такого наговорили, друзья-подружки, там такой бардак в голове.

01:12:22 Поэтому мы можем делать только то, что мы можем. Мы не должны себя выставлять, как учителей мира. Знаете такое, кастовый брахманизм, что мы учим всех, как надо. Мы можем давать только, что мы можем дать. Если нас принимают, как учителей, ну, мы дали, как учителя что-то. Если нас приняли, как часть общества, можем дать, как часть общества. Но мы не можем дать всё. Как мы можем дать всё? Всё мы не можем дать. Поэтому то, что можем, даём.

01:12:51 Мы можем сострадать. Вот это можем точно, на все сто процентов. Сострадать. Но изменить мир… что можем поменять? Себя можем поменять. Вот себя можем. И то, сколько на это усилий уходит. Как долго что-то меняется в сознании? Десятилетия. Некоторые вещи у многих до сих пор не ушли. Посмотрите. Остаётся, остаётся, остаётся, остаётся, и не собирается уходить. А уж другого человека тем более. Мы должны быть разумны, поэтому, в общем-то, больше следить за своим собственным состоянием, чем за тем, что другие вытворяют. Что можем сделать? Правильно себя вести.

01:13:41 (Вопрос из зала) Вы говорили об этапах, вот этап энтузиазма длится до пяти лет. Если приходят в движение новые люди, и уже вот на этом этапе они хотят принять инициацию, принять своего духовного учителя. Как в этом случае, одёргивать немножко или всё-таки, способствовать этому, чтобы они действительно дали обеты. [не разборчиво] … пять лет прошло, семь лет. Чтобы они уже сделали осознанный выбор, принимать его или нет. Как реагировать на это?

01:14:27 Сама по себе, в общем-то, инициация не является что-то меняющей. Инициация переводится, как начало. Как закладка камня. Поэтому ничто не мешает камень заложить. Поэтому я не думаю, что нужно как-то в это особенно вмешиваться. Просто необходимо, чтобы была всегда хорошая обучающая система. Потому что обучение всегда отрезвляет, как мы говорили. Знание, оно отрезвляет. Поэтому, если знания много, есть активная такая, так сказать, философская жизнь, это в принципе не является проблемой.

01:15:04 Но вот если знаний нет вообще, и человек явно, так сказать, ничего не понимая, пытается сделать какой-то шаг, просто потому что так сказали, тогда, конечно, лучше поучиться сначала. Пройти программу, бхакта программ, ещё что-то. Есть какой-то испытательный срок всегда, год даётся, ещё что-то, чтобы как-то себя показать. Увидеть реальность. Но я не думаю, что это как-то концептуально сказывается вообще на жизни. С этого только всё начинается, это начало. Это как, в общем-то, то самое поступление в институт. Я поступил, а дальше я уже должен сам идти вперёд.

01:15:45 Но какая-то вот обучаемость должна быть до этого. Человек должен быть обучен. Обучен, то есть знание должно проникнуть. Это знание снимает налёт эйфории. Знание всегда немножко успокаивает. Поэтому должна быть хорошая обучающая система. Но какие-то рамки я бы не выставлял. Это уже будет излишне. Всё равно время должно пройти. Время должно пройти, конечно. Торопиться не стоит. Особенно торопиться не стоит, поэтому, если вокруг люди, в общем-то, трезвые есть, то эта трезвость будет немножечко охлаждать пыл. То есть какая-то ясность должна быть.

01:16:28 Ну, хотя бы человек должен посмотреть на разных духовных учителей. Потому что бывает так, что в ятру приезжает только один духовный учитель, и человек естественно его принимает потому, что больше никого не видел никогда. А потом он начинает ездить и вдруг у него начинаются проблемы. Нужно хотя бы немножко посмотреть, узнать, не знаю, можно сделать музей духовных учителей. Пусть будут висеть портреты, лекции стоять, книги, диски, чтобы у человека был какой-то выбор.

01:17:06 Чтобы, как я говорил, помните, на первых лекция, чтобы выбор не был постфактум. Чтобы, я уже сделал свой шаг, а уже потом начал делать выбор. Чтобы выбор всё-таки присутствовал. Ну, хотя бы вот на фестиваль нужно съездить разок, ко всем сходить. Таким вездеходом побыть немножко. Походить везде, посмотреть на разных учителей. Сами учителя должны быть разумны, также должны спрашивать, почему ты меня выбрал, зачем, к чему это всё это вообще нужно. Пообщаться немножко. Трезвости побольше. Побольше трезвости, но какие-то особые рамки так нельзя ставить. Это может превратиться в такое излишнее руководство. Есть такое, излишнее руководство.

01:17:58 (Читает записку) Что делать, если на втором этапе вся ятра целиком… Пример, город… трам-таратам… администрация отбирает помещение, в итоге храма преданных первого этапа нет вообще. Те, кто на третьем, не активны. В основном, семейные … с детьми.

01:18:22 Толпой веселее. Что делать. Я сказал этот выбор. Я помню свой этап, когда я проходил этот этап, когда мне казалось, что весь мир против меня. У меня был такой этап. Всем не нравились мои лекции, какие-то были трудности, сложности. Тогда был такой этап, какой-то кривой проповеди. Кто-то придумал слово «кривая проповедь», я всё хочу найти этого человека просто, и он, видно, узнал, что я хочу его найти и не признаётся, кто это придумал.

01:19:03 Когда пошёл этап поисков, все начали искать, как эффективно проповедовать. Многие начали находить, но много было таких сложных явлений, тяжёлых, Аударья Дхама проходил, я проходил, многие проповедники. Кто экспериментировал с проповедью, достаточно такие сложные были этапы. И я помню, что вот это было, так тоже было тяжело. Кажется весь мир вообще, весь мир восстал против тебя. Когда эта мысль пришла, когда я стал изучать этот момент, и мне сказали, как нужно мыслить, что я готов, что пусть будет каждый день хуже, я всё равно готов служить тебе, Кришна, и идти к тебе, не уходить с этого пути.

01:19:49 Как только эта мысль в сердце пришла, тут же море успокоилось. В этот же день. Буквально в этот же день. Вот как только я дал себе этот обет, что бы ни происходило, я всё равно готов продолжать свой путь и служить Кришне, в этот же день море успокоилось, штиль успокоился, в этот же день море успокоилось, штиль наступил. В это же день. Поэтому это всё-таки не вопрос, в общем-то, групповой, это вопрос индивидуальный. Каждый должен быть к этому готов.

01:20:24 Ну, а если все вместе, так ещё интересней. Все вместе, взявшись за ручку. Кто-то должен показывать пример. Кто-то должен показывать пример, кто-то должен переходить на следующий курс. Конечно, если весь курс на второй год остался, как-то грустно уж совсем. Кто-то же должен переходить на следующий. Это героизм, делать шаг вперёд. Потому что многим это не понравится, когда вы сделаете свой шаг вперёд. Но, если вы его сделаете, море начнёт успокаиваться. Мы должны проходить эти этапы. Не простые этапы.

01:21:03 Никто не говорил, что они будут простыми. И с храмами с какими-то придётся расстаться. История показывает, что и храмы уходят, и люди уходят. Люди, храмы, животные, все уходят. Все уходят, но, в конце концов, мы должны остаться. Мы должны быть готовы служить Кришне, даже если всё от нас отвернётся. Всё, все, то есть, если я готов служить Кришне, даже если весь мир от меня отвернётся, будет меня искать, чтобы уничтожить, я всё равно готов идти к Кришне, несмотря ни на что. Вот тогда в моём сердце будет полное спокойствие. Я пойду дальше. Я опять увижу Кришну, он опять будет со мной. Последний вопрос.

01:21:51 (Читает записку) Уважаемый Патита Павана, как помочь близкому человеку, если заметил в нём признаки цинизма?

01:22:00 Ну вот, может как-то эту лекцию дать, он послушает. Или постараться рассказать сами признаки. То, что уже произошло, постфактум трудно менять, но знание всегда даёт возможность, чтобы человек начал делать выводы, но никого нельзя поучать. То есть самый лучший способ дать кому-то знания, это дать ему так, чтобы он не понял, что ему это знание дали. Лучше всего, чтобы он его украл. Поэтому, когда мы хотим кому-то помочь, нужно это знание так спрятать, чтобы он смог его найти, украсть и сам послушать. Самый лучший эффект будет.

01:22:39 Если человеку навязывать – «вот диск, который тебе надо послушать», то он будет, даже если будет слушать, он будет так и слушать с цинизмом, с ненавистью, с навязыванием. А если краешек оставить, ещё сверху написать «слушать строго запрещено», то факт, обязательно послушает и что-то в сердце поменяется.

01:23:03 (Читает записку) В наш храм стало приходить новых преданных, энтузиазм через край, некоторые старшие этим активно пользуются. Как найти грань между вредной эксплуатацией и … оптимальным занятием вайшнавов служением. Как объяснять это старшим?

01:23:23 Не стоит. Старшим ничего объяснять не нужно, на то они и старшие, потому что им уже ничего объяснять не нужно. Сами, в общем-то, давайте то знание, в той форме, чтобы оно не было, как я сейчас объяснял, навязчивым. Старайтесь передавать то знание, которое у вас есть. Если о чём-то говорится, то всё будет меняться. Всё будет меняться. Принцип что-то изменить очень добро, как мы сегодня с чего лекцию начали, помните? То есть смирение должно, на что меняться на что меняться? На уважение, да, на уважение.

01:24:05 На очень правильное такое, культурное поведение. Поэтому, если вы смиренно не можете уже что-то терпеть, это нормально, но проявите свою активность в смирении правильно, через уважение. Очень уважительно, найдите очень уважительные формы, как об этом говорить. И то, о чём говорится, обязательно меняется. Это принцип. То есть сначала мы должны получить знание, это принцип личности. Знаете принцип личности? Принцип личности очень простой, сейчас я уже заканчиваю.

01:24:35 Нужно сначала получить знание, об это знании нужно думать, потом о том, что я думал, нужно говорить, и уже потом, на основе речи, нужно действовать. Вот это называется личность. Понимаете? Если я какую-то правильную получил информацию, о ней думаю, о ней говорю и так действую, я личность. Я тогда смогу что-то менять. Если я не личность, я что-то менять не смогу. Поэтому нужно это узнать, потом об этом думать, как это всё сказать, потом начать об этом говорить, и самому также меняться. И это изменит всё. Личности меняют всё.

01:25:12 Шрила Прабхупада был личностью, он всё изменил. Личности меняют всё. Если у меня информация одна, думаю о другом, говорю о третьем, а действую вообще, упаси Господи, то какая же я личность? Я буду только всё ломать. Понимаете? Поэтому, преданный – это личность. Это в йога-сутрах описывается. Это личность. Мы одну и ту же информацию получаем, мы о ней думаем, мы её говори, и мы также действуем, и это меняет всё. Но это должно…

транскрибирование: Анастасия Rich | Приморье | Болгария | 28 июня 2014