Как перестать суетиться и начать духовно расти?

26 апреля 2007
Обеты делают человека серьезным в достижении цели. Как изменить жизнь к лучшему? Как общаться с человеком, который всех критикует? Для чего нам нужен духовный наставник? Рождение в теле человека — это очень ценное рождение. Хватит смотреть, нужно слушать. Как перестать суетиться и начать реально развиваться? Как подчинить себе мужа? На все богатства мира нельзя купить хорошие отношения. Ответы на вопросы. У Бога нет проблем. Концепция майявады. Бог - это источник красоты. В чем разница между Абсолютной Истиной и Верховной Личностью Бога?
лекция для практикующих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:09:48 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 915 | скачано: 1003 | избрано: 7
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Обеты делают человека серьезным в достижении цели

00:00:00 [Рузов В.О.] Развитие происходит определёнными этапами. Грубо можно их определить в три этапа: свободное развитие, развитие на основе обетов, и снова свободное развитие. И так как первый этап свободного развития может нам показаться естественным, но это не так. Он основан на неправильных идеях, нечистом сердце, ложных ожиданиях, корысти какой-то, в общем, на иллюзиях. Но есть некоторое ощущение своей свободы, что «могу», «хочу», «нравится», однако если человек не принимает обетов, то этот этап очень быстро заканчивается и человек бросает свою деятельность. Поэтому он должен перейти в этап обетов. Когда человек даёт обет, обеты очищают, как вы заметили, появляется сразу же очищающий эффект, то есть человек понимает, что надо.

00:01:06 И вот это «надо» является аскезой. Эта аскеза очищает сердце, эта аскеза проверяет бескорыстие, эта аскеза, в общем-то, избавляет нас от иллюзии, и в определённый момент мы понимаем, что несмотря на то, что надо, мы готовы это делать намного больше. И опять возвращается этап свободы. Поэтому необходимо пройти через этот этап обетов. Как в любви, мы, конечно, любим друг друга, но надо оформить свой брак, дабы быстро не закончился этот эффект любви. Поэтому мы, конечно же, можем испытывать некоторые очень яркие эмоции на первом этапе такой свободы, но это так и называется - этап ложного энтузиазма, поэтому он должен обязательно перерасти в обеты. И обеты делают человека серьёзным. Мы говорили, необходима правильная эмоция в отношении с Богом, и эта эмоция - правильная серьёзность.

00:02:13 Поэтому когда приходит серьёзность, отношения становятся адекватными и происходит очищение, поэтому человек быстро развивается, поэтому всё идёт по плану. Ещё вопросики?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] На следующий день нужно восполнить.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну, всё очень просто, да.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну да, если вы копаете яму и в какой-то момент не выкопали какую-то часть ямы, не нужно на следующий день закапывать, нужно прокопать чуть побольше. Всё очень просто [смеётся].

00:03:16 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Надо быть разумным, конечно. Мало ли что. Нужно просто догнать, восполнить, восстановить, конечно. Жизнь такая, напряжённая достаточно, иногда не получается действовать стабильно, но надо стараться. Когда человек старается изо всех сил — это не считается. Когда человек расслабляется, тогда да... Человек должен стараться. Ну, не получилось - не получилось, на следующий день докапаем свою яму. Что делать? Не надо её закапывать. «А! Ничего не получилось!» - не надо так, надо продолжать. В общем-то, на этом и основана любая деятельность в этом мире, происходят какие-то срывы. Ну, бывает такое.

00:04:11 Делали, делали стену - раз, в один день бетон не завезли. Ну что теперь, весь дом ломать? Нет, на следующий день продолжим, так бывает. Поэтому просто надо продолжать, продолжать, догонять - всё будет хорошо.
[Из зала] Вячеслав Олегович, а как человек может почувствовать, он вот читает один круг, как он чувствует, что… Это затягивает, вроде бы и легко, а вот как он должен перейти уже на вторую ступень, 4 круга, потом, после 4-х кругов, уже на 8? Где вот эта грань?
[Рузов В.О.] Он должен уже делать это. То есть если человек хочет принять какой-то обет, это значит, что он уже должен делать этот обет, он уже должен его совершать.

00:05:01 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, то есть он уже должен это делать. Обет - это некоторая формальность, то есть, ставится печать над тем, что человек уже делает. Это не то, что человек берёт обет делать что-то в будущем, нет, это неправильный обет. Правильный обет - это подтвердить то, что уже есть.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, вот он уже делает это, и когда он это делает, он делает это стабильно, он понимает, что он может это делать, вот тогда он берёт обет это делать. Понимаете? Но в основном человек так берёт обет, он говорит: «Всё, с понедельника буду вставать в 5 утра! Беру обет», - и что происходит? В понедельник он спит до 9 часов, а во вторник до 10, а в среду до 11. Да? Пробовали. Это не обет, это глупость. Обет - это когда вы месяц встаёте в 5 утра и через месяц берёте обет вставать в 6. Понимаете?
[Из зала] Не в 5?
[Рузов В.О.] Нет, в 6.

00:06:01 И в 5 уже нормально получается, понимаете? [Смеётся]. Это разум. Вот это обет. Но всё должно быть практично и разумно, а если человек экспериментирует - это некоторая бравада, понимаете? То есть бравада. Нет, это не обет, это, как мы говорили, эксперимент. Эксперимент - это материалистичный подход к аскезе. Нет, должен быть разумный подход к аскезе: могу, и вот, беру обет - всё честно.

Как изменить жизнь к лучшему?

00:06:33 [Из зала] Вячеслав Олегович, можно ещё один вопрос? [Неразборчиво], а вот если человек вегетарианец и полностью бросает сразу, а потом еле ноги таскает, он постепенно адаптируется или же [неразборчиво]?
[Рузов В.О.] Что значит «еле ноги таскает»? Мало ест жареной картошки?
[Из зала] Есть такие люди, которые просто, которые не могут…
[Рузов В.О.] Пусть едят больше жареной картошки [смеётся]. Не знаю.
[Из зала] Нельзя постепенно перейти?
[Рузов В.О.] Можно.
[Из зала] Обостряются ещё заболевания.
[Рузов В.О.] Да? Это у них ум обостряется очень сильно. Это такие страсти некоторые, когда человек употребляет более лёгкую пищу, это явно более лёгкая пища, факт, она легче переваривается, то он ведёт более здоровый образ жизни и здоровый образ жизни может показаться человеку болезнью: «Как это так?». Поэтому наше время описывается, как перевёрнутое с ног на голову. То есть человеку становится легче, а он это воспринимает, как проблему - это неправильное восприятие здоровья. Просто человек не может воспринять здоровье и думает: «Что-то не то со мной, со мной что-то не то, что-то не так».

00:08:01 В основном такого не происходит, то есть это естественно для человека - питаться лёгкой пищей. Как раз тяжёлая пища неестественна, когда человек ходит с этой тяжёлой пищей. То эти изменения, этот переход на более лёгкую пищу ему кажутся болезненным. Нет, это облегчающий эффект, наоборот легче становится. Поэтому в основном это его внутренняя галлюцинация, он просто находится не в том обществе. Если он будет находиться в обществе нормальных людей, которые питаются здоровой пищей, ничего он не будет замечать ни одну секунду, никаких вообще изменений он не заметит, всё будет легче и проще. То есть желудку, в общем-то, абсолютно всё равно, что переваривать, он способен хоть гвозди переварить абсолютно спокойно, просто ему легче переваривать вегетарианскую пищу, она легче по своей природе, и освобождаются лишние силы, и человек думает, что это проблема. Нет, просто работать надо больше. Лишние силы освободились, надо больше работать. Все проблемы от безделья.

00:09:12 Поэтому человек ходит и вслушивается в своё тело: «Изменения какие-то начались!» - и он делает выводы какие-то, человек же всегда боится. Принцип нашего времени — это всего бояться. Поэтому думает: «Ничего себе, как же я буду жить без этого?», — да нормально будешь жить, ещё лучше. Поэтому если сказать просто, то для нашего пищеварения нет никакой разницы, что там переваривать абсолютно. Будете бумагу ему крошить, он бумагу переварит. Можете «Бхагавад-гиту» искрошить, сделать салат из «Бхагавад-гиты» с оливками и прекрасно переварит. На спор, любой из вас, хотите попробовать? Никакой проблемы не будет. Но, конечно, лучше что? Вкусненькое — факт.

00:10:00 Поэтому в основном это просто нахождение не в той компании. В должной компании об этом даже не будет никакой речи заходить, всё будет просто и легко, поэтому принцип, когда человек переходит на что-то, он должен находиться в компании, где люди уже перешли на новый образ жизни, иначе его страхи замучают. И люди будут помогать: «О-о, - они будут говорить, - Ты что-то побледнел. Побледнел что-то [смеётся], тебе надо крови пожарить, выпить стакан крови тебе надо, такой бледный». Бледность - это кастовость, это значит, что все силы уходят на мышление. Это вот красномордость очень подозрительна - это значит, что вся кровь в органы пошла, в активность физическую. Вот красномордые такие люди ходят.

00:11:04 А бледность - это кастовость, то есть это значит, что мыслительные процессы все мы задействовали. То есть если человек ведёт здоровый образ жизни, у него естественно больше мыслительных процессов и он, может быть, не представляет из себя уже такую кровяную машину из мышц и костей, которая должна бетон месить и мешки таскать. Нет, необязательно. А человек боится: «А как же я теперь буду жить? Может что-то сделать?» Поэтому вот так, в общем-то, это такие страхи от непонимания, и в обществе разумных людей этого не будет. Поэтому самое главное не питание сменить, а общение сменить. Когда человек меняет общение, всё нормально происходит, никакой проблемы нет. Он даже и не думает, чем он питается — все это едят, и он это ест. Потом через месяц он догадывается, что уже давно перешел на вегетарианское питание и даже не заметил.

Как общаться с человеком, который всех критикует?

00:12:05 Ещё вопросики?
[Из зала] А можно вопрос про [неразборчиво]?
[Рузов В.О.] Можно.
[Из зала] Есть сотрудница, мы постоянно с ней рядом, и она когда с кем-то поговорит, всё время начинает приставать [неразборчиво], сразу идёт негатив на меня [неразборчиво]. И ничего не делать тоже как-то: молчишь, про себя же начинаешь думать, и выйти тоже никуда. Как правильно составить стратегию?
[Рузов В.О.] Хвалите её. Однажды она почувствует подозрение [смех в зале]. «Вы такой хороший человек, вы так всё замечаете, вы так всех гадов выводите на чистую воду [смех в зале], вам цены нет! Вам цены нет!» — однажды она почувствует подозрение. То есть человек сначала рад, а потом он начинает чувствовать подозрения: «Что-то здесь не то». Хвалите человека.

00:13:14 Когда вы хвалите человека, он начинает оценивать то, что он делает с реальной точки зрения. Если вы ругаете человека, то он защищается. А если вы хвалите человека, он начинает всё переоценивать: «За что меня хвалят? Вот не ожидал». Люди-то все разумны и думают: «Вот вроде бы критикую, на чём свет стоит, а меня за это хвалят — очень интересно». И это начинает активировать некоторые процессы в сознании. То есть вот этот некоторый позитив, который вы даёте человеку, он помогает ему увидеть себя немножечко со стороны. Поэтому искренне хвалите человека: «С вами так интересно. Вы как что-нибудь расскажете, так прямо для меня целый мир, целое открытие».
[Из зала] Так и есть. [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да. Вот так искренне и говорите: «Вот я жила всю жизнь, никогда не знала о людях столько [смеётся с залом]. А теперь вот как кажется». И на человека это начинает действовать позитивно, он начинает задумываться, правильно ли он себя ведёт. Обычно он начинает молчать после этого на некоторое время. Он замолкает, думает: «Что-то не к добру я что-то рассказываю. Как-то я всё это не к добру, - начинает молчать, думает, - Лучше не надо с ним разговаривать».

00:14:24 [Из зала] «А то опять хвалить начнёт».
[Рузов В.О.] Да: «Что-то не к добру это всё». Нужно быть таким латеральным. Если вы близко общаетесь с каким-то человеком и не можете нарушить это общение, нельзя прямо решать какие-то проблемы, нужно искать какие-то такие боковые пути, хитрые пути, параллельные пути. Поэтому обычно вот такие неадекватные действия, но позитивные, они заставляют человека задуматься. То есть вы должны оправдывать этого человека. И когда вы его оправдываете, в его собственных глазах хвалите его, то тогда он сам начинает соображать, что что-то он сверх меры получает хорошего, что не за что столько получать хорошего. И начинает подтягиваться к стандарту хорошести. Ну, это надо так, прочувствовать надо. Но сам принцип. Разобрались?

Для чего нам нужен духовный наставник?

00:15:25 Текст 7, глава 2, страница 88: «Ом Намо Бхагавате Васудевая».
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Рузов В.О.] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Рузов В.О.] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Из зала] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[Рузов В.О.] Текст звучит на санскрите так, следите за мной, 88 страница: «Карпанйа-дошопахата-свабхавах приччхами твам дхарма-саммудха-четах йач чхрейах сйан нишчитам брухитан мешишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам». Переводится это так: «Я больше не знаю, в чем состоит мой долг и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания, поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я твой ученик и душа, предавшаяся тебе, наставляй же меня», фактически начинается сама «Бхагавад-гита». И суть в том, что мудрецы утверждают, что любая материальная деятельность создаёт человеку непреодолимые трудности — в этом смысл материальной деятельности, она обязательно создаёт трудности. И это специально так устроено. Любая материальная деятельность обязательно создаёт непреодолимые трудности, чтобы человек понял, что полагаясь только на свои силы, только на свои познания, в этом мире не выживешь.

00:17:13 Невозможно действовать, полагаясь только на свои силы. Невозможно действовать, полагаясь только на свои познания. И мы видим, Арджуна попадает в эту ситуацию, он понимает: всё. До этого было всё нормально. Он много чего пережил. Арджуна - это великий воин, и он воевал много раз, он сражался, Бог знает за кого, не только на этой планете, но и на другие планеты его вызывали — везде бился, участвовал во всех войнах, которые за эти последние 30, 40, 50 лет прошли. Он участвовал везде, но тут он понял: всё, своими силами дальше не получится. Всё, и его жизнь поставила в эту ситуацию. И это подталкивает человека к принятию наставника, к принятию учителя, что помогает человеку встать на путь духовного развития, то есть это подталкивает человека к принятию кого-то извне. Это даёт понимание самого принципа возвышения сознания, как принятие учителя.

00:18:15 Человек нуждается в учителе, говорится в «Бхагавад-гите», больше чем в воздухе, потому что только он может нам объяснить истинную цель жизни. Мы постоянно путаем цели жизни, постоянно путаемся, исполняем какие-то временные, никчемные задачи. И вот эта иллюзия… Задача иллюзии - убедить нас в том, что вторичные цели на самом деле являются первичными. То есть иллюзия путает цель, вторичные задачи выводит на первый план, говорит: «Вот сейчас самое главное, сейчас вот это самое главное, как же ты не видишь? Вот это, вот это сейчас главное! Вот это», - то есть меняет, перевешивает ценники.

00:19:00 Представьте себе, что кто-то рано утром пробрался в магазин и с самых дешевых товаров ценники перевесил на самые дорогие, а с самых дорогих на самые дешевые. И вот так наша жизнь. Но когда мы идём оплачивать, ничего не получается. Там штрих-код какой-то наклеен и уже так просто не оплатишь. И человек живёт в этой иллюзии и думает: «Вот как здорово! Как всё здорово!». Но не получается ничего. И если иллюзии это удаётся, то человек запутывается в своих собственных целях, задачах, и это делает его жизнь, похожей на пожар, он начинает гореть, он не может понять, что происходит и буквально нагревается. Вот этот пожар, объясняется в «Бхагавад-гите», всегда возникает неожиданно, никто его не ждёт. Так и трудности, всегда приходят к человеку тогда, когда он их не ждёт, эти настоящие трудности. Они приходят неожиданно. Никто их не ждёт, как пожар — в этом схема.

00:20:07 И это сбивает человека с толку. Сбивает его с толку, и он бросается на их разрешение, пытается разрешать все эти трудности. Так и проходит вся жизнь в борьбе с то и дело возникающими пожарами, с то и дело возникающими трудностями. Представьте, что ваша квартира каждый месяц горит. Но так в жизни происходит — что-то происходит всё время, нужно постоянно их тушить, тушить, тушить, тушить. Одним словом, мы все пожарники, в этом мире все профессиональные пожарники, нужно постоянно тушить эти пожары материальных проблем. Поэтому «Бхагавад-гита» рекомендует нам принять учителя. С этого стиха всё это начинается. Только он способен научить нас решать жизненные проблемы, кто-то сверху, кто-то более разумный, кто-то видящий приоритеты, тот, кто знает, какие ценники, где должны быть. Это некоторый такой менеджер: он знает, где какие ценники. Учитель — тот, кто знает ценность всего, он может оценить и он точно знает, тот ли ценник навешен или не тот. Только он может их опять развесить. И в идеале можно даже полностью избавиться от этих материальных трудностей. Полностью избавиться.

00:21:20 Поэтому человек должен тратить все свои силы не на решение постоянно возникающих проблем, а на поиск достойных учителей, и это будет более практично, это будет более решаемо, это будет по-настоящему решать проблемы. То есть человек прикладывает столько усилий, чтобы решить проблему, но этих же усилий хватило бы, чтобы найти достойного учителя, и это будет более разумное решение. Это есть мудрость, это есть практичность, это есть умение правильно распорядиться своей жизнью. И почему в этом стихе говориться о скупцах? Вы заметили, да, слово скупец употребляется. Очень интересно.

Рождение в теле человека — это очень ценное рождение

00:22:02 Потому что если человек не использует свою драгоценную жизнь, а человеческая жизнь драгоценна, для самосознания, он не просто скупец, он глупец. Это очень драгоценно, наше время драгоценно, наше тело драгоценно. Даже, в принципе, в рублях если посчитать, всё очень дорого стоит. Сколько сейчас печень стоит? [Смеётся]. Очень дорого. Если всё тело посчитать, очень дорогое тело получается [Смеётся]. В наших руках есть эта огромная сумма, которой мы можем заплатить за развитие своего разума. Наше собственное рождение в теле человека — это очень ценное рождение. Рождение в теле человека чрезвычайно ценно, потому что только человеческое тело способно привести душу к вершинам самоосознания. Только в человеческом теле это возможно.

00:23:01 Но мы экономим, мы решили сэкономить на этой жизни, и тратим свою жизнь на животные потребности, такие как: секс, сон, еда, оборона. Растрачиваем нашу жизнь на ерунду. У нас есть миллиарды, а мы экономим на спичках. А мы экономим, экономим, экономим. У нас сил на всё должно хватить. Но мы… Вот это и есть скупец. Скупец на санскрите называется крипан. Крипан - скупец. Крипан - это человек, заболевший кожной болезнью. То есть такое очень интересное определение — кожаная болезнь. То есть надежды на то, что его тело его защитит, что телесная концепция его защитит. Что его защитят материальные привязанности, материальные связи помогут ему решить все проблемы, что какие-то тела помогут ему решить проблему, что телесная концепция решит всё.

00:24:16 Но в этом мире проблемы есть у каждого, поэтому на кого мы возлагаем свои надежды? На тех, у кого свои проблемы. Мы думаем, что нам помогут решить наши проблемы те, у кого точно такие же проблемы. Как нам могут помочь решить наши проблемы те, кто не может точно такие же свои проблемы решить? У всех абсолютно одинаковые проблемы. Как может нас избавить от старости врач, который сам стареет? Объясните мне. Как может нас избавить от болезни врач, который сам болеет? Я грубо говорю. Как это возможно? Невозможно. Те же самые проблемы. Но мы надеемся на то, что, может быть, кто-нибудь когда-нибудь что-нибудь придумает.

00:25:00 Но если человек понимает важность своего развития, вот этой жизни, когда он отдаёт своё рождение, отдаёт свою жизнь, врёмя своей жизни науке самоосознания, получает благородный статус. Это называется брахман. Есть скупец, мы говорили, крипан, а есть брахман — очень благородный статус. И он пользуется уважением всю оставшуюся жизнь. То есть вот он из крипана, из скупца, превращается в брахмана , в того, кто готов пожертвовать свою жизнь. В этом идея. Так мы надеемся друг на друга до тех пор, пока всё не разваливается окончательно. Надеемся, надеемся, надеемся, надеемся, наконец, это просто разваливается. Это не что иное, как духовная лень. Есть такое понятие — духовная лень. Мы не хотим приложить даже небольшое усилие, чтобы найти настоящее решение своим проблемам, чтобы проблема больше не повторялась. Мы решаем проблему — вновь повторяется, решаем — вновь повторяется. Даже не хотим приложить усилий, чтобы окончательно остановить проблему.

Хватит смотреть, нужно слушать

00:26:06 Однажды один ленивый человек не умел готовить себе еду, не хотел и не умел. В его стране царь объявил, что все ленивые люди могут прийти в благотворительный дом и получить пищу. И пришли сотни человек, и все они сказали: «О, мы ленивые, накормите нас, мы такие ленивые. Царь сказал, что ленивых будут кормить. Здорово!». И тогда царь запер их всех в этом доме и сказал министрам: «Подожгите дом». И дом загорелся, и вдруг все эти ленивые люди стали очень активно выпрыгивать из окон, вылазить из дверей — все начали очень активно убегать. Сразу активность появилась, краснощекость [смеётся]. Все, кто находился внутри, очень быстро стали действовать, всё, лень сразу прошла. Но два человека не выбежали, они так и остались лежать на своих местах.

00:27:07 И один из этих двух сказал другому: «Знаешь, что-то моей спине становится жарко от огня», — другой человек ему посоветовал: «Ну, перевернись на другой бок [смеётся], в чём проблема?». И царь сказал: «Вот это действительно люди ленивые, накормите их [смеётся], остальные пусть идут работают». Поэтому Арджуна подаёт всем нам очень хороший пример: он просит принять его в ученики, мы видим, в этом стихе. Итак, с этого момента Кришна становится первым духовным учителем, который передал науку самоосознания в виде «Бхагавад-гиты». Он принимает на себя эту обязанность, а Арджуна становится первым её учеником, который её понял. Он первый, кто понял. Так они становятся первыми и всё это настолько интересно, что заслуживает нашего внимания, нашего изучения и весь мир изучает это до сих пор.

00:28:08 Вот этот пример Арджуны состоит в том, чтобы перестать смотреть и начать слушать. До этого он смотрел на всю эту ситуацию. Смотрел, смотрел и всё. И он понял: смотреть бесполезно. И он принимает решение: хватит смотреть, пора слушать. Всё, уже зрение не помогает, нужно обращаться к слуху. И ученичество — это слух, когда мы со зрения переходим на слух, когда мы понимаем: всё, глаза наши ничего не стоят, бесполезны. Он переходит на слух. Этот мир — это мир глазеющих: все глазеют, все разглядывают друг друга, особенно представители противоположного пола. Все глазеют. Мир глазеющих. Но даже животным такое поведение не очень нравится.

00:29:01 В одном из зоопарков, в каком-то, не помню, в Бельгии, по-моему, стали появляться надписи на клетках: «Животных не разглядывать». Почему? У них проблемы начинаются, у животных, на них постоянно смотрят, не знают куда деться, у них аппетит пропадает, они болеть начинают, у них депрессия начинается, они умирают, потому что на них целый день смотрят с большим интересом. Можно с ума сойти, да. Разглядывание меняет наш ум. Как это происходит? Допустим, в прошлой жизни женщина разглядывала мужчину и её ум приобрёл форму мужчины и в этой жизни она рождается мужчиной. Очень просто. Теперь это мужчина с мужским умом, и он что делает? Изо всех сил разглядывает женщин, что приводит к переформированию его ума в женскую форму, и в следующем жизни он опять рождается женщиной. И так происходит из жизни в жизнь. Мы то, на что мы глазеем.

00:30:07 Мы то, на что мы глазеем, поэтому в восточной культуре известен принцип даршана. Есть такое слово даршан. Человек должен хотя бы один раз в день увидеть форму Бога. Один раз в день пойти на даршан. Даршан — это свидание с Богом. Увидеть форму Бога, получить его даршан. Даршан — это свидание, то, что формирует в нас божественное мышление, божественный ум, божественное сознание, это то, что останавливает цикл перерождений, потому что мы уже смотрим не на мужчин и на женщин, мы смотрим на Бога - это одухотворяет ум, одухотворяет сознание. То есть вообще, этот принцип разглядывания таков: разглядывают перед тем, чтобы съесть — это животный принцип. Сначала разглядывают, потом съедают. Вот посмотрите, как человек ест: он сначала разглядывает, потом ест, ложкой набирает, разглядывает, ест. Вы заметили?

00:31:08 Человек с закрытыми глазами никогда не ест. Вы попробуйте есть с закрытыми глазами — невозможно. Надо посмотреть всё: «Что это мне положили?» Да? Ложечку дать посмотреть, съесть. Вообще, разглядывание — это процесс пищеварения некоторый. То есть глаза, они должны понять, какая пища, чтобы уже заранее начал вырабатываться нужный желудочный сок, фермент. Человек сначала смотрит, потом нюхает, потом пробует. Но когда он смотрит, уже понятно, что должно быть. То есть это такой некоторый пищеварительный синдром. Поэтому будьте осторожны: даже самые приятные взгляды очень опасны. Это похоже на то, как голодный человек в кондитерской разглядывает пирожные [смех в зале], его взгляд тоже очень лаковый, мягкий, но потом он просто съедает до последней крошки его.

00:32:07 Развитие идет не через разглядывание, через внимание, слушание идёт развитие. Не через внимательное разглядывание, через внимательное слушание. Вот этим материализм отличается от духовности. Материалистичный человек очень внимательно всё разглядывает, а духовный человек очень внимательно всё слушает. Что значит внимательно? Внимательно, значит серьёзно. Чем серьёзней слушает человек, тем больше информации он способен усвоить. И Арджуна показал этот пример максимальной серьёзности, дал эту максимальную серьёзность. В результате чего он настолько серьёзно слушал, что он с одного раза понял «Бхагавад-гиту», чего и вам желаю. С одного раза. За 20 минут причем. Сколько мы уже бьёмся? Дай Бог за эти 3 года хоть что-то понять.

Как пеерстать суетиться начать реально развиваться?

00:33:08 И может возникнуть интересный вопрос: почему мы говорим о философии, почему сразу не поговорить о духовном мире, о любовных взаимоотношениях с Богом? Ответ состоит в том, что Божественная философия не отлична от Божественной любви. Самые близкие любовные отношения с Богом не отличаются от изучения Божественной философии, не отличаются друг от друга. Но в чём эффект Божественной философии? Эта философия, великая мудрость, она делает любовь к Богу стабильной. Бог говорит с нами на языке любви. Он общается с нами, но мы не слышим этот язык, мы не можем его понять, мы не можем его перевести. Мы хотим услышать только то, что нас интересует, мы не хотим услышать то, что от нас просится.

00:34:04 Он говорит прямо из нашего сердца с нами, но мы не хотим слушать. И философия настраивает нас на этот язык, учит нас этому языку. Наше сознание сейчас избирательно, и мы хотим слышать только то, что соответствует нашим теперешним желаниям, мы слышим только то, что хотим, мы слышим то, что соответствует нашим желаниям. Ко мне приходит много людей на консультацию, много людей, но мало кто внимательно слушает то, что я говорю, и пытается понять. Большинство просто ищут подтверждения своим идеям. Поэтому консультативная практика в наше время становится очень сложной, очень неблагодарной, никому не нужна консультация, всем нужна индульгенция, все хотят получить подтверждение своим идеям. К астрологу сейчас вообще бесполезно ходить. Астролог не может докричаться через желания человека, не может. Человек просто хочет получить подтверждение своим желаниям, не более того.

00:35:10 «Ну скажите, ведь, наверное, у вас всё-таки написано, что я должен развестись, что второй брак будет лучше, ну найдите, пожалуйста, на руке, в гороскопе, должна же быть планета, что второй брак лучше. Ну не может так быть, не могу я жить с этим гадом больше, ну найдите, пожалуйста», — и человек ищет это, ищет, ищет. А лучше, чтобы семь было браков. Семь ещё лучше. «Ну не может быть так! Там же написано, сколько у меня браков. Ну, скажите, сколько у меня браков? Там же написано. Посчитайте, 10-12? Сколько?». [Смеётся]. Почти каждый не согласен со своим положением в этом мире, со своим местом в этом мире, поэтому он пытается изо всех сил его изменить, изменить своё положение.

00:36:05 Но нам уже выделена какая-то часть этой материи. Нам уже оно выделено, наше положение выделено, и наша задача на эту жизнь уже выделена. И смысл человеческой жизни - это не постоянно менять своё положение, перебегая, как таракан, с места на место. Меняет, бегает: туда - сюда, туда - сюда. Нет, наша задача: оставаясь на своём месте, исполнять свой долг. Стать счастливым на своём месте, на том, на каком мы уже находимся, и сделать других счастливыми, находясь на своём месте. Не меняя положения, стать счастливым, одухотворить своё сознание. То есть оборудовать из своего места некоторый центр счастья, такой проповеднический центр. Переоборудовать надо своё место. Не сменить место, а переоборудовать. Мы можем быть партизанами, например, в каком-нибудь глухом лесу, но если мы достанем рацию, можем связаться с любым местом в этом мире.

00:37:08 Однажды в западном законодательстве обнаружилась некоторая прореха, которая позволяла вещать из нейтральных вод, что в нейтральных водах можно вещать, тут никакой проблемы нет. И множество радиолюбителей, они поплыли в нейтральные воды, там накупили какие-то кораблики ржавые и установили там свои радиостанции, 100 или 200 радиостанций образовалось, и все вещали, что хотели, каждый на свой лад, пока всё это не запретили новым законодательством. Так и мы должны найти свои возможности помогать другим, найти вот эту некоторую прореху, свою возможность, на своём месте помогать другим. Поэтому сами мы не можем место поменять - не получится. Поменять место нам может разрешить только Бог. Сами мы не можем своё место поменять. Сами будем просто бегать по кругу, как заблудившиеся в лесу и постоянно натыкаясь на ту же самую ситуацию. Нам будет казаться, что мы место сменили. Нет, мы будем на то же самое бревно натыкаться вновь и вновь. Мы не можем сами своё место сменить. Невозможно. Только Бог может его сменить, сказать: «Всё, ты на этом месте надоел, туда иди». Только он может нас перевести. Сами мы не можем — такое наше сознание. Мы должны быть на этом месте.

00:38:30 Однажды среди шахтёров проповедовал христианский миссионер. И он начал пламенную речь, такую очень яркую речь, говорил шахтёрам о том, что греховная личность в Ад отправиться, так нельзя жить и можно обрести спасение только, если ты Иисусу предашься, никак иначе. И услышав имя Иисус, один из шахтёров спросил: «А какой у него порядковый номер шахтёрский?». У всех шахтёров есть какой-то порядковый номер на этих шахтах. Спросили: «А у него какой номер?» — интересно.

00:39:04 Миссионер попробовал ещё раз, он попытался описать какие-то ужасы Ада, сказал: «Ад — это место, где очень темно и сыро». Шахтёры посмотрели на него и сказали: «Да нормально, что ты нас пугаешь? Мы там всю свою жизнь вообще работаем, у нас то же самое, у нас шахта такая, как родная, — всё нормально» [Смеётся]. Тогда миссионер понял, что у них представления о своей реальности, поэтому он решил привести другой пример, благодаря которому они могли его понять. Он сказал: «Ад — это место, где нет газет». И шахтёры сказали: «Это кошмар! Это кошмар. Расскажите нам побольше об Иисусе, мы не хотим в Ад. Это ужасно. Как это без газет? Это ужасно».

00:40:05 И каково же наше истинное положение в этом случае? Наше истинное положение очень интересно, в «Бхагавад-гите» оно определяется, как положение слуги Бога. Положение слуги Бога. Мы можем быть в двух вариантах в этом мире: либо слугой Бога, либо его врагом, выбор очень простой, либо враг, либо слуга. Либо в Ад, либо туда. И фактически серединных вариантов нет. Нам кажется, что это серединный вариант, но это вариант врага. И духовная практика трансформирует наше сознания врага Бога на сознание его слуги, в этом трансформация. И парадокс состоит в том, что когда человек соглашается быть слугой Бога, он тут же получает полное освобождение из материального плена.

00:41:04 Уже кажется, что наоборот, позиция не слуги, как какое-то закомплексованное положение. Нет, наоборот, именно оно освобождает нас полностью из материального рабства, именно оно освобождает из этих сетей материальной иллюзии. И пока человек не принимает эту концепцию, он будет всячески философски доказывать, что он не должен быть слугой не при каких условиях, не при каких обстоятельствах, что мы должны быть полностью свободны, он будет проповедовать идею свободы. Но идея материальной свободы - это идея рабства. Мы становимся рабами своих желаний. Желания нас делают своими рабами, мы становимся рабами своих чувств. Чувства диктуют нам, что делать, они заставляют нас что-то делать. Однажды Драупади, мы знаем из «Махабхараты» Драупади, она объясняла Сатьябхаме, как подчинить себе мужа. Всем женщинам это очень интересно. Это всех интересует.

Как подчинить себе мужа?

00:42:10 И она пыталась узнать специальные заговоры: «Какими заговорами ты пользуешься? Столько мужей, как ты с ними всеми справляешься? Как ты их так подчинила?». Сколько их было, помните?
[Из зала] Пять.
[Рузов В.О.] Пять. Пять здоровенных мужиков-кшатриев, шелбаном могут убить. Не просто убить, а навсегда убить. Серьёзно. И она бедная тоненькая маленькая Драупади, она всеми ими руководила, они все ей подчинялись. И она спрашивала: «Как? Как ты это делаешь? Заговор какой-то есть. Ты что-то там шепчешь, наверное, на узелке». Есть такой ведьменьский приём: нужно завязать узелок где-нибудь на одежде мужа и когда завязываешь, нашептать что-нибудь: «…чтоб тебя никто не видел, сам чтобы никого не видел, чтобы глаз ни на кого не лёг…».

00:43:17 Узелки на память не зря завязывают. Узелок - это место жизни духов. В узелках живут приведенья. Поэтому если ему нашептать на ухо, то он будет тоже нашёптывать на ухо этому человеку. Поэтому с узелками такие вещи связаны мистические, поэтому раньше было искусство вязания. Искусство вязание было мистическое искусство. Такой свитерок, такие носочки женщина могла связать! Поэтому никогда жена не разрешала, чтобы мужу что-то вязала другая женщина. А жена вязала мужу какую-нибудь одежду. А когда он шёл в бой, она заговаривала эту одежду и она его защищала лучше, чем кольчуга. То есть это такое было мистическое искусство, им владели раньше женщины, узелками.

00:44:10 И до сих пор можно встретить бабушек, они завязывают себе на память что-нибудь, запоминают. С узелками надо аккуратней. Ну, сейчас машинка. Оптовая, так сказать, медитация происходит. Сам принцип. Она спрашивала: «Что? Что ты делаешь? Как ты это делаешь? Как ты заговариваешь их всех? Может, настойка какая?». Травы могут также делать человека послушным. Травы делают человека послушным, и травник владеет этим искусством. Травки, чаёк им завариваешь какой-то. «Что делаешь?», но Драупади развеяла все её сомнение, она сказала: «Единственный способ подчинить себе мужа — это служить ему с чистым сердцем, ничего не ожидая взамен». Ничего не ожидая взамен этого служения. Только смиренное и бескорыстное служение может дать нам настоящие взаимоотношения. Смиренное бескорыстное служение. И нет никакой волшебной мантры, нет янтры, кавачи, есть только бескорыстное служение Богу. Бескорыстное служение.

00:45:23 Современный человек не согласен с это концепцией, всё это ему не нравится, он прикладывает все усилия, чтобы что-то значить в этом мире, готов пойти на любые ухищрения, чтобы стать великим, чтобы хоть как-то доказать себе свою божественность или как минимум исключительность. Ну не божественность, хотя бы исключительность. Я могу облегчить задачу этих людей, и вам тоже будет хорошее знание, как их всех успокоить. Есть один признак, по которому можно точно сказать, что человек божественен, что у него есть божественная природа. Знает кто-нибудь?

00:46:01 Ну вы знаете, я просто вам сейчас напомню. Есть один признак Бога, Божественности, очень простой признак. Такой человек может абсолютно спокойно производить золото, у него нет проблем с золотом. Он может производить сколько угодно золота, проблем нет. В Индии много людей себя называют богами, но всем им приходиться чем-то торговать: благовоньями торгуют, побрякушками торгуют, открытками торгуют, магазины открывают — не получается у них золота делать, не делают золото. Золото — это божественный метал, его может только Бог производить. Человек может его только отбирать, выкапывать, выстругивать, вымывать — даже найти его не может нормально. То есть вы не можете просто пойти и найти 10 килограмм золота. Вам нужно всё лето его трясти. Видели, как золото моют? Даже найти его не можете просто. Найти его невозможно.

00:47:05 Но это Божественная природа называется «Камень Чинтамани» - это Божественная природа. Бог просто прикасается к железу, и оно становится золотом. Поэтому если вы видите человека, который говорит, что он бог какой-нибудь со страшной фамилией Гробовой [смех в зале] смертен, вы можете его попросить сделать из стакана золото. Какая проблема? Никакой проблемы нет, всё понятно. Зачем он берёт деньги, если он Бог? Не Бог никакой. Для Бога нет проблем делать золото — это в Ведах описывается, что любого человека можно проверить на его божественность: пусть делает золото публично. Я скажу: «Я Бог. Всё, Вячеслав Олегович - Бог». Вы скажете: «Вячеслав Олегович, ну по килограммчику всем раздайте [смех в зале], мы же не зря ходили на ваши лекции». В принципе, даже не плохо, да? Нормально.

00:48:02 Если кто-то из вас Бог, вы мне тоже скажите, у меня есть пара задач в этом мире нужных, финансовых. Мне немножко, пару килограмм, не хватает на их осуществление: на храм в центре Москвы, выкупить ещё то, сё. В общем, на несколько кирпичиков есть задача, поэтому если что — не стесняйтесь, заходите в гости. Видите, очень хороший тест. Веды очень практичны. Будут появляться боги, миллион богов, проверяйте их. Проверяйте их, скажите: «Дай килограммчик. Дай миллиончик». [Смеётся]. Поэтому всё это такие шахтёрские боги. Всё, что они могут — это открыть свою фабрику по производству конфет и продавать эти конфеты со скидкой от государства. Вымолить у государства скидку благотворительную, божественную скидку.

00:49:01 Было время, когда религия в России торговала водкой и сигаретами со скидкой, знаете об этом? Государство предоставило официальные скидки для закупа сигарет и водки. Почти половина всей водочной и сигаретной промышленности в России (со времён перестройки лет 5) шла под эгидой религиозной торговой деятельности. Это вы знаете, это всем известно, просто это не очень любят афишировать. Но когда были такие яркие скидки для религиозных организаций, очень веселые религиозные организации, они торговали на всю Россию, закупали. А также были скидки на водку и сигареты для спортивных организаций, вот после революции. Поэтому половина всей водки и сигарет были религиозными, а половина были спортивными. В общем, такой очередной маразм. Но когда знаешь вот эти некоторые правды жизни, понимаешь, насколько всё маразматично. Хочется чего-то нормального. «Бхагавад-гиту» прям приятно читать после всего этого, прямо сердце радостью обливается после такого тяжёлого маразма [смеётся], и всё ещё это под эгидой борьбы с пьянством и так далее. В общем, абсолютный маразм сто процентный, факт. Сам принцип.

На все богатства мира нельзя купить хорошие отношения

00:50:33 Очень интересный момент в том, что слуге Бога не нужно золото в принципе, так как он дорожит своими отношениями с Богом. Для него отношения важнее, чем все богатства этого мира, потому что эти отношения очень ценны. И если у человека есть хорошие отношения, ему уже ничего не нужно. Вообще, в чём смысл золота? В чём смысл богатства? Богатство даёт надежду, что можно купить себе отношения, что можно купить себе счастье. Однако любые купленные отношения временны и двуличны. Любое купленное счастье временно и двулично. Думая, что за деньги можно купить себе счастье, человек становится нищим духом. Очень интересное определение даётся. Когда человек становится богатым материально, он автоматически становится нищим духом, потому что думает, что сможет купить себе счастье. Если он пытается это делать, он становится нищий духом. Так богатство делает человека нищим. Поэтому Восток рекомендует вести простую жизнь, что помогает человеку стать богатым духовно. Неважно, сколько у человека денег, много или мало, но если он ведёт простую жизнь, это делает его богатым духовно. То есть отношения не покупаются за деньги, отношения углубляются через желание чем-то пожертвовать ради этих отношений.

00:52:07 Однажды на строительстве Тадж-Махала, когда он строился, был нанят один штукатур, и руководитель строительства, прораб, он смотрел, как продвигается дело и заметил, что три дня подряд этот штукатур сидел на одном месте и замешивал раствор для штукатурки. И на третий день руководитель разгневался, сказал: «Что ты всё время сидишь, мешаешь этот раствор? Какой-то тунеядец вообще». А на Востоке люди вспыльчивые, поэтому этот человек, который размешивал раствор, он тоже разгневался и бросил горсть своего раствора в этого прораба. Тот увернулся, и раствор попал на стену Тадж-Махала. И этот раствор был настолько хорошо замешан, настолько качественно, что его не смогли оттереть. И до сих пор это место осталось на стене Тадж-Махала [смеётся] - столько много усилий он приложил, чтобы получился хороший раствор.

00:53:08 Эта история говорит о том, что мы должны пожертвовать всем, что у нас есть, вложить в это свою душу, своё время, свои силы, своё положение, чтобы наилучшим образом сделать что-то в этом мире, чтобы действительно наше дело было качественным, чтобы оно было приятным, чтобы действительно оно было сделано, как для Бога. Не просто ради денег, чтоб действительно это было нечто серьёзное, нечто настоящее, вложить в это всю свою душу. В общем, так и определяется развитие человека: чем более развит человек, тем больше он свою душу вкладывает. Чем более человек материалистичен, тем больше он свой ум вкладывает, свою хитрость, свою изворотливость, свою наглость во всё это. Но когда человек духовен, он вкладывает всю свою душу. Такой ручной продукт появляется, сделанный руками, высокого качества.

Ответы на вопросы

00:54:20 Вопросики, пожалуйста, задайте мне по этому стиху.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да. Слуга — это тот, кто старается, чтобы его хозяин был счастлив. А наш Бог несчастен, он плачет по своим детям, которые покинули его. И мы очень хотим, чтобы наш Бог стал счастливым. Естественно, он источник всего счастья, но по своим детям он плачет. Поэтому нас не устраивают эти слезы, и мы хотим успокоить его, вернувшись самим и приведя за шкирку ещё пару десятков тысяч весёлых детей [смеётся]. Насколько это возможно?
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну да. Если мы уже поняли, что Бог плачет по нам, это значит, что мы уже осознали реальность. Теперь мы ещё поняли, что другие не поняли, что Бог плачет по ним.

00:56:00 Поэтому такой человек пытается изо всех сил как-то эту проблему уменьшить. Например, если вы любите какого-то человека и у этого человека пропал ребёнок, вы же будете искать этого ребёнка, то есть вы не сможете терпеть горе этого человека, поэтому будете прилагать все усилия, чтобы найти. У мамы однажды собака убежала, но собаки тупые абсолютно, их когда с поводка снимают, они убегают километра на три куда-то, не задумываясь вообще, просто по прямой. Видели, как собаки убегают? Убежала куда-то, скрылась в темноте. А собаки, они же дорогу обратно не находят, они же не кошки, у них проблемы с этим. То есть всё, она убежала и ничего не понимает. Ну, туповатые немножко собаки, у них с ориентированием в пространстве есть некоторые проблемы.

00:57:05 Это кошки хитрые, у них там какой-то компас, их так просто не выживешь из дома, бесполезно. А собаки туповатые. То есть она убежала, обернулась — никого нет, всё незнакомо. И присела сразу, знаете, на задние лапы. И собаки злые стали ходить, и тени, и всё незнакомо, и пахнет всё не так. И всё, сразу на измене, давай бежать куда-то. И мать её бегала искала, кричала, и все соседи стали помогать. Все, все, все вышли, стали помогать искать эту сумасшедшую собаку, куда она убежала, потому что невозможно было, мама так переживала за свою собачку. И все пошли помогать, все: соседи, прохожие. Всё, нашли эту собаку, приволокли за хвост, отдали. Собака 2 дня из дома не выходила ни за какие деньги, потому что она сначала испугалась, что потерялась, а потом за ней бросилась толпа, долго её догоняла, чтоб поймать. То есть ужас вообще такой. Ужас городских окраин.

00:58:17 И она в ужасе, её куда-то несли, потом оказалось, что домой, то есть она не верила своим глазам, что она выжила вообще во всей этой истории. Кошмары собачьей жизни. То есть это факт, если мы кого-то любим, то мы не можем терпеть вот эту ситуацию потери любимого. Поэтому если мы действительно любим Бога, мы не можем терпеть то, что у Бога есть потеря, что он плачет по своим потерянным душам, поэтому мы пытаемся их разбудить немножко, напомнить об этом. Вот это слуга Бога. Иначе очень подозрительный слуга, который очень рад, что его Бог плачет, не пытается решить эту ситуацию.

У Бога нет проблем

00:59:09 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Никто б не вернулся.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Как это некуда деваться? Что значит некуда деваться? Всегда есть, куда деваться. Можете просто отвернуться от Бога. Если некуда деваться, человек просто отворачивается: «Надоели вы мне все. Пошли все домой! [Смех в зале]. Не хочу вас видеть всех», — это же некрасиво? Поэтому пусть лучше идут куда-нибудь и живут в своём материальном мире, глазеют друг на друга, хотя бы не оскорбляют напрямую. Это некоторая такая обитель для блудных детей, они просто не хотят домой. Поэтому зачем мучиться?

01:00:05 Одна недовольная душа испортит огромный счастливый коллектив, знаете об этом? Вот все будут в хорошем настроении, у кого-то одного будет проблема и всё, всем будет плохо. Поэтому духовный мир не предназначен для недовольных. Материальный мир для недовольных и тут все недовольные собрались. А в кругу недовольных уже задумаешься. Когда все вокруг недовольные. Трудно как-то уже, приходиться что-то делать, развиваться. Поэтому это наше желание. Мы не хотим быть вместе с родителями. Ну разве родители могут удержать своего ребёнка? Не могут. Просто, что они говорят? «Всегда открыта дверь, возвращайся, когда захочешь».

01:01:03 И также Бог даёт священные трактаты и посылает сюда святых, чтобы они напоминали: «Дверь открыта, когда хотите — возвращайтесь. Проблем нет». Но никто не хочет. Футбол важнее, хоккей важнее. Столько тут дел важных. «Досмотрим и вернёмся. Тут надо кое-какие дела доделать». [Смеётся]. Поэтому мы деловые люди. Мы не святые люди, мы деловые люди, у нас дела. Что это за дела? Быть врагом Бога. Наше дело — быть врагом Бога. Мы действуем вражески, мы специально не делаем то, что просит Бог. Все знают, что Бог просит? Основные заповеди все знают. Человек специально не делает то, что его просят.

01:02:05 Например, мама нам говорит: «Пожалуйста, помой вечером посуду, пропылесось палас, вынеси мусор, сделай домашнее задание». И она приходит, и это всё, знаете, специально не сделано. Вот видно, специально не сделано. «А что ты не сделал?» — «А у меня дела». Дела. Ну какие же могут быть хорошие отношения? Не будет хороших отношений. Поэтому слуга Бога изо всех сил старается делать то, что просит Бог. Старается делать, потому что это приятно Богу. Для нашего же блага. Не для его блага, у него и так всё нормально. У Бога и так всё хорошо, у него всё в порядке. У нас всё не в порядке. Можно легко догадаться, что у нас всё не в порядке. Поэтому для нашего же блага. Факт. Ещё вопросики?

Концепция майявада

01:03:03 [Из зала] Вячеслав Олегович, можно? Откуда такое выражение «Нищие духом»? Потому что Иисус говорил, что блаженны нищие духом. [Неразборчиво] люди попадут в Рай. Почему здесь тогда…
[Рузов В.О.] Это другие термины уже. Это нужно в терминах этой конфессии рассматривать и там другие термины вообще. Поэтому эта цитата, она не подойдёт к сегодняшней лекции. А в разных трактатах разные термины используются, поэтому и «дух» имеет другое значение, и выражение «нищие духом» имеет другое значение. Но будет примерно то же самое объяснение, просто термины другие. Терминология другая.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Какая строчка снизу?
[Из зала] Предпоследняя фраза. [Неразборчиво]. Текст номер 8, предпоследнее предложение.
[Рузов В.О.] Текст номер 7, наверное? Или 8?
[Из зала] 7.
[Рузов В.О.] 7 - это последнее предложение.
[Из зала] В комментарии.
[Рузов В.О.] В комментарии предпоследнее предложение?
[Из зала] Да.
[Рузов В.О.] «Криками скупцы напрасно теряют отпущенное им время». Какая строчка снизу, скажите мне.
[Из зала] [Неразборчиво].

01:05:00 [Рузов В.О.] 90 страница? А, понял. Да. Нерождённому… «Предаться не Кришне как личности, а «нерожденному в Кришне»», - то есть идёт речь о том… Есть две концепции. Есть очень интересная концепция, которая говорит о том, что абсолютная истина безлична, что это просто любовь, свет, бесконечная космическая энергия, и что когда эта космическая энергия прессуется, то появляется личность. То есть личность - это такая прессованная любовь. Такой пресс некоторый: раз, и спрессовали.
[Из зала] Сгусток энергии.
[Рузов В.О.] Да, такой сгусток энергии, но который потом при определённой возможности опять растворяется. И поэтому в чём хитрость этой концепции? Хитрость этой концепции в том, что не нужно быть слугой, что нужно стать самому Богом, нужно стать частью этого света. То есть фактически это скрытый такой материализм, который говорит о том, что на определённом этапе ты тоже станешь Богом, ты тоже станешь светом. Это такая очень хитрая философия. Поэтому если вы посмотрите на плакаты (есть у нас плакатик, где на фоне ОМа что-нибудь?), на плакатах очень интересно представлена эта философия. На плакате есть определённое правило изображения, на духовных изображениях. И на них такой закон: что главнее, то ставится сзади всего, а то, что менее главное, то спереди.

01:07:02 Да, вот можешь показать. И мы можем увидеть, что, например, иногда Бог ставится перед изображением ОМ. Очень хитрый, сначала даже догадаться невозможно, то есть, что он выходит из этого аспекта света, аспекта любви, аспекта энергии, выходит из него, что сначала было счастье, свет, любовь, а потом из него уже выходят разные аспекты личностные. И поэтому мы тоже, как личности, в определённый момент должны раствориться и стать этой великой любовью, то есть фактически стать Богом - вот такая ловушка очень хитрая. Философская ловушка, называется она майявада. Очень хитрая философская ловушка.

Бог - это источник красоты

01:08:00 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Говорили о Боге.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] да, говорили о Боге, что это такое Божественное.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да. Бог может что-то делать. Факт.
[Из зала] Почему [неразборчиво]?
[Рузов В.О.] Так красиво очень.
[Из зала] Это ничего не означает?
[Рузов В.О.] Это очень красиво.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Смысл. У Бога всё для красоты — в этом смысл. Он самый красивый. Поэтому павлинье перо самое красивое из перьев, которое есть.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, это одно из самых красивых проявлений. И он использует всё самое красивое, у него всё самое красивое.

01:09:08 Поэтому здесь тоже есть павлины, в этом мире, они немножко туповаты, такие курицы конкретные. Туповатые, тяжело летают, тяжело дыша, прямо у них язык вываливается, когда они летят. Такая толстая, жирная, туповатая курица. Кричат, как кошки: «Мяу, мяу». Но перья очень красивые, самые красивые, поэтому в этом мире они представляют тоже прообраз павлина. И в духовном мире тоже есть павлины, они не такие тупые. Тут мир немножко такой, тут всё немножко тупое, поэтому там они нормальные, прекрасные. Но павлинье перо — это самое красивое, поэтому это является национальной собственностью Индии и вообще не разрешается для вывоза, их должны насобирать и сдавать. Это национальная собственность, из них делают украшения, красиво это очень, красиво действительно, меняется цвет, как доллар. Доллар сделали таким переливающимся, меняет цвет, как павлинье перо. Заметили? Это вот сняли всё с павлиньего пера. Самое красивое, переливается. Поэтому да, всё для красоты. Источник красоты. Очень красиво.

01:10:38 [Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну это да, это уже другая история, сейчас я не буду её рассказывать. Была история, да.
[Из зала] Вячеслав Олегович, нельзя ли вывозить украшения из павлиньих перьев?
[Рузов В.О.] Ну, видите, всё нельзя, но пока можно.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Пока нельзя, все вывозят. Пока ещё Запад не окончательно пришёл на Восток, пока можно вывозить и пока всем всё равно, что вы там возите, пока их очень радует, что вы к ним приезжаете и оставляете у них свои деньги, поэтому можете вывозить хоть целиком павлина [смеётся]. То есть теоретически как бы нельзя. Теоретически список очень большой, чего нельзя вывозить, но пока на это всё закрываются глаза, поэтому радуйтесь пока, пользуйтесь, очень красиво. Поэтому это вообще Божественное украшение. Божественное украшение — павлинье перо, поэтому это использовалось для царских украшений, в челму вставлялось. Представитель Бога — павлинье перо.Очень красиво.

В чем разница между Абсолютной Истиной и Верховной Личностью Бога?

01:12:18 [Из зала] Вячеслав Олегович, скажите, пожалуйста, разницу между Абсолютной Истиной и Верховной Личностью Бога.
[Рузов В.О.] Абсолютная Истина — это совокупность всех энергий Бога. Всё, что представлено в Боге. А Верховная Личность Бога — это определённая личность, из которой все эти энергии исходят. То есть это конкретизация. Абсолютная Истина — это всё вкупе, все энергии Бога вкупе, все вместе. Абсолютная Истина - это буквально всё, все Божественные энергии. А Верховная Личность Бога — это конкретизация, то есть это точка, вот она конкретная точка, вот она Верховная Личность Бога, вот она, то есть изначальная причина всех причин.

01:13:10 [Из зала] То есть Верховная Личность - это такой вариант источника?
[Рузов В.О.] Да, она источник всех энергий. Уже все энергии вместе называются Абсолютной Истиной. Вот так, примерно. Это как, ну сравним, директор завода и весь его завод. Вот завод включается в себя и директора, и весь персонал, и всю территорию — вот это завод. Но на заводе есть директор — верховная личность директора. Примерно так.
[Из зала] [Неразборчиво].

01:14:14 [Рузов В.О.] Нет, а на лектора надо смотреть, потому что лектор передаёт эмоцию. Он передаёт, он вкладывает. Это уже не смотрение, это обучение. Наоборот, на учителя надо смотреть, потому что он передаёт эмоцию, он передаёт вот эту всю более тонкую составляющую и это не является смотрением. Вот если человек вас не учит, и вы подойдёте к нему на остановке в глаза уставитесь — вот это будет подозрительным, да. Но на учителя надо смотреть. Это немножко другое — это уже процесс обучения.

01:15:00 Как мы говорили, процесс воспитания, обучения, руководства немножко отличается от обыденных рекомендаций. Поэтому на директора надо преданно смотреть, на учителя надо преданно смотреть и ребёнок на родителей должен преданно смотреть. Это уже другая этика.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну да, это уже другая совсем этика, поэтому там наоборот: «Смотри в глаза, говорю!».
[Из зала] Ну да.
[Рузов В.О.] «Какие сегодня оценки получил? В глаза, говорю, смотри!» — «А, ничего, нормально, всё хорошо». [Смеётся]. Тут наоборот, тут другая схема, но это и отличается от наставлений. Это уже другая...
[Из зала] Возможно не совсем в тему, что думает мужчина [неразборчиво]?
[Рузов В.О.] Как-то сложно вы так. Спросите у него. А я тут причем? Причём тут я? Что значит, я должен кому-то что-то? Никому я ничего не должен. Откуда я знаю, что там другие мужчины думают? Понятия не имею. Что это вы меня так обобщаете? Не обобщайте меня, все мужчины разные, я вам открою страшную тайну [смеётся]. Что они там думают, с вами разговаривая и не смотря на вас, я не знаю.

01:16:22 [Из зала] Нет, наоборот.
[Рузов В.О.] Наоборот — тем более. [Смеётся с залом]. Это вы у них спросите, я не знаю, что они там думают. Эти загадки лучше вы сами разбирайте. В этом и красота отношений, потому что не понятно, кто что думает.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, вот и думаешь: «Вот что это он думает? Гад такой [смеётся]». Это вот и интересно, да.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Ну вот и думайте. Интересно.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Это настолько интересные отношения между мужчиной и женщиной — всё интересно.

01:17:05 Но когда мы с тем же полом разговариваем, нам абсолютно всё равно, смотрит — не смотрит. С тем же полом, когда мы разговариваем, абсолютно всё равно.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, всё равно на самом деле. Люди разговаривают, сидят, но никого это особенно не волнует. Но когда межполовое общение — всё важно: «Как он на меня посмотрел!» [Смех в зале]. Или: «Он ни разу не взглянул». Это замечаете, это уже просто такие аспекты флирта. На самом деле без флирта никого это не волнует. Меня абсолютно не волнует, сколько раз вы на меня во время лекции посмотрели. Абсолютно мне всё равно. Хоть задом ко мне сядьте, главное за вход заплатите [Смеётся с залом]. Мне всё равно абсолютно, хоть спать лягте. Некоторые спят. Вот абсолютно всё равно.

01:18:04 Но когда флирт есть, тут всё: каждое движение важно, каждый взгляд, каждая эмоция. Поэтому если это волнует, значит, есть флирт, если не волнует, значит, флирта нет. Всё очень просто в жизни, проще некуда.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Я тоже тут ни при чём.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Да, то есть принцип просто очень. Межполовой принцип очень просто.
[Из зала] [Неразборчиво].
[Рузов В.О.] Конечно, не будет, что же она? Это надо совсем быть лохматой [смех в зале], непричесанной.

01:19:06 Женщина по определению привлекательный элемент, то есть она по определению привлекательна. Даже если её в какой-нибудь мешок завернуть, то мужчина догадается, что это не просто мешок, что это не к добру мешок какой-то, даже не к добру это всё. Поэтому в этом Божественная привлекательность, некоторая. Межполовая привлекательность, она Божественная, она специально заложена, чтобы тут было весело, а то тут вообще было бы грустно. Представьте, планета одних женщин. Грустно. Или планета одних мужиков. Грустно. Что делать — не понятно. А так весело, столько всего, увлекательно, и так, и сяк. Это некоторое такое развлечение, чтоб дети рождались тоже. А то никак не заставишь детей рожать так просто.

01:20:03 Поэтому вложена некоторая привлекательность, она вложена Богом специально, поэтому это нужно сильно постараться, поэтому ничего особенного в этом нет, просто не нужно сближаться, вот и всё. Если женщина не хочет сближаться, она не сближается. Всё очень просто: не сближается. В этом проблема. Спасибо большое.

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 19 августа 2012