Кризисы сознания

25 апреля 2007
Что такое материя? Параматма - не материальное явление! Для чего необходимо дружеское общение? Что значит правильные отношения? Почему люди осуждают? Для чего нам нужны аскезы? Почему отношения должны быть духовными? Китайская история любви. От кого мы зависим, того мы и любим. Притча о тщеславном ученике. Материальный мир - это иллюзия и обман. Ответы на вопросы. Принцип гармоничной жизни. Как регулировать отношения в семье? Возможно ли достичь безграничного счастья в материальном мире?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:22:48 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 953 | скачано: 1023 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Теоретически, давным давно, много тысяч лет назад, существовала практика омоложения. Есть разные практики омоложения. Кто-то купался в китайском молоке, я не знаю, помогало или нет, кто-то принимает Чаванпраш, кто-то китайские чаи, кому что нравится. Была практика омоложения через жертвоприношения, бралось старое животное, приносилось в жертву, из священного огня выходило молодое животное. То есть акта убийства не было, был акт омоложения. Но так как сейчас система омоложения аннулирована, вы не сможете омолодиться ничем, не получится, к сожалению. Можно себя немножечко, как – нибудь, скажем так, подровнять, конечно же, освежить, но омолодить не получится, к сожалению. Не работает никакая система омоложения, и поэтому и данная схема тоже не работает, просто она описывается, как существующая в Ведах. Поэтому, чтоб не было особых волнений по этому поводу. Эти вещи описываются.

00:01:06 Много чего сейчас нет, сейчас нет великих йогов, которые живут много сотен лет. С помощью йоги сейчас тоже невозможно жить долго. Поэтому, вы не сможете продлить свою жизнь. Но с помощью йоги…это описано в Ведах, человек может замедлить дыхание и прожить на несколько сот лет больше, но сейчас у вас это не получится. Нет, хотя это описано. Поэтому описано, но в реальности нет. Поэтому, некоторые вещи уходят, так сказать в историю. Это тоже, так сказать, немножко из истории, поэтому мы должны немножечко разбираться в истории, поэтому в общем-то, здесь и дается подобное описание, чтобы вы не волновались. Что все нормально, все работало, все действовало, все системы, было безопасно все, хорошо и здорово. Мм. Еще вопросики.

00:02:03 [Из зала] [неразборчиво]
[Рузов В. О.] Вы имеете ввиду духовное тело в духовном мире? Это уже душа, и рядом с душой всегда находится Бог, и поэтому духовный мир, это то место, где Бог всегда рядом. Поэтому нет уже такого органа, как сердце. То есть, нет уже вот этой жутко бухающей машины из горы мышц, с какими-то желудочками, клапанами, это достаточно такая грубая машинка, её уже нет, то есть все тело представляет из себя душу. Духовное тело поэтому называется. И поэтому, духовный мир - это когда Бог всегда рядом. Поэтому он всегда рядом, и выполняет функцию вечного друга.

00:03:02 Здесь это друг, который вынужден прятаться от нас за углом, он прячется от нас, потому что мы не хотим его видеть. В духовном мире мы уже хотим его видеть, поэтому он перестает от нас прятаться. Поэтому, все хорошо. Он всегда рядом здесь.
[Из зала] Вот Кришна в виде параматмы в физическом мире побуждает дживу наслаждаться материальной природой. Почему он побуждает? Исполняет желания?
[В.О. Рузов] Исполняет желания, да.
[Из зала] А почему побуждает?
[В.О. Рузов] Давайте разберемся. Где это написано? Где-то. Чтобы разобраться, всегда нужна цитата точная. Чтобы мы могли разобраться. То есть принцип в том, что в общем-то, больше если говорить для нас будет понятнее, это принцип разрешающего.

00:04:08 Само желание наслаждаться исходит из души. И если бы наслаждались направо и налево как нам хочется, то натворили бы, конечно, дел слишком много, для того чтобы мы могли вынести, поэтому есть некоторый разрешающий фактор, поэтому определённые вещи нам разрешаются, определённые не разрешаются. И сама эта функция деятельности, находится в душе, это душа хочет действовать. Но сами механизмы от нас не зависят, то есть мы не можем эксплуатировать материю, мы не можем с ней соприкоснуться. Не можем её использовать. Поэтому за все эти функции отвечает, в общем-то, уже коннектикум. Сами мы не можем вообще не пошевелить ни атомом.

Что такое материя?

00:05:00 Вообще материя – подозрительное явление. Фактически, материя как таковая, её уже нельзя назвать материей. То есть материя, как нам представляется, это нечто плотное. Но если мы в реальности посмотрим на материю, то мы увидим, что материя состоит из пустоты. Давайте возьмем тот же атом. Что такое атом в реальности? Это ядро атома и электрон, который отдален, да? И насколько он отдален? Давайте реально посмотрим эти размеры. То есть, это несколько десятков, скажем так, если взять все это и переложить на нашу реальность, то примерно это будет так... Примерно, как если мы возьмем футбольный мячик и положим его на середину футбольного поля, и возьмем спичечную головку и отнесем её на самый дальний край этого поля, вот примерно такой будет атом. То есть пустота на самом деле. Если мы возьмем сами эти названия, эти микрочастицы, ядра, электроны, протоны, я не знаю, кварки, все что хотите, то когда мы их будем изучать, окажется что они тоже из чего-то состоят. То есть что тоже некоторая пустота. То есть все это просто определённые связи, определённые энергии и мы просто все это назвали какими-то терминами, но в реальности мы видим, что все это какие-то энергии.

00:06:20 Все это не является какой-то плотной структурой. То есть плотности никакой нет. Все это какие-то энергии взаимодействуют, крутятся, мы их назвали для красоты, чем-то плотным, но на самом деле ничего плотного нет. То есть все это там крутится, взаимосвязано, но в реальности материю и нащупать-то невозможно. То есть нет плотной материи. И мы, как душа не можем как-то разумно взаимодействовать, поэтому все это делается без нашего участия, просто мы проявляем желание. Но нам дается разрешение: хорошо, хочешь эту схему закрутить, пусть крутится эта схема. И она закрутилась, электроны побежали, атомы побежали, ядра стали взаимодействовать, все пошло, пошло, закрутилась какая -то схема и мы довольны.

00:07:05 То есть похоже очень на ребенка, который просто какую-то игрушку заводит, включает и не понимает как действует эта игрушка, просто он хочет, чтобы она заработала. И он нажимает на кнопку и игрушка начинает работать, и он довольный: «Ааа». Игрушка заработала. Так же и мы, заводим какую-то схему, хочу вот это, ну хорошо, ладно, мы включили эту схему, она заработала, в результате – мы довольные, что-то крутится вокруг нас, что-то действует, игрушка какая-то закрутилась. Но вот тут, так сказать, если мы уйдем на какой-то уровень реальности, и посмотрим где эти взаимодействия, мы их не найдем. То есть, мы не найдем этих взаимодействий. Все это находится, в общем-то, в руках более серьезных управляющих элементов. Поэтому как мы говорим Параматма, говорится, что вот эта вот руководящая сила, она больше большого и меньше меньшего, мы изучали это в Шри Иша Упанишад. Помните, был такой стих.

00:08:02 И мудрецы утверждают, что эта всепроникающая сила настолько маленькая, что она может попасть на край атома, и шесть часов идти до края атома пешком. Смеется. Такое дается, так сказать, для нас понятное сравнение. Вот представьте себе, насколько это всепроникающая сила. То есть насколько все это для нас непостижимо, насколько все это без нас устроено, отлажено, и мы просто являемся таким потребителем, причём ничего непонимающим. Как мы говорили, все что мы можем, это поставить эксперимент и удивиться в результате к чему все это пришло. Поэтому это больше, скажем, такая позволяющая сила в этом плане. Еще вопросики?

Параматма - не материальное явление!

00:08:56 [Из зала] А Параматма - это не материальное явление?
[В.О. Рузов] Нет, это аспект Бога, поэтому в общем-то, это не явление материального мира, но присутствующее в материальном мире, это не продукт материального мира, но присутствует только в материальном мире. Если это материальный мир – то присутствует.
[Из зала] А на высших планетах, естественно не материального, а духовного мира?
[В.О. Рузов] Я же сказал, что только в материальном мире присутствует это явление. Вот мы как раз это в начале разбирали, что материальный мир - это место, где душа не хочет видеть Бога, а поэтому Бог скрывается в виде Параматмы, вот этого аспекта сердца, который прячется от нас в собственном сердце. И как только мы освобождаемся от этого нежелания видеть Бога, мы попадаем в духовный мир, и соответственно прятаться уже незачем. И тут, так сказать, уже присутствует прямой аспект, то есть уже прямое общение происходит. Сейчас – косвенное общение. Хотя Бог находится прямо в нашем сердце, у нас общения нет, нас это не волнует.

00:10:02 Представьте, что в вашей квартире живет еще один человек и вы не хотите его в упор замечать. Очень подозрительно. Что это такое? Очень подозрительно, правильно? Вот и наша жизнь сейчас очень подозрительна, то есть прямо в нашем сердце живет Бог, а нам абсолютно все равно, ну и пусть живет. Его дело, ему надо – пусть живет. Это как из анекдота, знаете? А можно с вам пообщаться? Вам надо – вы и общайтесь. [Смеется]. Так же и Бог, он пытается все время выйти с нами на связь через слово, через какие-то желания, эмоции. Мы говорим: «Ну тебе надо, ты там пожалуйста и живи, мы-то тут при чем? У нас своя жизнь, у тебя своя». И пока мы от этого не избавимся, конечно же, ничего более или менее яркого в нашей жизни не произойдет. Поэтому это и есть первое, в общем то, освобождение, первое от чего человек освобождается – от своего нежелания видеть Бога. Вот это и есть освобождение.

00:11:07 Поэтому, он еще находится в этом теле, он еще находится в этой реальности, но он уже свободен от этой иллюзии. Это очень тяжелая иллюзия. Представьте, что в вашей квартире Путин живет. А вы этого не замечаете, не хотите замечать. Думаете: «Откуда он там может жить?» Правильно? Он же не может жить в вашей квартире? Честно. Конечно, нет! А тут прямо в теле Бог живет. Конечно, сказки рассказывает, сидит Вячеслав Олегович. Сам Бог?! Живет в нашем сердце?! Конечно, байка... И пока мы от этой иллюзии не освободимся, пока мы не поймем эту реальность, пока мучительно не осознаем, то что прямо в нашем сердце, не то, что в нашей квартире, Путин, прямо в сердце Бог живет, до этого мы считаемся, в общем-то, существа, находящиеся в иллюзии, в тяжелой иллюзии.

00:12:04 Поэтому и ведем мы себя соответствующе глупо. Потому что не понимаем, насколько у нас есть много прямо в нашем сердце, настолько насколько эти отношения прямо в нашем сердце уже установлены. Поэтому, нам грустно, одиноко, нам поговорить не с кем. Человек говорит: «Мне поговорить не с кем, только Путин один дома живет, больше не с кем поговорить». Это иллюзия, да. Это форма иллюзии. Еще вопросики.

Для чего необходимо дружеское общение?

00:12:36 [Из зала] Тема прошлого занятия... Вот общение по интересам или дружеское общение оно ведь тоже необходимо? А вы говорили, что люди сходятся по каким-то интересам, и в их общении нет того развития, которое должно присутствовать в общении...
[В.О. Рузов] Мы говорили об отделении. Мы не говорили о схождении. Мы говорили об отделении. Когда человек отделяется через такое общение.
[Из зала] А, отделение...
[В.О. Рузов] Да, об отделении шла речь.

00:13:09 Некоторая такая... сектанство. Вот это и есть как раз-таки термин – сектанство. То есть, когда мы не можем полноценного общения иметь, а нам нужно очень узкое общение какое-то. На основе какой-то одной идеи. То есть, нас эта идея устраивает всех, и мы на этой идее общаемся. Мы не можем более широкую платформу воспринять, она нас раздражает, слишком много всего. Слишком много, что нужно понять, слишком много, что нужно пережить, слишком много, что нужно прочувствовать, слишком многих надо терпеть. Поэтому мы уходим в некоторую отделенную структуру, в которой спокойно. Потому что многого терпеть не надо, много переживать не надо, все ясно и понятно: ты такой же, я такой же, мы с тобой друзья, братья, все нормально, все спокойно. То есть некоторое отделение. Речь шла не об общении.
[Из зала] То есть оно должно присутствовать, как часть общения?
[В.О. Рузов] Конечно, никакой проблемы нет.

00:14:06 То есть если это часть общения, то никакой проблемы нет, так и происходит. Так и происходит, что мы переходим из группы в группу, но не отделяемся. Как только начинается отделение, тут же происходит погружение в иллюзию, потому что иллюзия это и есть отделение. Иллюзия – это отделение души от Бога. И каким бы отделением мы не занимались, это иллюзия. Поэтому мы видим, Кали юга – это время иллюзий. Все отделяются: государства отделяются, дети от родителей отделяются, все, что хотите. Все друг от друга отделяются. Это время иллюзий, поэтому и в общении так происходит. То есть, нам легче отделиться и быть в маленькой группе, это так и происходит. Через это нужно пройти, это нормально, это не является какой-то большой проблемой, это то, через что нужно пройти, пережить. Это нужно прожить, почувствовать, со всех сторон понять, и выйти обновленным. Это некоторое обновление. Это, скажем так, стандартный этап развития. После этого происходит глобальный скачок сознания, когда человек понимает, что необходима все-таки широта мышления, на узости мышления не выживешь. Слишком грустно.

00:15:14 Поэтому, когда человек проходит через узость мышления, и переходит к широкому мышлению, у него такое обновление происходит, что просто чудо. Но это некоторый кризис, это может быть такой один из основных кризисов, и все через него проходят, потому это, в общем-то, классика жанра, и не является большой проблемой, то есть это не проблема, скажем так, стандарт, то есть как экзамен. Он не является проблемой, просто он может быть достаточно интересный для неподготовленного зрителя, и фактически каждый человек находится сейчас в этом состоянии отдления, просто один признается себе в этом, а другой нет. То есть фактически... А что такое семья? Семья - это отделения, это невозможность любить всех. Мы не любим всех, поэтому нужна семья. Мы готовы любить одного человека. И то не готовы. [Смеется].

00:16:17 Вот, мы готовы любить одного человека и еще парочку отпрысков, так сказать. На это мы готовы. Но любить всех мы не готовы. Поэтому, что такое семья? Это социальная секта. Правильно? Правильно. Это социальная секта, в общем-то, и это не является проблемой, если мы растем. Если рост есть и мы приходим в семью, и выходим из семьи обновленными – на это дается аж 25 – 30 лет. Чтобы пройти семейный уклад. Но если человек не проходит, то конечно же, это проблема. И поэтому это происходит на всех уровнях. Поэтому все мы через это проходим, в той или иной степени. Это нормальная система, нужно просто понимать, что необходимо в своем сердце увидеть, как общение воздействует на наше сознание.

00:17:15 Поэтому, через разные ступени, через разные этапы проходя, мы очищаем своё сердце, и доходим до любви к миру. Очень трудно любить всех. Это очень высокая стадия. Называется Махатма. Махатма – великая душа. Ну кто может сказать, что он Махатма? Пусть поднимет руку. Нет. Мы не Махатмы. Мы не можем любить всех, поэтому мы все находимся в той или иной стадии отделения. Но когда мы перестанем отделяться друг от друга, от Бога, от социума, от мира, то тогда наша душа станет полностью освобожденной и это очень высокая стадия, поэтому, в общем-то, это не то что проблема, скажем так, классика жизни. Эти тонкости нужно знать. Еще вопросики.

Что значит правильные отношения?

00:18:08 [Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Я понимаю, да. Увольнять с должности может ректор, но не студенты, студенты не увольняют с должности. Понимаете?
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Они принимают резолюцию совета директоров, да. Самостоятельно ученик не может давать оценку поведения учителя. Не может. Он может понять оценку, которую дает совет директоров. И принять ее. Но не может сам давать такую оценку.

00:19:15 Так у нас быстро, знаете же... Сходите в институт какой-нибудь, поговорите со студентами, они бы всех выгнали, их все не устраивают. Понимаете? Нет, сам ученик, должен всегда сохранять позитивное отношение к своему учителю. Он смиряется с тем, что должность снята, но к личности он относится так же хорошо, как и раньше. Тут должно быть разделение, с должностью мы должны смириться, это жизнь такая, дается должность, человек ходит в должности, это так устроен мир, это нормально, но к личности не должно быть изменяемого отношения, к личности должно быть то же самое отношение. И тогда, это здоровый ученик, это правильные отношения.

00:20:04 Если вместе с должностью так же теряется отношение, это политика. В политике это так, мы к нему хорошо относимся, если у него есть должность. А недавно мы были в самом святом месте на Радха Кунде, и к нам подошел один из местных веселых брахманов, и предлагал бесплатно провести Пуджу, поклонение. Я знаю эту схему, и сказал, что знаю, что он потом деньги будет просить. Хочет деньги. Я сказал и не стали проводить, что мне очень не нравится, когда сразу обманывают. Если честно, говорят, подходят, давайте проведем. Когда действительно приносят все, благовония, цветочки, лампаду, я всегда плачу, то есть мне не жалко. Но когда явно сразу обманывают – это очень не хорошо. Поэтому мы отказались и этот брахман стал орать на меня и говорить: «Вот, вы все тут негодяи, понаехали тут черти, откуда не понятно». И тогда вдруг вышел маленький мальчик не понятно откуда, и он сказал: «Если мы вам платим деньги, мы хорошие, если не платите – плохие» и ушел. [Смеется]. Такой – супер мальчик.

00:21:15 В святых местах такие встречаются, супер дети, то есть они уже рождаются с каким-то супер сознанием. Не знаю, дети индиго, не индиго, мне все равно, но у них уже какое-то супер мышление, то есть они видят все на сквозь, они видят. И этот человек, он был полностью поражен этим мальчиком и ушел куда-то восвояси, поэтому везде есть обманщики, есть мальчики, есть обманутые, это очень некрасивые отношения, то есть если у кого-то есть какой-то почет, деньги, то к нему хорошее отношение, а если нет – то сразу плохое. Это безкультурье. Поэтому, если отношения правильные, мы смотрим на человека без погон, это называется общение на уровне души, когда мы видим душу, а не внешнюю оболочку, тогда все нормально, все хорошо. Это называется Гуру-таттва, это достаточно сложная наука и она стала известна лет пять назад, после соответствующих, так сказать, событий.

00:22:09 Этим занялись и написали соответствующие книги, [неразборчиво] дал определённый семинар, книги. Поэтому у кого есть возможность, возьмите эти книги, прочитайте, чтобы разобраться в этой области, очень сложная глубокая концепция. Это не просто. Если просто – вот я парой слов смог объяснить, на самом деле, это очень толстые книги, очень серьезные объяснения. Сам принцип мы сейчас разобрались. То есть гуру – это должность, это не личность. К личности мы относимся без изменений, а Гуру мы принимаем, когда должность определённая, кем-то занята. Поэтому Гуру может меняться, а личность не меняется, понимаете?

Почему люди осуждают?

00:22:53 [Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Осуждение - это форма самооправдания. Мы осуждаем других, чтобы себя самоуспокоить, что мы не такие же, или как минимум не хуже. А все такие. Я как все. Все так делают. А что тут такого? Это форма самоуспокоения. И поэтому человек, который постоянно совершает грехи, он постоянно критикует всех, чтобы себя успокаивать. Это как чашка кофе некоторая, то есть нужно себя взбодрить. То есть: «Все нормально, все такие же сволочи, как и я, все нормально», а если нет, мы их выведем всех на чистую воду. Очень не культурно. Сегодня я смотрел похороны Ельцина. Смотрел, и комментарии идут, что он плохого сделал. Ну что это такое? Ну полное безкультурье. Я выключил, не стал смотреть, потому что плохо мне, это смотреть невозможно.

00:24:34 Ну какое тебе дело, ну все, честно, он уже сделал. Ну какое тебе дело до него? Ты что, был когда-нибудь президентом? Ты жалкий работник местной газеты, ты когда-нибудь нес ответственность за целую страну, за несколько миллионов балбесов? За войны, за взрывы, за экономику? Директора есть предприятий? Здесь в зале. Есть? Очень сложно быть директором даже маленького предприятия. А тут целая страна, и сидят и разглагольствуют: «А всё равно вот это не так, а всё равно вот то не так». Ну на столько все это некрасиво. Я выключил и не стал смотреть. Хотел посмотреть, но как то…Надо быть в курсе серьезных событий, но невозможно, настолько оскорбительно, ну полный маразм вообще. Ну просто вот, молча все это надо делать как раз. В Ведах так и говорится: «Не можешь сказать хорошее – молчи». А плохое – любой может сказать. Человек должен научиться хорошее говорить. Научись сначала хорошее говорить. Плохое может говорить только тот, кто много говорит хорошего. У него есть право.

00:25:48 То есть, если человек умеет говорить хорошее, он имеет право сказать плохое. У него право есть на это. Но если ты не сказал много хорошего – молчи! Сиди и молчи, никто тебя не спрашивал. Просто очень некрасиво. Поэтому есть культурные законы, например, или хорошее, или ничего говорится об ушедших. А еще говорится, кто прошлое помянет – тому операцию на глаз. Да, а лучше лоботомию сразу, чтобы не тянуло, понимаете? Все очень так понятно и просто определено, достаточно ясно. В Ведах так же утверждается, что это оскорбление, вспоминать прошлое человека, потому что все меняются, а жизнь – это постоянный процесс изменения. И изменения проходят через ошибки. Человек совершает и меняется после своей ошибки. Человек не меняется без ошибок, ведь если бы мы менялись без ошибок, все бы мы были святыми давно. Прямо завтра. Представьте – меняться без ошибок. Раз, и изменился, ох, думаю!.

00:26:55 Но человек меняется через ошибки. Поэтому, какой смысл ему их припоминать? Он через это изменился, он через это вырос, поэтому ошибки припоминают только полные невежды. Это признак глубочайшего невежества – припоминать другому его ошибки. Это все равно, что вручать человеку диплом в институте, и говорят: «А мы вот выяснили, что в третьем классе, ты О неровно писал, палочки у тебя были кривые». Мне мама хранит мои тетрадки за первый год, я смотрю, ужас какой-то! Это я все писал? Мамы любят хранить дневники там всякие, я смотрю свои дневники: «О, да, надо сжечь быстро!». [Смеется]. Там много чего интересного. Какой смысл во все это лезть, копаться? Это очень некрасиво.

00:27:51 Поэтому, как мы говорили вчера, думать о прошлом – это проявление негативного сознания, нужно думать о будущем. Если мы думаем о будущем, мы сможем правильно жить в настоящем. Если мы думаем о прошлом, мы все ошибки будем совершать в нашем настоящем, мы будем неправильно жить в нашем настоящем. Мы будем продолжать эти ошибки прошлого. Поэтому о будущем нужно думать, думать о будущем.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] На основании священных трактатов. Какое оно должно быть. Как надо жить. Это будущее.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Вы уже делали так.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Нет, вы это знаете. Как это вы не знаете?
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Да. Все знают как надо. Но не хотят этого делать. Кто не знает как надо? Все знают как надо. А делают как хотят. Желание нам мешает делать как надо. Мы знаем как надо.

00:29:04 Мы знаем, во сколько нам надо встать, а просыпаем. Мы знаем, как надо, просто не хотим. Факт, кто это не знает? Покажите мне его. Я с ним поговорю. Не знает он! Все все знают. Все прекрасно и хорошо знают. Это никакая-то тайна. Все ясно достаточно. Поэтому, не хочет – вот в чем проблема. Не хотим. Поэтому, если будем думать о том, как надо, то и желания будут меняться постепенно. А если будем думать о том, как мы уже поступали весело и как было здорово, желания не будут меняться, они будут утверждаться. Ведь здорово же было, факт! Нормально же было? Ну было же хорошо? Согласитесь. Ну было! И это нас будет утверждать. [Смеется].
[Из зала] [неразборчиво]

Для чего нам нужны аскезы?

00:30:22 [В.О. Рузов] Хорошо, да. Значит нужно поверить сегодняшнему стиху. Это да, это вечная тема. Вторая глава. Шестой стих, да? Мы сегодня разбираем. Прочитать? Смеется. Шестой стих. 87 страница. Да? Да. Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[В.О. Рузов] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
[В.О. Рузов] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.
Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевайя.

00:31:17 Текст звучит на санскрите так: [читает на санскрите]. Переводится это так: «Еще не известно, что лучше для нас – победить их или потерпеть поражение. Сыновья [Дайтарастры] стоят сейчас перед нами на поле боя, если мы убьем их, жизнь наша утратит смысл». Сомнения. Разбираются сомнения. И сомнения – это признак кризиса сознания. О чем говорит кризис сознания? Кризис сознания – это значит что жизнь, судьба, Бог, посылает нам ситуации, которые своими силами разрешить уже не получается. То есть, до какой-то степени мы можем решить, решаем, но однажды приходит кризис, все, ситуации в которой не можем своими силами не получается.

00:32:31 А значит, пришло время обращаться за помощью к тем, чье сознание находится на более высокой платформе. Это называется аскезой. Аскеза - это не только умение терпеть какую-то неудобную ситуацию, неудобное положение, какое-то отсутствие уюта, нет. Аскезы-это также смиренное принятие своей ограниченности. Смиренное принятие того, что у меня есть границы, есть потолок, за который я не могу перепрыгнуть. И поэтому должен обращаться к кому-то более знающему. Это есть аскезы. Это форма аскезы, причём очень такая серьезная – принять свою ограниченность. Люди не хотят следовать этой аскезе. Люди готовы ни есть, ни спать, люди готовы умирать на работе, все что угодно, они готовы пить там свою собственную мочу, ради собственного здоровья, подозрительно. Но они не готовы терпеть самую главную аскезу, это принятие своей ограниченности, а это факт.

00:33:36 Мы ограничены. Мы очень сильно ограничены. И это аскеза. И жизнь человека предназначена для аскез. Однако, человек никак не может с этим согласиться. Он старается всячески избегать любых неудобств, чем делает свою жизнь все более несчастной. Но только разумность аскезы, человек способен следовать разумной аскезе, эта разумная аскеза, может дать человеку доступ к неограниченному счастью. Сейчас у нас есть доступ к ограниченному счастью. Какие-то ограниченные варианты мы можем получить. Накушаться, например, ограниченное счастье, очень ограниченное, так минут 10, не более того. И все остальное, все остальные виды счастья минут 10 занимают. Очень ограниченное счастье. Но аскеза дает доступ к неограниченному счастью. В этом секрет аскезы.

00:34:33 Это мир по определению ограничен. То есть, мы уже говорили, это мир ограничений, и здесь ничем невозможно наслаждаться постоянно. Материя ограничена, все имеет свой срок годности, вы заметили, наверное, да? У всего есть свой срок годности. А если срока годности нет, значит лучше вообще к этому не прикасаться. Это скорее всего яд, может быть очень опасным. Если срока годности нет – это очень опасно. Ну а сердце нам подсказывает, счастье должно быть безграничным. Так как любое ограничение счастья приводит к нестерпимым страданиям. И тут такая интересная идея возникает, очень интересная логическая идея: закончившееся счастье по определению превращается в горе.

00:35:30 То есть если счастье заканчивается, это горе по определению. Закончится если счастье, начинается сбой. Поэтому любое временное счастье – это просто адские страдания. И человек хватается за то, что кажется ему счастьем, но каждый раз оказывается, что это очередной вариант страдания. Да? Очень интересно. Мы хватаемся за это, думаем: «Ну вот, вот эта любовь вечная, вот эта навсегда, вот это мой вариант, вот она моя половинка, четвертинка, осьмушка», я не знаю. [Смеется]. Оп, ухватили, ухватили, как-то за волосы потащили, как-то раз, женили на себе, как здорово. Нет, ты смотри – опять горе. Опять ошибся. Может не того схватил? Так происходит.

00:36:22 Каждый раз, когда мы ищем временное счастье, когда мы натыкаемся на это временное счастье, это опять превращается в очередной вариант страдания. Поэтому, вот в этом как бы и ответ на вопрос. Что счастье-то оно есть, да, но так как оно обладает этим вариантом временности, оно просто в горе превращается. В этом идея. За все надо платить. Если мы готовы платить такую высокую цену за счастье в виде страданий, мы все за это платим, каждодневно, огромную цену, почему бы не заплатить свою цену за настоящее счастье, за счастье не заканчивающееся? И для его обретения человек должен заплатить грамотной аскезой. Он должен научиться совершать аскезы. Что это значит? Это значит, что нельзя в этом мире делать что попало. Вот это философия аскезы. Нельзя в этом мире делать что попало, надо ограничивать свои желания, так, чтобы это приводило к возвышению сознания. Это принцип аскез.

00:37:28 Не делать что попало. Что-то, то есть, буквально, аскеза - это прекращение близкого контакта с объектами чувств. Мы прекращаем близкий контакт с объектами чувств, много много объектов чувств. И мы от них отстраняемся. Пример такого ограничения можно увидеть на конкретных примерах. Посмотрите, простой грубый пример: человек постится пару дней, самая простая еда ему покажется праздником. Все, он берет корочку хлеба, поливает её там растительным маслом, посыпает солью, и ест, причмокивая, так вкусно. Постились, да, когда-нибудь? Очень вкусно все сразу становится. Это маленькое ограничение, отстранение от объектов уровня чувств – сразу повышается уровень жизни, сразу все становится намного лучше. Намного вкуснее, намного полезнее, намного здоровее. Не попейте воду пару дней, и вода заменит вам 100%-ые соки. Все, вода будет вкуснее соков. В следующий раз не захочется сок пить, у вас вода будет настолько вкусная. Сразу появляется эффект.

00:38:33 А задержите дыхание на пару минут, и вы будете готовы дышать приятным Московским воздухом. Он будет для вас сейчас ароматнее, чем аромат благовоний. У, какой хороший вкусный воздух, понимаете? [Смеется]. Да, так интересно происходит. Это, конечно, материальные проявления аскезы, но в этом её принцип. Аскеза очищает. И правильная аскеза очищает сознание, освежает сознание, делает его более восприимчивым к счастью. Весь вопрос: какого счастья мы хотим? Материального или духовного? И здесь самым важным является ограничение общения с противоположным полом. Вот это самая главная часть аскезы. Ограничение отношений с противоположным полом. Любая вольность в этом плане тут же уничтожает результат всех аскез человека.

Почему отношения должны быть духовными?

00:39:27 Мы живем в мире отношений, да, это факт. Это мир отношений. Поэтому, отношения должны быть интересными, да. Нам хочется интересных отношений? Отношения должны быть полноценными, удовлетворяющими. И это возможно только в том случае, если они строятся по принципам, заявленным в священных трактатах. Отношения должны строиться по регулирующим принципам, которые определены, уже заявлены, как строить правильно взаимоотношения. Поэтому, что предписывают Веды? Веды предписывают духовную близость, а не телесную. Любые духовные трактаты приписывают духовную близость, а не телесную. В этом принцип общения. Общение должно быть на духовной основе. Но человек ищет телесной. И это возводится в ранг героизма. Такая вот великая священная любовь, телесная любовь вводится в разряд героизма.

00:40:27 Есть одна интересная Китайская история. Исторический факт. Нет. Не китайскую сначала. Сначала ведическую историю вам расскажу. Акбар, мусульманский император, он спросил однажды у своего министра: «Как долго у человека сохраняются похотливые желания?». И министр ответил: «До самой смерти». И Акбар не поверил, сказал: «Да не может быть! Как ты можешь такое говорить?», сказал: «Хорошо, чуть позже проверим». И через некоторое время министр зашел к своему императору Акбару и сказал: «Пойдем-ка, сходим в одно место, к одному моему другу и возьми с собой свою юную дочь». И Акбар понял, что-то начинается, какая-то интересная история. И они отправились вместе с ним и министр сказал ему, что мы пойдем к человеку, который должен умереть сегодня, мы пойдем к человеку, который умирает. И когда мы к нему войдем, будь добр, обрати внимание, на кого он будет смотреть этот умирающий человек. Просто обрати внимание.

00:41:34 И когда они зашли все вместе, Акбар обратил внимание, что действительно умирающий человек смотрел на эту маленькую девушку. И Акбар понял: «Да, действительно, до самой смерти остается это желание смотреть на приятно выглядящий противоположный пол». Оно остается. Поэтому, если человек не использует свою молодость для совершения аскез, тогда его чувства не смогут контролироваться в более зрелом возрасте. Он не сможет их контролировать в более позднем возрасте. В сердце останутся эти похотливые желания, ничего не сможет с ними сделать даже на смертном одре. Ничего не получится. И что же это такое, что же это такое духовные взаимоотношения в материальном мире? И как они проявляются? Это очень интересно. Между двумя душами, которые закованы в эту оболочку тела.

00:42:34 Мы хотим духовных отношений, между душами, которые закованы в эту телесную оболочку. Что это такое? Сейчас я объясню, как их можно осуществить. Кажется, что это невозможно. Возможно. Здесь нужно понять один очень тонкий момент. Духовные взаимоотношения между душами, закованными в тело, это общение, или попадание в зависимость от самого общения. Это общение без взаимозависимости. Когда мы общаемся без зависимости самого общения. Общение приносит человеку великое наслаждение, оно может быть очень приятным, мы говорили, затягивающим, но именно это является проблемой, когда общение затягивает. Затягивает, это проблема. Фактически, затягивающие отношения ничем не отличаются от алкоголизма или наркомании, это тоже самое. То есть можно на наркотики подсесть, можно на алкоголь, а можно на общение подсесть с противоположным полом. То же самое.

00:43:35 Человек может попадать в полную зависимость, но человек должен научиться общаться в материальном мире так, чтобы не попадать в полную зависимость от этих отношений. Зависимость в материальном мире может быть только от Бога. Вот это полезная зависимость. Более того, человек должен стремиться к духовной зависимости. И это будет возможным при отсутствии зависимости материальной. Одним словом, от кого мы зависим, туда мы после смерти и попадаем. Такой секрет. От кого мы зависим, зависимость – это связь. Поэтому, от кого мы зависим, с тем и связаны. А соответственно туда и попадаем. Поэтому, например, в Ведах, если семья благочестивая, если семья религиозная, то жене рекомендуется быть очень зависимой от мужа.

00:44:34 Потому что, если муж религиозен, то он возвращается к Богу, жена возвращается вместе с ним. А так ей нужно постоянно рожать детей, еще что-то, пятое – десятое, и времени на религиозность нет, какая там религиозность, там бы поспать хотя бы пару минут. Между тем, пока он не кричит, эти десять детей. Поэтому, она просто привязана к своему мужу и эта зависимость вытаскивает её в духовный мир. Видите, как устроено все очень интересно. Но если этого духовного роста нет, тогда не должно быть такой серьезной зависимости. Иначе, начинаются проблемы. То есть подмена происходит.

Китайская история любви

00:45:11 Теперь можно китайскую одну историю рассказать. В общем, известная китайская история. Много, много лет тому назад, можно принять удобное положение или взять подушку, сейчас буду сказку рассказывать. Было ли, не было ли, но говорят правда, в эпоху правления династии Цинь, жила девушка по имени Мен Дзян. Известная история китайская. И она появилась на свет очень необычным образом, как -то раз, одна супружеская чета, посадила семечку тыквы, на китайском говорю – тыквы. Растение росло быстро, и вскоре выросла огромная тыква. И когда супруги разрезали эту тыкву, то из нее появилась красивая маленькая девочка.

00:46:09 И она росла добрая, смышленая, в общем, пожилые супруги очень дорожили ей, очень полюбили её и приняли её как свою собственную дочь. В это же время, первый император династии Цинь был очень жестоким и деспотичным правителем. И для защиты недавно образованной династии он решил собрать несметное количество молодых людей, чтобы те, работая как рабы, построили вдоль северной границы Китая великую стену. Так началось строительство великой стены, Китайской стены. И императору было абсолютно все равно, до этих людей, в общем-то, все они умирали от истощения на этих тяжелых работах. И однажды, чтобы уклониться от этой рабской повинности, один молодой ученый паренек, был такой интеллигент, и он ушел из своего дома, в поисках прибежища стал прятаться и однажды забрел в сад. В сад, который был как раз за забором этой семьи, в которой жила эта девочка.

00:47:19 И девушка встретила там этого парня, приняла в свою семью, у родителей было доброе сердце, поэтому они приютили его, укрыли его от этой рабской повинности. Соответственно с ним познакомились, узнали его поближе, он оказался хорошим ученым, хорошим человеком, хорошим парнем. И они решили, что очень хорошая, в общем-то, возможность выдать девушку замуж, это всегда некоторая проблема на Востоке. Поэтому они её выдали тайно замуж, но спустя 3 дня после этой тайной радостной свадьбы, слуги императора узнали об этом и ворвались в дом, и схватили этого молодого мужа, и отправили его на строительство великой стены. Год молодая жена ждала каких-то вестей, плакала, но толку никакого не было, вестей не было и тогда она решила отправиться его искать.

00:48:20 Путь к великой стене был долгий, длинный, она целый день шла, ночи где-то пряталась, что-то ела, какие-то корешки, ягодки, цветочки, кто-то ей помогал, но так или иначе ей давали какие-то добрые люди кров и воду, и наконец она добралась до великой стены. И она увидела что все люди очень тяжело трудятся, просто умирают на этом строительстве, её сердце дрогнуло и она стала расспрашивать о своем муже. Стала расспрашивать, но ей сказали, что к сожалению, он умер через несколько дней после того, как пришел, что он долго не выдержал, был такой интеллигент, поэтому через несколько дней умер. Его похоронили прямо под самой стеной, так как стены очень хорошо строятся на костях, его похоронили прямо под самой стеной, чтобы стена была крепче. Такая, очень интересная стена.

00:49:22 Туда сейчас водят туристов, нет? Туристы ходят смотреть. Эта стена на костях этих работников построена. Смеется. Такая стена – кладбище. И поэтому, сердце её дрогнуло и она стала плакать на вершине этой стены. Рыдала, сидела на этой стене плакала, и её слезы текли, и её плач потряс рабочих, так она уж очень искренне рыдала, и поэтому все тоже стали рыдать вместе с ней. Плач – он заражает. И даже небо не выдержало и тоже стало плакать, пошел ливень, дождь. И внезапно раздался громкий гул, рухнула часть великой стены, обнажив эти кости, останки умерших на строительстве рабочих. И девушка немножко растерялась, она подумала как же ей найти останки своего супруга и она вспомнила одну такую восточную концепцию, в которой говорится, что когда кровь родственника попадает на кости родственника, то кости впитывают эту кровь.

00:50:34 Поэтому, она порезала себе палец и стала брызгать на эти кости. И одни из костей впитали эту кровь и она узнала своего супруга, нашла рядом пуговицы какие-то, обрывки ткани, которую она ему дарила, и похоронила его, отдельно от всей стены по всем ритуалам, как подобает любящей жене. И легенда говорит о том, что этот участок Великой стены, который разрушился под потоками слез, невозможно было отстроить заново. Он разваливался всякий раз, как только его до конца достраивали, поэтому, он сейчас до конца не достроен, его не достраивают до конца. И она стала такой известной, что ей построили храм, храм этой девушке, и до сих пор можно храм этот найти, храм девушки Мэн Дзян, его возвели в восточном конце Великой китайской стены где-то тысячу лет тому назад, это тысячелетний храм и он до сих пор открыт для посещения. До сих пор открыт.

00:51:40 То есть столько много вкладывается в эту любовь сейчас, что храмы строятся. В этом синдром нашего времени. Храмы Бога закрывают, зато появляются храмы плачущим девушкам, собакам, свиньям, кому угодно, животным, но храмы Бога закрывают и уничтожаются. Причем, по многу раз уничтожаются. Поэтому, очень трудно найти истинные взаимоотношения, вот эта вот зависимость – это есть истинная причина, по которой мы не можем почувствовать свою зависимость от Бога, свою любовь к Богу, она есть в нашем сердце. Как мы говорили, это глубина наших духовных отношений и есть, но мы не можем их почувствовать, потому что нам мешает зависимость от материи. Так как у нас есть эта зависимость от материи, мы не можем почувствовать свою зависимость от Бога.

От кого мы зависим, того мы и любим

00:52:42 Зависимость – это есть любовь. От кого мы зависим, того мы и любим. Любовь – это зависимость. Если мы кого-то любим, мы зависим от него – это факт. Мы зависимы от материального мира, мы зависимы от еды, от сна, от денег, от работы, от всего, от государства, от нашего собственного тела, мы любим это все. Это, конечно же, не значит, что человек должен отказаться от всего этого. Вовсе нет. Более того, он должен вести себя абсолютно адекватно и гармонично, как истинный джентльмен, чтобы все общество было им довольно, чтобы тело было здорово, чтобы родные, близкие были счастливы, но не попадая в полную зависимость от всего этого. Как ботинки, нужно ухаживать за ботинками. Это такое, противное сравнение, конечно, грубое. Мы должны за ними ухаживать, мы их должны сушить, мы должны шнурки менять, они должны выглядеть прекрасно, их нужно новые все время покупать. Мы их должны одевать. Но когда мы приходим домой, их надо снимать. Грубо, но понятно.

00:53:54 Нельзя попадать в зависимость от ботинок, это очень противно. Когда человек приходит домой и в ботинках спать ложится – это подозрительно. Поэтому у нас есть обязанности в этом материальном мире, и мы должны за ними следить, и все должно быть идеально, ботинки должны быть идеальны, но когда пришло время духовного, нужно понять, что это всё равно временно. Мы не должны быть в полной зависимости от этого. Мы должны поставить ботинки на полочку и заняться своей домашней жизнью, другой жизнью. Факт. Это называется трезвость сознания. Это называется ясное понимание. Это понимание того, что все что связано с материальным миром, оно временно, поэтому требует части нашей привязанности. Части, мы не может от кого-то требовать полной любви. Понимаете?

00:54:55 Так происходит в материальной любви: «Все, только меня должен любить». А как любить только тебя? Сердце должно всех любить, особенно Бога. И тебя тоже любить, почему нет? Смеется. Но мы требуем…представьте, что ботинки требуют от нас 100% привязанности. Ну не снимай нас никогда, не снимай нас никогда. Это не получится, просто не получится, это невозможно. Поэтому остальные отношения находятся в зоне духовного развития, так как являются вечными и не уничтожаются со временем. Материальные отношения временны. Да, пока они есть, мы прикладываем все усилия, чтобы они были нормальными, чтобы они были разумными, гармоничными, красивыми, но мы понимаем – они временны. Мы понимаем это. Вот такие истинные взаимоотношения такая истинная привязанность выражается в полном раскаянии. У человека появляется раскаяние.

00:55:51 Человек признает свою ошибку привязанности к временному, вредному, человек просто плачет от горя. Понимает, насколько далеко он отошел от божественной любви и как глубоко запутался во временной любви, бренной любви. Сейчас одну вещь скажу интересную, из духовных трактатов. В духовных трактатах говорится, что тело человека должно быть заполнено слезами раскаяния, и когда оно наполнится до краев, тогда у человека двери будут открыты в духовный мир. Сколько нужно слез выплакать, чтобы такой же объем, сколько литров в теле, я не знаю. В моем-то больше – надо больше плакать. Смеется. У кого-то поменьше. Смеется. Вот такой объем нужно выплакать, чтобы двери духовного мира открылись. Просто так слезу пустить, выдавить из себя. Серьезно. [Смеется]. Очень серьезно. Так происходит.

00:57:02 Это не значит что мы перестанем любить своих близких – нет! Мы только тогда и начнем любить по настоящему, понимая, что наше родство не телесное. Наше родство духовное. И что мы не родственники по фамилии, а мы братья и сестры, мы все дети одного Бога и должны любить друг друга любовью не материальной, а духовной. То есть постоянной и осмысленной. Тогда любовь становится по-настоящему одухотворенной. В этом идея. Притчу одну сейчас расскажу.

Притча о тщеславном ученике

00:57:38 Однажды ученик с упреком сказал своему учителю, что он постился, молился, аскезы совершал в течении тридцати лет, но так и не нашел в этом никакого утешения, никакого развития, которое обещал учитель. И учитель ответил ему, что и за 300 лет ничего не достигнет при таком подходе. «Почему? - спросил ученик. - Что такое?» и учитель сказал: «Тебе мешает тщеславие, ты слишком горд, ты не смиренен». «А как мне от него избавиться?». И учитель сказал: «Есть у меня одно средство, но оно тебе не подойдет». Ученик сказал: «Что это? Как то интересно, почему не подойдет? Расскажите». И учитель сказал: «Ладно, проблем нет. Средство такое – ты должен пойти к парикмахеру и сбрить свою бороду и все свои волосы на голове. Это первое. Второе – ты должен снять с себя все одежды и одень на шею сумку с грецкими орехами. И когда ты все это сделаешь, ты должен пойти на главную площадь своего города и кричать во весь голос: «Даю один орех тому, кто стукнет меня палкой по голове.И потом ты должен пройтись по главной улице города, чтобы все жители тебя увидели, вечером, в прачечный день ты должен сделать это».

00:59:05 И ученик сказал: «Ну я же не могу этого сделать». [Смеется]. Может какое-то другое средство есть? Учитель сказал: «Нет, это первый шаг, только первый шаг». [Смеется]. Раньше надо было думать. Поэтому, чем глубже мы задумываемся о раскаянии, тем более серьезные испытания к нам придут. То что можно было сделать за 30 лет постепенно, потом может быть с великим трудом придется делать за один раз. И с чего начинается раскаяние? Раскаяние начинается со страха и благоговения. Зачастую, человек перескакивает эту ступень. Он думает, что готов сразу приступить к близким взаимоотношениям с Богом, почему нет? Контактером надо сразу стать.

00:59:57 Нам кажется, что мы достойны вступить в эти близкие взаимоотношения с Богом, только потому, что мы приняли, что он есть. Человек скажет: «Ну я же принял – что Бог есть»», ну теперь должны быть сразу близкие взаимоотношения. Это же такой героический поступок. Я принял, что Бог есть. На что это похоже? Это похоже, как абитуриент, который еще даже не поступил в институт, он думает, что стал другом ректора, только потому, что решил поступать в этот институт. Понимаете? Что он уже друг ректора, все. Ладно, я решил поступать в ваш институт. «Здорово папаша!». [Смеется]. Смешно. Нет, все начинается с уважительно-благоговейных отношений. Это основа любви. Уважительно-благоговейные отношения – основа любви. Любящий всегда должен бояться потерять свою любовь, факт? Страх должен присутствовать. Страх - это основа любви.

01:00:56 Если мы боимся потерять любовь, мы её не потеряем. Если вы ключи боитесь потерять, то вы что будете делать? Постоянно себя хлопать. Как воры вычисляют, что человек везет зарплату? Очень просто – все постоянно хлопают по тому месту, где у него бумажник. Поэтому, если деньги везете, не хлопайте себя по этому месту. Воры тут же вас поймают. Сразу же видно. Он боится. Понимаете? [Смеется]. Так приходится сейчас входить в метро, мне так приходится, я себя за все держу: тут телефон, тут кошелек, просто не знаю за что себя держать. Боишься потерять. Воруют, да. Но если человек боится, он держится, боится, и тогда это сохраняется. Он должен благоговеть перед своей любовью, испытывать трепет перед общением, тогда любовь сохранится. Он должен благоговеть. Да? Теперь сам человек говорит: «Ну-ка, иди сюда, мы уже два дня знакомы». Все, любовь тут же пропадет, правильно?

01:01:57 Должен благоговеть! «Как здорово, что ты пришла!». Она еще должна опоздать при этом, специально, чтобы благоговение увеличить. Да? Техника такая. Чтобы он испугался, что она не придет, и благоговел от радости, что она все-таки пришла. Технология отработана в деталях. [Смеется]. И тогда все – любовь есть, трепет, не то, что бравировать своей близостью, это пошло всем рассказывать: то, се у нас было. Это уже не любовь, это признак того, что любви нет. Есть просто использование любви в корыстных интересах. Так же любовь к Богу без уважения, без почитания, без трепета, называется особым термином Сахаджия. Сахаджия – это любовь без благоговения, без страха и без трепета.

01:02:58 Сахаджия – это перепрыгивание вот этой естественной стадии развития отношений. Что это значит? Это значит, что если мы уважаем Бога, если мы принимаем его величие, тогда мы сами отказываемся от всего того, от чего нас просит отказаться Бог. Мы сами от этого отказываемся. Мы сами принимаем то, что он считает полезным для нашего развития. Мы сами это принимаем, мы уважаем Его законы кармы. Фактически карма в этом мире представляет Бога, и поэтому, человек любящий Бога ведет себя по законам кармы. Он старается быть послушным и благодарным. Он старается не нарушать эти законы кармы. Нарушение законов кармы – это признак нелюбви к Богу. Признак неуважения Бога, признак материального сознания.

01:03:55 В Махабхарате говорится: «И в радости, и в горе, и в наслаждении, и в страдании, поступай с другими так, как хотел, чтобы они поступили с тобою». Очень простые законы. Иначе все рушится, иначе любовь находит свою подмену. Заключительную историю сейчас вам расскажу. Однажды одному учителю, у гуру, были ученики, монахи, и он велел одному монаху, чтобы тот каждый день читал Бхагавад-гиту. Каждый день. Да? Мы сейчас тоже каждый день читаем Бхагавад-гиту. И ученик пошел в свою пещеру и начал читать там Бхагвад-гиту. Однако в пещере жила маленькая мышка. Тут в соседней комнате живут маленькие мышки, я вам тайну открою. Кто боится, туда не заходите.

Материальный мир - это иллюзия и обман

01:04:50 Когда все уходят, я знаю тайну, они там начинают столы передвигать. Пока мы все здесь, они там тихо сидят. Но когда все уходят, я ухожу последний, там начинаются столы двигать. Там жила маленькая мышка. И она потихоньку грызла книжку. У меня был хомячок в детстве и однажды он ушел куда-то и мы долго его искали, и так и не нашли, до тех пор, пока я не полез за книжкой. В диване много книжек хранилось, пол библиотеки. И когда я добрался до края, оказалось, что там уже не книжки, там уже пятикомнатная квартира, этого хомячка. Он был такой интеллигент, так здорово там жил. [Смеется]. Книжки вкусные. Поэтому, потихоньку грыз Бхагавад-гиту. И этот монах устал эту мышку отпугивать, мышки назойливые такие достаточно. Он подумал: нужно что-то делать. Ну что делать? Кота надо раздобыть. Который бы уже с этой мышкой разбирался.

01:05:59 Есть такие коты, знаете, коты – смерти. «Смерть мышам». У него там вместо глаз маленькие мышки, их даже страшно держать в руках. То есть мышки сразу же разбегаются в разные стороны. Кто-то может приобрел такого кота, крысодава. Кот прогнал мышку, но вскоре начал мяукать, орать, потому что был голоден оказалось . Ему нужно было есть что-то кроме мышки. Монах понял, что его нужно было чем-то кормить. Чем кормить? Молоком – нужна корова. Ему пришлось завести еще корову, для того, чтобы кормить этого кота. Постепенно он все меньше и меньше читал Гиту, потому что уже было столько забот. Поэтому он понял: «Ну так невозможно так много времени этой корове уделять», корова очень много времени требует. Ну думает, необходимо кого-то нанять, чтобы он об этой корове заботился.

01:07:01 Нанял человека, человек начал заботиться о корове, но монах обнаружил, что этот человек как-то лениво относился к своим обязанностям, молоко куда-то на сторону продавал по ходу дела, и подумал: «Слишком сложно все это, нужно постоянно контролировать, нужно что-то делать, корова, мышь, пещера и вообще времени нет, покушать некогда. Подумал, надо жену заводить, невозможно уже, тогда уже жена будет все это делать, и готовить, и сама будет за коровой смотреть, и с молоком все нормально будет. Поэтому он завел себе жену, женился, но жена захотела детей. Как обычно, захотела детей, так появились дети, новые заботы, на детей надо много всего, и ему пришлось задуматься о деньгах. Поэтому он начал заниматься бизнесом.

01:07:54 Потому что жена, так сказать, не дает жить спокойно без денег, жена остается спокойной только если денег много. Если денег нет, то все – жизни не будет. Однозначно. Поэтому он занялся бизнесом. Приобрел землю, все засуетилось, заработало. И однажды учитель вернулся проверить как он читает Бхагавад-гиту. [Смеется с залом]. Он не понял. «По-моему, мое наставление было – просто читать Бхагавад-гиту. А я вижу у тебя жена, дети, семья, бизнес, работа, земля, ты работаешь налево и направо, ты вообще не читаешь Бхагавад-гиту». И ученик ответил ему интересные слова, сказал: «Учитель, я просто делаю все это для того, чтобы читать Бхагавад-гиту, я делаю это только для того, чтобы исполнить ваше наставление, все это направлено на исполнение вашего желания, я изо всех сил бьюсь, чтобы исполнить ваше желание читать Бхагавад-гиту».

01:08:57 Поэтому, помните, материальные желания очень сильные, им ничего не стоит убедить нас в их духовности. Понимаете? Материальные желания постоянно нас убеждают, что это очень духовные желания, что они направлены на наше развитие, на духовную жизнь, что они соответствуют духовным трактатам, что это все к лучшему. Есть такая интересная концепция – все, что не делается, все к лучшему. Дайте мне этого человека, и мы разберем его жизнь, что это там к лучшему у него там не делалось за последнее время. Не все, что делается – к лучшему. Не все! Это такая, хитрая очень иллюзорная философия, такой лже-позитив. Есть такие лже-позитивные теории. Все что телу хочется – это хорошо. Все, что не делается – к лучшему. Понимаете? Да? Так сказать, все что в тело входит – хорошее. Все что выходит – не хорошее. Много таких концепций веселых. Нет.

01:10:10 Иллюзия очень хитра. Поэтому для того, чтобы избежать этой опасности, надо постоянно находиться в обществе духовно развивающихся людей. Они видят нас со стороны и всегда укажут на допущенные ошибки. Они нас видят. И всегда нам помогут. Потому что, если мы будем одиноки, наши материальные желания переубедят нас, оденутся в одежды святых. В Индии так происходит. Когда неопытный человек приезжает в Индию, он встречается с такими обманщиками, которые одеваются в одежды святых. И просят подать, до смешного доходит, они одеваются в одежды отреченных людей, в одежды санньяси, мужчины, женщины, и ходят вместе и просят пожертвования в одеждах санньяси. Ну в одеждах отреченных они ходят все вместе, и взрослые, и дети, и говорят: «Дайте денег для моего мужа», но в одеждах отреченных людей.

01:11:15 Женщина подходит и говорит: «Мой муж – санньяси, дайте ему денег». Даже не понимают, что они говорят. Просто смешно, но люди непонимающие, дают им денег, просто обманщики, они живут в соседней деревне, и не хотят работать, поэтому приходят и просят деньги у непонимающих поломников. И так же наши желания материальны. Они живут у нас в соответствующих органах, и приходят в наше сердце переодетыми в святых, говорят: «Мы святые желания, мы святые желания. Поэтому исполни нас, чтобы очиститься, исполни и ты очистишься и поймешь, как действует карма, и поймешь как действует иллюзия, мы должны испытать на своем опыте. Чтоб понять как с этим бороться, мы должны узнать врага в лицо». [Смеется].

01:12:12 Поэтому, не верьте своему уму, нужно находиться в обществе духовно развивающихся людей, это будет истинной защитой. Вопросики пожалуйста.
[Из зала] [неразборчиво]

Ответы на вопросы

01:13:28 [В.О. Рузов] Да, мы не можем принимать окружающих нас людей как духовных учителей. Когда человек духовно развивается, вы можете принять его как своего гуру, как шикша гуру. Но если человек духовно не развивается, вы не можете принимать от него советов. Потому что он говорит: «Расслабься, пойдем пиво попьем. Какая проблема?». Он говорит: «Да нормально, да что ты, да это не измена, один раз не считается». Понимаете? «Да никто же не узнает, все ж хорошо». Конечно, нельзя следовать таким наставлениям. Да, мы их любим, мы с ними дружим, да, мы с ними общаемся, но не принимаем наставления фальшивого развития. Мы не принимаем их за своих учителей. За учителя надо принимать того, кто стоит на более высокой платформе развития.

01:14:14 И поэтому мы вынуждены согласовывать, не можете общаться – пишите, пишите письма. Здесь всегда писали письма. Есть почтовый ящик, я вам тайну открою, до сих пор. И не нужно знать секреты интернета, берите ручку. До сих пор продаются почтовые марки. Я напомню, их нужно лизать языком, и наклеивать как попало на конверт в правый верхний угол, понимаете, это еще работает. И письмо идет очень быстро, я вам тайну открою. За неделю доходит. Очень быстро доходит письмо. Оно до сих пор доходит, никакой проблемы нет, в любую часть мира, пишите письма. Это было всегда. Всегда человек общался письмами и рос. И великие поэты, великие писатели, жили в своих деревнях. Я был в этих деревнях. Просто глухие есть деревни. Островского, еще не знаю, еще там кого-то. Все, в своей деревне. Что они делали – письма писали друг другу.

01:15:15 Они переписывались, но с теми, кто близок им по духу, кто более развит. А были там одни пастухи и доярки, которые даже не знали о поэтах, да. И он там жил и руководил, но он писал постоянно своим друзьям, писал, были письма, письма, письма, письма. Можно общаться, как же нельзя общаться. Можно общаться, нужно общаться. Поэтому, не важно, где вы живете, абсолютно не важно, важно от кого вы принимаете наставления по своему развитию. Поэтому, нужно принимать от того, кто развитее, принцип такой. Мы должны принимать наставления от того, кто более развит. Мы должны делиться наставлениями с теми, кто с нами на одном уровне находится, и мы должны давать наставления тем, кто менее нас разумен.

01:16:13 Поэтому, вы видите кто с вами рядом находится, и действуйте соответственно, в соответствии с этим правилом. Поэтому, пишите письма, это очень интересно. Это культивирует сознание, вообще писать очень полезно. Культивирует сознание. Причем именно писать. Все будет хорошо.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Да. Тоже самое. Это мир загрязнения, поэтому мы должны прыгнуть в Гангу святых имен. А святые имена, это то, что очищает в этом мире. Поэтому, человек должен всегда повторять святые имена Бога. Это то, что очищает сознание, это та река, что должна течь в нашей собственной голове. Булькать там: буль, буль, буль, буль, буль…булькать, тогда будет очищение.

01:17:32 Этот мир постоянного загрязнения, поэтому здесь постоянно происходит накопление пыли. Постоянно что-то надо делать. Но чтобы мы не делали, всё равно пыль будет. Поэтому должна быть эта защита, постоянное моление. Поэтому, каждый день тело наше загрязняется, поэтому его нужно мыть, каждый день наш ум загрязняется, нужно его мыть так же святыми именами Бога, никак иначе.
[Из зала] [неразборчиво]

Принцип гармоничной жизни

01:18:27 [В.О. Рузов] Да, да.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Принцип такой, если человек перенапрягается, к нему обязательно будет приходит вожделение. Поэтому вожделение - это кризис перенапряжения. Поэтому вожделение, оно убьет вас, оно заставит вас найти какой-то выход, если вы перенапряглись. Поэтому принцип только в одном, в гармоничной жизни. Нужно гармонично работать, отдыхать, находить время для отдыха, для духовной практики, для работы над собой, и тогда тело будет спокойно менять эту энергию, менять модус этой энергии и все будет нормально. Она будет переходить в интеллект.

01:19:27 В йоге это называется подъем кундалини. Мы не поднимаем кундалини, нам это не поднять, это не наш спорт, поэтому мы можем трансформировать эту сексуальную энергию в интеллектуальную энергию. Это называется Оджас. Оджас – это трансформированная половая энергия, которая переходит в мыслительные процессы. Поэтому, если вы заняты мыслительными процессами, то есть как мы говорили, мы должны читать, думать, учить наизусть, и задавать вопросы. Человек должен жить с этими процессами. Мы должны проповедовать науку о Боге другим, это занимает очень серьезно мыслительные процессы. Потому что себе объяснить легко, понять легко, другому попробуйте объяснить, все – мозги вспухнут, закипят и волосы дыбом от перегрева, понимаете? Факт.

01:20:28 И нужно не перенапрягаться, как только человек перенапрягся, все, это значит, что эта энергия, она возвращается обратно в половую систему и начинает требовать какого-то выхода. Начинаются всевозможные варианты, то есть перенапряжение, нужно срочно как-то от этого избавиться.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Ну вот это и есть, Оджас переходит в Теджас.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Бог с этими словами, не будем себе забивать голову терминами, сам принцип таков, что если сказать другими словами, чтобы было понятно – иммунитет. Иммунитет, то есть защитные силы организма и внутренняя энергия. И она находит свой выход, в защите организма – она защищает организм, то есть человек не болеет, она делает человека более молодым, более здоровым, буквально переходит в кожу.

01:21:38 Оджас в кожу переходит. Поэтому у такого человека кожа начинает святиться. Оджас такой святящийся. Поэтому до семейной жизни у человека есть, исходящяя от кожи привлекательность, молодость такая привлекательная, что ужас прямо какой-то, молодые парни, девушки, они очень привлекательны, потому что у них нет еще сексуальной жизни, их Оджас в этой привлекательности находится. Все, когда начинается сексуальная жизнь, тогда все одинаковые, серенькие, в принципе, становятся, никакого Оджаса, одни крема только помогают, и то не помогают уже. Естественно, Оджас уходит. Это просто естественная защита организма, человек не болеет, редко болеет и мыслительные процессы... Вот на все это тратится Оджас. То есть буквально сила организма тратится на эту энергию и она может быть использована или в сексуальной функции, или в функции защиты организма и мыслительных процессах. Поэтому, или туда, или туда. Одновременно не получается. Поэтому вот так вот происходит.

01:22:54 [Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Ну вообще степень греха, как его в процентах измерить, но это лучше, конечно, чем прямая измена, хотя бы СПИДа не будет. Понятно, что глупость тоже делится по степени глупости, но вы уж там сами разбирайтесь, какая вам глупость ближе, но глупость она есть – глупость. В любом случае, глупость она есть – глупость. Это значит, что, в общем-то, она была раньше совершена, это просто уже последняя стадия. А глупость была в дисгармонии. Поэтому это проблема нашего времени. Это для всех проблема. Я не знаю когда мне отдохнуть, у меня ни одного дня нет отдыха. У меня 365 дней в году работа, не знаю куда мне деться. И я мечтаю, не знаю чтобы, это для меня счастье, когда что-нибудь срывается. Понимаете? Это называется дожили, когда у меня что-то срывается – я счастливый. Мы думаем: «Вы что, Вячеслав Олегович, мы не знаем как вам сказать, этот город отменяется». Я говорю: «Слава тебе, Господи, 5 дней есть пустых!», я говорю: «Большое спасибо, я вам так благодарен!». Они не понимают, я вообще сумасшедший, или что?

01:24:14 Вячеслав Олегович – сумасшедший. А я счастливый, 5 дней пустых. О, не знаю даже что делать буду!. Ой. Понимаете, радости сколько! Есть у вас такое состояние? В Москве должно быть такое состояние, тут у всех такое состояние. Когда что-то сорвалось – довольны. Болеет ли человек, о, заболел – нормально, лежу, одеялом укрыли, ой, чай, ой чай с медом принесли, ой книжка моя, ой вообще здорово, не будят никуда, отосплюсь, отлежусь. Симпатичные, все такие счастливые, довольные. Только ходят, вокруг него, грустное лицо делают. [Смеется с залом]. Видели, нет? Ну что в больницу ходят счастливые? Сразу грустные бывают, выходят – опять довольные. Нет гармонии. То есть, как был устроен мир? Земля давала естественную гармонию. То есть пол года поработали на земле, пол года отдыхаешь, некуда работать.

01:25:14 То есть, земля она заставляет, а сейчас земли нет, мы работаем на заводах, он всё равно завод, даже если это на офисе, всё равно завод, завод на офисе, а он круглосуточный этот завод. Поэтому нужно давать себе давать себе отдых. То есть не отдыхаете – однозначно будут приходить сексуальные проблемы. То есть это напрямую связано. Если вы хотите справиться со своими сексуальными проблемами, гармонизируйте свою жизнь, отдыхайте. То есть, ничего сделать будет невозможно. Это такое – односекундный отдых, за всю неделю, а смысл? Лучше может субботу, воскресенье нормально отдохнуть?
[Из зала] [неразборчиво] семья живет гармонично, они также могут отдыхать друг с другом, дети же тоже как-то должны рождаться
[В.О. Рузов] Да пусть раздает, но 10 000 детей вы же не родите, ну вот. Ну сколько вы родите? Максимальное количество, скажите?

01:26:20 [Из зала] Хотя бы двух.
[В.О. Рузов] Ну двух, и все. А остальное? Что, куда?
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Это не отдых. Это работа. [Смеется]. Это сначала кажется, что отдых. Потом понимаешь, что это не отдых. Проблема это, проблема. Поэтому, в общем-то, нужно понимать, даже современная медицина очень жестко стоит на позициях, что должно быть минимум сексуальных отношений в семье. Очень жестко стоит на этих позициях современная медицина. То есть, это не является отдыхом. Это функция зачатия, понимаете? Поэтому минимальное должно быть количество взаимоотношений, минимальное. Это делает семью здоровой. Делает человека здоровым и делает детей, которые рождаются тоже здоровыми. Факт. Поэтому минимальное должно быть количество.

01:27:37 Я понимаю, что так как все перенапряжены, это естественно превратилось в ежедневную такую, называется супружеская обязанность, но только нет обязанности такой, не было никогда, это все придумали, враги. Это наказание на самом деле, наказание. Что это такое? Это не любовь – это разгрузка, понимаете? Жена напряжена, муж напряжен, все это превращается в какую-то разгрузку друг на друге, что это такое? Какой-то тренажер просто, тренажерный зал. Но любовь - это что-то большее, но любовь это зачатие.

01:28:17 Поэтому от любви рождаются действительно благородные дети. Если ребенок рождается от секса, он рождается неблагородным, он рождается хулиганом. В этом проблема. Поэтому, ну что делать, сейчас такая культура. Поэтому, это нельзя назвать гармоничными отношениями, гармоничные отношения как раз не требуют половых взаимоотношений. Гармоничные взаимоотношения, как я сказал, это духовные отношения. Когда для отношения требуется половая связь, значит гармонии нет в отношениях, к сожалению. Как это не страшно звучит в наше время, но это факт, если нам интересно друг с другом, половые отношения не требуются. Они даже странны в этом случае. Выглядят странно. Поэтому сейчас это превратилось в некоторую физиологию. Просто такое физиологическое разряжение, разрядка. Зарядка, разрядка. Утром зарядка, вечером разрядка. Здрасте.

Как регулировать отношения в семье?

01:29:28 Но, к сожалению, сейчас глубина этого понимания из культуры исчезла. Однако мы можем увидеть, что даже на материальном плане это подтверждается, эти законы подтверждаются.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Как регулировать? Как это можно регулировать? Оба должны понимать что-то, когда один что-то понимает, нет какой-то регулировки. Вот, пробуйте, регулируйте, попробуйте. Но проблема в том, что, как мы говорили, внутри семьи знание не передается между родственниками, нужно чтобы из вне знания пришли. Потому что от нас не будет это принято.

01:30:29 Поэтому нужно, так сказать, вести себя настолько приятно, так, чтобы семья не разрушалась. Такова реальность. Только на основе взаимопонимания возможна какая-то регуляция. Что-то можно регулировать, если есть взаимопонимание, если его нет – что вы можете регулировать? Никого не волнует ничего сейчас. Поэтому, вещь достаточно сложная в регуляции. Время все отрегулирует. Время – штука добрая, очень хорошо регулирует данную проблему. [Смеется]. Поэтому, не бойтесь, это не надолго. [Смеется]. Наоборот, в обществе другая проблема. Как бороться с влиянием времени на этот фактор. [Смеется]. Поэтому, все будет хорошо. Какое-то время пройдет, и все отрегулируется. Все будет нормально.

01:31:28 [Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Интересная тема, угу.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Значит она должна принять себе учителя. Мужа она приняла, если муж духовен, он является учителем для жены. Если муж не духовен, она должна также кроме него принять учителя.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Духовного учителя принять, да. У жены должен быть духовный учитель.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Ну а как вы на него будете воздействовать?
[Из зала] Но говорить ему что-то бесполезно
[В.О. Рузов] Ну, попробуйте.
[Из зала] Я пробовала
[В.О. Рузов] Угу. [Смеется].
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Нет. Попробуйте его утюгом пытать, еще как-то. [Смеется с залом].

01:32:33 Поэтому, легче принять учителя. Вы принимаете учителя, и он, фактически, это как он сам принимается, и у вас появляется двойная зависимость. То есть, вы не полностью принимаете мужа, вы его принимаете как временного защитника. Но так же вы принимаете учителя, как философского наставника. То есть в этом уже есть некоторая идея – не быть полностью зависимым от материального мира. Поэтому женщина, если муж не духовен, должна принять учителя. И она может принять даже Бога, как своего изначального мужа, как истинного мужа, как вечного мужа. Но это уже может быть сложно, для начала. Это так, на последних стадиях. Но сначала учитель. Но женщины развитые, они сразу Бога принимают как мужа. Но это такое, высокое очень сознание.

Возможно ли достичь безграничного счастья в материальном мире?

01:33:42 [Из зала] Вячеслав Олегович, вы нам рассказывали про счастье, что оно есть: ограниченое и безграничное. А что такое безграничное счастье и возможно ли его постичь, достичь в нашем материальном мире?
[В.О. Рузов] В материальном мире возможно, если вы открываете для себя духовную жизнь. И тогда, когда духовная жизнь приходит в нашу материальную реальность, мы соприкасаемся с увеличивающимся духовным счастьем. Как только мы его материализуем, опять возвращаем в материальную реальность, оно тут же заканчивается, превращается в горе.

01:34:24 [Из зала] То есть по сути, это счастье, оно духовное?
[В.О. Рузов] Да, счастье духовного, но когда мы его вводим в материальное мышление, в материальное сознание, оно заканчивается, и превращается в горе. Да, точно. Оно в наших руках. То есть его просто нужно не испортить. Мы как правило портим, материализуя. Да. Это возможно.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Мы говорили о том, что не нужно помнить плохого о других людях. Мы должны помнить плохое о себе. Поэтому так, в общем-то, и отличается мудрец от глупца. Мудрец помнит свои ошибки и забывает ошибки других. А глупец, он забывает свои ошибки и помнит ошибки других. Поэтому да, это верно, в этом есть доля истины. Разобрались.

01:35:56 Что я хотел сказать? С 5 по 7 мая будет большой фестиваль. За городом, в Полушкино, туда можно будет приезжать и уезжать, он будет 5, 6, 7 мая. Будет много всего, много лекций, духовных учителей, буду огненные ягьи, будут пения, танцы, концерты, фестивали, конкурсы, подарки, пиры, магазины, поздравления, в общем, полностью духовная программа три дня. Расписание у меня есть. Все могут взять себе бумажки и ознакомиться, я всех приглашаю. Вот тут все будет – тут написано. Что я не понимаю, что тут написано, вы сами посмотрите и разберетесь, то есть все это раздастся, кому не раздастся, тот еще получит, всем дадим, нам не жалко, приглашений много, друг у друга если что еще перепишите.

01:37:04 Это важно, будут духовные учителя мирового значения, будет много программ, много всего красивого, поэтому стоит принять участие. Мне положили книги, это что значит? Появились значит у нас книжки. «Нектар преданности» - это целая толстая книга о любви, которая рассказывает о всех формах проявления любви, то есть как любить. Называется «Нектар преданности», на санскрите называется Бхакти расамрита синдху, «Нектар преданности», это очень интересный трактат духовный, который рассказывает о всех формах любви, и как она проявляется. Для тех, кто интересуется любовью.

01:37:50 И «Источник вечного наслаждения», это книга для чтения. Это книга, которая настраивает сознание на духовно-философский лад. Это духовная книга для чтения. Она формирует духовное мышление. Очень интересные истории. Очень интересная философия. То есть, книга для чтения, нужно обязательно прочитать, поэтому обязательно приобретите пожалуйста, пока они есть, почитайте, все будет хорошо. Так же у нас появился диск с записью посвящения которое было, поэтому те кто проходили, те, кому интересно, они могут у Олега заказать, он запишет диск посвящения, видео – диск, со всей этой церемонией, кто проходил посвящение в традицию повторения мантры. Это осталось для потомков, все будут видеть, вот так вы получили посвящение в не нашу традицию. [смеется].

01:38:59 Вопросики какие-то ко мне? Технические? Много людей без учебников, это не хорошо. Приобретите Бхагавад-гиту. Это важно разобрать. Хорошо. Большое спасибо. Аплодисменты в зале.

транскрибирование: Наталья Лимаренко | Москва | Россия | 01 августа 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 23 января 2015