Для чего нужен духовный наставник?

01 января 2008
Что такое простота? Следование по стопам мудрецов. Согласование своих решений. Что дает вера? Как меняется сознание? Как увидеть Бога? Притча о жадности. Ответы на вопросы: Главное – иметь желание! Что такое духовная практика? В чем секрет вкусной еды? Имитация духовной жизни.
лекция для практикующих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:13:00 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 214 | скачано: 465 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Что такое простота?

00:00:00 Не важно, сколько вам приготовили на обед, ваш выбор что есть, а что нет. Не важно, сколько одеял вам положили, чтобы вы укрылись, ваш выбор сколько из них взять и укрываться, понимаете? Не важно, какие условия предоставляются жизнью, важно то, что человек выбирает для себя приемлемый простой вариант этого, понимаете. А другие пусть делают что хотят. Это личное ощущение человека от того, что он, в действительности, не перебарщивает в своём уюте. Поэтому не важно какие вешние условия: жарко - открой форточку, мягко - ляг на пол, никакой проблемы. То есть это, в общем-то, никак не сказывается на каких-то других личностях, каждый сам себе устанавливает свой уют, пожалуйста. Но, семья - это личности, которые вынуждены находится рядом, поэтому тот, кто более просто живёт, он должен терпеть тех, кто более уютно живёт. Те, кто более уютно живут, они должны терпеть тех, кто более аскетично живёт. Это никак не мешает им жить рядом. Никак не мешает тому, кто спит на полу жить рядом с тем, кто спит на диване. Никак не мешает тому, кто ест много, жить рядом с тем, кто ест мало, все счастливы. Тот, кто мало съел, то есть тот, кто много ест, он будет только больше доволен. Тот, кто мягче спит, ему весь диван будет, какая проблема? Никакой проблемы.

00:01:42 То есть это никак не вредит взаимоотношениям. Взаимоотношениям вредит: эго, жадность и желание все контролировать. А, так сказать, отношение человека к жизни никак не вредит отношениям, вообще никак. Мы сейчас абсолютно все разные, как это вредит нашим отношениям? Никак, пока мы не лезем в душу. Как только мы начинаем лезть в душу, сразу же все начинает вредить и не важно, какой у нас стиль мировоззрения. То есть простота - это внутреннее состояние сознания, поэтому тут и невозможно переусердствовать. В общем-то, с собой переусердствовать невозможно, потому что долго и не получится перегибать палку. На слишком твёрдом долго не поспишь. В слишком холодной атмосфере не выспишься особенно, всё равно пойдёшь окошко закрывать, не уснёшь. Если слишком мало съешь, то желудок замучает. Все равно ночью встанешь и доешь сколько нужно. То есть это саморегулируемая вещь. Поэтому и тоже самое с переизбытком. На слишком мягком будешь спать, спина замучает, всё равно раньше времени проснёшься, пойдешь. Слишком много съешь всё равно проблема.

00:03:06 То есть это саморегулируемые вещи, и человек это способен почувствовать, если он хочет это почувствовать, он это почувствует свою норму. Поэтому в Ведах рекомендуется чуть-чуть меньше делать, чем положено по норме, что даст сознанию свежесть. А то, что люди не уживаются, вовсе не в этом проблема. Люди не уживаются, потому что они не учитывают факторы гармонии. Они не учитывают то, что нужно терпеть друг друга. Они не учитывают то, что нужно пользоваться тем, что судьба нам даёт, а не пытаться требовать друг от друга увеличить рамки этой судьбы. Они не учитывают даже какие-то простейшие внешние факторы, не учитывают даже удачу как таковую.

00:04:02 Сегодня я готовился к завтрашней лекции, по Сатурну. Там мне нужно было материал приготовить. Я сталкивался с этой проблемой, скажем так некультурного толка. То есть культура не разрешает так просто проводить свадебные церемонии в субботу по астрологическим причинам. Но посмотрите, что происходит в этом мире. Это самый регулярный, самый праздничный день. Поэтому столько разводов. Потому что просто начинается все не в благоприятное время. Начинается все не в то время, которое положено для бракосочетания. То есть просто не учитывание то, что люди ничего не учитывают, кроме своего желания, идут на поводу у своих желаний, вот это и приводит к проблемам, а вовсе не какая-то внутренняя аскетичность, простота или переизбыток, ну вот примерно.

00:05:00 Поэтому не имеет отношение, где вы живёте - в семейной структуре, в несемейной структуре, какая разница. То есть всё равно вокруг есть какие-то личности. И поэтому с любым количеством людей в любой ситуации, в любой структуре всё равно нам придётся уживаться и всё равно у нас будет немного разный уровень аскетичности. И точно так же, так сказать, или мы готовы культурно общаться друг с другом, или у нас будут проблемы. Поэтому абсолютно не важно семейная жизнь, несемейная жизнь. Для любой структуры требуется простота, просто как мы говорили в семейной жизни она особенно требуется, так как естественно она не наступает, поэтому требуются усилия. В молодости и старости они наступают естественно, просто так. А в среднем возрасте все мотивирует на излишество. И поэтому и следует себя искусственно немножечко охлаждать. Ага, ещё вопросики?

00:06:11 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, можно вопросик, просто не могу найти по предыдущей главе. Там написана такая фраза: Многоветвисты пути нерешительных, вот».
[Рузов В.О.]: Прослушайте лекцию. В чем проблема? Проблема в том, что вы не нашли эту лекцию?
[Вопрос]: «В смысле аудио, да?»
[Рузов В.О.]: Аудио, текстовый вариант. То есть я прочитал все лекции по той главе. Вы прослушали эти лекции?»
[Вопрос]: «Нет»
[Рузов В.О.]: Сначала прослушайте. То есть вопрос он должен быть по уже прослушанному материалу. Так как эта тема уже разобрана, вам нужно её прослушать и уже задать вопросы по прослушанному. А так мне нужно заново все рассказывать. Поэтому сначала прослушайте. То есть, когда вопрос по предыдущему, вы находите текстовый вариант, звуковой, прослушиваете и уже задаёте мне вопросы. А иначе повтор начинается, нет смысла.

00:07:04 Так сказать, на описание как раз одного стиха и уходит полтора часа примерно. То есть на всю Бхагавад-гиту тысяча часов должно быть примерно. Ну скорее всего больше. Примерно 1000, так прилично. Хотя сама Бхагавад-гита была рассказана в районе часа. Нам нужно в тысячу раз больше времени, чтобы просто прослушать, я не говорю уже о понять. То есть разобрать нужно в тысячу раз больше. А понять я это уже не говорю, это уже, так сказать, как повезёт. Вот понять это даже так, понять Бхагавад-гиту это входит в разряд наглых заявлений. Пытаюсь понять изо всех сил, вот это как-то приемлемо. А понял - это наглое заявление, вот это считается наглым в эзотерической среде. Потому что тут же пара вопросиков есть у каждого на засыпку. Ага, ещё пожалуйста вопросики? Нет вопросов. Хорошо.

Следование по стопам мудрецов

00:08:49 16 стих.

Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая

16 текст, страница 232. Звучит так:

ким карма ким акармети
кавайо 'пй атра мохитах
тат те карма правакшйами
йадж джнатва мокшйасе 'шубхат

Переводится так:
«Даже очень разумные люди заходят в тупик, пытаясь определить, что есть действие и что – бездействие. Сейчас Я расскажу тебе о том, что значит действовать. Обретя это знание, ты оградишь себя от всех бед».

00:09:51 Что объяснялось в комментарии? Объяснялось, что по внешнему виду деятельности невозможно так просто понять, на каком уровне сознания находится тот или иной человек. Несмотря на то, что нас встречают по одёжке, но в действительности, очень трудно понять. Если Россия ещё такая страна открытая и по лицу человека можно понять, что он чувствует, то во множестве стран этого мира вы ничего по лицу не поймёте, ничего. В самой такой особенности стран есть такая сдержанность. То есть ничего вы на лице не увидите, можно ничего не заметить, ни одной эмоции не заметить, то есть просто в характере людей есть внешняя абсолютная непробиваемость. Ну хотя внутри те же самые эмоции, так сказать, но внешне все могут вести себя очень спокойно. Поэтому и по деятельности тоже невозможно просто понять, что происходит в сознании. Поэтому необходимо заглянуть в сердце конкретной личности, но большинству из нас это не так-то просто сделать. Ты просто не заглянешь.

00:11:21 Поэтому в Бхагавад-гите, в этом комментарии рекомендуется особенный метод, метод следования по стопам мудрецов, которые показали направление развития самой своей жизнью. И вот это такой фактор, который даёт возможность косвенно понять, в каком направлении идёт деятельность, в каком направлении она движется. То есть в комментарии объяснялось, что развитием необходимо заниматься под руководством наставника, у которого есть цепь преемственности. То есть какой-то признак должен быть у деятельности. Без этого условия, без наставничества даже самый умный человек не может понять, как действовать в этом мире правильно, таково заключение Вед. Без наставничества невозможно своим умом, своим разумом, своими выкладками, своей логикой невозможно понять, как действовать правильно, как идти, как развиваться.

00:12:29 Поэтому и Арджуна показывает этот путь, Арджуна показывает нам пример, как поступать в том или ином случае: нужно обратиться за советом, согласовать свои планы, согласовать свои идеи. Мы уже обсуждали эту концепцию, тут вот она ещё раз повторяется. В общем-то, понять, куда направлена деятельность можно по тому, согласована она или нет. Если деятельность согласована, значит в ней есть какой-то смысл, должна быть согласованность. И в материальной деятельности тот же самый принцип. Если эта деятельность не согласована, это может быть какое-то вредительство. Поэтому если мы в чем-то сомневаемся, мы спрашиваем: «А с кем вы согласовали это все?» Выходите на лестничную клетку, там кто-то перекрытия рушит отбойным молотком. Очень довольный, хочет себе сделать дополнительную пристройку. Надо спросить: «А с кем ты это согласовал?» То есть согласовано оно или нет.

00:13:31 Согласованность даёт хотя бы какую-то гарантию, что деятельность идёт в нужном направлении. Поэтому и мы видим, Арджуна в начале битвы принял решение: «Не хочу в этом участвовать, пойду в лес, все, ухожу в лес. Надоело мне это дело, что-то слишком как-то нехорошо все это может закончиться» Война вообще плохо заканчивается. И он решил: «В принципе, ладно, пойду не буду в это ввязываться, пусть без меня все это происходит». И многие личности ушли до этой войны, просто ушли, сказали: «Не будем в этом участвовать», и ушли. Арджуна подумал: «Я тоже приму такое решение, не буду в этом участвовать». Но мы видим, как он поступает. Он решает согласовать эту деятельность, решает пойти на согласование. И тут-то все и начинается. И в согласовании тут же есть некоторое прояснение - правильно, неправильно, туда идёт деятельность, не туда идёт деятельность, нужно это кому-то, не нужно это кому-то.

Согласование своих решений

00:14:39 Поэтому таков и трактат, этот трактат даёт самую главную идею. Можно много чего извлечь из этого произведения, но главная идея состоит в том, что к кому-то нужно обратиться, с кем-то нужно согласовать. То есть этот трактат - это согласование жизненного плана, как он согласовывается, как идёт это согласование, какие решения принимаются, как это все происходит. Поэтому в самом трактате гарантируется, что тот, кто поступает также, тот не собьётся со своего пути, вот даётся эта гарантия. То есть если человек принимает эту концепцию, если в его сознании есть эта идея, что он должен согласовать свою какую-то точку мировоззрения, то тогда он дойдёт до истины. Тогда он закончит свой путь, то есть все будет хорошо. Поэтому в этом-то и основная идея.

00:15:49 И соответственно, когда человек пытается достичь результата, делая свои собственные выводы, то он обязательно запутывается в своих собственных мыслях, в своих собственных поступках, то есть приходит эта запутанность. Без согласования невозможно делать шаг, необходимо его согласовать. Хотя, так сказать, как всегда может потянуть на бюрократию. Поэтому, конечно же, человек должен согласовывать само направление, но как он идёт по этому направлению, он уже должен в большинстве своём сам решать такие второстепенные задачи. Основные вещи он должен согласовывать, но вторичные вещи он сам должен решать. Поэтому тот же Арджуна, мы видим он не обсуждает, как конкретно вести бой. Он обсуждает вести его или не вести. А как иди уже сам разбирайся, уже сам принимай решения как конкретно ты возьмёшь саблю в руки и как ты её будешь слева направо или справа налево использовать, это уже твой собственный реальный опыт, твоя собственная концепция.

00:17:20 То есть тут никакая логика не поможет прийти к какому-то выводу. Человек запутывается в логике, человек запутывается в концепции. Помните эту очень старую притчу, буддийская притча известная. Учитель спросил человека, который пришёл к нему в ученики проситься. Все просятся в ученики, он пришёл просится, известная притча, постоянно везде используется. И тот его спросил: «Надо экзамен пройти, пожалуйста, поэтому ответь мне на простой вопрос, ответь мне на загадку». Знаете, во всех сказках 3 загадки. В действительности, загадки проявляют направление мышления. Любой психологический тест это в какой-то мере загадка. И загадка всегда раскрывает нам направление мышления. Поэтому если не понятно, куда двигаться, то сознание будет двигаться куда привыкло.

00:18:18 Поэтому какие-то простые тесты даже с какими-нибудь кляксами это то же самое, простейший тест на то, куда будет двигаться сознание. Если непонятно, что за кляксы и что она обозначает, то сознание будет двигаться туда, куда оно привыкло двигаться. Поэтому если сознание у человека алкоголичное, увидев кляксу он скажет, что это водка разлита, то есть все понятно. Конечно, сейчас дураков нет и все будут говорить, что это прекрасные бабочки, которых я люблю, ни в коем случае не поймаю и не засушу, а буду их кормить и все будет хорошо. Сейчас дураков нет, сейчас все знают как тесты проводить. Чтобы тебя ни спросили, нужно говорить о любви, о заботе. Сейчас все тест пройдут на 100% правильно, сейчас дураков уже нет. Но когда люди не знали принцип теста, это как-то ещё работало. Поэтому, поэтому нужно что-то другое, нужны какие-то другие машинки правды, ещё что-нибудь, то есть какие-то хитрости. Так просто уже человека не выведешь на чистую воду.

00:19:26 Но метод притч работал и когда человеку задавали какой-то вопрос, в этом случае спросил какой-то простейший вопрос, кто такой сын моего отца, но не мой брат, что это такое? И тот сразу же, так сказать, запутался, ничего не понял, стал нести какую-то философскую идею двайта-веданты, адвайта-веданты, двойственности, не двойственности, то есть стал делать вид, что он очень умный. Когда человек идёт учиться, все первокурсники страшно умные, замечали, нет? Спасу нет вообще, это такие умные люди. После первой сессии обычно умность как-то испаряется из головы. Сначала все умные, он стал нести какой-то бред. Так и не смог нормально ответить. Учитель сказал: «Да это я имею в виду себя. То есть кто сын моего отца, но не мой брат. Это я, какая проблема. Поэтому иди в деревню и отдыхай ещё, рано тебе, слишком гордый, слишком много знаешь. Ещё рано тебе учиться, нет смирения, забудь об обучении».

00:20:27И человек вернулся домой и все его окружили. Когда в деревню человек возвращается, где был, что видел, как мучили, какие были вопросы на экзамене. Он говорит: «Да задали один вопрос, ничего не понимая, спросили: сын моего отца, но не мой брат, кто это? Кого я имею ввиду?» И все односельчане, они были уже попроще, уже люди постарше, сказали: «Себя конечно самого, кого ещё? Все очень просто» И тот сказал: «Нет. Сын моего отца это учитель из соседней деревни, к которому я сейчас ходил в ученики проситься, он мне сам об этом сказал. Хотя бы одно я выучил, что сын моего отца, но не мой брат - это мой учитель из соседней деревни»

00:21:15 То есть если нет реального согласующего процесса, если человек, в действительности, не становится звеном этого учебного процесса, то все его выводы могут быть одним сплошнейшим бредом от начала до конца. Он просто может ничего не понять. Он может ухватиться за нить или не за ту нить, зайти не туда, то есть достаточно легко это все происходит. Поэтому путь Арджуны описывается в Бхагавад-гите как путь, превосходящий по своей силе путь мистической йоги. И поэтому есть путь веры. Поэтому человек, верящий в Абсолютную Истину, превосходит любого йога во всех отношениях. Почему? Тоже даётся ответ. Потому что йогу надо развить свои силы, чтобы совершать какие-то движения, какие-то чудеса, какое-то развитие. Ему необходимо развить свои силы. А человеку, верующему в Истину, нужно просто обратиться к Абсолютной Истине, к Богу с духовной просьбой, и Бог Сам совершит чудо, исполняя его желание. В этом отличие, что совсем другие отношения.

Что дает вера?

00:22:35 То есть Абсолютная Истина всегда находится рядом с тем, кто идёт по пути веры. Истина всегда рядом с тем, кто идёт по пути, который даётся в Бхагавад-гите. А йогу нужно умудриться самому пройти этот сложнейший путь аскез, чтобы увидеть Параматму, Сверхдушу в своём сердце, самому нужно добраться и то это может быть очень кратковременным свиданием. Даже когда йог доходит до видения Параматмы, не обязательно это видение сохраняется. Он может её увидеть и все, этого достаточно, а дальше живи так. Увидел - все, есть - есть, все. Понял, что есть, есть все, давай, теперь живи дальше. И как опять нужно дальше жить? С верой. Доказать он это никому не может. Он не может это кому-то показать, он не может даже это повторить, невозможно. По своей воле вызвать а свет Абсолютную Истину невозможно. Явись, как это Сивка Бурка, вещая каурка. Такая мантра не сработает. Нет, нужно год за годом, может быть из жизни в жизнь идти по этому пути.

00:23:46 Поэтому опять-таки необходимо переместиться в категорию веры, идти дальше по этому пути. В этом разница между йогом и человеком, который идём путём веры. Бог не отходит от того, кто идёт путём веры, а от йога постоянно прячется. Йог - это немного агрессивное направление. То есть где, где, где, давай быстрее появляйся. Такое некоторое давление оказывается на Абсолютную Истину, давит, давит, давит, давит, давит. То есть некоторое такое называется мантра сиддха. Мантра сиддха сейчас в йоге имеет эмоцию, так сказать, заставить Абсолютную Истину появиться перед собой, заставить, давай, давай появляйся, появляйся, появляйся. Так как прийти и под чьим нибудь балконом кричать: «Выходи, говорю, выходи, давай, выходи, выходи говорю». Камни кидать, давай выходи. Сейчас такая йога мистическая немного агрессивна. Не несёт в себе этого элемента веры.

00:25:04 В чём проявляется это чудо, которое Бог даёт увидеть своему преданному, тому, кто идёт путём веры? Это чудо проявляется в силе, которая помогает человеку преодолевать все препятствия на его пути духовного развития. Чудо проявляется в силе, которая позволяет преодолевать все эти препятствия. В трактатах говорится, что даже сама смерть боится верующего человека, очень интересно. Если смерти кто-то не боится, значит сама смерть начинает его потихоньку бояться. Это легко понять, легко понять. Даже в этом мире, если кто-то сильный, чувствует, что его кто-то не боится, он сам начинает его потихоньку боятся. А что это он меня не боится? Знаете обычно существует какое-то противостояние, где сначала как раз и проверяется этот уровень кто кого не боится. Знаете, какие-нибудь два боксёра выходят и смотрят друг на друга, кто кого не боится. Если тот, кто верил в свои силы и считал себя однозначно сильнее, вдруг замечает, что его партнёр вообще его не боится никак, он сам начинает бояться. Что-то тут не так, что-то здесь не так. Иногда до смешного. Иногда его прямо парализует.

00:26:44 В молодости, когда я участвовал во всех этих единоборствах, я помню эти поединки, когда иногда приезжали очень сильные личности, очень сильные борцы, но встретившись с небоящимися, их полностью парализовало, они даже отказывались от поединков. То есть полностью руки дрожали, не могли выйти на сцен. То есть парализовало человека, вот парализовало. До паралича доходило иногда, вот ничего не мог сделать. Потому что иногда до последнего противоборствующие стороны не видят друг друга, и когда они вдруг видят, то для него это шок: не боится, страха нет, он сам начинает боятся. И также смерть. Смерть напугала всех. Кого ещё не напугала - напугает. Но если она встречает верующего человека, который не боится смерти, вера устраняет страх смерти, то смерть сама начинает боятся, что это такое, она сама начинает боятся, у нее начинает коса трястись в руках. Поэтому нет ничего чудеснее, чем изменение отношения человека к таким явлениям в жизни, как трудности, болезни, старость, смерть. Причём если человек сам не меняет своё отношение к этим процессам, тогда эти процессы будут менять его отношение к жизни. Поэтому тут такое встречное движение. Лучше самому поменять отношение вовремя.

00:28:33 Есть много удивительных фактов. Сегодня я читал, в западных исследованиях, в одной стране, где врачи собрали многочисленную информацию о людях, которые прошли хирургическую пересадку сердца. Собирали, собирали, собирали, насобирали. Хотя раньше были какие-то сведения на эту тему, но решили проверить достоверность всех этих явлений. И тут выяснился этот поразительный факт, что многие больные с пересаженным сердцем кардинально меняли своё отношение к жизни, кардинальное что-то происходило. И, так сказать, самый поразительный случай был к с девушкой, у которой была пересадка сердца. И до этой пересадки она была поэтессой, то есть утончённым таким созданием, все такое утонченное, театр, опера. И после операции она вдруг сразу закурила, стала материться, бросила оперу, стала ходить на рок концерты. Никто не мог понять что такое, купила себе мотоцикл, стала рассекать по городу. И потом выяснили факт, что ей пересадили сердце рокера, который погиб в автокатастрофе на мотоцикле, разбился, ему пересаживали это сердце.

Как меняется сознание?

00:30:24 Конечно, пересадить душу так просто невозможно, но так как центр сознания находится в этой области, поэтому в какой-то части вмешательства, в каком-то проценте вмешательств всё равно оказывается какое-то воздействие на этот центр, центр чита, центр сознания, которое находится в области сердца, рядышком с сердцем, эта чакра, она находится в этой области. Поэтому какие-то изменения происходят. Соответственно, изменения возможны. Мы видим, что даже на физическом уровне происходят какие-то воздействия на сознание, это возможно, факт. То есть даже простое омовение холодной водой оказывает воздействие на сознание или пару часов в бане окажут воздействие, сознание будет другое. Поэтому и внутренние изменения возможны, эти усилия возможны. Если человек прилагает усилия, его сознание меняется.

00:31:45 И как мы выясняли происходит это чудо. У человека исполняются желания. Как это происходит? Бог, Абсолютная Истина исполняет все желания человека, если они несут в себе вот это направление, вот это желание стать ближе к Истине. Если в самом желании хотя бы часть этой идеи присутствует, то это желание исполняется. А если такие желания ещё не оформились, тогда Абсолютная Истина, Бог помогает им проявиться и созреть, и потом Сам же их исполняет, очень интересно. То есть если человек встаёт на путь развития, если он прямо проявляет духовные желания, оно исполняется. Если он проявляет его не полностью, частично, еле-еле, то тогда это желание доводится до разумного развития, пока в нем не появится духовная составляющая и потом исполняется, вот такой примерно путь, такова примерно схема, чтобы мы примерно её осознавали. Чтобы мы делали вообще без этой схемы?

00:33:03 То есть мы видим, от нас особенно ничего и не зависит. Какое наше основное желание? Наше основное желание - это желание понять, что происходит. Просто как мы его уже проявляем вот в чем вопрос. Но мы всегда хотим понять что происходит. Что здесь происходит, что там происходит, понимаете. То есть нам всегда интересно что происходит. И Веды говорят, что человек удачлив, если понял, что этот мир – место для неудачников. Такой вот парадокс, так Веды очень интересно определяют удачливость человека. То есть человек сразу же становится удачливым, если он понял, что он неудачлив, интересный парадокс, почти из дзен такой.

00:34:04 Большинство вполне довольно своим положением, главное пожить подольше, а там посмотрим. Как во многих культурах есть такая концепция, что если человек умирает рано, это плохая смерть, а если человек умирает поздно, это хорошая смерть, понимаете. Если человек умирает рано, то земля ему будет как камень. А если человек умирает поздно, земля ему будет как пух. Такие вот концепции, их можете встретить в разных культурах, такие материалистичные концепции, что главное подольше пожить. То есть человек доволен своей жизнью, его все устраивает. Эгоизм заставляет человека отвернуться от пути развития. В одном трактате говорится, что смирение, только смирение позволяет увидеть свой путь. Даётся очень интересное эзотерическое объяснение. Смирение позволяет человеку увидеть свой путь, так как путь лежит под ногами человека, а нам кажется что наш путь – это путь ангелов в небе, что наш путь - это путь сверху. В действительности, наш путь снизу, он под ногами лежит. Наш путь идёт снизу вверх. Мы ищем себя где-то в небе, там на облаке. Ну как минимум в списке великих личностей этого мира. В действительности, наш путь идёт снизу, поэтому чтобы его увидеть, необходимо посмотреть вниз, а не вверх. Поэтому смирение естественно даёт человеку видеть свой путь.

Как увидеть Бога?

00:35:51 Притчу тоже помните на эту тему. Человек спросил мудреца: «Как мы читали, что люди раньше видели Бога. Они видели Бога своими глазами, люди встречались с Богом. Бог ходил по земле. Столько историй, столько книг написано, трактатов. Было общение, Бог был очень близко. Что теперь? Почему мы даже путь не видим, почему мы Бога не видим? Где Он прячется? Куда Он ушёл? Почему мы не видим путь, где находится Бог? Почему Он ушёл, почему Он не ходит по земле? Почему Он не помогает, раньше же делал это?». Но мудрец посмотрел на спрашивающих и сказал: «Дорогие мои, Он и сейчас там, где был, просто люди забыли, как низко нужно склониться, чтобы увидеть Бога». Люди задирают голову в небо, чтобы увидеть Бога. Телескопы достают, спутники посылают, ещё что-то. В действительности, чтобы увидеть Бога, нужно смирение, нужно склониться.

00:37:01 В чём выражается неудача, о которой я говорил, вот эта вот некоторая неудача, которая преследует человека по пятам? Неудача состоит в том, что мы ничего не можем сделать в этом мире сами, мы можем только что-то имитировать, то, что уже давно и так без нас сделано. Любой путь, не связанный с духовностью, это путь имитации. Поэтому это мир таких самодовольных имитаторов. Столько усилий ушло, чтобы придумать эту несчастную «соевую корову», понимаете, вот этот механизм, который делает соевое молоко. Простая сельская бурёнка и так даёт прекрасное молоко без всяких дорогущих изысканий, без железа, без машинного масла, без нефти. Так прекрасно все, просто бегает по полю, сама причём. Отпустил её, она сама убежала на поле, вечером сама пришла и принесла молока, понимаете, абсолютно сама, без всяких устройств.

00:38:09 Сколько времени ушло, чтобы сделать лампы дневного света. Давно есть лампа дневного света. Она так и называется лампа дневного света, она днем светит. Это не лампа, это лампа ночного света, её неправильно назвали, надо внести коррекцию в название. Лампа ночного света причём тоже есть, да? Когда Луна в полнолуние, видели как интересно, все нормально. Сколько времени и сил ушло на электрификацию всей страны, на то, чтобы обеспечить весь мир ночным освещением. Все это только для того, чтобы как мы выясняли, не спать ночью, а сонным ходить днем, чтобы ночью не спать. Чтобы теперь и днем быть сонным, и ночью быть сонным. То есть человек ночью сидит полусонный, и днем сидит полусонный. Раньше хоть ночью просто спал и все, а днем хотя бы трезвый ходил, а теперь он и днем и ночью сонный, то есть ничего не понимает.

00:39:07 Мы можем купить в магазине всё, что угодно, любую имитацию. Понимаете, сейчас человек дошёл до совершенства, чёрную икру делает, красную икру делает вегетарианскую, вот все. Все можно сымитировать. Зайдите в любой вегетарианский ресторан, там прилавки ломятся от имитирующих продуктов, все, что хотите. То есть человек все может сымитировать. Но есть ли польза от имитации? Какие-то внешние вещи можно сымитировать, но как сымитировать дружбу, верность? Как сымитировать хорошие отношения? Невозможно это сымитировать. Поэтому путь имитации - это путь неудачника, когда что-то имитируется это неудача. Связывает нас только Истина, связывает она не только нас, объединяет она все, поэтому только она заслуживает пристального изучения. Пронизывает весь этот мир, не даёт ему разлететься на куски, связывает атомы, молекулы, планеты, все связано. Есть эта связующая функция. Всё остальное только отталкивает и разрушает. Если человек изучает что-то, кроме Абсолютной Истины, он целенаправленно движется в сторону разрушения. Очень похоже на сегодняшний мир, посмотрите. Интересно, однажды один мудрец приехал в страны Запада и он спросил: «Чего вы здесь больше всего боитесь?» Сказали: «Ну как, мы люди верующие, поэтому боимся в ад попасть». Сказал: «Да, почему вы боитесь ада? Ада бояться не надо.» Люди спросили: «А почему не надо?» Он говорит: «А потому, что вы уже в аду. Зачем его бояться? Можете не бояться»

00:40:57 В Ведах говорится, рай – это настроение щедрости, а ад – это настроение жадности. От настроения зависит то место, где мы находимся. Также говорится, нет ничего противнее, чем запах скупости. Запах скупости самый противный запах. Никакими благовониями, никакими специями невозможно перебить. Говорится, именно для этого они существуют. Если пища приготовлена с любовью, можно без специй приготовить и она будет очень вкусная. Но если пища приготовлена с жадностью, то никакими специями её вкусной не сделаешь. Посмотрите сколько бросается специй во всевозможные продукты, ещё чего-то, нет. Путь специй - это метод перебить запах жадности. Если человек готовит пищу с любовью, вся пища будет вкусная, понимаете, если в этом есть любовь. Просто сварите картошку с любовью и она будет вкусная, без всяких специй, никакой проблемы нет. Просто человек иногда пытается перебить запах нашего больного ума. То есть вкусно приготовить не может с любовью, поэтому нужно накидать туда специй, как можно больше. Карри, специи, чтобы перебить запах жадности, запах скупости, запах больного ума.

Притча о жадности

00:42:25 Тоже интересную притчу сегодня прочитал на эту тему. Сейчас в завершении расскажу. В одну деревенскую гостиницу зашёл странствующий торговец. И за плечами у него был большой тюк с товарами. Не знаю шел по шёлковому пути. Люди всегда куда-то ходят, вопрос только куда. Если человек идёт в знаменитое место, он тоже становится знаменитым. Помните этот фильм сняли про хождение в Индию. Как его звали, забыл уже.
-Афанасий Никитин.
-Да, Афанасий Никитин. И сейчас я был в Твери и он оттуда ходил. И там он известная личность. Там Афанасий все называют, памятник стоит, все. То есть все стараются как-то с ним связать свой бизнес, ещё что-то. Человек сходил в святую страну, и стал известен. После него миллиарды людей съездили в Китай, в Турцию за носками, никто из них не стал знаменитым. Тот сходил в Индию, человек стал знаменитый. И до сих пор все удивляются, если человек говорит, что я из Индии приехал. Все говорят: «О, да, интересно, расскажи» Если из Турции, уже никому не интересно, говорят: ну понятно, лучше не рассказывать. Лучше меня не трогать даже какое-то время от греха подальше.

00:44:03 И хозяйка гостиницы была такая жадная. И она увидела тюк большой, так вдохновилась, ей захотелось как-то заполучить этот тюк. И она отвела торговца в комнату, сама побежала к мужу посоветоваться, как бы так выманить этот тюк наторгованный. И муж сказал: «Ну есть старая проверенная методика, на Востоке она применяется» На Востоке никого не грабят. На Востоке угощают сонной травой. Если вас угощают не принято отказываться от угощения. Поэтому человека угощают, он прост засыпает. Зачем человека грабить вообще не понятно. Грабёж - это поведение тупых бандитов. Только тупые бандиты грабят на улице с топором, с ломом. Профессиональный грабёж - это хорошую травку подмешать, зря я рассказываю, ну ладно, сам принцип.

00:45:11 Поэтому на Востоке так просто в поезде где-то, не нужно от таксистов ничего брать, никаких шариков, квадратиков, не надо. Это профессиональная восточная методика. Он говорит: «Ну все понятно, тут за углом у нас растёт какая-то там подавись - трава, давай её в ужин просто подмешаем и там разберёмся уже, посмотрим». И она память отшибает, такая трава и человек потом 3 дня ничего не может вспомнить: кто я, где я. Потом просто он вспоминает себя где-нибудь на трамвайной остановке. Тут так могут иногда какие-нибудь цыганствующие элементы этим воспользоваться, у них это в традиции. Какие-то ещё остались такие представители негативные, могут встретиться, тоже могут немножечко привести человека в такое состояние, что через пару часиков только в себя придёт. То есть память отшибает, и он забудет где он вообще останавливался, кто, что.

00:46:17 И хозяйка так и сделала, нарвала ему этой травы, подмешали в еду, такое сабджи хорошее сделала из подавись-травы, накормила его. И торговец съел, ничего не заметил. Закружилась голова, он пошёл спать. И лёг, сразу заснул. Но наутро почему-то видно что-то с травой не рассчитали, потому что есть совместимость у трав. Видать что-то не с тем совместили. И ему было плохо, но он что-то проснулся рано утром, собрался и ушёл. Все подумали: эх, рецепт, что-то мы, не сообразили, как-то что-то не то. И хозяйка подумала: «Ну память-то наверное всё равно отшибло, должно отшибить, потому что трава память отшибает. Пойду, может тюк забыл» Пошла, смотрит, нет тюка. Да что ж такое, неужели память не отшибло? Пошла жаловаться к хозяину. Хозяин говорит: «Нет, в любом случае должен был что-нибудь забыть, потому что память должно отшибать». Пошла и нет тюка, говорит: «Ну ищи что-нибудь другое. Хоть что-нибудь он должен был бы забыть, потому что трава специально, чтобы память отшибало. Не может не действовать, хорошая трава, свежая». Пошла искать, и вдруг кричит ему бежит: «Забыл, забыл, слава Богу, забыл» Говорит: «Что забыл?» «Заплатить забыл» За номер забыл заплатить. Вот так, в принципе, проявляется жадность. В этом теория жадности. В этом в общем-то её философия. Так, времечко, к вопросикам можно по этому тексту приступить, пожалуйста.

Ответы на вопросы

Главное – иметь желание!

00:48:08 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, вот к первой части лекции возвращаясь к вопросу о вере, [неразборчиво]»

00:48:15 [Рузов В.О.]: Нужно просто идти в эту сторону как мы выяснили. И когда мы будем проявлять желание, связанное с этим, то сам объект веры, сама цель веры, Абсолютная Истина, Она сама будет брать наше желание и развивать его. То есть оно будет у нас развиваться, будем попадать в такие ситуации, что наше желание постепенно одухотворится и Он же это же желание и исполнит. Поэтому, так сказать, в нашу задачу входит просто пойти в эту сторону, а уже путь будет скорректирован. Потому что самому достаточно трудно действовать, лучше идти к идеальному, а идеальное уже возьмёт наш путь, скорректирует до идеального и его же идеально завершит. То есть от нас зависит желание. Поэтому если желание есть идти к идеалу, то оно войдёт в состояние идеала и идеально исполнится. Вот так описывается это в трактате, понимаете.

00:49:27 А с неидеальным сознанием, с неидеальным прошлым, с неидеальным мировосприятием, с неидеальной философией невозможно встать на идеальный путь и по нему идеально пойти, невозможно, понимаете. Нужно просто проявить желание, вот в чем, как мы выясняли, чудо на пути развития веры. Потому что на любом другом пути нужно идти своими шагами, своими ошибками, своим пониманием, то есть фактически таким зигзагом: шаг вперёд, два назад, туда сюда, набивая свои шишки. Тут нужно просто проявить правильное желание, а уже направление будет скорректировано. Поэтому к человеку, идущему по этому пути, сразу же приходит такое духовное спокойствие. Он начинает это чувствовать, что его корректируют. Что сам в жизни так не скорректируешь. А тут все так раз раз, хорошо очень корректируется. Видно это, ощущается коррекция. Хотел в принципе не так, чтобы все закончилось, а закончилось как надо, скорректировалось по ходу дела.

Что такое духовная практика?

00:51:00 [Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Да, оно по ходу дела устраняется, устраняется естественным образом.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Необязательно просьбы, наша демонстрация того, в какую сторону мы хотим идти. То есть необходимо, чтобы привлечь внимание того объекта, к которому мы хотим идти, нужно как-то привлечь его внимание, то есть нужно помахать рукой. Поэтому духовная практика - это сам процесс работы над своим сознанием, не сам процесс избавления от кармы, не сам процесс культивирования позитивных качеств. Это вопрос привлечения Абсолютной Истины, которая, заметив наше желание, уже создаёт такие ситуации, что все это происходит: сердце очищается, позитивные качества культивируются, негативные качества уходят.

00:52:32 Сами мы не можем этим заниматься, что мы можем? Что мы вообще можем? Какое одно негативное качество мы за свою жизнь в себе изжили до конца? Нет, это абсолютное чудо, которое появляется в следствии того, что мы привлекаем внимание того, кто может это сделать. Наша задача просто не отвлекаться, не убегать от этого, понимаете. Как, например, этот путь можно понять так: путь йоги и путь любви он состоит в том, что если у нас есть друг и на улице холодно, можем просто зайти к другу и погреться. Но если у нас друга нет, то мы должны найти где-то дрова, разжечь костёр, найти где-то спички. А если ничего этого нет, нужно с помощью своей медитации поднять температуру тела и поддерживать эту температуру своими мистическими способностями. Трудно? Трудно.

00:53:40 Поэтому путь бхакти очень прост: зашёл к другу и согрелся. Путь йоги очень труден - нужно раздобыть огонь, поддерживать его. Мистическая йога состоит в том, как йог греется. Он находит своим зрением, хотя бы один огонёк на расстоянии видимости, и он так концентрируется на этом одном огоньке, что начинает получать тепло от этого одного огня и этого ему хватает, чтобы согреться. Представьте, попробуйте. Путь бхакти - это он просто идёт туда и говорит: «Здорово дружище, можно посидеть рядом?» И он радостно, весело сидит. Вот в этом разница между путём веры и путём йоги. Также, например, поесть, да? Чтобы поесть мы должны просто пойти к кому-то в гости и покушать. Чтобы насытиться методом йоги, человек должен представить себя в саду, который находится за 3 километра, или за 300 километров, или за 3000 километров. И он должен протянуть руку, взять этот фрукт и переместить его сюда, попробуйте, попробуйте, не так это просто. И то, не так-то много получится переместить.

00:55:11 Поэтому путь йоги, он кажется человеку увлекательным таким, мистическим. Но, в действительности, он чрезвычайно труден и так в наше время это просто идеализация, то есть он невозможен. В реальности сейчас это невозможно, слишком много нужно сил, чтобы практиковать такие сложные направления. Единицы идут по этому пути. Есть, конечно, кто идет по этому пути, но единицы, единицы на миллиарды населения. В нашу задачу это точно не входит. Путь веры очень прост. Поэтому говорится, что если человек идёт путём веры, то ему весь мир становится другом. Ему везде где есть поесть, везде где есть поспать, везде где есть с кем пообщаться. То есть он попадает в мир абсолютной защищённости, что очень трудно современному человеку представить. Ага, ещё вопросики. Что ещё вызвало сомнение? Нет вопросов?

В чем секрет вкусной еды?

00:57:23 [Вопрос]: «У меня есть вопрос. [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Не знаю.
[Вопрос]: «неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Не знаю. Это личные предпочтения. Я не ем сильно перченые блюда, не ем. И во многих индийских храмах вообще не используют специи, да. То есть это зависит от места, от повара. Я во множестве храмов был в Индии, классических храмах индийских, где вообще вы специи не встретите, где абсолютно пища без специй, да. То есть это вот от личных предпочтений зависит. Поэтому как мы говорили все должно быть в меру, то есть немножко никогда не повредит. Но много - это перебор всегда, какая-то проблема с жадностью всегда. Любой перебор - это всегда жадность, понимаете. Поэтому нужно всего в меру.

00:58:30 От этого всегда проблема. Слишком много масла - будет проблема, слишком много специй - будет проблема, слишком много того, сего - будет проблема, много соли - будет проблема, много сахара - будет проблема. Всегда когда чего-то много - будет проблема. Поэтому немножко, но в меру никогда не повредит, поэтому нужно всегда стараться, тем более когда такие явно влияющие на нас вещи, как питание, нужно середину находить для себя. Поэтому, например, в очень многих храмах я отказываюсь питаться, принципиально. То есть я прошу мне сначала чуть-чуть принести того, чем тут кормят и потом или соглашаюсь или отказываюсь. То есть нет никакого греха отказаться от питания, если вы чувствуете, что это не ваш стиль питания, понимаете. От махапрасада вы не отказываетесь, потому что махапрасад обычно сладости, это освящённая пища, которая божествам предлагается в храме. От нее не отказываются и она обычно в виде сладостей, то есть в сладостях нет специй, ничего, то есть они такие обычно нейтральные.

00:59:43 Но пища, которая готовится регулярно, вы абсолютно имеете право её попробовать и, так сказать, в следующий раз отказаться, абсолютно спокойно. Потому что никто не знает, каковы идеи в этом конкретном месте. Нельзя идеализировать место. Поэтому все сначала нужно попробовать, а потом есть. Это закон питания - сначала попробуйте, а потом ешьте. Поэтому даже в опытных местах, где эта традиция понятна, гости всегда сначала по чуть-чуть что-то дают попробовать и потом уже спрашивают, сколько будете, что будете. То есть никогда сначала полные тарелки не накладывают, потому что у человека всегда есть какие-то предпочтения.

01:00:34 Поэтому дело не в специях, может быть там много жаренного, вот в этом месте вот только жаренное готовят. Все, если вы не перевариваете жаренного, вы с ума сойдёте, понимаете. А где-то есть острое, их вот острым, так сказать, радуются они и все, и просто есть ничего невозможно. Есть где просто, предыдущий повар оставил ему полку, забитую специями, и он из каждой баночки всего по чайной ложке кидает просто потому что они там стоят. По-разному происходит, понимаете. Поэтому в питании, во всем вообще нужно быть избирательными. То есть йога - это избирательность. В общении нужно быть избирательным, в питании нужно быть избирательным, понимаете, во всем, в одежде, в месте, в воздухе, в городе, во всем. Человек должен подходить избирательно. Попробовать сначала, потом сделать для себя вывод, то есть соответствует это моему мироощущению или нет.

01:01:39 Поэтому я говорил просто, как пример в варианте жадности со специями. Вот такое бывает, просто, что не еда, а одни специи, аж на зубах все хрустит, что есть невозможно. Это перебор абсолютный. Все должно быть в меру, да? Поэтому вовсе это не храмовая традиция. Вообще самый главный храм, который известен приготовлением именно освящённой пищи, храм Джаганнатх в Пури, там как раз без специй готовится, вообще без специй, никакие специи не используются, все готовится без специй. А так как население иногда просит, то специи уже после добавляются, кто хочет, им уже добавляют специи после. А сама пища и готовится тоннами, то есть тонны в день, то есть там на тысячи человек, на сотни тысяч человек готовится и все без специй, вообще без специй.

01:02:40 Поэтому вовсе не какая-то храмовая традиция. Это личные предпочтения, так сказать, в определённом месте, не более того. Поэтому не делайте вывод по одному какому-то храму. Это вы ещё много всего увидите в жизни. То есть чтобы понять каков путь, надо его, как мы говорили, согласовать, нужно об этом поговорить. Тогда будет понятно. Само действие не может быть показателем правильности пути. Вот как раз к началу лекции имеет отношение. То есть если вы что-то увидели и даже это кажется правильным, но вы если это не обговорили, не согласовали, можно совершить ошибку, например, посадить печень запросто, да. Ага, ещё вопросики пожалуйста. Да.

Имитация духовной жизни

01:03:49 [Вопрос]: «[неразборчиво] предположим ученик [неразборчиво] , где один учитель принимает его наставления, так как [неразборчиво] , но делает это все с любовью, из сердца и выполнять [неразборчиво] обязанности. Но учитель он идет там по своему пути. Это у него путь развития? Как бы ученик не знает ничего об Абсолютной Истине, но всё равно он выполняет то, что говорит учитель как мастер так относится. Этот путь - это этап развития или все-таки он уходит с пути?»
[Рузов В.О.]: Может уходить.
[Вопрос]: «Может уходить?»
[Рузов В.О.]: Может уходить. Есть...
[Вопрос]: «А если он сможет так вот искренне, с сердцем [неразборчиво]»

01:04:47 [Рузов В.О.]: Ну понимаете, вот человек искренне пошёл и убил кого-нибудь. Искренность ещё не показатель правильности пути. Человек может абсолютно искренне совершать дурные поступки. Поэтому все должно быть в любом случае осветлено, освещено. Что такое освещение - от слова свет. Что такое свет - значит пролить на это понимание, как это видится на фоне истины, как все это смотрится. Потому что есть сампрадая направление развития, а если апасампрадая, то есть противоположное движение. Поэтому легко может быть все очень похожим, все очень искренним, вот донельзя искренним может быть, но путь может быть в другую сторону абсолютно. Может быть таким серьёзным потерей во времени, иногда даже достаточно печальным и этого много достаточно.

01:05:46 Поэтому все нужно обсуждать, обо всем нужно говорить и пока мы точно не уверены, нужно оставаться в сознании искателя, да. То есть нет проблем, что мы слушаем какую-то личность, нет проблем, что мы принимаем какую-то личность, нет проблем, что мы идём за какой-то личностью. Но пока мы до конца не уверены, мы должны искать в этом ясности, мы должны ясно понимать. Например, это как в институт, мы приводили этот пример. Если институт не аккредитован, вы его никак на вид не отличите от аккредитованного института, ну никак. Поэтому вы должны добиваться понимания, аккредитован он или нет. Должны добиваться, пока не добьётесь. И нет проблем, что даже вы в нем поучитесь, то есть вы всё равно получите какие-то знания, ещё что-то. Но нужно до конца стараться выяснить все эти моменты.

01:06:48 Это просто необходимо, понимаете. Иначе легко можно, как минимум, потерять много времени, понимаете. Как максимум можно понасовершать тяжелейших глупостей. Потому что путь очень часто, если это не путь к истине, если это какая-то окольная дорога, она очень часто может сопровождаться оскорблениями, которые могут на одну жизнь лишить разума человека. Эти оскорбления можно не заметить, оскорбления бывают очень незаметными. И обычно этим характеризуются по-настоящему глупые пути. Они характеризуются тем, что оскорбляется или Бог, или оскорбляются святые, или другие ищущие, понимаете, очень часто так происходит. И вроде бы немножко совсем кажется, о том плохо сказали, тут как-то вот не так, тут что-то, но оскорбления отключают разум. И когда разум отключён, придётся жизнь доживать как попало, чтобы ещё раз родиться и уже продолжать свой путь. Поэтому нужно быть крайне аккуратными. Как минимум нужно стараться чувствовать какие-то оскорбительные моменты. То есть все время это должен быть такой признак какой-то проблемы большой, если есть какие-то оскорбления, это должен быть признак того, что надо все это пообсуждать, поговорить об этом.

01:08:45 Потому что не все, не каждый путь ведёт к Богу. Любой путь, конечно же, даёт опыт, но не каждый путь ведёт к Богу. Иногда путь ведёт просто к мудрости. Но ,к сожалению, так сказать, просто получение мудрости - это глупость, как не парадоксально звучит. Если человек просто получает мудрость - это глупость, потому что в принципе, мудрость можно и в другом месте получать. Мудрость можно получать на позитивном пути. Потому что негативный путь тоже мудрость, но это потеря времени, поэтому глупость. Поэтому старайтесь мудрость все-таки применять в выборе, то есть человек должен идти по выбору, пока окончательно в выборе не удостоверится. Искать, искать, то есть вот это вот то, к чему мы подойдём в 4 главе к 34 стиху. Вот когда мы дойдём до 34 стиха, об этом будет ясно говориться, сначала точно убедись, что эта личность является духовным учителем, то есть ведёт именно к Богу, не куда-то, ни влево, ни вправо, ни к себе.

01:10:02 Потому что все очень красиво звучит, такие все красавцы, но зачастую ведут к себе просто. Разобрались? Поэтому вот так аккуратненько надо. Это не является проблемой, в Ведах говорится, что ученик должен проверять своего учителя. Не только учитель должен проверять ученика, ученик должен проверять своего учителя. Он должен спрашивать о Боге, задавать вопросы, слушать ответы. Если он слышит что-то, что противоречит духовным трактатам, словам других святых, он должен это прояснять, разговаривать об этом, понимаете. К сожалению, есть в этом мире глупости, поэтому их нужно стараться избегать. Да, достаточно много. Как мы говорили в лекции проблема с имитацией, то есть очень много имитаторов. Имитируется духовная жизнь, просто имитируется.

01:11:24 Ага, разобрались? Все сомнения рассеялись? Хорошо, спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 23 октября 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 25 февраля 2014