Четыре сословия человеческого общества

01 января 2008
Что такое индувидиальность? Как обращаться к полубогам? Как поклоняться Богу? Почему не стоит объединять разные культуры? Четыре сословия человеческого общества. В чем смысл системы? Что такое варнашрама? Как формируется общество? Как понять к какому социальному обществу ты относишься? Что такое добро, что такое величие? Ответы на вопросы: Как душе развиться? Как нужно решать проблемы? Путь бхакти-йоги. Как найти свое предназначение? Умение делать выводы
лекция для практикующих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:31:27 | качество: mp3 24kB/s 15 Mb | прослушано: 266 | скачано: 477 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Что такое индувидиальность?

00:00:00 Потеря индивидуальности - это потеря общения. Только в общении мы понимаем свою индивидуальность. Как только общения нет, все, ничего не понятно: ни что у меня происходит в сознании, ни какое моё сознание, ни где оно, ничего не понятно. То есть нет того, от чего бы мы могли отталкиваться в понимании индивидуальности. Как только появляется хотя бы одна личность, сразу мы это ощущаем, сразу мы понимаем. Даже если таракан появляется, мы понимаем: «Так, я не таракан. Не хочу быть тараканом. Таракан противненький». То есть мы тут же начинаем оценивать, тут же начинаем думать, тут же понимаем своё положение: «Да, человек лучше все-таки, чем таракан». А не дай Бог появляется другой человек, тут уж целый спектр: «Вот пришёл, что пришёл. А он вон как, а я вот как», то есть тут же появляется индивидуальность.

00:01:27 Поэтому лишение себя общения - это, в какой-то мере, потеря индивидуальности, то есть ничего не понятно. Индивидуальность - это всегда отношения, отношения - всегда некоторое развитие, оценка, пересматривание, то есть рост некоторый. А в этом мире это потеря индивидуальности, но не окончательная. То есть как только приходит общение, опять индивидуальность возвращается. Поэтому человек боится общения, почему? Это тут же заставляет его оценивать себя. В какой-то мере это болезненно. То есть очень просто не видеть этой оценки, очень просто не видеть этой шкалы. Но если мы что-то оцениваем, мы должны получить оценку, её придётся получить, никуда не денешься.

00:02:32 Поэтому оценка, в какой-то мере, это некоторая боль отрезвления, то есть оценка всегда нас отрезвляет, так как получить хорошую оценку очень трудно. Поэтому обычно мы не получаем позитивную оценку, поэтому нам немножко больно, но это даёт возможность расти, потому что для этого оценка и ставится, чтобы мы могли её улучшать. То есть с одной стороны это возможно, но именно в этом правильном понимании. Поэтому обычно, когда мы берём просто эту фразу, то вот она и не до конца осознаётся, осознаётся только часть. Поэтому несколько направлений доходят до этой концепции, но полностью её не осознают и в принципе не хотят, потому что их желание именно освобождения от оценки, не нравятся оценки, надоели.

00:03:46 Как ребёнок, который на каникулы уходит из школы, из института, то есть ему надоело, что его оценивают каждый день с рассвета до заката и он довольный. Вот ему хочется вот этой детской свободы. Поэтому он и не хочет думать в чем смысл. Но более разумный человек взрослый он знает, долго так всё равно невозможно, всё равно придётся идти куда-то, с кем-то общаться, и тебя опять оценят. Поэтому это такое желание бесконечных каникул. Ну в любом случае это долго не протянется, ну может быть пару миллиардов лет, не больше. Отдыхать у нас любят, конечно, но не вечно не получится. Ещё вопросики.

00:05:02 [Вопрос]: «У меня возник вопрос по поводу стиха про действие и бездействие на странице 234»
[Рузов В.О.]: Рановато, мы на 228, правильно? Вы какую страницу имеете ввиду?
[Вопрос]: «Заранее нельзя?»
[Рузов В.О.]: Нет, заранее не надо, заранее не надо. Дождитесь, это будет скоро, мы поговорим на эту тему. По предыдущим, а то немножко нарушается последовательность. То есть я ещё не объяснил, а вы уже спрашиваете, 228 страничка, сегодня 13 стих у нас, поэтому чуть-чуть. Пока запишите, потом дойдём и мы его разберём.

Как обращаться к полубогам?

00:05:54 [Вопрос]: «Когда мы обращаемся к полубогам [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Само обращение будет очень серьёзной расплатой, потому что это личности богатые, к богатым личностям надо по-богатому обращаться. Поэтому попробуйте просто обратиться. Это в нашем представлении немножечко по-обывательски. Чтобы вы обратились и вас заметили, для этого нужно обратиться. Не думайте, что полубоги слесари-сантехники. Даже слесаря-сантехника вы так просто не позовёте. Он скажет: «Не могу сегодня. А если могу, то это дорого будет стоить», понимаете. И так просто не придёт, то есть нужно за ним побегать, и он ещё и попросит нормально.

00:06:57 А тут личности, которые, так сказать, за вселенскую канализацию отвечают. Варуна отвечает за сам элемент воды представьте себе, то есть это далеко не слесарь. Поэтому не думайте, что это так просто: «Эй Бог, обладатель, хранитель всех богатств, Кувера, не мог бы ты отсыпать мне немного?». То есть не так это просто, понимаете. Это все равно, что подойти к министру экономики и сказать: «Не могли бы вы мне хотя бы чемодан золота дать. Что у вас мало что ли, отсыпьте пожалуйста. Вот по-человечески вас прошу». Это немножко смешно. Поэтому поклонение полубогам, в действительности, очень серьёзная процедура, которая фактически невозможна сейчас, никто не хочет этим заниматься. Намного легче пойти просто честно работать и получать в результате прямой деятельности. А чтобы обращаться к сильным мира сего, нужно быть достаточно владеющим всеми этими атрибутами.

00:08:13 Поэтому нужно соответствовать этой категории того, чего мы просим. Как знаете, например, если мы просим прийти того же сантехника, то нужно купить соответствующие хорошие краны. Скажет: «Русский ставить не буду, вот болгарский или немецкий буду», как они там называются, смесители, уже не помню фирму эту забыл. То есть он уже просто так не пойдёт, нужно подготовить то, что соответствует приходу этой личности. Вот тогда он придёт, так просто не придёт. Соответственно, если вы хотите, например, получить богатства, то нужно и позвать эту личность с помощью богатства. Поэтому даже в этом мире, чтобы встретиться с какой-то великой личностью, нужно сначала приобрести дорогую квартиру в центре Москвы, потом назначить там встречу или в самом шикарном ресторане. То есть он не пойдёт к вам в пятиэтажку разговаривать по поводу миллиончика, в этом принцип. Поэтому мы можем увидеть, что для поклонения соответствующей личности необходимы соответствующие подходы.

00:09:42 Чем отличается поклонение Богу от поклонения деватам, управляющим личностям? Тем, что Бог принимает отношение, а деваты, министры, они принимают расположение соответствующее. Поэтому чтобы их расположить к себе, нужно достаточно серьёзно над этим трудиться, все должно быть поставлено соответствующим образом. Конечно же, ответ будет моментальный, если вы достойно себя поведёте, вы получите достойный ответ, вы должны что-то в это вложить. То есть если вы пригласите министра в самый лучший ресторан, накроете ему стол на соответствующую сумму, то примерно такую же сумму вы и можете просить, но побольше. Но если вы отправите простое письмо на самой дешёвой бумаге, то вам в принципе тоже вашу просьбу удовлетворят, но и на соответствующую сумму, понимаете, 100 рублей выделят. Все очень просто.

00:10:42 Поэтому и вложения должны быть равноценны, это факт. А отношения с Богом они не строятся на этой административной основе, они строятся на любви, а в любви совсем другое, а в любви не равноценные отношения. Поэтому они не в ходят в эту категорию. Поэтому как мы изучали раньше, от девататы можно получить сразу же, моментально то, что вы хотите, но оно будет соответствовать тому, что вы в это вложили. А Бога так вы не получите, но оно будет не равноценно, понимаете, сам принцип.

Как поклоняться Богу?

00:11:31 [Вопрос]: «А вот поклонение допустим пророкам, каким-то великим личностям, это приравнивается к поклонению полубогам? Вот допустим поклонение Иисусу, это же другая личность, но ей поклоняются [неразборчиво] Это не как поклонение полубогам получается
[Рузов В.О.]: Не от поклонения зависит, а от понимания человека. От того, чего человек желает. Если он желает получить новый смеситель, то он просто ассоциирует эту личность с каким-то определённым разрешающим институтом. Если он, в действительности, воспринимает святого как представителя Бога, то это тоже поклонение Богу. Поэтому личностные отношения они и строятся на этом: чего ты от меня хочешь? И когда мы начинаем выяснять, чего ты собственно говоря от меня хочешь, мы понимаем: а ко мне ли нужно обращаться или к кому-то другому, понимаете. Поэтому...

00:12:38 [Вопрос]: «А вот обращение, называя его Богом, это правильное обращение?»
[Рузов В.О.]:А что вас здесь волнует, какой момент?
[Вопрос]: «Вот допустим, тоже православие, да, то есть...»
[Рузов В.О.]: В православии это правильное обращение.
[Вопрос]: «Да?»
[Рузов В.О.]: Да. Не пытайтесь опять-таки, мы говорим, свести разные культуры, эти слова разные вещи значат. Поймите, термин «Бог» в одной культуре, будет полностью отличаться от термина «Бог» в другой культуре. Не пытайтесь одним и тем же словом философски говорить с представителями разных культур, будет полное недопонимание. Душа в одной культуре полностью отличается от понимания души в другой культуре. Поэтому даже не пытайтесь проводить межкультурные параллели. Поэтому для них правильно, да.

00:13:39 Если мы будем брать ведическую концепцию, то будет отношение как к сыну Бога. В этом нет никакого противоречия, но если вы двух людей поставите, они будут беседовать на эту тему из разных культур, они поубивают друг друга. Как только один представитель услышит это определение, они будут спорить до смерти, не понимая, что они говорят об одном и том же, но в разном терминологическом поле, то есть термины разные вещи обозначают, иногда полностью до противоположного. На прошлой лекции, мы разбирали это понятие полубог. Вот представьте этот термин сказать какой-то другой не ведической традиции. Это все, это будет полностью шок, это будет крик, вопль, святотатство, так сказать, мракобесие, все что хотите, да.

Почему не стоит объединять разные культуры?

00:14:40 Но вот термин, пока его не понимаешь, чтобы его понять, нужно находится в какой-то культуре, в какой-то среде. Поэтому даже не пытайтесь. То есть это абсолютно неблагодарное занятие сводить культуры. Дай Бог в одной культуре разобраться. Но в двух, и ещё их свести, не совмещаются вещи. Есть вот вещи несовместимые, поэтому культуры призваны, чтобы удовлетворить личности с разными желаниями, с разным настроением, с разным мировосприятием и пытаться их свести это не понимать, в чем значение культуры. То есть культура наоборот всех развести, понимаете. Поэтому иначе будут некоторые неприятности.

00:15:36 Поэтому мы можем говорить о чем-то в рамках именно этой культуры. Но с точки зрения другой культуры мы не имеем права об этом говорить, потому что: во-первых, это неправильно, во-вторых, не этично, а в-третьих, нет смысла, да. Поэтому такая неблагодарная вещь, никто не будет вам благодарен, если вы попытаетесь это делать, никто. Есть очень много движений, Бахай и так далее, столько движений за объединение всех, это очень неблагодарная вещь, не нужно их объединять. Это как объединить спортсменов, чтобы фигурист соревновался с велосипедистом, чтобы они все соревновались. Вот их выстроить всех на старте, бегун, прыгун, велосипедист, пловец. Вот их выставить и кто быстрее до финиша дойдёт, смешно? Смешно.

00:16:36 Вот так вот тоже самое объединять культуры. То есть в них все это по-разному осуществляется, разное настроение, разное мировоззрение, разная эмоция, то есть не нужно их объединять. Даже все эти Олимпийские игры, они проходят, но каждый в своём секторе, сектор прыжков в длину, все по секторам. Что такое секта, замечаете? Это сектор, какое-то мировосприятие, это не плохое слово, это хорошее слово. А иначе сектор пловцов это было бы что-то плохое, понимаете. Но если вы выбрали какой-то спорт, вы в секте? Вы сектанты, страшные враждебные сектанты, если вы выбрали. Кто-то выбрал себе какой-то спорт? Есть? Кто-то занимается каким-то спортом, нет, да? Вот каким если не секрет? Ну просто. Ну как интересно видите. Ну вот видите. Вот представитель секты велосипедистов, понимаете. Что это плохо, нет?

00:17:44 Вы куда ходили в детстве, помните, нет? Как это все называлось? Секция называлось, так и называлось прямо, в секцию, ходили, нет? Но непонимающие люди они испортили это слово. Секция стало плохо. Да не плохо это, нормально, мы должны быть по секциям разделены, это не плохое слово, это нормальное слово, понимаете. Просто вот немножко зазомбировали людей, реально зазомбировали, это модно. То есть делаются на этом деньги. Потому что если вы напишите, что человек записался в секцию, это никто не будет читать. А если вы напишите в газете, что заманили в секту, это уже раскупят миллионным тиражом. А он просто записался в секцию, понимаете, ему нормально, весело, ему нравится там. У него такое настроение, ему хочется так, что вы сделаете? И ничего с ним сделать невозможно, и ни милиция не может, никто, ему нравится, его никто не заставил на самом деле, никого заставить невозможно. Кого заставили в секцию велосипедистов ходить? Никого не заставили, сами все пошли, понимаете. Попробуйте даже ребёнка заставить, с ума сойдёте. Он всё равно не будет ходить, он будет прогуливать изо всех сил, также? Это настроение, это желание, понимаете, мальчики в одну секцию пошли, девочки в другую, понимаете, нравится им там, это секция называется.

00:19:14 Поэтому и в мировосприятии тоже есть секции, почему нет, это нормально. Есть, конечно, так сказать, глупость, это везде есть, глупости. Но если мы берём нормальные традиции, многовековые, которые, в действительности, основаны на трактатах, на святых, на мудрости, какая проблема? То есть никакой проблемы нет. Поэтому сейчас перевёрнуто все, то есть некоторая политическая диверсия. Эту антисектанскую деятельность очень выгодно вести тем, кто претендует на основополагающее какое-то давление. Всем остальным это абсолютно невыгодно, никому это не нужно, это абсолютно политическое явление. Во всем мире такого нет. . Это на нашей нестабильной почве сейчас проявляются такие вещи, понимаете.

00:20:16 В мире нет такого. В мире все очень спокойно, более менее радостно, кроме каких-то явно нервных мест, в основном люди прекрасно уживаются все вместе, никто не волнуется по этому поводу, кто, куда, что, зачем, кто в какую секцию записался, никого это не волнует. Абсолютно прекрасно женятся, меняют секцию: «Ну я теперь буду в твою секцию ходить», никакой проблемы нет, замечали? Никто не волнуется по этому поводу, то есть это не так. Это не является какой-то большой проблемой вообще, в этом нет какой-то сложности.

00:20:58 Но мы наблюдаем некоторый бардак, полное непонимание. Это время пройдет, просто такой психоз, психоз. Есть такое, так сказать, личностный маниакальный депрессивный психоз, а есть общенациональный маниакально-депрессивный психоз. Вот он сейчас наблюдается. Со всеми боролись, так сказать, всех расстреляли, потом все разрешили, теперь опять со всеми борются. Это маниакально-депрессивный психоз натуральный, просто в более глобальном проявлении. Ну что делать? Пить надо меньше. Пока пить не перестанут, так и будет продолжаться, последствия алкоголизма. Ещё вопросики какие-то?

Четыре сословия человеческого общества

00:22:05 13 стих, страница 228, глава 4, текст 13.
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
13 стих, послушайте, как он звучит на санскрите:

чатур-варнйам майа сриштам
гуна-карма-вибхагашах
тасйа картарам апи мам
виддхй акартарам авйайам

Переводится так:
«В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности».

00:23:10 В комментарии много чего написано, вы это прочитали. Я сейчас объясню быстро какие-то моменты основные. Сословия общества не придуманы человеком, то есть они не придуманы как-то исторически в следствии каких-то ситуаций, нет. Это естественное деление по совместимости мышления и поведения. Мы хотим быть с теми, кто соответствует нашей активности в определённой области. То есть люди по активности разделяются в определённой области. Это есть такое естественное даже не то, что деление, слово деление может быть не очень даже хорошо подходит. Наоборот, естественное объединение по активности. Просто в этом случае применяется слово деление, это может быть кого-то нервировать. Дело вообще не в делении, наоборот в объединении. Но когда люди объединяются, получается, что они делятся.

00:24:16 Поэтому не нужно сильно волноваться по поводу слова деление. В действительности, это объединение по активности. Поэтому человека активного в сфере разума, называют брахманом вот в этой ведической системе. Они находятся под влиянием гуны благости, описывается в этом стихе. Человека, который активен, активно управляющий другими, его называют кшатрием, ему хочется управлять, он действует под влиянием страсти. Человека, активного в торговле, называют вайшьей, он находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества. И человек, активно работающий, такой работоголик, его называют шудрой, он находится под влиянием гуны невежества. То есть по активности мы видим. Сейчас я объясню немножко как это происходит.

00:25:11 Такое деление позволяет организовать человеческое общество, как отличное от общества животных. То есть это разделение, это то, что отличает человеческое общество от общества животных. Эта схема жизнедеятельности даёт возможность очищаться и культивировать своё сознание, для культивирования должно быть деление. Не может быть в институте одного курса. Должен быть первый, второй, третий, четвёртый нужно проходить какие-то курсы, получать специализацию. Невозможно, чтобы все было аморфно, должно быть какое-то деление - старшая группа, младшая группа. И это не стыдно, это даёт возможность развиваться. Я не пойду в институт, я там буду первокурсником, что это за унижение такое? Вся образовательная система - это одно сплошное унижение. Нет, это не унижение, это естественная система для развития. Но современному человеку очень не нравится эта некоторая система по объединениям, да? Почему? Он думает, это его унижает. Но все делится, во всем есть какое-то деление. Любой рост подразумевает деление, ступени развития, почему нет. Это просто некоторое непонимание.

В чем смысл системы?

00:26:37 И так как эта система пришла от Абсолютной Истины, то она постепенно и поднимает человека до осознания Истины. То есть смысл этой системы – поднять мышление до самых вершин, постараться выйти за её пределы. То есть смысл института - это его закончить. Смысл института - это не остаться в институте, в конце концов. Смысл школы не остаться в школе на всю жизнь. Принцип какой-то системы - это выйти за пределы этой системы. Поэтому принцип профессиональной системы - это тоже выйти за пределы профессиональной системы, выйти за её границы. И это возможно, если человек кроме предначертанной ему деятельности, в соответствии с каким-то менталитетом, сословием, культивирует в себе также и духовное развитие, духовную жизнь, то есть это любовь к Богу. Духовное развитие позволяет человеку подняться над системой социальных объединений, и заниматься, в принципе, любой деятельностью. Если человек поднимается в результате духовного развития, то он может заниматься любой деятельностью, которая благоприятна для его развития.

00:28:02 То есть в таком высокодуховном сознании мы можем участвовать в любой деятельности, в деятельности любого направления, но учитывая правила и законы, которые существуют внутри этой деятельности. Даже допустим мы сейчас принимаем концепцию, что мы поднялись над этой системой, хотя не будем радужно сейчас об этом думать. Даже если, например, мы поднялись в результате развития над системой обусловленности, над системой своего предназначения в деятельном плане, то мы можем заниматься любой деятельностью, но опять-таки мы должны это делать по правилам той деятельности, который мы занимаемся. Поэтому можно сильно не волноваться в принципе, поднялись, не поднялись, какая разница. Все равно нужно следовать правилам, которые существуют внутри этой системы, понимаете, тема сложненькая, но разберёмся.

00:29:00 Иначе даже с возвышенным сознанием можно не достичь успеха, не достичь успеха, занимаясь какой-то деятельностью. Правила деятельности существуют для того, чтобы защитить саму деятельность от разрушения. Если мы действуем по правилам, то ничего не разрушается. Если мы перестаём действовать по правилам, все разрушается, очень просто. То есть правила существуют, чтобы защитить от разрушения, это мы уже разбирали очень подробно на предыдущих лекциях. Например, если мы пришли в область торговли, бывает человек развивается, развивается, развивается, развивается. Потом думает, надо пойти в торговлю, все, пошёл. И думает все, теперь он может действовать как хочет, он же теперь все понимает, он же книги умные прочитал, у него же такие мысли в голове высокие.

00:30:00 И он не действует по правилам, не принимает правила игры, например, которые приняты в торговом мире. Все, неизбежно разорения, разочарования, конфликты, неизбежно. Как только человек начинает выходить из правил игры, то тут же начинается проблемы в этой деятельности. Потому что закон таков, что если ты попал в какую-то систему, ты должен соответствовать правилам игры этой системы, не важно кто ты там. Не важно какой ты, если ты сел за руль и выедешь на встречную полосу, всем все равно, камазу всё равно математик ты, химик, физик, президент страны, камазу абсолютно все равно. Выехал на встречную полосу все, получай, понимаете. В этом принцип. И не понимание этого приводит к тому, что человек становится разрушителем, несёт в себе некоторую агрессию.

00:31:04 Поэтому не важно, какое у нас сознание, вполне достаточно учитывать особенности той деятельности, к которой мы должны приступить. Кроме того, нужно учитывать также тонкости взаимоотношений между представителями разных сословий, что является внутренней культурой. То есть, если мы занялись деятельностью какого-то сословия, то мы должны учитывать, что мы стали частью этого сословия, значит должны принимать правила игры в его взаимоотношениях с другим, то есть нужно эту схему очень точно осознавать, не выходить за её границы, так как вся система должна поддерживаться этими внутренними правилами, которые достаточно тонко описаны. Если мы отказываемся от этого внутреннего этикета, то система выдавливает как чужеродный элемент, и человек разочаровывается.

00:32:09 Поэтому понимание системы, например, если человек поднялся над системой, он её понимает, но понимание системы не даёт право не учитывать саму систему. Понимание системы не даёт право выходить из под влияния правил игры. Понимаешь и хорошо, но если ты вошёл в систему действуй по правилам, не нарушай их, понимаете, на то она и система. То есть это на что похоже? Это похоже на то, что если человек научился плавать, то он не должен считать воду ерундой, понимаете, и великие пловцы время от времени тонут, понимаете, причём происходит это достаточно часто, понимаете. То есть нельзя расслабляться, нельзя расслабляться. Все, если по правилам не стал играть, все, система выдавливает, очень просто.

00:33:11 То есть да, мы хотим духовного развития, хотим духовного счастья , но далеко не готовы довольствоваться только этим одним. Также нужно понять, что несмотря на всю возвышенность духовного счастья, человек не готов к одному только духовному счастью. Эта стадия готовности является достаточно высоким духовным уровнем. Поэтому специально для постепенного развития, для постепенного очищения даётся и социальная система, которая позволяет осуществлять свои желания в соответствии со своим предназначением. То есть социальная система даёт возможность находится в своём предназначении и по всем правилам игры осуществлять свои желания, очень просто.

Что такое варнашрама?

00:34:06 Вот такая вот регулируемая система развития, которая описывается в этом стихе и называется системой варнашрамы, варн и ашрамов, то есть этих социальных объединений. И вот это грамотное выполнение своих обязанностей позволяет достичь благополучия с социальной точки зрения. Когда человек грамотно выполняет свои правила, эти обязанности, то он достигает благополучия. То есть для этого и создана социальная система, чтобы было какое-то социальное благополучие. Социальная система создаётся для социального благополучия. То есть например, мы можем очень хорошо и глубоко разобраться в тонкостях достижения возвышенного, духовного счастья, но без понимания социальной философии такое знание может оказаться однобоким, не сбалансированным, и ожидается проблема вслед за этим. То есть это не приносит удовлетворение всем желающим духовно развиваться.

00:35:17 Чтобы человек мог духовно развиваться, он также должен и понимать правила игры и в социальной среде. Если он не понимает правил игры духовно развитого человека в социальной среде, он не может найти себя в этой среде, не может понять, как жить собственно говоря. Понятно, духовное счастье, а жить-то как собственно говоря, реально, что делать сегодня вечером, как общаться, как работать, как с кем говорить, что делать-то? Счастье понятно духовное, Бог, умрём, все встретимся, все ясно. А что вечером сегодня делать конкретно, с соседями, с родителями, с ними что делать прямо сегодня, есть такой вопрос, нет? Есть такой вопрос. Поэтому если человек не достиг высоких ступеней духовного развития, ему довольно трудно быть счастливым без общения в своей социальной среде. Вот это нужно чётко понимать.

00:36:12 Человек, достигший высоких стадий, чувствует себя счастливым. Он чувствует себя счастливым, потому что у него есть духовный уровень общения, он вполне удовлетворён. Но если этого нет, необходимо также общение в своей социальной прослойке, с теми, кто тебя понимает на социальном уровне. Каждому необходимы хорошие друзья, хорошие соседи, хорошие родители, хорошие близкие, да, нет? Да. Абсолютно неважно каковы наши духовные взгляды, это не мешает нам культурно общаться с любым человеком в этом мире, абсолютно никак не мешает.

00:37:05 И непонимание этих законов общения приводит к страху перед людьми. Так развиваются побочные явления такого негармоничного духовного развития, понимаете. «О, с ними нельзя общаться, с теми нельзя общаться, о это все, смерть». Можно, почему нельзя, просто по правилам. Все в этом мире можно, но по правилам. Без правил тут ничего нельзя. Поэтому если мы не можем с кем-то общаться, просто мы не знаем правила общения, не понимаем их. Поэтому не стоит пренебрегать этими естественными правилами вот этих социальных укладов.

00:38:11 Хороший ученик станет хорошим семьянином. Хороший семьянин станет хорошим святым. Но все этажи в здании должны быть построены качественно, вот в этом принцип социального устройства, иначе рухнет всё здание. Плохой ученик будет плохим семьянином. Почему говорят хорошо учись? Чтобы потом был хороший муж или хорошая жена. Если они не будут хорошо учиться в школе, они не смогут учиться в школе жизни, они также будут прогуливать. Что такое развод? Это бросить школу или прогулять экзамен, понимаете, тоже самое. Если он прогуливал в школе, он потом разведётся в семье. Он не захочет пойти на это испытание, он не захочет сдавать экзамены. А если он не сможет пройти семью, то как он школу духовного развития пройдёт, как он станет святым? Он тоже бросит, скажет да, напился и нормально, и весело, вон как здорово, посмотрите. Это ж кошмар, понимаете.

00:39:26 То есть есть некоторая последовательность и она начинается. И человек когда правильно проходит по всем правилам каждый уклад жизни, он дальше переходит на следующую ступень, естественным образом, понимаете. А иначе это все просто разрушается. И слабость системы определяется по самому слабому звену. Поэтому разумный человек старается качественно прожить все этапы своей жизни. Это не значит, что он потворствует своим каким-то чувственным желаниям неограниченным, нет. Это значит, что он следует культуре, которая установлена Богом для данного уклада жизни. То есть для каждой ситуации есть свои правила и рекомендации и нужно им следовать.

Как формируется общество?

00:40:24 Тут ещё интересно, что в связи с этими укладами, есть интересный момент. Чем старше человек, тем меньше он должен физически работать, а больше должен говорить, есть такой интересный момент. Поэтому реальная подготовка к старости заключается в том, чтобы иметь о чём рассказать всем окружающим в зрелом возрасте: детям, внукам, соседям, родным, близким. Подготовка к старости - это философская подготовка. Нужно будет говорить, это предназначение последнего этапа жизни: много говорить. Поэтому социальный рост – это расширение общения. В детстве надо не говорить, а отвечать на вопросы и слушать, вот это вот ключевая активность в детстве. В юности надо говорить мало, но по существу, без философствования и нравоучений, понимаете. А в старости нужно полностью реализоваться в искусстве передачи информации.

00:41:42 А почему так? Потому что общество формируется в соответствии с тем, о чём говорит старшее поколение. Поэтому если старшее поколение постоянно говорит о маленькой пенсии, все будут думать о деньгах, все общество будет думать о деньгах, ничего не сделаешь, бесполезно. Поэтому нужно обеспечить стариков нормальными условиями, и они начнут говорить о смысле жизни. Потому что если все есть, нужно о чем говорить? О смысле жизни, понимаете. А если нет, нужно говорить о деньгах. И соответственно все: дети будут говорить о деньгах, юноши будут говорить о деньгах, все будут говорить о деньгах, везде будут говорить о деньгах. Потому что старики говорят о деньгах. Денег нет они говорят. Они должны говорить: Бога нет, Бог ушёл, надо Его вернуть, понимаете. Поэтому общество должно поддерживать стариков. Если общество поддерживает стариков, тогда они начинают говорить о Боге. Если общество не поддерживает стариков, они говорят о деньгах, очень просто, понимаете, саму схему, да?

00:42:56 А главный принцип вот этого социального устройства состоит в том, что старшие любят младших. Это мы сейчас говорили о восходящем принципе, что нужно поддерживать старших, но есть ещё нисходящий принцип, старшие любят младших. Как только такая любовь деградирует, младшие превращаются в варнасанкару или потерянное поколение. Как только старшие перестают любить младших, все, младшие выходят из-под контроля. Любовь, только любовь может контролировать. Никакие другие способы не контролируют, ничем невозможно контролировать поведение живого существа. Тюрьмой, наручниками не удержишь. Как там да: вы посадили моё тело, кто говорил, но душу мою....Бог с ним. Только любовь может контролировать. Поэтому когда старшие любят младших, появляется естественный социальный контроль. Как только она уходит, все, потерянное поколение, бесконтрольное поколение.

00:43:58 Сейчас я ехал в автобусе, зашли горнолыжники, мимо горы я еду, и как давай водку пить прямо в автобусе. И люди в автобусе, женщины все им стали говорить: «Что вы делаете, дайте хоть доехать нормально, невозможно, воняет, что выделаете вообще?» А им хоть бы что: «Не нравится выходите». То есть нет никакого контроля, там молодежь, им по 16 лет, по 18. Мы согреваемся. И бесполезно, то есть нет этой любви, поэтому нет контроля. Вот это потерянное поколение, это карма старших за негармоничную любовь, за отсутствие любви к младшим, приходит потерянное поколение. Такой вот лжетранценденталист он заявляет всем, что любит Бога, но в реальности отказывается от любви к ближним, и ближние превращаются в его врагов, так это происходит, это лжетранцендентализм, лжедуховное развитие. Он заявляет, что любит Бога, но он не проявляет это на ближних и ближние во врагов превращаются. И до тех пор, пока человек это не понимает, у него будет противостояние в жизни. Ему родные, близкие, дети будут противостоять, во врагов будут превращаться.

Как понять к какому социальному обществу ты относишься?

00:45:24 [Вопрос]: «Как понять, к какому социальному сообществу относится та или иная личность?»

[Рузов В.О.]: Понять это достаточно просто. В трактатах это объяснял Шрила Джива Госвами, очень известный философ. И он объяснял эту концепцию, он говорил что шудрой является тот, кто ищет освобождения от страданий, тот, кто хочет перестать страдать. Вайшья, торговец - это тот, кто жаждет богатства, тут понятно да в общем-то, проблемы нет. Но что тут любопытно? Любопытен следующий момент. Руководитель, кшатрий, кшатрием он считал того, кто любопытен. Тут нужно очень точно этот момент понять, потому что вот тут начинается путаница. Тот, кто любопытен, это руководитель, кшатрий.

00:46:18 Посмотрите, как любопытны представители закона, они могут замучить вас своими вопросами, да: чего хотите, зачем сюда приехали, есть ли у вас документы, когда вы собираетесь уехать, где прописаны, не храните ли вы наркотики, сколько у вас денег, где взяли? Не замечали, нет? Не попадали, к руководителям. Почему так поздно пришёл, где был, сколько сделал, почему так мало, не замечали, нет? То есть в чем задача руководителя? Руководитель - это любопытный человек, ему все любопытно, понимаете. Где остальные деньги берут, как они зарабатывают, понимаете, что, как. То есть он любопытен, основное качество руководителя любопытство, очень интересное.

00:47:12 А тот, кто стремится к знанию, вот это брахман. Между любопытством и знанием есть разница тонкая. И в основном мы путаем любопытство со знанием. Знание это одно, любопытство совсем другое. Чувствуете разницу? И тут происходит путаница, путаница этих сословий. Поэтому их нельзя путать. Вот эти два последних класса постоянно путают, так как обычно думают, что если человек задаёт много вопросов, то это брахман. Нет, в действительности, скорее всего он относится к категории руководителей, так как просто любопытен по своей природе, поэтому ему лучше руководить. В любом случае без профессиональной подготовки в сфере профориентации этим лучше не заниматься. Я просто саму тонкость хотел вам показать, что здесь не так все просто, как кажется. Нужно достаточно тонко понимать качества человека. Поэтому мы не будем это обсуждать сразу предупреждаю, потому что это профессиональная часть знания. Я сам принцип просто пытаюсь понять.

00:48:17 Но в любом случае все эти четыре класса благочестивы по своей природе, так как они хотят решить свои проблемы, обращаясь к Истине, к развитию. И в чем тут секрет. Секрет в том, что если деятельность соответствует предназначению, обычно она приносит удовлетворение, но при одном условии: если человек не попадает под влияние жадности и вожделения, вот это обязательное условие. Например, бизнесмен, это соответствует его природе, но если он будет жадным, он будет несчастным. Если это рабочий и это его природа работать, но если он будет жадный, он будет несчастен. Если это руководитель, это его природа, но он будет жадничать, он будет несчастен, понимаете принцип. То есть аннулируется, счастье аннулируется от жадности и вожделения. Поэтому с этим все борются, заметили, борются с воровством, жадностью, с вожделением. На работе с этим борются, ну вот во всяком случае должны бороться. Те, кто понимают, те борются, как могут. Иначе все, иначе и бизнес развалится, и клиентура потеряется, и все.

00:49:33 Сегодня у меня был случай смешной. Пошёл я делать в очередной раз свою прекрасную причёску. Так как я её делаю всегда, я знаю сколько она стоит, она стоит 100 рублей, то есть все очень просто. И я пришёл, так сказать, торжественно навёл макияж, все было очень здорово, весело, и пошёл платить, мне говорят 150 рублей. Ну я думаю, ну подорожало наверное у вас. Мне говорят: «Да, подорожало, все по прейскуранту». Я говорю: «Ну какая проблема, бывает, мне не жалко». И когда я выходил, подумал, что-то все-таки не так. А прейскурант прямо на выходе висит, посмотрел, нет, 100 рублей. Как это называется, одной насадкой, одна насадка, то есть очень просто все, одна насадка, 100 рублей, две насадки 150.

00:50:32 Думаю, ну наверное ошиблись, я человек честный, думаю что люди тоже честные, думаю, пойду вернусь. Говорю: «вы ошиблись там, 100 рублей, действительно, вы что-то перепутали». И эти две женщины, они встали и стали на меня кричать: «Вам что 50 рублей жалко? Вам жалко, эти мужики, как они нас достали, мы тут работаем целый день, тяжело трудимся, вам жалко 50 рублей?» Я говорю: «Но вы же просто меня обманули. Мне не жалко 50 рублей. Вы бы сразу сказали, что мы вас тут за 150 рублей подстрижём» Говорю: «Мне не жалко, я вам хоть 500 дам, мне все равно. Но мне просто как-то немножко неудобно, что меня в наглую среди бела дня, так сказать, обманывают». И они меня выгнали оттуда: «Эти жадные мужики, из-за 50 рублей...». То есть я подумал: вот это же должно быть такое сознание, чтобы не просто обмануть, а ещё и обвинить того, кого ты обманул в тупости, то есть в том, что вот такой жадина.

00:51:36 И знаете, что они сказали? Вот вы меня женщины сейчас поймёте, у меня жена смеялась до смерти. Они сказали: «Две насадки, мы вас стригли двумя насадками». Я говорю: «Как это?» «Это одной насадкой и без неё». Я подумал: «Я, конечно, мужик, я редко стригусь и маникюр ни разу не делал, извините. Но я как-то все-таки понимаю немножко, хотя бы чуть-чуть». Я подумал: «Ну вы просто потеряли клиента, я пошёл» То есть мне не жалко, просто мне интересно. На что человек идёт, если он несчастлив на работе. Он готов на ругань, на обман, то есть они готовы какую-то внутреннюю свою мафию создать, друг друга покрывать. То есть человек готов идти на все неприятности, потому что ему и так неприятно, ему ещё одной неприятности не жалко. Да хоть с каждым они будут ругаться, понимаете. Человек просто несчастлив на своей работе, и он готов других тоже делать несчастными.

00:52:40 Поэтому для меня это было интересно, я такой просто ради интереса. Обычно я не ругаюсь никогда в жизни, то есть нате и отстаньте. Но тут мне было просто интересно, сам философский подход к этому моменту. То есть так как я психолог, мне интересно, как они себя будут вести в этом случае. Нормальный человек он бы сказал: «Ну извините, мы ошиблись». Нормальный человек он бы замял эту ситуацию, потому что явный обман. Сказали бы: «Да, извините», отдали бы деньги. Но так интересно себя вести это уже признак больного сознания, это уже надо лечить. То есть это значит, что человек не то, что не на своём месте, у него полностью асоциальное поведение, ни стыда, ни совести называется. Бог с ним с этим, это меня просто повеселило, радостно, вот хорошая тема, чтобы рассказать. Все с этим сталкивались я уверен сто раз, просто сам принцип, как это интересно происходит.

00:53:41 Это называется варна-санкара. Варна-санкара - это человек, который не испытывает стыда, когда он обманывает. Ему не стыдно, он считает себя абсолютно правым, то есть он имеет право. Я говорю: «Это все равно, что меня бы за углом остановили и ограбили, сняли бы ботинки, и когда бы я им говорил: «отдайте мои ботинки», они бы мне говорили: «тебе что мужик ботинок жалко?», понимаете. То есть это абсолютно также вот выглядит: «что тебе ботинок жалко, что ты орёшь?» То есть грабёж средь бела дня и человек абсолютно не понимает, что он не прав, смех, конечно. Это сознание называется варна-санкара, диагноз, их не любили родители и у них полностью пропало чувство совести, исчезло, растворилось, к сожалению.

00:54:52 Поэтому понять принадлежность к той или иной социальной прослойке можно разобравшись в том, что делает человека счастливым. Не по тому, что он делает, а что делает его счастливым, так можно понять. Остальные признаки могут быть не так показательны. Конечно, не всегда можно сразу ответить на этот вопрос, конечно же, поэтому и присутствует в трудовой деятельности такое явление, как испытательный срок. Поэтому не грех себя попробовать в разных направлениях, чтобы спокойно продолжать свой путь, не отвлекаясь на то, что явно не соответствует природе, то, что явно не твоё. Это не так уж сложно понять.

00:55:50 Сейчас современный человек думает, что главная цель жизни – это благосостояние. Поэтому он должен обязательно стать торговцем и все продавать налево, направо, все в сетевой бизнес, ещё куда-то. Он думает, бизнес – это моё предназначение, сейчас такая какая-то тенденция бизнеса. Но, в действительности, благосостояние достигается в любой социальной прослойке, абсолютно в любой. Если человек будет достойно исполнять своё дело, именно достойно, если он будет достойно учить, достойно руководить, достойно трудиться, он получит такое же достойное вознаграждение, не важно. Обычно это не происходит по одной простой причине. Есть одна причина почему человек на своём месте не получает достойное вознаграждение: человек не гордится тем, что он делает, он стесняется этого, а соответственно другие не хотят оценить его труд по достоинству. Он не ценит то, что он делает. Мы с этим сейчас разберёмся ещё.

00:57:14 Сейчас человечество стремится к миру во всём мире. Существует даже специальная организация – ООН, Организация Объединённых Наций. В ней 24 часа в сутки все говорят о мире, тысячи людей говорят о мире. Но истинный смысл слова «мир» заключается не только в том, чтобы не было войны. Человек, не контролирующий свой собственный ум, не способен установить мир даже в своём собственном сердце, в этом идея. Только человек, научившийся управлять своим сознанием, своими чувствами, способен достичь истинного мира. А иначе просто будет одно позорище. Вот эта Организация Объединённых Наций постоянно позорится, постоянно какие-то проблемы сейчас, какие-то некрасивые вещи происходят.

00:58:09 Всем известна эта некрасивая история с ситуацией с войсками ООН, в слаборазвитых странах очень некрасивые вещи происходят. Молодые люди идут служить в эти гуманитарные войска, в гуманитарные части просто для того, чтобы какие-то сексуальные приключения испытать новые. До них дошли слухи, что в бедных странах все это стоит очень дёшево, 1 доллар стоит в слаборазвитой стране. Поэтому в таких странах богатый солдат это единственный метод выживания. Поэтому это превратилось в народную рекламу, на западе есть такая народная реклама: «ООН – это место, где можно купить девственность за доллар». И туда все идут служить, и с этим борются, ничего сделать не могут. Вроде такая организация, вроде такие войска, а все превратилось в секс-туризм, очень некрасивые вещи. Почему? Люди не понимают, что они делают, несчастны на своём месте, просто несчастны, не контролируют своё сознание, своё мышление.

Что такое добро, что такое величие?

00:59:28 Однажды ученик спросил Будду: «Учитель, что такое добро, что такое величие? В чем принцип этих понятий?» Будда отвечал, что когда человек не сворачивает с пути своего развития и держится несмотря ни на что, это добро. Добро - это не сворачивать с пути своего развития, это добро для всех. А если желания соответствуют твоему пути развития, это величие. Величие - когда желания человека соответствуют его пути развития, это великий человек. И для этого необходимо обладать не только смирением как таковым, но и здоровым чувством собственного достоинства. Тут тоже есть некоторая проблема, сейчас мы должны в этом разобраться. Смирение, не уравновешенное достоинством, превращается в трусость. Смирение должно быть уравновешенно достоинством. Сейчас я объясню, что это значит.

01:00:22 То есть, как выясняли, мы частички Бога, великого и прекрасного, а значит мы кто? Мы представители Бога, великого, прекрасного, обладающие неповторимой индивидуальностью. Мы не просто представители Бога, великого, прекрасного, но ещё обладающие неповторимой индивидуальностью. Да, мы падшие частички, такие немножечко подскользнувшиеся, в луже сидящие, но что делать, факт. Но всегда несём в своей сути вечность, знание и блаженство, мы всё равно несём это, мы всё равно представители, понимаете. Поэтому и из лужи нужно вставать всё равно с чувством собственного достоинства, понимаете сам принцип? Ну да, от этого не уйдёшь.

01:01:17 То есть несмотря на все свои глупые поступки, мы всё равно несём в себе вот эту частичку божественного. И должны это делать достойно. Поэтому необходимо философски отделять своё сегодняшнее положение от изначальной чистоты души. Принцип вот в чем. Если мы в полной мере погрузимся в ситуацию, все, грязь, слякоть, все упали, всё равно в луже будем плыть, понимаете. Это приведёт к отождествлению души с материей. Это не только не способствует развитию, но может полностью останавливать развитие, вот такое пессимистическое смирение. Нет, смирение должно быть гордым. То есть мы смиренны, но понимая, что немножко плюхнулись и помочь нам может Бог отсюда выбраться, но мы представители Бога, мы должны Его представлять.

01:02:15 То есть это похоже на принцип научиться отделять болезнь от больного, да, есть такое понятие, отделять болезнь от больного, не только в отношении к окружающим, но и по отношению к самому себе тоже, почему нет. То есть душа всегда прекрасна, её проблема только в том, в чем проблема прекрасной души? В том, что она совершает ужасные поступки. Так можно понять и воспитательный процесс сейчас для родителей. Так как весь мир это воспитательный процесс, вот эта философия даёт возможность понять, как правильно воспитывать. То есть ребёнку не следует говорить, что он плохой, ему следует говорить, что он хороший, но совершает плохие поступки, понимаете. Как ты такой хороший совершаешь такую гадость? И вот это будет воспитание. Если сказать, что ты не хороший, совершаешь нехорошее, это не будет воспитанием, это будет уничижением. Это будет приводить к тому, что душа не будет воспитываться, она не будет очищаться, не будет происходить отделение души от тела.

01:03:26 Но когда мы говорим ты хороший совершаешь плохие поступки, с самого детства он начинает чувствовать отличие души от тела. Да, я душа действительно хорошая, но что-то совершаю какую-то гадость. И что начинается? Духовное видение отличия души от тела. И мы также о себе должны думать. Я хороший, в принципе, Вячеслав Олегович, но что-то я, конечно, понаделал в жизни что-то ой, ой-ой-ой-ой-ой, лучше об этом лекцию не читать, понимаете. Вот это есть такое здоровое смирение, которое с чувством духовного самодостоинства некоторого. Вот это даёт возможность нормально развиваться. А иначе все это в некоторый ложный стыд превращается, в слабость, в трусость. И человеку стыдно все. Ему стыдно своей духовности, ему стыдно своей философии, ему стыдно своей религии, ему все стыдно.

01:04:25 Да, конечно, есть чего стыдиться, но с чувством собственного достоинства, так сказать, отряхнулся и с чувством собственного достоинства пошёл дальше стирать пиджак, да. Все великие личности рано или поздно поскальзывались и падали, понимаете, все. В самых таких ярких случаях. Как там недавно чествовали этот несчастный фильм, где они все в баню ходили, водку пили. И пригласили эту несчастную, как её зовут... И она приехала довольная. Вот её нигде не знают, кроме России, она приехала довольная. И до этого должен бы быть номер трюкачей, и у них был бутафорский стул. И они подумали, что их номер, они вытащили стул и ушли, и вышла эта бедная несчастная уже бабушка и села на этот стул и все, и стул развалился и она на пол, вставала 3 часа, то есть 4, все. Бедная так расстроилась, что сразу улетела, не смогла ничего говорить, проплакала всю дорогу и улетела.

01:05:40 Мир таков. Мы великие прекрасные, почитаемые всей страной, ещё чем-то, прямо в самый торжественный момент, на сцене, в прямом эфире, на бутафорский стул, и ногами вперёд шлёп. Такие чудеса, да. И что делать? И нужно встать и с чувством собственного достоинства продолжать. Я каждый раз проверяю стул, который мне дают. Думаете я не падал со стула? Падал, много раз, на лекциях. И все время проверяю. Это вот работа моего секретаря: он все время мой стул проверяет, понимаете. Особенно знаете, очень смешные вот эти новые пластиковые стулья, сейчас нет, убрали. Пластиковые стулья они на самом деле корейские все, они до 65 килограмм. И когда сажусь я, то есть два корейца, то он делает краба, то есть полностью ножки подворачиваются, расползаются. А люди этого не знают, они же весят 60 килограмм, они и думают, что нормальный стул. А вот после 60 уже другая идёт схема. Поэтому вот так вот бывает смешно, а что делать? Ничего не поделаешь.

01:07:03 То есть да, мы великие и прекрасные представители Бога, несущие в себе вечность, знание и блаженство, склонны попадать в неприятные ситуации. Вот это называется пограничная энергия Бога. То есть есть у нас эта склонность. Поэтому нужно выходить из этих склонностей с достоинством. Иначе будет очень грустно. Так и мы сможем измениться, если в общем-то поймём, что очень некрасиво такой прекрасной душе, как я, поступать так грязно и позорно. То есть мы – представители мира прекрасного, а значит должны всегда помнить об этом и соответственно нести в мир красоту, знание, блаженство. Тогда будет гармония. Вопросы, пожалуйста, по этой теме.

Ответы на вопросы

Как душе развиться?

01:08:29 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, [неразборчиво] душе, которая уже родилась не там, где надо, и уже всего нанесла, вся кривая, косая и со всякими разводами, уже сколько можно сделала, все грехи, все уже сделала. Вообще как-то ей подняться на этот уровень развития [неразборчиво]»

01:09:01 [Рузов В.О.]: Вот именно так. То есть она должна знать, чем гордиться. Поэтому когда она изучает духовный мир, природу души, тогда она понимает, что есть чем гордиться, в конце концов. Просто вся глупость положения в том, что есть гордиться, но как-то мы с этим неправильно распоряжаемся. Поэтому вот это именно понимание духовной природы и даёт ту самую подымающую силу, которая, в общем-то, за счёт этого осознания своей духовной природы позволяет нам идти вперёд.

01:09:29 А если нечем вообще, то тогда зачем вообще шевелиться. Не нужно шевелиться. Эта такая немножечко разрушительная философия - прах к праху, элемент к элементу и прощай все, и никто не узнает, где могилка твоя. То есть нет, принцип в общем-то, как мы говорили, это миссионерство. То есть миссионерство - это понять, что мы представители прекрасной духовной энергии и мы должны нести в себе вечность, знание и блаженство. Поэтому мы не просто представители великого духовного мира, а мы должны ещё и миссию свою здесь осуществлять. Это даёт, конечно, энтузиазм, энтузиазм. А так надо совершать что-то и прятаться постоянно, совершать, прятаться, совершать, прятаться, то есть очень грустно. Поэтому осознание духовной реальности даёт энтузиазм, конечно.

01:10:26 [Вопрос]: «А вот в самом стихе было сказано: вечный, неизменный, не причастный к какой-либо деятельности. Вечный, неизменный ещё как-то понятно, а вот непричастность к какой-либо деятельности, как это понять? Что мы причастны к какой-либо деятельности, Бог это творец [неразборчиво]»

01:10:51 [Рузов В.О.]: Деятельность - это то, что несёт последствия, понимаете. И эти последствия мы не контролируем, мы обязаны их получать, вот это деятельность, понимаете. То есть деятельность, карма - это то, за что должны приходить последствия и мы не можем их не получить. То, что делается Богом, это Его план и все происходит по Его плану. Поэтому это не деятельность.

01:11:16 [Вопрос]: «[неразборчиво] это план, да?»

01:11:18 [Рузов В.О.]: Да, это уже план. Деятельность - когда я что-то сделал, потом жду, что за это придёт. А это план уже, и он осуществляется. Поэтому здесь просто этот момент не разбирается, он дальше будет разбираться, в следующем стихе. Тут он только начинается, сама философия она в следующем стихе. Если вы дальше почитаете, то там она дальше будет раскрываться. Поэтому в следующем стихе, не в этом. Этот стих больше про сословия. И то, это ещё не все, то есть больше будет в других главах разбираться. Здесь немножечко тоже пробегается. Так как это глава называется «Божественное знание», здесь коротко даются вот такие принципы возвышения. А в других главах это будут подробнее разбираться. Поэтому сейчас мы так просто в принципе затронули эту идею, а больше разберём потом в других главах.

01:12:33 [Вопрос]: « Скажите пожалуйста, а вот если принципы духовного развития противоречат принципам материального [неразборчиво]. Как тогда безболезненно находится в этом обществе?»
[Рузов В.О.]: Если что-то противоречит, то это не значит, что это мешает. Ну и что? Мужчина и женщина тоже противоречат друг другу, они же как-то живут вместе. Что их объединяет, что даёт возможность противоположному быть вместе?
[Вопрос]: «[неразборчиво]».
[Рузов В.О.]: Нет, они противоречат. Есть такой слово на букву «Л». Знаете? Любовь, да. Поэтому если мы, в действительности, любим тех, кто нас окружает как детей Бога, как тех, о ком мы должны заботиться, как тех, кто нам послан, чтобы мы рядом с ними находились, эти противоречия можно урегулировать. Любовь урегулирует противоречия ещё как.

01:13:41 Когда люди любят друг друга, им абсолютно всё равно какие у них противоречия, никого вообще ничего не волнует. Они об этих противоречиях узнают только тогда, когда любовь проходит, замечали, нет? Да, а пока любят, нет никаких противоречий. Поэтому если мы развиваем в себе любовь к живым существам, противоречия будут уходить. Поэтому если нет любви, старайтесь обходиться на уровне этикета. Этикет - это отношения как в любви, но без любви, поэтому есть этикет. Если отношения явно противоречат этикету, его заставляют пить на работе, бить своих подчинённых, материться обязательно, значит это просто не человеческое место, в таком месте не нужно находится. Обычно это тюрьмой называется, или ещё как-нибудь. Но, в общем, люди стремятся к благочестивой жизни, люди стремятся вести себя достойно как-то более менее.

01:14:42 Поэтому этикет - это когда нет любви, но нужно быть вместе. Поэтому если вы следуете обыкновенному этикету, обычно все решается. А если даже этикету люди не следуют, это просто больная ситуация, что делать-то. Это уже и не общество, это уже не социальное устройство. То есть как-то все-таки люди стараются поддерживать нормальные отношения более менее до сих пор. Поэтому вполне можно в этом мире чувствовать себя достойно на уровне этикета. Культура, этикет это то, что даёт возможность без любви нормально общаться. Но если мы развиваем любовь к живым существам, то противоречий вообще не будет.

Как нужно решать проблемы?

01:15:52 [Вопрос]: « Вячеслав Олегович, по вашей лекции [неразборчиво] «Три шага к счастью». И там вы говорите, что оптимальное решение проблемы было бы обратиться к мудрецу. Вот, вопрос такой: где его взять. Психологи они [неразборчиво]»

01:16:02 [Рузов В.О.]: Мудрец это тот, кто больше вас разбирается в этой проблеме. Поэтому вообще это считается старший человек. То есть любой старший человек является мудрым, так как он как минимум больше горя видел. Если даже он шёл путём горя, как минимум он больше горя видел, а соответственно может вам рассказать много интересных приключений, удивительных историй. Поэтому старший человек он в любом случае считается мудрецом, в любом случае, просто есть уровни мудрецов. Поэтому просто найдите старшего человека из этой области и он вам много всего расскажет. Я так всегда поступаю, мне нужно, например, кран мы меняли, все, я пошёл просто к этому слесарю, пятидесятилетнему и сказал: «Скажите просто какой кран купить» И все, он мне все написал на бумажке, я этих слов даже не знаю. Я пошёл эту бумажку на рынке показал. Мне сказали: «О, какой хороший выбор». Принёс и все нормально, я счастлив, доволен, то есть все, принцип простой, ничего сложного нет.

01:17:02 Поэтому есть какой-то вопрос, он всегда из какой-то области, в этой области нужно найти старшего человека, даже просто по возрасту старшего, по времени нахождения в этой области, и ваш вопрос решиться лучше, чем вы бы сами его решали, у вас будет более широкое видение. Никакой нет сложности. Вот именно об этом я рассказывал в этой лекции. Конечно, чем выше уровень мудреца, тем лучше. Но достаточно, если он чуть-чуть выше. Если человек чуть-чуть выше, этого достаточно, чтобы он помог нам перейти на его ступень. То есть я не занимался 50 лет слесарным делом, но за одну секунду я узнал, какой кран самый лучший. Он к этому шёл 50 лет, я узнал за 1 секунду. Я даже не узнал, я просто эту бумажку показал другому человеку и все, то есть вот принцип. Просто проблема в том, что я не могу другим помочь, я лучше к нему отправлю. Но сам я этот шаг сделал, и довольный, счастливый, в этом принцип. Поэтому развитие состоит из вопросов и ответов. То есть те, кто меньше знает, задают вопросы тем, кто больше знает, вот и все, да.

Путь бхакти-йоги

01:18:28 [Вопрос]: « Вот в духовном мире каждая душа она занимает определённую нишу и свои обязанности, да? А может она переходить вот с уровня на уровень, как на Земле?»
[Рузов В.О.]: Может, но не хочет, потому что она счастлива на своём месте. Если вы счастливы, вы не хотите.
[Вопрос]: «Там [неразборчиво] такие жёсткие законы существуют как у нас?»
[Рузов В.О.]: Скоро, все там будем объяснять. Соберёмся и я вам дальше расскажу лекцию. Обещаю. Думаете шучу? Вот соберёмся, факт. Вы знаете, как будет интересно, вот не поверите. Вот это будет интересно. Кришну пригласим.

01:19:24 [Вопрос]: «Патита Павана, ещё вопрос. Души собираются в духовном мире, по прошлой лекции, возле своего духовного учителя, в общем, да?»
[Рузов В.О.]: Все собираются рядом с тем, кого они любят. Поэтому мы и будем с теми, кого мы любим. Кого не любим, с теми рядом не будем. Все честно, достойно.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну у нас путь любви, называется бхакти-йога. Мы идём за теми, кого любим, к тем, кого любим, и будем с теми, кого любим, очень просто. И очень просто, и очень быстро. Главное поменьше глупостей совершать, как мы выяснили, поменьше глупить, а так все нормально.

Как найти своё предназначение?

01:20:22 [Вопрос]: « [неразборчиво] вопрос по поводу предназначения, например, [неразборчиво] братьям, сёстрам, чтобы посоветоваться, где можно, может литература есть такая или знание. Я знаю, вот вы говорили, это в принципе обязанность родителей смотреть за ребёнком, что ему интересно, чем он занимается, и потом уже можно заполнить, узнать, то есть увидеть, где будет ребёнок счастлив. [неразборчиво] есть какие-нибудь знания [неразборчиво]?»

01:20:54[Рузов В.О.]: Конечно, есть, но это профессиональные знания, как я говорил. Поэтому обратитесь к профессионалам. Самому трудно стать профессионалом, потому что профессионал это опыт. И экспериментировать сразу на своём ребёнке не очень разумно, на детях не экспериментируют. Поэтому лучше обратиться к профессионалу, у которого есть этот экспериментальный опыт, то есть он работает с людьми, знает, этот опыт уже накоплен, и поговорить с ним, обсудить все эти вещи, все будет понятно.

01:21:27 Самому лучше такими вещами не рисковать, потому что можно много дров наломать, книжку прочитали, понятно прочитали. Вот в Бхагавад-гите описываются признаки варн, в следующих главах они будут описываться. Но это не значит, что у вас появится опыт, чтобы самостоятельно принимать жизненно важные решения. Лучше именно к практикующим специалистам обратиться, кто реально вот имеет опыт. Ну та же самая схема, о которой мы разговаривали. Потому что самостоятельно жизненно важные решения сложно принимать, нужно с кем-то советоваться. Потому что иначе придётся нести ответственность за лёгкий подход, то есть нужно побегать, поспрашивать, подумать. Это ж жизненноважное решение, это очень серьёзно.

01:22:29 Недавно мне звонил человек, говорит: «У меня к вам вопрос. Нужно там то-то сделать». Я говорю: «На какую сумму все это?» Он говорит: «Ну несколько миллионов долларов, немного, 2-3» Я говорю: «Вы хотите, чтобы я вам по телефону дал совет?» Я говорю: «Телефон стоит две с половиной тысячи рублей. Вы хотите, чтобы я вам по телефону, в две с половиной тысячи рублей, дал вам совет о двух с половиной миллионах долларах? Пока не приедете, даже разговаривать не буду на эту тему.» То есть это тоже самое с родными близкими, то есть когда мы хотим какое-то решение принять, нужно как-то в это вложиться, то есть время как-то потратить, поговорить, все разузнать, проконсультироваться. То есть чтобы оно соответствовало. А иначе будет такая карма легко принятого решения. То есть нужно поразмыслить. Поэтому я советовал с самого детства вот присматриваться, смотреть, чтобы потом уже с кем-то говорить, все это рассказать и можно было бы уже сделать какие-то выводы.

01:23:28 Сейчас это очень сложно. Сейчас профориентация очень сложная, потому что когда у родителей нет профориентации, у ребёнка тоже её однозначной быть не может. То есть легко определить профориентацию, если родители жили в общем-то в строгой схеме профориентации. Если родители сами не понятно чем занимались всю жизнь, и их родители тоже не понятно чем занимались всю жизнь, то у ребёнка соответственно тоже самое, не понятно чем он будет заниматься. Поэтому только по его реальному поведению можно сделать какие-то выводы, посмотреть. То есть, в действительности, профориентация легка, когда есть вот эта династийная схема.
[Вопрос]: « [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну да, то есть династийная схема естественно работает, но это несколько поколений должно быть. Если нет династии, то все настолько запутано, что на профессионала очень большая ответственность накладывается, потому что очень трудно с этим что-то решать.

01:24:30 Потому что если есть династия, то если ребёнку не хочется идти по прямой династии, то есть 10-15 направлений, которые находятся в рамках этой династии, понимаете, в рамках могут быть. То есть не хочешь быть хирургом, иди зубным техником поработай, то есть или хотя бы там животных полечи. Много есть направлений, может в аптеку пойдёшь поработаешь. Но просто с нуля брать и определять все это достаточно ответственное занятие. Так же нужно понять, что направление мышления достаточно широкое, поэтому нужно в любом случае будет пробовать и выбирать.

01:25:24 То есть когда мышление очень широкое, слишком много желаний, то нужно понять, что придётся в любом случае просто понять, в каком направлении двигаться, но пробовать выбирать нужно будет всё равно самостоятельно. Поэтому сейчас невозможно дать однозначный совет. То есть нужно найти сектор некоторый в каком направлении двигаться. И уже в этом секторе выбирать на чем остановиться. Скорее всего в любом случае ребёнок сам будет в этом секторе. Просто его туда, так сказать, поднаправить и стараться за него не выходить, вдохновить его не выходить за пределы этого сектора. Ну вот примерно.

Умение делать выводы

01:26:18 [Вопрос]: « Уместно ли выражение «благости не хватило» или «накопление благости». Частенько допустим [неразборчиво] слышу такое выражение. Оно применяется, когда мы куда-то не попадаешь в нужное место [неразборчиво]. Объясните это выражение, что значит [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Это надо спросить у тех, кто это говорит.
[Вопрос]: «Я предполагала такой ответ, но почему [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: То, что должно произойти, то и происходит, мы должны делать из этого выводы соответствующие. То есть мы должны поступать по ситуации. Какой смысл думать что там не хватило? Уже никто вам не скажет точно. Бхагавад-гита утверждает: невозможно понять хитросплетения кармы. То есть вы не можете высчитать - хватило, не хватило, сколько не хватило, и в чем мерить, в каких граммах. Поэтому главное не мерить, что там не хватило, что там, и так понятно, что нам всем немножко мозгов не хватило.

01:27:25 Что делать? Принять, поступить наиболее разумно, сделать соответствующие выводы, да? То есть буквально если говорить просто, то Бхагавад-гита даёт совет извлечь максимум пользы из невыгодной сделки. Поэтому если что-то не получилось, поехали куда-то, опоздали, оглянитесь вокруг: что ещё можно в этом районе сделать полезного? Так вот в Москве происходит - раз уж вас занесло туда и вы там везде опоздали, ну сделайте все, что вы хотели вокруг этого места, понимаете. Ну хотя бы запишите везде расписание, то есть извлеките благо из того, что плохо закончилось. Называется достать золото из грязи. Ну вот если коротко. А там что там не хватило это знаете - ну не хватило, ну что теперь?

01:28:29 Опять-таки видите нужно немножечко, так сказать, не слишком пессимистично быть смиренным. А то не хватило, все, пойду домой. Нужно понять, ну что не хватило понять-т, а как мы теперь будем радостно дальше продолжать свою активность, как мы теперь гордо выйдем из этой ситуации торжественно, как мы теперь много всем пользы принесём, понимаете. Ну то есть чтобы не происходило, нужно всё равно радостно идти вперёд. Это принцип, вот мы говорили сейчас, это высказывание Будды. Что такое добро? Вот говорите добра не хватило, благочестия, да? Добро это несмотря ни на что идти вперёд. То есть тут не получилось благо принести, дело сделать, ну оглянемся вокруг, что можно ещё сделать, понимаете. То есть вот это будет именно благо. А так сказать, расстроиться, придти домой и плакать целый вечер это будет слабость, а не смирение. То есть нужно уметь идти вперёд. Разобрались.

01:29:45 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, можно один вопросик. Нам повезло и мы попадём в духовный мир куда надо, да?»
[Рузов В.О.]: Хорошо звучит, да.
[Вопрос]: « Но если допустим родственники, которые там закончили не очень хорошо и хотелось бы им помочь, это возможно вытащить их?»
[Рузов В.О.]: Если есть связь, то это поможет. Если есть любовь, если она была, то это поможет. Потому что мы говорили, что это путь любви. Мы попадаем туда, кого мы любим. Поэтому если родственники вас любят, это им поможет, факт. Любовь - то, что связывает. Поэтому если кто-то попадает в духовный мир, все, кто его любили, тоже попадают в духовный мир. Поэтому любите всех, кто-нибудь да попадает. Такая прагматичность духовная, ну что делать, да. Хорошо, спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 12 сентября 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 25 января 2014