Как организовать свое время?

Рига - 05 February 2011
Что мешает достижению целей? Причина всех болезней. Как усилить знание? Четыре механизма управления временем. Материальные и духовные обязанности человека. Планирование по методу Кови. Практические советы.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:50:18 | качество: mp3 64kB/s 50 Mb | прослушано: 7468 | скачано: 4564 | избрано: 265
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Добрый вечер, я прочитаю мантру [мантра] Судя по вопросам вчерашним, многих задел в большей степени метафизический компонент моей лекции. Поэтому я немножко добавил. Я приношу извинения по поводу этого вопроса, я скажу попозже об этом. Хорошо, мы приступаем к продолжению нашего семинара и меня всегда волнует качество усвоения. Легко перегрузить людей какой-то информацией, но  иногда лучше сказать меньше, поэтому я вчера закончил немножечко раньше, чтобы дать возможность как-то усвоить этот материал.

Что мешает достижению целей?

00:01:34 Мы с вами изучаем третий навык и мы остановились, собственно, на том, что мешает человеку действовать во втором квадрате. Понимание этих причин очень важно, потому что, если мы не поймем их как следует, мы не сможем по-настоящему переделать свою жизнь. Причины будут оставаться. И причины будут мешать нам действовать в соответствии с высшими принципами. Мы будем по привычке действовать, подчиняясь давлению “срочного” Поэтому я расскажу небольшой краткий анализ и сначала покажу принципы, на основании которых можно будет поменять эту систему в своей жизни.

Установка на быстрый результат

00:02:39 Итак, первый вопрос, первый ответ на этот вопрос “Что же мешает действовать во втором квадрате в соответствии с нашими ценностями, подчиняясь не давлению срочного, а пониманию важности важного?” Первый ответ на этот вопрос очень простой, потому что результаты действия во втором квадрате видны не сразу. Мы очень сильно с вами запрограммированы на быстрый результат, нам хочется быстрых результатов. И мы часто забываем, что на самом деле самые важные процессы в этом мире, естественные процессы в этом мире всегда постепенные: мы стареем постепенно, постепенно возникает болезнь, постепенно происходят какие-то медленные изменения, незаметные для нас. И деятельность в соответствии с высшими ценностями во втором квадрате позволяет человеку противопоставить свою свободную волю этим медленным и в каком-то смысле, неотвратимым процессам.

00:03:59 Естественно, что деятельность в первом квадрате  всегда воодушевляет гораздо больше, потому что “пожар” Мы потушили пожар и сразу же виден результат. Результат, что называется, “налицо” Но, деятельность во втором квадрате, в конечном счете, гораздо более эффективна и нам нужно научиться действовать понемногу. Нужно научиться переключать своё сознание с программы на непосредственное ощущение результата на программу, чтобы мы могли получать удовольствие от отдаленного результата, результата, который не придёт к нам сразу.

00:04:46 И в связи с этим, есть хорошая русская поговорка, которая определяет деятельность в первом квадрате. Стивен Кови ее  не знал. Но если бы знал, обязательно бы привел в своем семинаре. “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”. Вот эта формула первого квадрата. Это формула кризисов и в результате этого, человек испытывает огромное количество проблем, трагедий, именно потому что мы предпочитаем не думать заранее, не делать какую-то профилактику, не делать что-то, что не приобрело статус “срочного” в нашей жизни. Это первая причина, по которой мы избегаем этой самой важной деятельности во втором квадрате.

00:05:58 И теперь ещё один мысленный эксперимент, который я хотел бы провести с вами, в сущности, я уже немного намекнул вам на правильный ответ в этом. Это второй ответ на этот вопрос “что мешает нам действовать во втором квадрате?” Тут даны три возможных ответа. И, пожалуйста, мысленно подумайте над этим и подумайте, как бы вы определили свой ответ. Первый ответ: “неспособность определять приоритеты” – я не знаю, что для меня важнее, я неправильно расставляю приоритеты, поэтому я не действую во втором квадрате.

Сам не знаешь чего хочешь

00:06:41 Второй ответ: “неспособность организовать себя на основе этих приоритетов” И третий ответ: “недостаточная дисциплинированность, чтобы действовать на их основе” Сами для себя ответьте на эти вопросы. И, как правило, люди предпочитают отвечать на этот вопрос, говоря, что они просто недостаточно дисциплинированы, чтобы действовать на их основе. Но на самом деле, это не так. На самом деле, как я уже сказал, проблема заключается в том, что мы, в сущности, не имеем внутри очень яркого, сильного, горящего “Да!” Эта неспособность действовать во втором квадрате, в сущности, непонимание того глубокое, очень сильное, очень мощное, могущественное непонимание того, что мне по-настоящему нужно. И это главная проблема. Дисциплинировать мы себя сможем, когда мы очень хорошо поймем, что мне нужно, когда важность этих вещей станет совершенно очевидной для меня самого.

00:08:21 Поэтому, ещё раз, снова возвращаясь к материалу второй привычки или второго навыка, я хотел бы подчеркнуть какие-то очень важные моменты. Как все-таки постепенно, опять же, постепенно, не сразу. Это не произойдет сразу, но постепенно понять, что для меня в жизни самое важное. На основании каких критериев , на основании каких принципов, на основании каких пониманий я могу прийти  к этому представлению очень ясному.

00:09:01 У меня есть один знакомый, совершенно потрясающий человек. Этот знакомый  служил в американской армии и он прослужил в американской армии пятнадцать лет. Более того, он не просто служил в американской армии, его послали воевать в Ираке. За то время, пока он воевал в Ираке, он получил три высших образования. Он спал по два часа, он умудрялся, помимо этого, ходить  и распространять духовные книги там, в Ираке. Он проводил праздники какие-то , получил три высших образования. Ну, то есть, просто совершенно потрясающие вещи делал.

00:09:41 Почему, на основании чего? Только на основании того, что внутри у него было это горящее , ясное четкое понимание “Мне это нужно” И он подчинился в своё время, очень жесткому распорядку и в этом жестком распорядке он был абсолютно счастлив. И сейчас любой человек, который просто соприкоснется с ним, заряжается от него этой энергией, которая пришла в результате именно такой деятельности, основанной на высших принципах и на высших ценностях.

Неумение говорить НЕТ

00:10:16 То есть, в конце концов, мы должны научиться говорить “нет” И чтобы научиться говорить “нет”, нам нужно понять, чему мы говорим “да” И, собственно, это “да”, которое мы должны сказать на санскрите в Ведической культуре называется “дхармой” Самая главная мантра Ведической культуры – это мантра ОМ. Все, наверняка, слышали эту мантру. Йоги в Гималаях повторяют эту мантру ОМ. Кто-то знает, что значит мантра ОМ? Мантра Ом значит “Да” Люди сидят и повторяют “Да, да, да, да” Иначе говоря, они сосредотачиваются на том, что же они должны делать. На позитивном ядре своей личности. На позитивной основе своей личности. И тут дано одно из определений дхармы. “Дхарма” в высшей степени многозначное слово. Слово, имеющее много оттенков смысла. И одно из определений слова дхарма – это понимание своей природы и способность действовать в соответствии с нею.

00:11:38 И несколько минут мы посвятим именно этому, каким-то намекам или каким-то путеводным ниточкам, которые помогут нам это делать – действовать. Тут приводится санскритский стих из Ману-самхиты. [санскрит] Очень важное определение - корень дхармы или дхарма-мула Где найти эту дхарму или корень своей природы? И там говорится, что корень дхармы находится в Ведах или Священных писаниях, в обязанностях, изложенных в Смрити-шастрах. Иначе говоря, человек читает смрити-шастры – это определённый вид Священных писаний в Ведах, где подробно объясняются обязанности  человека в соответствии с его положением в обществе.

00:12:44 В поведении Святых людей. Можно наблюдать за святыми людьми и понять, собственно, свою природу или чего я хочу. И, наконец, четвертое, самое важное – в удовлетворении, которое нисходит на сердце. Иначе говоря, Ману – смрити, а это Законы Человечества, главный свод законов человечества утверждает очень важную вещь. Там говорится, что если человек действует в соответствии с дхармой, понять это можно потому что я доволен становлюсь.

00:13:23 Удовлетворение, которое приходит, когда я действую в соответствии со своей природой, является признаком того, что я действую в соответствии со своей природой. Если я не нарушаю свою природу, понять это можно по этому простому признаку – я становлюсь счастливым.

00:13:44 Украинский философ, которого я очень люблю, очень красиво сформулировал это. Он сказал “Благодарение Богу за то, что Он сделал все нужное нетрудным, а все трудное - ненужным” Иначе говоря, все то, что нужно мне по-настоящему, по-настоящему нужно все то, что является моей природой, оно не будет трудно для меня. И если что-то трудно, если  не все время приходится перебарывать себя, нужно подумать, может быть, я делаю что-то, что моей природе не соответствует. Может быть я нарушаю собственную дхарму.

00:14:24 И дальше. Если мы дальше пойдем, это некое метафизическое введение, но из него будут вполне практические выводы. Это другое определение того, как  определить дхарму или как найти дхарму. Вопрос этот на самом деле мучил людей испокон веков. В Ведах в индийской культуре человека с самого начала учили, как определить свою природу, как найти свою природу. И то, там можно было найти не сразу. В нашем случае это гораздо сложнее. В нашем случае наша природа завалена, как я уже сказал, многими стереотипами, многими какими-то навязанными нам сценариями, слоганами, которые мы слышим каждый день. И её иногда трудно откопать в себе.

00:15:17 Слушайте, что говорится в Ягьявалкья-смрити. Там говорится: “Веды, дхарма-шастры и правильное поведение приносит удовлетворение уму” – то же самое. Тот же самый принцип. В конце концов, ум должен почувствовать  удовлетворение. Но дальше тут говорится следующая вещь: “Желание, которое возникает из решимости следовать принципам дхармы считается корнем дхармы” Иначе говоря, тут описано, что чтобы человек смог следовать в своей жизни дхарме, у него должна появиться решимость и желание.

Причина всех болезней

00:16:07 Сейчас мы пойдем дальше с вами. Я понимаю, что может быть, не все совсем укладывается, но я думаю, что все, в конце концов, уложится. Суть в том, что нам нужно научиться действовать определённым образом. И если я действую в соответствии со своей природой, то эта деятельность делает меня счастливым. В этом нет никаких сомнений. Теперь, как научиться действовать? Об этом следующий слайд. Тут написана очень важная максима или очень важный слоган всей Ведической культуры. Соблюдение дхармы хранит человека, нарушение дхармы разрушает человека.

00:16:51 Если человек нарушает дхарму, если человек идет против своей природы, то, в конце концов, это разрушает его. Вчера после лекции ко мне подошла одна слушательница и спросила “отчего у человека возникает диабет?” На самом деле, самый общий ответ на этот вопрос один. Все наши болезни возникают у человека от накопившейся неудовлетворенности. Если человек живёт действительно счастливую сбалансированную жизнь в соответствии со своей природой, он не будет болеть. Или, практически, не будет болеть. Человек, который исполняет свою дхарму, настолько удовлетворен внутренне, у него настолько сильная опора внутри, что эта удовлетворенность избавляет его от болезней.

00:17:56 Насчет конкретно этого вопроса диабета, в связи с дхармой, я посмотрел в Аюрведе и в Аюрведе говорится очень важная вещь. Что такое диабет? Диабет – это когда у человека возникает жажда из-за сахарного баланса, ещё из-за чего-то. Внешний признак – жажда. Так вот, Аюрведа говорит, что этот внешний признак жажда, проявление жажды или неудовлетворенности внутри на уровне ума. “Эта неудовлетворенность, в свою очередь, возникает у меня из-за нереализованности. Из-за того, что я не доделываю то, что я должен делать. Из-за того, что я не отдаю то, чего мог бы отдать другим. Мы все родились с определённым даром и этот дар, который дал нам Бог, мы должны отдать другим. И когда я делаю это – это и есть дхарма. Когда я делаю это, я становлюсь счастливым.

00:19:01 И если я счастлив, то у меня нет никаких проблем, в конечном счете. Это такой, в общем-то, связанный с нашим семинаром ответ на вопрос. Недаром мне его задали. Почему возникает диабет? В конце концов, от неудовлетворенности, которая накапливается, а неудовлетворенность в данном случае накапливается от того, что человек, может быть, не доделывает что-то или не додает что-то другим. Это пример того, каким образом нарушение дхармы или нарушение своей природы разрушает человека.

00:19:41 Так вот, мы подходим  к самой важной части того, что  мне хотелось сказать сегодня. Это цепочки, которые, в конце концов, приводят человека к действию. Ведическая логика “ньяя” изучала эту цепочку. В нашем с вами случае мы как-то обычно не задумываемся, делаем и делаем. Есть знаменитый анекдот про студента, которого поместили в клетку с обезьяной. И нужно было там банан стрясти. И обезьяна справилась, потому что подумала. Она палкой его стрясла. И когда студенту предложили немного подумать, он сказал: “Что думать, делать надо”. И эта наша запрограммированность на то, что не нужно думать – нужно делать скорее является причиной многих бед.

00:20:40 Так вот, он важное и очень интересное для понимания описание цепочки, которая в конце концов, приводит к действию в соответствии с Ведической логикой. В основе действия сначала лежит Знание. Сначала человек знает что-то. Это знание, в свою очередь, порождает желание. Если я узнал что-то, то знание неминуемо, так или иначе, порождает какое-то желание у меня. Желание превращается в импульс, в побуждение к деятельности или в тонкий план, который возникает. Как только у меня возникло  некое неоформившееся желание, дальше по мере его развития это неоформившееся желание превращается в понимание, как я могу достичь желаемого.

00:21:38 В сущности, на этом принципе основана реклама. Реклама вначале основана на знании, правильно? Они говорят “есть что-то… уух!” И это “УУХ!” хочу. Порождает внутри “хочу” Дальше возникает некое волевое усилие внутри. Чешта на санскрите. И, в конце концов, возникает действие. Этот тонкий механизм деятельности от знания к действию. Как знание или некое семя превращается в действие. И ньяя же объясняет, каким образом можно усилить знание, желание и побуждение.

00:22:28 Иначе говоря, чтобы в конце концов было действие и чтоб действие было правильным. У человека должно быть правильное знание. Правильно е знание породит в нём правильное желание. Это желание должно быть достаточно сильным, чтобы оно превратилось в импульс к деятельности. Волевое усилие в действие. Следующий слайд очень важный, показывает, каким образом человек может усилить знание.

Как усилить знание?

00:23:02 Первый принцип, на основании которого человек должен действовать, если он хочет поменять свою жизнь, он должен что-то слушать. Он должен слушать вещи, которые будут подталкивать его к этому и через слушания я могу проявить свою собственную природу. Слушание – важный элемент культуры. И нужно знать, что слушать, естественно. Слушание – это самая общая вещь. Следующий слайд будет объяснять это. Желание усиливается в процессе общения. Когда я общаюсь с человеком, у которого есть очень горячее, яркое желание, я могу заразиться этим желанием. А побуждение – это третий элемент в этой цепочке, усиливается размышлением, медитацией. Когда я размышляю, думаю надо всем этим.

Шаг №1: Священные писания

00:24:00 И поэтому, я хочу предложить вам план, состоящий из трех вещей. Все это нужно, в конце концов, чтоб человек понял, что же я должен делать. Чтобы это “Да” стало очень сильным. Итак, если мы ставим перед собой вопрос “Как, все-таки, понять свою природу?”, то первое, нужно слушать Священные писания. Это слушание Священных писаний и постоянное сверяние себя, когда я сверяю самого себя со Священными писаниями, превращается в самонаблюдение. Слушание Священных писаний, слушание книг, которые, так или иначе, говорят о природе человека, в высшей степени важный первый шаг для того, чтобы человек себя понял и понял, что он по-настоящему хочет. Но это только первый шаг. Вся “Радуга”, в сущности, построена на этом принципе. “Радуга” приглашает к вам лекторов. И лекторы рассказывают. Вы слушаете лекторов, что-то задевает вас, что-то запускает какие-то процессы самонаблюдения.

00:25:19 Очень важно, чтобы слушание Священных писаний превращалось в живой внутренний процесс самонаблюдения: а что у меня так, что у меня на самом деле есть и чего нет? Слушание не должно быть просто механическим процессом. Что-то нас в этом должно задеть и я должен посмотреть, а я то как живу? Что у меня? И дальше следующее, это общение.

Шаг №2: Общение

00:25:46 Следующий элемент, очень важный элемент понимания своей природы – это увидеть человека, на которого я хочу быть похожим и общаться с ним. При чем, общение не обязательно должно быть личным общением. Это может быть общение через слушание этого человека, через медитацию на него, через попытку понять его какими-то другими способами. Очень любопытно, что руководитель “Радуги” мне сказала, что мы приглашаем сюда  лекторов и лекторы дают какую-то информацию. Дальше ничего не идет. Поэтому у нас появилась следующая программа – клуб. И клуб – это что такое? Общение. Иначе говоря, первый элемент – слушание. Слушаю или изучаю сам Священные писания, потому что, в сущности, это – слушание, которое запускает во мне какие-то процессы. Дальше я обязательно должен начать общение.

00:26:50 И в Ведической культуре такой ролевой моделью для меня, для человека всегда был его духовный учитель, гуру. И он смотрел на него и смотря на него, понимал, как же быть счастливым. Гуру по определению – человек, который счастлив, потому что он нашел свою собственную природу. И ничто не может заменить этого личного общения. Или, по крайней мере, созерцание человека. Иногда люди говорят “ну, что же, можно таким образом думать о ком-то, кто жил пять тысяч лет тому назад” Нельзя. Надо сейчас увидеть человека, живущего в соответствии с высшими ценностями и счастливого, благодаря тому, что он живёт в соответствии с этими высшими ценностями.

Шаг №3: размышление

00:27:44 И третья вещь, я говорил об этом, это один из инструментов, который усиливает побуждение к деятельности. Я говорил, что побуждение к деятельности усиливается размышлением. Я понял, что мне нужно делать до какой-то степени. Но теперь мне нужно конкретизовать эту вещь. Мне нужно сформулировать её так, чтобы я мог действовать в соответствии с этой установкой. Понять что-то, что конкретно я буду делать. И для этого одним из инструментов является список желаний. Я объяснял, как его нужно делать в прошлый раз. Это было год назад, я повторю. Человек просто выписывает все свои желания. И он будет длинный-длинный список. Можно прийти с этим списком в церковь и положить его Богу. Шутка. Нет, с этим списком дальше нужно работать. И работать нужно очень интересно. Работать с этим списком нужно просто читая его периодически каждый день вечером перед сном или утром и прислушиваться к сердцу: задевает меня это желание или нет? Включает меня это желание или нет. Если не включает, вычеркивайте его. Это значит, что это желание случайно залетело к вам. Вы его подхватили просто где-то из эфирного мусора. Из того, что в эфире плавает.

00:29:31 И, в конце концов, у вас останется несколько вещей, которые, в конце концов, вам по-настоящему нужны. И размышление над ними даст вам очень большую силу или импульс для того, чтобы, в конце концов, действовать таким образом. То есть, это некое понимание того, каким образом усилить в себе “Да” Я понимаю, что это может быть, не самый простой метод, но,  в конечном счете, вам нужно в себе эту “Да” откопать, понять.

Четыре механизма управления временем

1. Список дел

00:30:15 Сейчас мы переходим к, собственно, механизмам управления временем. И тут тоже есть интересные моменты. Существует четыре механизма управления временем. И мы все в той или иной степени пользуемся ими. По крайней мере, первыми наверняка. Первый, самый простой, который сразу приходит в голову, когда на нас валится множество дел, мы записываем все дела. Кто-то делает это? Просто берем, выписываем все эти дела. Для этого изобретены записные книжки. И это нужно, чтобы выгрузить все эти вещи из головы. Что-то приходит в голову, не дай Бог, забудешь. Записал. Потом что мы делаем? Вычеркиваем, когда сделали и чувствуем удовлетворение, правильно? Это самый простой и самый неэффективный метод управления временем. Потому что, в конечном счете на чем он основан? На том, что на нас что-то такое валится, что-то мы вспоминаем, вспомнили – записали, сделали – вычеркнули, хорошо, забыли.

00:31:38 По сути дела, это то же самое плавание по течению, когда мы под влиянием ощущения срочности пытаемся что-то делать. И главное удовлетворение мы получаем, когда вычеркиваем. Когда я сам по себе это хорошо знаю. Большой список 25 дел. Все вычеркнуты. Толк какой-то от этого был? Непонятно. Наверное, был. Человек при такой форме работы со временем, а время-это самое ценное, что у нас есть. Время – это как раз то, что позволяет нам реализовать себя и позволяет нам доказать по-настоящему, что для меня ценно. Такой способ работы со временем в высшей степени неэффективен и, в сущности, он реактивен. Я просто реагирую на срочность.

2. Календари и ежедневники

00:32:50 Второй уровень немножечко белее эффективный  - это календари и ежедневники. Их полно. Перед Новым годом их все друг другу дарят. Там человек пытается разнести какие-то вещи во времени, чтоб ничего не забыть, пытается немного дальше заглянуть. Но, опять же, в таком способе работы со своим временем человек не может выделить главное. На нас обычно навешивается огромное количество каких-то вещей и задач, которые мы должны сделать. И если я просто пытаюсь огромное количество вещей, которое на меня сваливается разнести во времени, это хорошо, но я не отвечаю на самый главный вопрос «А нужно мне это или не нужно? И к чему это все приведет?» Я не возвращаюсь к самому началу – к ответу на вопрос «нужно мне это или нет?»

3. Органайзеры

00:34:03 Третий уровень – самый продвинутый и обычно с ним работают современные менеджеры или люди, которые занимаются бизнесом. Это органайзеры. И там все очень разработано, есть электронные программы, которые позволяют это все очень хорошо делать. И я видел людей. Я сам ими пытался пользоваться. Результат на самом деле, не смотря на кажущуюся эффективность этого – жесткая схема. Эффективность, безусловно, есть. Человек все приоритизирует, человек ставит какие-то цели, человек пытается планировать. Проблема заключается в том, что возникает очень жесткая схема жизни.

00:34:54 Любой человек, кто пытался это делать, знает, что, в конце концов, это не решает никаких проблем. Это только изнашивает человека, утомляет человека. Человек ставит себя в эти жесткие рамки, если он целеустремлен, ставит перед собой какие-то цели, он даже достигает этих целей. Счастливым он не становится.

00:35:21 Тут приведены на этом слайде какие-то проблемы этого третьего уровня планирования времени. Человек часто пытается, опять же, уместить все в один день.  День становится жесткий, до предела насыщенный. Нет никакого перерыва между встречами. Жуткое напряжение в голове. И, в конце концов, в конце дня человек становится страшно усталым. И главная проблема тут  - это отсутствие сбалансированности. Человек, опять же, делает что-то, пытается много-много-много всего сделать, но он подчиняет себя плану. Тогда как на самом деле  план – это всего лишь на всего наш слуга. И все эти вещи должны служить нам и должны делать нас счастливыми.

4. Управление собой

00:36:15 Поэтому, Стивен Кови предлагает четвертый механизм и он говорит, что управлять нужно не временем – управлять нужно собой. Что корень или причина, ядро, самое главное, что мы должны понять, это “Кто же Я?” Я должен понять, кто я и соответственно, что мне нужно. И на это не нужно жалеть времени. Я смогу очень эффективно, очень много всего сделать, как в этом примере, который я привел со своим другом, умудрившимся закончить три высших образования получить. И при этом, он абсолютно счастливый. Он не производит впечатление перегруженного человека.

00:37:06 Я видел людей, которые живут по третьему уровню. Страшное зрелище. Из-за отсутствия сбалансированности они упускают какие-то очень важные вещи в своей жизни. Страдают их отношения. И они думают, что успех в одной сфере скомпенсирует неудачи в другой сфере. Правильная  это посылка? Может успех в одной сфере скомпенсировать неудачу в другой? Нет.

00:37:38 Суть в том, что есть несколько важных вещей или важных ролей, которые наш метод планирования времени должен обеспечить. И тут приведены эти вещи, которые нельзя забывать. Первое, это – согласованность с высшими целями. Каждый раз, когда я что-то делаю, я должен себя спрашивать “Как это соотносится с моей высшей целью?” Или, если не каждый раз, естественно, каждый раз замучишься, но, по крайней мере, я должен понимать, как всё это приближает меня к моим высшим целям. Кем я хочу стать? Кем я хочу быть?

00:38:31 Второе, это – сбалансированность. У нас есть несколько сфер жизни и это инструмент планирования нашей жизни должен учитывать, что все эти сферы должны быть успешными. Третье, он должен быть достаточно гибким. Никто не будет жестко планировать в течение долгого времени, если в результате этого будет появляться очень жесткая схема, которая не позволяет человеку никакого маневра.

00:39:06 Инструменты третьего поколения именно такие вещи дают – они слишком жестко планируют жизнь человека и человек высыхает, в конце концов. Этот инструмент четвертого поколения должен  все время напоминать нам о квадрате-2, о несрочных, но важных вещах в нашей жизни. Разными способами он должен напоминать нам об этих вещах. Ты должен действовать в этой сфере. И наконец, у него должно быть человеческое измерение, то есть, он должен напоминать нам, что мы, прежде всего, люди. Что мы –не роботы, не механизмы, что мы не должны программировать себя на какую-то сверхпроизводительность, что самое важное в нашей жизни – это что? Отношения. Самое важное в нашей жизни – это любовь. А любовь – это моя способность вступать в глубокие отношения  с другими людьми.

00:40:13 То есть, иначе говоря, если я хочу действительно научиться правильно это делать, эти пять факторов должны быть заложены в самом механизме. Стивен Кови предлагает человеку, прежде всего, определить свои роли. Роли, которые мы играем. Тут дается какой-то пример того, тех ролей, которые мы играем. Я – человек, прежде всего, личность. Мне нужно развиваться, у меня есть свои цели. Я – муж, отец, это мои отношения. И если вы посмотрите сюда, то мы поймем, что все эти роли так или иначе связаны с нашими отношениями.

00:41:01 Первое, отношение с самим собой, второе – отношения со своими близкими, со своей женой или со своими детьми, третье – отношения со своими родителями, четвертое, это – отношения в контексте профессии, какая-то общественная роль у меня есть. То есть, я должен делать что-то просто так. Я должен делать что-то для души. Духовная практика, мои отношения с Богом.

00:41:33 Всегда хорошо, если я определяю роли свои. Определить, в отношении с кем я играю это роль. Потому что, чтоб понять, что я в этой роли должен делать, очень ясно понимать вторую сторону этого уравнения. И это то, что предлагает Кови. Он предлагает сначала определить роли и понять, что же я хочу добиться в каждой из этих ролей. И на основании этого уже планировать своё время.

Материальные и духовные обязанности человека

00:42:10 Теперь мне хотелось поделиться с вами Ведической системой, которая отработана тысячелетиями. Ведическая система достигает той же самой цели, она помогает человеку поyять, что ему нужно делать и она говорит о том, что у человека есть два измерения: материальное и духовное. Эти два измерения очень простые. Первое, это – материальное измерение и, в сущности, это наши профессиональные обязанности. Что я делаю, какие-то внешние задачи. Я должен очень хорошо понять это своё измерение личности. Для чего я создан, что я могу делать лучше всего? И соответственно, Веды предлагают четыре возможности для этого: интеллектуальная деятельность, административная  деятельность, предпринимательская деятельность и какой-то труд.

00:43:15 И второе – духовное измерение. Духовное измерение – это развитие моей личности в соответствии с периодами жизни. И Веды разбивают так же жизнь человека на четыре периода: ученичество, дальше продуктивный период, когда я должен что-то сделать, чего- то добиться, потом отход от дел и потом интенсивная духовная практика.

00:43:45 Это четыре материальных обязанности и четыре духовных обязанности в двух измерениях. И, соответственно, каждый из нас может сам определить свою точку на этой системе координат. На одной системе координат наша жизнь и в соответствии с тем, где я нахожусь на этой системе координат, у меня есть определённые обязанности. Если я  ученик, вначале я должен действовать определённым образом. Если я в свой средний период жизни действую, то я должен добиваться какого-то результата, действовать для других. В какой-то момент я должен отойти от дел, передать опыт, поделиться опытом. Это тоже нужно сделать своевременно, иначе все равно, оттеснят, но очень болезненно будет.

00:44:38 И, наконец, в конце жизни я должен подготовить себя к полной сосредоточенности на духовной практике. И тот, и другой метод возможны. Я говорил о том, что есть метод, который предлагает автор этой книги. Это другой вариант того же самого, понять, где я сейчас нахожусь и, исходя из этого, определить свои цели.

00:45:24 Собственно, что дальше? Дальше все просто. Если я определил свои роли, я должен записать какие—то свои цели в этих ролях, какие-то высокие цели, кем я хочу, в конце концов, стать как муж, как отец. Мы с вами проходили этот эксперимент в прошлом году, когда я объяснял, “представьте себе, что о вас скажут, когда вас хоронить будут” Я понимаю, что неприятно это представлять, но если хорошее будут говорить, то это может быть, неплохой мысленный эксперимент. Иначе говоря, я начинаю с конца, я пытаюсь понять, вот эта роль, что мне нужно сделать и дальше что должен сделать? Дальше я должен просто на.., скажем, на следующую неделю, которая предстоит мне, я должен обозначить  2-3 цели для этой роли и расписать ее. И если я все свои роли учел, то я смогу сохранить баланс. Я учту все важное в каждой из ролей, которые я играю. Я смогу не нарушить ничего и не упустить ничего и таким образом, не допустить деятельности в первом квадрате. Потому что, когда я что-то упускаю, мне приходится переходить туда, в это кризисное управление своей жизнью.

Планирование по методу Кови

00:47:14 Сейчас, я собственно, перейду к методике, к технике. Пойдемте по техническим каким-то советам. Первая вещь, нужно взять эту таблицу, матрицу первого, второго, третьего, четвертого квадратов и поставить что? Два жирных креста на чем? На третьем и на четвертом квадратах. Жалко будет, я понимаю. Но надо сделать. Еще раз, если вы как следует поняли, что у вас есть уникальное предназначение, вы сможете это сделать. Мы говорили, что третий квадрат – это суета, текучка, четвертый квадрат – это иллюзия просто полная заторможенность.

00:48:13 Что дальше нужно сделать? Дальше нужно попытаться перейти из первого во второй квадрат. И я попытаюсь объяснить, как это сделать. Нам нужно максимально уменьшить эту сферу первого квадрата аврала, форс-мажора, различных таких вещей и максимально усилить второй квадрат. Иначе говоря, нам нужно научиться выполнять важные задачи заблаговременно, как написано там. Это будет стабильная жизнь, стабильная плановая работа. Тут очень все сухо написано, но смысл в этом. И этапы следующие.

00:49:03 Речь идет о технике уже. Давайте, тем не менее, это важная техника. Этапы планирования состоят из четырех вещей, из четырех этапов. Сначала подготовка, потом планирование на год. Потом планирование на неделю исполнение. Из всех периодов, которые возможны для планирования, можно планировать на пятилетку, можно планировать на следующие сто лет. Можно планировать на разные периоды. Но самые важные периоды планирования, мы знаем в Советском Союзе все пятилетками измерялось. Самые важные для нашей личности периоды планирования – это год и неделя. Все остальные неэффективны.

00:49:59 Сейчас мы пойдем по этим слайдам и подробно разберем, что они расшифруют, что они значат. Первое, что нужно сделать, если мы готовимся к планированию, это настроиться на важность. Само по себе планирование – это срочная вещь? Нет. Важная? Да. То есть, она относится к этому нашему любимому второму квадрату. И нужно настроить себя на то, что мне необходимо действительно понять, что же я должен делать.

00:50:39 Второй совет: сначала выберите какой-то календарь  на год. В частности, вот тут меня попросили рассказать об этом календаре. Он в холле есть. Я чуть позже буду рассказывать об этом календаре, он очень важный. То есть, нужно посмотреть весь свой год. Можно выбрать какой-то ежедневник, еженедельник, какой-то инструмент для  этого. И дальше, что очень важно для подготовки, нужно внутреннюю установку на исполнение сделать. Для этого нужно обращаться к своему плану каждый день, как минимум два раза в день утром и вечером, чтобы смотреть, приближаюсь я к цели или нет.

00:51:25 И главное верить в успех и настроиться на выполнение сто процентов поставленных задач. Иногда будет у нас опускаться руки, ничего. В этих случаях тоже можно что-то сделать. Это, ещё раз, это – способ мой выстроить свою жизнь правильно и напомнить мне о том, что же я должен делать. Следующий слайд объясняет, что нужно делать, когда мы планируем следующий год. Первое, это мой личный годовой план. Человек должен подумать, а что же мне по-настоящему действительно нужно. Этот личный годовой план должен быть соотнесен с нашими ролями, важными ролями, которые я играю и моими глубинными ценностями. Чего я хочу за этот год сделать?

00:52:29 И можно заполнить этот календарный план какими-то ясными видимыми задачами. Если есть задачи, которые займут большое время, можно их сразу же поставить. У меня сейчас практически весь год уже расписан по тому, что я делаю, какие вещи я делаю в какой период. И самое лучшее дать для этого время. Очень важно помедитировать на это, поразмышлять. Начинать это нужно в октябре, в ноябре или в декабре. Как следует представить себе год. Очень часто человек живёт в каком-то режиме, который не удовлетворяет его. И он не может из этой текучки вырваться, потому что есть что-то, что он обязательно должен делать. Опять же, давление срочного.

00:53:22 Вопрос, который нужно задавать себе – а что мне нужно в действительности изменить, чтобы моя жизнь поменялась, чтобы жизнь пошла по-другому руслу, другое течение приобрела? И для этого нужен годовой план. Есть что-то, что я упускаю в своей накатанной жизни. Это очень важная вещь – медитация на один год. Что я могу сделать? И ещё одна очень важная вещь, третья вещь, которая должна учитываться при планировании на следующий год – нужно обязательно обозначить прививание новых периодических задач. Помните, я вчера объяснял, что есть какие-то вещи, которые мы должны делать каждый день, какие-то навыки. И они все относятся к сфере второго квадрата. Какие-то важные вещи, которые я должен делать каждый день, которые я должен научиться делать, привить себе эту привычку.

00:54:30 И я обязательно должен в числе задач, которые я поставлю на следующий год, обозначить именно эти вещи, где я хочу улучшить свою жизнь, качество своей жизни за счет того, что я введу что-то в свою ежедневную практику. Пятнадцать минут медитации, полчаса йоги могут кардинальным образом поменять вашу жизнь. Эти полчаса у вас есть. Больше есть времени. На самом деле у вас огромные запасы времени. Поэтому, при составлении годовых планов нужно в том числе, сосредоточиться на том, что я хочу развить в себе, что я хочу усвоить за этот год. Это очень-очень важный принцип планирования на год.
00:55:25 Дальше я уже сказал, я немножко перескакивал на этот слайд – планирование на следующую неделю. Все очень просто. Обозначить две-три цели в каждой роли, если вы выбираете это, чтобы у вас был баланс и расписать, что вы делаете для этой роли как отец, как муж, как кто-то, кто работает, менеджер или ещё кто-то.

00:55:54 И тут несколько тоже указаний, каких-то рекомендаций, которым можно следовать, когда речь идет о следующей неделе. Нужно попытаться посмотреть свою неделю. Почему неделю? Потому что это период, когда можно увидеть достаточно точно все то, что мы будем делать. Месяц уже слишком много. Уже запутаемся. И с другой стороны, достаточно детально увидеть. Год – это большой период. Мы крупными какими-то задачами оперируем, когда планируем на год. Но неделя -  гораздо более детальный план. Это гибкая вещь. Месяц – неэффективная вещь. Поэтому тут говорится: в пятницу, субботу или воскресенье можно составить план на следующую неделю. И для этого, прежде всего, нужно запланировать время, когда мы что делаем? Когда мы планируем.

00:57:02 Пунктом номер один запланируйте время, когда вы планируете, когда вы думаете над тем, для чего вы созданы, что самое важное в вашей жизни. Это не время планирования, это время размышления о вашем предназначении в жизни. Нужно посмотреть предыдущий план, план предыдущей недели, посмотреть, что вы не выполнили, убедиться, что ничего не выполнили и перенести куда-нибудь подальше. Нужно посмотреть годовой календарь, свериться с годовым календарем, посмотреть, что в годовом  календаре мы должны делать в это время в соответствии с нашим каким-то глубинным пониманием или с взглядом с высоты птичьего полета.

00:57:58 И обязательно, опять же, эти периодические задачи. Еще раз, эти постоянно… вещи, которые мы должны делать постоянно, это все вещи, касающиеся второго квадрата. И над ними нужно работать все время. И теперь самое главное. Самое главное, что нужно помнить, когда мы планируем что-то. Нужно выписать все эти задачи, которые перед нами стоят, дела, которые мы должны сделать. Хотите верьте, хотите нет, у каждого человека их огромный длинный список. И что дальше нужно сделать? Нужно попытаться проанализировать и если мы посмотрим на них, мы увидим, что большая часть из них будет относиться к какому квадрату? К первому. Если мы выбросили задачи из третьего и четвертого квадратов, большая часть будут вещи, которые давят на нас, нам нужно их сделать, во что бы то ни стало.

00:59:08 Теперь, если мы хотим по-настоящему овладеть собой и своей жизнью, нужно в этот момент, когда мы планируем, подумать, каким образом стоящие перед нами задачи перевести из категории задач первого квадрата в категорию задач второго квадрата. Например. Кто-то может привести пример? Отпуск взять – это хорошее.

00:59:41 Предположим, перед вами стоит задача. Я буду делиться своей задачей. То, что стоит передо мной. У меня в моем почтовом ящике 2725 неотвеченных писем. Эти 2725 неотвеченных писем  никогда отвечены не будут. Они только висят и давят на меня своей срочностью. Иногда я смотрю на них и у меня появляются неприятное чувство  того,  что опять я что-то не сделал. Теперь по хорошему (я себе сейчас проповедаю, вы меня извините) Что я должен сделать? Я должен выбрать время, я должен попытаться понять, а как же мне вообще с этой проблемой разбираться. Я должен уделить  время и попытаться. Потому что, если я просто буду пытаться отвечать на эти 2725 неотвеченных писем, то что будет? Тем временем придёт 1539 новых. Решу я эту задачу? Не решу.

01:01:00 В сущности, когда человек действует в сфере первого квадрата, он никогда не решает этого. Он просто гасит пожар, чтобы новый пожар в другом месте возник. И если я не думаю над тем, как перевести эту задачу из категории первого квадрата в категорию второго квадрата, я никогда её не решу. У меня только будет накапливаться снежный ком этих задач. Я должен как следует посмотреть. Есть некое давление этого всего, давление срочности, авральности того, что нужно сделать. И нужно, собственно, понять, а как решить эту вещь в долгосрочном плане. Что нужно сделать в профилактическом смысле для того, чтобы эта задача перестала быть задачей первого квадрата.

01:01:54 И это самое главное, ещё раз, когда вы думаете над своим недельным планом. И очень часто решение будет в сфере чего? В сфере этих прививаемых навыков. В сфере того, что мы можем делать каждый день и если мы будем делать каждый день, это изменит целиком нашу жизнь. То есть, ответ на эту задачу вам нужно найти будет самим. И в этом секрет планирования. В этом самое главное в планировании. Это самое главное. Все остальное – техника. Все остальное – дело техники. Пусть важные, но все- таки техники. Все понятно? Вы ещё следите, вы ещё со мной? [вопрос из зала]

01:02:58 Еще не перевел, ещё планирую переводить. Но есть какие-то идеи. Мы с вами посмотрели подготовку, планирование на год и планирование на неделю. Теперь дальше исполнение. Очень важно  проверять исполнение. Потому что нет ничего более разочаровывающего, чем планы, которые не исполняются. У меня тоже есть огромный опыт хороших планов, которые не исполнялись.

01:03:45 Поэтому, очень-очень важно контролировать себя, проверять. Нужно посмотреть не то, что мы запланировали утром и если мы что-то не выполнили, можно выполнить в какой-то другой день. Иначе говоря, все то, что мы не выполнили, нужно найти этому место. Если это важная вещь, нужно найти место, когда мы это выполним обязательно. И поэтому нужно утром и вечером смотреть в план. Что мы сделали, чего мы не сделали, с чем не справились, какие вещи мы сделали, какие нет.

01:04:26 Еще для чего нужно смотреть в план вечером, потому что задачи, которые нужно решать завтра, могут потребовать какой-то подготовки от нас сегодня вечером. Иначе говоря, с планом нужно как следует работать. Это четыре элемента, из которых, собственно, состоит план. Я сказал подготовка, планирование на год, планирование на неделю, исполнение. А теперь несколько практических советов. Очень важных практических советов.

Практические советы

Биоритмы

01:05:13 Первое, что нужно понять, это то, что в разное время суток хорошо заниматься разными делами. Заметили, да, что время влияет на наше сознание. Утром чем хорошо заниматься? Планированием хорошо заниматься. Утро – это самое лучшее время для саморазвития. Утро – самое эффективное время. Утро – очень эффективное время для мотивации себя. Наше сознание очень четкое, очень ясное. Утром мы легче можем увидеть что –то. Мы ещё не находимся в этой суете, поэтому, это – самое лучшее время для того, чтобы также распланировать свой день, посмотреть какие-то другие вещи.

01:06:06 День. Понятно, что мы днем делаем. Днем мы обедаем. И после обеда лучше ничем серьезным не заниматься. Все равно ничего не получится. Если вы запланируете что-то серьезное на послеобеденное время, то либо вы не переварите обед, либо не справитесь с этой задачей – одно из двух. И то и другое плохо. Либо у вас будет непереваренный обед либо неисполненная задача. Поэтому лучше какие-то текучие дела, какие-то простые дела запланировать на послеобеденное время.

01:06:46 И вечер – это интересное время, где можно подводить какие-то итоги, также он хорош для развития, для планирования следующего дня. И тут показаны периоды. Это эмпирическая схема, она не имеет статуса чего-то очень серьезного. Вы наверняка слышали об этих трех гуннах или трех качествах природы. Саттва – благость, раджас – страсть, тамас – невежество.

01:07:18 И если взять наши двадцать четыре часа, которые у нас есть в сутках, то саттва примерно действует  в основном с трех часов ночи до двенадцати часов дня. С девяти часов утра до шести часов вечера начинает действовать страсть. И тамас все время действует. Он вечером действует. И, собственно, тут очень интересный момент есть. С трех часов ночи, если мы рано утром проснулись, то у нас будет некое невежество, некая сонливость, но при этом, саттва будет действовать на нас. Это самое лучшее время для духовной практики, потому что делать ещё ничего не хочется, но уже есть какая-то ясность в уме.

01:08:18 Иначе говоря, духовная практика –это неактивная вещь. Для того, чтобы активными делами заниматься, нужна какая-то страсть. Это время всегда выделяется как самое ценное, потому что в это время человек реально может сделать что-то, что поменяет его отношение к жизни. Духовная практика  нужна для того, чтобы я поменял свою парадигму внутри. И поэтому во всех культурах говорится, что человек должен вставать рано до восхода солнца. Это самое ценное время. Я чуть позже расскажу ещё почему.

01:09:02 Потом дальше с девяти до двенадцати у человека уже появляется зуд, потому что страсть начинает действовать, но ещё ум ясный, потому что саттва. Саттва дает ясность ума, а страсть  придает энергию. И это время самое лучшее для того, чтобы настроиться и настроить других. Если вы руководите кем-то, то это самое лучшее время, чтоб дать какие-то указания, для того, чтобы стимулировать других. И это самое лучшее время для того, чтобы стимулировать самого себя. Это время, когда нужно реально планировать день. Пожалуйста, не планируйте день в три часа утра. Ничего хорошего не выйдет из этого. Это конкретно время для духовной практики. Это время для того, чтобы стимулировать, распланировать, начать действовать и сделать самые важные задачи какие-то.

01:09:53 Теперь, очень опасное время после обеда. С пятнадцати до восемнадцати. Если вы в это время, я уже сказал, если вы в это время никакой ясности в уме нет. Никакого понимания, что нужно делать, что не нужно делать нет. Поэтому, лучше делайте что-то рутинное в это время. Всегда есть какие-то рутинные вещи, что-то, что нужно… подобрать хвосты, скажем так, доделать и тогда это время будет использовано с пользой. Это что касается какого-то распределения времени по влиянию гун.

01:10:42 Теперь мне хотелось поделиться с вами аюрведическим представлением о том, как должен построен быть распорядок нашего дня. Мы знаем из китайской философии, из ведической философии то, что есть меридианы. Меридианы включаются в определённое время. Прана определённым образом работает. Есть три доши у нас – три составляющих нашего тела. Вата или воздух, капа или слизь и питта или желчь. И, собственно, аюрведа говорит, что примерно с двух до шести утра начинает действовать вата. Поэтому сон очень непрочный. Все сны мы видим именно в это время. Сон неглубокий, в сущности, в это время нет никакого смысла спать, лучше вставайте. Не обязательно в два, но где-нибудь часов в пять встаньте. Потому что всё равно сон непрочный, сон не дает отдыха просто идет какое-то кино в уме. И лучше в это время действительно сосредоточиться на какой-то духовной практике, на йоге, на своей личной индивидуальной духовной практике. Это важная вещь.

01:12:03 Что дальше? В шесть часов нас охватывает тяжесть. Большая часть людей не понимает, что их охватывает тяжесть, потому что они как спали, так и спят. И в это время им нужно вставать. Капа – это тяжелый элемент в нашем теле и если человек встаёт в это время, ему очень сложно встать. Если он встал до этого, то ему легко. Хотя тоже в это время немножко такая сонливость охватывает. То есть, почему говорится нужно до шести встать, потому что нужно встать до вот этой тяжести. Иначе мы будем спать долго –долго –долго. Если мы пропустили этот период с двух до шести, когда всё равно не спится, когда всё равно сон неглубокий, то с шести до десяти сон будет глубоким. И вы проснетесь, в конце концов, с головной болью.

01:13:05 Следующий питта. Тут написано “усвоение пищи” – это не совсем правильно. В это время да, нужно есть. Доктор Торсунов советует нам есть именно в это время. Но помимо этого, это самое хорошее время для того, чтобы опять же намечать какие-то планы для того, чтобы действовать, для того, чтобы учиться, усваивать что-то, потому что питта – это элемент, который помогает усваивать пищу, также помогает усваивать знания. Это очень – очень хорошее время для, опять же, для какого-то профессионального саморазвития или для каких-то важных дел, требующих сосредоточенности и напора внутреннего. Не столько сосредоточенности, сколько энергетического напора.

01:13:54 Дальше что происходит? Дальше вата опять начинает действовать на нас в этот период. И тут опять написано “духовная практика” – это не совеем правильно. В этот период вата рассеивает наше сознание. Здесь, на этом уровне воздух рассеивает наше сознание и мы пытаемся что-то сделать, но у нас нет ясного направления. Поэтому, ещё раз, это время для рутинной деятельности какой-то. Для более простой и рутинной деятельности.

01:14:29 И потом следующий период очень важный. С 6 до 10 часов вечера опять начинает действовать капха и нам хочется спать. Что мы делаем? Мы героически перебарываем себя. Всем людям в какой-то момент в этот период хочется заснуть, но он перебарывает себя, дожидается десяти часов и в десять часов начинается его настоящая жизнь, потому что в этот момент начинает работать питта и у него опять появляется энергия. На самом деле реально, в соответствии с нашими биологическими часами, в это время с 18 до 22 человек должен заснуть и спокойно уснуть. И сон в это время гораздо эффективнее. Каждая минута сна в это время, в этот промежуток засчитывается как две, а то и три минуты. Человек может отдохнуть очень хорошо именно в это время – до 22х

01:15:35 И потом с 22 до 2х часов утра питта должна усвоить все то, что съели как следует, усвоить какие-то эмоции и все остальное – это тоже важное время, когда мы должны спать. Но, естественно, в это время мы смотрим телевизор и поэтому нам никак не до этого. Поэтому накапливается очень много неусвоенного как в нашем уме так и в нашем желудке. Из-за этого мы болеем. Поэтому есть хорошая поговорка нужно ложиться, как говорят англичане “Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise” Если человек рано ложится и рано встает, он становится здоровым, он становится богатым и он становится мудрым. Все три вещи, которые нам нужны, благодаря одному простому действию – рано уснуть, а именно, часов в 9, а то и в 8 и рано проснуться. Это, скажем так, расписание нашего дня в соответствии с физиологией нашей. И тут тоже нужно, когда мы планируем, нужно учитывать это.

Лунный календарь.

01:16:49 Еще одна вещь. Это касается календаря, о котором я сказал, лунного календаря. Очень важно учитывать влияние лунных фаз на наш ум. Люди  в современной цивилизации живут по солнечному календарю, хотя изначально все древние цивилизации жили по лунному календарю. По очень простой причине: потому что луна влияет непосредственно на наш ум. Потому что луна и есть ум. Если мы будем смотреть гороскоп, то в гороскопе главная планета – это Луна, потому что от состояния Луны на небе зависит состояние нашего ума. Естественно, это зависит от того, какая была луна, когда я родился. И, грубо говоря, в новолуние ум ослаблен. В новолуние ум не работает. Потому что луны нет. Если не верите, можете проверить. Вплоть до того, что в Ведах говорится, что даже Ведические писания, Священные писания нельзя в новолуние изучать – всё равно ничего не поймем.

01:18:03 А в полнолуние что происходит с умом? Ум возбуждается. Спросите у любого человека, который работает в “скорой помощи”. Больше всего людей с проблемами, особенно сумасшедших привозят в полнолуние. Все лунатики выходят, когда полная луна, ум перевозбужден. На эти дни нельзя планировать ничего важного. Но проблема заключается в том, мы это ещё раз, одна очень важная вещь, что на самом деле луна находится или наш ум находится в болезненном состоянии за несколько дней до новолуния, за несколько дней до полнолуния и через несколько дней после новолуния или полнолуния.

01:18:47 В месяце есть несколько критических фаз. И особенно критические дни это – новолуние и полнолуние. Ничего важного нельзя планировать на это. Но дни до этого и дни после этого тоже достаточно неэффективные и критические. Они сложные, поэтому в Ведической культуре изобретен гениальный метод, как с этим справиться. Хотите узнать? Поститесь на одиннадцатые лунные сутки.

01:19:22 Что происходит в этот момент, когда человек постится на одиннадцатые лунные сутки, потому что после одиннадцатых лунных суток ум приходит в ненормальное состояние. 12-е, 13-е, 14-е, 15-е, 1-е, 2-е, 3-е, 4-е – это все моменты, когда ум достаточно неустойчив. Если я пощусь, пост позитивно влияет на мой ум, пост очищает моё тело, пост очищает мой ум. И это защищает  меня и делает меня на самом деле достаточно эффективным во все эти дни. И каждый из вас может убедиться в этом, потому что, наверняка, многие из вас постятся там раз в неделю или раз в месяц или ещё по каким-то  принципам. Но если поститься в одиннадцатый день, в одиннадцатые лунные сутки, пост самый легкий. После этого чувствуешь себя очень хорошо и эффект абсолютно другой. Эффекта от поста гораздо больше.

01:20:24 И, собственно, этот календарь, который продается тут, он, во-первых, описывает все лунные фазы, все новолуния, полнолуния, все эти лунные сутки тут есть. И естественно, тут помечены благоприятные дни для поста, то есть, одиннадцатые лунные сутки. Одиннадцатые или двенадцатые. Двенадцатые тоже ещё нормально. Но, ни в коем случае, не в какие-то другие дни. Понятно, да? Интересно? Продолжаем дальше?

Отношение к делам.

01:21:05 Хорошо, ещё несколько практических советов. Мы с вами прошли технику планирования, а сейчас какие-то уже отдельные практические советы, касающиеся работы со временем или взаимодействия со временем. Есть два варианта отношения к делам, которые предстоят. Это новая тема совсем, не связанная с лунными сутками и со всем остальным. Это два варианта отношения к делам, которые предстоят нам. Например, у вас есть какой-то длинный список задач на дню.

01:21:45 И первый вариант с чего начать, как нужно распланировать, начать с чего-то трудного или наоборот, с чего-то простого? Есть два метода. Каждый из вас может выбрать себе метод, который ему больше подходит. Первый метод – начните с чего-то небольшого и простого  с утра. Почему? Потому что, во-первых, вам нужно как-то разогреться, втянуться, вы разминаетесь перед тем, как решить большие задачи. И поэтому, вам не нужно будет долго подготавливаться. Большую задачу, к ней нужно долго подготавливаться, вокруг нее нужно долго ходить, думать, “нужно мне, не нужно это делать?” И это можно время сократить, если мы сделаем какие-то простые задачи.

01:22:35 Например, все вы писали экзамены, да? И в экзаменах самый хороший совет – какие задачи сначала решать? Простые. Решили и уже получается ощущение того, что я много сделал, а если начать сложную, то что будет? Просидишь с этой сложной задачей, не решишь её, простые останутся нерешенными, начнется нервотрепка от того, что время проходит, сложная задача не решена, простые не решены. Иначе говоря, это простой, эффектный, элегантный метод, каким образом конкретно к дню к своему подходить.

01:23:17 Вас порадует количество “плюсиков” и даст стимул к дальнейшему движению. Начинайте с простого – это первый вариант. Есть другой вариант. Люди советуют начинать со сложного. Начинайте с самых важных дел. Почему? Тоже есть свои аргументы в этом. Принцип парето, о котором я говорил. Если вы сделаете что-то сложное, то тогда вы получите очень большой эффект от этого сложного и важного. И этот подход называется “съешьте лягушку”

01:24:00 Я понимаю, что это только для французов может звучать соблазнительно, но суть именно в том, что  самые важные дела мы как правило, откладываем. И, соответственно, люди, которые занимались этим, говорят: возьмите и съешьте лягушку. Лягушка на то и лягушка, что она противная. Поэтому, очень важно перед тем, как съесть лягушку, нужно на неё долго смотреть. Иначе говоря, если у вас есть что-то очень важное, возьмите сделайте это. Не ходите вокруг долго, не обсуждайте как это все. Если есть какая- то приятная вещь, сделайте это, но важная, тем не менее, важная вещь. Потому что она всё равно будет висеть у вас где-то и оттягивать у вас энергию какую-то.

01:24:57 Иногда у меня такое бывает. Мне нужно с кем-то встретиться и я знаю, что это будет неприятная и тяжелая встреча. Я откладываю её, откладываю, откладываю, она становится все более и более тяжелой только из-за этого. Накапливается какое-то неудовольствие. Энергия всё равно тратится на это. Поэтому лучше взять “съесть лягушку” и уже пусть она квакает внутри. И другой совет: если нужно двух лягушек съесть, первой съедайте самую гадкую. Это два варианта. То есть, ещё раз, два каких-то совета. И, собственно, этот второй принцип или второй подход к своим задачам, которые нужно решить – это то, что нам не хочется выходить из зоны комфорта.

01:25:54 Мы обычно свиваем себе гнездо и в этом гнезде уютно. Вот это гнездо тут нарисовано. А “съесть лягушку” – это значит что сделать? Выйти из зоны комфорта. И человеку нужно периодически заставлять себя выходить из этой зоны комфорта. Иначе, эти важные вещи не будут сделаны. Поэтому, это важный совет, который знающие люди дают для того, чтобы человек мог правильно спланировать время свое.

Методы борьбы с ленью

01:26:33 Еще несколько важных советов. С этой темой мы закончили, лягушки съедены. Методы борьбы с ленью. У кого лень есть? Спасибо, поддержали меня в этом. У всех есть лень. И для того, чтобы бороться с ленью, нужно очень хорошо начинать какие-то вещи во время. Очень важные простые советы на уровне здравого смысла, но если вы будете делать их, можно будет преодолеть это барьер лени. Обычно люди начинают часто, особенно сейчас, люди начинают свой день с чего? С просмотра чего? Интернета. Это – верный способ загубить свой день. Потому что интернет полностью рассеивает наше сознание. Оно растаскивается на какие-то части. Ни в коем случае нельзя. Это можно делать после обеда. Если вам нужно переварить что-то, то откройте свой любимый сайт, посмотрите на него и засните.

01:27:56 Ни в коем случае нельзя начинать свой день с интернета. Есть люди, которые у них уже просто … на столько привыкли к этому, у них на столько зависимость интернетная, что они в 2 часа ночи просыпаются, чтобы интернет посмотреть. Почту тоже после обеда. Потому что почта рассеивает. Почта рассеивает. Почта – это что такое? Это срочные вещи. Почта –это то, что нужно от нас кому? Другим людям. Кому-то. Это все оставьте. Это дела из категории третьего квадрата. Оставьте это, когда вы всё равно не соображаете ничего.

01:28:44 С чего нужно начинать свой день? Нужно начинать свой день с плана, который вы сделали для себя. И отметьте, что вы уже сделали. Вам приятно будет. Это вас стимулирует, это будет определённый стимул или мотив, чтобы действовать дальше. И тут в этот момент, я уже говорил, вот в это начальное утреннее время очень хорошо дать себе мотивационный пинок, то есть, напомнить себе, что я должен сделать. Нужно как-то зарядиться этой энергией. Я должен что-то сделать, что-то хорошее сегодня сделать.

01:29:22 И несколько других вещей. Если с вами рядом другие люди сидят и они работают тоже, то вам легче будет работать. Когда вы работаете в команде. Если все люди сосредоточены, вам легче будет сосредоточиться. Я каждое утро занимаюсь медитацией, если я один – это одно, хотя, в общем-то, я заставляю себя это делать. Но если вокруг люди сидят и сосредоточено занимаются медитацией, повторяют на четках мантру, то гораздо легче это делать.

01:29:57 Обед, мы все знаем, это – опасный экватор. Тут что я могу сказать. Не ешьте слишком много. Потому что все силы будут брошены на борьбу со сном. Или, я уже говорил об этом, займитесь какими-то механическими рутинными процедурами, не требующими умственного труда.

01:30:19 И последнее, очень важное. Если ничего не хочется делать, бывает так, что ничего не хочется делать у вас? Бывает? Часто бывает? Если вы правильно составили план и если этот план действительно зажигает в вас что-то, если вы чувствуете, что этот план приближает вас к каким-то глубинным целям и ценностям, то этот план вас очень сильно стимулирует. Посмотрите на свой план. Посмотрите, что вас ждет, что вы должны будете сделать, свой вклад, который вы сделаете. И этот план может очень сильно стимулировать и втянуть вас в работу.

01:31:06 Еще несколько слайдов, опять же, из той же самой серии. Это что касается почты. Не отвлекайтесь на почту. Почта очень сильно отвлекает. Мы привыкли все время отвлекаться, нам нравится отвлекаться, но не нужно отвлекаться на почту. Нужно понять, что всегда уходит какое-то время на то, чтобы включиться в задачу, понять её смысл. Не теряйте этого времени. Иначе говоря, если вы занимаетесь задачей, сосредоточьтесь. Смысл этого слайда в основном, в том, что если вы что-то делаете, не отвлекайтесь ни на что другое. Не позволяйте дергать себя другим. Если вы делаете что-то, сосредоточьтесь только на этом. Но, сосредоточившись только на одном, всегда знайте, что человек не может сосредотачиваться как следует больше, чем один час.

01:32:22 По-настоящему говорят, что степень хорошей сосредоточенности сорок пять минут. Поэтому, обычно задача решается примерно в таком графике. Вначале человек входит, ему нужно войти  какое-то время, потом у него наступает пик и потом эффективность падает. И обычно нужно планировать своё время так, чтобы на какую-то одну вещь мы тратили не больше часа или сорока пяти минут. Выделяйте не более часа на решение одной задачи. И если вам нужно отдохнуть, что нужно сделать? Смените свою деятельность. А если не можете, то делайте что-то механическое, не требующее сосредоточенности. Вот, собственно, все. Простая вещь на уровне здравого смысла, но иногда люди мучат себя и неэффективно проводят время над решением какой-то одной задачи. Хотя можно было бы гораздо эффективнее сделать что-то другое.

01:33:32 У нас осталось всего несколько слайдов с практическими задачами. Я хочу у вас ещё раз спросить, вы ещё усваиваете что-то? Потому что я уже нарушил то, что я только что сказал – вы больше часа сидите. Полтора часа или даже больше сидите. Два совета, которые хотелось дать, чтобы воодушевить вас на этот процесс. Это непростой процесс и чтобы что-то сделалось, все делается медленно и человеку трудно будет приспосабливаться к этому. Но, чтобы что-то сделалось, нужно начать это делать – вот и все. И чем раньше, тем лучше. Не откладывайте на завтра.

01:34:19 И нужно заниматься этими вещами постоянно, пусть по чуть-чуть. Учитесь постоянно это делать и постепенно-постепенно это все будет доставлять вам необычайное удовлетворение. Потому что, в сущности, эти вещи будут все время сосредотачивать вас на чем-то, что вам очень дорого. Я уже сказал, что признак дхармы в том, что человек чувствует очень большое удовлетворение внутри.

Отправная точка.

01:34:59 Как начинать? Чтобы начинать что-то делать, все очень просто. Если вы хотите что-то запланировать, запланируйте что-то. В том смысле, что вы никогда не увидите всего в деталях. Не пытайтесь сразу создать идеальный план. Идеальный план своей жизни, идеальный план чего-то. Не пытайтесь сразу точно понять, что вам на самом деле нужно, если вы пятьдесят лет до этого не знали, что вам нужно, не думайте, что вы за два дня поймете. Но начните с чего-то, с какой-то отправной точки. С точки, где вы сейчас и попытайтесь увидеть какую-то цель перед собой. Планировать никогда не поздно. Даже если вам шестьдесят – семьдесят – восемьдесят лет. В конце концов, вам тоже нужно запланировать важные вещи.

01:35:52 Потому что важные вещи, они важные. Важные вещи всегда важные. И другое определение важных вещей, которое мне хотелось сейчас дать: важные вещи, по-настоящему важные вещи – это те вещи, важность которых  не обесценивается смертью. Даже смерть не может обесценить важность этих вещей. Только такие вещи по-настоящему важные.

01:36:21 Это был первый совет. Надо с чего-то начать, если вы хотите планировать, постарайтесь увидеть что-то, начните. Что я делаю? Я хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. У меня есть какие-то планы на год. И они небольшие. Я сознательно не делаю слишком больших планов из того, чего я хочу добиться. И я веду дневник. Это не блог. Это дневник не напоказ. Дневник в компьютере, не для того, чтобы кому-то показывать, чисто для меня, для того, чтобы сосредотачивать.

01:36:58 Что я делаю? Я эти планы каждый раз из месяца в месяц переношу. И месяц начинается с этих планов. Я просматриваю, я смотрю это планы на год, скажем так. И потом что я делаю? Там же у меня эта самая табличка, которую я никому не показываю. И я смотрю, какие обеты, какие навыки я развил. И каждый раз, когда я, каждый день я записываю одну-две строчки: что сделал, как куда это все идет в каком направлении. Но я делаю это уже соотнеся со своими планами, которые я наметил. И периодически мне нужно, естественно, возвращаться, я убегаю куда-то не туда под влиянием этого срочного. Но это очень сильно помогает держать себя тут. Иначе говоря, начните. Начните с чего-то. Не обязательно ждать чего-то.

Упорство и труд всё перетрут!

01:38:01 И совет №2: быстрого успеха почти никогда не бывает. Успех – это результат постоянной работы и настройтесь, иначе говоря, на какой-то кропотливый труд. Любой человек, чтоб добиться чего-то, должен трудиться. И чтоб добиться успеха, в том числе в планировании, человек должен как следует трудиться. Ну вот, собственно, и всё, что я хотел сказать. Тут у меня ещё один слайд, что не нужно планировать. Ну, в общем, вы сами поймете, что не нужно планировать. Не планируйте то, что не нужно планировать, вот и всё. Не перегружайте свой план какими-то мелочами, легкими вещами, вещами, которые мало времени занимают. Не надо. Сделайте их, забудьте. Не нужно. Оставьте его для очень важных вещей. Вот, собственно, и все. И всегда будьте гибкими в своих планах. Не будьте рабами планов. Понимайте, что план должен обеспечить вас стабильностью в жизни. И осмысленностью вашей жизни.

Выдели нечто важное, что давно откладывал сделать

01:39:13 И несколько практических вещей, которые я хотел сказать. Первое практическое задание – очень простое начало для этого. Подумайте, сядьте, определите несколько, выделите несколько минут для этого и подумайте, какое одно дело вы могли бы сделать, которым вы, тем не менее, пренебрегаете, но которое может оказать сильное позитивное влияние на вашу жизнь?. Просто сядьте и подумайте, что вы могли бы делать, но не делаете. И запишите это себе и начните это делать. Простое задание? Ваша жизнь станет лучше. Начните хотя бы с этого. Это хорошая вещь.

На что реально уходит ваша жизнь?

01:40:09 И ещё одна вещь, которую можно сделать – попытайтесь определить, в каких квадратах в основном протекает ваша деятельность. Посмотрите, сколько процентов на то, сколько процентов на то, сколько на рутину, на текучку, сколько на какие-то развлечения ненужные, в сущности; сколько на “тушение пожаров” и на срочное давление и сколько на то, что, в общем-то, по-настоящему может сделать из вас другого человека.

01:40:44 И когда вы за три дня, просто за три дня отмечаете, как проходит ваша жизнь, в чем, на что вы тратите своё время. За три дня. А потом посмотрите на этот результат. Можете сначала, как вы инстинктивно думали, как это вы думали, а потом сравнить одно с другим. Ну и потом задайте себе вопрос: удовлетворяет вас это или нет? На что реально уходит ваша жизнь? Довольны ли вы этим или нет? Если удовлетворяет, то ничего не меняйте. Если не удовлетворяет, то подумайте, что при этом можно изменить.

Ответы на вопросы

01:41:30 Ну, собственно, что я хочу вам сказать? Я хочу вам сказать, что я закончил свой материал, который хотел дать за это время. Я очень надеюсь, что он вам поможет. Я очень надеюсь, что сегодня вы ляжете до десяти часов вечера спать, хотя уже восемь двадцать. Завтра проснетесь рано утром и начнете планировать. Спасибо большое. Я очень надеюсь на то, что слушание дало вам какой-то импульс к деятельности, какое-то понимание того, что нужно делать. Хотел ответить на вопрос. Тут, в общем, не столько вопрос, сколько некая претензия. Почему так редко бываю в Риге. Вы не сочли возможным вчера изложить всю тему, чтоб сегодня ознакомить со следующим свойством.

01:42:59 Простите, пожалуйста, осудивших вас за начало вчерашней лекции по тайм-менеджменту с опозданием на пятнадцать минут и сокращение её до часа ну и так далее. Тут много других. Нежелание задуманное на сегодня изложить вчера. Еще раз, я действительно искренне прошу прощения за вчерашнюю лекцию, за то, что она была, может быть, немножко более короткой чем вы ожидали и за то, что мы начали её не совсем в срок. Может быть, у вас есть какие-то вопросы?

01:43:38 [вопрос из зала] Планирование на год эффективнее или планирование на неделю? Они ведь, как-то, получается, вместе?
-Да
- То есть, мне нужно сделать …
- Нам нужно все время соотносить свои задачи на неделю со своими большими задачами на год. И для этого я должен понимать, что я запланировал на год на это время и что я в целом запланировал на год и каким образом эта неделя приблизит меня к исполнению планов на год. Вот, собственно, и все. То есть, все время я должен гибко оперировать своей неделей, потому что неделя -  это вещь, которую я могу ясно увидеть, но постоянно я должен возвращаться к каким-то своим большим целям, которые у меня стоят на год и, в свою очередь, эти цели на год я должен соотносить к своей миссии, к своему предназначению, к своему дару. Годовые цели, годовые планы я должен делать, исходя из того, что мне важно, в высшей степени важно. И, соответственно, потом я должен как-то неделю свою соотносить со всем этим или подгонять под то, что я запланировал на год. Всегда эти две вещи у меня есть.

01:45:03 [вопрос из зала] А то, что в конце дня или, например, утром планировать – это какие-то ещё меньшие цели?
- То, что я делаю в конце дня и утром, я сначала планирую на неделю. Главный мой план  - на неделю. Я делаю это раз в неделю, но всегда мне нужно будет переносить что-то, правильно? Что-то я в конце дня должен буду перенести куда-то, если я что-то не сделал и так далее. В конце дня и в начале дня в основном, просматриваю этот свой план и подвожу какие-то итоги. Планирование лучше всего делать раз в неделю, как следует выделяя на это достаточное время. И каждый день несколько минут на то, чтобы просмотреть все это.

01:45:52 [вопрос из зала] Вам удалось внедрить в жизнь это учение? И как оно проверено на практике?
-Мне удалось его внедрить ровно на столько, на сколько мне удалось его внедрить. И перед вами сидит то, что мне удалось внедрить. Мне удалось внедрить его в том смысле, что я стараюсь строить свой день, свою неделю, своё время на основании каких-то ценностей. Я стараюсь разгружаться и, строго говоря, если бы мне совсем не удалось внедрить, я думаю, что мне все-таки удалось его внедрить. Пусть не на сто процентов, но на какую-то значительную часть. Потому что, если бы мне не удалось его внедрить, то перед вами ничего не сидело бы уже.

01:47:02 Мне удается, так или иначе, не находиться постоянно под этим прессингом. Мне удается быть с вами. Мне удается  в Ригу приезжать. Это тоже ещё одно доказательство того, что  я как-то этим владею. Если бы я не владел этим, поверьте мне, я бы сидел заваленный у себя там под грудами всего этого  и плакал.

01:47:55 [организатор] Разрешите, конечно, поблагодарить от имени всех нас, всех слушателей этого замечательного семинара Бхакти Вигьяна Госвами за то, что он так щедро делится с нами всеми этими чудесными секретами. И также я хочу поблагодарить всех вас за то, что у вас есть интерес к этим знаниям. Потому что, Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж является одним из основных, пожалуй, организаторов очень важного проекта. Это строительство Ведического центра, Ведического храма в городе Москве. И благодаря тому, что вы пришли, что приобрели билеты, нам удалось собрать некоторую сумму денег, которую мы просим принять на какую-то тоже реализацию этого проекта. Спасибо вам и есть у нас хорошая новость, что программа, вероятно, будет продолжена в сентябре этого года. И также завтра в семнадцать ноль-ноль в храме по адресу […] состоится лекция Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа. Пожалуйста, приходите. Вы продолжите действительно знакомиться с глубочайшей духовной традицией. И тоже, пользуясь случаем, завтра наше общество “Радуга – 2005” проводит  праздник Сарасвати. Это очень значимый день в Ведической традиции, кого интересует участие в этом празднике,  кто, может быть, никогда не был на таких программах, подойдите, пожалуйста, мы с удовольствием расскажем и будем всех рады видеть вас. Еще раз большое спасибо всем вам и земной поклон Махараджу. Спасибо.

транскрибирование: Даная Суграли | Актобе | Казахстан | 21 November 2013