Выход из тупика

Рига - 14 июля 2009
Универсальные законы вселенной. Глубинные уровни, на которых происходят изменения сознания. Изменение парадигмы мировоззрения. От зависимости к независимости.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:58:41 | качество: mp3 64kB/s 54 Mb | прослушано: 5130 | скачано: 2517 | избрано: 87
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер. Мне вас не очень видно, но я надеюсь,что вам меня видно. Я хотел бы поблагодарить "Радугу" за то, что меня снова пригласили сюда пообщаться с вами и меня попросили прочитать семинар или рассказать что-то о книге Стивена Кови "Семь навыков высокоэффективных людей". Где-то примерно лет 15 назад я впервые дал этот семинар, потому что принципы, о которых говорит здесь Кови это бестселлер, на самом деле это очень хорошая книга во всех отношениях. Принципы, о которых говорится здесь, имеют духовную природу. И мне хотелось бы снова с вами вернуться к этой теме и поговорить о законах духовной жизни, о законах трансформации человека и о том, каким образом, следуя этим законам, мы можем прийти к успеху. Мне не очень нравится само по себе название этой книги, потому что тут есть некая дань или реверанс современной культуры, которая заботится об эффективности человека, об успехе, понятом внешне. Но это всего лишь навсего внешняя дань потому, что так как эти принципы объясняются, в книге можно понять, что речь в книге о гораздо более глубоких вещах, об успехе внутреннем. И внутренний успех, в соответствии с автором этой книги и в соответствии с поим внутренним опытом и наблюдениями, всегда сопровождается внешним успехом. Хотя мы больше привязаны с вами к внешнему успеху, чем к внутреннему.

00:02:22 Так или иначе наша тема будет прежде всего духовная, о принципах духовной жизни, принципах трансформации человека. Я надеюсь, что это обсуждение будет полезным. Если у вас есть возможность записывать или делать какие-то пометки, я буду очень признателен вам, и в конце, особенно завтрешней лекции, у меня будут какие-то задания. Я начну эту тему и видимо в следующие свои приезды продолжу её, эту важную тему, тему нашего внутреннего успеха, внутренней трансформации, преображения человека и тему смысла жизни [смеется], если уж называть вещи своими именами.

00:03:22 Так как сам я очевидно совершенно пренадлежу к традиции восточной, индийской традиции, то я при описание этого материала, хотя буду придерживаться текста книги, я буду одновременно с этим прибегать к примерам и к подтверждениям из ведических священных писаний, которые доказывают, что в общем-то принципы или законы жизни, законы успеха, законы счастья - универсальные. Они не имеют отношение к национальности, к религии, к стране, в которой мы живем. Они имеют отношение к самой глубинной сущности человеческой природы. Итак, ещё раз наш рассказ будет о законах счастья, законах успеха и законах трансформации. Но по традиции я, прежде чем начать основную тему нашего рассказа прочту мантры. Стивен Кови этого не требует, но мои собственные убеждения показывают, что это всегда хорошо. Настраивает нас на нужный лад.

00:04:50 Ом намо бхагавате васудевая [аудитория в зале повторяет: ом намо бхагавате васудевая]. Ом намо бхагавате васудевая [аудитория в зале повторяет: ом намо бхагавате васудевая]. Ом намо бхагавате васудевая [аудитория в зале повторяет: ом намо бхагавате васудевая]
аджану-ламбита-бхуджау канакавадатау
санкртанаика-питарау камалайатакшау
вишвамбхарау двиджа-варау йуга-дхарма-палау
ванде джагат-прийа-карау карунаватарау
йо 'нтах правишйа мама вачам имам прасуптам
сандживайатй акхила-шакти-дхарах сва-дхамна
анйамш ча хаста-чарана-шравана-тваг-адин
пранан намо бхагавате пурушайа тубхйам

00:06:11 Итак, мы начинаем. [Смеется]. Можете расслабиться немного. Сейчас, когда меня представляли, я краем уха слышал, о чем говорили, представляя меня. Мне хотелось в сущности начать с того же самого положения, что речь в этой книге и речь в ведической культуре идет о трансформации человека. Если заглянуть в толковый словарь, то сейчас знание или процесс передачи знания, определяют как процесс передачи информации. Люди так или иначе совершили одну очень существенную подмену. Подменили знание, настоящее знание, которое подрузумевает взгляд на мир или природу человека, просто информацией некой суммой знаний поверхностных, хранящихся в нашем уме. Но реальное обучение человека должно приводить к переменам. Первая часть моего рассказа сегодняшнего будет посвящена доказательству этого тезиса. Каким образом мы не можем реально решить своих проблем, не поменяв самих себя.

00:07:57 Эта книга это не что иное, как набор очень эффективных инструментов, тут написано: "очень мощные инструменты личности" – это факт. Набор очень эффективных методов или инструментов, помогающих человеку поменять себя или помогающих развить разум. Те из вас, кто были на моих лекциях в декабре этого года, может быть помнят, что я говорил о том, что такое с точки зрения ведической культуры разум и каким образом можно развивать разум. Разум - это элемент внутренний, который помогает человеку трансформироваться. По сути дела, если переводить на язык ведической культуры материалы этой книги, то эта книга описывает методы развития разума. Я гарантирую вам, что если вы будете применять какие-то методы, описанные здесь, то ваш разум или способность к трансформации увеличится.

00:09:08 Пару лет тому назад я был в Лондоне и, когда я ездил по городу, меня поразило большие рекламные щиты или социальная реклама, которая там была. Реклама, которая была написана на этих щитах звучала таким образом, слоганом, звучала таким образом: "People are greedy and weak, you are not different". Так, что в переводе в английского значит: "Люди жадные и слабые и ты ничем не отличаешься от них". Смысл этого слогана очень существенный. В нем вся суть современной культуры. Человеку хотят внушить, что меняться не нужно, что человек должен оставаться таким, какой он есть и пытаться удовлетворять свои низменные инстинкты, а именно жадность и слабость, потому что именно это нужно для того, чтобы функционировала современная система экономики.

00:10:15 Ведическая культура ставилаи принципиально иную задачу. Она ставила перед собой задачу поменять человека и сделать его сильным, потому что слабый человек не может быть счастливым, жадный человек не может быть счастливым. Ведическая культура, в отличие от современной культуры, помогала человеку реально меняться. И слава Богу в нашей культуре тоже есть люди, которые радеют или стараются помочь людям это сделать.

00:10:51 Там же в Лондоне я был в храме [Свами Нараяны]. Это очень красивый индуистский храм. Там всех входящих в этот храм встречает удивительная статуя. Эта статуя изображает человека, наполовину изваянного с резцом в руках и с молотком, который продолжает сам себя ваять. Смысл этой аллегории – это суть ведической культуры, что мы сами скульптор и мы же сами резец в наших руках. Мы сами способны поменять себя. Настоящая культура поясняет человеку каким образом пользоваться этим резцом, данный нам Творцом. Творец, сотворивший человека, дал нам разум и разум является тем самым инструментом, с помощью которого человек сможет себя поменять.

00:11:59 Еще несколько предварительных замечаний, ну важных тем не менее. Изначально ведическая культура основывалась на принципах дармы. Дарма значит религия, дарма значит долг, дарма это очень широкое слово. В Махабхарате дается очень интересное определение дармы, что такое дарма. Дарма – это то, что наделяет человека устойчивостью. Дарма – это сумма законов, следуя которым, человек может обрести устойчивость. Жизнь человека в физическом смысле будет устойчивой. Потому что, что является нашей основной проблемой в физическом смысле? То, что наше тело разваливается у нас на глазах. В моральном смысле жизнь человека будет устойчивой, в этическом смысле она будет устойчивой. И главное, что она в конце концов будет устойчивой в духовном смысле.

00:13:12 И наоборот, если человек не следует каким-то фундаментальным законам, то результатом этого, неизбежным результатам этого, абсолютно неизбежным результатом этого является неустойчивость то, что все трясет. Доказательством этого - кризис, который мы все переживаем. Восемь членов правительств, председателей правительств самых больших государств собрались и говорят: "Не знаем, когда кризис кончится. И кончится вообще или не кончится". Потому что вся система шаткая, неустойчивая и у нее нет фундамента. Все искусственное, все мыльный пузырь большой. Сейчас этот мыльный пузырь лопнул и все чешут затылки и думают: "Да, что теперь делать?" Но, если мы базируем свою жизнь на каких-то простых законах, простых, но очень важных существенных законах, то тогда бонус, который мы получаем немалый – это стабильность, устойчивость, ясность, отчетливость. Я думаю, что очень важно сделать эти предварительные замечания, потому что внутри у нас есть большое сопротивление к изменениям. Проблема заключается в том, что мы хотим лучшего, но и хотим меняться. Какая-то часть нашего существа хочется меняться, другая часть нашего существа сопротивляется очень сильно изменениям.

00:14:50 И буквально два слова, я не хочу вводить вас в заблуждение и давать лекцию про ведическую культуру вместо заявленной лекции по семи навыкам. Но мне хотелось два слова по поводу оснований ведической культуры сказать, потому что это имеет отношение к нашему обсуждению. Тоже очень устойчивый микрофон. Так мне вас лучше видно. Итак, речь будет идти об абсолютно универсальных неконфессиональных законах. И собственно дарма и есть эти универсальные законы, поэтому она называется дармой. Дарма – это то, на что можно опереться в своей жизни. И ведическая культура зиждилась на том, что перед человеком ставилось четыре цели. Там говорилось, что у человека есть четыре цели: дарма или долг, религиозность, моральность как ни назовите. Артха или деньги. Я уверен, что каждый из вас может понять, что это ему нужно. Насчет дармы у нас ещё могут быть сомнения, но насчет денег ни у кого никаких сомнений нет.

00:16:25 Третья цель это кама или удовольствие. И четвертая цель –мокша или овобождение. Это четыре цели, которые ставит перед собой человек. И когда какой-то одной из этих целей в нашей жизни нет, то жизнь будет не полной или жизнь будет ущербной. К сожалению современной общество ограничило спектр приложения или точки приложения своих усилий этими двумя целями: деньги и удовольствие. Освобождение мало кого интересует. Духовное освобождение, освобождение от страданий. Религиозность тоже мало кого интересует. Но в результате мы получили то, что мы получили – не стабильную цивилизацию. Тогда как ведическая цивилизация говорилось, что дарма – то фундамент всего. Некие фундаментальные законы. Если они существуют и соблюдаются, то деньги приходят. Не то, что деньги не нужны. Деньги нужны всем даже мне как это ни прискорбно. [Смеется]. Потому что нам нужно что-то делать. Деньги это определённая сила, энергия.

00:17:57 Так. Удовольствия. Нам нужно испытывать какие-то удовольствия, но они все являются результатом следования дармы. В основном самая очевидная цель, которую ставит перед собой человек, это удовольствие. Слоган или девиз, которому следовали люди ведической культуры, был такой, слушайте внимательно: "Старайтесь делать, удовлетворять или наслаждаться, получать удовольствия таким образом, чтобы не расстрачивались ваши деньги", потому что иногда люди слишком усердствуют в получении удовольствий. Так. "Старайтесь зарабатывать деньги так, чтобы не страдала ваша дарма или ваши обязанности. И старайтесь следовать всему этому так, чтобы в конце концов вы знали что будет с вами после окончания этой жизни, чтобы к вам пришла большая степень свободы духовной".

00:19:09 И когда эти четыре цели существуют в нашей жизни, все четыре цели, то жизнь человека становится сбалансированной счастливой. И наоборот, когда я сосредотачиваюсь только на этих вещах, то я могу получить, даже достигнуть до какой-то степени этих целей, но цена за это очень дорогая. Цена – это нестабильность, это деградация, разложение и утрата смысла, высшего смысла жизни.

00:19:41 И есть очень существенные причины почему человек законы нарушает. Махабхарата. Наверняка многие из вас слышали об этом великом произведении, одном из величайших произведений или достижений человеческой культуры. Кончается любопытным утверждением. Автор Махабхараты Вьясадев говорит: "Преисполнившись сострадания, подняв руки вверх высоко, я кричу изо всех сил." Что он кричит нам изо всех сил? "Всего можно получить, если следовать дарме." Деньги, удовольствие все придет, все что нужно прийдет. "И меня никто не слышит". [Смеется]. Это его печальный.. печальное заключение. Он говорит тамже, в этих последних стихах, заключительных стихах Махабхараты, что есть три причины, по которым люди нарушают фундаментальные законы, по которым она сами созданы.

00:21:02 Эти три причины: жадность, страсть к наслаждениям или к удовольствиям и страх. Три внутренних врага, которые мешают нам жить сбалансированной и счастливой жизнью. Жадность - мы боимся, нам нужно взять что-то и мы хотим взять поскорее все. Страх, потому что мы думаем, если мы будем следовать каким-то там не понятно каким законам, непонятно получим мы что-то или не получим. Естественно. Страсть к удовольствиям или к непосредственным результатам. Это те силы внутри, которые мешают нам менятся. Призыв или цель любой настоящей культуры поменять человека к лучшему, но внутри есть инерция. Инерция в основном сводится к этим трем принципам. Жадность. Я хочу как можно больше всего даже больше того, что мне нужно. Страсть, когда я боюсь, что мне чего-то не хватит и мне хочется поскорее все получить или нетерпение можно сказать так же. И страх, что я чего-то лишусь. Это как бы некое видение, чтобы мы ясно понимали, что нам мешает.

00:22:48 Если у нас этого понимания не будет, то мы не сможем по-настоящему поменяться, потому что эти силу будут мешать нам внутри действовать. И ещё одна очень важная вещь, о которой мне хотелось сказать в самом начале. Она очень не устойчивая эта доска как в современная культура такая же. [Смеется]. Одна очень важная вещь, которой мне хотелось с вами поделиться, и как бы помочь нам заставить задуматься над этим. Эти законы, вечные законы, фундаментальные, универсальные законы, по которым мы созданы, по которым создан этот мир и о котором будет идти речь здесь в нашем с вами курсе-семинаре - простые законы. Они действуют всюду. Это очень важный принцип. Они действуют в материальном мире, действуют в духовной жизни. Если человек их соблюдает, он все получает и материальные результаты и духовные результаты. Иногда люди пытаются отделять одно от другого либо духовное либо материальное. И создается некое ущербное представление о духовной жизни, что духовный человек обязательно должен от всего отказаться. Нет. Если человек следует этим законам, он достигнет успеха и тут и там, потому что это универсальные законы, по которым весь мир постороен, и действует всюду.

00:24:27 Но если человек их нарушает, а страх, страсть и нетерпение и жадность заставляют нас эти законы нарушать. К чему это приводит? Это приводит к тому, что мы получаем плоды. Мы думаем, что материальные законы отличаются от духовных законов. Мы думаем, что для того, чтобы достич успеха здесь, мне нужно жадничать, мне нужно обманывать, мне нужно ловчить, мне нужно как-то ходить по головам других людей, мне нужно соперничать с другими. Это то, к чему нас ведут эти три врага: жадность, страсть к удовольствиям и страх, какое-то нетерпение поскорее получить плоды. И до какой-то степени, до поры до времени все это работает. Иногда люди ставят, иначе говоря, противопоставляют законы материального мира законам духовной жизни. Те, кто не интересует, кого не интересуют материальная жизнь, они могут жить по высоким законам. Нас интересует материальные вещи.

00:25:33 Так суть в том и это нужно очень хорошо понять, что плоды, которые я получаю в результате нарушения высших законов, они могу придти ко мне, но они будут иллюзорными. Они будут… У меня будет ощущение, что мне что-то пришло, но это все исчезнет. Как в "Мастер и Маргарите" у Булгакова, у него есть очень хорошая сцена о том как Воланд так же со сцены показывал сеанс черной магии. Да? И там сыпались в какой-то момент десятирублевки. Все читали наверняка "Мастер и Маргариту". И люди схватили эти десятирублевки и потом побежали, чтобы что-то покупать. Но десятирублевки во что превращались? Да, в этикетки от пива или ещё во что-то. И точно тоже самое происходит с человеком, который гонится или пытается достичь материальных плодов, которые нам нужны, но пытается это делать с нарушением законов. Он чего-то достигает, но он не может по-настоящему получить счастье от этого, потому что это иллюзорный плод. Что-то к нему пришло как-будто бы пришло, есть некая иллюзия того, что-то, что мне нужно пришло, но на самом деле он оказывается с грудой не нужных бумажек. Вот и он разрушает свою жизнь.

00:26:58 Мне хотелось все эти предварительные замечания сделать, чтобы настроить нас очень серьезно на вот этот лад. Давайте с вами посмотрим, подумаем над этими духовными универсальными законами. Посмотрим, что они собой представляют и что я могу сделать, чтобы им следовать, потому что плоды, которые они принесут, будут вечными. Они принесут мне плоды здесь и сейчас в этой жизни и они принесут мне плоды в более отдаленном будущем, пусть не сразу, но эти плоды безусловно будут. Вот, и собственно эта книга об этом. Эта книга о том, как достичь материального успеха следуя духовным законам. Но при этом попутно тут говорится, что небольшим маленьким бонусом, который вы получаете помимо материального успеха, является вечное духовное счастье. Не плохая сделка, да?

00:28:02 Я хотел зачитать цитату из этого, чтобы доказать. Слушайте внимательно. Это определение счастья, которое дает Стивен Кови: "Счастье, хотя бы частично", он оговаривается, но это опять же реверанс, его аудитории, которая вряд ли поймет эту концепцию. "Счастье, хотя бы частично можно опредилить как результат желания и способности жертвовать тем, к чему мы стремимся сейчас во имя того, что мы хотим получить в конечном счете". Иначе говоря, счастье – это ощущение или состояние, которое приходит к нам, когда мы ставим перед собой высокую цель. И ради достижения этой высокой цели мы готовы какими-то непосредственными, доступными короткими вещами пожертвовать. Люди обычно, как говорится, они жадные и слабые и жадность и слабость людей… Что заставляет их делать? Что-то лежит, что-то очевидно, путь к нему очевиден - возьми. Как ребенок: что-то он видит сразу тянет в рот. Но это счастье не приносит.

00:29:20 Счастье это, когда я поставил перед собой высокую цель, последовательно иду к этой высокой цели, знаю, что мне нужно делать для того, чтобы её достичь и ради её достижения я готов пренебречь каким-то очевидными вещами, чем-то непосредственно приятным. Вот, это так же один из законов ведических писаний. Ведические писания говорят, что есть высшее благо и есть приятные вещи. И иногда приятным нужно пожертвовать для того, что достичь высшего блага. И не нужно бояться. Эта жертва просто некое небольшое испытание нашей силы. Если у нас есть сила разума, мы поймем, что эта жертва в конце концов это ничто. То есть мне хотелось с этого утверждения начать наше рассуждение. Есть разница между хорошим или благотворным и приятным и к сожалению люди часто путают это. Приятное всегда оборачивается своей противоположностью, когда мы в ущерб высшему благу уходим от этого. У нас тут не самая удобная аудитория. Я думал, что мы какие-то интерактивные части будем делать. Потому, что это очень сложно все время слушать одного человека. Иногда хочется самому поговорить. Но посмотрим, как мы обойдемся без этой интерактивной части. Может все-таки мы какие-нибудь интерактивные моменты будем вводить в наши вещи.

00:31:11 Итак, это было краткое введение. Собственно тут я начинаю уже материал самой книги. Сегодня я ещё не перейду к первому навыку, но очень важный материал дам. Автор этой книги объясняет, что если я хочу решить проблемы. А у кого есть проблемы? Поднимите, пожалуйста, руки. По дружному смеху я понял, что шутка моя понята правильно. [Смеется]. Проблемы есть у всех и все так или иначе хотят проблемы решить. И есть два способа, только два способа решить проблему. Первое – это изменить весь мир, правильно? Ну вот, что такое проблема? Проблема - это когда меня что-то не устраивает, когда люди меня не устраивают, когда обстоятельства меня не устраивают, и я пытаюсь изменить что-то вне себя. И как это ни странно, как это ни парадоксально, как это ни абсурдно большая часть людей идет именно по этому пути. Они думают – что-то меня не устраивает, у меня есть проблема, что нужно делать? Менять то, что меня не устраивает. Так. Но естественно, что результат этого очень сложный, потому что людей поменять сложно, мир поменять сложно. В результате этого люди пытаются прибегать к различным манипулитивным методам. Эти попытки изменить что-то вне себя приводят к манипуляциям, особенно, если речь идет о людях. Они думают, чтобы мне решить проблему, проблемы, которые у меня возникли с другими людьми, проблемы, которые у меня существуют за счет ещё чего-то, мне нужно научиться, мне нужно узнать психологию, мне нужно тренинги какие-то изучить.

00:33:23 Марина Таргакова, я с ней дружу очень сильно, она замечательный человек и замечательный психолог. Она рассказала потрясающую историю. Одна её клиентка пришла и рассказала ей эту историю. Клиентка стала жаловаться, клиентка прошла какой-то психологический тренинг, вернулась домой. И дочка, подросток четырнадцати или пятнадцати лет, сказала: "Мама, знаешь, что больше всего ненавижу? Это когда ты приходишь после психологических тренингов". [Смеется]. Почему? Потому, что в этот момент ты меняешься и что-то такое делаешь – я расскрываюсь тебе навстречу, а потом оказывается, что ты та же, какая и была. И это, к сожалению, результат очень большого количества методов решения проблем, которые нам сейчас предлагаются. Нам предлагаются, предлагаются, что для того, что бы решить какие-то свои проблемы, мы должны поменять нечто поверхностное. И очень часто это приводит к какой-то хитрости, к лицемерию внутреннему, ещё к чему-то. Нас учат приемам разным и говорят, что это способ к счастью, способ решения проблем. Так вот, это не способ. Не работает. В конце концов все эти методы не работают. И психологические трениги тоже не работают. Не все, но большинство. Если они не ставят перед собой другую задачу.

00:35:08 И есть другая задача или другой способ решить проблемы – это что сделать? Да, изменить себя. Кови говорит об этом в самом начале, о том, что есть множество различных книг, различных писаний, различных пособий, которые помогают человеку изменить как бы свою этику, своё поведение и приспособится и ещё что-то и он говорит не работает в конечном счете. Единственный результат этого всего – это пустота внутреняя, опустошение, автоматизм какой-то, утрата своей собственной личности. Но есть метод, который работает – это решимость поменять самого себя, решимость по-настоящему сделать фундаментальные изменения внутри и он называет это этикой характера. Не внешней, манипулиционной какой-то этикой, а этикой своей сущности. То, что он предлагает и то, что предлагает не только он, но ведические писания и другие священные писания, это очень мощные инструменты для изменения себя. Тут нужно быть очень внимательным, потому что это в высшей степени важная вещь. Нам нужно поменять свою природу или натуру. Мы будем говорить, что это значит, каким образом её менять, как она меняется, какие процессы этому.. это сопровождает, то есть сам материал сам по себе в высшей срепени интересный.

00:37:09 В той же самой Махабхарате есть любопытная история, история про Прохлада и Индру. Индра – это великий и могущественный царь, правитель планетных систем больших. И какой-то обычный человек с Земли стал могущественней, чем он. Всегда у царей есть эта параноя, что кто-то станет более могущественней, чем он, кто-то меня свергнет. Он стал пытаться понять секрет, где этот секрет силы или могущества этого царя Прохлада. В конце концов он в поисках этого секрета пошел к нему и стал ему служить. Нанялся к нему в слуги, стал служить, ухаживать за ним и, когда то стал доволен им и сказал: "Что тебе нужно? Проси у меня все что хочешь". Тот сказал: "Раскрой мне свой секрет". Или он даже сказал не так, он сказал: "Отдай мне свой характер, свою природу. Отдай мне свою этику. Я наблюдал за тобой, я видел как ты себя ведешь, я понял в чем секрет твоей силы. Секрет твоей силы в том, что ты можешь вести себя. У тебя есть цельность и это дало тебе силу и власть. Отдай мне это". И тот будучи, - это аллегорическая история – тот, будучи человеком честным, верным своему слову сказал: "Забирай!" И в этот момент из его тела вышло некое белое существо и объявило, что я его безупречное поведение, и я перехожу к тебе. Вслед за этим, там была серия таких явлений, вслед за этим после того, как первый из него изошел – это поведение, из него изошел, изошла праведность. Некая сущность вышла из него и говорит: "Я там, где правильное поведение, правидность тут. Я ухожу за ним, за этикой, за поведением от тебя". Потом ушла правда или истина. Потом ушло благочестие. И потом ушло процветание. Иначе говоря, в этой цепочке показано, как правильное поведение, в основе которой лежит наша природа, приводит к тому, что человек становится праведным, у него.. за ним становится правда или истина, благочестие и в конце концов процветание. Все то, что нам нужно. Но все это зиждется на одной не простой вещи, на нашей природе, на нашей натуре. И ее-то, мы все знаем, поменять очень сложно. Вот.

00:40:26 И тут начинается очень важный материал: как эту природу или натуру поменять. На самом деле это не так сложно, как нам это кажется. Кто-то пытался поменяться? Поднимите, пожалуйста, руки. Кто-то пытался поменяться и у него ничего не получилось? Поднимите руки. [Смеется]. Это натура [обладает] наша или наша природа. Я рассказывал как-то первый раз, когда приезжал сюда в Ригу, второй раз отчасти, когда рассказывал карму. Определенной стабильностью или некой что ли устойчивостью. Это понятно потому, что если бы поменять нам нашу природу было слишком легко, то тогда бы был хаос. Должна быть некакая стабильность в самом основании. Природу, натуру поменять сложно, до какой-то степени сложно. Но есть один очень существенный механизм, с помощью которого натуру можно поменять. Хотите узнать, что это за механизм? Да? Хотите? Громче крикните, пожалуйста. (В зале: Да). Я хочу, чтобы вы немножко развеселились, чтобы [Смеется].

00:41:55 Сейчас мы об этом с вами будем говорить о том, как поменять свою натуру, как поменять свою природу. В основе этого, в основе нашей натуры, нашей природы, нашего поведения, наших каких-то установок лежит очень тонкая вещь. Эту тонкую вещь можно поменять, потому что она тонкая. Ее сложно поменять, потому что, как правило, мы не отдаем себе отчета в этом. Кови, автор этой книги, называет это сменой парадигмы. Парадигма – это научное слово, которое означает систему взглядов. Система взглядов или система ценностей. Это тот самый секрет, который очень глубоко в нашей сущности скрыт и который собственно определяет некую стабильность нашей натуры. Именно из-за того, что эта вещь не меняется. Попытки поменять что-то внешне тоже оказываются неудачей. Это что-то вроде, как в сказке про Кощея Бессмертного, как его жизнь была скрыта, что она там где-то в яйце, ещё где-то там, яйцо там в ларце, ларец на дубу, дуб сторожат. Точно так же у нас, глубокого внутри, есть некая система, которая составляет в высшей степени важные вещи для нас, очень глубокие, и докопаться до них трудно.

00:44:06 Но с другой стороны перемены, реальные перемены, возможны только тогда, когда я до этого докопаюсь, когда я отдам себе отчет в своих парадигмах, в системе ценностей и буду менять это. Все остальное поменяется легко автоматически. Все остальное будет меняться очень просто, все решится тут. Проблема с этим: каким образом поменять эти парадигмы и каким образом прийти к этому изменению. Давайте с вами подумаем над этим и найдем ответ или решение этого.

00:45:00 Я тут немножко опять же выйду за пределы того, что написано в самой книге. Я периодически это буду делать. Я дам вам три очень могущественных способа перемены парадигмы или перемены системы своих взглядов и ценностей. Опять же это не будет каким-то магическим трюком. Не ожидайте от этого семинара, от этой книги от чего-либо серьезного, просто дешевых магических трюков, нету магических трюков. Мы имеем дело с очень серьезными фундаментальными вещами о вопросе жизни и смерти нашей. И нужно понимать, что простых рецептов не бывает. Но, тем не менее, есть алгоритмы, которые действуют, работают. Но чтобы применять их в своей жизни, нужно трудиться. Я не обещаю вам ничего легкого, но я обещаю вам очень счастливый путь перемен, если мы будем ясно понимать, какие законы лежат в основе того, о чем мы говорили.

00:46:16 Кови в своей книге приводит любопытную вещь. Наверняка многие из вас знакомы в этим трюком. Он говорит, что если людям показать сначала вот эту картинку, видите картинку? Видно, что на ней изображено? Женщина в полупрофиль молодая, симпатичная. А потом показать вот эту картинку. Что вы видите на ней? Не, вы не видите вторую женщину на ней. Это вам кажется, что вы видите женщину потому, что вы ответ знали. Если б вы увидели её, старую женщину, то бы вы увидили, иначе говоря, это простой трюк. Наверняка все из вас знают. Есть картинка, в которой комбинированная или сочитаются две картинки. Но увижу я в этой картинке то, что я увидел предварительно. Если мне сначала показать картинку, где только одна картинка нарисована, я увижу эту картинку здесь. Если мне сначала показать другую картинку, я увижу её тут. Так, это хорошая иллюстрация того, что такое парадигма, лежащей в основе нашей природы. Парадигма, которая, или система ценностей, которое лежит в основе нашей природы, это некий предварительный опыт, который у нас есть. Точно также, если мы увидели эту картинку предварительно, мы определённым образом настроились, мы будем видеть одно. Что он хочет нам сказать? То, что мы видим мир не таким, как он есть. То, что мы видим мир - это простая вещь, но тем не менее часто мы не отдаем себе отчета в том, насколько наше видение мира искажено нашим предшествующим опытом.

00:48:19 Первое положение - в высшей степени важное. Слушайте внимательно. Мы должны понимать, что наше видение мира целиком определяется нашим предыдущим опытом. Этот опыт накладывается на наше видение мира и этот опыт мешает нам увидить мир объективно. Иногда мы видим других людей очень злыми или там есть разные формы этого видения, в зависимости от того какова моя ментальная призма. Я смотрю на мир сквозь призму своего опыта или сквозь призму своего ума. Это ментальная призма определяет то, что я вижу. Это ментальная призма, к сожалению не совершенна, она искажена. И как минимум это я должен хорошо понять и признать . Я должен понять, что я не вижу мир объективно и что мое видение так или иначе искажено или каким-то образом извращено в результате моего предыдущего опыта. Поэтому когда я говорю, а мы все говорим: "Я прав". То это что означает? Что я не прав. [Смеется].

00:49:57 Что очень важно нам понять? Изменение, перемена не начнется. Изменение нашей природы, изменение парадигмы, нашего видения мира не начнется до тех пор, пока я не пойму, что я не прав. Что мое видение мира не совершенно по определению. Что на него влияют какие-то факторы, которые я даже не знаю. В детстве на меня собака тяфкнула. И этот лай, этот испуг, который у меня отложился, он искажает мое видение мира. Я сам не знаю как он искажет. Еще какие-то вещи. Эта собака, Господь с ней. Собака это ещё самое маленькое, что со мной произошло. Сколько с нами всяких дурацких событий произошли. Все они откладываются у нас тут. И когда люди дерут глотку и ругаются друг с другом и кричат: "Я прав. Я прав. Я прав." и не могут понять друг друга, причина только в том, что каждый смотрит на мир сквозь собственную призму. И каждый по-своему прав. Можно сказать да, что какая-то правота в этом есть, но перемены не начнутся до тех пор, пока я не пойму, что мое видение мира искажено, не несовершенно и начинать нужно именно с этого. Иначе говоря, первый… Иначе говоря, мы видим мир таким каковы мы сами. Если кто-то записывает, то по крайней мере это утверждение запишите или отметьте.

00:51:37 На санскрите есть аворизм, который утверждает тоже самое: "атмаван манйате джагат". На русском языке тоже поговорка есть, да? "Атмаван манйате джагат" значит: "Я вижу мир такой, какой я." Я вижу везде отражение самого себя. Я на мир накладываю свою собственную проекцию своего собственного сознания. И чтобы по-настоящему поменять своё видение мира, я должен понять, что мое видение мира субъективно и я могу ошибаться. Кто-то может допустить, что он может ошибаться? Да? Тогда у вас [уже] надежда ещё есть. Тогда вы не безнадежны. [Смеется]. Это постулат номер один. Этот постулат очень сложный большинству людей принять. Большая часть людей в простых бытовых даже ситуациях - муж с женой - один прав и другая права. И две правых и два правых они не могут жить под одной крышей, потому что они оба правы и это.. и у них разная правота. [Смеется]. Из-за этого возникают ссоры и все остальное. Иначе говоря, первым шагом к изменению является одно простое качество – способность признать то, что мое понимание может быть не самым совершенным, это качество во всех духовных системах называется смирением.

00:53:21 Любые перемены начинаются с этого. Любые перемены в жизни человека начинаются с осознания того, что может быть я не прав. Я совершил какую-то ошибку – раскаяние, боль, дурные последствия, которые ко мне приходят, они делают нас смиренными. Делают человека, заставляют человека сомневаться в своей собственной правоте. В этом смысл смирения. Может быть все не так, как мне кажется. Обычно мы застыли в своих взглядах, но проблемы, которые сваливаются на нас, - это очень хороший стимул для того, чтобы нам начать меняться. Перемены начинаются с этого. Это первая вещь - сомнение в своей собственной вечной неизменной правоте. И это сомнение помогает человеку по-настоящему поменяться и стать хорошим человеком. Со смирением. В ведах говорится, что смирение – это результат правильного знания, правильного воспитания. Смирение не значит некая уродливость или низкая самооценка или ещё что-то, как иногда люди в современной культуре не правильно понимают это. Смирение - это результат настоящего знания. Это открытость к переменам, открытость к новому знанию, открытость ко всему новому и без этого никаких перемен не будет.

00:55:01 Хотел рассказать вам историю из своей собственной жизни. Каким образом эти, каким образом у меня в какой-то ситуации поменялась парадигма. Это иллюстрация, это будет иллюстрация ко второму моменту. Всего есть три момента, которые помогают нам поменять парадигму или помогают нам докопаться внутри до своих взглядов и что-то с ними сделать. Первое - это обычно какое-то потрясение, смирение, сомнение в собственной правоте. Вторая тоже очень важная вещь. Давайте с вами подумаем, что ещё помогает нам поменять свой взгляд на мир.

00:56:04 Автор этой книги тоже приводит шокирующий пример, связанный с ним, когда он смотрел на какого-то человека, едущего в метро. И человек этот не обращал внимание на детей, которые были с ним. И дети бегали по всему вагону и мешали другим. И он внутри его осуждал и критиковал: что такое, что за человек, кто он такой вообще, едит тут, дети его мешают всем. В конце концов он не выдержал и сделал замечание этому человеку. Человек посмотрел отсутствующим взглядом на него и сказал: "Простите меня, пожалуйста. Я, наверное, действительно что-то не правильно делаю, но у меня два часа тому назад умерла жена, а это её дети. Я сейчас не знаю, что мне делать и как мне быть". Вот в этот момент у меня картина в моем глазу, в моих глазах, поменялась полностью. Мгновение назад я видел этого человека как полностью пренебрегающим, безответственным, пренебрегающим своими обязанностями. Тут я понял что-то совсем другое про него, и я увидел в нем личность, другую личность, не то, что я видел то этого. Картина совсем другая стала. Переключение произошло практически мгновенно.

00:57:25 У меня в жизни тоже было такое. Я предлагаю вам тоже подумать над этим. Подумать, когда у вас коренным образом менялось видение мира. Я сейчас расскажу свою историю. Или даже не мира, а какого-то отдельного человека, когда вы вдруг что-то узнавали про этого человека. Как мы смотрим обычно на людей? Давайте подумаем над этим. Обычно, когда мы смотрим на другого человека, у нас есть некая примитивная схема. Эта схема строится в соответствии с нашими собственными недостатками, как правило. Мы видим в другом человеке свои собственные недостатки, свои собственные изъяны, приписываем их ему и довольны. У нас есть какая-то карикатура, которая внутри получилась от этого человека. Что самое удивительное, что самое несправедливое это то, что мы потом на основании этой искаженой карикатуры начинаем строить с ним отношения. И не удивительно, что наши отношения очень часто так неудачно складываются.

00:58:30 У меня была история, когда со мной работал один человек под моим началом. Он приехал тогда ещё из Советского Союза в Швецию. Я жил в Швеции. Вот и этот человек, я его просто через две недели совместной работы я стал ненавидеть, потому что он был ленивым, он отлынивал от всего, он куда-то бегал все время и ещё что-то такое и в конце концов, в довершении ко всему он уехал на помойку, на какую-то швецкую (швецкие помойки это не советские помойки), и там с этой помойки притащил какое-то какие-то там швецкое барахло, которые выбрасывали на помойку. [Смеется]. Холодильник какой-то притащил. Мое терпение лопнуло. Я вызвал его и сказал: "Все уезжаешь обратно", "Негодяй" - там, "Видеть тебя не хочу!" Он сказал: "Не поеду никуда. Останусь тут". Нагло так. Нагло улыбаясь. Я думаю, надо же как, наглец какой, а? Мало того, что вести себя не умеет ещё и негодяй. Нагло улыбается и отказывается. Я сказал: "Поедишь!" Тут он плакать начал. Он сказал: "Вы знаете, я гомосексуалист и, если я поеду назад, я вернусь к своим прошлым привычкам, к своим друзьям. Я сюда приехал, чтоб как-то от этого скрыться и чтоб поменять свою природу и чтобы измениться к лучшему. Если Вы меня сейчас ушлете, то все конец мне будет". Теперь представьте, как я стал на него после этого смотреть?

01:00:12 Я увидел другого человека. Я увидел совсем другой мир. Я увидел личность, личность со своими проблемами, со своими стремлениями к чему-то лучшему, с проблемами естественно, которые есть. Но я увидел то, чего я раньше не видел и то, чего мы часто в людях не видим и не замечаем - это устремление к высшему, к лучшему. И я готов был все ему сделать, я сказал: "Оставайся, оставайся сколько угодно. На помойку я тебя сам возить буду". [Смеется]. Уже это не важно было. Важно было другое. Это мгновенные перемены видения, которые в свою очередь повлекло за собой перемену моего отношения к нему, перемену моего поведения, только что я стучал кулаком по столу, кричал на него, только что я ругался с ним. Вдруг все поменялось, все мгновенно поменялось, потому что поменялось видение, поменялась моя парадигма его. Оно произошла за счет чего? Еще один очень важный способ поменять эту парадигму. Какой? А? [Говорят из зала не слышно] Сострадание, оно не само происходит. Если более универсальным образом формулировать эту вещь, перемена нашей парадигмы происходит при соприкосновении с совсем другой точкой зрения. Я соприкасаюсь с чужой точкой зрения, вижу её, и начинаю понимать, вдруг она мне расскрылась. Что он мне рассказал? Он мне рассказал свою точку зрения, своё видение, которые было от меня скрыто. И эта его точка зрения, я вдруг посмотрел на вещи его глазами и все, и все поменялось из-за этого.

01:02:08 Следующий способ очень важный - это слушание, когда я слушаю другого человека, причём слушаю с открытым сердцем. Слушаю, стараюсь понять его точку зрения, стараюсь его как-то до конца понять или как-то проникнуть. Не просто так, а вижу в нем личность и пытаюсь его услышать по-настоящему. Это мой способ поменяться. Это очень могущественный способ поменяться. Когда я искренне задаю вопросы, я хочу понять. Это, к сожалению, труд, который мы себе не всегда даем делать, не всегда готовы на этот труд просто послушать другого человека, узнать. Мы сразу принимаем решение, сразу же выносим свой приговор и как-то из-за этого совершаем ошибки. Кто делает таким образом, поступает таким образом, слишко торопится вынести приговор не послушав другого человека? Наверняка многие грешат этим. Слышать значит встретиться с другим человеком, узнать. Слушание или задавание вопросов.

01:03:31 Еще раз это часто то, на что у нас не хватает терпения или просто культуры спросить у человека, узнать прежде, чем свой приговор ему вынести, узнать, услышать. Или просто услышать чужую точку зрения, не бояться ее. Даже если эта точка зрения полностью расходится со мной, послушайте, узнайте. Смирение подготавливает нас к этому, подготавливает к тому, чтобы услышать. Но нужно услышать еще, нужно её узнать. Это очень важный следующий момент для перемены. А? Ага! Все понял. У меня просто московское время на часах.

01:04:23 И есть третий очень важный момент, который также позволяет человеку поменяться. Это вещь обычно приходит к нам в результате какой-то ошибки, какого-то раскаивания, какого-то переворота внутреннего, что-то с нами случается, кто-то умирает, ещё что-то такое. Часто результатом этого является внутреннее смирение или открытость к переменам. Слушание может привести к очень резкой, мгновенной. внутренней перемене. Видение. Вдруг все поменяется у нас. Я помню, что когда, другой пример из моей собственной жизни, когда я впервые прочел Бхагават Гиту. Я тогда учился в аспирантуре, был химиком. Я прочитал Бхагават Гиту и меня поразила логичность этой книги. То, что там есть некая абсолютно другая система, абсолютно другое видение мира, полностью отличное от того, чему меня с детского сада учили, но, тем не менее, не менее логичная и не менее связная. И я помню, что это меня полностью, как громом, поразило. Я ходил по улицам и иногда я пытался увидеть мир старым. Я смотрел на деревья и думал – это метахондрии, там и там фотосинтез идет и там кислород, углеводород. [Смеется]. [Все это вещь]. Вот оно просто так случайно возникло из какой-то амебы. Амеба думала-думала и превратилась во все это. Так. И вдруг - другое! Бхагават Гита – это песнь Бога, где Кришна объясняет совсем другое видение мира, картину мира другую. И вдруг я вижу другое, все закономерно и все связно, все гармонично. Есть какие-то высшие законы, которые этим управляют. Это была также мгновенная смена парадигмы, которая произошла в результате слушания или в результате чтения, соприкосновения с какой-то чужой точкой зрения.

01:06:37 Но к сожалению это ещё не все. Было бы хорошо, если бы этим все заканчивалось. Еще раз. Речь идет о том, чтобы поменять что-то очень ценное внутри. И хотя эти вещи помогают нам начать перемены, чтобы закрепить перемены, нужно ещё одну вещь сделать. Нужно делать ещё что-то или должно быть третье условие, которое помогает перемену закрепить. Как по-вашему? У кого-то есть какие-то идеи? [Ответы из зала, не слышно] Да. Да. Практика – это хорошее слово. Я должен действовать в соответствии с этим, действовать с каким-то пониманием, которое мне пришло. То есть это действие, в соответствии с пониманием которой, ко мне пришло, будет встречать неминуемое сопротивление изнутри, потому что я привык действовать по-другому. Иначе говоря, я должен начать действовать не так, как я хочу. Что у меня было до этого? До этого я был в большей или меньшей степени гармоничный человек со своими привычками, с соответствующим образом действий, ещё с чем-то. Поменялась моя парадигма, а по привычке я ещё буду действовать по-другому.

01:08:28 И следующий момент очень важный – я действую не так, как я хочу, а так как нужно, исходя из какого-то нового другого видения. В каких-то случаях, простых случаях, это может быть очень быстро, как я рассказал этот пример, как поменялось мое отношение к этому человеку. Мгновенно отношение поменялось, поведение мое поменялось. Мне не нужно было заставлять себя. Но в каких-то в других случаях, особенно когда речь идет об очень фундаментальных вещах, привычки, они продолжают по энерции действовать в нас. И это действие просто чтобы, для того чтобы запомнить или для того чтобы было легче, чтобы это привелось в одну картину. Я назову это слово тоже начинающимся с буквы "С". Это принцип трех "С". Служение.

01:09:36 Я начинаю действовать, исходя из высших ценностей, не смотря на то, что какая-то часть, нисшая часть моей природы, сопротивляется этому. В этом собственно суть служения. Это формула, которая также приведена в Бхагават Гите. Это формула изменения, тройственная формула изменения, дающаяся в Бхагават Гите. Там, где описывается знание или изменение парадигмы, глобальной парадигмы или нашего видения мира. В стихе, который предшествует этому, Кришна объясняет: "тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах" - если ты хочешь, чтобы твоё видение мира поменялось, эти три вещи должны быть: смирение, слушание или задавание вопросов и служение. Это то, что приводит к окончательному, внутреннему перевороту, к революционному перевороту внутри. Это три очень важных принципа перемен, которые в конце концов полностью меняют мое видение мира. Это, что касается парадигмы.

01:11:09 И в ведической культуре есть четвертое "С", четвертое слово на с, которое все это вместе собственно сводит. Это слово называется "садана". Кто-то слышал это слово, да? Садана значит практика, - правильно сказали, назвали это слово - практика, предназначенная для достижения какой-то высокой цели и, которое в конечном счете предназначено для внутреннего изменения человека. Садана или эта практика, которая состоит из этих аспектов, из этих элементов, - это в высшей степени важное условие изменения, трансформации, роста. В йога-сутрах Патанджали Муни, великий йог, который сформулировал философию йоги, он также говорит о трех аспектах саданы очень важных, чтобы правильно настроится.

01:12:26 Я очень благодарен "Радуге" за то, что меня пригласили именно с этой темой. И эта тема, она очень коварно будет раскрываться перед вами. Я только начну и уеду сразу. [Смеется]. И у вас будет полгода, чтобы попрактиковаться в том, что я расскажу. Но зато вы увидите или сможете почувствовать каким образом следующий материал будет ложиться уже на какую-то более плодородную почву, подготовленную. Так вот, садана или практика, которая необходима для того, чтобы я менялся в соответствии с йогой-сутры, состоит из трех моментов: она длительная должна быть. Пожалуйста, не ожидайте быстрых перемен. Быстро только котята рождаются и цыплята тоже, наверное. Ничего хорошего быстро не происходит. Что бы что-то, как в ведических писаниях говорится, что хороший плод, он долго зреет. Приводится в примет гранат. Гранат, он несколько месяцев ему нужно, чтобы он созрел. Он долго-долго зреет, но он очень полезный в результате этого. Быстрые перемены не могут быть, не ожидайте. Какие-то вещи, какое-то изменение в результате слушания может произойти, но потом нужна длительная практика садана по тому, чтобы действительно эти перемены закрепились внутри как следует.

01:14:09 Вторая – непрерывная, непрерывность. Вся эта книга очень могущественная и призыв к постоянным изменениям. Сам автор этой книги говорит, что я советую вам по-другому читать эту книгу, не так как обычные книги. Возвращайтесь к ней, смотрите, сверяйте с ней свою жизнь, не просто пролистайте её и положите на полку. Каждый день нужно к небольшим переменам стремиться. И какие-то практические вещи я завтра буду говорить практические вещи, которые мы можем делать, каждый из нас может сделать. Я уверен, что это будет очень благодарная вещь.

01:14:59 Третий аспект саданы или практики нашей - это сознательность. Сознательность значит памятование о цели – зачем мне это нужно. Почему я так много времени вначале посвятил доказательству того, что это в конце концов нас сделает счастливыми? Что другого способа нет? Мы должны поменять себя в лучшую сторону. Мы должны постоянно находится в процессе этих перемен. Только в этом случае мы сможем по-настоящему чувство собственного достоинства развивать. Это сознательность, потому что тенденция будет заниматься какой-то практикой, как? Как? [ответ из зала не слышно]. Механически, да. Мы слишком механизированы. Нам хочется все переключить на автопилот, поскорее выключить своё сознание, рассеять сознание, сознание не приспособлено к этому. И все неудачи в практике случаются из-за того, что люди не исполняют этих условий либо они слишко нетерпеливы, быстро бросают, начинают и бросают. Кто из вас начинал и бросил что-то хорошее делать? Так. Либо они прерываются - сегодня делают, завтра не делают, после завтра опять делают, потом опять не делают как-то с этим. Либо делают это механически. Делают без должной вещи. Но это на самом деле, если правильно подходить к этому без какого-то напряжения, без всего остального это очень увлекательный процесс – делать каждый день постепенно и результаты обязательно придут.

01:16:50 Это был следующий раздел мой. Сама книга называется "Навык", "Семь навыков высокоэффективных людей". Кови дает очень интересный, в высшей степени интересный, он сам не понимает до какой степени интересное определение "навык" он дает. Я прошу прощения – это может звучать несколько высокомерно. [Смеется]. Но это факт. Дает определение "навыка". И когда я думал над его определением очень важным, а чтобы понять, что такое навык, то надо понять вообще из чего он состоит, как его развивать в себе. Я понял, что действительно за тем, что он говорит, стоит очень глубокая философия. Мне сначала хотелось прочитать несколько цитат, касающихся навыков или привычек, об этом идет речь – о том, что мы вырабатываем в себе некую другую природу или другие навыки на основании существенной перемены своего взгляда на мир.

01:18:09 И я несколько знаменитых цитат прочту. Одна у него приводится: "Посеешь мысль - пожнешь поступок. Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу". Это закон кармы в другом изложении. Мысль, поступок, привычка, характер и судьба. Обычно, когда мы говорим карма, мы имеем в виду судьба, предопределенность, ещё что-то, но судьба или предопределенность начинается с мысли. Хорошая вещь. Марк Твен хорошую вещь сказал: "Привычка – есть привычка. Ее не выбросишь за окошко. Можно только вежливенько со ступеньки на ступеньку свести её с лестницы". То, каким образом к привычке нужно относится. Если у меня есть какая-то привычка, её сложно переделать. И любопытную вещь Федор Михайлович Достоевский сказал по поводу привычек. Он сказал, что вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных за первую половину привычек. Иначе говоря, вся жизнь человеческая делится на две части – в первую мы накапливаем привычки, а вторую живем по привычке.

01:19:51 Ромен Ролан сказал по этому поводу: "Привычка - это вторая натура" и оказывается для большинства людей их единственной натурой. [Смеется]. Хотя говорится, что привычка это вторая натура. На самом деле, Паскаль сказал: "Привычка подавляет натуру или природу человека". Кант говорил: "Чем больше привычек, тем меньше свободы". То есть разные есть мнения по поводу, что такое привычка, навык или ещё что-то. Но самое замечательное определение, которое мне больше всего нравится, принадлежит Пифагору. Это очень хороший что ли девиз или слоган. Пифагор сказал: "Избери лучшее, а привычка сделает это приятным". Выбери сам самое лучшее из того, что ты понимаешь, и ты научишься это делать. Привычка, если это хорошее, лучшее войдет в твою природу, станет твоей природой, это станет приятным. В начале сложно, вначале менять себя очень сложно, но сам этот принцип, он действует: "Избери лучшее, а привычка сделает это приятным".

01:21:35 И тут мне хотелось рассказать что это такое, собственно, привычка, чтобы мы с вами яснее поняли даже может быть даже яснее, чем Стивен Кови. Он говорит, что привычка состоит или навык, навык более правильная вещь, складывается на пересечении трех сфер. Я не очень красиво нарисовал, но не важно. Не понятно на, что это похоже. [Смеется]. Или при ответе, если человек, навык появляется у человека, какая-то привычка, которая становится его природой, появляется у человека, и если он знает ответ на три вопроса: как? что? зачем? Сейчас я покажу вам эту диаграмму, чтобы она была. Она там более красиво нарисована. То есть, зачем это знание? Я должен знать, зачем мне это нужно. Так. У меня должно быть, собственно, знание. [Я не большое]. [Говорят из зала не слышно]. Не совсем правильно. Что тоже относится к знанию. Я должен знать как это сдедать, то есть уметь.

01:23:43 Знание, умение, так, и желание. Когда эти три вещи сходятся, я могу знать и хотеть, но не уметь и тогда навыка не будет. Я могу уметь и знать, но не хотеть и тогда навыка не будет. Я могу знать и уметь, но не хотеть или как там? Или уметь и хотеть, но не знать. Так. Зачем мне это нужно? Как? Что? Что делать? Тогда тоже навыка не будет. Иначе говоря, он говорит, что человек, что чтобы поменять что-то, человек должен очень ясно знать ответ на три этих вопроса. Как? Зачем мне нужно это знать? Зачем мне нужно это делать? Что и зачем. И у меня должно быть очень сильное желание захотеть, что, чтобы это действительно сложилось в мою привычку. [Не слышно] Не правильно я написал [не разборчиво] только там, где все три сферы пересекаются. [Говорят из зала не слышно] Ну да, примерно так.

01:25:10 И слушайте внимательно, сейчас я вам открою то, чего сам автор не знает. Я стал думать над этими тремя вещами или над этими тремя вопросами над желанием, знанием и умением и понял одну очень существенную вещь. В соответствии с Ведами природа души – вечность, знание и блаженство. Садчитананда - это вечная природы души, духа, искорки духа. И весь этот мир состоит из этих же принципов. Духовный мир состоит из этих же принципов. В соответствии с этим есть три энергии, изначальных энергий, которые, собственно, определяют бытие. Если мы посмотрим, мы поймем, что эти три вещи: это во-первых то, к чему мы все стремимся - это, собственно, наше бытие, наша природа. Так. И есть три энергии, эти три энергии на санскрите называются "бала", что значит – сила или умение. "Гьяна", что значит знание. Вернее.. Извиняюсь. [не разборчиво] ну да, умение. Знание [не разборчиво]. "Крийя" – значит желание.

01:27:22 Иначе говоря, речь идет о полной трансформации нашей природы. Вот она наша природа, она из трех вещей состоит. И когда речь идет о навыке, когда мы говорим о навыке, мы не говорим о навыке как таковом. Навык – это, ещё раз, это просто, когда мы слышим это слово, это какая-то привычка, ещё что-то. Речь идет о том, что он здесь нам дает понимание того, какова должна быть наша природа и как эту природу, правильную природу, соответствующую духовным принципам или духовным законам, можно сформировать. Поэтому не даром говорится, что привычка – вторая натура, что там, первая натура или там никакой другой натуры кроме привычке нет. Речь идет имено об этом в конце концов. Есть некая внутренняя природа или бытие. Речь идет о фундаментальной категории бытия. Вот они мы и мы можем целиком себя поменять, полностью. Если у нас будет ответ или если будет три этих вещи, мы будем желать это сделать, знать, как это делать и хотеть это делать. Вот и все. Три этих вещи нужно иметь, чтобы в конце концов все, все к нам пришло.

01:29:03 И я буквально еще, я сейчас, это все было некое введение. Что такое навык, мы определили. Мы определили зачем нам нужны эти перемены. В конце концов, человек не сможет стать счастливым, если он это не сделает. Мы описали, каким образом эти перемены происходят в человеке. И сейчас, собственно, уже сам материал этих семи навыков. Сама книга называется "Семь навыков" и эти семь навыков, которые составляют нашу природу. Это описание, очень интересное описание динамической природы человека, природы способной к самоизменению, к самосовершенствованию, состоящей из этих семи вещей. Тут мне хотелось ещё одно, заострить ваше внимание на этом. Эти семь навыков имеют свою внутреннюю структуру и эта внутренняя структура. Я назвал её, опять же это мое добавление, этого нет у Кови, хотя он говорит об этом отчасти, эти семь навыков - это формула человеческой зрелости.

01:30:33 Вам когда-нибудь приходилось встречаться с людьми, которые в своем поведении, в своей реакциях на мир были не зрелыми, как будто бы ребенок еще, как будто бы он уже, вроде большой уже, а он ведет, как ребенок, реагирует, как ребенок. Были такие вещи? Зрелость или эволюция это очень важные вещи или очень важная ценность человека и семь навыков, о которых говорит господин Кови, это формула зрелости, это формула зрелости звучит так, она также имеет троичную природу: от зависимости, куда? От зависимости к независимости, от независимости к взаимозависимости. Это формула зрелости. Это то, каким образом человек развивается в своей эволюции и то, к чему мы должны стремиться. Чем важен эта схема или этот результат – она показывает путь, по которому мы должны идти.

01:32:06 Первый шаг или начало любой жизни человек всегда начинает с зависимости какой-то. Мы зависим от других. Эта зависимость.. сам Кови называет это ты-парадигмой. Зависимость в каких словесных формулировках выражается? Когда я завишу от другого человека. Ты, что? Ты должен. Ты виноват. Еще что? Ты обязан. Ты мне это сделал. Из-за тебя я страдаю. Да? Слышали такие вещи? Когда человек перекладывает что? Ответственность на другого и это формула зависимости. Это первый незрелый этап человеческой жизни и часто люди остаются на этом этапе. Как маленький ребенок, он зависит от других людей. И когда мы все время обвиняем других людей, все время мы притворяемся или играем жертву из себя, изображаем жертву или, когда мы обвиняем других, ещё что-то такое – это парадигмозависимости. От зависимости куда человек должен перейти? К независимости. Независимость - это как можно назвать парадигму эту? [Ответ из зала не слышно]. Я-парадигма, да. Я. И как бы вы её сформулировали? Какими бы формулами вы её сформулировали? Словесными. Я должен. Я сам. Я могу. Я это сделаю. Я добьюсь. Что еще? Какие ещё у нас есть? [Ответ из зала не слышно]. Да, я несу ответственность. В конечном счете, именно это – я несу ответственность, я могу выбирать. Тут человек жертва, он жертва обстоятельств, жертва каких-то других людей, жертва кармы своей, жертва акушерки, жертва плохого воспитания - все что угодно, всегда можно изобразить это из себя. Это зависимость. Тут я выбираю. У меня есть все. Человек на самом деле все может поменять, все, ровным счетом все. Всю свою карму может поменять. Не важно какая у него акушерка была, не важно какой у него гороскоп. Не важно что… И это очень хорошая вещь. Но, к сожалению, многие люди останавливаются на этом этапе. И это еще, это промежуточный этап человеческой зрелости. Человек, который останавливается тут: я могу, я выбираю, ещё что-то такое, он не понимает очень существенной следующей вещи.

01:34:55 Какая следующая парадигма или высший этап человеческой зрелости? Мы, мы-парадигма. И каким образом можно сформулировать эту мы-парадигму? Третью часть? А? [Ответ из зала не слышно]. Ну, да. Мы вместе, мы можем, мы способны это сделать, мы можем создать что-то значительное. Я рассказывал на прошлой лекции, когда я был здесь в "Радуге", о природе человеческого разума или будхи. Природа человеческого разума имеет два аспекта очень важных, которые соотвествуют, и собственно зрелость человека – это зрелость разума, это не что иное, как развитие, внутренее развитие самого главного инструмента, который дан нам Богом. И есть два важных аспекта нашего разума, которые собственно соответствуют этим двум уровням.

01:36:10 Первое это творческий разум. Правильно? Когда человек способен что-то сделать, то это проявляется в его творчестве. То есть для ты-парадигмы это неразвитый разум. Когда разум слабый, все эти игра - в жертвы, обвинение других, вечное брюзжание, ещё что-то - это следствие не совсем развитого разума, слабого разума. Так. Когда разум становится сильным, то человек способен творить, он способен что-то делать и он осознает это, ему приятно, ему хочется реализовать себя в какой-то деятельности. И это творческий разум. Так. Но есть ещё одна удивительная вещь – самое высшее проявление человеческого разума – это способность к сотворчеству или способность к сотрудничеству, когда мы ценим других, видим других, когда мы радуемся тому, что они другие, не боимся того, что они другие, что у них другие взгляды и это высшее проявление высшее ступень развития человека – сотворчество или сотрудничество.

01:37:44 Если посмотреть на ведическую культуру, то ведическая культура ставила перед собой именно эту задачу: помочь человеку творить вместе, делать что-то удивительное вместе. И к сожалению люди часто этих вещей не понимают,как, да какой степени? Что не нужно даже останавливаться на этом этапе. Многие люди только тут останавливаются, но даже этот этап это ещё половинчатая вещь, что в конце концов человек должен найти себя в этом обществе, коллективе и особенно на Западе. Западная культура в высшей степени индивидуалистическая, она делает нас инидвидуалистами, эгоистами и люди лишаются этой возможности, этой радости. И это высшее проявление этого сотворчества или сотрудничества как называют? [Ответ из зала не слышно]. Любовь. И это высшая цель человеческой жизни. То есть на самом деле, если как следует, внимательно читать то, о чем здесь будет говориться, то мы в конце концов разовьем в себе способность к любви. И это как бы пик, вершина способности человеческой природы, когда человек полностью себя раскрывает, только в любви, только в самопожертвовании, в сотрудничестве в другими , в любовном сотрудничестве с другими человек может быть по-настоящему счастлив.

01:39:24 И тут, чтобы понять, соответственно, я сейчас быстро, у нас уже осталось всего несколько минут. Я, чтобы завершить это материал, назову эти семь привычек, о которых говорит Кови. Эти семь привычек, три первых относятся от зависимости к независимости. Так. Первая привычка - это быть проактивным и посмотрим, что это такое. Завтра у нас будет. Это очень важная вещь, очень интересная. И тут будут уже конкретные задания проактивность, способность к проактивности. Вторая привычка – начинайте с конца. Эта привычка видеть цель и понимать ясно, прежде чем я делаю что-то, ясно видеть цель. Навык эту цель отчетливо ставить перед собой, видить, понимать, чем мы руководствуемся при этом. Навык миссии. Там же объясняется, каким образом эту миссию внутри себя найти, своё предназначение понять. Это очень практическая и практичная вещь. Начинайте с конца. То есть поймите, что в конце концов хотите сделать.

01:40:59 И третья вещь - это уже на английском называется: first seems first. Это способность приотизировать своё время или расставлять правильно приоритеты, исходя из всего этого, потому что мы очень много времени зря тратим, не понимая что же важно в нашей жизни, а что не важно, и растрачиваем нашу жизнь на пустяки какие-то ненужные совершенно вещи, которые не сделают ни меня ни моих окружающих счастливыми. Вот. И это все отражается в моей способности правильно распоряжаться временем. Время это единственное, что у меня есть. Это то, как человек зависимый становится независимым. Если я научился этим вещам в своей жизни, если я обрел эти навыки, а это в общем-то духовные навыки, то тогда соответствено я могу себя по-настоящему считать независимым человеком в высшем смысле этого слова. И эта независимость на самом деле, когда мы будем разбирать с вами эти навыки, мы поймем, что эта независимость синоним моей добровольной зависимости от Бога. Я понимаю, я пытаюсь найти своё предназначение, это предназначение от кого-то ко мне пришло. И это первые три привычки от зависимости к независимости.

01:42:30 Следующие три привычки - это три привычки или три навыка от независимости, к чему? [Ответ из зала не слышно]. Да, от независимости к взаимозависимости. Эти три навыка, они тоже очень важные. Четвертая привычка – это способность правильно вступать в отношения друг с другом так, чтобы никто не страдал в них. Это называется win-win на английском – ты побеждаешь – я побеждаю. Взаимовыгодные что ли, да выгодные не хорошее слово. Но то есть, как строить отношения так, принципиальная позиция, когда я не пытаюсь другого опустить в этих отношениях, а когда я страюсь, чтобы он выиграл и я выиграл – взаимный выигрыш что ли или как это ещё сказать?

01:43:38 Пятая привычка – это старайтесь понять другого сначала, прежде чем быть понятыми самим. Старайтесь понять сначала. Не пытайтесь сначала навязать, чтобы вас поняли, а услыште другого, вас поймут как результат. Старайтесь понять. Это очень важный духовный закон - как я строю свои отношения в другими. Старайтесь понять, чтобы быть понятыми или прежде чем быть понятыми.

01:44:16 И шестой принцип – это принцип синергии или способность ценить различие в других людях, не бояться этих различий, а пользоваться этими различиями. Таким образом независимый человек обретает радость взаимозависимости. Он учится строить свои отношения с другими и в этом понимает, какие ошибки он делал, что он делал не правильно и таким образом начинает чувствовать себя очень хорошо в обществе других людей.

01:44:52 И наконец седьмая, последняя из этих привычек – она самая важная из всех. Это привычка, и там тоже, это своего рода техника можно сказать, и тут везде есть свои техники, свои секреты какие-то маленькие, мы о них будем говорить , но седьмая привычка самая важная – это привычка к постоянному изменению и росту. И как это делать? Что это значит? Привычка не стоять на месте, не останавливаться, идти вперед. Или навык постоянного роста, динамического развития, который собственно помогает все это свести воедино. Краткий обзор – я очень быстро, я вынуждено быстро иду галопом по Европам, чтобы описать все это. Пожалуйста, если у вас будет возможность, приобретите эту книгу, она действительно хорошая и какие-то вещи вы более подробно там прочтете. Что-то я вам говорю, что является результатом моего собственного опыта. И буквально, чтобы завершить самое последние, что мне хотелось ещё сказать. А, ну да, это я уже не успею сказать. Самое важное, ну это одно из важных практичных вещей, но уже завтра, потому что время мое истекло.

01:46:33 Просто результат того, что мы обретем, если будем работать над этими навыками в себе. И это все реально, поверьте мне. Это абсолютно реальные вещи и очень интересные вещи. Это программа для внутренней работы над собой. Он дает множество важных советов. Эти советы встречаются в других духовных традициях или других духовных практиках. Он сам, хотя ничего не говорит о своей духовной принадлежности, но очевидно совершенно, что он человек духовный, он мормон и очень верующий. И он говорит, что есть три, опять же три вещи, которые вы получите в результате работы над этим. Хотите узнать, да? Это самое последнее, что я скажу.

01:47:33 Вы научитесь постоянно изменяться эволюционно, не натужно, а именно эволюционно, но при этом получите революционный результат. Не имеет никакого отношения к Великой Октябрьской революции. [Революционно]. Эволюционное развитие – революционные результаты, т.е результаты будут ну очень существенными, вы сами удивитесь до какой степени может человек поменяться. Эволюция – революция. Так.

01:48:19 У вас появится очень.. вы научитесь ценить себя и не смотреть и не думать о том, что о вас другие думают. Ценить себя за свою собственную ценность что ли. У вас появится внутренняя уверенность, уверенность в себе и способность жить, руководствоваясь собственными ценностями. Очень часто, к сожалению, люди руководствуются мнениями других. Они строят свою жизнь в соответствии с тем, как на это другие посмотрят, поэтому теряют себя. Это очень важная вещь, её невозможно преоценить. Человек научится настолько ценить себя и будет настолько уверен в себе, что он будет жить в соответствии с внутренней ценностью, он сам будет определять себя. Очень важная вещь. Ну и в конце концов вы сможете восстановить и укрепить какие-то утраченные, нарушенные отношения, которые мы разрушили из-за каких-то своих ошибок и это тоже существенная вещь, важная для нас в отношениях. Вот. Я немножечко вынужден был упустить из того, что я приготовил, но зато я уложился в срок. Спасибо большое. [Аплодисменты.]

01:49:49 Еще раз этот семинар – это удивительное приглашение к путешествию вместе. Я сейчас запишу фамилию автора, как меня попросили. Стивен Кови "Семь навыков высокоэффективных людей". Название дурацкое. Если бы я был им, я бы не называл так, но я – это я, он – это он. [Смеется]. Но какие-то очень важные истины он привел в хорошую систему и я думаю, что поговорить о них имеет смысл. У нас уже нет времени на вопросы, да? Парочка вопросов. Есть? Есть какая-то парочка вопросов? Я бы мог ответить. Если нет, то тогда мы разойдемся до завтра и завтра мы с вами первый навык обсудим и я дам какие-то задания вам на следующие полгода. Готовы их исполнять? Вам понравилось? Полезно это было?

01:50:49 [Говорят в зале не слышно]. Да, пожалуйста. [Говорят в зале не слышно]. Да. Да. [Смеется]. У американцев есть типично американский ответ на такого рода вопросы: если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы стал миллионером. [Смеется]. Но я знаю. [Смеется]. Страх к переменам. На самом деле страх - это самая большая проблема. Если мы будем смотреть на все наши другие проблемы, мы можем вывезти, вывезти эти проблемы из страха. Страх – это корень, из которого множество других проблем выходит. Страх к нам приходит только из одного. Все страхи, которые у нас есть - они все идут из страза смерти, правильно. Смерть – это самая ужасная вещь, потому что в момент смерти мы лишаемся всего или нам кажется, что мы лишаемся всего. Поэтому, чтобы избавится от всех остальных страхов, страхов каких-то [хозяев] своих или страха непостоянства или кризиса или ещё чего-то, нужно избавиться от страха смерти. Если мы избавимся от страха смерти, все остальные страхи уйдут сами по себе.

01:52:30 Страх смерти из-за чего возникает? Из-за того, что мы отождествили себя со своим смертным телом. Душа бессмертна и именно это несоответствие или внутренне осозноваемое бессмертие наше понимание того, что я есть и как это так, что меня не будет. Отождествление со смертным телом, с телом, которое по определению обречено на смерть, приводит к страху смерти. То есть, иначе говоря, чтобы избавиться от страха смерти и перестать, понять, что тело ещё не все, что есть душа, которая переживает эту смерть и которая остается при этом. Для этого есть множетсво различных практик, потому что мало просто сказать. Еще раз, если я услышал это – это хорошо и некоторые люди могут просто, услышав это, почувствовать большой энтузиазм.

01:53:33 У меня был случай такой, когда там шла лекция, и на лекции говорил, что вы не это тело. Две женщины сидело, толстые женщины, одна к другой обратилась и сказала: "Ты слышала? Какая приятная новость". [Смеется]. В каком-то смысле мы можем услышать это и это уже приятно, но тут ещё нужно почувствовать это, почувствовать себя. Есть техники, есть разные формы медитации, ещё что-то, различные способы, когда человек понимает глубоко, на очень глубинном бытийном уровне, что он на самом деле никогда не умирает. Но это тема для отдельного большого семинара – как избавиться от страха смерти. Но в конце концов другого способа нет. Избавиться от страха невозможно, пока мы не избавимся от страха смерти. От страха смерти невозможно избавиться, пока мы не избавимся от отождествления себя со сметрным телом, не поймем, что я отличен от тела и что я могу существовать вне тела, и не завишу от своего тела. Как это осознать? Это уже другой вопрос.

01:54:52 Какие-то ещё есть вопросы? [Говорят в зале не слышно]. Да, пожалуйста. Мне очень плохо видно, поэтому вы прям [вниз], не ждите, когда я увижу вашу руку. [Говорят в зале не слышно]. А? [Говорят в зале не слышно]. Потому что мы ленивые. [Смеется]. Люди убегают от трудностей только по одной причине, потому что они.. это, так сказать, политика страуса или политика кролика. Мы не понимаем, что трудности, которые на наше долю выпадают, это возможности удивительные измениться. Но люди ленивые. И главное, что из-за непонимания мы все время как-то пытаемся легких результатов достичь. Одну очень важную вещь мне хотелось до вас сегодня донести. Я не знаю насколько я донес то, что легкие результаты - это плохие результаты и легкие пути – это всегда не правильные пути. Если хотя бы одну эту вещь мы поймем как следует, что легких путей искать нельзя, потому что мы обманываем сами себя. Не бывает, нету легких путей здесь.

01:56:04 Проблемы, которые у нас есть внутри, они уже эти трудности создают. Так. И нужно поменять эти внутренние проблемы и это не легко, есть сопротивление большое. Легкие пути - всегда не правильные пути. Результаты, которые легко достаются, всегда очень временные, иллюзорные результаты, они не могут принести нам чего-то существенного. Вот, ну человек устроен так. Лучше синица в руке, чем кто? [Говорят в зале не слышно]. Да, журавль в небе. Он там в небе и пусть себе летает, а вот у меня синица будет. Он сидит с этой синицей и не знает, что с ней делать в конце концов. И в конце концов и синица у него улетает. Веды, они очень интересно эту вещь доказывают. Они говорят, это катха Упанишад. Там говорится, что если человек отложил вечное и погнался за временным, он не обретет ни вечного, ни временного. Вечного он не обретет, потому что он за ним не погнался. А временное он не обретет, потому что временное – оно временное. [Смеется]. Он его всё равно его потеряет. А люди все время выбирают этот путь. Они откладывают вечное, гонятся за временным и в результате этого не приобретают ни вечного ни временного.

01:57:28 Умный человек, по-настоящему разумный человек, он понимает мне нужно что-то, мне нужно настоящее, я хочу настоящего. Настоящее то, что всегда будет со мной, но для этого нужно действительно быть смелым человеком. Смелый человек. Страх мешает, жадность мешает, страсть к удовольствиям мешает - это большие проблемы. Другой ответ на первый вопрос – как избавиться от страха. Для этого нужно общаться с людьми, у которых нет страха. Это хороший способ до какой-то степени от своего страха избавиться. И это также ответ на ваш вопрос – каким образом избавится от этой привычки - гнаться за легкими результатами и избегать трудностей в своей жизни. Для этого надо общаться с людьми, которые не боятся трудностей. Завтра я вас жду. Придете? [Ответ из зала: Да.] Спасибо большое. [Аплодисменты.] И приносите с собой бумажку, я вам задание дам, а в следующий раз спрошу. Спасибо.

транскрибирование: Мария Папулова | Пермь | Россия | 20 сентября 2013