Книга мудрости

01 января 2008
Что такое Бхагавад-гита? Чем отличается знание от мудрости? Как стать счастливым? Почему люди несчастны? Когда приходит полноценное понимание Абсолютной Истины? Как проявляется истинное знание? Что мешает нам вести себя благородно? В чем суть развития человека? Почему человек не видит Бога? Ответы на вопросы: Слушание и видение. То, что должно произойти, обязательно произойдёт. В чем состоит миссия каждого человека? Для чего нужен анализ отношений? Умение уважать. Как заботиться и при этом не беспокоиться?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:15:13 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 294 | скачано: 447 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Что такое Бхагавад-гита?

00:00:00 Итак стих 19-20, страница 234. Ом Намо Бхагавате Васудевая...

00:00:29 19 текст звучит так:

йасйа сарве самарамбхах
кама-санкалпа-варджитах
джнанагни-дагдха-карманам
там ахух пандитам будхах

Переводится так:
«Тот, кто действует, не стремясь наслаждаться плодами своего труда, обладает всей полнотой знания. Мудрецы говорят про такого человека, что все последствия его действий сгорели в огне совершенного знания».

00:01:01 И 20 стих следующий:
тйактва карма-пхаласангам
нитйа-трипто нирашрайах
карманй абхиправритто 'пи
наива кинчит кароти сах

Перевод:
«Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворённый и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук».

00:01:45 Бхагавад-гита раскрывает удивительные моменты. Видно, что это связано все с мудростью. Вот эти последние стихи, которые мы разбираем, сразу чувствуется, что они относятся к достаточно высоким уровням мудрости. Нам нужно достаточно серьёзно напрягаться, чтобы разобраться в том, что описывается. То есть Бхагавад-гита одна из самых серьёзных книг мудрости, которая, скажем так, дальше всех заходит в области деятельности. То есть если другие трактаты, которые мы берём, они просто ограничивают человека: не делай то, не делай это, делай это, делай то, то есть просто расставляют границы, то здесь мы видим самый серьёзнейший разбор поведения, почему именно эти границы расставлены, по какой причине.

00:02:45 Что такое мудрость? Что такое книга мудрости? Что такое Бхагавад-гита? Это сборник информации, которая способна объяснять человеку отличие глупого поведения от разумного. То, что не просто говорит, что глупо, а что разумно, она объясняет это отличие. Не просто говорит - вот так и все. Объясняет, то есть подход рассчитан на человека мыслящего, подход не рассчитан на фанатов. В общем-то, Бхагавад-гита - это не книга для фаната. Фанату будет очень трудно читать подобные вещи, которые заставляют крутиться шестерёнки в голове, просто они обязаны крутиться. Наверняка вы замечали, последние стихи должны были немножечко закрутить шестерёнки мышления, потому что очень глубокие вещи открываются.

00:03:44 Нет смысла просто перечислять что хорошо, а что плохо. Мы совершаем в день тысячи действий. И вот такое перечисление оно может даже запутать иногда, просто вот это хорошо, это плохо. Кажется чем проще, тем лучше. Однако в реальности начинается путаница, в реальности человек начинает путать, что хорошо, а что плохо, не может разобраться, потому что слишком много действий в день, слишком много событий, слишком много решений нужно принимать. К нам приходят желания, тысячи желаний, и что теперь, каждый раз смотреть в список хорошего и плохого, и думать вообще так это или не так? Что это вообще,? Трудно иногда понять к чему относится то или иное желание, то или иное действие. Поэтому, посмотрите, в чем была первая проблема Арджуны? Он не мог понять это хорошо или плохо то, что он делает? Он встал, посмотрел на все это дело, на всю эту войну и не понял, к чему это относится: к убий, к не убий, к надо, к не надо. Вот он понял и он подошёл, сказал: «Объясните мне, я не могу понять, к чему это все относится. Не могу, вот я нормальный разумный человек, Арджуна и отношусь к умным личностям, но не могу понять».

00:05:02 И тоже самое человек каждый день испытывает в жизни по нескольку раз. Трудно иногда понять вообще что это такое. Слишком много видов деятельности, слишком много мыслей, направлений. Человек путается: хорошо или плохо, надо, не надо. Он не может понять. Ему говорят: выпей, согрейся. Он думает: надо действительно же как тут, потому что в одном месте написано нужно спасать своё тело не смотря ни на что..., а в другом месте написано, что нельзя ввергать своё сознание в состояние иллюзии. Что делать? Вот холодина жуткая, подходит человек, говорит: «На, выпей, согрейся.» И он думает: что это? Надо согреться, чтобы не заболеть, или нельзя ввергать своё сознание в состояние иллюзии? И у него сомнения начинаются, понимаете. Он думает: «А что действительно, и то, и то подходит. И как теперь себя вести?» У него начинается разрыв некоторый в сознании.

00:06:00 Поэтому таким простым перечислением не всегда можно решишь проблему, не всегда становится понятно, как действовать. Не всегда так просто заглянешь в список хорошего и плохого, и поймёшь: «А я-то собственно говоря сейчас что делаю?» Поэтому подход в системе мудрости немножко другой. Мудрость даёт другое решение. Мудрость даёт признаки действий или желаний, которые способствуют нашему развитию и даёт признаки действий или желаний, которые способствуют нашей деградации, чтобы мы не просто сверялись со списком, а чтобы мы знали признаки того или иного явления, признаки развития или признали деградации. И сами бы каждый раз это определяли. То есть на нас ответственность накладывается, что иногда нервирует человека.

Чем отличается знание от мудрости?

00:07:01 Человеку легче, когда ему дали список, повесили на кухне, на холодильнике: это льзя, это нельзя, да? И он довольный. И пошёл что-то делать, прочитал: а это не написано, понимаете. Про то написано, про сё написано, а про это не написано. Значит можно наверное? Ан нет, то есть разум идёт дальше. Разум требует собственного анализа. В этом отличие знания от мудрости. Знание не требует анализа, мудрость требует анализа. Знание требует сверения, человек сверяется. Я знаю, что вот это нельзя - и он сверяется. Точно нельзя? Точно нельзя, все. То есть он один факт сверяет с каким-то другим фактом. Это умение сверяться. Поэтому у него есть какой-то справочник. Он выбирает какой-то трактат, как справочник и с ним сверяется. Но попробуйте свериться так просто с трактатом, который написан в стиле мудрости, посмотрите, как сложно с ним свериться, сколько всего разнообразного даётся. Почему? Разные признаки перечисляются.

00:08:19 Мудрость - это не сверение, мудрость - это анализ. Мы должны сами проанализировать и определить, к чему относится то или иное действие, та или иная мысль. Мудрость кроме информативной составляющей ещё и избавляет человека от глупых желаний, так как показывает ему их внутреннюю сущность, открывает их признаки, чем и останавливает его деградацию, понимаете. О таком человеке говорят, в комментарии вы читали, что он сжёг все последствия своих действий в огне совершенного знания. Да, знание подобно огню, оно способно сжечь глупость человека и превратиться в мудрость, а может стать его проблемой. Знание также может стать проблемой, если не направлено на практическое изменение своего мировоззрения. То есть и так, и так может повернуться.

00:09:28 То есть если знание непрактично, то оно сжигает доброту человека, делает его злым, надменным, эгоистичным. Такое горе приходит от ума. Вместо того,чтобы сжечь его глупости, оно наоборот сжигает его доброту и он становится надменным, слишком много знает. Его доброта сожжена и он ведёт себя зло, его кривит. Он не может даже, так сказать, слушать с добрым выражением лица. Если человек слишком много знает и это знание отравило его сердце, то он даже слушать не может его кривит. Если вы будете рассказывать что-то такому человеку, его будет корёжить, «А-а-а», аж тело будет его извиваться. Ему будет очень трудно все это слушать, так как нет доброты в сердце, все жёсткое стало, ожесточилось все.

Как стать счастливым?

00:10:28 Поэтому в чем признак мудрости? Мудрость практична, так как даёт возможность самостоятельно определять направление развития. Так мы выяснили, что истинное знание учит человека правильному поведению, что является основой человеческого счастья. Для того, чтобы стать счастливым в этом мире, надо в первую очередь научиться себя правильно вести. Человек обычно думает, что какая-то проблема в философии, какая-то проблема в каких-то высоких материях. Но он забывает, что проблема в поведении, в реальном поведении и состоит проблема. Мы неправильно себя ведём. И в общем-то все, что даётся в плане коррекции нашего развития это то, что корректирует наше поведение.

00:11:43 Как стать счастливым водителем? Точно также, надо научиться правильно вести машину. Правильно ведёшь машину - счастливый водитель, никакой проблемы нет, счастливый, довольный, радостный. То есть мало просто уважать правила дорожного движения, нужно ещё уважать участников движения. Вот сейчас мы на этом примере разберём саму философию поведения. Мало уважать сами правила дорожного движения, нужно уважать ещё и участников движения, соседей по дороге. Вот их надо уважать. Мало просто правила уважать, ещё и соседей. Только в этом случае можно в действительности избежать проблемы. Только в этом случае можно избежать аварийной ситуации.

00:12:36 Недавно меня везли очень далеко из города в город и мой друг-водитель объяснял мне. Так вот мы ехали долго и я его спрашивал почему люди попадают в аварийные ситуации, в чем главная причина. Мне интересно всегда, я всегда расспрашиваю профессионалов в чем причины. И всегда причина очень интересная, всегда личностная. Он мне объяснял, что в аварию не попадёшь, если видишь не машину, а водителя в машине. Вот если ты обращаешь внимание на водителя в машине, ты никогда не попадёшь в аварию. В основном люди попадают в аварию, потому что на машину ориентируются, думают, что это машина едет. Не машина, он говорит нужно на водителя смотреть, там есть живой кто-то внутри. Поэтому он может ехать прямо, смотреть влево. Если мы учитываем эту личность, проблем не будет. Если мы думаем, что просто железяка, она должна ехать по каким-то правилам, не должна она ехать по каким-то правилам, она едет, куда хочет. Это водитель там внутри, хочет едет, хочет нет, нужно это учитывать, учитывать, что личность едет. Точно также здесь в мире людских отношений, тоже самое, учитываем ли мы личность или мы просто ждём правильного поведения? Насколько мы готовы понять, что нужно принимать тот личностный аспект, который проявляется в личностях, которые находятся вокруг нас.

Почему люди несчастны?

00:14:17 Что это значит все, о чем я сейчас говорю? Это значит, что бесполезно идти к пониманию Абсолютной Истины, если не видеть её в сердце каждого живого существа. Вот в этом проявляется однобокость. Если человек не видит Абсолютную Истину, если человек не видит Бога в сердце тех, кто его окружает, он не может обрести естественное счастье, покой в сердце. Вот это вот ошибка развития. Ошибка развития состоит в том, что человек вроде бы приходит к духовной жизни, приходит к развитию, но чувствует себя несчастным, чувствует себя разбитым. Почему? Потому что он попадает в состояние фанатизма. В чем оно заключается? Человек видит только себя и Абсолютную Истину, других он не замечает. Думает: «В этом мире только две важные вещи: я и Абсолютная Истина. Вот это действительно интересно: Абсолютная Истина интересна и я интересен», понимаете. И человека только это волнует: я и Абсолютная Истина, понимаете.

00:15:31 И такой человек будет несчастен. Такой человек будет страдать. Он всегда страдает. Почему? Потому что ему все мешают понимать Абсолютную Истину. Все мешают, потому что он великий идёт к великой Истине. Почему он великий? Потому что он идёт к великой Истине. Только великий может идти к великому, правильно же? То есть такие выводы разумные напрашиваются. И все остальные мешают. Почему? Они же только отвлекают, какой от них прок? Поэтому такой человек несчастен. И встать на путь счастья, встать на путь реального осмысления он может только тогда, когда заметит окружение, что вокруг кто-то есть. И не просто кто-то есть, а вокруг есть те, у кого тоже Абсолютная Истина в сердце, у кого тоже Бог в сердце.

00:16:31 То есть ему кажется, что все окружающие – его враги, ему так может казаться. Его враги, их надо опасаться, надо остерегаться. То есть у него беспокойство, враги вокруг, враги. Поэтому нет никакого счастья. Поэтому мы говорили об этом раньше, что видеть в сердце окружающих Абсолютную Истину – это видеть их как детей Бога, которых Он послал нам, послал мне, чтобы развить мою любовь через моё проявление заботы, через моё проявление терпения. Как я терплю? Как я забочусь об этом окружении?

00:17:19 Мы выясняли эту концепцию, вот это предназначение живого существа, как это все происходит, как мы должны проявлять это правильное отношение. Мы совершаем глупые поступки и Бог терпит все это. Он терпит нашу глупость. То есть фактически ожидается, что мы вырастем, так как живое существо мы поняли воспринимается как дитя, как ребёнок, как некоторый сын или дочь, то от нас ожидается, что мы вырастем и перестанем баловаться и хулиганить, это терпеливо ожидается. Смотрите как терпеливо ожидается, а мы не хотим, мы не хотим. И преподаватели, родители думают: ну когда он вырастет, когда он перестанет баловаться?

Когда приходит полноценное понимание Абсолютной Истины?

00:18:17 Поэтому и полноценное понимание Абсолютной Истины приходит тогда, когда мы начинаем также правильно относиться к окружающим, а значит также терпеливо и заботливо, как к своим собственным детям, также ожидая, что может быть они вырастут, может это взросление когда-то произойдёт. То есть развитый мужчина ведёт себя как отец всех живых существ, развитая женщина – как мать живых существ. Вот это вот материнское чувство, отцовское чувство. У развитой личности можно это почувствовать, есть это чувство, как будто мать родная или отец родной, вот это вот отношение, эта глубина восприятия. Так просто нет же вот этого материалистичного восприятия на основе каких-то межполовых взаимоотношений. Уже нечто другое, уже отношение заботы, отношение терпения, когда мы чувствуем, что от нас ожидается.

00:19:31 Бесполезно, в принципе, родители не заставляют ребёнка взрослеть. Они не подходят к нему каждый вечер и не говорят: «Ну когда ты повзрослеешь, балбес?» и колбой его по лбу. Да нет, бесполезно. Конечно, так иногда пытаются сгоряча, но толку никакого, он не понимает, что это такое, что это значит: когда ты повзрослеешь, что это значит, мне и так нормально. Нет, родители просто ждут. Они терпеливо ждут, разговаривают с ребёнком на его языке, понимают, что ему нужны игрушки, покупают игрушки, то есть терпеливо ожидают, в общем-то улюлюкают, уга, уга. Что делать? И в действительности, потом, когда мы понимаем, что есть такая забота, она проявляется, мы оцениваем её, можем её оценить по достоинству. Это очень редкое явление в этом мире, очень трудно встретить такое отношение.

00:20:32 И фактически, это наша миссия проявлять такое отношение к другим живым существам. Потому что несчастье - это состояние брошенности, когда мы по своему недоразумению думаем, что мы брошены, что наш отец, Бог, бросил нас. И поэтому задача развитых, развивающихся живых существ, тех, кто идёт путём осознания Абсолютной Истины, проявлять эти качества по отношению к другим живым существам, проявлять эти качества заботы, терпения, просто ожидания. Ребёнок говорит глупости, никто в принципе не волнуется сильно по этому поводу, родители не волнуются. Рассказывает абсолютную ерунду, несёт какую-то ерунду, ну что делать, возраст такой, будем ждать, когда ребёнок сам захочет повзрослеть.

00:21:38 Одним словом, человек, находящийся на пути к Абсолютной Истине, на пути к Богу, всегда терпелив и заботлив, как бы к нему ни относились окружающие. Мать всегда мать, отец всегда отец, чтобы не происходило, как бы себя дети не вели, они всегда остаются в этом настроении. Только в таком состоянии можно понять, что такое мир в собственном сердце. Только в таком состоянии приходит осознание мира, шанти, мир, приходит понимание мира. Это есть в принципе философия правильного поведения, вот то, что я сейчас рассказываю, философия правильного поведения. Человек, который ведёт себя правильно с духовной точки зрения, описывается в Ведах, может исполнять свои желания. Почему? Он правильно себя ведёт. Когда человек правильно себя ведёт, его желания исполняются, потому что они находятся в правильном русле. В этом его чудо, в этом его сила, в этом миссия такого человека.

00:22:46 Поэтому книги мудрости состоят из правил и ограничений, которые призваны, чтобы защитить нас от опасности. Описывают эти правила, рассказывают их признаки. И философия тоже стоит на страже поведения. Философия не может быть оторвана от поведения, нет. Истинная философия всегда объясняет правильное поведение, в этом смысл философии. То есть смысл философии не запутать человека. Смысл философии объяснить, что такое поведение и каковы бывают виды поведения. То есть объясняет, чем одно поведение отличается от другого. И поступающий правильно привлекает в свою жизнь все остальные виды процветания, все, что угодно. Если он идёт правильной дорогой, все начинают идти рядом с ним, все позитивное начинает идти рядом с ним. Если человек идёт позитивной дорогой, все позитивное идёт рядом с ним и ему встречается все позитивное. Помните, мы говорили, что в доме, в котором уважают старших, не расточительны и не ссорятся муж и жена, естественным образом поселяется богиня удачи. То есть правильное поведение даёт возможность получить правильный результат.

Как проявляется истинное знание?

00:24:13 Помните, Святой Франциск однажды сказал своему другу: «Пойдём со мной в город на проповедь, попроповедуем немного». И они пошли и всю дорогу беседовали между собой на какие-то духовные темы. И так они что-то заговорились, прошли весь город, развернулись, вернулись домой в монастырь. И друг Франциска он с удивлением спросил : «Я не понял, а когда пойдём проповедовать? Уже туда сюда сходили.» И тот ему ответил: «Разве ты не заметил, все это время мы очень активно проповедовали? Мы шли благородно, мы беседовали на благородные темы. Встречавшиеся люди смотрели на нас и получали мир и спокойствие в сердце. Посмотри, все это время мы вели себя правильно» Поэтому он говорит: «Проповедь заключается не только в словах, она заключается и в нашем поведении и это должно быть согласовано.» То есть как мы говорили, знание должно подтверждаться поведением.

00:25:23 Истинное знание напрямую связано с правильным поведением, на то оно и истинное, напрямую связано. Оно вызывает правильное поведение. Если человек говорит как мудрец, а ведёт себя как глупец, значит его знание не заслуживает доверия, не заслуживает доверия. Необходима эта связь. Он даже уже может знать часть истины, но сам ещё не окончательно в ней утвердился, а потому ставит эксперимент над тем, что знает, постановка эксперимента идёт. И тут может много чего проявиться, можно много глупостей совершить. Например, если мы точно знаем, что утюг горячий, мы будем его трогать рукой? Не будем. Трогает тот, кто догадывается, но точно не знает, поэтому проверяет. Поэтому обжигается, так, на всякий случай проверяет, точно не знает.

00:26:32 В то же время человек может не иметь какого-то специального образования, он может не иметь пять дипломов об окончании института, но его поведение может быть вполне возвышенным, вполне высокодуховным. Истинное знание проявляется в человеке через поведение. И не обязательно для этого какие-то академические варианты, какие-то академические вещи, не обязательно. Не обязательно иметь, так сказать, знание иностранного языка, не обязательно знать химию или физику. Вполне достаточно понять, как себя вести. И что же мешает человеку вести себя достойно? Что мешает нам вести себя благородно?

Что мешает нам вести себя благородно?

00:27:33 И трактаты объясняют, что в первую очередь, нам мешает ожидание вознаграждения в любых видах: как почести, как благодарности, как уважение, как прославления, как угодно. Вот эта гордость заставляет нас действовать так, как выгодно нам и, возможно, очень вредно для других. Гордость заставляет нас причинять страдания другим живым существам. Вот именно гордость заставляет нас причинять боль другим живым существам. В конце концов, человек опускается до прямого убийства. Человек думает, если он сильнее, значит имеет право мучить и убивать тех, кто слабее, к нему приходит такая идея.

00:28:36 Но посмотрите, что тот же самый человек скажет, когда он попадёт в противоположную ситуацию, понимаете. Например, человек говорит: «Ну животное, оно же слабее, значит должно быть моей пищей» Поэтому он его ловит и съедает. Но потом он идёт вечером домой, и его в подворотне ловят сильные хулиганы и начинают снимать с него кожу. И он с этим уже не согласен. Но закон тот же, он встретился с тем же самым законом: сильные напали на слабого, потому что имеют право по правилу силы. И он уже дико верещит, он верещит точно также, как верещало то животное, которому он причинил боль, пользуясь этой идеей. Посмотрите как интересно получается, философия силы не работает.

00:29:34 И какая благодарность нам нужнее всего? Это благодарность в виде славы и известности, определяют трактаты. Посмотрите весь мир помешался на славе, на какой-то известности, какая-то сумасшедшая книга Гиннеса, все пытаются туда попасть. Книга Гиннеса - это книга придурков, вот абсолютно, надо её так назвать, Гиннеса это очень красивое название, в действительности это книга придурков. То есть люди хотят прославиться своей глупостью, не более того. Книга величайших глупых поступков, величайшие глупости на земле. Нужно как справочник для психиатров её изучать. Но сейчас это как достижение посмотрите, сумасшествие, достижения. Все готовы есть гвозди вёдрами, все, что хотите, ухо себе откусить самому, тигра за усы схватить. На все готов пойти человек, лишь бы хоть как-то прославиться.

00:30:35 В трактатах говорится, что избавиться от желания славы труднее всего. Самая серьёзная работа над желанием славы, это самое сильное, самое разрушительное желание. Именно оно заставляет нас совершать самые ужасные поступки. Ради славы человек готов пойти на самые ужасные поступки. Мудрецы сравнивают желание славы с испражнениями, такое некрасиво, но именно так. И поэтому они рекомендуют обходить как можно дальше желание славы, чтобы ни в коем случае не соприкоснуться, как можно дальше. Вот даже не находится более доброго никакого сравнения, как можно дальше, чтобы ни в коем случае не соприкоснуться. Желание славы самое некрасивое в этом плане.

В чем суть развития человека?

00:31:40 Поэтому как мы выяснили контактировать надо не с грязным, а с чистым. Это закон развития. Поэтому общаясь с чистым, мы очищаемся, соприкасаясь с грязным, мы оскверняемся. И чем чище объект, тем быстрее происходит очищение. Поэтому человек должен стремиться к контакту с самым чистым – с Абсолютной Истиной. Для этого нам и даются трактаты, не просто так они приходят на землю. Это такие особые трактаты, особые трактаты, не так уж и много. Трактат - это особое явление в материальном мире. Фактически, это рука из мира духовного, которая протянута в мир материальный, за который мы можем ухватиться, соприкоснуться с этим. Нет ничего аналогичного, нет ничего.

00:32:50 Пытаются что-то написать похожее, это очень модно писать что-то похожее, какие-нибудь мудрости. Сейчас все пишут притчи, всем очень нравится писать какие-нибудь притчи. Человек пишет притчу про свою студенческую жизнь, студент пишет притчу, да. «Однажды один студент зашёл на экзамен.....». Смех. Люди пытаются выжать из себя какие-то подобия таких трактатов, но ничего не получается, нет результата, нет соприкосновения с чистым. Поэтому Коэлье все понаписал очень похоже. Человек соприкасается с этой книгой, толку никакого, никакого результата, нет очищения, такая же грязь, осквернение.

00:33:57 Чтобы действительно соприкоснуться с чем-то чистым и привести сознание в норму, необходимо с реальной Абсолютной Истиной соприкоснуться, с реальным трактатом, с реальным знанием. Тогда действительно происходит перемена, нет аналогов. Правда, человек думает, что контакт – это увидеть или потрогать. Он думает: «Вот увижу или потрогаю, вот это настоящее» Но в действительности, для нас правильный контакт с Абсолютной Истиной – это слушать, как про Бога говорят. Человек думает, что Бога я должен увидеть, или потрогать. Но трактаты о Боге, говорят, что Бога не нужно видеть или трогать, о Боге нужно слушать, вот это контакт с Богом. Так говорится в трактатах, так говорят святые. Говорят: «Наш контакт с Богом - это слушать о Боге, а не трогать его или глазеть на него». Поэтому даётся даже термин Шрутакшита. Шрутакшита буквально «тот, кого можно увидеть ушами», говорится об Абсолютной Истине, то, что можно увидеть ушами, видение ушами, очень необычно.

Почему человек не видит Бога?

00:35:22 Поэтому человек и не видит Бога. Почему не видит Бога? Он не хочет о Нём слушать. Если человек хочет слушать, то он увидит. Тот человек, то, о чем человек слушает, то он и увидит, очень просто, это абсолютный факт, понимаете. Если мы слушаем о медицине, то мы увидим болезни. Если мы слушаем о астрологии, мы увидим карму, понимаете. Если мы слушаем о правилах дорожного движения, мы увидим аварийную ситуацию. Если мы о чем-то слушаем, мы увидим. Если мы слушаем о русском языке, мы услышим ошибку, нам будет резать слух ошибка, да? У меня жена все время жалуется: ты там на лекции сказал, неправильно все, так нельзя говорить. Все, филолог то есть, ей это слух режет. А мне все равно, понимаете, вот я не филолог, понимаете, я философ. Начинается одинаково, заканчивается разным, видите, немножко. Но она это видит, я этого не вижу. Почему? Она слушала об этом, она 6 лет об этом слушала. Ей ставили речь, говорили, как надо говорить, как не надо говорить.

00:36:45 Поэтому если мы слушаем о Боге, то что мы будем видеть через некоторое время? Будем везде видеть Бога, какая проблема? Поэтому хочешь что-то увидеть - слушай об этом, вот очень просто, проще некуда. Но в действительности человек не хочет видеть ни истину, ни Бога, ничего. Потому что он не хочет слушать об этом. Но это смешно. Это все равно, что знаете: я хочу стать врачом, ничего не слушая о медицине, это подозрительно, очень подозрительно. Такой студент знаете: «Можно мне сразу диплом выдать? А то слушать, 6 лет слушать по 4 пары каждый день какая-то глупость, понимаете» Нет, это ты глупец. Также и духовный трактат, он даёт гарантию: если будешь слушать - увидишь. Даётся гарантия: хочешь увидеть - слушай, пожалуйста, какая проблема. Сколько человек готов послушать, ну чтобы увидеть? Сколько? Час, два, три? Таков и результат, понимаете. Ну любой, вы все сейчас в чем-то профессионалы и вы знаете, сколько нужно слушать о своей профессии, чтобы её понять? И представьте, что человек говорит: «А вы можете мне за час объяснить Абсолютную Истину, чтобы я её увидел?» Нет, конечно, нужно какое-то время, нужны какие-то усилия, нужно естественное желание.

00:38:18 Почему мы не можем слушать о Абсолютной Истине, почему мы не можем слушать о Боге? Потому что мы хотим слушать или себя, или о себе, вот это та гордость, о которой мы сегодня начали говорить, то, что мешает нам развиваться. Мы хотим слушать себя или о себе. Когда мы себя слушаем - нам приятно. Когда мы о себе слушаем - нам ещё приятнее, понимаете. Поэтому слушать о ком-то не интересно, понимаете. Помните эту народную поговорку, что «Умные люди знают, что можно верить только половине сказанного, да? Только очень умные знают, какой половине из этого можно верить». Так и духовное развитие состоит в том, чтобы знать, о чём надо по-настоящему внимательно слушать в этом мире.

00:39:25 Как мы выяснили, внимательно нужно слушать об Абсолютной Истине, потому что если мы будем слушать о Истине, мы её увидим. Раз мы увидим Истину, мы увидим и всю глупость и поведение для нас станет естественным. Правильное поведение станет для нас естественным, потому что мы будем видеть как правильно себя вести и мы будем видеть, как не надо себя вести. Нас будет коробить неправильное поведение, как, например, человека может коробить неправильно произнесённое слово, понимаете, это будет естественным. Поэтому сейчас мы искусственно пытаемся себя правильно вести. Но если мы будем об этом слушать, просто продолжать слушать, появится видение. Поэтому путь йоги, путь духовного развития это всегда путь слушания. Всматриваться бесполезно, нужно вслушиваться. И тогда естественным образом придёт видение. Вот в этом смысл этих стихов. Вопросы пожалуйста по этой части.

Ответы на вопросы

Слушание и видение

00:40:46 [Вопрос]: «Можно вопрос? То есть не зная значения слова, если я буду старательно слушать, то значит я увижу картинку в виде значения этого слова?»
[Рузов В.О.]: Вообще не понимаю о чем вы говорите.
[Вопрос]: «То есть если я не видел раньше банана, мне говорят «банан», то если я буду слушать о банане, то в принципе его увижу своими глазами [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Да, вы зайдёте в магазин и его увидите. Но если вы никогда ничего не слышали о бананах, вы никогда не увидите банана, вы мимо пройдёте. Разбри знаете что такое? Разбри? А они в магазине продаются. Если я сейчас расскажу, то вы тоже узнаете и их увидите, разбри не знаете? Разбри - это такие маленькие, жёлтенькие, сладенькие фруктики и они завёрнуты ещё в такую как листочки, как папиросная бумага, они продаются в таких маленьких коробочках и очень дорого стоят. Они тут называются не понятно как, но это в действительности очень редкий, очень вкусный фрукт, разбри называется. И вот когда вы пойдёте в магазине мимо фруктового отдела, вы их увидите и вспомните: вот о этом рассказывал Патита Павана, разбри.

00:42:01 [Вопрос]: «Извините, они жёлтого цвета?»
[Рузов В.О.]: Жёлтого. Разбри. Вот о них рассказывал Патита Павана, я их куплю и съем, интересно, не ошибётесь. Я просто, не покупайте, они тут зелёные, не сладкие. Как манго тоже, не сладкое. Знаете, сам принцип, видите? И вот если вы пойдёте, вы это увидите. Почему вы это увидели? Потому что услышали, правильно?
[Вопрос]: «[неразборчиво] Вопрос стоит так [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Правильно, услышали. То есть то, о чем вы слушаете, вы это потом увидите обязательно, потому что оно есть, понимаете. И Истина здесь она сама говорит, Бог говорит: «Я здесь, Я в каждом атоме, Я везде», понимаете. Почему мы его не видим? Почему мы Истину не видим? Мы не слушаем о Ней, понимаете. Почему вы видите бананы? Потому что вы о них слушали. Сказки о них слушали, мама вам рассказывала, вы потом пошли - вот они бананы. Первый раз вы их когда-то увидели, вспомните этот момент.

00:43:04 Вы все когда-то увидели в первый раз. Мама объясняла, мама говорила: «Бананы, апельсины, кака, не ешь», понимаете? Объясняла, помните, нет? А мама помнит. Вы когда-то что-то увидели, потому что мама долго объясняла, мамы знают, очень долго что-то объясняла, увидели, начали видеть, понимаете? Поэтому если нам кто-то долго объясняет Абсолютную Истину, мы начинаем видеть Абсолютную Истину, мы начинаем видеть её везде, понимаете как просто, да, нет? Разобрались? Очень просто в действительности, очень просто. Если мы знаем, если нам об этом говорится, то когда мы с этим встречаемся, мы это видим. Если нам об этом не говорится, мы это не увидим, понимаете. А поэтому, чтобы что-то увидеть, нужно, чтобы нам об этом рассказали сначала. Поэтому сначала о чем-то слышим, потом видим. Если мы не слышим, мы это не видим, оно мимо проходит, не воспринимается, все, бесполезно, понимаете, не воспринимается. Не объяснили.

00:44:14 Как вот эти истории с детьми, которых находят в лесу, волки их воспитывали. Ничего не получается так просто с ними сделать. Почему? Мама им не рассказала, не было мамы, понимаете, она им не рассказала. И они видят только своё, что они видят? Они видят волков, они видят еду, видят миску, видят то, видят сё, видят то, о чем им рассказали, и они это видят, понимаете? И уже поздно рассказывать иногда. Также и человек. Если он вовремя не начал слушать о Истине, иногда поздно, он циником становится. Циник - это уже когда поздно. Вот попробуйте ему что-нибудь рассказать, цинику. Он сразу будет говорить: «Не надо мне вот этого. Меня пенсия волнует и цены на хлеб, все», понимаете. Он только это видит уже, потому что ему только об этом говорят. Где? По телевизору. Ему говорят только об этом: проблема в цене, проблема в деньгах, проблема в том, проблема в сём. И он только это и видит, он видит везде только это, понимаете, больше ничего не видит, не видит ничего, понимаете.

00:45:21 Мне однажды один человек рассказал как действует карманник в общественном транспорте, был у меня знакомый. Он мне так подробно все рассказал, что я теперь всегда вижу карманника, вижу все: как он зашёл, ну как он ворует, вижу все. Вот мне один раз видение открыли, я их вижу теперь, ничего не могу сделать, понимаете. И они видят, что я их вижу, понимаете, и мы едем и нам грустно, потому что я их вижу, они меня видят, понимаете. А другие не видят, а я вижу. Также видели вот милиционер, он сразу видит, что вы дома паспорт забыли, нет? Сразу видит, понимаете, да. Или дома права забыли, сразу увидит, ничего не сделаете, видит. Почему? Он долго слушал об этом, понимаете, теперь видит. Поэтому слушание даёт видение.

00:46:20 Что такое глаз? Глаз - это ничто, глаз это стекляшка, понимаете. Свет - это ничто, что такое то, что мы видим? Тоже ничто, это просто свет отразился от какой-то штуки, эта штука попала в стекляшку, в этой стекляшке там чуть-чуть раздражает слизистую оболочку глаза, колбочки всякие, ужас. Это врачи вам будут рассказывать много пар, как устроена эта штука. Но, в действительности, что в результате? Обыкновенные электрические импульсы. И что мы видим? Мы видим только то, что мы можем определить, то, что можем опознать. Что мы можем опознать? То, что нам внутри уже, так сказать, набито через слух, понимаете.

00:47:09 Помните как учили, то есть там буквы в школе? «А». Я помню, для меня это была такая радость, заглавная «А», я ходил такой довольный. Оказалось, что кроме «а» есть ещё заглавная «А». Я был такой гордый: я знаю заглавную «А». А чем оно отличается я не понял, пишется также. Другого размера оказывается, вот все. И помните, что ищет ребёнок везде? «А». А в этом слове «А» найди. «А». И он везде ходит, видели нет? Вспомните себя, я просто в очень далёкое детство может ухожу. Он «А» уже везде видит, да? Потом «Б» начинает везде видеть. «Б», понимаете, «Б». И потом он слово смог прочитать, понимаете, Шримад Бхагаватам, о, прочитал, понимаете. Но даже он ещё прочитал и он уже спрашивает: «А что это такое: «Мама мыла раму»? Что такое рама?» И ему тут объясняют: Рама - это великий царь, который рассказал о том, что жена должна быть только одна и нужно всегда следовать своему слову. Говорит: «Ничего себе: моя мама мыла Раму, понимаете, серьёзно». Ну я шучу конечно, но сам принцип.

00:48:36 И мы уже не просто раму видим как раму, мы уже думаем: рама это не просто рама, Рама - это ещё и царь. Думаем: вот это масло Рама. Что за Рама вообще? Это вообще к чему масло Рама? К Раме или к раме, или к какому раме вообще? Это к чему вообще? Понимаете, да. И мы ходим, думаем, понимаете, а к чему это все? И нам рассказали, мы сразу стали довольные. Как вчера мы ехали и разговаривали о том, что есть Бог войны, его описывают, его зовут Сканда. И от этого произошло слово скандал. И нам тут же интересно: «О, ничего себе как интересно», понимаете, Сканда, да. Есть Сканда-пурана. И от этого пошёл скандал, то есть вот это вот такая связь интересная. Раз уже это увидели интересную связь, да? Вот это нужно все услышать сначала, потом это начинаем видеть.

00:49:39 Поэтому сначала слушание, потом видение, потому что слушание оно формирует парадигму, тот механизм, который уже переводит то, что мы видим на понятный нам язык. А видим мы просто электрические импульсы. А когда мы первый раз родились, мы ничего не могли понять. И потом все это начало как-то обрастать. Нам начали объяснять: «Вот это карандаш», понимаете, «Его не надо есть, им нужно рисовать.» Сколько сил ушло у мамы с папой, чтобы нам набить вот эту систему координат, понимаете. Она как-то набилась более менее, теперь мы все это воспринимаем. Но в какой-нибудь другой стране все по-другому набито, он все по-другому воспринимает. Вот мужчины и женщины все по-другому воспринимают, у них все по-другому набито, они уже все по-другому воспринимают, понимаете. Она говорит: «О какая штука хорошая», он говорит: «Ерунда полная», понимаете. У них там плюс, минус по-разному выставлен в голове абсолютно, то есть все по-другому набито, вообще полностью, фильтры эти набиты, парадигма.

00:50:48 Поэтому вот этот бред его нужно в порядок привести внутренний. Поэтому слушая об Абсолютной Истине этот бред он в порядок приводится, мы начинаем видеть как мир? Истинно, начинаем видеть мир истинно, понимаете. И чем больше мы слушаем, тем истиннее мы видим мир, а соответственно можем и другим тоже это объяснить, показать. Поэтому простое слушание приводит к тому, что мы можем увидеть, к видению, факт, вот так это связано примерно, разобрались? В принципе понятно, то есть все. Множество примеров можно приводить, везде одна и та же в общем-то система, одна и та же. Ага, ещё вопросики?

То, что должно произойти, обязательно произойдёт

00:51:52 [Вопрос]: «А вот если ты говоришь какие-то хорошие мудрые вещи [неразборчиво]. Но в жизни ты оступился. И естественно эти знания они тогда не вызывают доверия, тогда получается, что ты говоришь одно, а делаешь другое. Как в такой ситуации себя повести, чтобы реабилитироваться?»
[Рузов В.О.]: Какие есть варианты?
[Вопрос]: «Ну как? Ну естественно больше так не делать понятно, раскаяться или ещё что-то. Но вот как вот [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]:Исправить в принципе ничего невозможно, потому что оно уже было. Поэтому и не стоит сильно волноваться. Нужно просто не совершать. То, что уже произошло, вы не можете, в принципе, исправить, поэтому можно сильно не волноваться. Нужно просто дальше идти и не совершать, понимаете. Поэтому то, что мы видим лёд, это не страхует нас от того, что мы не подскользнёмся и не упадём, замечали?

00:52:57 Поэтому есть некоторая, скажем так, предрасположенность. Буквально в Ведах говорится: то, что должно произойти, обязательно произойдёт. Поэтому видите вы лёд, не видите вы лёд, если положено шлёпнуться, пришла пора шлёпаться, шлёпнулись, ну и что теперь? Что делать-то? Что вы реально делаете, когда шлёпнулись на льду, вспомните? Встали, отряхнулись, дальше пошли, радостно хихикая, да, помните, нет? Да, именно так, хи-хи-хи, что-то я шлёпнулся, понимаете. То есть мы не стоим, не плачем особенно, не извиняемся перед окружающими, не бьём себя по лбу, тне уходим в монастырь сразу,тне спиваемся от этого. Встали, отряхнулись, пошли дальше. Все, уже произошло, что мучиться? Ну понятно что, ну что, не самое показательное поведение, понимаете, не самое показательное. То есть ну что делать, встали, пошли дальше.

00:54:08 Поэтому не стоит сильно печалиться по прошлому, сильно переживать, не нужно думать, как это все аннулировать. Что значит аннулировать? Невозможно. Как можно прошлое аннулировать? Его уже нет. Как можно аннулировать то, чего нет? Нет, нужно думать о том, что есть. Есть реальное наше будущее, реальная перспектива, которую мы должны постараться исполнить наиболее разумно, понимая, что чему положено произойти всё равно произойдёт. Поэтому идти дальше спокойно, понимая, что в нашу задачу входит не только помогать другим, в нашу задачу также входит и помогать самому себе, значит делать правильные выводы, понимаете. Если нам пришло время избавиться от гордости, значит пришла пора подскользнуться и упасть у всех на виду, за что большое спасибо, то есть пора пришла, понимаете, таков процесс. Поэтому нужно к этому спокойнее относиться. Так как процесс идёт, к нему нужно спокойнее относиться.

00:55:29 Однажды я наблюдал процесс, как заводят станок по производству конфет. Такая процедура вообще, то есть все нужно растопить, зажечь, довести до какой-то температуры. Поэтому сначала что идёт? Брак сначала идёт, какие-то левые конфеты, какие-то все кривые. Их всё равно все разбирают по карманам и домой утаскивают, нормально. То есть первая партия, первый блин комом получается, ну и что теперь? Надо продолжать, хорошие блины пойдут дальше, хорошие конфеты. Я стоял, там бегали мастера, матерились страшно, там все это мерили, температуру, эти конфеты, все ругались, дорого же все это, ну что. Но продолжали, не останавливали станок и он заработал потом. Целая фабрика видела, как её запускают эту конфетную фабрику, такая процедура вообще. Это для них такой кризис, когда нужно менять линию и другие конфеты выпускать, это жуткий кризис для них. Они запустили, она работает месяц пока не сделают сколько надо им тонн этих конфет. А когда нужно менять технологию это все, это фактически смерть для них, для всех технологов все это запустить, чтобы оно заработало, да ещё вкусное получилось. И вот я смотрел, присутствовал, такая картина была.

00:56:51 И вот также мы запускаем что-то, также мы запустили все, решили духовно развиваться, и пошло, первые килограммы конфет какие-то: то шоколада мало, то много, то начинка не та, то к зубам прилипает, то есть ну что делать? Ну да, брак, но главное конвейер не останавливать. Все наладится, все хорошо, подрегулируем, мастера есть, специалисты есть, все подправят, подкрутят, горелочки, то есть все будет работать нормально. То есть главное не останавливать процесс. Ну вышел брак, ну что теперь делать? А многие живут на этом браке. Я помню, когда мы в армии служили, так мы бегали на соседнюю фабрику по производству пряников. Так это такой праздник был. А тебе выносят коробку пряников из под телевизора такую большую, брак. А в чем брак? Слишком много сахара положили, слишком сладкие, представляете? Вот одна сплошная помадка. И мы солдаты, мы так радовались, что есть брак вообще.

00:58:06 То есть брак кому-то нужен все равно, мы сами научимся, кто-то другой увидит, научится. Все это не пропадёт бесцельно. Да, конечно, не самый лучший вариант, но нормально, процесс. Брак - это процесс, естественный процент брака, на нем и учатся, доводят, так сказать, систему до рабочей, что брака минимальное количество. Поэтому невозможно жить идеально. Можно довести количество брака до какого-то минимального состояния. Помню в детстве я падал часто, сейчас вроде пореже как-то падаю. Я помню в детстве у нас даже поговорка такая ходила, что зима начинается после первого падения. Сейчас вроде так пореже падаем, нормально как-то, научились немножко ходить, хотя всё равно какие-то попытки есть время от времени. Ну что делать, так все в жизни происходит. Поэтому нет смысла долго стоять. Конечно, вот то место, на которое упали, немножко побаливает, но что делать? Похрамывая идём вперёд, вариантов нет, других просто нет вариантов, потому что все остальные будут явно хуже. Ага, ещё вопросики?

В чем состоит миссия каждого человека?

00:59:38 [Вопрос]: «А вот вы на своих лекциях я слышала говорили, что каждый человек [неразборчиво], который приходит на эту землю, он выполняет свою миссию».
[Рузов В.О.]: Да.
[Вопрос]: «А как можно узнать или определить для каждого из нас свою миссию?»
[Рузов В.О.]: Его миссия помогать выполнять миссию его учителя.
[Вопрос]: «Учителя?»
[Рузов В.О.]: Да. Поэтому следующие стихи, 34 стих будет об этом говорить, мы до этого дойдём. В этом принцип, то есть принцип деятельности в этом мире это кому-то помогать. Никто сам не осуществляет свою деятельность, никто, все кому-то помогают. Поэтому весь вопрос кому мы помогаем, вот и все. Если мы помогаем ворам, нас посадят в тюрьму. Если мы помогаем тем, у кого есть миссия, у нас тоже будет миссия, очень просто, понимаете? Если вы помогаете тем, кто делает конфеты, у вас будут полные карманы конфет.

01:00:56 Тоже я помню на этой конфетной фабрике я ходил и там такие добрые женщины ходили, они какие-то все добрые были, конфетчицы и они мне все время конфеты в карманы совали, какой-то мишка на севере, какие-то все здоровые совали. Я говорю: «Что вы мне суете?» Говорят: «Ничего, ничего, дома поедите, ничего, ничего» Я так и ушёл с полными карманами. Говорю: «Да не надо мне, я сам себе куплю» «Нет, нет, нет, это вот дома потом поедите. Как это вы пришли и без конфет? Что это такое? Не хорошо». С полными карманами конфет пришлось идти. И что делать? То есть поэтому если вы помогаете в какой-то деятельности, вы сами будете в этой деятельности, под влиянием этой деятельности. Поэтому в этом-то и выбор кому помогать, вот и все, очень просто. Поэтому такое размышлении о миссии как о чем-то своём это неправильное размышление. Это как раз ловушка, то есть ловушка эгоистичного размышления. В действительности, помогать, это есть миссия помогать. Вопрос кому -то есть. Ага, ещё вопросик какой-то?

Для чего нужен анализ отношений?

01:02:22 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, вот когда мы любим, заботимся о людях, всё равно подсознательно возникает какая-то оценка. Не то, чтобы там хороший, плохой, нет, а ты начинаешь думать о человеке, как, что. Вот с одной стороны понимаешь, что некультурно там [неразборчиво] разобраться в этом не можешь, а с другой стороны как человеку уделить внимание, если не понять его, не знаю как правильно. Или просто вот ты заботишься бескорыстно, любишь и как бы [неразборчиво]. Вот вроде бы раньше я не задумывалась над этим, а сейчас, получая знание, начинается в голове всё равно какие-то такие [неразборчиво]. Не знаю, мне кажется это иногда мешает».

01:03:20 [Рузов В.О.]: Если мы анализируем стиль наших отношений и мы знаем, как себя вести в том или ином случае, то это даст нам понимание, как в действительности помочь, как принести счастье, как позаботиться в том или ином случае. Если мы просто анализируем человека, толку никакого нет. Если мы анализируем сами отношения в каком стиле они проходят, куда они ведут, то это нам дает понимание, да. Поэтому взаимоотношения расписаны. Самое грубое, например, старший, равный, младший. Если мы это анализируем, мы понимаем себя в этих взаимоотношениях, тогда мы можем понять, как мы себя должны правильно вести и что в этом случае нужно. Так например, если мы анализируем, что я младший по отношению к этому старшему, значит я должен давать ему своё уважение, это сделает его счастливым, потому что старший становится счастливым от уважения.

01:04:09 Если я его не уважаю, это сделает его несчастным. Вот этот анализ даёт возможность что-то улучшать. Но если мы просто о нем думаем, это смысла никакого нет. Поэтому нужно думать об отношениях, а не о человеке. Вот это будет решением, то есть думать об отношениях, разделять отношения и пытаться понять, как себя правильно вести с теми или иными личностями как раз потому что все поведение делится по направлениям. Правильное поведение по отношению к этой прослойке, правильное поведение по отношению к этой прослойке. И в общем-то этот анализ позитивен, да. А вот анализ самого человека негативен, потому что что это нам даст? Только критику. А анализ отношений даст решение как принести счастье, очень просто, да. Ага, что-то ещё?

Умение уважать

01:05:09 [Вопрос]: «Можно вопрос? Иногда очень сложно разобраться, потому что кто кого должен уважать. Потому что допустим в одной и той же ситуации может быть разный возраст, разный уровень развития и что-то приоритетное тут должно быть, именно [неразборчиво] ну начальник или старший по возрасту. И иногда это вот в одной куче все это смешивается. То есть по идее я его старше, он меня должен уважать, но там он мой начальник, вроде я его должна уважать. А тот вот мой учитель, но вот он вроде другого [неразборчиво]. То есть и какие-то эти вещи и ты даже не знаешь как себя в такой ситуации вести. Как расставить вот эти приоритеты уважения?»

01:05:58 [Рузов В.О.]: Все зависит от внешних обстоятельств. То есть если, например, вы старший в приготовлении блинов, то когда этот человек участвует в приготовлении блинов, он должен уважать вас как старшего в приготовлении блинов. Если он старший в забивании гвоздей, то когда вы вместе с ним забиваете гвозди, вы должны его уважать как старшего в забивании гвоздей. Видите как интересны отношения? Вот анализируйте, очень интересно. То есть мало того, что мы анализируем наши отношения, мы ещё и ситуацию тоже анализируем. Ситуация может добавлять каких-то акцентиков, почему нет, факт. Поэтому, например, мы можем, не знаю, все что угодно, учить человека одному, а он нас учит другому. И когда мы попадаем в эти обучающие отношения, то мы должны занимать правильную культурную позицию, то есть ученик должен вести себя уважительно по отношению к учителю, понимаете? Поэтому эти роли могут меняться. То есть один учит другого, они в этих положениях находятся, потом идёт какой-то другой процесс и уже все наоборот, тот учит этого. И каждый раз нужно в своём сознании правильно расставить вот эти приоритеты, да. Нужно учитывать ситуацию.

01:07:32 Так на дороге, знаете там помеха слева, теперь она справа, там и все. То есть одни и те же участники движения они перестраиваются и все по-другому становится: тут нужно этого уважать, там другого нужно уважать, понимаете, да. Каждый должен уважать. То есть пешеход должен уважать водителя, водитель пешехода. То есть и поэтому есть разные правила. И вот правила диктуют кто главный в этом случае, все правила они рассчитаны, так сказать, такая-то дорога, такая-то дорога, там такая-то машина стоит, там такая-то, вот кто здесь кому должен дорогу уступить, помните, да? И вот сидишь, голову ломаешь, тут автобус, там КАМАЗ, здесь скорая помощь, там бензовоз, кто кому должен уступать. И вот тоже самое в жизни в принципе. Нужно оценить ситуацию, посмотреть, кто в какой, кто в каких отношениях с друг другом сейчас находится и понять как себя правильно вести. Интересно, почему нет, да. Такой интересный анализ, каждый раз он дает какие-то интересные результаты. Если мы грубо очень себя ведём, все однозначно только так и никак иначе, то мы совершаем культурную ошибку. Мы не принимаем эффект ситуации, ситуация меняется, все меняет.

Как заботиться и при этом не беспокоиться?

01:09:12 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а как заботиться и при этом не беспокоиться? Просто есть такие моменты, когда забоишься о человеке и испытываешь какое-то беспокойство по поводу, что присутствует какая-то важная для тебя может быть она внешняя, может быть она внутренняя, и просто хочется убрать это беспокойство [неразборчиво]».
[Рузов В.О.]: Забота это и есть беспокойство. Я беспокоюсь об этом человеке это значит, что я о нем забочусь. Если я не беспокоюсь об этом человеке, это значит, что я о нем не забочусь. Поэтому забота - это всегда беспокойство, понимаете. Если мы перестаём беспокоиться, мы перестаём заботиться, понимаете. Вот так это интересно. Поэтому человек заботящийся любит беспокойство, любит беспокоиться, понимаете. Это для него естественно.

01:10:06 Поэтому развитие любви, развитие заботы, развитие дружбы, тем более в самых высоких вариантах, в вариантах к Богу, к Абсолютной Истине полностью перенастраивает наше мировосприятие. Если до этого нас раздражали беспокойства, то теперь мы понимаем, что беспокойства это аспект любви, это аспект заботы, факт. Представьте себе, что мама не беспокоится о своём ребёнке. Как это возможно? Невозможно. А почему она беспокоится? Она его любит, значит беспокоится, понимаете. Поэтому беспокойства - это аспект любви, нужно это воспринимать. Поэтому если мы понимаем что такое улучшение взаимоотношений, что такое уровни взаимоотношений, то у нас изменится отношение к беспокойствам и мы попадём в немножко другой мир, в мир другого отношения к трудностям, в мир другого отношения к беспокойствам.

01:11:15 Трудности - это усиливающий фактор для любви, любовь в трудностях усиливается, понимаете. Беспокойства, мы говорили, это тоже аспект. Посмотрите совсем другое отношение. Если человек, не развивающий свои отношения, ненавидит трудности, ненавидит беспокойства, например, то человек, идущий дорогой любви, он понимает как это все обостряет в действительности, как это даёт новые оттенки отношений, трудности, трудно встретиться. То есть даже на материальном уровне это видно, когда главный принцип девушки на свидание опоздать немножко да? Почему? Это разжигает его любовь. То есть если она приходит вовремя, все, любовь не разжигается, понимаете. Если она ещё раньше приходит, это вообще недопустительная ошибка. Она должна опоздать, чтобы он уже начал есть цветы [неразборчиво]. И она приходит и его любовь разгорается, очень просто, проверено. И тоже самое и в дальнейших отношениях.

01:12:27 И тоже самое с Богом, понимаете. Он не покажется нам на глаза до тех пор, пока наша любовь не станет максимальной. Разовьёт её до максимума, когда мы уже готовы будем съесть цветы и когда нам будут нравиться беспокойства. Мы поймём, что это часть любви. Так и есть. Если мы реально посмотрим в жизни именно так это и происходит. Тот, кого мы любим, о том мы беспокоимся. Если мы любим, если мы не беспокоимся, тогда мы будем страдать. То есть если человек беспокоится о чем-то, он не страдает. Если человек перестаёт беспокоится, он начинает страдать. Выбирайте, страдания или беспокойства. Интересный выбор, да? Он пока кажется странным, потому что мы ещё не полностью ассоциируем беспокойства с любовью. Когда это в голове все уляжется, будет очень интересно. Поэтому нет состояния вот такого расслабленности. В развитии нет состояния покоя, расслабленности, такого зависшего состояния его нет, потому что все время есть о ком заботиться, а значит, что все время есть беспокойство, понимаете. Ага, разобрались? Хорошо, спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 28 ноября 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 18 марта 2014