часть седьмая

Кучугуры - 26 сентября 2009
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:10:10 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 191 | скачано: 325 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 (Читает мантру)

00:00:55 Сегодня будем отталкиваться от 18-го текста 10-й главы Бхагават-гиты. (Читает на санскрите). «О, Джанардана [?], ещё раз прошу тебя, расскажи, как можно подробнее, о твоём мистическом могуществе и богатствах, я никогда не устану слушать о тебе, ибо, чем больше я слушаю, тем сильнее жажда наслаждаться нектаром твоих слов». Сегодня будет, может быть, самая такая интересная и в то же самое время, немножко нервная проблема для самого преданного служения. Мы должны понять, как мы относимся к этому миру, как мир воспринимает нас, вообще вот эта вот, концепция, контакт с материальным миром.

00:02:01 Так как, вроде бы мы занимаемся духовной жизнью, но до сих пор ещё в материальном, в общем-то, материальном мире, в окружении материальной природы, на нас это всё действует, как-то нам нужно уметь, в общем-то, находить эти точки соприкосновения. Здесь всегда возникает много болезненных моментов, которые нужно уметь понимать. Как вчера мы говорили про эту кромку воды на берегу океана, которая всё время меняется. То суша отступает, то вода наступает, всё время такая грань очень тонкая.

00:02:40 Эта грань никогда не бывает точная, сырость остаётся, вода, такая, в общем-то, полоса сырого места, сырого песка. Нет этого точного перехода, нет точной грани между явной материей и явным духом. Поэтому всё время приходится немножечко сомневаться, чем же я сейчас занимаюсь, так сказать, что я сейчас делаю, с материальной точки зрения, выполняю преданное служение или что? Или я пытаюсь как-то одухотворить то материальное, что есть вокруг меня. Не могу поймать эту тонкую грань.

00:03:23 В этом некоторое напряжение. Преданный всё время напряжён. Есть напряжение непонятное где, где этот шаг, в какой он области. В области воды или в области суши? Куда я сделаю свой следующий шаг? Поэтому всё время возникают какие-то вот такие трудности в этом понимании, и легко наступить, в общем-то, в воду, и другие это видят, начинают критиковать, и как-то всё время мы бежим по этой кромке воды. Или, как говорится у нас, идём по лезвию бритвы. Бежим по этой кромке воды, которая всё время меняется. Ровно идти невозможно по берегу океана, водой всё время ноги, как-то замачиваются.

00:04:07 И о чём идёт здесь речь? Речь идёт о том, что тот, кто во что-то верит, очень любит об этом слушать. Тот, кто верит в духовную философию, любит слушать о духовной философии, ему это нравится слушать. Тот, кто верит в карму, любит слушать о карме, ему это интересно. Кто верит в личность Бога, любит слушать о том, что и кому Бог сказал, поэтому мы так любим слушать Бхагават-гиту, Шримад Бхагаватам, трактаты, где идёт речь… А тот, кто верит в план Бога способен во всём услышать и увидеть влияние этого плана.

00:04:44 Когда мы начинаем понимать план Бога, когда мы верим, что план есть, мы начинаем этот план видеть во всём. Мы начинаем видеть, как он проявлялся в нашем прошлом, как он присутствует в нашем настоящем, как он затрагивает наше будущее. Вера сосредотачивает нас на какой-то части духовной реальности. И мы извлекаем из этой части максимум духовного вкуса, максимум понимания духовного пути, просто все немножечко на своей части реальности сосредоточены. На всём невозможно быть сосредоточенным. Потому мы отдельные, отделённые живые частички. На всём не можем быть сосредоточены.

00:05:26 Это Господь может всё контролировать. Мы сосредотачиваемся на какой-то части. И если человек ни во что не верит, он любит слушать о том, как у кого-нибудь, что-нибудь не получилось. Это признак неверующего человека. Ему нравится слушать, как у кого-то что-то не получилось. Самая смешная ситуация в материальном мире до сих пор, это то, как кто-то падает. Упал, ха-ха, все смеются. До сих пор нет ничего смешнее. То есть на чём основано, в общем-то, всё искусство юмора? Нужно как-нибудь упасть, каким-нибудь тем же самым способом, и все смеются. Ха-ха, упал.

00:06:12 Но это просто признак безверия. Это называется разрушительное настроение. Есть разные виды настроения, и когда я смеюсь над чьей-то неудачей, это разрушительное настроение. Если мне нравится слушать разрушение, это признак того, что я сам разрушаю свою жизнь. О чем мне нравится слушать? Если о разрушении, о падении, о неприятностях, я сам сейчас разрушаю свою жизнь. Поэтому мудрецы рекомендуют побольше слушать о созидании, о созидании, об успехах других, об успешности.

00:06:50 Но слушание об успехах тоже может быть в разрушительной манере. Ум так просто не отпускает нас. Поэтому он соглашается слушать об успехах, но слушает в разрушительной манере. Такое, слушание с завистью. Да, я уже слушаю, мне это интересно, но слушаю с завистью. Ещё Эзоп говорил, что если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, порадуйся вместе с ним, и эта удача станет также и твоей. За всем этим раньше и следила культура, которая помогала подготовить сознание человека к духовному развитию. Культура должна была за этим следить. Возвышать сознание.

00:07:37 Поэтому сегодня мы поговорим о культуре, о проблемах взаимодействиях культуры и духовности. Это огромнейшая проблема. И в наше время отношения между культурой и духовным знанием очень обострились. Крайне обострились. Культура отказалась от духовности, а духовность в отместку (Смеётся) полностью отвергает культуру. Как будто в ней вообще нет никакого смысла. Как будто культура это просто какой-то вред, от начала до конца. Но культура – это часть духовности. Культура всегда часть духовности и достаточно значимая часть.

00:08:20 В культуре человек учится уважать. Любая культура построена на уважении. Не бывает культуры без уважения. Так или иначе учит уважать. Культура учит служить. Любая культура основана на служении. Культура учит работать, действовать, культура учит общаться, культура учит любить, в конце концов. Всё это задача простой культура, как бы далека эта культура не была от ведической. Мы всё время какую-то отдалённость воспринимаем. Мы сейчас тоже далеко от Индии, ну и что, какая проблема? Никакой проблемы нет.

00:08:56 Но задачи у любой культуры одни и те же – научить человека уважать, служить, работать, общаться, любить. Одни и те же задачи. Да, это иногда криво, но сейчас всё криво, что сейчас прямо? Что в этом, вообще, холле прямо? Тут всё кривое и ничего, как-то сидим. Ну и что, что криво? Кривое тоже может быть вполне надёжное. Ничего особенного. Ничего особенного. Главное, чтобы была некоторая подготовка, и любая культура это хитрость духовности. Так как человек не хочет воспринимать духовность, то духовность проявляет себя, как культура. И развивает, подготавливает сознание человека к восприятию духовности. Подготавливает, подготавливает, подготавливает, подготавливает.

00:09:48 То есть мы не заново начинаем изучать все эти моменты, мы уже приходим подготовленными. Но мы теряем свою благодарность к культуре, тем самым, полностью её отрицая, отвергая, оскорбляя, в конце концов. И выглядим мы очень агрессивно в этом плане. Выглядим излишне агрессивно. Помните, как Рамануджачарья [?] спросил у тех, кто обратился к нему с просьбой принять их в ученики. Пришло много учеников, и он их спросил: хоть раз вы кого-нибудь по-настоящему любили в своей жизни?

00:10:20 И когда они ответили, что чего бы ради мы растрачивали свою любовь на какую-то иллюзию, на какую-то майю, материальный мир – одна сплошная майя, он отправил их обратно в мир. И приказал сначала хоть кого-нибудь полюбить, хоть что-нибудь, а потом уже приходить за любовью к Богу. «Вы не подготовлены, я не хочу вас как папа и мама заново пятнадцать лет воспитывать: любить, дружить, общаться, учиться, уважать. Идите, сами этим занимайтесь». Весь мир даёт эту подготовку. Вся мировая культура даёт эту подготовку. Но мы её сразу отрицаем, на корню, нет.

00:10:57 Поэтому мы можем сейчас заниматься преданным служением, потому что материальный мир нас подготовил к этому. Мы получили это некоторое умение как-то общаться, любить, дружить, слушать, учиться. Есть это подготовка. Но мы не можем её оценить. Мы очень агрессивны. Агрессивно к культуре относимся. Так и начинающий преданный уходит из культуры. Уходит из культуры, в самом худшем случае оставляет семью, перестаёт уважать родителей, не благодарен учителям, которые дали ему образование. То есть с презрением относится ко всему, как ему кажется, мирскому, низкому. Он смеётся над наукой, над искусством, над культурой.

00:11:42 Но проблема не в искусстве, не в науке, не в культуре. Проблема в том, что верующий человек вместо расширения своего видения, вместо того, чтобы увидеть план Бога, на какое-то время сужает своё видение до очень узкого восприятия, до очень узкого восприятия. Но в действительности, ачарьи описывают: ничто не мешает нам извлекать благо из того, что нас окружает. Ничто не мешает нам извлекать благо. Но для этого сначала нужно стать мудрецом. Мудрость – это не фанатичное состояние сознания, поэтому не всегда просто стать мудрецом.

00:12:20 Чтобы стать мудрецом, нужно выйти из состояния фанатизма. На это требуется много времени. Кто такой мудрец? В Ведах описывается, что мудрец вдумчиво относится ко всему, что видит и слышит. Вдумчиво относится, так как во всём есть подсказка от Бога, как ему улучшить своё духовное развитие. Всё подсказывает, мудрецу всё подсказывает, как ему улучшить своё духовное развитие. Всё подсказывает. Если это мудрец. Если это глупец, ему всё мешает заниматься духовной жизнью. Времени нет, всё мешает, радио мешает, погода мешает, даже преданные мешают уже вообще, всё мешает, весь мир ему мешает заниматься преданным служением. Некогда. Всё мешает.

00:13:06 Мудрецу всё помогает. Всё помогает. Но не так просто стать мудрецом, не так просто. Так, вначале, когда я только начал читать лекции, новые люди приходили послушать и часто говорили мне: работать тебе надо, лоб здоровый (смех в зале). Раньше так часто говорили. Я не мог понять, почему мне это говорят, очень злился на этих людей, думал: вот, нехорошие люди. (Смеётся) [не разборчиво] Но, когда я понял в чём дело, я понял, что действительно не работал над лекциями как следует, а думал, что можно просто без подготовки рассказать одно и то же. Нас к этому приучают.

00:13:52 Кто сегодня лекцию читает? Ты.
- Я?
- Ты, идёшь, лекцию читаешь.
Такова была традиция. За десять минут до лекции назначали того, кто сегодня лекцию читает. И поэтому все лекции были одинаковые. (Смеётся). У многих полностью отбился вкус вообще к лекциям, просто пропал на корню. Потому что не было никакого вкуса, никто не вкладывал в это своё сердце. Не было вот этого, как мы говорили, hand made, от слова made. Не было вот этого вложения сердца, вложения души, вложения своего времени, вложения своего ума, его не было, и вкус не приходил. Я думал, что ж такое, вроде нас так научили, какая проблема, бери, да рассказывай о Кришне.

00:14:38 Но люди почему-то ругались. Говорили: работать вам всем надо, лбам здоровым. Пока я не начал работать. Я понял, действительно надо работать, может правильно люди говорят, может я зря на них ругаюсь. Стал работать, стал тратить по восемь часов на одну лекцию. 6-8 часов я трачу на одну лекцию, чтоб приготовить. Много времени уходит. Два дня иногда одна лекция, долго, много времени. Я лекцию прочитываю, потом начинаю готовиться до вечера, утром ещё готовлюсь, и вот лекция получается. Фактически, сутки уходят.

00:15:11 Много времени, и как только я начал действительно работать, как только я начал прилагать усилия, как только я начал потеть (смеётся), как только пот пошёл, всё, больше никогда я этого не слышал. Всё. Никто больше мне не говорил, что я должен, лоб здоровый, работать. Я просто начал, лоб здоровый, работать. (Смеётся). Но мы очень агрессивны, у нас нет мудрости, мы не способны услышать подсказку. Очень узкое мышление, очень узкое мышление. Поэтому мы боимся всего внешнего. Боимся. Такой страх некоторый, страх.

00:15:57 Культура, хотя и имеет непосредственную близость к материи, да, это факт, но учит человека пользоваться своими качествами характера для изменения своей судьбы. В этом задача культуры. Культура учит пользоваться качествами характера, множество вот этих… есть у нас возможности, множество качеств. Мы их должны научиться использовать. Один мудрец сказал, что счастливый человек это тот, кто даже не задумывается о своей судьбе. Это счастливый человек. Он даже не задумывается о своей судьбе. Не плачет всё время, моя судьба такая, сякая. Ничего не получается.

00:16:37 Счастливый человек просто действует. Он использует всё, что ему даётся. Он не задумывается даже о своей судьбе. Да, правила культуры помогают нам подняться над грубым материализмом. Культурный человек это не просто материалист, это уже подготовленный к духовной жизни материалист. Подготовленный к духовной жизни. Он уже способен увидеть, как правильные усилия способны менять качества нашей жизни. Культурный человек уже это понимает, что усилия могут менять качество жизни.

00:17:10 Сознание выше материи. Поэтому, даже с помощью культуры, можно научиться так менять своё сознание, чтобы материя тоже меняла своё качество на более позитивное. Даже культура позволяет это менять, так как культура использует сознание. А сознание выше материи. Поэтому, даже с помощью правил культуры, можно менять материю. Это материалист думает, что материя первична. Мы верим, первично сознание, сознание. Поэтому должны научиться его изменять. И культура подготавливает нас учиться изменять своё сознание.

00:17:48 Нас воспитывают, то есть культура – это способы воспитания. Нас воспитывали, воспитывали, воспитывали, мы меняли себя, меняли себя, меняли себя достаточно долгое время, и научились менять себя. Можно, можно менять себя. Мы говорили о том, что сознание имеет пограничную природу, а это значит, что мы можем, как понимать мир материальный, так и понимать мир духовный. Мы можем погружать своё сознание и туда, и туда. Мы можем это понимать. Именно эта особенность позволяет нам одухотворять материю, так как можем понимать и то, и другое.

00:18:29 Поэтому, мы можем это совмещать. Мы можем практиковать духовную жизнь в материальном мире. Сознание это позволяет. Оно может понимать и то, и другое. Сознание может задействовать материи в служении Богу. Потому что оно может быть и там, и там. Оно может быть и там, и там. У рыбы не получится быть на земле, она умрёт сразу, но у нас получается. Мы можем быть и там, и там, мы можем всё это совмещать. Но если мы отказываемся от материи просто, от культуры, если мы отвергаем её, проклинаем всю культуру, то как мы с этой задачей вообще справимся?

00:19:05 Мы же уже находимся в этой культуре. Мы же стоим на ней ногами, это же тоже культура. Вокруг нас культура, везде культура. Но если мы закрываем на неё глаза, то мы не можем эту свою задачу выполнить, задачу сознания, объединить дух и материю, задействовать материю в служении Богу. То есть, находясь в материальном мире, мы пытаемся делать вид, что не имеем к нему никакого отношения. Не имеем к нему никакого отношения, «я вне, я вне».

00:19:38 Это, знаете, так интересно. В поезде едешь, и кто-нибудь от всех отворачивается и начинает есть. Просто от всех отвернулся и ест. Никого нет больше. И мы так же иногда думаем, что если мы отвернёмся, то никого больше не будет. Но так не получится. Сколько бы мы не отворачивались, мир вокруг нас. Мир вокруг нас. Либо мы будем агрессивны по отношению к этому миру, либо мы научимся действительно с ним взаимодействовать, либо мы действительно научимся помогать этому миру. Потому что взаимодействие – это помощь.

00:20:16 Да, материя причиняет много проблем. От материи одни проблемы, это факт. Да, она несёт в себе иллюзию, но это не значит, что нас больше ничего в этом мире не касается. Этот мир нас касается. Мы находимся в этом мире. Мы в воздухе. Воздух тоже несёт в себе иллюзию. Мы вокруг воздуха, воздух внутри нас, мы состоим из воды. Мы прямо внутри этого мира находимся. И это не значит, что мы теперь ни за что не отвечаем. Мы отвечаем за этот мир, за то, что вокруг нас, мы также несём ответственность.

00:20:53 Наоборот, теперь ответственность за всё, что находится вокруг нас, становится ещё больше. Это ещё более серьёзная ответственность. Она прямо на наши плечи ложится. Потому что мы понимаем, что происходим, мы понимаем свою задачу. Материалист не понимает, что делать с материей, мы понимаем, что делать с материей. Мы понимаем, что её нужно одухотворить. Не можем, на нас ответственность ложится. Мы начинаем страдать, боль ко мне приходит. «Почему я не могу? Почему у меня это не получается? Почему я не могу помочь?»

00:21:27 И мы должны как-то преподнести Бога в этот материальный мир, чтобы материя стала частью духовной реальности. Мы должны научиться этому. Это наша задача. Задача любого преданного – научиться нести духовность так, чтобы материя менялась. Чтобы не было противоречия, чтобы не было противостояния. Культура не может сразу поменять ход наших мыслей, и в этом не её задача. Сейчас очень важно понять задачу культуры. Сила культуры в том, что она может поменять наши мечты. То есть культура меняет мечты.

00:22:05 А качество сознания, в основном, и зависит не от того, какие мысли возникают в сознании, качество сознания зависит от того, какие в сознании живут мечты. Качество сознания мечтами определяется, о чём я мечтаю, а не о чём я думаю. Мысли как угодно могут, как мухи летать, вообще, чего там только нет. Бабочки, мухи, комары, майские жуки, божьи коровки, голуби, воробьи, такой зверинец, и все там бегают. Прибегают, убегают, прибегают, убегают, но это временные вещи. Они приходят из прошлого, уходят в будущее, из настоящего, бардак.

00:22:50 Не по бардаку мысли определяется качество сознания, это лучше пойти и сразу застрелиться. Нет. По мечтам определяется, о чём я мечтаю. Вот по этому определяется качество сознания. И культура должна учить мечтать о высоком, о хорошем. Понимаете? Мечтать. Мы даже иногда не задумываемся, о чём мы мечтаем. Мы больше концентрируемся на том, о чём мы думаем. Но о мечтах забываем. Мечты – это основное. Мечты определяют моё качество.

00:23:21 Поэтому вот эти прилетающие, улетающие мысли это просто мусор сознания, от которого так просто не избавишься. Вся жизнь уйдёт, чтобы от мусора сознания избавиться. Ум мусорный. Мысли – это комары, а мечты – это слоны. Понимаете разницу? Не уважая культуру, мы начинаем слишком много беспокоиться о комарах. Забываем, что внутри нашей головы бегает целое стадо бешеных слонов, наши глупые мечты. Вот с мечтами нужно разобраться.

00:23:52 То есть культура, в общем-то, работает с мечтами, с мечтами. Это важное качество. Важное качество. Если мы ещё добавим к этому работу с комарами, с мыслями, вообще будет хорошо. Но если мы не культурные, мы не говорим о мечтах, мы не раскрываем тему мечтаний. Но это есть наша целеустремлённость, к чему я вообще иду, куда я иду. Я могу правильно идти. Как водитель, он может правильно ехать, соблюдать все правила дорожного движения, но если он едет просто так, если он едет не туда, в чём смысл того, что он правильно едет? Надо да, правильно ехать, но ещё надо ехать в правильном направлении, куда-то надо ехать, в конце концов.

00:24:37 И куда вот эта моя мечта, к чему я иду? О чём я мечтаю, туда я и приду. Мечта определяет то, куда я иду, а не мысли. Мысли приходят, уходят, мысли просто создают такую, в общем-то, мою нервозность этого движения. Мысли заставляют водителя перестраиваться из полосы в полосу. Знаете, такие нервные водители, не могут ехать спокойно, всё время перестраиваются. Но движение, это мечта, куда я еду. А уже, как я, так сказать нервно еду, это уже мои мысли. Они уже меня сбивают просто. Немножечко веселят моё движение.

00:25:19 Поэтому, в общем-то, культура должна нас научить этому. В этом задача культуры. Насколько мы культурны, о чём мы мечтаем. И мы слишком далеко отходим от мира, и теперь мир не может нас понять. Как только мы далеко отходим от мира, мир не может нас понять, и мы вроде бы, хотим передать послание [не разборчиво], вроде бы нам хочется его передать, но мы забыли язык окружающих. Хотим, но забыли язык. И ачарьи говорят, за это нужно просить прощения у всех окружающих, что мы забыли язык, не можем это объяснить.

00:25:57 Нельзя считать людей падшими или невежественными, если мы сами не можем с ними поговорить на одном языке. Нельзя так агрессивно думать. Это всё равно, что считать людей, говорящих на другом языке, какими-то тупыми. «Вот, не понимает меня, на каком-то другом языке говорят, что это такое». Если я не знаю французский, что теперь, все французы тупые или что? Просто я не знаю их язык, а они не знают мой. Если мы не понимаем друг друга, это ещё не говорит о тупости. Это говорит о том, что языка нет. Язык непонятен.

00:26:34 Если я не слышу человека, а человек не слышит меня, может, я слишком далеко от него отошёл? Может я стал слишком гордый? Если он меня не слышит, а я его не слышу. На пяти метрах ещё можно кричать, на десяти можно, на ста, может быть, даже можно, но если уже совсем ничего не слышно, может просто я слишком далеко отошёл? Отошёл от культуры? Один святой очень интересно говорил. Он говорил, если увидишь начинающего верующего, возносящегося на небо, то схвати его за ноги и сбрось обратно на землю. Потому что, чем выше он взлетит, тем больнее он ударится, когда упадёт.

00:27:17 Не давай другим сильно взлетать. Если увидишь, как какой-то преданный на киртане полетел, хватай его за ноги и ставь обратно на пол, чтобы сильно высоко не взлетал. (Смеётся). Так интересно святые говорили. Гордость не даёт нам говорить с людьми на одном языке. То есть гордость, это забывание языка. Как только я горжусь, я забываю людской язык. И мы начинаем говорить на языке полубогов, на божественном санскрите. Но беда в том, что нас почему-то никто не понимает. Мы забываем язык человека, перестаём на человеческом языке говорить, на культурном, забываем.

00:27:59 Да, мы стали хорошими учёными, но мы иногда становимся непонятными проповедниками. Нас понять иногда невозможно. Вроде бы слова знакомые, понять ничего невозможно. Переходим на язык полубогов. На духовный сленг, на язык полубогов. Один из писателей древности, очень интересно говорил, такую очень интересную фразу он говорил. Он говорил: «Надо уметь оставлять Бога ради Бога». Я сейчас объясню, что это такое.

00:28:32 То есть надо уметь на время оставлять духовную практику, на время молитвы, чтобы послужить ближнему своему. Другой святой, это прояснял. Он говорил, если ты находишься в состоянии молитвы, если ты медитируешь, и твой сосед просит у тебя воды попить, оставь свою молитву и дай ему воду. Дай ему воду потому, что молитва это твоя частная духовная практика, а дать воды ближнему, который у тебя просит, это уже твоя проповедь. Это уже твоя общественная духовная практика. И нужно уметь оставить, так сказать, своё общение с Богом, ради общественного общения с Богом, ради служения ближнему.

00:29:23 Вот это умение, умение пожертвовать ради служения другому. А иначе получается очень не культурно всё. Так, однажды я приехал в один город, в храм меня один пригласил, я приехал ночью. Рано утром вышел на вокзале, понял, что меня никто не встречает, как-то так одиноко мне показалось. И мы позвонили в храм, и трубка мне сказала, что водитель ещё не прочитал [не разборчиво] и пока её не прочитает, за нами на вокзал не приедет. Я понял, что ну, вот, судьба такая. (Смеётся) Пожить немножко на вокзале. Что делать?

00:30:15 Культура учит всегда жертвовать собой ради других. Если культура даёт это умение жертвовать собой ради других, то и наша духовная жизнь также будет очень благородной, также будет не оскорбительной, также будет красивой. Но если мы некультурны, если культуры нет, то мы жертвуем другими ради себя. И всё превращается в бескультурье, в насилие, в агрессию. Не получается понятно поговорить с простыми людьми.

00:30:47 Но этого мало, даже с верующими людьми других традиций, у нас тоже не получается нормально поговорить. Вроде бы вера, вера в Бога, должно быть какое-то взаимопонимание, не получается. Да, духовный опыт бывает различного порядка, но мудрецы говорят, он всегда интересен тому, кто сам испытал подобный опыт. Духовный опыт всегда интересен тому, кто тоже испытал духовный опыт. Он всегда интересен. Да, он может быть другим, да, он может быть не очень понятным, но он всегда реален. Духовный опыт это реальность.

00:31:31 Не только наш духовный опыт реален, духовный опыт других верующих также реален. Это реальность. Бог есть, и он проявляет себя, это реальность. Ещё кто, наш писатель, Гоголь говорил, что поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь находится. Нужно просто хорошо осмотреться вокруг себя. Просто мы не можем осмотреться вокруг себя, мы не можем увидеть в этом план Бога, что всё нам подсказывает, как перестать ошибаться, как идти к Богу. Что необходимо чуть расширить своё сознание, чуть пошире смотреть на этот мир. Не исключать из этого мира что-то, это всё творение Бога, всё творение Бога.

00:32:17 И как только мы что-то исключаем, то мы становимся агрессивными, агрессия появляется. Может быть не зря мы окружены этой глубочайшей христианской культурой. Может не нужно критиковать всё подряд, может попытаться вдумчиво осмыслить то, что находится вокруг нас. Попытаться понять, почему это находится вокруг нас, и что нам это подсказывает, какие советы нам это даёт. Какие трудности уже были пройдены, как это всё проходилось. Надо вдумываться, как говорится, мудрец тот, кто вдумывается в то, что происходит, всматривается в то, что видит, а не просто он закрывает свои глаза или затыкает уши.

00:32:58 Он вдумывается, он всматривается. И тогда он становится культурен и понятен, и его начинают понимать. Происходит санкиртана [?], расширение. Как можно расширяться, если мы сами сужаемся? Расширение должно давать понимание того, что находится вокруг нас, осознание этого. Это не обязательно, что я что-то принимаю, нет. Но я думаю об этом, какую пользу я могу из этого извлечь, что мне это может подсказать. В общем-то, вот эта попытка вдумчиво осмыслить то, что происходит вокруг меня, очень интересная вещь. Греческое слово теос[?], Бог, имеет два корня. Один корень говорит, как о творце, Бог – творец. А другой корень говорит, что тот, перед кем склоняются.

00:33:55 И так же немецкое слово Gott и английское God, от одного и тог же корня, означает «тот, перед которым падаешь на колени». Бог. Тот, перед которым падаешь на колени. Если я вижу, что кто-то тоже падает на колени перед Богом, это реальный опыт. Его нельзя так просто отвергать. У кого-то есть свой опыт, реальный опыт, духовный опыт. Сейчас так я очень непопулярную вещь скажу, но я это хочу сказать, очень важную вещь, для расширения нашего сознания. Сейчас это не популярно, но это есть.

00:34:36 Разумный преданный может многое для себя открыть не только в ведической литературе. Если есть разум, не только в ведической литературе преданный может получить подсказку для своего духовного развития. Разумный человек может во всём получать подсказки для своего духовного развития. Это не значит, что он ищет где-то ещё, нет. Но, если жизнь ему даёт какие-то подсказки, он не отвергает их зло и оскорбительно. Он пытается вдуматься, раз мне жизнь что-то даёт, я должен извлечь из этого какую-то пользу.

00:35:17 Разумный преданный может узнать о Боге не только в общении с преданными. Если мы способны увидеть в человеке душу и сверхдушу, если у человека есть какой-то опыт развития, нам есть о чём с ним поговорить, это есть проповедь. Проповедь это не однонаправленное общение, проповедь это обоюдонаправленное общение, это встречный вектор. Это встречный вектор, мы также должны слушать человека. Но если мы его слушаем презрительно «ну, ну, неси свою чушь, какой у тебя может быть опыт, кто такой, падший демон» (смеётся), то не будет проповеди.

00:36:00 Поэтому проповедь останавливается. В этом случае проповедь останавливается. Если проповедь однонаправленная, что мы только можем иметь какой-то духовный опыт, а больше, в принципе, не может быть ни у кого и никогда. В принципе. Это очень агрессивное мышление. Но нам есть чем поделиться с другими, нам есть кого послушать, мы готовы слушать. Если мы мудры, мы открыты для слушания. Мы не только хотим говорить. У нас проповедь воспринимается как такое, знаете, перекрикивание других людей. Такая мегафонная проповедь я это называю.

00:36:39 То есть нужно подойти к человеку, включит мегафон, и рассказать ему о сознании Кришны (смеётся). И чем громче, тем лучше. Его мы слушать не хотим. Но если мы не хотим его слушать, нет общения, это проповедь без общения – некультурная проповедь, агрессивная проповедь. Никому это не нравится. И нам это тоже не нравится. И такой проповедник, он также перестаёт испытывать счастье от своей проповеди, и просто перестаёт проповедовать. Такая мегафонная проповедь, она счастья в душе не приносит.

00:37:12 Да, я всех победил, да, я всех перекричал, но как дальше жить? Как дальше жить? Я всё равно остался один, я всё равно ничего не услышу. Я просто всех перекричал. Крикуны. Проповедь крикунов. Нужно научиться слушать других. Но если мы на всём ставим крест, как мы можем слушать? Нет. Есть подсказка. Это и называется видеть Бога во всём его творении. Это и есть Cознание Кришны. Это были последние слова Шрилы Прабхупады. Он объяснял, что такое Cознание Кришны.

00:37:48 На своём последнем дыхании он объяснял, что когда человек во всём движущемся и неподвижном видит Кришну, это и есть Cознание Кришны. Во всём движущемся и неподвижном видит Cознание Кришны. Это и есть Cознание Кришны. Но нам хочется только отдавать, брать что-то мы боимся. Нам хочется только отдавать, брать мы не хотим. Брать мы боимся, как огня. Вдруг осквернимся, как потом отмыться, нужно мыло из навоза покупать. Не меньше. Кроме, как навозом уже не отмоешься.

00:38:26 И это выглядит очень некультурно, очень оскорбительно. Представьте, что кто-то с вами поздоровался и пошёл мыть руки с мылом, пятнадцать минут, до локтей. (Смеётся). «Фу, фу». Но мы ведём себя как «фу». То есть мы вроде выходим проповедовать, но ведём себя, как «фу», только руками не трогайте. Только руками не трогайте. Мы не должны слепо отвергать всё, что находится вокруг нас. Надо научиться отличать полезное от неполезного. И неполезное, это не значит не ведическое. Понимаете.

00:39:09 Овощи растут, они что, ведические овощи? В Индии что ли выросли? Всё, что мы сейчас едим, что, в Индии выросло? В Бхарата-варша? Тогда нужно это всё не есть, оно выросло непонятно у кого. Что это за люди всё это вырастили, где это всё выросло? Как это всё растилось, что там за удобрения были? Оно что, ведическое? Оно не ведическое. Что мы, сейчас сидим на ведических стульях? Ну-ка, все с них слезли, это же не ведические стулья. Не под ведическим потолком мы сидим, и в здании не построенном по васту-шастры[?], не ведическая камера, не ведические колонки, не ведический микрофон, не ведический макинтош. Да и курта это не ведическая одежда, как и чоли.

00:40:00 Ну, что теперь? Вообще много чего не ведического, и что? И ничего страшного. Кто-то сильно так осквернился? Нет. Плохое, не значит не ведическое. Плохое, значит то, что действительно мешает моему духовному развитию. То, что действительно мешает. Но мы очень грубо, очень узко мыслим, ведическое, не ведическое. А что такое, даже никто объяснить нормально не может. Баклажаны, они ведические или нет? Сейчас мы можем целый семинар провести из десяти лекций. Помидоры, картошка, морковка и баклажаны, ведические или нет, до сих пор спор идёт. Кастовые брахманы до сих пор рвут друг другу курты и чандры, доказывая, что ведическое, а что нет.

00:40:48 Ниже земли растёт, выше земли растёт, левее растёт, правее растёт, тёмные овощи, светлые овощи. Видели сборник правил для кастового брахмана? Восемь томов толстых таких. Первое, что я прочитал, это то, что брахман не должен чесать себе голову потому, что так только собаки чешут голову. И у меня сразу голова чесалась месяц. (Смех в зале). Сразу, и сейчас даже зачесалась, не знаю, что делать. Я даже дальше не стал читать, я понял всё. Мы не ведическую культуру несём, мы несём культуру милосердия. Мы несём культуру милосердия.

00:41:34 Наша культура – это представление Прабхупады, просто Прабхупаду несём, его милосердие. Он посмотрел на нас и сказал, уголь никогда добела не отмоешь. И просто дал нам всё это, подарил и сказал: просто берите и делайте, что хотите. Кришна сам с вами разберётся. И Кришна ка-то с нами разобрался, понимаете. Как-то дал нам эту милость. Просто Прабхупада пролил на нас эту милость, и Кришна не смог отказать. Потому что Прабхупада попросил, сказал: «Кришна, что-то вот, извиняюсь.. вот такой материал».

00:42:16 И так как Кришна любит Шрила Прабхупаду, он сказал: Ну, ладно, будем с этим материалом работать». И работает с нами. А мы себя считаем великими, так сказать, носителями чего-то. Мы должны быть милосердными, мы должны понимать, что сами вышли, в общем-то, из угля. И другим, тем, кто в угле, тоже должны помочь это сделать. Должны помочь сделать этот шаг. Понятно, что мы пытаемся как можно больше всего принять, да.

00:42:42 Но мы не должны гордиться тем, что приняли. Потому что мы так же приняли маленькую часть культуры, малюсенькую часть культуры, маленькую-маленькую часть культуры. Маленькую-маленькую, чуть-чуть совсем. И этого достаточно. Это нам помогло. Это изменило наше сознание. Это то, что изменило наши мечты. Эта культура изменила наши мечты. Мысли, может быть, те же остались, и Бог с ними. Они умрут вместе с телом. Тело умрёт, и мысли все умрут. А вот мечты, мечты нас поведут дальше. Мечты нас поведут в будущее. Мечты нас поведут к Кришне, в следующую жизнь. Мечты, о чём мы мечтаем.

00:43:23 Вот это нам дал Шрила Прабхупада, он дал мечты. Это нам дал духовный учитель, дал нам мечты. О чём мы мечтаем, о чём мы мечтаем, в чём наша мечта. Вот об этом я должен думать каждый вечер, что у меня за мечты. Это, в принципе, и есть моя культура, о каких мечтах я думаю. Мечта. А всё остальное, эти мысли, приходят, уходят, да Бог с ними, пусть приходя, уходят. На кухне тоже мухи летают, ну что, теперь пищу не готовить? Готовим же пищу. Мухи летают. И в яблоках червячки ползают, ну, что теперь, яблоки не есть?

00:44:01 Наоборот, в хорошем яблоке должен быть хороший червяк. Если червяк плохой, может быть яблоко плохое. Такой маленький, тощенький червяк, что, помер в этом яблоке. В хорошем яблоке хороший червяк (смеётся), что нам мешает? Сейчас ещё интереснее расскажу. Мы не должны слепо отвергать всё, что находится вокруг нас. Надо научиться различать, как я сказал, полезное от неполезного. И неполезное, как мы выяснили, это не просто не ведическое. Неполезное, то, что уводит меня от Бога. Когда я чувствую, что меня уводят, да, это вредно.

00:44:39 И ещё другое нужно понять. Множество ведического может уводить меня от Бога. Множество ведического также может уводить меня от Бога ещё лучше, чем материалистическое. Ещё лучше. В Ведах миллионы дорого ведут мимо Бога. В Ведах миллионы дорог мимо Бога идут, но нас больше пугает то, что просто не имеет ведических корней. Просто это грубое такое мышление. Всё, не имеет ведических корней, всё, вредное. Но в Ведах тоже далеко не всё имеет ведические корни. Такую сейчас странную вещь скажу, да?

00:45:15 В Ведах тоже далеко не всё имеет ведические корни. Ачарьи говорят удивительную вещь. Они говорят, что на сто процентов можно быть уверенным в ведическом источнике, только Шримад Бхагаватам и Бхагават-гита, что они на сто процентов не изменены и не переписывались. Только в них можно быть на сто процентов уверенным. Всё остальное никто не знает, что это. Никто не знает насколько это переписано, что туда добавлено, кто автор, откуда это всё вылезло, кто это всё нашёл, где это, что и Бог его знает. Никто точно не знает, откуда оно всё.

00:45:53 Поэтому мы так держимся за эти два произведения, не отходим от них никуда. Потому что в Ведах чего только нет. Чего только нет. Всё есть. В материализме нету столько, сколько в Ведах есть. Веды дают такое раздолье для моих атеистических действий, что угодно могу, в общем-то, как угодно могу все свои материальные желания выразить через какие-то эзотерические идеи. Что угодно. Поэтому смотрите, как сейчас эзотерика популярна. Потому что даёт полный простор для моего материалистичного ума, полный простор.

00:46:32 Индийский эзотеризм ещё более опасен, чем простой грубый атеизм, ещё более опасен. Атеисту достаточно легко передать знание, то есть вот он атеист, мы с ним поговорили о Боге, всё нормально, легко, понятно, он просто против. Если человек просто против, с ним легко разговаривать. Это вообще хороший человек, если он просто против. Если человек не против, с ним очень сложно. Вот если человек против, с ним легко, это просто подарок от Бога, если человек прямо говорит, что он против Бога, против всего этого духовного, против молитвы. Это просто подарок от Бога, потому что с ним проще всего работать.

00:47:16 Но если человек со всем согласен, понимаете, со всем, но как-то по-своему, как-то чуть-чуть правее со всем этим согласен, или чуть-чуть левее, ничего с ним уже сделать невозможно. Ничего с ним уже сделать невозможно, просто ничего уже в его сознании не изменишь. Это просто уже потерянная личность, бесполезно. Вот он принял какой-то свой вариант индийской эзотерики, сейчас зайдите в любой магазин, там заблудиться можно.

00:47:47 Как мне говорил один человек, если просто все названия книг прочитать, уже можно себя считать образованным человеком. Просто названия книг. Можно санскрит уже выучить по названиям книг. Название книг, если читать, можно санскрит выучить. (Смеётся). Если мы не будем стараться сами понять, что нам помогает в духовной жизни, а что не помогает, если мы не будем это пробовать, использовать в своём преданном служении, если не будем применять мозги, если мы не будем учиться вдумываться в то, что нам даёт жизнь, всматриваться в то, что нам даётся, мы можем настолько сузить своё мышление и попасться на этом.

00:48:32 Сузили и попались. Не вижу уже ничего перед собой. Точка. Маленькая точка. Сузилось мышление. Сузилось на столько, что я могу просто превратиться в научно-исследовательский институт «Санскриты древней Индии». Всё, превратился, сузился и всё. Мы просто перестанем быть проповедниками открытыми для общения. Проповедник открыт для общения, он способен слушать, он готов вдумываться в слова человека, он готов вслушиваться в то, что ему говорится, он не боится этого, потому что он понимает, что, в общем-то, дорога к Богу, её можно увидеть.

00:49:12 Можно увидеть, она не всегда явно обозначена, но если я хочу её увидеть, я её увижу. И тогда я смогу помочь другому человеку встать на этот путь. То есть мы будем просто дающими, но ничего не берущими, а значит агрессивными и бескультурными. А культура – это взять и получить, это обмен. Культура это обмен. Агрессия – это когда или я что-то только даю, или я только что-то беру. Культура – это всегда обмен. И мы должны научиться обмену, а обмену можно научиться только став мудрыми. То есть уметь вслушиваться и вдумываться, не отвергая сразу, а вслушиваясь и вдумываясь.

00:49:52 Это важная функция. Важная функция разума, это и есть пробудившийся разум. Ачарьи объясняют, что Cознание Кришны такое же объёмное, как и сами Кришна. А значит, он даёт возможность понять всю мировую культуру, всё разнообразие религий, все чаянья человека. Если я действительно в сознании Кришны, я всё могу понять. Как это всё служит Богу, как это всё ведёт человека к Богу, как это всё помогает ему понять Бога, если я в сознании Кришны.

00:50:23 Если только часть понимает, то я ещё не в сознании Кришны, я в сознании части Кришны. Я в сознании какой-то точки Кришны. Если мы что-то не можем понять, если нас ещё что-то пугает, может мы ещё просто не поняли это Cознание Кришны, то есть в чём его глубина. Или мы очень так узко понимаем, ограниченно, однобоко. Можно на любом произведении сознание Бога обсуждать. Если человек знает только Чехова, почему с ним на основе Чехова не обсуждать духовный путь? Если он ничего больше не знает.

00:51:02 Но, если мы знаем Чехова и он знает Чехова, то почему на основе Чехова не обсудить, в чём проблема? Но мы сразу отвергаем человека. Нет, на основе Чехова не будем разговаривать. Пока не прочитаете наши книги, разговаривать с вами не будем потому, что вы тупой. А мы умные, мы уже прочитали Бхагават-гиту, а вы ещё нет. Но мы просто ставим крест, почему нет? Пусть выскажется, мы послушаем, увидим в этом план Кришны и сможем поговорить на эту тему. Мы даже вслушаться не хотим. Мы даже вслушаться не хотим, мы сразу отвергаем, крест ставим.

00:51:39 Поэтому ачарьи говорят: скромность – это мать великих деяний. Если мы хотим что-то великое осуществить, мы должны быть скромными, мы должны уметь слушать других и видеть в этом путь, видеть в этом действительно направление к Кришне, видеть в этом духовное развитие. Мы хотим быть великими, но забываем о скромности. То есть ведическая культура должна быть понятной, в этом смысл культуры. Любая культура должна быть понятной.

00:52:09 Мы упрекаем других, что они не могут её принять. Но трудно принять непонятное. «Сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Очень трудно. Мы виноваты в том, что окружающие нас люди, встречая нас, не встречают в нас духовную культуру, это наша вина. Если мы носители духовной культуры, то почему её не видно? Духовность имеет запах, имеет запах, поэтому есть парфюмерия. Мы несём в себе что-то. Если действительно у меня есть этот запах роз, то другие ощущают этот запах роз. Поэтому культура, культура должна в себе нести этот запах.

00:52:53 Поэтому нельзя упрекать того, кто не видит в нас духовной культуры. Его нельзя в этом упрекать. Мы должны в себе разобраться, почему он не видит. Может, я что-то прячу, или я не то несу, или оно не так пахнет, другой запах имеет. Если люди, глядя на нас, думают, что если это верующие люди, то я не хочу быть верующим, то кто в этом виноват? Мы должны на это реагировать. Человек смотрит и видит, что это верующий человек. Мы верующие люди. И он говорит, я таким быть не хочу.

00:53:30 Мы должны задуматься, почему это происходит. Почему, глядя на меня, он не хочет быть верующим человеком. Почему я так себя веду, что я делаю не так? Мы же вроде бы хороший пирожок сделали, почему человек пробует и говорит, если это пирожки, я никогда больше не буду есть пирожки. Повар же должен задуматься, правильно, нет? Но мы высоко взлетаем. Мы высоко взлетели, нас это не интересует: «Просто у вас язык кривой. Кушаете всякую гадость, наши пирожки не можете понять». Это не так.

00:54:06 Почему мы не хотим видеть проблему в самих себе, это и есть мудрость. Мудрость – видеть проблему в самом себе также. Да, мы видим её и вокруг, но если мы не видим её в себе, то мы не мудры, мы агрессивны. Между мудростью и агрессией один шаг. И в том, и в другом случае, я должен видеть проблему, да. Но, если я не вижу её и там, и здесь, тогда я становлюсь агрессивным, а не мудрым. Мудрость это видеть её и в себе, и в другом. Да, и в нём есть проблема, он Бога не любит. И во мне есть проблема, я его как-то странно люблю, что эта любовь к Богу никого не вдохновляет, а напрягает. Да?

00:54:44 А всё время организаторы что объявляют? Не напрягайте людей. Да? Не напрягайте. Не можете вдохновить, не напрягайте. Потому что это не наша культура напрягать. Наша культура вдохновлять. Если я не могу вдохновлять, я должен учиться вдохновению, а не обвинять других, что они тупые. Они не тупые, просто я ещё не могу вдохновлять. Это не может сразу появиться, это вдохновение, на это время какое-то уходит. Время.

00:55:19 Если люди не верят в то, что мы говорим, это не их вина. Может, на наших лицах ещё не отражается счастье, духовная реальность, счастье любви к Богу. Может мы ещё не стали носителями Бога. Может, мы ещё носим сомнения, свои проблемы, своё недовольство, своё непонимание. Мечты, мечты дают основной запах, о чём мы мечтаем. Мысли, Бог с ними, как мы уже говорили. Но проповедник это тот, у кого действительно высокие мечты, действительно глубокие мечты.

00:55:53 Поэтому это всё часть культуры, часть глубочайшей культуры, над этим нужно работать, причём каждому в отдельности. Мы не можем взять и повернуть какой-то краник в сторону культуры. Нету в храме такого рубильника. Культура, бескультурье. Раз пришёл в храм, включил, и весь храм стал культурным, такого нет. У каждого свой краник, у каждого своё понимание, это милосердие. Желание понять другого, чтобы увидеть эту грань между водой и землёй, и помочь в этом случае. Если я эту грань увижу, то я смогу помочь.

00:56:40 К вопросикам можно перейти. Такая сегодня очень серьезная тема. Очень важная. Завтра будет веселее. Завтра я хочу поговорить ещё немножко о семейной жизни. О том, как жить с непреданными. Потому что мы обычно разговариваем, как жить с преданными, а жить с непреданными нас никто не учит. Но большинство живёт с непреданными. Потому что, даже принимая какого-то преданного, мы ещё принимаем тридцать его родственников, которые абсолютно непреданные. Так же?

00:57:16 А они тоже есть, они тоже живые. Но мы не можем взять одного преданного и только с ним общаться. Мы ещё всю его семью весёлую принимаем. А чем возвышеннее преданный, тем, может быть, у него веселее семья. Это же есть какой-то баланс всегда в этом мире, материальном. А родители всё равно встретятся. Родителям всё равно, что дети преданные, они всё равно встретятся, всё равно свой стол накроют, всё равно будут сами разговаривать. Поэтому мы должны это также уметь. Это также вот эта грань, как нам в этом мире жить в действительности. Как учитывать все эти моменты.

00:57:51 Если мы это просто будем отвергать, жить отдельно, то нас просто будут считать оскорбителями родителей. Нужно научиться и с ними жить. Поэтому тоже будут некоторые, может быть, такие больные моменты, но что делать? Нужно поговорить. Если мы о чём-то говорим, то это решается. Если мы это замалчиваем, как будто этого нет, то проблема остаётся и увеличивается. Вопросики какие-то.

00:00:01 (Вопрос из зала) Сейчас в российском … начинают развиваться социальные проекты, в частности, я слышал, вот сегодня, я слышал, начинается проект против наркотиков какой-то, против курения, как вы к этому относитесь? Я ко всем проектам очень хорошо отношусь. В некоторых городах есть такое мнение, что храм, община, они как сектанты такие выглядят. Такая своя проповедь, узкая, книги и всё, больше ничего. Социальные проекты, мне кажется, это здорово.

00:58:54 У нас есть социальные проекты, почему нет? «Пища жизни» - это социальный проект. И Шрила Прабхупада изначально организовал социальные проекты. Просто они могут менять свою форму, это нормально. Так как, если человеку хочется делать социальный проект, например, он не хочет заниматься пищей, это вполне нормальное явление. Не все повара и хотят с пищей возиться. Они могут себя найти в других социальных проектах.

00:59:22 Весь вопрос в разуме. Весь вопрос в разуме, насколько мы это сможем применить. Понимаете? То есть в этом нет большой, в общем-то, какой-то такой проблемы. Наоборот, это возможность каждому задействовать своё желание, в общем-то, служить Кришне на основе своих способностей. В общем-то, чем больше людей, тем больше вариантов проявления одного и того же желания, одной и той же мечты. Мечта Шрила Прабхупады была, чтобы вокруг каждого храма на десять километров не было недовольных, не было страдающих.

01:00:07 Это можно разными способами осуществлять. Это можно через прасад осуществить, можно через одежду, можно через борьбу с алкоголизмом, с наркоманией, через помощь матерям-одиночкам. Это возможность каждого проявить своё сердце. У нас есть, в общем-то, наши внутренние желания, и мы можем их использовать, задействовать в служении Кришны. Поэтому, чем больше вариантов, тем больше возможностей каждому быть более удовлетворённым в своём служении. Быть более удовлетворённым, но пока мы, в общем-то, не проявляем свою культуру вовне, то это не культура. Это агрессия.

01:00:52 То есть культура всегда должна проявляться. Если мы заботимся только друг о друге, только вот тех, кого мы видим, то это некоторая форма агрессии. Называется «пир во время чумы». Понимаете? Поэтому Шрила Прабхупада, он нам объяснял, что как бы пировать и в то же время знать, что вокруг есть голодные, это просто оскорбление всего мира. Понимаете? То есть такие выползающие на четвереньках преданные, проползающие мимо голодных людей, это немножечко некультурно. Поэтому сначала нужно всех угостить, всех накормить, а потом самим поесть.

01:01:29 Это принцип гостеприимства. Культура – это гостеприимство. Культура это гостеприимство, поэтому начинать нужно с самого ближнего круга. То есть сначала нужно понять, что действительно все преданные сыты, и что преданные одеты. Понимаете? И уже когда все преданные сыты и одеты, тогда можно и других накормить. Потому что, если мы, например, кормим всех других, а есть голодные преданные, это тоже насилие, это тоже некультурно. Поэтому благотворительность, социальный проект, он должен изнутри начинаться. Изнутри начинаться.

01:02:02 Нужно и о преданных сначала подумать, понимаете. А иначе может быть такая политическая социальность. То есть мы просто иногда можем на этом что-то заработать, какие-то баллы. Но если мы о своих перестали думать, в этом случае, тогда тоже странно. Поэтому здесь во всём должен быть баланс, во всём должен быть баланс. Культурному человеку просто кусок в горло не полезет, если он знает, что где-то есть голодные. Тем более, голодный преданный.

01:02:39 Поэтому тех, кого можем накормить, того мы накормим. Сначала надо преданных накормить, потом всех остальных. В этом задача. Также все остальные проекты. То есть сначала нужно справиться с внутренним алкоголизмом. (Смеётся). Потом с внешним. Ещё вопросики.

01:03:05 (Вопрос из зала). Как избавиться от привязанности к вещам, в принципе, к материальным вещам. То есть, например, там может быть вещи, которые уже есть у тебя, часы, такие банальные, машины. И желания, к которым привязался по своей глупости, и теперь надо от них как-то отвязаться, потому что, как я понимаю, что [не разборчиво]. А чем вам мешают часы? Мне не мешают. Мне тоже не мешают. А что вам мешает? Ну, например, уже давно было желание, до Cознания Кришны, например, покупаю машину, такие вот…У вас она есть или нет? Нет. Ну, а что тогда волноваться?

01:03:44 Не привязанность к плодам выражается в том, что у вас есть плод, а вы его используете на служение Кришне. Понимаете? То есть вот у вас будет дорогая машина, и вы будете на неё возить продукты в храм, вот это не привязанность. Если у вас её нет, то тут и никакой нет привязанности. Нет ни не привязанности, нет ни привязанности, ничего нет, нету плода. То есть плод должен быть, чтобы к нему не привязываться.

01:04:16 А если плода нет, я к нему не привязываюсь, то это просто такая у меня активная работа ума. Ум придумал плод и пытается к нему не привязаться. «Не хочу быть миллиардером, не хочу, не хочу привязываться к миллиарду». Да не привязывайся, какая проблема? Никто не расстроится. Нет. Нужно реально работать с тем, что есть. То есть должна быть некоторая реальность в нашей деятельности. Поэтому, в общем-то, если мы посмотрим то, что нам дано Богом, то мы увидим, что оно, в принципе, всё полезно и не нужно его никак особенно никуда раздавать. Нужно просто всё это использовать.

01:05:02 А кто сегодня приехал на ненужной машине на этот фестиваль? У всех, видите, как-то более-менее, нужная машина. … Ну, вы потом обсудите. То есть в этом принцип, что, в общем-то, цели-то у нас понятно, стоят, и мы должны в этом мире осуществлять любые свои задачи через достижение также каких-то материальных точек развития. Какая проблема, в общем-то, в материи? Нет никакой проблемы. А проблема в том, что, так сказать, она может в нас гордость вызывать. Вот в этом только проблема.

01:05:45 Поэтому, если мы не горды, если мы, в общем-то, если наши мечты действительно возвышенны, то всё, что будет нам помогать эти возвышенные мечты осуществлять, оно также будет входить в этот общий план. Поэтому, в общем-то, не в этом проблема. Обычно вообще эта проблема слишком так теоретически стоит. Я вот заметил, что слишком много об этом говорится, о непривязанности, а в реальности этой проблемы, в общем-то, нет. Потому что, к чему такому особенно мы привязаны?

01:06:19 Наоборот, стоит проблема, что мы излишне отвязаны. Излишне отвязаны. Что мы мало заботимся, мало выполняем свои обязанности, мало поддерживаем то, что уже есть, плохо к этому относимся, оно всё ломается, у нас на это нет времени. Больше как раз проблема с отвязностью, с невыполнением предписанных обязанностей. Вот в этом сейчас больше проблемы, честно говоря. Поэтому я не вижу в этом сейчас большой проблемы. Больше нужно подумать о долгах, какие я сейчас долги не выполняю. Они есть, а я их не выполняю. Понимаете?

01:07:01 Поэтому, если у вас есть машина, охраняйте ей. Если есть жена, охраняйте её. Есть деньги, охраняйте их. Это рекомендация Вед. Охранять то, что есть, то, что выделено нам, как наша доля. Я должен это охранять, чтобы с помощью этого удовлетворить Бога, служить Богу. Если я это не охраняю, если я думаю, что непривязанность, это просто бросить и не охранять, это не непривязанность. Это халатность. Халатность называется. Глупость. За это приходят большие проблемы. Большие проблемы.

01:07:37 Поэтому грихастха[?] это тот, кто всё охраняет. Такой охранник, он всё охраняет. У него брелок, он машину охраняет, у него телефон, он жену охраняет – где ты, где ты, а ты где, связь прямая. Он ребёнка охраняет, он дом, думает, охраняет, на сигнализацию поставил. Он всё охраняет, это семейный человек. Если не может охранять, лучше вообще семейной жизнью не заниматься. Если не получается охранять, лучше быть монахом. Монах это тот, кто всё всё время теряет.

01:08:13 Были две гамчи и те на фестивале забыл. То есть это человек, у которого всё время одна гамча, а не две. И он свою вторую всё время где-то забывает. Не может охранять даже гамчу. Тогда нормально. Вот такого человека Бог охраняет. (Смеётся) . Его Бог охраняет. А семейному человеку лучше самому всё охранять потому, что это его обязанность. Его Бог попросил всё это охранять. Ему Бог это выделил, чтобы он это охранял и, понимая, что это Бог ему выделил, через это бы развивался.

01:08:50 Поэтому это выполнение обязанностей, это не ложная привязанность, это выполнение своих обязанностей перед Богом. А так, где твоя машина? А, потерял. А где жена? Ну, как-то потерял. А где деньги? Как-то потерял. Бог будет вряд ли этим доволен. Нет, надо всё сохранить и Богу отдать. Сохрани всё и Богу отдай.

01:09:24 Время, да? Записка. Ого, так, тогда я с этой записки уже начну завтрашнюю лекцию, хорошо? Чтобы мне не задерживать никого. Завтра будет тема про семейную жизнь, как я сказал. Я постараюсь раскрыть эти сложные вещи, как нам жить вместе с этим миром, быть счастливыми и сосуществовать радостно, а не просто сосуществовать в грусти. Это очень важно. Огромное спасибо, мне было очень приятно.

транскрибирование: Анастасия Rich | Приморье | Болгария | 02 июля 2014