Материальное мышление

01 января 2008
На что указывают проблемы? Материальное мышление. Что такое ненаучность? Мировосприятие другой реальности. Почему мы совершаем глупости? Что такое критика? Наше же собственное тело источник наших же собственных проблем. Что такое йога? Для чего нужна йога? Принцип противостояния. Что такое жадность? Ответы на вопросы. Можно ли избавиться от вожделения? Почему у души появилось желание зависти? От чего возникает неудовлетворенность?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:23:05 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 373 | скачано: 548 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

На что указывают проблемы?

00:00:00 Если мы идём куда-то не туда, то мы лбом стукаемся мимо двери, это беспокойство. То есть как только вы идёте не туда, начинается беспокойство, то есть идти нужно в конкретную дверь. Если вы идёте не в дверь, начинается беспокойство. Если вы едете не по дороге, начинаются ямы, кочки, деревья. То есть путь более менее соответствует цели. То есть путь сам по себе должен быть более менее, так сказать, с позитивными признаками, то есть как дорога должна быть освещена, должны быть какие-то знаки, должна быть более менее ровной, ямы должны быть закопаны. Но если вы чувствуете, что какие-то проблемы вас мучают, соответственно, вы можете сделать вывод, что движение не в том направлении почему-то осуществляется. То есть беспокойства всегда говорят о том, что что-то идёт не так.

00:01:02 Поэтому, соответственно, если мы меняем направление движения в правильную сторону, естественным образом происходит улучшение ситуации. Поэтому если не создаётся какое-то видимое препятствие, то в любом случае с какой-то стороны нам показывается в какую сторону лучше двигаться методом подталкивания. То есть как мы понимаем, есть два мотивирующих способа - это метод привлечения и методом подталкивания. Поэтому когда метод привлечения не очень-то действует, метод подталкивания уже более менее понятен даже для самого тугодума, он становится более менее осознаваем. То есть методы привлечения не каждый может понять, вот метод подталкивания он, в принципе, достаточно самодоказуем, то есть есть эта самодоказуемость естественная. Ага, ещё пожалуйста вопросики по предыдущей лекции. Вопросики? Вопросов нет.

Материальное мышление

00:03:39 14 текст, да, мы открываем, 229 страница, 4 глава, 14 текст. Вот послушайте как санскрит звучит:

na māḿ karmāṇi limpanti
na me karma-phale spṛhā
iti māḿ yo 'bhijānāti
karmabhir na sa badhyate

Переводится так: «Никакая деятельность не может осквернить Меня, и Я не стремлюсь к её плодам. Кто постиг эту истину, тот, как и Я, никогда не будет связан последствиями своих действий».

00:04:40 14 стих, в принципе, продолжение 13, который мы изучали в среду. Поэтому мы примерно будем отталкиваться от предыдущей темы, чтобы мысль дальше развивалась. И мы остановились на том, что грубое мышление, мышление с точки зрения простой материальной логики, приводит к некоторой ошибке восприятия Абсолютной Истины. То есть достаточно трудно с помощью ограниченного воспринимать нечто абсолютное. Поэтому всегда возникает некоторая ошибка, то есть некоторая неполноценность. Когда мы чем-то ограничены, мы пытаемся воспринимать нечто абсолютное, всегда вывод немного неполноценен, всегда не хватает какой-то процентности в этом восприятии, всегда есть какая-то однобокость.

00:05:42 Даже если мы посмотрим с точки зрения какой-то геометрии, физики, если мы объект рассматриваем с одной стороны, мы не воспринимаем его на все 100%, то есть мы не видим всю эту окружность, мы не видим его со всех сторон, то есть некоторое однобокое восприятие. Точно также находясь на одном уровне сознания, невозможно до конца точно воспринять саму концепцию Абсолютной Истины, поэтому и необходима некоторая помощь, необходима некоторая подсказка. То есть, например, логически мыслящий человек, он думает о Истине как о том, что находится под влиянием материальных законов. Так как он не видел ничего выходящего за пределы материальных законов, то соответственно он и воспринимает все как что-то, находящиеся под влиянием закона, который он воспринимает. И все остальное для него уже, так сказать, попадает под концепцию термина ненаучности.

Что такое ненаучность?

00:06:56 То есть научность, с точки зрения, человека, стоящего только на одной платформе - это то, что входит в понимание его платформы, то, что входит в радиус действия его платформы. То есть если это не входит в радиус действия его платформы, все, это ненаучно. Если вы будете в жаркой стране, в который никогда не было снега, объяснять что такое снег, то есть это будет ненаучно. То есть все люди будут смеяться, они будут искренне смеяться, не понимать. То есть как только вы объясняете то, что выходит за их пределы восприятия, это начинает казаться нечто смешным, ограниченным. Если мы откроем те же самые научные выкладки двухсотлетней, трехсотлетней давности, то мы можем найти целый ряд высмеивающих направлений, которые критиковали полет как таковой.

00:07:47 Например, современный аэроплан, если вы почитаете, я где-то читал недавно подборку 800-х годов на тему полётов, это такая жуткая критика, что то есть не то, что там ересь, все эти личности, которые проходили по поводу изобретения крыла и так далее, их так гоняли, что мало кто выжил, собственно говоря. Деятельность была достаточно опасная, все по разбивались, ещё и народ все это не принимал и достаточно грустно. То есть однобокое восприятие, все. Никто никогда не видел, чтобы железяка летала, все, она не может летать, все, это ненаучно. Если я не видел, что железяка летает, это ненаучно. Тут увидел, все. Даже когда человек видит, что железяка летает, то сначала это не воспринимает как факт. Он говорит сначала чудо, то есть он не готов это воспринять как факт. И даже если его посадить на это крыло и прокатить, всё равно он говорит: обман какой-то, в этом есть какой-то подвох. То есть необходимо какое-то время, чтобы принять то, что выходит за рамки системы мировосприятия.

00:09:10 Поэтому и восприятие, и понимание Абсолютной Истины также проходит эти некоторые этапы, необходимо время для адаптации. Человек говорит: «Я в это не верю». Ну и что, что ты в это не веришь, то есть должно пройти какое-то время. Невозможно, чтобы человек резко переступал границы мировосприятия. Это называется термином культурный шок, любой сломается. Даже какие-то простые культурные традиции, например, человек приезжает в Индию, видит, что все едят руками, все, он не знает, как ему жить теперь. Он просит ложку, ложки нет. Он говорит: «Spoon». [неразборчиво] говорит: «Какой spoon вообще, зачем тебе ложка?». То есть у них spoon - это поварёшка, в принципе, ей мешают. И как ему жить теперь он не понимает, как ему жить, что делать. Просто какой-то культурный барьер. И сколько нужно времени, чтобы человеку объяснить важность чего-то или историческую ценность того, и сего. Нет, человек просто возвращается, говорит: «Ужас какой-то, отсталость, люди руками едят». Если человек чего-то не понимает, он думает: это или чудо, или отсталость. Мало того, что в этом есть какой-то смысл, это нужно всю жизнь ему объяснять и дай Бог, если он ещё в течении одной жизни с чем-то согласится. Иногда одной жизни не хватает, ему нужно будет протянуть это может быть на пару рождений.

Мировосприятие другой реальности

00:10:39 Мировосприятие какой-то другой реальности, приведём какое-то грубое сравнение, похоже, например, на то, как рыбка может воспринимать владельца аквариума. Попробуйте сейчас понять сознание рыбки, которая явно чувствует, что там что-то есть. Она чувствует, там что-то есть, кто-то включает свет, кто-то пузырьки включает, кто-то кидает еду сверху, то есть кто-то воду меняет, ещё что-то, процессы какие-то идут, да? То есть видно, что там что-то есть. Но вот эта ограниченность стеклом, даже стекло и то не даёт возможности понять. Хотя можно постучать по стеклу, это любимое развлечение человека постучать по стеклу, она даже испугается, но осознания не будет. «О, - подумает она, - Привидения, какая-то другая природа, невозможно понять».

00:11:49 То есть этот владелец купил аквариум, наполнил его водой, включил свет, обогрев, но сам владелец не зависит от аквариума. То есть аквариум зависит от владельца, владелец не очень-то зависит. В этом стихе тот комментарий, который вы изучали, он именно об этом и говорит, что такова связь примерно. То есть и жизнь этих рыбок протекает по их рыбьим законам. Есть эти законы, какие-то социальные, одни рыбки дружат с другими, одни других едят, кто-то женится, семьи какие-то устраивают. Есть какая-то система, я не могу рассказать. То есть аквариумист вам расскажет все подробности, кого с кем можно селить, кого нельзя, проблемы те же, проблемы взаимоотношений везде. В общем-то, та же самая социальная среда, просто выражение лица чуть-чуть тупее и все, меньше эмоций, а принцип тот же.

00:12:55 И представьте себе, такая рыбка думает, что владелец аквариума тоже должен жить по законам рыб. Что это такое? Это натуральный рыбий бред, то есть нужно добавить ему рыбьего жира, так сказать, чтобы пришёл в себя немного. И тоже самое, когда мы пытаемся обывательской логикой понять нечто выходящее за рамки традиционного восприятия, тоже самое. Мы пытаемся свести это до уровня рыбьей логики, что у Абсолютной Истины должны быть жабры обязательно, то есть однозначно плавник, воздушный пузырь или как он там называется, я уже не помню, что-то такое. Он должен метать икру и пускать просто большие пузыри. И появляется какая-то золотая рыбка, она называет себя рыбой-богом, так сказать, очень дорого стоит. Как она вообще появляется золотая рыбка? Наверное, как-то думала об этом, становится супер рыбкой.

00:14:05 Принцип в этом, человек пытается переложить законы своей системы на нечто другое, на выходящее из под его влияния, как так можно жить. Но нет, этот владелец аквариума просто обеспечивает всем необходимым, сыплет корм в специально отведённом месте. В принципе, об этом даже можно догадаться, есть экономика, которая изучает, в каком месте аквариума сыпят корм и в какое время. Этим занимается экономика, то есть это называется философией водопада. Что есть денежный поток, есть маленькие речки, есть широкие речки, есть водопады, и задача просто знать, где водопады, и подойти к водопаду, и обязательно станешь мокрым, помните, нет, эту философию, я рассказывал её. С точки зрения рыбки это так воспринимается, что где-то хозяин водопада посыпал, надо знать где и во сколько. Потому что кормление рыб мы знаем происходит по определённому графику.

00:15:14 Поэтому целая астрология занимается тем, чтобы вычислить в какое время по космическим часам владелец аквариума посыпет корма, удачное время вовремя подплыть. Остальное время называется кризисным, в это время не кормят. Так примерно это воспринимается. И владелец аквариума не только находится за пределами этих внутренних законов, регулирующих жизнь рыбок. Мы их сразу назовём законами кармы - это внутренние законы, которые регулируют жизнь этой внутренней системы. Но также и не несёт ответственность за хорошие и плохие поступки этих рыбёшек в их водяном мире. Владелец аквариума не несёт этой ответственности, вся ответственность ложится на них самих.

00:16:19 Почему рыбка стукнулась головой о стекло? Так иногда время от времени она врезается почему-то. Не потому, что Бог её наказал, нет, а потому, что она сама испытывает огромные желания, желания заставляют увеличивать активность, желания гонят куда-то. И личность, душа набирает скорость, желания гонят его. У нас трасса проходит под окном такая более менее свободная, и там мотоциклисты время от времени пытаются реинкарнировать быстрым способом каким-то, у них это получается время от времени. И такая сейчас слякотища ужасная, гололёд, и я думаю, может быть сегодня не будут? И сегодня всё равно я слышал, ррррр, поехал, все. Один раз правда, второго раза уже не было, наверное все-таки реинкарнировал, куда-то уехал.

Почему мы совершаем глупости?

00:17:20 То есть тянет его. Что его тянет? Желание тянет, желание является двигателем. И желание тянет, гонит из конца одного аквариума в другой конец эту личность, личность рыбы. Гонит её это желание туда сюда и заставляет совершать те или иные поступки, а соответственно те или иные глупости. Желание заставляет совершать. Поэтому в этом стихе интересно говорится, что только понявший Абсолютную Истину может выйти из под влияния законов, которые действуют внутри системы, внутри аквариума, внутри материального мира. Только понявший, что есть другая реальность, есть законы другой реальности, есть взаимоотношения другой реальности с этой реальностью, есть внутренние законы, по которым мы живём и есть правильное отношение к вышестоящей реальности. Вот когда все это осознаётся, тогда и личность выходит из под влияния внутренних законов.

00:18:27 Это возможно, факт, этот стих это гарантирует, гарантия даётся. Поймёшь - выйдешь, не поймёшь - не выйдешь, все очень просто. Кто сдал экзамены, из класса выходят, кто не сдал, сидит пересдаёт. Все, невозможно никак на другой курс перевестись, пока не сдали все экзамены, то есть не переведут, будешь сдавать, пока не сдашь, тоже самое. Поэтому об этом же говорится в этом 14 стихе. Кто сдал, пожалуйста, вперёд, не сдал, ну что делать, личное желание опять-таки. Так и человек сам осуществляет свои желания. Сам желает, сам хочет осуществить своё желание, прикладывает какие-то мыслительные процессы, физические какие-то способности, сам совершает глупость определённую, так как любая деятельность толкает на какую-то глупость.

00:19:41 В общем-то, это некоторая концепция критики в этом мире. То есть критикует человек философски неразвитый. Почему? Потому что любая деятельность порождает ошибочность, это факт абсолютный. Чтобы человек ни делал, какая-то часть его пути будет ошибочной. То есть ошибочность в материальном мире - это часть пути. Поэтому сама по себе критика ошибочности - это некоторое непонимание пути, некоторая идеализация пути, идеализация деятельности, идеализация самого мира как такового, то есть это уже даже идеализация внутренних законов. Мало того, что это непонимание законов внешних, это ещё и непонимание внутренних законов.

Что такое критика?

00:20:43 Поэтому с критикой все очень сложно. Критика - это одна из самых сложных деятельностей в этом мире, потому что очень легко совершить ещё большую ошибку, то есть сама по себе критика ошибки является тоже ошибкой. Поэтому очень трудно исправлять чужую ошибку. Это нужно быть, действительно, квалифицированным. То есть чтобы исправлять кого-то, нужно быть крайне квалифицированным. Поэтому мы сейчас не будем эту тему обсуждать, но сам принцип. Это какая-то ошибочность происходит, и сам же он получает за это последствия за свою ошибочность. И потом что происходит? Он не готов принять эту ошибочность, как мы выясняли, начинает обвиняет другую реальность, тут же.

00:21:45 До этого он не принимал другую реальность. Он говорил: все это абсолютно ненаучно, чудо все это, никому это не нужно. Но как только он совершает ошибку и все начинают на него пристально смотреть: «Что это ты делаешь?», вот человек тут же начинает что делать? Он тут же начинает оправдываться и сваливать вину, ладно, если на ближних, но он начинает сваливать вину на Бога, в конце концов, понимаете. Он начинает говорить: «Почему Бог такой жестокий? Почему Он со мной так поступает? Что я ему плохого сделал? Почему не его, почему меня?» То есть 5 минут назад, если бы вы его спросили о Боге, он бы говорил, что это ересь несусветная, понимаете. Но тут же он потерял кошелёк, у него сгорела квартира, и он тут же говорит: «За что?», понимаете, тут же начинает вести себя неадекватно в этом плане.

00:22:52 Может показаться, что в этом случае он обращается к следующей реальности, к другой реальности. Но, в действительности, это не происходит. В этом случае тоже не происходит обращение к Абсолютной Истине как таковой. То есть даже не является обращением, как таковым, к Абсолютной Истине. Это не является ни молитвой, ни мантрой, ни обращением. То есть сознание не направляется туда, оно остаётся здесь. В этих обращениях просто происходит замена слов, то есть нужно слово «Истина» заменить на «Я», и тогда всё просто переводится, все тут же встанет на свои места. Почему я так глупо поступаю? Почему я такой глупец? Почему я так жестоко себя веду с другими людьми? В действительности, личность просто пытается сделать такое философское смещение, на кого-нибудь сместить, всё равно на кого, понимаете. На родных как-то некрасиво смещать, на далёких глупо слишком выглядит, а на непонятно кого почему нет.

00:23:59 То есть это так же не приводит к возвышению сознания. Поэтому человек совершает глупости, но это далеко не всегда возвышает его сознание. То есть через глупость - это очень глупый путь, несмотря на тавтологию. Путь через глупость достаточно труден и далеко не каждый, проходя через трудности, возвышает своё сознание. Пока трудность идёт, происходит это якобы обращение к нечто возвышенному. В действительности, это просто заменительное мышление. Как только трудность заканчивается, все, как отрубает. На эту тему столько анекдотов рассказано, даже не буду их вспоминать, вы их сами все знаете, сам принцип.

00:24:47 И система, которая позволяет выйти из этой аквариумной иллюзии, называется йога, простая в принципе вещь, достаточно сейчас популярная. Но мало кто понимает в чем смысл, мы так потихонечку об этом рассказываем. Йога даёт высший тип знания, в этом принцип йоги. Йога должна знать, должна дать этот высший тип информации. То есть это знание, которое должно выводить из иллюзии, особый тип знания. Большинство знаний, которые получает современный человек, ещё больше погружают его в обусловленность. Это внутреннее знание, знание о внутренней реальности. Оно не раскрывает, что происходит за границами, это не знание, это некоторая ограниченность. Когда знание не даёт полной картины, это некоторая форма ограниченности. Да, оно полезно в рамках этого знания, но не далее этого. В рамках да, есть какая-то полезность, никакой проблемы нет.

Наше же собственное тело источник наших же собственных проблем

00:26:00 Но трансцендентное знание, к которому мы подходим в Бхагавад-гите, это особенное знание. Оно начинается с того, что объясняет нам, сколько проблем причиняет нам наше же собственное материальное тело. Очень ошарашивающие вещи, вторая глава Бхагавад-гиты, которую мы проходили. Вроде бы все нормально разбирали, физику изучали, химию изучали в школе, английский язык изучали, на физкультуру ходили, на труд ходили, на домоводство ходили, на ОБЖ ходили, везде ходили, намёка даже не было на такую идею. И тут вдруг с первого же момента звучит интересная мысль: наше же собственное тело источник наших же собственных проблем. И начинаются в голове движение: не понял. Потому что тут начинаются некоторые размышления: а как теперь? что это? почему?

00:27:01 А, в действительности, когда в первый раз человек с этим сталкивается, у него такое негодование возникает, такое очень яркое, аж лицо краснеет у человека. Когда я читаю в новой аудитории лекцию, пытаюсь об этом рассказывать, вот на этом моменте обычно у кого-то лицо краснеет, и он аж подскакивать начинает. То есть не надо тольк эту тему, вот обо всем другом: о деньгах, о здоровье, о том, о сём, но вот про тело не надо, тело это святое, бодибилдинг. Мы смотрим правильные передачи, мы заботимся о здоровье, мы йогой занимаемся, чтобы быть здоровым. Но вдруг появляется такая идея: сколько проблем нам причиняет материальное тело. В действительности, это первая буква только в алфавите истинного знания.

00:27:57 Только тогда, когда человек понимает, что тело доставляет одни беспокойства, с этого момента начинается его путь в мир духовного самоосознания. Если человек не осознает, что от тела приходят беспокойства, зачем вообще идти в сторону духовного самоосознания? Не надо идти. Но мы видим: тело стареет и умирает, и это очень подозрительно. Что может быть подозрительнее того, что тело стареет и умирает? Но современного человека это не беспокоит. Он готов говорить о чем угодно, только не о старости и не о смерти, только не об этом. Это называется упадническая философия. Это знаете, расписание магазина - это упадническое явление, там написано, когда он закрывается, упадническое настроение, понимаете, да. Наша лекция закончится через час - упадническое настроение. Это не упадническое настроение, это обыкновенный факт. Это трезвое настроение.

00:29:08 Если человек идёт просто так в тот же магазин, если он идёт и его не интересует расписание, этот глупец, попадёт на перерыв или придёт к закрытию. Что делает разумный человек, когда идёте в магазин, что вы делаете, я надеюсь? Звоните, расписание смотрите, сверяетесь, спрашиваете: до скольки работает, очень интересно, до скольки работает, это упадническое настроение? Нет, это разум. Но когда мы начинаем говорить, до скольки работает тело, это называется упадническим настроением. А кто знает до скольки оно работает? Очень интересно, да. И вдруг мы узнаем, что наш магазин может закрыться в любую секунду, и тут глаза выкатываются. Но это реальность. Если человек не хочет об этом думать, значит он просто не готов ещё к самоосознанию, не готов об этом говорить, думать, размышлять.

00:30:17 Поэтому помните, мы говорили, как понять человека, с которым можно говорить на духовные темы? Нужно с ним чуть-чуть поговорить об отличие души от тела. Если это хотя бы одним словом с ним задеть, и человек готов об этом говорить, с ним можно говорить на любую другую духовную тему. Если человек на эту тему не готов говорить, только кормить, торт ему, сок и все, пусть кушает, бесполезно. Потому что нет готовности. То есть вот это первая буква. Если человек не готов изучать алфавит, зачем слоги изучать, зачем слова, предложения, уж тем более поэзию. Бхагавад-гита - это алфавит, дальше есть ещё поэзия, Шримад Бхагаватам, другие книги. Поэтому целая вторая глава говорит только о первой букве А, отличие души от тела.

00:31:13 Вот это подозрительное явление, старость и смерть, об этом нужно уметь говорить с философской точки зрения. Молодые люди, молодость очень интересное явление. В молодости кажется, что старики – это другая форма жизни. Знаете есть: верблюды, слоны, черепахи. Есть старики, отдельная форма жизни, что люди они другие, люди как мы все, 16-летние, 18-летние, вот это люди. А старики это другая форма жизни вообще, вот эти вот бабушки, дедушки, это другая форма жизни, мы ими никогда не станем, это нужно умереть и уже стариком родиться. То есть это никак не воспринимается, в реальности это так, то есть именно так и видит молодой человек старика. Он думает что это другая планета. Планета стариков какая-то, какой-то другой уровень жизни. Тут муравьи, там птицы, тут какие-то старики, а тут мы молодые, сильные люди. У нас все впереди, будущее, все нормально, здорово и уж точно я таким никогда не стану. А когда он начинает становиться, у него начинается кризис средних лет: не понял, как-то я заразился что ли чем-то, выпил из того же стакана, что и бабушка или что, чем-то я заразился, факт. Даже есть эти изменения на каком-то внешнем уровне, которые начались и все, человек может что-то понять. Началось, то, о чем человек не хотел думать. И уже поздно. Если началось, уже поздно об этом думать, уже начинаешь догонять, уже немножечко время упущено, поэтому начинается некоторое недовольство.

00:33:11 И что происходит? Мы выяснили, что тело стареет, умирает. Мы воспринимаем все это отдалено. И до тех пор, пока человек не понимает, что его собственное тело является его самой большой проблемой, он будет получать новые тела из жизни в жизнь, будет возвращаться к одному и тому же, пересдавать урок, так и не понимая, что он и не тело вовсе, а он душа, которая хочет вырваться из этих тисков материальных желаний. Тело - это форма материальных желаний, это его желания. Вот так они сформировались, так они оформились его желания. Но приходит на помощь йога, слава Богу, йога пришла в мир Запада, спасибо ей. Очень хитро пришла, с партизанской целью.

Что такое йога?

00:34:06 Йога - это партизанское явление. Никто не знает в чем смысл йоги. Йога минирует западное мышление, это партизанское явление. Сейчас расскажу в чем её сущность. Йога приходит на помощь к несчастному живому существу и помогает ему понять отличие души от тела. То есть йога должна разочаровать человека в теле. Мы говорили уже немного об этом. Йога выворачивает тело наружу, человек начинает видеть своё тело изнутри. Это секретная миссия йоги. Йога вовсе не является каким-то индийским боди-билдингом или ещё чем-то, или индийским фитнесом, нет. Йога – это способ избавиться от любви к своему собственному телу, понять свою истинную духовную природу.

00:33:58 С чего начинается йога, кто помнит? Вот это яма-нияма, что это за уровень? Это уровень чистоты. Йога начинается с чистоты. В чистоте есть один секрет. Чистота - это также аспект, который поддерживается культурой. Культура тоже стоит на защите чистоты. Почему? Чистота очень интересное явление. Фактически, очищение - это одна из самых загадочных практик, потому что в результате очищения... Вроде бы сначала безобидно звучит: почиститься. Печень почистить, то почистить. Очищая своё тело всеми возможными способами, человек вдруг понимает, что его очистить невозможно. Что сколько не очищай, толку нет. С утра надо заново начинать, заметили, нет? Пробовали зубы чистить? То есть сколько не чисти, бесполезно, три раза в день, хоть сколько не чисти, хоть щётку с собой носи. Сколько не мойся, всё равно надо идти заново мыться. Сколько не очищай тело, не очищается, чувствуете, какая интересная идея в голову приходит. Это йога к этому подводит потихонечку.

00:36:25 То есть это вот борьба за чистоту приводит к пониманию, откуда исходит проблема, откуда исходит грязь. И оказывается, что моё собственное любимое облизанное, лучшими духами побрызганное и дорого подстриженное тело, понимаете, вдруг именно оно оказывается источником проблем, понимаете. Не дай Бог его не чистить изо всех сил, это будет одна сплошная проблема, одна сплошная болезнь, понимаете. Вдруг оно является источником. Так йог становится на первую ступень своего развития, в этом идея йоги вообще, вот эта вот первые две ступени яма- нияма. Когда человек проходит, встаёт на первую ступень развития, это называется ступень здоровой брезгливости. Человек понимает: тело - это вовсе и не радость, которую описывают, а это на самом деле гадость. И тело другого человека тоже небольшой подарок, понимаете.

00:37:26 То есть появляется здоровая брезгливость. Есть больная брезгливость, когда у человека психика не в порядке. А есть здоровая, философская, человек реально понимает где проблема здоровая. То есть его перестаёт радовать тело как таковое, он уже с подозрением смотрит в зеркало, а не с радостью: нормально ещё. Нет, он с подозрением уже смотрит, он уже проверяет, как там дела, насколько сегодня оно много проблем мне принесёт. Его перестаёт радовать тело как таковое и ему не хочется им любоваться или красоваться, то есть у него пропадает это. Он перестаёт понимать, чем он раньше так гордился, чем он раньше так радовался. Его перестаёт это также радовать.

00:38:23 Так открывается мистическая способность, вот это называется мистическая способность, мистика. Обычно, мистика - это что-то такое слишком сложное: по воздуху полетать, по воде походить, нет. Главная мистическая способность йоги - это видение, ясное, чёткое, трезвое видение своего собственного тела. Вот это вот мистическая способность, так просто этого не достигнешь. Никакой материальный метод не приведёт к тому, чтобы человек так просто перестал трезво воспринимать, иллюзорно воспринимать своё собственное тело. А йога это даёт, всего первые 2 этапа. Всего этап чистоты, яма - нияма и человек начинает трезво видеть себя. Он смотрит в зеркало и видит ужас, понимаете, ужас. Он начинает это осознавать. Это не я, я не могу быть таким, я не должен быть таким. И тут, ничего на меня не упадёт? Какие-то процессы над головой происходят. В Ведах говорится, если что-то происходит над головой, нужно обязательно произойти, потому что это признак того, что приходит тяжёлая карма. Поэтому какие-то процессы, есть такая цитата. В астрологии есть такое предзнаменование, что над головой это всегда к тяжёлой карме, нужно быть аккуратным. Так на сцене рампы падают знаете на голову, то есть процессы происходят.

00:39:55 Это мистическая способность, человек видит истинную природу тела. И, соответственно, это же он понимает и в отношении к телам других людей. К чему это закладывает фундамент философский? Когда человек это видит, у него появляется основание для дальнейшего избавления от гордости и вожделения, понимаете. То есть уже гордиться нечем, и вожделеть тоже как-то грустно, если человек понимает отличие души от тела. Если он этого не понимает, от гордости и вожделения избавиться просто невозможно. А это вот главные причины страданий: гордость и вожделение, это основная причина страданий. Если мы разберём вот такие явные корни всех беспокойств, гордость, вожделение, они мучают, факт. И чтобы избавиться, нужно пройти первую ступень чистоты. Поэтому посмотрите, идёт эта волна чистоты и чиститься то, сё. То есть пожалуйста есть это движение в сторону чистоты, молодец, йога принесла эту тенденцию.

Для чего нужна йога?

00:41:06 Для чего все это нужно, в конце концов, если мы возвращаемся к этому стиху? Все это нужно для того, чтобы суметь сосредоточиться на Истине, суметь сосредоточиться на Боге. Пока человек сосредоточен на своём теле, пока для него привлекательно собственное тело, он не может нормально сосредоточиться на душе или Боге, просто не может. В йоге есть это понятие самадхи. Что такое самадхи? Это состояние, когда йог отвлёкся от своего тела и сосредоточился на Абсолютной Истине. Вот это называется самадхи, очень простое явление, в принципе. Но не хочется отвлекаться от самого себя. Так йог попадает в мир знания, вечности и блаженства. Так он выходит из этого аквариума, перестав сосредотачиваться на себе, сосредоточившись на Истине, можно перейти, сознание переходит в другую реальность.

00:42:05 Поэтому тело сейчас играет некоторую роль врага. Есть, к сожалению, у тела эта функция. Роль врага, его роль очень простая - отвлекать, отвлекающий маневр, тело отвлекает. В этом его враждебная функция сейчас. И это разрушает, отвлечение всегда разрушает. От дороги отвлеклись, врезались, все, понимаете. От учёбы отвлеклись, все, двойка. От еды отвлеклись, все, в рот даже не попали с куском хлеба. Отвлеклись, проблема началась. И тело отвлекает, мешает сосредоточиться. Соответственно, тут нужно понять, что это вовсе не значит, что от него нужно избавляться, сразу хочу предупредить. Вовсе не значит, что избавляться нужно от врага, понимаете, нет, или с ним насмерть бороться, нет. Как мы выяснили, задача просто отвлекать. Поэтому и победа над этим врагом, вот этим врагом – это просто перестать на враге сосредотачиваться, а полностью обратить своё внимание на Абсолютную Истину. Это будет победа, все очень просто. Потому то его задача отвлечь, а мы не поддались.

00:43:30 Вот эта вот сосредоточенность на враге – это последняя ловушка иллюзии, тоже очень интересное явление, когда мы сосредотачиваемся на враге. Вот эта иллюзия отвлекает нас, создавая ситуации, в которых нам кто-то кажется врагом, и мы начинаем бороться с ним изо всех сил, вместо того, чтобы сосредоточиться на Абсолютной Истине, это значит, что мы ещё остались внутри аквариума, если мы боремся с врагом. Это значит, что мы остались внутри, что наше сознание ещё внутри. Мы видим врага не только во вне, мы видим врагов внутри. И так как мы полностью, попадая в эту иллюзию, сосредотачиваемся на этой борьбе, мы опять отвлекаемся от Абсолютной Истины, видите? Сосредоточенность на враге тоже отвлекает от сосредоточенности на Абсолютной Истине, такая хитрая ловушка, понимаете.

00:44:29 И самое смешное, что на такую войну иногда умудряются идти под знамёнами духовности, под знамёнами цитат из священных трактатов, с лозунгом «с нами Бог». Взяли его и, так сказать, на верёвочку посадили. Что если на флаге написать с нами Бог, то Бог будет с нами что ли? Это слишком просто как-то, понимаете. Тогда можно наколоть «Бог у меня во лбу, Бог в моем сердце, Бог у меня во рту». Нет, не так все прост. Так действует иллюзия, она говорит нам: захотел в духовность поиграть, сейчас я тебе таких врагов покажу, которых ты и в материальной жизни никогда не видел. И человек отвлекается. Он вроде бы пришёл в духовную жизнь, только сделал первый шаг, и опять назад в иллюзию, в войнушку играть: «О, сектанты. Не так все надо, вот так надо все».

00:45:32 Мне каждый день приходит письмо: «Вы не правильно лекцию читаете, каждый день». Я удивляюсь, да сколько можно, понимаете. Я уже даже отвечать перестал на каком-то моменте. Некоторые звонят, объясняют как надо. То есть вот это поиск врага он всегда отвлекает. Кажется вроде бы вот она, начало жизни, и опять пошёл врагов искать. И опять вернулся, опять грустный и в результате оказался один. Такой борец он не способен ощутить истинное духовное счастье, счастье тут же уходит. Как только мы начинаем насмерть бороться с врагами, счастье тут же уходит. В действительности, такой человек страдает даже ещё больше, чем до этого, так как свою борьбу он ещё умудряется священной называть, понимаете. Все, священная война однозначно, все. А значит человек развивает в себе гордость, не доступную на материальном уровне, он в себе священную гордость развивает.

00:46:44 И заметьте, как это сейчас распространено. Каждый вечер какая-нибудь телепередача про борьбу между духовными организациями. И все взахлеб. Два стоят попа каких-то, один что-то говорит, другой ему в лицо смеётся, ха-ха-ха, понимаете. Потом тот говорит, другой ему в лицо смеётся, ха-ха. Позорище. Они не понимают, что они делают. Они показывают всем то, что очень трудно встать на духовный уровень, на духовную платформу. Они показывают декоративный вариант материального мышления. Декоративный, одетый в духовную одежду вариант материального мышления, понимаете. Это не является духовностью. Когда вы видите такие вещи, это не духовность. Это изощрённый вариант материализма.

Принцип противостояния

00:47:49 Да, иногда, конечно, должно быть противостояние. Конечно, это мир такой, бывают сложные вещи. Но не в такой форме все это, не так это все происходит. Принцип противостояния состоит в том, что в противостоянии могут участвовать только те, кто разбирается в противостоянии. Вот это научное противостояние, если можно так сказать. То есть если мы разбираем как там правильно совершать там какую-нибудь операцию на сердце, то участвовать в этом должны хирурги, которые совершают операции на сердце. Ну или хотя бы студенты, понимаете. Но когда зовут велосипедистов, космонавтов и их ещё мнение просят высказать по этому поводу, вот это просто извращение, то есть это вот такое тяжёлое философское извращение, понимаете. Поэтому вот все эти телепередачи это просто извращение, такое очень тонкое материальное извращение, духовность не имеет никакого смысла.

00:48:55 В действительности, истина доказывается в кругу тех, кто этой истиной и занимается. А иначе это просто извращённое мировосприятие, знаете такое не имеющее к этому никакого отношения. Поэтому и вы можете увидеть, что играется-то не на истине, а играется на чувствах зрителей, кто громче кричит в реальности. ыЕсли посмотреть на доказательную базу, доказательная база немножечко животная, то есть кто громче отрычал, тот и победил, молодец, все. Не имеет отношения к истине. Истина - это нечто другое. У истины другие законы доказательств. Истина доказывается поведением. Истина доказывается реальной жизнью. Истина доказывается своей собственной конкретной жизнью. Если ты прав, стань святым, вот и все, какая проблема. Не можешь, сиди молчи. Не учи других, как стать святым, если ты сам ещё не стал, нет смысла никакого. Говори о чем-нибудь простом, о чем-нибудь понятном, понимаете, сам принцип.

00:50:14 И, в действительности, то, с чем нам хочется бороться, не так велико, как нам кажется. Обычно, иллюзия состоит в том, что нам кажется очень большим препятствием то, с чем мы боремся, что это геройство с этим бороться. Но принцип такой, сейчас я его объясню. Если наше сознание низкое, то проблемы кажутся очень высокими, а если наше сознание высокое, то проблемы кажутся низкими, понимаете принцип? Очень простой принцип. Поэтому когда у человека огромные проблемы, о чем это говорит? О том, что нужно над сознанием поработать. Дело-то не в проблемах, проблемы одни и те же. Над сознанием нужно поработать. И когда сознание сравняется, проблемы станут нормальными. А когда оно возвысится, проблемы будут естественными, бывают в жизни неприятности, понимаете, что делать.

00:51:22 Если немножко пойти в эту тему, много раскапывают всего, археологи ломают голову по поводу динозавров, думают: вот страшные монстры, огромные страшные монстры. Если бы рядом с ними жили люди, они бы их всех съели. Такое мышление, то есть перенос правил сегодняшней жизни на правила других эпох: точно бы съели, если бы сейчас жили. Но это другая юга. В Ведах рассказывается об этих временах. Это совсем другое время. Трудно сказать какие годы, так не скажешь, другие юги, другое состояние Земли. Всё имело другие размеры, это описывается в Ведах, немножко другое соотношение, другие измерения, понимаете. Поэтому и воспринималось все совсем не так.

00:52:33 Посмотрите, если мы станем чуть поменьше ростом, то обыкновенная, какая-нибудь ящерица покажется нам страшным динозавром. А какая-нибудь сорока будет будет страшным врагом, птеродактилем, который запросто голову пробьёт любому. Отношение другое, факт. И мы встречаем все эти вещи и все эти раскопки мы также встречаем, ну не будем об этом много говорить, сам принцип, что мы перекладываем сегодняшнее соотношение на другие реальности, на то, что происходило, думаем, что так и должно было быть. Посмотрите на то же концептуальное изображение Нрисимхадева и Хираньякашипу. Если мы посмотрим на традиционные изображения, эти сохранённые факты как это было на самом деле, то Хираньякашипу по сравнению с Нрисимхадевом просто микроб соотношение. А Хираньякашипу был выше, чем сейчас все нам известные личности. То есть другие размеры немножечко, другое соотношение.

00:53:41 Не зная это, можно не понять как это все происходит в другие времена. Ещё на самом деле остались даже деревья с тех времён, высочайшие деревья, снизу не увидишь, где верхушка заканчивается. Облака туда заходят, то есть верхушки выше, чем облака, в прериях остались деревья, секвойи, ещё какие-то, огромнейшие, высочайшие, понимаете, с других времён, другие были соотношения, факт. И могилы раскопаны многие с огромными личностями. То есть не принято об этом говорить. Поэтому и мы сейчас много не будем. Сам принцип, что опять-таки мы пытаемся перекладывать сегодняшние какие-то размеры и принципы на другие времена, поэтому и не можем понять. Кажется, в это поверить невозможно. Но все меняется.

00:54:36 Так и в наше время происходит некоторая путаница с чем, собственно говоря, бороться надо. Правительство, например, говорит, что оно борется с бедностью. Но бедность состоит не в количестве денег, бедность – это неудовлетворённое состояние сознания, это просто неудовлетворённый человек, бедный человек - неудовлетворённый. Поэтому если уж бороться с бедностью, то нужно с неудовлетворённостью бороться. Нужно понимать процессы, что делает человека счастливым. Если человек не удовлетворён, он всегда будет беден, сколько денег ему не дай, понимаете. Поговорите с любым миллионером или с миллиардером. Тоже самое скажут: денег нет, ничего не хватает, одни долги, все вложено, я в минусе. Все равно состояние бедности.

Что такое жадность?

00:55:36 А тут мы пойдём дальше - отчего возникает неудовлетворённость сама? Очень интересная параллель. Сама неудовлетворённость всегда возникает от жадности. Жадный человек не удовлетворён, ему всегда мало. Поэтому он и не удовлетворён: у них есть, у меня нет, жадность. Вот и весь секрет. Поэтому чтобы побороть бедность, с чем нужно бороться? С жадностью. Вот и весь секрет. Поэтому пропаганда простой и здоровой жизни может запросто помочь в этом вопросе. Что такое простая и здоровая жизнь? Это не жадная жизнь, это щедрая жизнь. Много мне не надо, что мне надо, понимаете? Люди так раньше учились жить.

00:56:18 Раньше мне рассказывала бабушка, не помню или кто она мне, приезжала. Ну, в общем, тогда я её воспринимал другой формой жизни. И она мне рассказывала, что в их времена учились есть очень мало. И с утра всем выдавался хлеб какой-то и они его делили на три раза, кто сколько хотел, и съедали. То есть мало ели, говорит, и нормально, не было проблем, мы не голодали. Мало ели, но не голодали. Мы нормально себя чувствовали. Просто мы были сразу приучены к здоровой жизни: ели мало, работали много, отношения старались держать хорошими, нор мально жили, понимаете. Говорю: как это мало ели. Вот булка хлеба там на день, на семью, все рассчитано. То есть урожай собрали, рассчитали, все, больше есть просто нельзя, элементарно. И говорю: и как, и голодали? Нет, нормально все поели и ходили, никакой проблемы, голод не ощущался, здоровые все, ходили, никакой проблемы, понимаете.

00:57:28 То есть это не так, что контроль питания, контроль здоровой жизни, так сказать, это голод какой-то. Это не голод, это наоборот умение держать себя в руках, умение знать свою норму. Сейчас норма явно перебрата, это факт, явно что есть в этом некоторый перебор. То есть стремлением к накопительству сейчас никого не удивишь, техникой накопительством, [неразборчиво] накопительством, никого не удивишь. Все рассуждают, какой банк лучше, какая валюта лучше, целый телеканал об этом говорит все, пожалуйста. А вот культивирование чистоты и простоты это действительно оригинальный, альтернативный способ для современной эпохи, развития и многообещающий, потому что если мы разбираем эту логику простейшую, мы видим идею, саму идею. То есть жадность точно ещё никого не сделала счастливым, почему бы не попробовать путь щедрости, почему нет? Очень интересно.

00:58:35 Остальные какие-то открытия вместо счастья могут легко привести к ещё большем неприятностям. Много всего нового, так сказать, свежего. Но только посмотрите, например, очень интересный момент: человечество ищет лекарство от старости и смерти. Но что произойдёт с нами, если это действительно, например, случится? Что мы будем делать с этим? Что делать? Нужно будет решать кто будет жить, а кто нет? Что делать? Как поддерживается какая-то система? Тем, что она сохраняется в какой-то пропорции. Если пропорция нарушена, то что происходит? В этом случае происходит самопоедание системы, потому что некуда деваться.

00:59:32 Поэтому нарушать какие-то законы, которые уже есть, это верный шаг к непредвиденным последствиям, о которых даже думать никто не собирается, не хочет. Все что угодно может происходить. Поэтому вроде бы мы хотим сохранять жизнь, но в результате может начаться настоящее насилие, понимаете. Поэтому нужно быть очень аккуратным. Нужно точно воспринимать ситуацию и в какую сторону двигаться, в общем-то. Об этом примерно и говорилось в этом стихе. Времечко да? К вопросам можно приступить потихонечку на эти темы, пожалуйста.

Ответы на вопросы

01:00:50 [Вопрос]: «Извините, искусственно избавиться от вожделения и гордости это же невозможно?»

01:00:56 [Рузов В.О.]: Да, вот мы как раз и говорили, что если человек не идёт по ступеням развития, вот это есть искусственно. Поэтому если человек не проходит эту реальную стадию очищения и не осознает, в действительности, что от тела исходит проблема, он не может избавиться от вожделения. Потому что тело, что такое вожделение тела? Человек думает, что от тела исходит великая радость, счастье великое. И поэтому он этого хочет. То есть вожделение - это желание, он этого хочет, понимаете? И как только он видит реальность, у него тут же желание пропадает. Это также как и с любым другим каким-то желанием, как желание славы. Человек получает славу, 95% получивших славу убегают сломя голову от этой славы, знаете об этом, нет? Остаются только извращенцы, понимаете.

01:01:50 Реально человек, когда чувствует это, он понимает, как это неестественно вообще, потому он это не заслужил, он чувствует: я это не заслуживаю, все. Это просто какое-то стечение обстоятельств, просто какой-то бизнес. И все, и меня возносят, нормальному человеку плохо становится, от незаслуженной славы, вот реально, вы это все чувствовали. То есть вас начинают хвалить, а незаслуженно вы это чувствуете, факт, нет? То есть это абсолютный факт, реальность. А тут представьте, что вот, например, вся страна так себя ведёт, и вам деться некуда. Все, то есть 95%, даже 99% уходят от этого, они подходят к этому, вроде полжизни тратишь, чтоб к этому ну подойти, а отход потом чуть ли не 99%, вот это я хорошо знаю, убегают, понимаете.

01:02:40 Тоже самое деньги. Человек думает деньги, деньги, деньги. Но когда к нему приходят деньги во всей своей красе, то он все пытается устроится как можно спокойней. Тоже единицы идут дальше. Потому что нужно уже и кушать, товарищей по бизнесу, и конкуренция, и все и начинается. Как помните, мы говорили, что в Ведах описывается, если приходят деньги, то соседи начинают плохо на тебя смотреть, помните. Если приходят большие деньги, то родные начинают на тебя плохо смотреть. А если приходят очень большие деньги, то даже твои дети хотят твоей смерти. Ну когда он умрёт, когда? То есть кому это понравится? Никому не понравится. Поэтому большинство людей, которые честно к этому шли, думая, что это принесёт счастье, они так же разворачиваются и становятся середничками, то есть они не идут дальше. А вот не надо мне этого, зачем мне вот это вот, так сказать, крысиные бега, это называется крысиными бегами.

01:03:43 Вот он доходит до этой стадии крысиных бегов, вот ему эти первые деньги пришли, и он чувствует: вот теперь я должен есть своих друзей, вести себя как крыса, все. Он думает: да не надо мне это, я буду жить нормально, устроюсь, тихонечко буду дальше работать, никакой проблемы. То есть он не идёт дальше. То есть как только человек видит ясно реальность чувственных проблем, как только он видит реальность, бесполезные чувственные гонки, он тут же понимает, что все это надо как-то другим образом строить. Он тут же понимает важность отношений, он тут же понимает важность роста своего внутреннего. Он тут же понимает, что ценности-то другие, переоценка идёт всей его жизненные платформы.

01:04:38 Опять-таки, это кризис средних лет это переоценка, когда человек достиг того, чего хотел, он понимает, что это не то, чего оно хотел. Он хотел через это стать счастливым, а счастье не пришло. Он со всеми поссорился, ну со всеми поругался, 10 раз уже развёлся, здоровье посадил и это называется счастье. И теперь ему нужно немножко от всех прятаться. Он вдруг чувствует, что он боится на улице с людьми встречаться. Он столько в жизни понаделал, что он боится на улице встретится со своими знакомыми из прошлой жизни, так он весело жил. Он думал: что-то не туда мы куда-то идём, как-то подозрительно жизнь развивается, понимаете. Поэтому здесь речь также заходит о балансе. То есть человек должен чувствовать, когда его усилия к достижению результата сбалансированы, не мешают его развитию, когда они соответствуют развитию. То есть когда отношения улучшаются, когда есть внутренний рост, когда есть понимание реальности, нет околдованностью желаниями, понимаете.

Можно ли избавиться от вожделения?

01:06:08[Вопрос]: «[неразборчиво]»

01:06:28 [Рузов В.О.]: Избавиться от вожделения невозможно, потому что вожделение - это тело, и пока мы находимся в этом теле, мы можем поливать тело холодной водой, это буквально называется в йоге. То есть мы должны снимать этот уровень правильной философией, правильным поведением, правильным контролем. То есть оно может в любой момент вернуться. Как только мы перестанем контролировать уровень чистоты, то есть как внешней, так и внутренней, вожделение сразу же вернётся, потому что оно никуда не ушло, оно замёрзло как ящерица. Однажды я приехал в Индию, там жарища 50 градусов. И я включил сразу кондиционер на полную и ящерица оттуда видать не успела вылезти. Пошла, пошла и на выходе замёрзла. И когда я заметил, она уже была как мороженная, за хвост её вытащил, она уже стояла на хвосте. Я подумал, что душу-то загубил, как-то нехорошо. Я положил её на горячие перила, на мраморные, и она оттаяла, зашевелилась и убежала. То есть у ящериц есть такая способность, они [неразборчиво].

01:07:37 Тоже самое с вожделением происходит. Тело нужно взять в руки, понимаете, как душа обязана трудиться и день, и ночь, старая песенка про йогу. Когда мы берём её в руки, очищаем своё сознание, очищаем своё тело и держим все это в таком здоровом состоянии, то есть в щедром состоянии, то есть не переедаем, не пересыпаем, дальше будут идти стихи, то в этом случае мы держим всю свою жизнь этого врага, вот это желание, которое и олицетворяет наше тело, мы держим его под контролем. То есть ни в какой момент нельзя сказать, что все, оно ушло, об этом мы говорили на прошлой лекции, послушайте. И как только человек расслабляется, любое расслабление, это значит, что оно растаяло. Как только человек расслабился, значит он подтаял, а значит, опять ожило, ящерица ожила, начались проблемы.

01:08:38 Поэтому это задача на всю жизнь. Это называется садхана. Садхана - это регулярные ежедневные действия по замораживанию вожделения и гордости. Гордость, вожделение, их нужно держать в руках. Поэтому опять-таки видите речь не идёт о том, чтобы победил и успокоился, нет. Речь идёт, скажем так, о правильной, некоторой политической игре. Это наш факт, называется прарабдха карма. И достаточно нужно быть аккуратным. То есть нужно добиться стабильного такого замороженного состояния, чтобы не было вот этих сильных глупых желаний, когда человек действительно контролирует себя, он понимает, что нужно держать себя в руках. То есть это просто называется культурный человек, в принципе, культурный человек. Но одной культуры мало, потому что культура не включает в себя внутреннее развитие. Культура - это только внешняя часть. Необходимо внутреннее развитие, потому что все-таки иллюзия очень хитрая, она способна такую философию найти, что обманет наше сознание и мы растаем. Поэтому без вот этой садханы, без регулярных духовных действий ежедневных не получится так просто держать под контролем товарища этого нашего, вожделение. Ага, ещё вопросики.

Почему у души появилось желание зависти?

01:10:28 [Вопрос]: «Патита Павана, почему изначально у такой чистой души, у детей Бога, появилось это желание - зависть. Вот почему у одних появилось, а у других нет?»

01:10:43 [Рузов В.О.]: Душа, мы говорили, это пограничная энергия. Пограничная - значит взбалмошная, то есть неусидчивая. Похоже на состояние ребёнка. То есть сидел, сидел, хоп, убежал куда-то. То есть есть вот эта вот тенденция попадать под влияние. Поэтому, попали под влияние, убежали с урока.

01:11:08 [Вопрос]: «Это одна третья джив, наверное, в материальный мир ушла, да, нет?»

01:13:13 [Рузов В.О.]: Ну на счёт процентов мы не будем. То есть Абсолют не измеряется в процентах, абсолютное невозможно измерить в процентах. То есть пограничная энергия значит есть тяга к тому, чтобы менять своё положение, пограничная, то есть может там, может там. Поэтому вот захотелось поэкспериментировать, вот сбежали с урока. Все когда-то сбегали с урока в первый раз. Ну вот сбежали, получили все, вернулись, больше не буду, сижу спокойно, набегался.

01:11:44 [Вопрос]: «А те, кто не бегал, они могут?»

01:11:48 [Рузов В.О.]: Могут сбежать, если захотят, это их право, никто никого не держит. Но просто они хорошие, понимаете. Мы тоже хорошие, но вот решили побегать немножко. А сравнивать это невозможно никак. Просто одни вот сейчас в бегах, другие нет. Какая-то часть класса сорвалась и сбежала с урока. Бывает, пограничная энергия. В этом наша особенность, мы любим экспериментировать, заметили, нет. Человек мог бы один раз в жизни поесть и решить, все, вот этот кефир люблю, вот этот хлеб, все, вот эту соль, вот этот сахар, и покупать их всю жизнь. Что он делает? Нет, да? Каждый день, заходя в магазин, он думает: а может вот этот кефир купить, может этот хлебушек попробовать, может это масло. Это наша природа экспериментировать.

01:12:49 Это просто немножко неудачный эксперимент, бывает, купили и что-то неудачно. Бывает, что взяли и лучше бы взяли то, что нравилось, говорила мне мама, понимаете. И вот нам мама тоже говорила, и папа говорил, понимаете. Все, папа Бог нам говорил: не надо вот этого. Мы говорили: ну хочется, ну что, сбегаем. Сбегал, все, вернулся, бледное лицо, руки трясутся, больше так не буду. То есть не страшно, но грустно, понимаете. В какой-то момент наступает грусть расплаты. Вот пока прогуливает ребёнок, он довольный. А когда вот надо вот в школу идти, опять грусть начинает, понимаете. А как же теперь, тут ничего не скроешь, тут все на виду, понимаете.

01:13:47 И вот за то, что мы прогуляли, нам ставится двойка, даётся тело материальное. Тело - это двойка для души, понимаете. Получай, этого хотел, получай. И вот мы с этой двойкой ходим. Поэтому посмотрите друг на друга, мы все двоечники, у нас, так сказать, продлёнка тут, нас оставили после учёбы, двоечники мы, понимаете. Ну что делать, надо вот сейчас все пересдать. Поэтому открыли книжки, задания, учим, восстанавливаем, понимаем своё неправильное поведение, испытываем, так сказать, правильные эмоции раскаяния. Скоро за нами папа, мама придут, и заберут нас домой. Примерно так и есть. Вот если так грубо рассматривать, примерно так и есть.

01:14:48 То есть душа имеет детскую природу, молодую природу, не старческую природу. Поэтому и поведение такое немножечко детское бывает, да. Поэтому в этом мире тоже нужно поменьше экспериментировать. То есть, культура- это значит сильно не нужно экспериментировать. Родился, спокойно живи, выучился работай по специальности, женился, все, достаточно. То есть вот поменьше экспериментов, поменьше, чтобы не продолжались приключения дальше. А то сюда попали в виде эксперимента, и тут ещё продолжаем экспериментировать. Есть и ухудшения ситуаций, это не самое грустное место. Есть места и по грустнее, даже на этой планете, даже в этом городе, я думаю даже в этом здании есть места по грустнее. Если даже сесть вот где-нибудь под ветерок, уже будет грустно. Поэтому ухудшать можно сколько хотите, не будем ухудшать. Мы и так достаточно прогуляли так. Ещё один вопросик можно задать последний.

От чего возникает неудовлетворенность?

01:16:15 [Вопрос]: «Извините, неудовлетворённость возникает только ли от жадности? Много таких неудовлетворённых людей - то страна плохая, то взаимоотношения. Как помочь вот этим людям?»

01:16:25 [Рузов В.О.]: Да, неудовлетворённость - это не исполнение желания. Когда у человека есть сильное желание, он думает, что исполнение желания делает его счастливым, и этих желаний много, и они не осуществляются. А в осуществлении желаний, к сожалению, есть одна такая нехорошая особенность. Каждое осуществлённое желание рождает ещё в два раза больше желаний. Поэтому он не может их осуществить в реальности никак. То есть вроде только он их исполнил, а их ещё больше стало. Поэтому он пытается их осуществлять, но их становится ещё больше. Все это превращается в жадность, в конце концов, и человек становится несчастным. То есть, в принципе, если человек быстро приходит в себя, то он может по первым уже осуществлённым желаниям понять, что на этом можно остановится и жить дальше спокойно. Но он пытается экспериментировать, идёт дальше, все у него удваивается, желание удваивается, в результате он просто сходит с ума от желаний, ему все больше нужно, все больше, все больше. Все это потом превращается в жадность, потом в какую-нибудь неограниченную жадность, понимаете. И все это приводит к тому, что просто не может себя успокоить ничем.

01:17:39 Поэтому человек должен уметь останавливаться, жить спокойно, ставить перед собой простые задачи и контролировать жадность, то есть не попадать под влияние желаний. Стараться понимать, что без контроля своего внутреннего состояния, без контроля жадности все бесполезно. Поэтому если жадность прёт, необходимо балансировать её щедростью. Почувствовал, что попал он под влияние жадности, что вот перебрал, надо поделиться, сбалансировать. И это опять-таки остужает жадность, понимаете. То есть он не чахнет над златом, а торжественно этим поделился, понимаете.

01:18:32 Как, например, посмотрите, в некоторых культурах дети, обязательно работая, половину денег отсылают своим родителям. Я много видел, просто целые культуры так живут, и даже нет вариантов. Вот он работает и половину родителям, нет вариантов, даже он не может представить себя как так жить по-другому. Это нормально, культура как бы поставленная система, работай, но делись, понимаете. Поэтому когда культура уходит, теряются эти факторы гармонизующие. То есть это в культуре должно быть заложено, вот эта щедрость, делиться, это умение. В воспитание должно быть заложено. Ага, разобрались?

01:19:32 [Вопрос]: «В плане делиться, вы говорили. Там тоже есть культура щедрости. Можно ведь так делиться, что ещё хуже карму заработать».

01:19:45 [Рузов В.О.]: Ну начните с родителей. С родителей, с жены, с детей, это святая обязанность. Если останется, мне скажите, я скажу, куда дальше делиться. В первую очередь, чтобы быть удовлетворённым, нужно исполнять свой долг. Это ближайшее окружение, которое мы должны поддерживать, то есть это то реальное, что мы можем делать. Уже как мы это поддерживаем, как мы на это тратим свои деньги другой вопрос. Поэтому есть уже балансировка в трате денег, мы это разбирали, четыре направления как потратить: на социальное развитие, на интеллектуальное развитие, на физическое развитие и на духовное развитие, в четырёх направлениях. Поэтому вы можете поддерживать тех, о ком вы реально заботитесь в этих четырёх направлениях. И дай Бог если на это хватает.

01:20:36 Поэтому если на это хватает ещё и остаётся, нет никаких проблем, то есть подскажем, разберёмся, проблем не будет. Начните с этого, то есть вот этот баланс наведите, и вы почувствуете уже вот это первичное удовлетворение, то что вы в правильных четырёх направлениях тратите часть того дохода, который появляется от желаний, которые нужно сбалансировать, то есть эти желания нужно успокоить. И мы их успокоим тем, что правильно потратим деньги на тех, кто от нас зависит. Это будет выводить нас на следующие этапы мышления, будет выводить. Поэтому вот эти четыре направления помните, мы их разбирали раньше и по ним можно идти, уже думать, балансировать как в этих четырёх направлениях идти, да. Хорошо, спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 26 сентября 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 01 февраля 2014