Как пробуждается разум?

01 января 2008
Что такое здоровый образ жизни? Что такое преданность? Заговор ума против разума. Страх смерти. Пробуждение разума. В чём проблема современной религии? Ответы на вопросы. Разрушение платформы ума. Как иллюзия действует на нас? Какова сущность любой деятельности? Какого человека можно назвать невинным? В чем суть вегетарианства? Чем отличается благочестие от не благочестия? В чем принцип благочестивой жизни?
лекция для практикующих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:29:17 | качество: mp3 24kB/s 15 Mb | прослушано: 647 | скачано: 711 | избрано: 9
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Так, на санскрите текст звучит так, откройте 211 страницу.
са эвайам майа те 'дйа
йогах проктах пуратанах
бхакто 'си ме сакха чети
рахасйам хй этад уттамам
Переводится так:
«Сегодня Я открою тебе эту древнюю науку о взаимоотношениях живого существа и Верховного Господа, ибо ты – Мой преданный и Мой друг и потому способен проникнуть в тайну этой божественной науки».

00:01:09 Третий стих. И как вы читали в комментарии, там утверждается, что есть два типа людей: деваты - преданные, и асуры - демоническая природа, демоническая склонность, склонность к разрушению, нежелание следовать морали, нежелание контролировать себя. Деваты, преданные – это те, кто хотят следовать закону, хотят исполнять то, что положено человеку, хотят исполнять то, что предписывает закон, поэтому они стараются узнать о законе, стараются [неразборчиво], пытаются узнать, каков здесь закон, они пытаются понять, каковы правила поведения на определённом участке. Они пытаются понять каковы нормы Земли, нормы страны, нормы семьи, социальные нормы. Они пытаются узнать их и следовать им. Асура культура, демоническая культура – это те, кому всё равно, каковы правила. Для них главное их правила, их правила выше всего. Поэтому они стараются везде свои правила установить. «А теперь будет так». Он приходит куда-то, как это называется, новая метла по новому метет. «А теперь будет так». Их не интересует, что было до этого, какие традиции были, сколько лет уже все развивалось, им все равно.

00:03:15 Посмотрите, даже современная культура к этому приходит, что нужен приемник, сейчас вот эта предвыборная канитель, из-за которой мы не можем лекцию нормально прочитать. Завтра будет та же самая история до 3 часов, неизвестно, будет ли вечером лекция или нет. Поэтому, в общем-то, так же как сегодня нужно будет сыграть в игру получится - не получится. Но всем понятно, что должна быть какая-то последовательность, должна быть какая-то культура. Но вот эта асура природа - это природа разрушать, природа все менять, природа все заново строить, все по-другому, все не так, свои законы должны быть, то есть попытка установить свои правила на любой территории. Поэтому таким личностям все равно, например, даже в том же священном трактате говориться: «Они пользуются их популярностью ради того, чтобы распространять свои сумасшедшие идеи». Поэтому посмотрите, чем сумасшедшее идея, тем больше она опирается на какой-то священный трактат. То есть чем бы человек не занимался, например какой-то колдун, и у него идет реклама на фоне икон, то есть он связывает себя с какой-то духовной традицией. На самом деле, если бы священник увидел эту рекламу, была бы его воля, он бы сжёг на этом кресте человека. То есть опирается человек на что-то, чтобы это использовать, не более того.

Что такое здоровый образ жизни?

00:05:08 В этом разница культур, и для того, чтобы не попасться на удочку вот таких комментариев, асура комментариев, которые в свою пользу используют какое-то известное произведение, человек должен вести чистую и благородную жизнь. В общем-то, в этом значение здорового образа жизни, как ни странно. Вот эта чистая, благородная жизнь, здоровый образ жизни это не столько какое-то питание или там режим дня. Нет, здоровый образ жизни - это, в первую очередь, благородный образ жизни, вот это здоровый образ жизни. То есть если человек ведёт здоровый образ жизни, это больше спортивный образ жизни, например, фитнес. Но, в действительности, имея в виду здоровый образ жизни, речь идет о благородстве, учитывается именно здоровое мышление. Не только здоровое питание или здоровый отдых, но и здоровое мышление. К сожалению, в современном здоровом образе жизни, здоровое мышление не учитывается. Да и сам здоровый образ жизни наполовину здоровый, то есть он здоровый на время занятия. Например, человек занимается хатха-йогой и он ведет здоровый образ жизни все полтора часа, пока он занимается хатха-йогой, или он идет в фитнес-клуб и ведет здоровый образ жизни весь этот час, который находится в фитнес-клубе. Но выходит и первым делом достает сигарету, закуривает и все, то есть никакой он не здоровый, он только на этот час здоровый. Это все равно, что человек говори: «Я сегодня веду, так сказать, не воровской образ жизни, я час в день не ворую»

00:07:04 Поэтому это немножечко такое подозрительное явление, но действительно благородный здоровый образ жизни защищает человека от обмана. Как? Если человек себя ведет благородно, ему встречаются благородные люди, ему встречаются благородные учителя, ведущие здоровый образ жизни, в этом секрет. То есть благородство защищает нас от встречи с обманщиками, обманщики уже встречаются в показательном варианте, мы уже видим, что это обманщик, уже его видно становится. Но встречаются благородные люди. Вот в этом смысл чистой жизни. Поэтому в Ведах так много говорится о чистой жизни, о здоровом поведении, о здоровом мышлении, о здоровом питании, обо всем, потому что приняв это все на вооружение, в конце концов дойдя до благородства, до благородного поведения, человек защищает себя от обмана. И ему просто не встречаются обманщики, или встречаются, но не так часто, не каждые 5 минут, пореже.

Что такое преданность?

00:08:26 И вот это явление, которое описывается в этом стихе, преданность – особое качество, одно из высших качеств. Даже в социуме преданный человек предан какому-то делу, предан какой-то личности, предан какой-то идее. Это особое супер качество, которое позволяет привнести смысл в любую деятельность, привносится нечто действительно великое. Мы говорили, сама по себе деятельность может быть простая, но если цель великая, деятельность тоже становится великая. Человек может быть просто маляром, но если он красит «Титаник», он красит великий корабль, или космическую ракету, понимаете? Есть разница, что красить, какова цель. Поэтому если дело великое, человек пытается участвовать в великом деле, если он оценивает свои действия как ведущие к нечто великому, то не важно, какая сама деятельность, важно какое настроение человека, настолько высоко он видит назначение своей деятельности, как высоко он смотрит, где эта точка, на которую он смотрит.

00:09:52 Поэтому фактически, никакое дело не может быть доведено до логического завершения, если в нём не присутствует это качество. Необходимо нечто высокое, чтобы действительно, любое дело обрело какую-то значимость, необходимо высокое мышление, необходима высокая точка, необходима высокая философия, высокая идея. Поэтому даже грубая материальная деятельность развивается таким образом, чтобы человек столкнулся с такой ситуацией, в которой ему бы пришлось обратиться к высокому мышлению, просто пришлось бы, некуда было бы деться.

00:10:58 Часто ко мне люди обращаются и рассказывают какие-то очень тяжелые ситуации, рассказывают, рассказывают, рассказывают, рассказывают. Иногда час человеку нужно рассказать, насколько тяжелая у него ситуация. И потом человек всегда спрашивает: «Что хочет от меня Бог? Как решить эту ситуацию? Что Он хочет от меня?» И каждый раз мне приходится одно и тоже объяснять, что решение ситуации всегда лежит в возвышении сознания. Мы всегда должны возвышать своё сознание. Какая бы ситуация не была, её задача возвысить наше сознание. И есть два выхода в любой ситуации. Это возвышать своё сознание, развиваться, или плюнуть на все и деградировать. Вот только два варианта. Или, действительно, настроиться и пойти вверх, или плюнуть на все, пойти вниз, опустить руки и сказать: «Все. Жизнь моя закончилась, пойду повешусь», или как правило: «Пойду сопьюсь, пойду выпью»

00:12:02 Это вот раз и навсегда нужно для себя решить, чтобы в жизни не происходило, все это мотивирует нас только на возвышение сознания, ничто не мотивирует нас на деградацию. Нет такой ситуации, решение которой бы лежало через деградацию. Нет, от нас ожидается возвышение сознания, от нас ожидается, что мы займёмся вырабатыванием в себе благородных качеств, что мы посмотрим вверх и пойдём туда. И как только этот выбор происходит, как только человек принимает для себя серьёзное решение пойти вверх, взять себя в руки и изменить точку зрения на ситуацию, возвысить своё сознание, этот выбор и называется преданием себя, то есть когда мы предаемся этой ситуации и предаемся выбору, то есть идем вверх.

00:13:19 Поэтому преданность выбора - это, как мы говорили, в девата культуре, в асура культуре есть эта преданность выбору, только в девата культуре есть преданность выбора к развитию, а в асура культуре преданность выбора к деградации. Поэтому асура культура - это, чтобы ни случилось, нужно пойти выпить, залить горе и все пройдет, уйти ещё глубже в иллюзию. То есть в иллюзии уже плохо, что делать, нужно уйти ещё глубже в иллюзию, уйти в ещё большее страдание, довести себя до такого состояния, чтобы просто перестать чувствовать страдания. Девата культура - это преданность высшего выбора, пойти вверх. Вот примерно так воспринимается термин, это движение. Поэтому, как только этот выбор происходит, дело принимает другой оборот и становится частью духовного развития человека. То есть одно и тоже дело, одна и та же ситуация, она может быть либо частью развития человека, либо частью деградации человека. Весь вопрос в чем? В человеке, что он выбрал, какой путь он выбрал. Поэтому один и тот же путь, одно и тоже дело может быть, два человека идут вместе. Вопрос, они идут в один и тот же магазин, но покупают разные вещи. Один покупает то, что способствует развитию, другой покупает то, что способствует деградации, но идут рядом.

Заговор ума против разума

00:15:08 А начинается вот это вот точка выбора, вот эта преданность с великих сомнений. Рано или поздно все заражаются идеей мирового заговора, всем видится мировой заговор, человек увлекается этим. Время от времени кто-то увлекается концом света, или ещё чем-нибудь. Почему так все происходит? Потому что, в действительности, есть этот мировой заговор, но немножко по-другому выглядит, не так, как себе представляет современный человек. Заговор есть, конечно, это заговор ума против разума, заговор тела против души, заговор материи против духа. Ум настроен против разума. Ум объясняет разуму, более высокому виду материи, что нужно делать то, что нравится, а не то, что полезно. Что нужно идти за тем, что нравится. Если нравится, значит это должно быть нашим. То есть это наше уже, это наш долг. Если нам что-то понравилось, наш долг это получить, ум объясняет это нашему разуму. И разум попадает под это влияние, и вместо того, чтобы строить планы на контроль чувств, он начинает строить планы завладения тем, что нравится, на доказательство того, что мы должны использовать то, что нам нравится, мы должны пользоваться тем, что нам нравится. Так появляется, мы говорили, оправдательная философия. Тело имеет заговор против души, тело развивает функцию брать, оно все берет, есть хочу, спать хочу, одеваться хочу, отдыхать хочу. А желания души отдавать, отдавать, отдавать и тело пресекает эту деятельность, оно говорит: «Какое отдавать, мало, все в дом надо, все в дом. Душа - это растратчица, все из дома, из дома»

00:17:35 Сомнения – это признак разума. Поэтому сомнения пробуждают разум. Посмотрите на современного человека. Как ни странно, несмотря на все, что происходит, его главная особенность – отсутствие каких-либо сомнений. Очень интересно. Несмотря на то, что происходит много всего веселого, а реальные сомнения отсутствуют у человека. Ему всё ясно, у него чётко поставленные цели, и он однозначно уверен, в чём собственно состоит его счастье. То есть сомнений никаких нет. Думаете, это разум, если нет сомнений? Как раз вот тут и проблема, в таком состоянии разум спит глубоким сном. Если нет сомнений, разум спит глубоким сном, действует только ум, у ума сомнений нет. Вот это точно нравится, какие тут сомнения? Сомнения на уровне разума появляются - полезно или неполезно. Вот тут нужно точно надо знать полезно или нет. А почему мне это полезно? А у меня же группа крови вон какая.

00:18:42 Недавно в каком-то городе я рассказывал про вегетарианство. Мне говорят: «Ну у вас просто группа крови такая, поэтому вы вегетарианец» Я говорю: «Целые страны не знают, какая у них группа крови и никогда не знали, и скорее всего не узнают и лучше не проверять, чтобы ничем не заразиться на всякий случай. И ничего, никакой проблемы нет». Я говорю: «Я сам не знаю, какая у меня группа крови, у меня жена знает, я не знаю, мне все равно, какая у меня группа крови» Но человек начинает что-то придумывать, ум ему говорит, что должно быть так: «Все, мне это нравится, поэтому и будем это делать». У ума нет сомнений по этому поводу. Нравится, какие тут сомнения. Мне это нравится, вариантов нет. Какие могут быть варианты? Мне нравится шоколадное мороженное, какие могут быть варианты, понимаете? Мороженное с дыней мне уже не нравится. Со вкусом дыни, что это за мороженное? Шоколадное мороженное, какие могут быть сомнения? Нет сомнений. Сомнения в разуме появляются, он уже думает: «А дыни подходят моему психофизиологическому состоянию или не подходят? Дыни, вообще, с молоком совместимы или нет?», понимаете? Начинает думать, как вообще, такое может быть, молоко с дыней? Начинает сомневаться: «А не будет ли плохо мне от этого?». Ну я просто, сам принцип объясняю, понимаете?

00:20:18 Сомнения на уровне разума, на уровне размышления полезно или неполезно. Поэтому без сомнений действует только ум, разум спит. И ум способен выбирать только то, что нравится. Он выбирает из того, что посылает ему его собственная карма. Но оглянуться по сторонам уже не получается. Он просто роется в своем, как человек на улице подходит к помойке, роется в этой помойке и он не может оглянуться по сторонам, он не может увидеть, что есть другая жизнь, он сосредоточен на своем, на какой-то своей карме, на какой-то своей ситуации и выбирает только то, что внутри. Также и наша карма - это такая маленькая наша помоечка, и мы только в ней можем выбрать, мы не можем оглянуться по сторонам, мы сосредоточены. Я всегда удивлялся, этот человек он стоит там, копается, и ты выходишь, мусор выкидываешь, он даже не оборачивается на тебя, замечали? То есть тебя как будто нет. Не замечает, почему? Такая сосредоточенность. Вот она его карма, он понимает, это его. Другой кармы нет. Вот тоже самое и в нашей жизни происходит, мы точно такие же. Все, что к нам по жизни приходит, это наша помойка из прошлого. То, что мы в прошлом выкинули, сейчас оно наше. Сейчас оно до нас долетело, и мы из этого выбираем, что мне нравится. Это больше нравится, это меньше.

Страх смерти

00:21:51 Но рано или поздно человек сталкивается с тем, что невозможно отрицать, с тем, что раскачивает всю систему координат, с тем, что разрушает такие стройные и красивые планы на жизнь – он сталкивается со смертью, с болезнью. И все это разрушает. Поэтому ум всячески препятствует разговору о смерти. Ум начинает орать: «Только не об этом», потому что это разговоры на уровне разума. Разговоры о жизни и о смерти - это разговоры на уровне разума. Интересно, в каком-то зале я недавно начал говорить о том, что есть смерть, есть то, пятое-десятое, и какая-то женщина в зале, просто закричала: «Только не об этом». Я говорю: «Как не об этом, а о чем? Ну вы знаете, какая смертность в нашем зале, да? Все умрём, весь зал умрёт, никто живым не остается, почему об этом не поговорить?» И человек кричал: «Нет, только не об этом, только не о смерти»

00:23:05 Ум кричать начинает, это не его уровень, это то, что разрушает платформу ума, если мы видим это. Ну как же так, нам же не нравится это все, нам смерть не нравится, нам старость не нравится, нам болезнь не нравится. На платформе ума жить ужасно, потому что большая половина жизни нам не нравится. Зарплата нам не нравится, погода нам не нравится, температура в библиотеке нам не нравится, все не нравится, все не так, все не эдак. Ну кому это все нравится, болезни, старость? Программа телепередач не нравится, все не нравится, все. На уровне ума очень тяжело жить. А тут еще о самом серьёзном, о смерти говорить, кому это нравится? Уровень ума. Поэтому приходит смерть расшатывает всю систему. Она приходит к знакомым, приходит к родственникам, приходит к друзьям, к соседям и уничтожает весь смысл того, что они делали всю свою жизнь. Они делали то, что приятно, все что угодно, но все это уничтожается. Приходит смерть, может приходить в виде развода, в виде увольнения, в виде потери денег. Такие временные варианты смерти, то есть какая-то система уничтожается, какая-то система умирает. Семья умирает, работа умирает, здоровье умирает, потеря денег, процветание умирает.

00:24:32 Так или иначе человек сталкивается с тем, что всё в этом мире имеет начало и конец, и вот тут самое время проснуться разуму. Это будильник для разума. «Просыпайся, просыпайся, просыпайся, так жить нельзя, нельзя».И это уже его функция – думать о том, зачем я прикладываю такие большие усилия, если всё равно это разрушится, исчезнет и даже следа не останется. Тут уже нужно на разум перейти, вот это уже функция разума. Именно он может об этом думать. И вот по этой причине человек становится восприимчив к духовной философии, когда в его жизнь приходит проблема, он становится восприимчив к духовной философии. Он начинает прислушиваться, присматриваться. Он чувствует, что его в жизни есть какой-то заговор против него самого. Поэтому, фактически, это заговор против самого себя, это внутренний заговор. Поэтомут пытаются какие-то фильмы снимать, какие-то теории рассказывать, на самом деле это внутренний заговор, прямо внутри нас.

00:25:39 То есть все наши материальные планы оказываются не больше, чем песочные замки на берегу моря. И первая серьёзная волна просто смывает его до основания, не оставляя даже следа. В этом мире нет ничего надёжного, и человек начинает чувствовать, как земля уходит у него из-под ног. Это вот платформа ума, она рассыпается. Примерно такое же чувство приходит во время землетрясения, разрушает веру в устойчивость, уже не веришь, уже понимаешь, что все это ерунда. Просто до 5 баллов, а после 5 это уже все, смерть, все это бесполезно, все складывается за одну секунду. Теряется вера в надёжность, разрушается сама устойчивость земного шара. Поэтому смерть – это признак подвоха. Что-то в этом мире не так, здесь что-то не чисто. Раз и остановилось. Представьте себе, что вы пришли в кинотеатр, знаете, что там трёхчасовой фильм, и вдруг через 20 минут бах, все останавливается, включают свет и говорят: «Все, выходите» Странно да, все это. Вот тоже самое с жизнью. Кажется живет человек, живет, все только разгорается, все только начинается, бах, и останавливается. Подвох. И все, и никаких объяснений, и ничего, просто выходите и все. Подвох же? Явный подвох. Хочется же жить 100 лет, а средний срок жизни 50, что такое, подвох какой-то явно. Поэтому вот человек должен перейти на уровень разума.

00:27:43 Поэтому сейчас такая немножечко отрезвляющая правда. Для того, чтобы перевести человека с уровня ума на уровень разума, нужно показать ему всю неустойчивость мира. Чтобы нас перевести с уровня ума на уровень разума, необходимо, чтобы эта неустойчивость мира стала осязаемой, чтобы мы поняли бесполезность усилий, чтобы мы увидели всю правду того, что все заканчивается, всю правду вот этого эффекта конца, эффекта завершения всего. Поэтому человечество и находится в постоянной опасности. Поэтому приходят какие-то проблемы к человеку, какие-то лишения, невзгоды, в разном варианте, чтобы пробудить его, чтобы он проснулся. Как, если вам снится кошмар и человек просыпается от этого кошмара, он должен проснуться. Так же и если мы находимся во сне в реальности, вроде бы мы живем на самом деле в иллюзии, находимся на уровне ума, мы воспринимаем мир иллюзорно, то только какая-то внешняя сила может нас вытолкнуть из этого состояния, можем прийти в себя, вдруг понять: «Действительно, что я делаю?»

00:28:55 Поэтому только понимание бренности существования может помочь сознанию выйти из комы, в которой оно уже находится миллионы жизней подряд. Поэтому Бхагавад-гита основана на этом шоке, самый центр боя, и все должны умереть. Всем понятно, сейчас все умрут. Вариантов нет, умрут все, и поэтому идет разговор. А зачем тогда все это было? К чему тогда мы вообще жили? Бхагавад-гита в этом нагнетённом моменте - сейчас все умрут, большинство не доживет до конца битвы. Поэтому зачем это все, вообще? К чему это все? Вот тут начинается переход на уровень разума. Это похоже немного на реанимацию. Электричество обычно убивает, да? То есть лучше не попадаться босиком на провода. Но если тело уже мертво, оно способно его пробудить. Так и нашу планету трясёт электрофибрилятор, да? Что-то такое. Нас трясёт, нашу жизнь трясёт, землю трясёт, страну трясёт, все трясёт только по той причине, что наступила клиническая духовная смерть. Поэтому нужно все немножко током ударить. Поэтому всех немножко трясёт. Посмотрите на людей, всех как током немножко трясёт, прямо вот трясёт, реально видно, что трясёт, лучше не трогать, землю тоже трясёт, все трясёт.

00:30:41 Поэтому тут появляются вот эти вот, так сказать, «народные целители», которые объявляют скорый конец света, однако они не понимают одно: конец света приходит к каждому индивидуально, в момент смерти его собственного материального тела, в этом секрет конца света. Это его конец света, все заканчивается, какая проблема? Будет конец света? Конечно будет, у каждого свой, никакой проблемы нет. И это должно пробудить разум, это должно заставить его шевелиться. То есть идея верная, но неправильно поданная. Идея конца света по своей природе верная, но подана неправильно, подана в каком-то кошмаре. В действительности, это просто завершение нашей жизни и если мы можем об этом думать, об этом завершении своей жизни, то разум пробуждается. Зачем тогда я живу, если все закончится, причём скоро, если средний срок жизни 55 лет. «Сколько осталось-то?», - человек думает. «Сколько осталось-то и зачем это все теперь и как теперь жить? Что теперь делать? Что конкретно делать, прямо сегодня, когда осталось совсем немножко?» Это должно пробудить разум, заставить его шевелиться.

Пробуждение разума

00:31:54 И проснувшийся разум вдруг понимает, что он несчастен. Это первое озарение разума. «Я несчастен, как так можно жить? Я всю жизнь хотел счастья, в результате несчастен. 30 лет я хотел счастья, а оно так и не достиглось, что такое. Как теперь жить?» Счастливому сознанию ничего не нужно, оно счастливо само в себе, своей внутренней духовной жизнью, своим внутренним развитием. Несчастье требует чего-то извне: сигарет, алкоголя, наркотиков, машин, квартир, чего угодно, требует чего-то извне. Современный человек настолько несчастен, что не может пару часов в самолёте без сигареты провести, он умирает просто. Ему нужно что-то для счастья, ему нужно, чтобы дым попал вовнутрь, хоть что-то внутрь попало. Ему нужно есть постоянно, пить постоянно, курить постоянно, чтобы что-то внутрь попадало. Он не может быть счастлив внутри, ему нужно, чтобы извне что-то попадало. Иначе он просто умрёт от горя без бутылки пива, без сигареты . Нужно, чтобы что-то постоянно лилось. В метро человек стоит и пьет пиво, не может проехать двадцать минут.

00:33:20 И чего не хватает проснувшемуся разуму? Ему не хватает принять духовный путь развития. Почему он не может его принять? Ему не хватает живого примера, ему не хватает реального учителя, который счастлив на своём пути, который пропитан духовным блаженством и способен заразить им того, кто обращается к нему за помощью. Сейчас нет реального примера проснувшегося разума. Человек не хочет его искать. Это то последнее доказательство, которое позволяет разуму сделать правильный выбор, нужно, чтобы был пример. Как только разум проснулся, ему нужен пример. Он проснулся, ему нужно идти. Куда идти? За кем-то нужно идти. Главное, чтобы это был правильный выбор. Сейчас меня везли на машине, мы подъехали к какому-то развороту, не понятно куда ехать, и машина перед нами поехала, ну понятно и мы туда же. Куда, что, будем надеяться, что он знает куда. Поэтому должен быть какой-то пример, действительно серьёзный пример. Это последнее доказательство для разума. Поэтому есть прослойка учителей, которые приходят сюда, чтобы показать пример, чтобы восстановить путь, просто показать правильное движение. Только для того, чтобы дать последнее доказательство, что это возможно, что путь есть, нужно просто идти по этому пути. То есть дать самого себя, дать свой духовный опыт, своё блаженство. И именно это доказательство уходит даже из современной классической религии, когда слов много, а реальных учителей, реального пути мало.

00:35:33 Поэтому разум видит перед собой реального человека, который доказал своей жизнью работоспособность более высоких правил, более высоких предписаний. После того, как мы увидели пример, необходимо проверить на своем опыте. И это является началом истинной веры человека, которая описывается в этом стихе. Это начало его истинной веры. Это своеобразная духовная математика. То есть опыт учителя, который я вижу, плюс мой собственный опыт даёт в сложении твёрдую веру в свой путь духовного развития. Опыт того, кто уже прошел плюс мой собственный практический опыт, все это складывается, получается твёрдая вера в путь, твёрдая вера в направление развития. Это то, что должно складываться каждый день, это математика на каждый день, которая должна создать в нашем сознании правильное мировосприятие. Мало просто принять традицию, мало пройти посвящение или мало прочитать Бхагавад-гиту. Надо на своём опыте убедиться в том, что выбор сделан правильно, в том, что выбор сделан добровольно. Нужен свой опыт.

В чём проблема современной религии?

00:36:57 В чём проблема современной религии? Проблема в недосягаемости духовного лидера. Учитель должен быть рядом, должен быть доступен, должен отвечать на вопросы своих учеников, показывать им реальный пример духовного самоосознания. Без этого быстрый духовный прогресс просто невозможен. Настоящее общение невозможно ничем заменить. Сколько бы мы ни говорили о соли, пока мы не посолим суп, есть его будет невозможно. Также и в вере, можно много говорить о пророках, о мудрецах, о святых, но без реального примера, без реального общения быстрые изменения в сердце не наступят. Напротив, очень велик риск разочарований. Должен кто-то реально показать, как что-то делать, как это правильно делать, должен быть реальный пример. Если мы не знаем как сделать какое-то блюдо, даже если у нас есть хороший рецепт, мы не знаем, как его сделать. Мы должны хотя бы один раз увидеть. 20 лет назад у нас появились ведические рецепты, мы пытались это делать по описанию, и у нас что-то получалось, мы думали, так и должно быть. Но когда первый раз поехали в Индию и увидели, как оно должно быть на самом деле, оказалось, что это далеко не так, далеко не то, что мы себе представляли. То есть необходимо увидеть все-таки. Уже после того, как увидел, пожалуйста, можно жить этим воспоминанием, можно жить этой идеей, можно жить какой-то концепцией, но пример должен быть. Поэтому в этом задача человека найти в себе пример.

00:39:02 Поэтому святость, счастье, просветление – это не просто какое-то явление, не просто какой-то спичечный коробок, который можно взять и передать другому человеку. Нет, святость – это то, что переходит к нам в процессе общения со святой личностью. Это то, что переходит к нам постепенно, из года в год, захватывая наше сознание сантиметр за сантиметром. Это не товар, который можно просто взять и купить за какую-то сумму, за 10000 долларов, заплатить, получить чек. Нет. Так приходит разочарование. Человек думает: «Я столько всего сделал, столько усилий приложил, а результат – ноль». Нет, это то, что не покупается, то, что реально приходит к нам в процессе общения. Поэтому не много усилий нужно приложить. Вот эти два усилия. То есть нужно найти пример реальный, чтобы получить внешний опыт и нужно на своем опыте получить подтверждение. Вот когда это сложится, тогда появится стойкость, тогда появится погружение, тогда появится осознание, осознанность. Тогда в действительности человек будет точно понимать, что он стоит на верном пути. Вопросики пожалуйста вот по этой части.

Ответы на вопросы

00:40:49 [Вопрос]: «[неразборчиво] Если связать вопрос обращения к разуму, по-разному в разных варнах проявляется?»

00:40:12 [Рузов В.О.]: В момент, когда человек видит, что все заканчивается?

00:41:17 [Вопрос]: «Ну так сказать потребность, то есть на каком этапе? [неразборчиво]»

00:41:21 [Рузов В.О.]: На любом этапе. Если в действительности человек осознает, что всему приходит конец и его разум просыпается, и в это время он встречается с хорошим примером, начинает проверять это на практике, то в принципе одинаково проходит в любом сознании человека. Просто окрас самой деятельности как всегда немножечко разный, но не принципиально. Вот сам принцип один и тот же для любого типа сознания. Нет какого-то яркого разделения, нет разных схем. Схема одна и та же, потому что неважно какая обусловленность у человека, принцип выхода из нее один и тот же. То есть выход через пробуждение разума. Поэтому, если разум пробуждается, он начинает требовать примеры извне и проверки на себе. И вот это нужно ему дать. Тогда он станет сильным. Если ему это не дать, разум опять уснет, он не сможет находиться на этой платформе, он опять впадет в кому, причём уже навсегда.

00:42:38 Поэтому человек в какой-то ситуации выходит из этого состояния сна, но, как мы говорили в начале лекции, его жизнь была не так чиста, чтобы он сразу встретился с хорошим примером, поэтому он встречает плохой пример, пробует все это применять, ничего не работает и разочаровывается ещё на жизней тысяч, сознание уходит надолго в кому. Поэтому, как мы говорили, посмотрите, все Веды, 99.9% Вед говорят о чистой жизни. Для чего? Чтоб когда разум проснется, у нас была такая удача сразу встретится с настоящим примером. Вот это удача, это то, что нам необходимо. А разум будет просыпаться время от времени, потому что жизнь добрая, она покажет нам пару примеров, когда разуму стоит проснуться. И вот в этот момент нам должно повезти, поэтому к этому нужно готовиться. Поэтому Веды человека к этому готовили. Они, в общем-то, мало говорят о духовной жизни, это особые трактаты, которые говорят о духовной жизни. Бесполезно говорить личности о духовной жизни, если его разум не пробудился. Поэтому Веды в основном говорят о здоровой жизни. И когда уже разум пробудился и на основе здоровой жизни он встречает пример, тогда уже он обращается к духовному направлению, уже начинает об этом думать. Вот примерно такая схемка.

Разрушение платформы ума

00:44:20 [Вопрос]: «[неразборчиво] Зачит должно быть условие, когда происходит обращения к разуму, человек должен видеть, что мир неустойчив».

00:44:31 [Рузов В.О.]: Да, бренность.

00:44:32 [Вопрос]: «Практически все люди воспринимают состояние неустойчивости мира, как трагедию, потому что рушится все. А вот есть ли примеры осознания неустойчивости мира в счастливом состоянии, когда не воспринимается как трагедия?».

00:44:53 [Рузов В.О.]: Если человек находится на уровне ума, то это трагедия, потому что разрушается его платформа ума. Поэтому у него встаёт выбор, так как трагедия что значит? Все разрушено, то есть будущего нет. Поэтому он выбирает куда ему идти, ему необходимо пройти эту некоторую ситуацию, когда он понимает, что бренность всего, что он делал, всего, что он думал, всего, что он нажил, что все это будет уничтожено, стерто с лица Земли. Он должен это понять. Это трагедия в какой-то мере. Но переходя на уровень разума он понимает, что это не было трагедией. Как будильник. Это трагедия, хочется убить будильник, спал себе нормально, такой хороший сон снился и человек просыпается: «Ну зачем вы меня разбудили? Такой хороший сон снился» Это тоже трагедия, когда будильник [неразборчиво] . Но когда человек проснулся, это уже не трагедия, это благо. Поэтому в Бхагавад-гите объясняется, что счастье и несчастье приходят в должный срок, но к этому нужно относится спокойно. Почему? Потому что это мы воспринимаем как счастье и несчастье, а на самом деле это звонок будильника. Это мы с уровня ума воспринимаем это как трагедию, а с уровня разума это уже звонок будильника, большое спасибо, что вы меня так пробудили, понимаете? Поэтому нужно просто показать это.

00:46:16 Как это ситуация с Буддой, Сиддхартха, да? То есть отец все сделал, чтобы он не видел этой бренности, все сделал, желтые травинки пинцетом выковыривали, чтобы он думал, что трава всегда зеленая. Сейчас Канада-грин придумали, уже выковыривать не надо, она всегда зеленая, материалисты достигли верха совершенства. По траве теперь бренность мира не увидишь, скоро во всем так будет. То есть главное, не показать бренность. Поэтому все травинки выщипывали, только молодые люди присутствовали, то есть никто не спал, никто не чихал, никто не кашлял, все было идеально, пока что не произошло? Пока он случайно не увидел старость. Вот случайно увидел старость и все было разрушено. Тут же шок, помните? Фильм смотрели? Тут же шок, тут же включился разум и сказал: «Так жить нельзя» Он тут же выбрал путь вверх, тут же ушел, все. Один день, моментально, понимаете? Отец не справился. Мы немножечко тупее, чем Будда. Мы видим это каждый день, на нас ничего не действует, понимаете? Нам нужно что-то посерьёзнее. Поэтому к нам приходит что-то посерьёзнее.

00:47:50 Поэтому нужно просто не упустить момент, чтобы сделать выбор. Если трудности пришли, значит время делать выбор вверх, время делать выбор в сторону развития. Пока легкие трудности приходят, потому что жизнь толкает нас на этот выбор. Потому что мы ослепли, видим перед собой все эти признаки, а все продолжается и продолжается, все продолжается и продолжается, понимаете? В этом наша слепота, мы спим. Так можно понять, что мы спим. То есть мы видим каждый день, что все заканчивается, но всё равно продолжаем бесполезную деятельность, ни к чему не приводящую. Вот это называется глубокий сон. Понимаете, сам принцип.

Как иллюзия действует на нас?

00:48:54 Принцип в том, что иллюзия покрывает, у нее есть два эффекта. Сначала она покрывает, потом она стаскивает. Два эффекта: покрывает, стаскивает. На одеяло похоже. То есть главное не закутываться в одеяло, потому что если одеялом закутались, уже сразу спать хочется. Пробовали, нет? Поэтому мама она одеяло стаскивает. Так действует иллюзия. Иллюзия сначала покрывает, то есть одеялом сверху, а потом стаскивает, засыпает человек, понимаете? Так же и в жизни происходит. Сначала человек позволяет иллюзии накрыть его: «А, все нормально, прошло все, я это не помню, все забылось, надо горе залить чем-то, надо забыть, то есть покрыть себя, не увидеть это. Вот глаза закрыть, все. Прошло, все трупы растащили, все закончилось, все нормально. Ничего нет, опять все хорошо, будем жить дальше, слава Богу», понимаете? Сначала покрыла, потом стащила, покрыла, потом стащила. Поэтому в тот момент, когда мы видим реальность, например в восточных городах Индии место кремации в центре города делают. Сваргадвар, путь в рай. Вы увидите, мы в это место поедем, прямо в самом центре будет экскурсия у нас. Главная улица мимо Сваргадвара проходит. То есть все всё видят, днем всё это происходит. Все видят, это дает возможность думать об этом, дает возможность не закрывать на это глаза, что это есть. У нас кладбище относят все дальше, дальше, дальше. А те, что в центре, уже не кладбища, это уже выставка произведений искусства, или выставка почета. То есть какой-то музей просто. Но сама открытость этой реалии дает возможность задуматься.

00:51:00 Поэтому, например, тот же восток, он все старается сделать так, чтобы человек видел реальность. Мы прячем смерть, её не видно, понимаете? Очень далеко её убираем, никто её не видит, все это так индивидуально. Она спрятана, поэтому никто не видит реальности и ему нравится это одеяло, он закрыл глаза и все, он не видит эту реальность. Соответственно, он не думает об этом и шок на него наваливается уже в последние годы, когда уже ясно что все, шансов нет. И тогда это очень тяжелая ситуация, потому что менять уже некогда ситуацию. Но это умение не закрывать глаза дает возможность не скатываться вниз, а подыматься вверх. Человек думает: «Да, надо действовать так, чтобы в этом был смысл». Он думает: «Какой смысл вообще в деятельности, если все заканчивается». Он начинает думать об этом и его сознание возвышается и он понимает, что есть разные виды деятельности, вот что мы разбираем в Бхагавад-гите, да? Что есть бесполезная деятельность, а есть деятельность, которая приводит к возвышению, к выходу из материального мира. Поэтому он начинает об этом думать, просыпается. Поэтому мама она утром приходит и стаскивает одеяло и все, и он ворочается туда сюда, но уже холодно, поворочался, одеяла нет, надо вставать. Главное опять одеяло, но он хитрый, в простынь завернется, подушкой прикроется. В этом принцип. Так вот действует иллюзия. Поэтому человек должен уметь просыпаться. Ага, ещё вопросики пожалуйста.

Какова сущность любой деятельности?

00:52:50 [Вопрос]: «Я хотела спросить, может быть невозможно [неразборчиво], если вся деятельность пустая. Я понимаю, я вижу все реально, но я не знаю как, я не вижу выхода, потому что я живу в старой системе и я обязана играть по каким-то правилам элементарным, мне нужен кров над головой, мне нужно ребёнка выучить и так далее»

00:53:16 [Рузов В.О.]: Я говорил, что не нужен кров над головой, не нужно учить ребёнка? Нет, вы сейчас сказали это. Нет, понимаете. Все это слышали? Вы слышали это? Я говорил такое когда-нибудь? Вот десять человек свидетелей. Я говорил, что не нужен кров над головой, что не нужно учить ребёнка? Я не говорил этого, вы это только что придумали, я такого не говорил. Вы не хотите меня спросить, вы тут же придумали мои слова, я никогда такого не говорил.

00:53:49 [Вопрос]: «Нет, я говорю о том, что у меня какие-то обстоятельства вынуждают опять же играть по правилам социума и опять заниматься вот этими [неразборчиво]»

00:53:57 [Рузов В.О.]: Какими?

00:53:59 [Вопрос]: «Ну пустой деятельностью, что вы называете там».

00:54:01 [Рузов В.О.]: Что я называю пустой деятельностью, перечислите? Не придумывайте мои слова, вы только что все это придумали. Вот множество свидетелей, перечислите, что я называю пустой деятельностью? Не придумывайте, мы не говорили об этом. Вы придумали это сейчас сами, я не говорил этого, не было такого. Речь шла на предыдущих лекциях о том, что суть не в том, что делает человек, а для чего он это делает. Вот что я говорил. Не что, а для чего. Поэтому сначала человек должен понять для чего, зачем, понимаете? И тогда он понимает как, а не что конкретно. Поэтому деятельность делится на два вида, это благочестивая деятельность и греховная деятельность. Вот греховную деятельность точно не нужно делать. Не нужно наркотиками торговать, людей убивать, воровать, запомните.

00:55:06 Но иногда это очень тонкая грань благочестивой деятельности, понимаете? Вот для меня это не тонкая грань. Вот там, где вы чувствуете, что тонкая грань, лучше не ходите. Вот понимаете что лед, почувствовали трещит, не ходите туда, провалитесь, это просто. Не нужно думать. Если вы чувствуете, что воруют, не воруйте. Если чувствуете, что грабят, не грабьте, не нужно, тут все просто. Грех ясен, грех поганая штука, грех понятен, в нем ничего тайного нет. Грех как раз очень ясен и ощущаем где-то в районе 25 лет тюрьмы, понимаете? Все очень ясно и понятно. Все, что описано в Уголовном кодексе не нужно делать, понимаете? Специальная книга есть Уголовный кодекс. Для хитрых людей Гражданский. Для не хитрых Уголовный, понимаете? Для особо хитрых налоговое законодательство. Вы это все прекрасно понимаете, вы взрослые люди, а поэтому греховную деятельность, наказуемую явно делать не надо и так понятно, потому что в тюрьме потом грустно сидеть, то есть ясно или вас просто родственники убьют, тех, кого вы обманите. Они так просто не успокоятся, сейчас люди не успокаиваются, поэтому лучше не надо с этим шутить, будут проблемы.

00:56:32 А вот благочестивая деятельность в ней нужно понять зачем. Вот это то, что мы обсуждаем, зачем. Это то, о чем говорить Бхагавад-гита. Зачем? Поэтому есть разные уровни «зачем?». Вот это то, в чем нужно разобраться. Поэтому дело не в самой деятельности. Если деятельность не греховна, деятельность благочестива, нужно понять зачем я это делаю. И вот это «зачем?» меняет все. Если для себя - одно, если для других - другое, понимаете? Если для семьи - одно, для страны - другое, для улицы - третье, для нации - пятое, для страны - десятое, для планеты - сороковое, если для Бога - сто восьмое. И каждый раз будет разный результат, каждый раз будет разное возвышение сознания, очень интересно. Поэтому именно окрас «зачем», для чего я это делаю и потом в Бхагавад-гите мы найдем ответы на эти вопросы, там будут прямые ответы на эти вопросы, зачем и для чего нужно что-то делать.

00:57:46 Поэтому это первый вопрос, который волнует всех - зачем. Когда человек что-то сделал, то ему говорят: «Зачем ты это сделал?» А он не знает зачем, понимаете? Поэтому и мы сейчас находимся в этом положении, не знаем, зачем мы делаем, потому что все так делают. Вот и весь ответ, вы сейчас сами на это ответили, социальное давление. Зачем? Никто не знает зачем. Поэтому чем отличается духовно развитый человек от всех остальных? Только одним - он понимает зачем он это делает. А делает тоже самое, воспитывает детей, покупает себе квартиры, машины, хлеб, тоже самое, все остальное. На вид ничем не отличается, только вот это внутреннее состояние зачем он это делает, понимаете? И только один процент из миллиона, один человек из миллиона выбирает отреченный образ жизни, монашеский. Это точно не мы, понимаете? Это исключение, которое подтверждает правило. Вот в этом идея.

00:58:56 Поэтому духовная жизнь - это не уход от жизни, это не уход от правил, это не уход от обязанностей, наоборот это приход к жизни, это приход к обязанностям, потому что человек начинает понимать, что он делает и зачем он это делает. Он понимает зачем, остальные не понимают. Зачем, если мы умрём? Попробуйте спросить, никто не ответит. Разумный человек уже знает ответ. Он понимает зачем, его разум просыпается. Вот разум думает зачем, и тогда он понимает как. Тогда он начинает ещё лучше действовать. Тогда он ещё лучше воспитывает, ещё лучше ремонтирует свою квартиру, ещё лучше водит машину, ещё лучше это делает, потому что понимает зачем, у него смысл жизни появляется. Что такое смысл жизни? Он понимает, зачем он живет. Вот это вот и вопрос, с которым мы будем разбираться. Сейчас только начало этого, это мы только к этому подходим, только 4 глава, ещё немножко осталось, глав 6, потихонечку. Кто-то уже вперёд прочитал, уже нашёл ответы на вопросы, но мы потихонечку дойдем. Вот это принцип. Разобрались? Ещё вопросики, пожалуйста. Что ещё вызвало сомнения?

Какого человека можно назвать невинным?

01:00:48 [Вопрос]: «Патита Павана, можно вопрос? Мы вот раньше разбирали, что [неразборчиво] люди делятся на невинных, каништха-адхикари и так далее. [неразборчиво] А вот невинные они [неразборчиво]»

01:01:11 [Рузов В.О.]: Невинный - это благочестивый человек. Благочестивый человек - это который старается не нарушать законы, но не понимает для чего он не нарушает законы, опять-таки нет понимания для чего. То есть он не нарушает законы, он просто это чувствует. Поэтому старается быть законопослушным, но этого мало. Вот когда он просыпается, его сознание просыпается, он начитает думать зачем, и он узнает зачем он хотел не нарушать законы, зачем он хотел быть благочестивым, вот тогда он становится каништха-адхикари. Адхикара - это уже квалификация. Просто он ещё не стабилен, у него ещё нет этого сложения, у него ещё мало опыта общения с примерами, и мало своей собственной реализации, мало своего собственного опыта, проверенного на практике.

01:02:04 Но когда это сложение он каждый день производит в результате нескольких лет, каждый день он складывает, складывает, складывает и каждый вечер видит, что действительно это путь, только так можно развиваться, почему нет. То тогда он становится ништха, то есть буквально верный, мадхьяма-адхакари, стабильный, то есть у него уже нет сомнений. Но у него ещё есть различение, он различает, он ещё мыслит в некоторых границах этого мира и это различение дает ему возможность объяснять. Он может объяснять, свой опыт передавать. И когда его развитие доходит до максимума, он становится уттама, то есть он уже не видит разницу, он уже видит душу, он уже не видит разницу между душой и телом и на этом моменте он становится примером. И потом, когда он перестает объяснять другим, его развитие становится моментальным, быстрым, за один день происходит переход. Просто его специально судьба удерживает на уровне различения, чтобы он мог передавать другим знание. Так вот примерно.

01:03:27 [Вопрос]: «А вот те, кто ест мясо, они же к демоническим относятся, или же к невинным?»

01:03:35 [Рузов В.О.]: Нет, это ещё невинный уровень. А весь вопрос в том, а не подводит ли человек под это оправдание. Вот когда он начитает оправдывать это, тут уже начинается деградация. Пока человек просто ест, это невинный уровень, он не понимает, что он делает, он просто хочет следовать правилам, в его семье было такое правило, на духовный праздник брать и зарезать какого-нибудь барана, понимаете? И так было всегда, и он следует этому правилу. У него было правило индейку на день благодарения зарезать, бедную несчастную курицу, понимаете? У него было правило сделать салат оливье из колбасы, и за полчаса до Нового года под холодненькое выпить, на Новый год шампанского, а потом под горяченькое, да? То есть вот правила. И он не вкладывает в это ничего, понимаете? Я так полжизни прожил, и я ничего в это не вкладывал. Просто так было всегда, даже мысли никакой не было, понимаете?

01:04:43 Но как только человек начинает задумываться, он изменяет этим правилам, он понимает: «Да, это я не те правила.. в общем-то, не те». Но пока он не подводит под это идею, он ещё невинен. Но как только он начал это оправдывать своей группой крови, своим проживанием в холодной местности, понимаете? Но что теперь, Гималаи там тоже минус 40, и что там йоги водкой согреваются что-ли? Или мышей ловят, горных оленей. Никто не ловит, все счастливы, никакой проблемы нет, тоже везде холодно, понимаете? В южных странах тоже холодно зимой, и летом тоже есть места, где очень холодно, и никакой проблемы. Абсолютно придуманные вещи. Просто человек начинает придумывать, и как только он начинает придумывать себе оправдание, что это значит? Это значит, его жизнь уже заставила об этом задуматься, уже звонок прозвенел, он уже начал думать зачем он это делает, и он выбрал путь не вверх, а путь вниз. А путь вниз - это оправдательная философия. И он начал себя оправдывать. Он уже говорит: «Написано не убий, а написано оказывается не убий только человека». Говорит: «А остальных убий, сожри, разорви на куски». Он оправдание начинает придумывать, понимаете? Вот тут грань теряется.

01:06:11 Вот я только что ответил на ваш вопрос, заранее уже на него ответил, оправдательная философия, есть везде. Вот христианский постулат. «Не чисто не то, что входит в уста, а то что выходит». Это не постулат, это оправдательная философия. Ну я не знаю как. Будете ацетон пить? Как нет? Давайте пить ацетон. Принесите стакан ацетона. Он пошел, будете пить? Грязно то, что выходит. Из унитаза идите стакан мне наберите, будете пить? Не будете. Очень даже влияет то, что входит. Вот я лично все нюхаю. Вы нюхаете, нет? Честно скажите. Нюхаете? Смотрите. Надпись читаете, что там вообще написано. Придуманная вещь. Давайте проверим, позовите всех, кто это говорит, унитаз на всех один, пусть мне докажут на опыте. Имеет значение то, что входит. Есть разница. Вы это в магазине каждый день доказываете, вы ходите и выбираете. А иначе нужно идти в «Копеечку» и брать самое гнилое тогда, то, что выкидывается. Вы в «Копеечке» покупаете? Нет. Понимаете, есть разница, в «7 континенте» да, или где? То есть есть разница, есть что входит, понимаете? Поэтому это оправдательная философия, к сожалению.

01:07:59 В этом есть, конечно же, часть правды. В общем-то, что это буквально так объясняется, что в ситуации человек должен реально оценивать свои возможности, которые его жизнь ставит. Поэтому иногда человек должен жить по тем возможностям, которые ему представлены. Это факт, да. Но далеко не часто человек попадает в ситуации, когда его прямо вот жутко рамками сжимает, вообще, что у него нет никакого выбора. Но если действительно его сильно рамками сжало, он куда-то в тюрьму попал или его на северный полюс забросили. Вот он один на северном полюсе, только белые медведи и ящик тушёнки. Нет никакой проблемы. Вот тут он может вооружиться этим, так сказать, радостным термином и абсолютно спокойно, зажмурясь, есть все что ему под руку попадет, да. Но если у него есть выбор, если в его районе 7 магазинов разных и этот магазин за три часа не обойдешь, он должен идти и выбирать что в него входит. Мама должна выбирать, что входит в его ребёнка? Должна выбирать или она его чем попало кормит? Нет, она выбирает, именно в этом разум. Поэтому это хорошее выражение, но неправильно сейчас используемое. Это выражение для экстремальной ситуации, понимаете? Вот это некоторое непонимание, я сейчас сразу этот момент напомню.

В чем суть вегетарианства?

01:09:40 В трактатах есть рекомендации для разных ситуаций. Они делятся на рекомендации стандартные, для нормальных ситуаций, на рекомендации для экстремальных ситуаций, на рекомендации для воспитания и на рекомендации для руководства. И они могут отличаться друг от друга и вот эта рекомендация не для стандартной ситуации. В стандартной ситуации человек должен выбирать. Если ситуация не стандартная и выбирать не из чего, он может применить эту систему. Поэтому сначала узнайте, что такое вегетарианство. Не придумывайте, вегетарианцы получают ещё больше белка. Причем более разнообразного и более легкого в усваивании, не придумывайте, все эти вещи придуманные, понимаете? Болеют все. Это не так, что вегетарианцы не болеют, конечно болеют, и вегетарианцы болеют, все болеют. А вегетарианство - это не панацея от болезней, вовсе нет. Вегетарианство - это более легкий стиль питания, вот и все. Раз легче переваривается, что значит? Мышление легче, а раз легче мышление, что значит? Легче понимать истину, вот и все. Но с хорошим пищеварением из нормального набора продуктов, я уже перечислил, сам организм извлекает то, что ему нужно, вот это факт абсолютный, понимаете? Просто он должен быть, как я уже перечислил, несколько таких рядов продуктов содержать, из них извлекается все. В этом чудо самого пищеварения, понимаете?

01:11:20 И вот все эти современные программы они, конечно, веселые очень, все здорово, замечательно и вот микроэлементы, пятое-десятое, биодобавки, они основаны только на том, что человек губит своё пищеварение общепитом, вот на чем. Потому что ему дает общепит тяжелейшую пищу, вот этот бюргер убийственный, и он не может его целый день переварить. Он его утром съел, он к вечеру может быть переварился, так целиком он и варится там, понимаете? За счет этого садится пищеварение, полностью садится, и человек не может уже извлекать все нормально из питания. Поэтому ему пошли добавки, ему по вене уже нужно вставлять катетер и ему там бутылочки приставлять. Если человек нормально питается, по расписанию здоровой свежей пищей, его пищеварение будет извлекать из простого набора продуктов все нужные для организма микроэлементы. И тем более у ребёнка, если его в раннем детстве подсадили на тяжелую пищу, на колбасу, которая на 99% состоит из туалетной бумаги, на бюргер, вы же сами знаете, что это такое и все садятся на эти сосиски, на то, на се, это тяжелейший виды пищи и его пищеварение посажено ещё в самом детстве, так ему потом всю жизнь придется на каких-то на биодобавках жить, понимаете?

01:12:49 Поэтому здоровый образ жизни за то, чтобы сохранить огонь пищеварения, чтобы гвоздь вы съели, и он переварился, понимаете? И то, что не нужно, уйдёт, то, что нужно, останется, механизм пищеварения волшебный. То есть извлекается то, что нужно, то, что не нужно, убирается. Какие нужно ферменты выделяются, все, что нужно. Если чего-то не хватает, появится желание этого, понимаете? И он будет говорить: «Яблок хочу», появится желание, понимаете? Можно будет легко догадаться. Пить хотите, попили, есть хотите, поели, главное огонь пищеварения сохранить. И вегетарианство сохраняет огонь пищеварения, потому что дает легко сжигаемые продукты. Потому что белок в виде мяса в 10 раз труднее сгорает, чем белок в виде кисломолочных, в виде сыра например, понимаете? И сыр, и мясо по энергетической ценности имеют одинаковую природу, но сгорают они с разной скоростью. Мясо сгорает в 10 раз дольше, чем сыр. Или вы съедите бутерброд с сыром, или бутерброд с чем-то другим, есть колоссальная разница. И вот его уже хочется запить водкой, этот уже бутерброд с колбасой. Почему? Огня не хватает, нужно огненную воду выпить. Её так и называют огненная вода, так начинается алкоголизм. Понимаете, сам принцип. Разобрали, да?

Чем отличается благочестие от не благочестия?

01:14:21 [Вопрос]: «Дилетантский вопрос. [неразборчиво] Ну спроси там Рузова, ну как же это тогда [неразборчиво]»

01:14:30 [Рузов В.О.]: А пусть они сами придут и спросят у меня, им будет веселее. Боятся?

01:14:36 [Вопрос]: «О праведном образе жизни...».

01:14:37 [Рузов В.О.]: То есть самого смелого вас прислали, да? Давайте.

01:14:42 [Вопрос]: « [неразборчиво] Если человек ведёт праведный образ жизни, как вы говорите, занимается деятельностью исходя из соображений праведности, но ему не хватает на какие-то его нужды [неразборчиво]. Он может заниматься другой деятельностью, слукавить немножко, естественно он решит свои проблемы на материальном уровне быстрее и лучше, есть такой соблазн. Можно ли человеку праведному надеяться на то, что все-таки ему удастся вот [неразборчиво]»

01:15:25 [Рузов В.О.]: То, что он обманет и решит проблему?

01:15:27 [Вопрос]: «[неразборчиво] решение проблем при том правильном образе жизни , который он ведет..... Можно ли на это надеятся или он должен нести вот этот крест? Выбрал [неразборчиво]»

01:15:36 [Рузов В.О.]: Ну вот смотрите. Вот я живу, у меня нет пятикомнатной квартиры в центре Москвы и вот я думаю: «Что я там ючусь в этом Солнцево, в самом близком районе». Я думаю: «Что так мучиться? Пойду-ка я грабану банк» Понимаете, так вот пошло, грубо. То же самое абсолютно, какая разница, как я схитрил. Я решил грабануть банк, вот схитрить. Я его граблю. Каков мой дальнейший план жизни? Что делать? Всю жизнь бояться. Потому что, если меня сразу не поймали, что вряд ли, скорее всего меня поймают сразу, значит я должен бояться всю жизнь, что меня поймают потом, понимаете? Потому что кроме Уголовного кодекса есть закон совести. Знаете закон совести? И он начинает мучить, как только человек совершает преступление. Он говорит: «Попался ты братец, ты теперь никуда не уйдёшь»

01:16:31 Поэтому чем отличается благочестие от не благочестия, я сейчас напомню. Благочестие - это когда человек знает, ничего скрыть невозможно, поэтому нужно поступать так, как будто все это видят. А не благочестие - это когда человек думает, что-то можно припрятать, что-то не узнают, просто надо правильно сделать, и это не узнают. Поэтому вопрос как мы будем жить и зачем, если вас будет мучить совесть и вы будете все время бояться. Я вам скажу одну статистику: 75% преступлений раскрывается, потому что преступники себя специально выдают, они не могут жить с этим преступлением, они ведут себя так, чтобы их поймали. Они не открыто идут и сдаются, они не могут, им страшно, а они ведут себя так, чтобы их на глупости поймали. Они идут булку хлеб отбирают у кого-то и их ловят, специально, вот я знаю эту вещь. Они не могут жить, потому что они это совершили, они от каждого стука вздрагивают, у них сон пропадает, пищеварение. Что они делают? Самое главное, что по закону награбленного, что его невозможно сохранять, оно не честно пришло и оно поэтому сквозь пальцы утекает. Поэтому помните, то, что легко пришло, так и уйдет.

01:17:43 [Вопрос]: «А вот как же целые семейные кланы, которые допустим свой бизнес построили на наркотиках, наркобизнес, а их внуки сейчас занимаются искусством и живут, извините, да?»

01:17:58 [Рузов В.О.]: Вот не трогайте семьи, которые вы не знаете. Знаете, я сейчас объясню. Я понимаю, вы не видите то, что там внутри происходит, а я вижу, ко мне люди приходят жаловаться. И не дай Бог, когда все эти вещи построены на обмане. Все, это просто ад. Вот вам они не жалуются, они делают вид. В этом мире заведено делать вид, что у нас все хорошо. А поговорите с кем-нибудь по сердцам, вам расскажут. А все преступники гордые, когда их телекамера снимает. Поговорите с ними по сердцам, как они всю жизнь потеряли, как они живут. Не придумывайте сказки, раньше были модные книги «Как я стал миллионером», понимаете?А вы знаете, что теперь другой ряд книг выпущен, как я был миллионером. Не читали? Вот почитайте, знаете как интересно. Поэтому этот мир так устроен по методу рекламы. Все рекламируется. Но профессионалы знают, чем все заканчивается. Поэтому у меня есть опыт. Я реальный консультант, я работаю в Москве и ко мне приходят грустные люди, и я с ними разговариваю, и как все грустно закончилось. И я вижу, когда приходит благочестивый человек, живущий честно, и какие у него проблемы и я вижу, когда приходит не благочестивый человек, живущий нечестно, и какие у него проблемы. И поверьте мне, лучше жить по средствам, вот прислушайтесь к моему опыту, лучше жить по средствам, будете счастливы и спокойны. Да, чего-то не будет и Бог с ним, понимаете? Не на быстрой машине труднее разбиться, спокойнее все будет, понимаете? Вот это мой опыт личный, жизнью проверенный, а консультирую я уже долго, 10 лет почти я консультирую.

01:19:54 А проблемы людей благочестивых концептуально отличаются от проблем не благочестивых людей. Поэтому все это временные вещи. В действительности, нам жить со своим сердцем, а сердце каждый вечер нам рассказывает кто мы, на своем языке, говорит: «Гадёныш ты, Вячеслав Олегович», или говорит: «А вот сегодня молодец. Вот сегодня ты напрягся, но не гордись, гордишься уже вижу. Один раз в жизни доброе дело сделал, теперь гордишься, засыпаешь гордый» Слышали своё сердце, нет? Вот послушайте, как оно вечером с нами разговаривает. Мы не одни живем, Бог прямо в сердце и Он каждый вечер нам рассказывает, что мы сделали за сегодня, и Его не обманешь. Поэтому мы помним все противное, что мы совершили, каждый помнит с самого детства. Фрейд об этом рассказывал, помните? С самого детства все помним, все. И стараемся забыть изо всех сил.

В чем принцип благочестивой жизни?

01:20:59 Поэтому принцип благочестивой жизни - это не нужно делать то, что потом будешь всю жизнь стараться забыть. Зачем так жить? Счастье - это внутреннее состояние. Поэтому во вне будет та ситуация, которую мы заслужили. Вопрос: что будет внутри? Внутри мы сами себя создаем, внутри мы наполняем себя поступками. Мы как кастрюля, извиняюсь за грубое сравнение. Хорошими продуктами наполним, получится хороший обед, будет хорошо пахнуть, плохими продуктами наполним, будет пахнуть плохо. Поэтому мы сами себя наполняем. То есть вот вечером человек должен придти и уснуть спокойно, поняв: «Я сегодня жил честно. Все мои поступки были честные», понимаете? А про эти сказки, про то, как все обманывают, а потом живут здорово, пусть ко мне придут, послушают на консультации. Как в очереди ко мне стоят сказочные миллионеры и рассказывают, что у них в жизни происходит, не поверите какой ужас. Невозможно за счет чужих страданий получить счастье, понимаете?

01:22:19 Поэтому есть как внешний цензор - закон, так и внутренний цензор - совесть. Или тот, или другой научит нас, как жить. Поэтому лучше принять закон, и даже приняв закон, всё равно нужно к совести прислушиваться, потому что закон иногда недооценивает важность того, что мы делаем. Поэтому хорошим человеком быть трудно, вот это абсолютный факт. Плохим человеком быть легко. Вот пойти по пути вниз всегда легко, пойти на хитрость, пойти на какое-то лицемерие, пойти на какие-то уступки, всегда легко. Идти вверх всегда трудно. Да, это не легко, нужно следовать чему-то, нужно быть принципиальным, нужно объяснять кому-то своё поведение, но это действительно достойный путь. Поэтому, как я говорил, примеров мало, но есть, например, целый зал сидит и все стараются. Вот как могут, но стараются сегодняшний день прожить честно, да, нет? Ну как-то чуть-чуть, стараются, стараются, есть люди, понимаете? И во всей стране есть, я каждый город объезжаю. В каждом городе собирается зал и люди сильно стараются, понимаете?

01:23:49 Но есть и те, кто не хотят стараться, они специально приходят и даже пытаются сорвать мои лекции. Говорят: «Не мешайте людям жить счастливо. Они живут себе спокойненько, воруют как могут. Не мешайте им жить нормально, пусть едят что хотят, пусть пьют что хотят. Главное, чтобы люди были хорошие», понимаете? Да, пусть пьют, что хотят. Так можно говорить что угодно, пока в семье алкоголик не появляется. Пусть едят, что хотят, пока у ребёнка пищеварение не останавливается. Пусть хитрят, как хотят, пока родственников в тюрьму не посадят. Вот пока реальное доказательство не придёт в собственную семью, и мы видим, что человек, по-настоящему, полжизни лишился, вот тогда сразу пропадает борьба за свободу, волеизъявление. А доказательства приходят, в каждую семью приходят. Мы уже говорили сегодня, как раз в начале лекции, что жизнь добрая, она показывает бренность каждому, главное, не начать себя оправдывать в этот момент, а просто поискать хороший пример и пойти дорогой вверх. Потому что примеры есть, люди развиваются, люди растут, есть примеры, слава Богу. Вот это наш путь, да.

01:25:18 Поэтому внешне, как я уже сказал, никаких отличий. Просто немножко питание другое, и то, если вы пойдёте в какой-то хороший ресторан вегетарианский, то все продукты вам будут в заменительной форме даны, вы их даже не отличите. Мне кажется даже они будут ещё полезней. А на вид и на вкус будут точно такие же, ничем не отличается. Точно такие же люди, точно также живут, такие же семьи и во многих семьях даже не догадываются, что у человека уже изменилось сознание, даже не догадываются, но человек меняется. Меняется вот это понимание «зачем?». Он уходит с платформы, что «Я все делаю только для своего счастья», он начинает переходить на другую платформу «Я это делаю для счастья других». А чтобы другим дать счастье, нужно уже подумать, как его дать и что такое счастье.

01:26:13 И оказывается то, что я считал счастьем, вовсе даже и не счастье, а большое горе, понимает? Раньше я думал, что счастье - это кому-то на Новый год ящик шампанского подарить, теперь я сильно сомневаюсь, что это счастье. Раньше, когда мне было 20 лет, я приходил с работы с зарплатой, что-то покупал, папе покупал блок самых дорогих сигарет и в 53 года он умер от рака лёгких из-за курения. Я ему лично покупал самые дорогие сигареты. И мое понимание изменилось, я все переоценил, потому что это пришло в мою жизнь. Я понял, что не то, что мы считаем благом для себя, это будет благом для других, и мы это все вспоминаем, понимаете? А поэтому лучше все-таки учится на чужих примерах. Поэтому есть книги мудрости, которые дают эти концепции уже проверенные тысячелетиями. Главное не придумывать оправдательную философию, все будет хорошо, да? Разобрались? Спасибо большое.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 21 декабря 2013
транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 21 марта 2011