Обзор последовательности анартх

01 января 2008
Как понять духовную природу в материальном мире? Этапы очищения сознания. Как избавиться от жадности? Что такое вожделение? Что такое иллюзия? Что такое гнев? Как понять, что Абсолютная Истина появляется в этом мире? Что такое безграничное? Что такое вера в Бога? Как Истина открывается нам? Ответы на вопросы. Как исчезает гордость? Что такое щедрость? Что такое практичность? Как выбрать духовного учителя?
лекция для практикующих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:13:32 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 446 | скачано: 571 | избрано: 4
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Как понять духовную природу в материальном мире?

00:00:00 Девятый стих мы должны прочитать. Откройте 221 страничку. Пожалуйста, повторяйте за мной.

Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая

Итак, девятый стих четвертой главы звучит так:

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со 'рджуна

Переводится так:
«Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна».

00:01:19 Девятый стих - это продолжение восьмого стиха, который мы разбирали раньше. И, в общем-то, здесь возникает интересный момент, который утверждается в одной из Упанишад, называется Шветашватара Упанишад, где даётся интересное утверждение. Утверждение такое: для того, чтобы навсегда выйти из круговорота рождения и смерти, необходимо понять Бога. И другого пути в этом плане не существует. Это нам объясняет первый пункт человеческого предназначения.

00:02:32 Но перед тем, как понять Бога, сначала надо понять, как Его, собственно говоря, понимать? Необходимо понять сам процесс понимания. И тут возникают сложности с тем, как комбинировать веру и понимание, потому что понимание, как мы видим, процесс деятельный, аналитический. А вера - это процесс принятия без какой-то дополнительной аналитики. И в голове начинается путаница, а как что? Как себя вести-то, как действовать? И все находятся в некотором таком растрёпанном состоянии, в мозгах чёткой концепции нет. Я уверен, что если мы сейчас начнём, до лекции об этом говорить, будет полный бардак в голове. Поэтому мы не будем сразу об этом говорить. Сейчас я прочитаю этот материал и уже будет ясно как это все совмещается.

00:03:51 Мудрецы дают нам ответ на этот вопрос, он достаточно развёрнутый, мы его начнём разбирать. Это считается самый сложный вопрос материального мира: как в материальном мире понять духовную природу? Как рыбе понять того, кто на берегу? Как на берегу понять того, кто в воде, другая природа. И мудрецы нам говорят, что постичь Бога можно не через чувства, не через ум, не через разум, логику или размышления, постичь можно через веру. Мы можем встречать такие утверждения, что постичь Бога можно только через веру. И многие духовные движения принимают этот вариант, так сказать, как основной, что просто поверь, да? Просто поверь, больше ничего не нужно.

00:04:51 Разум, ум, все остальное отключается, и это действительно так, но не полностью. Вот тут начинается проблема. Когда это принимается однозначно и без дальнейшего развития, начинается проблема. Хотя первый пункт соответствует истине, абсолютно верно. То есть когда сначала звучит утверждение: прими это на веру, это правильно, это первый пункт, но всего лишь первый, не окончательный. То есть вера имеет особое свойство. Почему сначала принимается вера как отправная точка? У веры есть особое свойство, вера одухотворяет разум человека. Чем-то же нужно одухотворить. Чем? Чем-то духовным. Что находится сразу в духовной реальности? Это вера. Поэтому когда человек принимает веру, это одухотворяет его разум, и уже с помощью одухотворённого верой разума можно понять саму Верховную Личность Бога. Уже можно понимать какие-то духовные аспекты. Без одухотворения разума невозможно понять нематериальную природу, духовную природу.

Этапы очищения сознания

00:06:02 Поэтому понимание Истины, понимание Бога проходит в несколько этапов, которые связаны с очищением сознания. Есть несколько этапов. Необходимо избавиться от некоторых блоков, которые не дают нашему разуму полностью одухотвориться. На что это похоже? Это похоже на то, что мы вошли в здание духовного самосовершенствования, но несколько промежуточных дверей ещё для нас закрыты, поэтому чувствуется двойственная ситуация, наверняка многие это чувствуют. Вроде мы уже вошли, но попасть в нужную нам комнату не можем. Вроде бы в само здание вошёл, но нужная дверь закрыта. Как в больницу человек входит, а кабинет его врача закрыт. И он вроде бы в больнице, все лечатся, а он чувствует, что он нет. Как-то просто сижу, а от того, что сидишь, много не вылечишься. Может даже ещё больше заразишься. И начинается такое двойственное состояние.

00:07:04 То есть если человек просто вошёл, то есть если он просто принял веру, просто войди в поликлинику мало. Необходимо попасть к врачу. То есть необходим следующий шаг и вот этот шаг не даёт сделать этот блок в сознании, дверь закрыта. Мы не делаем этот шаг, поэтому вроде бы находимся в больнице, но не вылечиваемся, ещё и чем-то заражаемся. Поэтому такой человек, приходя к духовному развитию, очень часто разочаровывается, потому что не открывает эти двери, которые реально решают какие-то задачи. Просто сидит в этой больнице, думает, что вылечится. Пришёл, сидит в приёмной, а что, нормально. Тут же всех лечат, значит и я, наверное, вылечусь. Не так просто.

00:07:54 Иногда может даже возникнуть чувство, что мы застряли в лифте. Хотели как можно быстрее, так за годик, за два. Раз и в лифте застряли как-то. Что-то не так. Поэтому нужно возвращаться назад, все переосмысливать. У меня в подъезде два лифта, и один лифт очень хитрый, если он доезжает до первого этажа, то он не открывается. Он только, нужно опять вернуться на какой-нибудь второй или третий, и там он открывается, и нужно спускаться назад по лестнице. И его так и не ремонтируют. То есть как-то он так стабильно очищает всех, кто спускается сверху. Очень похоже на ситуацию в духовном развитии. Человек пытается быстрее, быстрее, быстрее, но в реальности нужно возвращаться назад и проходить все ступеньки заново.

00:08:50 И настоящие проблемы возникают не на грубом уровне. Грубый уровень состоит из отказа от каких-то дурных вещей: от алкоголя, от курения, азартных игр, каких-то извращений. Настоящая проблема – это тонкие преграды, с которыми справиться гораздо труднее. Они называются научно анартхи. Анартхи - это внутренние преграды, преграды в сознании, которые являются вторичными проявлениями вожделения, вторичными проявлениями сексуального желания человека. Их можно увидеть даже у ребёнка, которому ещё не знакомо прямое влечение какое-то половое. У него есть уже желание выделится, есть желание быть в центре событий, есть истерика, есть обида, то есть уже проявлены какие-то вторичные последствия присутствующего вожделения.

00:10:02 И анартхи называются шестью врагами человека и поэтому избавление от них проходит в шесть этапов. Шесть врагов человека и проходит в шесть этапов, что в принципе даёт возможность диагностировать своё продвижение по этому пути. Мы можем увидеть, если будем честными, как мы идём по этому пути. И последовательность такова, запишите себе, очень интересная последовательность. Первое - жадность, второе - гордость, третье - вожделение, четвёртое - иллюзия, пятое - гнев и шестое - зависть. Такова последовательность.

00:11:10 А исторически, это проявляется с шестью воплощениями Джая и Виджая, которые стояли у ворот духовного мира. Они не пустили туда Кумаров, за что были отправлены в материальный мир и три раза рождались. Первый раз они рождались как Хираньякша и Хираньякашипу, второй раз как Равана и Кумбхакарна, и третий раз как Дантавакра и Шишупала. И они проявили все эти шесть качеств и в этих историях показывалось, как от этих качеств избавляться. То есть в историях вы можете найти конкретные проявления этих качеств и как происходило избавление от этих качеств.

00:11:58 Мы разберём сейчас другой момент. То есть избавление от этих проблем в сердце тоже проходит ту же последовательность. Избавляться нужно в том же порядке, что даёт нам какую-то поступательную некоторую схему развития. Несмотря на то, что конечно же, работать надо над всем, но есть некоторая поступательность и нельзя находится в иллюзии, а преждевременно рассчитывая на то, что как-то этот порядок нарушится. Есть некоторый порядок в этом мире. То есть не преодолев жадность, мы видим, первый этап, просто невозможно избавиться от гордости, так как гордость основана на обладании чем-то, то есть гордиться нужно чем-то.

Как избавиться от жадности?

00:12:55 Что такое жадность? Жадность это что-то нужно заполучить, не важно что: звание, почёт, процветание, все что угодно. Человек должен что-то получить и этим уже потом можно гордиться. То есть гордость основана на том, что мы смогли накопить, получить, раздобыть, украсть, в конце концов. Гордость основана на жадности. Гордиться надо чем-то, поэтому без соответствующей жадности настоящая гордость неосуществима. Поэтому если у человека нет ничего, он говорит: «Чем ты гордишься, посмотри на себя. То есть совсем обнаглел. Гордиться-то хотя бы чем-то надо» Поэтому и не погордишься-то так вот просто, в общем-то.

00:13:46 Поэтому сейчас процветает создание каких-то связей со своими бывшими родственниками, ещё чем-то, составляется наследственность семейная, ещё что-то. За большие деньги предлагается человеку узнать, с кем он был связан из прошлого, желательно с кем-то великим. То есть, в принципе, вопрос в цене, если вы заплатите, то историки найдут вашу связь хоть с Петром Первым, хоть с Наполеоном, проблем нет. То есть просто заплатите, и вам найдут, причём официально докажут, то есть поставят заключение историческое, ведь человеку нужно чем-то гордиться. Поэтому сейчас иногда гордиться ему нечем, очень трудно так просто выделиться. Поэтому человеку нужно на чем-то основывать свою гордость. На чем? На жадности, что-то нужно вот получить. Но если у человека ничего нет, то ему и мало чем гордиться.

00:14:58 Поэтому щедрость – необходимое условие для избавления от гордости. То есть мы видим, что жадности противостоит щедрость. Поэтому, если человек развивает щедрость, это условие избавления от гордости. Это, конечно, не напрямую вызывает избавление от гордости, но это необходимое условие, чтобы было легко избавиться от гордости. То есть человек должен сначала с предыдущей платформой разобраться, с жадностью. Если он с жадностью смог разобраться, то с гордостью уже будет попроще. Но не обязательно.

00:15:33 Это не так, что избавление от предыдущей ступени автоматически решает проблему следующей, вовсе нет. Это создаёт условие для решения следующей проблемы, понимаете. То есть, если у человека несколько болезней, ему врач может прописать некоторую последовательность: вот сначала от этого нужно избавиться, потом от этого. Иногда все сразу не вылечишь, должна быть какая-то последовательность. Но это не значит, что если одна болезнь прошла, автоматически и все остальные болезни тоже вылечивает, нет. Но это создаёт условие. Вот в этом принцип. Очень важный момент сегодня мы разбираем. Надо его обязательно понять хорошо.

Что такое вожделение?

00:16:27 То есть гордый человек считает, что ему все должны подчиняться, в этом эффект гордости. То есть раз я гордый, все должны мне подчиняться. Он думает, что мир создан для него, это его естественное состояние. Так проявляется вожделение, вот этот третий этап. Вожделение – желание эксплуатировать весь мир. Вожделение – это желание эксплуатировать. Хочу, чтобы это было моим. Это вожделение. Поэтому гордый мужчина находит гордую женщину, и они гордо эксплуатируют друг друга до того момента, пока им это гордо не надоест. Потому что вожделение – это нежелание брать ответственность за последствия своих поступков. Это также определение вожделения. Человек не хочет брать ответственность, он готов просто получать, но нести ответственность он не хочет.

00:17:30 Но избавившись от гордости, каким становится человек? Он становится терпеливым и смиренным, а это значит, что он становится верным и надёжным, что в свою очередь даёт возможность с чем бороться? С вожделением, с желанием эксплуатировать других. Он становится надёжным, становится верным, он может уже дальше работать над вожделением. Потому что главная проблема вожделения - ненадёжность, главная проблема вожделения - предательство, нежелание нести ответственность. Все, радость закончилась, надо расставаться, в этом эффект вожделения, эксплуатации. С таким человеком уже можно строить более-менее нормальные взаимоотношения. То есть он не бросит свою семью в один прекрасный день, рано утром, даже не попрощавшись, понимаете, с ним уже можно как-то поработать. То есть, если кто-то кого-то бросил, это значит, что этот человек просто подружился с вожделением и пошёл с ним искать приключения в мир неверности, в мир ненадёжности. Так мы добрались до третьего этапа.

Что такое иллюзия?

00:18:52 И вожделение, в свою очередь, является основой иллюзии. Человек под влиянием вожделения забывает о своём истинном предназначении, так иногда может проходит большая часть жизни. И даже пытаясь выйти из-под влияния одного вожделения, человек ищет спасение в его новом варианте. То есть человек попадает под влияние одного вида вожделения и думает, что проблему решит другой вид вожделения. То есть человек, например, не смог создать стабильную семью, он бросает её, думает, что может создать другую семью так просто, что проблема в семье, а не в его вожделении. Но что поменялось в его сознании в результате ненадёжности, в результате неверности, в результате предательства и измены? Что поменялось? Человек хочет все поменять в лучшую сторону, но как он эту перемену производит? Он делает ещё пару шагов в сторону деградации. Это похоже на то, что человек выбежал из одного горящего дома и спрятался от пожара в другом и тут же сам его поджигает. Абсолютно сумасшедшее поведение.

00:20:10 Вот это есть иллюзия, которая состоит в том, что человек пытается решать материальные проблемы материальными способами. Он пытается решить проблемы вожделения с помощью другого вожделения. Одну проблему вожделения решает с помощью другой проблемы, ищет более молодой вариант партнёра. Думает со старым вариантом у меня что-то какие-то проблемы начались, мне нужен новый вариант, помоложе. То есть проблемы одного вожделения решаются с помощью другого вожделения, абсолютное сумасшествие. Человек чем-то отравился и думает: это тут какая-то проблема, надо другой яд найти. Есть у вас какой-нибудь другой яд? А-то я этим отравился, надо какого-то другого яда выпить. Но проблема-то внутри и причём каждый раз человек совершает ещё пару неправильных шагов и думает, что что-то решится. Нет, материальные проблемы можно решить только на духовной платформе, на духовном уровне.

00:21:04 И когда иллюзия рассеивается, человек понимает, что сам виноват во всех своих неприятностях. Посмотрите, как мы много говорим об этом, да? Кажется уже несколько лет. Но почему мы все время говорим об этом? Потому что это очень высокая ступень понимания. Кажется, что Вячеслав Олегович все время об этом говорит, что мы виноваты в своих проблемах? Но посмотрите, это четвёртая ступень, это не первая ступень, это четвёртая. Что мы уже избавились от этих первых трёх? Я бы побоялся так сказать. Поэтому и с этой четвёртой есть проблема. Да, мы вроде это слышим, но понимания не наступает, почему? Это проблема четвёртой ступени аж, до неё ещё нужно добраться, понимаете? То есть когда иллюзия рассеивается и человек видит, что он сам виноват во всех своих неприятностях и так появляется условие, при котором из сердца уходит гнев, чтобы перейти на следующую платформу. Если человек понимает, что он сам во всем виноват, то и гнев уходит.

Что такое гнев?

00:22:13 Ну что такое гнев? Гнев – это недовольство своим положением. Нам кажется, что нас обманули, что кто-то присвоил себе наше процветание, наше благочестие, наше здоровье, наше богатство, наши деньги, нашу квартиру, наш дом, кто-то себе что-то присвоил. Поэтому такого человека легко узнать. Он начинает искать заговор во всём. Ему кажется, что семья – его враги, что в семье заговор, что они все договорились, все назло. На работе директор – его враг, и все они все собрались и договорились. Правительство страны, у них тоже сговор, они все там договорились, они там все повязаны, да? Люди также и про духовность говорят: а там они все тоже мафия, все враги.

00:23:16 И, в конце концов, такой человек приходит к идее мирового заговора. Мировой заговор 100%. То есть мировой заговор – это признак того, что гнев уже заполнил все уголки человеческого разума, поэтому эта теория так популярна в современном мире. Все, однозначно заговор. Поэтому есть последовательность некоторая, и избавившись от этого явления, от гнева, человек может растворить и свою зависть, которая уже имеет очень глубокие корни и основана на зависти к Богу или к чему? К великому космическому заговору. То есть зависть - это уже развитие этого гнева, что заговор какой-то, кто-то меня вытолкнул из духовного мира, кто-то меня подсидел, какой-то дьявол. Вот так появляется концепция дьявола.

00:24:24 Дьявол - это придуманная концепция, что кто-то противостоит всем, есть какое-то противостояние. Нет никакого противостояния, мы сами причина. Это нас искушают черти, так сказать, дьявол все подстроил, все меня обманули, подстроили, а я такой пушистый весь и я-то ничего этого не хотел, у меня все нормально было. И они все меня взяли и на самое дно.... А я вот сопротивляюсь изо всех сил. Эти концепции - это поздние концепции, они были придуманы как оправдательные вещи, поэтому очень удобно. Вот эта концепция противостояния очень удобна, это материальная концепция. В материальном мире есть противостояние, тут есть чёрное и белое, это не концепция духовного мира. В духовном мире нет никакого противостояния, его нет, потому что там все основано на любви. В любви нет противостояний, в любви есть единство.

00:25:24 Противостояние - это материальная проблема, поэтому она даже в духовных традициях проявилась. То есть, что такое концепция дьявольщины? Это духовный заговор, это, так сказать, проблемы заговора, просто на более глобальном мире. Ну, что делать? Это проблема определённого этапа развития. Поэтому это можно понять, это естественная концепция, она естественно возникает, но, конечно же, имеет более материальную окраску.

00:26:05 Одним словом, путь длинный, но интересный. На каждом из очередных этапов будут открываться новые возможности, новое понимание, новые духовные эмоции. И трудно объяснить человеку важность прохождения этих путей, пока он сам не попробует сделать пару шагов. Объяснить фактически невозможно. Человек должен сам ощутить важность освобождения от материального мышления, сам должен это почувствовать. Фактически, понимание важности духовного пути – это уже очень высокая ступень духовного развития, это уже высокий этап, уже высокая степень очищения.

Как понять, что Абсолютная Истина появляется в этом мире?

00:27:02 И как мы выяснили в прошлом стихе, в восьмом, пройти все эти стадии можно только поняв что, кто помнит? Кто помнит, что мы разбирали в восьмом стихе? Поняв что можно избавиться?
-[неразборчиво]
-Да, то есть понять, как Абсолютная Истина появляется в этом мире. Помните? Как происходит появление Истины в этом мире, давайте вспомним, вернёмся к восьмому стиху немножко, сейчас это будет связано.
-[неразборчиво]
-Да, то есть как Он появляется в этом мире. Сейчас мы разберём этот момент.

00:27:59 С одной стороны, нам кажется, что это очень просто. Что тут такого, прочитал и понял. Но, в действительности, без философского понимания тут тоже не обойтись. Секрет этого явления состоит в том, что понять природу появления и поведения Бога в этом мире – это понять, что Бог один, но у Него множество форм и вариантов поведения в той или иной ситуации. Вот это значит, что человек понял явление Бога в этом мире. Что он понял, что Он один, но у Него много разных вариантов появления и поведения. Сейчас мы этот момент разберём, очень интересный момент.

00:28:41 Что это значит? Это значит, что нужно принять Истину как личность, которая может иметь качества личности. То есть что? Переодеваться, поступать как захочет, играть любые роли, менять своё настроение, да? И такое понимание даётся далеко не просто. Вот это личностное понимание Истины даётся далеко не просто. Большинство людей не способны так просто принять эту концепцию. Это высокая стадия развития сознания. Большинство людей не способны. Им намного проще думать о Боге как о законе, как о системе, как о великой космической электростанции. Да, конечно же, есть великая космическая электростанция, почему нет? Но за ней стоит личность. Да, все знают, кто стоит за всем электричеством в России.
-Чубайс.
-Видите, все знают. Не просто так, да, он отвечает за все энергии. Но он личность. В глобальном масштабе вдруг здесь его начинает клинить. Он думает, что великая космическая электростанция сама по себе. Энергия есть, закон есть, правила есть, но это все само по себе, никем не регулируется. Вот это, конечно, уже проблема.

00:30:12 И секрет тут состоит в том, что принять личностную концепцию Истины можно только через любовь, вот тут появляется любовь. Любовь может быть к личности, поэтому личность понимается через любовь. Если мы хотим понять личность, тут необходима любовь. Поэтому любовь к Богу даёт возможность осознать, что поведение Бога как личности не является признаком того, что Бог находится в иллюзии. То есть любовь к Богу даёт возможность понять самого Бога. Тут появляется уже, так сказать, сама концепция любви. Без любви Бога понять невозможно, обязательно человек будет скатываться к концепции большой электростанции, великая любовь, свет. Но это все одно и тоже, то есть электричество даёт свет и так далее, то есть все это концепция большой электростанции. Но только любовь может прояснить личностную основу. Поэтому тут появляется любовь.

00:31:19 Поэтому во многих традициях просто уходят от этого понимания на уровне запрета. Так как понимание сложное, то во многих традициях просто это выводится вообще из круга понимания. То есть появляется идея, что о Боге нельзя говорить, Его нельзя изображать, Его нельзя описать. Человек боится говорить о Боге как о личности, так как всех личностей, которых он видел в этом мире, все они были какие? Несовершенные. Поэтому он боится говорить, потому что ему кажется, что приписывание Истине личностных качеств делает эту Истину несовершенной. Но в этом и определение Истины. Истина – это есть та самая совершенная личность, которую мы не смогли найти в этом мире, потому что её тут просто нет. Любой духовный трактат с этого начинается: в этом мире все несовершенны, поэтому и не стоит тут строить ложных иллюзий по поводу друг друга, мы все не идеалы, это не мир идеала, нет идеальной личности.

00:32:33 И ещё один секрет состоит в том, что для того, чтобы понять Истину, первое, что нужно понять, это то, что Истина непостижима человеческим разумом. Некоторый перегрев иногда начинается. Это первое условие для того, чтобы начать понимать Бога. Фактически, это и есть первая стадия любви. Она состоит в том, чтобы с ограниченными возможностями приступить к пониманию безграничного. Истина безгранична по своей природе, но перед нами стоит задача с ограниченными возможностями начать понимать безграничное. Почему это трудно сделать без чего-то, в действительности, духовного? То есть любовь имеет духовную природу, вера имеет духовную природу, необходимо их подключить, чтобы ограниченным разумом, ограниченными способностями думать о безграничном. Само понятие безграничности очень интересно, сейчас, так сказать, ещё немножко перегрева, сегодня серьёзные философские концепции мы разбираем.

Что такое безграничное?

00:33:39 Что такое безграничное, в чем его особенность? Безграничное включает в себя и все противоречия, безграничное должно охватывать все, а значит оно что охватывает? Все противоречия тоже охватывает. Поэтому безграничность должна включать в себя и все виды противоречий. Очень интересно, она включает в себя все их. Поэтому очень трудно на уровне противоречий думать о том, что в себя включает все противоречия. Поэтому наш материальный разум пытается ограничить Истину по своему образу и подобию. Мы пытаемся её ограничить. Поэтому сталкиваясь с каким-то новым описанием поведения Истины как личности, такой человек начинает сомневаться, он думает, ну как Бог может так поступить. Но Он не ограничен, может поступать как хочет, это Его право. Он в себя включает все виды поведения, все виды проявлений. Ограниченный человек думает о Истине тоже как о ограниченной личности. Но так не получится. Без должного уровня веры и любви невозможно ограниченным сознанием понять безграничное, просто не получится. Будет одно большое сомнение, одно большое противоречие.

00:34:52 Как это проявляется, сейчас я приведу примеры. Человек, который пытается без любви и веры думать о Боге, как он думает, как это вот противоречие у него возникает? Он думает, что Бог есть, но Он очень далёкий, поэтому связаться с Ним невозможно, и Он, наверняка, никого из нас не знает, не помнит. У Него свои дела, где-то на небе, далеко, Он занят и у Него нет времени на нас. Есть такая концепция? Есть, конечно. Он думает, что Бог так велик, что не может принимать какие-то наши подарки, наши дары, что Он не будет есть нашу кашу, которую мы сегодня утром сварили, что Он не будет нюхать наши цветы или какой Ему прок от нашего пожертвования, что Ему этот рубль, да? Но, в действительности, Он принимает не материю, Он принимает любовь и преданность в том, что мы для Него делаем, вот это вот настроение принимается, эмоция принимается. То есть мы не может этого увидеть, относимся как к человеку, не можем понять, как это происходит.

00:36:04 Или такой человек думает, что Бог не может прийти в этот мир, и у Него уж точно только один сын, и уж тем более не дочь. То есть настолько ограничен, даже у любого человека больше детей, чем у Бога. Это тоже ограничивание, то есть очень часто это ограничение встречается: всего один сын, однозначно, все. То есть он, простите, думает, что Бог велик, но у Него почему-то не может быть имени, не может быть изображения, не может быть цвета тела. Он может находиться в сердце человека, но никак не в чём-либо ещё. То есть постоянные ограничения. Он думает, что у Бога проблемы с пророками, тоже интересное мышление, что Он посылает на одну планету только одного пророка, что там какая-то проблема с пророками, не хватает выпускников каких-то, распределения не хватает, понимаете.

Что такое вера в Бога?

00:37:16 Поэтому что такое вера в Бога? Вера в Бога – это верить в то, что Бог может абсолютно всё. А это значит, что нам никогда это не понять своим собственным умом. Понимание Истины может произойти только по решению самой Истины. Так как Истина выше нас по своей природе, по Её разрешению происходит это понимание. Как мы идём к кому-то. Если мы идём к какой-то великой личности, то попасть к этой личности мы можем, если эта личность захочет нас принять, сами мы не можем просто так прорваться. Поэтому и понимание Истины происходит, когда сама Истина хочет открыть нам эту концепцию. И вот это вот нервирует материалистичного человек. Он говорит: «Ну как это так, я должен какое-то разрешение спрашивать. Сам сейчас возьму книжку и все пойму. Сам сейчас разберусь.»

00:38:17 Сколько я не встречался, постоянно кто-то пытается на что-то поспорить по поводу Бхагавад-гиты. Как правило я их спрашиваю: «Вы сами-то всю-то прочитали Бхагавад-гиту, нет? Надо же о чем-то говорить более менее. Давайте, если вы хотите поспорить, давайте сначала разберёмся, на каком уровне знания будем спорить. Вы прочитали все Бхагавад-гиту?» Как правило человек говорит: «Нет, я прочитал первые 3 стиха», понимаете. Я говорю: «Тогда давайте как бы поступим разумно. Мне очень интересно с вами поговорить на эту тему, но давайте вы сначала её хотя бы всю прочитайте. Ну чтоб честно было, чтобы действительно было о чем говорить. А то мне придётся вам просто рассказывать её продолжение, какой смысл?» Он говорит: «Да, конечно, давайте, послезавтра все, я выхожу на связь, и все, и мы с вами поговорим» Я говорю: «Ну все, я вас жду в скайпе» И обычно все, в ближайшие 3 года я его больше не вижу, этого человека. А скорее всего уже никогда не увижу.

00:39:15 В общем-то, так даже у меня с родителями закончились противоречия. Папа со мной спорил, до тех пор, пока я ему эту идею не высказал, что если уж мы спорим, то давай на какой-то основе спорить. Поэтому давай, папа, прочитай, так сказать, и мы с тобой поговорим на все эти темы, то есть раз уж будем спорить, так хоть будем спорить не голословно, не просто, что все это ерунда и так далее, а по конкретным темам по каким-то. Я говорю: «Вот, это будет по-семейному, по-доброму». И когда папа прочитал всю Бхагавад-гиту, мы больше ни разу на эту тему не разговаривали, больше не было ни одного вопроса.

Как Истина открывается нам?

00:40:00 В общем-то, Истина открывается нам, когда Она довольна нами. Вот это личностный аспект Истины - Она открывается нам по своей воле. Помните первая лекция по Бхагавад-гите, которую мы читали. Вот там я про это рассказывал очень подробно, как раскрывается Бхагавад-гита, помните эту первую лекцию? Что она сама по своей личной воле эта книга решает, раскрыться читателю или нет, помните этот момент? Вот и сейчас мы к этому вернулись, то есть Истина решает, кому открыться, а кому нет. И, в общем-то, даже в научной среде это подмечено, что решение приходит как-то интересно. То есть как озарение больше. То есть больше, как разрешение сверху.

00:40:55 Человек бьётся, и когда вот он уже понял, что все, проблема не решена, и он готов ну с этим смириться фактически, и когда он уже в сердце начинает обращаться к Истине, Она решает: «Ну ладно, созрел, хорошо, вот тебе» И вместо «Слава Богу» он кричит: «Эврика» там или ещё что-то. В действительности, Истина решает, кому открыться, кому нет. Даже знание - это, в общем-то, достаточно высокая энергия, даже знание решает, кому открыться, кому нет, не так это просто. Можно всю жизнь чем-то заниматься, так и не понять какой-то концепции. А кому-то она открывается, она решает. Поэтому вот это нужно понять, что Истина имеет эту личностную природу. И вера - это тот инструмент, с помощью которого можно понять абсолют, включающий в себя все имеющиеся противоречия.

00:42:04 Просто необходимо помнить это предостережение. То есть, несмотря на то, что понимание противоречивого лежит через веру, это не значит, что на вере всё и останавливается. Вот это нужно очень чётко понять. Такая остановка будет являться признаком слепого фанатизма. В действительности, вера – это только первый этап духовного развития, за ней необходимо получить реальный опыт, подтверждающий концепции веры. Вот если этого не знать, если этого не соблюсти, духовный путь убит на корню, что и происходит во многих традициях. То есть о втором пункте как-то забывается. Но, в действительности, вера - это просто первый шаг, который нужен, чтобы одухотворить разум, чтобы принять противоречивость, которая находится в том, что охватывает абсолютно все, в том, что охватывает все.

00:43:11 Это, в принципе, легко понять. Например, если на участке есть водоём и земля, то можно долго мучить человека: «А ваша дача она, так сказать, на воде стоит или на земле?» «Моя дача охватывает и воду, и землю» Вода и земля противоречивы по своей природе, вы заметили, нет, вода и земля. И кажется в этом какая-то сложность. Да никакой сложности нет, посмотрите, по этому примеру можно легко понять. Поэтому, например, Истина находится над добром и злом. Что это значит? Это значит, что все, что исходит из Истины, абсолютное добро, хотя нам что-то может показаться подозрительным, потому что мы находимся ниже этого. Ну как это так - дом должен быть или на воде или на земле. Но у нас так, у нас и там, и там, мы охватываем это все, почему нет.

00:44:23 Как погода, например, мы с этим сталкиваемся. В Индии, например, когда приезжаем, у нас если уже холодно - так холодно, если уж тепло - так тепло, перепад 5 градусов. Но в Индии вы с этим сталкиваетесь каждый день: ночью -5, днем 30. То есть как жить? Ночью реальная зима, люди умирают, замерзают от холода, а днем реальная жарища, просто жарища, падаешь в обморок от жары, пожалуйста. И человек тоже говорит: «Так там что у вас, лето или зима?» «У нас там и зима и лето. Зимой холодно, ночью холодно, ночью зима, а летом днем жара, лето» Поэтому даже в материальном плане это вполне совместимо.

00:45:15 Посмотрите, вода, очень интересная субстанция. Вода жидкая, твёрдая или газообразная? Какая хотите. Она в себя включает это все. Она может быть жидкая, может быть твёрдая, может быть газообразная. Посмотрите, даже простая вода, почему вода относится к божественным энергиям, описывается, что вода это божественная энергия, потому что она в себя включает противоречивые вещи. Поэтому вода представляет Бога в этом мире. Водой все, что угодно крестят, причащают, моемся водой, и так далее, вода очищает. В воде есть энергия истинности. И в ней это же качество противоречивости: и твёрдая, и газообразная, и жидкая, и какая хотите. Абсолютно противоречивые вещи, но есть. И что, мы против этого или как? Да нет, пожалуйста. Но при понимании начинается некоторая проблема. Но если у нас есть вера, например, мы же верим, что вода может быть твёрдая, и жидкая и газообразная, то в принципе нас это не волнует особенно. Хотя на лицо противоречие. Как же так? Но пожалуйста, реальный пример. Но мы верим и любим воду, пожалуйста.

00:46:36 Но попробуйте, если человек не знает, что такое вода, ему все это объяснить, очень трудно это все объяснить, понимаете. Многие люди не видели снега, многие люди не видели льда. Им это объяснить очень трудно. Знаете как трудно человеку объяснить, что такое снег. Из воды снег? И он смотрит на фотографии и говорит: «Вот это из воды? Что вы врёте. Что это солью у вас там, наверное, посыпано.» Он говорит: «Не может быть» Поэтому необходимо некоторое одухотворение разума, чтобы принять эти концепции. Время уже. Пожалуйста по этой части вопросики. Сегодня сложная тема, но очень важная. Особенно последовательность прохождения ступеней очень важна, обратите на неё внимание.

Ответы на вопросы

00:47:37 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а почему [неразборчиво] сложность прохождения. Иногда некоторым людям очень сложно объяснить, что у них эти качества присутствуют. Потому что с кем начинаешь говорить, они говорят так: «Я не [неразборчиво] и в жизни вообще никакого вожделения у меня нет, я весь такой хороший, белый и пушистый. То есть мне работать не над чем и волноваться незачем». Вот сложно даже просто объяснить, что эти качества в общем-то присутствуют налицо [неразборчиво]».

00:48:08 [Рузов В.О.]: А зачем их объяснять? Вот эта как раз задача не стоит. Не было такой задачи.
[Вопрос]: «Да? А вот как же?»
[Рузов В.О.]: Пока человек не встал на этот путь, мы говорили, он не может об этом думать. Он не может об этом думать, поэтому с чего посмотрите в этом мире начинается путь? Как раз с этой первой ступени. Человек должен научиться реально проявлять свою щедрость. Если он начал проявлять свою щедрость, то у него на что будут раскрываться глаза? На то, что он жадный, что его щедрость, в действительности, ограничена, что он готов отдать только лишнее, ненужное, факт. И тогда он увидит первое своё качество, какое? Жадность. Поэтому он будет с ним работать и когда он, так сказать, достигнет успеха на этом пути, какое он качество следующее увидит?
- Гордость.
- Гордость.

00:49:05 [Вопрос]: «[неразборчиво] щедрость [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Щедростью, конечно. Так именно он щедростью и гордится до тех пор, пока у него Бог все не заберёт, чтобы именно показать ему его жадность Говорит: «Ну я же такой был щедрый, я же так много всего делал. Я же бабушке рубль дал в метро. Я же то, се. Так за что у меня мой дом-то, новый-то забрали? Почему он сгорел? Бог такой неблагодарный» Но, в действительности, он просто показал проблему на первом уровне, понимаете. Поэтому пока человек не пройдёт первый уровень, он не сможет другие понять. Поэтому вот эта вот некоторая такое просветление, когда мы пытаемся, сами не пройдя первые ступени, просветлять других, это больше похоже на оскорбление людей. Просветлять нужно пройдя уже большинство этих ступеней. Вот тогда человек это принимает, потому что в сердце уже после прохождения этих этапов нет зависти большой, нет гордости. То есть есть какое-то смирение. Так у человека есть смирение, то другие не очень сильно обижаются, у них это, так сказать, не вызывает обиды противостояния.

00:50:20 Но когда мы на первых уровнях, то есть сами находясь в самом низу этого развития, пытаемся просветить человека по поводу его проблем, это просто оскорбительно выглядит. То есть это некоторое оскорбление. Нет, мы должны видеть позитивные качества человека и все, чем мы можем ему помочь это вдохновить его на то, что мы уже сами можем делать. Поэтому вот первый уровень - это уровень щедрости, который выражается в служении, то есть когда мы бескорыстно служим другим, отдаём своё время, возможности, деньги, в конце концов. То это прохождение первого уровня очищения, который позволяет нам увидеть другие наши проблемы. То есть так просто человек этого не увидит. Да и не нужно, что он с этим будет делать? Он даже к этому подобраться ещё не может.

00:51:16 Как знаете, обычно проблема с этим несоответствием ступеней возникает, когда человеку начинают говорить о чем-то связанным с высокими ступенями. Посмотрите, например, вожделение находится на третьем уровне. И человеку начинают, так сказать, об этом говорить как о самом важном. Что вот, все однозначно, вообще, ай ай ай, ой ой ой, это все, страх смерти, всех расстрелять. А человеку это ещё не понятно, так как первые ступени для него не ясны. Он ещё о первых ступенях-то не слышал, понимаете. А ему сразу о страшном рассказывают. Как ему понять монашество, как ему понять все эти ограничения межполовые, если первые ступени не пройдены и не поняты, как ему это объяснить, невозможно объяснить.

00:52:13 Но с этого почему-то иногда начинается объяснение. Просто глупо ввести человека в некоторую страх. То есть все, что он думает, это все не для него, однозначно не для него. То есть человек должен решать те проблемы, которые он может решать. Поэтому есть некоторая последовательность, есть некоторое время для решения той или иной проблемы. Когда человек поступает в институт, он не задачи института решает, он задачи из уровня своей школы решает. Он решает школьные задачи при поступлении в институт, ему же не дают задачи с пятого курса института, тогда бы никто не поступил. Поэтому не нужно пугать людей, не нужно их оскорблять. Нужно просто вдохновлять их хотя бы на первую ступень, на очищение.

Как исчезает гордость?

00:53:30 [Вопрос]: «А вот гордость, она исчезает как в следствии того, что человек становится щедрым, у него пропадает желание чем-то гордиться, каким-то достижением своим, да?»
[Рузов В.О.]: Нет, мы говорили, что щедрость - это условие для того, чтобы начать работать над гордостью.
[Вопрос]: «А, я просто не записала, как надо работать с гордостью. Что надо делать? [неразборчиво]».
[Рузов В.О.]: В принципе путь везде один. То есть чтобы избавиться от концепции гордости, что такое гордость? Мы разбирали, это человек думает, что он велик, потому что у него что-то есть. Поэтому концепция ученичества о чем говорит? Что все, что у него есть это его учителя, в действительности.

00:54:27 [Вопрос]: «Это [неразборчиво] гордости, да?»
[Рузов В.О.]:Да, то есть, поэтому принятие учителя избавляет человека от гордости. Поэтому имея вот эту проблему на второй стадии гордости, человек не может принять учителя. Ему просто в голову это не приходит, зачем ему учитель, зачем ему он нужен. Он сам всех может учить. Ну конечно, зачем ему учитель. Очень много, когда мне пишут личности, я их прогоняю по этим ступеням, так проверяю, где он застрял и мы говорим о щедрости. Человек говорит: «Да я каждое воскресенье отдаю, да без проблем.» Я говорю: «Ну тогда вам пришла пора принимать учителя» Он говорит: «А вот этого не надо. Я и сам все знаю прекрасно. Я сам как-нибудь разберусь» Все понятно, между первой и второй ступенью завис человек. Поэтому даже немножко поговорив с человеком, вы можете понять на какой проблеме он завис, а значит не доработана предыдущая ступень. Ну тогда возвращаемся к щедрости, значит мало ещё над щедростью работали.

00:55:30 То есть им бесполезно объяснять важность принятия учителя, нужно возвращаться к щедрости, понимаете. Некоторая диагностика состояния сознания. Если мы знаем эти ступени, мы можем понять, где мы зависли, на какой стадии и над ней работать, работать, работать. И когда мы доработали стадию, то появляются все предпосылки, то есть человек уже начинает об этом думать. Начинает думать кого принять учителем и так далее, начинает уже об этом размышлять.

00:56:00 [Вопрос]: «Не каждый ещё может себя настроить, ну то есть принять учителя».
[Рузов В.О.]: О, это высокая ступень.
[Вопрос]: «Довольно сложно».
[Рузов В.О.]: Это очень высокая ступень. Это кажется, что шесть, то это вторая низкая. Это не низкая, это страшно высокая. Это между ними, между этими ступенями это как знаете, между семитысячниками разница, горы. Одна там 7050 метров, другая гора 7100 метров, третья 7150, четвёртая 7200, пятая 7250, другая 7300. А они все высокие. Первая ступень высокая, вторая ступень высокая, третья, все одинаково высокие. Но есть последовательность прохождения. Как эти, знаете, как их зовут, те, кто все эти семитысячники покорили, не помните как их зовут.

00:56:54 [Вопрос]: «Альпинисты?»
[Рузов В.О.]: Ну понятно, что альпинисты, не помню, как их зовут. То есть сам принцип, что нужно все их пройти. То же самое и здесь. То есть все эти ступени высокие факт. Щедрость, кажется что такого, щедрость. Ну щедрость противоречит всему, всей системе общества, всей системе жизни. Потому что система жизни это накопительство. Это система экономики, накапливать. Поэтому даже первые этапы уже полностью противоречат мироустройству. Это нужно против всего пойти: против самой основы материализма нужно пойти. Поэтому вся материальная щедрость - это просто форма экономики, это форма получить ещё больше, это форма отмыть что-то.

00:57:48 Щедрость - это очень серьёзная вещь. Поэтому даже первый этап это уже настолько сильное очищение, что уже позволяет на втором принять учителя, посмотрите. Поэтому слова знакомы, но глубина этих ступеней максимальна, то есть можно вот по десять лекций на каждой ступени прочитать. Ну в общем-то мы этим и занимаемся, то есть все время об этом говорим с разных сторон. А так в принципе это такая огромнейшая тема, о чем можно думать, думать, думать, осознавать вот эту последовательность.

Что такое щедрость? Что такое практичность?

00:58:42 [Вопрос]: «А можно вопрос? Вот как допустим щедрость сочетается с практичностью? Как здесь не перегнуть палку? Что такое практичность, что такое щедрость?»

00:58:59 [Рузов В.О.]: Щедрость - это не значит разбрасывать. Щедрость - это значит, в плане этого вопроса, я бы так сказал, щедрость - это желание исполнить некоторую мечту тех, кто нас окружает. Что такое мечта человека? Мечта человека это когда он ждёт благодарности, что люди будут ему благодарны. И в наших отношениях мы немножечко не верим в людскую благодарность, поэтому наши отношения построены по принципу выжимания друг из друга всего, что только возможно.

01:00:14 Поэтому, когда мы проявляем щедрость и, в действительности, даём человеку больше, чем то, на что он рассчитывал, когда он видит, что ничего из нас не нужно выжимать, требовать и отбирать, когда он видит, что мы готовы проявить свою эту эмоцию благодарности, то он получает максимальное земное счастье, которое только возможно, он получает реальную благодарность. Поэтому в этом плане щедрость она не только вот какая-то финансовая. В этом плане щедрость она и эмоциональная, и чувственная, интеллектуальная, то есть вот эта некоторая самоотдача по отношению к другим. Поэтому это, так сказать, материальная щедрость - это самая грубая форма щедрости. Более нужная щедрость - это эмоциональная щедрость, это временная щедрость, это интеллектуальная щедрость, понимаете, когда мы готовы принять чужое мнение и уважать его. Посмотрите какая это щедрость. Просто желание принимать и уважать чужое мнение - это настолько максимальная щедрость, что никто даже поверить в это не может.

01:01:42 Как мы в основном себя ведём? Мы спорим друг с другом, не уважаем чужое мнение, не принимаем его ко вниманию. Горим: «Да что ерунду какую-то несёшь» Посмотрите, даже в семье как это происходит. Но представьте насколько это великая щедрость и так далее. То есть каждый раз, когда создаётся какая-то ситуация, мы должны увидеть в чем сейчас я должен проявить щедрость. Может быть больше времени, как например, помните, мы говорили, что хозяин должен проявить щедрость во всем. Он должен проявить щедрость в еде, то есть он не должен есть, пока не поели его гости, не наелись. Он должен проявить щедрость во времени, то есть он должен отговаривать гостей уйти. Он их должен фактически уговорить как минимум остаться на неделю. Вот это гость, вот это хозяин. Если к нему пришли на 5 минут, он должен уговорить этого гостя остаться у него на неделю пожить. И потом ещё не отпускать, прятать вещи, ботинки, чтобы он не мог уйти, понимаете. Вот это гость. Если даже он уходит, он должен пойти и проводить его до его дома, все время спрашивая: «Может быть вернёмся, доедим»

01:03:03 Я помню, так было, одного проводили до дома. Ему не хочется расставаться, другого пошли вместе провожать до дома, не помните, нет? Я помню. И ходили, и провожали, не могли никак расстаться, всю ночь друг к друга провожали, так никого и не проводили, пошли заново гулять. Я помню, как раз был Новый год и проходил, все вместе ходили, друг друга провожали, так и не получилось никого проводить. Это было самое весёлое: «А пошли провожать Колю» помните, нет? И все пошли провожать. Пока шли, забыли, кого идём провожать, дальше гуляем. То есть как только какая-то ситуация создаётся, мы тут же должны понять, в чем сейчас я должен проявить свою щедрость. И вот когда это становится дыханием человека, вот тогда он очищается до принятия учителя, потому что учителю нужно жизнь отдать. Максимальную щедрость нужно проявить для учителя, нужно жизнь отдать, сознание своё отдать, чтобы миссию исполнить. А это какая ступень - ого. Высочайшая ступень. А вожделение только дальше уходит, заметьте. То есть ещё там есть с чем дальше поработать. Для этого уже учитель нужен, потому что следующие ступени ещё выше, нужно, чтобы он помог.

01:04:30 Поэтому щедрость - это не просто какая-то концепция кому рубль дать, нет. Щедрость - это осознание человека, это эмоция человека, это его стереотип отношений, это его менталитет, парадигма. То есть щедрость - это культура. Культура - это щедрость, щедрость - это культура. Поэтому видите, все уничтожилось, культура осталась. Почему? Потому что с этого все начинается. Если человек хотя бы культуру принимает, он обязан принять щедрость. То есть культура учит щедрости, уступить место, там то, сё, то есть культура учит щедрости. Если человек хотя бы принял культуру, он встал на путь духовного развития. Ну хотя бы на первой ступеньке он понемножку, но очищается, он учится щедрости. Поэтому культуру нужно всеми силами защищать и в принципе мы видим, что мироустройство так действует, что культура защищается, не уничтожается, культуру очень трудно разрушить. Потому что это вот последнее спасение, чтобы встать на первый этап.

Как выбрать духовного учителя?

01:06:02 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а вот по поводу духовного учителя [неразборчиво]. По какому критерию вообще выбирать, допустим приехал какой-то человек, попел, что-то сказал, так сразу не поймёшь то есть кто он, что он там [неразборчиво]».

01:06:15 [Рузов В.О.]: Учитель - это не человек, учитель - это принцип. Человек должен хотеть идти по чьим-то стопам, понимаете. Он должен хотеть учиться, он должен хотеть развиваться, он должен хотеть исполнять задания, решать задачи поставленные. Ученик - это тот, кто решает задачи, понимаете. А наше восприятие ученика, то есть я принял учителя, что это я, так сказать, а принял какую-то идею просто, что я себе какой-то значок на шею повесил, на грудь, что я комсомольский значок себе повесил, все, у меня есть вот все вот, какой-то там, так сказать, товарищ теперь мой учитель все, теперь хожу гордый великий ученик. Нет.

01:07:10 Ученик - это тот, кто реально решает поставленные задачи. Поэтому выбор учителя - это выбор того, чьи задачи хочется решать. Вот не могу, хочу решать задачи, поставленные именно этим человеком, понимаете. Вот он ставит те задачи, которые мне хочется решать. Но это сам принцип. То есть учитель - это тот, кто ставит задачи. Поэтому учителя могут меняться. Есть разные типы учителей и человек может менять учителя. Есть, конечно, свои особенности, но сам принцип. То есть это не какой-то человек, это тот, кто ставит задачи. Похоже на учителя в образовательной системе. Вот пришёл человек и он ставит задачи. Но в принципе может другой прийти и тоже поставить задачи, бывает, уволился из школы, другой учитель пришёл, может ставить задачи.

01:08:09 Но у нас всегда есть некоторый выбор. Как помните в четвёртом классе или в каком, нужно было выбрать на английский пойти или на немецкий, что-то такое было, какой-то выбор, да? Вот и ходили смотрели, и я реально помню, моя мама ходила именно на этих учителей смотрела: так, англичанка вроде ничего, а немка что-то злющая, лучше на английский пойдём. То есть не на язык даже смотрели, больше на человека смотрели. Это, конечно, такой грубый пример, но сам принцип, нам должно хотеться решать именно эти задачи. Поэтому для того, чтобы понять мой это учитель или нет, нужно получить задачи и их порешать, понимаете. Подходите к человеку, к реальному учителю и говорите: «Дайте мне наставления, дайте мне задачи. Я хочу порешать задачи» И он вам даст. Вот вы их порешаете, посмотрите, если вам это понравится, если вы почувствуете, что вам хочется решать эти задачи именно от этого представителя самой идеи учительства, тогда можно это закрепить.

01:09:22 Потому что бывает, что есть какая-то несовместимость, почему нет, мы все разные. Может быть чьи-то задачи нам не очень будет хотеться решать, вполне нормально, почему нет. Поэтому, чтобы понять, кто это, не по красоте пения, не по улыбке, не по всеобщему ликованию, понимаете, нет. Можно понять только по собственному желанию решать задачи, поставленные этой личностью. Вот это будет более грамотно. Это решение будет раскрывать вам в общем-то смысл жизни. Когда вы будете решать эти задачи, они будут раскрывать вам смысл жизни. То есть должно быть реальное понимание.

01:10:18 Учителей много, учителей достаточно много, то есть есть выбор. Но это не значит, что тот выбор какой-то концептуальный, нет. Мы не выбираем саму идею. Мы просто выбираем в каком варианте эта идея будет осуществляться. Поэтому мы не учителя принимаем, мы принимаем принцип ученичества. Поэтому сейчас определённая личность будет для нас этот принцип осуществлять. Спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 03 июля 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 28 января 2014