Любовь к Богу

01 января 2008
Важна цель, с которой человек что-то делает. Любовь к Богу - это высшая йога. Что такое йога? Виды жертвенности. Что такое брахмачари ашрам? Грихастха ашрам. Для чего нужно контролировать чувства? Духовный уровень сознания. Что такое просветление? 3 аспекта духовного пути. Как происходит очищение? Последствия неспокойного ума. Что такое духовное развитие? Ответы на вопросы: Что такое сознание развития? Что такое оскорбление?
лекция для практикующих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:26:16 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 244 | скачано: 442 | избрано: 2
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Важна цель, с которой человек что-то делает

00:00:00 [Вопрос]: «Вот можно спросить? Абсолютная Истина, покрытая майей, называется материей».
[Рузов В.О.]: Да.
[Вопрос]: «Но материя используется в служении Абсолютной Истине и возвращается в своё изначальное положение».
[Рузов В.О.]: Да.
[Вопрос]: «Получается, что это связано со знанием, да? Или с чем-то связано, что чем меньше покрыто материей, тем выше сознание, да?»
[Рузов В.О.]: Связано с использованием. Мы говорили, что сам по себе объект не несёт в себе какого-то определения. Главным является действие. То есть само настроение действия, цель действия определяет то, как данный предмет, как данный объект классифицируется. Поэтому если мы классифицируем, если мы используем нож для нарезки хлеба, мы его классифицируем как кухонный предмет, очень полезный для здоровья. Если мы берём нож и используем для убийства, то мы классифицируем уже это как орудие для убийства. То есть действующий вкладывает в объект цель и соответственно меняется само назначение объекта, меняются его качества, меняются его функции. Вот об этом идёт речь, в общем-то.

00:01:20 [Вопрос]: « Как-то трудно это в сознании укладывается».
[Рузов В.О.]: Ну как же трудно? Ещё раз объясняю: нож.
[Вопрос]: «Это я понимаю».
[Рузов В.О.]: Вот именно тоже самое, я сказал это нашими словами простыми. Забудьте ту строчку и его, так сказать, научное звучание. Вот послушайте меня ещё раз. То есть в зависимости от того, с какой целью человек берет тот или иной предмет, назначение этого предмета, название его, определение его, меняется, понимаете? Это понятно?
[Вопрос]: «[неразборчиво] понятно»
[Рузов В.О.]: Вот это вот то, что говорится именно в этом случае, то, что мы сейчас перевели, понимаете. То есть нужно переводить, вот это перевод. Вот этот понятен перевод?
[Вопрос]: «Понятен».
[Рузов В.О.]: А само, так сказать, в общем-то выражение может и не быть достаточно понятным. Это не его основная цель. Его основная цель быть понятным тому, кто объясняет, поэтому есть объясняющий. То есть если все было понятно, то и не нужно было ничего объяснять. Поэтому и существует переводчик. То есть переводчик - это тот, кто понимает изначальный язык. Есть тот, кто слушает. Тот, кто слушает, не всегда может понять то, что говорится на иностранном языке.

00:02:38 Поэтому Бхагавад-гита, то, что мы сейчас изучаем, это словарь, мы говорили. То есть его нужно выучить, вот сейчас мы учим. То есть какие-то слова мы уже выучили, теперь пошли сочетания слов. Вот эти сочетания слов тоже нужно понять о чем идет речь, понимаете? И вот простое определение, очень простой перевод. То есть от цели действующего и зависит то, к какой категории мы относим тот или иной объект, очень просто. От цели, от сознания. То есть сознание определяет то, каково качество задействованного объекта, на что оно направлено. Поэтому мы говорим, например, пример с премой и камой, с любовью и вожделением. На кого направлена эта энергия. Если она направлена на себя, это кама, вожделение. Если оно направлено на Бога, это любовь, према, понимаете? То есть от кого зависит? От нас зависит.

00:03:43 Берем электричество, как мы будем использовать это электричество? Направим на холодильник, будет охлаждать. Направим на обогреватель, будет нагревать, понимаете? От нас зависит, как это использовать. То есть энергия это то, что должно быть кем-то использовано. Сама по себе энергия ни к чему. К чему она сама по себе энергия? Она должна быть для чего-то использована. То есть нет просто батарейки, есть батарейка для чего-то. Весь вопрос во что вы вставите эту батарейку, понимаете. И это уже деятельность, это уже цель. То есть тут появляется цель. Поэтому цель в общем-то и определяет того, будет правильно использовано, неправильно, для возвышения, для деградации, для пользы, для вреда, для жизни, для смерти, очень просто, очень легко понять. Поэтому чтобы мы ни взяли, есть разница. Берём стакан, все зависит от того, кто и зачем будет его использовать. Могу я налить сюда воды и выпить, мне будет легче говорить. Сейчас придёт алкоголик, нальёт сюда агдам, выпьет, превратиться в животное. То есть весь вопрос кто и для чего, с какой целью будет использовать, понимаете. Абсолютно деятельное качество.

00:04:56 Поэтому научиться действовать - это задача человека разумного. Он должен понять с какой целью действовать, каков принцип деятельности. В общем-то, и весь порядок этих стихов он именно этому и учит, что фактически главное понять цель, для чего это делается. Поэтому как мы разбирали в прошлых стихах, если цель из духовной реальности, то и последствия будут духовные. Если цель из материальной реальности, то последствия будут материальные, да? То есть соответственно если цель стоит материальная, то последствия будут старость и смерть. Если цель духовная, то последствия будут вечность, знание и блаженство. Поэтому искусство деятельности - это умение в материальном мире ставить духовные цели. Это то, на чем мы остановились. Да, вот перевод. Теперь понятно? Разобрались, перевели. Ещё что-то?

Любовь к Богу - это высшая йога

00:06:20 Значит пойдём ещё глубже. Пойдём сегодня в самые глубины. Значит у нас 25 стих я надеюсь все их прочитали дальше, потому что сейчас мы несколько стихов прочитаем. Я надеюсь, что главу уже все прочитали до конца. Кто прочитал главу до конца? 1, 2, 2 человека, 3. Значит понятно будет только мне и этим трём людям, ну ничего. Пожалуйста читайте вперёд те стихи, которые мы проходим, а иначе мне приходится объяснять то, что вы должны сами прочитать. Потому что сейчас я буду объяснять 7 листов, которые вы уже должны были прочитать, к сожалению. Так.

00:07:05 – Ом Намо Бхагавате Васудевая
– Ом Намо Бхагавате Васудевая
– Ом Намо Бхагавате Васудевая
– Ом Намо Бхагавате Васудевая
– Ом Намо Бхагавате Васудевая
– Ом Намо Бхагавате Васудевая
25 стих звучит так

даивам эвапаре йаджнам
йогинах парйупасате
брахмагнав апаре йаджнам
йаджненаивопаджухвати

Переводится так:
«Одни йоги старательно поклоняются полубогам, совершая в их честь различные жертвоприношения, другие же приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана».
Текст 26 следующий:

шротрадининдрийанй анйе
самйамагнишу джухвати
шабдадин вишайан анйа
индрийагнишу джухвати

Переводится так:
«Одни, идеальные брахмачари, приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие, те, кто ведет регулируемую семейную жизнь приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств».
27 стих, все это одно и тоже идет, одно и тоже объяснение:

сарваниндрийа-кармани
прана-кармани чапаре
атма-самйама-йогагнау
джухвати джнана-дипите

«Те же, кто желает осознать своё истинное «Я» путём обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмирённого ума».
28 стих:

дравйа-йаджнас тапо-йаджна
йога-йаджнас татхапаре
свадхйайа-джнана-йаджнаш ча
йатайах самшита-вратах

«Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие – совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги или изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они строго хранят свои обеты».
29 стих так же:

апане джухвати пранам
пране 'панам татхапаре
пранапана-гати руддхва
пранайама-парайанах
апаре нийатахарах
пранан пранешу джухвати

«Иные, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву выдыхаемому; в конце концов, они полностью перестают дышать и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят выдыхаемый воздух в жертву ему самому».
И 30 стих на сегодня мы ещё последний прочитаем:

сарве 'пй эте йаджна-видо
йаджна-кшапита-калмашах
йаджна-шиштамрита-бхуджо
йанти брахма санатанам

«Все они, знающие истинную цель этих жертвоприношений, очищаются от греха и, изведав нектарный вкус их плодов, достигают вечной духовной обители».

00:10:13 Такая цепь стихов на одну и ту же тему, вместе они идут, одним блоком. Поэтому сегодня мы о них поговорим, об этих тонкостях, которые здесь сейчас прозвучали. И в этих стихах объясняется, что духовная жизнь вовсе не какая-то обыкновенная и скучная, как представляет себе современный человек, нечто такое подозрительное, где-то далеко в монастыре, что-то спрятанное, на коленях, серое, тёмное такое, знаете. Представляется себе как нечто такое средневековое. Вовсе нет. Говорится об особом состоянии сознания, о высшей стадии мистической йоги. Буквально даётся такое определение, говорится, что любовь к Богу, любовь к Истине - это высшая йога, которая только может быть, это высшее совершенство йоги. И она состоит из понимания, так мы сейчас в начале лекции говорили, ради чего я действую в этом мире. Это называется йогой, как мы выясняли.

Что такое йога?

00:11:40 Йога сейчас воспринимается как какой-то набор упражнений, на крайний случай набор каких-то медитаций. В действительности, это не так. В действительности, это то, что помогает. Но не более того. Сама по себе йога - это понимание цели ради чего я действую, вот это йога. Йога - это когда я понимаю цель ради чего я действую. Почему йога? Мы говорили, йога - это то, что связывает. Что я должен связать? Я должен связать своё действие с целью. Если я это связываю, то я иду туда, куда мне нужно, я достигаю поставленной цели, я достигаю того, чего я хочу, в конце концов. То есть что такое йога? Нам нужно сейчас после лекции доехать домой. Мы знаем нашу станцию метро. В чем йога состоит? Я должен ехать именно туда. Я должен совершить последовательность действий, чтобы попасть именно туда, причём кратчайшим способом. Глупо было бы сесть на кольцевую и ездить 100 кругов подряд, понимаете, и наслаждаться самим процессом, с очень умным лицом, понимаете. Человек зашёл и стоит с очень умным лицом 10 кругов подряд, едет.

00:12:54 Нет, йога это знать куда идти и поэтому нужно знать цель. Йогов видели? Они стоят в метро около карты метро. Вот это йоги. Они ищут свою цель и они смотрят как короче туда добраться. Так, все так делали, нет? Все так делали. Очень простая йога, йога московского метро. То же самое и водители, да. Они думают: так, где сейчас пробка, где сейчас что, как туда добраться, все так думают, все строят. Как только у нас есть цель, мы тут же начинаем заниматься йогой, то есть мы идём к этой цели. Просто в материальном смысле это уже не йога, так как цель низка. Цель не очень высока, поэтому это уже не йога, это целеустремлённость. Но когда цель высока, это становится йогой. Это уже превращается в йогу, то есть связь духовная, нечто более высокое, нечто более настоящее. И это очень интересно. Йога - это путешествие, путешествие всегда интересно. Как может быть путешествие грустным? Если человеку в духовной жизни грустно, может он остановился, никуда не едет, понимаете? Если поезд встал, конечно грустно. Интересно смотреть, когда едет что-то, понимаете. Едет, интересно, понимаете. Но если вдруг стало грустно, наверное мы остановились, наверное никуда не движемся, наверное нет движения.

00:14:10 Поэтому йог, действующий ради высших целей, ради духовных целей, достигает высшей квалификации на этом пути, он становится совершенным йогом. Если хотя бы некоторые концепции рассказать в каком-нибудь кружке йоги, обычно у людей волосы дыбом встают, глаза вылазят, они говорят: «Лучше уходите, не пугайте нам занимающихся». Я так иногда рассказываю, меня приглашают, говорят: «Вот о цели йоги расскажите». Я начинаю рассказывать, мне говорят: «Все, не надо. Все, мы лучше подышим, успокоимся». Я говорю: «Ну да, подышите, успокойтесь, а то я вас что-то разволновал». Говорят: «Вы нас волнуете». Я говорю: «Ну вот, так получается, простите». Высшая йога очень волнительна. . О ней только начинаешь слушать, она уже волнует, высшая квалификация.

Виды жертвенности

00:15:10 Такая деятельность, которая даёт возможность дойти до цели, называется, как мы уже выясняли, в прошлых стихах ягьей, жертвенностью, да? И делится она на две категории: жертвенность ради материальной выгоды, когда мы жертвуем что-то ради материальной выгоды и жертвенность времени на философские размышления ради обретения духовного знания. То есть скажем так жертвенность ради материального, жертвенность ради духовного. В одном случае мы жертвуем что-то реальное материальное ради обретения плодов каких-то. Мы должны что-то отдать, чтобы получить. Чтобы получить зарплату, нужно поработать, обычно так все делают. А духовный вид жертвенности, когда мы жертвуем своё время на размышления ради обретения знания.

00:16:08 Однако в этих стихах даётся интересное явление и говорится о третьем пути. Говорится, что первые два немножко однобоки, могут не приводить к действительному результату, к действительной цели. Поэтому речь идёт о бхакти-йоге. Буквально говорится: тот, кто встаёт на путь любви к Богу, превосходит и тех, и других. Объединяет результат, фактически происходит некоторое объединение результата или как сейчас принято говорить синергия. То есть человек ничего не теряет, только получает. Он превосходит и тех, и других, так как в этой своей жертвенности он отдает всю свою жизнь, все её аспекты ради духовной цели. То есть вот такое кажется простое на вид явление как любовь к Истине, любовь к Богу, приводит к совершенству в йоге, к высшей йоге. В общем-то, об этом и идёт речь в этой главе, она пытается именно это нам объяснить.

00:17:25 Далеко не всегда можно сразу встать на такую платформу, конечно же, на платформу идеальной йоги. Поэтому описываются разные варианты. И поэтому для человека дана некоторая система, система поступенчатого развития сознания. Она состоит из четырёх ашрамов, четыре ашрама или духовных институтов, которые позволяют акцентировать своё внимание на одном из видов жертвенности, на одном из видов отречения, на чем-то одном. Человек не может сразу все, ему трудновато бывает, не хватает желания, не хватает понимания. И мы знаем, эти ашрамы называются брахмачари, грихастха, ванапрастха, санньяси, да? То есть по степени отречения, мы это проходили уже, немного разбирали на предыдущих лекциях в предыдущих главах. И в общем-то, одним словом можно сказать, что в этих укладах жизни человек по-разному становится совершенным йогом, то есть немножечко по-разному действуя, задействуя свою природу. Но в любом случае он должен в своём положении достичь этого совершенства.

Что такое брахмачари ашрам?

00:18:41 И брахмачари, или ученики, брахмачари - это ученик, он становится совершенным йогом, когда принимает наставника, идёт за наставником, слушается наставника, то есть это йога послушания. Для ученика совершенство - это совершенное послушание. Это позволяет ему научится контролировать свой ум. Ученики все должны слушаться, ученик не может не слушаться, это просто невозможно, это уже не ученик. Поэтому для ученика йога - это ученичество, он должен слушаться. И так у него появляется контроль ума. В какой-то момент он становится спокойным, он может воздерживаться от чувственных удовольствий, от греховной деятельности. Практика йоги на этой ступени в основном состоит из слушания и послушания, вот это йога на уровне ученика, слушание и послушание. То есть принцип таков, что тот, кто может слушать, тот становится послушным, смиренным. Если человек может слушать, он становится послушным. И все это делает его послушником, если мы говорим духовный вариант.

00:19:51 То есть, например, если хотите, чтобы ребёнок стал послушным, что нужно делать? Что нужно делать?
– [неразборчиво]
– Нужно чтобы он научился слушать, нужно с ним разговаривать. Нужно садиться, нужно приучать его к слушанию. А поэтому воспитание это всего лишь навсего, когда родители несколько раз в день с ребёнком долго разговаривают, утром, вечером, на какие-то темы, сказки читают, ещё что-то. И он должен учиться слушать. Вот это есть воспитание. Потому что если он будет слушать, он будет послушный, очень просто. И поэтому очень, также просто увидеть непослушного ребёнка. Он не может слушать, он даже слова не может выслушать, он сразу куда-то убегает, непослушный, простая идея, ничего сложного.

00:20:42 И такого человека легко узнать, совершенного йога на этом уровне легко узнать. Он постоянно погружён в слушание о чем-то возвышенном, он слушает. Это защищает его от материальных звуков. Если он слушает о духовном, это защищает его от материи. Так сознание очищается, находясь под воздействием духовной энергии, в этом постоянном соприкосновении с духовной энергией. Одним словом брахмачария, как мы выяснили – это йога послушания. Если человеку не нравится слушаться, если ему не повезло и он не прошёл должного воспитания, ему можно принять следующий ашрам, следующий уклад, задействовав своё желание независимости - семейный уклад.

Грихастха ашрам

00:21:33 Семейный уклад - это йога для независимых. Человеку хочется поставить эксперимент над этой жизнью, достичь счастья самостоятельно. Поэтому он находит такого же независимого и они друг другу доказывают, кто более независим всю свою жизнь. Поэтому семейным людям позволено в какой-то мере удовлетворение желаний своих чувств, это уже не монашеская жизнь. Но делают они это тоже придерживаясь правил и ограничений. Семейный человек, желающий стать йогом, он также следит за собой, ограничивает себя в половой жизни, в других удовольствиях. В общем-то, именно для этого и существует институт брака. Институт брака - это институт ограничений. Если человек вступает в брак, он должен понять, он вступает в систему семейной жизни, в систему ограничений, которая основана на глубоких духовных принципах, которые позволяют человеку в семье развиваться. Если ограничений нет, человек в семье не развивается. Он просто доказывает свою самостоятельность, толку никакого. Ну и доказал кому и что, и смысл-то? Ничего не получится. В любом случае материя заставит его быть зависимым, никуда он от нее не денется.

00:22:52 Институт специально создан для того, чтобы сознание могло развиваться. И его главное предназначение – ограничить чувственную жизнь человека до такой степени, чтобы он мог идти по пути духовного развития. У каждого своё какое-то ограничение, факт. Но необходимо достичь гармонии, чтобы можно было развиваться. Нужно почувствовать точку, на которой должен быть контроль. Поэтому семейный человек, который ведёт ограниченную чувственную жизнь, он перестаёт испытывать привязанности к ней, совершает ягью, жертвенность, она появляется. Он жертвует своим стремлением к чувственным удовольствиям ради более возвышенной цели. То есть ради высокого всегда нужно от чего отречься? От низкого, очень просто. Чтобы взлететь, нужно груз отвязать, в конце концов, понимаете, балласт. И поэтому низменные вещи - это балласт. Поэтому что-то должен быть какой-то вот баланс. Но если перевешивает, лететь вперёд невозможно, лететь вверх невозможно, нет движения. Поэтому от каких-то грубых вещей человек должен избавиться.

00:24:18 И любая социальная система, любая культурная система, если она сохранила в себе этот в грамотный духовный аспект, она именно на это направлена. Она даёт эти ограничения, чтобы человек мог лететь, чтобы он чувствовал, что та система, в которой он оказался не приземлила его, не убила его, не придавила его бетонной плитой к земле, понимаете, не размазала его. Семейная жизнь, про это все телесериалы, они показывают размазанных семейной жизнью людей, понимаете. Они все размазаны, все несчастны. То есть нет этого полёта. Семейная жизнь не мешает развитию сознания, не мешает полёту. Но если человек сам себя придавил этой жаждой чувственных удовольствий, все.

00:25:10 Это как будто под собственным холодильником. Открыл его и завалило. И человек не смог выбраться, слишком много ожиданий. Поэтому должен быть баланс, должен быть очень чёткий баланс, продуманный. Его нужно понять, нужно осознавать это. Мы говорили об этом, ещё раз кризис средних лет. Это вот это состояние, когда человек чувствует, что он просто стоит на земле. Делает вид, что он летит вверх, на самом деле просто стоит на земле. Слишком тяжёл. Он чувствует эту тяжесть, что все становится тяжелее и тяжелее, необходима лёгкость. Лёгкость - это жертвенность, нужно чем-то пожертвовать.

Для чего нужно контролировать чувства?

00:25:58 И контроль чувств, именно контроль чувств позволяет йогу осознать, свою духовную природу. В общем-то, йога - это контроль чувств. Потоки праны, тонкий воздух внутри нашего тела, несут по телу желания чувств в определённых направлениях. Чувства мы видим в разных местах располагаются, нужно их переносить. Поэтому есть такие переносящие потоки, прана называется. Но йог, что он делает? Он заставляет течь эти потоки в обратном направлении. Что он делает в результате? Останавливает их. Он останавливает эти потоки, он начинает их контролировать, контролирует их влияние. Есть апана, нисходящий поток, сверху вниз идёт. И йог заставляет его течь вверх. Есть прана, восходящий поток, йог заставляет его течь вниз. И такой йог добивается того, что все потоки приходят в равновесие, останавливаются. Они перестают переносить желания, представьте. То есть чувства ещё живы, им ещё всего хочется, понимаете, а тело уже не переносит эти желания, успокаивается: ну и что, что ты хочешь, подумаешь проблема, ну и хоти себе дальше, понимаете, останавливаются.

00:27:22 Так йог добивается того, что все приходит в равновесие, потоки приходят в равновесие. Этот состояние называется пурака, равновесие, то, чего пытаются добиться современной релаксацией, ещё чем-то. Но ненадолго. То есть человек релаксирует, релаксирует, релаксирует. Но так как это не очень духовный метод, а такой механический, то как только он вскочил и пошел, потоки обрадовались и дальше потекли, понимаете, никакой проблемы, по своим местам дальше растеклись и все. И он забыл, что уже когда-то релаксировал, что-то медитировал, потоки дальше все пошли. И совершенствуясь, как объясняется в этих стихах, он учится задерживать своё дыхание, сейчас я объясню это. И когда оба воздушных потока полностью прекращают движение, человек поднимается на ступень кумбхака-йоги. Кумбхака-йога особое состояние. В Йога сутрах Патанджали описывается, что это состояние, в котором увеличивается продолжительность жизни, кумбхака-йога помогает йогу достичь духовного совершенства, в этом принцип духовного совершенства, добавляя ему немного дополнительного времени. Вот в чем разница между стремлением йоги увеличить продолжительность жизни и стремлением, скажем так, науки увеличить продолжительность жизни. Наука пытается увеличить продолжительность жизни, чтобы ещё больше глупостей понаделать, чтобы было время как следует погулять, понимаете. Йога увеличивает продолжительность жизни только для одной цели - чтобы было дополнительное время для работы над собой, вот именно для этого, особая цель. Ещё немножко дополнительного времени.

00:29:02 И разумный йог, тут описывается философия йоги, и разумный йог он изо всех сил стремится достичь совершенства в течение одной жизни, это принцип йоги, за одну жизнь достичь совершенства, не ожидая следующей, так как в наше время очень трудно получить эффект удлинения срока жизни, очень трудно, фактически невозможно. Мало кто готов действительно серьёзно идти путём пранаямы, контролировать всю жизнь своё дыхание. Кто это будет делать? Никто не будет делать. Даже одно какое-то занятие чувственной деятельностью может на всю жизнь вывести духовные потоки из равновесия, на всю жизнь описывается в Йога сутрах. В трактатах по йоге говорится: одно очень чувственное занятие, очень весёлое, и все, никакая йога уже не поможет их вернуть в изначальное спокойное состояние. Посмотрите какая активная весёлая жизнь у современного человека. Он по 100 раз в день пытается вывести себя из равновесия, и его ещё выводят, помогают. Он сам выходит, его ещё все вокруг выводят и он другим тоже помогает. Такая сейчас йога вывода всех из равновесия.

00:30:22 Однако человек, целенаправленно развивающий в себе духовное совершенство, любовь к Богу, овладевает своими чувствами, не прилагая к этому дополнительных усилий, не используя вот эти методы мистической йоги, не используя методы дыхания, контроля праны, апаны. Его чувства поглощаются духовными эмоциями естественным образом. Поэтому и тяга к материальной деятельности тоже уходит, так это описывается в трактате. То есть испытав высший тип счастья, человек уже естественным образом не хочет возвращаться к низшим типам радости, вот в этом принцип совершенства йоги. Человек, испытывая высший тип совершенства, не хочет возвращаться к низшим типам, которые теперь для него воспринимаются как страдания. То есть сейчас на нашем уровне, как это понять, что-то является счастьем. Но мы думаем, что это счастье. Но поднявшись на ступеньку выше, мы испытываем новый вид счастья. И испытав новый вид счастья мы вдруг понимаем, что то счастье, которое мы испытывали на предыдущей ступени, оказывается это страдание, и он уже к нему не возвращается.

00:31:31 И так этап за этапом, ступень за ступенью. Ого, и ему это становится интересно и он уже не верит вообще немножечко. На каком-то этапе даже приходит кризис, он вообще перестаёт в счастье верить, потому что он, так сказать, в эти кризисы попадает: да что же такое, опять обманули, опять я сам себя обманул. И это опять несчастье, опять это горе, да что же такое, неужели я такой тупой. Да, немножко тупой, понимаете. Нужно вот это вот пройти все поступенчато, потихонечку понять, что любые материальные идеи, любое материальное счастье это фактически страдание, потому что обязательно заканчивается, причём плохо. И в конце своей жизни такой совершенный йог развивает чистую духовность, чистую любовь к Богу и переносится в духовный мир, поэтому ему незачем прилагать сверх усилия, чтобы продлить тут свою жизнь ещё на пару минут. Поэтому его не особенно-то заботят системы, которые продлевают жизнь.

Духовный уровень сознания

00:32:39 И 4 глава, специалисты её называют брахмарпана-йога, сейчас я объясню, что это такое. Брахмарпана-йога, особый тип йоги или йога жертвенности, йога аскезы, брахмарпана-йога. Состояние любви к Богу – это духовный уровень сознания, особый уровень сознания. Человек, который находится на этой ступени, на ступени любви, выходит из-под влияния материальной природы, становится вне этого мира, чудо происходит некоторое, такое физическое чудо. Он все время пребывает в особом состоянии блаженства, называется самадхи и не выходит с этого уровня. Так описывается коротко это состояние.

00:33:34 И начинается этот путь к высотам совершенства с очень простого, с каких-то простых ограничений. Например, самый первый шаг на пути к совершенству это ограничение как вы думаете в чем? Кто знает с чего начинается ограничение?
– Пища.
– Да, в пище, ограничения в еде. Говорится путь лежит к самому верху, путь лежит к самым высотам. Но начинается все с чего-то простого, с каких-то простых шагов, с какой-то простой жертвенности, брахмарпана-йога начинается с ограничения в еде. Поэтому мы видим, любая духовная традиция насыщена ограничениями в еде, посмотрите. То есть кто-то чего-то не ест, или кто-то когда-то не ест, какие-то ограничения. Начиная с ограничений, как только мы видим ограничения в еде, значит тут где-то рядом йога, понимаете.

00:34:31 С такими людьми трудно. Их трудно угощать, кормить, они ничего не едят, от всего отказываются, у них какие-то свои концепции, йогой занимаются, очень интересно. И именно эта практика позволяет за предельно короткий срок достичь очищения. Кажется простая практика, но простое даёт чудесный результат, если оно в правильной последовательности располагается. Простое тоже даёт максимальный результат, если правильную последовательность применить. И ограничения в еде в принципе бывают разного типа. Они бывают достаточно материалистичные эти ограничения, но бывают высокодуховны. И максимальное ограничение в еде в чем состоит, кто знает? В том, что человек принимает только какую пищу?
– [неразборчиво]
– Только освящённую пищу. Все остальное это в какой-то степени материальное мышление. Все остальное деление в какой-то мере материальное, потому что человек начинает искать какой-то подвох в этом, какие-то ловушки. Он спрашивает: «А есть же разные яйца», понимаете. Мне вот все время пишут: «А есть вот такие вот ненасильственные. Ну как, они же вроде, они-то должны быть вегетарианские.» Говорю: «Причём тут вообще вегетарианство? Вегетарианство это просто, так сказать, некоторый способ потешить свою гордость, что я великий человек, великий вегетарианец, от чего-то отказался»

00:36:18 Но вегетарианство это не йога. Вегетарианство не является йогой. Вегетарианство - это путь ума. Человеку хочется чего-то не есть, чтобы быть более сильным, более здоровым. Он, он даже не понимает, что он всё равно умрёт. Он думает, что если станет вегетарианцем, то будет здоровым и будет жить вечно. Не будет, так же будет болеть, как и все, ещё больше, понимаете, запросто, почему нет. Болеют люди не потому, что они как-то питаются или нет, а потому что им так на роду написано. В судьбе так положено, уже весь список болезней записан. Если сейчас достать нашу карточку до конца жизни, абсолютно не важно как мы будем питаться, вот эти, так сказать, заложенные болезни нужно будет отболеть. И у человека, который ест абсолютно идеально, с точки зрения материальной диеты здорового образа жизни, он может болеть в 10 раз больше, чем человек, который пьёт, курит, и все, что угодно там делает вообще изо всех сил. Потому что так положено. Потому что в той жизни они себя по разному вели. Тот, кто сейчас вегетарианец, в той жизни веселился почём свет стоит. А тот, кто сейчас не вегетарианец, он может быть действительно соблюдал аскезы, делал пожертвования и ему положено меньше страдать в этой жизни. Не от сегодняшней жизни зависит то, как мы будем мучится, от прошлой жизни зависит, понимаете.

00:37:38 Поэтому дело-то не в вегетарианстве, не в здоровом образе жизни, вовсе не в этом. Дело в понимании, с какой целью я это все делаю. Поэтому если цель не духовное развитие, все это превращается в тяжёлую карму. И не важно как это все называется, здоровый образ жизни, не здоровый образ жизни, понимаете. Какой там состав абсолютно все равно, нет. В действительности, все определяется целью. А с целью вон как сложно разобраться. Тут нужно уже чёткое понимание философии, видение вторичных целей, первичных целей. Нужно ясно понимать, для чего я действую, к чему это все. То есть все тут же становится на порядок сложнее, понимаете. А поэтому можете это легко проверить, так сказать. Человек приходит к вам и говорит: «О я пощусь» Сразу спросите зачем? И он столько всего вам интересного расскажет, что аж волосы дыбом встанут, понимаете. «Зачем» там такое.

Что такое просветление?

00:38:48 Вообще слово «зачем» это такое слово очень интересное. На слово «зачем» обычно в нашем мире не принято отвечать, да. «Почему?» «По кочану.» Не принято отвечать, потому что никто не знает зачем. «Не лезь в душу» говорит. Да было бы куда лезть, понимаете. Человек не знает зачем, он сам не задумывается зачем. Но он не может сказать, что я не знаю, это сейчас стыдно. Человек не имеет права сказать, что я не знаю, чувствовали это? Вот «не знаю» нельзя говорить, что я не знаю. Нужно что угодно сказать: забыл, хотя бы забыл, помню, но забыл. Но «не знаю» это все, это расписаться в своей глупости. Но йога и начинается именно с этого, когда человек вдруг понимает, что он не знает. «Я не знаю». То есть йога такая, йога незнания.

00:39:47 Помните мы говорили, как это называлось? Йога отчаяния, на прошлых лекциях. То есть отчаяние. Арджуна вдруг понял, что он не знает, для чего он идёт сейчас сражаться. Чем все должно закончиться, он вдруг понял: я не знаю. На самом деле он показывает наше состояние сейчас. Арджуна - это актёр и он сейчас показывает нас, он играет нас. Когда вдруг, в один.., Что такое просветление? Просветление - это не когда я все понял. Просветление - это когда я понял, что я ничего не знаю, вот это просветление. Если я понял, что я все знаю, это не момент просветления, это момент полной окончательной деградации, понимаете. Он приходит очень часто, замечали, есть такие люди. Они говорят: «Я все знаю, мне больше ничего не нужно.» Это не момент просветления, это момент полного замутнения, понимаете, готов, все. Момент просветления, когда человек понял, он хлопает себя по голове: «Ничего не понимаю, ничего вообще, ничего. И чем больше пытаюсь понять, ещё больше не понимаю» Вот это просветлённый человек, с ним интересно. Тот, кто все знает, с ним уже не интересно. Он и так все знает и ему ни с кем не интересно.

00:41:01 Поэтому необычное состояние, с чего-то простого начинается. Самый простой вид йоги, йога питания, но несмотря на эту простоту, видите сколько сложностей. Поэтому, в действительности, не так все просто. Есть глубинная внутренняя философия. Поэтому очень действенный метод, простой, но действенный. Питание - основа брахмарпана-йоги, йога жертвенности. И несмотря на эту простоту, как мы выяснили, брахмарпана-йоги, есть также ещё одно условие, которое обязательно для достижения успеха. То есть сначала мы выяснили это вот начало, то, что мы пытаемся принять из этого мира, то есть еда это то, что реально попадает в нас из этого мира, от этого зависит наше сознание, понимаете, напрямую зависит.

00:42:12 Это то, что мы на практике проверяем. Это влияет на наше поведение. ГБДД это, в конце концов, проверяет на всякий случай, как человек следует своему посту. Хитрые люди придумали, что не важно то, что входит, важно то, что выходит. Нет в этом логики, можете проверить. Давайте попробуем приготовить сегодня вечер, ужин из опилок и съесть его, не важно же то, что входит. Давайте съедим опилки. Давайте в машину зальём не 98, а 76, давайте? Давайте вместо масла машинного песка насыпем, какая разница, не важно то, что входит, главное, что выходит. Давайте пользоваться этим методом везде, понимаете, давайте им пользоваться везде. Не важно то, что входит, так пусть нам дадут зарплату фантиками от конфет, понимаете. Давайте проверим прямо сейчас: принесём сейчас воды из-под крана и как? Будем её пить, нет? Многие не будут. Важно. Давайте слушать всякую ерунду. Что будет на выходе из мозгов? Чем мы сейчас занимаемся? Мы контролируем то, что входит. Йога - это контроль того, что входит. И тогда на выходе совсем другое качество будет, понимаете, совсем другой эффект.

00:43:37 Поэтому некоторые вещи дошли до нас не объяснёнными. И поэтому человек ими пользуется абсолютно механически и даже не пытаясь подумать вообще, есть в этом какой-то смысл или нет. Поэтому йога всегда нас предупреждает: прежде чем принять какую-то идею, нужно всегда её обдумать, проверить и посмотреть на результат. Потому что много чего доходит из прошлого. Во всех философских школах есть забытые утверждения, которые уже никто не помнит, как объяснить. Просто какой-то представитель школы сказал что-то, оно было тогда очень важным, оно было как-то объяснено, но вот до нас не дошло исторически, понимаете. Поэтому человек должен также и разумом своим пользоваться, йога разума называется также.

00:44:36 Человек должен обдумывать то, что он слышит, он не должен все принимать на веру. А иначе тогда в чем проблема алкоголизма? Ну входит, ну и что, какая проблема? Входит, а на выходе что? На выходе муж алкоголик, понимаете как интересно. То, что на входе, то и на выходе. Поэтому тут сложные законы, намного сложнее, чем просто так. Появляется оправдательная идея: что хочу, то и ем. Не так все просто, далеко не так все просто, понимаете. Более сложное действует. Поэтому не можешь понять, не используй какую-то идею. Ну возьми другую идею. Очень много есть идей, которые не применимы в наше время. Есть трактаты для разных времён, есть трактаты для разных типов людей, есть трактаты для разных укладов жизни, есть трактаты для разных уровней развития. И мы иногда берём не оттуда, не с той полки, не тот справочник. Называется фанатизм. Поэтому если чувствуем, что что-то тут не так, просто не нужно брать. Другое возьмите, то, что рядышком стоит, может будет более понятно.

00:45:54 И что происходит? Необходимы, как я сказал, ещё некоторые условия. Это условие состоит в том, что мы получаем разрешение от развитых личностей на своё духовное развитие. Вот это разрешение от более развитых личностей на духовное развитие называется благословением, благостные слова. Это то, что даёт дополнительную силу. Своих сил не хватает, своих сил может не хватать, нужна чья-то помощь. До конца очень трудно разобраться во всех тонкостях духовной жизни, во всех аспектах духовной философии, без общения с теми, кто больше в этом разобрался, очень трудно делать свои шаги вперёд, будет очень туманно, запутанно. Поэтому нет смыла прилагать слишком много усилий в самосовершенствовании, если одновременно не прилагать усилия в поиске вот этих благословений от великих личностей, в поиске этих объяснений, в поиске этого общения, личностей, которые могут объяснять, доносят до нас смысл сказанного. В этом идея, должна быть чья-то помощь.

3 аспекта духовного пути

00:47:18 Этот путь состоит из 3 аспектов, давайте я напомню. Эти 3 аспекта называются гуру, садху и шастры. Что это такое? То есть каков принцип? Например, читая только одни трактаты, шастры, человек идёт этим путём. Он думает: я просто прочитаю и все. Но читая только одни трактаты, шастры, человек не может достичь совершенства, почему? Нет других аспектов: гуру и садху. Гуру - это учителя, а садху - это наставники, понимаете. Наставники, гуру и садху, их нет. Поэтому если человек принимает только гуру, такое тоже встречается, учителя, но не изучает трактаты и у него нет наставника в ближних, он тоже не достигает совершенства, понимаете. Или человек принимает только хороший коллектив, где много наставников, но он не принимает учителя и трактат, он также не достигает совершенства. Вот эти вот 3 явления должны быть вместе, это определяет путь. Запомните: гуру, садху, шастры.
– А садху - это наставник?
– Да, это наставник, который рядом с нами находится. Те, кто скажем так на несколько ступеней выше нас, наставники. Поэтому они помогают нам, наставники.

00:48:39 И брахмарпана-йога, как описывается в этих стихах, это принесение своего ума в жертву своему разуму. То есть обычно думают, как мы говорили, жертвоприношения - это нужно что-то пойти, схватить, притащить и голову оторвать, нет. Жертвоприношения - это когда мы свой ум приносим в жертву своему разуму, вот что такое жертвоприношение, в йоге описывается. Все остальное это понапридумывали в жёлтой прессе. В действительности, йога имеет внутреннюю природу. Ум требует от нас исполнения своих желаний, мы говорили, ум - это хочу, все наше огромное хочу, это наш ум. Но разум должен противостоять этой внутренней агрессии, хочу мучает нас, разум должен противостоять. Как это сделать как мы говорили? Необходим помощник, у которого есть уже очень сильный разум, разум очищенный, одухотворённый.

00:49:36 И в этих стихах такая личность называется духовным учителем. Он смог победить свой ум, духовный учитель тот, кто победил свой ум, особая личность. Значит способен и нам помочь в этом нелёгком деле. В чем функция духовного учителя? Он помогает нам победить наш ум. Далеко не многие понимают, что является рабом собственных чувств и ума, мы говорили, годаса, далеко не многие. Поэтому если есть этот самоконтроль, такой человек просто обязан показывать другим это искусство, объяснять другим как победить свой ум, как выйти из-под влияния ума, как встать на уровень разума, как встать. Поэтому обращение за помощью к наставникам это одна из основных практик брахмарпана-йоги, йога жертвенности, понимаете. Пожертвовать своими желаниями ради наставлений, брахмарпана-йога, 4 глава. Мы дальше ещё пойдём, она будет только раскрываться, в 30 стихах она полностью раскроется.

Как происходит очищение?

00:50:42 Ну как происходит очищение? Сейчас я объясню. Душа имеет особую способность: она отражает то, с чем рядом находится. Это вот одна из основных особенностей души, она отражает, отражает, отражает. Находясь в материальном мире, она начинает отражать качества материи. Когда попадает в материальный мир, окружена материей, начинает отражать эти качества, которые любого приведут в депрессивное состояние. Какие качества мы говорили? Старость и смерть. Мы начинаем чувствовать грусть соответственно, усталость, скорбь. Поэтому и очищение происходит соответствующим же образом. Вот эта отражающая способность души приводит к запутыванию в узах материальной энергии, так и к освобождению из её оков. То есть мы должны что сделать? Окружить себя духовным, очень интересно.

00:51:46 На санскрите это называется даршан. Даршан буквально встать напротив. И так как наша природа отражающая, что мы начинаем отражать? То, что перед нами. Поэтому если мы стоим перед духовным, мы отражаем духовное, даршан. Поэтому люди ходят в храмы, церкви, мечети именно для этого, в принципе. Они ходят, чтобы встать напротив Бога и воспользоваться этой отражающей способностью, даршан называется. Поэтому если человек этого не знает, то он приходит и не понимает, что они тут все стоят, понимаете, а куда они все смотрят, а что это, понимаете, что это? Они не понимают саму природу духовности, это окружить себя вокруг, прийти, встать напротив чего-то духовного. И тут же появляется эффект даршана, эффект отражения, очень интересный метод. Душа стоит напротив Бога.

00:52:48 То есть напротив чего мы находимся, то мы и отображаем. И так в сердце приходят качества духовного мира, мы говорили: вечность, знание, блаженство. Поэтому с другой стороны можно сказать: посмотри напротив кого ты находишься, такие качества ты и получишь, в конце концов. Или как у нас говорят: с кем поведёшься, того и наберёшься. Вот она народная культура, в принципе об этом же говорит. Но, это понятно. Следующая проблема состоит в том, что даже встав напротив духовного объекта, мы можем его не увидеть вследствие обеспокоенности собственного ума. Почему йога начинается с этого момента, «читта-врити-ниродха», успокоение собственного ума. Зеркало нашего ума нестабильно, оно не железное, оно подвижное, как водичка. Поэтому оно может легко выходить из равновесия. И соответственно основной задачей йоги является очищение и успокоение зеркала ума, успокоение собственного ума.

00:53:54 Ум истинного йога сравнивают с пламенем лампады, которая горит в безветренный день. Когда нет ветра, пламя очень ровно горит, аккуратно. Чуть-чуть подуло, все, закоптило, очень легко сбить пламя. Если ум возбуждён, это проявляется на внешнем плане. Как узнать возбуждение ума? Очень просто. Непоседливость. Посмотрите, например, у ребёнка ум возбуждён, да? То есть непоседливость, обеспокоенность, раздражённость и, так как йога связана с дыханием, мы говорили изначально, неровное дыхание. Непоседливость, обеспокоенность, раздражённость, неровное дыхание, все, ум обеспокоен. Он не может увидеть. Такой человек приходит на лекцию, он не может даже сидеть, он не может слушать, он все время вертится, что-то крутится, смотрит на всех и он ничего не слышит, бесполезно что-то объяснить. Рассказываешь, рассказываешь всю лекцию, он потом спрашивает вопрос вообще какой-то свой, из другого мира какой-то, понимаете? То есть все, невозможно, не отражает. Вроде бы напротив тебя, но не отражает. Чувствовали таких людей? Вот с ним разговариваешь, бесполезно, он тебя не отражает, ничего не понимает. [неразборчиво] и там внутри. А там вот да, все, что угодно отражает, кроме тебя. Там такое какое-то кривое зеркало, что лучше туда и не смотреться, что там отразилось. В этом принцип.

Последствия неспокойного ума

00:55:27 Дыхание – это вход в пульт управления ума, поэтому, мы говорили, йога начинается с контроля дыхания, нужно как-то успокоить собственный ум. И тот же самый контроль дыхания позволяет решить например проблемы, связанные с неуспокоенным умом. Проблемы от неспокойного ума это целый набор. Например, какие-то болезни проходят, которые возникают от неуспокоенного ума, целый ряд возникает. Сомнения все проходят. Ум успокаивается, сомнения проходят. Медлительность проходит. Медлительность - это тоже эффект неуспокоенного ума. А куда идти, если не знаешь, куда идти? И он замирает, понимаете? Замер. Распущенность, слабость. Всё это проблемы неуспокоенного ума. Кроме того, практика духовного развития должна быть стабильной и в духе отречения. Практика йоги должна нести в себе эти аспекты. Что это значит? Это значит, что мы должны работать над собой. То есть эта вот некоторая отречённость или йога работы над собой и одновременно не ожидать от жизни слишком много радостей, слишком много удовольствий, не витать в иллюзиях. Такое сочетание делает йогу очень простой, делает йогу очень быстрой, быстро даёт результат.

00:56:58 То есть буквально в йога-шастрах говорится, что человек развивающийся, йог, должен искать удовольствие в тапасье. Что такое тапасья? Тапасья – это аскеза и переводится буквально как огонь или жар. Так йоги, например, которые живут в снегах Гималаев, они не замерзают, не замечают снег, не замечают холода, потому что постоянно совершают тапасью. У них жар. Они вокруг себя снега тают. Им просто жарко в келье, которая во льду вырублена. Им жарко. Аскеза заставляет чувства уйти внутрь тела. У аскезы очень интересные вещи. Аскеза, скажем так, на простом уровне, заставляет чувства успокоиться.

00:57:51 Сегодня мой друг рассказывал мне о своём опыте омовения в проруби. Какой это был день, Крещение, омовение. Он пошёл ночью специально, опыт ему нужен был, опыт духовный. И он мне рассказывал, что когда он вынырнул, ледяная вода, очень холодная была, то он не смог почувствовать ни тело, ни руки. Он себя трогал, но не мог почувствовать. То есть руки не ощущали тело. И какое-то время, несколько минут чувства вообще не работали, то есть чувства полностью ушли. Не поняли и ушли. Что такое? Ушли внутрь. Называет черепаха втянула кого там? Как они называются? Ну пусть будут лапы. Ну то есть втянула лапы. Лапы у неё? Лапы. Ну в общем все втянула, втянула чувства.

00:58:48 Потому что 5 чувств также получается, что 4 лапы, голова, она втягивает в себя, втянула, ушли внутрь, все. Мы молчим, какая-то аскеза пришла, мы тут ни причём, все, нас не трогайте, все. И он не мог долго понять жив он или нет. Потом, когда он пришёл в себя, оказалось, что он себе даже что-то обморозил, ухо там или ещё что-то. Только потом догадался в чем эффект, был очень довольный. То есть чувства просто убежали, спрятались. А если говорить для нашей, скажем так, менее агрессивной жизни, для более простой, то эта тапасья или аскеза даёт энтузиазм. Поэтому человек, который совершает аскезы, у него тут же энтузиазм появляется. То есть он до проруби бежит и обратно бежит, довольный, весёлый, видели? То есть просто идти невозможно, прогуливаясь, нет? Туда бежит, и обратно бежит довольный. Если человек совершает аскезу, у него появляется энтузиазм, сила приходит.

Что такое духовное развитие?

00:59:50 И в чем мы должны сейчас поставить некоторую предварительную точку? В том, что как практически выражается духовное развитие? Мы сейчас говорили, что нужно для этого, а как это практически выражается? И даётся очень лаконичное объяснение духовному развитию. Говорится, что духовное развитие - это думать о духовном. Но как правильно думать о духовном? Тут же возникает вопрос. И тут же идёт объяснение. Есть один секрет тоже. Духовность всегда приходит через представителей духовности. Поэтому думать о духовном – это думать о словах тех, кто принёс эту духовность. Посмотрите, пророки приходили, святые личности, мудрецы. Это думать о словах тех, кто принёс эту духовность, о своих наставлениях, о их примерах. Одним словом, буквально это звучит так: чтобы стать святым, нужно думать не о святости, а о святом, понимаете как интересно.

01:00:50 Потому что думать о святости - это ловушка эгоизма тоже, когда человек просто думает о святости. Скоро стану я святым , знаете, святость, святость, святость и я святой, то есть все. Нет, нужно думать о святом. Потому что если мы думаем о святом, мы тут же понимаем, что я не то, что не святой, а я даже и не подходил к этому слову и не имею права вообще его вслух произносить, понимаете. Это уже вред для здоровья вслух произносить такие слова. Вот тут такая тонкость, это ловушка гордыни, ловушка гордыни, понимаете, как интересно. Поэтому я прошу вас перечитать эти стихи дома, кто не перечитал, вот это 25-30 стих, потому что там много всего рассказывается, я попытался сейчас это перевести на простой язык. А уже дома перечитайте и вам будет уже понятно о чем там говорилось, в принципе. Пожалуйста вопросики задайте мне.

Ответы на вопросы

01:01:50 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, можно вопрос? Как быть с этой проблемой? Вот вроде бы уже и слушаешь, и знаешь, даже уже вроде что-то понимаешь. Но иногда вот с этой глупостью бороться, какая-то глупая вещь, такое впечатление, как будто бы тебя на этот момент просто отключает, потому что [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Да.
[Вопрос]: «[неразборчиво] И потом уже думаешь, уже в конце ты начинаешь это анализировать. Говоришь: Господи, ты же уже и знаешь, и понимаешь, и где же ты была в этот момент? И получается, что как не разочароваться не в учении, а в путях к себе. То есть начинается вот это разочарование...»
[Рузов В.О.]: Да, я понимаю.

01:02:39 [Вопрос]: «То, что ты вообще вот [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Принцип состоит в том, что мы разочаровываемся в знании, думая, что на меня оно не действует. Но в действительности, оно действует именно так. То есть как только я думаю, что я знаю и понимаю, но я это не применяю, тут же приходит такое испытание, что мы видим, что мы ничего не знаем и ничего не понимаем. То есть если я не могу это применять, значит я это не знаю, а значит нужно больше слушать. Как раз как только я думаю, что я что-то понял, тут же приходит на это и проверка. И оказывается, что я ничего не понял. То есть знание оно не должно вести к гордости, потому что в этом случае это будет путь в никуда. Знание должно вести к смирению.

01:03:29 Поэтому почему с нами происходят нехорошие вещи? Почему они к нам приходят? Почему вообще это происходит? Две причины. Первая причина, что мы это сами заслужили, а вторая причина это то, что мы не вручили свою жизнь в руки к Богу. Думаем, что сами знаем как надо, то есть не хватает смирения. Поэтому с одной стороны мы должны понимать, что это наша вина, что мы попадаем в какую-то ситуацию и знания тут вообще ни причём, потому что мы просто должны попасть в эту ситуацию в неприятную, в какую-то. Но с другой стороны мы должны понимать, что так как я пытаюсь действовать сам, без помощи, то поэтому буду время от времени спотыкаться, называется состояние ребёнка. То есть ребёнок чуть-чуть научился ходить и он думает: теперь могу бежать. И он бежит и падает. Поэтому лучше держаться за ручку, Веды рекомендуют держаться за ручку. Это называется боязнь упасть.

01:04:28 Буквально это называется термином боязнь майи или боязнь иллюзии. Иллюзия сильнее нас, если мы одни. Поэтому она приходит и крадёт наше сознание. Как вы говорили, вы даже не замечаете, как она крадёт, называется [неразборчиво], то есть буквально иллюзия приходит, покрывает нас и стаскивает. Сначала покрывает нас, мы перестаём все замечать, а потом делает своё тёмное дело. То есть сначала одеяло на голову, а потом тумаки, понимаете. Я надеюсь никому тёмную не делали. Но так это примерно происходит. В жизни нам тёмную такую проводят постоянно: сначала сознание покрывается, мы ничего не соображаем, а потом нас стаскивают. И каждый раз, попадая в эту ситуацию, мы должны понять, что мы перестали бояться, мы стали гордыми, понимаете. Духовно развивающийся человек боится падения и он поэтому крайне аккуратен. Он никогда не экспериментирует с чувствами, с вольностями, с какими-то глупостями, никогда. Потому что в любом случае все это происходит от того, что мы где-то опять дали себе волю в чем-то, преступили границу, как мы говорили, вот этой тапасьи, контроля своих чувств.

01:05:51 Майя приходит и покрывает и стаскивает, когда человек понадеялся, что к нему придёт веселье. Подумал: «Ну вот наверное нормально будет в воскресенье. В воскресенье расслаблюсь» Знаете, когда он представил себе, как он расслабит свои чувства. И как только человек даже представил себе, как он расслабился, понимаете, в этот момент он уже битву проиграл, потому что иллюзия приходит к нему, сначала покрывает, потом стаскивает. И он приходит в себя и думает: за что? Было за что. Поэтому если мы потом это прошлое анализируем, то мы значит где-то расслабились. Расслабление - это всегда проигрыш. То есть как только человек расслабился, если мы сейчас расслабимся, мы тут же упадём. Почему мы вообще сейчас можем сидеть или стоять? У нас есть тонус, да? Мышечный тонус, он есть? Есть. Если мы сейчас расслабимся, бесполезно. Как вообще тело расслабить? Нужно лечь. Вы не можете стоя тело расслабить, невозможно, нужно лечь, да? И начать: кончики моих ушей расслабляются, середина моих ушей расслабляется, низ моих ушей расслабляется. Кончики моих волос начали расслабляться и все, да. Волосы расслабляются, раскручиваются, принимают свою естественную форму, стоят дыбом и все, и так он все. И все 40 минут уходит, да, чтобы расслабиться, а то и больше, да?

01:07:25 Но как только он расслаблен, можно с ним делать все, что угодно. Он расслаблен, он не может уже сражаться, не может противостоять. Поэтому должен быть нормальный тонус. То есть не должно быть полной расслабленности, и не должно быть, так сказать, перегрева. То есть должен быть такой нормальный тонус, такой разогревающий массажик, все хорошо, здорово, замечательно. Но полное расслабление для жизни это очень опасно. И поэтому когда человек слишком расслабился, перерасслабился, то ему приходит удар. То есть он не был к этому готов. Поэтому человек перестал бояться. В этом мире нельзя переставать бояться иллюзии, потому что мы еле-еле из неё выбрались и она от нас не ушла, понимаете. Она стоит и смотрит на нас и смеётся, думает: ну давай, давай, позанимайся йогой, позанимайся.

01:08:32 Поэтому не наступает такого момента в жизни развивающегося человека, когда он перестаёт бояться иллюзии. Поэтому нужно быть крайне аккуратным и научиться ловить в себе это состояние, когда я перестал бояться иллюзии, перестал бояться падения. Вот в этот момент и происходит падение. Вот если глубоко это разобрать, именно так происходит. Поэтому дело не в вас, дело не в практике, не в знании, ни в чем. Такова в общем-то закономерность. Поэтому её нужно видеть, нужно в ней разбираться. Это то знание, которое невозможно получить вне практики. Поняв как действовать в момент падения, это одно из самых важных практик для развития. Если человек не знает как действовать в момент падения и после падения, то он не сможет развиваться. Поэтому первое, что мы проходим, это как правильно падать.

01:09:28 Чему учат в спорте первым делом? Вот я когда пошёл на борьбу, первый год меня учили только падать. У меня был самый здоровый тренер в мире, которого я видел вообще в жизни, понимаете, и я летал просто через весь зал так, пока я не научился правильно падать. Технологию падений нужно понять и тогда можно дальше развиваться. Если не научился падать, все, развития не будет. Сразу переломы пошли. Все это проходили, все это проходили и это спасает жизнь, можно дальше продолжать. И потом я падал даже на полной скорости на финише, я падал на стометровке и ничего, прокатывался кувырком и дальше вставал, бежал дальше, никакой проблемы. Научили хорошо. Сейчас, конечно, я уже так не упаду. Но вот, в этом принцип.

01:10:27 Поэтому и в духовном развитии тоже мы проходим некоторую школу падений, мы понимаем все это, что не получится быть победителем стопроцентным, нет. Нужно уметь проигрывать, да? Мы достойны своих проигрышей, ничего особенного. Что тут такого, это не новость, мы достойны своих проигрышей. Это то, что мы заслуживаем. Поэтому называется простота. Простота - это умение принять падение, понимаете. То есть простой человек, как мы говорили, он в лужу упал, отряхнулся и пошёл. А не простой человек пошёл биться головой об стену: я при людях в лужу, понимаете. Поэтому простой человек он должен вставать, идти дальше. Да, как обычно. В детстве шлёпались, сейчас шлёпнулись, пошли дальше, бывает. Ну а как иначе?

Что такое сознание развития?

01:11:31 Невозможно стать совершенным за одну секунду, это работа, как мы сегодня выясняли. Йога - это работа. Работа над собой и неожидание от жизни слишком много радости, вот эта вот аскетичность. Вот эта радость победы это тоже некоторое ожидание радости излишней. Мы должны быть готовы к тому, что процесс будет, что нам будут ставить тройки и двойки. Это было бы слишком нагло думать, что нам будут ставить только одни пятёрки. Нам ставят и двойки. Расслабились, не подготовились, все. То есть человек расслабленный студент не подготовился. Все, двойку поставили, ну что делать? Идём пересдавать, все честно. Поэтому система работает. То, что мы это видим и можем понять, значит мы находимся на высокой ступени духовного развития. То есть я так скажу, сейчас я приведу очень интересный пример и вы поймёте, почему нужно быть счастливым в сознании духовного развития. Сознание развития, что это такое? Это сознание скорости. Сейчас я приведу пример, посмотрите. Например, сейчас мимо этого окна пролетит боинг 737 на полной скорости, 900 км/ч. Какая это будет скорость, представьте. Были когда-нибудь на аэродроме , нет? Какая штука, какая скорость. То есть дикая скорость, ужасная скорость, да? Все.

01:13:03 Я жил в своё время под аэродромом. Там надо мной проходила взлётная-посадочная полоса и это что-то было все время. То есть такое знаете, посуда все время куда-то уезжала, пианино даже время от времени уезжало, форточки сами открывались и закрывались, то есть дикая скорость, жуткая скорость со стороны. Но те, кто сидят внутри, они ощущают эту скорость? Так чуть-чуть что-то, знаете, да. Внутри никто не замечает скорости. Поэтому те, кто находится внутри процесса, они свою скорость не замечают. А те, кто во всем, они говорят: «С тобой уже невозможно разговаривать, я тебя уже не понимаю. Ты вообще где, ты кто? Что с тобой случилось, всего месяц прошёл?», замечали, нет? Вот те, кто вовне, они видят нашу скорость, а мы не видим. Пока мы не вылетим, то есть если мы не ценим нашу скорость развития, то мы можем вылететь на парашюте и что произойдёт? Все надоело, ухожу. И, опа, что-то я не оценил процесса, понимаете. Оказывается я летел на дикой скорости.

01:14:10 Поэтому оценить скорость можно только быть будучи вне этого процесса, очень не рекомендую. Лучше все-таки быть внутри самолёта, не нужно вовне, понимаете. Поэтому йога - это высочайшая скорость. Это, так сказать, не день за два и не год за два. Это миллионы жизней за день можно прожить, такая скорость, столько приходит осознания, столько реализации. Может быть мы, не занимаясь йогой, должны были бы жить ещё миллиарды жизней, а нам даётся возможность за одну жизнь этот процесс закончить, представьте какая скорость. Даже не в сотнях километров измеряется, в тысячах жизней измеряется. Поэтому так иногда непонятно. Люди смотрят в окно, даже спят иногда знаете такой процесс в самолёте, поели, поспали. Но процесс есть, серьёзнейший процесс.

01:15:11 Поэтому ещё тут интересное тоже сравнение приводится. То есть особенно он заметен на взлёте и посадке, да. Вот на взлёте точно понятно, что взлетаешь. Поэтому первые годы развития самые такие трясёт всегда. Если начинаешь садиться, если начинаешь деградировать, тоже начинает трясти. Поэтому по тряске можно понять, что я тут или взлетаю, или сажусь, какие-то процессы. Надо руль на себя, высоту надо набирать. Что-то мы в низшие слои атмосферы зашли, в облака. Ну в облаках обычно так потрясывает, нужно наверх. Такие сравнения. Вот я думаю они должны объяснить то, что происходит. Ага, ещё вопросики.

01:16:03 [Вопрос]: « Вячеслав Олегович, а как относится к сомнениям в самом начале пути, когда не очевидны те [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Если мы не можем увидеть на своей жизни какую-то очевидность идей, нужно поговорить с тем, для кого это уже очевидно или было очевидно. Поэтому мы говорили вот эти 3 вещи: гуру, садху и шастры. Садху - это те, кто чуть-чуть впереди нас находятся в развитии. То есть они как раз ощутили то, на чем мы сейчас работаем. Поэтому есть всегда те, кто уже прошли через те испытания, которые мы только начали проходить, это обязательно. Если таких нет, значит мы попали в очень страшное место, значит тут всех обманывают. Но если это путь, то всегда есть тот, кто прошёл наши испытания и он может нам это рассказать, наставник называется, всегда есть. То есть любая система хоть завод, хоть что, если система работает, то должен быть наставник, тот, кто уже знает, как это делать, понимаете, то, что у нас не получается.

01:17:05 И поэтому общаясь с тем, кто знает, как это делать, мы тут же осознаем реальность этого. Мы видим это, мы это своими глазами видим, понимаете. Вот он, живой человек, прошёл мои испытания, вот оно, так произошло. Это знаете, например, тот же самый пример с клубом анонимных алкоголиков, понимаете. То есть одни уже бросили, а другие нет. И те, кто нет, они приходят, смотрят: вот реальный человек, вчера бросил, понимаете, а вот месяц назад бросил, а вот год назад. Вот они смотрят друг на друга и это помогает, действительно помогает. Поэтому в себе трудно искать то, что ещё в себе не произошло. Как это найти в себе, его нет. Его нужно искать в ком-то. Таких людей слава Богу много. На пути всегда есть те, кто идут рядом с нами. Поэтому мы так спрашиваем: а вы уже там были, да? А что там, а как там? И человек рассказывает. А туда ходили, а сюда ходили? Мы всегда сначала спрашиваем, кто-то уже видел, да? «Ну как, интересное кино?» «Да ерунда», понимаете. «А это интересно?» «А это интересно.» «А что там было?» Поэтому всегда через общение. Поэтому соответственно опять-таки возьмём идею отражения. Если мы видим того, кто уже прошёл какое-то испытание, в нас что отражается? Мы начинаем отражать силу, чтобы пройти это испытание. Мы начинаем нести в себе силу, мы получаем эту силу, чтобы пройти, заражаемся этой силой, чтобы сделать свой шаг вперёд. Такой метод, очень простой.

Что такое оскорбление?

01:18:46 [Вопрос]: «А является ли оскорблением, если [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Нет, это не оскорбление, это разум называется. Разум - это все подвергать сомнению. Оскорбление - это когда мы переносим это на личность, вот это оскорбление. То есть чем отличается оскорбление от вопроса? Вопрос это например: объясните, пожалуйста, а почему два плюс два четыре, понимаете. Вот это вопрос, например, если мы просто спрашиваем, да: объясните, пожалуйста, что такое два плюс два четыре, я вот сомневаюсь, что два плюс два четыре. Докажите мне, понимаете, каким-нибудь способом. Это не оскорбление, это сомнение, это то, что поощряется. Это значит, что мозги работают, сознание работает.

01:19:33 Оскорбление - это когда мы на личность переходим. Это когда мы говорим: «Я вам не верю», понимаете. «Почему вы такое говорите», понимаете. «Кто вас сюда посадил? А сами-то вы кто?», понимаете. Вот это оскорбление. То есть оскорбление - это когда мы в свои сомнения личность вносим, вот это оскорбление. То есть оскорбление связано с личностью, а не со знанием. Когда мы сомневаемся в знании, это работа разума. Когда мы начинаем свои сомнения в знании привязывать к личности, это оскорбление. Поэтому как бы мы не разбирались в своих ну сомнениях, это не будет оскорбительно, никогда, если мы не будем к этому привязывать личность, понимаете. Как только появляется это вот: «Да кто он такой?», понимаете, «А на себя посмотри». Вот это уже все оскорбительно, понимаете. «Какое право он имеет об этом говорить?», или что, это вот все, вот это оскорбительно.

01:20:33 А все остальное это работа разума, это очень полезно. Нужно сомневаться, а иначе обманут. Так как это мир обманщиков, нужно во всем сомневаться, нельзя верить на слово. Поэтому в общем-то мы все являемся сомневающимися. Если бы мы не сомневались, мы в принципе тут и не сидели. Но мы все сомневающиеся, каждый на своём уровне. Каждый в своём просто сомневается. Поэтому мы собираемся, чтобы поговорить друг с другом, пообщаться, понаходить ответы на свои вопросы. Я думаю, что большинство находит, факт. Может быть не сразу, некоторые вещи сразу не понять, но это не проблема. Но если время какое-то идёт и мы пытаемся найти решение, найти ответ, то все становится понятным. Ага, ещё можно один вопрос.

01:21:40 [Вопрос]: « [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Ну как вы заметили, я рассказываю о какой-то проблеме, не называю фамилий, заметили? Рассказывая истории, я не называю фамилии этих людей. И даже видя эту проблему в ком-то, я не говорю, что вот эта проблема вот в ком-то находится. Если человек сам лично не спрашивает о себе, то я никогда об этом не говорю. Это есть неоскорбительное мышление, когда мы говорим о проблемах, но не связываем их с личностями. И личность, которой этой нужно, она сама себя узнает, понимаете. Не нужно называть фамилию, имя и необязательно говорящий должен знать, чья это проблема. У всех примерно одинаковые проблемы, так с лёгкими тонкостями, понимаете. А общий набор у всех одинаковый. То есть это не так, что мы говорим о каких-то супер редких проблемах, нет. У всех он общий набор. Но мы не задеваем личность опять-таки, понимаете.

01:23:03 А поэтому обычно, например, профессиональная методика публичной речи - это говорить «мы». И те, кто не понимает, они начинают мне писать: «Почему вы все время говорите «мы». Вы за себя отвечайте» Я говорю : «Я говорю «мы», чтобы у нас было неоскорбительное мышление. Чтобы мы понимали, что это наша общая проблема и мы её решаем. А когда я говорю «я», то начинается «Я, а вы? Я решил эту проблему, а вы нет. Встаньте и выйдите отсюда, толку от вас никакого. Сидите тут со своим взбалмошным умом.» Вот это уже оскорбительное. «Вот успокойте ум, тогда придёте», понимаете. Вот это оскорбительно, да? Если бы я так сказал вам, вы бы оскорбились, нет? Оскорбились бы. «Вон пошли отсюда. Раздражаете меня», понимаете. Оскорбительно, факт? Факт.

01:23:59 То есть это просто может сказано быть грубо, а может быть намёком сказано, понимаете. И человек тоже догадается. Если даже намекаешь на личность: не скажу кто в этом зале, но сегодня на меня так не хорошо смотрел, понимаете. И мы начинаем намекать и человеку становится плохо, нехорошо. И он тут сидел, все время ёрзал ногами, в общем раздражал меня, пусть больше не приходит, все. Тут же начинаются личностные вещи, понимаете. То есть если я говорю, что мы все время сидим и ёрзаем ногами, потому что мы не привыкли в школе сидеть спокойно, нас никто не научил, это не проблема, так же? Все же ёрзают ногами? Все, потому что нас не научили, понимаете. Или например, в культуре говорится, что некрасиво чесать голову, что так делают только животные, ч то человек культурный голову никогда не чешет. То есть чесать голову можно только в закрытом помещении, где тебя никто не видит, понимаете. Ну а мы так все делаем, да.

01:25:03 И если я говорю, что этот человек он как собака чешется все время, это уже будет оскорбительно, чувствуете разницу, нет? Да, вот мы иногда так даже не знаем о том, что это очень похоже, когда вот, мы даже не слышали об этом никогда и Бог с ним. Просто я рассказал так, мог бы не рассказывать, да? Это смешно, да? Весело. Но если я имя назову, все, он это запомнит на всю жизнь. И хотя это ко всем относится, это в принципе правда, но он будет обижен дико и серьёзно, понимаете. Поэтому есть разные типы оскорблений. Есть оскорбления в уме, когда я подумал о чем-то нехорошем. Есть оскорбления речью. Есть оскорбления действием. Ну и соответственно и разная степень грубости. То есть в уме самое лёгкое оскорбление, речью - среднее, а телом самое грубое, понимаете. Вот примерно так, но это отдельная тема, сам принцип, разобрались? Разобрались. Спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 22 января 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 26 марта 2014