Секрет людей, способных добиваться успеха

Рига - 05 февраля 2010
Привычка №1.Владение собой. Привычка №2. Видение конечной цели. Качества, помогающие переписать сценарий жизни: Самосознание. Совесть. Воображение. Четыре вещи, которые дает человеку «внутренний центр» Безопасность. Ориентир. Мудрость. Сила воли. К чему приводит неправильный выбор «центра»?
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:41:21 | качество: mp3 64kB/s 46 Mb | прослушано: 2686 | скачано: 2164 | избрано: 69
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Добрый вечер, я очень рад видеть вас здесь. Мне сначала хотелось бы задать вам один вопрос , касающийся того, на сколько последовательно вы приходите сюда. Кто был на моих предыдущих лекциях? Хорошо. Тогда мы сегодня вечером продолжим нашу с вами тему. И тема эта не совсем верно была представлена Леной. Это не столько семь привычек людей, которые стремятся к успеху, сколько “семь привычек людей, которые способны добиваться успеха”. Есть некоторая разница в этом.

00:01:14 С вашего позволения буду стоя это делать. Я уже рассказывал, что речь идет об этой книге “Семь навыков высокоэффективных людей” Стивена Кови. И причина, по которой я собственно стал рассказывать об этом, потому что, прочитав эту книгу, я понял, что в основе любой системы лежат Духовные принципы, если эта система работает. И когда я изучал её, я так же увидел, обнаружил множество очень интересных, очень глубоких параллелей между тем, что написано в Бхагавад - гите и тем, что пишет господин Кови, хотя, скорее всего, он Бхагавад - гиту не читал. Поручиться нельзя, может быть и читал. Но это не так важно в данной ситуации.

00:02:25 Итак, мне хотелось ещё раз говорить сегодня с вами о каких-то вечных принципах, которые в конечном счете помогают человеку достичь успеха. И эти принципы духовны. Бхагават-гита кончается удивительным стихом, в котором Санджай, рассказчик Бхагавад - гиты, обещает, что если человек слушает эту книгу и находится вместе с Кришной [санскрит], то он достигнет успеха. При чем, успеха во всех сферах своей жизни [санскрит] Он говорит, что у такого человека будет богатство, процветание[шри], [виджая]- победа или успех, [санскрит] значит тоже богатство и какие-то приобретения [санскрит] и у него главное будет опора внутри, у него будет мораль.

00:03:54 Так или иначе говоря, успех – это нематериальная категория. В конце концов, вы должны достичь успеха. Наше предназначение – это желание самого Бога. Бог хочет, чтобы у нас был с вами успех. Вопрос только в том, как этот успех обрести. Иногда люди думают, что те, которые уходят куда-то, в духовность или ещё что-то, неудачники. И, чтобы так или иначе заслониться от своей неспособности ничего достичь в этом мире, они убегают в религию. И что греха таить, таких людей тоже много. Людей, которые убегают в так называемую “духовность” или “религию” от неуспеха. Но, в конечном счете, духовная практика, религия, что бы то ни было еще, предназначены для того, чтобы помочь нам понять, как настоящий, незыблемый, твердый успех в этой жизни обрести.

Привычка №1.Владение собой

00:05:04 И, собственно, об этом речь в нашем небольшом семинаре. Я рассказывал в прошлый раз, на прошлых лекциях, которые были в июне, по-моему, о первой привычке. И, собственно, первая привычка, о которой говорит господин Кови, он называет этот навык или привычку “проактивностью”, но по сути дела, речь идет об очень важном качестве человека – о способности принимать ответственность на себя. И это качество непосредственно связано с Разумом. Это некий синонимический ряд для того, чтобы напомнить нам, о чем идет речь. Я так полагаю, что ничего не видно, но, просто чтобы… не видно, ну, ничего. Речь идет о трех и больше каких-то вещах, в сущности, об одной вещи – о нашей способности оценивать себя со стороны.

00:06:46 Я объяснял на тех лекциях, что человек наделен этим даром. К сожалению, он часто этим даром не пользуется. В отличие от всех остальных, от животных, от других живых существ, человек может оценить себя со стороны, посмотреть, что он делает и понять, правильно он делает или нет. И самое главное, о чем говорит Кови, это то, что между “возбудителем” внешним и нашей реакцией на это возбуждение, которое приходит извне, есть некий зазор. Есть “возбудитель” или стимул и наша реакция на этот возбудитель. И если человек не пользуется разумом, то между “возбудителем” и реакцией зазора нет. Нас кто-то возбуждает, нас кто-то хочет рассердить, кто-то хочет нас разозлить и мы поддаемся на эту провокацию. 00:07:48 Если вы были на тех лекциях, вы помните, я рассказывал историю про Будду. О том, как Будда удивил человека. Человек уже разработал подробный план, как вывести его из себя. Будда не поддался. И когда тот у него возмущенно спросил “а почему ты не реагируешь?!” Будда сказал “Потому что я не твой раб, я не твой слуга. Я не хочу, чтобы у тебя в кармане были ключи от меня”

00:08:19 И, собственно, первый навык, о котором говорит Кови, это, безусловно, духовный навык, это – способность пользоваться разумом, который дан нам Богом. И более того, не просто способность им пользоваться. Суть заключается в том, что разум, как любая способность, которая у нас есть, может развиваться. Что это не какая-то данность, не нечто зафиксированное в нашей карме, судьбе, гороскопе, ещё в чем-то. Это вещь, которую мы как люди не просто можем, но и должны развивать в себе. Иначе говоря, мы должны делать это в пространстве между реакцией, между стимулом, “возбудителем” и реакцией на нас больше. Мы должны научиться, иначе говоря, владеть самим собой. И это владение самим собой называется разумом.

00:09:15 Я давал какие-то тренинги или практики, с помощью которых разум развивается. Один простой способ развить себе разум, про который люди часто не понимают, каким образом он разум развивает, это “я даю себе обещание и делаю его” Я даю себе небольшие обеты, которые я могу сделать и делаю это четко, стабильно. И постепенно у меня появляется это ощущение того, что я контролирую сам себя.

00:09:47 Это первый навык или привычка человека, добивающегося успеха в материальной жизни или в духовной жизни, не важно. В любой сфере жизни, какую бы я задачу не поставил, заключается именно в этой способности владеть собой, управлять собой и реагировать не на основании каких-то программ, которые в меня заложены, а на основании высших принципов. Эту способность человек может, ещё раз, и должен в себе развивать. По сути дела, речь идет об управлении умом. И это цель йоги. Все наверняка знают, что такое йога, но, наверняка, большинство из вас не понимают, что такое йога. Потому что люди думают, что йога – это когда я изогнулся как-то и сижу в этой позе. Но цель йоги – именно это, контроль над умом. То, что я могу, в конце концов, владеть своим собственным умом, а ум в соответствии с йогой или с философией упанишад – это руль в машине, в которой мы едем. Это, по сути дела, центральная часть управления аппаратом, который нам дан.

00:11:02 Теперь представьте, кто-то из вас на машине ездит? Представьте себе, что руль не подчиняется вам. Так и вы едете куда-то. Вам нужно доехать из Риги в Сегунду или ещё куда-нибудь и руль вам не подчиняется. Более того, машина вам не подчиняется: когда хочет, тогда включается, когда хочет, тогда выключается. Далеко вы доедете? Нет, не очень далеко. Именно это происходит с нашим умом. Заметили, да, что любой человек может включить наш ум, а мы не сможем его выключить. Какой-нибудь человек подходит к нам и что-то нам говорит, и ум начинает две недели работать. Две недели он вертится, переживает все это, мусолит все это, и мы не в состоянии его выключить. Кто-то был из вас в такой ситуации?

00:12:01 Или другая простая вещь: до такой степени мы не контролируем свой простой ум, иногда нам нужно заснуть, простая вещь, да, заснуть? У кого-то бывает, что он не справляется с этой задачей? Сложной жизненной задачей. Не получается, все. Ум не выключается, ум мусолит что-то. И, в конечном счете, об этом говорит господин Кови, об этом говорит йога. Это некий фундамент или некая отправная точка, с которой начинается любое осмысленное путешествие человека в этом мире. Я должен научиться управлять своим умом и для начала, хотя бы нужно зафиксировать этот момент. Теперь техник много, беда в том, что никто этими техниками не пользуется. Все только слушают об этом, записывают и потом никогда не читают то, что они записали.

00:13:02 Одна простая вещь, я уже сказал: просто пообещать что-то, дать какой-то обет и следовать этому обету. Две недели не говорить дурно о других. Я говорил так же о том, что это безответственность человека и эта неспособность контролировать свой ум, она проявляется, в частности, в нашей речи. Неспособность владеть собой проявляется в том, что мы все время ищем виноватых где? Во вне. Он виноват, она виновата, они виноваты, правительство виновато, Евросоюз виноват, русские виноваты, кто там ещё не виноват? Все, кроме кого? Кроме нас. И это безответственность и это явление слабого “реактивного” ума/ Ум, который просто реагирует на обстоятельства и ему нравится изображать из себя жертву. Это беда, от которой нужно избавляться. Эта привычка – это непродуктивный сценарий, который вложен в нас. Нам нравится играть из себя жертву, потому что это легко, потому что мы привыкли.

00:14:17 Эта беда наша, которая, так или иначе, портит нам жизнь и жизнь всем остальным окружающим. Первый навык, о котором я подробно говорил в тот раз и больше не буду говорить сегодня, очень важный навык, духовный навык, фундамент для всего остального. Иначе говоря, человек должен понять, что я отвечаю за свою жизнь. Я сам отвечаю за свою жизнь. И я не должен, не имею права никого винить. Никто не виноват в том, что моя жизнь сложилась так, как она сложилась. Я сам творец своей собственной жизни. Я могу взять бразды правления в свои руки. Нужно просто учиться этому. И каждый может этому научиться. Это первый важный, существенный, фундаментальный навык, без которого дальше мы не пойдем никуда. Если я не понял этого и не научился пользоваться этим, все остальное будет напрасно.

Привычка №2. Видение конечной цели

00:15:31 Теперь мы пойдем дальше в этом путешествии в глубь себя или в этом понимании того, что значит “успех” И сегодня и завтра мы сделаем ещё один очень важный шаг в этом направлении. Если мы поняли это, зафиксировали это, каким-то образом пытаемся овладеть собой, своей жизнью и перестать обвинять всех остальных в том, что жизнь моя сложилась таким образом. Дальше я должен понять, что я должен делать. Первая привычка или первый навык – Я Творец, я программист, я человек, который сам может направлять свою жизнь. Второй навык, о котором пойдет речь сегодня и завтра и тут я буду давать тоже очень конкретные практические упражнения. Я очень прошу вас сделать эти упражнения. Они простые, очень приятные, но они очень многое помогут вам изменить в вашей жизни.

00:16:56 Это, собственно, какую программу я должен в себя заложить? Ум программируется. Ум – это машина, которая может программироваться. Я должен понять, что я могу себя программировать. Второй навык учит нас именно этому: какую именно программу, где найти эту программу? Что это должна быть за программа, чтобы, в конце концов, я достиг той цели, которую мне нужно достичь?

00:17:32 Итак, первый навык “Я Творец”, второй навык говорит о том, каково должно быть мое творение? Что я должен делать, для того, чтобы понять, что мне, собственно, нужно делать в жизни? Этот второй навык называется “начинайте с конца”, если просто или “начинайте, имея видение конечной цели” Чтобы не загромождать все это, я буду называть его “начинайте с конца”, но имеется в виду именно это. Суть не в том, что начинать с конца, чтоб все делать наоборот, а в том, что всегда, когда мы начинаем что-то, нам нужно очень хорошо увидеть или представить конечную цель. И эта конечная цель – проблема, потому что увидеть её удается немногим. А если мы не увидели цель, то её очень сложно будет достичь.

00:19:54 Собственно, речь у нас пойдет именно об этом, о том, каким образом можно найти, увидеть эту цель внутри и каким образом проложить себе путь к ней. Чем мне нравится эта книга, я уже говорил, тем, что она говорит о каких-то духовных принципах очень глубоких. Очень часто сейчас на семинарах подобному, который я даю, людей учат достигать целей. Людям говорят “нужно визуализировать цель, нужно написать, нужно выписать все свои цели, нужно все время медитировать, нужно постоянно думать, нужно говорить я “хочу, я хочу”, нужно повторять мантры с формулировкой этих целей…“ Но, к сожалению, людям очень редко объясняют, а какую же цель они должны достичь, чего они должны хотеть.

00:21:00 Очень часто бывает так, что человек всю свою жизнь или большую часть своей жизни потратил на достижение какой-то цели. В конце концов, достиг этой цели и произнес сакраментальную фразу “Исполнилась мечта идиота” Я стремился к ней, я честно пытался, я достиг её и я понял, что цель была не та, что мне это, в конечном счете, не нужно, что то, чего я достиг, не сделало меня счастливым. И то, о чем мы будем говорить сегодня и завтра, оно касается именно этого: как найти ту самую цель, к которой нужно стремиться, чтобы, в конце концов, разочарованно не развести руками и не сказать “ну, да, исполнилась мечта идиота”

00:21:54 Поэтому, сначала мы должны понять, собственно, что мне нужно или ответить на вопрос “зачем?” Обычно на семинарах подобным этому людей учат отвечать на такой вопрос “как?” “Зачем?” – это вопрос, который очень редко задают люди, потому что, как бы, люди перескакивают через это. Если спросить у человека что ему нужно, у него уже готов список: деньги, машина, дача заграницей, ещё что-то такое. Теперь, если спросить у него, а зачем тебе это нужно? Большая часть людей не ответят, они растеряются. Ну, как, ну всем же нужно. И мне нужно. И поэтому люди пользуются этой привычкой людей не думать об этом и сразу учат их “как?” Но, на самом деле, прежде, чем научить “как”, человека нужно научить отвечать или понять ответ на вопрос первый “зачем?”

00:23:18 И если я вас спрошу, какая цель у человека является самоцелью? Что является самоцелью? Деньги являются самоцелью? Будет вам достаточно, что у вас много денег и все? И вам хорошо, много денег. Деньги – это самоцель или нет? Нет, это средство. Если мы посмотрим любые другие, здоровье – самоцель? Я, похоже, уже задавал вопрос тогда. Какая у нас есть одна единственная самоцель в этом мире? Да, у нас только одна единственная самоцель, мы хотим только одного – счастья и какого счастья? Каким должно быть наше счастье, чтоб мы не хотели ничего другого? Да, оно должно быть непрерывным.

00:24:16 Самоцель – это то, достигнув чего, вы ничего больше не хотите. Предположим, вы достигли, вы получили все деньги, какие есть на свете. Можете вы в этот момент сказать, что вы ничего больше не хотите? Нет. Но если вы достигли счастья, то будете вы чего-то хотеть? Это счастье вечное, непрерывное. Страшно, да? Представить себе трудно, что это такое. Но, на самом деле, именно этого мы хотим. Мы не хотим ничего другого.

00:24:50 Есть одна любопытная история, мне рассказали ее. В Индии был молодой человек. Он из деревни был, простой человек. Он отправился в город и он попал на курсы, где его учили достигать целей. И ему рассказали этот способ: выпишите свои цели, запишите на бумажке, смотрите, медитируйте и, в конце концов, вы достигнете своих целей. Ему также сказали, что если вы не уверены в своих целях, покажите кому-то еще, может вам что-то посоветуют. Молодой человек выписал все то, что он хочет. И потом задумался над этим советом, что может быть, я что-то пропустил, может быть, я чего-то не записал важного. Представьте себе, речь о вашей жизни идет и вдруг, вы что-то важное упустили. И он решил, как это водится в Индии, пойти к святому человеку, к саду. В каждой деревне живет какой-нибудь саду, святой человек, у которого можно проконсультироваться. Пришел к нему и сказал, так и так, меня научили, как достигать целей. Мне сказали, что нужно все их выписать и каждый вечер перед сном читать. Прочитай этот список и поправь, если что-то там не так. Если что-то не то, может быть, вычеркнешь, а если чего-то я упустил, добавь туда. И саду прочитал этот список, взял ручку и перечеркнул все это. И сказал “все ерунда” И написал одну вещь: Счастье. И в скобочках добавил “Любовь”.

00:26:30 На самом деле, человеку нужна только одна вещь. Но, давайте зададимся вопросом “Когда мы последний раз осознанно ставили перед собой эту цель – я хочу быть счастливым?” Все остальные цели мы пытаемся достичь, а эту цель люди обычно не ставят, она, как бы, подразумевается. И это беда нашей цивилизации. Потому что в нашей цивилизации людей учат чему-то, но не учат идти глубже. Людей учат методикам, но людей не учат задавать себе вопрос “зачем?” Наша цивилизация много вещей делает. Мы продвигаемся, мы делаем гигантский прогресс. Скоро на Марс полетим. Теперь нужно спросить “а зачем?” Кто-нибудь задумывался? Мы видим победные реляции в газетах или в интернете “полетели на Луну”. А зачем? Этот вопрос люди, как правило, не задают.

00:27:43 И мы с вами сейчас будем говорить именно об этом вопросе. Как найти ответ на этот вопрос. Что мне, собственно, нужно? Существенную вещь, как её обнаружить внутри. Что мне нужно? Готовы ответить на этот вопрос? В этом разница между нашей цивилизацией и древней цивилизацией, прежде всего, ведической цивилизацией. Ведическая цивилизация всегда начиналась с конца. Какую бы книгу ведической цивилизации мы не брали, там везде сначала указывается самый конец. То, чего я в конце концов, должен достичь. Если мы возьмем йогу. Кто-то из вас читал Йога – сутры? Йога – сутры начинаются с чего? С какого раздела, кто-то знает? Не с асан, не с пранаямы, не с каких-то других вещей. С чего она начинается? С описания самадхи. Самадхи – это что? Конечная цель.

00:29:15 Еще раз, это подтверждает то, что духовные принципы универсальны. Человек этот сделал на примере какого-то бизнеса, который он развил, он бизнес-консультант. Йога- сутра написана за тысячи лет до него. Принцип один и тот же – начинать нужно с ясного понимания конечной цели.

00:29:40 И господин Кови дает простой метод, с помощью которого можно, ну по крайней мере, если не определить свою конечную цель, то начать думать над ней. Если честно, мне этот метод не очень нравится. Но ради точности я расскажу об этом методе. Он неплохой, он нормальный, но, может быть, не самый лучший. Он начинает этот второй навык с мысленного эксперимента, который мы с вами проделаем. Представьте себе, что вы едете на похороны. В конце концов, мы с вами в синагоге находимся, это может нас направить на какой-то лад.

00:30:35 Вы приезжаете, паркуете машину, заходите, играет музыка торжественная, орган, тихо все, люди стоят, как всегда, в скорбных позах. И вы проходите, в центре стоит гроб. Подходите туда, заглядываете в него, и обнаруживаете, что там лежит кто? Да, там лежите вы. Вы пришли куда? Вы пришли на похороны к себе. С одной стороны, приятно, потому что это значит, что я ещё не совсем умер. А с другой стороны, все-таки это я. Это важный мысленный эксперимент.

00:31:31 Дальше он говорит “присядьте и послушайте, что люди будут говорить о вас” Присядьте и послушайте, что люди скажут. И подумайте, а что, собственно, вы хотели бы услышать в этот момент? Иначе говоря, этот мысленный эксперимент, который он нам задает, позволяет, как бы, увидеть конец. Конец нашего, скажем так, ограниченного существования. Понятно, что душа вечная, для тех, кто верит. Для тех, кто не верит, тоже вечная, но они об этом никогда не узнают. Посмотреть на этот конец, пусть временный конец, частичный конец, и увидеть этот конец , как бы, со стороны. Что это дает? Это дает возможность очистить свою жизнь от суеты.

00:32:42 Мы очень много всего делаем в этой жизни, очень заняты. Кто-то из вас занят? У кого-то нет времени, поднимите, пожалуйста, руки, у кого времени не хватает ни на что. Все заняты. Но очень часто мы заняты, не понимая, зачем мы делаем это, для чего, куда мы идем, куда мы бежим. И мы заслоняемся, как бы, этой суетой ежедневной, бесконечной, этим бегом от бессмысленности конечной. Очень часто люди бегут куда? Есть хороший снаряд в гимнастических залах. Они бегут на месте. Но они очень заняты. Подойди к ним и спроси “ты куда бежишь?“ Он говорит “не мешай мне, я бегу” Но, в конце концов, оказывается, что он никуда не прибежал.

00:33:40 И суть этого навыка или суть этой медитации, суть этого правила, которое должно стать правилом нашей жизни: все то, что мы делаем, мы должны проверять. И тогда будет удивительная вещь: многого вам не придется делать. Просто не нужно будет. И наоборот, какие-то вещи вы будете делать. Суть в том, ещё раз, чтобы настроить себя на какой-то лад, более или менее существенный и понять, собственно, какой след я хочу оставить здесь. Какой след в сердцах в умах других людей я хотел бы оставить? Что после меня останется существенного? Потому что, если я этого не сделаю, то что после меня останется? Ничего не останется. Ничего.

00:34:43 И, начиная описывать, иначе говоря, первая вещь, о которой мы должны очень хорошо понять, которую мы хорошо должны понять и зафиксировать в своем уме. Это то, что наша жизнь – это наше творчество. Мы творим свою жизнь. Мы отвечаем за неё – это первая привычка или первый навык. И теперь, нам нужно понять, как это творчество делать. Стивен Кови говорит, что есть два этапа любого творения. Любое творение совершается дважды. Есть первое творение, есть второе творение. Что такое первое творение? План. Первое творение - это тонкое творение в нашем уме, это план, дизайн, идея. А потом, второе творение – это что? Реализация. Осуществление. И суть в том, что люди очень часто пропускают этот этап, этот важнейший этап первого творения.

00:36:26 Это, кстати говоря, тоже ведическая концепция. В Ведах говорится, что есть [сарда] и [висарда] – два санскритских слова определяют первое творение и второе творение. [Сарда] – первое творение, [висарда] – второе творение. Этот план или первое творение – важное, важнейшая вещь в нашей жизни, но, к сожалению, люди не уделяют именно этому аспекту своей жизни достаточного внимания. Мы слишком заняты для того, чтобы реализовывать. У нас времени, чтобы подумать, что мы делаем. Мы, опять же, бежим – бежим –бежим куда-то, но очень часто бывает так, что мы как следует не продумали до этого, куда нам нужно бежать.

00:37:18 У меня есть один знакомый. Он, практически, за пять лет сделал свою компанию с нуля и ввел её в десятку крупнейших компаний в мире по логистике. Вдвоем с партнерами. Он мне объяснил “Хочешь, я раскрою секрет успеха?” Я, естественно, сказал “Конечно, хочу” – “Один день в неделе я целиком посвящал планированию. Один день в неделю я ничего не делал из текучки. Я только думал о том, что мне нужно делать, куда мне нужно идти, в каком направлении мне нужно двигаться”

00:37:59 И беда в том, что люди пропускают этот первый момент и бросаются из-за какой-то страсти, которой мы одержимы, во второе творение, в реализацию. И у этого есть очень глубокая причина. Почему люди так делают? Сейчас мы сначала, как бы, посмотрим, как мы поступаем. Что неправильно нужно делать и скорее всего, это будет тема нашей сегодняшней лекции, как мы неправильно ведем себя. Потому что, прежде чем выработать правильный навык, нужно понять, что мы неправильно делаем.

00:38:43 Этот первый этап творения или первое творение, первый план, когда человек пропускает его, можно ли его, в принципе, пропустить? Можно ли делать второе творение без первого творения? Нет нельзя. План всё равно есть. Совершенно верно, второе творение или какую-то деятельность реальную какую-то деятельность невозможно делать, не имея плана. Когда мы пропускаем этот план, что случается с этим этапом? Когда мы сознательно не уделяем ему время, не выделяем достаточно глубокого времени для того, чтобы понять, что же мне нужно делать, в каком направлении мне нужно двигаться, откуда берется этот план у нас? Если без него нельзя, то откуда у нас он берется? Мы его сознательно не сделали. Часто мы сознательно не задумываемся над тем, что нам нужно делать, чего мы, в конце концов, хотим достичь. Но, тем не менее, мы что-то делаем. Это значит? Что у нас есть план. Откуда у нас этот план взялся? Извне, совершенно верно.

00:40:06 Это сценарий, который нам навязан извне. Иначе говоря, есть только одна альтернатива у нас: либо мы сознательно подходим к своей жизни, как к акту творчества, либо мы сознательно пытаемся построить свою жизнь, увидеть какую-то цель, к чему мы приходим либо мы становимся жертвой каких-то навязанных сценариев, о которых мы даже толком не даем себе отчета. Все действуют с какими-то интуитивными предпосылками или с каким-то интуитивным пониманием того, к чему им, в конце концов, нужно прийти, но мало кто действительно понимает, что это такое.

00:41:06 Иначе говоря, либо у нас будет с вами осознанный план либо этот план будет по умолчанию. Это очень важный момент, что у нас есть уже заложенный в нас сценарий, какие-то привычки, ещё что-то. И если мы не доводим их до сознания своего, это называется судьбой, это называется предопределенностью, это называется кармой, это называется, в общем-то, бессознательным существованием.

00:41:47 Современная психология очень подробно объясняет эти сценарии, которые нам навязываются. Есть такой психолог, вы наверняка слышали о нем, это Эрик Берн, автор трансактного анализа. У него есть книга, где он подробнейшим образом описывает, как эти сценарии закладываются. Он описывает из своей психологической практики трагический случай, страшный случай. Мать сказала двум своим сыновьям “вы окончите свои дни в психиатрической больнице” Оба окончили свои дни в психиатрической больнице. Один психиатр, другой сумасшедший.

00:42:35 Маленькая фраза, которую мать говорила своему маленькому ребенку, маленький ребенок воспринимает её как приказ. И он не отдает себе отчета в том, что он воспринял эту фразу как приказ и всю свою жизнь он будет этот приказ исполнять. Какую ответственность мы с вами несем, когда мы берем на себя дело воспитания маленьких детей. Мы не знаем, какие программы мы в них закладываем. Эрик Берн говорит, что, в сущности, есть три программы или три сценария, которые в людей закладывают. Человек может быть либо неудачником либо не победителем, либо победителем.

00:43:31 Наверняка, вам всем встречались эти три типа людей в мире. Есть люди, у которых все получается, они просто “победители”. Почему? В них сценарий такой заложили. А есть люди, у которых ничего не получается. И они, может быть, даже умнее этих “победителей”, но у них ничего не получается, все из рук валится. Есть люди ни то, ни се. Ни то, ни другое. И Эрик Берн подробно там описывает , как это все происходит. Я это просто привел как пример. Он подробно описывает разные варианты этих сценариев, но суть в том, ещё раз, что либо мы осознанно подходим к этому процессу, и эта возможность у нас есть, привилегия у нас есть. Либо мы рассматриваем все то, что у нас накопилось внутри, все эти сценарии, которые накопились и проверяем их критически на то, на сколько они продуктивны, на сколько они хороши. Либо мы будем жить по этим сценариям. И все.

00:44:35 Он говорит, что, в сущности, человек где-то к 5-6 годам уже решает, как он помрет. У него уже весь сценарий жизни прописан. То, что он совершит самоубийство, этот мальчик маленький решил в маленьком возрасте. Или то, что он сопьется или что с ним ещё сто-то случится. Но, ещё раз, прелесть в том, что предопределенности нет. Не смотря на то, что эти влияния извне очень сильны, человек может оценить все эти влияния, понять, разобраться в них и переписать их заново.

Качества, помогающие переписать сценарий жизни: Самосознание. Совесть. Воображение

00:45:13 И об этом, ещё раз, первая привычка. Вторая привычка о том, как их переписывать, какие сценарии мы должны понять, какие у нас сценарии есть и научиться их правильно переписывать. Это очень важный момент или важная часть материала.

00:45:38 И тот же самый Эрик Берн говорит, что на самом деле, устойчивые перемены в человеке могут произойти только изнутри. Не смотря на то, что эти сценарии постоянно навязываются нам, эти внутренние устойчивые перемены могут произойти изнутри. Я подчеркну просто это слово – “изнутри” Мы можем, так или иначе, разобраться во всем этом и найти свою дорогу в этих дебрях. И Стивен Кови говорит о трех качествах человека, которые позволяют это сделать. Мы уже вплотную переходим к этому моменту, собственно, как нам нужно начать переписывать этот план или что нам нужно сделать для того, чтобы жизнь наша была прожита не напрасно, для того, чтобы у нас было счастье или радость от этого творчества.

00:46:53 Он говорит о трех качествах. Первое, это – самосознание. В сущности, это не три качества. С точки зрения, опять же, ведической философии, а я обещал вам, что я буду сопоставлять этот материал, это одно качество, которое называется Разум. Разум или интеллект человека на санскрите [будхи] И у разума есть несколько функций. Одна из этих функций, это уже обозначенная мной или упомянутая мной способность посмотреть на себя со стороны, способность оценить себя, способность выйти из этой реактивной модели, когда я просто реагирую на какие-то раздражители и посмотреть со стороны, что я делаю, зачем я делаю, оценить это на продуктивность. Это основа первого навыка, но она также имеет непосредственное отношение ко второму навыку.

00:48:14 Вторая вещь, о которой говорит Кови, совесть. Немножечко неудачное слово. Скорее речь идет тут о внутреннем чутье, о внутренней способности истину увидеть. И это так же интуитивное чувство, что это истина. Когда мы видим или слышим что-то, у нас внутри все откликается на это, даже не смотря на то, что нам логически все это не объяснили. Было у вас такое ощущение, да? Вы слышите что-то и у вас внутри есть ответ “Да, это так. Так оно и есть, это истина” Это так же существенная часть разума человека – способность узнавать истину. Способность истину интуитивно чувствовать, откликаться на эту истину и как бы, идти за этой истиной.

00:49:30 И, наконец, третье качество, это воображение. Мы будем много говорить об этих вещах. Суть в том, что чтобы я действительно понял, что же мне нужно, мне нужно этими качествами обладать. Их тоже можно развивать. То есть, я должен увидеть, что мне нужно, я должен увидеть эту конечную цель, я должен понять или сверить её с каким-то внутренним компасом. Совесть – это способность чувствовать, что именно туда мне нужно идти. Так оно и есть. Это ощущение внутри “да, да, все правильно”, интуиция, что я иду по правильному пути. И воображение, я представляю себе это, я вижу себя в этом состоянии и я, соответственно, таким образом, с помощью этого вижу какую-то свою цель.

00:50:35 Это три качества, которые нужно задействовать реализовать себе, включить в себе для того, чтобы начать переписывать сценарии, находящиеся в нас. То есть, сознательно приступить к первому творению. Сознательно понять, куда же мне, все-таки в жизни нужно идти. Куда меня ведет этот путь?

00:51:12 Теперь дальше… есть множество историй, которые иллюстрируют этот момент, когда человек переписывал свою жизнь. Это поворотные или критические точки в жизни человека, когда человек останавливается и переоценивает свою жизнь. Всегда первым моментом или первой точкой, которую нужно сделать, что нужно сделать? Сначала, чтоб начать это сделать. Сначала нужно что? Ну, да. Остановиться. Еще раз, мы слишком заняты. И нам не хватает иногда времени для этих существенных вещей.

00:52:12 Первое правило, о котором мне хотелось сказать: для того, чтобы это делать или для того, чтобы эту привычку в себе развивать, человек должен выделять на это время. Конкретно, четко. Время. Не жалеть на это времени. Потому что, это фундамент вашей жизни. То, о чем мы говорим, это очень фундаментальная вещь. И фундамент обычно в здании никто не замечает, правильно? Если вы придете к зданию, никто не говорит “какой замечательный фундамент!” Все говорят “какие красивые стены, какая лепнина красивая” Но когда здание рушится, все что говорят? Да, фундамент был плохой. Эта вещь – это фундамент. Это некий фундамент всего нашего существования и не нужно жалеть времени на то, чтобы фундамент сделать. Чем крепче фундамент, тем дольше простоит все здание. Все здание зависит именно от крепости фундамента, от продуманности всего этого.

00:53:30 Поэтому, первый момент, иногда мы останавливаемся. Этот мысленный эксперимент, который я с вами проделал со Стивеном Кови, это - способность или попытка остановиться. Подумайте, куда мы бежим. Подумайте, чем мы занимаемся. У древних римлян была хорошая поговорка, связанная с этим “momento mori” – помни о смерти. Потому что, это тот момент, когда человек останавливается. И начинает думать, что же он делает по-настоящему.

00:54:07 Первая какая-то важная вещь, с которой нужно начать. Дальше мы будем переходить ко все более практическим вещам. Дальше. Человек должен задать себе очень простой вопрос, на который, к сожалению, мало кто знает ответ. Первый вопрос, с которого начинается первое творение, с которого начинается действительно творческое переосмысление нашей жизни. И без ответа на который мы никогда не сможем ничего понять дальше. Его нельзя перескакивать, не смотря на то, что он кажется каким-то очень тривиальным. Это вопрос какой? Кто я?

00:55:15 Это первая вещь. Потому что, прежде, чем понять, что я хочу, я должен ответить на вопрос “кто я?” И ответ на этот вопрос… почему люди считают его тривиальным, потому что, как правило, у нас нет верного ответа на это вопрос. Если начать спрашивать вас или провести опрос людей “Кто они?” То что вы будете говорить? Что мы будем говорить? Кто я? Мужчина, хорошо. Женщина. Сын. [из зала]Человек.[В.М.]Это уже лучше. Человек, сын, ещё кто?

00:56:20 Теперь, в чем суть, для того, чтобы начать правильно отвечать на этот вопрос? Надо докопаться до некой вечной сердцевины или неизменной сердцевины. Как правило, человеку задают эти вопросы и он начинает отвечать через что? Как правило, мужчина, женщина, муж, жена, сын, гражданин такой-то страны – все это какие-то отношения, правильно? Мы определяем себя через отношения. Мы относительны истины. Но очень часто все эти определения, которые мы даем, они временны. Все равно что подойти к вам и спросить “кто вы?” И вы начнете описывать “я Армани” - костюм от Армани у меня или майка от Гуччи или “Я Мерседес, на котором я сюда приехал ” или BMW или “Запорожец”, я не знаю, на чем вы приехали.

00:57:40 Люди описывают временные внешние вещи по отношению к себе самому и суть в том, что отвечая на этот вопрос, я должен попытаться докопаться до очень глубинного внутреннего ядра. Слушайте внимательно, это не просто философия сейчас идет. Сейчас идут очень практичные вещи. Я должен докопаться до чего-то неизменного и мы с вами обязательно научимся это делать, как докапываться до неизменных вещей. Я должен найти внутри некое ядро, которое не зависит от внешних обстоятельств.

00:58:29 Потому что, если я говорю, что я например, сын, сегодня я сын, а завтра – не сын. Почему? Потому что моей матери не стало. Если я говорю, что я муж, сегодня я муж, завтра – не муж, потому что моя жена ушла к другому. Если я говорю, что я отец, все это – некие временные определения. Но, чтобы человек мог выдержать, это очень важный постулат – чтобы человек мог жить в постоянно изменяющемся мире, приспосабливаться к этому изменяющемуся миру, что ему нужно иметь? Ему нужно иметь неизменное ядро. Сердцевина должна быть неизменной. В этих поисках направления в своей жизни я должен докопаться до своего неизменного ядра, до сердцевины. И она у каждого из нас есть. У каждого из нас есть эта неизменная точка внутри, нечто вечное, незыблемое. И до тех пор, пока я до нее не докопался, пока я её как-то не нащупал, в каком-то смысле, и мы найдем ее. Мы обязательно её с вами найдем. Сегодня или завтра, я не знаю, но обязательно разыщем.

01:00:06 До тех пор, пока я её не нашел, не нащупал, мне очень сложно будет дальше идти. Это отправная точка всего, потому что без опоры внутренней, без этой неизменной части внутри, без этой точки опоры я не смогу ничего дальше делать. Люди страдают именно потому, что они пропускают этот момент и начинают бежать быстро куда-то, непонятно куда, не поняв, что же, собственно, кто они такие. И, не ответив на следующий вопрос “что нужно?”

Четыре вещи, которые дает человеку «внутренний центр» Безопасность. Ориентир. Мудрость. Сила воли

01:00:50 И сейчас я приступлю к описанию неких ложных концепций. Еще раз, пока просто, скажем так, зафиксируем этот момент внутри в себе, что у нас есть этот внутренний неизменный центр. Точка штиля. Точка опоры внутри. Какая-то глубокая постоянная вещь внутри. Я, в общем-то, не меняюсь. Заметили, мысли мои меняются, тело меняется, окружение меняется, взгляды меняются, но что-то остается неизменным. Заметили, есть что-то неизменное? Есть некий скелет и его очень важно где-то найти. Мы пока просто зафиксируем его и обозначим его как центр.

01:01:50 У каждого человека в сознании есть этот центр. Но, если этот центр найден неправильно, то у человека возникают большие проблемы. Слушайте внимательно, это очень важный момент. Потому что тут мы подходим к самой сути. У каждого человека есть некий центр внутри, нечто в высшей степени ценное. Независимо от того, слушал он этот семинар или нет, у всех есть какие-то внутренние ценности, как правило, они не осознаваемы. И речь идет именно об этом, в том, чтобы понять, что же у меня на самом деле является центром. Потому что центр, опять же, согласно нашему уважаемому автору, дает человеку четыре существенных вещи.

01:02:56 Мне не удалось для данного конкретного положения его философии найти какой-то аналог в древней философии Вед. Но, я думаю, что можно где-то поискать, не так важно. Он говорит, что это центр жизни человека. И кое-что я скажу. Центр жизни человека, некая точка опоры дает ему чувство внутренней безопасности. У каждого из нас в жизни есть некая точка, некая ценность, которая оправдывает наше существование. Которая дает нам возможность чувствовать себя нормально. Которая дает нам это ощущение безопасности или какой-то надежности жизни. Какую-то опору внутри.

01:04:00 Первое, это – безопасность или security на английском языке. Security немножко не совсем безопасность, это скорее ощущение какой-то надежности, какой-то уверенности внутренней. У каждого из нас есть какие-то вещи, которые дают нам возможность уверенно себя чувствовать.

01:04:30 Вторая вещь, четыре вещи, которые дает этот центр человеку. Вторая вещь, Кови называет её Guidance , значит “ориентир внутренний” Когда нам нужно что-то сделать, выбор какой-то сделать, сделать какой-то существенный шаг в своей жизни, принять какое-то решение, мы всегда сознательно или несознательно сверяемся с этим центром. То есть, нам нужна некая точка отсчета, с помощью которой мы будем принимать решения в жизни. В центре стоит некое наше понимание о себе или о своих ценностях. По- другому можно было бы сказать, тут у нас стоят некие ценности. Есть я или мое понимание того, кто такой я. И ценности, которые из этого исходят, то, что для нас ценно.

01:05:46 Итак, центр дает это ощущение безопасности или надежности, он дает ориентиры, он дает две вещи еще: мудрость, значит широта взглядов, которую мы можем проявлять, какая-то, опять же, уверенность в понимании всего. Внутренние ориентиры, чувство безопасности, мудрость и что еще, четвертую вещь забыл. Власть.

01:07:21 Тоже неправильный перевод, на русском называется “власть”, на самом деле, по-английски Power – это власть и сила тоже. Иначе говоря, у нас есть некий центр, из которого мы… это очень важная вещь, это – сила воли, решимость что-то делать. У каждого из нас есть неосознанный центр, который дает нам энергию к действию, которая включает нас. Есть некое ядро нашей личности и из этого ядра, это ядро является источником энергии, источником какой-то воли к жизни. Источником силы и много другого.

К чему приводит неправильный выбор «центра»?

01:08:38 Были с вами ситуации, когда вы вдруг теряли смысл своего существования? Когда вы не понимали зачем, для чего, почему. Что вы при этом чувствовали? [из зала] Пустоту. Страх. Растерянность. [В.М.] Это состояние отчаяния некоего, пустоты, отчаяния, полного бессилия, которое приходит. Бессилия, слабости, это состояние, когда мы утрачиваем этот самый центр. Центр нашего бытия, который, по сути дела, есть наше Эго.

01:09:37 Если взять астрологию, кто-то из вас знает астрологию ведическую? Или символику эту. Там есть главная планета, какая главная планета? Солнце. Все остальные планеты светят как? Отраженным светом. Это Эго в ведической астрологии символизируется Солнцем. Солнце – источник всей энергии в нас. И точно так же, как Солнце источник всей энергии в Солнечной системе, Эго или наши представления о себе, наших ценностей, которые в нем записаны, они так же являются источником энергии для нас. Источником энергии бытия. Те кризисы, которые периодически наступают у человека, это кризис его личности. Когда у меня сильное Эго, я понимаю, кто я. Неважно, правильно или неправильно, сейчас мы об этом не говорим, но если у меня есть какое-то сильное представление об этом, то это дает мне силу действовать, это дает мне энергию, это дает мне выбор, это дает мне ориентиры, то, о чем я говорил до этого.

01:10:56 Четыре эти вещи, о которых говорит Кови и которые, по сути дела, описывают нашу деятельность. Я могу действовать, я знаю, что мне нужно, я иду куда-то, у меня есть эта решимость. Стоит выключить это, все. Человек сваливается. Энергии нет. Сил нет никаких.

01:11:18 Почему это “выключение ” периодически происходит? Почему человек периодически проходит через какие-то кризисы в своей жизни? Через это состояние отчаяния, бессилия, пустоты и всего остального. Почему, как по-вашему? Совершенно верно. Неправильно выбранный центр. Этот центр или это представление о себе – это наше представление о себе, это наше Эго, это то, кем я себя считаю. Это основа моя жизни, мое достоинство, мое представление о смысле, зачем я живу, какой след я оставляю и все остальное.

01:12:08 Если это правильная вещь, это вещь, соответствующая реальности, тот самый фундамент нашей жизни, о котором я говорил, то тогда этих кризисов не будет. Но кризисы, которые переживает человек, это результат или проявление того, что центр выбран неправильно. Что этот фундамент, наше Эго, наше представление о себе были, так или иначе, ошибочными, ложными и в результате этих ложных представлений периодически моя жизнь рушится.

01:12:43 Что происходит с людьми? У них обычно бывает … как они выходят из кризиса такого своей личности? Они находят какой-то другой центр. И начинают из него черпать эту энергию. Потом он опять разрушается – новый кризис происходит. И человек переходит из одного кризиса к другому. И обычно у каждого человека несколько центров. Мы все привыкли, мы все знаем: на всякий случай нужно несколько запасных иметь. Один разрушился, исчерпался, но можно переключиться на другой и от другого питать.

01:13:22 Суть этой привычки или этого навыка, о котором мы говорим, в том, чтобы найти правильный центр. Чтобы этот правильный центр обнаружить. Но, прежде чем мы найдем с вами правильный центр, мы сначала с вами выясним, какие неправильные центры у нас бывают. О правильном будем завтра говорить.

01:13:46 Кем человек себя часто считает? Давайте попытаемся понять эти следствия неправильных центров своей жизни или неправильных представлений о себе. И мы потом дадим одно единое название для всех этих неправильных представлений или неправильных центров нашего бытия.

01:14:13 Ну, скажем так, возьмем молодого юношу и молодую девушку, которые полюбили друг друга. Куда они помещают свой центр? Друг в друга или если один только полюбил, мы помещаем центр туда, в объект своей любви. Или, предположим, это может быть наш муж или жена. Мне как-то неловко это говорить, потому что это редка встречающаяся ситуация в наше время. Но бывает. В течение какого-то времени это может быть либо наш муж, либо наша жена. Он центр моего бытия, я поместил своё я туда.

01:15:01 К чему это приводит? Правильный этот центр или нет? Все люди могут сказать с большой степенью вероятности, что неправильный. В чем проблема этого центра? Не в том, что это не нужно, эти отношения очень важны в человеческой жизни. Просто нужно правильно делать это. Если мы помещаем центр сюда, то какое ощущение у человека складывается? Я не могу без тебя жить. Я становлюсь полностью зависимым от этого другого человека, от его мнения, от его настроения. К чему это приводит, в конце концов? На самом деле это приводит к конфликтам.

01:15:56 Что происходит в таком случае? Я помещаю свой центр искусственно куда-то, где его нет на самом деле. Мне хочется найти этот центр, потому что, ещё раз, мне нужно ради кого-то жить. Мне нужно что-то делать. Это – источник моей энергии. Это дает мне огромную силу вначале. Но к чему это приходит? Это приводит к слабости тоже. Неправильно выбранный центр приводит к тому, что человек становится слабым. Потому что, по сути дела, это неестественный центр. Центр нужно найти внутри себя, не во вне себя. А у нас есть попытка искать этот центр где-то во вне. Мы постоянно ищем его не там, где нужно. И из-за этого человек становится слабым.

01:16:46 Если мужчина привязан к женщине, как женщина к нему начинает относиться? Если он сильно привязан к ней. Ну если б как мать… она перестает его уважать. Чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей. Это закон, который Александром Сергеевичем Пушкиным сформулирован. Почему женщина не любит такого мужчину? Потому что она слабость в нем видит. Она видит, что он ослаб из-за привязанности и она начинает его презирать. Чтобы женщина любила мужчину, мужчина должен быть сильным. А если он слабый, как она может его по-настоящему любить?

01:17:27 И так далее, иначе говоря, в каких-то критических ситуациях мы поместили центр туда, теперь центр ведет себя не так как нужно и не так, как я думаю. И эти волны любви и ненависти начинают … маховик любви и ненависти начинает разгораться. С одной стороны, я привязан, я завишу от этого человека. А с другой стороны, я вижу, что я не могу по-настоящему зависеть от него. Я поместил свою зависимость, я связал себя полностью с ним и при этом, я вижу, что это ненадежная ситуация. И все эти семейные скандалы, которые начинаются после какого-то времени, они очень часто связаны с очень сильной привязанностью.

01:18:16 Как это не прискорбно, самые сильные скандалы бывают между людьми, которые очень сильно привязаны друг к другу. Эти две противоположности любовь-ненависть начинают буквально разрастаться до тех пор, пока все эти отношения не разрушаются. Но очень важное положение, которое из этого можно извлечь: если центр неправильный, я в конечном счете не нахожу то, что мне центр должен дать. Еще раз, что нам центр должен дать? По Кови четыре вещи, какие? Силу, Мудрость, Ориентиры внутренние, Ощущение внутренней безопасности, надежности.

01:19:07 Если я поместил его не туда, куда нужно, я в конце концов, лишаюсь силы, я лишаюсь надежности, я лишаюсь мудрости, правильной широты, я лишаюсь внутренних ориентиров настоящих. Так теперь, какой ещё бывает неправильный центр? Предположим, муж и жена, так или иначе, прожили какие-то сложные критические годы, привыкли друг к другу и они куда центр свой ставят? Дети или семья. Правильный центр или нет? Почему нет? Если я, опять же, поместил центр своего существования… вот это я. Если у такого человека спросить “кто ты?” Он скажет “ну, как, вот это я – это мои дети, мой долг по отношению к ним, это то, что я делаю” Это то, с чем себя люди отождествляют. И вроде бы хорошо, нормально, правильно. Хороший человек? Ну, лучше чем многие. В чем проблема то этого всего?

01:20:19 Опять же, в том же самом – зависимость. Если я поместил свой центр в своих детей, я не смогу их воспитывать. Правильно. Потому, что я попадаю в зависимость от их мнения. Они - центр моего существования, мне нужно популярность у них будет зарабатывать. Вместо того, чтобы воспитывать так, как нужно. Вместо того, чтобы какие-то правильные принципы им давать, я буду заискивать перед ними, у меня появится какая-то зависимость от них и так далее. И, в конце концов, я буду идти у них на поводу. Классическим примером этого является история с эпоса древнеиндийского “Махабхарата”, когда Дхри-тараштра, царь слепой попал в зависимость от своего сына. Он настолько любил своего сына, что он, в конце концов, шел у него на поводу. У него были мудрые советники, рядом был Кришна, все ему говорили “не нужно так делать”, он говорил “ничего не могу сделать, я слишком люблю своего сына”

01:21:30 В результате этого, он погиб. Очень важный момент, что неправильно выбранный центр приводит к саморазрушению человека. Если центр выбран неправильно, то эти циклы разрушения, которые приводят к кризисам, эти кризисы становятся некой неизбежностью. Все зависит только от того, на сколько долго все это продержится. Эта вещь начинает сама разрушаться автоматическим образом. Хотим мы этого или не хотим, если центр выбран неправильно, мы рано или поздно потерпим крушение. Потому что, центр поставлен неправильно.

01:22:17 Какие есть ещё центры в нашей жизни? [из зала] Работа, Карьера. [В.М.] Работа или карьера. Если у такого человека спросить “кто ты?” что он ответит? “Специалист”, ещё что-то такое. Этот человек с помощью работы черпает смысл. Работа дает ему смысл, то есть ощущение безопасности, работа дает ему некую мудрость или широту видения, работа должна дать ему эти ориентиры, с помощью которых он выбирает, что ему делать. Остаться ему на работе дольше или уделить время семье. Что происходит тут? Если центром нашим является работа, человек становится трудоголиком. И что происходит? Как происходит разрушение в этом случае? Все остальное начинает страдать, совершенно верно. Начинает страдать его семья, начинают страдать дети, начинает страдать его жена, которая не получает от него то, что она должна получать.

01:23:34 Он целиком сосредоточен тут. Его все представления о ценности своей собственной, он нашел прибежище там, в этой деятельности, но в результате этого, так как центр выбран неправильно, это ещё один очень важный момент или важное следствие неправильно выбранного центра – у человека нарушается баланс в жизни. Уходит какое-то равновесие, уходит, в конце концов, почва из – под ног и человек лишается какой-то внутренней гармонии, ощущения внутренней гармоничности своей жизни или какого-то правильного хода своей жизни. И, опять же, начинает страдать он и страдают все остальные. И, в конце концов, его увольняют и это становится тем самым кризисом личности, через который ему очень сложно перейти, потому что он все потерял. Он все потерял, лишился всего. Вся его личность размонтировалась. Все то, что он так долго строил, в конце концов, или ему на пенсию приходится уходить и что такой трудоголик будет делать? Огурцы выращивать? Или горькую пить?

01:24:53 Какие ещё у нас могут быть неправильные центры или неправильные представления о том, что такое я и что для меня ценно? По сути дела, речь идет о чем? О том, кем я себя считаю. И если я не нашел внутри этой вечной неизменной вещи и пытаюсь спрятаться или найти прибежище в чем-то временном, меня неминуемо постигает трагедия. Что еще, какие есть еще? [из зала] Деньги. [В.М.]Встречались вам люди, у которых это является центром их жизни? У которых деньги являются источником силы, источником власти какой-то, ориентиром главным, с помощью которых они выбирают своё направление в жизни и принимают решения. Для них главное решение: принесет это деньги или нет. Были такие люди? Мудрость их, их представления о том, как все должно быть, оно тоже целиком основано на этом факте. То есть, эти четыре вещи: безопасность или их ощущение надежности жизни тоже измеряются количеством нулей после единички на их банковском счету.

01:26:20 Верный этот центр или нет? Верный, хорошая же вещь? Язык не поворачивается, что неверный. Вроде дает и силу дает, и ориентиры ясные дает. Но, на самом деле, это неверная вещь, потому что, опять же, я поместил центр в ненадежную вещь. Деньги у меня что? Что с моими деньгами могут сделать? Ну, во- первых, может дефолт произойти. Обесценят вдруг завтра, евро упадет и все и что будете вы с этими деньгами делать? Человек находится в постоянном беспокойстве каком-то, он видит, все остальные постоянно покушаются на эти деньги. Деньги можно украсть, их можно потерять, он все время их куда-то инвестирует, ещё что-то такое.

01:27:26 И, опять же, тот же самый дисбаланс возникает в его жизни. Он ради денег пренебрегает какими-то существенными вещами. Потом он будет жалеть, что он ради денег оставил какие-то вещи. Очень важные или ценные, что-то потерял, если он очнется когда-нибудь. Но он рано или поздно очнется, потому что этот центр рано или поздно разрушится. Ненадежная вещь. Согласны с тем, что деньги – ненадежная вещь? Хороший вопрос. Есть в этом мире надежные вещи. Есть в этом мире незыблемые вещи. Если б не было, то тогда бы мира не было вообще. В этом мире есть незыблемые вещи. И суть то в том, что мы их с вами должны обязательно найти эти незыблемые вещи. Без этого наша жизнь не будет осмысленной. Нужно его найти, но я сознательно не буду сегодня говорить, чтобы завтра вы пришли.

01:28:37 Какие ещё у нас могут быть центры? Власть. Об этом даже говорить не будем, какая-то собственность, может быть. Здоровье редко бывает. Можно, да, бывает. Бывают люди, которые целиком сосредоточены на своем собственном теле и понятно, что их ожидает. Их ожидает разочарование, потому что рано или поздно нам исполнится, ну хорошо, ладно восемьдесят лет мне исполнилось и, как бы я не заботился об этом.

01:29:29 Мне рассказывали интересную историю про Энгара – это величайший йог, который разработал всю эту систему. Ему сейчас уже девяносто лет, по-моему, в этом году или в прошлом году исполнилось или в этом году девяносто лет исполнится. Пару лет тому назад пришла к нему телевизионная группа, чтобы его снимать. Человек всю жизнь занимался своим здоровьем, лечил других. И вот он решил всем показать, на что он способен. И он стал и так, и сяк перед телекамерой, естественно, хочется во всей красе себя показать. В больницу попал с сердечным приступом после этого. Потому что, не смотря даже на эту суровую практику, которой он занимается, это тело рано или поздно будет разваливаться и это будет трагедией человеческой.

01:30:32 Можно дальше перечислять, в принципе, какие-то основные вещи. Да, ещё одну существенную вещь мы с вами забыли сказать. Что ещё может быть центром моего бытия? Религия может быть, да. Это тоже не совсем верный центр. Религия может быть центром. И если это, скажем так, опять же, материальное самоотождествление, то это будет неверный центр. Может быть, потом мы об этом поговорим. Этим центром может быть Я так же. В эгоистическом смысле этого слова. Я Любимый. То есть, когда человек становится эгоистом. В Москве есть клуб, называется “Эгоистка” для богатых женщин. Понятно, что тоже, в конце концов, рушатся отношения, человек становится одиноким. Человек теряет какой-то существенный баланс.

01:31:43 Прежде чем мы кончим, у нас уже, в принципе, время подходит к концу. Чтобы завершить эту часть или подвести какую-то черту к этой части нашего рассуждения, чтобы пойти дальше, мне хотелось одну вещь очень важную ещё сказать. Что обычно, когда человек выбирает какой-то центр не совсем правильный, как он это делает? Как мы выбираем эти центры? У нас всегда есть кто перед глазами, чтобы этот центр выбрать? Пример. Или иногда это называется “ролевая модель”

01:32:51 Иначе говоря, пример, это значит что? Мы с этого примера что делаем? Что мы делаем, когда перед глазами пример какой-то мы видим, вот человек и мы хотим быть на него похожим. Что мы делаем таким образом? Как называется этот процесс, когда мы видим пример и начинаем вести себя так же? Учимся, да? Мы можем имитировать, но, грубо говоря, мы учимся. Иначе говоря, эти примеры кем для нас являются? Учителями. У нас всегда… почему я об этом говорю? Потому что, чтобы мы прошли с вами дальше, нужно эту вещь закрепить. У нас всегда есть какие-то учителя, отдаем мы себе отчет в этом или нет. Или на санскрите как учитель называется? Гуру. У нас всегда есть какие-то материальные гуру, которые подают нам пример, которые являются образцом для подражания, которые дают нам вот эту опору в нашей роли или в нашем сценарии, который мы здесь играем.

01:34:10 Что мне хотелось сказать в завершение этого всего, мне хотелось обратиться к этой книге, к Бхагавад-гите. Кто-то читал Бхагавад-гиту из здесь присутствующих? Полностью не надо, первую главу читали? Первая глава – очень важная глава. Это завязка Бхагавад-гиты. И в первой главе что происходит? В первой главе описан этот самый кризис личности, когда Арджуна, герой Бхагавад-гиты, чувствует… Что чувствует он? Разочарование, слабость, отчаяние, бессилие, у него опускаются руки – это все признак кризиса личности. Это все – признак неправильно выбранного центра или неправильной внутренней концепции, которая была для нас опорой. Потому что он видит, сейчас все разрушится - меня не будет. Он говорит “лучше я умру, чем делать то, что нужно делать”

01:35:35 И Кришна, прежде чем начать ему Бхагавад-гиту, а Бхагавад-гита – это лекарство, это излечение. По сути дела, она идет гораздо глубже, чем Стивен Кови в разрешении этой проблемы или… Я сегодня начинал с того, что я говорил о последнем стихе Бхагавад-гиты. Как обрести успех, что нужно сделать, какие условия должны быть в жизни человека, чтобы человек, в конце концов, обрел успех? И Кришна удивительным образом там все это показывает.

01:36:09 Но, для начала, чтобы человек сделал нужные шаги к излечению, Кришна делает очень важную и очень жестокую вещь. Что Он делает в Бхагавад-гите? Прежде чем начать ему рассказывать обо всем? Арджуна чувствует какую-то неуверенность, тревогу, ещё что-то такое, он говорит “покажи мне, пожалуйста, с кем мне нужно сражаться” И что Кришна делает? Он ставит колесницу Арджуны прямо перед двумя его гуру, которые стоят на противоположной стороне. Бхишма и Дрона. И они олицетворяют, один олицетворяет, один учил его воинскому искусству, другой его родственник, он учил его мудрости, учил его жизни, семейным традициям. И они, по сути дела, олицетворяют два этих центра, о которых мы говорили. Один – профессия, а другой – семья, клан, традиции, все то, что с этим связано.

01:37:47 Кришна ставит его перед ними и говорит “вот, смотри, они находятся на противоположной стороне” И Арджуна чувствует слабость, он чувствует бессилие, он чувствует отчаяние и Кришна начинает постепенно после этого его “лечить” Что мне хотелось сказать или на чем мне хотелось сейчас остановиться, это о том, что это очень существенная вещь и нам нужно научиться находить незыблемый центр внутри. И мы обязательно это с вами сделаем, мы поймем, что должно быть этим незыблемым центром, чтобы мы не проходили через эти вещи. Это вечная вещь.

01:38:30 Эти кризисы были пять тысяч лет тому назад, когда была рассказана Бхагавад-гита. Это некая неизменная часть обучения человека в этом мире. Смысл человеческого существования в том, чтобы он, пройдя через какие-то кризисы, через проблемы, в конце концов, нашел внутри нечто вечное, незыблемое и закрепился там и строил свою жизнь на этом фундаменте. Если он этого не найдет, то его жизнь будет очень, скажем так, в конечном счете неуспешной, неудавшейся, потому что он не сделает тот самый урок, не извлечет то самый урок, который мы все должны извлечь.

01:39:30 Иначе говоря, мы должны найти своё настоящее, истинное предназначение и не покупаться на какие-то очевидные вещи. Потому что, все то, о чем мы говорили, очевидные вещи. Очень соблазнительные, легкие. Найти прибежище в какой-то профессии, религии даже внешней, или в семье или ещё где-то. Попытаться там это сделать, но если я сделал это неправильно, все это нужно. Семья нужна человеку, любовь к своим близким нужна, религия нужна, профессия нужна, но центром должно быть другое. И если человек этот центр найдет, тогда вокруг этого центра, правильно найденного, он сможет все остальное построить. И все остальное будет гармонично, сбалансировано. Признаком неправильного центра, я уже говорил, это дисбаланс, когда мы куда-то сталкиваемся и другое все начинает страдать. Признаком правильно выбранного центра является то, что у меня есть все, я чувствую себя гармонично я чувствую себя уверенно, я понимаю ясно смысл своего существования и я могу дальше и, собственно, об этом мы будем уже говорить с вами завтра, потому что уже восемь часов. Спасибо большое. Я жду вас всех завтра, потому что без завтрашней лекции эта будет бессмысленной.

транскрибирование: Даная Суграли | Актобе | Казахстан | 02 октября 2013